За несколько лет до того времени, как в шумном Иолке вероломно овладел царским престолом коварный Пелий, дивные дела совершились на другом конце греческой земли — там, где среди гор и долин Арголиды лежал древний город Микены.Жила в этом городе в те дни девушка, по имени Алкмена.Она была так прекрасна, что, встретив её на своём пути, люди останавливались и в безмолвном удивлении смотрели ей вслед.Она была столь умна, что самые мудрые старцы порою вопрошали её и дивились её разумным ответам.Она была так добра, что пугливые голуби из храма Афродиты, не дичась, опускались, чтобы ворковать у неё на плечах, а соловей — Филомела — пел по ночам свои звонкие песни у самой стены её дома.И, слыша, как он поёт среди розовых кустов и виноградных лоз, люди говорили друг другу: «Смотрите! Сама Филомела славит красоту Алкмены и удивляется ей!»Беззаботно росла Алкмена в отеческом доме и даже не думала, что ей придётся когда-нибудь покинуть его. Но судьба судила иначе…Однажды в городские ворота Микен въехала запылённая колесница. Высокий воин в блестящих доспехах правил четвёркой усталых коней. Это отважный Амфитрион, брат аргосского царя Сфенела, приехал в Микены искать себе счастья.Услышав грохот колёс и храп коней, Алкмена вышла на крыльцо своего дома. Солнце садилось в этот миг. Червонным золотом рассыпались его лучи по волосам прекрасной девушки, пурпуровым блеском окутали её всю. И как только Амфитрион увидел её на крыльце у двери, он забыл все на свете.— Куда я поеду дальше и зачем? — сказал он сам себе. — Вот передо мной стоит моё счастье.Не прошло и нескольких дней, как Амфитрион отправился к отцу Алкмены и стал просить его выдать дочку за него замуж. Узнав, кто такой этот молодой воин, старик не стал возражать ему. Весело и шумно отпраздновали микенцы брачный пир, а потом Амфитрион посадил жену на пышно украшенную колесницу и увёз её из Микен.Но они не поехали в родной город Амфитриона — Аргос: туда ему нельзя было возвращаться.Не так давно на охоте он нечаянно убил копьём своего племянника Электрия, сына старого царя Сфенела. Разгневанный Сфенел прогнал брата из своих владений и запретил приближаться к аргосским стенам. Он горько оплакивал погибшего сына и молил богов, чтобы они послали ему ещё одного ребёнка. Но боги оставались глухи к его мольбам.Вот почему Амфитрион и Алкмена поселились не в Аргосе, а в Фивах, где был царём дядя Амфитриона, Креонт.Тихо текла их жизнь. Одно только огорчало Алкмену: муж её был таким страстным охотником, что ради погони за дикими зверями на целые дни оставлял молодую жену дома.Каждый вечер выходила она к воротам дворца, чтобы дождаться нагруженных добычей слуг и утомлённого охотой мужа. Каждый вечер закатное солнце, как бывало в Микенах, снова одевало её в свои пурпуровые одежды. Тут однажды на пороге дворца освещённую алым светом зари Алкмену увидел могучий Зевс, самый сильный из всех греческих богов, и, увидев, полюбил её с первого взгляда.Зевс был не только могуч, но также хитёр и коварен. Хотя у него была уже жена, гордая богиня Гера, он захотел взять и Алкмену себе в жёны. Однако сколько ни являлся он ей в сонных видениях, как ни уговаривал разлюбить Амфитриона, всё было тщетно.Тогда коварный бог задумал покорить её лукавым обманом. Он сделал так, что вся дичь из всех лесов Греции сбежалась в те фиванские долины, где в то время охотился Амфитрион. Тщетно убивал неистовый охотник рогатых оленей, клыкастых кабанов, легконогих коз: их с каждым часом становилось вокруг него всё больше и больше. Слуги звали своего хозяина домой, а он никак не мог оторваться от любимого развлечения и день за днём, неделю за неделей охотился, забираясь всё дальше в глубь лесных дебрей. Тем временем сам Зевс превратился в человека, как две капли воды похожего на Амфитриона, вскочил на его колесницу и поехал в фиванский дворец.Услышав знакомое цокание копыт и звон доспехов, Алкмена выбежала на крыльцо, радуясь тому, что увидит наконец долгожданного мужа. Чудесное сходство обмануло её. Она доверчиво бросилась на шею лживому богу и, называя милым своим Амфитрионом, повела его в дом. Так при помощи волшебства и обмана Зевс стал мужем прекрасной Алкмены, пока настоящий Амфитрион охотился за зверями далеко от своего дворца.Прошло немало времени, и у Алкмены и Зевса должен был родиться сын. И вот однажды ночью, когда Алкмена мирно спала, вернулся настоящий Амфитрион. Увидев его поутру, она ничуть не удивилась этому: ведь она была уверена, что муж её давно дома. Вот почему этот обман, придуманный Зевсом, остался нераскрытым. Повелитель же богов, удалясь из фиванского дворца, возвратился в своё заоблачное жилище на высокой горе Олимп. Зная, что у старшего брата Амфитриона, аргосского царя Сфенела, нет детей, он задумал сделать своего сына наследником Сфенела и, когда он родится, отдать ему Аргосское царство.Узнав об этом, сильно разгневалась ревнивая богиня Гера, первая жена Зевса. Она возненавидела Алкмену великой ненавистью. Ни за что не хотела она, чтобы сын этой Алкмены стал аргосским царём.Задумав погубить мальчика как только он появится на свет, Гера тайно явилась к Сфенелу и пообещала, что у него родится сын Эврисфей.Ничего не ведая про это, Зевс созвал всех богов на совет и сказал:— Выслушайте меня, богини и боги. В первый день полнолуния, когда луна станет совсем круглой, родится на свет мальчик. Он будет царствовать в Аргосе. Не подумайте сделать ему что-нибудь дурное!Услышав такие слова, Гера спросила с хитрой улыбкой:— А если в этот день родятся сразу два мальчика, кто будет тогда царём?— Тот, кто родится первым, — ответил Зевс. Ведь он был уверен, что первым родится Геракл. Он ничего не знал об Эврисфее, будущем сыне Сфенела.Но Гера улыбнулась ещё хитрей и сказала:— Великий Зевс, ты часто даёшь обещания, о которых потом забываешь. Поклянись перед всеми богами, что царём Аргоса будет тот мальчик, который родится первым в день полнолуния.Зевс охотно поклялся. Тогда Гера не стала терять времени даром. Она позвала богиню безумия и глупости Атэ и приказала украсть у Зевса память. Как только Зевс потерял память, он забыл об Алкмене и о ребёнке, который должен был родиться у неё.Вот почему случилось так, что сын Зевса, Геракл, ещё до своего рождения потерял отца. Но зато он нашёл в Амфитрионе доброго и заботливого отчима.