Астрономия древнего египта. Читать онлайн «Астрономия древнего Египта»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Астрономия Древнего Египта. Астрономия древнего египта


Астрономия Древнего Египта

Цветной барельеф на потолке храма богини неба Хатхор

Цветной барельеф на потолке храма богини неба Хатхор с изображением сцен астрономического содержания. Дендера, Египет

В долине реки Нил на севере Африки 6000 лет назад возникла одна из древнейших на Земле цивилизаций — египетская. Еще через 1000 лет после объединения двух царств (Верхнего и Нижнего Египта) там сложилось единое могучее государство. К периоду Древнего царства (примерно 4700 лет назад) египтяне уже знали гончарный круг, умели выплавлять медь, изобрели письменность. Именно в ту эпоху были сооружены знаменитые пирамиды.

Правителями Египта были фараоны. Они учреждали должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки. Астрономией также занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи наблюдений неба.

Жизнь этой страны в те давние времена зависела от разливов реки Нил. В середине июля уровень воды в ней начинал подниматься, достигал максимума в октябре-ноябре и возвращался к прежнему состоянию в январе-феврале. Река заливала обширные пространства, покрывая их слоем плодородного ила. С Нила и началась астрономия этой древней цивилизации.

Жрецы, в обязанности которых входило внесение в календарь изменений, подметили, что начало разлива Нила совпадало по времени с первым появлением самой яркой звезды в лучах утренней зари — Сириуса. Ее восход знаменовал собой благодатное наводнение, после которого можно было начинать сельскохозяйственные работы. Сириус обожествили, и он стал олицетворять собой богиню плодородия и земледелия Исиду.

В результате многолетних наблюдений древнеегипетские жрецы-астрономы создали солнечный календарь. Год тогда состоял из 365 суток и делился на три сезона по четыре месяца в каждом. Каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель, а последние пять дней года объявлялись праздничными. Около 238 г. до н. э. в календарь были внесены повышавшие его точность поправки.

Древние египтяне как и другие народы, делили небо на созвездия. Они упоминаются в рукописях на папирусе, на потолках храмов и гробниц. До настоящего времени сохранились египетские таблицы, в которых указаны положения некоторых звезд на ночном небе.

На потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н. э.) и Рамессеума — поминального комплекса фараона Рамзеса II в Фивах (XUI в. до н. э.) — застыли вырезанные в камне образы небесных божеств и духов, созвездий и планет. Огромные карты ночного звездного неба можно увидеть на потолках погребальных камер гробниц фараонов в Долине царей в Фивах.

Египетские созвездия не похожи ни на вавилонские, ни на греческие. Всего их известно 45. Упоминаются, например, Мее (вероятно, Большая Медведица, которая изображалась в виде ноги быка), Ан (в виде фи1уры с головой сокола, пронзающей копьем созвездие Мее), созвездие Бегемотихи, за которой изгибается огромный Крокодил.

С давних времен египтянам были известны и планеты. Египетские жрецы рано смогли разделить их на две группы. Верхние планеты, которые можно наблюдать в противостоянии Солнцу, считались воплощениями бога Хора. Так, Юпитер назывался «Хор, который освещает обе Земли», Сатурн — «Хор — бык небес», а Марс — «Красный Хор». Каждую из нижних планет, которые видны то утром, то вечером, египтяне уже с середины И тысячелетия до н. э. знали как одно светило. Древнее название Венеры переводится как «Пересекатель»,то есть звезда, пересекающая путь Солнца. О Меркурии говорилось как о боге вечерних и утренних сумерек.

О колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня можно судить по разрозненным иероглифическим текстам, выписанным рукой писца на папирусе.

Дневное время устанавливалось по солнечным часам — гномонам, состоявшим из двух соединенных деревянных брусков. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Оно, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода Солнца.

Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы. Они использовались для определения ночного времени. Изобретателем усовершенствованных водяных часов был Аменмес, который носил титул хранителя печати при фараоне Аменхотепе I (XVI в. до н. э.).

Мироздание в представлении древних египтян

У египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имевшая астрономическую основу. Согласно их мифам, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свою очередь, появился из первичного водного хаоса. А Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. Меркурий и Венера обращаются еще и вокруг Солнца. В середине мира находится Геб — один из прародителей богов, кормилец и защитник людей. Он олицетворял Землю. Жена и сестра Геба, Нут, была самим Небом. Ее называли огромной матерью звезд и рождающей богов. Считалось, что Нут каждое утро проглатывает светила и каждый вечер рождает их вновь. Из-за этой ее привычки когда-то произошла ссора с Гебом. Тогда их отец Шу (Воздух) поднял Небо над Землей и разлучил супругов. Нут была матерью Ра (Солнца) и звезд и управляла ими. Ра, в свою очередь, создал Тота (Луну) как своего заместителя на ночном небе.

Изображение богини Нут

Изображение богини Нут на древнем папирусе

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Астрономия Древнего Египта

Диодор Сицилийский писал в своих трудах  по истории о том, что: « Звездное расположение, а также перемещение их для египтян имели огромное значение, они всегда за ними наблюдали и изучали, об этом дошло до нас множество записей, которые касаются всех звезд. Необходимо отметить и то, что все исследования проводились ими очень скрупулезно с древнейших времен».

 

Известный в Британии журналист и писатель Грэм Хэнкок в своей книге «Загадка Сфинкса» обозначает монументы Гизы как «каменная книга, которая сошла к нам с неба», так как три больших пирамиды Гизы являются не чем иным, а аналогом трех звезд из Пояса Ориона, а Сфинкс – это символ созвездия Льва.

В совместной книге Роберта Бьювэла и Эдриана Джилберта, которая называется «Секреты пирамид» речь идет о гипотезе, в которой выдвигается соответствие в планировании комплекса построений в Гизе с расположением звезд в Поясе Ориона.

Авторами, даже, обозначается предположительное время начала возведения комплекса пирамид в Гизе и считается, что это приблизительно 10450 год дн н. э., доводы они приводят в качестве астрономических вычислений.

Таким образом, для того, чтобы выяснить время, когда же пирамиды располагались в соответствии с расположением звезд, Бьювэл для вычисления использовал программу «Skyglobe 3.5», а также им было учтено и явление прецессии.

Необходимо обозначить тот факт, что цикл прецессии в перемещении звезд равняется 1? за период в 72 года, и таким образом 360? составляют 25920 лет. Ему удалось найти такую эпоху в прошедшие времена, когда пирамиды в Гизе располагались подобным образом  с звездами на небе, и это 10450 год до н. э., так как этот комплекс пирамид еще и символизируют явление, которые были только тогда:

Тогдашним Млечным Путем полнейшим образом воспроизводилось меридиональное расположение долины реки Нила;

На западном конце Млечного Пути находятся эти три самые звезды из созвездия Ориона, которые расположены на высоте равной циклу прецессии. При том, что звезда под названием Альнитак, которая является аналогом Великой Пирамиды, пересекала меридиан в угле равному 11° 08.

Как обозначается автором, начиная от самой высокой точки пересечения за период в 13 000 лет Альнитак опускается до нижней точки, которая последний раз была фиксирована в 10450 году до н. э. и это было увековечено на века в камне на плато Гиза. В последующие 13 000 лет звезды этого созвездия снова будут подниматься, до тех пор пока Альнитак  не вернется на прежнюю точку 58° 11. Этот цикл не перерываем: 13 000 лет он поднимается вверх, другие же 13 000 лет он опускается вниз.

Сфинкс же символизирует не что иное, а Эру Льва следуя календарю равноденствий и равняется периоду который находится между 10970 и 8810 годами до нашей эры. А пирамиды в плато Гиза находятся в таком расположении в отношении долины реки Нил, чтобы в полной мере воссоздать расположение трех звезд Ориона в отношении Млечного Пути, в том таки 10450 году до н. э.

