Русские древние летописи. Что такое летопись? Древние русские летописи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ностальгический клуб любителей кино . Русские древние летописи


Русские летописи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2018; проверки требует 1 правка.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2018; проверки требует 1 правка.

Русские летописи — летописи Руси, памятники древнерусской литературы. Основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.

Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века. Русские летописи обычно начинались словами «Въ лѣто»+«дата», что означает сегодня «в год»+«дата». Количество сохранившихся летописных памятников, по условным оценкам, составляет порядка 5000[1].

Большинство летописей в виде оригиналов не сохранились, а сохранились их копии и частичные переработки — так называемые списки, созданные в XIV—XVIII веках. Под списком подразумевается «переписывание» («списывание») из другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на изводы (редакции). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные). Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) — ещё более подтверждают это мнение.

ru.bywiki.com

Древнейший датированный список русской летописи.

Новгородская Кормчая из Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки

Одним из полузабытых произведений русской письменности является летописец патриарха Никифора с русскими статьями, помещенный в известной пергаменной Новгородской кормчей, хранящейся в Историческом музее в Москве (Син. № 132. лл. 567 об. –575 об.). В настоящее время можно считать установленным, что Новгородская кормчая была написана около 1280 г., во всяком случае не позже 1294 г., когда умер великий князь Дмитрий Александрович, по повелению которого эта рукопись была написана.

Летописец был издан в I томе Полного собрания русских летописей, изданном в 1846 г., в качестве приложения, и давно стал библиографической редкостью 1. Вероятно, именно по этой причине он почти не используется в наших исторических работах, хотя по существу является первым датированным списком русской летописи, в котором изложение русских событий доведено до 1279 г., т. е. современно самой рукописи.

В основу Новгородского краткого летописца положен известный «летописец Никифора въскоре», или «вкратце», продолженный византийскими и русскими статьями. Византийские статьи, видимо, первоначально оканчивались временем византийского императора Михаила и его матери Феодоры (кончая 867 г.), хотя ссылки на императоров делаются и дальше, но уже не систематически, кончая Алексеем Комнином и сыном его Иваном. Дальше упоминается только об императоре Мануиле.

Особый интерес имеют русские статьи и их хронология. Источником их явилась какая-то летопись, близкая по составу к Лаврентьевской, но отнюдь не тождественная с ней. Краткие известия в конце летописца, относящиеся к 60-м и 70-м годам XIII столетия – редчайшие записи, составленные современником событий. Летописец заканчивается сообщением о смерти князя Глеба Ростовского по возвращении из Орды, что, по Троицкой летописи, случилось в 1278 г.

Летописец очень ярко рисует политическое положение в Суздальской Руси в это время, когда татарское «число» – перепись населения на Руси – рассматривалось как крупнейшее событие своего времени. [235]

Интересной особенностью Новгородского краткого летописца является то, что в нем почти нет новгородских известий, зато относительно много ростовских. Это может указывать на его ростовское происхождение.

Летописец печатается по рукописи с сохранением ять [церковнославянская «ять» заменена на е – Распознават.], ъ, киновари, отмеченной жирным шрифтом, но с раскрытием титлов. В вариантах использована Варсонофьевская кормчая XIV в., хранящаяся в Историческом музее (Чудовское собр. № 4). Большую помощь в издании летописца оказал Л. В. Милов.

Никифора патриарха Цесаряграда летописець въскоре. Л. 567 об.

Адамъ пьрвыи человекъ бывъ лет 230; роди Сифа и живе лет 700 до /л. 568/ Малелеила, живе 2 всехъ лет 930 3. Сифъ бывъ лет 200 и 15, роди Еноса и живе лет 912. Еносъ 4 же бывъ лет 107, роди Каинана и жи всехъ лет 900. Каинанъ бывъ лет 170, роди Малелеила и жи всехъ лет 909. Бывъ Малелеилъ лет 165, роди Ареда и жи всехъ лет 885. Аредъ бывъ лет 162, роди Еноха и жи всехъ лет 962. Енохъ бывъ лет 165, роди Мафусала и жи всехъ лет 345, и угоди Енохъ богу и не обреташеся, яко престави и богъ. Мафусалъ бывъ лет 167, роди Ламеха и жи всехъ лет 969. Ламехъ бывъ лет 178, роди Ноя и жи всехъ лет 406. Нои бывъ 500 лет, роди 3 сыны, Сима, Хама, Афета, и въ 600-е лето живота Ноева потопъ бысть на земли, и жи по потопе лет 380 и бысть всех лет 980.

А от Адама же до потопа лет 2242. Симъ бывъ лет 100, роди Арфаксада въ 2-е лето по потопе и жи всехъ лет 500. Арфаксадъ бывъ лет 135, роди Каинана и жи всехъ лет 303. Каинанъ бывъ лет 130, роди Салу 5 и жи всехъ лет 403. Сала бывъ лет 135, роди Евера и жи всехъ лет 270. Аверъ бывъ лет 130, роди Фалека и жи лет 209. Фалекъ бывъ лет 134, ро /л. 568 об./ ди Рагава. При Фалеце бысть разделение языкомъ.

От потопа до разделенья язык лет 500 и 30. Рагавъ бывъ лет 137, роди Серуха и живе лет 207. То Серухъ и пьрвое нача кумиры творити. Серухъ бывъ лет 132, роди Нахора и жи лет 200 6. Нахоръ бывъ лет 79, роди Фару и живе лет 129. Фара бывъ лет 70, роди Аврама. Аврамъ бывъ 100 лет, роди Исака.

От разделения язык до Аврама лет 552. Исакъ бывъ 60 лет, роди Иякова. Ияковъ бывъ лет 87, роди Левгию. Левгия бывъ лет 45, роди Каафа. Каафъ бывъ лет 60, роди Амбрама. Амбрамъ бывъ лет 73, роди Моисея. Моисии бывъ лет 80, изведе люди изъ Еюпта и по семь водяше въ пустыни лет 40.