Между тем наступил день полнолуния. Гера набросила на себя чёрную одежду, чтобы её никто не узнал, и полетела в Аргос. Там она сделала так, что сын аргосского царя Эврисфей родился на целый час раньше, чем сын Алкмены Геракл.Когда оба мальчика уж лежали в своих колыбельках, один в Аргосе, а другой в Фивах, Гера вернулась на гору Олимп, в жилище богов, и приказала богине глупцов Атэ возвратить Зевсу память. Потом она созвала всех богов и богинь и сказала:— Выслушай меня, отец Зевс, а вы, боги, будьте свидетелями. Сегодня, в день полнолуния, первым родился на свет Эврисфей — сын аргосского царя Сфенела. Помните ли вы все, что сказал Зевс? Теперь Эврисфей и будет царём над Аргосом, а маленький Геракл должен ему подчиняться во всём!Услышав это, Зевс пришёл в страшную ярость.Он сразу же догадался, что его одурачила Атэ — Глупость. Схватив богиню глупцов за рыжие волосы, он сбросил её вниз с Олимпа.С тех пор Атэ не смеет вернуться в жилище богов. Зато она вечно трётся среди людей. И если кто-нибудь из вас захочет сделать глупость, пусть он спросит себя: уже не проделки ли это большеротой и длинноухой рыжей Атэ?
www.planetaskazok.ru
Сакральная суть мифов о Геракле, Геркулес, подвиги Геракла, трактовка подвигов
Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.
В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.
В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.
Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.
В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.
В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».
Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.
Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.
Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.
Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.
Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.
Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.
Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.
Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.
Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.
Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.
Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.
Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.
По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.
Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.
Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.
Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.
В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.
Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.
estetico.me
Геракл Античная мифология и история
Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены.
Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники
обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем
Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила
Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен
был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.
Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла.
Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось
задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.
Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры.
Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса. Трудность состояла в
том, что вместо отрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. С
помощью своего племянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую гидру — юноша
прижигал шею каждой отрубленной героем головы. Правда, подвиг не был засчитан
Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.
Следующий подвиг не был таким кровавым. Гераклу следовало изловить керинейскую лань,
священное животное Артемиды. Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал
поля Аркадии. При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон.
Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен от навоза, что герой сделал за один день,
направив в них воды ближайшей реки.
Последним из подвигов, совершенных Гераклом на Пелопоннесе, было изгнание стимфалийских
птиц с остроконечными железными перьями. Зловещие птицы испугались медных трещоток, изготовленных
Гефестом и дарованных Гераклу благосклонной к нему богиней Афиной.
Седьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого Минос, царь Крита, отказался принести
в жертву богу моря Посейдону. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей. которая родила от него
Минотавра, человека с бычьей головой.
Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии, где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда.
Оставшиеся четыре подвига были иного рода. Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных
амазонок Ипполиты. Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголового великана Гериона.
После этого Геракл принес Эврисфею золотые яблоки Гесперид, для чего ему пришлось задушить великана
Антея и обмануть Атланта, держащего на своих плечах небосвод. Последний подвиг Геракла — путешествие в
царство мертвых — был самым многотрудным. При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог
вывести оттуда и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера), стража преисподней.
Конец Геракла был ужасен. Герой погиб в страшных муках, надев рубашку, которую его жена Деянира,
по совету умирающего от руки Геракла кентавра Несса, омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя.
Когда герой из последних сил взошел на погребальный костер, с небес ударила багряная молния и Зевс
принял сына в сонм бессмертных.
Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий. Например, созвездие Льва — в память о немейском
льве, созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине, посланной Герой в помощь лернейской гидре.
В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.
godsbay.ru
Геракл - история мифического героя, сын Зевса, 12 подвигов и экранизации
Геракл: история персонажа
Древнегреческая мифология наполнена рассказами о великих завоевателях, храбрых воинах и романтичных героях. В череде божественных смельчаков особо выделяется сын Зевса – Геракл. Подвиги мужчины пересказываются из поколения в поколение много веков, а мужественность храбреца вызывает восхищение даже у современных эмансипированных девушек.
