История фарфора: оправданная веками популярность. Посуда древнего китая
2.3
17–18 вв.
Английская глинаотличается исключительной прочностью, и в районах, богатых глиной, гончарное мастерство поколениями переходило от отца к сыну. Гончары, подобные Джону Двайту из Фулхэма и семье Илеров, были крепкими, независимыми и уверенными в себе ремесленниками, сочетавшими в себе достоинства естествоиспытателей и дельцов: высоконравственные, строго дисциплинированные, ответственные, в отличие от ненадежных странствующих экспериментаторов на континенте.
Двайт, мануфактура которого оставалась в распоряжении его потомков вплоть до 1862, еще в 1677 преуспел в изготовлении каменной массы немецкого типа. Кроме того, он делал статуэтки, покрытые полупрозрачной соляной глазурью, экспериментировал с основными композиционными и декоративными формами и с накладными рельефами, которые предвосхитили камеи Веджвуда. Двайт считается отцом английской керамики.
Около 1745 приехавший из Франции гончар Ральф Даниэль, путешествовавший по Европе, ввел в английское керамическое производство гипсовые матрицы. Это новшество делало выгодным производство крупных предметов, увеличило выпуск основных изделий и положило начало движению к массовому производству.
Томас Уилдон. Другой вид керамики, производившийся в 1820-е годы, представляла посуда из кремнистой глины, покрытая свинцовой глазурью, – кремовые «уилдонские изделия», получившие название по имени их изобретателя, Томаса Уилдона. Этот знаменитый мастер-гончар был не только новатором и экспериментатором, но также замечательным учителем, среди учеников которого был Джозайя Веджвуд. Уилдон расширил технологию и упрочил положение английской керамической промышленности в целом. Его «агатовые» чайные сервизы, табакерки и рукоятки для ножей имитировались за рубежом, а он, в свою очередь, копировал континентальную каменную керамику и воспроизводил в прекрасной английской глине столовые супницы с крышками, уподобленными по форме овощам. Он изготавливал и целые обеденные сервизы с украшениями в виде овощей; наиболее популярным был его сервиз Цветная капуста, созданный около 1760.
Джозайя Веджвуд (Уэджвуд) бесспорно является самым знаменитым деятелем в истории английской керамики. Он родился в 1730 в семье потомственных гончаров и поступил в обучение в возрасте девяти лет. Естествоиспытатель по природе и одновременно вдохновенный художник, он в 1754 оставил фабрику своего консервативного хозяина, чтобы стать деловым партнером и учеником Уилдона. Позднее он покинул мануфактуру Уилдона ради независимого творчества в Айви-хаусе в Бёрслеме, где создал свой знаменитый Сервиз королевы, названный так потому, что его использовала сама королева Шарлотта. В 1775 Веджвуд изобрел «яшмовую» каменную массу; однако, постоянно стремясь к совершенству, он проделал 10 000 опытов, прежде чем разработал ее оптимальный состав. Для наблюдения за температурой в печи Веджвуд изобрел пирометр, позволявший управлять процессом обжига. В 1768 он понял, что недавно изобретенный приводной токарный станок можно использовать для гравирования рисунков на керамике.
Веджвуд был приверженцем рационального неоклассического стиля своего времени, что, вместе с его способностями вести дела и устанавливать общественные связи, приносило грандиозный финансовый успех. Вся английская аристократия присутствовала на открытии его первого салона. Посетители подолгу рассматривали столовый сервиз для Екатерины II стоимостью в 10 000 долл., а также новые формы столовой посуды, соответствовавшие образу жизни средних британцев и других европейцев.
Яшмовая керамика – материал, напоминающий бисквитный фарфор и идеально подходящий для неоклассического декора в технике многослойной резьбы – был самым знаменитым изобретением Веджвуда. Первоначально применяли сплошное одноцветное окрашивание, затем перешли к менее дорогому способу: изделие окунали в цветную массу, и окрашивалась только поверхность черепка. После 1768 Веджвуд и его партнер Томас Бентли на их новой фабрике «Этрурия», близ Сток-он-Трент, изготавливали из яшмовой массы неоклассические ювелирные украшения, гигантские вазы, безделушки, подставки для светильников, архитектурные фронтоны и вставки для мебели. В изготовлении моделей принимал участие скульптор и художник Джон Флаксмен; керамическое производство Веджвуда достигло высокого уровня специализации. Отдельные операции поручались другим фабрикам, таким, как Челси, где выполнялись некоторые виды эмалевой росписи и декор знаменитой черной керамики. Простые гладкие дешевые изделия, предназначенные продажи и сбыта на европейском рынке, украшались в новоизобретенной технике переводных рисунков. Носики, ручки и рельефные украшения делались по отдельности, а затем изделия собирались. Самым существенным творческим достижением самого Веджвуда было его достоверное воспроизведение в керамике знаменитой римской Портлендской вазы. Веджвуд умер в 1795, но три его сына, Джон, Джозайя и Томас, к этому моменту уже были его партнерами, и их потомки все еще работают на этой фирме.
Твердый фарфор- это одна из разновидностей фарфора, которую обжигают при температуре 1350-1500 градусов. Основной его отличительной чертой является меньшее содержание полевого шпата (до 28%) и большее - каолина (до 36%) по сравнению с мягким фарфором. Такое название эта разновидность фарфора получила благодаря своей основной характеристике - твердости. Сам материал получается непрозрачным и жаросопротивляемым. При легком постукивании по краю посуды можно услышать глубокий звонкий звук.
В разломе твердый фарфор представляет собой однородную белую мелкозернистую массу, состоящую из полевого шпата и каолина. Стоит отметить, что сам по себе каолин - это чистая глина, очень пластичная, жирная и плавкая, твердость же изделий достигается только с помощью добавления в нее полевого шпата, который (в зависимости от его содержания в смеси) делает изделие более твердым и тугоплавким.
Для изготовления посуды из твердого фарфора подготовленную глиняную массу замешивают, подвергают тонкому помолу, а затем высушивают по получения пластичного тестообразного состояния.
Полученные из глины предметы подвергают двойному обжигу: сначала ставят неглазурованную утварь в раскаленную до 600-800 градусов печь, затем покрывают изделие глазурью и обжигают уже при температуре 1500 градусов. Иногда для усиления эффекта просвечиваемости в смесь для изготовления твердого фарфора вводят известковый шпат, доломит.
Посуду из этого материала чаще всего покрывают твердой глазурью, а тонкие сорта - глазурью из шпата без содержания извести, поэтому такие предметы получаются абсолютно матовыми с молочно-кремовым оттенком. Простые сорта твердого фарфора покрывают прозрачной известковой глазурью.
