Билеты 2013игпзс / 25_Право древних Афин. Право древних афин
25_Право древних Афин
Право и суд в Афинах.
Источники права
1. Главная форма выражения права – закон (nomos). Изначально отождествлялся с обычаем, главный его элемент – справедливость. Также важную роль играла природа (physis) – «право природы», «естественное право». Природа служила для грека основой его действий в мире, жрецы старались предугадать судьбу поступка, то, что решали после гаданий подлежало неукоснительному соблюдению.
Закон выражался через стихотворную форму.
2.Следующий источник – принятый формальный закон («themos») – норма, источник которой – воля законодателя. До Клисфена – принимались народным собранием и гелиэей, после вместо гелиэи – коллегия номофетов.
Источник права, на который ссылались на суде – закон, о котором давалась справка секретарем гос. архива. Решение по однородному делу – не источник! Только письменный закон!
Группировка законов по магистратам, которые их исполняли. Писались на специальных четырехгранных барабанах, вращавшихся вокруг своей оси – кирба.
Кодификации не удавались, хотя законы стали записываться на папирусах.
Вещное право
В Афинах не был разработан из-за сильного гос. вмешательства в эту сферу. Владели землей, недвижимостью только граждане, могли разрабатывать по лицензии рудники.
Афиняне могли дарить, продавать, покупать, менять, передавать по наследству как движимое, так и недвижимое имущество. Имущество можно сдать в аренду или под залог.
Некоторые объекты вещного права подлежали гос. регулированию. Запрещалось загрязнять реку Илисс. Все шахты и рудники подлежали только лицензионной разработке, лицензии частным лицам выдавали полеты – срок 3 года, 10 лет для только открытых рудников. Nomos metallikos – отдельный свод. Эти дела разбирали фесмофеты.
Вещное право защищалось такими исками как:
1) негаторный (dike exouls), 2 условия:
- истец – собственник
- подлежал доказыванию факт нарушения владельческих прав
Лучший вид доказательства права собств. – предыдущее решение суда. Нарушитель платил штраф.
2) иски, заменяющие виндикационный:
особый вещный иск dike ousias, распадающийся на множество мелких исков, такие как:
-dike diadikasia (спор о наследстве), где не было истцов и ответчиков, требования давали архонту, который сам вел суд.
-dike karpou – иск об истребовании платы по договору найма жилого помещения или аренды земли
-dike enoikiou – иск о найме жилого помещения
-dike argyriai – иск об истребовании наличности, животных, рабов.
Иски об истребовании вещи из чужого владения:
-dike hebaiosses – как наш свод, по нему вещь отсуживалась у добросовестного покупателя
-dike klopes – иск о воровстве, вор наказывался штрафом в двойном размере + цена вещи
-dike biaion – иск о разбое.
Залоговое право
Залог в Афинах – срочный договор купли-продажи, при котором покупается наличность. Вещь переходила залогодержателю в собственность, единственное ограничение – срок, по истечении которого – полная собственность на вещь.
Залогодержатель мог сдать вещь самому залогодателю по 10% суммы долга, мог перепродать залог 3 лицу. Перезаклад только с согласия кредитора.
Залог устанавливался по договору займа, хотя иногда залог требовался с ответчиков в суде – метэков и иностранцев, требовался также в делах о наследстве.
Когда речь шла о свидетельстве в деле о наследстве, мог установиться иск о лжесвидетельстве, обеспеченный 1/10 наследственной масссы.
Также залог мог равнятся сумме долга с процентами, который при неуплате переходил в собственность кредитора.
Доказательство залога на землю – особые камни (которые Солон скинул с земли афинян). Надпись на камне – «участок продан с правом выкупа».
О сервитутах ничего не известно.
Различалось 3 вида залога:
1)Залог недвижимости prasis epi lysei (fiducia)
2)Залог движимости enehuron (pignus)
3)Ипотека
Обязательственное право
Договор купли продажи – сущ. условие – уплата цены. Скрытый продавцом недостаток вещи или раба вел к ничтожности сделки. Форма договора устная, но для к.-п. земли и недвижимости требовалась письменная форма, далее документ предоставлялся архонту. Он уведомлял граждан о сделке.
Продажи в кредит не было.
Договор займа – регламентировался Солоном. Запрет распространять имущественные требования на личность должника. Ставка – 1% в месяц. Обеспечивался залогом и заключался в письменной форме. Иски рассматривались у судей месячных тяжб – исагонов.
Договор дарения – узаконено Солоном. Совершал только собственник, полностью дееспособный. При малейшем пороке воли дарителя – договор уничтожался.
Договор найма – часто выступало гос-во. Архонт – басилевс мог сдавать в аренду участки земли храмов. Письменная форма – обязательна, договор – срочный.
Отдельный договор – найм жилого помещения. Также был поднаем – выгодно сдать дом ген. наемщику (часто вольноотпущенник), который был управляющим дома и сдавал жилье.
Dike enoikion – наем жилого помещения
Dike karpou – наем земли.
Договор поручительства – существовал, но форма его – неизвестна.
Нарушение всех видов обязательства преследовалось по общему иску dike blabes (иск о причинении вреда).
Брачно-семейное право
Патриархальная семья – глава семьи кир (kyrios) –«господин», «надзиратель» (как paterfamilias). Нес ответственность за жену и детей, они в полной его власти, но у него права на их жизнь и смерть не было. В случае смерти кира – жена переходила под власть кира, которого назначали опекуном детей. Также она могла вернутся к владыке, который выдал её замуж.
Больше всего власти у кира в имущественных вопросах – даже управление приданным супруги. Однако его наследовали только её дети. Сделки совершенные женой незаконны, кроме тех, которые стоили до 1 медимна ячменя.
Глава семьи – глава семейного культа. В основном это имело значение для обряда признания детей от брака – своими. На 10 день после рождения – специальный обряд dekate – признание, если его обманули – актом apokeryxis брал признание назад. Для статуса законнорожденного важно было формальное заключение брака engue.
Обязательное условие законности брачной связи – заключение брачного контракта с киром (опекуном) женщины. «Я, имярек, передаю мою дочь (сестру и т.п. тебе). Совершеннолетние женщины-сироты под властью ближайшего родственника-мужчины, если такового нет – под властью специального архонта.