История создания
Узнать автора мифов о древнегреческом полубоге невозможно. Как и любое народное творчество, сказание о Геракле сформировалось и выросло при помощи большого количества людей. Доподлинно известно, что заметный вклад в распространение легенд внесли Софокл, Еврипид и Павсаний.
Литературный анализ и обработка творчества древних философов позволили Николаю Куну выпустить сборник рассказов «Мифы древней Греции», где подробно изложена жизнь великого героя.
Книга Николая Куна «Мифы древней Греции»
Внешность будущего бога приковывает к себе внимание. Юноша вырос на голову выше окружающих (по другим источникам он невысокого роста). Геракл – брюнет с кудрявой бородой. Глаза храбреца светятся особым божественным светом. Физически развитый смельчак наделен невероятной силой и мощью.
Характер Геракла отличается своенравностью и вспыльчивостью. Уже во время учебы юноша в порыве гнева убил учителя ненавистной кифарой. Особенностью сына Зевса является скрытое безумие. Под давлением этого чувства Геракл в будущем убьет родных детей и жену.
Геракл в детстве
Древние греки оправдывали поведение любимого героя поступком Геры. Жена Зевса, мучимая ревностью, наслала на полубога психическое заболевание. Впрочем, Гера часто вставляли палки в колеса молодому герою.
Начало легенды о великом воине и храбреце отсчитывается с момента его рождения. Глава Олимпа пленился красотой царевны Алкмены и, перевоплотившись в ее мужа, навестил женщину. Сын бога Зевса и Алкмены – один из близнецов. Младший брат будущего героя зачат от законного мужа царевны. Мальчики получили звучные имена – Алкид и Ификлон. Позже старшего сына по настоянию великой провидицы переименуют в Геракла.
Окрыленный рождением потомка, Зевс обещает, что первенец из рода Персея будет править всеми родственниками:
«Выслушайте, боги и богини, что я вам скажу: велит мне сказать это мое сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея».Геракл и Эврисфей. Рисунок на амфоре
Гера, ревнивая жена Зевса, с помощью чар ускоряет рождение другого ребенка. Теперь Геракл, который родился вторым в роду Персея, должен прислуживать царевичу Эврисфею. Чтобы загладить вину за самонадеянность и длинный язык, Зевс договаривается с богами о небольшой уступке для сына. Геракл должен совершить 12 подвигов для правителя, и тогда Эврисфей освободит родственника из плена.
Спустя много лет возмужавший герой поддается очередному приступу безумия и убивает любимую жену, детей и младшего брата. Чтобы искупить вину, сын Зевса отправился к Эврисфею в услужение.
Двенадцать подвигов Геракла
Странствия Геракла начинаются с уничтожения Немейского льва. Огромное чудовище истребило все живое вокруг города Немеи. Герой попытался убить льва стрелой, но оружие отскочило от шкуры зверя. Сыну Зевса пришлось задушить льва голыми руками. В честь первого подвига Геракл учредил Немейские игры. Эврисфей был в ужасе, когда осознал всю силу и мощь родственника. Теперь Гераклу запрещено приближаться в дому повелителя.
Геракл и немейский лев
Вторым подвигом смельчака стало убийство Лернейской гидры. Чудище имело несколько голов, на месте сруба каждой из которых вырастало две новые. Долгое противостояние закончилось победой Геракла. Яд, сочащийся из рад гидры, воин использовал для своих стрел. С этого момента каждый выстрел полубога смертелен.
Третьим заданием стали Стимфалийские птицы. Справиться с птицами, перья и когти которых были из бронзы, помогла сводная сестра героя - Афина. Богиня снабдила брата специальным инструментом, поднявшим шум. Птицы взмыли в небо, и храбрец перестрелял чудовищ. Те, кто уцелел, навсегда покинули Грецию и больше не возвращались.
Геракл и стимфалийские птицы
Четвертый подвиг – Керинейская лань, опустошавшая поля. Неистовый храбрец год гонял животное по свету, но не смог догнать зверя. Тогда Геракл ранил лань в ногу. Такой поступок рассердил владелицу лани – богиню Артемиду. Герою пришлось унижено просить прощения у сестры:
«О, великая дочь Латоны, не вини ты меня! Не по своей воле преследовал я твою лань, а по повелению Эврисфея».
Пятым поручением правителя Микены стало убийство Эриманфского вепря. Найдя свою добычу среди леса, смельчак криком погнал кабана в горы. Увязшее в снегу огромное чудище удалось связать. Геракл доставил трофей в замок к повелителю живым, чем вызвал большой переполох.
Следующим заданием стала расчистка Авгиевых конюшен. Авгий, сын бога Гелиоса, владел огромным стадом. Чтобы расчистить завалы, Геракл сломал стены конюшни и направил туда русла рек. Воды вымыла весь навоз из помещений и двора Авгия.
Геракл и критский бык
Седьмым поручением для сына Зевса стал критский бык. Эврисфею захотелось завладеть быком, которого Посейдон наслал на Крит за плохое подношение. Древнегреческий герой поймал и укротил чудовище. Но правитель побоялся оставлять быка в своем стаде. Чудище Посейдона обрело свободу и сбежало в другие края.