От Аврама до исхода лет 500 и 5. Исусъ Навгинъ воеводьствова лет 32. Старци судиша лет 23. Гофоилъ племене Июдина лет 50. Еглому цесарю 7 Моавьску работаше ему лет 8. Аодъ от 8 племене Ефремова лет 80. Иноплеменьници обладаху лет 18. Самагарь лет 7. Варакъ и Девора лет 40. Подъ иноплеменьникы лет 20. Мадияне же лет 7. Гедеонъ лет 40. Авимелехъ лет[а] 3. Фола лет[о] /л. 569/ 31. Аиръ лет 30. Аманати лет 18. Ефтаи лет 6. Есевонъ лет 7. Еломъ лет 10. Лавдонъ лет 8. Подъ иноплеменьники лет 40. Самсонъ лет 20. По Самсоне не бысть судье лет 40, темь и велико бысть зло. Илии жрьць лет 20. Пророкъ Самоилъ лет 30. Сауль пьрвыи цесарь въ Израили лет 40. Давидъ лет 40. [236]

От исхода до Давида лет 600 и 30. Соломонъ лет 40. Ровоамъ лет 17. Авия 6 лет. Асаветъ 40 лет. Иасафатъ лет 25, при томь пророчьствоваша Михеи, Илия, Елисеи. Иарамъ лет 8. Охозия лет[о] 1. Ахавъ 16 лет, Оховия мати Хозеова лет 7. Оасъ лет 40. Амасия 29 лет. А Захария и Охозия лет 52, при томъ пророчьствоваша Иосия, Амосъ, Исаия, Иона, Иафа лет 16. Ахазъ лет 6, Иезекия лет 29, Манасия неделю, при томь Вузантии 9 създанъ бысть. Амосъ лет 12. Осия лет 31, при томь пророчьствова Еремея и Варухъ и Софония. Ахазъ 3 месяце. Иокимъ лет 11. Охония 3 лет[а]. Седекия лет 11, при семь Навоходоносоръ цесарь вавилоньскыи воева Иерусалима, Седекию плени и ослепи и многы /л. 569 об./ жиды веде въ Вавилонъ по 1000 вь единомь ужищи, с ними же и Данилъ пророкъ и 3 отроци, и церкы пожежена бысть по 5 месяць от Наурдана повара 10.

Пребы отнеле же създанъ бысть Иерусалимъ до пленения 648. То Навходъносоръ цесарьствова в Вавилоне лет 20. Улемардахъ 11 сынъ его лет 5. Валтосаръ брат его лет[а] 3. Дарии Мидянинъ лет 17. По Дарии Кюръ Персянинъ лет 32. Камбуси лет 18. Спереди вълхвъ месяць 7. Дарии Остапьянинъ лет 20. Артаванъ месяць 7. Артаксерксъ Долгорукии лет 41. Другыи Артаксерексъ месяца 2. Дарии Иарсаманинъ лет 6, сего уби Алексаандръ Македоньскыи и раздруши Пьрськое цесарство и умре въ Вавилоне, цесарствовавъ лет 12, а всехъ лет цесарьства его 35, и раздели цесарство 4-мъ мужемъ своимъ, Филипу, Селевку, Антиоху, Птоломею.

Отъ Адама до умертвия Александрова лет 5167. Птоломеи цесарствова въ Еюпте и въ Александрие и нарицащеся брат[о]любивъ, при томь священыя /л. 570/ книгы на елиньскыи языкъ преложены быша, лет 38. Птоломеи благодатель лет 25. Птоломеи унеиши 12 лет 29. Птоломеи явлены 13 лет 7 и 6 месяць. Птоломеи заячичь лет 10. Птоломеи брат его лет 8. Селевкъ, иже Никаноръ нареч//енъ бысть, лет 20. Сынъ Селевковъ Антиохъ славный лет 15, то мучи Елезара и Соломонию и 7 отрок. Антиохъ сынъ его лет 23, при томь Иулия кесаря выпороша изъ утробы мьртвое 14 матери его. Птоломеи двоостровныи лет 30. Клеопатрия и Птоиломеева лет 22. Въ 23-е лет[о] ея нача въ Риме пьрвое цесарствовати Иулии кесарь лет 18, то законъ до индикта и висикостъ 16 обретъ, в то время Иродъ цесаремь бе въ Иерусалиме. По Иулии Августъ сыновець его Октавинъ сынъ, иже и Севасть нареч[е]нъ, цесарствова лет 57 и месяць 3 и 2 дни. Оттуде антиохьяне лет[а] ихъ чтуть сиче. Въ 15 лет[о] цесарства того вселенеи пьрвое написание бысть. Клеопатру убивъ, раздруши Птоломеискую власть, иже цесарствоваша 295 /л. 570 об./.

От Адама до Августа лет 5457. Въ 42-е цесарствия его родися по плоти от святые богородице Марие господь нашь Исусъ Христосъ. Посланъ бысть от Августа кесаря в то время Кюринеи написание створити всея власти Июдеиския, всехъ лет от Адама до въплощения господня 5000 и 500, написание же бе от Августа трии деля винъ. От въплощения господня до пришьствия до волховъ 17 лет 2 и до смерти Иродовы лет[а] 3, а до Архилаевы смерти 9 лет, а 15 до смерти Августовы, жилъ бяше лет 88. До крещения господня лет 30, до усечения Иоанова [237] при Ироди до вемь лет[о]. По преставлении Иванове до страсти господин месяць 18.

