Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Жилище человека в древности". Макет древнего жилища
"Жилища наших предков. Изготовление макета избы. "
Открытый урок на тему :
"Жилища наших предков. Изготовление макета избы. "
Задачи урока
Обучающая: сформировать представления о том, как была организована жизнь наших предков, познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость жилища от природных условий, сравнить современные жилища со старинными.
Развивающая: развивать наглядно образное и логическое мышление, воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ и извлекать информацию из иллюстраций и учебного текста.
Воспитательная: воспитывать уважение к старине, желание следовать нравственным принципам наших предков.
Оборудование: cкатерть, икона, лампадка, рушник, проектор, экран, компьютер, иллюстрации по теме занятия; карточки с заданиями, фотографии и рисунки жилищ, их макеты,
В наш чудесный светлый дом сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся им, улыбнемся друг другу, улыбнемся сами себе.
Актуализация. Какая сегодня хорошая погода. На улице светит солнце. На доске у нас тоже солнышко. Чем оно необычно? Прочитайте слова на лучиках?
- Как вы думаете, что они обозначают?
Д: - Слова Печеничено, Лосево, Самсоново, Капыревщина , Правильно, они означают название сёл и деревень, где мы живём.
- Назовите одним словом место, где родился и вырос человек.
Д: - РОДИНА. ( В центр солнышка помещаю жёлтый круг с надписью РОДИНА).
- С каким настроением мы будем сегодня работать на уроке, ответить на этот вопрос нам поможет сегодня слово РОДИНА.
Р - РАДОСТНОЕ,
О - ОТЛИЧНОЕ,
Д - ДОБРОДУШНОЕ,
И - ИГРИВОЕ, ИЗУМИТЕЛЬНОЕ,
Н - НЕОБЫКНОВЕННОЕ,
А - АКТИВНОЕ.
-Ребята, как вы думаете, с чего начинается Родина?.......................
Родина начинается с окошек родного дома, в котором мы родились и выросли, где живут наши мама и папа, где проходит наше счастливое детство. У нас сегодня не обычный урок, а урок - путешествие во времени, в давние времена, к нашим предкам. Поэтому, ребята, вы с легкостью поможете мне назвать тему сегодняшнего урока «Жилища наших предков».
С нами в путешествие отправится знаток. Путешествуя, мы будем выполнять с вами различные задания, и за каждое выполненное задание вы будете получать карточку. Собрав их все, вы прочитаете послание, которое дошло до нас из глубины веков. А попасть в эти давние времена нам поможет машина времени . Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним, кто они, наши предки? (люди, жившие до нас). А как звались именно наши предки? (славяне) А вы знаете почему?
(варианты ответов: славились чем-то, добывали себе славу и т. д.)
Река Днепр называлась раньше Славутич, поэтому люди, жившие по берегам этой реки, названы были - славяне. Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом. А Что нужно было для этого расскажет нам знаток.
Знаток: Прежде всего выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить.
МЫ ГОТОВЫ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ, поэтому закрываем глаза и сейчас машина времени перенесет нас во времена, когда жили наши предки.
(учитель включает машину времени, звучит музыка, дети закрывают глаза)
Наше путешествие началось. И вот мы прибыли к нашим предкам.
(На доске иллюстрация “Первобытный человек”)
Перед нами человек, который жил сотни лет назад. Как вы думаете, каким было его жилище? Где он мог жить?(варианты ответов)
С древнейших времен человек заботился о том, чтобы защитить себя от хищников, от непогоды, сделать свое жилище удобным и безопасным. Первым домом, который дала человеку природа была пещера.
Почему удобно жить в пещере?
А чем неудобно? Казалось бы, пещера — идеальное место для обустройства жилища. Она легко защитит от ветра, дождя и снега, а при необходимости в ней можно спрятаться от хищников и прямоходящих врагов. Но так только кажется — в действительности пещеры являются далеко не самыми лучшими местами для жилья. Итак, почему первобытные люди не могли жить в пещерах? Во-первых, пещеры необходимо постоянно освещать и обогревать, однако лишь самые небольшие из них поддаются обогреву от простого костра. Дело в том, что почти в любой пещере имеется сквозняк и наблюдается повышенный уровень влажности. Во-вторых, в пещерах очень часто селятся летучие мыши и другие животные.
Вы увидели первое жилище человека, а теперь отправимся в другое время.
Закрываем глаза и отправляемся в путь. Мы в невесомости, руки свободно и плавно двигаются (Музыка)
мазанка землянка шалаш
Мы прибыли на место.
Посмотрите, в каких ещё жилищах жили люди?
Как они называются? (Шалаш, мазанка, землянка)
Скажите, а в какой сказке мы с вами встретим землянку? Кто написал эту сказку?
В других районах нашей страны были другие жилища, вот они перед вами.
(иглу, чум, юрта) Подумайте, в каких районах мы встретим данные жилища.
Степь тундра север
Соедините стрелками вид жилища и местность
Иглу сделано изо льда - на севере
Чум - тундра
Юрта – степь
Иглу сделано изо льда и т.д. на севере
Чум- тундра
Юрта – степь
Вы добились отличных результатов, и вот вам часть послания.
( на доске прикрепляется)НЕ КРАСНА ИЗБА
Но давайте вернемся к жилищам славян. Человек стал думать, как сделать свой дом удобным для жизни. И вот, что ему помогло.
