Помпеи, "древний Рим" и т.п. и ананасы с кукурузой.: bioplant
Сначала почти новость:"16 июня в Государственном Историческом музее открылась выставка "Помпеи. Тайны погребенного города", на котором представлены экспонаты Национального археологического музея Неаполя. Среди экспонатов - фрески, украшения, скульптура, предметы туалета и мебели, посуда. Часть экспонатов покинули Италию впервые. Выставка продлится до 15 августа."lenta.ruПоскольку среди моих френдов есть сторонники официальной (или традиционной - кому как угодно) версии истории, не могу не поделиться информацией по теме извержения Везувия и т.п., которая мне стала известна тоже не так давно - я увлекаюсь (не ярый сторонник, а именно увлекаюсь) новой хронологией немногим более 2-х лет т.к.:
Итак, на этом скользком полу в Павлиньем зале Эрмитажа (как утверждается - копии Римской мозаики) есть кукуруза, будь она неладна:
Но это ещё ладно, вопрос с американским происхождением кукурузы довольно сомнительный, я об этом писал: кукурузная непоняткаВот ещё круче:Изображенный на фото барельеф находится около главного храма бога Баала в Пальмире (Сирия). Изделие из камня, на котором он изображен, - что-то типа фронтона. Считается, что строить его окончили при императоре Нероне, во 2-ой половине I века н.э.На барельефе изображен какой-то сюжет, а на столе лежат фрукты – гранаты и ананас...__________________________________
"Итак, еще в 1950 году профессор Каселла из Неаполя опубликовал работу, в которой доказывал, что на фресках Помпеи и Геркуланума изображены американские по происхождению растения. Об этом написал в личном письме В. И. Гуляеву проф. П. М. Жуковский: «В 1960 г. я был в Италии, где встретился в Неаполе с профессором Каселлой. Он в течение ряда лет изучал фрески Помпеи и Геркуланума и обнаружил на них американские по происхождению культурные растения: аннону, ананас и др. Откуда римляне в I веке н. э. знали эти растения? У меня есть фотоснимки и диапозитивы многих фресок. Аннона не вызывает никаких сомнений; ананас немного неясен, но все же это - он. (…) Есть отличная фреска, изображающая лимон. Римляне могли знать его только из Индии (…) Я об этом писал в своей монографии “Культурные растения и их сородичи”, изд. 2-е, 1964 г. Написал, как скептик».www.hrono.ru/libris/lib_r/rass82finik.htmlТ.е. либо Америка была известна ещё финикийцам, либо... Это не всё, разумеется, я потому и вспомнил о теме, что встречал информацию о фреске в доме Эфеба из Помпеи, на которой тоже был изображён... да-да, именно ананас________________________В общем, хотите быть в глазах потомков римским императором или ягипетским фараоном? Пожалуйста:мозаика"Любой избалованный ценитель красоты сможет удовлетворить свои самые высокие эстетические требования." (с)
bioplant.livejournal.com
Помпеи, Рим и ананасы с кукурузой
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:Ананас могли ввезти из Америки давно и случайным образом - хоть на весельной папирусной лодке )Однако в масскультуру (а барельефы это уже масскультура), он может попасть лишь при наличии товарных объемов.То есть, Древний Рим это даже не времена испанского императора СРИГН Карла V - 1517 (то есть, 1761) год. Это позже.Велика вероятность того, что Рим пал в 1541, то есть, в 1790 или 1792 году, после 8 октября или 24 апреля 1547 года, синхронно с остановившимся Солнцем.Это означает, что нашего календаря в это время еще не было, и хронология событий реконструирована в период 1792-1835 примерно годы.Тогда катастрофа 1707 года это период Юстиниановой чумы, еще в Древнем Риме.Это мне категорически не нравится, но иных вариантов не вижу. Надо привыкнуть.***Хм... но тогда время Атиллы и передел Европы в 5-6 веках совпадает с переделом Европы в в 1711-1771 годах.Это и есть темные века разрухи. Или даже еще нет? Возможно, все еще ближе.И тогда же становятся понятны постоянные отсылки к древнеримским культурным шаблонам даже в 1914 году, когда немцев отождествляли с гуннами.Это был реально вчерашний день.
Оригинал взят у bioplant в Помпеи, "древний Рим" и т.п. и ананасы с кукурузой.Оригинал взят у a_sult_h в Помпеи, "древний Рим" и т.п. и ананасы с кукурузой.Сначала почти новость:"16 июня в Государственном Историческом музее открылась выставка "Помпеи. Тайны погребенного города", на котором представлены экспонаты Национального археологического музея Неаполя. Среди экспонатов - фрески, украшения, скульптура, предметы туалета и мебели, посуда. Часть экспонатов покинули Италию впервые. Выставка продлится до 15 августа."lenta.ruПоскольку среди моих френдов есть сторонники официальной (или традиционной - кому как угодно) версии истории, не могу не поделиться информацией по теме извержения Везувия и т.п., которая мне стала известна тоже не так давно - я увлекаюсь (не ярый сторонник, а именно увлекаюсь) новой хронологией немногим более 2-х лет т.к.:
Итак, на этом скользком полу в Павлиньем зале Эрмитажа (как утверждается - копии Римской мозаики) есть кукуруза, будь она неладна: Но это ещё ладно, вопрос с американским происхождением кукурузы довольно сомнительный, я об этом писал: кукурузная непоняткаВот ещё круче:
Изображенный на фото барельеф находится около главного храма бога Баала в Пальмире (Сирия). Изделие из камня, на котором он изображен, - что-то типа фронтона. Считается, что строить его окончили при императоре Нероне, во 2-ой половине I века н.э.На барельефе изображен какой-то сюжет, а на столе лежат фрукты – гранаты и ананас...__________________________________
"Итак, еще в 1950 году профессор Каселла из Неаполя опубликовал работу, в которой доказывал, что на фресках Помпеи и Геркуланума изображены американские по происхождению растения. Об этом написал в личном письме В. И. Гуляеву проф. П. М. Жуковский: «В 1960 г. я был в Италии, где встретился в Неаполе с профессором Каселлой. Он в течение ряда лет изучал фрески Помпеи и Геркуланума и обнаружил на них американские по происхождению культурные растения: аннону, ананас и др. Откуда римляне в I веке н. э. знали эти растения? У меня есть фотоснимки и диапозитивы многих фресок. Аннона не вызывает никаких сомнений; ананас немного неясен, но все же это - он. (…) Есть отличная фреска, изображающая лимон. Римляне могли знать его только из Индии (…) Я об этом писал в своей монографии “Культурные растения и их сородичи”, изд. 2-е, 1964 г. Написал, как скептик».www.hrono.ru/libris/lib_r/rass82finik.htmlТ.е. либо Америка была известна ещё финикийцам, либо... Это не всё, разумеется, я потому и вспомнил о теме, что встречал информацию о фреске в доме Эфеба из Помпеи, на которой тоже был изображён... да-да, именно ананас________________________В общем, хотите быть в глазах потомков римским императором или ягипетским фараоном? Пожалуйста:мозаика"Любой избалованный ценитель красоты сможет удовлетворить свои самые высокие эстетические требования." (с)
chispa1707.livejournal.com
Помпеи, "древний Рим" и т.п. и ананасы с кукурузой.
