Ученым удалось составить портрет древнего человека / news2.ru
Анализ ДНК человеческого волоса, найденного в Гренландии в вечной мерзлоте, позволил ученым смоделировать портрет древнего человека. Выяснилось, что живший 4000 лет назад обладатель волоса имел карие глаза, густую темную шевелюру и был склонен к облысению.
Группа исследователей под руководством профессора Копенгагенского университета Эске Виллерслева опубликовала результаты работы в журнале Nature. Анализ генома также показал, что предки Инука, как назвали ученые обладателя волоса, мигрировали в Гренландию из Сибири, предположительно, около 5500 лет назад.
Выяснилось, что Инук (по-гренландски "человек") принадлежал к древней арктической цивилизации Саккак. По ДНК исследователи также установили, что масса тела и характер метаболизма Инука позволяли ему хорошо переносить холод. Представители культуры Саккак охотились на тюленей и морских птиц, добывая большую часть пропитания морским промыслом.
Результаты археологических раскопок говорят о том, что древние жители Гренландии жили зимой в крохотных палатках. Передние зубы Инука своей формой напоминали ковш экскаватора. Ушная сера была твердой, что делало его уязвимым перед различного рода ушными инфекциями. Исследователи Копенгагенского университета считают, что Инук умер молодым, поскольку найденный волос был достаточно толстым, несмотря на генетическую склонность его обладателя к облысению, отмечает BBC. Анализ ДНК найденного волоса занял у ученых почти год. Предположительно, предками Инука были чукчи и коряки.
Генетики говорят о том, что обладателя найденного волоса вряд ли можно считать предком нынешних алеутов или коренных американских индейцев. Как заявил профессор Виллерслев, до сих пор неясно, каким образом представители культуры Саккак смогли преодолеть путь из Сибири до Гренландии. По его словам, также по сей день остается нераскрытой тайна, почему вымерла цивилизация Саккак – из-за климатических изменений или же в результате борьбы с представителями д
news2.ru
Изображение человеческого тела в истории искусства
Зрительное восприятие окружающего мира является, несомненно, самым главным в жизни человека, ведь более восьмидесяти процентов информации человек воспринимает благодаря зрительным рецепторам.
Люди узнают мир через изображение и в меньшей мере благодаря звукам, осязанию, обонянию и вкусу.
С давних времен люди пытались отобразить окружающий их мир, а самый часто повторяющийся и самый интересный предмет изображения — это человеческое тело.
Удивительно, насколько притягательным оно является, и какое бесчисленное множество самых необычных изображений встречается в истории искусство от первобытных времен и до нашего времени.
Без сомнений, это – неиссякаемый источник вдохновения и постоянный объект интереса в живописи, скульптуре, фотографии и телевидении.
Хотя само человеческое тело оставалось практически неизменным в течение многих веков, изображения зачастую не являются точной копией человека.
Представления о красоте и идеале постоянно трансформировались и в каждой эпохе люди воспринимают себя по-разному. Зачастую это всего лишь образ, напоминающий человека – своеобразное воображаемое представление о человеческом теле.
И это неудивительно, потому как наш мир – всего лишь мир иллюзий возводимых творческой личностью в реальность. Но в каждое время и в каждой эпохе есть особый ключ к пониманию, почему люди так себя представляют.
Рассматривая древние женские статуэтки первобытного искусства, невольно обращаешь внимание, что некоторые детали тела либо намеренно отсутствуют, либо существенно приуменьшены, а другие детали гротескно преувеличены.
Невольно это наталкивает на мысль, что именно ценилось в первобытном обществе. Суровые условия жизни и необходимость выживания вида подталкивали к ассоциированию объемного женского тела идеалом изобилия и красоты, который даст возможность продолжить свой род.
Египетское государство — одно из самых древнейших, и эта цивилизация оставила после себя самое самобытное и строго каноническое искусство.
Возникнув более семи тысяч лет назад, оно просуществовало в неизменной форме почти пять тысячелетий. В строгой геометричности фигур, которые всегда были одинакового роста и типа телосложения, скрывается главная загадка – почему все изображения такие единообразные?