Древними египтянами было принято считать, что созвездие Ориона и Осирис  -  это что-то тождественное. Сириус же на небе является самой яркой звездой Большого Пса, который находится чуть-чуть ниже Ориона, также они были тождественны с Исидой, которая была сестрой и женой Осириса, и матерью Гора – являлась богиней плодородия.

Вся религия древних египтян и их календарь основывались  на восходе Сириуса. Таким образом, восход Сириуса выпадает на 23 июля за 1 минуту до восхода Солнца, появляясь в виде ярко-красной звезды.  В это время наблюдается уникальное явление: Солнце, Земля и Сириус располагаются таким образом, что создают прямую линию. Это имеет название солнечного восхода звезды Сириуса. Большинство сооружений Египта, такие как пирамиды и храмы, построены исходя из этого направления.

Сириус восходит на небе после своего длительного отсутствия на звездном небе, его нет 70 суток, и это совпадает с разливом реки Нил, началом которого является летнее солнцестояние. В календаре древних египтян начало года выпадало на восход Сириуса

В различных древнеегипетских текстах Сириус называют «беременной звездой», в том смысле, что состоит из двух различных тел. Звезду Сириус А считаю звездой женского пола – это Исида, и она имела противопоставление в виде Сириуса В – Осириса.

Астроном и ученый, которого зовут Роберт Темпл в одной из своих книг, под названием «Мистерия Сириуса» находил параллели между высоким уровнем развития цивилизации Древнего Египта 4000 году до н. э. с существами с других планет, которые когда-то прибыли на Землю с Сириуса. Тэмпл считает, что именно пришельцы с Сириуса были основоположниками цивилизации Древнего Египта и первых династий фараонов.

Им строились гепотизы на основании изучения легенд и знаний одного из древнеафриканских племен Догонов, которые живут в Мали. У Догонов имеются знания об этой звезде и созвездии Сириус в целом. Следуя данным Догонов - эта маленькая планета  делает свой оборот за 50 лет.

Астрономам же удалось подтвердить наличие Сириуса В только в 1862 году, и только  через пятидесятилетие вычислить какая орбита вращения Сириуса В вокруг Сириуса А – это 50,1 год.  Догоны, также, имеют сведения и о Сириусе С, которая станет центром всего мира. Существование же этой планеты астрономами не подтверждено.

Темпл считает, что свои знания Догоны обрели еще в додинастическую эпоху. А некоторые антропологи вообще относят Догонов к потомкам цивилизации древних египтян.

Неоспоримым является тот факт, что у древних египтян были очень глубокие познания в астрономии и такие знания не получались самостоятельно. Поэтому, остается лишь догадываться, что эти знания египтяне получили от внеземной цивилизации.

Любопытными являются факты:

На эмблеме программы Аполлон размещается буква «А» и Ориона, а точнее три ее звезды, которые расположены таким образом, что формируют букву «А».

Модуль Луны, при помощи которого астронавты опускались во время своего полета, также носил название «Орион». Только этот модуль из всех других не разбился о поверхность Луны.

Лунный НАСАвский проект имеет название «Орион». Таким образом, эта программа должна стартовать в декабре 2019 года

Орион расположен между двумя созвездиями Близнецами и Тельцом.

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Астрономия в Древнем Египте - Хамсин. Блог Виктора Солкина

Процессионная колоннада Аменхотепа III в Луксорском храме. (с) фото - Н. Биржаков, 2005 г.

О колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня, спустя тысячелетия, мы можем судить по значительному числу источников: разрозненным иероглифическим текстам, «картам ночного звездного неба» на потолках гробниц фараонов Нового царства, астрономическим «плафонам» в царских заупокойных храмах. Великолепные астрономические изображения и тексты прекрасно сохранились, в частности, в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н.э.) и Рамессеуме; знаменитыми зодиаками, ставшими символами слияния египетской, греческой и вавилонской астрономической мысли, славятся жемчужины египетского зодчества эпохи греко-римского владычества - храмы Хатхор в Дендере, Хора в Эдфу, Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе.

Фрагмент иллюстрации к "Книге дня". Нут, рождающая Солнце. Фрагмент росписи потолка погребальной камеры гробницы Рамсеса VI в Долине царей. 12 в. до н.э. (с) фото - TMP

Небо, по представлениям египтян, это и богиня Нут и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, из вод которого появилось солнечное божество-творец и, наконец, великая небесная корова, выносящая на своих рогах солнечный диск из космической тьмы. Ежедневно по телу небесной богини странствует в золотой ладье Манеджет бог солнца Ра; с востока на запад неумолимо несут его небесные воды ко рту Нут, через который он попадает в Дуат - загробный мир. «Это через рот Нут величество этого бога проходит в Дуат. Затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходят вперед, спеша к местам своим... Это в первый час вечера величество этого бога [Ра] входит [в Дуат]. Он становится торжествующим, он становится великолепным в руках отца своего, Осириса. Чист он там. Величество этого бога воссело в жизни в Дуате на втором часу начала ночи. Величество этого бога приказывает западным (т.е. обитающим в Дуате - В.С.) и он исполняет задуманное в Дуате. Величество этого бога продвигается к земле, вновь и вновь приходя в существование в Верхнем Египте. Сила его велика, подобно [тому, как было] в первый момент его появления. Он приходит в существование как великий бог в [городе] Бехдете. По границам вод небесных, по рукам Нут проходит величество этого бога. Он входит в нее ночью, в час середины ночи и он идет вперед во тьме; все эти звезды с ним», - гласит текст папируса Карлсберг I - справочника и сборника комментариев к изображенным на потолках гробниц и храмов небесным картам. В тринадцати разделах этого древнейшего обобщающего труда по астрономии, объясняющего основные закономерности вселенной, рассказывается о Нут, о восходе и движении солнца, о наступлении ночи, о восходе звезд, о пределах бескрайнего пространства вселенной.

Осирис-Ях, несущий Око Хора. Бронза. 7 в. до н.э. Лондон, Британский музей (с) фото - Trustees of the British Museum

На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна - мужское божество Осирис-Ях, деканы - звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового «часа» - одного из 12 отрезков ночи и другие небесные тела-существа. «Начало этим звездам в небе... в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус - В.С.), говорит книга Шен Идену... В первом месяце сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе... Вот, в начале года каждого Ра, следует установленному пути звездному. Сказано в книге Бенен: «Сириус, восемнадцать звезд позади нее, восемнадцать звезд впереди нее... Вот двадцать девять их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, двадцать девять звезд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живет в каждые десять дней... Теперь до тех, что в Дуате - семь их». С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, «госпожи звезд», почиталось в древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звездами-деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение семидесяти дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Хатхор-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила. Появлению Сириуса на двадцать один день предшествует «выход» созвездия Сах (Ориона), «царя звезд», небесного воплощения Осириса. «Вот, имя твое - Тот-Кто-В-Орионе, Осирис», - гласят «Тексты Пирамид». На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев и следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.

Священные Ба Осириса, поклоняющиеся движению Солнца. Рельеф из храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э. (с) фото - мое, 2000 г.

Наиболее подробно астрономические явления описаны в одном из отрывков папируса Карлсберг I, повествующем о «жизни звезд» и их происхождении от богини Нут: “Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее [Нут - В.С.] в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом [Ра - В.С.] они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества [ т.е. бога Солнца - В.С.] на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: «Свинья, поедающая своих поросят», потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: «Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того, что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно». Не называли имя ее «Мать богов» до рождения их. Не упал ни один из них. Тот же, кто идет к земле - умирает и входит в Дуат. Останавливается в Доме Геба на 70 дней. Теряет свою нечистоту на земле в 70 дней. Никто не называет имени «ослабленного» 70 дней. Имя «живущего» не произносят «ослабленному», оставляющему нечистоту на земле....