Интересно, что и глазурь, и сама фарфоровая масса состоят из одних и тех же веществ, взятых лишь в разных пропорциях. Именно благодаря этому они соединяются, словно проникая друг в друга, поэтому глазурь уже нельзя ни отслоить, ни отбить от посуды. Твердый фарфор, который обжигается без нанесения глазури, называется «бисквитом».
1. Древнейшая керамика Китая
Активные археологические изыскания в различных районах Китая в последние десятилетия привели к открытию ряда древних поселений с ранней керамикой (Underhill, 1997; Wang, 1995). Возраст этих памятников около 12–9 тысяч лет (от настоящего времени). Они расположены, главным образом, в районах восточного и юго-восточного Китая. Люди, жившие здесь в далеком прошлом, занимались рыболовством, охотой, высокоорганизованным собирательством съедобных растений. Все необходимые в хозяйстве и быту инструменты и приспособления изготовлялись из камня, кости и рога, дерева, растительных волокон. Определенную роль в повседневной жизни играла и керамическая посуда.
Сырьем для изготовления первых сосудов служила природная, часто плохо очищенная глина с естественными примесями песка. На некоторых поселениях, например на поселении Пентоушань – обнаружены обломки керамических сосудов, изготовленных из глины с примесью растительных включений – зерен дикого риса, как полагают исследователи. Способ формовки глиняных сосудов был прост и рационален: мягкую пластичную массу набивали на шаблон, которым мог служить округлый камень, деревянная болванка и т.п. (Wang, 1995). При набивке часто пользовались специальным орудием – типа небольшой деревянной лопаточки, обмотанной веревкой или жгутом. Отпечатки веревки, оставленные лопаточкой, хорошо видны на поверхности древней керамики. Форма сосудов повторяла форму шаблона и была весьма несложной – с прямыми или слегка выпуклыми стенками, округлым или уплощенным дном.
Как правило, изделия не имели никаких специальных декоративных элементов. Лишь в редких случаях стенки сосудов украшались примитивным узором из оттисков ногтя или прямых прочерченных линий. Обжигали посуду в обычном костре при температуре 600–700ºС.
По мнению китайских исследователей, древнейшие керамические сосуды использовались для приготовления пищи. Однако бесспорных свидетельств, позволивших бы установить функции посуды, пока не обнаружено.
Ранняя восточно-китайская керамика во многом схожа с самой древней глиняной посудой из разных районов мира. Это те признаки, которые характеризуют начальный этап развития гончарства независимо от его географических и временных координат – грубая, плохо обработанная формовочная масса, простая форма сосудов, шероховатая, незаглаженная поверхность, хрупкий, пористый черепок вследствие низкотемпературного обжига.
Несмотря на технологическую примитивность первых керамических сосудов, сам факт их изготовления свидетельствует о том, что первобытные племена Китая прошли в своем развитии очень важный рубеж, заложив основы новой области материальной культуры. Были освоены важнейшие принципы технологии изготовления и использования первого искусственного материала – керамики.
2. Керамика эпохи неолита
В эпоху развитого неолита (нового каменного века), около 7–5 тысяч лет назад, в жизни первобытных племен Китая – прежде всего, его восточных районов – происходят крупные перемены, возникают новые явления прогрессивного характера. Это становление ведущей роли производящих форм хозяйства – земледелия и животноводства, переход к оседлому существованию в больших долговременных поселках, развитие и усложнение орудийного комплекса, совершенствование социальной структуры общества. В бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ расцветают ранне-земледельческие культуры, заложившие фундамент формирования древней китайской цивилизации (Underhill, 1997). Новые тенденции социально-экономического развития находят отражение в самых разных сферах материального производства, обслуживающего возрастающие потребности общества. Одной из таких сфер было изготовление керамики. Неолитические культуры восточного Китая можно по праву считать одним из самых крупных в мире центров древнего гончарства.
Культура Хэмуду существовала в бассейне нижнего течения р.Янцзы в 5 тысячелетии до нашей эры. Ее племена занимались разведением риса на полях, вплотную прилегавших к поселкам. Деревянные дома на сваях были достаточно просторны, чтобы вместить несколько семей. Керамическая посуда занимала важное место среди повседневной бытовой утвари. Мастера изготовляли емкости разных форм и назначения – кухонные горшки, миски, чаши, сосуды с носиком и т.д. Специально для приготовления риса на пару использовались сосуды с широким туловом и отверстиями в дне. Дно у керамических емкостей могло быть плоским либо округлым, образующим в профиле плавную дугу. Возможно, этот второй вариант формовки дна был результатом применения архаичной технологии формовки сосудов на шаблонах, которыми могли служить мешочки, набитые песком, глиной, либо круглые камни подходящего размера. Нередко изделия украшались прочерченными по мягкой глине до обжига изображениями животных, птиц, рыб, растений. Это не был орнамент, состоящий из повторяющихся одинаковых мотивов, а единичное изображение – "картинка". Трудно сказать, что могли означать эти рисунки на сосудах. Были ли они как-то связаны с назначением керамического изделия? Имели ли какой-то магический смысл? Бесспорно, однако, что эта своеобразная живопись или, точнее, графика на керамике представляла собой одну из форм искусства, с помощью которой древние люди передавали свои впечатления от образов окружающего мира.
Из глины изготовлялась не только посуда. В неолитической культуре Хэмуду уже была известна технология получения пряжи из растительных и животных волокон – для этого использовалось ручное веретено с насаженным на один конец грузиком для сохранения вертикального положения инструмента в процессе работы. Грузики (другое их название – пряслица) делались из глины и затем обжигались. Они имели форму дисков с отверстием посередине либо напоминали катушку. Керамические грузики-пряслица часто украшались несложными узорами.
Культура Яншао, существовавшая в 5–4 тысячелетиях до нашей эры, занимала обширную территорию в бассейне р.Хуанхэ. Ее экономическую основу также составляло земледелие – выращивание различных сортов проса. Поселки состояли из глинобитных домов и имели достаточно четкую внутреннюю планировку. Занятия и ремесла древних яншаосцев были весьма разнообразны. О высоком уровне развития этой культуры мы можем судить по гончарным изделиям, которые в изобилии находят археологи при раскопках поселений Яншао (Кашина, 1977; Кучера, 1977; Чжан Яцин, 1984).
Керамическая посуда изготовлялась из специально подобранных, качественных сортов глины. Формовочная масса готовилась тщательно по определенным рецептам: в глину добавляли различные примеси (песок, дресву, резаную солому и др.), положительно влиявшие на процессы формовки, сушки и обжига.
Сосуды лепились вручную, из глиняных лент, которые сворачивались в кольцо по ширине будущего изделия и насаживались одна на другую. Этот способ лепки, получивший название ленточно-кольцевого или кольцевого, позволял получать самые разнообразные формы посуды – от плоских тарелок до сложно-профилированных сосудов с округлым шаровидным туловом и узким высоким горлом. Вместе с тем иногда яншаосские гончары пользовались и более архаичным способом формовки на шаблоне, доставшимся в наследство от более древних времен.
