Древние дороги крыма. От Тавриды до "Тавриды", часть I. История главной дороги Крыма под колесами скифов и царской кареты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Военная римская дорога в Крыму — по следам легионеров. Древние дороги крыма


Военная Римская дорога в Крыму

< Po-Krymu.ru > Блог > Севастополь

В годы своего расцвета Римская империя присоединила немало далеких от Вечного города территорий, в том числе и греческие полисы Крыма, и военная Римская дорога — Via Militaris, одно из сохранившихся доказательств присутствия римлян на полуострове. Когда-то она соединяла небольшую римскую крепость Харакс, расположенную на Южном берегу Крыма на мысе Ай-Тодор (это недалеко от Ласточкиного гнезда) с крупнейшим греческим полисом Херсонесом.

В основном, связь (перевозка товаров, войск, сообщений) осуществлялась по Черному морю, но наш Понт Эвксинский не всегда был благосклонен к мореплавателям. Зимой сильные шторма могут продолжаться несколько дней. Поэтому, чтобы надежно контролировать побережье, римлянам понадобился и сухой путь.

Военная римская дорога в Крыму.

Прогулка по Римской дороге в январе

Как и везде на подконтрольных территориях, они подошли к делу со всей серьезностью — крепости соединила хорошая дорога. По ней могли свободно проехать повозки, пройти навьюченные лошади, а местами и четыре всадника в ряд.

Календская тропа по Севастополем.

Вид на окрестные горы

От Харакса до нынешней Оливы дорога шла вдоль побережья, а затем через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвен — 578 метров в высоту) уходила в Горный Крым. Далее спускалась в Байдарскую долину между Родниковским и Подгорным, шла вдоль правого берега реки Черной и делилась на две дороги. Одна вела в крепость Симболон (Балаклаву), другая в Херсонес. В горах она в основном шла чуть ниже гребня, причем хорошо видно, что местами ее приходилось вырубать в скале и надстраивать склон.

Зимний Крым - отличное время для горных прогулок.

Направо в сторону Подгорного

Экскурсия по древней Римской дороге Крыма  

Сейчас от той военной римской дороги в Крыму сохранилось несколько небольших участков. Это в первую очередь популярный туристический маршрут «Календская тропа» — участок от Чертовой лестницы до Подгорного длиной около 12 км. 

Вечерние горы в окрестностях Байдар.

Местами дорога идет вдоль обрыва

Кстати, название тропа получила от старого названия Подгорного — Календи. Явно перекликается с римскими календами (да, отсюда пошло — календарь). Правда, некоторые исследователи пытаются найти в этом слове тюркские корни. Впрочем, мода забывать, что Крым всегда населяли разные народы, появилась не сегодня.

Календская тропа, это одна из самых красивых и несложных крымских туристических троп, которую можно смело рекомендовать всем:

  • она прекрасна в любое время года;
  • прогулка займет 3-4 часа;
  • проходит мимо озер, родников, по Байдарскому заказнику, через реликтовый Карадагский лес, самую большую можжевеловую рощу Европы.

Вот, фото, сделанное в январе — два вида папоротников, костец и многоножка и между ними голубые пластинки лишайника пельтигеры:

Растения Карадагского леса.

Во влажном лесу благоденствуют папоротники, мхи и лишайники

Самый трудный участок пути — перевал Шайтан-Мердвен. Это крутой подъем с множеством поворотов, который землетрясение 1927 года сделало еще более сложным, но туристы, даже неподготовленные, справляются с этой задачей за 20-25 минут.

Руины у Черной речки.

Участок римской дороги возле Черной речки

Кое-что сохранилось от римской дороги и за Байдарской долиной, где она то идет вдоль живописной Черной речки, то отдаляется от нее. Здесь тоже проходит интересная туристическая тропа, подробно о ней рассказывается в этой статье.

Байдарский заказник на Крымском полуострове.

Черная речка в августе

Военная римская дорога под Севастополем 

После того, как Рим утратил свое влияние на Тавриду, его дорогами продолжали активно пользоваться новые жители полуострова. До нас дошли сведения, что во времена Крымского ханства население Байдарской долины не платило налоги, ему в обязанность вменили поддержание в рабочем состоянии той самой Via Militaris. В XIX веке часть Календской тропы у Чертовой лестницы привел в порядок помещик Мордвинов, который в этих местах занимался лесозаготовками. Сейчас этот участок так и называют — Мордвиновская дорога.

Манштейновская дорога, построенная военопленными.

Дорога Манштейна к танковому мосту через р. Черную

Последним, кто использовал военную римскую дорогу по назначению, видимо был нацистский генерал Эрих фон Манштейн. В 1941 году при наступлении на Севастополь, по его приказу немецкие саперы и советские военнопленные возвели мост через Черную речку и дорогу для танков. Часть ее построили на месте старой римской дороги.  

Как добираться до Римской дороги Крыма?

Самый простой вариант, это доехать до поселка Родниковское, оттуда проехать до Скельской пещеры.

Урочище Узунджи участок реликтового Карадагского леса

Урочище Узунджи

Чуть не доходя до нее будет указатель и хорошая деревянная лестница вверх к Римской дороге.

Десять минут и мы у места.

Пологая деревянная лестница на путь легионеров

Пойдете направо — она приведет вас практически к пос. Родниковское. Оттуда, с горы, открывается шикарный вид на Байдарскую долину и Чернореченское водохранилище. 

Красоты окрестностей зимнего Севастополя.

Вид на Чернореченское водохранилище

Налево — путь диной около 11 км. к Чертовой лестнице. 

Древнеримская дорога над Скельской пещерой.

Описание Древнеримской дороги у Скельской пещеры

Можно начать путь с другой стороны тропы — выйти на южнобережном шоссе чуть дальше остановки Олива и подняться к Шайтан-Мердвену.