А от крещения до страсти господня лет[а] 3. Отъ въскресения до възнесения на небеса днии 40. От възнесения до съшествия святого духа на апостолы днии 10. От възнесения до побиения пьрвомученика Стефана лет 7. От побиения Стефанова до света явлешагося съ небесе Павлу месяць 3. А богородици от рожества до въведения въ церковь лет[а] 3, въ церкви бы до 14 лет, въ дому Иосифове месяць 4, и по томь благовещение прия /л. 571/ от архангела Гаврила и зачьноши роди нетеленьно господа нашего Исуса Христа, бе лет 15, живе до страсти господня лет 33, по възнесении и въ Иерусалиме въ дому Ио[ан]на евангелиста живе съ ученикы лет 11, живота ея всехъ лет 59.

От Адама до страсти господне лет 5533.

По Августе цесарствова в Риме сынъ Иулиевъ Тиверии лет 23, а Гаи лет[а] 3 и 8 месяць. Клавдии лет 13, 40 месяць, днии 20. Неронъ лет 13 и днии 40, погребе собе живого19, при семь Петръ и Павьлъ, Яковъ брат господень, мучени. Галвъ 1 месяць и заколенъ бысть, Офонъ день 1 и зарезася, Иутилии месяць и 5 дневъ и убиша и в Риме пьяного. Успасьянъ лет 10, въ 2-е лет[о] цесарьства его пленьнъ бысть Иерусалимъ Титомь сыномь его, по възнесении 43 лет[а]. Титъ лет[а] 2 и месяца 2 и заколенъ бысть въ полате. Доментиянъ лет 15 и месяць 5 то гонение въздвиже, Ио[аннъ] Богословъ в Патемъ поточенъ. Неруя лет[о] 1 и месяць 4. Троянъ лет 19 и 3 месяць, при семь Игнатъ Богоносець мученъ. Андриянъ лет 20, и сь раздруши Иерусалимъ, Елии градъ нареч[е], воднымь трудомь отрудоват /л. 571 об./ убиенъ бысть. Титъ Антонинъ нареч[е]ныи благочестивыи съ детми своими лет 22 и месяце 3. Марко сынъ его лет 12 и месяць 11, при томь Иустинъ философъ мученъ. Антонинъ же Ивиръ лет[а] 2. Комодъ 13. Елинъ Протинаксъ месяць 6, заколенъ бысть в полате. Севиръ лет 18, при томь Леонидъ отець Оригеоновъ мученъ, Иполитъ Римскыи, ростяше же и Григории чюдотворьць. Антонии сынъ Севировъ лет 7, заколенъ бысть. Маркинъ лет[о] 1 и заколенъ бысть. Антонинъ Галп лет[а] 4, заколенъ в Риме. Альксандръ 13, заколенъ бысть. Максимъ лет[а] 3 и заколенъ бысть. Гордии лет 6 и удавися въ Африкии. Филипъ лет 7 и заколенъ бысть въ оградех. Декии лето 1 и месяце 4 и заколенъ бысть на торгу. Галъ и Улусиянъ лет[о] 1 и месяць 4. Увалерьянъ и Ганъ лет 15 и заколена бысть. Клавдии лет[о] 1 и месяце 9. Аврианъ лет 5 и месяць 3 и заколенъ бысть. Такитъ месяць 6 и заколенъ бысть. Пролъ лет 6 и месяце 4, заколенъ бысть. Каръ со отрокома своима. Каринъ и Нумерьянъ лет[а] 2 и заколени быша. Диоклитиянъ и Максемь /л. 572/ янъ лет 20.

От Адама до умьртвия Диоклитияня лет 5766, от страсти же господня до начала Диоклитьяня лет 273.

