Понятие древний мир. Забытая реальность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Восток. Понятие древний мир


16-20 - Общее понятие об истории Древнего мира

ГЛАВА II

I. Географические и этнографические условия древнейшей истории

16. Древнейшие центры культуры

Странами, в которых ранее всего возникли большие государства и сделаны были людьми первые крупные успехи в образованности, были Египет, Месопотамия, Индия и Китай. Все эти четыре страны представляют некоторые общие черты. Во‑первых, они находятся приблизительно в одинаковом отдалении от экватора (к с. и ю. от 30° с. ш.), т.е. лежат в одном и том же климатическом поясе. Во‑вторых, это – страны, которые и в настоящее время славятся своим замечательным плодородием. В жарком климате легко удовлетворяются все человеческие потребности, а плодородие почвы создает избыток, который жители этих стран с самого же начала могли употреблять на улучшение всей своей жизни. Этим плодородием названные страны обязаны исключительно протекающим по ним большим рекам, которые своими периодическими разливами утучняют и увлажняют почву. И Египет, и Месопотамия, и древнейшие части Индии или Китая суть приречные низменности, именно долины таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг или Голубая река (Янцзы‑цзян), и в этом тоже заключается общая черта всех старейших исторических стран. Весьма естественно, что в таких местностях особенно рано стало скопляться много народа, а это и было первым условием для образования сколько‑нибудь значительных государств. С другой стороны, жители этих приречных низменностей тоже в очень ранние времена вынуждены были сплачиваться между собою для общей работы, так как в каждой стране нужно было уметь пользоваться разливом её главной реки, дабы не давать воде делать опустошений или сохранять воду в периоды засухи. С этими целями жители названных стран должны были строить плотины и рыть каналы, для чего, кроме известного искусства, требовалась и общая организация работ, заставлявшая население соединять свои силы под общим руководством.

17. Географическая разобщённость древнейших стран

Названные приречные низменности, лежавшие в одних и тех же широтах, были, однако, отрезаны одни от других громадными пространствами бесплодных пустынь или непроходимых гор[1]. Это были как бы совершенно отделенные друг от друга оазисы, вследствие чего каждая из таких стран могла вести сначала только вполне обособленную жизнь. Китай на крайнем Востоке является самым замечательным примером вековой разобщенности с остальными историческими странами. Особый исторический мир представляет собою и Индия, отделенная, с одной стороны, от Китая целым рядом высоких горных цепей, с другой – от Месопотамии также горами и пустынями. Не так были отдалены друг от друга только Египет и Месопотамия, эти в сущности большие оазисы в колоссальной пустыне северной Африки и юго-западной Азии. Именно между верхним течением Евфрата и низовьем Нила лежала удобная для передвижения торговых караванов и завоевательных армий Сирия, которая довольно рано и сделалась своего рода соединительным звеном между Египтом и Месопотамией. В то время, как Китай и Индия были обречены на вековое обособление, между долинами Нила, с одной стороны, и Тигра с Евфратом, с другой, установилось более тесное общение, которым была захвачена и лежавшая между ними Сирия. Весьма важным обстоятельством было еще и то, что своим западным краем Сирия прилегала к Средиземному морю.

18. Периоды речных и морских цивилизаций

Древнейший период, когда главными центрами исторической жизни были приречные низменности северной Африки и южной Азии, можно назвать периодом речных цивилизаций. Зародившись в долинах больших рек, культура распространялась оттуда среди соседей, охватывая все большие и большие районы. В этот период люди еще не пользовались морем для сношения с более отдаленными землями. Внутри каждой древнейшей исторической страны главным путем сообщения служила её река, а между разными странами отыскивались наиболее удобные пути через пустыни и горы; по этим путям шла деятельная караванная торговля. За периодом речных цивилизаций и караванной торговли последовал период морских цивилизаций и мореплавания, главным центром которого в древности было Средиземное море. В этом периоде особенно важными условиями цивилизации сделались те, которая содействовали именно развитию мореплавания и морской торговли; такими условиями были прибрежное положение страны и притом в близком соседстве с старыми культурными странами, развитие береговой линии, хорошие гавани, близость и обилие островов, существование в стране лесов, необходимых для кораблестроения, и т.д.

19. Важность Средиземного моря

Средиземное море в особенности удовлетворяло всем этим условиям. Ни одно из внутренних морей не врезывается так глубоко в материк, как Средиземное море (с Адриатическим, Черным и Азовским), и ни одно не обладает столь развитою береговою линией, особенно благодаря двум своим центральным полуостровам – Балканскому и Апеннинскому. Равным образом нигде нет такой массы островов, как на этом море, преимущественно же в восточной его части. Эта же восточная часть, кроме того, прилегала к самым старым культурным странам. У юго-восточного угла Средиземного моря находились Египет и Сирия, за которою лежала Месопотамия. Сирия не только было сухопутною дорогою из долины Нила в равнину Тигра и Евфрата, но и посредницею между Средиземным морем и странами, лежавшими от него на восток. У Сирии была, далее, узкая береговая полоса, носившая особое название Финикии, которая, благодаря своей близости к Египту и Месопотамии, а также благодаря множеству хороших гаваней и богатству в корабельном лесе, сделалась первою морскою страною в истории. Весьма естественно, что главная роль «в истории морских цивилизации принадлежала сначала восточной части Средиземного моря, но позднее историческая жизнь стала развиваться и на берегах западной его части. Через это же море приобщилась ко всемирной истории и Европа, прежде всего своими двумя большими южными полуостровами, далеко врезавшимися в его воды. Из этих двух полуостровов раньше должен был сделаться центром исторической жизни тот, который восточнее (теперь он называется Балканским). Южную часть этого полуострова составляла Греция, одна из важнейших исторических стран древнего мира, обязанная своим значением как раз особенно выгодному положению своему на Средиземном море.