Если решите погулять у Черной речки и посмотреть мост Манштейна (вернее то, что от него осталось), отправляйтесь в пос. Черноречье и из него пешком идите в сторону Черной речки.

Туристическая тропа под Севастополем.

Река Черная, Севастополь

На этой тропе вас ждут сохранившиеся участки римской дороги, руины средневековых фортификационных сооружений, мост немецкого генерала и великолепная природа Горного Крыма.

Похожие записи

po-krymu.ru

Старая Римская дорога (Календская тропа) в Крыму: на карте, фото, описание

«Все дороги ведут в Рим» — этот крылатизм применим к территориям, входившим в одноименную империю. Когда-то частью Pax Romana стали и земли греческих полисов. Как известно, многие из них находились в Крыму. Римская дорога есть и на этом полуострове. Ее средняя часть раскинулась в известной Байдарской долине, по которой пробираются в не менее популярную у «дикарей» Скельскую пещеру. Финиширует достопримечательность в Херсонесе – под Севастополем.

СОДЕРЖАНИЕ

Где расположен объект в Крыму?

На карте Крыма Римская дорога (середина) — едва заметная линия, проходящая в 900 м от Родниковского и Подгорного. Она соединяет два природных урочища – перевал Шайтан-Мердвен (высота «точки переброса» за «Чертову лестницу» — 578 м) и Байдарский каньон (на одном из участков которого начинается охраняемый участок).

Дорога на карте Крыма

История Календской тропы

Древнеримская коммуникация уходит корнями в I век до нашей эры. Она соединяла стратегические центры еще греческого мира – Харакс («обнесенное частоколом место») и Херсонес («малый полуостров»). Между полисами в древности велась оживленная торговля, проводились делегации и сборы, связанные с союзничеством.

В эпоху завоеваний Рима старая, едва заметная «трасса» превращается в римский тракт –крым старая римская дорога мощеную булыжником магистраль. Здесь шагали легионеры, их маркитанты с обозами, пленные дикари и стада блеющих военных «трофеев». Обусловлено это тем, что в зимний шторм нельзя было плыть морем.

Свое название Календская тропа в Крыму получила в Средневековье. Языковеды уверены, что оно состоит из двух тюркских слов – «кале» и «энды» («крепость спускается»). Дело в том, что маршрут, о котором идет речь, «наложен» на довольно сложный рельеф.

В эпоху русско-турецких войн старая римская дорога использовалась как османами, так и русскими. Землетрясение 1927 г. изменило географию некоторых ее участков – подъем на гребень стал намного труднее. В «украинское», а затем и «российское» время тракт стал памятником истории, надежно охраняющимся государством. Добыча булыжника, а также любые вандальные действия в «археологическом парке» запрещены.

Почему туристы посещают Римскую дорогу?

Римская дорога в Крыму – часть транспортной коммуникации, позволявшая латинским легионам быстро добираться из одного центра юго-западной Тавриды в другой (через ее горную часть). Via Militaris нужна была, чтобы усмирять непокорные ираноязычные племена. Они обитали на полуострове уже несколько веков и считали римлян захватчиками. С помощью тракта можно было также закупаться товарами у греческих торговцев.

11-километровый фрагмент «Байдарское ущелье – Балаклава» преодолевают за 3-4 часа. Его средняя ширина – 2-3 м. Весь же путь легче описать языком географов. Путешественник поднимается (от Ай-Тодора) на Ай-Петринскую яйлу, далее еще выше – к перевалу Шайтан-Мердвен. Затем он спускается в Байдарскую долину (совсем недалеко от Скельской пещеры). Отсюда есть несколько «рукавов» «трассы»,календская тропа в крыму на карте

ведущих уже до самого Херсонеса (местные их знают).

Полная экскурсия начинается с подъезда к Хараксу – крупнейшей крымской крепости латинян. Руины видны на вершине мыса Ай-Тодор (здесь заметен останец двух рядов стен, упирающихся на юге в обрыв). Стенд-указатель имеется. Историки считают, что данный бастион построила Мезийская эскадра моряков – при Веспасиане она основала базу, защищавшую (с войсками Херсонеса и Симболона) все юго-западное побережье.

Участок указанного пути проходил через Симболон Лимен (часть Балаклавской бухты). Город был единственным портом на маршруте, поэтому играл важную роль. Римский булыжник можно увидеть вокруг крепости Чембало – наследницы римских укреплений. Наконец, проход, приближающий любопытного отпускника к знаменитому Херсонесу, примечателен конкретными экспонатами. Даже сейчас здесь можно найти следы античной архитектуры, к примеру, собранные по кусочкам базисы колонн и цоколи трактиров.

Как добраться до дороги-музея?

Самый удобный путь к Календской тропе в Крыму лежит из Скельской пещеры, к ее недрам гостей Севастополя и Балаклавы часто доставляют туристическими автобусами. 200 м вполне сносного подъема перенесут вас к самой сердцевине старого тракта. Хотите проехать на своей машине? Приезжайте к Родниковскому или Подгорному. Местные покажут дальнейшую схему движения, указав приоритетные ориентиры на местности.

Проще ориентируетесь на карте? Вот маршрут, по которому можно добраться до Римской дороги:

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Подгорное, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.451944, 33.827778.

Римский тракт «Харакс – Херсонес» осуществлял функции сообщения двух важных форпостов Рима. Благодаря своевременной переброске военных сил имперскую власть над аборигенами удавалось сохранять веками. Маршрут интересен для любителей древней истории и местного краеведения, а также фанатов фотосессий – на фоне руин и скал. Их фото и отзывы можно в огромном множестве найти на туристических сайтах и в блогах, в том числе и на нашей страничке.

