Лекция 7. Государство и право Древнего Рима. Права древнего рима
понятие, источники, основы :: SYL.ru
Любая наука имеет свой путь развития, определяющий тот массив знаний, который в неё включён. То же самое можно сказать о юриспруденции. Эта отрасль современной науки является наиболее приближенной к общественной жизни в целом и каждому человеку в отдельности. По сути, юриспруденция – это вся людская жизнь, обличённая в нормы, институты и отрасли права, другими словами, санкционированная и дозволенная государством. Но мало кто задумывается, откуда эта наука берёт своё начало. Современные историки права придерживаются теории о том, что весь массив современного юридического знания пошёл от римского права. Конечно, задатки права существовали задолго до римлян, но именно они смогли наиболее точно и корректно создать настоящую науку из большого количества обычаев, первоначальных норм и других, совершенно несовместимых элементов. На сегодняшний день римское право изучается во всех видных университетах мира. Этот подчёркивает факт того, что римские юристы заложили базис для многих поколений вперёд. В статье мы попытаемся рассмотреть особенности и систему римского права, а также изучим его влияние на правовые системы современных государств.
Особенности термина
Римское право – это термин, характеризующий правовую систему Древнего Рима и Византийской империи. Оно существовало на отрезке с VII века до нашей эры и по VII век нашей эры. Однако термин можно употребить и в другом значении. Римское право также является правовой наукой, которая изучает основы правовых систем перечисленных выше государств. Данная отрасль научных знаний интересна тем, что с её помощью можно увидеть источник современного права в его первоначальной, «классической» форме. Следует также отметить тот факт, что римское право стало прообразом для многих соответствующих систем современности, которые сформировались вследствие рецепций этой правовой отрасли древнего мира. Право Древнего Рима имеет систему, а также основополагающие принципы, о чём будет рассказано далее в статье.
История римского права
Историческая характеристика данной науки параллельна процессу развития римской цивилизации в целом. По мере развития общественных отношений в Риме, происходило изменение правовой системы этого государства. Понятие римского права возникло ещё в царский период (753 год до нашей эры). Право того периода представляло собой лишь зачатки науки, которая известна нам на сегодняшний день. В этот период был создан знаменитый сборник норм римского права – Закон XII таблиц. Следующий период республики начинается с 509 года до нашей эры. Римское право этого времени наполнилось совершенно новыми правовыми нормами и институтами, что свидетельствует о работе учёных-юристов. Наибольший расцвет пришёлся на период империи (31 год до нашей эры – 476 год нашей эры). Именно во времена имперского правления право Рима начало развиваться как никогда. Виной всему - развитие юриспруденции и постоянная работа юристов-практиков, чья деятельность поддерживалась государством. Также довольно большую роль сыграл распад империи на две части. Это привело к появлению многих правовых школ и развитию разных теоретических подходов.
Источники права Рима
Возможность изучать правовую систему Древнего Рима дают возможность источники, закрепившие в себе нормы римского права, которые сохранились до наших дней. Именно благодаря этим материалам мы имеем возможность изучать правовую бытность римлян того далёкого времени. Источники римского права образуют единую правообразованную систему. Сегодня известны следующие источники римского права:
- Обычаи.
- Акты нормотворчества.
- Эдикты магистратов.
- Правовые сборники юристов-практиков.
- Кодификации.
Нужно отметить тот факт, что древнейшее римское право, а точнее, некоторые его аспекты, можно изучить только благодаря Законам XII таблиц. Помимо этого, существуют и другие кодификации, которые показывают систему, принципы и другие особенности римского права.
Свод законов двенадцати таблиц
Эта кодификация римского права является наиболее древним сохранившимся до наших дней источником. Его созданию предшествовала целая череда исторических событий. К 450 году до нашей эры противоречия между римским плебсом и патрициатом обострились как никогда. Чтобы не допустить назревающих общественных столкновений, была составлена комиссия из 10 человек, наделённых властью консулов (возможность законотворчества). Вследствие их работы основы римского права (обычаи и масса созданных до этого времени норм) были включены в свод законов, который размещался на двенадцати каменных таблицах.
Законами регулировалась практически каждая отрасль общественной жизни. Это был первый письменный источник римского права. Однако существовали определённые трудности. Законы выполнялись буквально, а те правоотношения, которых в таблицах не было, попросту не признавались. Другими словами, они были вне закона. Этот достаточно большой промах был исправлен через значительный промежуток времени.
Кодекс Феодосия
Конечно, Законы XII таблиц не были единственными в своём роде, существовали и другие источники римского права в виде кодифицированных законов. Проблема в том, что с 450 года до нашей эры, помимо норм в Законах XII таблиц, выпускались также иные нормативные акты (эдикты преторов, конституции императоров), которые имели ту же юридическую силу. Весь этот массив правовых норм впервые попытался кодифицировать император Феодосий II. Но юристы под руководством императора изначально пошли не тем путём. Они попытались собрать все нормы римского права, что в принципе было сделать невозможно из-за их колоссального количества. Поэтому выпустили всего четыре книги кодекса, после чего работа и остановилась. Тем не менее римское право нашло своё проявление в другом кодифицированном акте.
