Причины распада древнего рима. Причины гибели Римской Империи (экономические, военные и социальные)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Причины кризиса и распада рабовладельческой Римской империи. Причины распада древнего рима


10 фактов о Римской Империи

Россия — Третий Рим, как было сказано еще при Иване III и распространилась концепция в годы правления Романовых. А помнят ли сегодня «римские» жители историю предшественников — Первого и Второго Рима? Особенно — Византии?

И если уж «сетевая элита» сегодня претендует на роль общественной — историю нужно знать.

1 .Откуда взялись понятия Западная Римская Империя и Восточная Римская Империя?

Надо понимать, что империя римлян в древнюю эпоху была ничем иным, как просто эффективной системой удержания территорий для постоянного грабежа. Еще при Октавиане Августе претенденты на трон делили между собой государство на части — кому получше, кому похуже. А в III веке, когда Рим потряс сильнейший за всю его историю кризис, местная знать настолько усилила свою власть, что провозглашала «провинциальные империи». Были, например — Гальская Империя Поступа, Пальмирская Империя Зенобии.



С того времени стало очевидно, что удержание империи — непосильная задача для одного правителя и его бюрократов-чиновников. В течение IV века усиливалось деление «Запад-Восток». Окончательно же политическое раздробление произошло в 395 году, когда умер Феодосий — последний император единого Рима. С тех пор Запад постепенно поглощался варварами — Западная Римская Империя пала в 476 году, а Восточная — существовала до 1453 года уже в лице Византии.

2. Почему падения Западной и Восточной Империй разделяет тысяча лет?

Ответ очень прост. На Западе римляне покоряли очень примитивные племена — галлов, испанцев, африканцев. В результате, как только ослабла центральная диктатура, государство затрещало по швам. На востоке же римляне захватывали регионы с древнейшей историей — Грецию, Египет, Македонию, Малую Азию, Сирию, Месопотамию. Там веками существовало рабство, классовое разделение, поэтому как только Рим на Востоке стал падать, местные элиты здесь «наоборот сплотились», то есть — стали защищать свои интересы.

3. А что такое «Священная Римская Империя»? Вы меня запутали... Я что-то слышал про нее.

Священная Римская Империя — история совершенно отдельная. Когда германцы захватили Рим, они были так восхищены культурой, которую поработили, что рано или поздно традиции должны были взять верх. Карл Великий (768-814 гг.) объединил практически все западные племена в одно государство, создав новую империю. Он приобщал их к христианству, получив в Риме регалии из рук самого Папы.



Естественно, византийцы Карла никогда не признавали. Для них он был выскочкой и узурпатором. Потом империя Карла распалась. Ее западная часть стала прообразом нынешней Франции, восточная — Германии. «На базе» Германии появилось государство — Священная Римская Империя. Это была конфедерация средневековых князей, но существовавшая скорее формально, в качестве идеи. Как политическая структура она жила аж до 1804 года, пока Наполеон не отменил трон. С XV века империя стала просто способом регулирования внутренных немецких вопросов, а князья имели абсолютную независимость во внешней политике касательно собственных земель.

4. А откуда взялось само слово «Византия»?

Византийцами жителей Восточной Римской Империи стали называть на Западе уже после ее падения, произошедшего в результате вторжения турков. В реальности, «византийцы» всегда считали себя ромеями, единственными наследниками Рима. Византия создала свой тип государства, нацеленный на христианизацию внутри самих народов, отсюда и расхождение "православия" с "католицизмом": православные видели смысл именно в поиске внутренних ресурсов роста, эволюции, в то время как католики больше занимались именно агрессивным расширением влияния христианства.



Бытует мнение, что «Византия — очень скучное, постоянно деградировавшее государство». Но это не так. Император Юстиниан I (527-565 гг.) завоевал Италию, Северную Африку, часть Испании. Это была его идея фикс — возродить единый Рим. Но разорительные войны были уже не по силам империи, да и вскоре многие территории пришлось отдать — в том числе и арабам, новому врагу. Несмотря на все проблемы, в IX-XI веке империя оставалась сильнейшим государством мира. Пока в 1071 году еще один новый противник — турки, не нанес ромеям сокрушительное поражение при Манцикерте. Была потеряна Малая Азия, враги опять стояли у стен Константинополя. Но империя вновь возродилась и нанесла ответный удар!

В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Теперь врагами были уже католики. И хотя завоеватели со своей идеей «Латинской Империи» долго не продержались, Византии вряд ли уже что-то могло помочь. Коррупция, упадок нравов, религиозные распри.... В 1453 году Константинополь взяли турки, переименовав его в Стамбул и сделав центром своего государства.

5. Конфликт между католиками и православными происходит тоже из истории Рима?

Именно. Когда Рим в IV веке принял христианство, высшие церковные центры находились в Антиохии, Александрии, Константинополе, Риме. Антиохия и Александия — города на Востоке. Поэтому местные церковные «штаты» быстро попали под влияние Константинополя. А вот Рим — наоборот, окруженный варварами, устремился к германцам. Так и появился Римский Папа — по сути-то, для византийцев, узурпатор имени патриарха. Папы успешно установили власть на Западе — ниша-то была пуста. Ну а в 1054 году произошел окончательный раскол: события вокруг него — история долгая и отдельная.

6. Почему вообще Римская Империя распалась?

Главная причина — абсолютный кризис экономики. Рим держался на постоянных завоеваниях. А где взять рабов, если нет войн? Рабский труд не воспроизводился в условиях мирной жизни. А чем больше был Рим — тем сложнее было держать народы в повиновении. Да и к концу своей истории, римляне напоминали больше эстетов и любителей эротики, поэтов и философов, чем суровых воинов, в традициях которых, по древним обрядам, казнили каждого десятого воина в подразделении, бежавшем с поля боя.

Второй момент — постоянный натиск германцев. С III века германцы, которые были просто дикарями до той поры, начали активно выстраивать политические союзы. В их среде появилась знать, князья, герцоги (her-zog) — которые потом и станут этими «средневековыми феодалами». Они жаждали завоеваний и сокрушения империи, которая долгое время притесняла их и загоняла в леса. К тому же, римляне настолько обленились сражаться, что стали, грубо говоря, покупать одно племя германцев, чтобы защищаться от другого. Германцы в конце концов поняли, что Рим слаб — и просто взяли его полностью, договорившись друг с другом. А римляне сидели на виллах, читая возвышенные стихи и думая, какую ленточку надеть на ипподром... Вместо того, чтобы воевать.



7. Как появились на территории Римской Империи феодальные королевства германцев?

Тут как раз и зародился средневековый «феодализм» на Западе. Император, будучи непререкаемым авторитетом в глазах всех народов окружающего мира, считал нормальным дать какому-нибудь племени землю из своих владений. Тем более Риму это было необходимо — из-за упадка экономики целые регионы пустели... А немцы селились семьями, с оружием, были готовы защищать себя и территории от врагов: готы — от франков, вестготы — от остготов, вандалы — от аллеманов и т.п.

Для германца получить такой «подарок» было невероятно почетно. Это было «признанием мировой элиты» — в общем, дикарю из леса сносило мозг абсолютно. Через пару десятков лет эти дикари уже неплохо владели манерами и культурой, умели носить тогу и любили мальчиков в банях. И империя становилась необходима им все меньше, а Рим — наоборот, отчаянно нуждался в них. Императоры уже смирялись и с законами германцев в их землях, потом — смирились с почти полной независимостью, затем — пришлось отдавать им все больше земель... Кстати, историки Гитлера писали, что древние германцы «топили гомосексуалистов в болотах с семьями». Один вопрос — откуда у гомосексуалистов семьи? И второй — читая воспоминания каких-нибудь поздних римских авторов, постоянно видишь очень близкую культурную римско-германскую близость, так что вопрос спорный.

8. Почему же Рим не мог сыграть на противоречиях, позвав против германцев... не знаю, тех же славян?

Невероятно, но факт — на роль главы Западной Империи претендовали два народа сразу: галлы и ... славяне. Ну, конечно, не славяне, а гунны, но гунны включали в свою орду и протославянские племена. Потенциальным лидером, кто мог изменить ход истории, был Аттила, возглавивший ту самую орду — Великое Переселение Народов, которое впоследствии напало на Рим. Воинство Атиллы было бесчисленно, а император слаб. Договорись они или как-то реши вопрос даже пусть военно — все было бы иначе.



Но к тому времени германцы отлично научились ладить с римлянами. Римляне тоже неплохо освоили принципы работы и общения. Местная знать давала взятки вождям за защиту интересов перед императором, германцы были злом — но уже привычным. Все сдружились. И гунны здесь были бы явно как-то лишние. В битве 451 года при Каталунских полях, которую еще называют «Битвой народов», армии разных немецких племен и римляне разбили гуннские полчища. Атилла собирался в новый поход — его силы были неисчерпаемы, но в дело вмешался случай.... Ходят слухи, его отравили. После этого гуннские армии были отброшены назад, а орда его распалась.

9. Ведь Рим был не единственным государством древности, так?

