Прически древних египтян презентация. Презентация к уроку ИЗО № 18 Украшения в жизни древних обществ. Египет. 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц. Прически древних египтян презентация


презентация к уроку" История прически "

Слайд 1

Презентация по технологии на тему «Прически» Работу подготовила ученица 7«В» класса Феликиди Яна. 2012г .

Слайд 2

История причёски. Уже в древности люди уделяли особое внимание убранству своей головы. С начало это были венки или просто цветы, затем обручи, позже- ленты, повязки, диадемы. Самые причудливые прически создавались с помощью жира и глины. Некоторые африканские и австралийские племена до нашего времени сохранили эту традицию.

Слайд 3

ПРИЧЕСКИ ЕГИПТЯН

Слайд 4

Египетские прически. Древние египтяне носили парики, надевавшиеся поверх собственных волос и крепившиеся металлическими обручами. Прическа укорачивалась по прямой или ступенчатой линии.

Слайд 5

ПРИЧЕСКИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ ЛАМПАДИОН ФАКЕЛ

Слайд 6

Греческие прически. Зато древние греки предпочитали создавать прически из собственных волос. И у женщин и у мужчин в моде была завивка. Локоны, завитки и косички укладывались в сложные прически. Со временем греки вернулись к более простым формам -мужчины стали стричь волосы, а женщины -укладывали локоны в знаменитый «греческий узел»,традиционно поддерживавшийся налобной лентой.

Слайд 7

Римские прически. Древний Рим принял греческую моду на прически. Но римляне предпочитали более сложные и изысканные формы. Знатные дамы имели по нескольку рабынь, которые колдовали над их волосами часами, ежедневно создавая изумительные по красоте шедевры.

Слайд 8

Китайские прически. Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел. После захвата Китая маньчжурами всех китайских мужчин заставляли брить переднюю часть головы, остальные волосы заплетать на затылке в косу. Эта прическа стала своеобразным символом угнетения китайского народа, поэтому участники восстаний срезали косу. В основе всех женских причесок лежал узел. Прически были сложными, но легкими и изящными. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями. Знатные дамы носили парики. Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу и укрепляли на темени двумя большими шпильками. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку .а на висках волосы срезали над углом.

Слайд 9

Японские прически. Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком. В 14-15вв.прическа японских женщин становится очень сложной для нее требовалось множество гребней и шпилек. Особую прическу носили японские гейши : волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветочками на концах.

Слайд 10

Византийские уборы ФРИГИЙСКИЙ КОЛПАК УКРАШЕНИЕ ГОЛОВЫ ЦАРЯ И ЦАРИЦЫ

Слайд 11

Причёски эпохи романского стиля ШАПЕЛЬ ЖЕНСКАЯ ПРИЧЕСКА С ЗОЛОТОЙ СЕТКОЙ КРУЗЕЛЛЕР ХУЛЛЕ

Слайд 12

Причёски эпохи романского стиля ДАМА-АРИСТОКРАТКА ПРИДВОРНАЯ ДАМА ГЕБЕНДЕ ПРИНЦ ЛОНГОБАРД

Слайд 13

Причёски эпохи готического стиля ФАТА С УКРАШЕНИЯМИ МУЖЧИНА В КАПЮШОНЕ ВАРИАЦИИ ХЕННИНА

Слайд 14

ПРИЧЕСКИ РЕНЕССАНСА МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ БЕРЕТ СО СТРАУСИНЫМИ ПЕРЬЯМИ БОРОДА, РАСЧЕСАННАЯ НА ДВЕ СТОРОНЫ

Слайд 15

ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ ПРИЧЕСКИ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ «ГРЕТХЕН»

Слайд 16

ЖЕНСКИЕ ЧЕПЦЫ С ДРАГОЦЕННОСТЯМИ

Слайд 17

ПРИЧЕСКИ БАРОККО ВОРОТНИКИ « a la Cadenette » «ГАРСЕТ»

Слайд 18

МОДА ЭПОХИ ЛЮДОВИКА XIV МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ Парики «алонж» « Фонтанж »

Слайд 19

РОКОКО Мужские прически ПРИЧЕСКИ «КОСИЧКА» С НАТЯНУТЫМ ЧЕХЛОМ ИЛИ ПЛЕТЕНИЕМ СОЛДАТ В КИВЕРЕ, С ПРИЧЕСКОЙ «КОСИЧКА»