Сначала почти новость:"16 июня в Государственном Историческом музее открылась выставка "Помпеи. Тайны погребенного города", на котором представлены экспонаты Национального археологического музея Неаполя. Среди экспонатов - фрески, украшения, скульптура, предметы туалета и мебели, посуда. Часть экспонатов покинули Италию впервые. Выставка продлится до 15 августа."lenta.ruПоскольку среди моих френдов есть сторонники официальной (или традиционной - кому как угодно) версии истории, не могу не поделиться информацией по теме извержения Везувия и т.п., которая мне стала известна тоже не так давно - я увлекаюсь (не ярый сторонник, а именно увлекаюсь) новой хронологией немногим более 2-х лет т.к.:
Итак, на этом скользком полу в Павлиньем зале Эрмитажа (как утверждается - копии Римской мозаики) есть кукуруза, будь она неладна: Но это ещё ладно, вопрос с американским происхождением кукурузы довольно сомнительный, я об этом писал: кукурузная непоняткаВот ещё круче:
Изображенный на фото барельеф находится около главного храма бога Баала в Пальмире (Сирия). Изделие из камня, на котором он изображен, - что-то типа фронтона. Считается, что строить его окончили при императоре Нероне, во 2-ой половине I века н.э.На барельефе изображен какой-то сюжет, а на столе лежат фрукты – гранаты и ананас...__________________________________
"Итак, еще в 1950 году профессор Каселла из Неаполя опубликовал работу, в которой доказывал, что на фресках Помпеи и Геркуланума изображены американские по происхождению растения. Об этом написал в личном письме В. И. Гуляеву проф. П. М. Жуковский: «В 1960 г. я был в Италии, где встретился в Неаполе с профессором Каселлой. Он в течение ряда лет изучал фрески Помпеи и Геркуланума и обнаружил на них американские по происхождению культурные растения: аннону, ананас и др. Откуда римляне в I веке н. э. знали эти растения? У меня есть фотоснимки и диапозитивы многих фресок. Аннона не вызывает никаких сомнений; ананас немного неясен, но все же это - он. (…) Есть отличная фреска, изображающая лимон. Римляне могли знать его только из Индии (…) Я об этом писал в своей монографии “Культурные растения и их сородичи”, изд. 2-е, 1964 г. Написал, как скептик».www.hrono.ru/libris/lib_r/rass82finik.htmlТ.е. либо Америка была известна ещё финикийцам, либо... Это не всё, разумеется, я потому и вспомнил о теме, что встречал информацию о фреске в доме Эфеба из Помпеи, на которой тоже был изображён... да-да, именно ананас________________________В общем, хотите быть в глазах потомков римским императором или ягипетским фараоном? Пожалуйста:мозаика"Любой избалованный ценитель красоты сможет удовлетворить свои самые высокие эстетические требования." (с)
a-sult-h.livejournal.com
Рим и Помпеи | ku-daa.ru
Римская империя была крупнейшим государством древнего мира. Она заслужила славу благодаря своим завоеваниям. Армия Римской империи считалась непобедимой, а города поражали своим великолепием. Некоторые из них внесены в список чудес света.
Какие из поселений носят звание вечных? Вечные города Римской империи – это Рим и Помпеи. Помпеи стал печально известен благодаря извержению вулкана Везувий. Город оказался погребенным под слоем пепла и лавы, которые буквально законсервировали некогда бурливший жизнью город.
Когда археологи нашли Помпеи, то были поражены,насколько хорошо сохранились постройки, памятники культуры, предметы быта. Благодаря сохранившемуся в отличном состоянии городу Помпеи, современные ученые смогли составить полную картину жизни и быта римлян. Именно поэтому Помпеи отнесли к вечным городам Римской империи.
Достопримечательности Помпеи.
Здесь вы можете увидеть знаменитый Амфитеатр,который был построен около 70 г до н.э. В него вмещалось 20 тыс. зрителей,здесь проходили различные цирковые представления и битвы гладиаторов.
Также есть Большой и Малый театр- очень живописные места и достаточно хорошо сохранились.Недалеко вы увидите храмы,посвященные Зевсу и богине Исиде.
Обязательно посетите Помпейский Форум- является центром города. Основу форума составляла площадь размером 38х157 м,вмещавшая в себя всё население города. Недалеко от Форума находятся храмы: Аполлона,Юпитера,Ларов ,Веспасиана..
Добираться лучше всего до Помпеи поездом из Рима до Неаполя, а там уже — на электричке, машине или автобусе.
Почему Рим называют вечным городом? Основан Рим в 754 (или 753) г. до н.э. Рим был столицей и самым большим городом империи. Здесь проживало около одного миллиона жителей. Город поражал своей красотой. Местное население гордилось его величием, а приезжие восхищались. Город славился своей архитектурой и произведениями искусства, призванными подчеркнуть могущество Римской империи.
В вечном городе были установлены триумфальные арки. Их возводили в честь одержанных побед. Полководец-победитель проходил через арку под рукоплескания и восторженные крики горожан. За ним следовало войско с добычей и пленными рабами.