Глупо конечно говорить, что Рим был центром мира. Было и Китайское Царство, и государство в южном Судане, в Эфиопии — Аксум. Были арабские племена, были государства в Средней Азии и Индии. Но римляне все равно превосходили практически всех. Единственное, почти вся история Рима с I века — это постоянная борьба с Персией: завоевать последнюю мечтали многие императоры, по примеру Александра Македонского. Сначала то была Парфия — династия Аршакидов, потом она пала и к власти вернулись уже истинные «персы». Римляне и персы продолжали бороться и во времена Византии. В итоге, Персия была так ослаблена борьбой, хотя и почти победила Византию в последней войне, что ее территории взяли арабы — исламизировали и превратили в часть Халифата. Но персы, в отличие от египтян или африканцев, так и не стали арабами по существу — даже ислам у них сейчас свой, шиитского типа — и здесь не без влияния снобизма их древней культуры.



10. Какие территории римляне пробовали покорить, но так и не сумели?

При Траяне (I-II век) империя включала в себя земли Британии, Дакии (современной Румынии), Месопотамию, Армению и Древнюю Ассирию. Это был период максимального, но очень недолгого расцвета. Но в отличие от громадной империи Македонского (а римская держава была еще больше), Рим существовал очень долго — и плоды его истории мы видим до сих пор. А если говорить о территориях, было много владений, куда римляне заводили свои войска, но не смогли удержаться. Германия - например. Или та же Шотландия - туда римляне периодически вторгались, но больше для усмирения воинственных кельтов.

Поделиться постом в социальных сетях:

denis-balin.livejournal.com

Падение Римской империи – кратко о причинах начала олабления, дата

Падение Римской империи зачастую связывают с эпохой Великого переселения народов. Давайте разберемся, является ли этот процесс первопричиной крушения крупнейшей на тот момент империи мира? В каком году произошло падение Римской империи или это событие не имеет точной даты?

Причины гибели Римской империи

С ростом подконтрольных Риму земель увеличивалось и его дробление на провинции. После земельных реформ братьев Гракхов в Риме стало развиваться натуральное хозяйство, что повлекло за собой сокращение доли перерабатывающей отрасли, выросли цены на транспортировку товаров. Торговля стала переживать крайнюю степень упадка, что повлекло за собой прекращение отношений между некоторыми провинциями.

Рост налогов отразился на платежеспособности населения. Мелкие землевладельцы стали просить защиты у крупных владельцев, что окончательно разорило их и создало прослойку крупных феодалов.

Упадок экономики вызвал волну негодования в стране. В империи случился демографический кризис – вырос уровень смертности и снизилась рождаемость. Поправить ситуацию в стране позволила политика разрешения варварам селиться на приграничных территориях империи при условии, что они принесут клятву защищать новую родину.

Римская империя в период своего могущества

Рис. 1. Римская империя в период своего могущества.

С пополнением населения империи варварами растет и их число на военной службе. Коренные римляне больше не питали интереса к армейской службе, куда шли ради получения земли и богатства – это все уже было у них. Руководящие посты сначала в армии, а потом и в политике стали занимать варвары. Среди коренных римлян все больше наблюдалась социальная апатия. В обществе наметилось разрушение духовности и патриотизма.

В поздней истории империи во главе власти не наблюдалось сильной политической фигуры вроде Цезаря или Помпея. Частая смена императоров снизила авторитет самого императорского титула.

Ну и, конечно, разложившееся общество и ослабевшая армия уже не могла конкурировать с наступающими на границах империи варварами. Нужен был более эффективный метод управления государством, чтобы противостоять внешней угрозе.

Реформы Диоклетиана и Константина

Дабы не допустить дальнейшего ослабления империи, требовалась более эффективная система управления ей. Император Диоклетиан (285-305) провел реформу, разделив империю на 4 части между двумя цезарями, которые взяли себе в помощники двух августов. Так было положено начало разделов империи. Диоклетиан лишил Рим статуса столицы, окончательно отнял у сената его последние функции, объединил императорскую казну с государственной и упразднил деление провинций на сенатские и императорские.

Взошедший на престол после него, Константин Великий (306-337) продолжил его дело. Он стал самостоятельно назначать чиновников в провинции, а также официально признал христианство религией в империи.

Константин Великий 306-337

Рис. 2. Константин Великий 306-337.

Падение империи

В 378 году на Балканах произошло первое крупное столкновение бежавших от гуннского нашествия готов. Выбирая войну против римлян или гуннов, они предпочли первых и победили в сражении у Адрианополя.

В этой битве римская армия была уничтожена, а император убит. С тех пор армия империи была полностью наемной, а на службу шли в основном варвары.

После этой битвы постоянно учащающиеся атаки варваров уже невозможно было остановить. Междоусобные войны и борьба за трон ослабляли страну еще больше. В западной ее части люди разговаривали на латыни и в обращении ходил динарий, в то время как в восточной ее части использовался греческий язык и из денег выбирали драхму.

Раздел Римской империи

Рис. 3. Раздел Римской империи.

Все это вынудило умирающего императора Феодосия в 395 году навсегда разделить империю на Западную Римскую и Восточную Римскую, передав бразды правления сыновьям Гонорию и Аркадию соответственно. На этом история единой Римской империи заканчивается. Судьбы двух сестер-империй будут разными и Западная Римская империя падет как логичное завершение падения единой империи. Восточная половина в статусе Византии просуществует более десяти веков.

Что мы узнали?

Говоря кратко о падении Римской империи, заметим, что варварское нашествие было далеко не главной причиной ее распада. В государстве назрело огромное количество проблем, которые не удалось решить.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Кризис Римской империи: причины и последствия

История Древнего Рима занимает значительный отрезок времени и подробно рассматривается в рамках школьной программы, а также в институтах. Рим оставил миру немало культурных памятников, научных открытий и предметов искусства. Археологам и историкам сложно переоценить наследие империи, однако ее падение оказалось вполне закономерным и предсказуемым. Как и многие другие цивилизации, достигнув пика своего развития в период правления династии Антонинов, Римская империя в 3 веке вошла в стадию глубокого кризиса, который и стал причиной ее распада. Многие историки считают этот поворот событий настолько естественным, что даже не выделяют в своих трудах этот период истории в отдельный этап, заслуживающий более пристального изучения. Однако большая часть ученых все же считают очень важным понимание такого термина, как «кризис Римской империи» для всей мировой истории, а потому мы сегодня посвятили этой интересной теме целую статью.

кризис римская империя

Временной интервал кризиса

Кризисные годы в Римской империи принято отсчитывать с убийства одного из императоров новой династии Северов. Длился этот период на протяжении пятидесяти лет, после чего практически на целый век в государстве установилась относительная стабильность. Однако это не привело к сохранению империи, а скорее, наоборот, стало катализатором ее распада.

В период кризиса Римская империя столкнулась с рядом серьезных проблем. Они затронули абсолютно все слои общества и стороны жизни государства. Жители империи в полной мере ощутили на себе влияние политического, экономического и социального кризиса. Также разрушительные явления коснулись торговли, ремесла, армии и государственной власти. Однако многие историки утверждают, что главной бедой империи стал в первую очередь духовный кризис. Именно он и запустил те процессы, которые в дальнейшем привели к распаду некогда мощной Римской империи.

Кризис как таковой определяется временным интервалом от двести тридцать пятого до двести восемьдесят четвертого года. Однако не стоит забывать, что этот период стал временем наиболее ярких разрушительных для государства проявлений, которые уже, увы, были необратимы, несмотря на старания некоторых императоров.

Краткая характеристика Римской империи к началу третьего века

Античное общество отличается своей разнородностью. Оно включает в себя абсолютно разные слои населения, поэтому пока они существуют в определенной и упорядоченной системе, то можно говорить о расцвете данного социума и государственной власти в целом.

Некоторые историки видят факторы кризиса Римской империи в самых основах, на которых выстроилось римское общество. Дело в том, что процветание империи было во многом обеспечено рабским трудом. Именно это делало любое производство рентабельным и позволяло вкладывать в него минимум сил и средств. Приток рабов был постоянным, а их цена позволяла зажиточным римлянам не заботиться о содержании купленных на рынке рабов. На смену умершим или больным всегда приходили новые, однако снижение потока дешевой рабочей силы заставило римских граждан полностью менять свой привычный уклад жизни. Можно сказать, что к началу третьего века Римскую империю настиг классический кризис рабовладельческого общества во всех его проявлениях.

Если мы говорим о духовном кризисе, то зачастую его истоки видят еще во втором веке. Именно тогда общество постепенно, но уверенно стало отходить от принятых когда-то принципов гармоничного развития человека, прежнего мировоззрения и идеологии. Новые императоры все больше стремились к единоличной власти, отвергая участие сената в решении государственных вопросов. Со временем это проложило настоящую пропасть между разными слоями населения и правителями империи. Им уже не на кого было опираться, и императоры становились игрушками в руках социально активных и сплоченных групп.

Примечательно, что к третьему веку Римская империя стала регулярно сталкиваться на своих границах с племенами вараваров. В отличие от прежних времен они стали более сплоченными и представляли собой достойных противников римским воинам, которые потеряли стимулы и некоторые привилегии, ранее окрылявшие и в бою.

Несложно понять, насколько дестабилизировалась обстановка в империи к началу третьего века. Поэтому кризисные явления стали настолько разрушительными для государства и полностью разрушили его основы. При этом не стоит забывать, что Римская империя столкнулась с масштабным кризисом, охватившим внутреннюю и внешнюю политику, а также экономическую и социальную составляющие благополучия римлян.