Другой полуостров, Апеннинский, где возникло римское государство, принял участие в общей исторической жизни несколько позднее, но также сделался одним из самых важных её центров. Благодаря мореплаванию, все берега и острова Средиземного моря мало-помалу вошли в состав древнего исторического мира.

20. Расовые отношения древних народов

Народы древнего мира принадлежали к разным расам, при чем в одной и той же стране в разное время, а иногда и одновременно жили народы не одной и той же расы. Вообще еще в глубокой древности совершались великие переселения племен (миграции), сопровождавшиеся или истреблением пришельцами туземцев, или смешением их с ними в одну народность. Главными расами древности были темнокожие хамиты, составлявшее первоначальное население Египта, белая раса, господствовавшая в юго-западной Азии и в южной Европе, и желтокожие монголы, создавшие китайскую цивилизацию. Наиболее важную роль в истории, начиная еще с древности, играли народы белой расы, которые по своему языку и некоторым другим признакам разделяются на семитов и арийцев[2]. Народы первой из этих двух групп, получившие свое имя от библейского Сима (или Сема по другому произношению), заселяли главным образом Месопотамию, Сирию с Финикией и Палестиной и Аравию, так что к этой ветви белой расы принадлежали и жившие в Палестине евреи. Но во многих местах этой территории семиты нашли уже более раннее население (кушитов), которое отчасти истребили, отчасти вытеснили или с которым смешались путем браков. Вне указанных пределов мы находим семитов в Малой Азии (по южному склону Тавра), одно время на острове Кипре, в Египте, население которого было, по-видимому, смесью хамитов с семитами, и в некоторых местах по берегам Средиземного моря (финикийские колонии). Гораздо большее пространство заняли народы арийского происхождения, которые называются так по имени арья (т.е. благородные), каким обозначал себя древнейший народ этого племени, занявший Индию. Первоначальная родина арийцев не известна (ее искали и в Азии, и в Европе), но уже в очень древние времена они стали расселяться и на восток, и на запад. На востоке они заняли Индию, а именно сначала страну Инда, потом бассейн Ганга, а за тем и берега самого полуострова (Декана). Другая часть арийцев заселила обширную страну, лежавшую между Индией, с одной стороны, и Месопотамией, с другой, а именно Ариану с Мидией на юг от Каспийского моря и Персией на север от Персидского залива. (На юге арийцы соприкасались здесь с морем лишь у Персидского залива). Далее, арийское же население получили Армения (между Месопотамией и теперешним Закавказьем) и большая часть Малой Азии. Наконец, к числу арийских же народов в древности принадлежали в Европе жители Балканского и Апеннинского полуостровов (греки и римляне), а также жители Галлии с частью Испании и Британских островов (кельты). Народы германские и славянские, в древнейшие времена истории еще остававшиеся неизвестными, тоже арийцы. Таким образом арийцы расселились на обширной территории от долины Ганга на востоке до Ирландии на западе[3], почему их называют также индоевропейцами.

[3] Народы семитические: вавилоняне и ассирийцы, финикийцы, евреи, арабы и друг. Народы арийские: индийцы, мидяне и персы, армяне, греки и римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы.

rushist.com

Забытая реальность — Древние представления о строении мира

У древнего земледельца, привязанного к своему клочку земли, круг наблюдения и опыта не мог быть большим. О мире он судил только на основе того, что непосредственно ощущал, видел своими глазами. Он считал, что мир разделен на две совершенно различные части — это Земля и небо.

Земля казалась ему небольшой и плоской, над которой, как крыша дома, высилась хрустальная «твердь небесная». Над «твердью» будто бы находятся «верхние воды», которые иногда через отверстия в небе изливаются, по воле бога, на Землю, в виде дождя. По небу вокруг Земли движутся Солнце, Луна и другие небесные светила.

Библейская картина строения небес. Изображена по рассказу средневекового монаха, который будто бы нашел «край Земли» (такое место, где «небо сходится с Землей»), просунул голову в трещину «небесной тверди» и таким образом увидел, как движутся небесные светила.

Библейская картина строения небес. Изображена по рассказу средневекового монаха, который будто бы нашел «край Земли» (такое место, где «небо сходится с Землей»), просунул голову в трещину «небесной тверди» и таким образом увидел, как движутся небесные светила.

При таких представлениях легко было притти к заключению, что все в мире сотворено для человека, что человек — «венец творения», что только для людей Солнце, Луна и звезды изливают свой свет на Землю. При этом каждый древний народ не только считал Землю средоточием всей вселенной, но склонен был полагать, что то именно место, где он обитал, есть центр мира. Например, китайцы до сих пор называют свою страну Срединным царством; инки Перу говорили, что центр мира находится в храме Куцко, название которого значит «пуп». Такой наивный, ограниченный, типично геоцентрический взгляд на мир вполне соответствовал непосредственным зрительным впечатлениям.