На Форумах правителей чествовали установкой колонн с барельефами и сценами из жизни императора.На вершине колонны устанавливали скульптуру правителя, в чью честь было создано сооружение.
Главная достопримечательность Рима и его бессмертный символ – Колизей, сохранившийся до наших дней. Он представляет собой огромную арену, на которой проводились бои гладиаторов – любимое развлечение жителей вечного города, поражавшее своей жестокостью. Этот памятник архитектурного мастерства сохранился благодаря изобретению бетона.
Эту же технологию использовали при постройке Пантеона – храма всех богов. Впервые храм был посвящен не какому-то конкретному божеству, а всем небожителям. Храм достигал в высоту 43 метров и венчался куполом. Сюда приходили горожане, здесь устраивались церемонии и богатые торжества.
Рим – первый город, где начали строить многоэтажные дома, делившиеся на квартиры, предназначенные для проживания простого народа. Людей в таких домах расселяли по классовому признаку. Самые бедные жили на верхних этажах, побогаче – внизу. Центральное отопление и термы – еще одно изобретение вечного города.
Термы(античные бани) делились на несколько комнат с холодной и горячей водой. Посетители сдавали свои вещи, у каждого были личные банные принадлежности.
В термах не только мылись. Здесь велись деловые беседы и переговоры, заключались сделки, обсуждались новости. Жители Рима не работали. Горожане проводили дни в развлечениях и празднествах.
Империя была настолько богата, что могла позволить себе полное содержание своих подданных. Величие, необыкновенная красота, могущество, богатство, а главное, существование спустя много веков – вот почему Рим называют вечным городом.
Добраться сюда можно из многих городов России самолетом. Туристов встречают два аэропорта — Фьюмичино, расположенный в 30 км от центра города и Чампино— он находится в 15 км от Рима. Из аэропорта в город ходят автобусы. Также можно воспользоваться услугами такси.
Загляни
Храм Артемиды Эфесской
Висячие сады Семирамиды в Вавилоне
Мавзолей в Галикарнасе
ku-daa.ru
Помпеи — WiKi
Форум
Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена второстепенными площадями, а также множеством зданий различного предназначения.
Трибунал в базилике
Базилика
Находится к югу от площади и открывается на неё двойным портиком с 5 входами. Была построена в 120—78 годах до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная её часть являлась перистилем и обрамлялась 28 коринфскими колоннами диаметром 1,10 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.
Стены базилики изнутри украшены двумя ярусами полуколонн. На стенах оставлено множество граффити, одно из них гласит: «О стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».
Здания Муниципалитета
Три небольших здания в южной части форума. Внутри каждого находилась зала с нишами и апсидой, с облицованными мрамором стенами и украшенная статуями. Западное здание предназначалось для двух эдилов, восточное — для правивших городом дуумвиров. Центральное служило местом заседания муниципального совета (Ordo Decurionum).
Комиции
Комиции (место проведения голосований) располагались напротив базилики.
Здание Евмахии
Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями. В дальней стене здания — три апсиды со статуями Ливии, Тиберия и Друза. Позади здания стояла статуя самой Евмахии (сейчас она выставлена в музее Неаполя).
Храм Веспасиана
Небольшой храм, посвящённый Гению Веспасиана, вход в который был оформлен портиком с 4 колоннами. Ко входу вели две лестницы по сторонам от подиума со статуей императора. Перед храмом находится алтарь, на котором находятся рельефы с изображением церемонии жертвоприношения быка. Некоторые исследователи полагают, что изначально храм был посвящён Августу, затем последовательно каждому правящему в данное время императору и, наконец, Веспасиану.
Храм Ларов
Построен после землетрясения 62 года н. э. (по другой версии, существовал и до этого, однако, посвящался культу императора). Занимает площадь 18 на 21 м. В нескольких нишах находились статуи ларов, в центре — алтарь.
Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. Справа видны колонны портика здания Евмахии. На заднем плане — Везувий
Мацеллум
Мацеллум — крытый продовольственный рынок. Состоит из площади размером 37 на 27 м, в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.
Храм Юпитера
Главный храм Помпей возвышался в центре северной стороны форума. Построен в 150 году до н. э. (возможно на месте этрусского храма) на подиуме высотой 3 м, длиной 37 м и шириной 17 м. Двойная лестница ведёт к портику глубиной в 5 колонн и шириной в 6, за которым располагается зала, предназначенная только для жрецов. По сторонам она была украшена колоннадой, а в глубине в трёх нишах располагались статуя Юпитера времён Суллы (80-е годы до н. э.), от которой сохранилась лишь голова, а также статуи Юноны и Минервы. Пол выложен ромбовидными каменными плитами, создающими эффект объёмных кубов. В подвалах находилась сокровищница. Храм сильно пострадал во время землетрясения 62 года.
По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки. Западная, вероятно, была посвящена Германику, а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.
Храм Аполлона Статуя Аполлона
Храм Аполлона
Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.
Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей — алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.
Храм Фортуны Августа и арка Калигулы
Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.
За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в 37—41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.
Другие здания
К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая — место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.
Комплекс общественных зданий в районе театров
Треугольный форум
Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.
На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.
Самнитская палестра
Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра.
Храм Исиды, фото 1870 года
Храм Исиды
В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.
Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа. Также в храме была ёмкость с водой из Нила.
Храм Юпитера Мейлихия
Был построен ещё в III—II веке до н. э. и посвящён Зевсу, однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.
По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию.
Квадрипортик
Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.
Большой театр
Большой театр
Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III—II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.
Нижние несколько рядов (ima cavea) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием — для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.
Малый театр
Одеон, построенный в 80 году до н. э. дуумвирами Марком Порцием и Квинктом Валгом, был покрыт четырёхскатной черепичной кровлей. 4 нижних ряда отделялись от верхних 17 высоким парапетом, от которого сохранилась левая (относительно сцены) часть. Театр вмещал около 1500 зрителей, на его сцене проходили музыкальные представления и комедии[10].
Арена амфитеатра Зрительные места в амфитеатре
Амфитеатр и Большая палестра
Амфитеатр, вмещавший 20 000 зрителей, был построен около 80 года до н. э. одновременно с малым театром теми же дуумвирами. Имеет размеры 135 на 104 м и в настоящее время является древнейшим известным амфитеатром. Отличается от остальных тем, что входы в него находились в верхней части зрительного зала, а также отсутствием подвальных помещений: выход гладиаторов на арену осуществлялся через коридор прямо с улицы. Через второй коридор выносили раненых и убитых.
