Причины гибели древней греции. Вопрос 4. Ахейская Греция. Своеобразие социально-экономических отношений. Человек Ахейской Греции. Причины гибель.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 8. Предпосылки формирования полиса. Причины гибели древней греции


Вопрос 2. Менталитет древних греков

Крит

Ощущали кровное родство с окружающей природой, единство, но отделяли ее на второй план. Даже смерть они рассматривали, как соединение с природой, отсюда и большое количество жертвоприношений женщин и детей. Они не боялись ее. Свойственно проявление живой природы и в искусстве (растительный орнамент и пейзажи). Также см. вопрос про минойский матриархат. Было значимым общественное времяпрепровождение. Отсутствие потребности в свободе – человек не выделялся из общества, он был ее частью и представлялся всегда в нем. Коллективный героизм. Теократическая форма правления, на царя нельзя было смотреть, отсюда и отсутствие его изображений. Отсутствие деления время на профанное и мифологическое, нет сменности времен («вчера», «завтра»), движение только в пространстве.

Ахейцы

Большие влияние на них оказал Крит, однако многое они переработали под себя. Видели в природных явлениях возможного врага, выделяли себя из природы. Даже большие стены дворцов были призваны ограждать не только от соседствующих врагов, но и неподвластных сил природы. Нет любования природой, животные изображаются как жертвы или хищники. Смерти боялись, она обозначалась фатальностью, была необратима, но в бою смерть – это хорошо. Есть представление о будущем, однако движения в пространстве нет. Отделяется мифологическое пространство – появляется прообраз горы олимп, где живут прообразы Зевса, Афины. Появляется фортуна – везение или невезение.

Классическая Греция

Различные природные явления представляли опасность для жизни человека, и перед ними он чувствовал свое бессилие. Появление классического греческого пантеона и горы Олимп. Выделение мифологического пространства. Появление культа героя. Греческая религия отличалась терпимостью и свободомыслием. Человек полностью выделяет себя из природы. Широко распространяются общественные праздники, которые являются досугом. Появляется движение во времени и пространстве, например, в театре разыгрываются сцены прошлого и настоящего. Наличие коллективизма за счет существования полисной структуры. Человек чувствовал себя жителем полиса, а не единой страны, нет единого народа. Особое отношение к женщине (пример в комедии Аристофана). Говоря о Греции, имеются ввиду только греки-мужчины. Трепетное отношение к себе, к своему внешнему виду (могли даже убегать с поля боя при ранении лица).

Эллинизм

Появление космополитизма. Складывание единого народа.

Вопрос 3. Возникновение и развитие цивилизации на Крите. Критское общество. Матриархат. Причины гибели.

Причины возникновения:

  • Географический фактор (выгодное географическое положение). Выгодные торговые пути позволяли торговать с Египтом, Кипром, Ближним Востоком и т.д. Остров представлял собой защиту. Удачные природные условия.

  • Историко-политический фактор. Внутренняя потребность к контактам.

  • Этно-социальный фактор. Приход переселенцев, который вызвал потребность к завоеваниям и ассимиляция нового населения, которое вызвало появление новых этнических черт.

Периодизация:

  • Раннеминойский период. Время накопления признаков цивилизации, разложение примитивных родовых отношений.

  • Среднеминойский. Становление минойской цивилизации. Производственное освоение бронзы, производственный прогресс, появление социального неравенства, образование государства на основе института управление, возникновение письменности.

  • Период расцвета минойской цивилизации. Создание мощной морской державы, высшие достижения минойской культуры.

  • Позднеминойский период. Ослабление критского государства, завоевание Крита ахейцами. Угасание минойской цивилизации.

Критское общество

В системе социально-экономических отношений Крита структурообразующую роль играл дворец. Большая часть населения зависела от дворца. Можно выделить следующие слои населения:

Свободные общинники. Обложены натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Строили дворцы, дороги, оросительные каналы. Имели возможность перехода в высшие слои населения.

Рабы. Принадлежали дворцам (в основном военнопленные, чужеземцы и должники).

Полусвободные. Слуги и клиенты. Слуги – рабы, имеющие право на личную собственность, имущество (не земля). Редко вступают в систему купли-продажи, так как торговать им особо нечем. Клиент – временный слуга, с конкретным сроком клиентелы, как правило, добровольным. На это время лишается права распоряжаться собственностью, но сохраняет личные права, не подвергается телесным наказаниям. Зависит от того, кому он должен.

В самом дворце обитала придворная аристократия, по средствам которой, критский монарх управлял государствам. В каждом дворце была своя аристократия.

Ремесленники (выступали в роли торговцев). Свободные, временно нанимались на службу. Имели право ездить в другие страны, откуда часто привозили какие-либо архитектурные новшества.

Военные. Ближайшая основа царя.

Земледельцы. Жили рядом с дворцом.

Минойский матриархат

В критском обществе большую роль играли женщины. Женщины формируют понятие морали и этики. Женщины принимали участие в отправлении культа. Женщина является копилкой ценностей, традиций, хранительницей ментальностей. Она допускалась во все сферы жизни, кроме войны, политики и экономики. Идеал красоты мужчины – женственность. Женщина – властная управленка в плане семьи.

Факторы гибели

Природный фактор. На Крит обрушилась 30-ти метровая волна, вследствие извержения вулкана на расположенном в 100 километрах острове Фера.

Внутренние факторы. Потеря своих позиций Кносскими правителями, как следствие деградация активной морской торговли. Минойский матриархат мог стать причиной торможения развития.

Внешние факторы. Нападение Ахейцев, в связи с ослаблением Крита. Они захватили его, но разрушили культуру. Население не захотели с ними ассимилироваться.