Это может быть интересно:

krymania.ru

Древние дороги и перевалы — Крымские горы

Галерея

This gallery contains 15 photos.

От восточной окраины села Коккозы (нынешнее Соколинное) некогда находилась въючная тропа, по которой можно было не затрачивая особых усилий, подняться на скалы Седам-Кая (Орлинный Залет). От усадьбы Кутлер тропа первоначально Продолжить чтение →

Опубликовано в Бельбекская долина, Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Начинается маршрут в селе Танковое, откуда нужно пройти вдоль трассы в сторону Малосадового около 2 км. По дороге можно посмотреть Сюйреньские гроты, служившие жилищем древних людей, а также панорамы скал Продолжить чтение →

Опубликовано в Древние дороги и перевалы, Многодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 6 photos.

Река Манаготра — один из немецких топонимов Крыма (mann god — человек бог, mein god — мой бог или даже men goth — люди готы). Даже после падения Мангупа в Продолжить чтение →

Опубликовано в Древние дороги и перевалы, Многодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Во время войны в 1941 году, по приказу немецкого генерала Эриха фон Манштейна, силами советских военнопленных и немецких сапёров, была построена танковая дорога и металлический мост через Черную речку. Дорога Продолжить чтение →

Опубликовано в Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 6 photos.

Эти два перевала расположены совсем близко, 200 метров друг от друга. Перевал Эски-Богаз (с тюркского «старый перевал»). Очевидно, он более древний. Дорога с него спускается в район поселка Оползневое. Сейчас Продолжить чтение →

Опубликовано в Древние дороги и перевалы | 2 комментария ↓

Галерея

This gallery contains 3 photos.

Перевал Беш-Иоль находится в трех км западнее села Широкого и в трех км северо—восточнее села Гончарного Балаклавского района. Топоним тюркского происхождения, в переводе означает—пять дорог («беш«-пять, «иоль, иол, йол, ел» Продолжить чтение →

Опубликовано в Древние дороги и перевалы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Это самая большая и хорошо сохранившаяся древняя дорога Крыма, прокладку которой приписывают римлянам. Начинается она у села Родниковское рядом со Скельской пещерой. Дорога поднимается в горы, часть ее вырублена в Продолжить чтение →

Опубликовано в Байдарская долина, Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 3 photos.

Современная грунтовая дорога из Байдарской долины в село Колхозное проходит по следам древней дороги, которая вела на перевал Ат-Баш и в Бельбекскую долину. Дорога очень живописная и по внешнему виду Продолжить чтение →

Опубликовано в Байдарская долина, Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Еще одна древняя тропа, связывающая Южный Берег Крыма  с Байдарской долиной через перевал Чертова Лестница.Она проходит параллельно Календской тропе и тропе Малташ-Узень. Вероятно, в средние века эти торговые дороги были Продолжить чтение →

Опубликовано в Байдарская долина, Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

В этом небольшом каньоне течет пересыхающая летом речка Арманка (Малташ-Узень). Некоторые называют это место Розовым каньоном из-за розоватого оттенка известняков, из которых сложены окрестные скалы. Через Розовый каньон проходит одна Продолжить чтение →

Опубликовано в Байдарская долина, Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 9 photos.

Каньон пересыхающей речки Календа — весьма примечательное и малоизвестное место. Это один из нескольких небольших каньонов Байдарской долины. Он не впечатлит вас своими масштабами, но порадует своей уютностью и первозданной Продолжить чтение →

Опубликовано в Байдарская долина, Древние дороги и перевалы, Однодневные походы | Оставить комментарий

Галерея

This gallery contains 3 photos.

Проселочная дорога из Научного в Верхоречье представляет из себя горную грунтовку протяженностью 7 километров. Дорога имеет каментистые и грязевые участки. От Научного к Верхоречью идет постоянный спуск, как равномерный, так Продолжить чтение →

Опубликовано в Древние дороги и перевалы | Оставить комментарий

www.mangupa.net

Римская дорога из крепости Харакс в Херсонес.

Сентябрь 19th, 2015 admin

Староримской дороги (Чертова Лестница. Фирсов Л., 1973)

С глубокой древности вдоль Южного берега Крыма существовало несколько путей через Главную гряду Крымских гор. Многие тропы были проложены местными жителями, таврами и греками, а каменные дороги через перевал прокладывали римские легионеры.Древнеримская дорога«Via militaris» в Крыму соединяла второй половине I века н. э. два крупных римских гарнизона – Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, проходя вдоль побережья через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень) в Байдарскую долину и далее через римскую крепость «Symbolum portus» Симбалон берегу Балаклавской гавани в Херсонес.

генуэзская-креп-чембалоПеревал «Чёртова лестница» (Шайтан-мердвен) – это перевал над Гурзуфом, Василь-богаз у Ялты, Гаспра-богаз в районе горы Крестовой, Эски-богаз над Симеизом, Байдарский перевал. Однако самый замечательный среди них в природно-живописном отношении и самый короткий путь с Южного берега на плато Яйлы – это «Чёртова лестница». Главная гряда Крымских гор снижается в районе посёлка Мухалатка, образуя широкую выемку. Через неё и проходит тропа, ведущая через перевал на высоте 578 метров на северный склон горной цепи. Этой горной дорогой через перевал пользовались ещё римские легионеры, проложив дорогу из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор.