Большая палестра
Места для зрителей (cavea) делились на три уровня: первый (ima), ближе всего к арене, включал в себя 5 рядов ступеней и предназначался для знатных зрителей. Второй уровень (media) состоял из 12 рядов, третий (summa) из 18. Самая верхняя часть, отделённая от других зон, в которую вели собственные лестницы, со времени Августа предназначалась для женщин.
Сверху амфитеатр мог быть накрыт тентом, защищавшим зрителей от солнца и дождя.
Большая палестра была построена в римскую эпоху, когда Самнитская палестра перестала отвечать потребностям растущего города. Предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. Четвёртая сторона выходила на амфитеатр, где находились входы в палестру, разрушенные землетрясением 62 года и восстановленные в технике opus latericium. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной от 1 м на западе до 3 на востоке. В южной части — туалеты, очищаемые водой бассейна. Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами.
На одной из колонн была найдена христианская криптограмма.
Термы
Стабиевы термы
План Стабиевых терм
Самые большие, древние и хорошо сохранившиеся термы города, построенные в III веке до н. э. Комплекс терм располагался вокруг большого трапециевидного перистиля палестры с беговой дорожкой и бассейном 15x8x1,5 м[11]. Рядом находились комнаты для натирания маслом и песком (для борьбы). Стены палестры оформлены в четвёртом стиле, сохранились фигуры Зевса, Геракла и Сатира.
Мужские бани имели вход как с улицы, так и с палестры. Вначале вошедший попадал в аподитерий — раздевалку со сводами, украшенными фресками эпохи Флавиев (амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для хранения одежды. Далее следовал тепидарий (тёплые бани), слева от которого находился фригидарий — зал с бассейном с холодной водой. За тепидарием был кальдарий с бассейном горячей воды и ёмкостью с холодной.
Аподитерий мужского отделения Стабиевых терм
Женские бани не имели фригидария (бассейн с холодной водой находился в раздевалке), но включали в себя лаконик — парилку, наподобие сауны. Между банями были печи с холодной, горячей и очень горячей водой.
Термы форума
Самые маленькие, однако, самые изящные термы Помпей. Предназначались в основном для гостей города, а не его жителей. Построены дуумвиром Луцием Цезием в I веке до н. э. Вход с улицы Форума вёл в палестру мужского отделения. Оттуда, а также с улицы Терм, можно было пройти в аподитерий, оттуда — во фригидарий или же в тепидарий и далее в кальдарий с двумя ваннами. Женское отделение состояло лишь из раздевалки, тепидария и кальдария, а также небольшого внутреннего садика. На стенах сохранились фрески, например «Атланты» тепидария. Интересен фригидарий, напоминающий баптистерий эпохи Возрождения.
Центральные термы
Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).
Пригородные термы
Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий, что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.
Лупанарий
Лупанарий, тем не менее, присутствовал в городе. Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году[12], предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах[13][14].
Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.
Производственные здания
Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь
Обеспечение пищей
В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами. Изготовлены жернова из вулканических пород. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.
Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум», который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.
В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).
Ремёсла
Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.
Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания — перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу, которые омыляли жир, находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus — танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).
Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия. Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.
В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов[15].
Жилые дома
Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. В самих домах находятся копии.
Дом Трагического поэта
Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem» («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.
Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры, сценами из Илиады[16]. Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.
Дом Хирурга
Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV—III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты[17]. Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.
Дом Фавна
Александр Македонский из дома Фавна
Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами — инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² — это самый роскошный дом в Помпеях. Дом Фавна принадлежал семейству Кассиев. Но есть также версии,что он был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.
На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй)[17], отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий, сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому. Небольшие мозаичные панно вмонтированы в полы жилых комнат. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей. По фасаду дома располагалось несколько лавок. В этой же части были сосредоточены хозяйственные помещения и комнаты, куда допускались посторонние. Перистиль с колоннами предназначался для гостей и людей, пришедших с визитами.
Перистиля также два: малый и большой. К востоку от малого перистиля находились бытовые помещения: кладовая, кухни и небольшие частные бани. Из большого перистиля запасной выход вёл на улицу. Между перистилями находились триклинии и гостиная со знаменитой мозаикой, изображающей битву Александра Македонского с Дарием III.
Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния
Дом Веттиев
Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле. Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа, можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями. Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.
Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля — юный Геракл, душащий змей.
Дом Позолоченных Амуров
Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи, второй жены Нерона.
Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной — святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.
Дом Менандра
Большой дом (1800 м²), включавший в себя бани, конюшни, торговые помещения. Атрий был расписан сценами охоты и пейзажами. В гостиной, выходящей в атрий, — сцены падения Трои. В одной из ниш перистиля хорошо сохранившееся изображение Менандра, от которого и получил имя весь дом. В полуподвале в 1930 году найдено более сотни серебряных предметов обихода и большое число монет.
Настенная роспись дома Лорея Тибуртина
Дом Лорея Тибуртина
Вход в дом находится в нише, перед дверью поставлены две скамьи. По сторонам от входа два торговых помещения. Росписи в атрии остались незаконченными. В комнатах — ложные окна с нарисованным видом на сад. На перистиль выходит домашнее святилище Дианы. Занимал почти всю инсулу, однако большая часть его площади отведена под сад с каналами и фонтанами. Место в конце ближайшего к дому канала отведено под летний триклиний. Здесь находятся фрески с изображением Пирама, Фисбы и Нарцисса, подписанные Lucius pinxit (изобразил Луций).
Дом был исследован в 1916—1921 В. Спинаццолой. Своё название он получил от двух предвыборных лозунгов, найденных на стенах здания: один призывал голосовать за Лорея, второй — за Тибуртина. Владельцем же дома был Октавий Квартио (Octavius Quartio), чья бронзовая печать была в нём найдена. Некоторые историки предпочитают именовать дом «домом Октавия Квартио»[18].
Дом Моралиста и дом Пинария Цериале
Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):
Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
Уважать женщин и избегать непристойных речей,
Воздерживаться от гнева и от драк.