В том или ином виде мы встречаем этот взгляд у всех народов древнего мира — египтян, греков и т. д. Даже вавилонская астрономия, несмотря на свое довольно высокое развитие, все же не пришла к новому, более правильному воззрению на небо и Землю, на строение вселенной. В древнейших вавилонских сочинениях мы читаем, что Земля имеет вид выпуклого острова, окруженного океаном, а небо — просто твердый купол, опирающийся на земную поверхность. На этом куполе прикреплены небесные светила, причем он отделяет воды, находящиеся «внизу» (океан, обтекающий земной остров), от вод, находящихся «наверху» (дождевых вод). Солнце восходит утром, выходя из небесных ворот, а вечером, заходя, проходит через западные ворота и ночью движется где-то под Землей.

Это примитивное воззрение на строение всего мира не подвергалось в Вавилоне никакому изменению, несмотря на продолжавшееся развитие науки о небе. Но это нас не удивит, если мы вспомним, что вавилонская (как и египетская и пр.) астрономия являлась наукой жрецов. Она была лишь вспомогательным средством для составления календаря и выработки культового ритуала и всецело оставалась в плену религиозных идей, неразрывно связанных с антропогеоцентрическим мировоззрением.

Вавилонское представление о Земле и небе. Под выпуклой Землей находятся «нижние воды», а над небесной «твердью» — «высшие воды». Внутренность неба освещена Солнцем, а над небом живут боги.

Вавилонское представление о Земле и небе. Под выпуклой Землей находятся «нижние воды», а над небесной «твердью» — «высшие воды». Внутренность неба освещена Солнцем, а над небом живут боги.

Вавилонское представление о вселенной оказало влияние на библейское описание мира. В европейско-христианских священных книгах всюду проводится взгляд, что Земля играет исключительную роль во всем мире, который создан и существует только для человека. О небесах в библии, например, говорится, что они «тверды как литое зеркало» (книга Иова, XXXVII, 18) и что они утверждены на колоннах — «потряслась земля, дрогнули и подвиглись основания небес» (Вторая книга царств, XXII, 8), «столпы небес дрожат» (книга Иова, XXVI, 41). Что же касается вопроса, на чем Земля держится, то одна и та же «священная» книга Иова в различных местах дает противоречивые представления: то Земля утверждена на некотором основании — «где ты был, когда я полагал основание Земли», «на чем утверждены основания ее и кто положил краеугольный камень» (XXXIX, 4, 6), то проглядывает иной взгляд — «он распростер север над пустотой, повесил Землю ни на чем» (XXVI, 7).

Представление об исключительном положении Земли в мире лежало в основе не только всякой религии, но и астрологии, считавшей, что по движению планет и их положению среди зодиакальных созвездий можно предсказывать будущее народов, судьбу отдельных личностей и т. д.

Громадное, всеобъемлющее влияние Солнца на все происходящие на Земле процессы, на жизнь растений и животных очень рано было замечено людьми. Так же давно было найдено, что по положению звезд на небе можно определить время года, и поэтому казалось, что от звезд, а не только от Солнца, зависит, например, урожай. Все это в конце концов привело к мысли, что все земные события зависят от наступления тех или иных небесных явлений и что, следовательно, по небесным светилам можно предсказывать все события человеческой жизни. Поэтому в древнем Египте, в Вавилоне, Ассирии и других древних странах астрология была очень популярна. Астрологи-жрецы производили наблюдения небесных светил не только для календаря, но и для астрологических гаданий.

Христианская церковь в первые века недружелюбно относилась к астрологии или звездочетству, как к «языческому учению», признающему предопределение и, следовательно, противоречащему идее свободной воли и ответственности за грехи. Однако в эпоху Возрождения астрология достигла широкого распространения в Западной Европе и даже стала обязательным предметом преподавания в ряде университетов, что вполне гармонировало с антропогеоцентрическим мировоззрением.

Библейская картина вселенной, весьма напоминающая представление о мире древних вавилонян. Земля покоится на столбах и окружена «нижними водами». Над нею находится твердое небо, образующее небесный океан — «высшие воды». К «тверди» прикреплены светила; в ней также имеются «окошки», из которых льется дождевая вода, когда они открыты.(Оригинальный рисунок автора).

Библейская картина вселенной, весьма напоминающая представление о мире древних вавилонян. Земля покоится на столбах и окружена «нижними водами». Над нею находится твердое небо, образующее небесный океан — «высшие воды». К «тверди» прикреплены светила; в ней также имеются «окошки», из которых льется дождевая вода, когда они открыты.(Оригинальный рисунок автора).