Слайд 20

Женские прически ПРИЧЕСКА «БЕРЖЕР» ПРИЧЕСКА «БОЛЬШАЯ АНТУАНЕТТА» ПРИЧЕСКА « Belle - Poule »

Слайд 21

Мужские прически ПРИЧЕСКА «ТИТ» ПРИЧЕСКА «БРУТ» ПРИЧЕСКА «ФАВОРИТ»

Слайд 22

Женские прически «ТИТ» С украшением в виде перьев С шляпкой, украшенной цветами Украшенная цветами С платком и пером Прическа с шляпкой, украшенной страусиными перьями

Слайд 23

СТИЛЬ «АМПИР» Мужские прически ЦИЛИНДР ТРЕУГОЛКА НАПОЛЕОНА

Слайд 24

ПРИЧЕСКИ В СТИЛЕ «БИДЕРМАИЕР» Мужские прически ПРИЧЕСКА АПОЛЛОНА ЗАВИТЫЕ ВОЛОСЫ С ДВУХ СТОРОН, С ОСТРЫМИ УСАМИ ПРИЧЕСКА С ШАПКОЙ И ХАРАКТЕРНОЙ ФОРМОЙ УСОВ И БОРОДЫ

Слайд 25

МУЖЧИНА С БАКЕНБАРДАМИ В ВЫСОКОМ ЦИЛИНДРЕ ЦИЛИНДР С УЗКИМИ ПОЛЯМИ И ЛОРНЕТ МУЖЧИНА В ЦИЛИНДРЕ И ЦВЕТНОМ ГАЛСТУКЕ

Слайд 26

Женские прически ЛИЦО ОБРАМЛЯЮТ МЕЛКИЕ КОЛЬЦА ВОЛОС, ОГРОМНАЯ ШЛЯПА ДОПОЛНЕНА ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ ЖЕНСКАЯ ПРИЧЕСКА, ВЫПОЛНЕННАЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕТЕЛЬ, ПЛЕТЕНИЯ И ЦВЕТОВ

Слайд 27

ШЛЯПКА В СТИЛЕ «БИДЕРМАЙЕР», УКРАШЕННАЯ ЛЕНТАМИ И ЦВЕТАМИ ШЛЯПА С ВЫСОКОЙ ТУЛЬЕЙ, УКРАШЕННАЯ ЛЕНТАМИ И ПЕРЬЯМИ ШЛЯПКА ИЗ ДАНИИ «ПОЦЕЛУЙ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ»

Слайд 28

Прически эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения прически отличались сложностью, множеством замысловатых переплетений из длинных волос. Для оформления причесок широко использовались всевозможные украшения- жемчуг, перья, диадемы.

Слайд 29

Русские прически. На Руси еще в древности прическа у женщин- коса, у мужчин- стрижка «под горшок».Во времена Петра1 был издан указ»всем боярам стричь бороды, а их женам являться на ассамблеи одетыми и причесанными в соответствии с европейской модой.»

Слайд 30

Элементы причесок

Слайд 31

Вывод: Прическа-это важный атрибут каждого человека. Ведь прическа может сказать всё о солидности данной персоны. В XXI веке сложно сказать, какая стрижка или прическа характеризует наше время. Когда во многих странах провозглашены свобода личности и свобода индивидуальности, когда территориальные границы для межнационального общения стерты посредством Интернета, люди хотят отличаться от общей массы населения своей страны. Тем не менее общую мировую тенденцию все-таки можно проследить. Не так важен сейчас цвет, стрижка или украшения для волос, как сами волосы, их здоровье и соответственно их красивый внешний вид.

nsportal.ru

Презентация по ИЗО на тему

Тема: « Декоративное искусство Древнего Египта».

Цели:1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.2. Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».3. Презентация «Декоративное искусство Древнего Египта». «Орнамент древнего Египта».4. Художественные материалы.

Для уч-ся: альбом, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, резинка, пластилин.

План урока:1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Презентация:- характерные особенности египетской культуры.- одежда, прически и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза египетского украшения, вазы, одежды). 3. Практическое выполнение задания.5. Подведение итогов.

Ход урока:Беседа.Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке речь пойдёт о древней культуре. Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть путешествие в середине учебного года? Давайте вспомним слова из стихотворения А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.Один – пускаться с места вдаль,Другой – сидеть себе на месте,Листать тихонько календарь.

А мы с вами будем листать фотографии Древнего Египта.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в древнюю цивилизацию и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. А путешествие наше будет виртуальным.