Следующей прихотью трусливого царя стали кони Диомеда. Великолепные животные жили во Фракии. Коней много лет кормили только человеческим мясом. Диомед не захотел расставаться со своим богатством, состоялась великая схватка. Геракл вышел из сражения победителем. Эврисфей не пожелал оставлять коней себе и выпустил их на волю. Животных растерзали в лесах дикие звери.
Геракл и кони Диомеда
Девятое поручение – пояс Ипполиты, царицы амазонок. Девушка с радостью отдала украшение Гераклу, но Гера внушила воинственным женщинам, что герой задумал зло:
«Неправду говорит Геракл, - сказала Гера амазонкам, - он явился к вам с коварным умыслом: герой хочет похитить вашу царицу Ипполиту и увезти ее рабыней в свой дом».
Женщины бросились в атаку, но великий воин с друзьями одержали победу. Полубог взял в плен лучшего бойца Ипполиты. Амазонка отдала пояс в обмен на жизнь любимой служанки.
Десятым заданием для героя были назначены коровы Гериона. Храбрец долго добирался до тайного пастбища животных. Чтобы украсть стадо, Геракл убил двуглавого пса Орфо и великана Эвритиона. На обратном пути Гера наслала на стадо бешенство. Герою пришлось долго гоняться за коровами, которые не хотели покидать родные места.
Геракл и Цербер
Предпоследним подвигом мужественного храбреца стало похищение Цербера. Спустившись в царство мертвых, Геракл выпросил разрешения побороться с чудовищем. Если герой победит – заберет жуткого пса с собой. Аид, владыка Цербера, не поверил, что полубог одолеет его собаку и дал разрешение. Но сын Зевса справился с заданием.
Финальное поручение для Геракла – золотые плоды Гесперид. Тот, кто прикоснется к волшебным яблокам, сравняется с богами. Но сорвать волшебные плоды может только титан Атлант. Хитростью Геракл уговорил могущественное существо сорвать яблоки и отдать их ему. Сын Зевса принес плоды своему хозяину. Только Эврисфей не нуждался в дарах. Царь страдал, что за 12 лет так и не смог погубить прославленного героя.
Экранизации
Мифы древней Греции – благодатная почва для экранизации. Фильм о приключениях полубога впервые вышел в 1957 году. Главная роль досталась актеру и культуристу Стиву Ривзу. Итальянская кинокартина повествует о поисках Золотого руна и не затрагивает основную мифологию. Фильм понравился зрителям, поэтому получил продолжение – «Подвиги Геракла: Геракл и царица Лидии».
Стив Ривз в роли Геракла
В 1970 году роль героя досталась другому культуристу – Арнольду Шварценеггеру. Лента «Геркулес в Нью-Йорке» рассказывает о приключениях персонажа в современной Америке. Фильм стал дебютом будущего губернатора в кино.
Арнольд Шварценеггер в роли Геракла
Атлетически сложенный персонаж привлекает многих культуристов. В фильме, снятом Луиджи Коцци в 1983 году, все ту же роль сыграл Лу Ферриньо. Персонаж бодибилдера вступает в противоборство с королем Миносом. Через два года съемочная группа сняла продолжение картины.
Лу Ферриньо в роли Геракла
Следующим появлением греческого героя стал телевизионный фильм-мюзикл «Веселая хроника опасного путешествия», который был снят в СССР. Евгений Гинзбург, режиссер картины, показал зрителям свой взгляд на приключениях аргонавтов. Партию сына Зевса исполнил Роман Рцхиладзе.
Роман Рцхиладзе в роли Геракла
В 1995 году появился первый полноценный сериал о Геракле. Образ главного персонажа воплотил в жизнь Кевин Сорбо. Актеры и роли, которые они исполнили, прославили творчество древних греков. Многосерийный фильм – свободная интерпретация мифов, которые затрагивают множество божеств и героев.
Кевин Сорбо в роли Геракла
Параллельно Геракл в исполнении Кевина Сорбо появился в другой киноэпопее. «Зена – королева воинов», вышедшая на экраны одновременно с приключениями полубога, пользовалась большим спросом. Продюсерам пришлось закрыть картину, повествующую о противостоянии Геракла и сил зла.
Пол Телфер в роли Геракла
2005 год ознаменовался новой экранизацией непростой героической жизни грека. На этот раз главная роль досталась Полу Телферу. Фэнтези, повествующая о 12 подвигах героического полубога, прошла в мировом прокате незаметно для большинства.
Келлан Латс в роли Геракла
Иного результата добилась картина «Геракл: Начало легенды» 2014 года. Актеры, в том числе и Келлан Латс (исполнитель главной роли) получили номинации на «Золотую малину» – премию, прославляющую худшие фильмы современности.
Дуэйн Джонсон в роли Геракла
В том же году свет увидела еще одна лента, повествующая о древнегреческом персонаже. Фильм «Геракл» – экранизация комикса «Hercules: The Thracian Wars» Стива Мура. Главная роль досталась потомственному рестлеру Дуэйну «Скале» Джонсону.
Кроме полнометражных картин и сериалов храбрец из мифов фигурирует в компьютерных играх, музыкальных произведениях и мультфильмах.
Интересные факты
В конюшнях царя Авгия содержали вовсе не лошадей. В запущенном помещении жили быки и козы.