Если Земля в качестве обиталища «венца творения» — человека занимает особенное положение во вселенной, а небесные светила созданы только для Земли и ее обитателей, то, по мнению астрологов, можно допустить, что планеты (в число планет астрологи включали также Солнце и Луну) влияют на всё происходящее на Земле и на судьбу отдельных людей. Поэтому при королях, полководцах и т. п. была особая должность астролога, который составлял гороскопы, т. е. предсказания будущих событий на основании расположения планет среди созвездий во время рождения человека и в другие важные моменты его жизни. Астрология и астрономия в то время были тесно связаны, причем астрология являлась источником существования для астрономов. К тому же в основании той и другой лежало одно и то же антропогеоцентрическое представление о мире.

Это наивное представление вполне удовлетворяло потребности древнего земледелия, охоты, промыслов и мореплавания, пока опыт людей был ограничен.

Уже в древнейшие времена перед человеком встал вопрос: куда Солнце девается после захода на западе? Как мы видели, вавилоняне, которым небо представлялось твердой полусферой, считали, что Солнце восходит утром через восточные «небесные ворота» и заходит вечером через западные. Фалес, Анаксимандр и другие греческие мыслители, жившие между 600—500 гг. до хр. эры в ионийских городах на берегах Малой Азии, уже не ограничивались старым вопросом: что есть над нами и вокруг нас? Они пошли по новому пути, поставив еще один вопрос: что находится под нами?

Из наблюдений того, что некоторые звезды не заходят, а описывают полный круг над горизонтом, другие же погружаются под него и восходят вновь, они оторвались от видимых впечатлений и пришли к заключению, что небо шарообразно. Но если это так, если кроме одного куполообразного «потолка» над Землей существует еще полусфера под ней, т. е. если небо имеет форму полной сферы, то нечего и говорить о «небесных воротах». С этой точки зрения необходимо, чтобы шарообразное, сферическое небо вращалось вокруг оси, в силу чего и происходит восход и закат светил. Отсюда следовало, что Земля не лежит на чем-нибудь, а изолирована со всех сторон в пространстве, и когда Солнце; заходит на западе, оно описывает на невидимой части небесной сферы вторую половину своего кругового пути.

Однако продолжал еще существовать взгляд, что Земля плоская, что она является диском или тонким цилиндром, на верхней поверхности которого обитают люди. Анаксимандр (610—547 гг. до хр. эры) внес в это представление весьма важную поправку: он мысленно увеличил размеры небесной сферы и уменьшил размеры Земли, так что наивное, примитивное представление об ограничении Земли небом исчезло. Выходило, таким образом, что плоская Земля, окруженная воздушной оболочкой, свободно висит в пространстве, что одинаково удаленная от каждой точки небесной сферы почти бесконечных размеров, она не может упасть ни наверх, ни вниз и поэтому остается в «равновесии» в центре всего мира. Конечно, в течение долгого времени эта идея Анаксимандра казалась головокружительной, так как она порывала с привычными представлениями.

После того как весь мир стал представляться сферой, был сделан дальнейший шаг: появились идеи о том, что и Земля не плоский диск и не цилиндр, а шар. Ведь если Земля плоская, то горизонт должен быть во всех местах один и тот же, а вследствие этого вид звездного неба всюду должен быть одинаковым, земные же предметы с любой точки должны быть видны целиком сверху и донизу. А между тем греческие мореплаватели заметили, что звезды, поднимающиеся над южной частью горизонта у берегов Африки, совсем не видны у берегов Черного моря, т. е. в более северных странах; это указывало на то, что Земля имеет изогнутую поверхность, что положение горизонта в разных местах различно. Вместе с тем греки, проживающие на островах и плававшие по морям, не могли не обратить внимания на то, что при приближении к берегу сначала видны верхушки высоких предметов (гор, кораблей, зданий и т. д.), затем средние и наконец нижние; это вело к мысли, что у Земли должна существовать некоторая выпуклость, заслоняющая от нас нижние части предметов.

Основоположником учения о том, что Земля есть шар, свободно висящий в мировом пространстве, считается Пифагор — философ и математик VI века до хр. эры. По своему значению и смелости это представление может быть поставлено в ряд с учением о движении Земли или с открытием закона всемирного притяжения. Во всяком случае оно является одним из величайших достижений научной мысли древности вообще.

Далее возник вопрос и о размерах шарообразной Земли. Этот вопрос впервые был решен, и притом поразительно просто, греческим ученым Эратосфеном (276—196 до хр. эры). Эратосфен установил, что в день летнего солнцестояния в Александрии, в полдень, Солнце отстояло от зенита (от высшей точки небосвода) на 7,2°, т. е. на одну пятидесятую долю окружности. В тот же день, южнее, в Сиене (теперь здесь город Ассуан), лежащем на одном меридиане с Александрией, Солнце освещало дно колодцев, т. е. там Солнце находилось как раз в зените, прямо над головой. Эти два города отстоят друг от друга на 5 000 стадий. Поэтому Эратосфен считал, что если это расстояние составляет одну пятидесятую часть окружности земного шара, то вся окружность его составляет 250 000 стадий.

Греческий философ Демокрит.

Греческий философ Демокрит.