Экономические и политические причины кризиса Римской империи большая часть историков считает наиболее важными и значимыми. Однако на самом деле нельзя недооценивать влияние других причин на ситуацию в государстве. Запомните, что именно совокупность всех факторов и стала тем механизмом, который привел к развалу империи в дальнейшем. Поэтому в следующих разделах статьи мы максимально подробно опишем каждую причину и проанализируем ее.

римская империя в 3 веке

Военный фактор

К третьему веку армия империи значительно ослабла. В первую очередь - это связано с потерей императорами своего авторитета и влияния на полководцев. Они уже не могли опираться на воинов в тех или иных вопросах, а те, в свою очередь, лишились массы стимулов, которые ранее побуждали их верой и правдой служить своему государству. Многие солдаты столкнулись с тем, что полководцы присваивали большую долю их жалования. Поэтому постепенно армия превращалась в неуправляемую группу с оружием в руках, лоббирующую только свои интересы.

На фоне слабеющей армии все ярче стали проявляться династические кризисы. Каждый новый император, несмотря на свои попытки сохранить власть, уже не мог эффективно управлять государством. В истории империи были периоды, когда правители находились во главе империи только несколько месяцев. Естественно, что в такой ситуации трудно было говорить о возможности управлять армией во благо развития государства и защиты его земель.

Постепенно армия теряла свою боеспособность и из-за нехватки профессиональных кадров. В начале третьего века в империи был зафиксирован демографический кризис, поэтому набирать рекрутов стало практически не из кого. А те, кто уже находился в рядах солдат не испытывали желания рисковать своими жизнями ради постоянно сменяющих друг друга императоров. Стоит отметить, что крупные землевладельцы, столкнувшиеся с острой нехваткой рабов, а, следовательно, с определенными трудностями в ведении сельского хозяйства, стали очень бережно относиться к своим работникам и вовсе не желали расставаться с ними ради пополнения армии. Данная ситуация привела к тому, что новобранцами становились люди, которые были абсолютно непригодны для выполнения боевых задач.

Для того чтобы компенсировать недобор и потери в рядах армии, военачальники стали брать на службу варваров. Это позволило увеличить численный состав войска, но одновременно с этим привело к проникновению чужеземцев в различные структуры управления государством. Это не могло не ослабить управленческий аппарат и армию в целом.

Военный вопрос сыграл очень важную роль в развитии кризиса. Ведь недостаток денежных средств и поражения в вооруженных конфликтах приводили к росту напряжения между народом и солдатами. Римляне видели в них уже не защитников и уважаемых граждан, а мародеров и бандитов, которые без стеснения грабили местных жителей. В свою очередь, это негативно влияло на экономическую обстановку в стране, а также расшатывало дисциплину в самой армии как таковой.

Так как все процессы внутри государства всегда тесно взаимосвязаны, историки утверждают, что проблемы в армии приводили к поражениям в боях и потерям военной техники, а это уже, в свою очередь, усугубляло экономические и демографические проявления кризиса.

император диоклетиан

Экономический кризис Римской империи

В развитие кризиса свою лепту внесли и экономические причины, ставшие, по мнению многих историков, главным механизмом, приведшим к упадку империи. Мы уже упоминали, что к третьему веку рабовладельческое общество империи начало постепенно приходить в упадок. Это в первую очередь сказалось на землевладельцах среднего уровня. Они перестали получать приток дешевой рабочей силы, что сделало невыгодным ведение сельского хозяйства в рамках небольших вилл и земельных владений.

Крупные землевладельцы тоже заметно теряли в прибыли. Рабочих рук на обработку всех владений не хватало и им приходилось значительно уменьшать количество обрабатываемых территорий. Чтобы земли не пустовали, их начали сдавать в аренду. Таким образом, большой участок дробился на несколько мелких, которые, в свою очередь, сдавались как свободным людям, так и рабам. Постепенно формируется новая система колонатных оношений. Работников, арендующих землю, стали называть «колонами», а сам участок – «парцел».

Подобные отношения были очень выгодны землевладельцам, ведь колоны сами отвечали за обработку земель, сохранение урожая и регулировали производительность труда. Своему арендодателю они платили натуральными продуктами и находились на полном самообеспечении. Однако колонатные отношения только усугубляли начавшийся экономический кризис. Города стали постепенно приходить в упадок, городские землевладельцы, не имеющие возможности сдавать в аренду участки, разорялись, а отдельные провинции все более отдалялись друг от друга. Этот процесс тесно связан с желанием некоторых собственников обособиться. Они выстраивали огромные виллы, огороженные высокими заборами, а вокруг них располагались многочисленные дома колонов. Такие поселения зачастую полностью обеспечивали свои потребности за счет ведения натурального хозяйства. В дальнейшем подобные формы собственности перерастут в феодальные. Можно сказать, что с момента обособления землевладельцев экономика империи стала стремительно разваливаться.

Каждый новый император стремился поправить финансовое положение за счет увеличения налогов. Но это бремя становилось все более непомерным для разорявшихся собственников. Это приводило к народным бунтам, зачастую целые поселения обращались за помощью к военачальникам либо крупным землевладельцам, пользующимся доверием среди народа. За небольшую плату они брали на себя абсолютно все дела со сборщиками налогов. Многие просто выкупали для себя привилегии и еще больше обособлялись от императора.

Подобное развитие событий только усугубляло кризис в Римской империи. Постепенно количество посевов сократилось практически в два раза, развитие торговли приостановилось, на что в значительной мере повлияло и уменьшение количества драгоценного металла в составе римских монет, стоимость перевозки грузов регулярно увеличивалась.

Многие историки утверждают, что римский народ в этот период фактически исчез. Все слои общества разъединились и государство в общем понимании этого слова стало распадаться на отдельные враждующие между собой группы. Резкое социальное расслоение спровоцировало и социальный кризис. Точнее, социальные причины только усугубили кризисные явления в империи.

Социальный фактор

В третьем веке богатые слои населения стали все более активно обособляться, они противопоставляли себя правительству империи и лоббировали собственные интересы. Их земельные владения постепенно стали напоминать настоящие феодальные княжества, где собственник имел практически безграничную власть и поддержку. Императорам было сложно противопоставить богатым римлянам какой бы то ни было поддерживающий их блок. Во многих ситуациях они явно проигрывали своим оппонентам. Тем более что сенаторы практически полностью отошли от государственных дел. Они не занимали значимых должностей, а в провинциях нередко брали на себя функции второй власти. В этих рамках сенаторы создавали свои суды, тюрьмы и при необходимости давали защиту преступным элементам, которые преследовались империей.

На фоне усиливающегося расслоения общества терял свою значимость город и весь его управленческий аппарат, социальная напряженность росла. Это приводило к уходу многих римлян от общественной жизни. Они отказывались принимать участие в тех или иных процессах, снимая с себя любые обязанности гражданина империи. В момент кризиса в государстве появились отшельники, потерявшие веру в себя и будущее своего народа.

годы римской империи

Духовная причина

В период кризиса нередки стали гражданские войны в Древнем Риме. Они были спровоцированы разными факторами, однако довольно часто причинами становились духовные разногласия.

Во время заката Римской империи и проявления несостоятельности ее идеологии на территории государства стали поднимать голову всевозможные религиозные течения.

Особняком стояли христиане, получавшие поддержку от народа, благодаря тому, что сама религия давала определенное представление о стабильности и веру в завтрашний день. Римляне массово стали принимать крещение и через некоторое время представители этого религиозного течения стали представлять собой настоящую силу. Они призывали людей не работать на императора и не принимать участия в его военных кампаниях. Данная ситуация привела к преследованиям христиан на всех просторах империи, иногда они просто прятались от армии, а порой оказывали с помощью народа сопротивление солдатам.

Духовный кризис еще больше разделил римлян и развел их по разные стороны. Если социальное неравенство провоцировало напряженность, то духовный кризис не оставлял абсолютно никаких надежд на воссоединение социума в рамках единого государства.

Политические причины

Если спросить историков о том, что способствовало кризису Римской империи в большей степени, то они однозначно назовут политическую причину. Династический кризис стал катализатором развала государства и института власти.

На фоне экономических, социальных и иных проблем римляне нуждались в сильном императоре, который смог бы обеспечить им стабильность и процветание. Однако уже в третьем веке было понятно, что условно империя раскололась на две части. Восточные регионы были экономически более развиты, и они испытывали острую необходимость в сильном императоре, опирающимся на армию. Это защитило бы их от внешних врагов и дало уверенность в завтрашнем дне. Однако западные регионы империи, где в основном проживали землевладельцы, выступали за независимость. Они стремились противопоставить себя государственной власти, опираясь на колонов и народ.

Политическая неустойчивость проявила себя в частой смене императоров, ставших одновременно заложниками тех социальных групп, которые их поддерживали. Таким образом, появились «солдатские» императоры, возведенные на престол легионерами, и «сенатские» императоры. Их поддерживали сенаторы и некоторые разрозненные группы общества.

Новая династия Северов образовалась благодаря армии и сумела продержаться во главе Римской империи на протяжении сорока двух лет. Именно эти императоры столкнулись со всеми кризисными явлениями, сотрясающими государство со всех сторон.

реформы диоклетиана

Императоры новой эпохи и их реформы

В сто девяносто третьем году на престол взошел Септимий Север, он стал первым императором новой династии, поддерживаемый всеми воинами империи. В первую очередь на своем новом посту он решил провести армейскую реформу, которая, впрочем, только расшатала все устои Римской империи.