Corpus juris civilis
В 527 году император Юстиниан пытается исправить недочёты своего предшественника. Но подход к кодификации на этот раз существенно видоизменился. На это повлияло несколько причин:
Император желал создать единую правовую систему для Восточной и Западной части Римской Империи.
В римском праве накопилась масса норм, которые были совершенно ненужными и устарелыми.
Таким образом, Юстиниан создаёт уникальный кодифицированный акт, где объединяются нормы, имеющие ценность и актуальность. При этом были учтены обычая и порядки как западной части империи, так и восточной. Corpus juris civilis состоит из следующих частей:
Дигесты, в которые включили римское частное право и нормы публичного права Рима.
Институции – это, по сути, наставления, «учебник» для юристов последующих поколений. Они были основаны на знаменитых институциях Гая.
В новеллах были собраны все конституции, выпущенные непосредственно императором Юстинианом уже после произведения кодификации.
Именно Corpus juris civilis стал основным источником римского публичного и частного права. Нормы этого акта были имплементированы во многие рецепции римского права.
Принципы
Анализируя все представленные выше нормативные акты, можно выделить основные идеи, принципы римского права. Они формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.
Основными принципа являются:
1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.
2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.
3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.
Список представленных принципов не является исчерпывающим. Очень часто учёные не сходятся во мнениях, что приводит к появлению новых основополагающих идей римского права.
Основные виды римского права
Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право – это сфера государственного интереса, а приватное – правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли - императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право – основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского права также включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.
Иные отрасли права
Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) – это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано. Существовали также две другие отрасли. Для одной был характерен принцип территориальности, так как она действовала не во всём государстве, другая правовая отрасль появилась вследствие деятельности отдельных субъектов. Jus gentium (народное право) действовало на территории зависимых от Рима земель. Проще говоря, данная отрасль регулировала правоотношения жителей, которые пребывали на завоёванных землях. Появление этой отрасли было необходимо, потому что было нужно организовать единый правовой климат не только в самом Риме, но и на его далёких окраинах. При этом следовало учесть тот факт, что все завоёванные народы имели совершенно разные обычаи, культуру и традиции. Благодаря праву народов этот барьер удалось отчасти поломать. Право преторов стало полной противоположностью народному. Оно основывалось на эдиктах магистратов и других государственных чиновников (преторов, эдилов, провинциальных правителей). Интересен тот факт, что субъектами преторского права были граждане Рима, поэтому эта отрасль во многом схожа с гражданским правом (Jus Civile). Различие в том, что гражданское право регулировало правоотношения внутри самого общества, а Jus honorarium – общества и государственной власти.
Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского права является достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.
Рецепции римского права
После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.
Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:
Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.
Роль римского права в современной науке
На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.
Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:
1. Грамотность юридической техники римского права.
2. Исключительный характер римского частного права.
3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.
4. Абстрактность понятий.
5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.
Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского права включает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.
www.syl.ru
Лекция 7. Государство и право Древнего Рима.
Историческое значение римского государства и права.
Характерные черты государственного и общественного строя раннего римского государства
Государственный и общественный строй Рима в период республики
Государственный и общественный строй Рима в период монархии.
Основные черты права.
1. Римское государство, превратившееся из небольшой общины в огромную империю было последним рабовладельческим государством, причем рабство в этом государстве достигло пика своего развития. Рим выступает на мировую арену позже других государств, но именно в нем были созданы наиболее совершенные рабовладельческие отношения и уникальная система права, отдельные институты, которой используются и в наши дни. Особенностью Древнего Рима было то, что длительное время он находился на периферии развитых государств и вынужден был постоянно подтягиваться к уровню развития их культуры. Завоевав Грецию Рим впитывает в себя наследие греческой культуры и политико-правовой идеологии.
Рим становился мощной империей, под властью которой находились разные народы. Для Римского государства характерны первые народные выступления за свое освобождение.
Историю государственности Древнего Рима делят на 3 периода:
1). Период разложения первобытного строя и образования раннего римского государства.
2). Период существования республики в Риме.
3). Период становления монархии:
а) период принципата
б) период доминанта
В эпоху доминанта происходит кризис Римского государства, падение Западной Римской империи. Долгое время продолжает существовать Восточная Римская империя – Византия. Однако и она в 15 веке н.э. была завоевана Османской империей.
Историю развития римского права делят на 2 периода:
1).Происходит формирование цивильного (квиритского) права. Римское право принято называть цивильным потому, что оно распространяло свое действие исключительно на граждан Древнего Рима. В этот период право носит национальных характер и тесно связано с религией.
2). Период расцвета римского права. Наряду с квиритским правом начинают действовать новые правовые системы – «преторское право» и «право народов» способное урегулировать отношения между гражданами Рима и иностранцами.
2. Согласно легенде Римское государство было образовано двумя братьями Ремом и Ромулом (8 в. до н.э.). Однако в действительности Римское государство было образовано в результате объединения племен латинян, сабинян, этрусков. В ранний период в римском государстве сохранились черты военной демократии и родового строя. Во главе государства стоял рекс, обладавший военной, жреческой и судебной функциями и управлявший Римом при помощи совета старейшин и народного собрания.