На гибель Критской цивилизации оказал влияние комплекс факторов.

studfiles.net

Глава 2. Античный период

Основы современной цивилизации были заложены в античном Средиземноморье.

Фридрих фон Хайек

Немного хронологии

Основание Трои (2500 г. до н. э.). Микенская цивилизация (2500—1100). Расселение финикийцев по Средиземноморью, возникновение алфавитного письма (1100). Основание Иерусалима (1003). Основание С парты (900). Основание Карфагена (825). Первые олимпийские игры (776). Основание Рима (753). Строгие законы Драконта в Афинах (621). Реформы Солона (594). Персидская держава Кира Великого (550). Установление республики в Риме (510). Конфуций и Гаутама-Будда (550—480). Битва при Фермопилах (480). Правление Перикла (443—429). Пелопонесская война (431— 404). Объединение Греции Филиппом Македонским (З^б—336). Восточный поход Александра Великого (334—323). Войны диадохов (323—281). Установление римского господства над Италией (264). Первая Пуническая война (264—241). Ганнибал, Вторая Пуническая война (218—212). Третья Пуническая война (149—146). Установление прямого римского правления в Греции (146). Реформы Мария в армии (107). Диктатура Суллы (88—80). Восстание Спартака (73—71). Юлий Цезарь (100—44). Октавиан Август — император (27 г. до н.э.—14 г. н.э.). Рождение Иисуса Христа (5 г. до н. э. или “нулевой” год). Безумцы на троне — Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Гонения на христиан, Флавии. (1-й век). Максимальное расширение границ Империи при Траяне (98—117). Философ на троне Марк Аврелий (161—180). Отделение Дакии (270), Галлии (275), Британии (295). Разделение Империи при Диоклетиане (284—305). Воссоединение империи Константином (312—337). Миланский эдикт о свободе вероисповедания (313). Перенос столицы в Византию-Константинополь (330). Попытка восстановления олимпийского культа Юлианом Отступником (361—363). Христианство — официальная религия Империи (394). Вторжение готов в Италию, а вандалов в Испанию (409). Взятие Рима Алларихом (410). Вестготы, поселяются в долине р. Гароны и заключают договор с Римом (418). Вторжение англов, саксов и ютов в Британию (449). Вандалы из Африки грабят Рим (455). Последний римский император Ромул Августул свергнут Одоакром, провозгласившим себя царем Италии (476).

Динамика численности населения Средиземноморья

Первые приблизительные оценки численности населения Европы (Средиземноморья) относятся ко второй четверти 1 тысячелетия до нашей эры. На этот период оно оценивается в 15—25 миллионов человек. Приблизительно с 750 года до н. э. начинается большой экономический и демографический подъем, продолжавшийся около трехсот лет. За этот период население Средиземноморья почти удвоилось и достигло предположительно 35—40 млн. чел. Следующие двести лет — период нестабильности, гражданских войн и упадка Греции.

Не удивительно, что население в этот период не только не растет, но даже несколько сокращается — предположительно до 30—35 млн. чел. Рост возобновляется примерно с 250 года до н.э., и к 100 г. до н. э. население возрастает до 50 млн. чел. С середины 1 века до н. э. до конца 1 века н. э. продолжался период экономической стагнации, совпавший с гражданскими войнами в Риме и правлением первых императоров. Численность населения в этот период практически не росла и даже снижалась. Приблизительно с 100 г. н. э. начинается новый период подъема, продолжавшийся 150 лет. К 250 г. н. э. население Европы достигло 70 млн. человек. Новый стопятидесятилетний период застоя привел к сокращению населения до 55 млн. человек в 400 г. Однако в целом за античный период население Средиземноморья возросло в 2,5—3 раза.

Интересно, что в Китае, население которого в начале 1 тысячелетия н. э. достигало с 60—75 млн. человек, к 400 году численность населения сократилось до 35—55 млн. человек в результате экономико-демографической катастрофы, вызванной кровопролитной гражданской войной в IV в. н. э. Таким образом, гипотеза о приблизительном равенстве населения Китая и Европы в этот период подтверждается.

Хозяйство Древней Греции

Античная культура базировалась на выращивании трех основных продуктов: пшеницы, из которой делали хлеб и пиво, оливок, шедших на изготовление масла, и винограда, используемого для приготовления вина и изюма. Кроме того, культивировались ячмень, просо, бобовые, овощи и фрукты. Скотоводство было лучше развито в горных районах, где паслись козы и овцы. Стада крупного рогатого скота были относительно немногочисленны, коневодство также было развито слабо.

Ремесла получили исключительно высокое развитие. Насчитывалось более сотни различных ремесел. В области кораблестроения были достигнуты значительные успехи — строились плавающие крепости в пять—семь этажей с экипажем до 1000 человек, торговые суда грузоподъемностью до 1000 тонн, способные перевозить до 500 пассажиров.

В IV в. до н.э. изобрели катапульту. С 400 г. до н. э. греки применяли стенобитные орудия для разрушения стен. Осадные башни применялись при штурме, с их помощью штурмующие легче взбирались на крепостные стены.

В 480 г. до н. э. персы переправились через пролив Геллеспонт по понтонному мосту. Их огромная армия, по преданию, двигалась по мосту семь суток,

Возвышение Афин в VII в. до н. э. связано с удачным географическим положением, обеспечившим резкое увеличение дохода от продажи вина и оливкового масла. Товарное сельское хозяйство, не отягощенное пратокрепостными формами, какие господствовали в Лакедемоне и Фесталии, способствовало развитию ремесел и усилению влияния “простого народа” — демоса.

В конце седьмого — начале шестого века до н.э. в Древней Греции произошел серьезный политико-экономический кризис, вызванный нарастающими противоречиями между рядовыми членами общины, с одной стороны, и аристократией, с другой стороны. Предотвратить гражданскую войну могли серьезные преобразования. Так, реформаторская деятельность афинского политика Солона (594 г.) имела целью ценой частичных уступок общине спасти формирующуюся аристократию.