Браки с метэками и иностранцами могли преследоваться.
Развод могли требовать обе стороны, у мужа больше свободы – отсылал жену к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданное муж возвращал в обоих случаях. Основание – неверность. Дети всегда у отца. Мужу дозволялось свободно убить любовника жены, если заставал их вместе.
Либеральное отношение брака к инцесту, запрет связи с прямыми нисходящими и восходящими родственниками. Безбрачие преследовалось – незначительная атимия, запрет быть оратором или стратегом.
Был институт организованной проституции. Hetaira – могла быть и конкубиной и porne – обычная проститутка. Могли быть свободными и несвободными. Если свободные, то обычно не гражданки Афин. Дети наложниц – не наследники, если не получали самостоятельных гражданских прав.
Наследственное право.
К наследованию допускались все сыновья в равных долях без различия их старшинства. Раздел наследства осуществлялся жребием. Завещание было, но по нему запрещалось устранять кого-либо из наследства, за исключением передачи наследства кому-либо из боковых родственников.
Особый порядок при отсутствии наследников мужского пола. Тогда наследник – будущий внук, до совершеннолетия наследством управляла дочь. Мужа обязан подыскать опекун из числа её ближайших агнатов.
Если она замужем, но в бездетном браке, агнат мог требовать её развода и женится на ней (сам тоже должен быть не женат).
Если она бесприданница и сирота – приданное давал архонт за свой счет, при условии, что выйдет замуж не за агнатов.
При отсутствие каких-либо прямых нисходящих родственников – призывались боковые родственники. Составлялись очереди:
1-я очередь – братья и его нисходящие
2-я очередь – сестры и их нисходящие
3-я очередь – все другие агнаты отца
4-я очередь – когнаты и нисходящие
Восходящие не наследовали
Споры о наследстве разбирал архонт – для граждан, полемарх – для метэков. Иск о наследстве epidikasia – если один претендент и diadikasia – если несколько, подавались в письменном виде. Оглашались в экклесии. Если кто-то предъявлял права – суд исагогов. Срок исковой давности – 5 лет. Можно требовать пересмотра.
Различались права законных и усыновленных наследников. Законные вступали во владение сразу, усыновленные получали подтверждение прав.
Уголовное право
Преступление для греков – нарушение порядка, установленного богами, святотатство. Наказание преследовало 3 цели: удержать преступника от повторения деяния, совершить акт возмездия (если жертва прощала – не требовалось) и очистить город от скверны (считалось, что преступление вызывает своеобразная болезнь (miasma), и эта болезнь может передаваться). Поэтому проводился ритуал очищения – люстрация.
В серьезных делах – например об убийстве, преступника держали до суда в тюрьме, к вещам не прикасались, суд проходил на открытом воздухе (если в помещении – значит оказываешь гостеприимство).
Субъектом преступления могли быть и животные, и неодушевленные предметы. Специальное судебное присутствие, которое могло удалить животное или предмет за пределы Аттики, если признавали их виновными в смерти гражданина.
Уголовное преследование не применялось, когда:
-убийство вора ночью на месте преступления;
-убийство прелюбодея;
-соперника на спортивном состязании;
-если врач не мог вылечить пациента;
-убийство тирана;
-убийство преступника, изгнанного, но вернувшегося без разрешения;
Уголовное право рано систематизировалось по видам исков, например существование видов исков по умышленным и непредумышленным убийствам. За первые – казнь, за вторые – изгнание, пока семья не прощала убийцу.
1. Нанесение тяжких телесных повреждений – крупный штраф. Виновен тот, кто первый нанес удар. Тяжким считалось повреждение, нанесенное каким либо предметом.
Строго наказывалось прелюбодеяние, могли убить на месте.
За изнасилование – только штраф, который платится киру пострадавшей.
В сфере имущественных преступлений можно отметить иск о разбое – за него тройная вира и иск о воровстве – двойная вира. Различались виды воров (первый раз или рецидивист) и когда было совершено преступление (день, ночь). Общее преследование воров по иску apagoge – любое лицо могло лишить вора свободы и предоставить на суд. Можно было потребовать захвата вора. Если вора поймали на месте преступления («с красными руками») – сразу наказание, без суда.
2. Дела о бесчестье делились на ряд исков.
Иск с общими основаниями – dike kakegorias – штраф за сквернословие в чей-либо адрес, клевета, ложные обвинения. Солон запретил публично сквернословить.
3. Наказание за неприличный образ жизни.
4. Против паразитирующего сикофанства был введен особый иск. Если не набирал более 1/5 голосов присяжных – штраф 1000 драхм. Сикофанство изначально было благой идеей, так как идеология требовала от граждан не проходить мимо нарушений общественных интересов, но затем это превратилось в появление целого класса профессиональных шантажистов, вымогавших у граждан крупные суммы под угрозой обвинения в суде.
5. Гос. преступления:
- непочитание богов Афин
- коррупция магистратов
1)Растрата – 10-кратный штраф
2)Взятка – 10-кратный штраф
3)Преступная халатность, которая привела к финансовым потерям для гос-ва. – возмещение в полном объеме.
6. Недоимки по налогам взыскивались различными исками.
Существовал иск skepsis за недобросовестное ведение литургии.
Очень строго наказывались:
-тирания
-введение города в заблуждение
-богохульство
-гос. измена
-кража храмового имущества
За все это – казнь.
Суд и процесс
История полиса в этой области – история перехода судебных функций от царя к народу.
Изначально судил царь, при Тесее – передача части полномочий Ареопагу, при Драконте – фесмофеты, при Солоне – гелиэя, при Писистрате – третейский суд, суд по демам.
Ареопаг судил предумышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.
Эфеты – коллегия из 51 человека, избирали жребием. Непредумышленные убийства, наемные убийцы, убийства рабов и метэков
Фесмофеты – коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи где заседать, судили законы, если они противоречили основному закону Афин, надзирали за магистратами.
Гелиэя (суд присяжных) – 6000 человек, 5000 постоянных и 1000 запасных. Избрались жребием по 600 человек от каждой филы. Гелиаст – каждый граждание, которому исполнилось 30 лет, не лишен чести и не является гос. должником.