Переходя на другой этап развития общества, человечество потеряло ценность пухлого тела и больших жировых запасов. В древнеегипетском обществе царила строгая иерархия, люди поклонялись богам, верили в загробную жизнь и считали фараона воплощением бога Ра на земле.
Фараон должен был быть подобным богам и любые несоответствия с этим образом тщательно скрывались. Обликам правителей придавали одинаковые черты не только на изображениях, но в жизни.
Общество не желало меняться и стремилось оставаться таким же, поэтому в четкой геометричной выверенности фигур этого формализированного искусства скрывается преувеличение стремлений общества – оставаться таким, какое оно есть на данный момент и не меняться, тем самым создавая вечность на земле.
Возникшая немного позже культура Древней Греции много переняла у египтян и многие скульптуры вначале походили чем-то на египетские.
Но стремление наиболее реалистично изобразить человеческое тело подталкивало скульпторов искать новые технологии. В этой цивилизации царил культ тела, возводящий в абсолют как внешнюю, так и внутреннюю красоту человека. Физическая красота предполагала и красоту души.
Греки были уверены, что Олимпийские боги, спускаясь на землю, принимают вид красивого мужчины, женщины или животного, и чем красивее было тело – тем ближе чувствовал себя человек к богу.
Экспериментируя с изображениями, древние греки достигли небывалых успехов и достигли максимальной реалистичности в скульптуре.
Таким образом в скульптуре мальчика Крития все части тела – голова, глаза, нос, уши, рот, торс, ноги и руки – были похожи на живые. Кажется, что это не холодный мрамор, а живая кожа, под которой находятся мускулы и по венам пульсирует кровь.
Мальчик Крития
Но достигнув такого точного, реалистичного изображения действительности скульпторы столкнулись со странным эффектом.
Излишняя реалистичность фигуры мальчика не вызывает большого интереса у соплеменников, и чувства, которые они испытывают, глядя на эту скульптуру больше похожи на разочарование и раздражение, чем на восхищение.
Постигнув эту истину, древнегреческие мастера стали искать другие формы для выражения и осознали, что зрителю нужно такое изображение, чтобы включалось его воображение, помогающее додумывать, дорисовывать значимые для себя черты и мысленно добавляли завораживающие детали.
Особенностью человеческой психики является то, что он тяготеет к преувеличению значимых для него характеристик. И, естественно, в каждой эпохе эти характеристики различны.
Следующим шагом, который предприняли древнегреческие скульпторы, было представить тело не в статике, а в движении.
Реализм созданных ими фигур виден только на расстоянии, но при близком рассмотрении некоторые элементы оказываются преувеличенными или приуменьшенными, что невозможно у живого человека.
Зачастую ноги у статуй удлиннены, а у атлетов, чтобы подчеркнуть силу мышц спины, сильно выделяется линия хребта. Таким образом древние мастера смогли создали более человеческое изображение человека чем предыдущие и грядущие цивилизации, и более человеческий образ, чем сам человек.
Лаокоон и его сыновья
От культа прекрасного человеческого тела маятник истории качнулся в сторону аскетичности, презрения к телесному, отрицанию физических потребностей и удовольствий.
Христианство во времена Средневековья поощряло добровольные страдания, ограничения в еде, что обозначало приобретением духовной просветленности через смирение плоти.
Пропорции тела, не говоря уже о наготе, считались недостойным предметом интереса, и внимание уделялась исключительно лицу как образу бестелесной души, а само тело имело весьма обобщенные формы и были прикрыто одеждами.
В искусстве используются различные евангельские сюжеты, сами изображения плоскостные, линейные, а пространство понималось иррационально. Еще одной важной чертой искусства того века был символизм, который был разработан в соответствии с христианскими канонами.
В эпоху возрождения физическая красота человека снова становится важной. Художники и скульпторы уделяли много внимания исследования пропорций тела и одним из таких примеров является изображение витрувианского человека.