Имя героя в Греции – Геракл, римляне называли того же персонажа Геркулесом.
Полубог погиб по вине жены, которая приревновала супруга к рабыне.
Городскую печать Флоренции украшает изображение прославленного Геракла.
Греческий герой умер в возрасте 52 лет.
Основные атрибуты полубога – шкура льва и деревянная палица.
Цитаты
«Не припомню такой любви на лицах с тех пор, как Нарцисс взглянул в зеркало».«Если волны несут нас в одном направлении, то, может, не стоит им сопротивляться».«Добро таит в себе великую силу!»«История — это хроника войн, а войны — это хроники страданий, написанные слезами матерей».«Боги щедры на события, но скупы на детали».
Фото
24smi.org
12 подвигов Геракла Греции
Геракл — один из самых известных героев греческой мифологии. Правда, точное место возникновения мифов о данном герое до сих пор точно не установлено. Первые упоминания о мифической личности встречаются еще у древних досирийских племен, которые обитали на севере Эпира. Также среди ученых существует и такое мнение: в мифах о Геракле есть сюжеты, связанные с более древними персонажами мифологий других народов — Гильгамешем (аккадским героем) и Мелькартом (финикийским героем).
Вначале Геракла считали в древней Греции солнечным культом, который разил своими стрелами все злое. Также его почитали как покровителя учебных заведений, спортивных объектов и общественных бань (терм), а также как символ, посылающий болезни и исцеляющий от них.
Но все же в древнегреческой мифологии Геракл больше всего известен, как сын верховного существа Зевса и земной женщины Алкмены, совершивший множество подвигов. Почему он их совершал? Мачеха Гера наслала на Геракла безумие, в припадке он убил своих детей и детей своего брата Ификла, приняв их за врагов, а тела бросил в костер. Когда же он пришел в себя, то несколько дней избегал встреч с людьми, а потом отправился в Дельфы, чтобы узнать у оракула о своей дальнейшей судьбе. Оракулом ему было велено поселиться в городе Тиринфе в Пелопоннесе, немного южнее Микен. И там Геракл должен был служить микенскому правителю Эврисфею и совершить 12 подвигов. Расскажем о них кратко.
1. Немейский лев
Для начала Эврисфей приказал Гераклу добыть шкуру страшного немейского льва (это огромное чудовище было неуязвимо для железа, бронзы и камня), обитавшего в окрестностях Тиринфа. На горе Трет герой сошелся в смертельной схватке со львом, но его нельзя было одолеть ни стрелами, ни мечом, ни дубиной. Только в рукопашной схватке Геракл одолел немейского льва.
2. Лернейская гидра
Вторым заданием Геракла было победить лернейскую гидру, страшное девятиголовое чудовище. Одна из ее голов была бессмертной, поэтому, когда Геракл отсекал одну голову, на ее месте тут же вырастали две-три новые. Но герою помог его племянник Иолай, который поджег ближайшую рощу и прижигал свежие раны гидры горячими ветками (головы у нее перестали отрастать). Геракл же, отрубив бессмертную голову, разрубил туловище чудовища на куски.
3. Лань Артемиды
Третьим подвигом героя была ловля керинейской лани, принадлежащей Артемиде — культу охоты. Герой преследовал лань в течение целого года и лишь у реки Ладон, когда она остановилась измученная, поймал ее.
4. Эриманфский вепрь
Далее Геракл должен был поймать эриманфского кабана — свирепое чудовище гигантских размеров. Герою удалось громкими криками выманить зверя из укрытия и загнать в глубокий снег.
5. Скотный двор царя Авгия
Пятым подвигом Геракла было очищение от навоза скотного двора элидского царя Авгия. Герой легко проломил два отверстия в стенах помещений для скота и отвел туда воды ближайших рек. Потоки воды быстро отмыли все стойла.
6. Стимфалийские птицы
Шестым подвигом героя было изгнание стимфалийских птиц, которые обитали в лесу на болоте у города Стимфала в Аркадии. У них были острые железные перья и бронзовые клювы, с помощью которых они убивали своих жертв. Геракл шумом спугнул птиц, а потом легко перебил их.
7. Критский бык
Эврисфей приказал Гераклу поймать критского быка, свирепое чудовище, опустошавшее остров Крит. Геракл вступил в поединок с быком, легко одолел его и доставил в Микены.
8. В качестве восьмого подвига герой привез Эврисфею свирепых коней царя Фракии Диомеда, питавшихся человеческим мясом.
9. По просьбе дочери Эврисфея Адметы Геракл согласно мифов Древней Греции совершил девятый подвиг — добыл золотой пояс Ареса (бога войны), который носила царица амазонок Ипполита.
10. Десятым подвигом Геракла в Древней Греции была добыча знаменитых коров Гериона с острова Эрифия.
11. Одиннадцатым подвигом было путешествие в темное царство Аида, чтобы привести Цербера — ужасного трехголового пса, сторожившего вход в преисподнюю.
12. И последним подвигом Геракла была добыча золотых яблок Гесперид.