Гелиэя заседала каждый день, когда позволял календарь, в составе 10 судебных присутствий.
Полномочия весь обширны – отменяли через коллегию номофетов старые и новые законы, суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов.
Диэтеты – мировые судьи. Гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказаться от должности нельзя. Разбирали иски свыше 10 драхм. Их решения обжаловались в гелиэи – 200 человек для исков меньше 1000 драхм, и 401 – больше.
Суд по демам – 40 человек, 4 от каждой филы. Иски ниже 10 драхм.
Коллегия исагогов – 5 человек под председательством архонта – дела о приданном, о невыплаченном долге, о невыплате процента, об оскорблениях, об обществах, товариществах, рабах и вьючных животных.
Магистрат также рассматривал различные жалобы, и, рассмотрев в преюдициальном порядке, входил в состав суда.
Учение об иске
Право на иск (dike - справедливость) – только у совершеннолетнего гражданина. За метэков сначала простат, потом сами.
Иск подавали лично, представительство запрещено. Были логографы – те, кто писали речи истцам и ответчикам, но выступать не могли.
Наиболее общие виды исков: частные (dikai idiai) и публичные (dikai demosiai). Подавались в письменном виде. Публичный процесс требовал объявление о нем народу. По публичным искам – нет вознаграждения. От частного истец мог отказаться. За публичный иск пошлина не платилась. Частные иски делились на иске против личности и о вещах.
Основания исков:
1)по способу осуществления своих процессуальных прав
2)по видам отношений, послуживших поводом к спору.
Первая разновидность – арест обвиняемого самим истцом, приведение магистрата к дому ответчика, уведомление магистрата, где ответчик, передача магистрату списка требуемых вещей и другие.
Вторая разновидность – иск об убийстве, наследстве, о краже и т.д.
Система судебных доказательств:
Главное доказательство – свидетельское. До IV века – устные. Свидетелями не могли быть лица заинтересованные, недееспособные, лишенное прав, тот, кто лично не знал, о чем свидетельствует («послух»), женщина и дети.
Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показание от тех, кто за границей, показания метэков и рабов под пыткой.
Лжесвидетельство наказывалось – после обвинения свидетеля в этом, суд приостанавливался и проверялась истинность этого обвинения.
Документы тоже свидетельства.
Клятва и пытка – не самостоятельные судебные доказательства.
Виды процессов.
Суд в Ареопаге – в могилу погибшего насильственной смертью его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось архонту-басилевсу. Он вел следствие 3 месяца. Обвиняемый, если не под арестом, то не мог посещать публичные места. На четвертый месяц определение – суд у ареопага или эфетов. Ареопаг рассматривал дело на открытом воздухе и ночью – чтобы не видеть лица участников. Обвиняемый произносил речь на камне обиды, а обвинитель – на камне непрощения. После первой ночи обвиняемый мог удалиться в добровольное изгнание, но вернутся не мог. На 3 день судьи голосовали – если равное количество «за» и «против» - оправдан.
Суд в гелиэе – вызов ответчика, обязательно должен придти с двумя свидетелями к магистрату. Если не пришел – проигрыш. Истец платил пошлину 3 драхмы (при сумме до 1000) и 30 (больше 1000). Предварительное следствие – выяснение обстоятельств дела, приводились доказательства – после их приводить нельзя. Стороны могли договориться о переносе дела к диэтетам.
1. По жребию определялся окончательный день заседания.
2. Доказательства запечатывались в сосуды, передавались в гелиэю. Запрет затягивания времени предварительного следствия (анаркасиса). Окончательное заседание суда объявлялось за несколько дней до проведения. Начиналось с зачитывания иска и возражений ответчика. По частным искам – одно выступление истца и ответчика, по публичным – 2. Время измерялось водяными часами и зависело от цены иска. Мог говорить логограф.
3. После прений – можно обжаловать другую сторону. Без обсуждения начиналось голосование. Выигранное дело – большинство голосов, равное кол-во и меньше – проигрыш. Если нет точной санкции, судьи сами её придумывали. Выполнения решения можно было добиться по ещё одному иску – dike eksoules.
studfiles.net
§2. Система права Древних Афин.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
Афины обладали наиболее развитой правовой системой в Древней Греции. Источниками права в разные эпохи являлись: религиозные нормы, обычаи (темис), законы (номос), судебные прецеденты, псефисмы (псефисмы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.). В 621 году до н.э. появляется первый писаный кодекс, созданный по повелению тирана Драконта и получивший название «Законов Драконта». Данный кодекс закрепил право частной собственности, определял суровые наказания за правонарушения: практически за любое нарушение установленного порядка полагалась смертная казнь. Данными законами эвпатриды стремились свести к минимуму пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Предусматривалось ограничение власти архонтов, произвольно толковавших обычай.
По преданию, законы Драконта были отменены Солоном, который сам составил достаточно обширное законодательство (около 594 г. до н.э.).
Законы Солона, по-видимому, были записью не только религиозного права и обычных установлений, но и прямым заимствованием некоторых законов ряда других греческих полисов и даже Египта.
Законы были выбиты на деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет.
В V - IV вв. до н.э. законы Солона становятся главным источником права.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Право собственности и иные вещные права. Вещное право значительно сдерживалось в своих формах регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут находится в частной собственности: площади, гавани, улицы, священные вещи, реки могли быть только в общегосударственном владении. Частная собственность считалась производной от государственной. Право собственности на землю неразрывно было связано с политическими правами: оно могло быть только у членов полиса; право собственности на новые земли было более мягким. Полис мог лишить и этого права. Сады и виноградники могли принадлежать и не гражданам Афин. Право на застройку земли выступало как самостоятельное право, причем право на постройку сооружения могло быть отделено от права на участок.
Собственность вообще понималась преимущественно как право на доходы или продукты, приносимые вещью и как возможность совершать сделки с вещью по своему усмотрению.
В афинском праве впервые оформился особый институт, связанный с закладом земли или другой недвижимости - ИПОТЕКА. Кредитор предоставлял владельцу земли заем под условием перехода к нему этой земли при не возврате займа; до срока выплаты долга земля оставалась во владении и пользовании заемщика.
Кроме деления вещей на общегосударственные и другие, право знает деление на недвижимые и движимые.