Витрувианский человек
Но внимание уделялось не только физическому аспекту — Возрождение интересовал человек в целом. Сюжеты картин черпались одновременно из античных мифов и легенд, и библейских сказаний.
Изображения античных богов, апостолов, Христа, Господа, девы Марии и обычного человека были одинаковы по стилю изображения. Персонажи картин имели также и ярко выраженный индивидуальный черты и наделялись человеческой мотивацией поступков.
В высшей степени антропоцентичной и гуманистическое искусство достигло невероятных высот в изображении человеческого тела, его пластики, движений и эмоций, воплотив это в сложном трехмерном пространстве и многоплановых сценах.
Семнадцатый век ознаменовался развитием научной мысли, отказом от религиозного мировоззрения и практическим применением достижений науки для блага человечества. С этого момента в искусстве уже не было доминирующего вида изображения окружающего мира и человеческого тела.
В эпоху Просвещения существовала сразу же два стиля — барокко и классицизм – а позже появились новые направления.
Изображение человека осмысляется либо в невероятно реалистичном изображении, когда важна каждая деталь и все передает не только физическое обличье, но и духовную суть, либо в парадных портретах, когда за очарованием мягкого бархата, воздушного шелка, загадочном мерцании жемчуга и пушистого меха, человек предстает без своих эмоций, чувств и стремлений как персонаж своей эпохи.
Художники находятся в поиске различных техник, средств изображения и передаче цветовой гаммы, изображают не только власть имущих, но и средний класс, крестьян, пастухов, шутов и циркачей.
Экономические кризисы, низкий уровень жизни приводят к появлению жанров, когда человек окружен райской природой, роскошью и он сам беспечен, бездумен и невероятно радостный. Эпоха Романтизма привносит образы бесстрашных, волевых и мужественных людей, черпающих свои дикие силы из лона природы.
В искусстве двадцатого века продолжаются классические традиции реалистического изображения, воспевающие единение духовного и физического, но искусство ищет новые формы – абстрактные – чтобы выразить глубокий внутренний мир человека, отбрасывая физическое воплощение.
Каждая конкретная эпоха пытается найти свои, адекватные духу времени художественные формы, средства и палитру цветов с целью отражения ценностных в то время представлений о человеческом теле.
Автор статьи: Ирина Шастова
Похожие записи
design-kmv.ru
Портрет древнего человека | Фото большого размера и векторный клипарт
Ученые нарисовали портрет древнего человека с помощью ДНК
МОСКВА, 11 февраля. Анализ ДНК человеческого волоса, найденного в Гренландии в вечной мерзлоте, позволил ученым смоделировать портрет древнего человека. Выяснилось, что живший 4000 лет назад обладатель волоса имел карие глаза, густую темную шевелюру и был склонен к облысению, пишет "Янтарный Край".
Анализ генома также показал, что предки Инука, как назвали ученые обладателя волоса, мигрировали в Гренландию из Сибири, предположительно, около 5500 лет назад. Выяснилось, что Инук (по-гренландски «человек») принадлежал к древней арктической цивилизации Саккак.
По ДНК исследователи также установили, что масса тела и характер метаболизма Инука позволяли ему хорошо переносить холод. Представители культуры Саккак охотились на тюленей и морских птиц, добывая большую часть пропитания морским промыслом. Результаты археологических раскопок говорят о том, что древние жители Гренландии жили зимой в крохотных палатках.
Передние зубы Инука своей формой напоминали ковш экскаватора. Ушная сера была твердой, что делало его уязвимым перед различного рода ушными инфекциями.
Исследователи Копенгагенского университета считают, что Инук умер молодым, поскольку найденный волос был достаточно толстым, несмотря на генетическую склонность его обладателя к облысению.
Анализ ДНК найденного волоса занял у ученых почти год. Предположительно, предками Инука были чукчи и коряки. Генетики говорят о том, что обладателя найденного волоса вряд ли можно считать предком нынешних алеутов или коренных американских индейцев. До сих пор неясно, каким образом представители культуры Саккак смогли преодолеть путь из Сибири до Гренландии.