Формы керамики Яншао свидетельствуют о чрезвычайно развитом мастерстве работы с пластичной глиной. Именно в это время начинают складываться основные типы форм посуды, ставшие впоследствии традиционными для китайской культуры – миски “пань”, чаши на конической ножке “доу”, кувшины “гуань”, стаканы “бэй”, бутыли “пин”, чашки “бо” и другие.
Особое значение придавалось отделке поверхности сосудов и их орнаментации. Стенки заглаживались и полировались до блеска при помощи каменного или костяного лощила. Это был отличный фон для нанесения орнамента. Культуру Яншао не случайно называют “культурой крашеной керамики”: наиболее популярной техникой орнаментации была роспись цветными красками. Краски различных оттенков – красного, желтого, черного, зеленого, белого – приготовлялись из природного минерального сырья. Как правило, крашеные узоры наносились на стенки сосудов до обжига, но иногда и после. Краски, которыми пользовались древние гончары, отличались яркостью и стойкостью – даже сегодня, по прошествии шести тысяч лет, керамические сосуды культуры Яншао выглядят нарядными и эстетически привлекательными.
Мотивы и композиции орнамента очень сложны, разнообразны и свидетельствуют о развитом чувстве симметрии, ритма, об умении найти гармонию между формой изделия и его декором (рис. 31). По мнению бельгийского ученого П. Ван Берга, орнаментальное искусство, построенное на принципах симметрии, четких геометрических формах, свойственно именно древним земледельческим племенам, жизнь которых была подчинена строгому ритму смены времен года и чередованию стадий земледельческого цикла, постоянному наблюдению за явлениями природы (Berg, 1996). Излюбленными мотивами геометрических узоров на керамике Яншао были спираль, волнистая линия, зигзаги, треугольники, прямые линии. Особую группу орнаментальных мотивов составляли стилизованные изображения рыб, птиц, лягушек, змей.
Наиболее ответственной операцией в изготовлении посуды был обжиг, превращавший глиняное изделие в собственно керамику. Для этой цели в культуре Яншао использовались не примитивные костры, а специально сооруженные обжигательные печи – их остатки раскопаны на некоторых поселениях. Существовали два типа печей – горизонтально-наклонный и вертикальный (рис. 32). В обоих случаях печи выкапывались в плотных тонкотекстурных лессовых почвах, хорошо сохранявших форму конструкции.
Вертикальная печь состояла из находившейся в нижней части топочной камеры, узкого канала-ствола, по которому поднимался вверх жар от горящего топлива, и обжигательной камеры, куда помещались сосуды. В горизонтально-наклонной печи топка расположена ниже уровня обжигательной камеры и соединена с ней каналом, идущим слегка наклонно. Печи такого типа сооружались на пологих склонах. Размеры древних печей были невелики, и вмещали они небольшое количество обжигаемых изделий. Однако температура обжига была выше и стабильнее, чем в простом костре, 800–900ºС, а в некоторых случаях, как считают исследователи, могла достигать даже 1000ºС.
Функциональное поле керамической посуды культуры Яншао было довольно широким: сосуды для повседневных и парадных трапез, емкости для приготовления пищи и хранения запасов, ритуальные сосуды, урны для погребения умерших. Обычай хоронить покойников в больших керамических контейнерах-урнах был известен в некоторых древних культурах. Существовал такой обычай и у племен Яншао.
Культура Луньшань относится к более позднему времени – третьему тысячелетию – началу второго тысячелетия до нашей эры. Поселения этой культуры располагались на плодородных землях бассейна р.Хуанхэ (Underhill, 1991). Культура Луньшань соответствовала последней стадии первобытно-общинного строя в восточном Китае. В это время в социально-экономическом развитии общества происходит целый ряд качественных изменений, ставших предпосылками последующего формирования ранне-классового общества и государства. На финальном этапе культуры Луньшань процветали земледелие и животноводство, существовали крупные поселения, окруженные земляными валами для защиты от врагов, появились навыки бронзовой металлургии, значительно усложнилась социальная структура общества, в котором, по-видимому, уже сложилась привилегированная группа племенной знати.
В области хозяйства и материального производства культура Луньшань сделала заметный шаг вперед по сравнению с культурой Яншао. Это нашло свое выражение и в уровне развития гончарства. Керамика культуры Луньшань обладает ярко выраженным внешним своеобразием, которое не позволяет спутать ее с гончарными изделиями любой другой культуры.
Формовочная масса для приготовления посуды отличалась особой тонкостью текстуры, что было следствием использования высокопластичных глин и большой тщательности их обработки. По данным исследований, именно с культурой Луньшань связано появление гончарного круга в Китае (Чжан Яцин, 1984). Если провести сравнение с другими регионами мира, то более ранние свидетельства использования гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры относятся только к Древнему Египту.
Гончарный круг культуры Луньшань был достаточно простой, ручного типа. Однако этот механизм делал процесс формовки сосудов более быстрым, а изделия приобретали удивительную четкость контура и совершенство пропорций. Способ формовки, который применяли луньшаньские гончары, позволял им получать сосуды с необычайно тонкими стенками – не более 2–2,5 мм. Это одна из отличительных особенностей керамики данной культуры.
Формы посуды сохраняют то разнообразие, которое было достигнуто гончарами культуры Яншао, и дополняют его новыми вариантами. Так, например, большой популярностью пользовались сосуды на трех ножках, так называемые триподы “динь” – типично китайская форма, неизвестная в других районах мира. Технические возможности позволяли изготовлять и обжигать сосуды очень крупного размера – например вместительные тазы с диаметром устья до 70–80 см.
Существовало достаточно четкое разграничение между обычной бытовой посудой и сосудами, предназначенными для использования в особых ситуациях – в культовых церемониях, на праздничных трапезах и т.п. “Парадная” посуда отделывалась наиболее тщательно – ее поверхность полировалась до такой степени, что была гладкой и блестящей, как зеркальное стекло. Такая обработка требует большого мастерства и длительного времени. Как правило, луньшаньская керамика не орнаментировалась. Ее изящные четкие формы в сочетании с безукоризненно ровной, отражающей свет поверхностью создавали неповторимый внешний эффект и без специального декора.
Обжигалась керамическая посуда в печах при достаточно высоких температурах, что позволяло получать изделия с прочным и звонким черепком. Гончары Луньшаня владели секретом особой технологии обжига, в результате которой керамика приобретала насыщенно-черный цвет.