В частности, было запрещено долговое рабство, облегчено бремя должников, запрещено владение землей свыше нормы (без предела), введено свободное распоряжение имуществом (по завещанию), единообразие денежной и весовой системы, поощрение торговли и ремесел. Таким образом, подрывался родовой строй и натурально-хозяйственная концепция. Реформы Солона не удовлетворили всех требований аттических земледельцев.

После реформ Солона в Аттике устанавливается единоличное правление — тирания. Эта форма правления в начале Железного века сыграла положительную роль в сокрушении господства родовой аристократии. Стремясь к популярности, тираны шли на уступки демосу, создавали условия для расцвета ремесла и товарного земледелия. Именно на это время приходится знаменитое “золотое пятидесятилетие” (479—431 г. до н. э.) — момент наивысшего экономического развития полисов, входящих в состав Афинского морского союза.

Во время существования первого Афинского морского союза многие из разорившихся аттических крестьян, потерявших земельные участки, получали от государства клеры на землях союзников, образуя деревни-клерухи. Афины использовали свое положение главы морского союза и занимали части территорий своих союзников, что вызывало трения между афинянами и союзниками. Поэтому положение колонистов-клерухов зависело от силы афинского оружия.

В конце Пелопонесской войны, во время ослабления и распада первого Афинского союза, подавляющее большинство клерухов должно было вернуться в Аттику, увеличив собой число безземельных и безработных граждан.

В V в. до н.э., с началом Пелопонесской войны начинается кризисрабовладельческого строя в Греции. Его причину следует искать в ускорении экономической дифференциации среди свободного населения. Война стала фактически гражданской, вызвала невиданные опустошения и сопровождалась страшным голодом и эпидемиями.

Победительницей оказалась олигархическая Спарта — государство организованных воинов. Спартиаты практически не имели частной (семейной) собственности, а рабы (илоты) были как бы особой формой собственности всего государства. Для того чтобы держать илотов, десятикратно превосходящих спартиатов по численности в страхе и повиновении, спартиаты применяли политику перманентного террора. Деньги в Спарте изготавливались из железа и не имели хождения за ее пределами. Ремесла были развиты крайне слабо. В целом Спарта представляла собой раннее тоталитарное государство.

Постоянная угроза восстания порабощенного населения, которое численностью во много раз превосходило членов общины, требовало жесткой консолидации общества. Спарта как военная организация была очень дееспособна, но как государство оказалась в изоляции от внешнего мира, переживая культурный, а затем и демографический упадок — число семей спартиатов за триста лет после окончания Пелопонесской войны сократилось в 10 раз — с 9000 до менее 1000.

Победа Спарты означала победу олигархии над демократией, деревни над городом, натурального хозяйства над товарным, системы “власть—собственность” над рынком. Это во многом предопределило легкую победу над Грецией Македонии, а затем и Рима, где в тот период свободное население преобладало.

БЫТ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. В Греции основное женское платье называлось хитон. Его делали из одного прямоугольного куска ткани. Другим видом женской одежды была тоже прямоугольная накидка — гиматий, размер и плотность которой могли быть самыми различными. Греческие мужчины носили простую юбку, или тунику, сшитую с одной стороны и застегнутую на одном или обоих плечах. Удобной была короткая одежда хламида, которую носили молодые мужчины для охоты и верховой езды. Ремесленники и рабы часто обходились одной набедренной повязкой.

В архаический период в Греции в моде были яркие ткани с рисунками и женская одежда была прилегающей. Волосы и бороды были длинными. Позднее слишком пестрая одежда сменилась на более сдержанную. Платья шили из однотонной ткани, иногда украшали цветным поясом или орнаментом по краю. Одежда стала свободной.

Женщины стали зачесывать волосы наверх, удерживая прическу лентами, диадемами, сетками или шарфами. У мужчин прически и бороды стали короче. В IV в. до н.э. вернулась прежняя мода. Опять стали носить одежду из набивных тканей, в том числе с золотым шитьем. Ткани тонкие и подчеркивающие фигуру. В моду причесок вошли волны и кудри. Мужчины стали гладко бриться.

Греческие дома строились вокруг внутреннего дворика. Из него двери вели в комнаты первого этажа с земляным полом, лестницы в верхний этаж, где располагались спальни и помещения для слуг. Мужчины и женщины жили отдельной жизнью и имели отдельные комнаты.

В период расцвета Древняя Греция украсилась шедеврами градостроительства и было положено начало единой системы храмовой архитектуры.

Хозяйство Римской империи

Рим как город появился в VIII в. до н.э. в Лации, в нижнем течении Тибра. Само место способствовало его росту благодаря здоровому климату, реке, в устье которой добывалась соль, удобству положения невдалеке от моря, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами.

История Древнего Рима делится на три периода: Рим царский. Рим республиканский и Рим' императорский. На протяжении царской эпохи в VIII—VI вв. до н. э. вырабатывались элементы государства в специфической античной форме полиса, то есть гражданской общины, социально-экономической основой которой была античная форма собственности. В 510 г. до н.э. в Риме установился строй под названием республика, что означает “общее дело”. В республиканский период Рим покорил многие страны, расположенные вокруг огромного Средиземного моря, и превратился в великую мировую державу. В 1—II вв. н. э. народы Средиземноморья впервые в истории оказались в пределах одной огромной державы — Римской империи. Границы между отдельными государствами, обращенными в римские провинции, были уничтожены, монетные системы до некоторой степени унифицированы, войны и морской разбой прекращены.

