Чернь древняя русь. Ностальгический клуб любителей кино .
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История древней Руси. Чернь древняя русь


История древней Руси - » Чернь

Городские ювелиры

Перейдем к той части ювелирной работы, где от мастера требовалось но только умение обращаться с золотом и серебром, но и известное знание химии. Речь идет о технике черни и эмали. В X в. автор специального сочинения о технике художественных ремосл (Schedula diversarum artium) пресвитер Теофил — современник Святослава и того безымянного русского князя, который был похоронен в Черной Могиле, говорит о том, что «Руссия» славится изготовлением эмали и черни. Во введении к своему трактату Теофил, обращаясь к читателю, перечисляет ряд стран — Грецию (Византию), Руссию (Русь), Аравию (арабов), Италию, Францию, Германию, славящихся каждая тем или другим видом художественного ремесла, и среди них называет и древнюю Русь со следующей характеристикой в общем контексте: «Если ты его [т. е. трактат] подробно изучишь, то узнаешь… что нового изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Таким образом, для Теофила художественное ремесло древней Руси уже в X в. не только стояло на одном уровне с другими странами Западной Европы, но и выделялось среди них своеобразием некоторых видов своей художественной техники.

Действительно, изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Червь применялась исключительно для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Серебряная пластинка под чернь должна быть подготовлена чеканкой (Черная Могила, оправа турьего рога) или же тиснением (колты из разных мест) таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластинку ставили на жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром. Получив черневой фон, мастер подправлял края его резцом и резцом же дорабатывал выступающие части узора.

Большинство вещей с чернью дошло до нас с почерневшим серебряным узором и с полуосыпавшейся чернью, но в свое время это были очень эффектные украшения, хотя и уступающие эмалям.

istoiarusi.ru

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Тверской клад 1906 года Парные лучевые колтыВторая половина XII века. Русь. Серебро; тиснение, скань, зернь, монтировка, пайка. 8,3х7,3х2,7; 8,3х7,2х2,7

Тверской клад 1906 года Парные звёздчатые колты. Середина XII века. КиевСеребро; тиснение, зернь, скань, монтировка, пайка.6,5х5,5х0,9; 6х5,1х1,8

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Тверской клад 1906 года ОжерельеСобрано в низку после его находки

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Тверской клад 1906 годаСтворчатый браслет. Вторая половина XII века. КиевСеребро; ручная выколотка, скань, резьба, чернь, золочение, пайка5,6х8,5х0,3

Браслет выполнен в киевской мастерской черневого дела и украшен русальными сценами славянского языческого праздника. Ритуальные кубки в руках женщин, пляшущий мужчина, женщина, придерживающая за крыло мифическую крылатую собаку, в которую превращается вырастающий из земли древесный ствол (предположительно это "божество растительной силы - Симаргл-Переплут, восходящий к образу иранского Сэнмурва), отражают события языческого обряда, изображенного на створках браслета.

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Тверской клад 1906 годаСтворчаый браслет. Вторая половина XII века. КиевСеребро; ручная выколотка, скань, резьба, золочение, пайка6,5х7,8х0,3

Браслет воспроизводит сложную, искусно построенную композицию из фигур животных, птиц и плетений.Переходящие в плетенки хвосты зверей, ременные плетения, завершенные головами драконов,- отражение излюбленного на Руси в искусстве XII века тератологического орнамента.

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Старорязанский клад 1868 годаНагрудная цепь для ношения амулета или креста..Середина XII века. Русь. Серебро; волочение, плетение, штамповка, зернь, скань, пайка,

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Старорязанский клад 1868 годаКолоколовидные рясна-подвески. Первая половина XII века. Русь.Серебро; тиснение, скань, зернь, монтировка, пайка. Диаметр донца - 4,5; высота - 21,4; 20,6

Самыми ранними изделиями, представляющими убор первой половины XII века (?), являются парные колоколовидные рясны с мелкозерненым узором из треугольников, похожих на женские фигуры, напоминающие по стилю русские народные вышивки, где они символизируют мать сыру землю, рожаницу. Эти композиции относят к архаическому стилю, сохранившему древние формы изображений и наделенному языческой символикой.

 

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

 

Старорязанский клад 1868 годаБармыСередина XII - первая треть XIII векаСтарая Рязань

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Старорязанский клад 1868 годаМедальон с изображением святой мученицыМедальон с процветшим крестом

Редким в кладах украшением является ожерелье из медальонов, с XIX века получившее название "бармы". Одни исследователи считают его ожерельем-монистом, передававшимся от матери к дочери по наследству, другие - праздничным ожерельем, за которым можно сохранить название "бармы".