Нут, Геб и Солнечная ладья. Виньетка папируса Неспакашути. 10 в. до н.э., Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Чисты они, живы они, головы их положены для них на востоке. Происходит так, что один умирает и другой живет каждые десять дней. Это - головы богов. Вот, на востоке празднуют они празднество первое. Голова одного из них помещена на тело другого из числа их... Слезы их падают, становясь рыбами. Начало жизни звезды - в озере. Она выходит из воды, она взлетает ввысь, ввысь из моря, вне другой формы. Вот, жизнь звезд. Они шествуют из Дуата и извлечены на небеса. Геб стал владыкой богов. Геб поборол Нут. Приказал он им, чтобы показали они свои головы на востоке. Во второй раз Геб сказал богам: “Приставьте опоры к головам их. Они жили и их головы существовали. Погребения их подобны людским. Правда, в Дуате они. Это то, что делается умершими. Души шествуют в небесах ночью. Пути их - к границам неба днем для тех, кто не восходит в видимости. Когда же видны они живущим, это и в самом деле звезда, совершающая путь свой и сияющая в небе в часы ночные, плывущая по небу великолепно. Значит это, что жизнь ее видна.... Вот, это составляет книгу Сеф. Не найдено большего. Полностью она. Это ее конец».

Нут, проглатывающая Солнце. Роспись потолка гробницы Рамсеса VI. Долина царей, 12 в. до н.э. (с) фото - TMP

Особым почитанием в Египте начиная со Среднего царства пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н.э. Подобные звездные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем, чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте «звездных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов - Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты и изображения.

Круглый зодиак из Дендеры. Песчаник. I в. до н.э. Париж, Лувр.

Себа Реси Эн Пет – «Южная звезда неба» (Юпитер) почиталась как – «Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба» или «Хор-Освещающий-Обе-Земли» и изображалась в виде человека головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье. Себа Иабти Джа Пет – «Восточная звезда, пересекающая небо» (Сатурн) именовалась также «Хор-Бык-Небес» и изображалась также как Юпитер или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть. Хор Джесер – «Красный Хор» (Марс) имел эпитет «плывущий спиной вперед», изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта. Себег или Сетх Эм Уха Нечер Эм Дуаит – «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха; изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.Себа Джа – «Пересекающая звезда» (Венера) представлялась в образе Бену - бессмертного феникса, «бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса»; зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи – «Утренняя божественная звезда». Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса - белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.

Фрагмент росписи потолка гробницы Сененмута в Дейр эль-Бахри. 16 в. до н.э. (с) фото - JHU

Исключительный интерес представляют изображения на потолке гробницы вельможи Сененмута - архитектора храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, а также потолок погребальной камеры гробницы фараона Сети I в Долине царей. Здесь помимо таблицы звезд, - определителей ночного времени, - показаны северная и южная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звезд Eta и Zeta Большой Медведицы, кульминация звезды Beta Малой Медведицы. Все это позволяло провести линию небесного меридиана на широте Фив. Звезды «пояса декан», таким образом отходили к южному скоплению. Из всех их групп - Кенемет, Хеннетет и других только Сах и Сепедет идентифицированы как Орион и Сириус. Остальные идентификации очень сомнительны.

Группа северных созвездий. Роспись потолка погребальной камеры гробницы Сети I. Долина царей, 13 в. до н.э. (с) фото - TMP

Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях. Месхетиу – «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут – «Исидой, Матерью Грозной» - великим гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов. «Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде - Гиппопотаму, - говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, - после того, как он [Хор - В.С.] отрезал его [Сетха - В.С.] переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Сокологоловый бог Ан часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня охранительница умерших, часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия «звезды бога Ра» Нечер-Ру – «Божественного Льва», крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод - бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий не идентифицировано. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств - Мааэнитеф – «Видящий отца своего», Иренджетеф – «Сотворивший тело свое», Ирренефджесеф – «Сам создавший имя свое», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также двенадцать кругов, соответствующих двенадцати месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на двадцать четыре сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на двадцать четыре временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд на небе.

Астрономический потолок в погребальной камере гробницы Рамсеса VI. Долина царей. 12 в. до н.э. (с) фото - SCA

В конце эпохи Нового царства в гробницах фараонов Рамсеса VI, VII и IX были изображены уникальные «звездные часы». Они состоят из двадцати четырех таблиц для двадцати четырех полумесячных интервалов одного года. Каждая таблица снабжена изображением сидящего жреца и системой девяти вертикальных линий, пересеченных тринадцатью горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи и концы двенадцати ее часов. Сопровождающий текст объясняет, в каком положении звезда должна находиться в данный час по отношению к фигуре сидящего жреца. Таким образом, ночью два жреца садились на вершине пилона храма лицом друг к другу строго в направлении небесного меридиана, то есть в направлении с севера на юг. Один из жрецов смотрел на лицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. В этот же момент первый жрец - наблюдатель с помощью инструмента мерхет - веревочного отвеса с грузилом отмечал положение необходимой звезды на небе относительно фигуры противосидящего жреца. Если звезда находилась строго над головой последнего, то это означало, что она достигла своей высшей точки на небе, находится на линии небесного меридиана, раха иб - “напротив сердца”. Если звезда была ниже или в стороне от меридиана, то это положение фиксировалось как херирет унеми (херирет иаби) – «у правого глаза» («у левого глаза»), херках унеми (херках иаби) – «на правом плече» («на левом плече») и т.д.

Звездные часы. Роспись потолка гробницы Рамсеса VI, Долина царей, 12 в. до н.э. (с) фото - TMP

Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.

Большая клепсидра из Карнака. Алебастр. выс. 95 см. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - eternalegypt.org

Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул “хранитель печати” при фараоне Аменхотепе I. В Египетском музее в Каире хранится клепсидра из храма Амона в Карнаке, относящаяся ко времени правления Аменхотепа III: это алебастровый инкрустированный лазуритом круглый в плане сосуд с небольшим отверстием внизу, расположенным рядом с небольшой фигуркой павиана - священного животного бога мудрости и знания Тота. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру вода вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны двенадцать колонок текста и метки для двенадцати «часов» ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображен поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам двенадцати месяцев года. Определенная категория жрецов, носившая название унуит, производное от унут – «час», должна была следить за часами; эти жрецы должны были сменять друг друга каждый час и, таким образом, непрерывно осуществлять свою божественную службу.Египетский календарный год был солнечным и насчитывал 365 дней. Он состоял из трех больших периодов по четыре месяца каждый - Ахет – «половодье» (месяцы (в коптской огласовке): Тот, Паофи, Атир, Хойак), Перет – «всходы» (месяцы: Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути), Шему – «засуха» (месяцы: Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре). Каждый месяц состоял из 30 суток. В конце года 5 дополнительных «эпагоменальных» суток посвящались богам Гелиопольской Эннеады - Осирису, Исиде, Хароерису, Сетху и Нефтиде. Доказано, что употребляемый в настоящее время григорианский календарь развился из древнеегипетского. В связи с тем, что египетский календарный год «торопился», опережая солнечный, и не имел високосного дня, начало года было зафиксировано за 19 июля - днем начала разлива Нила в окрестностях Мемфиса и первого появления Сириуса на утреннем небе. Египетская традиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного на звезду Исиды Имхотепу, знаменитому мудрецу, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера в Саккара, жившему в XXVIII веке до н.э.Довольно мало мы знаем о конкретных египетских астрономах. Надпись греко-римского времени донесла до нас имя «наблюдателя за звездами храма Себека, Хенту»; в современных ему текстах из храма Исиды на острове Филе упомянут «пророк Сириуса в движении луны, жрец пяти живущих звезд (т.е. планет - В.С.), знающий время затмения солнца и луны». Однако наиболее интересное открытие, связанное с именем египетского астронома было сделано в 1906 году в местечке Телль Фараин. Здесь была обнаружена статуя некого Хархеби (III в. до н.э.), надпись на которой говорит, что это был «наследный принц и князь, единственный спутник [царя], посвященный в тайные писания, наблюдающий за всем, что в небесах, за всем, что на земле, чистый взором в наблюдении звезд, среди которых нет потерявшихся, кто объявляет о восходе и закате в их время, с богами, которые предсказывают будущее, для чего он очистил себя в их дни, когда Ах ( декан - В.С.) взошел за Бену (Венера - В.С.) с земли и он удовлетворил земли своими изречениями; который наблюдает кульминацию каждой звезды в небе, который знает “выходы” все в год добрый, предсказывает «выход» Сириуса в начале года. Он наблюдает за ней (Сириус - В.С.) в день ее первого празднества, сведущий в ее пути, в ее дневных деяниях; все, что предвещает она - в заботах его; зная «север» и «юг» солнца, провозглашающий все его чудеса и определяющий сроки их, он объявляет, когда случатся они в их время; который разделяет часы на два времени (день и ночь - В.С.), не ошибаясь ночью...; который не пропускает ничего из того, что касается его, осмотрительный со всем, что он видел».