Создались условия, благоприятствовавшие установлению экономических и культурных связей между различными областями Средиземноморья, прогрессу сельского хозяйства, ремесел, строительного дела, внешней и внутренней торговле.

Ведущей отраслью хозяйства большинства населения Аппенинского полуострова было земледелие. Плодородные почвы и мягкий климат обеспечивали высокие урожаи. Почвы обрабатывали при помощи различных по величине плугов и мотыг. В наиболее развитых областях Италии культивировали пшеницу, ячмень, просо, бобы, нут: в менее развитых и гористых районах — полбу, ячмень, бобы, репу.

На засушливых и холмистых землях, мало пригодных для земледелия, процветало отгонное скотоводство (овце-, козо- и коневодство). Позднее вместо пастбищного скотоводства, требовавшего громадных просторов, но дававшего небольшой доход, пришло стойловое животноводство со специальным выкармливанием скота на убой. Распространяется также приусадебное птицеводство.

Бурный подъем сельского хозяйства Италии во II—1 вв. до н. э. можно объяснить тремя причинами: широким внедрением рабства, развитием простого товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к производству на крупных площадях. Господствующим типом хозяйства становится рабовладельческое имение в несколько сот югеров земли, которые возделывают полтора-два десятка рабов. В рамках одного имения существовало товарное производство и натуральное хозяйство одновременно. Существовала также практика раздачи земли мелкими участками в аренду безземельным и малоземельным свободным арендаторам — колонам. Но подобные хозяйства были менее доходными и более отсталыми.

Территориальная экспансия Рима привела к концентрации земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливанию значительной части италийского крестьянства. Нарастающий в связи с этим антагонизм между патрициями и плебеями привел к необходимости реформ.

Первыми взялись за проведение решительных аграрных реформ во II в. до н. э. народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н. э.) и Гай (153—121 гг. до н. э.) Гракхи. Выдвинутый Тиберием аграрный проект содержал следующие требования:

1) разрешить арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли (не более 1000 югеров на семью):

2) все излишки подлежат возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога.

В результате землю получили несколько тысяч крестьян. Но Тиберия, добивавшегося реализации своего проекта весьма сомнительными средствами, убивают в результате уличной потасовки. Гай Гракх, продолжая дело брата, задумал прибегнуть к колонизации провинций, чтобы изыскать новые земельные фонды для предоставления наделов неимущим. Ему также принадлежит закон о продаже по низким ценам городским беднякам хлеба из государственных хранилищ.

В III г. до н.э. был издан закон, который свел на нет результаты реформы Гракхов. Этот закон объявил частной собственностью италийские и провинциальные земли, находившиеся в оккупации частных лиц, и разрешил продажу наделов, розданных аграрной комиссией Гракхов.

Вторую попытку реформ осуществили в 100 г. до н. э. консул и выдающийся военачальник Гай Марий и народный трибун Сатурнин. На плодороднейших землях провинций Африки и Нумидии были расселены ветераны двух легионов Мария. Однако дальнейшее наделение землей было приостановлено. Все враждебные силы объединились против Сатурнина и заставили самого Мария расправиться с ним.

Третьим военачальником, наделившим своих воинов землей, был диктатор Сулла. Он оформил муниципальную организацию италийских городов с магистратами, советами и народными собраниями.

За 50 последних лет существования римской республики около 50 тысяч отслуживших свой срок воинов получили по несколько десятков югеров земли, на которых они вели небольшое, преимущественно натуральное хозяйство.

Широкое развитие частной собственности на землю, ликвидация всех ограничений по купле-продаже земли послужили основой крушения полисных порядков, способствовали широкому и глубокому внедрению рабовладельческих отношений в производство, быстрому развитию римской экономики.

В 63—62 гг. до н. э. светский кутила и авантюрист Катилина составил заговор с целью захвата власти и аннулирования долгов ростовщикам, но был изобличен и осужден противодействующей партией во главе с известным оратором Марком Тулием Цицероном (107—44 гг. до н. э.) — идеологом господствующего класса, сторонником крупного землевладения и оптовой торговли, терпимого отношения к ростовщикам ввиду крайней необходимости получения крупных кредитов для государства.

БЫТ ДРЕВНЕГО РИМА. Быт римлян раннереспубликанского времени был неприхотливым, подчиненным интересам формирующейся гражданской общины. Римляне были старательными, прижимистыми хозяевами, и даже богатые люди жили скромно и просто: у них было много земли, рабов, клиентов, но мало денег. Римские сенаторы и консулы жили в полутемных домишках, носили домотканые тоги, пользовались глиняной и деревянной посудой.

Но между серединой III и серединой II в. до н. э. в результате серии победоносных войн в Рим устремляются потоки золота, драгоценностей, рабов. Ремесленное производство растет и изощряется; крестьяне массами бросают землю и уходят в Рим, где жить стало легче и веселее. Во много раз увеличилось производство и импорт предметов роскоши. Например, шелк, доставлявшийся из Китая, стоил по весу в три раза дороже золота.

Мода в Риме за тысячу лет мало изменилась. Большинство римлян носили одежду из шерстяных или льняных тканей. В эпоху империи тонкие хлопковые ткани импортировались из Индии и были очень дорогими. Одежду также делали из меха и фетра, особенно в северных владениях Рима. Мужчины носили набедренную повязку, а поверх нее тунику. Поверх туники надевалась тога, носить которую имел право только римский гражданин. В качестве нижней женской одежды в Риме получили распространение нечто подобное современным бюстгальтерам и корсетам. Поверх них римлянки надевали тунику, а поверх нее столу, длинное, до лодыжек, одеяние.

Большинство одеяний по-прежнему делались из цельных кусков ткани, которые оборачивались вокруг тела. Сшитые одежды были редкостью, так как иголки все еще делались из костей животных и были довольно грубыми.