Выдвинув представление о сферической форме небесного свода, ионийская философская школа в лице Анаксимандра сделала первый шаг по пути отречения от непосредственных впечатлений. Между прочим, один из представителей этой школы Анаксимен (VI век до хр. эры) считал небесную сферу твердой и прозрачной, а потому и невидимой. По мнению этого философа, которое очень долго владело умами людей, небесная «твердь» вращается вокруг оси, а звезды вбиты в нее, наподобие золотых гвоздей. Однако один из наиболее замечательных представителей ионийской школы, Анаксагор (500—428 до хр. эры), совершенно отвергал мысль о прикреплении небесных светил к твердому, хрустальному небесному своду. Звезды он считал состоящими из той же материи, что и Земля, а именно каменными массами, причем одни из них накалены и светят, а другие холодны и темны. В связи с этой идеей о единстве земной и небесной материи Анаксагор говорил, что Солнце состоит из расплавленного вещества, похожего на земное вещество. В подтверждение этого Анаксагор приводил в качестве примера падающие с неба метеориты. Он описал один «небесный камень», упавший в его время во Фракии и равный по величине мельничному жернову. Он полагал, что этот кусок железа, упавший при дневном свете на Землю, ведет свое происхождение от Солнца. Это якобы и доказывает, что наше дневное светило состоит из раскаленного железа.

Анаксагор, далее, утверждал, что по своей величине Солнце во много раз больше, чем весь Пелопонес, а Луна приблизительно равна Пелопонесу. Луна настолько велика, что на ней умещаются горы и долины, причем — подобно Земле — она является местопребыванием живых существ; свой свет это темное тело получает от Солнца; оно затмевается, когда попадает в тень, отбрасываемую Землей. Характерно при этом, что на вопрос: если небесные тела подобно земным телам тяжелы, то почему они не падают на Землю? — Анаксагор отвечал, что причина этого заключается в их круговом движении около Земли. Значит, с точки зрения этого мыслителя, небесные тела не падают на Землю потому, что их круговое движение имеет перевес над силой падения, влекущей тела вниз. В связи с этим он сравнивал движение Луны вокруг Земли с движением камня в праще, быстрое вращение которой уничтожает стремление камня упасть на Землю (это, вероятно, древнейшее дошедшее до нас понятие о центробежной силе).

Долгое время Анаксагор скрывал эти свои взгляды или излагал их лишь своим ближайшим ученикам. Когда же эти взгляды стали известны благодаря распространению его сочинения «О природе» (из него до нас дошло лишь несколько отрывков), он сделался жертвой мракобесия — был заключен в темницу как безбожник и приговорен к смертной казни по обвинению в том, что осмелился устанавливать законы божеству, а Солнце считать не божественным светилом, а раскаленным камнем, горячим метеоритом. Лишь благодаря настоятельным хлопотам его могущественного ученика и друга Перикла смертная казнь Анаксагору была заменена изгнанием из родной страны: он был отпущен с обязательством навсегда оставить Афины.

Определение окружности Земли по Эратосфену.

Определение окружности Земли по Эратосфену. В момент наблюдения, произведенного Эратосфеном, лучи Солнца в точке S — Сиене направлены к центру Земли, вследствие чего вертикально поставленный стержень не отбрасывает тени. В это же время в точке А — Александрии, находящейся на том же меридиане, солнечные лучи образуют с направлением к центру Земли АО угол а, равный 7,2°, т. е. соответствующий 1/50 окружности. Ввиду параллельности солнечных лучей угол а равен углу b, а последний соответствует AS, равной расстоянию между обоими городами и составляющей 1/50 окружности Земли.

Как видно из сказанного, Анаксагор еще в те далекие времена высказал в основном правильные взгляды о Земле, Солнце, звездах, метеоритах, центробежной силе и т д. Особенно важно следующее.

Анаксагор считал, что все видоизменения тел» есть не что иное, как соединение или разъединение мельчайших, невидимых глазу частиц материи. Он писал: «Ничто не возникает вновь и не уничтожается; всё сводится к сочетанию или разъединению вещей, существующих от века; вернее было бы признать возникновение сочетанием, а прекращение—разъединением».

Это представление о материи несомненно оказало влияние на великого древнегреческого материалиста Демокрита (460—370 или 360 г. до хр. эры), который разработал атомистическую теорию мира, сыгравшую колоссальную роль в развитии естествознания и философии.

Согласно этой теории Демокрита, вселенная безначальна и никогда и никем не была создана; всё, что было, есть и будет, обусловлено необходимостью, зависит от определенных причин, а не от прихоти каких-то сверхъестественных, божественных существ. Вселенная состоит из неделимых, качественно-тождественных мельчайших частиц — атомов, которые извечно находятся в непрерывном движении. Атомы, различаясь по форме, меняют свое взаимное положение, а для того, чтобы это было возможно, пространство должно быть вообще пусто. Переменой взаимного положения атомов вызвано всякое видоизменение, так что многообразие вещей зависит от числа, формы и соединения атомов. Число атомов бесконечно велико и формы их бесконечно различны, но качественно эти частички совершенно тождественны. При движении в бесконечном пространстве они сталкиваются, и это вызывает вихри, из которых образуются небесные тела, различные миры. Демокрит учил, что в бесконечном пространстве бесконечное число сочетаний, соединений атомов может образовать бесчисленное количество миров.