Староримская дорога - Спирады, январь 2013

Староримская дорога — Спирады

Сейчас можно увидеть несколько участков старо-римской дороги, все они небольшие, но по ним можно проследить весь путь через перевал Шайтан-Мердвень, соединяющий предгорные районы с Южным берегом Крыма:«Via militaris», начинается от села Календа (ныне село Подгорное) — Календская тропа идёт в сторону Чёрного моря через перевал «Чёртова лестница». (по-тат. Шайтан-Мердвен).Второй участок «Via militaris» Мордвиновская дорога сохранился у села ОрлиноеТретий участок «Via militaris» сохранился у села Родниковое, далее путь ведёт через урочище Карадагский лес в Байдарскую долину.Из села Подгорного «Via militaris» прямиком шла на село Широкое римская дорога пересекала Байдарскую долину, потом поднималась на склон горы Симналых и далее вверх и вниз по невысоким горам, где крутые склоны преодолевают серпантинами, и приводила в село Морозовку. Дальше «Via militaris» шла по правому берегу реки Чёрной, по долине Кара-Коба, а оттуда в Херсонес Таврический.

1-Севастополь и античный Херсонес

Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. В 60-х годах I века греческий Херсонес сам обратился за помощью к Риму, так как не мог самостоятельно защитить город и дать отпор скифам. Римская империя воспользовалась ситуацией для укрепления своего влияния в Тавриде и Причерноморье.

МёзияРимский военный гарнизон возглавил легат Мёзии Тиберий Плавтий Сильван, командовавший XI Клавдиевым, I Италийским, V Македонским легионами и 40 кораблями Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте.

ай-тадорКроме Херсонеса форпоста римской армии в Крыму, для контроля над обширными территориями Тавриды было решено построить еще одну военную крепость. Выбор пал на бывшую военную крепость тавров на мысе Ай-Тодор, римская крепость была названа Харакс, и возведены новые укрепления.Связь между римскими крепостями осуществлялась по морю, но этого пути было явно недостаточно из-за частых морских штормов и ураганов, часто бушевавших на Черном море осенью и зимой. Солдаты римского гарнизона взялись за строительство надёжной в любую погоду сухопутной дороги.

Староримская дорога - Спирады, январь 2013

Староримская дорога — Спирады

Во многих местах старо-римской дороги сохранились насыпи, подпорные стенки – «крепиды» — характерные технологии строительства римских дорог в горной местности.Старо-римская дорога была самой короткой дорогой, соединяла морское побережье с долинам Тавриды. Не только римляне пользовались римской дорогой, но и местные жители тавры, греки и скифы. Римские легионеры не раз вступали в бой с обитателями Тавриды, местные жители яростно сопротивлялись римлянам и часто устраивали на дороге засады и нападения.

В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс, а старая римская дорога осталась в Крыму.  Календской тропой и сегодня можно пройти, а ведь, по ней шагали римские легионеры 1775 лет назад.

Roman_Road_at_Herculaneum

Местами по пути следования римской «Via militaris» можно увидеть и добротную булыжную мостовую, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которые сотни лет поддерживали дорогу в надлежащем состоянии, и взамен были освобождены от уплаты налогов.

Календская тропа столетиями использовалась как дорога для вьючных животных, переносящих грузы. Календная тропа кое-где вымощена добротными булыжниками, идёт на подъём, петляя по густому лесу, периодически выходит к обрыву на Чертовой лестнице.Глубокие колеи от колес повозок, тысячу лет врезавшиеся в скальную поверхность старо-римской дороги лучше всего видны на яйле до Кильсе-Бурун. На тропе, среди камней можно найти осколки древнегреческой керамики относящейся к I веку нашей эры и осколки средневековой керамики.

римская дорога в крыму

Исследователи Календской тропы не сомневаются, что сам путь существовал на яйле Кильсе-Бурун и до прихода римлян в Тавриду, однако легионеры укрепили горную тропу «варваров» и проложили по ней настоящую дорогу и обеспечили её охрану. Римские стражи дорог — бенефицарии, следили за передвижениями по римской дороге и предупреждали римский гарнизон о засаде и опасности столкновений с воинственными таврами.

Староримская дорога - Спирады, январь 2013

Староримская дорога — Спирады

Топонимика названияКак переводится топоним Календа? Календа, от корня слова кала – kāla – коло, круг жизни, момент времени, пространство, время-календарь, вечный круговорот жизни. Большинство древних календарей круглые и имеют форму круга, колеса.Для защиты дорог в Таврии строили крепости в начале Календской тропы, и на южной стороне Чертовой лестницы. Высокие стены крепости замыкались по кругу, потому и крепости назывались — «кале». Крепость в Крыму Ени-Кале, город во Франции Кале в проливе Па-Де-Кале.Некоторые исследователи считают, что название села Календа относится ко времени пребывания римлян в Крыму, когда основной базой войск и флота в I веке н. э. был для римских легионеров греческий Херсонес .В 1820 г. по старой римской дороге по «Чёртовой лестнице» поднимался А.С.Пушкин со своими спутниками, направляясь в Георгиевский монастырь, что близ Севастополя.Подробнее: http://italia-ru.com/page/dorogi-drevnego-rima

Реклама:Многие россияне оценили удобство интернет сервиса подбора и бронирования на выходные дни отелей, квартир гостиниц на ночь в Москве, Севастополе, Ялте, позволяющее туристам прекрасно отдохнуть и продолжить путешествие, не тратя время на поиск жилья.

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

"Крымский маршрут". Самая живописная дорога Крыма и многое другое...

"Бездорожье для массового потребителя" - именно так можно назвать дорогу, по которой мы отправились в пятый базовый лагерь. Оттуда мы уедем в долину приведений Демержджи, а затем, по старой Бахчисарайской дороге до Куйбышево, предварительно заехав к горе Ай-Петри. В общем, мы углубляемся в центральную часть полуострова Крым. Позади остаются наиболее известные достопримечательности полуострова, впереди ждёт дикий Крым.

2. Поиски поляны для пятого лагеря привели нас в такое место, куда "искателей приключений" привозят в джип-туры, катают на подготовленных уазах. Хорошенько трясут во время езды по камням, чтоб каждый купивший билет на ЖИП-сафари осознал, что такое "крымское бездорожье", и понял, что не зря заплатила денежку за полученный адреналин.