Обязательственное право. Афинское право знает обязательства из договоров и из причинения вреда.
А) Обязательства из договоров. Большинство сделок должно было совершаться письменно. В Афинах ранее многих других правовых систем сложилось требование оформлять сделки с помощью специальных документов, которые не просто свидетельствовали факт заключения сделки, а являлись обязательной формой ее заключения: расписки - синграфы и специальные записи в книгах - хирографы. До реформ Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника.
После реформы применялись особые способы обеспечения обязательств, сохранившие свое значение до настоящего времени:
а) Задаток - сумма, выдаваемая в качестве денежного обеспечения договора. При выполнении договора сторона, давшая задаток, получала задаток обратно, при невыполнении договора по своей вине - теряла его, а при невыполнении договора по вине стороны, принявшей задаток, сумма задатка подлежала возврату в двойном размере.
б) Залог. Залоговое право вообще было широко развито. В качестве особого вида выступала ипотека.
в) Поручительство - должник представлял поручителя, который гарантировал возврат денег кредитору своим имуществом.
Обязательства сторон возникали из следующих договоров:
1. Договор купли-продажи. Никаких ограничений по данному договору не было. Граждане Афин имели право доступа на рынок в качестве одного из элементов гражданской правоспособности. Право собственности на вещи возникало у покупателя только после оплаты их цены по договору. Возможна была купля-продажа с рассрочкой платежа. В этом случае, риск случайной гибели или порчи вещи лежал на покупателе, хотя собственником продолжал быть продавец вплоть до полной оплаты товара.
2. Договор найма. Все оборотные вещи можно было сдавать в найм. Метеки вообще могли владеть домами только на условиях найма. Для найма недвижимости применялась полная письменная форма договора, для движимости - устная.
3. Договор ссуды. Это бытовой договор безвозмездного пользования чужой вещью. Возвратить необходимо было ту конкретную вещь, которую брали в ссуду.
4. Договор займа. Предметом договора являлись потребляемые вещи: деньги, зерно и т.п. Возвращается такая же сумма или такое же количество предметов того же качества (но не та же самая вещь). По займу возможно было взимание платы и процентов. При заключении договора, как правило, присутствовал свидетель.
5. Договор хранения денег – «депозит», где депозитарий имел право получения вознаграждения за хранение. Как разновидность существовал договор «с трапезитом» (банкиром) - банкир хранил деньги и мог отдавать их взаймы третьим лицам.
6. Договор товарищества заключался между несколькими лицами, которые поровну делили прибыли и убытки от совместного предприятия. Договор фиксировался письменно, указывалась цель договора, участники.
Б) Афинское право знает обязательства из деликтов: деликт понимался как неправомерное действие, в результате которого был причинен какой-либо вред имуществу или личности. Виновный в причинении ущерба возмещал убытки, платил штраф или нес уголовную ответственность.
СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.
Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний.
Брак и семья в Афинах регулировались, в основном, обычаями. Так же как и на Древнем Востоке, женщина в Афинах занимала подчиненное положение. Афиняне воспринимали своих жен как «вещь для работы по хозяйству». Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере - все это может объясняться тем, что труд женщины имел для экономики Афин весьма небольшое значение (производителями материальных благ являлись, в основном, рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.
Брак представлял собой договор, заключаемый женихом и главой семьи невесты. Вместе с женой муж получал в приданое определенное имущество, тратить которое он не имел права. Существовало 2 формы брака: обычная, то есть указанный договор, и «перед судом» (если у невесты не было родственников, за ее брак по закону отвечало государство и его судебные органы). Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Однако, застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.
Развод для мужа был свободен, для женщин, занимающих подчиненное положение в семье - сложен. Женщина должна была написать архонту письмо, где излагала причины развода, если они были вескими и достоверными, архонт разрешал развод. При этом муж возвращал жене приданое. Дети в семье подчинялись отцу, однако родительская власть, первоначально почти неограниченная, со временем ослабляется.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей у умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается лишь с реформ Солона.
Завещание считалось действительным, если завещатель при его составлении находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын; однако их имущество переходило к наследникам по закону.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: против государства, против семьи, против личности, против собственности.
Различались умышленные и неосторожные убийства и другие преступления. Упоминалось понятие самообороны, и проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Убийство посла являлось также и религиозным преступлением. Виновные карались смертью или изгнанием. К политическим преступлениям относился, помимо прочего, обман народа, за что на преступника возлагалась атимия.
Преступления против семьи: плохое обращение детей с родителями, опекуна с сиротами, супружеская измена (муж имел право убить сообщника неверной жены на месте), похищение девушки. В категорию преступлений против личности включались как телесные посягательства, так и посягательство на честь и достоинство любого гражданина, клевета, оскорбление, побои.
Основным видом преступлений против собственности являлась кража, которая различалась в зависимости от обстоятельств и стоимости украденного. Ночного вора можно было убить на месте.
Итак, Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний: смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или выбрать вид казни), продажа в рабство (для метеков), штраф, конфискация, заключение в тюрьму, атимия (бесчестье) - лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества, телесные наказания (для рабов и метеков), остракизм.
Специфика выбора и применения наказаний. Основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания). Смертная казнь гражданам могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа). Телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались. Широко применялась атимия.
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.
Судебные органы и их компетенция. Высшим судебным органом Афин была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг: под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве, а по поручению народного собрания, ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления – коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. В период реформ Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание, проводя процедуру остракизма.
Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане Афин: за женщин и несовершеннолетних действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.
Существовало 2 вида судебного процесса:
1. «Дике» как аналог частного процесса: начинался по заявлению потерпевшего, его родственника или представителя. «Дике» предполагал своей целью лишь восстановление нарушенного права и возмещение ущерба, и начавший процесс гражданин мог прекратить его в любое время.