Традиционно армия состояла только из италиков, однако Септимий Север теперь приказал набирать солдат из всех районов империи. Провинциалы пользовались возможностью получать высокие должности и значительное жалованье. Новый император дал легионерам ряд льгот и поблажек, особенно удивляло римлян разрешение вступать в брак и покидать военные казармы для того, чтобы обустроить дом для своей семьи.

Септимий всеми силами пытался показать свою обособленность от сената. Он заявил о преемственности власти и объявил своими наследниками двоих сыновей. В сенат стали приходить новые люди из провинций, многие регионы в период правления первого Севера получили новый статус и права. Историки оценивают данную политику как переход к военной диктатуре. Ее подпитывали и успехи во внешней политике. Император довольно успешно провел несколько военных кампаний, укрепив свои границы.

Внезапная смерть Севера привела к власти его сыновей. Один из них – Каракалла – воспользовался поддержкой армии и убил своего брата. В благодарность он предпринял ряд мер для закрепления особого положения легионеров. Например, император был единственным, кто мог судить воина, а жалование солдат поднялось до неимоверных размеров. Но на этом фоне ярче проявлялся экономический кризис, денег в казне не хватало, и Каракалла жестко преследовал зажиточных землевладельцев западных регионов, прибирая к рукам их имущество. Император приказал изменить состав монеты и лишил римских граждан их привилегий. Ранее они были освобождены от ряда налогов, теперь же все жители провинций и регионов уравнялись в правах и должны были в одинаковой мере нести налоговое бремя. Это увеличивало социальную напряженность в империи.

кризисные явления

С каждым новым правителем положение в государстве усугублялось, империя постепенно подходила к своему кризису, погубившему ее. В двести двадцать втором году на престол взошел Александр Север, попытавшийся стабилизировать обстановку в Римской империи. Он пошел навстречу к сенаторам и вернул им часть прежних функций, параллельно обедневшие римляне получили небольшие земельные наделы и инвентарь для их обработки.

За тринадцать лет своего правления император не смог сколько-нибудь существенно изменить обстановку в государстве. Кризис торговых связей привел к тому, что многие слои населения стали получать жалование продуктами производства, таким же образом взимались некоторые налоги. Внешние границы тоже оказались не защищены и подвергались частым набегам варваров. Все это только дестабилизировало обстановку в империи и привело к заговору против Александра Севера. Его убийство стало началом кризиса, который полностью расшатал некогда великую Римскую империю.

Кульминация кризиса

С двести тридцать пятого года империю сотрясает чехарда императоров, все это сопровождается гражданскими войнами и многочисленными социальными проблемами. Империя вела непрерывные войны на своих границах, часто римляне терпели поражения и однажды даже сдали в плен своего императора. Правители сменяли друг друга, ставленники сенаторов свергали ставленников легионеров и наоборот.

В этот период многие провинции объединялись и объявляли о своей независимости. Земельные магнаты поднимали мощные мятежи, а арабы уверенно захватывали куски империи, превращая их в свои собственные территории. Империя нуждалась в сильной власти, которая стабилизировала бы обстановку. Многие увидели ее в новом императоре Диоклетиане.

септимий север

Окончание кризиса и его последствия

В двести восемьдесят четвертом году на престол взошел император Диоклетиан. Он сумел остановить кризис и практически на протяжении ста лет в государстве царило относительное спокойствие. Во многом этот результат был обеспечен укреплением внешних границ и реформами Диолектиана. Новый император практически обожествил свою власть, он требовал беспрекословного подчинения и восхищения ото всех подданных. Это привело к введению пышного церемониала, который позже осуждали многие римляне.

Современники и потомки императора считают самой главной реформой Диолектиана - административную. Он разделил государство на несколько округов и провинций. Для их управления был создан новый аппарат, который увеличил количество чиновников, но одновременно с этим сделал налоговое бремя более тяжелым.

Стоит заметить, что император жестко преследовал христиан и при нем привычными стали массовые казни и аресты последователей этой религии.

Жесткая рука императора сумела остановить кризис, но лишь на некоторое время. Последующие правители не имели такой власти, что привело к усилению кризисных явлений. В конечном итоге Римская империя, измученная и разорванная внутренними противоречиями на части, стала сдаваться под натиском варваров и окончательно перестала существовать как единое государство в четыреста семьдесят шестом году после падения Западной Римской империи.

fb.ru

Причины кризиса и распада рабовладельческой Римской империи. Социально-экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Военное дело в античности

2.2 Военное дело в Римской империи

В III в. до н.э. центры развития военного дела смещаются на периферию эллинского мира, на его «варварские» окраины. Мощным, хотя и кратковременным, был всплеск военной активности кельтов. В их обществе произошли серьёзные сдвиги...

Древний Рим

4. Образование Римской империи

С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания рабов...

Кризис римской идеологии в эпоху домината

1. Общий кризис III в. и угроза распада Римской империи

Кризис III в. оказался самым сильным потрясением для Римской империи за всю историю существования самого могущественного государства античности...

Кризис Римской республики

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ИСТОКИ КРИЗИСА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1.1 Причины развития политического кризиса Войны II-I вв., которые в основном велись на территории Италии, оказали разрушительное действие на крестьянское хозяйство. Разорение страны в ходе Второй Пунической войны нанесло...

Падение Западной Римской империи

3 Рим под властью Рицимера: агония Западной Римской империи

Время второй половины V в. современники называли «жестоким владычеством варваров», «всюду действовали разрушительные силы...» -- писал спустя два столетия историк Павел Дьякон...

Политика римских императоров в период принципата

1.1 Система управления Римской империи в период принципата

Различную оценку событиям периода становления принципата дают римские историки. После победы в гражданской войне Август объявил о восстановлении прежнего, республиканского порядка, но на деле это не совсем соответствовало действительности...

Прогресс и регресс в историческом развитии

3.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.

Наверное, ни одна другая цивилизация не вызывала такого огромного интереса, как великая Древнеримская империя. Даже в условиях современного мира, где господствуют самые совершенные технологии...

Расцвет и упадок Римской Республики

1. Зарождение и истоки кризиса Римской республики

С увеличением завоеванных площадей, числа рабов, планомерным уничтожением границ между патрициями и плебеями, появлением крупных землевладельцев, имущественным расслоением населения...

Рим и варвары

I. Кризис Римской империи в III в н.э.

Отметим некоторые признаки упадка Римской империи и постепенное её ослабление, приведшее в дальнейшем к завоеванию её варварскими племенами. Подчиняя себе всё новые территории...

Рим и варвары

II. Эпоха домината. «Варваризация» Римской империи

При императоре Аврелиане (270-275гг.) наметились некоторые признаки возрождения империи, хотя продолжались вторжения варваров, восстания крестьян и колонов. Аврелиан вернул под власть Рима не только западные, но и восточные провинции...

Рим и варвары

III. Последствия «варваризации» и падение Западной Римской империи

Упомянем о значении слова «варвары» (греч. barbaroi, лат. barbari). У древних греков, а затем и у римлян так было принято называть людей, говорящих на непонятном языке и чуждых греческой и римской культуре. С начала I в. н.э...

Содружество Наций

7. Английский империализм в условиях распада Британской империи

Потеря политического господства над бывшими колониями не ослабляли английский империализм. Потеря империи, главным образом в Африке, означала не крушение колониализма, крушение старого колониализма...

Становление, развитие и падение Римской империи

3. Крах Западной Римской империи

С переводом столицы в Константинополь начинается история Византии. Западная и восточная части империи еще соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго. В IV в. Рим и Византия обособляются окончательно...

Эволюция государственного строя Древнего Рима

2.2 Общественный строй Римской империи в период принципата

Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н. э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей...

Эволюция государственного строя Древнего Рима

2.3 Государственный строй римской империи

Принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора») сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат...

hist.bobrodobro.ru

Причины падения Римской империи

В IV и V вв. общественное развитие империи неуклонно продолжалось в том направлении, которое наметилось еще задолго до этого. Во второй половине IV в. окончательно складывается своеобразная система натурально-замкнутых и крепостнических отношений поздней империи. Упадок торговли находит свое выражение в натурализации всех видов государственных платежей: налогов, военного жалования и т. п. Рядовые чиновники и солдаты снабжаются продуктами, одеждой, обстановкой. Все это они получают из государственных складов, куда свозятся натуральные подати населения. Только высший командный состав и самые крупные чиновники получают часть жалованья деньгами.

Торговля сужается, почти не выходя теперь за рамки местного городского рынка. Позднеримские города получают совершенно иной вид, чем прежде, — это скорее крепости, чем торгово-промышленные поселения: их территория сильно сокращается, они обносятся крепкими стенами, количество площадей в них уменьшается и т. д. Центр тяжести хозяйственной жизни империи целиком переносится в деревню.

В области аграрных отношений, как уже упоминалось в предыдущей главе, окончательно восторжествовал колонат. В течение IV и V вв. произошло юридическое оформление прикрепления колонов к земле. Рядом императорских эдиктов постепенно была стеснена свобода перехода колонов от одного владельца к другому, и они превратились в настоящих крепостных. Одной из важнейших причин, заставлявших римское правительство прикреплять колонов к земле, была страшная текучесть населения. Положение низших и средних слоев города и деревни было настолько тяжелым, что люди были готовы бежать куда угодно, лишь бы избавиться от налогов, от притеснения чиновников, от долгов. И бежали преимущественно к варварам.