3. Так вот. Под хмурые взгляды уазоводов, которые зарабатывают денежку на доставке туристов к водопаду Джур-Джур, мы въехали в ущелье Хапхал. Ехали неспеша, фотографировали красоты, объезжали камни, пока нас не догнал "заряженный" УАЗ - полный туристами. Догнал, погудел на радость туристам нам в спину, и уехал к водопаду.

4. Мы тем временем нашли прекрасную поляну для пятого лагеря (44.80506; 34.46464), между двух плато - Демерджи и Караби-Яйла.

Кстати, это практически единственное место в непосредственной близости к водопаду, где можно встать с палаткой. Плюс ко всему, рядом есть источник с пресной водой.

5. С поляны открываются прекрасные виды на границу плато Демерджи.

6. И на границу плато Караби-Яйла. На Караби сейчас скорее всего космические виды, и нулевая видимость - из-за этого космические виды открываются со стороны. Собственно, на Караби мы и держим путь.

7. Что касается водопада Джур-Джур, согласно википедии - это самый мощный водопад в Крыму: его средний расход воды составляет 270 литров в секунду.

Больше сказать про водопад особо нечего, кроме того, что тут к водителю нивы присосался клещ. Последнего, во время банных процедур со скрипом извлекли из Серёгиного тела. После чего отправились в долину привидений Демерджи.

8. Вообще, благодаря пейзажным фотографам - долина привидений Демерджи ассоциировалась у меня с дикими лошадями в кадре, на фоне красивых гор. И всю дорогу, пока ехал до долины привидений, где-то глубоко в душе переживал - "Какой-же из меня фотограф, если не привезу кадр лошадей на фоне Демерджи" (сарказм). И вот она удача.

Сфотографировать непарнокопытных на фоне туманной Демерджи - done.

9. Скорее всего, такая активность маленького, но гордого ишака объясняется тем, что он видит вокруг.

10. Да ещё в таких количествах.

11. А ещё, пока ехали в долину, заметил, как нам на хвост сел экипаж на MPS. Позже выяснилось, что тоже из Москвы, приехали искать приключения на пятую точку. И первый вопрос, который они мне задали - "Блин, где тут можно застрять? Нам сказали на Демерджи точно не проедем, поехали за вами в надежде застрять вместе - не застряли...".

Предложил им прорваться до урочища Джурла. =)  После чего они перешли на всякий случай на одну волну с нашими рациями, и куда-то уехали. Больше мы их в рации не слышали.

12. "Для лучших мест на этой планете". Естественно речь идёт про НИВУ 4*4. Видите? А она есть.

13. Долго у Демерджи задерживаться не стали, точнее шквалистый ветер со снегом, вынудили нас отправиться дальше. Минуя прибрежные города отправились к самой красивой дороге Крыма.

14. Старая Бахчисарайская дорога. Несмотря на то, что на карте эта дорога выглядит как второстепенная, и перед въездом на перевал висят таблички - "перевал закрыт", каждый автопутешественник побывавший в Крыму должен увидеть эту дорогу своими глазами.

15. Местами дорога узкая. Слева гора, справа обрыв.

16. Десятки крутых поворотов, из-за которых время от времени вылетают встречные машины. И вдруг нива, со снегом на бампере. =o

На улице + 15.

17. На высоте 800 метров снега становится больше, открываются сумасшедшие виды. Приходится создавать аварийные ситуации, останавливаясь на перевале, для того, чтоб сделать кадр.

18. Поворот на 180 градусов, 300 метров и снова поворот, и ещё, и опять поворот на 180...

19. Проще говоря, весь перевал, это повороты. И затяжной подъём на высоту 1000 метров.

20. И чем выше - тем больше снега.

21. И ещё больше желания остановиться и поснимать красоту вокруг.

22. Промежуточный финиш. Подъём позади, впереди не менее эффектный спуск.

23. Но для начала прокатимся к Ай-Петри.

24. Вот и Ай-Петри, или точнее сказать её фрагмент. Кстати, высота Ай-Петри 1234 метра. 1 - 2 - 3 - 4 метра, очень легко запомнить.

25. С горы открывается вид на "игрушечную" Ялту, и огромное облако на горизонте, которое через 30 минут дойдёт до нас, и изменит пейзаж вокруг до неузнаваемости. Не верите, листайте ниже.

26. Ялта - как и Крым разнообразна. Вот например - пятизвёздочные отели.

27. Пансионаты времён СССР, некоторые из которых давно заброшены.

28. Частный сектор.

29. Эпическое пришествие того самого облака со стороны Чёрного моря. Разница с предыдущим кадром несколько минут.

30. Общий план - для наглядности.Насколько эффектно это выглядит в живую - не передать.

31. И пейзаж, который изменился до неузнаваемости.

32. Спустя 15 минут снова солнце.

33. И спуск по старой Бахчисарайской дороге вниз. Опять головокружительные повороты, сумасшедшие виды вокруг, обрывы...

34. И буковый лес. Вообще, бук произрастает в горах - на высоте до 2300 м над уровнем моря. Поэтому, этот участок букового леса уникальный.

35. Обычный лес.

36. Обычный для старой Бахчисарайской дороги пейзаж.

37. И Большой Крымский каньон. Который мы не успели осмотреть. Точнее прогулялись буквально километр, и осознав, что пока не стемнело надо найти место под лагерь - поехали дальше.

38.

39. В итоге, на то чтобы проехать примерно 70 километров у нас ушло 8 часов!

40. К закату нашли прекрасную дорожку уходящую в дремучий лес.

41. Где и поставили 5 лагерь.