Керамика Луньшань, так же как и посуда Яншао, – это неординарное явление в развитии древней культуры не только Китая, но и всего человечества. Технологическое мастерство и художественная выразительность китайской керамики эпохи неолита делают ее непреходящим образцом мирового гончарного искусства.
КЕРАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
КЕРАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Китай.
Именно китайцы, очень рано и независимо от иноземных влияний, превратили керамическое ремесло в искусство. Китайская керамика является одним из величайших вкладов Дальнего Востока в мировую цивилизацию.
Уже около 3000 до н.э. гончары провинций Хэнань и Ганьсу производили технически превосходную керамику. Фарфор, обжигаемый при более высоких температурах, чем глиняные изделия, и более твердый, просвечивающий, приобретающий при обжиге белизну, – был изобретен вскоре после 600 н.э. Китайцы держали его состав в секрете, и он не был раскрыт на Западе на протяжении более чем тысячи лет. В самом Китае фарфор, вероятно, был получен случайно. Довольно рано в Китае появилась каменная керамика (гончарные изделия из кремнистой глины) – твердая, напоминающая камень, обладающая многими характеристиками фарфора; превращение этой керамики в настоящий фарфор могло произойти в результате случайной добавки в глиняную массу тугоплавкой белой горной породы, называемой «китайским камнем», и каолина (белой глины).
Керамика провинции Хэнань.
Самая древняя в Китае простая керамическая посуда, происходящая из провинции Хэнань, была сделана вручную, возможно, на медленно вращавшемся гончарном круге; она употреблялась в качестве как ритуальных погребальных сосудов, так и обычной утвари. Эта керамика выполнялась из коричневой, красной и темно-желтой глины и отличалась хорошей формовкой, тонкостью, исключительной выразительностью и красотой пропорций. Лучшие образцы до обжига расписывались блестящими красками – красной, черной, пурпурной. Более грубые хэнаньские изделия, необработанные и серого цвета, вылеплены вручную. Их примитивный декор состоит лишь из отметин, оставленных рогожей или шершавой тряпкой, прижатой к еще сырой глине. В отличие от предшествующих, эти изделия продолжали делать – как для каждодневного использования, так и в качестве декоративных предметов – на протяжении 1–2 тысяч лет, даже в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Третий замечательный вид хэнаньской керамики составляют изделия, сделанные из каолиновой глины, которая придавала предметам ослепительную белизну; обнаруженные в раскопках фрагменты этой керамики покрыты резким прямолинейным резным орнаментом, так же, как и бронзовые предметы этого времени. Однако вполне вероятно, что эти прекрасные керамические изделия были сделаны для применения просто в качестве литейных форм.
Ханьская керамика.
В правление династии Хань – период, современный расцвету Древнего Рима, – керамические производства Китая в своем развитии продвинулись далеко вперед. В эту эпоху для формовки изделий стали чаще использовать матрицы, которые раньше применялись только для наложения рельефного декора на поверхность. Был усовершенствован гончарный круг, изделия украшались искусной росписью и резьбой. Появился декор ангобом (жидкой глиной), наложенным в форме закрученных спиралей и точек, а также цветные глазури. Из Рима пришла техника свинцовых глазурей.
Танская керамика.
Еще более значительные достижения в производстве керамики относятся к эпохе династии Тан (618–906). В погребальном инвентаре танских гробниц встречаются оттиснутые в матрице эллинистические рельефы с изображениями танцующих фигур, некоторые из них играют на флейтах; эти находки указывают на регулярный культурный обмен между Востоком и Западом. В раскопках находят небольшие, украшенные подтеками желтой и зеленой глазури погребальные статуэтки жрецов, воинов, женщин, лошадей, всадников, реальных и фантастических животных, а также великолепные кружки, чаши и кувшины. В то же время развитие чайной церемонии привнесло изысканность как в манеру исполнения, так и в дизайн керамических изделий. Поэты сравнивали утонченную танскую керамику с нефритом, льдом и даже с цветком лотоса, плывущим на льдине. Появление каолиновой каменной керамики предвозвестило изобретение фарфора; прочная серо-зеленая глазурь, вероятно, получавшаяся благодаря дыму от древесной золы и присутствию в глине железа, является предшественницей знаменитой селадоновой глазури (прозрачная зеленая глазурь, обладающая бархатистой фактурой).
В этот период техническое мастерство гончаров невероятно возросло. Они умели изготавливать разнообразные цветные глазури, а изделия из новоизобретенного фарфора вывозились на Ближний Восток и в Европу.
Сунская керамика.
Период правления династии Сун (960–1260), особенно после основания в 1127 южной столицы, является эпохой наивысшего развития культуры, когда все искусства выражали идею гармонии человека и природы. Именно в сунском фарфоре керамическое искусство Китая достигло подлинной зрелости. То, что мы называем фарфором, в понимании китайцев того времени включало не только «чистый» фарфор (с белым просвечивающим черепком), но и изделия из серой и темной глиняной массы, которые обжигались до такой степени спекания, что при ударе издавали чистый музыкальный звук. Именно этот звук в древнем Китае был главным критерием оценки качества фарфора.
studfiles.net
История фарфора от Древнего Китая и до Европы
«Единственное, что не удается подделать китайцам, так это настоящий китайский фарфор»
Китайский фарфор, история которого начинается в древнем Китае, был открыт миру еще более трех тысяч лет тому. Его разделяют на два вида: мягкий фарфор, используемый для создания предметов, которые несут культурную и художественную ценность, и твердый, из которого изготавливается посуда. С фарси фарфор переводится как «императорский», поэтому изделия из него были только у императоров и членов их семей.
Технология, компоненты производства хранилась китайскими мастерами в строгом секрете. Чтобы тайна фарфора не раскрылся, в городе-производителе Цзиндэчжэнь на ночь все закрывалось, а на улицах ходил вооруженный патруль. Степень качества фарфоровых предметов определялась по форме, материалу изделий, оформлению декоративных элементов и глазурированию. Европейские богачи готовы были выкладывать много денег, чтобы купить фарфор, потому что он высоко ценился из-за тайны изготовления. В XV веке фарфор начинает производиться Японией.
Хотя качество продукции было значительно ниже китайских аналогов, но роспись была изумительна. В XVI веке во Флоренции начали распространять искусственный материал, известный как «фарфор Медичи». Качественное производство началось лишь в 1710 году, когда была открыта первая европейская фабрика в Мейсене.
Позже во Франции, Англии стали производить изделия из фарфора, которые получили мировое признание.
Клеймо на фарфоре
Фарфоровые изделия из Китая были уникальными, неповторимыми, но когда европейцы научились производить этот дивный материал самостоятельно, встал вопрос об их качестве и подлинности. Для того, чтобы отличать качественный фарфор именитых производителей, на него стали наносить клеймо.