Но не всегда это было возможно. Тогда многие укрывались под защитой богатых землевладельцев. Дело в том, что поместье IV в. — это почти самостоятельная, не только экономически, но и политически, единица. Его владелец — маленький государь, царствующий над своими колонами и рабами. Он живет в укрепленной вилле, окруженный целой армией вооруженных слуг, и весьма мало считается с центральной властью, особенно с ее налоговой политикой. Во всяком случае, не в его интересах допускать, чтобы императорские чиновники разоряли его колонов. Вот почему собирать общегосударственные налоги с населения крупных поместий было далеко не легкой задачей. Естественно поэтому, что колоны очень охотно переходили с земель мелких и средних землевладельцев на земли крупных: там они могли найти хоть какую-то защиту от агентов правительства.

Текучесть населения расстраивала всю налоговую систему империи. В обстановке натурализирующегося хозяйства тщательный учет каждой платежной единицы являлся необходимым условием. Всякий человек должен был прочно сидеть на своем месте и платить то, что с него причиталось. Поэтому колоны прикрепляются к земле, ремесленники, обязанные вносить налоги изделиями своего ремесла, прикрепляются к своим коллегиям; профессии делаются наследственными, так что сын должен заниматься тем же, чем занимался его отец. Крепостнические отношения распространяются почти на все виды деятельности: на торговлю, военную службу, на службу по городскому самоуправлению и т. д.

Если Диоклетиан и Константин на несколько десятков лет отсрочили окончательный распад империи, то этого удалось достичь только ценой подавления революционного движения и нового напряжения всех сил трудового населения империи. Крепостничество IV в. являлось выражением этого колоссального напряжения, происходившего в условиях политической реакции и полного крушения старых хозяйственных связей рабовладельческого общества. Но такое напряжение было последним. Внутреннее и внешнее положение империи во второй половине IV в. дошло до такой степени остроты, что новый взрыв стал неизбежным.

В административном отношении империя была разделена на две части — западную и восточную, причем Италия окончательно утратила привилегированное положение центра империи. Если в начале II в. н. э., провинций было 45, то теперь их число возросло до 108, не путем новых территориальных приобретений, а путем раздела старых, обширных провинций.

В 313 г. император Константин провозгласил в Медиолане свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями, допускавшимися в империи. То был первый, но решающий шаг к превращению христианства в государственную религию. Христианское духовенство приняло участие в торжествах по случаю закладки на месте древнего Византия новой столицы — по имени императора ее стали называть Константинополем. Так Рим начал терять былое значение столицы мира. Великое будущее центра вселенской империи ожидало «второй Рим» — Константинополь.

Энгельс дал классическое описание римского общества накануне его гибели: «По всем странам бассейна Средиземного моря в течение столетий проходил нивелирующий рубанок римского мирового владычества. Там, где не оказывал сопротивления греческий язык, все национальные языки должны были уступить место испорченной латыни; исчезли все национальные различия, не существовало больше галлов, иберов, лигуров, нориков — все они стали римлянами. Римское управление и римское право повсюду разрушили древние родовые объединения, а тем самым и последние остатки местной и национальной самодеятельности. Новоиспеченное римское гражданство ничего не предлагало взамен; оно не выражало никакой национальности, а было лишь выражением отсутствия национальности. Элементы новых наций были повсюду налицо... Но нигде не было налицо силы, способной соединить эти элементы в новые нации; нигде еще не было и следа способности к развитию и сопротивлению, не говоря уже о творческой энергии. Для громадной массы людей, живших на огромной территории, единственной объединяющей связью служило римское государство, а это последнее со временем сделалось их злейшим врагом и угнетателем.

Провинции уничтожили Рим; Рим сам превратился в провинциальный город, подобный другим, привилегированный, но уже не господствующий более, переставший быть центром мировой империи и даже резиденцией императоров, а также их наместников; они жили теперь в Константинополе, Трире, Милане. Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных. Налоги, государственные повинности и разного рода поборы ввергали массу населения во все более глубокую нищету; этот гнет усиливали и делали невыносимым вымогательства наместников, сборщиков налогов, солдат. Вот к чему пришло римское государство с его мировым господством: свое право на существование оно основывало на поддержании порядка внутри и на защите от варваров извне; но его порядок был хуже злейшего беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние ожидали как спасителей. Состояние общества было не менее отчаянным. Уже начиная с последних времен республики, римское владычество основывалось на беспощадной эксплуатации завоеванных провинций; империя не только не устранила этой эксплуатации, а, напротив, превратила ее в систему. Чем более империя приходила в упадок, тем больше возрастали налоги и повинности, тем бесстыднее грабили и вымогали чиновники. Торговля и промышленность никогда не были делом римлян — покорителей народов; только в ростовщичестве они превзошли все, что было до и после них. То, что имелось ранее и что сохранилось от торговли, погибло из-за вымогательства чиновников; то, что уцелело от нее, относится к восточной, греческой части империи… Всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню — таков был конечный результат римского мирового владычества.

Основанное на рабском труде хозяйство латифундий перестало приносить доход; но в ту эпоху оно было единственно возможной формой крупного сельского хозяйства. Мелкое хозяйство снова сделалось единственно выгодной формой земледелия. Одна вилла за другой дробились на мелкие парцеллы, последние передавались наследственным арендаторам, уплачивавшим определенную сумму, или их получали partiarii, которые были скорее управляющими, чем арендаторами, и получали за свой труд шестую, а то и всего лишь девятую часть годового продукта. Преобладала, однако, сдача этих мелких парцелл колонам, которые уплачивали ежегодно определенную сумму, были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой; они, правда, не были рабами, но и не считались свободными… Они были предшественниками средневековых крепостных.

Античное рабство изжило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд, — рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство времен расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов. Только для рабов, обслуживавших домашнее хозяйство и роскошную жизнь богачей, оставалось еще место в обществе... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция».[5]

В конце IV в. возникает новый социально-политический кризис, но на более широкой, чем раньше, основе. Эта основа создается благодаря втягиванию в революционное движение все более широких масс колонов, рабов и крепостных ремесленников. Вместе с тем растет напор варваров и создается тесное объединение их с восстающими трудовыми слоями империи. Варвары прочно оседают на римской территории. Солдатские бунты, столь типичное явление в III в., теперь теряют свои характерные черты. Военные реформы IV в. почти совершенно стерли разницу между пограничными войсками и местным населением, а прогрессирующая варваризация армии все более и более уничтожала противоположность между теми, кто защищал империю, и теми, кто нападал на нее.

Это создало предпосылки для перехода революционного движения в революцию и окончательного торжества ее.

Около 375 г. огромные массы варварских племен двинулись из прикаспийских степей на запад. Во главе их стояло племя гуннов, по-видимому, монгольского происхождения. Во II в. гунны кочевали к востоку от Каспийского моря. Оттуда они стали постепенно продвигаться к западу, подчиняя себе племена Северного Кавказа и Поволжья и объединяя их вокруг себя. Так образовалась федерация из гуннов, аланов, готов и др. Часть готов, жившая на нижнем Дунае, обратилась к Валенту с просьбой разрешить им поселиться на римской территории. Император дал согласие, но с условием, что готы разоружатся. Масса варваров перешла через Дунай.

Готы, поселенные в Мезии, некоторое время оставались спокойными. Но продажность и насилия римских чиновников заставили их взяться за оружие. Они начали опустошать Фракию. Император Валент дал бой готам под Адрианополем (9 августа 378 г.). Римская армия потерпела поражение, а сам император погиб. Есть основания думать, что часть его войска, состоявшая из варваров, перешла на сторону готов. Одряхлевшая империя, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая со всех сторон внешними врагами, не имела будущего. Отныне у имперских властей уже никогда не было возможности выставить достаточно сильную армию, чтобы надежно защитить границы государства.

После этого готы, не встречая организованного сопротивления, рассеялись по Балканскому полуострову. Аммиан Марцеллин, современник описываемых событий, оставил нам описание готского нашествия: «Готы рассеялись по всему берегу Фракии и шли осторожно вперед, причем сдавшиеся сами римлянам их земляки или пленники указывали им богатые селения, особенно те, где можно было найти изобилие провианта. Не говоря уже о прирожденной силе дерзости, большой помощью являлось для них то, что со дня на день к ним присоединялось множество земляков из тех, что в первые дни перехода на римскую землю, мучимые голодом, продавали себя за глоток скверного вина или за жалкий кусок хлеба. К ним присоединялось много рабочих с золотых приисков, которые не могли снести тяжести оброков; они были приняты с единодушного согласия всех и сослужили большую службу блуждавшим по незнакомым местностям готам, которым они показывали скрытые хлебные магазины, места убежища туземцев и тайники»[6].

Ценность этого свидетельства состоит в том, что оно с полной ясностью раскрывает перед нами движущие силы социальной революции, положившей конец существованию рабовладельческой формации. Здесь характерен тесный контакт рабов, колонов, крепостных рабочих и варваров. Это могло произойти потому, что крепостнические отношения объединили в одну сплошную массу все трудовые слои империи. В том всеобщем угнетении и закрепощении, которым характеризуются последние столетия империи, исчезло старое различие между рабом и свободным бедняком, между рабом и колоном, между крестьянином и городским ремесленником.