Крестьянское цесарство. Костянтинъ сынъ святыя Олены лет 31, въ 12 лето цесарства его 1 сборъ бысть в Никеи 300 и 18 отець на Арья попа Альксандрьскаго, разделяющаго божество. От възнесения Христова да 1 сбора лет 318, а от Адама до умьртвия Костянтинова лет 5836, всего живота его лет 65, остави же 3 сыны, Косту в Риме, Костянтина Цесаригороде, Костянтия въ Антиохии, се створи ипатинъ 20, цесарствоваша же лет 24. Иулиянъ преступьникъ лет[а] 2 и месяць 6 и убиенъ бысть въ Персиде. Увалентианъ Новый и Феодосиии великии лет 16, при семь 2 сборъ бысть ва Цесариграде отець 150 на Македония [238] духоборца. От – 1 го сбора до 2-го лет 60. Аркадии сынъ Феодосьевъ лет 13 и месяце 3. Феодосии сынъ его лет 42 месяца 2, при семь 3-и сборъ бысть въ Ефесе отець 200 на Несторья человекослужебника. От 2-го сбора до 3-го лет 50. Маркианъ и У /л. 572 об./ валениянъ лет 29, при сею же 4 сборъ бысть в Халкидоне отецъ 630 на Евтуха и Диоскора и Севгира, смущение и размешение въводящемъ. От 3-го сбора до 4-го лет 10. Леонъ великыи лет 15. Леонъ Малыи лет[о] 1. Зинонъ лет 17. Анастасии лет 27, месяц 4. Иустинъ волосатыи лет 9 и днии 23. Иустиянинъ лет 38 месяць 7, при семь 5-и сборъ бысть въ Цесариграде отець 164 на блядьства Оригеонова. От 4-го сбора до 5-го лет 100. Устьянъ лет 12 месяць 10 днии 20, въ 7 лет[о] Иустинъ нетии его. Скончася кругъ святыя Паскы лет 532, отнюду же господь распяся. Тиверии лет 5. Маврикии лет 20 месяце 4. Фока лет 8. Ираклии съ сыномь лет 31, въ 3-е лет[о] цесарства его болшая часть Римьское власти Пьрси прияша и Ерусалимъ пожьгоша и честьныи крестъ и Захарию патриарха и много людии въ Персы ведоша, въ 12 лет[о] Хоздрои убиенъ и пленение възвращено бысть. Костянтии сынъ Ираклиевъ лет 28, в Сикелии убиенъ бысть. Ко /л. 573/ стянтинъ внукъ Ираклиевъ лет 17, въ 13 лет[о] 6 сборъ бысть Цесариграде отець 285 на Ария и Кюра и Макария, единоя воля ересы. От 5-го сбора до 6-го лет 130. Иустиньянъ лет 10, Леонтии лет[а] 3. Тиверии же Иапси лет 7. Иустьянинъ 2 лет[а], 6. Филиксъ лет[а] 2. Анастасии же Наремии лет[а] 2. Федосии лет[о] 1. Левъ Кононъ лет 25 месяце 3 днии 8. Костянтинъ сынъ Лвовъ съ материю лет[а] 31 и месяца 2 и дни 2, при тою въ 8-е лет[о] 7 сборъ бысть в Никеи второе отець 367 на иконоборце. От 6-го сбора до 7-го лет 122, а от Адама въ лет[о] 6305, а от спаса нашего бога лет 805. Костянтинъ убиенъ бысть на торгу. Ирина мати лет 5 и месяца 2 и дни 12. Никифоръ лет[о] 1 и месяць 9. Ставракии сынъ его месяца 2. Михаилъ зять его лет[о] 1 и месяць 9 дни 11. Львъ лет 7 и месяць 5 и дни 14, заколенъ бысть въ полате. Михаилъ лет 8 и месяць 9. Феофилъ лет 12 месяце 3 днии 20. Михаилъ сынъ его съ Феодорою матерью его и съ Феклою сестрою его лет 14. Михаилъ лет 12, съ Васильемь лет[о] и месяц 4, заколенъ бысть, при се/л. 573 об./го цесарстве придоша Русь, Чюдь, Словене, Кривичи къ Варягомъ, реша: «земля наша велика и обилна, а наряда в неи нетуть, поидете княжитъ и володетъ нами». И избрашася три браты с роды своими, стареи Рюрикъ седе Новегороде, Синеусъ на Белеозере, Труворъ въ Изборьске, от Адама лет 6370. По двою лета Труфоръ и Синеусъ умре и прия всю власть в Руси Рюрикъ. По Михаиле цесарь Василии лет 18 и месяць 11, въ 5-е лет[о] цесарства сего крещена бысть Болгарьская земля, а от Адама лет 6377. Въ 12-е лет[о] цесарства его Рюрикъ умре, дасть княжение Олгови сроднику своему и сына малаго Игоря. Львъ и Ольксандръ сына Василья цесаря лет 26, въ 12 лет[о] цесарства ею преложены быша книгы от грьчьскаго языка на словеньскыи. Есть же от крещения болгарьского до преложения книгъ лет 30, а от 7-го сбора до преложения книгъ лет 77, а от Адама 6405. Костянтинъ сынъ Львовъ зять Романовъ цесарствова лет 7, а в Руси поча княжи/л. 574/ти Игорь, а Ольгъ умре. Романъ цесарствова лет 36, 27 лет[о] цесарства его убьенъ Игорь, поча княжити Олга съ сыномъ Святославомь. Иванъ рекомыи Цемьскыи цесарствова.

Въ 1 лет[о] цесарства его иде Олга Цесарюгороду и крестися от Адама лет[а] 6463. Святъславъ княжи лет 18 и убьенъ бысть и остави 3 сыны, Ярополка, Олга, Вълодимира. Седе Ярополкъ Кыеве и уби Олга, а Ярополка уби Володимиръ и седе Кыеве. Костянтинъ и Василии цесарствова.

При сею крестися Володимиръ и всю Русь, от Адама лет 6996, живе по крещении лет 28 и умре. Томь же лет[е] Святополкъ уби Бориса и [239] Глеба, седе Кыеве 3 лет[а], бьяся съ Ярославомь, възбесневъ и умре. Ярославъ седе Киеве лет 38, а цесарь бе Манамахъ. Изяславъ сынъ его лет 24, убьенъ бысть, при семь Федосии игуменъ Печерьскыи бысть. Всеволодъ сынъ его седе въ Киеве лет 15 и умре. Святополкъ лет[о] 21 и умре. Володимиръ лет 13, въ 2-е лет[о] княжения сего пренесенъ Бори/л. 574 об./съ и Глебъ, от Адама лет 6623. В то время бе цесарь въ Грьцехъ Ольксии и умре, и по немь бысть сынъ его Иванъ Порфирогенитъ. По Володимере седе Киеве сынъ его Мьстиславъ лет 6. Ярополкъ его брат лет 7. Всеволодъ Олговичь лет 7. Изяславъ Мьстиславличь лет 8. Юрье Володимеричь Манамаха княжи Кыеве 3 лет[а]. Андреи сынъ его от отца иде Суждалю въ лет[о] 6663, княжи въ Володимери лет[о] 21, по отне смерти, нача быти Киевьское княжение въ воли его, в то время цесарь бе Мануилъ. Въ лет[о] 6681 убиенъ великыи князь Андреи. Михалко братъ его седее въ Володимери лет[о] 1 и умре. Кыеве седе Ростиславъ Мьсти[сла]вичь лет 9. Глебъ Юрьевичь 2 лет[а]. Романъ Ростиславичь А Володимери седе по Михалце брат его Всеволодъ Юрьевичь лет 37, владея всею землею Русьскою. По немь седе сынъ его Костянтинъ лет[о]. А по Костянтине брат его Юрье седе въ Володимери, а Костянтиновичи Васи /л. 575/ лко в Ростове, Всеволодъ въ Ярославле. Въ 5 лет[о] княжения Юрьева явишася татарове и многы страны плениша и князии русьскыхъ избиша на Калцехъ въ 15 лет[о] княжения Юрьева. А от Адама лет[а] 6746 татарове плениша землю Суждальскую, в лет[о] 6746 татарове убиша князя Юрья и Василка и инехъ много. В то же лет[о] седе въ Володимери Ярославъ брат Юрьевъ лет 9, а Ростове седе княгыни Василковая съ сынома Борисомь и Глебомь. Ярославъ умре въ Татарехъ. По немь седе въ Володимери Святославъ брат его лет[о] 1, и прогна Андре и сынъ Ярославль и княжи лет 5 и приде Неврюнь от Адама лет[о] 6760 и прогна и за море. Того же лет[а] седе Ольксандръ брат его лет12, въ 4 лет[о] княжения его число бысть от Адама 6765. По съмерти Ольксандрове братъ его Ярославъ лет 10 и умре. Василии братъ его лет[а] 4 и умре, въ 1-е лет[о] княжения его 2-е число бысть от Адама 6781 лет[о] И нача ведати великое княжение Дмитрии Оль/л. 576/сандровичь. Борисъ Ростовьскыи княжи лет 40 и умре въ Татарехъ. И седоста въ Ростове 21 сына его Дьмитрии и Костяньтинъ, а Глебъ приехавъ ис Татаръ 22, княживъ 6 месяць и умре.