Солкин В.В. «Бесконечные воды вселенной»: астрономические знания Древнего Египта. // Новый Акрополь № 4 (1999), с.17-22.Beaux N. Sirius étoile et jeune Horus. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. _ Le Caire, 1993, pp. 61-72.Fissolo J.-L. Les astronomes égyptiens. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 15-24.Guilhou N. Le ciel sur les plafonds des tombes royales du Novel Empire. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 25-32.Lange H., Neugebauer O. Papyrus Carlsberg I. Ein hieratisch-demotischer kosmologischer Text. – Copenhagen, 1940.Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. I-III. – Providence, 1969.Neugebauer O., Parker R. Two demotic horoscopes. // JEA 54 (1968), pp. 231-235.Traunecker Cl. Le Livre de Nout. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 3-7.Zaba Z. L’orientation astronomique dans l’ancienne Egypte, et la précession de l’axe du monde. – Prague, 1953.

Цит. по: Солкин В.В. Астрономия // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.

victorsolkin.livejournal.com

Созвездия. Астрономия древнего Египта

Наиболее ранние упоминания звезд в древнеегипетских текстах восходят к эпохе Древнего царства. Знак звезды имеется уже на палетке Нармера, датируемой концом IV тыс. до н. э. (Померанцева, 1985, с. 31). В «Текстах пирамид» знак звезды употребляется неоднократно в двух основных значениях: как религиозный символ и как обозначение конкретных созвездий, а точнее — божеств-созвездий. «Тексты пирамид» свидетельствуют о том, что в эпоху Древнего царства в Египте были выделены созвездия, которые служили объектами религиозного поклонения. Астральная компонента древнеегипетской религии этого периода была, по-видимому, довольно значительной (Briggs, 1952; Faulkner, 1966).

Неизвестно, каким путем происходило выделение созвездий, но тексты позволяют подразделить их на северные и южные, считая границей эклиптику, а не небесный экватор. К первой группе относятся созвездия, символические изображения которых помещали в северной части потолков в гробницах, а в текстах обозначали как «Звезды на севере неба», ко второй — деканы, группы звезд в часах Рамессидов и ряд других.

Деканы на астрономических памятниках встречаются, как правило, в двух видах — как элементы звездных календарей и в составе списков, полных или фрагментарных, содержащих нередко также планеты. В составе звездных календарей они появляются впервые в эпоху IX—XI династий и выходят из употребления ко времени строительства гробницы Сенмута и кенотафа Сети I. Однако звездные календари в каком-то виде существовали в Египте до греко-римской эпохи, о чем свидетельствуют комментарии к космологическим текстам в папирусе Карлсберг I, датируемом II в. н. э.

Списки деканов встречаются как декоративные украшения на потолках и стенах гробниц и храмов, крышках гробов и саркофагов, на водяных часах и т. д. Существует не менее 50 подобных списков. Самый ранний датируется временем XI династии, самые поздние—-Римским периодом. По составу известные списки подразделяют на 6 семейств, из которых 5 представлены не однократно, а целым рядом списков. При этом три семейства включают восходящие деканы, а два других — кульминирующие (EAT, III, с. 2).

Названия деканов в списках сопровождаются нередко звездными конфигурациями (группами звезд), которые, однако, не позволяют произвести идентификацию созвездий, так как они изменяются от списка к списку. Тем не менее в ряде случаев по ним можно установить число звезд в деканальном созвездии. Так, декан Ориона включал, по-видимому, 6 звезд (EAT, III, с. 112—114, 117).

В некоторых списках вместе с названиями деканов приведены символические изображения деканальных божеств. Самый ранний подобный список относится ко времени XXII династии (X—VIII в. до н. э.), другие — к греко-римскому периоду. Символы божеств, как и названия деканов, различаются в разных списках. Отождествление «декан — божество — символ» производится в них не всегда одинаково. Первоначально существовало всего 36 символов, подразделявшихся на 12 троек (рис. 11). В каждой тройке первый символ представлял сидящую львиноголовую богиню со скипетром в руке, второй — пресмыкающееся, третий—-змею, стоящую на своем хвосте. Позднее список расширили до 48 божеств, добавив в каждую тройку изображение стоящего львиноголового божества со скипетром в руке; в четверках символов его обычно помещали на втором месте. По Р. Паркеру, это расширение отражает переход от трехчастного деления месяца в гражданском календаре к четырехчастному делению лунного месяца. Список из 48 божеств был расширен повторно добавлением 11 божеств дней эпагоменов лунного года, т. е. дней, которые должны быть добавлены к 354 дням, чтобы получить величину гражданского года 365 дней (так называемый «эпакт»). Списки символов 59 божеств года, возможно, связаны с установлением двойного лунно-гражданского календаря, в котором начало лунного года регулировалось переходящим из сезона в сезон началом гражданского года (САЕ, с. 54—56; EAT, III, с. 139—140).

В эллинистический период деканы стали отождествлять с третями знаков зодиака, и характер астрологического воздействия этих третей был связан с характером божества соответствующего декана (EAT, III, с. 168—174; Gundel, 1936; Parker, с. 719—721; Waerden, 1975, с. 29—32).

Распространение списков деканов в эпоху, когда не встречается уже изображений звездных календарей, возможно, имело и некоторое практическое оправдание. Эти списки могли запоминаться наизусть, что было доступно каждому. Достаточно было произвести одно наблюдение при наступлении ночи, чтобы определить декан, восходящий или кульминирующий в эту ночь первым. Непосредственно следующие за ним 12 деканов из списка могли затем служить для определения моментов окончания 12 ночных часов (EAT, III, с. 167).

Отдельную группу составляли северные созвездия, известные уже в эпоху создания «Текстов пирамид». Их северное расположение определяется тремя факторами — названием «Звезды на севере неба», или «Северные боги неба», употребляемым в текстах, размещением символов в северной части потолков и тем, что в их число входило созвездие Мес, отождествляемое с Большой Медведицей.

В древнеегипетских текстах околополярные созвездия назывались «неразрушаемыми», так как они не заходили за горизонт. Этот термин, однако, нельзя отнести безусловно ко всем созвездиям из этой группы. В нее входили, по-видимому, не одни только околополярные звезды.

Изображения северных созвездий известны по многим памятникам от времени Сенмута до греко-римской эпохи. Они образуют обычно тесную группу (рис. 12), которую, однако, нельзя рассматривать как звездную карту. Хотя каждый символ, несомненно, представлял какое-то созвездие, но никакой точности при копировании не соблюдалось. Художники размещали фигуры свободно, руководствуясь прежде всего собственным вкусом, а не необходимостью точно воспроизвести действительность.