К внутренней революционной силе присоединилась внешняя — варвары. Причиной этого являлись прогрессирующее ослабление Рима, с одной стороны, и концентрация варваров в большие объединения, в целые федерации (аламанны, франки, готы, гунны и проч.) — с другой. Разложение родового строя у варваров, выделение у них знати, появление дружин — таковы были причины этой концентрации. Но так как римские рабы и значительная часть колонов принадлежали к тем же варварам и так как враг у них был общий — Рим, то налицо были все предпосылки тесного контакта между ними. Иногда рабы и колоны занимали по отношению к варварам позиции дружественного нейтралитета, но часто переходили открыто на их сторону.

На этот раз разлагающееся экономически и социально рабовладельческое государство не могло выдержать соединенного удара революции изнутри и напора варваров извне.

Тем не менее, готы в качестве «союзников» (федератов), обязанных нести военную службу, были вскоре снова водворены в Мезии (382 г.).

Через некоторое время у союзных готов появился талантливый вождь Аларих, которого они провозгласили королем. Под его руководством снова начались их опустошительные действия на Балканском полуострове. Затем готы снова вторглись в Италию. Испуганный император заперся в Равенне. Аларих пошел на Рим и осадил его. 40 тыс. рабов со всей Италии сбежались в лагерь Алариха. Ночью городские рабы открыли ворота и впустили осаждавших. Город подвергся страшному разграблению (24 августа 410 г.).

Взятие Рима в этот момент уже не имело никакого стратегического значения. Но морально-политическое впечатление от этого события было огромно.

Разграбив Рим, готы пошли на юг, намереваясь занять Сицилию и Африку. Но в южной Италии Аларих внезапно умер. Его зять и преемник Атаульф увел варваров в юго-западную Галлию и Испанию, где они прочно осели. В 455 г. вандалы под начальством короля Гейзерика высадились в Италии и захватили Рим. Город был снова разграблен, еще ужаснее, чем при готах.

В середине V в. значительная часть Западной империи уже была занята варварами. Западная римская империя фактически не существовала более. В Италии формально еще держалась призрачная власть римских императоров. Это были безвольные игрушки в руках начальников наемных варварских войск. За период с 455 по 476 г. сменилось 9 таких «императоров». Никто из них не правил дольше 5 лет, и все свергались насильственно. Наконец, в 476 г. один из варварских вождей Одоакр, низложив юного императора Ромула, прозванного Августулом («Августенком»), решил покончить с этой ситуацией. Он отправил посольство к восточному императору Зенону с просьбой не назначать для Италии особого императора, а сделать его, Одоакра, наместником с титулом римского патриция. Зенону не оставалось ничего другого, как признать совершившийся факт. Это событие и принято считать концом Западной Римской империи.

Существовали причины, которые обусловили большую крепость восточной половины империи: старые ремесленные навыки, более развитая система торговых путей, большая культурность населения в целом. Сама рабовладельческая система никогда не достигала на эллинистическом Востоке той степени развития, как на римском Западе. В восточном (да и в греческом) рабстве сохранилось много элементов более примитивных и поэтому более мягких форм зависимости, внешне напоминающих крепостничество. Так или иначе, производительные силы Востока — ремесло, торговля, городская жизнь — оказались менее подорваны рабством и дольше сопротивлялись страшному кризису, погубившему Запад. Но разница здесь была не принципиальная, не столько качественная, сколько количественная.

В середине VI в. Восточная (или Византийская) империя сделала грандиозное усилие восстановить былую римскую державу. Император Юстиниан (527 — 565 гг.) начал большие войны на Западе. Его полководцам Велизарию и Нарзесу удалось отобрать у вандалов северную Африку, отвоевать у готов Италию и юго-восточную часть Испании. Византия выступила также с претензией на культурное наследство античного мира. При Юстиниане была проведена огромная работа по объединению и систематизации римского права, результатом которой явился знаменитый Coгрus iuris civilis («Свод гражданского права»). Грандиозный храм св. Софии, построенный в Константинополе, должен был свидетельствовать о мощи империи и благочестии императора.

Однако эти успехи, достигнутые ценой колоссальной затраты сил, были довольно сомнительны. Уже в конце правления Юстиниана появились симптомы кризиса, вызванного невероятным напряжением всех сил империи, а при его преемниках наступила катастрофа: полное истощение казны, голодовки, восстания и потеря почти всех завоеваний Юстиниана. Мало того, в начале VII в. персы начали общее наступление на восточные границы империи. В короткое время империя потеряла Египет, Сирию и Палестину, а передовые отряды персов дошли до самого Босфора. В это же самое время славяне и авары осаждали Константинополь.

В это время в Аравии происходило объединение арабских племен под знаменем новой религии — ислама. В 30-х годах VII в. начались первые нападения арабов на Палестину и Сирию, а к 650 г. Палестина, Сирия, Месопотамия, часть Малой Азии, Египет и часть северной Африки уже находились под властью арабов. В следующие десятилетия арабы начали строить флот, захватили острова Кипр, Родос и, пройдя Эгейское море, начали осаждать Константинополь. Нападение на столицу удалось отбить, но своих азиатских и африканских владений Византии никогда больше не удалось вернуть. Быстрота арабских завоеваний объясняется теми же причинами, что и легкость вторжений варваров на Западе: угнетенное туземное население не только не оказывало арабам сопротивления, но с восторгом встречало их как освободителей от гнета Византии.

Таким образом, к VIII в. Восточная империя оказалась ограниченной Балканским полуостровом, частью Малой Азии и островами Эгейского моря. Да и эти уцелевшие области были густо насыщены варварами. В них, так же как и в примитивных варварских государствах Запада, из соединения крепостнических отношений поздней империи и общинного строя, принесенного варварами, стали развиваться феодальные отношения средневековья. Процесс падения рабовладельческого общества и образования феодализма был, таким образом, в своих основных чертах одним и тем же как на западе, так и на востоке Средиземноморья. Античное рабство и основанная на нем культура исчезли на всей территории бывшей Римской империи. Но они исчезли не бесследно: на почве, подготовленной тысячелетней историей античного общества, выросла новая общественная система, более высокая, более способная к историческому развитию.

Можно ли считать процессы, приведшие к таким результатам, социальной революцией, обусловившей переход от рабовладельческой к феодальной формации? Вопрос этот издавна обсуждается в марксистской историографии, рассматривающей его с разных точек зрения. Но самый характер перехода как социальной революции в общем сомнения не вызывает. Главное, как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, - смена отношений собственности и господствующего класса, разрушение старой военной и бюрократической организации. Падение Западной Римской империи, несомненно, было результатом эпохи войн и революций, особенно если учесть, что к V в. империя, объединенная политической, хотя и очень уже слабой, властью императоров, была на деле совокупностью различных по своим социально-экономическим отношениям областей, различных укладов и что в каждом случае процессы, приведшие к ликвидации власти Рима, могли быть и были достаточно специфичны, хотя общий их характер и конечный результат были аналогичны.

То было сложное переплетение борьбы между классами находившегося в глубоком кризисе античного уклада и нового, феодализирующегося, с борьбой эксплуататорских и эксплуатируемых классов внутри каждого уклада, с борьбой всех классов против бюрократического аппарата государства, пытавшегося долгое время найти какой-то компромисс между господствующими классами, уклада, уходящего в прошлое, и уклада развивающегося, по не удовлетворившего ни тех, ни других. В борьбе этой, естественно, большую роль играли варвары, уже в значительной мере ставшие внутренней силой, проникая во все сферы жизни общества, начиная от армии и двора и кончая селами и виллами, где они возделывали землю в качестве колонов. Их союза искали все восставшие против Римского государства, и с их помощью оно было ликвидировано, что дало простор развитию новых отношений собственности, характерных не для античной гражданской общины, а для феодализма, поставило у власти экономически господствующий класс крупных землевладельцев, облегчило положение колонов и общинников-крестьян, особенно живших на землях магнатов, сопротивлявшихся германцам, в наказание изгнанным и лишенным, земель, на которых теперь стали вести хозяйство провинциальные мелкие земледельцы вперемежку с наделенными землей варварами.

На Западе смена старых отношений новыми произошла в наиболее полном и чистом виде, очевидно, потому что старые, доримские отношения разлагающегося первобытнообщинного строя, отношения, бывшие основой развития феодализма в регионах, не знавших римского завоевания, были здесь достаточно сильны и живучи. Несмотря на всю силу римского влияния, они не были разложены достаточно полно и, напротив, в конце концов разложили отношения, привнесенные римлянами, возродившись на новой, более высокой и жизнеспособной основе.

Часто вопрос о социальной революции V в. смешивается с вопросом о континуитете, так как некоторые авторы считают, что континуитет противоречит революции, и доказывают, что от римских порядков после падения империи ничего не сохранилось. Вряд ли правильно так ставить вопрос. Важно не сохранение или разрушение сел, вилл, городов, сохранение или исчезновение тех или иных ремесленных и технических навыков, культурного наследия, а изменение внутренних отношений в тех же виллах, селах, городах, в приспособлении культурного наследия к новым условиям, его новое осмысление.



biofile.ru

Причины гибели Римской Империи (экономические, военные и социальные)

Оглавление:

  1. История гибели Римской Империи
  2. Причины, связанные с военным блоком
  3. Экономические причины
  4. Социальные причины

На протяжении почти четырех столетий практически всё Средиземноморье и Европа жили под властью Римской Империи. В этот долгий период Империя управляла Грецией, Англией, Швейцарией, Португалией, Испанией, Австрией, Германией, Болгарией, Египтом, Марокко и многими другими государствами.