42. С координат пятого лагеря пожалуй в следующий раз и начну.

doner.livejournal.com

Древние дороги. Тайны горного Крыма

Древние дороги

По выходе с Чертовой лестницы на яйлу пути расходятся. Дорога, ведущая на север, в село Родниковое (б. Скеля, искаженное «скала» — лестница), проходит по балке Малташ-дере, в переводе с татарского "торговая балка". По мнению Н. И. Репникова, это название указывает, что здесь через Шайтан-мердвен с глубокой древности проходил торговый путь из Херсонеса, Инкермана и Балаклавы на Южный берег. Если повернуть в западном направлении, дорога приведет к селу Орлиному (б. Байдары) и Байдарским воротам. Участок этой, ныне почти заброшенной и известной только местным жителям дороги, проходящей по левому склону крутой балки, представляет совершенно особый интерес: на протяжении почти 5,5 км она выбита в известняке. Высота выемки в скале достигает местами 2–3,5 м; противоположная обочина дороги укреплена подпорными стенами — крепидами, сложенными из крупных глыб без связующего раствора. Дорожное полотно шириной 6–6,5 м в основном проходит по голой скале, дополненной в районе крепид подсыпкой камней и щебня. Заметны глубоко врезанные колеи, отполированные до блеска. Дорога эта, известная с прошлого века под названием Мордвиновской и использовавшаяся для вывозки леса, вряд ли создана предприимчивым графом, хотя возможно, и подправлена им. О ее древности свидетельствует, прежде всего, керамика, рассеянная на всем протяжении дороги: кроме средневековой есть и отдельные находки краснолаковой керамики римского времени. Исследователями высказано предположение, что именно здесь проходила военная римская дорога — via militaris, связывавшая опорную базу римской оккупации Таврии — Херсонес — с занятой и перестроенной ими же крепостью на Южном берегу — Хараксом (Ай-Тодор). На Южный берег эта дорога могла спускаться по более удобному для колесного транспорта пологому перевалу Эски-богаз, над Симеизом, а также по более короткому, пригодному для пехоты и всадников — Шайтан-мердвен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

От Тавриды до "Тавриды", часть I. История главной дороги Крыма под колесами скифов и царской кареты

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (второй слева) осматривает схему строительства автомобильной дороги Таврида. Слева - глава Республики Крым Сергей Аксенов, справа - министр транспорта РФ Максим СоколовВ аппарате Совмина выступили за строительство федеральной трассы "Таврида" в обход села УкромноеСИМФЕРОПОЛЬ, 17 окт – РИА Новости (Крым), Алексей Вакуленко. Значение восточно-западного направления для Крыма менялось с годами под влиянием геополитических процессов. Еще в Средневековье оно было приоритетным. Этот путь соединял важнейшие порты в нынешних городах Керчь, Феодосия, Судак и Севастополь. Для доставки товаров между ними и другими поселениями полуострова и прокладывались дороги.

Это сейчас каждый приезжий спешит на трассу к курортной Ялте. Но до ХХ века этот край был сложнодоступен из-за отсутствия комфортного и быстрого способа проехать через горы к морю. Южнобережные поселки жили несколько обособленной в экономическом и политическом плане жизнью. Ключевой же была горизонталь Восток-Запад. Именно по этой горизонтали перемещались на лошадях скифы и греки, возили товары генуэзцы и подданные крымского хана. По ней проехала Екатерина II с зарубежными дипломатами, а до императрицы поступью победителей прошествовали Суворов и Долгоруков-Крымский. Вдоль этого направления строились города, в которых принимались судьбоносные решения.

Часть трассы "Таврида" пройдет через шесть крымских городов и 43 села >>

После воссоединения Крыма с Россией направление Керчь – Севастополь стало еще важнее, чем в старину. Ближайшую точку материковой России отделяет от крайней крымской узкий Керченский пролив. По нему на полуостров попадают товары и пассажиры: отдыхающие и командировочные, да и сами крымчане. Летом их количество достигает десятков тысяч в сутки. Все продвигаются вглубь полуострова фактически по той же дороге, что их предшественники столетия тому назад. На середине пути к ним присоединяются те, кто прибыл в аэропорт "Симферополь". Ежедневно огромное количество автомобилей курсирует из Симферополя в Севастополь.

После введения в эксплуатацию Крымского моста пассажиров и транспорта станет в разы больше. Путь от Керчи до Севастополя, который когда-то занимал несколько дней на повозке, должен будет с легкостью преодолеваться за несколько часов. Соединять Запад и Восток будет федеральная трасса "Таврида" – новейшая и главная транспортная артерия полуострова.

Она, как пояснили РИА Новости (Крым) в республиканском Минтрансе, пройдет через Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь, а также через 43 сельских поселения. При этом трассу общей протяженностью 253,5 километра оборудуют по меньшей мере 20 транспортными развязками, а беспрецедентное по размаху строительство навсегда станет частью большой истории Крыма.

О том, как от эпохи к эпохе менялись дороги на месте будущей федеральной трассы, читайте в материале РИА Новости (Крым): в первой части – от Средних веков до советского периода, во второй – со времен СССР до наших дней.

Со времен скифов и Орды

Председатель правительства РФ Дмитрий МедведевМедведев о предстоящих тратах на "Тавриду": "резервов нет"Водитель первого класса, ударник коммунистического труда, историк и краевед Владимир Гуркович исколесил весь полуостров и о крымских дорогах знает не только из книг и документов.

По его словам, дорога, соединявшая нынешние Симферополь и Керчь, существовала еще во времена скифов, то есть в VI-V веках до нашей эры.

"Между людьми всегда существовал обмен. Там, где был населенный пункт у моря, ловили рыбу, ее надо было продавать. Соответственно, необходимо было ее везти туда, где выловить ее невозможно", – приводит пример краевед.