В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».
По соседству расположен дом Пинария Цериале, принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.
Дом Юлии Феликс
Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.
Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)
Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.
Раскопан в 1953—1954 годах, однако лишь в 1972—1974 в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета[19] было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя — дом Парфюмера.
Городские укрепления
Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI—V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..
Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.
Водоснабжение
Фонтан в Помпеях
Помпеи с древности испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились под городом на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы хоть и существовали, но были немногочисленными. Отчасти решению проблемы способствовало наличие почти в каждом доме имплювия — бассейна для сбора дождевой воды, однако положить конец недостатку воды смог лишь построенный во времена Августа акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м³/день. Акведук вёл к резервуару (castellum aquae), расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). Круглый в плане резервуар имеет диаметр 6 м и сверху перекрыт куполом. Находится он в четырёхугольном здании, с южной стороны декорированном тремя арками.
К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов (в настоящий момент их найдено 42), расположенных в разных частях города. Из резервуара у Везувианских ворот вода поступала в город по трём свинцовым трубам диаметром 30 см: первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений. При недостатке воды последние две трубы могли быть перекрыты.
Виллы за Геркуланскими воротами
Вилла Диомеда
Находилась на склоне, поэтому на уровне первого этажа жилых помещений, сгруппированных вокруг атриума и перистиля, находилась терраса, окружавшая большой парк. По её краям возвышались башенки, с которых можно было любоваться морем. В центре парка находился бассейн, возле него — летний триклиний для обедов на открытом воздухе. В подвалах под галереей устроен винный погреб.
Вход в виллу вёл прямо в перистиль, слева от которого находился второй маленький перистиль и банные помещения. Через таблиний можно было попасть в выполнявшую функции триклиния крытую террасу, откуда открывался вид на море.
Исследована в 1771—1774, приписывается Аррию Диомеду, чья гробница находится напротив входа. На вилле найдено 20 тел погибших при извержении, в том числе женщин и детей, из них 18 в подвале[20], двое у двери, ведущей из сада к морю; у одного из них найдено золотое кольцо, серебряный ключ и 1356 сестерциев.
Фрески виллы Мистерий
Вилла Мистерий
Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.
Начало таинства
Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.
В таблинуме, соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается, по наиболее распространённой версии, посвящение в дионисийские мистерии, по другой — обряд венчания[17][20].
ru-wiki.org
Древнее государство Помпеи. Последний день Помпеи, ужасная картина гибели города.
Сразу стоит сказать, что тела умерших граждан в Римской империи никогда не предавались земле, а кремировались. Для современных исследователей, занятых изучением Помпеи, это большой минус, так как кости являются практически основным источником информации о жизни древнего человека. Что он ел, чем болел, какого образа жизни придерживался. Поэтому скелеты, бесконечное число которых породил последний день Помпеи, являются ценнейшим научным материалом. В Италии их крайне сложно найти. Отсюда огромное археологическое значение города с трагической историей. Все мы знаем, как важна для искусства картина "Последний день Помпеи", не в меньшей мере сегодня для исследователей важны тела тех, кто погиб во время этой катастрофы. Гибель Помпеи произошла 24-го августа 79-го года. Через 66 лет можно будет отмечать двухтысячный юбилей со дня одной из величайших катастроф в древней истории.
Помпеи, ужасная трагедия в древней истории.
Сам город был основан еще в 6-ом веке до нашей эры. Поселение вобрало в себя пять небольших деревень и превратилось в единый административный комплекс. Помпеи некогда были владением этрусков, тех самых древнейших племён, культура которых впоследствии стала основой для формирования Римской империи. В конце 5-го века Помпеи захватили самниты, а приблизительно через век город связал свою судьбу с Римом, тогда еще не являвшимся такой всевластной и могучей империей. Жители Помпей обладали исключительными правами, считаясь не подданными Рима, а его важными союзниками.
Однако этот союз между Римом и Помпеями являлся чистой формальностью. Римский сенат рассматривал такие города с потребительской точки зрения. Их Горожан использовали на службе в армии, причем без права получения римского гражданства. Обделяли их также и в материальных вопросах, касающихся прав на государственные земли. В большинстве случаев подобное отношение со стороны более могущественного союзника выливалось в восстание более мелкого, но гордого поселения. Так произошло и с Помпеями, не желавшими оставаться в тени.
В 89-ом году до нашей эры в Помпеи вошли римские войска, в результате чего город из союзника превратился в еще одну колонию империи. Помпеи окончательно и бесповоротно утратили даже свою формальную свободу. Однако на местных жителях это никак не отразилось. Оставшиеся 90 лет в истории города люди жили свободно и обеспечено, пусть и не наравне с римскими гражданами. Земли в Помпеи были плодородными, рядом располагалось обширное море, климат отличался мягкостью, и знатные римские поданные, военачальники и богатеи охотно строили виллы в этих местах.
Рядом с Помпеями находился город Геркуланум. В нём расселялись легионеры, вышедшие в отставку, а также освобожденные рабы, получившие право на фривольную жизнь от своих бывших господ. В Римской республике, к слову, практически любой послушный раб рано или поздно мог купить себе свободу или получить её как дар за выслугу лет и особые заслуги. Именно такими людьми и был заселен соседствующий с Помпеями город Геркуланум.
Ещё один город-сосед - Стабии. Территория этого города была практически полностью заселена знатью. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы и сады. Город Помпеи не мог похвастаться такими богатствами. К тому же в Стабии дома бедных людей находились в значительном отдалении. В них жила исключительно обслуга, ремесленники и торговцы, прислуживавшие и обеспечивавшие господ всеми благами. Все эти люди находились в зависимости от знати, снабжавшей их провиантом и являвшейся основным источником заработка.
Почему говоря о Помпеи, мы переключились на соседние города? Все просто: оба этих поселения сыграли свою важную роль в истории Гибели Помпеи. Они также были погребены под вулканическим пеплом Везувия, пробудившегося от вечного сна. Большинство их жителей также погибло. Спаслись, как и в Помпеи, только те, кто покинул свои дома до начала извержения или в его начале. Выжили лишь люди, оставившие свое имущество, сохранив тем самым жизнь и себе и близким.