История гибели Римской Империи

В III веке готы, захватившие Причерноморье, вступили в борьбу с Римской Империей, в ходе которой римская армия потерпела полный крах, а император был убит.

Фактически через полвека после этих событий готы окружили Рим. В городе начал свирепствовать голод и инфекционные болезни. Спустя некоторое время Римская Империя была захвачена варварскими племенами. Окончательно уничтожили Рим вандалы, название которых впоследствии стало ассоциироваться со злодеями и разрушителями. Большое количество городских жителей были убиты, а те, которым удалось выжить, попали в рабство.

Однако полный распад и гибель Римской Империи произошел после захвата её гуннами. Кочевники, пришедшие из Китая в Италию, уничтожали все народы, которые проживали на их пути. Аттила, свирепствовавший на землях Империи на протяжении двух лет, окончательно обескровил страну. Народ некогда гордой и сильной Италии переживал страшный голод и нищету. Римляне, чтобы заработать на пропитание, прислуживали варварам.

К тому времени в стране установилось христианство. Христианские проповедники также внесли свою лепту в то, что у римлян окончательно исчезла вера и надежда на перемены к лучшему. Духовными проповедниками было объявлено, что причина тяжелых времён кроется в языческом прошлом римлян, поэтому во имя своего спасения необходимо со смирением принять факт падения Империи.

Видео об истории гибели Римской Империи

Дата гибели Западной Римской Империи — 4 сентября 476 года. В этот день последний западный римский император отрёкся от престола под давлением вождя германцев Одоакра.

Существование Восточной Римской Империи продолжалось еще 10 веков. В 1453 году на неё напали турки, и Империя распалась окончательно.

Начало кризисных явлений в Римской Империи стало проявляться в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая и культурная жизнь римлян.

Причины, связанные с военным блоком

  • Дестабилизация империи была вызвана политической анархией, связанной с постоянной сменой императоров и узурпаторов в различных частях страны.
  • Кроме того, на гибель Римской Империи в немалой степени повлияли германские племена, вторгшиеся на её территорию.
  • Императоры не имели достаточно сил, ресурсов и времени, чтобы изгонять из провинциальных городов толпы варваров, которые регулярно проникали через границу.
  • Армия в результате слабого руководства войсками и несправедливой эксплуатации солдат потеряла свою боеспособность.

  • У солдат отсутствовало желание защищать свою землю, они потеряли патриотический стимул бороться за её спасение. Одной из причин этому послужил тот факт, что полководцы присваивали себе немалую часть их жалованья.
  • Крупные землевладельцы отказывались отдавать своих работников на службу в армию, поскольку боялись понести огромный ущерб. Поэтому уклонения от призыва имели довольно распространённый и масштабный характер.
  • В ходе сражений армия несла большие потери как профессиональных, так и простых солдат.
  • Армия и гражданские люди относились друг к другу взаимно враждебно, поскольку солдаты практиковали террор и грабёж собственных мирных людей.

Экономические причины

Каковы же экономические причины гибели Римской Империи?

  • Основная экономическая база Империи — средние землевладельцы – переживала упадок в связи с невыгодным ведением хозяйств в рамках небольших вилл, а также раздробления больших владений на мелкие, которые передавались в аренду рабам или свободным людям. Это приводило к образованию натуральных форм хозяйств. Города приходили в упадок и разорялись городскими земледельцами.
  • Формировались расщеплённые формы собственности абсолютно нового типа. Впоследствии они превращались в феодальные собственности.
  • Бедное население, проживающее в сельскохозяйственных регионах, вынуждено было платить несправедливо непосильные налоги.
  • Мирное население принудительно привлекали оказывать различные услуги.
  • Цены на перевозку товаров были достаточно высокими, производство находилось в стадии застоя, а площади под посевы сокращались, поскольку чужеземцы захватывали большие участки земель.
  • Экономическое положение граждан значительно ухудшилось, люди начали уклоняться от налогов, многие хозяйства разорились, среди населения возникли протестные настроения.
  • Военное командование за вознаграждение начинает покровительствовать крупным местным землевладельцам.
  • Значительно возрос уровень инфляции.
  • Денежная система практически разрушилась.

Социальные причины

Гибель Римской Империи имеет следующие социальные причины:

  • Конфронтация богатых и правительства. При этом наблюдался рост влияния богатых и снижение авторитета правительства.
  • В результате мятежей, возникающих внутри страны, нападений внешних агрессоров, инфляции, рекрутства, средний класс быстро разорялся, а городская цивилизация приходила в упадок.
  • Чтобы обеспечить нужды армии и сохранить имперскую систему, власти строго регламентировали всю жизнь населения.
  • Население окончательно утратило лояльность и личную инициативу.
  • В результате упадка экономики возникла социальная напряженность.
  • Аппарат госслужбы оказывался всё более громоздким и всё менее действенным. В результате последовало снижение авторитета власти, снизилась эффективность управления вследствие возникновения беспорядков во многих сферах общества.
  • Германцев, поселившихся на территории Римской Империи, ассимилировать не удалось, ровно, как и не получилось осуществить взаимовыгодные договоры с их вождями.

  • Уменьшилась численность трудовых ресурсов и снизилась рождаемость.
  • Духовная и экономическая жизнь пришла в упадок, что спровоцировало возникновение социальной апатии.

Как Вы считаете, каковы главные причины гибели Римской Империи? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео о причинах гибели Римской Империи:

www.rutvet.ru

Распад великой империи | Политика

Историческая справка

Исторический процесс в рамках падения Западной Римской империи, характеризующийся занятием различных её областей племенами варваров, в основном, имевших германское происхождение, начался в начале V века. В 401 в Италию вторглись вестготы во главе с Аларихом, а в 404 - остготы, вандалы и бургунды под предводительством Радагайса, которых с большим трудом удалось разгромить опекуну императора Гонория (410-423) вандалу Стилихону. В правление Валентиниана III (425-455) давление варваров на Западно-римскую империю усилилось. В конце 440-х началось завоевание Британии англами, саксами и ютами. В начале 450-х на Западно-римскую империю обрушились гунны во главе с Аттилой. В июне 451 римский полководец Флавий Аэций в союзе с вестготами, франками, бургундами и саксами нанес Аттиле поражение на Каталаунских полях (к востоку от Парижа), однако уже в 452 гунны вторглись в Италию. Только смерть Аттилы в 453 и распад его племенного союза избавили Запад от гуннской угрозы. В марте 455 Валентиниан III был свергнут сенатором Петронием Максимом. В июне 455 вандалы захватили Рим и подвергли его страшному разгрому. Западно-римской империи был нанесен смертельный удар. Вандалы подчинили себе Сицилию, Сардинию и Корсику. В 457 бургунды заняли бассейн Родана (совр. Роны), создав самостоятельное Бургундское королевство. Под властью Рима к началу 460-х осталась фактически одна Италия. Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императоров. Затянувшейся агонии Западно-римской империи положил конец скир Одоакр: в 476 он сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа, отослал знаки высшей власти византийскому императору Зенону и основал на территории Италии собственное варварское королевство.

4 сентября 476 года Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя просуществовала ещё 10 веков до 1453 года, когда империя подверглась нападению турок и распалась.

 Роль Христианства в падении Древнего Рима

 Римская империя просуществовала 1000 лет, заложив основы государственности для Запада и Америки, но когда Константин принял Христианство государственной религией, была разрушена за 50 лет.

 Побеждённый виноват, убитый - сам причина своей смерти. Спасение утопающего - дело рук самого утопающего. В населении самих провинций Римской империи мы не находим решительно никаких причин считать гибель древнего мира делом нужным или полезным для человечества. "О причинах падения Рима" Николай Гаврилович Чернышевский пишет следующее: "Римские гражданские и уголовные законы имели значительную степень достоинства; по завоевании варварами законом стал произвол, безумный каприз алчного и кровожадного дикаря. Во всех отраслях цивилизованной жизни Римская империя подвигалась вперёд: просвещение в провинциях распространялось; национальности шли к приобретению независимого существования, в управлении стал являться выборный элемент, права массы расширялись. Везде видны зародыши более полной жизни в лучших формах, как случилось, что процветающее государство было разрушено"? Древний Рим упал фактически на вершине своего могущества и процветания без видимых причин. Но каковы бы могли быть эти причины и почему они невидимы?

 Чернышевский в своих философских произведениях прямо утверждает, что объяснить это явление какими-то проблемами в стране невозможно и что это "стихийное явление". "Погибель Римской Империи - это такая же геологическая катастрофа, как погибель Помпеи".

 А что говорят современные историки?

 "Какую книгу ни раскроете, от Гизо до г. Тимаева, везде найдёте одно и то же: Жизнь древнего мира была исчерпана, принципы её развиты вполне и истощены; древний мир разлагался, умирал и, вместо него, для продолжения исторического процесса, должны были явиться новые племена с свежими силами. Римской Империи в 5-м веке нашей эры согласно учебнику всемирной истории заканчивает раздел "Истории Древнего Мира" и начинает "Историю Средних Веков". Заметим, что две эти истории настолько сильно отличаются друг от друга, что такое разделение учебников кажется вполне логичным.

 Суждения ученых могут расходиться, но если опираться на факты, то Римская империя была разрушена изнутри в результате внедрения чуждой идеологии, так же как в нашу бытность был разрушен Cоветский Cоюз.