2. «Графе» как форма процесса публичного. Он начинался по заявлению любого гражданина Афин, и не мог прекратиться по его желанию, приобретая общественно значимый, политический характер. «Графе» требовал не возмещения ущерба, а, прежде всего, установление вины подсудимого и применения наказания к виновному. Как правило, этот вид процесса реализовался в делах о государственных, политических преступлениях и преступлениях против семьи, которые приравнивались к политическим. Начавший процесс обязан был довести его до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм. В некоторых случаях жалобщик при выигрыше дела получал часть стоимости конфискованного имущества виновного. Выгода такого рода толкала некоторых афинских граждан на написание доносов, и, со временем, образовался целый разряд профессиональных доносчиков - сикофантов. Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное расследование, устанавливало обстоятельства дела (анакризис). Если дело было сложным, могло быть проведено и основное расследование. До слушания дела и во время слушания обвиняемый и ответчик имели право (как и заявитель) представить свои показания или возражения против рассмотрения дела по существу. Показания до суда запечатывались в специальные сосуды (обеспечивались). При рассмотрении дела по существу стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Судьи выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Исход дела решался тайным голосованием при помощи камней и сосудов, предлагать наказание разрешалось и обвинителю, и обвиняемому. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе, решения которой были окончательными и не подлежали обжалованию.
studfiles.net
Характеристика права Древних Афин
Первые писаные законы в Афинах появляются уже в начале VII ст. до н.э. Эвпаториды (аристократы) стараются ограничить пережитки родового общества, в первую очередь кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкасаемость. Авторство этих законов приписывается Драконту (621 г. до н.э.). Именно от его имени произошёл термин «Драконовские законы». Смертная кара была практически единственным наказанием, так как тюрьмы греки не знали. Жизнью расплачивались не только за убийство, но и за осквернение святыни и кражу овощей. Шагом вперёд в развитии юридической мысли стало разделение преступлений на умышленное и неумышленное (по неосторожности). Прогрессивным следует считать и то, что законы, несмотря на их жестокость, ограничивали власть архонтов, которые часто слишком свободно объясняли право.
Личная свобода граждан Афин была под угрозой. Безземельные феты становились так зваными «шестидольнниками» и работали за 1/6 урожая. За не плату арендной платы можно было взять в долговое рабство самих «шестидольников» и их детей. В 594 годк до н.э. афинское общество охватило «большое возмущение», вызванное общим недовольством. Древнегреческий историк Плутарх писал, что «Огромное большинство, к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться безразличными зрителями, а выбрать одного вождя, надёжного человека, и освободить должников, которые пропустили срок выплаты, а землю переделить и целиком изменить государственный строй»
В законах Драконта осуществлялось ограничение кровной мести (отвечает не род, а тот, кто виновен, разрешается по согласию родственников убитого примирение за выкуп). За неумышленноё убийство виновный должен был быть изгнан, за умышленное – смертная казнь. Вводилось понятие необходимой обороны, устанавливалось одинаковое наказание как для исполнителей, так и для подстрекателей преступления.
Когда первым архонтом был избран Солон (594 год до н.э.) представитель евпатридов, который не был «сообщником богатых в их преступлениях», Афины стояли на пороге гражданской войны, большинство должников покидали поля, и убегали от кредиторов. За Солона законы Драконта, кроме казни за убийство, были отменены. После этого гилея каждый раз выносила отдельный приговор, опираясь на обычаи или на личные убеждения. Реформы Солона (594 – 593 год до н.э.) спасли ещё не окрепнувшее рабовладельческое государство в Афинах.
Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Экономические позиции этого государственного деятеля в истории отмечены скромно – богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком. Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных позднейшей традицией, Солону приписывается любознательность. Его деятельность зафиксирована в его же стихах, отражая важнейшие позиции древнегреческого политического деятеля. С его биографией связывается усмирение народа во времена восстания Киллона. По этому поводу он заявил, что страдает, глядя на раздираемую борьбой Аттику. Стихотворные опыты, прозвучавшие в народе элегии способствовали его избранию в архонты. Его объединительные цели заключались в широком диапазоне льгот и нововведений, отвечавших насущным интересам различных слоёв афинского демоса.
Поддерживая Солона, евпатриды преследовали свои цели, заключавшиеся в стремлении смягчить социальную напряжённость, использовать социального посредника и примирителя из своих рядов. Влиятельные силы рассчитывали на мирный исход кризиса. Вырос новый слой, с которым аристократам необходимо было считаться – демиурги – ремесленники, разбогатевшие на вывозе ремесленного товара и жаждавшие широких политических прав.
Сейсахтейя, «стряхивание бремени» - отвечала интересам крестьян Аттики.
В стихах Солона воспевалась его заслуга в удалении так называемых закладных камней на земельных наделах, и объявления долгов недействительными. Более того, при нём вернулись проданные за долги и сбежавшие за границу. Проведена всеобщая амнистия, кроме сторонников Килона. Сделки самозаклада были ограничены. От кабалы освобождены с последующим наделением участком пелаты и гектеморы.
Реформа долгового права была наиболее прогрессивной и означала новый путь к демократическому развитию афинского общества, укреплению имущественных прав мелких и средних собственников. Пойти далее по этому пути и осуществить передел земли, с тем, что бы дать наделы безземельным, Солон не решился, ибо аристократические слои были ещё сильны экономически.
В истории зафиксированы конкретные шаги реформатора в направлении изменения экономического положения многих слоёв афинского полисного устройства. В его реформах присутствует дух новых торговых отношений. В ситуации, когда гражданин бездетен, он вправе свободно распорядиться землёй, также как отсутствие завещания умершего предполагало наследование членами рода на правах личной собственности. В афинском законодательстве впервые поставлен вопрос о завещании личной собственности отдельного лица. Юридически оформлялся принцип частной собственности на землю. При этом создавались ножницы между возможностями прав и трудностями повседневной жизни. Не имея подчас не инвентаря, ни скота, владельцы (мелкий слой собственников) вынуждены были идти на залог участка либо его продажу. Закон предусматривал высокие проценты, и это не замедлило освободить множество дешёвой рабочей силы. Землевладельцы теперь уже экономически и юридически закабаляли фетов и разорившиеся слои. Выброс большого количества разорённых крестьян из системы землевладения стимулировал торгово-ремесленную жизнь полиса. Ремесленный слой получил пополнение и смог шире удовлетворять спрос на афинскую ремесленную продукцию и перекупщиков, а также морских торговцев. Институт прав граждан был расширен за счёт переселенцев и амнистированных. Для получения афинского гражданства необходимо было переселиться в Афины всей семьёй и заняться ремёслами. Был ещё и путь усыновления афинянами и путь вступления во фратии и роды. Весь этот комплекс мер укреплял слои демократического устройства, заинтересовывал в занятии ремесленно-торговой деятельностью на благо и процветания Афин.