Сегодня наряду с китайскими фарфоровыми изделиями, которые не клеймились, высоко ценятся экспонаты немецких фабрик. Мейсенский фарфор, история возникновения которого совершила фарфоровый бум в Европе, сначала не клеймился, а позже стало наноситься клеймо в виде скрещенных мечей.
Клеймо практически не изменилось, коллекционеры со всего мира высоко ценят посуду этой мануфактуры. Клейма фарфоров также встречались на посуде французского производства и российского еще в XVII веке. В Советском Союзе часто отсутствовало клеймо на изделии, что делало невозможным классифицировать его качество и ценность.
Наиболее известными производителями фарфора являются:
«Фарфоровая мануфактура Мейсен», «Нюмфенбург», «Фарфоровая мануфактура Фюстенберг» в Германии;
«Лиможская фарфоровая мануфактура» во Франции, объединяющая в себе несколько независимых заводов;
«Красная роза», «Хайгэлэй» в Китае;
«Royal Albert», «Sleelite» в Англии;
«Императорский фарфоровый завод», «Дулевский фарфоровый завод» в России.
Фарфоровые предметы наглядно демонстрируют сочетание роскошного стиля жизни и высокого искусства. Вековая история фарфора, тонкости декорирования, уникальность каждого предмета композиции или сервиза только подчеркивают богатейший спектр фарфоровых изделий. Производители предлагают большой ассортимент различных товаров в огромном диапазоне цен. Наборы белой фарфоровой посуды, чашки с красивой росписью, чайные сервизы, детскую посуду и многое другое можно заказать, посетив интернет-магазин дистрибьютора, либо сайт производителя. Ценители разных художественных статуэток, декоративных чаш, ваз, пепельниц, настенных панно, корзин, подсвечников, столиков из розового, зеленого, костяного фарфора, с прекрасными элементами декора и изысканной росписью смогут найти изделие на свой вкус.
oposude.com
Церемониал и ритуальная утварь. Культы, религии, традиции в Китае
Церемониал и ритуальная утварь
Наиболее ранние материалы, подробно описывающие весь церемониал в различных ритуалах, зафиксированы в надписях на бронзе [837; 275, 297 и сл.], в «Шуцзин» и «Шицзин». Еще больше сведений (хотя уже в значительной мере относящихся к более позднему времени, к концу Чжоу) есть в «Лицзи», где рассказывается обо всех типичных и характерных чертах древнекитайских ритуалов, о динамике церемониала, об условиях принесения жертвы, о празднествах в честь этого священного акта и т. п.
Судя по песням «Шицзин», центральное место в системе ритуалов занимал церемониал в связи с жертвоприношениями в честь предков. Как правило, такие празднества совершались с большой пышностью и после тщательных приготовлений. Со специальных ритуальных полей собирали зерно, из него изготовляли пищу и вино. Затем закалывали отборных животных и в специальных сосудах из великолепной бронзы готовили мясо. После всей этой подготовительной работы совершался сам обряд принесения жертвы. В обряде принимали участие строго по старшинству все мужчины клана. В качестве «принимающего жертву» выступал обычно внук покойного предка, в честь которого совершался ритуал. После торжественного жертвоприношения пища и вино ставились на стол, и все родственники покойного принимались за пир. Пиршество сопровождалось музыкой, танцами, пением, даже спортивными упражнениями вроде стрельбы из лука. Понятно, что к концу пира уже многие его участники не вполне владели собой. Не случайно в песнях «Шицзин» упоминалось о том, что после чрезмерного потребления вина пирующие шатались, путали обряды, нарушали приличия и вообще вели себя неподобающим образом [II, 7, VI, № 220].
В этой связи вообще очень интересно поставить вопрос о роли вина в ритуальных церемониях Древнего Китая [865]. Как писал Г. Крил, вино у всех древних народов было обязательным атрибутом ритуальных церемоний; видимо, влияние алкоголя на состояние человека в какой?то степени связывалось с религиозно-мистическими моментами [307, 200]. В Китае вино потребляли с древности. В Инь, судя по данным чжоуских книг, в первую очередь «Шуцзин», потребление вина во время жертвоприношений достигало больших размеров. Многие главы «Шуцзин» прямо обвиняли иньских ванов в том, что они – особенно последний из них, Чжоу, – погрязли в пьянстве, погубили страну и лишились трона. Чжоусцам внушалось, что от пьянства проистекают великие беды, что вино при жертвоприношениях следует пить в меру, ибо это вызывает негодование Неба. В своем суровом гневе против пьяных «Шуцзин» доходит до того, что призывает строго наказывать их, вплоть до смертной казни [1036, т. IV, 493 – 504]. Эти филиппики «Шуцзин», видимо, сыграли свою роль15.
Ритуальные церемонии и обряды всегда тщательно готовились. Детальное описание всех связанных с этим забот и последовательности действий занимает несколько глав в «Лицзи» [883, т. XXV, 1903 – 2009; 549]. Для ритуалов и обработки жертвенных продуктов использовались самые лучшие, специально изготавливавшиеся для этого орудия и предметы утвари – ножи, топоры, разнообразные сосуды из высококачественной бронзы, лучших сортов нефрита и т. п. Эти древнекитайские изделия хорошо известны археологам и искусствоведам. Они заметно отличаются от обычных великолепной выделкой, обильным и любовно исполненным орнаментом (резьба, гравировка, художественное литье и т. п.), обрамлением самыми ценными материалами (нефритовые рукояти, инкрустация).
Древнекитайская ритуальная утварь, особенно изделия из бронзы и нефрита, многократно и тщательно изучалась специалистами [191; 457; 467 – 468; 514 – 518; 521 – 523; 525; 545; 583; 677; 724; 763; 813; 854; 855]. Наиболее ценной и часто употреблявшейся частью ритуальной утвари были бронзовые сосуды. Замечательно выделанные, украшенные тонким резным орнаментом или выпуклым рельефом, эти сосуды не имеют себе равных ни по качеству, ни по количеству, ни даже по значению их в жизни общества. Древнекитайские бронзовые сосуды использовались во время обрядов и ритуалов для самых различных надобностей. В одних сосудах приготовляли пищу для жертвоприношений и торжественных пиршеств, другие служили для изготовления вина, в третьих пищу и вино подавали на стол. Отдельно существовали сосуды для вина, для ритуального омовения и т. д. По данным Йеттса, всего насчитывалось около тридцати различных типов сосудов [813, т. I, 43 – 51]. Однако среди всего этого многообразия типов и форм отчетливо выделялись несколько наиболее важных, игравших центральную роль в торжествах и ритуалах. Именно на этих сосудах (типа дин, гуй и др.) чаще всего встречаются надписи по большей части ритуального характера, которые обычно помещались на внутренней стенке или дне сосуда, снаружи украшенного богатым орнаментом. Наряду с упоминаниями о ритуалах и жертвоприношениях, о храмах и предках в надписях на древнекитайских бронзовых сосудах имеется немало сведений и о других сторонах жизни, что делает их необычайно ценным источником.