В группу северных созвездий входило созвездие Мес, которое на диагональных календарях изображали в виде «Передней ноги быка» (см. рис. 2), а на памятниках эпохи Нового царства и позднее — в виде быка с телом овальной формы и крошечными ножками или как идущий бык, обращенный задом к Бегемотихе. Мес — единственное созвездие из всей группы, которое отождествляется с несомненностью. Созвездие Бегемотихи изображалось в виде стоящей самки гиппопотама с крокодилом за спиной (а иногда без него), чья передняя нога покоится на деревянной подставке или на вертикальном крокодиле. Известны мифологические тексты, где рассматриваются отношения между этими двумя божествами-созвездиями. Созвездие Ан изображалось как сокологоловое божество иногда с диском над головой, повернутое под прямым углом к Бегемотихе и пронзающее копьем Мес. Созвездие богини Серкет — женской фигурой иногда с диском над головой, стоящей позади и обращенной в ту же сторону, что и Мес, или под прямым углом и впереди него. Созвездие Льва, именуемое «Божественный Лев», рисовали в виде льва, повернутого лицом к Мес и Бегемотихе, чья спина, голова и хвост иногда были усыпаны звездами. Среди символов встречаются также изображения крокодилов с изогнутым и прямым хвостом, стоящего человекоподобного божества (созвездие Ман) с поднятыми руками или пронзающего копьем крокодила, а также птиц, скорпиона и т. д. Между созвездиями Бегемотихи и Ан иногда виден точечный объект неизвестной природы; вполне возможно, что это изображение северного полюса (EAT, III, с. 183—194; Parker, 1978, с. 716—718, а также Стучевский, 1976, с. 269).

Помимо деканов и северных созвездий египтяне выделяли также несколько южных созвездий. Так, на круглом зодиаке из храма в Дендере эллинистического времени (рис. 13), кроме знаков зодиака, планет и северных созвездий, представлено также 12 созвездий, расположенных к югу от эклиптики (EAT, III, с. 199—202; Parker, 1978, с. 721—723)11.

Заключительные замечания. В заключение рассмотрим два вопроса, связанных с историей древнеегипетской астрономии, — положение, которое она занимала в Древнем Египте, и ее роль в общей истории астрономии.

Знания о движениях небесных светил играли существенную роль в мировоззрении египтян. В мифах светила выступали в роли богов, чье влияние на земную жизнь представлялось огромным. Отношение к светилам как к богам стимулировало проведение наблюдений, а осознание силы их воздействия — стремление организовать свою жизнь так, чтобы она находилась в согласии с жизнью богов. Ритм движения светил запечатлевался в ритуале — установленной череде молитв и жертвоприношений, время проведения которых в течение года и суток определялось астрономически. В этом заключался практический смысл древнеегипетской астрономии. Создание календарей для управления религиозной, а затем и хозяйственной жизнью, не прекращающиеся на протяжении II тыс. до н. э. попытки разработать систему для измерения времени ночью, конструирование водяных и солнечных часов и т. п. — все эти направления астрономической деятельности были непосредственно связаны с нуждами религии, включавшей знания о движениях светил.

Можно думать, что уровень развития астрономических знаний в каждый отдельный период вполне устраивал египтян. В ведении храмовых служителей находилась календарная проблема и распорядок религиозных служб, для правильного функционирования которых применялись установленные в предшествующие эпохи методы. Правда, со временем эти методы устаревали, и поскольку задача, ради которой они бы и созданы, не утрачивала актуальности, требовалось вносить изменения или искать новые методы. Эти поиски, однако, не приводили к заметному росту знаний о движениях небесных светил. Задача определения времени ночных служб была практически решена изобретением водяных часов. Серьезное неудобство для административного управления возникало в связи с несовершенством применявшейся календарной системы, основанной на Луне. Но это неудобство, которое при других обстоятельствах могло повести к росту астрономических знаний, было устранено введением схематического календаря, для которого не требовались астрономические наблюдения. Введение схематического календаря, будучи само по себе достижением, серьезно ослабило роль астрономии в древнеегипетском обществе. Учитывая, что астрологические представления в Египте ранее середины I тыс. до н. э. были мало распространены, можно заключить, что древнеегипетской астрономии недоставало стимулов для движения вперед. Медленное развитие, несмотря на это, все-таки имело место, особенно начиная с середины II тыс. до н. э.

В сравнении с астрономией древней Месопотамии, древнеегипетская астрономия носила примитивный характер. Исключая Сириус и деканы, регулярные наблюдения светил в Египте на производились. В дошедших до нас текстах не встречается сообщений о затмениях Солнца и Луны. Математические методы почти не использовались для решения астрономических задач, что объясняется, возможно, низким уровнем математики в Древнем Египте. Отождествление светил с божествами не привело к развитию астрологических представлений, как это произошло в Месопотамии. Хотя во многих текстах часто упоминаются Солнце, Луна и звезды, однако ранее второй половины I тыс. до н. э. в Египте не существовало произведений, посвященных специально астрономическим вопросам. Ранее эллинистического периода знания о движениях светил не составляли особой дисциплины, которую можно преподавать в школе. Эти знания носили служебный характер, и применялись в специальных областях, связанных с храмовым и погребальным ритуалом.

В эллинистический период и позднее, когда Египет стал центром греческой науки, древнеегипетская астрономия оказала влияние на развитие греческой астрономии. При этом необходимо различать воздействия двух типов: а) по форме — те архаические элементы (деканы, божества деканов, символы северных созвездий и т. д.), которые перешли в греческую астрономию в силу преемственности традиций; б) по сути — элементы, которые непосредственно способствовали решению задач, стоявших перед античной астрономией. Особую роль в этой связи сыграли схематический календарь и принятое в Египте подразделение суток на 24 равные части. Обе концепции, вследствие того, что они имеют математический характер, оказались полезными для развития математической астрономии.

Следует, однако, признать, что влияние, которое древнеегипетская астрономия оказала на античную, не представляется ни глубоким, ни сильным. Историческое значение древнеегипетской астрономии заключается прежде всего в ней самой как элементе того удивительного единства, которое мы теперь обозначаем словосочетанием «культура Древнего Египта»12

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fis.wikireading.ru

Астрономия в Древнем Египте - Мифология народов мира

Процессионная колоннада Аменхотепа III в Луксорском храме. (с) фото - Н. Биржаков, 2005 г.

О колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня, спустя тысячелетия, мы можем судить по значительному числу источников: разрозненным иероглифическим текстам, «картам ночного звездного неба» на потолках гробниц фараонов Нового царства, астрономическим «плафонам» в царских заупокойных храмах. Великолепные астрономические изображения и тексты прекрасно сохранились, в частности, в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н.э.) и Рамессеуме; знаменитыми зодиаками, ставшими символами слияния египетской, греческой и вавилонской астрономической мысли, славятся жемчужины египетского зодчества эпохи греко-римского владычества - храмы Хатхор в Дендере, Хора в Эдфу, Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе.

Фрагмент иллюстрации к "Книге дня". Нут, рождающая Солнце. Фрагмент росписи потолка погребальной камеры гробницы Рамсеса VI в Долине царей. 12 в. до н.э. (с) фото - TMP

Небо, по представлениям египтян, это и богиня Нут и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, из вод которого появилось солнечное божество-творец и, наконец, великая небесная корова, выносящая на своих рогах солнечный диск из космической тьмы. Ежедневно по телу небесной богини странствует в золотой ладье Манеджет бог солнца Ра; с востока на запад неумолимо несут его небесные воды ко рту Нут, через который он попадает в Дуат - загробный мир. «Это через рот Нут величество этого бога проходит в Дуат. Затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходят вперед, спеша к местам своим... Это в первый час вечера величество этого бога [Ра] входит [в Дуат]. Он становится торжествующим, он становится великолепным в руках отца своего, Осириса. Чист он там. Величество этого бога воссело в жизни в Дуате на втором часу начала ночи. Величество этого бога приказывает западным (т.е. обитающим в Дуате - В.С.) и он исполняет задуманное в Дуате. Величество этого бога продвигается к земле, вновь и вновь приходя в существование в Верхнем Египте. Сила его велика, подобно [тому, как было] в первый момент его появления. Он приходит в существование как великий бог в [городе] Бехдете. По границам вод небесных, по рукам Нут проходит величество этого бога. Он входит в нее ночью, в час середины ночи и он идет вперед во тьме; все эти звезды с ним», - гласит текст папируса Карлсберг I - справочника и сборника комментариев к изображенным на потолках гробниц и храмов небесным картам. В тринадцати разделах этого древнейшего обобщающего труда по астрономии, объясняющего основные закономерности вселенной, рассказывается о Нут, о восходе и движении солнца, о наступлении ночи, о восходе звезд, о пределах бескрайнего пространства вселенной.