На плите,На саркофаге,На папирусной бумагеИ на всем, что видит взгляд,Иероглифы пестрят.Рыбы,Звери,Птицы,Точки,Загогулины,Кружочки…Всё знакомое почти,А попробуй-ка, прочти!Как вы думаете - о какой стране идёт речь? (Древний Египет).Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.-Что вы знаете о Древнем Египте?(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов-царей Древнего Египта).

Начало презентации

«Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Слайд 5

Одним из древних архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии -фараона Джоссера

Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха.

Слайд 6

На западном берегу Нила (ныне в городе Гиза около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов четвертой династии: Хеопса, Хефрена и Минкаура. Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами из белого известняка. Основание пирамид - квадратное, а гладкие грани - треугольные. “Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.

Слайд 7

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Длина большого сфинкса 57 м, а высота – 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) – черта всех древнейших верований человека.

Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т. д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, лягушки, крокодила и т. п.).

Звери и птицы превратились в «души» богов, при храмах которых они и жили. Животные считались священными, им оказывали почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.

Слайд 8

«…Стоим перед богом по имени Гор.С большим удивлением смотрим в упор:При всём человечьем обличьеИмеет он голову птичью! Он рядом с богиней стоит львинолицей,А рядом богиня-корова теснится,И только богиня ИсидаПохожа на женщину видом.…Мы видим бога по имени Тот,А также богиню по имени Нут,Мы помнили точно,Кто – этот, кто – тот,Наверное, целых пятнадцать минут».

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Слайд 9

Живопись, Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры: при создании росписей они руководились правилами. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных черепках - остраконах.

В Древнем Египте людей искусства называли санхами. Санх - значит «творящий жизнь».

Слайд 10

Посмотрите на рисунки египтян. Обратите внимание на то, какие тонкие руки и ноги, как в фас у них вывернуты плечи. Все эти фигуры необыкновенно пластичны, они словно бы текучи. Кажется, будто египтяне, чтобы они не делали на картинах – охотились или несли груз, рыбачили или шли в колонне солдат – постоянно танцуют какой-то странный волшебный танец. Художники Египта были очень наблюдательны и изобретательны, а произведения искусства создавались по строгим правилам -канонам.

Слайд 11

Скульптура

Слайд 12

Рассмотрите скульптуры

Вопросы:

  1. Естественны ли их позы?

  2. Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?

Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.

Слайд 13

В египетских архитектурных памятниках мы встречаем либо круглую скульптуру, либо плоский рельеф.

У художников – свои правила.

Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?

Вопросы:

  1. Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян?

  2. Как изображены плечи и руки, глаза?

  3. А лицо и ноги?

Слайд 14

Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы.

Слайд 15

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку - схенти, туловище было свободно от одежды. Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета – желтого.

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок клафт

Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону.

Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса — в виде головы шакала

Слайд 16.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях.

Самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья и изображение лунного диска — знак Хатор, богини красоты и любви.

Слайд 17 -18Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт.Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным.

Египет считается родиной льна, О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь пять слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-желтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Слайд 19

Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.

Слайд 20

Царица Древнего Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли Все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали.

Для изготовления ювелирных изделий применяли золото. Египетские мастера умели придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром из него изготовляли повседневные предметы. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Использовали камни, окрашенные в яркие и чистые тона — сердолик, лазурит, сардоникс, малахит, бирюза. Самыми распространёнными из всех видов украшений были ожерелья ускх — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце в форме разомкнутого круга, с завязками на спине. Браслеты могли быть — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов и серьги.

Слайд 21

Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день.

Вопрос. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные. Некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

Слайд 22

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть.

Слайд 23

Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением. Одним из таких символов является скарабей.

Слайд 24

Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце

Слайд 25 - 26

Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости.  Этот образ пронизывает всё египетское искусство.

Слайд 27

Символика Древнего Египта – Анкх

Слайд 28

Символика цвета

Вопрос Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам, Как вы думаете, почему?

Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.

Слайд 29

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия. Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона 18 династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад

Слайд 30 – 31 - 32В городах Древнего Египта процветали ремёсла. Создавались произведения, поражающие непревзойдённой тонкостью работы, высоким художественным мастерством.Эта великолепная ваза вырезана из полупрозрачного камня – алебастра. Чаша на высокой ножке смотрится как цветок лотоса.

Слайд № 33

Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда!).Золотой трон Тутанхамона выполнен в середине 14 века до н. э. Он обит пластинками золота, лёгкая чеканка которых имеет изобразительные мотивы.