Наряду с сосудами очень важную (тщательно описанную в различных древнекитайских источниках) роль в ритуальных церемониях играли некоторые другие изделия из бронзы – топоры, ножи для разделки жертвенных животных, черпаки для раздачи жидкой пищи или вина, колокола, барабаны и другие музыкальные инструменты и т. п. Все они также изготовлялись из высококачественной бронзы и снабжались богатой отделкой, украшениями, орнаментом, надписями. Изделия из бронзы, как и различного рода поделки (кольца, диски, кубки, украшения, ящички и т. п.) из нефрита, всегда играли в Китае роль не только драгоценных вещей, но и священных предметов с ритуальным значением.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Китайский фарфор - Культура Китая - Статьи
Китайский фарфор
Когда думаешь о какой-либо стране, на ум приходят разные ассоциации. Это может быть что угодно: какие-то достопримечательности, элементы художественного промысла, исторические события – словом, то, что в твоих глазах моментально ассоциирует эту страну именно с этим предметом или явлением.
С чем у вас ассоциируется Китай? Великая Китайская Стена, Великий Мао, Пекин, шелк, и еще много-много всего….и, наверняка, фарфор. Настоящий китайский фарфор до сих пор считается самым лучшим в мире. Так ли это было всегда и что было до того, как китайцы научились изготавливать фарфор?
Самый главный вопрос, который интересовал меня при написании этой статьи звучал так: «когда же появился китайский фарфор»? Разные источники, как это часто бывает, говорят о разных датах.
Кто-то считает, что китайский фарфор появился в 7 веке, а кто-то, что фарфор появился аж 3000 лет назад. Здесь, по сути, правы и те и другие. Стоит сделать небольшое разграничение…тот китайский фарфор, который мы представляем сейчас, действительно появился только в 7 веке.
Но ведь уже задолго до этого существовали изделия из керамики, которая изготавливалась из того же материала, из которого изготовлялся фарфор - из каолиновой глины (происх. от «гаолин», досл. «высокий холм» - название местности в провинции Цзянсы, где была обнаружена эта глина). Посуду из нее делали еще в неолитическую и иньскую эпоху.
Предшественником фарфора считается так называемая зеленая керамика (цин тао) - это изделия из каолиновой глины, которая смешивалась с песком и покрывалась глазурью серо-зеленого, зеленовато-коричневого цветов. Такие изделия начали изготавливать как минимум в 3 веке до н.э. на Юге Китая.
Сходный тип керамики, который в Европе получил название «селадоны» - доуцин тао (горохово-зеленая керамика), изготавливался из каолиновой глины и фарфорового камня и обжигался при температуре в 1150-1250 градусов. Расцвет этой керамики приходится на эпоху династии Сун. Они были очень популярны, так как по виду были похожи на нефрит, который, как известно, из-за трудностей добычи, считался драгоценным в Китае. Данный тип керамики продолжал развиваться и после появления фарфора.
В эпоху династии Тан изготавливались монохромные фарфоровые изделия – покрытые белой глазурью. При династии Сун уже существовало несколько центров, специализирующихся на производстве белого фарфора, фарфора с голубой и голубо-фиолетовой глазурью.
Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Некоторые из них использовали для сжигания дерево, другие — древесный уголь. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.
Уже в 10 веке заработали мастерские известного во всем мире города Цзиньдечжэнь (провинция Цзянси), где впоследствии были сосредоточены все казенные мастерские, поставляющие фарфор к императорскому дворцу.
Очень подробно на описании самого города я в этой статье останавливаться не буду, так как про него мы обязательно напишем отдельную статью. Скажу лишь, что впервые этот город упоминается в летописях более 2000 лет назад при династии Хань. Тогда это была маленькая деревушка под названием Чаннаньчжэнь. Уже со времен династии Сун, на изделиях местных мастеров было принято писать следующую фразу: «изготовлено в годы царствования императора Цзинь де». Так, по всей видимости, и произошло современное название. Ко времени династии Юань быстро растущий город Цзиндэчжэнь стал уже центром производства фарфора в стране.
Фарфор при Минской династии (1368 – 1644)
В начале XV века большое развитие получил фарфор с синей росписью, изменились приемы нанесения краски и сами оттенки красок. Правда, так было не везде. Как известно, к 16 веку назревает упадок Минского Китая, происходит политическое ослабление, наблюдается упадок хозяйства и истощение производительных сил. Это не могло ни сказаться на производстве фарфора. В частности, фарфора Цзиндэчжень. В конце XVI века от чиновников, наблюдающих за производством и поставками ко двору фарфоровых изделий, поступают просьбы к императору об уменьшении количества заказов на некоторые типы фарфоровых изделий. В это же время многие частные предприятия переключаются на работу для внешнего рынка, так как заказы внутри Китая сокращаются.
Фарфор при Цинской династии (XVII – XIX вв.)
Цинская эпоха – это новый этап в развитии фарфорового производства. Наиболее известными стилями цинского фарфора являются так называемое зеленое и розовое семейство.
Зеленое семейство – изделия с оживленной трехцветной гаммой, включая красные, желтые, лиловые, и черные тона.
Розовое семейство – роспись с употребление специфической розовой краски изготавливаемой на основе коллоидного золота. Краска была заимствована из европейского прикладного искусства. Также в эпоху Цин продолжается производство всех раннее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом является 18 век, когда по всему Китаю работают сотни мастерских. Происходит постепенное возрождение производства фарфора в Цзиндэчжене. Туда вновь посылаются огромные дворцовые заказы в значительном обогащении тематики орнаментации.
Среди производственных центров в других провинциях особенно выделяются своими белыми изделиями заводы в местечке Дэхуа в провинции Фуцзянь.
Тематика росписей с человеческими фигурами в Цинское время стала очень разнообразной. Изображались придворные сцены, исторические и мифологические сюжеты.
В XVIII веке в Кантон приходят корабли большинства европейских государств. Они вывозили очень много фарфора. В это время наблюдается еще одна тенденция – мастерские начинают принимать заказы на изображение определенных сюжетов на фарфоре. Первые сюжеты были связаны с распространением христианства и имели религиозный характер. Среди таких сюжетов наиболее распространены изображения распятия Христа, его крещения. Характерным для этого периода является то, что такие заказы были часто выполнены очень небрежно, так как изображаемые сюжеты были чужды китайцам. Тогда же получил распространение обычай заказывать в Китае фарфор с изображениями гербов знатных семей, провинций.