Мифы о подвигах одного из величайших героев древней Греции нашли широкое отражение в мировой культуре и литературе.
drevniy-egipet.ru
Миф о Геракле
Геракл сражается с кентавром Эвритом. Геракл считается основателем Олимпийских игр
Геракл (называемый римлянами Геркулесом) был величайшим из героев Греции из числа смертных и единственным, занявшим место среди богов-олимпийцев после смерти. Он стал одним из первых мифологических персонажей, изображаемых в древнегреческом искусстве с VIII в. до н.э., и единственным героем, почитаемым во всей Греции. Это был человек, склонный к крайностям, необычайно сильный, храбрый и обладавший огромным аппетитом. Однажды он убил свирепого льва, уничтожавшего стада царя Теспия, и царь наградил его, позволив спать вместе со своими 50 дочерями.
Геракл — незаконный сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Когда Гера, всегда ревниво относившаяся к изменам мужа, послала чудовищных змей убить Геракла в колыбели, младенец, уже тогда обладавший нечеловеческой силой, задушил их. Затем Гера на время наслала на Геракла безумие, в припадке которого он убил свою любимую жену Мегару и детей. Чтобы загладить совершенный им страшный грех, по повелению царя Эврисфея Геракл свершает 12 сверхчеловеческих деяний (12 подвигов).
Гера и младенец Геракл
Двенадцать подвигов Геракла: убить и добыть шкуру Немейского льва, убить Лернейскую гидру, поймать Керинейскую лань, поймать Эриманфского вепря, очистить Авгиевы конюшни, изгнать Стимфалийских птиц, привести Критского быка, привести кобылиц фракийского царя Диомеда, добыть пояс царицы амазонок Ипполиты, доставить коров Гериона, добыть золотые яблоки Гесперид, привести стража преисподней пса Кербера.
Геракл встретил смерть в объятиях своей новой жены Деяниры. Побежденный Гераклом кентавр Несс обманул Деяниру, посоветовав ей для сохранения любви Геракла смочить его одежду смесью из крови и семени чудовища. Ядовитая жидкость въелась в кожу — и Геракл умер в муках. На поминальном пире боги воздали должное Гераклу; в знак примирения с Герой он взял в жены ее дочь Гебу и стал жить на Олимпе среди бессмертных богов.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Мифы о Геракле - Русская историческая библиотека
Геракл
Греческие мифы о Геракле и их религиозный и нравственный смысл
Знаменитейший из героев греческих мифов – Геракл, сын Алкмены и Зевса, принявшего на себя вид её мужа, Амфитриона. Геракла чтили все греческие племена, все страны греческого мира. Но дорийская военная аристократия называла его своим родоначальником, желала, чтоб он был героем, принадлежащим по преимуществу ей. Он – олицетворение человеческой силы. Мифы о Геракле имеют родство со сказаниями о богах света и солнца, и в нем проглядывают черты этих богов. Но в нем так много чисто человеческих свойств, что для греков он был идеалом человека, мужественно действующего по правилам практической нравственности. В цикле мифов о Геракле отражается ход развития греческих понятий о нравственности. Первоначально он, подобно олимпийским богам, был олицетворением материальной силы, но постепенно мифический Геракл сделался олицетворением чисто человеческой нравственности, человеком, который силою воли, силою работы над своим нравственным совершенствованием, борьбою против всего дурного и во внешнем мире и в собственной душе, становится достойным неба. В древнейших мифах о Геракле, тяжкие подвиги его были бедственною участью, которой подвергла его, олицетворяющего собою силу солнца, враждебная ему Гера, богиня нижней, туманной области атмосферы; но впоследствии трудный путь жизни является путем, который избрал он себе по собственной, свободной воле. В противоположность Парису, который предпочитает всему наслаждение любовью красавицы, «Геракл на распутье», по рассказу, написанному в V веке глубокомысленным софистом Продиком, выбирает не тот путь, на который влечет его Афродита, обещающая ему наслаждения неги и любви, а тот, на который зовет его Афина, путь труда, борьбы, лишений, ведущий к славе, к жилищу богов. Он находится под покровительством Афины. В мифах о Геракле её охраняющая рука проводит его через все трудности и опасности; и когда он, одержав победу, отдыхает, Афина с материнскою заботливостью создает теплые источники для омовения, восстанавливающего ему силы, готовит ему прекрасную одежду; а когда Геракл, изнемогая от страданий, взывает к небу о помощи, Афина сходит с Олимпа на помощь ему. Она в Илиаде (VIII, 362) говорит, что без неё он не спасся бы от ужасной Стигийской реки.
Аполлон, бог солнца, тоже близок ему, герою культа солнца. Миф о борьбе Аполлона и Геракла за пифийский треножник, о примирении их, о заключении союза между ними показывает, что представления о них родственны между собою. Спор из‑за треножника кончается в мифе тем, что Геракл становится служителем пифийского бога, который делается его покровителем и другом. Он – защитник дельфийского оракула, на врагов которого ходит войною, и распространитель культа Аполлона. Подобно Аполлону он «примиритель» виновных с богами, и «избавитель от зол» (alexikakos), ведущий борьбу против дурного и вредного людям, избавляющий своими подвигами и богов и людей от бедствий; он побеждает даже ужасы подземного царства, и потому в Элевсинских таинствах прославляли, вместе с Деметрой, с Дионисом, и его.