Со дня своего образования Помпеи активно развивались. Особенно оживленно велось строительство в последние несколько веков до трагедии. Так, в эти столетия в Помпеи был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Строительство его датируется 80-ым годом до нашей эры. На арене Помпеи (Рим), которая в длину достигала 135-ти метров, а в ширину 105-ти метров, устраивались гладиаторские сражения. За век до этого древние зодчие Помпеи построили Большой театр на пять тысяч зрителей. Почти одновременно с амфитеатром Помпеи поострили Малый театр на полторы тысяч зрителей.
В Помпеях располагалось множество храмов, в которых изучалось необъяснимое, посвященных различным божествам. В центре находился общедоступный форум. Это особая площадь, сооруженная из общественных построек. На ней походили, как основные политические мероприятия, так религиозные и даже торговые. Улицы Помпеи были прямыми и пересекались перпендикулярно, что позволяло древним строителям легко проводить работы по реконструкции и развитию города.
Водоснабжение Помпей осуществлялось при помощи акведука. Этот большой лоток на опорах мог обеспечить свежей и чистой водой несколько тысяч человек. Строители Помпеи всегда делали небольшой уклон, чтобы вода бежала по нему. В Помпеи живительная влага попадала из чистейших горных источников. Из акведука она понемногу стекала в обширный резервуар. Он находился выше общественных и жилых построек Помпеи и имел огромнейшее количество труб, которые отходили от него к виллам и резиденциям богатых граждан. То есть, фактически в Помпеи имелся свой водопровод, однако, доступ к нему имели только обеспеченные люди.
Мирная жизнь города, пока не наступил последний день Помпеи.
Мы уже рассказали о том, как вода проникала в дома богатых горожан. Но что насчет простого люда? Пока не наступил последний день Помпеи, простой люд довольствовался общедоступными фонтанами. К ним также были проведены трубы от резервуара. Однако, было одно важное “но”. Трубы, проведенные к фонтанам, делались из свинца, что естественно отражалось на качестве воды, как следствие и на здоровье людей, на продолжительность их жизни. Если бы люди тех времён, пока не наступил последний день Помпеи, знали об этом, то, вполне возможно, делали бы серебряные трубы, а так, местным приходилась использовать зачастую грязную, ржавую и вредную для здоровья воду.
До наступления последнего дня Помпеи основным пищевым продуктом в городе являлся хлеб, производившийся местными пекарнями. Существовало текстильное производство. В городе до наступления последнего дня Помпеи из важных сооружений также имелась непреодолимая крепостная стена и, конечно же, термы, греческие бани. В Древнем Риме, а да этого в Греции, такие бани пользовались огромнейшей популярностью. В них люди не только мылись, но и общались, обсуждая последние общественные и коммерческие новости, и делясь сплетнями.
Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе била кличем. Археологами был найден даже лупанарий. Так в древнем Риме назывались публичные дома для элиты и знати. В Помпеях лупанарий был двухэтажным, каменным здания. На каждом этаже постройки располагалось минимум по пять комнат. Пока не наступил последний день Помпеи, подобные заведения пользовались огромной популярностью. Археологи предполагают, что в городе имелось еще как минимум тридцать таких лунапариев, как более мелких, для обычного люда, так и куда больших, для правящей элиты и богатейшей знати.
Кстати бытует и совершенно другое мнение. Якобы пока не наступил последний день Помпеи, в городе был всего один лупанарий, тот, что обнаружили исследователи. Если провести простые подсчеты, то получается, что клиентов обслуживало не более чем сорок проституток. В городе до наступления последнего дня Помпеи проживало около двадцати тысяч человек. Из них приблизительно половина мужчины, плюс приезжие. На такую массу людей приходилось всего сорок жриц любви. Можно утверждать, что мужчины этого города до наступления последнего дня Помпеи были гораздо целомудреннее своих современников. Напрашивается простой вывод: половая распущенность римских граждан и подданных является лишь плодом воображения исследователей и историков.
Последний день Помпеи, картина тех событий.
Однако обсуждать мы собрались далеко не половую жизнь древнего Рима, а катастрофу, произошедшую с одним из городов империи. Виноват в ней Везувий. Это действующий вулкан, расположенный в 15-ти километрах от Неаполя. Его высота около 1280-ти метров. По подсчетам геологов Везувий за свою историю извергался около 80-ти раз, причем каждое извержение было крупным. До злополучной даты и образования картины последнего дня Помпеи Везувий спал около полторы тысячи лет. Лишь в шестьдесят третьем году он пробудился. Вначале произошло землетрясение, которое разрушило несколько зданий в городе и его окружностях. По сути, землетрясение и извержение – это один и тот же геологический процесс, только выраженный в разной форме. Но откуда жителям древнего Рима могли об этом знать.
После того, как город был уничтожен, благодаря чему впоследствии на свет появилась картина “Последний день Помпеи”, вулкан вновь замолчал на полторы тысячи лет. В следующий раз он проявил активность только в 1631-ом году. Тогда лава, вылившаяся из заросшего лесами вулкана, уничтожила небольшой итальянский город Торре-дель-Греко. Во время этих событий погибло больше тысячи человек.
Начиная с этого момента, Везувий периодически пробуждался с интервалом в 15-30 лет. Следующее же крупное извержение началось 4 апреля 1906-го года. Вулкан безумствовал на протяжении приблизительно трех недель, вплоть до 28 апреля. Картина последнего дня Помпей вновь воплотилась в жизнь. При этом в атмосферу выбрасывался газ, и лилась лава. Спустя семь лет вулкан вновь проявил свою активность, но уже в менее значительных масштабах. А в марте 1944-го произошло последнее на сегодняшний день извержение. 20 числа Везувий вновь вернул в жизни людей последний день Помпеи, картина тех событий была ужасающа, однако, жертв было куда меньше, чем во время гибели древнего города Римской империи.
Исследователи и геологи выяснили, что вначале из вулкана выделялись лишь газы, пемза и отдельные твёрдые породы. Всё это сопровождалось сильными толчками и взрывами тонн раскалённого пепла, который впоследствии практически полностью покрывал землю в радиусе двух-трех километров. Начиная с 17-го века, помимо газов и пепла из кратера также вытекала лава, повторяя последний день Помпей, картина стояла соответствующая.