В общем, Демокрит рисовал себе такую картину вселенной: вселенная бесконечна, ее материя вечна, а количество миров бесчисленно, некоторые из миров похожи друг на друга, другие — совершенно отличны. Эти тела не есть постоянное; они возникают и исчезают, мы их видим в различных стадиях развития. Белесоватую мерцающую полосу на небе, издревле называемую Млечным Путем, Демокрит принимал за скопление колоссального количества весьма тесно расположенных звезд. Звезды он называл очень далекими солнцами; о Луне говорил, что она похожа на Землю, имеет горы, долины и т. д.

«Отец церкви» Ипполит (около 220 г. хр. эры) в своем сочинении «Опровержение всех ересей» так излагает демокритовское представление о вселенной: «Миры (по мнению Демокрита) бесчисленны и различны по величине. В некоторых из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце к луна больше по размерам наших, а в некоторых — их большее число. Расстояния между мирами не равны, между некоторыми большие, между другими меньшие, и одни миры еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются, и в одно и то же время в одних местах миры возникают, в других разрушаются. Погибают же они друг от друга, сталкиваясь между собой. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги… Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии более принимать что-либо извне».

Таким образом, Демокрит не видел существенной разницы между нашим миром и другими мирами. Земля для него — лишь одни из бесконечного числа миров, т. е. — лишь одно из космических тел. Демокрит пытался объяснить, что Земля возникла от сгущения атомов в центре мирового вихря, образовавшегося вследствие постоянных столкновений атомов. Он полагал, что вначале Земля была мала и легка и поэтому находилась в движении; с течением времени она стала больше и тяжелее — отчего перешла в неподвижное состояние и только стала вращаться вокруг своей оси.

Хотя по Демокриту Земля находится в центре вселенной, — все его учение о природе звезд, образовании миров и т. п.2совершенно непримиримо с существом геоцентрического мировоззрения.

Взгляды Демокрита были явно атеистичны, и поэтому они считались «опасными» для народных масс. Чтобы помешать их распространению, аристократы и реакционеры не стеснялись в средствах. Например, Платон и его ученики скупали сочинения Демокрита и уничтожали их (до нас дошли лишь незначительные отрывки из них). В результате этого смелые материалистические идеи Демокрита имели лишь незначительное влияние в ту эпоху, когда они возникли.

Эти идеи были использованы и развиты выдающимся мыслителем Эпикуром (341—270 до хр. эры) — одним из столпов античного материализма. Этот философ отстаивал учение о бесчисленности миров и ясно показал, что из этого учения необходимо вытекает представление о пространственной бесконечности вселенной.

Бесконечность вселенной Эпикур выводил из того, что «вселенная» означает «всесодержащая», так что вне ее ничего нет и быть не может. Он утверждал: «Вселенная бесконечна, пространство не имеет ни низа, ни верха, ни какого-нибудь окончания; вселенная бесконечна, потому что всё ограниченное имеет нечто вне себя; внешнее ведь предполагает другое рядом с собой, с чем и можно было бы его сравнить, но именно такого другого нет рядом со вселенной и ни с чем поэтому ее нельзя сопоставить. Таким образом, нет ничего внешнего, и поэтому у вселенной нет границ — следовательно, она — бесконечна и неограниченна».

Так же подходил к этому вопросу горячий последователь Эпикура великий римский поэт Лукреций Кар (99—55 гг. до хр. эры), который в своей философской поэме «О природе вещей» изложил основные идеи античного материализма. В этом атеистическом произведении Лукреций говорит: «Если должны мы признать, что нет ничего за вселенной, нет и краев у нее и нет ни конца, ни предела. И безразлично, в какой ты находишься части вселенной: где бы ты ни был, везде, с того места, что ты занимаешь, все бесконечной она остается во всех направлениях». Между прочим, Лукреций правильно подчеркнул то обстоятельство, что из представления о бесконечности мирового пространства логически вытекает отрицание идеи о центральном положении Земли или какого-либо другого пункта вселенной. Он писал: «…не верь утвержденью, что всё устремляется к какому-то центру вселенной», ибо «…центра ведь нету нигде у вселенной, раз ей никакого нету конца».

Если античная натурфилософия выдвинула учение о бесчисленности миров и о пространственной бесконечности вселенной, то античная астрономия, наоборот, старалась еще больше утвердить геоцентризм и, следовательно, поддерживала учение о пространственной конечности вселенной. В связи с этим противоречием натурфилософы-материалисты и астрономы-практики обычно просто совершенно игнорировали друг друга, не пытаясь даже согласовать свои различные точки зрения. В проигрыше, однако, оказались материалисты, хотя их идеи никогда не были совершенно забыты в древнем мире. Но эти идеи, опровергавшие религиозное мировоззрение, не могли добиться такого распространения, какое получила идеалистическая философия, развитая Сократом, Платоном и Аристотелем. Эти философы оказали огромное влияние на последующее развитие мысли, но они не способствовали прогрессу наших знаний о вселенной, так как ставили науке определенные пределы. Например, Сократ (469 — 399 гг. до хр. эры) строго завещал своим ученикам не заниматься вопросами о движении небесных светил, о их расстояниях от Земли, о их (происхождении и т. д., считая эти вопросы неразрешимыми. По сообщению его любимейшего ученика Ксенофонта, он уверял, что «всё это навсегда останется тайной для смертного, и, конечно, самим богам прискорбно видеть старания человека разгадать то, что угодно было им навсегда скрыть от него непроницаемой завесой».