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Старорязанский клад 1868 годаРясно-цепь. Середина XII век. РусьСеребро; штамповка, золочение, скань, пайка. Общая длина сдвоенных рясен - 58,5; бляшки - 2х3,6

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Старорязанский клад 1868 годаПерстень-печать со знаком Рюриковичей. Вторая половина XII - начало XIII века (?). Русь. Серебро; ювелирная техника, резьба, золочение (средник), чернь. Щиток - 2,3х2,1х0,5 (шинка утрачена)

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Переяславский клад 1884 года

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Переяславский клад 1884 годаТрёхбусинное височное кольцоXII век. РусьСеребро; скань, монтировка, пайка. 3,8х3,7

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Ромбощитковые височные кольца новгородских словенНачало XI - XII векСеребро; гравировка. 8,5х8х0,2 (каждое)

 Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Перстень-печать с изображением льваВторая половина XII века (?). КиевВосточный мастерЗолото; ювелирная техника, резьба, пайка. 2,2х2,4; щиток - 1,9х2,2

 Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Крест-корсунчикXII век. Рязань (?)Золото, гранат, гелиотроп, простой металл; резьба, тиснение, скань, зернь, пайка. 5,6х3,6

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Парные колты с изображением птицПервая половина XII века (?). КиевЗолото; тиснение, гравировка, скань, монтировка, пайка5,1х4,5х1,2; 5,2х4,6х1,2

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Парные колтыXII век. КиевМедный сплав; литьё, выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль3,5х3х1; 3,5х3х1,1

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Перстни с пирамидальной жуковинойВторая половина XII - первая треть XIII века. РусьЗолото, камень; тиснение, монтировка, пайка (БК-2781 - вставка: стекло розового цвета)2,3х2; 2,3х2,7; 2,4х2,3

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Трёхбусинное височное кольцоXII - первая треть XIII века. РусьЗолото; тиснение, скань, зернь, пайка2,3х2,6х1

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Украшения из разрозненных кладов

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Подвеска "грездовского" типаВторая половина X - начало XI века. Скандинавия (?). Русь (?)Бронза; литьё, прорезь, чеканка3х2,5х0,2

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

ПерстеньX-XI века (?). Скандинавия (?)Серебро; тиснение, скань, зернь, пайка2,6х2,2х2,8

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

одвеска "гнездовского" типа "Зверь" в ременном плетении (стиль Борре)X - начало XI века. СкандинавияБронза; литьё, прорезь, золочение, чеканка. 3,6х3,3

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Подвеска "гнездовского" типа "Зверь" в ременном плетении (стиль Борре)X - начало XI века. СкандинавияСеребро; литьё, прорезь, чеканка. 3,9х3,4

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Парные створчатые полые браслеты с наконечниками в виде львинных головСередина XII века. РусьСеребро; ковка (?), литьё, резьба, чернь, золочение, пайка6,6х2,3х0,5; 7,4х2,3х0,5

Клады Древней Руси в собрании Русского музея

Створчатый полый браслет в закрытом виде

 

historicaldis.ru

ЧЕРНЬ ПО СЕРЕБРУ - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"

 (453x362, 108Kb)«Ах, чернь по серебру, - Землна фоне неба!..» Чернь по серебру - немного истории Известно, чтАХ, ЧЕРНЬ ПО СЕРЕБРУо технику «чернение» при декорировании серебряных изделий широко применяли мастера, жившие в V веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья. Тому свидетельствует множество археологических находок в виде серебряных изделий с чернью. Тем не менее, особой популярностью этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов. Мастера многих русских городов, таких как Великий Новгород, Москва, перенимали секреты чернения металлов друг у друга, совершенствуясь в искусстве. Эпоха Возрождения

АХ, ЧЕРНЬ ПО СЕРЕБРУспособствовала распространению данного вида декора за пределы территории Руси, особенно популярно было оружие, украшенное черненым орнаментом. В XVIII веке пальму первенства по искусству чернения серебра приняли мастера Великого Устюга, образовав художественный центр.Великоустюгская (северная) черньВсемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь - это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченны

АХ, ЧЕРНЬ ПО СЕРЕБРУй в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона - прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой - от пепельно-серого до густо-черного. Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.Народная молва, как известно, приписывала серебру - драгоценному металлу с мягким блеском - волшебные свойства. АХ, ЧЕРНЬ ПО СЕРЕБРУ