"С ходом истории дороги в Крыму несколько видоизменились: появилось покрытие, они расширялись, появлялись повороты, но в целом, если взять направления этих дорог (к примеру, из Перекопа до Симферополя, из Симферополя до Керчи или до Севастополя), они повторяют те тропы, которые существовали, условно говоря, на заре появления колеса, – уверен краевед, историк Владимир Гуркович. – Там, где раньше были пешеходные тропы и караванные пути, впоследствии проложили гужевые дороги, а потом автомобильные".

Географ и краевед Сергей Киселев рассказывает, что в доантичный период дороги в Крыму представляли собой тропы, которые объединяли отдельные поселения и служили скотопрогонными тропами на крымские яйлы – горные пастбища.

Крымовед Сергей Киселев

Your browser does not support HTML5 audio

"В эпоху античности начинается процесс колонизации Крыма и строительство городов в прибрежных районах. Классический античный город представлял из себя полис, в котором жили люди, и хору, сельскохозяйственную округу. Одной из наиболее сохранившихся до недавнего времени была хора Херсонеса Таврического, и там по периметру земельных наделов были проложены дороги в нынешнем понимании. Если сегодня мы поедем в любой дачный массив, мы увидим между участками такие дороги – как правило, это грунтовые дороги, не мощеные", – пояснил он.

По словам Киселева, в крымской части Боспорского царства существовало значительное количество небольших городских и довольно крупных сельских поселений на черноморском побережье и на азовском побережье, которые соединяли дороги.

Севастопольский участок трассы "Таврида" обойдется в 8 млрд рублей >>

"Там, где были дороги, особенно связывающие между собой разные государственные образования, существовала система таможен, – говорит краевед. – Похожая таможня недавно была раскопана на Керченском полуострове, уже установлен характер этого охранного пункта на одном из четырех валов, которые пересекали Керченский полуостров. На самом валу, возвышающемся на полтора-два метра над землей, хорошо видны остатки башен, и так на протяжении 30 километров. В Средневековье, наверное, еще довольно хорошо видны были эти стены, и неслучайно первые русские путешественники в Китае в начале 17-го века, когда увидели Китайскую стену, назвали ее "китайским Крымом".

Крым с высоты птичьего полетаСтоимость федеральной трассы "Таврида" больше расти не будет - глава Правительства РФДиректор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин поясняет, что в эпоху развитого Средневековья, Золотой Орды, когда центром генуэзских владений на Крымском полуострове была Кафа (Феодосия), для городов, которые к тому времени существовали в центре Крыма и на юго-западе, главным являлось направление восточное.

Определен подрядчик трассы "Таврида" >>

"Оно доминировало, когда Кафа была столицей сначала генуэзских, потом турецких владений, и центр Крыма сообщался с востоком. После присоединения Крыма к России (первого, в конце XVIII века – ред.) это направление потеряло значение. И вот снова мы видим, как оно возрождается. Уже не Армянск и Красноперекопск – ворота Крыма, а Керчь. Это будет иметь экономико-географические последствия. К примеру, если раньше одним из первых заполнялся такой курорт, как Евпатория, то теперь до него нужно еще доехать. Мы – свидетели серьезных транспортных изменений, которые приведут к перестройке в хозяйстве, в размещении производств и так далее", – уверен Мальгин.

Строительство трассы "Таврида" – это достаточно новое явление, считает историк.

"Часть этой трассы пройдет по старой дороге, в том числе по которой ехала Екатерина II в 1787 году (отрезок от Симферополя до Бахчисарая – ред.), часть будет построена заново, – говорит Мальгин. – Кстати, в восточном Крыму сохранились фрагменты дорог генуэзского времени, очень хорошо сделанных. Но в основном дорожная сеть на полуострове начала развиваться после присоединения Крыма к России".

Спасибо Екатерине II

Мощным толчком к масштабным дорожным преобразованиям на полуострове стало путешествие императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Тогда князь Григорий Потемкин поручил полковнику Корсакову строительство дороги через Кизикермен и Перекоп в Крым, причем требовал сделать ее "богатою рукою, чтобы не уступала римским". "Я назову ее Екатерининский путь", – добавил князь.

Директор музея истории Симферополя, кандидат исторических наук Ирина Вдовиченко рассказывает, что тогда все дороги были приведены в порядок, о чем свидетельствуют соответствующие указы.

"Путь императрицы был просчитан, дороги были расчищены, приведены в порядок. С тех пор направление дороги от Симферополя до Севастополя через Бахчисарай радикального изменения не претерпело. Ничего удивительного в этом нет, потому что дороги веками накатываются в самых удобных местах, где можно проехать, пройти, где не заливает, нет грязи", – отмечает Вдовиченко.

Рота амазонок встречает Екатерину II в Крыму. Неизвестный художник, XVIII век

Рабочая поездка премьер-министра РФ Д. Медведева в Крымский федеральный округНа строительство "Тавриды" нашли более 100 млрд рублей - МедведевПо словам краеведа Вячеслава Хачатуряна, светлейший князь Григорий Потемкин повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными "дорожными знаками": каждая верста обозначалась специальным треугольным обелиском "из дикого камня", а через каждые десять верст водружали каменную "милю" – "круглую пропорционально вытесанную колонну с украшением вроде осьмиугольной капители".

Главный архитектор Крыма согласовал схему трассы "Таврида" >>

"Екатерининские мили – абсолютно уникальный памятник зодчества – сегодня являются единственным сооружением, специально построенным в честь путешествия императрицы в Крым. За двести с лишним лет "верст" уже не осталось ни одной, а "миль" сохранилось всего три: у дороги Бахчисарай – Севастополь (недалеко от Новопавловки), на Северной стороне Севастополя и возле Ханского дворца в Бахчисарае. До недавнего времени остатки еще одной "мили" можно было видеть на седьмом километре от Старого Крыма", – рассказал Хачатурян.