Комментарии

1. Полное собрание русских летописей, т. I. СПб., 1846, стр. 248–252.

2. и живе

3. 933

4. Енос с большой буквы, как и дальше имена ветхозаветных патриархов.

5. Саллу.

6. 209

7. Здесь и дальше везде слово црь с выносным с под титлом читается как цесарь, а не царь.

8. от в рукописи нет, но имеется в Варсоноф. списке.

9. Узантии.

10. Вместо от Наурдана повара – Наузарданом поваром.

11. Улемадрах.

12. унеишии

13. явленные

14. мертвы

16. висикос

17. волхвовъ

18. Вместо до вемь лет. По преставлении Иванове до страсти господня месяць-лет[а] 2, 11 месяць. А усеч[ь]ньи Иоана до смерти господня месяць 6.

19. и погребе жив

20. ипатии

21. Вместо в Ростове – по нем.

22. орды

 

Тихомиров М. Н. Забытые и неизвестные произведения русской письменности // Археографический ежегодник за 1960 г. М. 1962

historicaldis.ru

Русские летописи Википедия

Русские летописи — летописи Руси, памятники древнерусской литературы. Основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.

Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века. Русские летописи обычно начинались словами «Въ лѣто»+«дата», что означает сегодня «в год»+«дата». Количество сохранившихся летописных памятников, по условным оценкам, составляет порядка 5000[1].

Большинство летописей в виде оригиналов не сохранились, а сохранились их копии и частичные переработки — так называемые списки, созданные в XIV—XVIII веках. Под списком подразумевается «переписывание» («списывание») из другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на изводы (редакции). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные). Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) — ещё более подтверждают это мнение.

Основные летописи[ | код]

Несторовский список[ | код]

Другое название — Хлебниковский список. Список этот С. Д. Полторацкий получил у известного библиофила и собирателя рукописей П. К. Хлебникова. Откуда этот документ появился у Хлебникова — неизвестно. В 1809—1819 годах Д. И. Языков перевёл её с немецкого на русский язык (перевод посвящён Александру I), так как первое печатное издание Несторовской летописи было опубликовано на немецком языке А. Л. Шлецером, «немецким историком на царской службе».

Лаврентьевский список[ | код]

Лаврентьевская летопись была открыта графом А. И. Мусиным-Пушкиным, происхождение её неизвестно. Она имеет заголовок «Эти повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Под этим заголовком можно ещё прочесть: «Книга Рожественского монастыря Володимирского». Лаврентьевская летопись содержит самый ранний из сохранившихся список «Повести временных лет», который составляет более половины содержания.

Ипатьевский список[ |

ru-wiki.ru

Насколько достоверны старые русские летописи?

Современная Российская историческая наука о древней Руси строится на основе древних летописей, написанных христианскими монахами, при этом на рукописных копиях, не имеющихся в оригиналах. Во всем ли можно доверять таким источникам? [more]

"Повестью временных лет" </span>называется древнейший летописный свод, который является составной частью большинства дошедших до нас летописей (а всего их сохранилось около 1500). «Повесть»охватывает события до 1113 года, но самый ранний ее список был сделан в 1377 году монахом Лаврентием и его помощниками по указанию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.</font></p>

Неизвестно, где была написана эта летопиcь, по имени создателя получившая название Лаврентьевской: то ли в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, то ли в Рождественском монастыре Владимира. На наш взгляд, второй вариант выглядит убедительней, и не только потому, что из Ростова cтолица Северо-Восточной Руси переместилась именно во Владимир.

   Во владимирском Рождественском монастыре, как считают многие специалисты, появились на свет Троицкая и Воскресенская летописи, епископ этого монастыря Симон был одним из авторов замечательного произведения древнерусской литературы «Киево-Печерского патерика» – сборника рассказов о жизни и подвигах первых русских монахов.

  Остается только гадать, каким по счету списком с древнего текста была Лаврентьевская летопись, сколько в нее было дописано того, чего не было в первоначальном тексте, и сколько потерь она понесла, – ведь каждый заказчик новой летописи норовил приспособить ее под свои интересы и опорочить противников, что в условиях феодальной раздробленности и княжеской вражды было вполне закономерно.

Самый значительный пробел приходится на 898–922 годы. События «Повести временных лет» продолжены в этой летописи событиями Владимиро-Суздальской Руси до 1305 года, но пропуски есть и тут: с 1263 по 1283 год и с 1288 по 1294-й. И это при том, что события на Руси до крещения были явно противны монахам ново принесенной религии.