Уронить в воду серебряное колечко, дареное суженым, - к разлуке. В серебряном блюдце, по которому катается наливное яблочко, можно весь мир увидеть. Если любимый человек ушел в ратный поход, посмотри в серебряный ковш: увидишь черные крапинки - жди горестных вестей.Древняя Русь искони знала тонкое искусство черненого серебра. На серебряной стенке старинного бокала - изображение головы оленя, увенчанной короной. Словно кто-то черной тушью аккуратно провел линии острым пером по серебряному фону. Собственно говоря, чернение по серебру - это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века.Огромные коллекции русского и зарубежного художественного серебра собрались постепенно в Оружейной палате. Иностранные посольства, прибывая в Москву, привозили в подарки дорогие кубки, блюда, чаши, солонки, столовые и стенные подсвечники. Английские и немецкие ученые, изучающие искусство обработки серебра в своих странах, неоднократно приезжали в Оружейную палату, так как нигде в других местах нет таких богатейших собраний изделий западных мастеров-серебряников.Как высоко ценились русские изделия во всем мире, мы можем судить по средневековому трактату, написанному монахом Теофилом, который, обращаясь к своему "возлюбленному сыну", писал: "Если ты внимательно его (трактат. - Е. О.) изучишь, то найдешь там, что имеет Греция в разных видах и смешениях цветов, что изобрела Русь в искусстве эмали и разнообразии черни"

 (465x600, 63Kb)

 (429x600, 76Kb)

 (445x600, 65Kb)

 (427x600, 59Kb)

 (405x600, 75Kb)

 (499x600, 79Kb)

 (500x363, 54Kb)

 (600x419, 79Kb)

 (600x515, 103Kb)

 (600x315, 19Kb)

 (600x410, 66Kb)

 (399x600, 82Kb)

 (420x415, 109Kb)

edwardjournal.livejournal.com

История древней Руси - » Городские ювелиры

Рассмотрение кузнечного дела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городское ремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов. Им были доступны решительно все технические приемы, известные в передовых странах тогдашнего мира. Не было, пожалуй, такой отрасли художественного ремесла, в которой русские ремесленники XI—XII вв. не создали бы замечательных, поражающих своим совершенством вещей. Русскими мастерами была освоена сложная техника зерни, скани, фигурного литья и, наконец, сложнейшая из всех — техника перегородчатой эмали. Клады и уцелевшие от погребальных костров вещи в курганах IX—X вв. (Гнездово, Киев, Чернигов и др.) дают нам ряд тонких и изящных изделий по большей части местной работы, обнаруживающих опытность и высокое искусство русских мастеров. При рассмотрении начальных истоков городского ювелирного ремесла мы в еще большей степени, чем для деревни, должны учитывать художественные и технические традиции предшествующей эпохи.

(далее...)

Одним из важнейших разделов городского ремесла была обработка меди. Медники составляли особую группу ремесленников «котельников», но работы из меди производились и другими мастерами.

(далее...)

Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей, наличие которых мы уже видели выше у деревенских кузнецов. Образцами плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII в. из города Вщижа Восчижа) на Десне (точное бытовое назначение предмета не определено).

(далее...)

Наряду с литьем металла широкое (в отличие от деревни) применение имели ковка и чеканка.

(далее...)

В связи с техникой выпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальных матрицах. Эта техника имеет очень старую традицию, восходящую еще к скифской эпохе. На Руси она не применялась до XI в., но в византийских городах, например, в Херсонесе, часто вместо выпуклой чеканки применялось тиснение. Для этого отливали массивную медную пластинку — матрицу с желаемым рельефом, а затем накладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали серебро во все углубления пластинки. Иногда поверх серебра клали свинцовую пластинку и били молотком по свинцу, благодаря чему серебро мягко облегало рельеф матрицы. На херсонесских крестах X в., покрытых тонкой чеканной обкладкой, часть орнамента, наиболее простая, выполнялась простой чеканкой, а клейма с фигурами тиснились на матрицах. Подобные матрицы известны среди херсонесских находок.

(далее...)

Следующим разделом ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на самые различные изделия: проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого — на височные кольца, цепочки и пр., а наитончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.

(далее...)

Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор.

(далее...)

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

(далее...)

Чтобы закончить обзор ювелирного дела древней Руси, остается еще упомянуть об инкрустации золотом и серебром по железу и меди и о золочении.

(далее...)

Перейдем к той части ювелирной работы, где от мастера требовалось но только умение обращаться с золотом и серебром, но и известное знание химии. Речь идет о технике черни и эмали. В X в. автор специального сочинения о технике художественных ремосл (Schedula diversarum artium) пресвитер Теофил — современник Святослава и того безымянного русского князя, который был похоронен в Черной Могиле, говорит о том, что «Руссия» славится изготовлением эмали и черни. Во введении к своему трактату Теофил, обращаясь к читателю, перечисляет ряд стран — Грецию (Византию), Руссию (Русь), Аравию (арабов), Италию, Францию, Германию, славящихся каждая тем или другим видом художественного ремесла, и среди них называет и древнюю Русь со следующей характеристикой в общем контексте: «Если ты его [т. е. трактат] подробно изучишь, то узнаешь… что нового изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Таким образом, для Теофила художественное ремесло древней Руси уже в X в. не только стояло на одном уровне с другими странами Западной Европы, но и выделялось среди них своеобразием некоторых видов своей художественной техники.