Дорога императрицы "пролегала по битому (разбитому – ред.) тракту, но кое-где в горной части полуострова ее прокладывали заново", уточняет директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

"Фрагменты этой дороги в некоторых местах видны и сегодня. Всего на организацию вояжа было затрачено 15 миллионов рублей, не считая 3 миллионов из доходов князя Потемкина", – добавил он.

"Гориста и не всегда хороша"

К началу XIX века дороги стали не намного лучше, считает Мальгин.

"Дороги были, как известно, второй по значению бедой России после дураков, – рассказывает историк. – Пути на юг не представляли исключения. Это были обычные грунтовые тракты (шоссейные дороги, то есть укрепленные щебеночным слоем, начали устраивать только в 1817 году, и до 1840 года в среднем ежегодно в империи открывалось не более 34 верст). Как правило, они были весьма неустроенными, и во время дождей и таяния снегов превращались в непроходимую кашу".

Передвигаться по российским дорогам было непростым делом, утомительным и долгим. Поэтому для удобства путешественников через каждые 25-30 верст (около 27-32 километров) "были устроены почтовые станции, где путешественники согласно подорожной – своего рода путевому паспорту – имели право менять лошадей", пояснил Мальгин.

"В Крыму между главными городами существовало с 30-х годов сообщение на дилижансах – больших каретах, вмещавших 10-12 пассажиров. Некоторые путешественники, особенно не слишком свободные в средствах, нанимали для передвижения татарские арбы – мажары. Именно так в 1840 году поступил археолог Иван Бларамберг, следуя из Керчи в Симферополь", – говорит историк.

Дорога в Керчи в 1840-х гг. на литографии Карло Боссоли

По словам Мальгина, с центром губернии восток соединял почтовый тракт, проходивший через первое русское селение на полуострове – Зую, – затем через Карасубазар (Белогорск) и шедший далее до Судака, Феодосии и Керченского полуострова.

"Дорога к Симферополю большею частью гориста и не всегда хороша", – писал в 1820 году литератор Гаврил Гераков, ехавший в обратном направлении.

Спустя 17 лет участники крымского вояжа мецената Анатолия Демидова рисуют уже другую картину: "Дорога в Карасубазар – очень ровная, идет по бесплодным возвышенностям, изсохшим от зноя… Дорога повсюду очень широка, по сторонам ее идут рвы, хорошо содержимые".

Все о строительстве федеральной трассы "Таврида" — в сюжете РИА Новости (Крым) >>

Путешественники отмечают также оживленное движение: "Кроме нас было очень много проезжих".

Крымские дороги в 1860-х гг. XIX века. Гравюра Юлия Берндта

Если в XIX веке кто-то собирался поехать в Крым, это могло произойти раз в жизни, поскольку путешествие было достаточно далеким, рассказывает Мальгин. Поэтому люди стремились посмотреть не только Крым, но и Кавказ, как, например, это сделал поэт Александр Пушкин с семейством генерала Николая Раевского.

Главный архитектор Крыма: "Тавриду" начнут проектировать в 2017 году >>

"И все, кто совмещал посещение Кавказа с посещением Крыма, так или иначе попадали на полуостров восточным путем", – подчеркивает историк.

Время дорогих дорог

Крым с высоты птичьего полетаГлавный архитектор Крыма согласовал схему федеральной трассы "Таврида"Исследовательница Татьяна Адашова отмечает, что активное строительство дорожно-транспортного комплекса на полуострове началось в 20-х годах, когда на смену грунтовым дорогам стали приходить шоссейные.

Массовое строительство шоссейных дорог в Крыму пришлось на 30-е годы XIX века, на новый уровень дорожное строительство в Крыму вышло в 60-е годы.

"Начало было положено участком дороги Симферополь – Севастополь и знаменитым южнобережным шоссе от Севастополя через Байдарские ворота на Ялту и далее до Алушты, – рассказывает Адашова. – Позднее оно было продолжено от Алушты до Судака и далее на север до соединения его с шоссе Симферополь – Феодосия, достроенным в начале XX века. В первую очередь были шоссированы три основные магистрали: от Перекопа до Севастополя, от Симферополя до Керчи и от Симферополя до Евпатории. Не меньшее стратегическое значение имело строительство Южнобережного шоссе, впервые связавшего степной Крым с побережьем, излюбленным местом отдыха русских царей и знати".

Дорога в степном Крыму (середина XIX века) на литографии Карло Боссоли

Сроки ввода трассы Таврида синхронизированы с вводом Крымского мостаСроки ввода федеральной трассы "Таврида" синхронизированы с вводом Крымского мостаНа рубеже XIX-XX веков дорогу формировал грейдер (машина для выравнивания почвы на месте будущей дороги – ред.), запряженный восьмеркой лошадей, говорит краевед Владимир Гуркович.

Трассу "Таврида" планируют полностью построить в 2020 году >>

"Грейдер профилировал дорогу, чтобы справа и слева в специальные канавы, который были на проезжей части, стекала вода, – поясняет он. – И если дорога была почтовая, то через 20-30 километров были почтовые станции. Обязательно были указатели, версты, существовали посты, шлагбаумы, станции, колодцы, где можно было напоить лошадей. Такая структура была в Крыму с екатерининского периода. Когда появились автомобили в начале 20-го века, дороги оставались теми же самыми. В советский период их начали покрывать гудроном".

По словам Гурковича, впоследствии на грейдеры установили паровые двигатели, затем двигатели внутреннего сгорания, а еще позже для строительства дорог в Крыму стали использовать комбайны, которые выполняли все этапы укладки твердого покрытия.

"В ХХ веке дороги стали инфраструктурой. Они используются и с экономической, и с военной, стратегической, целью", – заключил краевед.

crimea.ria.ru