Ранее римское государство носило замкнутый характер. Статус полноправных граждан - патрициев – носили лишь представители древних римских родов. Пришлое население входило в состав плебса. Плебеи образовали группу свободного, но не полноправного населения. Они были ограничены в имущественных правах, не могли владеть землей, им запрещалось заключать браки с патрициями. Они не участвовали в делах управления государством. Основными их занятиями были торговля и ремесло, а также военная служба. Бывшие рабы или иноплеменников попадали под понятие клиентов (неполноправных). Постепенно среди плебеев устанавливается имущественное неравенство и начинается длительная борьба верхушки плебса за свои права с патрициями. Важное значение в этой борьбе сыграли реформы Сервия Туллия. Именно они привели к трансформации римской общины в полноценное государство. В основу государства был положен имущественный принцип. Все население Рима было разделено на 6 разрядов в зависимости от размера землевладения. Каждый разряд образовали центурию, по определенному виду вооружения. Центурии являлись одновременно воинскими отрядами и политическими единицами. Именно по центуриям стали проводить народные собрания. Решения центурии имели силу закона. Кроме этого, была проведена территориальная реформа. Римское государство было разделено на территориальные единицы - трибы, обладавшие правом самоуправления. Внутри трибы действовало два народных собрания: патрициев и плебеев. Благодаря этим реформам плебеи добиваются включения их в состав римского общества.
3.В 6 в. до н.э в Риме была ликвидирована царская власть и установлена республиканская форма правления. Полномочия Рекса были переданы двум консулам, избираемым народными собраниями на один год. Плебеи добиваются создания института народных трибунов, которых защищали их права. Народные трибуны получили право вето на решения сената, народного собрания и иных должностных лиц. Издание законов Х11 таблиц уравняло патрициев и плебеев в гражданских правах, были разрешены браки между патрициями и плебеями. Позднее плебеи были допущены к замещению любых должностей, в том числе сенаторов и консулов. Решения плебейских трибутных собраний (плебисциты) получили силу закона. Произошла консолидация свободного населения.
Происходят изменения в государственном строе. Главную роль играет сенат, который контролировал законодательную деятельность, деятельность должностных лиц, выполнял финансовую, внешнеполитическую и военную функции. Исполнительную власть осуществляли магистраты, которые были объединены в важную политическую организацию, выполняющую судебную функцию, под названием магистратура. Магистраты избирались народом и несли перед ним ответственность. Их служба была безвозмездной и краткосрочной. Они выполняли свои функции коллегиально. Во главе магистратуры находились два консула. Они избирались на один год, занимались набором в армию, формировали ее командный состав, обладали судебной властью. В чрезвычайных условиях консулы могли назначить диктатора на срок не более шести месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти и не нес ответственности за свои действия. Сохраняют свою власть народные собрания, собиравшиеся по центуриям, трибам и куриям.
Для управления городами появляется должность претора.Преторы руководили судопроизводством и издавали общеобязательные постановления.
Составлением списков населения Рима по имущественным разрядам для наделения граждан политическими правами занимались цензоры. Цензорам принадлежало право лишать римлян гражданских и политических прав, т.н. «бесчестье».
Полицейские функции по охране правопорядка в городе выполняли эдилы.
Финансовым управлением и государственной казной ведали квесторы.
Ко 2 веку до н.э. происходит значительное расширение территории, развивается крупное землевладение. Но наряду с этим происходит обнищание крестьянства, которые вытесняются с земли. Они превращаются в пролетариат, занимавший промежуточное положение между имущими гражданами и рабами. Для восстановления свободного крестьянства и сохранения мощи Рима был предпринят ряд реформ под руководством братьев Гракх. Согласно закона Тиберия предлагалось предоставить безземельным крестьянам в аренду наделы из числа государственной земли, захваченной к тому моменту крупными землевладельцами. Этот закон вызвал бурный протест со стороны аристократии и Тиберий был убит. Через 10 лет к власти приходит его брат, который восстановил действие аграрного закона и провел в жизнь хлебный закон о наделении дешевым хлебом неимущих граждан. Кроме того, он приступил к созданию римских колоний за пределами Италии. Однако эти законы вызвали новую волну недовольства и после смерти Гая были ликвидированы.
В 1 веке до н.э. обостряются все противоречия рабовладельческого государства и в Риме начинается период гражданской войны.
4. Римская монархия делится на два периода: принципат (1 в. до н.э. – Ш в.н.э.) и доминант (Ш-IV вв.).
Период принципата связан с правлением принципса, который соединил в своих руках полномочия консула, цензора и трибуна. Этот период являлся переходным этапом от республики к монархии. В это время сохранялись черты республиканского строя: продолжался созыв народного собрания, действовал сенат. Однако их власть постепенно сокращается. Постепенно единоличная неограниченная власть сосредотачивается в руках принцепса. Со времен Октавиана одним из титулов принципса становится титул августа. Принципс выполнял функции главнокомандующего верховного жреца, ведал сферой международного сотрудничества, законодательством, управлением провинциями. Преемники Октавиана получали наряду с титулом августа титул императора. Император председательствует в сенате, обладает правом вето, его решения имеют силу закона. При принципе создается развитой административно-военный аппарат (совещание, канцелярия, казна, гвардия), формируемый не путем голосования, а по личной воле принципса.