  Другая известная летопись – Ипатьевская – названа так по Ипатьевскому монастырю в Костроме, где ее обнаружил наш замечательный историк Н.М.Карамзин. Знаменательно, что она нашлась опять неподалеку от Ростова, который наряду с Киевом и Новгородом считается крупнейшим центром древнего русского летописания. Ипатьевская летопись моложе Лаврентьевской – написана в 20-е годы XV столетия и кроме «Повести временных лет» включает в себя записи о событиях в Киевской Руси и Галицко-Волынской Руси.

Еще одна летопись, на которую стоит обратить внимание, – Радзивилловская, принадлежавшая сначала литовскому князю Радзивиллу, потом поступившая в Кенигсбергскую библиотеку и при Петре Первом, наконец, в Россию. Она представляет собой копию XV века с более древнего списка XIII столетия и рассказывает о событиях русской истории от расселения славян до 1206 года. Относится к владимиро-суздальским летописям, по духу близка Лаврентьевской, но гораздо богаче оформлена – в ней 617 иллюстраций.

Их называют ценным источником «для изучения материальной культуры, политической символики и искусства Древней Руси». Причем некоторые миниатюры весьма загадочны – они не соответствуют тексту (!!!) , однако, как считают исследователи, больше соответствуют исторической действительности.

На этом основании было сделано предположение, что иллюстрации Радзивилловской летописи сделаны с другой, более достоверной летописи, не подверженной исправлениям переписчиков. Но на этом загадочном обстоятельстве мы еще остановимся.

   Теперь о принятом в древности летосчислении. Во-первых, надо запомнить, что раньше новый год начинался и 1 сентября, и 1 марта, и только при Петре Первом, с 1700 года, – 1 января. Во-вторых, летосчисление велось от библейского сотворения мира, которое произошло раньше рождества Христова на 5507, 5508, 5509 лет – в зависимости от того, в каком году, мартовском или сентябрьском, произошло данное событие, и в каком месяце: до 1 марта или до 1 сентября. Перевод древнего летосчисления на современное – дело трудоемкое, поэтому были составлены специальные таблицы, которыми и пользуются историки.

Принято считать, что летописные погодные записи начинаются в «Повести временных лет» с 6360 года от сотворения мира, то есть с 852 года от рождества Христова. В переводе на современный язык это сообщение звучит так: «В лето 6360, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры почнем и числа положим».

Таким образом, летописец, по сути дела, устанавливал этой фразой год образования Руси, что само по себе представляется очень сомнительной натяжкой. Больше того, отталкиваясь от этой даты, он называет и ряд других начальных дат летописи, в том числе, в записи за 862 год, впервые упоминает Ростов. Но соответствует ли первая летописная дата истине? Каким образом летописец пришел к ней? Может, воспользовался какой-нибудь византийской хроникой, в которой это событие упоминается?

Действительно, византийские хроники зафиксировали поход Руси на Константинополь при императоре Михаиле Третьем, но дату этого события не называют. Чтобы вывести ее, русский летописец не поленился привести следующий расчет: «От Адама до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 лет и 1 год, а от Давида до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до вышеупомянутого Михаила 542 года».

  Казалось бы, этот расчет выглядит до того солидно, что проверять его – пустая трата времени. Однако историки не поленились – сложили названные летописцем цифры и получили не 6360-й, а 6314 год! Ошибка в сорок четыре года, в результате чего получается, что Русь ходила на Византию в 806 году. Но известно, что Михаил Третий стал императором в 842 году. Вот и ломай голову, где же ошибка: или в математическом расчете, или имелся в виду другой, более ранний поход Руси на Византию?

  Но в любом случае понятно, что использовать «Повесть временных лет» в качестве достоверного источника при описании начальной истории Руси нельзя. И дело не только в явно ошибочной хронологии. «Повесть временных лет» давно заслуживает того, чтобы посмотреть на нее критически. И некоторые самостоятельно мыслящие исследователи уже работают в этом направлении. Так, в журнале «Русь» (№ 3-97) был опубликован очерк К.Воротного «Кто и когда создал «Повесть временных лет?», в котором защитникам ее незыблемости задаются очень неудобные вопросы, приводятся сведения, ставящие под сомнение ее «общепризнанную» достоверность. Назовем только несколько таких примеров...

   Почему о призвании варягов на Русь – таком важном историческом событии – нет сведений в европейских хрониках, где на этом факте обязательно бы заострили внимание? Еще Н.И.Костомаров отметил другой загадочный факт: ни в одной дошедшей до нас летописи нет упоминания о борьбе Руси с Литвой в двенадцатом веке – но об этом ясно сказано в «Слове о полку Игореве». Почему промолчали наши летописи? Логично предположить, что в свое время они были значительно отредактированы.

В этом отношении весьма характерна судьба «Истории Российской с древнейших времен» В.Н.Татищева. Имеется целый ряд доказательств, что после смерти историка она была значительно подправлена одним из основателей норманнской теории Г.Ф.Миллером, при странных обстоятельствах исчезли древние летописи, которыми пользовался Татищев.

Позднее были найдены его черновики, в которых есть такая фраза:
«О князьях русских старобытных Нестор монах не добре сведом был». Одна эта фраза заставляет по-новому посмотреть на «Повесть временных лет», положенную в основу большинства дошедших до нас летописей. Все ли в ней подлинно, достоверно, не умышленно ли уничтожали те летописи, которые противоречили норманнской теории? Настоящая история Древней Руси нам до сих пор не известна, ее приходится восстанавливать буквально по крупицам.

Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал:

«Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира». Это утверждение находится в явном противоречии с историей славян, изложенной в «Повести временных лет».