Римляне коротко стригли волосы, но в эпоху империи некоторые модники отпускали длинные волосы, которые завивали и смазывали маслом. Римлянки иногда отрезали красивые локоны у рабов и делали из них парики. Особенно модной в эллинский и в римский периоды считалась сильная бледность. Женщины белили себе лица и руки толченым мелом.

Римляне использовали слово “вилла” для обозначения сельского дома. Хозяевами вилл, как правило, были богатые горожане. Большинство вилл были центрами сельского хозяйства. Лишь немногие существовали за счет таких источников дохода, как гончарное ремесло или добыча полезных руд.

В эпоху поздней республики в Риме большинство горожан жили в больших многоэтажных домах, носивших название инсулы. Каждая отдельная квартира называлась ценакул. Лишь весьма состоятельные люди могли позволить себе жить в своем собственном отдельном доме (домусе).

В 1 в. до н.э. римляне создали свою систему центрального отопления — так называемый гипокауст. В теплых странах его применяли главным образом в римских банях, тогда как в холодных владениях империи эта система встречалась в городских домах и даже в сельских виллах.

Здания первых бань, построенные в Риме во II в. до н. э., были простыми помещениями для мытья, предназначенными только для мужчин. Но в 20 г. до н.э. были открыты первые государственные общественные бани (термы), огромные сооружения, отличавшиеся роскошным внутренним убранством.

Блестяще была решена сложная проблема водоснабжения Рима: II водопроводов подавали в город 1,5 млн. кубометров питьевой воды в день — по 1,5—2 тонны на одного жителя. Это во много раз больше, чем в некоторых современных городах. Городские нечистоты отводились через подземную канализацию далеко за город. Но в частных домах канализации не было и нечистоты часто просто выплескивали на улицу. Потоки грязи и нечистот в Риме достигали глубины 5—6 дюймов (12—15 см). И для того чтобы не испачкать дорогую обувь, римлянки стали использовать специальные подставки — котурны, прошедшие через века и ставшие прообразом высокой платформы в современной женской обуви.

Выдающимся достижением римского строительного искусства были римские дороги. Каменная или плиточная мостовая лежали на особой прочной подстилке из чередующихся слоев песка, щебня, мелких камней и глины. Прочные и прямые римские дороги опоясали сначала Италию, а позднее и провинции густой сетью. Отличные дороги позволили создать почтовую службу. Сообщения из Рима достигали окраин империи намного быстрее, чем в конце Средневековья новости из Парижа или Лондона отдаленных графств.

Структура античного общества

Типичное поселение античности — полис — городская, земледельческая община. Население полиса — от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Наиболее крупные: Рим, Афины, Александрия, Карфаген, Фивы — по несколько сот тысяч жителей.

В раннеантичный период сохраняется общинное землевладение и преимущественно родовой строй, которые медленно, но верно разлагаются под воздействием технического прогресса, укрепления большой патриархальной семьи и государства.

Лично свободный землепашец, семья которого ведет полунатуральное хозяйство, на протяжении почти 1000 лет был главной фигурой античности. Их доля в населении составляла от 35 до 75%, сокращаясь в периоды обострения противоречий и возрастая в результате реформ.

Рабство, вопреки распространенному мнению, давшему название “целому” способу производства, не было господствующей формой отношений. Доля рабов в населении Средиземноморья составляла: 2—7% — в Египте II в. до н. э., 10—15% — в Италии III в. до н. э„ 25—33% в Италии 1—IV в. н. э„ 33-66% в Аттике 1—IV вв. (Интересно, что и в Китае IV—1 в. до н. э. доля рабов оценивается всего в 3—10% населения.)

В Греции главной сферой применения рабского труда было ремесло и морская торговля. В Риме — сельское и домашнее хозяйство. В мастерской же, помимо самого мастера, трудились его дети, свободные ученики и в среднем всего 2—4 раба. Лишь в эргостериях и рудниках работало по 100—150 рабов под началом десятка мастеров и двух десятков надсмотрщиков.

Проблема эффективности рабского труда является одной из центральных в этот период. С одной стороны, два или три раба могли обеспечить своим трудом скромный достаток семье из 4—7 человек, владеющей 30 югерами земли, а 20—30 рабов были способны обрабатывать поле в 500 югеров и вести хозяйство аристократической семьи из 7—15 человек. Но, с другой стороны, рабы требовали постоянного присмотра, “человеческого” отношения, стимулирования и других поощрений, главным из которых было освобождение. В противном случае они начинали производить продукта меньше, чем потребляли сами, портили орудия труда и восставали. Наиболее мощными были Сицилианское восстание 106—103 гг. до н. э.. когда рабам удалось даже создать свое государство, просуществовавшее несколько лет, и восстание Спартака 73—71 гг. до н. э.

Ремеслом в античном мире было занято от 7 до 12% населения, Несколько меньшей, но все-таки значительной была доля лиц, связанных с торговлей. Доля аристократии в любом обществе не превышает 1,5%. А вот доля городских люмпенов — лично свободных, но лишенных самостоятельных источников существования бездельников — незначительная (0,5—1%) в республиканский период, к концу имперского периода достигает 3—4%. Аналогичную эволюцию проделала доля армейской и гражданской администрации.

Торговля и ремесла

Несмотря на то, что сами древние греки, (аристократы и философы) презрительно относились к торговле, считая ее варварским занятием, именно в античные времена она достигла такого расцвета, который будет превзойден лишь в XX веке.

В тот период в Средиземноморье фактически функционировала единая (конвертируемая) система мер и весов, единая денежная система (золото-серебряные монеты и слитки). Осуществлялся практически свободный перелив труда (квалифицированного и неквалифицированного), а также и капитала между отдельными регионами.