В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались законами. Власть императора признавалась неограниченной и божественной. Император обладал законодательной властью. Ближайший помощник и, по сути, наследник императора носил титул цезаря. Главным центральным органом был совет при императоре.
Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя доминусом (владыкой). С именем Диоклетиана связывают ряд реформ: военная была направлена на увеличение состава армии и улучшения ее вооружения; административная - на создание единого централизованного аппарата управления; податная предполагала введение новых налогов, необходимых для содержания увеличенного государственного аппарата и армии, финансовая направлена на создание полноценной римской монеты, вытеснившей старые деньги.
В правление Константина опорой абсолютной власти становится христианство, ставшее государственной религией.
Период домината завершается делением страны на две большие части – Восточную римскую империю и Западную римскую империю, первоначально сохранявшим видимость единства. Во главе каждой становится особый август. Появляется новая столица – Константинополь и вскоре Западная римская империя перестает существовать.
5. Древними источниками права Древнего Рима выступали обычаи и религиозные традиции, Правом толкования норм обладали жрецы (коллегия понтификов). Уже в царский период было известно деление норм на божественные предписания и нормы, установленные людьми для общественной пользы. Нарушение религиозных норм влекло суровое наказание (виновного приносили в жертву богам, позднее изгоняли)
В Риме довольно рано появляется закон, как источник права. В раннем римском государстве эта роль отводилась царским законам, которые регламентировали семейные и родовые отношения. Однако, писанным актом, закрепляющим общеобязательные нормы и поддерживаемым государственным принуждением, закон становится в период республики. Наиболее известным памятником права стали Законы ХП таблиц, которые представляли собой сборник кратких правил о гражданском процессе, о санкциях за нарушение чужих прав и интересов, о землевладении, о семье. В республиканский период законы принимаются народным собранием. В 1 веке н.э. народные собрания были лишены законодательной власть. Право издания закона переходит сенату и с этого периода силу закона приобретают сенатус-консульты (постановления сената). В период империи вся полнота власти, в том числе и законодательные полномочия, переходит в руки императора и силу закона приобретают императорские конституции.
Наряду с законом в республиканский период источником права становятся постановления (эдикты) магистратов, которые стали основой «преторского права» и «права народов», регулировавших отношения с иностранным элементом. Эдикты магистратов представляли собой публично объявленные правила, которые произносили магистраты при вступлении на должность. Срок их действия ограничивался сроком служебных полномочий магистратов (1 год), однако со временем наиболее эффективные из них стали использовать и после прекращения полномочий магистрата.
В Ш веке до н. э. появляется наука юриспруденция. Со временем юристы становятся значимыми фигурами в сфере государственной власти и политики. Их официальные разъяснения являлись обязательными для судей. Сочинения римских юристов получили большую популярность и стали использоваться не только для практических, но и для учебных целей (например, институции).
В Риме была проведена систематизация римского частного права. Важнейшим кодифицированным актом считается Свод гражданского права, созданный при императоре Юстиниане уже после распада римской империи. Свод состоял из четырех частей. Первая часть – институции – была предназначена для учебных целей, сохраняя при этом силу закона. Вторая – дигесты – выдержки из сочинений 40 юристов. Третья часть- кодекс – собрание распоряжений императора имеющих силу закона. Завершают свод новеллы – распоряжения Юстиниана, изданные после составления кодекса.
РАЗДЕЛ Ш. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКА
Лекция 8.Государство и право франков.
studfiles.net
Государство и право Древнего Рима
Военное дело Государство и право Древнего Рима
просмотров - 84
Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладали сравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьма значительных результатов.
Экономическое развитие Рима привело к тому, что он в сравнительно короткий срок подчинил себе не только всю Италию, но и обширнейшие территории Средиземноморского бассейна. Рим превратился в мировую империю. Эксплуатация огромных масс рабов и покоренных народов приводила к острым конфликтам и социальным потрясениям.
Право, выработанное Римом, римское право, явилось наиболее развитой и законченной системой права рабовладельческого общества.
Римское право нужнолго пережило своего создателя - античное общество. Оно непосредственно или опосредованною легло в основу гражданского (и отчасти уголовного и государственного) права многих феодальных и буржуазных государств. Тем же французским легистам (юристам) для обоснования верховенства королевской власти не пришлось задавать какого-либо нового оригинального учения. Οʜᴎ обрели его в таких формулировках римского права, как "Государь стоит над законом" и "Что угодно государю, имеет силу закона". Это явление именуется "рецепцией римского права" (буквально: "восприятие", "восстановление действия"). Римское право вполне отвечало интересам буржуазных отношений, зародившихся в недрах феодального строя. Оно нужно было купцам, стремившихся к тому, чтобы сделать частную собственность свободной и оградить ее от каких-либо феодальных ограничений. В римском праве были заинтересованы не только купцы и городское сословие, но в нем нашла опору и королевская власть, которая в союзе с городами боролась с феодальной раздробленностью, боролась за политическое объединение всей страны.
Несмотря на то, что римское право было использовано и дворянами в целях еще большего угнетения крестьянства (захват общинных земель помещики старались обосновать положениями римского права), в конечном счете рецепция римского права была явлением прогрессивным для своего времени. Рецепция римского права способствовала ликвидации партикуляризма и сословного характера феодального права, тормозивших развитие торговли и промышленности, развитие частной собственности. Следовательно, изучение римского права поможет лучше понять и особенность феодального и буржуазного права. Римское право послужило одним из источников кодекса Наполеона 1804 года, который являлся образцовым сводом законов буржуазного общества или в основу кодификаций многих государств мира.
Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенный путь развития. Принято делить историю римского общества и государства на 3 базовых периода:
1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).
2. Республиканский период (VI-I вв. до н.э.).
3. Императорский период (I-V вв. н.э.).
Последний период еще подразделяется на принципат и доминат. Переход к доминату относится к 3 веку н.э. Западная Римская империя погибла в V в. Восточная империя (Византия) пала под ударами турок в середине XVI в.
Процесс разложения родового строя и возникновения государства в Риме имеет много общего с Афинами. Закономерность прослеживается в появлении частной собственности, классов, упадке родовых учреждений и создании государства. Все полноправные, коренные обитатели Рима - патриции - объединялись в замкнутую организацию из 3 племен (триб). 10 родов входили в курию, 10 курий в трибу. Всего насчитывалось 300 родов. Во главе римской общины были: Совет старейшин (сенат) и сходки - собрания воинов по куриям или трибам, до 6 в. до н.э. был царь (военачальник, жрец, судья).
Рост имущественного неравенства среди патрициев привел к усилению роли сената͵ в котором заседали самые знатные и состоятельные. Решения народных собраний, где преобладали обедневшие патриции, все чаще вызывали у сенаторов недовольство и разочарование. Учитывая зависимость отпатрициев находились клиенты (зависимые иноплеменники и младшие сородичи).
Патрицианская община сосредоточила у себя огромный земельный фонд. Долгое время его не разрешалось пускать в гражданский оборот. Это ущемляло интересы плебеев. Экономически окрепшие плебеи требовали землю и политические права. Нехватка земли вынуждала их заниматься скотоводством, ремеслом, торговлей. Плебеи привлекались для службы в ополчении, но политических прав не имели. Острые социальные конфликты требовали коренных перемен в общественной жизни. В противном случае недовольство плебеев могло вылиться в восстание.
Реформы Сервия Тулия
Наиболее крупная реформа этого периода приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Тулию (VI в. до н.э.).
* Древнеримский царь (REX) по своему правовому положению сходен с понятием древнегреческого Базилевса.
* Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями. В ополчение их не брали. Деление граждан по имущественному положению напоминает реформу Солона.
* При этом Сервий Тулий пошел дальше. Он реорганизовал систему ополчения. Все свободные граждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45 лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста несли гарнизонную службу.
* Все военнообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись в воинские подразделения - центурии (сотни): из всадников было образовано 18 центурий, из первого разряда - 80, второго, третьего, четвертого - по 20, пятого- 30. Вместе с тем, имелись вспомогательные или нестроевые центурии из ремесленников, музыкантов, юристов. Воины должны были иметь свое оружие, снаряжение, инструменты. Центурия имела один голос. Следовательно, все зависело от результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда. С тех пор все важные законы, выборы должностных лиц решались на собраниях по центуриям. Политическая роль куриатных собраний уменьшилась, прежние сходки по племенным трибам не созывались.
* Два раза в год войско строилось за городом на Марсовом поле. Ополченцам задавали ритуальный вопрос: "Соизволите и прикажите ли, квириты, объявить войну?". Тут же назывались имена кандидатов в начальники похода. Голосование начиналось без обсуждения. Проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. Естественно, что вопрос решался голосованием первых двух разрядов. Мнение остальных центурий не имело практического значения. Их не всегда и спрашивали. В таком же порядке проходило принятие решений по другим государственным вопросам.
* Сервий Тулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим был разбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб. Раз в пять лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Был введен постоянный налог на содержание войска.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы Сервия Туллия создали "новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях". Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.
С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов и пролетариев. Вскоре, по настоянию плебеев, была сделана запись обычного права - Законы 12 таблиц (451- 450 гᴦ. до н.э.).
В случае если раньше мерилом стоимости были слитки меди, то теперь началась чеканка меди. Римское государство имело все признаки организации господствующего класса: публичную власть, территориальное деление населения, войско, налоги, полицию, суд.
В 509 году до н.э. наследники Туллия были изгнаны. В Риме утверждается республика. Царь был лишен политической власти, за ним были оставлены только жреческие функции. После "изгнания царей" высшими должностными лицами стали преторы. Позднее их назвали консулами (высшие должностные лица Рима. Города - государства).
Становление республики проходит под знаком усиления экономического и политического влияния плебеев. Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати на землю, за доступ в центральные органы постепенно добились ощутимых результатов. В тех случаях, когда патриции наотрез отказывались удовлетворить требования плебеев, последние прибегали к крайней мере. Οʜᴎ покидали Рим. Эта сецессия ставила патрициев в безвыходное положение. Таким путем плебеи добились права избрания на своих собраниях народных трибунов, наделив их статусом неприкосновенности и правомочием накладывать вето на решения патрицианских учреждений.
С 449 года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445 года до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеем к высшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их не допускали, т.к. считалось, что священное гадание (ауспиции)3 мог совершать только консул из патрициев. После второго отшествия в 289 году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор), который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.