В каждом конкретном случае юридической практики был свой стимулирующий экономический подтекст. Например, для родителей, обучивших сына одной из ремесленных специальностей, не предполагалось, чтобы он поддерживал их существование в старости. Избавление от этой жёсткой меры родовой зависимости также должно было рекрутировать новые массы свободных ремесленников.
Солон поддерживал торговцев и ремесленников тем, что издал запретительный указ насчёт вывоза хлеба из Афин – цены на хлеб упали, что ослабляло трудности жизни и быта занимающихся ремеслом. Для того, чтобы привести систему государственных учреждений в соответствие, сохранить политическое единство (разрываемое распрями политических группировок), Солоном был введён имущественный ценз, как основа обеспечения прав и обязанностей граждан Афин. В силу разницы в доходах и размерах имущества всё афинское население, владевшее землёй, поделилось на четыре основных класса:
1. Пентакосеомедимны - самые богатые люди с доходом 500 медимнов в год. Это были крупные землевладельцы, которым предписивалось занятие самых высоких должностей в системе управления.
2. В класс всадников (трёхсотмерников) вошли земельные собственники с доходом 300 медимнов в год.
3. В третий класс вошли зевгиты с доходом не менее 200 медимнов в год.
4. Феты были самыми неимущими в этой шкале и составляли основную массу представительного органа – народного собрания. В народном собрании высшие должностные лица и выбирались и отчитывались.
Всадники и зевгиты выдвигали кандидатов в Совет четырёхсот. Здесь взвешивались все стороны новых законов, их последствия перед окончательной процедурой утверждения в афинской экклесии (народном собрании).
Демос добился введения суда присяжных. Результаты реформы всё же ущемили права эвпатридов, представителей древних аристократических родов. К власти проникали другие слои демоса, разбогатевшие на земельных операциях, и торговые слои. Противоречивость реформаторской деятельности Солона в том, что поставив под контроль ростовщические операции с земельными наделами, он сформировал резкие имущественные контрасты в вопросах власти, осудив на вымирание законы родового строя; с помощью введения активного избирательного права для всех граждан он способствовал поднятию престижа имущих, усилив расслоение. Общество, поддержавшее начинание Солона, не смогло чётко функционировать, не дало объединяющей идеи, в нём сохранялось напряжённое положение.
509-507 г.г. до н. э. Клисфен своими реформами довел до завершения процессы социальной стабилизации афинского полиса. Главное, что имели целью реформы Клисфена, принадлежащего к роду Алкмеонидов, - это изменение положения родовой аристократии. Её статус был очень высок, потому что ей принадлежало господствующее положение в старинных родовых объединениях.
Филы и фратрии объединяли весь афинский демос (было четыре филы, каждая по четыре фратрии). По Клисфену новое административное деление распределяло граждан Аттики и Афин на тритрии – всего тридцать округов. Новые объединения – филы состояли из трёх тритрий, подобранных из различных округов.
Большая численность правоспособных членов фил подготовила перемены в высших представительных органах – «Совет четырёхсот» был заменён «Советом пятисот». Его функцией было широкое предварительное обсуждение всех проектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Эти основные органы управления в Афинах находились в состоянии постоянного взаимодействия. В частности, между созывами народного собрания буле (Совет пятисот) следил за исполнением установлений, принятым высшим органом, и решал текущие дела в государстве.
mirznanii.com
Право Афин и Спарты
Право древней Спарты
Основным источником права Спарты был обычай. О
законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей
вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не
дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из
сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в
силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита,
значительно меньше, чем в Афинах.[21]
Всей совокупностью гражданских политических прав
пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов),
обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу.
Равенство спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой
готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной
чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых
являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому
гражданству.
Сохранение сиссистий имело целью поддержать и
сохранить военную дисциплину. Спартанцы надеялись, что «воин не покинет своего
товарища по столу».[22]
В Спарте в VI – V вв. до н. э. не существовало
частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при
развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли
считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев
спартиатам.
Отдельным гражданам с момента их рождения
государство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами.
Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после
смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же
оставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажа земли, равно как дарение, считались
незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась
концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей
провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но
зато разрешалось дарение и свободное завещание.[23]
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя
в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался
(в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте само
государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего
потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по
достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной
власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и
за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Многие обычаи семейной жизни также восходили к
первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения
брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком
юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших».[24]
Семья в Спарте была моногамная, но допускались
внебрачные отношения и для мужа, и для жены – пережитки группового брака. Семья
в Спарте как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала
еще более раннюю ступень – брак групповой. Заключение и расторжение брака не
представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли
иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с
ним.
»Муж молодой жены, - говорит Плутарх, - если был у него на примете порядочный и
красивый юноша... мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от его
семени ребенка признать своим».[25]
Чувство ревности Ликург «изгнал» как недостойное. Вместе с тем не стало
(юридически) и прелюбодеяний. Невест все еще брали уводом, но этот увод был
фактически узаконен.
Рождение женщиной ребенка от доблестного воина –
друга ее мужа приветствовалось и государством, и обществом, т. к. «... дети
вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»
Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям,
а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого
попало, а от лучших отцов и матерей».[26]
Таким образом, право древней Спарты основывалось
прежде всего на интересах государства.
Право древних Афин
Древнейшим источником афинского права являлся
естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н. э. при
архонте Драконте. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и,
прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную
неприкосновенность. Необходимостью являлось ограничение власти архонтов,
произвольно толковавших обычай.
Законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э.,
считаются древнейшей систематизацией афинского права. Даже в древности
говорили, что они написаны кровью. Известны они своей непомерной жестокостью;
укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, – смертную
казнь. «Когда Драконта спросили, - пишет Плутарх, - почему он за большую часть
преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие
преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не
нашел большего».[27]
Тем не менее, эти законы ограничивали власть
архонтов. Еще одним немаловажным шагом вперед было то, что принцип
ответственности по правилам талиона был отменен.