Осирис-Ях, несущий Око Хора. Бронза. 7 в. до н.э. Лондон, Британский музей (с) фото - Trustees of the British Museum

На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна - мужское божество Осирис-Ях, деканы - звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового «часа» - одного из 12 отрезков ночи и другие небесные тела-существа. «Начало этим звездам в небе... в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус - В.С.), говорит книга Шен Идену... В первом месяце сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе... Вот, в начале года каждого Ра, следует установленному пути звездному. Сказано в книге Бенен: «Сириус, восемнадцать звезд позади нее, восемнадцать звезд впереди нее... Вот двадцать девять их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, двадцать девять звезд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живет в каждые десять дней... Теперь до тех, что в Дуате - семь их». С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, «госпожи звезд», почиталось в древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звездами-деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение семидесяти дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Хатхор-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила. Появлению Сириуса на двадцать один день предшествует «выход» созвездия Сах (Ориона), «царя звезд», небесного воплощения Осириса. «Вот, имя твое - Тот-Кто-В-Орионе, Осирис», - гласят «Тексты Пирамид». На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев и следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.

Священные Ба Осириса, поклоняющиеся движению Солнца. Рельеф из храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э. (с) фото - мое, 2000 г.

Наиболее подробно астрономические явления описаны в одном из отрывков папируса Карлсберг I, повествующем о «жизни звезд» и их происхождении от богини Нут: “Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее [Нут - В.С.] в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом [Ра - В.С.] они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества [ т.е. бога Солнца - В.С.] на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: «Свинья, поедающая своих поросят», потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: «Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того, что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно». Не называли имя ее «Мать богов» до рождения их. Не упал ни один из них. Тот же, кто идет к земле - умирает и входит в Дуат. Останавливается в Доме Геба на 70 дней. Теряет свою нечистоту на земле в 70 дней. Никто не называет имени «ослабленного» 70 дней. Имя «живущего» не произносят «ослабленному», оставляющему нечистоту на земле....

Нут, Геб и Солнечная ладья. Виньетка папируса Неспакашути. 10 в. до н.э., Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Чисты они, живы они, головы их положены для них на востоке. Происходит так, что один умирает и другой живет каждые десять дней. Это - головы богов. Вот, на востоке празднуют они празднество первое. Голова одного из них помещена на тело другого из числа их... Слезы их падают, становясь рыбами. Начало жизни звезды - в озере. Она выходит из воды, она взлетает ввысь, ввысь из моря, вне другой формы. Вот, жизнь звезд. Они шествуют из Дуата и извлечены на небеса. Геб стал владыкой богов. Геб поборол Нут. Приказал он им, чтобы показали они свои головы на востоке. Во второй раз Геб сказал богам: “Приставьте опоры к головам их. Они жили и их головы существовали. Погребения их подобны людским. Правда, в Дуате они. Это то, что делается умершими. Души шествуют в небесах ночью. Пути их - к границам неба днем для тех, кто не восходит в видимости. Когда же видны они живущим, это и в самом деле звезда, совершающая путь свой и сияющая в небе в часы ночные, плывущая по небу великолепно. Значит это, что жизнь ее видна.... Вот, это составляет книгу Сеф. Не найдено большего. Полностью она. Это ее конец».

Нут, проглатывающая Солнце. Роспись потолка гробницы Рамсеса VI. Долина царей, 12 в. до н.э. (с) фото - TMP

Особым почитанием в Египте начиная со Среднего царства пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н.э. Подобные звездные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем, чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте «звездных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов - Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты и изображения.

Круглый зодиак из Дендеры. Песчаник. I в. до н.э. Париж, Лувр.

Себа Реси Эн Пет – «Южная звезда неба» (Юпитер) почиталась как – «Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба» или «Хор-Освещающий-Обе-Земли» и изображалась в виде человека головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье. Себа Иабти Джа Пет – «Восточная звезда, пересекающая небо» (Сатурн) именовалась также «Хор-Бык-Небес» и изображалась также как Юпитер или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть. Хор Джесер – «Красный Хор» (Марс) имел эпитет «плывущий спиной вперед», изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта. Себег или Сетх Эм Уха Нечер Эм Дуаит – «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха; изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.Себа Джа – «Пересекающая звезда» (Венера) представлялась в образе Бену - бессмертного феникса, «бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса»; зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи – «Утренняя божественная звезда». Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса - белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.

Фрагмент росписи потолка гробницы Сененмута в Дейр эль-Бахри. 16 в. до н.э. (с) фото - JHU

Исключительный интерес представляют изображения на потолке гробницы вельможи Сененмута - архитектора храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, а также потолок погребальной камеры гробницы фараона Сети I в Долине царей. Здесь помимо таблицы звезд, - определителей ночного времени, - показаны северная и южная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звезд Eta и Zeta Большой Медведицы, кульминация звезды Beta Малой Медведицы. Все это позволяло провести линию небесного меридиана на широте Фив. Звезды «пояса декан», таким образом отходили к южному скоплению. Из всех их групп - Кенемет, Хеннетет и других только Сах и Сепедет идентифицированы как Орион и Сириус. Остальные идентификации очень сомнительны.

Группа северных созвездий. Роспись потолка погребальной камеры гробницы Сети I. Долина царей, 13 в. до н.э. (с) фото - TMP

Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях. Месхетиу – «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут – «Исидой, Матерью Грозной» - великим гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов. «Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде - Гиппопотаму, - говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, - после того, как он [Хор - В.С.] отрезал его [Сетха - В.С.] переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Сокологоловый бог Ан часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня охранительница умерших, часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия «звезды бога Ра» Нечер-Ру – «Божественного Льва», крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод - бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий не идентифицировано. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств - Мааэнитеф – «Видящий отца своего», Иренджетеф – «Сотворивший тело свое», Ирренефджесеф – «Сам создавший имя свое», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также двенадцать кругов, соответствующих двенадцати месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на двадцать четыре сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на двадцать четыре временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд на небе.

Астрономический потолок в погребальной камере гробницы Рамсеса VI. Долина царей. 12 в. до н.э. (с) фото - SCA

В конце эпохи Нового царства в гробницах фараонов Рамсеса VI, VII и IX были изображены уникальные «звездные часы». Они состоят из двадцати четырех таблиц для двадцати четырех полумесячных интервалов одного года. Каждая таблица снабжена изображением сидящего жреца и системой девяти вертикальных линий, пересеченных тринадцатью горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи и концы двенадцати ее часов. Сопровождающий текст объясняет, в каком положении звезда должна находиться в данный час по отношению к фигуре сидящего жреца. Таким образом, ночью два жреца садились на вершине пилона храма лицом друг к другу строго в направлении небесного меридиана, то есть в направлении с севера на юг. Один из жрецов смотрел на лицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. В этот же момент первый жрец - наблюдатель с помощью инструмента мерхет - веревочного отвеса с грузилом отмечал положение необходимой звезды на небе относительно фигуры противосидящего жреца. Если звезда находилась строго над головой последнего, то это означало, что она достигла своей высшей точки на небе, находится на линии небесного меридиана, раха иб - “напротив сердца”. Если звезда была ниже или в стороне от меридиана, то это положение фиксировалось как херирет унеми (херирет иаби) – «у правого глаза» («у левого глаза»), херках унеми (херках иаби) – «на правом плече» («на левом плече») и т.д.