Идея покаяния в мифах о Геракле
Даже унизительная подвластность Геракла в мифах ничтожному Эврисфею, чьим слугою сделала его, по древней легенде, ненавидящая его Гера, и на чьей службе совершает он важнейшие из своих подвигов на пользу людей, получила впоследствии времени высокое нравственное значение. Он вспыльчив, и порывы страстей иногда омрачают его рассудок; в таком безумии он убил своими стрелами детей, которых родила ему его жена, Мегара, дочь фиванского царя, сбросил со стены Ифита, который зашел в гости к нему в Тиринф. Эти ужасные дела Геракл, согласно мифам, должен был искупить тяжкими подвигами покаяния. Непреодолимый герой, побеждающий всех врагов, побеждает и свою гордость, покоряясь пифийскому оракулу, который велит ему, для искупления сделанных им убийств, прослужить восемь лет рабом Эврисфея. По поручению Эврисфея Геракл совершил подвиги, число которых, по позднейшим рассказам, было двенадцать. Этими подвигами, изображенными на барельефах храма Зевса Олимпийского, он очистился от своей вины. Добровольная покорность божественной заповеди очищения сделала его идеалом повиновения богам, преданности, верности им; повелитель, которому служил в мифах Геракл, был трус, спрятавшийся в бочку от эриманфского вепря, которого принес на плечах во дворец к нему Геракл, боявшийся после того видеть Геракла, посылавший ему свои приказания в Тиринф; но чем менее заслуживал уважения Эврисфей, тем больше нравственной заслуги имела покорность Геракла обязанности служить ему.
Влияние восточных культов на образ Геракла
Греческая поэзия вложила глубокий нравственный смысл и в те сирийско-финикийские мифы, которые были перенесены на Геракла: в заимствованную из мифа о Мелькарте легенду о том, что он поставил столбы Гадесского (Гибралтарского) пролива, прошел через Ливию, Иберию, Италию, Фракию, Скифию, везде основывая города; в легенду о служении лидийской царице Омфале (богине Астарте), о том, что он отложил тогда оружие и львиную шкуру, надел женское платье и сел прясть. Это служение Омфале тоже представляется в мифах о Геракле делом покаяния за пролитую кровь, подвигом самоотверженности, получает религиозный характер. Но на аттической сцене служение Геракла Омфале выставлялось в сатирическом смешном виде; этими пьесами высказывалось мнение греческого народа об иноземном элементе, внесенном в рассказы о любимейшем его герое. Миф о том, что Геракл сжег себя на вершине Эты и воскрес обновленный, тоже, по всей вероятности, перешло к грекам из обрядов восточного служения Сандону, богу солнца и огня. В Илиаде говорится только, что и силу Геракла, любимого сына Зевса Кротона, преодолела неумолимая богиня смерти; в Одиссее тень Геракла, вооруженная луком, жалуется на тяжкую долю, которой подвергался Геракл при жизни под светом солнца, служа недостойному человеку, посылавшему его даже в подземное царство принести собаку из жилища Гадеса. Как при жизни Геракл был неутомимым воителем, так и в царстве теней он является Одиссею грозным бойцом: мрачный, стоит он как темная туча в толпе умерших героев, лук его натянута, стрела лежит на тетиве, он постоянно прицеливается.
Геракл как общенациональный герой греков
В мифах Геракл был героем не одного какого‑нибудь племени, а всей нации. Правда, он был потомок аргосского героя Персея, потому ближайшим образом принадлежал аргосской области, и деятельность его была посвящена главным образом благу Пелопоннеса; но родиною его были Фивы, куда его мать Алкмена, внучка Персея, бежала со своим мужем Амфитрионом, а подвиги его служения Аполлону Пифийскому были совершены в области гор Эты и Парнаса. Он участвовал в экспедиции Аргонавтов, так что принадлежит и фессалийскому циклу мифов. А когда главным предметом героических мифов сделалась Троянская воина, то в сказания о Геракле был внесен и эпизод, относящийся к Трое: он совершил поход на Трою и разрушил ее. Расширение морской торговли греков и основание греческих колонии в далеких странах расширило и географию мифов о Геракле, внесло в сказания о нем легенды иноплеменных народов, с которыми ознакомились греки. Многие из греческих колонии имели его своим основателем и покровителем. Греки находили сходство между мифами о Геракле и сказаниями индийцев, финикиян, египтян; явились легенды о его походах в Ливию, Испанию, Галлию, Италию, на Дунай, на берега Черного моря; везде остались следы его подвигов. Дорийцы, переселившись в Пелопоннес, обосновывали свои права на завоеванные ими области тем, что эти земли, согласно мифам, – наследие предка их царей, Геракла. Аргос, Тиринф и Микены должны были принадлежать Гераклу, потому что он был старший в царском роде; Гера, по ненависти к нему, коварством и наперекор воле Зевса, отняла у него царский сан и передала недостойному Эврисфею; Элида, Мессения, Лакония, Пилос были заняты потомками Геракла по праву наследства, как утверждали завоеватели, потому что некоторые из этих областей были завоеваны им, а другие были отданы ему по договорам.