В работе над своей книгой Орбини использовал почти триста источников, из которых нам известно не более двадцати – остальные исчезли, пропали, а может, были умышленно уничтожены как подрывающие основы норманнской теории и ставящие под сомнение «Повесть временных лет».

В числе других использованных им источников Орбини упоминает недошедшую до нас летописную историю Руси, написанную русским историком тринадцатого века Иеремией. (!!!) Исчезли и многие другие ранние летописи и произведения нашей начальной литературы, которые помогли бы ответить, откуда есть–пошла Русская земля.

  Несколько лет назад впервые в России вышло в свет историческое исследование «Сакральное Руси» Юрия Петровича Миролюбова – русского историка-эмигранта, умершего в 1970 году. Он первым обратил внимание на «доски Изенбека» с текстом знаменитой теперь Вeлесовой книги. В своей работе Миролюбов приводит наблюдение другого эмигранта – генерала Куренкова, нашедшего в одной английской хронике такую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет... И пошли они за море к чужеземцам». То есть, почти дословное совпадение с фразой из «Повести временных лет»!

  Ю.П.Миролюбов высказал очень убедительное предположение, что эта фраза попала в нашу летопись во время княжения Владимира Мономаха, женатого на дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, армия которого была разбита Вильгельмом Завоевателем.

Этой фразой из английской хроники, через жену попавшую к нему в руки, как считал Миролюбов, и воспользовался Владимир Мономах, чтобы обосновать свои притязания на великокняжеский престол. Придворный летописец Сильвестр соответственно «поправил» русскую летопись, заложив в историю норманнской теории первый камень. С той самой поры, возможно, все в русской истории, что противоречило «призванию варягов», уничтожалось, преследовалось, пряталось в недоступных тайниках.

  Теперь обратимся непосредственно к летописной записи за 862 год, в которой сообщается о «призвании варягов» и впервые упоминается Ростов, что само по себе представляется нам знаменательным:

«В лето 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

  Именно из этой записи проросла норманнская теория происхождения Руси, унижающая достоинство руcского народа. Но вчитаемся в нее внимательно. Ведь получается несуразица: изгнали новгородцы варягов за море, не дали им дани – и тут же обращаются к ним с просьбой владеть ими!

Где логика?

Учитывая, что всю нашу историю вновь правили в 17-18 веке Романовы, с их немцами академиками, под диктовку иезуитов Рима - достоверность нынешних "источников" невелика.

http://nashaplaneta.su/news/naskolko_dostoverny_starye_russkie_letopisi/2017-11-06-13715

terrao.livejournal.com

Что такое летопись? Древние русские летописи

9 февраля 2015

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Что такое летопись?

Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Русские летописи

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

Древние летописи

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.

Что такое летопись

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Самые известные летописи

Первая летопись

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Русские летописи
Название летописиПериод описываемых событийВремя создания самого раннего известного списка
Повесть временных летОт сотворения мира до начала XII векаНачало XII века
Ипатьевская летописьОт сотворения мира до конца XIII векаXV век
Лаврентьевская летописьОт сотворения мира до начала XIV векаXIV век
Воскресенская летописьОт родословной Рюриковичей до середины XVI векаXVI век
Строгановская летопись

XVI век

XVII век

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Летопись в современном мире

К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).

летопись аркхема

Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Омофоны: примеры слов. Что такое омофоны в русском языке Омофоны: примеры слов. Что такое омофоны в русском языке

Русский язык считается одним из самых сложных в мире. При его изучении не только иностранцы, но даже русскоязычные студенты и школьники сталкиваются с различными явлениями, ставящими их в тупик. К одному из таких случ...

Что такое каторга? История русской каторги Что такое каторга? История русской каторги

Что такое каторга? Это подневольный труд. «Каторга» - слово, которое ассоциируется с карательными работами, которые использовались для наказания преступников именно в России. Часто оно встречается в произв...

Что такое стилистика? Стилистика русского языка Что такое стилистика? Стилистика русского языка

В этой статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое стилистика, каково ее определение, значение и предмет рассмотрения. Обратим внимание на составные элементы этого термина, разделение по категориям, различные фигуры ...

Что такое транскрипция: особенности русского и иностранного транскрибирования Что такое транскрипция: особенности русского и иностранного транскрибирования

В детстве, начиная изучать иностранные языки, каждый из нас сталкивался с вопросом о том, что такое транскрипция. На самом деле этот термин употребляется не только в фонетике, но и в музыке, и биологии. В данной стать...

Что такое фонетика в русском языке? Что такое фонетика в русском языке?

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.Что такое фонетика?Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается о...

Что такое фразеология? Что изучают лексика и фразеология русского языка Что такое фразеология? Что изучают лексика и фразеология русского языка

О богатстве русского языка писали великие классики, восхваляя его и выражая свое восхищение. Известно, что он относится к числу сложнейших для изучения языков мира. Есть множество отраслей лингвистики, каждая из котор...

Что такое папирус для Древнего мира Что такое папирус для Древнего мира

Что такое папирус? Наверняка многие ответят, что это писчий материал, который использовали в Древнем Египте, – и будут абсолютно правы. Человечество с начала своего существования имело потребность фиксировать на...

Что такое налог в Древнем Египте? Определение, значение Что такое налог в Древнем Египте? Определение, значение

Понятие «налог» известно каждому современному человеку, но не все знают, что оно является очень древним, а платить различного рода подати люди были вынуждены тысячелетия назад. Познакомимся с тем, что тако...

Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке

Что такое урок в Древней Руси – понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства оче...

Что такое культ: почитание, поклонение. Древние культы Что такое культ: почитание, поклонение. Древние культы

С раннего детства большинству из нас знакомо слово «культ». У одних оно ассоциируется с именами диктаторов минувших лет, окружённых при жизни всеобщим, превосходящим все мыслимые пределы почитанием, а у др...

kak.green

Древние русские летописи / Журнал «Гражданин-Созидатель»

Русские летописи - уникальный историографический феномен, письменный источник раннего периода нашей истории. До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению ни об их авторстве, ни и об их объективности.