В настоящее время керамику подразделяют на два самостоятельных вида: собственно фарфор и каменная керамика. Чем же они отличаются? Для производства фарфора нужно два природных материала – каолиновая глина и фарфоровый камень (специфическая горная порода вулканического происхождения, состоящая из кварца и слюды). Фарфор требует температурного обжига уже в 1350 градусов. Только при такой высокой температуре происходит трансформация физической структуры исходной массы, и она становится стекловидной, просвечивающей и водонепроницаемой. А в случае использования плохо очищенной каолиновой глины, ее смешения с другими материалами (например, с песком) и меньшей температуре обжига мы уже получаем каменную керамику.
Сегодня производство фарфора включает в себя следующие операции:
приготовление теста (каолиновая глина тщательно промывается и очищается от всех примесей, фарфоровый камень мелко дробится после чего они смешиваются в специальной пропорции). Кстати, точно также делают и глазурь для покрытия впоследствии фарфорового изделия – но эти же составляющие берутся уже в других пропорциях.
формирование черепка (мастер придает форму будущему изделию, то есть лепит его)
сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при более низкой температуре
глазурирование и роспись
4 пункт может варьироваться в зависимости от того, какое изделие мы хотим получить. Если сначала нанести глазурь, а потом роспись – то мы получим изделие с подглазурной росписью, если первой наносится глазурь – то с надглазурной росписью. Глазури могут быть прозрачными, белыми и цветными. Начиная с 15 века для цветной глазури использовали эмалевые краски, но они требуют повторного обжига при низкой температуре.
Кроме росписи, фарфор может декорироваться рельефными орнаментами, включающими в себя гравировку, перфорацию и рельеф.
При подготовки статьи использовались материалы книги М. Кравцовой «История Культуры Китая».
StudyChinese.ru
studychinese.ru
Драконы на предметах утвари Древнего Китая
В китайской культуре дракон (лун) имеет особое место. С древних времён он считался символом власти, а также защитником людей от бед и несчастий. Древние китайцы называли себя потомками Дракона, а императорский трон именовался троном Дракона. С драконом в Китае также ассоциируются все самые лучшие качества человека. Например Конфуций говорил, что Лао Цзы похож на дракона за его мудрость.
Когда случались засухи, наводнения или другие бедствия, древние китайцы проводили различные ритуалы, связанные с просьбой к Дракону о помощи.
Согласно преданиям Древнего Китая, драконы могут быть абсолютно разными – тёмными и светлыми, длинными и короткими, толстыми и тонкими. Они также могут летать в Небесное царство и жить под водой.
Изображения драконов можно увидеть практически на всех древних постройках Поднебесной, храмах, обелисках, дворцах и т.д.
Во время раскопок в Китае было обнаружено множество древних предметов утвари с изображением драконов различных форм.
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
Изображения драконов на предметах утвари Древнего Китая. Фото с kanzhongguo.com
www.epochtimes.com.ua
История чугунного литья. От Древнего Китая до современности
Чугун – это металл с тысячелетней историей, своими корнями ушедшей в эпоху до нашей эры. Рассказывая о нём, нельзя не обратиться к хронике развития литейного дела в целом.
Медно-каменный век
Первые свидетельства возникновения металлургии датируются V-VI-м тысячелетием до нашей эры.
В то время человеку, ещё использующему камень для создания орудий, попадаются медные самородки. Принимая их за камни и обрабатывая привычным способом, ударяя друг об друга, становится ясно, что самородок не откалывается, а деформируется и ему можно придать необходимую форму. Историки называют этот метод холодной ковкой.
Медь активно заместила собой камень. Иглы, рыболовные крючки, кинжалы, наконечники копий и стрел делать стало гораздо проще, а их качество значительно превышало каменные и костяные аналоги.
Со временем люди научились придавать прочности металлу за счёт его проковки, что позволило создавать более сложные и долговечные топоры и мотыги.
Переход на медные орудия труда повлиял и на развитие человечества того времени в целом, стало более совершенной обработка дерева, появилась возможность делать более мелкие детали. Учёные доказали, что на территориях где активно использовали медь, и появление колеса произошло раньше. Это доказывает, что развитие человечества напрямую связано с развитием металлургии.
Бронзовый век
Научившись создавать бронзу – сплав из олова и меди, человечество вступило в Бронзовый век.
Как человек изобрёл этот сплав точно не известно. Большинство историков считают, что это произошло по чистой случайности, когда в расплавленную медь попало олово. Результат поразил невольных изобретателей, металл был значительно крепче и более приспособлен к заточке. Благодаря свойствам бронзы человечество начало активно использовать её в быту и на войне.
На протяжении целого тысячелетия люди готовили еду в бронзовых котелках, воевали бронзовыми мечами. Но, как скоротечно время, меняются тысячелетия, одни устои и технологии заменяются другими.
Железный век
Историки считают, что железо добыть было гораздо проще, нежели медь или олово, ведь оно встречается в виде окиси и закиси повсеместно, чего не скажешь о иных металлах.
Почему же люди раньше не начали использовать железо? Ответ очень прост, его производство – это трудоёмкий и сложный процесс, проходящий в несколько этапов. Процесс, чтобы изучить и понять который нужно было не одно столетие развития человечества. Неспроста металлурги тех времён считались колдунами, творящими неведомые, магические вещи.
Первые упоминания о чугуне
Страной, в которой впервые стали выплавлять чугун, считается Китай, исторический факт датируется V-VI-м веком до нашей эры. В поднебесной чугунные изделия были очень популярны, из чугуна производили монеты, оружие, предметы домашней утвари.
В Китае произвели первую чугунную посуду, называлась она чугунный вок – это сковорода с тонкими стенками диаметром до одного метра. Очень востребованная в китайских семьях, хоть и дорогая.
Сохранилось множество чугунных отливок, например чугунный лев 5 метров в длину и 6 метров в высоту. Учёные подтверждают, что статуя была отлита за один раз, что говорит о большом мастерстве металлургов поднебесной.
Одним из самых необычных чугунных изделий того времени считаются стены врезанной в скалу гробницы, сплошным слоем отлитые из чугуна, чтобы надёжно закрыть вход.
Раннее создание и масштабные объёмы использования чугуна в древнем мире не означают, что кроме него не было иных металлов, археологами найдены оружия и предметы домашнего обихода из стали, бронзы, меди. Но чугун во многом преобладает перед иными материалами. Во многом это объясняется меньшей температурой плавления китайского чугуна в сравнении с бронзой, на 100 градусов.
Интересен тот факт, что принято считать началом производства ковкого чугуна XIX-й век нашей эры, хотя в Китае ещё до рождества Христова делали из него мечи.
Чугунное производство в Европе и России
Европейские же страны узнали о чугуне только в XIV-XVI веке нашей эры, во многом благодаря России, занимавшейся экспортом чугунных пушек и ядер.