Звездные часы. Роспись потолка гробницы Рамсеса VI, Долина царей, 12 в. до н.э. (с) фото - TMP

Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.

Большая клепсидра из Карнака. Алебастр. выс. 95 см. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - eternalegypt.org

Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул “хранитель печати” при фараоне Аменхотепе I. В Египетском музее в Каире хранится клепсидра из храма Амона в Карнаке, относящаяся ко времени правления Аменхотепа III: это алебастровый инкрустированный лазуритом круглый в плане сосуд с небольшим отверстием внизу, расположенным рядом с небольшой фигуркой павиана - священного животного бога мудрости и знания Тота. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру вода вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны двенадцать колонок текста и метки для двенадцати «часов» ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображен поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам двенадцати месяцев года. Определенная категория жрецов, носившая название унуит, производное от унут – «час», должна была следить за часами; эти жрецы должны были сменять друг друга каждый час и, таким образом, непрерывно осуществлять свою божественную службу.Египетский календарный год был солнечным и насчитывал 365 дней. Он состоял из трех больших периодов по четыре месяца каждый - Ахет – «половодье» (месяцы (в коптской огласовке): Тот, Паофи, Атир, Хойак), Перет – «всходы» (месяцы: Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути), Шему – «засуха» (месяцы: Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре). Каждый месяц состоял из 30 суток. В конце года 5 дополнительных «эпагоменальных» суток посвящались богам Гелиопольской Эннеады - Осирису, Исиде, Хароерису, Сетху и Нефтиде. Доказано, что употребляемый в настоящее время григорианский календарь развился из древнеегипетского. В связи с тем, что египетский календарный год «торопился», опережая солнечный, и не имел високосного дня, начало года было зафиксировано за 19 июля - днем начала разлива Нила в окрестностях Мемфиса и первого появления Сириуса на утреннем небе. Египетская традиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного на звезду Исиды Имхотепу, знаменитому мудрецу, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера в Саккара, жившему в XXVIII веке до н.э.Довольно мало мы знаем о конкретных египетских астрономах. Надпись греко-римского времени донесла до нас имя «наблюдателя за звездами храма Себека, Хенту»; в современных ему текстах из храма Исиды на острове Филе упомянут «пророк Сириуса в движении луны, жрец пяти живущих звезд (т.е. планет - В.С.), знающий время затмения солнца и луны». Однако наиболее интересное открытие, связанное с именем египетского астронома было сделано в 1906 году в местечке Телль Фараин. Здесь была обнаружена статуя некого Хархеби (III в. до н.э.), надпись на которой говорит, что это был «наследный принц и князь, единственный спутник [царя], посвященный в тайные писания, наблюдающий за всем, что в небесах, за всем, что на земле, чистый взором в наблюдении звезд, среди которых нет потерявшихся, кто объявляет о восходе и закате в их время, с богами, которые предсказывают будущее, для чего он очистил себя в их дни, когда Ах ( декан - В.С.) взошел за Бену (Венера - В.С.) с земли и он удовлетворил земли своими изречениями; который наблюдает кульминацию каждой звезды в небе, который знает “выходы” все в год добрый, предсказывает «выход» Сириуса в начале года. Он наблюдает за ней (Сириус - В.С.) в день ее первого празднества, сведущий в ее пути, в ее дневных деяниях; все, что предвещает она - в заботах его; зная «север» и «юг» солнца, провозглашающий все его чудеса и определяющий сроки их, он объявляет, когда случатся они в их время; который разделяет часы на два времени (день и ночь - В.С.), не ошибаясь ночью...; который не пропускает ничего из того, что касается его, осмотрительный со всем, что он видел».

Солкин В.В. «Бесконечные воды вселенной»: астрономические знания Древнего Египта. // Новый Акрополь № 4 (1999), с.17-22.Beaux N. Sirius étoile et jeune Horus. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. _ Le Caire, 1993, pp. 61-72.Fissolo J.-L. Les astronomes égyptiens. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 15-24.Guilhou N. Le ciel sur les plafonds des tombes royales du Novel Empire. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 25-32.Lange H., Neugebauer O. Papyrus Carlsberg I. Ein hieratisch-demotischer kosmologischer Text. – Copenhagen, 1940.Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. I-III. – Providence, 1969.Neugebauer O., Parker R. Two demotic horoscopes. // JEA 54 (1968), pp. 231-235.Traunecker Cl. Le Livre de Nout. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 3-7.Zaba Z. L’orientation astronomique dans l’ancienne Egypte, et la précession de l’axe du monde. – Prague, 1953.

Цит. по: Солкин В.В. Астрономия // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.

ru-mythology.livejournal.com

АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Астрономия древнего Египта

АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

* Источники и публикации * Календари * Ранний лунный календарь * Наблюдения Сириуса и его связь с календарем * Схематический гражданский календарь * Поздний лунный календарь * Измерение времени ночью. Деканы. Звездные часы * Диагональные календари * Кульминирующие деканы * Положение деканов на небе * Часы Рамессидов * Водяные и солнечные часы * Введение 24-часового деления суток * Планеты * Созвездия * Примечания * Список литературы *

Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой фрагментов древнеегипетской жизни, для которых имело значение наблюдение небесных светил. Погребальный обряд и храмовые службы, архитектура и ремесленно-художественная традиция, административное управление и литература включали элементы астрономических знаний. Эта мозаичность древнеегипетской астрономии носила объективный характер, но для нас она усиливается еще в большей степени из-за фрагментарности, неполноты и сложности источников. По этой причине астрономические представления египтян зачастую нельзя реконструировать во всей полноте, и в ряде случаев нам приходится довольствоваться гипотезой, которая со временем будет уточнена или целиком отвергнута.

Знания о движениях небесных светил играли немаловажную роль в Древнем Египте, возможно, уже в додинастический период1, но определенно об этом ничего не известно. В дальнейшем в III — I тыс. до н. э. развитие древнеегипетской астрономии шло по следующим основным направлениям: а) создание календарей; б) разработка методов для измерения времени ночью; в) конструирование систем водяных и солнечных часов; г) выделение деканальных и других небесных созвездий; д) наблюдения планет как особой разновидности звезд; е) развитие космологических и астрологических представлений. Особое значение в истории древнеегипетской астрономии имели первые два направления, непосредственно связанные с практической жизнью египтян и их религиозными верованиями.

В настоящей работе рассмотрены все указанные направления, за исключением космологии и астрологии2. Хронологически изложение ограничивается династическим периодом, конечным пунктом которого считается завоевание Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. Астрономия более позднего периода затрагивается лишь в той мере, в какой она отражает древнеегипетскую традицию. Автор настоящей статьи не египтолог. При ее написании не использовались оригинальные древнеегипетские тексты, а только их переводы и соответствующая историко-астрономическая литература.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fis.wikireading.ru

Астрономия древнего Египта читать онлайн, Куртик Геннадий Евсеевич

АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

* Источники и публикации * Календари * Ранний лунный календарь * Наблюдения Сириуса и его связь с календарем * Схематический гражданский календарь * Поздний лунный календарь * Измерение времени ночью. Деканы. Звездные часы * Диагональные календари * Кульминирующие деканы * Положение деканов на небе * Часы Рамессидов * Водяные и солнечные часы * Введение 24-часового деления суток * Планеты * Созвездия * Примечания * Список литературы *

Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой фрагментов древнеегипетской жизни, для которых имело значение наблюдение небесных светил. Погребальный обряд и храмовые службы, архитектура и ремесленно-художественная традиция, административное управление и литература включали элементы астрономических знаний. Эта мозаичность древнеегипетской астрономии носила объективный характер, но для нас она усиливается еще в большей степени из-за фрагментарности, неполноты и сложности источников. По этой причине астрономические представления египтян зачастую нельзя реконструировать во всей полноте, и в ряде случаев нам приходится довольствоваться гипотезой, которая со временем будет уточнена или целиком отвергнута.