С точки зрения прогресса естественно-научного миропонимания древнегреческая идеалистическая философия, достигшая наивысшего развития в учении Аристотеля, несомненно являлась шагом назад по сравнению с учением Демокрита. Эта философия по самому существу своему служила оправданием религиозного мировоззрения. Она была облечена густой оболочкой анимизма, крайнего антропоморфизма, наивной телеологии и прочих атрибутов поповщины (почему и была использована христианскими богословами).

Г.А.Гурев СИСТЕМЫ МИРА

Источник

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

История древнего мира - Понятия

А

Акрополь — укрепленная и, как правило, возвышенная часть города у греков (равнозначно русскому понятию «кремль»).

Амфора — сосуд с двумя ручками, как правило, с узким горлом. Обычно предназначался для хранения вина, оливкового масла, меда. Амфора служила также крупной мерой жидких тел.Апелла – народное собрание в Древней Спарте, в котором участвовали все полноправные граждане, достигшие тридцатилетнего возраста.Ареопаг – холм в Афинах, место заседаний древнего судилища того же названия, происхождение которого относится к мифическому периоду. Суд, заседавший на А., отправлял уголовное судопроизводство. Солон в 594 г. до н.э. ввел в его состав бывших архонтов. А. наблюдал за исполнением законов, мог привлекать к ответственности должностных лиц и протестовать против решений совета и народных собраний. По закону Эфиальта, в 462 г. А. потерял все права, кроме уголовного суда.Архонт – один из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах. Во главе городских властей стоял А.-эпоним, по имени которого назывался год. А.-басилей исполнял религиозные функции, например, во время жертвоприношений и праздников. На А.-полемарха возлагалось командование войсками. Вопросы юрисдикции относились к ведению особой коллегии шести А.-фесмофетов. В V в. до н.э. должность А. утратила свое прежнее политическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.

Б

Буле – в греческих городах-государствах – государственный совет, которому поручалось ведение важнейших политических дел. В Афинах Солоном в противовес аристократическому ареопагу был создан Совет 400, Клисфеном – Совет 500 (в него избиралось по 50 человек от каждой филы).

В

Всадники – в Афинах, по законодательству Солона, вторая имущественная группа. Для включения в разряд В. необходимо было доказать наличие минимального годового дохода в 300 медимнов зерна. В. не принадлежали к старинной родовой аристократии, но были состоятельными горожанами незнатного происхождения. Во время войны В. служили в коннице и должны были выставить коня и вооружение.

Г

Гелиэя – созданный Солоном народный суд в Афинах. Судьей мог быть любой афинский гражданин, не менее 30 лет от роду, с безупречной репутацией. С сер. V в. до н.э. из среды граждан избиралось 6000 гелиастов, т.е. народных судей, которые за свою деятельность получали содержание в размере 2, позднее 3 оболов в день. Смотря по важности дела, судейские заседатели избирались жребием по 201, 401 и 501, в особо важных уголовных процессах – 1001, 1501 и 2001 судье. В исключительных случаях все 6000 гелиастов образовывали судебную палату. Перед обсуждением дела гелиасты приводились к присяге (клятва обязывала к справедливости и соблюдению закона). После заслушивания сторон выносился приговор путем тайного голосования без дебатов. Народные суды ценились в Афинах как высшее достижение демократии.Герусия – совет старейшин, высший государственный орган в Спарте. Состоял из 30 геронтов (включая обоих царей), зажиточных спартиатов, избираемых пожизненно, младшему из них должно быть не менее 60 лет. Г., созываемые эфорами, готовили решения народных собраний, составляли решения по важнейшим государственным делам и уголовным процессам.Геоморы – в Аттике – слой мелких крестьян, которые вместе с демиургами (ремесленниками) составляли класс мелких производителей.Гимнасий — помещение для занятий физическими упражнениями в греческих городах. Гимнасий состояли из дворов, окруженных портиками, бань, экседр (т. е. мест для бесед философов и риторов) с каменными скамьями вдоль стен.Гоплит – тяжеловооруженный пеший воин в древнегреческом полисном ополчении. Г. мог стать человек, обладающий гражданскими правами и средствами для обеспечения собственного снаряжения. Г. носил большой щит, шлем и панцирь, а также поножи. Его главным оружием были копье и меч.

Д

Демос – в Древней Греции население области, а также общность полноправных граждан государства (в противоположность рабам и иноземцам). Понятие «демос» обозначает также народ в узком смысле слова как противопоставление аристократам.Демиург – в Греции гражданин, занимающийся какой-либо деятельностью за вознаграждение. К Д. относились не только поденщик, матрос, рыбак, мелкий ремесленник или торговец, но также врач, строитель, художник и т.д. Согласно аттическим источникам, Д. составляли ремесленников, низшее из трех других сословий (после эвпатридов и геоморов).

З

Зевгиты – афинские граждане, принадлежавшие к третьему имущественному классу с цензом в 200 медимнов зерна, вина или оливкового масла ежегодно. По реформе Солона они получили полный набор гражданских прав, за исключением того, что избираться они могли лишь на низшие должности. С 458-457 г. до н.э. они получили также право становиться архонтами. На войне З. были гоплитами.