Слайд 34

Словарная работа.

Запомните, что означают слова.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Вывод об искусстве Древнего Египта? - Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей и выражало идеи могущества, силы, представление египтян о вечной жизни.

Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 35

Сфинкс улёгся на страже святыниИ с улыбкой глядит с высоты,Ожидая гостей из пустыни.Посети же Египет и ты.

2 занятие – практическая работа.

Постановка художественной задачи:

Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой - самостоятельно выполните Эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета , вазы илы стула Тутанхамона. Продумайте форму и украсьте предмет. Используйте характерные знаки-символы, выстраивая их в орнамент или причудливый узор. Постарайтесь передать характерное для декоративного искусства Египта сочетание цветов. В работе вам поможет иллюстративный материал и учебники.

Презентация «Орнамент Древнего Египта»

Выполнение задания.Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места;

2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

3) контроль объема и качества выполненной работы.

Завершение урока.

Подведение итогов.Экспресс-выставка.

Закрепление нового материала Ребята давайте еще раз с вами вспомним, в какой же стране мы побывали. И что нового мы узнали. Я задаю вопросы, а дети отвечают.

  • Чем прославился Древний Египет. ( пирамидами, фараонами.)

  • Какие виды украшений предпочитали носить древние египтяне?

  • Что тебе больше всего понравилось.

  • Какие тебе запомнились знаки - обереги.

  • Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.

Ответ: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.

Домашнее задание. Сделать эскизы архитектурных зданий Египта.

Беседа в ходе работы

Тесная связь с религией - главная особенность древнеегипетского искусства. внимание Как изображали египтяне богов?

Ученики. Звероликими: туловище человека, голова животного или птицы.

Учитель. Что напоминают нам капители колонн в древнеегипетских храмах?

Ученики. Цветы лотоса и папируса.

Учитель: Первые образцы письменности появились между 3300 и 3100 гг. до н. э. Иероглифы - священные письмена. Писали египтяне кисточкой и чернилами на папирусе.

(слайд 10)

Учитель. Какую еще особенность искусства египтян мы можем выделить?

Ученики. Связь искусства с природой. Они ее обоготворяли.

Учитель. Некоторые ученые называют древнеегипетское искусство застывшим. Как вы думаете, почему?

Ученики. Потому что в своей работе художники, скульпторы, архитекторы следовали строгим правилам - канонам.

Учитель. Это следующая особенность искусства египтян. Есть у него и еще одна характерная черта - безымянность. До наших дней дошло огромное количество произведений искусства Древнего Египта, но имена их создателей нам не известны.

Скажите, ребята, какой вид искусства в Древнем Египте, по вашему мнению, был основным?

Ученики. Архитектура.

Учитель. Действительно, все остальные виды искусства были подчинены ей. На стенах сооружений мы видим фрески и рельефы. Огромные статуи украшают храмы. Монументальность - это тоже особенность искусства Египта. Монументальное искусство рассчитано на массовое восприятие и связано с архитектурой. Произведения предназначены не для музеев, они воздвигаются на улицах, площадях. Вглядимся в росписи, скульптуры, репродукции, папирусы, выполненные вами по строгим правилам. Они похожи друг на друга?

Ученик: Нет, все они разнообразны.

Учитель. Вы согласны с утверждением, что древнеегипетское искусство застывшее?

Ученики. Нет. Каждый художник, следуя канонам, неизбежно отражал в произведении свои мысли и чувства, свой взгляд на окружающий мир, на меняющуюся жизнь.

Кто платит, тот и заказывает музыку. (Египт. - У кого есть деньги, тот ест и целует)

Лёгок на помине (Египт. - Мы упомянули кота, а он уже бежит)

Что в лоб, что по лбу (Египт. - Луковица по пять, по пять луковица)

Терпение и труд всё перетрут (Египт. - Длина ума разрушает горы)

Сапожник без сапог (Египт. - Дверь у плотника сломана)

Два сапога пара (Египт. - Скорпион – сестра змеи)

Сколько волка не корми, все в лес смотрит (Египт. - Сын волка не перевоспитывается)

А Васька слушает, да ест (Египт. - Как кот, перебирает чётки и ворует)

Язык до Киева доведёт (Египт. - Кто спрашивает, не заблудится)

Одно дело в баню войти, другое – выйти (Египт. - Необходима осторожность, т.к. можно простудиться)

Что было, то было (Египт. - Что прошло, то умерло)

Кончил дело – гуляй смело! (Египт. - Достиг цели и заночевал в пустыне)

Третий лишний! (Египт. - Нас двое, а третий откуда к нам пришёл?)