В Элиде Геракл оказал услугу Эпейскому царю Авгию («сияющему»), дочь которого Агамеда знала все волшебные травы на всей земле: у Авгия были очень большие стада; Геракл в один день очистил его конюшни (или хлева), проведя в них реку Алфей. Основой этой части мифов о Геракле послужил, вероятно, факт, что проведением канала было осушено болото, произведенное стадами Гелиоса, то есть, облаками. Авгий не дал Гераклу обещанного вознаграждения; Геракл пошел войною на него; Авгию помогали племянники, молиониды, одаренные исполинскою силой; после долгой и тяжелой борьбы, Геракл победил. В память о победе, он установил олимпийские игры, поставил шесть жертвенников двенадцати богам, измерил стадий для игр своими ногами, насадил в Олимпии тенистые деревья, и постановил, что на время игр должны прекращаться всякие военные действия. – Он завоевал Пилос, победив Нелея, сына Посейдонова; и сам Нелей и одиннадцать из двенадцати его сыновей были убиты Гераклом; уцелел только двенадцатый сын, Нестор, которого тогда не было в Пилосе; он был в Герене (потому и называют его геренский). – Царь Лаконии, Тиндарей, был изгнан из своего царства; Геракл восстановил его власть и он обещал, что впоследствии лаконское царство будет отдано потомкам Геракла. – Геракл взял и разрушил город Эхалию; некоторые мифы говорят, что этот город находился тоже в Пелопоннесе, на границе Аркадии с Мессенией; по другим рассказам, это был фессалийский или эвбейский город. – Геракл помог дорийскому царю Эгимию победить лапифов; Эгимий в благодарность за это передал свой сан сыну Геракла, Гиллу, и его потомкам. – Мифы повествуют, что в Беотии Геракл освободил свой родной город, Фивы, от дани орхоменским минийцам, победил минийцев, закопал их подземные каналы и принудил их платить дань Фивам. Геракл и его верный помощник, правитель его колесницы, Иолай (сын Ификла, сына Амфитриона и Алкмены, матери Геракла) были покровителями гимнастических игр; это значение они получили первоначально в Фивах, но скоро приобрели его и во всей Греции; в честь их были совершаемы игры, сопровождаемые веселыми пирами.
Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа
Божественные и человеческие черты в личности Геракла
Греческие божества были олицетворениями сил природы и вместе с тем нравственных идей. В мифах о Геракле герой близкий к богам, и после трудных подвигов своей земной жизни принятый в их общество, тоже был олицетворением физической силы в тесном союзе с нравственными силами; представления о человеке были соединены в образе мифического Геракла с представлениями о божестве. Он был земным подобием Зевса, своего отца; был герой, восторжествовавший в бесчисленных битвах; он и его помощник Иолай были первыми победителями на олимпийских играх. Но он был герой служивший божеству солнца, очищавший своими победами землю от сил мрака. В мифах Геракл совершал свои подвиги на пользу людей: он убивал чудовищ, преодолевал реки, полагал пределы разливам их, очищал дороги от разбойников, устанавливал мир и порядок. Мифы о Геракле рисуют идеал нравственно сильного человека, при всех своих доблестях ведущего тяжкую, бедственную жизнь, исполняющего трудную обязанность смирения, покорности, самообладания, и в награду за то приобретающего жизнь вечной радости в кругу богов. Но и при таком представлении о Геракле он не обращался в абстрактный идеал добродетели: его образ носит на себе печать здоровой, сильной натуры, в которой идеальные стремления к высоким целям соединены с человеческими качествами и влечениями, чувственными, реальными. В мифах Геракл много ест; ему случалось съедать целого быка, и с костями. Он любит вино, игры; он заключил братский союз с Дионисом; он любит красивых женщин и нажил с ними много детей: фиванский миф о Геракле говорил, что он, когда был еще молод, в одну ночь насладился любовью пятидесяти дочерей Теспия, геликонских нимф, и они родили ему пятьдесят сыновей. Нравственное величие национального героя не страдало во мнении греков от того, что сатирическая драма и народный юмор выставляли в комической утрировке такие черты его увлечения чувственными наслаждениями в часы отдыха.
Геракл как воплощение эллинского духа
Так разнообразны были мифы о Геракле и так многосложно представление о герое в них. Геракл был верным олицетворением многостороннего развития эллинского национального характера. Во всех частях греческого мира, на всех берегах, куда приводила греков их торговая предприимчивость, они видели следы деятельности своего национального героя, пролагавшего путь им своею отвагою, выносливостью во всех опасностях, лишениях, бедствиях олицетворявшего их собственную жизнь. В мифах Геракл побывал везде, от Атласских гор и садов Гесперид на далеком западе, где поставленные им столбы свидетельствовали о достоверности его похода туда, до Египта, где он убил врага иноземцев, Бусириса, и до берегов Черного моря. Понятно, что такой идеальный образ, в который каждое поколение влагало черты своих понятий, влечений, интересов, должен был иметь большое влияние на умственную жизнь и на всю культуру греческого народа, и что некоторые элементы представления о Геракле проникли в религиозные и нравственные воззрения греков. Герой Геракл, который, по мифам о нём, трудами тяжкой жизни достигал неба, был для поэзии типом доблести. Для греческих юношей он, боец, победитель львов и исполинов, был типом атлета, покровителем гимнастических упражнений. Военная аристократия, в особенности спартанская, видела в мифах о Геракле воплощение своих собственных доблестей в твердом душою и физически сильном воине, не только побеждавшем врагов, но и подчинявшем себя своему долгу. Терпеливый и твердый, покорный чувству своей обязанности и победоносный Геракл был для спартанцев лучшего времени Спарты типом того, какими должны быть они сами. Главные черты, восхваляемые мифами о Геракле: физическая сила, победоносная воинственность и повиновение законной власти были характеристическими качествами спартанцев.
Мифы о Геракле в подробном изложении
По книге Г. В. Штолля «Мифы классической древности»