Шагом вперед было и то, что по законам Драконта
убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно
квалифицировалось как антиобщественное деяние. Впервые вводится понятие умысла
и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы –
смертная казнь.
В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных
источников гражданского права было законодательство Солона. При Солоне законы
Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С
тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его
была, как и в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла
создавать каждый раз новую – норму, руководствуясь убеждением.
В V – IV в. до н.э. все большее значение приобретает
закон, т. е. постановление народного собрания.
Основным источником афинского права в период
расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным
элементом демократии. В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: «И я
буду слушаться власти... и повиноваться установленным законам... и если
кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но
буду защищать их один и вместе со всеми».[28]
После того как Греция была завоевана Филиппом
Македонским (отцом Александра), Афины и многие другие полисы потеряли свою
независимость. Тем не менее каждый город имел собственное право, во многом
отличавшееся от права других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры,
они должны были решаться на основе местного права.
Когда в результате объединения Греции под властью
Македонской монархии аттический (афинский) язык стал господствующим, оттеснив
другие диалекты, законы и указы стали писаться на этом языке и притом по одной
и той же «общей форме».
Публиковались декреты на специальных стелах – вертикально поставленных каменных
досках - или на табличках. Хранились они в здании городского управления. Можно
было заметить, пишет историк эллинизма В. Тарн, что, чем декреты были
незначительнее по своему содержанию, тем они были многословнее.
С этого же времени появляются в Греции настоящие, то
есть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основных
ее городов, а это было делом нелегким.
Имущественные правоотношения достигли в древних
Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное
право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое
распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло
накоплять большие состояния.
В IV веке до н. э. самым богатым человеком в Греции считали некоего Дифила. У
него было 160 талантов. Средним состоянием было приблизительно 1/5-1/4 таланта.
Частная собственность, возведенная в ранг священной
и неприкосновенной, охраняется самыми суровыми мерами. Воровство наказывается,
как правило, смертной казнью. Термин «священный и неприкосновенный» возник в
Древней Греции. Он был применен первоначально к тем городам и храмам, которые
добились признания их земли и собственности неприкосновенными во время войны,
свободными от ареста и пр.
Особую разработку получают обязательственные
правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе
ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.[29]
В Афинах сравнительно высокого уровня достигла
частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из
коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная
собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников
государством налагались значительные повинности. Практиковались частные
конфискации имущества.[30]
Энергично защищалась собственность на раба, который,
как и везде, считался «говорящим орудием», не имевшим даже собственного имени,
а только кличку.
О широкой свободе распоряжения собственностью и
владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества,
купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В
одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому
гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не
попал под влияние женщины».[31]
Брак считался разновидностью договора купли-продажи,
причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось
обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков.
К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело
для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме
наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от
собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника
жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.
Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и
сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При
наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма
значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог
лишить их наследства.
В уголовном праве заметны пережитки родового строя.
В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило,
возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло
носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были
известны следующие виды преступлений:
Государственные преступления
(государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное
собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических
преступлениях).
Преступления против личности.
Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев,
клевету, оскорбление.
Преступления против семьи
(дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами,
родственников с дочерьми-наследницами).
Имущественные преступления.
При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на
месте преступления.
Уголовное право Афин по сравнению с гражданским
правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении
институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести.[32]
Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а
также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения
в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.
Оскорбление и даже убийство посла считались преступлениями против религии:
личность посла находилась под защитой богов.
Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная
измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в
этих преступлениях наказывались смертью.
Строго различались убийства умышленное, которое влекло за собой смертную казнь,
и неосторожное, или случайное, наказанием за которые было изгнание из государства.
Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания.
Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на
голодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление – способ, которым
был казнен философ Сократ.
Древнегреческий драматург Эсхил перечисляет в трагедии «Эвмениды» наказания: «Тут
храм – не место лобное, где плетью бьют, Выкалывают очи, рубят головы, Камнями
поражают, четвертуют, рвут, Скопят, увечат, с долгим воем корчатся Посаженные
на кол...».[33]
Тюремное заключение было только предварительным.
Тюрьмами, как об этом пишет Плутарх, служили подземелья, куда не проникал ни
свет, ни воздух, без окон и дверей.
Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства.
В некоторых полисах, например Гортине (О. Крит), прелюбодея увенчивали венком из
шерсти в знак его распущенности (намек на козлоногих сатиров). Он лишался,
кроме того, имущества и гражданских прав.
В числе наказаний встречались: смертная казнь;
продажа в рабство; телесное наказание; лишение свободы; штрафы; конфискация;
атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).
В наказании видели главным образом страдание,
мучение. Страх перед мучением – главное, что должны внушать человеку закон и
суд. В этом – путь к справедливости. Эсхил в трагедии «Агамемнон» пишет: «Страданьем
учит нас правды суд по божьи жить».
Определение наказания зависело от тяжести преступления, а также таких
характеристик участия в преступном деянии, как покушение, приготовление,
подстрекательство, соучастие. Афинскому уголовному праву хорошо известно
понятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительно
высокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли в
Афинах философия, искусство, науки. В известном деле Ореста, убившего из мести
мать, хор, непременный участник древнегреческой трагедии, упрекает Аполлона в
том, что это он подстрекал сына убить мать: «Единый ты преступник».[34]
Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало
предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания,
требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства.
Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в
суд.
Основным элементом судебного следствия были речи
сторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительном
следствии, или оглашения соответствующего закона. «Прочти показания такого-то»,
«Прочти закон», - говорили они секретарю суда.
Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в
нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного
лица. Однако она была неизбежной.
Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена
ненужных украшений, насыщена фактами, а главное – логическими заключениями.
Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения
регламента, предоставив оставшееся время противнику.
Свои показания стороны давали под присягой.
Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий
делал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение.
Так, в случае с Орестом они избирают оправдание, хотя самый факт преступления
никем не отрицался. Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно было
основываться на «испытании улик», на доказательствах. При этом они могли
входить в оценку качества самих показаний. Не исключено, что при неясности дела
сомнение толковалось в пользу обвиняемого.