В конце IV века до н.э. представители плебеев Лициний и Секстий после десятилетних попыток добились принятия важных законов, по которым уплаченные проценты по займу шли в счет погашения долга. Устанавливался максимум эккуации земли, принадлежащей государству (не свыше 500 югеров - 125 га). Плебеи получили доступ на любые должности. Судебные дела стало рассматривать специально избранное лицо, тем самым было проведено неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разграничение административной и судебной власти.
Важное значение имел закон Петеля (326 ᴦ. до н.э.), по которому полностью отменялась долговая кабала. Должник теперь отвечал перед кредитором только своим имуществом, но не личностью.
В начале III века до н.э. плебеи добились полного политического и правового равенства с патрициями. Тем самым утверждалась новая форма политической власти - господство богатых из обоих сословий. Разница между сословиями постепенно исчезла. Исход борьбы между патрициями и плебеями обусловил утверждение рабовладельческого государства в Риме. Победа плебеев не привела, однако, к демократизации политического строя, а завершилась компромиссом зажиточных слоев обоих сословий.
В период рассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий из сенаторского сословия - нобили. Имущественный ценз для таких граждан достигал миллиона сестерций. Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которых составлял 400 тыс. сестерций(мелкая серебренная монета). Представители первых двух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, одевать золотые кольца.
Обострение противоречий, в частности между всадниками и сенаторами, привело к столкновению внутри самого класса рабовладельцев. Верхушку римской рабовладельческой иерархии составляли наиболее богатые граждане, лица из сенаторского сословия, нобили, которые называли себя лучшими людьми - "оптиматами". Им противостояли "популяры", выдававшие себя за защитников сельского и городского плебса. Противоречия между этими двумя группами отражали борьбу между аристократией и демократией.
Всадники, крупные торговцы стремились усилить свое влияние на государственные дела. Популяры добивались демократизации государственного строя и Возрождения мелкого землевладения. Их программа должна была обеспечить устойчивое пополнение армии, т. к. с разорением крестьян численность ополченцев сокращалась.
Прогрессивный этап в развитии республики закончился, как только произошло слияние верхушки обоих сословий, и образовался нобилитет. Разорение мелких землевладельцев привело к кризису основ республиканского строя. С этого же момента заметны ограничения цензовой демократии.
Основные причины падения республики:
* кризис рабовладельческого способа производства;
* разорение мелких землевладельцев;
* обострение классовой борьбы между рабами и рабовладельцами.
В течение нескольких столетий Рим вел агрессивные войны. Ему удалось к началу I в. до н.э. захватить огромные территории. Кроме Италии, Рим владычествовал в Испании, Сицилии, Сардинии, Северной Африке, Македонии, частично в Малой Азии. Возникла необъятная рабовладельческая держава. На рынки Рима поступало огромное число невольников. После взятия Карфагена (149-146 гᴦ. до н.э.) 50 тыс. пленных были переданы в рабство. Дешевизна рабов позволила использовать их в сельском хозяйстве в гораздо большем масштабе, чем прежде. На захваченных землях появились огромные латифундии. Широкое использование рабского труда приводило к вытеснению свободного производителя из латифундий, где мелкие собственники не выдерживали конкуренции с крупными хозяйствами и разорялись.
К числу свободных, не имеющих римского гражданства, были отнесены латины и перегрины - жители подвластных Риму местностей. Позднее началась широкая раздача прав римского гражданства. Рабы не имели никаких прав, считались говорящими орудиями. Источниками рабства были плен, рождение от рабыни, в отличии от стран Древнего Востока, долговое рабство в Риме не получило широкого распространения, а в Ш в. до н.э. было полностью отменено.
Господин не отвечал за убийство раба. Невольники люто ненавидели своих угнетателей. Боясь новых восстаний рабов, господствующий класс вынужден был пойти на некоторые реформы. Император Адриан (П в.) создал указ, по которому хозяин за беспричинное убийство невольника должен был платить штраф. Наиболее жестоких господ принуждали продавать своих рабов.
Позднее отдельным рабам разрешали иметь свое имущество, приобретать корабли, открывать торговые заведения. В любое время хозяин мог отнять имущество раба. Освободиться от рабства можно было лишь с согласия господина. Вольноотпущенники имели ограниченную дееспособность.
Свободный крестьянский труд приходил в упадок. Свободные стали считать физический труд уделом рабов.
Моральное разложение знати заставило Цезаря (100-45-44 гᴦ. до н.э.) ввести контроль за выполнением законов против роскоши, разврата͵ пьянства, разгульного образа жизни и наблюдение за женщинами легкого поведения. Эту задачу выполняла специальная полиция нравов, но малоэффективно.
Разорение мелких землевладельцев, восстания рабов и завоеванных Римом народов вынуждали господствующий класс искать новые формы эксплуатации угнетенных масс. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи (II в. до н.э.). В разгар борьбы с крупными землевладельцами Тиберий поставил перед народным собранием вопрос: "Должен ли трибун продолжать оставаться в должности, если он противодействует народу?" Так было сформулировано положение, согласно которому благо народа есть высший закон. Ослабить могущество верхушки рабовладельцев, возродить искусственным путем мелкое землевладение не удалось. Главная социальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии (73-71 гᴦ. до н.э.) восстанием Спартака и др.
Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики.
Консул Гай Марий (156-86 гᴦ. до н.э.) в конце II в. до н.э., чтобы увеличить приток людей в армию, разрешил набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза, в т. ч. пролетариев. Солдат получал жалование, он мог рассчитывать на часть военной добычи, а после службы рассчитывал получить надел земли. Многие пролетарии охотно пошли служить. Так возникла профессиональная армия наемников. Теперь командующий мог использовать послушное ему войско для захвата власти. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.
В 82 ᴦ. до н.э. полководец Сула занял Рим. По заранее составленным спискам "подозрительных" были уничтожены тысячи республиканцев. Эти списки получили название проскрипционных. Погибли тысячи безвинных. Среди них было немало стойких республиканцев. Проскрипционные списки с тех пор стали символом беззакония и жестокости. Сулла заставил народное собрание избрать его диктатором, причем впервые срок диктатуры не был ограничен. В сенат были назначены дополнительно 300 членов из числа сторонников диктатора. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима.
Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской войны (I в. до н.э.). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате данный орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 ᴦ. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. При этом республиканские традиции были еще живы.
Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 ᴦ. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.
Государственный строй Рима в период республики
Политическая история Древнего Рима делится на два крупных периода: республику и империю. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с 6 до 1 в. до н.э. На всех этапах она была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления.
Центральными органами республики были сенат, народные собрания, магистраты. Высшие органы занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.
В Сенат (до Суллы состоял из 300 членов) входили наиболее богатые, именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. Со временем по закону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев.
Сенат - высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу Сенат выносил свое суждение, мнение (сенатус-консульты). Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Без предварительного согласия сената народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избирать магистратов. Сенат осуществлял высшую правительственную власть. Он ведал финансами, государственным имуществом, участвовал в решении вопросов внешней политики, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности, поддерживал общественный порядок в Риме и т. д. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране.
Класс рабовладельцев видел в сенате наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы. Значение сената стало падать после гражданских воин и установления военных диктатур. После разгрома демократических сил сенат стал главной опорой нобилитета и олигархии. Через данный орган диктатур Сулла и его последователи оформили свою неограниченную власть.
Народные собрания (comite - комиций) считались законодательными органами. Οʜᴎ были трех видов. К первому относились собрания по центуриям. Οʜᴎ решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни.
Ко второму виду комиций относились собрания по территориальным трибам. Здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрание назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, т. к. их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решал вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан. К ним перешел ряд полномочий, ранее принадлежавших центуриаьным комиссиям.
Третий вид народного собрания составляли куриатные комиции. При родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Οʜᴎ решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.
Народные собрания в Риме не играли такой роли, как в Афинах. Ведущая роль в системе высших органов принадлежала сенату, граждане не обладали правом законодательной инициативы.
Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистрата. Консулы, преторы, цензоры избирались центуриатными собраниями. Курульные эдилы (городские магистраты), квесторы - плебейскими собраниями. Все они были в зависимости от сената. Первое время магистраты избирались только из патрициев. В конце V в. до н.э. доступ к этой должности получили плебеи.
Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Οʜᴎ могли наложить вето на решения коллеᴦ. Должности магистрата͵ исключая диктатора, интерекса и начальника конницы, были выборными, срочными и безвозмездными. Верховными магистратами считались консулы (опекуны государства). На эти должности могли избираться лица не моложе 43 лет сроком на год.
Консулы созывали сенат, председательствовали в народных собраниях, издавали обязательные постановления и могли выносить административные взыскания, имели право ареста и даже осуждения к смертной казни. Οʜᴎ были главнокомандующими войсками в провинций и Риме, осуществляли высшую административную власть. Консулы имели неограниченную военную власть за пределами римской городской черты. При чрезвычайных обстоятельствах сенат принимал решение о назначении диктатора, власть которого была безграничной, но не бессрочной (до 6 месяцев).
К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Οʜᴎ составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.
Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор и направлял их в суд для разрешения по существу.
Претор замещал консула. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами. Имелись монетные триумвиры.
К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилы наблюдали за порядком на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. В обязанности квесторов входило расследование уголовных дел.
Формально магистратом мог быть любой гражданин Рима. Фактически доступ на такие должности был ограничен материальным положением. Учитывалось происхождение. Далеко не всякий мог бесплатно в течение года исполнять обязанности магистрата.
Несомненно, борьба плебеев за равенство в правах с патрициями и за доступ к должностям способствовал демократизации государственного строя. При этом система государственных учреждений республики была рассчитана на управление городом Римом и его окрестностями. Следовательно, многие из указанных институтов (выборность должностных лиц, их ответственность перед народным собранием, некоторый демократизм устройства государства) не распространялись на захваченные народы. в) Государственный строй Империи.
Начальный период монархии назывался принципатом, последующий - доминатом.
В первый период (I - III вв.) республиканские учреждения формально еще сохранились, хотя их самостоятельность была утрачена. Множилась армия чиновников - военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали 1/4 часть имущества осужденных.
Роль народных собраний уменьшилась. Их функции перешли к принципсу и сенату.