Применялись сложные системы расчетов: взаимозачет платежей, простой и переводной вексель, аренда, концессия, факторинг.

Система регулярного морского сообщения и сеть дорог (в том числе мощеных) способствовали развитию почтового сообщения, обмену знаниями, идеями, изобретениями.

Средиземноморье поддерживало активные торговые отношения с Северной Европой, Центральной Африкой, Азией, а через нее с Индией и Китаем.

Античная семья

Главная малая группа античности — семья патриархального типа, состоящая из главы (мужчина 30—70 лет), его жены, незамужних сестер и братьев, детей, их жен и детей, слуг и рабов — всего от 7 до 30 человек, владеющая наделом малых размеров (10—30 югеров), средних (50—150) или большим наделом (300—2500 югеров, что равняется 75—625 гектарам).

Власть главы семьи была абсолютной, вплоть до казни любого члена семьи. Глава семьи не только распоряжался имуществом и определял порядок работ и распределение благ между членами семьи, но и руководил личной жизнью своих домочадцев. Браки заключались исключительно по расчету, при этом иногда составлялись весьма подробные брачные контракты. Девушек выдавали замуж начиная с 16 лет, реже с 12—14. Юноши женились лишь по достижении экономической независимости, как правило, после 25 лет. Разница в возрасте мужа и жены в 10—15 лет считалась оптимальной.

Рождаемость в античные времена была довольно-таки высокой. Женщина от 17 до 42 лет рожала 7—12 раз с интервалом в 2—3 года. Техника предохранения от беременности и абортов была известна, но широко не применялась, хотя аборты и не запрещались. Но и смертность была высока, особенно младенческая. Большой урон численности населения наносили эпидемии: грипп, оспа, холера, кишечные, чума. Средняя продолжительность жизни была невелика — около 35 лет. Но у доживших до 35 лет, как правило, были хорошие шансы дожить и до 50, и до 70 лет.

По основным физическим характеристикам — росту, весу греки и римляне практически не уступали современным европейцам. Большое внимание уделялось тренировкам, занятиям спортом. Можно сказать, что в античные времена существовал настоящий культ тела.

Причины гибели античного мира

В настоящее время существует множество версий, объясняющих причину крушения античного мира, — величайшей трагедии мировой истории, опровергающей некогда модный тезис о поступательности экономического развития, обеспечивающей перманентный социально-политический прогресс. Все объяснения можно свести к пяти взаимодополняемым версиям.

1. Военно-историческая. Западная Римская Империя не смогла противостоять нашествиям варваров, которые, захватив города, уничтожили великую античную культуру, установили свои, привнесенные из Азии порядки и не смогли грамотно воспользоваться техническим наследием римлян. Действительно, распад империи был ускорен военными поражениями, но только ускорен. Начался он гораздо раньше. К тому же непонятно, почему во II веке до н. э. Марий мог собрать в пятимиллионной Италии шестидесятитысячную боеспособную армию для противостояния двухсоттысячному войску германцев. А в V веке н. э. в двадцатипятимиллионной империи не удалось собрать необходимое войско для обороны от полумиллионной армии варваров.

2. Морально-религиозная. Экономический упадок в империи сопровождался падением нравственности и забвением гражданских доблестей: честности, скромности, ответственности, гордости, храбрости и т. д. Повсеместно, во всех слоях общества распространились пороки: праздность, лень, зависть, разврат, трусость, предательство. В годину суровых испытаний никто не желал рисковать жизнью или жертвовать имуществом ради защиты отечества. Странно только, что резкое падение нравственности совпало с широким распространением христианства, которое за сто лет до крушения империи на Западе стало господствующей, официальной религией.

3. Этно-генетическая. Версия, предложенная Львом Гумилевым, теория которого гласит, что каждый этнос в своем развитии проходит ряд стадий, аналогичных жизненному циклу человека. От формирования до распада этноса проходит порядка 1200—1500 лет. От основания Рима до его падения прошло как раз 1229 лет. На стадиях формирования и подъема в этногенезе в обществе относительно велика доля так называемых пассионариев — активных, волевых, сильных личностей, способных повести за собой соотечественников и добиться своих “высоких” целей, преодолевая сопротивление внешней среды и побеждая многократно превосходящего по численности соперника. На стадии перегрева пассионарии сталкиваются между собой и начинаются кровопролитные гражданские войны, в которых большинство из них погибает. На стадиях спада и гомеостаза возрастает доля субпассионариев — активных индивидуалистов, добивающихся своих “низких” целей за счет своих же, пассивных соотечественников, смирившихся с суровой судьбой и готовых безропотно подчиниться любому пришлому пассионарному войску. Субпассионарии на некоторое время могут захватить власть в обществе, и тогда будет создана так называемая антисистема — весьма неустойчивое социальное формирование, агрессия которого направлена прежде всего против собственных членов, которые с необыкновенной легкостью приносятся в жертву эфемерным целям.

4. Политэкономическая. Версия, предложенная Карлом Марксом, состоит в том, что движущей силой исторического развития является противоречие между экономическим “базисом” — технико-экономическими производительными силами и социально-политической “надстройкой” — производственными отношениями.

Каждому базису какое-то время соответствует адекватная надстройка. В частности, в античном мире рабовладельческому способу производства (терминология Маркса) соответствовали институты патриархального брака, гражданского права, полисной и имперской политических систем.

Но базис постоянно (линейно) развивается. Консервативные же социальные институты в какой-то момент перестают соответствовать изменившимся технико-экономическим условиям. Назревает кризис, который рано или поздно разрешается социальной революцией (феодальной, буржуазной, социалистической), и адекватность базиса и надстройки восстанавливается. В частности, экономическая неэффективность рабовладельческого хозяйства стала очевидной уже на рубеже тысячелетий. И к середине первого тысячелетия оно повсеместно сменилось колонатом. После чего были разрушены и сменены новыми социальные институты Античности.