К

Клерухия – военно-земледельческое поселение Афин на территории союзников (в частности, по Афинскому морскому союзу). К. были одним из средств контроля над союзниками, а также над важными морскими путями.Колония – поселение, основанное греческими гражданами в процессе колонизации Средиземноморья и Черноморского побережья; К. были политически независимы от метрополии. Уже с ранних времен К. имели целью наделить неимущих граждан землей и тем ослабить борьбу за аграрные законы, очень опасную для крупных землевладельцев.

Л

Литургия – государственная  денежная повинность богатых граждан в древнегреческих полисах, например, в случае войны – триерархия (снаряжение военного корабля – триеры), хорегия (оплата хоров, выступавших на празднике Диониса) или гимнасиархия (содержание в течение года гимнасия). Из сохранившихся источников неясно, как соблюдалась очередность в несении Л. В Афинах в соответствии с законодательством Солона её несли пентакосиомедимны; позднее ее наложили также на метеков.

О

Остракизм – изгнание в Древней Греции граждан, опасных для государства, путем тайного голосования, производившегося черепками, на которых писались имена изгоняемых. Введено в Афинах в конце VI в. до н.э.

П

Пентакосиомедимны (пятисотмерники) – афиняне, с 594 г. до н.э. ежегодно получающие 500 медимнов зерна, вина или масла. Позднее так же стали называться афиняне, имеющие доходы в 500 драхм. П. составляли 1-ю цензовую группу по конституции Солона. Только они могли занимать должность архонта. П. несли военную службу в коннице и обязаны были выполнять литургии.Полис – город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции. П. представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Типичными признаками П. являлись право земельной собственности, а также наличие гражданских прав независимо от того, находится ли собственность и место жительства граждан П. в черте города или в сельской местности.  Несмотря на противоречия между крупным и мелким землевладением, различие в формах и размерах собственности, а также разделение граждан П. на различные социальные слои (крупные землевладельцы, крестьяне, ремесленники, купцы, мелкие торговцы, сезонные работники, батраки) и тем самым разные возможности реального использования политических прав, граждане П. конституировались как господствующий класс. В качестве основного антагониста им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являвшиеся гражданами П.

Р

Раб – непосредственный производитель, лишенный собственности на средства производства, юридических и гражданских прав и являющийся полной собственностью своего господина.

С

Сисситии – совместное времяпрепровождение, включающее общие трапезы мужчин (полноправных граждан) в Спарте, санкционируемые государством. Компании сотрапезников во время военных походов составляли мелкие воинские подразделения, жившие в одной палатке. Спартиаты были обязаны делать одинаковый взнос за продукты, поставляемые для С.

Т

Тирания – форма государственной власти; встречается в Греции с конца VII в. до н. э. до эпохи эллинизма. Т. явилась следствием общественно-экономических преобразований VII-VI вв. до н. э., возникла в процессе борьбы между разлагавшейся аристократией и растущими народными массами. Т. появляется прежде всего в городах с высокоразвитой экономикой. Существовавшее законодательство при Т. формально сохранялось почти всегда, хотя в полисах устанавливалось единоличное правление. Тираны проводили политику, направленную на улучшение положения демоса, оказывали всяческую поддержку развитию ремесла и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Негативная оценка Т. впервые была дана в период демократического правления, отрицавшего основополагающий принцип Т. – единовластие.

Ф

Феты – в Афинах малоимущая прослойка граждан (4-й разряд по законам Солона), чей годовой доход от продажи зерна, вина, масла и т. д.  составлял менее 200 медимнов в год, в основном это были ремесленники или малоземельные граждане. После реформ Солона Ф. могли участвовать в народном собрании и избираться в гелиэю, но им запрещалось занимать какую-либо государственную должность. Примерно с 450 г. до н. э. законом им разрешалось избираться на государственные должности, но практически этот закон не применялся. Ф. служили в легкой пехоте или на флоте гребцами. С ростом военно-морской мощи Афин растет и политическое значение Ф. Всех свободных граждан, нанимавшихся на работу, также называли Ф.

Э

Эпоним – бог, герой или человек, дававший наименование городу, общине или году, например, десять героев, по именам которых названы аттические филы, архонт-Э. в Афинах или консул в Риме, чьи имена использовались для обозначения года (вследствие отсутствия единого летоисчисления).Эргастерии – мастерские, не имевшие сколько-нибудь значительного механического или технического оборудования и производившие продукцию на заказ или впрок. Со второй половины V в. до н. э. Э. выступали как организованные мануфактурные производства. С помощью рабов, вольноотпущенников, а также вольнонаемных рабочих при несколько усилившемся разделении (специализации) труда и значительном числе работников (до 50 рабов в ремесленных предприятиях и до 1000 человек в горных разработках) Э. добивались более высоких производственных показателей.Эфоры – пять высших должностных лиц в Древней Спарте, избиравшиеся сроком на один год всеми полноправными гражданами. Представляли консервативную силу этого полиса. С сер. VI в. до н. э. обладали широкими полномочиями в управлении, надзоре и судопроизводстве. Один из эфоров – эфор-эпоним – давал имя году.

hcm.ucoz.ru


Смотрите также