Люди, что жили и живут в районе Везувия, подвергали и подвергают себя постоянному риску. Как-никак это густонаселенный район Италии и картина “Последний день Помпей”, рано или поздно может повториться вновь. Но пока вулкан спит, и стоит надеяться, что катастрофа не повторится в ближайшие столетия.
Гибель Помпеи, произошедшие события.
Но вернемся в 79 год. За неделю до самой катастрофы произошло довольно-таки крупное землетрясение. Оно соответствовало шести баллам по шкале Рихтера. Помпеи, едва оправившиеся от первых толчков 63-го года, вновь были частично разрушены. Большая часть жителей покинула эти земли, но не меньше людей осталось, не пожелав бросать свое имущество. Люди понемногу расчищали завалы и благоустраивали нарушенный быт.
Вероятно, что до гибели Помпей, в поселении появились и мародеры. Они грабили брошенные усадьбы, виллы и лавки торговцев. Видимо власти не смогли своевременно навести порядок и вернуть бразды правления в свои руки. История Помпеи ужасна, но еще больше ситуацию усугубило то, что в водоводе практически полностью закончилась вода, а та, что осталась, была грязной и непригодной для питья. Местным жителям, пережившим первую “гибель Помпеи” нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука, а также пополнять свои запасы воды.
На это у них как раз и ушла неделя. Жизнь постепенно начала возвращаться в круги своя. Утро двадцать четвертого августа ничем не отличалось от предыдущих более или менее спокойных дней, прошедших с момента, как произошла “гибель Помпеи”, первое землетрясение. Люди спокойно бродили по улицам, работали торговцы и рынки. А вдали возвышалась величественная гора Везувий. Она выглядела размеренно, горожанам не пришло и в голову связать частичную гибель Помпей с вулканом и его пробуждением.
В то время как люди жили своей спокойной жизнью, отдыха и работали, вот уже с часа дня шла постепенная гибель Помпеи, вылившая впоследствии в ужаснейшую природную катастрофу. Вначале последовало несколько единичных, но сильных подземных толчков. Затем послышался звук взрыва, и над Везувием возвысился плотный, чёрный столб дыма. Из кратера повалил пепел и газ. Он затянул за собой и мелкие камни твёрдых пород, вулканическую массу, пемзу. Столб дыма достигал трех километров в высоту. Гибель Помпей началась.
Вся эта масса практически моментально закрыла небо и стала падать на землю. Когда с огромной высоты падает маленький камушек, он может покалечить или убить человека. Поэтому люди в спешке покидали улицы и прятались в своих домах. Гибель Помпей шла полным ходом, и люди сами себя загоняли в ловушку.
Те люди, что бросив все, покинули город, в конце концов, остались в живых. Однако основная масса населения осталась, чтобы воочию наблюдать гибель Помпеи и весь тот ужас, что обрушился на город. Многие ошибочно считали крыши домов самой надёжной защитой. В то же время пыль, пепел и смог опадали на землю все активнее. Уже к 4 часам дня на улице стало темно, словно ночью. Во время гибели Помпей некоторые крыши домов проваливались под тяжестью вулканических осадков. В свою очередь на улице было просто невозможно находиться. Люди поняли, что оставшись в своих домах, они обрекли себя на гибель, Помпеи и его население были заперты в смертельной ловушке.
Археологи определили, что 54 человека в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале просторного оптового склада. В первые часы сводчатый потолок помещения равномерно распределял нагрузку, создаваемую вулканическими осадками. Поэтому вначале убежище было надёжным. Однако, во время гибели Помпей люди не учли, что воздух наполняется вредными для дыхания газами. Усугубил ситуацию и пирокластический поток, газы и пепел, раскаленные до семисот градусов по Цельсию.
Помпеи, последние часы в истории города.
В недрах Везувия стремительно нарастало давление. Раскалённые газы и вулканический пепел с тройной силой рвались наружу. Брюллов в Помпеи не был, однако, в его картине катастрофа обрисована довольно-таки детально. Верхняя часть кратера, не выдержав нагрузки, обрушилась и, выпустив на свободу всю мощь вулкана. Вулкан Помпеи обрек город на верную гибель. Раскаленный дым, пепел и газ устремилась не вверх, а в бок, и с огромнейшей скоростью около пятисот километров в час двинулась в сторону города. Температура вулканических пород достигала трехсот градусов по Цельсию, воздух нагревался столь же стремительно, что и лава, подбиравшаяся к Помпеям, обреченным на гибель.
Всё, что попадалось на пути у потока, мгновенно сгорало. В Помпеях, таким образом, погибло множество людей, оказавшихся в это время на улицах города. Археологами была обнаружена конюшня, в которой заживо сгорело больше десятка лошадей и не меньшее количество людей, пытавшихся укрыться от природной катастрофы. Бедные животные были на привязи и не смогли сбежать, люди же по собственной воле оказались в ловушке.
Усугубило уничтожение Помпеи жуткое вулканическое явление, раскаленный воздух, являющийся спутником всех без исключения извержений. Пятьдесят четыре человека, которые пытались укрыть в подвале оптового склада, задохнулись раскалённым воздухом без шанса на спасение. Пепел, плывущий по воздуху, при попадании в легкие превращался в цемент. Судьбе людей, живших в городе, не позавидуешь. Вместе с людьми было уничтожено и наследие города, фрески Помпеи, древние рукописи и прочие образчики искусства. Погибшие же люди лежали в спокойных позах, они умерли практически моментально, в отличие от тех, кто сгорал заживо на улицах Помпеи, и в окрестностях вулкана.
Раскопки города начались в 19-ом веке, и уже тогда стало ясно, что Везувий и Помпеи – это симфония смерти, ужаса и природы, не знающей жалости. Полости, что удалось обнаружить в вулканической пыли, заливали гипсом. И пустота превращалась в обугленное тело человека. Таковых было обнаружено невероятное множество. Практически всё население Помпеи погибло. Археологи предполагают, что общее число жертв равнялось 16-ти тысячам. Это цифра с учетом тех, кто погиб в городах соседних с Помпеями, поселениях и деревнях.