Об этом свидетельствует так называемая Гортинская
правда (составлена на о. Крит в V в. до н.э.), сохранившая сведения о правовых
институтах, присущих всему греческому миру той эпохи. Так, в случае спора о
рабе предписывается судьям: «Если же один будет спорить, что это свободный, а
другой, что это раб, тогда пусть будет преимущество за тем, кто будет
утверждать, что это свободный».[35]
Вначале решался вопрос о виновности лица («виновен» – «невиновен»).
Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали
к определению меры наказания. Голосование было тайным. При равном счете голос
председательствующего давал перевес. Особой торжественностью отличался процесс
в ареопаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц
(недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягали
на освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель,
назывался камнем непрощения, камень обвиняемого – камнем обиды. Приговор
постановлялся на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себя
от наказания, добровольно покинув Афины.
biofile.ru
Право Афин
Количество просмотров публикации Право Афин - 533
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 ᴦ. до н.э. появляется писаное право в видеЗаконов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.
В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.
Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. При этом, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.
Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был поисущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.
Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу
любого вреда.
Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. При этом безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания крайне важно было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.
Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.
Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. В случае если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.
referatwork.ru
Развитие права в Древних Афинах.
Право Развитие права в Древних Афинах.
Количество просмотров публикации Развитие права в Древних Афинах. - 492
Наименование параметра
Значение
Тема статьи:
Развитие права в Древних Афинах.
Рубрика (тематическая категория)
Право
В архаический период основным источником права в Древних Афинах являлся правовой обычай.Ареопаг руководствовался в своей деятельности старинными обычаями, приспосабливая многие из них к новым условиям посредством своих толкований.
Архонт Драконтвпервые издал письменный свод законов в VII веке до н.э. Первые писаные законы относились, в основном, к уголовному законодательству и были направлены, главным образом, на охрану имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал и сам Драконт. Так, кража полевых плодов наказывалась смертью, так же, как и святотатство или предумышленное убийство. Вообще смертная казньзанимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта. По свидетельству Плутарха, современники говорили, что законы Драконта ʼʼписаны кровьюʼʼ.Данные законы были отменены Солоном.В дальнейшем основным источником права становится закон, принимаемый на народных собраниях.
ГРАЖДАНСКОЕ право.В Древних Афинах получило широкое распространение гражданское право. Этому всемерно способствовало активное развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, широкое распространение различного рода объединений и товариществ, создаваемых на договорной основе. Несмотря на обилие норм обычного права и отсутствие строгой систематизации и кодификации правовых норм, греческое право отличалось меньшим формализмом, большей свободой в проявлении предприимчивости и инициативы. Это во многом было обусловлено особенностью географического положения Афин. Аттика, область Греции, где находились Афины, была гориста. Здесь было мало плодородных земель, так необходимых для развития сельского хозяйства, и, прежде всего, - земледелия. В тоже время близость моря и наличие удобной гавани открывали возможность для успешного развития ремесленного производства и торговли. Все" это и способствовало быстрому развитию товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, требовало их соответствующей правовой регламентации. Поэтому афинское гражданское право было самым развитым среди остальных правовых систем, существующих в тот период времени.
ВЕЩНОЕ право.Основной институт гражданского права -право собственности- в Древней Греции окончательно не сложился, как комплекс широких прав частного собственника, который в римском праве получил наименование ʼʼdominiumʼʼ . В греческом праве даже не было термина, который означал бы совокупность этих прав. Понятие ʼʼousiaʼʼ означало имущество, совокупность вещей, благ, которыми владеет собственник, но не право собственности. Но недостаточная определенность юридического различия между собственностью и владением, передачи и формы титула приобретения вовсе не означала отсутствия публичных
Развитие права в Древних Афинах. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие права в Древних Афинах." 2014, 2015-2016.
referatwork.ru
2. Право древних Афин. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте
Похожие главы из других работ:
Афинская рабовладельческая республика
Государственный строй Афин в период расцвета демократии
В первой половине 5 века до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победы греков над персами, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя...
Государственный строй: истоки и эволюция
1. Государственный строй древних государств Месопотамии
В IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф...
Государство в Афинах
3. Государственный аппарат Афин
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов...
Государство в Афинах
4. Демократизация государства и права Афин
Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако это не сделало Афины демократическими. Высшие государственные должности, как и прежде...
Государство и право Древней Греции и Древнего Рима
Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.
Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы...
Государство и право древних кыргызов по эпосу "Манас"
Глава 1. Политическая система древних кыргызов по эпосу "Манас"
...
Значимость частного и публичного права в повседневной деятельности
ГЛАВА III. Публичное право. Предмет и структура публичного право. Появления «публичного право» в отраслях право.
...
Методологическая база правотворческого процесса
4. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное право
Две крупные системные структуры международного права - публичная и частная - оказывают основополагающее влияние и на политические, и на хозяйственные, и на личностно-правовые функции международного права...
Понятие права в разных правовых системах
1.1 Термин «право». Право естественное и позитивное. Право социальное и юридическое
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник...
Правовой обычай как источник права
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
...
Система міжнародного права: поняття, проблеми становлення та закономірності розвитку
1.3 Міжнародне право і внутрідержавне право - дві системи права: спільні та відмінні риси
Міжнародне та внутрішньодержавне (в тому числі - конституційне, трудове, кримінальне, цивільне та ін.) право постійно розвиваються, змінюються їхні принципи і норми, обєкти і методи правового регулювання, сфера дії, субєкти...
Современная федеральная система архивов
3. Российский государственный архив древних актов
РГАДА хранит документы за период с ХI до начала ХХ вв. В состав фондов архива входят материалы учреждений высшего, центрального и местного управления Российского государства и Российской империи...
Унификация международного частного права в рамках европейского союза
2.1 Формирование единой правовой системы ЕС. Право Европейского Союза и Европейское право
Официальной датой рождения ЕС принято считать 25 марта 1957 года. В этот день в Риме были подписаны два учредительных договора...
Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и Спарте
Глава 2. Право Афин и Спарты: сравнительный анализ
...
Характеристика имущественной ответственности предпринимательства в России
1.1 Становление индивидуального предпринимательства в России с древних времен до нашего времени
Историческими предшественниками современных российских предпринимателей, не образующих для ведения предпринимательской деятельности юридического лица, в Древней Руси были, например, купцы, т.е. горожане...