Нет розы без шипов (Египт. - Кто хочет розу, должен переносить шипы)

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (Египт. - В колодец, из которого пьешь, не бросай камень)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе (Египт. - Яйцо сегодня - лучше, чем курица завтра)

Друзья познаются в беде (Египт. - Друга узнаешь в беде)

Тише едешь – дальше будешь (Египт. - Кто терпит, тот добивается цели)

Один в поле не воин (Египт. - Одна рука в ладоши не хлопает)

Утро вечера мудренее (Египт. - Утро не нуждается в лампе)

http://www.wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/nar/23_1.html

www.metod-kopilka.ru

Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц.

Тема: Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц.

(урок по ИЗО 6 класс)

Цели:

Образовательная: познакомить  учащихся с культурой Древнего  Египта.

Развивающая: развитие интеллектуальной и духовной  культуры, творческих способностей .

Воспитательная: воспитание интереса и любви к Древнегреческому  искусству.

Задачи:

1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов. Познавательный интерес учащихся к Д.П.И.  Древней Греции.

2. Познакомить учащихся с  основами древнеегипетского искусства

3. Развивать зрительную память, образное и логическое мышление.

4. Научить  работе с художественными инструментами и  материалами.

5. Воспитать эстетический вкус, любовь к произведениям ИЗО.

 Тип урока:  комбинированный

Структура урока:

1. Актуализация  знаний.

2. Изложение нового материала

3. Закрепление, практическая работа.

4. Подведение итогов.

Оборудование:

1.   Мультимедийный проектор;

2.   Магнитофон.

Зрительный и музыкальный ряд:

1.   рисунки  и фотографии известных фараонов и цариц;

2.   презентация «Древний Египет»;

3.   египетская фольклорная  музыка.

Методы: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока :

1. Организационный момент. Вводная беседа.

Здравствуйте, ребята!

На протяжении уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древнего Египта.  Сегодня мы продолжим ее изучение.

2. Изучение нового материала.

Выступление учителя.

Древний Египет (презентация)

1. слайд. Давайте посмотрим на фотографии. На них изображены древнейшие памятники Земли. Это древний Египет. Для нас он интересен своей таинственностью, восхищает красотой и не оставляет равнодушными.

Древние египтяне внимательно наблюдали за положением звёзд, Луны и Солнца – до нашего времени дошли древние легенды, объясняющие происхождение светил.

Происхождение мира египтяне пытались объяснить ежедневным появлением солнца на небосводе и ежегодным разливом Нила.

2. слайд. Особое место в представлениях древних занимал загробный мир, который был тесно  связан с миром живых.                                                   

Считалось, что души усопших, наблюдают за живыми людьми и влияют на их судьбы. Подготовка к посмертной жизни была одной из важных задач древнего египтянина, так как загробное существование он представлял себе как продолжение земной жизни.

Древние египтяне предпочитали селиться на восточном берегу Нила, так как солнце рождается на востоке; западный берег реки был отдан потустороннему миру. На западном берегу солнце «умирало», и поэтому там строили гробницы. Гробницы являлись своеобразными домами для умерших. С глубокой древности египтяне были убеждены, что бессмертные души направлялись к Полярной звезде, поэтому вход в пирамиды был расположен на северной стороне.

3. слайд. Согласно мифу, солнечный бог Ра появился из цветка лотоса. Младенец Ра от радости заплакал, и из его слёз, упавших на холм, появились люди. Изображение лотоса с сидящим в его лепестках младенцем является очень древним, оно встречается не только в египетской культуре, но и в других, более поздних. Сам священный лотос, по представлениям древних египтян, олицетворял красоту и воскресение после смерти.

В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей ХЕПРИ, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Соединившись с культом бога Ра, возникло представление, что Хепри – это молодой Ра, бог восходящего солнца. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мёртвых.

4. слайд. Одежда древних египтян

 Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в плотной одежде. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали лёгкие тонкие прозрачные ткани. Мужчины носили передники СХЕНТИ – повязку из широкого куска ткани, обёрнутую вокруг бёдер и закреплённую поясом. Схенти могли быть разных фасонов (показать). Схенти знатных людей изготавливали их плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.

И мужчины и женщины носили КАЛАЗИРИС – одежду, состоящую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, плотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.

На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.