Магистраты фактически стали чиновниками принципса. Должность претора, эдилов, народных трибунов, квесторов потеряла реальное значение. Чиновники стали получать жалование от принципса, от него же зависел срок пребывания в должности.
В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии, а за свои поступки отвечал перед "богом и историей". Тем не менее, его судьба зачастую зависела от расположения войска, особенно трех главных армий, стоявших на Рейне, Дунае и Евфрате.
Доминат - эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупных рабовладельцев, установился в Ш в. Известный римский юрист Ульпиан говорил: "Что угодно принцепсу - имеет силу закона". Власть доминуса считалась выше законов и обожествлялась. Управление строилось на строго централизованных началах при посредстве чиновников. Доминус опирался на постоянную армию, служба в ней считалась почетной профессией.
Установление империи привело к усилению эксплуатации народных масс. Римское государство превратилось в гигантскую машину для ограбления народов.
В период империи была реорганизована полиция. В случае если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принципсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Во главе провинциальной полиции стоял легат.
При императоре Диоклетиане (284-305 гᴦ.) все полицейские силы были централизованы, управление ими перешло в ведение начальника императорской канцелярии. Массовые волнения рабов, восстания в провинциях подавлялись с помощью преторианских кагорт. В правлении Диоклетиана римское государство состояло из 2 империй: Восточной и Западной. Восточная империя стала позднее называться Византией. Ее столицей был Константинополь. Каждая империя разделилась на 2 префектуры, которые в свою очередь были разбиты на диоцезы. Лучшим методом управления разноплеменных народов и государств считался принцип: разделяй и властвуй. Не случайно германские племена не встретили сильного сопротивления, когда двигались на Рим. Арабы и славяне, наступая на Византию, не редко встречали поддержку со стороны Рабов и мелких крестьян.
Римская империя погибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также восстания рабов и нападения германских племен. Рабский труд был малопроизводителен, что заставило господствующий класс давать рабам землю на условиях кабальной аренды. Институт колоната - аренда земли - получал все более широкое распространение. Разорившиеся мелкие землевладельцы по своему положению мало чем отличались от колонов. В 4 в. начинают складываться феодальные отношения.
Собственники больших латифундий стремились к большей самостоятельности, все меньше считались с интересами центральной власти. Нашествие германских племен сыграла роль последнего толчка в крахе римского государства. Рабовладельческий строй должен был уступить место более передовому - феодальному. В 476 ᴦ. германские племена захватили и разграбили Рим.
*Источники римского права*
Источники архаического периода
Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas) и собственно правовыми нормами (jas).
Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи.
Согласно римской исторической традиции другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием (около 450 ᴦ. до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан Рима.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.
* Другим важным источником квиритского права были законы. Согласно Законам XII таблиц всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе, как правило, выделялось три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, ᴛ.ᴇ. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон вступал в силу немедленно, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случаях особой важности выставлялся на форуме.
* В древнейший период правовую силу имели также решения Сената (сенатус-консультанты), а в исключительных случаях и постановления магистратов.
Источники права в классический период
В III веке до н.э. - III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана).
На новом этапе истории римского права характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" и "право народов". Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в Риме возникла сложная система источников права.
Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие.
Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а в связи с этим вообще не был связан нормами цивильного права.
Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.
Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды :
1. Эдикты - общие положения, основанные на власти "империум", а в связи с этим юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.
2. Рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правым вопросам.
3. Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
4. Мандаты - инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.
Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.
Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 ᴦ. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты.
Источники постклассического периода
В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров.
Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматриваются в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.
Всеобъемлющая систематизация римского права была произведена в 528-534 гᴦ., ᴛ.ᴇ. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссии явилось составление крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям - включением норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Кодекс Юстиниана).
По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книᴦ. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.
Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин.
Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Фр
Читайте также
- ЛЕКЦИЯ 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА
1. Возникновение государства в Древнем Риме.
2. Римская республика.
3. Падение республики и переход к империи.
4. Римская империя.
5. Право Древнего Рима.
Сложившись как государство-город, Древний Рим за почти тысячелетие своего существования превратился в громадную... [читать подробенее]
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима
1.Возникновение государства и утверждение республики в Риме.
2. Установление монархической формы правления.
3. Законы XII таблиц.
Термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. По одному известному... [читать подробенее]
- Тема 4. Государство и право Древнего Рима
При рассмотрении первого вопроса семинарского занятия студенты должно четко представлять, что Древний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств - оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие... [читать подробенее]
- Тема 4. Государство и право Древнего Рима
Тема 3. Государство и право Древней Греции
Появление первых государственных образований на территории Греции. Разложение первобытнообщинных отношений, формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.
Три периода истории Древней... [читать подробенее]
- Тема 4. Государство и право Древнего Рима
Семинарское занятие – 2 часа
Занятие проводится в форме «деловой игры»
Цель: Сравнительное изучение памятников истории римского права (правовое положение отдельных групп населения, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное право и... [читать подробенее]
- Тема 10. Государство и право Древнего Рима
Тема 9. Государство и право Афин
Тема 8. Государство и право Спарты
Особенности общественного строя Спарты. Спартиаты, илоты, периэки. Законы Ликурга. "Товарищество палаток". "Община равных".
Своеобразие государственного строя. Народное собрание.
Базилевс.... [читать подробенее]