 Это Падение Римской Империи произошло вследствие принятия Христианства, которое можно сравнить со СПИДом. Аналогично вирусу СПИДа, внесённого в организм, извращённое понятие "Христианской любви к врагам", стало роковой ошибкой . Как по истечение вегетативного периода спид убивает организм, выключая всю систему иммунитета, так и Рим пал не в силах противостоять обычным кочевникам. Когда иммунная система разрушена, больной СПИДом умирает о простой простуды.

 Теперь рассмотрим этот вопрос с позиции философии "дуализма", присущего материи и Абсолютного чистого сознания. Если "развитие мира" есть единство и борьба противоположностей, то, в случае, когда материя терпит серьёзное и сокрушительное поражение винить в этом можно только сознание. Авраамические религии и, в частности, их дуализм "добра и зла", "греха и святости" избранных и изгоев заложил основу экстремизма, подорвав таким образом монолит единства коллективного сознания и став причиной падения великой империи. Все берет начало из сознания. Коллективное сознание может кардинально изменить ход исторических событий и повлиять на развитие материи. Именно это стало причиной падения Рима.

 Христианское сознание оказалось настолько сильным, что смогло завалить великую империю, причинив огромный ущерб цивилизации, отбросив развитие общества на 1000 лет. Конечно, в силу современного прагматизма такая точка зрения не выгодна ни атеистам, ни христианам. Материалисты не могут принять, что падение государства может быть вызвано таким несерьёзным в историческом развитии явлением, как религия, а христиане не согласятся с тем, что их "мирная и человеколюбивая" религия смогла стать самым убойным оружием для разрушения Римской Империи,.

 Можно конечно гадать, что такое смертельное оружие было использовано Солярисом просто "в отместку" за разрушенный проект, но может быть при этом существовали какие-то более высокие цели. Римская Империя перед тем, как упасть разделилась на Рим и Византию, которая просуществовала до 15 века. Византия оказалась более устойчивым государством, поскольку Христианство было заложено в самом начале образования этого государства, и поэтому оно имела на него иммунитет. Тем не менее "государственность Византии" была довольно сильной. Это было интернациональное государство и при уничтожении государственности последователями другой авраамической религии исламом, она исчезла с лица земли, как будто её и не было. Для сравнения, уничтожение государственности евреев не привело к уничтожению народа в связи с экстремальной национальной направленностью его религии. Нация сильна своей религией, какой является иудаизм, христианство и ислам. Еврейство - это религия, сознание своей избранности и превосходства над теми, кто придерживается атеистических взглядов, недооценивая единобожие как религию нации.

 Итак, почему Христианство оказалось смертельным оружием империи? Потому что оно возвело примат святого духа на пьедестал государственности. Древний Рим был основан на принципах служения материальному телу, его благополучию, отрицая существование души, а христианство предпочло примат духа.   В результате этого возникла раздвоенность. Когда человек начинает отождествлять себя с телом, забывая о потребностях души, под влиянием ложного эго, это приводит к разрушению и смерти, но и отрицание материально субстанции не лучше этого . Да, душа трансцендентна к материи, она не смешивается с материальным телом, как масло не смешивается с водой, но именно тело дает нам возможность стать людьми, сознающими Бога. И мы можем согласиться с христианами настолько, насколько используя материальное тело, ум и дар речи становимся способны развить любовь к Богу и стать людьми, осознавшими Бога. Жизнь - это душа в теле.

  Единственно, ущербность христианской доктрины в том, что Христианство не признает существование души отдельно от тела, так же как и реинкарнацию, переселение из одного тела в другое. Христианство на словах стоит в полном перпендикуляре к "золотому дьяволу", но на деле потакает служение материальным чувствам и поддерживает власть имущих. Главная "Цель жизни - говорят христианские прозелиты, - это развитие любви к Богу, но на деле - это смирение перед власть имущими. НЕ зная, кто есть Бог, они обожествляют нечто или кого-то, как творца или отца небесного, его представителя или наместника, будто любая власть от Бога. Проповедуя любовь к ближнему, они еще ниже спускаются на материальный уровень сознания. Христианство резко выступает против денег, которые, как известно "нужно раздать нищим" с другой стороны, добыв их, используют как средство узурпации и достижения власти над умами. "И будете вы ловцами душ человеческих" - говорит Христос. Логично, если вы ловите душу, то в ваших руках оказывается и то, что в ее карманах. С точки зрения Христианства "богатому так же трудно попасть в Царство Божия, как и верблюду пролезть в ухо от иголки", но на деле, как возможно рассчитывать на благополучие в этом мире, отрицая материальный достаток? О тех пор, пока мы не признаем собственность Бога на все сущее, а так же тот факт, что Кришна - Верховная личность Бога, который наслаждается всем, по праву собственности, что Он - лучший друг, а также благожелатель и добродетель каждому и не откажемся от двойственности, приняв преданное служение Кришне, мы будем находиться в врагами друг другу, путаясь в понятиях добра и зла, греха и святости, избранных и изгоев. Христианство утверждает также, что даже царь Соломон во всей его красе не был так красив, как дикие птицы, которым не нужно зарабатывать деньги, однако, при этом, забывают, что царь Соломон имел богатство, власть, скипетр правителя мира.

 Необходимо понять, что все принадлежит Богу: материя и дух, поэтому все должно быть использовано для Бога, в том числе, власть и богатство. Нет смысла в отречении, потому что все принадлежит Богу, точно так же как и в привязанности к чему-либо

 По существу, для Христианства - Древний Рим - это главный враг, олицетворяемый Понтием Пилатом, который с подачи евреев казнил Иешуа. Эта реальная позиция учения, правда, очень хорошо замаскирована тем, что Понтий Пилат казнил Иешуа не по своей воле, а с подачи иудейских первосвященников. Одно из самых известных высказываний Нового Завета "Кесарю кесарево", не говорит о том, что нужно выступать против Рима и не платить ему налогов, но то, что эти налоги не представляют "цели в жизни". Такая постановка задачи не приводит к созданию революционных партий для свержения власти Рима, но рубит самую главную идею Рима, которая лежит в истоках его могущества. После принятия Римом Христианства, его гибель становится неизбежной. Например, уничтожение Ислама невозможно при помощи танков и военной техники, но оно произойдёт немедленно после того, как будет доказано, что Пророк Мухаммед и Адольф Гитлер - это одна и та же личность, которая рубит все основы, лежащие в основе Ислама.

  Это факт! Материалисты не могут понять природу трансцендентного, поэтому не способны и признать факт существования трансцендентной души, отличной от материального тела и независимой от него. Именно душа - живое существо, она обладает духовным телом, духовными чувствами и сознанием. Сознание - это признак жизни. НО Христианская доктрина   "добра и зла" основана на материальном сознании, коллективном и индивидуальном - кощунственна . Христиане мыслят в относительных понятиях, это кардинально противоречит основным "христианским ценностям" о "всеобщей любви к врагам" и т.д.

 Тем не менее, нужно признать, что любовь к врагам, как вирус СПИДа, оказывается смертельным врагом для организма. Христианство не выступает против Рима, а вводит в него инъекцию, поражая защитные функции организма иммунную систему с помощью вируса "смирения", как неотъемлемую часть идеологии, а поэтому смерть Рима оказывается неизбежной. Если не знать генетической основы принципов функционирования СПИДа, то для простого наблюдателя смерть больного СПИДом от простуды или насморка может действительно показаться совершенно нереальной и необъяснимой.

 Рим был убит теми, кто придумал Христианство и Христианскую идеологию, что привело цивилизованное общество в своём развитие к упадку. Оно было отброшено на 1000 лет назад в мировой истории. Но означает ли это что "Эволюция природы" нарушила свой закон поступательного развития? Совсем нет.

 Как известно, североамериканские индейцы погибли не от того, что были физически истреблены и побеждены в честном бою, а от алкоголизма. Разложение основ индейского образа жизни и быта было вызвано водкой и виски, а также восхищением перед техническими преимуществами "нового мира". Точно также славянские народы были вовлечены в христианскую тусовку, благодаря привязанности к вину, которое с позиции православной литургии является актом священнодействия. По словам Владимира, который насадил византийской христианство, Русский не умеет веселиться без вина.  

 Христианство действует, как СПИД, разрушая иммунную систему человека, делая его организм беззащитным по отношению к внешним факторам. Христос своей проповедью и самой смертью обезоружил воинов, отравил их сознание сладкими речами о любви, призвав к покаянию грешников, дал им надежду, пообещав царство небесное, в котором последний станет первым. А что на самом деле? Какая с этого польза, когда спасение утопающего в руках самого утопающего? И какое вам до Христа дело, если он оказался беззащитен перед гением судьбы и был Сам распят? Подумайте над этим.

    Падение Великого Рима, как следствие Христианизации - это один из основных выводов, который напрашивается сам собой. Однако так же как Христианство стало причиной падения Римской империи, так и само христианство будет уничтожено Христом, принявшим образ Антихриста, и секира уже положена под это дерево, не приносящим доброго плода.

 Христианская мораль безупречна, если к ней добавить самозабвенную любовь и бескорыстное служение Кришне, а если она пройдет тест через детектор лжи, то само учение Христа будет существовать вечно.

 Ваш доброжелатель Мурали Мохан дас

maxpark.com