5. Социально-демографическая. Версия выдвигает на первый план социально-семейные отношения, поскольку справедливо считает семью базовой ячейкой любого общества. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и базирующиеся на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. Снизилась брачность, участились разводы, упала рождаемость, стала снижаться численность населения, Мероприятия по укреплению экономических и морально-нравственных основ патриархальной семьи, предпринятые первыми императорами, смягчили кризис, но не дали долгосрочных положительных результатов. Население империи, достигнув максимума около 250 г. н. э., начало стремительно сокращаться. Распространение христианства в его ранней версии существенно способствовало ослаблению патриархальной семьи, крах которой привел и к гибели общественно-политической системы, на ней базирующейся.

studfiles.net

Гибель критской цивилизации | История культуры

Извержение – сначала в небо уходит, выстреливает такая пробка пепловая, это несколько миллионов тонн пепла поднялось на высоту нескольких километров и потом ветром протянуло вплоть до Сицилии. Потом, в 60-х годах американцы проводили исследования Средиземного моря, они проследили след от этой тучи от острова Фера до Сицилии по донным остаткам. То есть вы можете представить, какая колоссальная масса этого материала вышла. Затем началось изливание лавы, конечно, это плохо. Город был залит лавой, засыпан пеплом, город погиб. Ну и ладно, бог с ним, с этим городом. Хуже другое: что поскольку извержение совпало с мощным толчком, произошло разрушение кратера вулкана. И вот когда в это образовавшееся отверстие — а там находился этот расплавленный материал (я не знаю, сколько, я не специалист в этих моментах, но несколько тысяч градусов вот этот раскалённый камень, металл и всё, что там в земле водится) — хлынули воды океана, то от разницы температур произошёл «ядерный» взрыв.

Но я недаром оговорился «ядерный». Специалисты оценивают эквивалент мощности, который в это время был выброшен в окружающую атмосферу по-разному. Но минимальная оценка (я сторонник минимальных, потому что я не могу представить максимальную) равняется приблизительно ста ядерным бомбам, сброшенным на Хиросиму. Здесь не было радиации, но вот та ударная волна, которая образовалась в результате этого взрыва (это природный взрыв, это не человек сделал, так уж случилось) равняется эквивалентам вот этого мощнейшего взрыва.

Было бы всё это очень неприятно, всё очень страшно, но этот взрыв относится к разряду так называемых подводных взрывов. Это тоже, кстати говоря, раньше, в своё время, когда я учился, нас учили гражданской обороне, нам всякие виды этих ядерных взрывов рассказывали, вот подводный взрыв – одно из очень страшных средств поражения противника. Фактически этот взрыв привёл к образованию такого природного явления, как цунами. Цунами – это спрессованная вода, которая достигает приблизительно высоты 10-16этажного дома. И вот эта масса, пластичная масса, но практически несокрушимая, распространяется с огромной колоссальной скоростью от эпицентра взрыва. Вот всё, что попадается на пути, это просто уничтожается. Понимаете ли, то, что произошло в Северной Осетии, там хоть тела какие-то находят. Вот то, что будет после цунами – там ничего не будет, там вы уже ничего не найдёте. Так что это просто каток, который нивелирует поверхность, встречающуюся на пути.

Это кратковременное явление, хотя учёные фиксируют, что эта волна вышла через Гибралтар и по некоторым показателям, они говорят, что она дошла даже до берегов Америки, то есть насколько мощно. И некоторые считают, что для ряда народов именно это событие послужило причиной возникновения рассказов о всемирном потопе. Не для того потопа, что в Ветхом Завете, в Ветхом Завете это идёт из Месопотамии, туда цунами не дошло. А для некоторых народов — у всех народов есть сказание о потопе — так вот, говорят, что это с этим событием связано.

Но главное даже не в этом. Те жители Феры, которые вышли в море, они оказались просто уничтожены, их просто раздавило. Ладно, это Фера. Говорят, что то же самое, и к этому склоняется большинство историков, произошло и на Крите. Правящая элита на кораблях вышла в море, и в этом море она и нашла свою смерть. Вот поэтому здесь очень интересное явление: критяне не погибли, жители Крита не погибли. Самое главное, что потом, когда всё это закончилось, при этом достаточно быстро всё завершилось, в мгновенье это всё произошло. Так вот опять-таки спасалась элита, народ не спасался, он сам по себе как-то жил. И опустошению-то были подвержены только северные берега Крита, с югом-то ничего не произошло. Жителей Крита знает Гомер, который писал в VIII-м веке, он пишет об этеокритянах, истинных критянах. И потом все отмечали своеобразие населения Крита, они остались, они потом смешаются с ахейцами, с греками смешаются. Но жители Крита, кстати, до сих пор образуют некую особую такую народность среди, собственно говоря, греков. Вот эти самые крестьяне, они выжили, потому что они не спасались. А вот цивилизация исчезла. Как же так?

Считается, что погибло, ну, максимум 5-6 % населения. Куда ж цивилизация-то делась, если все остальные выжили? А это опять-таки очень важно для характеристики типа цивилизации. Всё, что мы называем цивилизацией, всё, что мы знаем по тем самым дворцам – это то, что создавалось во дворце, потреблялось во дворце и всё. Больше она не имела своих основных корней. Народ жил по-своему, своей собственной жизнью, он не имел к этой цивилизации никакого отношения. Поэтому, чтобы уничтожить цивилизацию, не нужно убивать весь народ, достаточно уничтожить только элиту. Вот эта самая культурная элита, как правило — это как плесень на корочке хлеба. Вы её сотрёте – и всё, её больше нет. Так что это показывает с одной стороны очень яркий, очень самобытный характер, созданный цивилизацией на Крите; с другой стороны – её очень эфемерный характер.