(далее...)

Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.

(далее...)

istoiarusi.ru

История Руси: Чернь

Перейдем к той части ювелирной работы, где от мастера требовалось но только умение обращаться с золотом и серебром, но и известное знание химии. Речь идет о технике черни и эмали. В X в. автор специального сочинения о технике художественных ремосл (Schedula diversarum artium) пресвитер Теофил — современник Святослава и того безымянного русского князя, который был похоронен в Черной Могиле, говорит о том, что «Руссия» славится изготовлением эмали и черни. Во введении к своему трактату Теофил, обращаясь к читателю, перечисляет ряд стран — Грецию (Византию), Руссию (Русь), Аравию (арабов), Италию, Францию, Германию, славящихся каждая тем или другим видом художественного ремесла, и среди них называет и древнюю Русь со следующей характеристикой в общем контексте: «Если ты его [т. е. трактат] подробно изучишь, то узнаешь… что нового изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Таким образом, для Теофила художественное ремесло древней Руси уже в X в. не только стояло на одном уровне с другими странами Западной Европы, но и выделялось среди них своеобразием некоторых видов своей художественной техники.

Действительно, изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Червь применялась исключительно для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Серебряная пластинка под чернь должна быть подготовлена чеканкой (Черная Могила, оправа турьего рога) или же тиснением (колты из разных мест) таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластинку ставили на жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром. Получив черневой фон, мастер подправлял края его резцом и резцом же дорабатывал выступающие части узора.

Большинство вещей с чернью дошло до нас с почерневшим серебряным узором и с полуосыпавшейся чернью, но в свое время это были очень эффектные украшения, хотя и уступающие эмалям.

istoiarusi.blogspot.com

Северная чернь. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Немного истории

Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г.

Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779pinterest button Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779 художник 18 века, CC BY-SA 3.0

Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.

Развитие стиля

Художественно-стилевое развитие «Северной черни» на протяжении XVIII — первый половины XIX вв.  протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия , несут черты пышного барокко.

Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины.

Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Великий Устюг. 1764pinterest button Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Великий Устюг. 1764 работа Михаила Климшина, CC BY-SA 3.0

Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.

Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.

Образование фабрики

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины.

Овальная брошьpinterest button Овальная брошь Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Особенности технологии

«Северная чернь» — это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок.

Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.

Круглая брошьpinterest button Круглая брошь Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.

При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.

Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.

Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.

ru.russianarts.online

Чернь - Ювелирные техники, отделка ювелирных украшений | Jevel.ru

Чернь представляет собой одну из техник декорирования ювелирных изделий и предметов быта, известную еще со времен Римской империи. Первые упоминания об использовании черни встречаются в работах Плиния, датированных I веком до нашей эры. Также техника была широко распространена на Руси, а затем и в более поздней России.

 

чернь - древнерусская ювелирная техника

Суть ее сводится к использованию в качестве покрытия порошка, изготавливаемого из измельченного серебра, свинца и меди с добавлением серы. Данный порошок наносили на изделие, создавая определенный рисунок, и после этого производили обжиг.

Рисунок обычно наносился на предварительно глубоко вырезанный орнамент. В качестве поверхности использовались золотые или серебряные украшения, чаши, блюда и прочие предметы утвари. При нанесении смесь черни глубоко проникала в прорези, а при обжиге на слабом огне спаивалась с поверхностным слоем металла.

 

подготовка орнамента для чернения

После обжига и спекания необходимо удалить сплошной слой, покрывший поверхность. Его обычно приходится спиливать, так как он очень прочный и, по сути, также является металлическим сплавом. После того, как поверхность очищена, чернь остается только на месте прорезей, формируя узор.

Далее на изделии устраняли неровности и шероховатости при помощи пемзы, а потом шлифовали углем. Причем использовать необходимо не просто уголь, а прогоревшую березовую древесину.

 

украшения с чернением

Само название «чернь» произошло из-за характерного черного цвета, приобретаемого после нанесения порошка. Но цвет не всегда может быть черный. Изменяя пропорции составляющих, можно получать любой оттенок от бархатно-черного до светло-серого. Существует и еще одно название техники – ниелло. Его принято считать международным.

Многие раритетные ювелирные изделия Древней Руси, дошедшие до наших дней, до сих пор не утеряли своей первоначальной красоты именно благодаря большой износоустойчивости черни.

Кроме серебряной черни, недавно научились использовать и чернь из палладия и платины. Ее получают путем восстановления металлов. Но в ювелирных целях ее используют достаточно редко.

www.jevel.ru