Триста лет татаро-монгольского ига и близость Монголии к Китаю, повлияли на более раннее появление чугунного производства на Руси, нежели в Европе.
На то время чугун в большинстве своём применялся в артиллерии – из него делали пушки различных размеров и ядра к ним.
Не только Россия, но и весь мир за активное развитие чугунного производства обязан Петру Великому, начавшему в конце XVII века крупные преобразования в металлургической промышленности. В те времена чугун вышел за рамки применения только в артиллерии. Началось развитие художественного литья.
Новая столица Российской Империи была наполнена оградами, лавками и прочими элементами тонкого чугунного литья. Благодаря чугуну также потерпело значительные изменения печное дело – в печи появились чугунные задвижки и печные дверки, устойчивые к высоким температурам и предотвращающие проникновение дыма в помещение. Более того начали появляться чугунные украшения, своей красотой не уступающие драгоценным металлам.
Англия, Франция, Германия старательно перенимали технологии у Русских мастеров, считая их самыми эффективными и совершенными на тот момент.
Чугун в эпоху информационных технологий
В XXI-м веке развитие металлургии продолжает неустанно двигаться вперёд. Супер-лёгкие, супер-крепкие, супер-эластичные сплавы – что только не придумает светлый человеческий ум, но за две с половиной тысячи лет замены чугуну всё ещё не найдено.
Печная фурнитура, художественные изделия, элементы ворот и оград, посуда и многое другое, вплоть до тяжёлой промышленности. Став неотъемлемой частью нашего быта, сложно представить современную жизнь без чугунных изделий.
chuguntv.ru
Закупки в Китае: посуда из керамики | ChinaLogist.ru
Столовые и кухонные товары – один из наиболее популярных товаров, покупаемых в Китае. На российском рынке уже сложно найти посуду не китайского происхождения. Между тем, из-за огромного количества производителей, в самом Китае тоже стало непросто найти качественную посуду по приемлемой цене.
Где купить посуду в Китае?
Сейчас в Китае несколько тысяч фабрик по производству сервизов, столовых наборов, кухонной утвари и пр.
Большая часть из них расположена в провинциях Шаньдун, Чжэцзян, Цзянсу, Фуцзянь, Гуандун и Шаньси. Такое распределение связано со многими факторами: где-то так сложилось исторически, в других регионах сыграла роль близость источников сырья и логистических маршрутов.
Керамика и фарфор.
Пока мы только на берегу, нужно немного разобраться в видах керамических изделий.
В предложениях китайских фабрик вы встретите 2 главных наименования изделий – керамика/фаянс (ceramic) и фарфор (porcelain, china).
China – это не только «Китай», но и другое название фарфора.
Два этих вида изделий очень близки по составу, но отличаются по свойствам и цене. По мнению специалистов, керамика делится на два вида:
Фарфор и фаянс относятся к тонкой керамике. Внешне отличить фарфор от других видов очень легко, он очень тонкий, звонкий, просвечивает.
Производители фарфора и других товаров из керамики обычно работают бок о бок, иногда даже на одной фабрике изготавливают несколько видов изделий.
Новый костяной фарфор.
Восточная провинция Шаньдун славится не только своими фруктовыми садами, но и изделиями из керамики и стекла. Конечно, тут стоит выделить город Цзыбо. Его исторической специализацией является производство фарфора. В городе даже есть музей фарфора и крупный рынок по продаже посуды.
Именно в этом городе стали впервые производить синтетический «костяной фарфор». Исследовательский институт кремниевых солей г.Цзыбо придумал заменитель натурального порошка из костей животных, который китайцы добавляют в материал для производства фарфоровой посуда. Это получило название «новый костяной фарфор».
Сейчас фабрики посуды находятся в Шаньдуне повсеместно. «Новый фарфор» производят, в том числе, в городах Линьи и Цзинань.
Посуду премиум класса из «костяного фарфора» предлагает Shandong Awalong Ceramics Co., Ltd. Чайная пара обойдется от 8 долл., чайный сервиз от 60 долл.
Linyi Silver Jade Porcelain Co., Ltd. продают недорогие наборы и посуду по отдельности из различных видов керамики. Тарелка из фарфора будет стоить от 0,2 до 0,6 долл. в зависимости от размера и количества заказа.
Linyi Quenzaa Industry & Trade Co., Ltd. предлагают тарелки из «нового костяного фарфора», по цене от 0,4 до 1 долл. за штуку. Набор из 6 предметов того же материала обойдется всего в 6,6-8,9 долл.
Северная столица фарфора.
Северный город Таншань считается исторической родиной китайского фарфора. Сейчас же там больше производят бытовые и строительные товары из керамики: раковины, унитазы, плитку и другие отделочные материалы.
Но есть также хорошие производители посуды, к примеру, такие марки как Jiade и Bosilin.
Tangshan Jiade Ceramics Co., Ltd. поставляет посуду из фарфора и фаянса. Один предмет из фарфора стоит примерно 5-9 долларов, цены на наборы варьируются от 80 до 200 долл. США.
Стоит отметить, что фабрика Jiade в основном производит посуду восточного (китайского) типа, с пиалами, керамическими ложечками и небольшими блюдцами.
Столовая посуда с южных берегов.
На юге Китая, в провинции Гуандун, основными «керамическими» городами стали г. Чаочжоу и г. Фошань. Такую специализацию им обеспечил стабильный спрос на эти товары и удобное приморское положение для отправки грузов.
г. Фошань – абсолютный лидер по производству строительной и отделочной керамики.
г. Чаочжоу славится изысканной живописной керамикой (вазы, статуэтки и пр.) и различной посудой. Тут имеется товар на любой кошелек: низкого, среднего и премиум качества.
Хотелось бы отметить такие торговые марки, как «88», Babyzon Dynasty, Huaxing.
Chaozhou Haoxin Ceramics Industrial Co.,Ltd хорошо продвигаются под торговой маркой «88» («две восьмерки»). Они производят классическую китайскую и европейскую посуду для предприятий общепита (кафе, рестораны, гостиницы). Керамические и фарфоровые изделия в среднем стоят от 0,6 долл. (за пиалку или блюдце), 3 долл. за средний предмет (чашка) до 10 долл. за крупное изделие (большой чайник, керамический поднос).
В заключение, хотелось бы изложить рекомендации, данные нам Ассоциацией производителей фарфора г. Фошань.
Если продукция, необходимая покупателю относится к подгруппе посуды из фарфора, то лучше всего искать поставщиков в г.Таншань и провинции Шаньдун.
Город Цзиндэчжэнь (пров.Цзянси) в основном специализируется на производстве фарфоровых ваз и живописной керамики.
Керамическую продукцию следует искать среди производителей провинции Гуандун, здесь можно найти продукцию любого качества: от низкого до высокого.