5. слайд. Причёски знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Всё свободное население Египта, и женщины и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шёлковых нитей, волокон растений, окрашенных в тёмные цвета. Модными считались чёрно-коричневый и чёрный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближённые носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти.

Все сословия носили КЛАФТ – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был НЕМЕС – полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, Нижнего Египта – красной.

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать причёски и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали в голубой, жёлтый и оранжевый цвета. Украшением причёски служили лобные повязки, обручи. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростёршей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы.

3. Практическая работа.

Сегодня мы не только узнали интересное о культуре Древнего Египта, но также научимся выполнять образы древних египтян, изображая их портреты.

Демонстрация фотографий и рисунков, портретов или скульптурных изображений древнеегипетских фараонов и цариц (Тутанхамона, Нефертити, Эхнатона, Рамзеса и др).

Этапы работы: учитель комментирует каждый этап.

1. На формате А4 наметить тонкими линиями основные черты портрета. Учитель подробно показывает на доске набросок мелом.

2. Подобрать необходимый цвет для нанесения на лицо (у женщин лицо должно быть жёлтое).Раскрашивание выполнять широкой кистью.

3. На следующем этапе необходимо выполнить причёску или головной убор.

4. Подобрать цвет к фону (светло-серый, бежевый), и раскрасить его.

5. Более тщательно проработать характер лица (тени на шее, веках, уголках глаз). Верхнюю губу сделать темнее, нижнюю - светлее.

6. Завершить образ чёрно-синей обводкой (глаза, брови). Добавить украшения (серьги, воротники и др). По желанию можно добавить в работу иероглифы.

В ходе практической работы учитель оказывает индивидуальную, методическую помощь учащимся, испытывающим затруднения.

4. Итог урока. Выставка работ. Обсуждение. Оценки.

 - С каким искусством вы познакомились? - Что необычного в искусстве Древнего Египта? - Чем руководствовались художники, нанося свои изображения? - Назовите основные детали костюма древнего египтянина.

- Что еще нового и интересного вы узнали о Древнем Египте?

 

Использованная литература:

1. Рубинштейн Р. И. Загадки пирамид. М. - 1966

2. Вейс Г. История материальной культуры. Энциклопедия для школьников.-М.Росмен,2001.

3. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом.-М.: Гелеос, 2007

4. Орнамент всех времен и стилей. - М.Арт-Родник.2004.

5. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме: «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека». М. 2007.

6. stranamasterov.ru/taxonomy/term/686

7. http://scrap-info.ru

 

8. Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре. М. - «Просвещение» 1999.

infourok.ru

Презентация к уроку ИЗО № 18 Украшения в жизни древних обществ. Египет. 5 класс

Слайд 1. Украшения

в жизни древних обществ.  Роль декоративного искусства в эпоху

Древнего Египта.

Слайд 2. Фараон - полноправный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Знаком власти фараона была  высокая тиара – двойная корона. Два скипетра – изогнутый  жезл и треххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства и могущества.

Слайд 3. Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. Основной одеждой мужчин с древности был передник – «схенти». Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» - длинную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до ступней и оставляющую грудь открытой.

Слайд 4. Головной убор фараона - это корона из двух частей (символы Нижнего и Верхнего царств) — атев. И корон у фараона было великое множество (более 20) и  его  величие подчёркивали священные символы – изображение урея (кобры защитницы) и грифона. Знаком власти фараона была  высокая тиара – двойная корона, украшенная теми же символами. 

Слайд 5.Каждому слою общество строго была предписана «своя» прическа.Прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью.Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца.

Слайд 6. Жители  Египта широко  использовали  косметику.Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Особенно тщательно разрисовывались глаза.Это была длительная процедура, для которой требовалось множество всяческих приспособлений и принадлежностей. После умывания делали маникюр и педикюр.

Слайд 7. Украшения в Древнем Египте носили все слои населения. Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали  украшения и  аксессуары, которые  одновременно  были  и  амулетами, которые должны были отгонять злых духов и предохранять человека от опасностей. Именно они, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

Слайд 8.Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора, которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. 

Слайд 9. Так же распространены были  серьги (с подвесками или без них), особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало. 

Слайд 10. Кольца со вставками из полудрагоценных камней в Древнем Египте носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами.

Слайд 11.У египтян сложилась система декоративной символики. Одним из самых значимым символов был лотос. Олицетворял красоту, бессмертие, вечную жизнь.Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку ИЗО № 18 Украшения в жизни древних обществ. Египет. 5 класс»

kopilkaurokov.ru