Главные загадки

«Повесть временных лет» — это череда заковыристых загадок, которым посвящены сотни научных трактатов. На повестке дня уже не меньше двух веков стоят четыре вопроса: «Кто автор?», «Где Начальная летопись?», «Кто виноват в фактологической путанице?» и «Подлежит ли древний свод восстановлению?».

Что такое летопись

Любопытно, что летопись — это исключительно русское явление. Мировых аналогов в литературе нет. Слово происходит от древнерусского «лето», что означает «год». Другими словами, летопись – это то, что создавалось «из года в год». Складывалась она не одним человеком и даже не одним поколением. В ткань современных авторам событий вплетались древние сказания, легенды, предания и откровенные домыслы. Трудились над летописями монахи.

Кто автор

Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».

Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов отводит ему роль переработчика Начального свода.

Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печёрская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58 лет и считался глубоким старцем по тем временам.

Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.

«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось.

Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора - черноризца Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.

Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского» доподлинно.

Сравнения

Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печёрскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.

Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.

Где начальная летопись

Её нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел.

Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».

Кто виноват в путанице

То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).

Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.

Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печёрского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал.

Подлежит ли Начальная летопись восстановлению

Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» - не подлежит.

Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.

www.grso.ru

Что скрывают русские летописи | Исторические сюжеты

19

Русские летописи - уникальный историографический феномен. Именно по ним мы знаем о раннем периоде нашей истории, но по сей день исследователи не могут прийти к единому мнению, как об их авторстве, так и об их объективности…

Главные загадки

«Повесть временных дел», какой мы ее знаем, или вернее не знаем, - это сплошная череда заковыристых загадок, которым посвящены сотни научных трактатов, в которых светлые исторические умы тщатся их разгадать.

А вот на поверхности – четыре загадки. И, собственно, на повестке дня они стоят века этак два (как минимум). И до сих пор не получили окончательного разрешения.

clip_image002%255B2%255D

Что это за загадки? - Кто автор? Где Начальная летопись? Далее любимый русский вопрос – Кто виноват? Применительно к «Повести» - в фактологической путанице. И, наконец, подлежит ли сей древний Свод восстановлению? Но сначала, что такое летопись?

Что такое летопись?

Чисто русское явление. Мировых аналогов среди литературных жанров ей нет. Само слово происходит от древнерусского «лето», что означает «год». То есть летопись – это то, что создавалось «из года в год». Складывалась она не одним человеком и не в одно поколение. В ткань современных авторам событий вплетались древние сказания, легенды, предания и откровенные домыслы. Трудились над летописями монахи.

Кто автор?

Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет…» В научной среде в ходу еще два названия - «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».

Но некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печерской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А.А. Шахматов отводит Нестору роль переработчика Начального свода.

clip_image003%255B3%255D

Что о нем известно? Имя вряд ли родовое, поскольку был он монахом, значит, в миру носил другое. Что приютила его Печерская обитель. В ее стенах и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI - начала XII веков. За что и был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т.е. угодивший Богу как раз монашеским подвигом). Прожил где-то 58 лет и по тем временам полагался глубоким старцем.

Историк Евгений Демин отмечает, что «точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти». Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056-1114. Но уже в 3-м издании Большой советской энциклопедии они исчезают.

«Повесть» считается одним из самых ранних из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Зачинает свое повествование Нестор сразу с послепотопных времен. И следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века – то есть до финала своих собственных лет. Однако на страницах самой «Повести» имени Нестора или не было,  или не сохранилось.

n1

Авторство устанавливали косвенным путем. С опорой на фрагменты ее текста в составе уже Ипатьевской летописи, что начинается как раз с безымянного упоминания ее автора - черноризца Печерского монастыря. Далее – в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком, прямо указывается на Нестора.

Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, что сопутствует вязи сказаний по ходу всей летописи – это смелые и обобщенные допущения. А манера несторовского изложения историкам известна. Так как авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печерского» доподлинно.

Сравнения

Последнее дает специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идет о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, что и основал древнейший православный монастырь на Руси - Печерскую обитель еще при Ярославле Мудром в 1051 году.

clip_image005%255B2%255D

Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что даже не знатоку понятно – писал его человек, «ведавший» этот мир изнутри.

Что же до «Повести», так надо помнить, что впервые описанное в ней, к примеру, призвание варяга Рюрика, - что пришел на Русь со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы с вами вроде и живем, - написано через 200 лет после этого предполагаемого события.

Где начальная летопись?

Ее нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности - какой-то фантом. Все о нем слышали, вся русская история от него толкается, но никто его за последние лет 400 в руках не держал и даже не видел.

clip_image007%255B3%255D

Еще В.О.Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?»

До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом ее продолжателей».

Кто повинен в путанице?

Ныне то, что мы зовем «Повестью временных лет», существует только внутри других источников и имеет хождение в трех редакциях. Лаврентьевской летописи от 1377 года. Ипатьевской, что относят к XV столетию. И Хлебниковском списке XVI века.

Но все эти списки – по большому счету, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Ученые связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.

1397555815_225001_original

Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печерского инока) рассматривал сей труд сугубо субъективно и в контексте своей эпохи. Вырывал из летописи только то, что его внимание привлекало. И вставлял в свой текст.

А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал.

Подлежит ли Начальная летопись восстановлению?

Нет. Поскольку давно и не нами заварена эта каша фальсификаций. Из которой эксперты вынуждены - буквально по крупицам - выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская…».

Поэтому даже такой непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов как Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» - не подлежит.

Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя или пороча.

  1441449279_book_2

 

 

 

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com


Смотрите также