Подобные общества, так же, как в каком-то смысле, вот некоторые сближают, например, скульптуру майя, или альмеков, тольтеков в Центральной Америке, тоже там было достаточно уничтожить носителей информации. Так же, кстати говоря, как это произошло и с цивилизацией кельтов: там римлянам достаточно было уничтожить друидов, и цивилизация очень быстро была обращена на путь романизации. Бывают такие общества, ничего не поделаешь.

Итак, критская цивилизация закончила своё существование в результате случайности, если хотите, природа, таким образом, распорядилась. Это сейчас человек сам искушает природу, чтобы она его уничтожила. Тогда они ещё не достигли такой фазы, чтобы настолько разгневать богов.

Далее — Микенская цивилизация

www.culturhistory.ru

Вопрос 4. Ахейская Греция. Своеобразие социально-экономических отношений. Человек Ахейской Греции. Причины гибель.

Ахейская Греция, как историческое явление появилось в 17-16 веке до нашей эры. На Балканский полуостров пришли племена Ахейцев и установили там свое господство, ассимилировались. Племена носили воинственный характер. Активно заимствовали достижения Минойской и Киклацкой цивилизации, а также на развитие оказали влияние местные племена.

Своего высшего развития Ахейская культура достигла в 15-13 веке до нашей эры. Об этом свидетельствует масштабное строительство дворцов, которое могло себе позволить только сильное и богатое государство (пример – шахтовые гробницы в Тиринфе и Пилосе).

Произошло объединение ранее самостоятельных культурных центров – Крита, Киклат и Ахейцев в единую Ахейскую культуру с центром в Микенах. Ахейская Греция характерна своей раздробленностью.

Социально-экономические отношения

Дворец был экономическим и политическим центром.

Сельское хозяйство на высоком уровне: земледеление, виноградарство, скотоводство. Существование различных форм землевладения: царские, храмовые, владения ахейской знати, общинные. Наличие арендных отношений. Сложная структура аграрных отношений

Элита.

Глава-монарх государства - Ванкт. Являлся верховным главнокомандующим. В его владении находился темен - большой участок плодородной земли. Выполнял судебные и жреческие функции.

Придворная знать. Занимались финансовыми делами. Представляли собой широкий бюрократический аппарат, занимались финансовыми и управленческими делами во дворце. Назначались царем.

Басилеи. Управляли многочисленными деревенскими общинами. Составляли класс местной общинной элиты.

Военная знать. Располагали собственными поместьями, небольшими дружинами, принимали участие в управлении государством. Лавагет - воевода, занимался военными делами, учавствовал в решении важнейших государственных вопросов.

Жречество. Привилегированное сословие, владели землей, отправляли культ богов.

Общинники

Земледельцы. Облагались податями - натуральная и трудовая повинность. Пользовались личной свободой и правом решать свои местные дела внутри общины.

Ремесленники. Проживали вместе с земледельцами, получали довольствие от дворца или общины. Работа на дворец была лишь временной повинностью. Лично были свободны, могли владеть землей и даже рабами. Особое место, среди ремесленников, занимали кузнецы.

Рабы

Дворцовые рабы. Дворцовые слуги.

Частновладельческие рабы. Выполняли различные работы, подразделялись на различные отряды. В основном женщины и дети, которые использовались в домашнем хозяйстве.

Божьи рабы. Служили при храме, арендовали землю у общинников.

Человек Ахейской Греции

(скопировать из второго вопроса)

Причины гибели

Природные. Десятилетняя засуха, которые привела к голоду и переселению жителей в сельскую местность.

Внутриполитические. Возобновление междоусобных войн после Троянской войны, которая также затратила огромные материальные и людские ресурсы. Уход большого количества военных на восток.

Внешнеполитические. Ослаблением Ахейцев воспользовались варварские племена Дарийцев, сильно отстававшие в развитии. Они вторглись на территорию и постепенно завоевали ее, вытеснив местных жителей.

studfiles.net

Вопрос 8. Предпосылки формирования полиса

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения, вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Компромисс аристократии и демоса, достигнутый в ходу борьбы. В результате борьбы общинников (демоса) и родовой знати (аристократии) был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, который обеспечивался рабами-чужеземцами. Не смотря на то, что демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел ей на уступки, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация. Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

  • От сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

  • От разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

  • От власти местных царьков-басилеев, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

Механизм образования полисов, а точнее, формирования исходной структуры для их последующего развития осуществлялся чаще всего посредством синойкизма, то есть сселения или насильственного объединения всех или значительной части жителей данной области в одно большое, более укрепленное и более жизнеспособное поселение. Так, в Афинах примером синойкизма служит объединение проживавших в Аттике племен вокруг Акрополя. Это объединение античная традиция приписывала легендарному Тезею. Иногда на промежуточном этапе объединялись сельские общины, которые впоследствии так и не превратились в города. Такой пример являет Спарта, которая оставалась объединением 4-х поселков, так и не ставших городом на протяжении всей классической античности. Другой путь формирования полиса был связан с колонизацией и завоеваниями, когда исходный полис по мере разрастания выводил ряд дочерних поселений-колоний, из которых впоследствии формировались самостоятельные полисы.

В течение VIII-VI вв. до н.э. на Балканском полуострове, в Эгейском бассейне, Причерноморье и Западном Средиземноморье возникло в общей сложности несколько сот полисов с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Каждый из полисов был уникален, имел свою историю и свои специфические черты, но все они имели и общие свойства, которые и позволяют говорить о полисе как о феномене античной истории.

studfiles.net