Таким образом, катастрофа, обрушившаяся на окрестности города, стала величайшей трагедией, случившейся в первые столетия новой эры. Последний день Помпеи ужасает даже сегодня. В наши же дни когда-то прекрасный город превращен в музей под открытым небом. Современные фото Помпеи открывают прекрасный вид на разрушенный город. Расчищено большая его часть, около 75-ти процентов. Сегодня о трагедии практически не вспоминают, развалины выглядят мирно и где-то даже живописно. Сегодняшняя картина Помпеи прекрасна. Не менее мирным выглядит и Везувий, глядя на него, точно не скажешь, что этот вулкан является виновником ужасного кошмара. Будем надеяться, что таковым он останется еще очень и очень долго.
По материалам: Прогноз на 2013 год.
Опубликовано 11 Апр 2013 в категории Необъяснимое
mayax.ru
Помпеи - Римской империи
Руины Помпеи
Помпеи были считается одним из самых привлекательных городов Древнего Рима. Здания были построены в гармонии и красоты. Однако, на 24 августа 1979 н.э. Помпеи встретился трагедии. Начала великой вулкана Везувия вызвало огромные разрушения в городе. К счастью, вулканического пепла, сыпались на Помпеи и zakonserwował зданий и объектов, которые позволят нам узнать облик города Роман и жизнь его обитателей. Кроме того в городе были уничтожены Помпеи: Геркуланум и Стабии.
Развалины Помпеи находятся в регионе Кампания, примерно в 20 км к юго-востоку от Неаполя. Город был основан в седьмом веке до нашей эры Osków. Изначально они находились под влиянием греческой культуры, а затем и этрусские. В конце пятого века до н.э. Помпей был захвачен самнитов от 310 до нашей эры пришли под римским владычеством. В 89 до н.э. город вступил антиримским восстания. После захвата города Сулла был лишен всех прав. Превратилась в римскую колонию.
Руины Помпеи
Несмотря на многочисленные бедствия, которые встретились Помпеи в первом веке до нашей эры, город имел наибольшее развитие именно тогда. Основным источником средств к существованию жителей было связано с торговлей, изложенных в морском порту города. По словам Плиния Младшего описал (свидетель вспышки), взрыв произошел около полудня 24 августа 1979 года. В первой фазе Wezywiusza перестает быть высоким столпы огненные, то черное облако, закрывавшее ВС На rozrzażonych Помпеи посыпал дождь камней и скал, где вес вызвало китов в здание. Жители uśmiercały ядовитых газов, отходящих от вулкана. За три дня непрекращающихся извержений продолжалось, в результате чего слой пепла покрыли город с толщиной от 5 до 6 метров.
Ожидается появление в комнате.
Исторические Помпеи построен на склоне холма, образованного доисторических лавы. Он был расположен на высоте 40 метров над уровнем моря на реке Sarnus. Еще до господства samnicką была преобразована из небольших фермерских хозяйств деревни в города, расположенные вокруг треугольной форума. Город был окружен крепостной стеной длиной около 3 км. Помпеи привели дренажной системы вдоль улиц. Вода фонтаны, уличные срок и богатых домов были поставлены акведука. Все жилые здания также цистерны (имплювия) Сбор дождевой воды.
Здания вдоль регулярного проведения Машина была разработана сетка улиц делится на девять зон, каждая из которых служила функции. В главных улиц идеально гостиниц и таверн. Улицы были дома атриум и перистиль. Раскопки также выявлены многочисленные магазины, мастерские, театр, форум с базиликой, курии и храмы, бар, 3 бани, амфитеатр гладиаторы казармы, и многие другие объекты. Только в последний период истории начали строить дома за пределами городских стен. Ранее переход был ограничен в районы в пределах укреплений. Изменения включали об объединении двух или трех старых, начиная с samnickiego домов, больших особняков соседних магазинах, или их мастерских. Дома увеличилось на строительство расширений или полы.
Руины Помпеи
В najznamienitsze Помпеи росписи, которые сохранились в большом количестве в более представительских интерьеров домов, в довольно хорошем состоянии. Это позволило восстановления истории живописи rroku римской 79 н.э. В дополнение к многочисленным картины также найти интересные украшения в виде мозаики. Они использовались преимущественно в районах, подверженных воздействию влаги и воды.
Скульптуры были выполнены местными художниками из вулканического туфа, мрамора, камня, дерева или бронзы. Среди второстепенных продуктов были найдены резьба подвесные колокола так свободно, что малейшее движение воздуха может обучить их вибрации.
Пример помпейской воздухе. Портрет супружеской пары из второй половине первого века нашей эры
Здания
1) Базилика был построен между 120 - 1978 до н.э. первый период служил в качестве рынка зале, а затем в суд. Строительство было разбито на два ряда колонн на три нефа. Центральный - самый широкий, скорее всего, не может быть покрыта крышей. Вдоль короткой стороны, перед форума 2-этажный Суд. Более стороны прилегающей к собору улицы, ведущей от морских ворот. Против него был храм Аполлона.
2) Храм Аполлона вернулся на улицу фасада, прилегающей к восточной части форума. Она была построена во время правления самнитов. Дети вокруг храма был окружен колоннадой, в рамках которой были размещены статуи божеств и множество емкостей для воды. Перед ней сохранились бронзовые статуи Аполлона и Дианы. Перед храм все еще стоял мраморный алтарь и Ионические столбец, который был солнечные часы. У входа в храм стал статуи Венеры и Гермафродит.
3) Термальный рынка были расположены вблизи Форума, к северу от храма Юпитера. Состоял из двух парных структур, одна из которых была предназначена для женщин, и для мужчин.
4) Большой театр в третьем веке до нашей эры, находится 5000 зрителей аудитория была разделена на пять секторов. Установите низкий 4 строки предназначались для элиты общества, служат остальные 15 строк и другие жители.
5) Амфитеатр была построена 80 лет до нашей эры и могли держать 20000 зрителей. Здание 135m долго и 104 в ширину. Он был построен в подземных сооружений, и прийти на арену вывели извне. Примерно в промышленности была самой высокой галерее, которая провела отдельный вход. Галерея была предназначена для женщин, которым было разрешено принять участие в спектаклях во время правления Августа.