Знания о движениях небесных светил играли немаловажную роль в Древнем Египте, возможно, уже в додинастический период1, но определенно об этом ничего не известно. В дальнейшем в III — I тыс. до н. э. развитие древнеегипетской астрономии шло по следующим основным направлениям: а) создание календарей; б) разработка методов для измерения времени ночью; в) конструирование систем водяных и солнечных часов; г) выделение деканальных и других небесных созвездий; д) наблюдения планет как особой разновидности звезд; е) развитие космологических и астрологических представлений. Особое значение в истории древнеегипетской астрономии имели первые два направления, непосредственно связанные с практической жизнью египтян и их религиозными верованиями.

В настоящей работе рассмотрены все указанные направления, за исключением космологии и астрологии2. Хронологически изложение ограничивается династическим периодом, конечным пунктом которого считается завоевание Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. Астрономия более позднего периода затрагивается лишь в той мере, в какой она отражает древнеегипетскую традицию. Автор настоящей статьи не египтолог. При ее написании не использовались оригинальные древнеегипетские тексты, а только их переводы и соответствующая историко-астрономическая литература.

Источники и публикации

Наиболее ранние упоминания названий светил встречаются в «Текстах пирамид», датируемых XXV—XXIII в. до н. э., — религиозном памятнике, во многом еще до конца не понятом (Faulkner, 1969; Mercer, 1952). Сами пирамиды представляют также интерес с точки зрения истории астрономии. Их точная ориентировка .по странам света предполагает наличие особых методов ориентирования, основанных на наблюдениях небесных светил3. Следующий по времени важный источник — это звездные календари на внутренней стороне крышек ряда гробов4 из Асьюта, датируемых I Переходным периодом.

Тексты астрономического содержания сохранились на многих памятниках эпохи Среднего и Нового царств и более позднего времени. Они встречаются на стенах и потолках гробниц и храмов, в кенотафах (ложных гробницах, в которых не производились захоронения), на водяных и солнечных часах и других инструментах. Известно несколько демотических папирусов греко-римского периода, содержание которых относится к истории древнеегипетской астрономии. Особенно важны в этой связи папирусы № 1 и № 9 из Карлсбергской коллекции Копенгагенского университета.

Астрономические тексты включают обычно названия деканов, символические обозначения деканальных божеств, названия планет и их божеств, имена созвездий, располагавшихся к северу и к югу от эклиптики, и их символические изображения, календари и связанную с ними религиозную символику, списки часов дня и ночи и изображения божеств-покровителей часов, с эллинистического времени — зодиак; на памятниках постоянно изображали также древнеегипетские космические божества и т. п. Конечно, ни один памятник не содержит все перечисленные элементы, а только часть из них.

По характеру и назначению эти тексты относятся скорее к разряду религиозной, магической литературы. Зафиксированные в них астрономические представления не всегда легко выделить из общего религиозного содержания текста. Существовала ли в Египте астрономическая литература другого типа, неизвестно. Во всяком случае, об этом нет свидетельств более ранних, чем эпоха эллинизма (Waerden, 1974, с. 37—39).

Важным дополнительным источником служат сочинения античных авторов, в которых приведены сведения об астрономии египтян Позднего периода. Однако египетская астрономия в них описывается с использованием терминов и понятий, свойственных античному ареалу. Во многих подобных описаниях, особенно в астрологической литературе, под именем «египтяне» фигурируют греческие астрономы, работавшие в Египте (Neugebauer, 1975, с. 561— 562).

По истории древнеегипетской астрономии существует обширная историко-научная литература. Известные к началу 60-х годов древнеегипетские тексты астрономического содержания, за исключением космологических, календарных и астрологических, включены в фундаментальное трехтомное издание О. Нейгебауэра и Р. Паркера (Neugebauer, Parker, 1960, 1964, 1969), в дальнейшем обозначаемое сокращенно как EAT с указанием тома и страницы. Первый том этого издания посвящен исследованию ранних деканальных календарей, второй том — исследованию звездных часов в гробницах Рамессидов (XII в. до н.э.)5, в третьем томе приведены описания астрономических памятников, анализ поздней истории деканов, сведения о планетах, северных и южных созвездиях и другие материалы. По истории древнеегипетского календаря особое значение имеет исследование Р. Паркера (Parker, 1950), обозначаемое сокращенно как САЕ, в котором решены многие проблемы, дискутировавшиеся в предшествующий период. По вопросам измерения времени, конструирования водяных и солнечных часов в Египте не потеряла значения работа Л. Борхардта (Borchardt, 1920), а также статьи Р. Слолея (Sloley, 1924; 1931). Отметим также несколько кратких очерков квалифицированных историков науки, в которых обобщены результаты последних исследований (см. Нейгебауэр, 1968, с. 92—105; Parker, 1971; 1974; 1978; Toomer, 1971; Waerden, 1974, с. 8—45)6.

В отечественной литературе история древнеегипетской астрономии освещается главным образом в работах по истории календаря и хронологии (Идельсон, 1975; Климишин, 1985 и др.), а также в общих исследованиях по истории культуры и науки Древнего Египта (Коростовцев, 1982; Стучевский, 1976 и др.). Имеется ряд оригинальных исследований, затрагивающих вопросы истории астрономии (см. Шолпо, 1939; Лурье, 1947; Веселовский, 1948; 1969).

Календари

Древнеегипетскую календарную традицию характеризуют три особенности. Во-первых, параллельное сосуществование нескольких календарных систем, применявшихся в разных областях жизни; во-вторых, соединение двух противоположных начал, нашедших выражение в разных системах, — стремления привязать календарь к сезонам солнечного года и полностью освободиться от какой-либо связи с сезонами; в-третьих, определение периодической структуры календаря не только по движениям небесных светил, но схематически, руководствуясь требованиями практического удобства и математической простоты.

Природные условия Египта характеризуются сменой трех сезонов, связанных с повторяющимися разливами Нила. После подъема воды в середине — второй половине лета, когда почти вся обрабатываемая поверхность земли в долине Нила затоплена водой, наступает время сева, выращивания и сбора урожая. Вслед за этим наступает период засухи, характеризуемый самым низким уровнем воды в Ниле. Засуха продолжается вплоть до начала очередного подъема воды. На древнеегипетском языке сезоны имели особые названия, первый сезон — ахет (половодье), второй — перет («выхождение» земли из-под воды), третий — шему (отсутствие, низкая вода). Три сезона повторяются регулярно из года в год, в среднем составляя каждый по 4 месяца. Однако продолжительность сезонов может колебаться из-за непостоянства времени и высоты подъема воды в Ниле. В обычный год при среднем подъеме воды самый низкий уровень у первого порога у Асуана наблюдается примерно в конце мая, а в дельте — две недели спустя. Подъем воды происходит сначала медленно, а потом быстрее и достигает наивысшей отметки у первого порога примерно 1 сентября, а в дельте — приблизительно через месяц. Самые высокие участки воды в дельте появляются из-под воды только в середине или в конце октября, после чего вода спадает, достигая постепенно наименьшего уровня (Winlock, 1940, с. 452).

Разлив Нила происходит ежегодно, но отличается нерегулярностью. По современным оценкам, интервал между двумя последовательными разливами (так называемый «нильский год») может колебаться в пределах 11—14 лунных месяцев на протяжении жизни одного поколения (Neugebauer, 1939). В период, когда Египет представлял разобщенную систему номов, очень слабо связанную между собой, эти колебания могли не иметь существенного значения. Однако после объединения Верхнего и Нижнего ...

knigogid.ru


Смотрите также