Ранее палеонтологи обнаружили в Малайзии кости человека, жившего в каменном веке. Исследователи работали в пещере Беваху, находящейся на берегу озера Кеньир — крупнейшего искусственного озера на территории Юго-Восточной Азии. Помимо человеческих костей, в пещере были найдены фрагменты керамики с росписью. Ученые отнесли рисунки на осколках к периоду неолита. Кости, по предположениям исследователей, принадлежат молодому человеку; их возраст был оценен в 8-11 тысяч лет. Выделенные из костей образцы ДНК были отправлены на генетическую экспертизу, результаты которой ожидаются в марте.
www.rosbalt.ru
Учёные реконструировали лицо древнего человека, ритуально съеденного соплеменниками - 25 Мая 2016 | Земля
Иркутские археологи провели пластическую реконструкцию лица древнего человека по черепу, найденному в районе русла реки Нижняя Джилинда в Забайкальском крае, одном из древнейших из известных мест погребения в Северной Азии.
Результат пластической реконструкции был продемонстрирован 18 мая в Педагогическом институте ИГУ на международной научной конференции «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность», посвящённой 85-летию основателя Центра Азиатских исследований в Иркутске Бориса Пака. В конференции приняли участие ведущие научные сотрудники института, а также представители генерального консульства Республики Корея в Иркутске.
Умерший, чей череп реконструировали ученые, был похоронен с большими почестями. В захоронении было обнаружены 1312 предметов, которые сопровождали джилиндинца в загробный мир. Череп, послуживший основой для пластической реконструкции, был воссоздан из 50 фрагментов. По количеству костей и отсутствию многих частей скелета, учёные предположили, что с древним человеком были совершены некие обрядовые действия, связанные либо с повторным захоронением, либо со спецификой самого обряда захоронения – предварительным расчленением тела и каннибализмом.
Последнее предположение находит дополнительные подтверждения в том, что на крупных костях скелета, в районе крепления мышц, на кости остались следы надрезов, нанесенных каменными ножами. Помимо этого основание костей было расширено для извлечения костного мозга. На части костей видны искусственные следы расщепления, напоминающие следы кухонных остатков на костях животных, которые обычно сопровождают стоянки древнего человека
Предварительная реконструкция лица была сделана графически, следующую – создавали с помощью антропологической мастики, нанесённой непосредственно на череп древнего человека. Восковая отливка послужила образцом для «кольцевой отливки», с помощью которой на 3D-сканнере был получен точный математический портрет древнего человека, впоследствии воссозданный с помощью 3D-принтера. В результате получился портрет человека в возрасте 30-35 лет, монголоида южного типа, на современном этапе характерной для жителей Таиланда и Вьетнама. Этот человек жил в диапазоне между 8450 – 8485 лет назад.
Как отметил заведующий лабораторией археологии при гуманитарно-эстетическом факультете педагогического института ИГУ Евгений Инешин, восстановление внешнего облика древнего человека, а также расшифровка полного генетического портрета, параллельно проходящая в Москве, призваны помочь учёным поставить точку в вопросе исторической родины древних людей, появившихся в Северной Азии. «Эти люди появились здесь около восьми тысяч лет назад. Теперь мы узнаем, откуда они произошли, и оставили ли эти люди потомство в народах, которые населяют Северную Азию».
earth-chronicles.ru
Культурологический портрет древнего человека
Как же воплощались все характерные особенности античной культуры в человеке, т. е., если поставить вопрос иначе, как выглядел главный продукт античной культуры — человек?
Если попробовать нарисовать собирательный культурологический портрет этого человека, он будет выглядеть примерно так (от крайностей отвлекаемся). Это человек высокого физического совершенства: тело его гармонично развито разнообразными упражнениями, жесты, походка исполнены мужества, силы и благородства. В здоровом красивом теле обитает здоровый дух. Центр духовного мира — гражданские интересы. Проявления чувств естественны, в них нет тонкой индивидуализации, но зато нет и надрыва, надлома, крайностей. Основные занятия — война, торговля, общественные дела, искусство.
Однако черты этого идеального типа, преломившись сквозь сетку социальной структуры, породили различные социально-культурологические модификации. Судить о них мы можем по оставленным нам греко-римской культурой довольно многочисленным портретам конкретных людей — самого разного социального положения.
Судя по материалу, черты идеального типа наиболее полно воплотились в деятелях искусства, что неудивительно в связи с высоким положением искусства в системе культуры, и в общественных деятелях, что опять-таки неудивительно в связи с общей гражданской направленностью всего содержания культуры.
Из известных нам исторических лиц, пожалуй, наиболее полно воплотил в себе античную идею гармонии трагик Софокл (496 – 406 гг. до н. э.). Блестящий литературный талант соединился в нем с прекрасной внешностью, причем то и другое было развито телесными упражнениями. Будучи современником и другом Перикла, Софокл был знаком с другими выдающимися людьми своего времени, например, историком Геродотом. Манера поведения его была воплощением идеи софросины: жесты исполнены благородства и сдержанности, веселость умеренна, советы друзьям мудры и ненавязчивы.
Другое воплощение античный идеал нашел в Перикле, — знаменитом общественном деятеле, с которым связан «золотой век» Афин. Он был блестящим политиком, выдающимся оратором, человеком глубоких демократических убеждений, умевшим их целеустремленно и энергично отстаивать и вместе с тем поддерживал постоянными упражнениями полученные им в юности гимнастические и военные навыки, обладал высокоразвитым чувством прекрасного.
По свидетельству современников, он был скромен и бережлив в личной жизни, но в том, что касалось расходов на общественные нужды, был человеком щедрым и широким. Занявшись политической деятельностью (афинский демос выбирал его первым стратегом 14 лет подряд), Перикл прекратил посещение пиров и другие увеселения людей своего круга. По свидетельству Плутарха, «за все это время (весьма продолжительное), что он занимался государственными делами, он не ходил на обед ни к одному из своих друзей»[167]. Но зато его собственный дом был центром духовной культуры Афин того времени: там собирались виднейшие поэты, философы, ученые, скульпторы. Душой этого блестящего клуба была вторая жена Перикла — Аспазия, глубокомыслие которой ценил даже сам Сократ.
Процесс индивидуализации личности, происходивший на протяжении всей античности, в наибольшей мере, пожалуй, выражен в личностях философов. Даже портретные их изображения резко индивидуальны. Так, если портреты Перикла отражают идеальные черты идеального героя, то портреты его современника Сократа рисуют нам черты далеко не идеальные, но зато явно принадлежащие неповторимому и единственному человеку.
Яркой индивидуальностью отмечены портреты Платона, Аристотеля, Диогена и т. д. Многочисленные источники красноречиво говорят о самобытности их духовного облика, далеко не отвечающего при этом требованиям гармонии. Как это объяснить? Дело, видимо, в том, что философия, как уже говорилось выше, выполняет роль саморефлексии культуры и в качестве таковой она осознает как противоречие то, что существует реально еще только в виде различий. Например, противоположность эмоционального и рационального, едва наметившаяся в культуре, получила в философии и у самих философов крайнее развитие. Олицетворение этих начал Г. Гейне увидел в Платоне и Аристотеле. «Это не только две системы, но и два различных типа человеческой натуры, с незапамятных времен, во всех костюмах, более или менее враждебно противостоящих друг другу... Мечтательные, мистические, платонические натуры создают христианские идеи и соответствующие символы, черпая их в недрах своей души. Натуры практические, упорядочивающие, аристотелевские строят из этих идей и символов прочную систему»[168].
Г. Гейне поражен тем, что Аристотель — учитель Александра Македонского — ничего не говорит о своем гениальном ученике, но зато дает подробные сведения о вавилонской мартышке. Между тем ничего удивительного здесь нет. Александр Македонский — явление уникальное, а Аристотеля как ученого интересует только общее, повторяющееся. Действительно, тип ученого представлен в нем со всей отчетливостью.