Чтение отрывка “ЛЕС” (вслух из учебника)
В те давние времена леса были повсюду. Густые, непроходимые. Лес играл большую роль в жизни славян. Жили они в суровых условиях. Лето было теплым, но коротким, осень – дождливая, а зима – холодная. Лес помогал не замерзнуть от холода, давал дрова. Деревья служили для постройки жилищ.
Из чего стали строить жилища?
Как называется жилище из бревен? ИЗБА
В древнерусском языке слово ИЗБА писалось так ИСТБА и означало баня, теплое помещение.
Значит, изба - это то место, где ТЕПЛО.
А расскажет нам про избу наш знаток.
Знаток: Дом на Руси назывался изба. Избы наши предки строили из бревен. Главной заботой было – сохранить тепло во время долгой зимы. Окна делали очень маленькими, двери – низкими, с высоким порогом. В каждой избе была печь. Она занимала главное место, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи.
Учитель: Даже иностранцы, приезжавшие или жившие в России, отмечали особенности постройки русского жилища. Нам повезло, и мы можем услышать, что пишет английский посол Джон Флетчер в своем донесении о русском жилище:
Сценка. "Письмо английского дипломата"
(Стол. Горит свеча. За столом с пером в руке сидит ученик в роли дипломата и пишет письмо).
"Моя королева, уже долгое время я живу в России. За этот период я увидел, что русские отличаются от нас, англичан, даже своими жилищами.
Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен. Между бревнами кладут мох. Деревянная постройка русских, по-видимому, гораздо удобнее нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома, особенно из сухого леса".
-Какие качества отметил наш дипломат в своём письме о строительстве русского жилья?
Учащиеся: Ценилась профессия плотника.
-Ребята, а как, по-вашему, какая профессия, могла цениться при строительстве жилища?
А что это за профессия плотник?
Учитель: Почему так, нам расскажут наши знатоки.
Знаток: Считалось, что плотники знаются с "нечистой" силой и поэтому старались им всячески угодить: получше накормить, рассчитаться. Иначе они могли навлечь на дом пожар, бурю.
- Ребята, а есть ли у дома защитник? Как его зовут?
Учащиеся: Домовой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Ребята, а вы любите собирать пазлы?
Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека, внимательно выслушайте задание, и выполняйте его дружно, сообща. (Каждой группе дается конверт, в котором лежат пазлы и описание того жилища, которое должно получиться)
А теперь попробуйте по описанию, данному каждой группе узнать, что за жилище вы должны построить из пазлов, которые лежат в вашем конверте.
Мазанка - это жилище, построенное из веток, жердей, обмазывалось глиной.
Изба – на строительство этого жилья шли бревна, внутри была печка
Землянка – это жилище появилось раньше, чем изба, упоминалось в сказке.
Пещера - самое первое жилище человека, данное природой.
Составляют пазлы и показывают, что получилось, используя рисунки на доске.
Молодцы, и с этим заданием вы справились превосходно, вот следующая карточка.
УГЛАМИ, А КРАСНА
Молодцы, и с этим заданием вы справились превосходно.
Ребята, а хотите ли вы побыть в роли плотника?
А теперь мы с вами изготовим избу своими руками………………
Молодцы, ребята. Я вижу, с какой любовью вы сделали свои дома Любовь к дому передана нам нашими предками. Дом предков красив снаружи и внутри. Давайте на мгновение заглянем внутрь дома через окно. Вот как пишет о внутреннем убранстве дома поэт Л.А.Мей.
Дети.
В низенькой светелке, со створчатым окном,Светится лампадка в сумраке ночном.Новая светелка чисто прибрана:В темноте белеет занавесь окна,Пол отструган гладко, ровен потолок,Печка развальная встала в уголок.У стены укладка с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы со стулом раздвижнымИ кровать резная с пологом цветным.
Спасибо, ребята, за такие теплые слова и сейчас самое время вспомнить о домашнем задании Загадки о доме и его вещах вы приготовили?
Конкурс загадок «Дом наших предков - славян»
Дети. Да.
Педагог. Давайте проведем конкурс загадок, чья загадка интересней и сложней.
Дети загадывают загадки.
Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба на крыше.)
Мать толста, дочь красна, сын-сокол в облака ушел. (Печь, огонь, дым.)
Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол.)
Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба.)
Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся. (Потолок и пол.)
Не живые, а пищат. (Ворота.)
По сеням ходит, а в дом не заходит. Дверь.Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)
Молодцы, и вот вам последняя карточка. ПИРОГАМИ.
Мы сегодня так много узнали о жилище наших предков, даже сделали его своими руками. Давайте вспомним, где раньше селились наши прадеды. Правильно вдоль рек. Вот перед вами небольшой участок местности, что вы видите? Правильно, река, деревья……. Давайте сюда поместим наши избы. Что у нас получилось? Совершенно верно это наша деревня Капыревщина , где жили когда-то наши прабабушки и прадедушки, где сейчас живем мы со своими семьями. Это наша «малая родина», которую мы любим будем вспоминать на протяжении всей нашей жизни, которая всегда будет ассоциироваться у нас с нашим счастливым детством и куда мы всегда будем стремиться вернуться где бы мы ни были.
А теперь закроем глаза, и машина времени нас вернет домой, в 21 век.
В конце урока я предлагаю вам продолжить фразу "Мы хотим пожелать всем :", написав своё пожелание 2 класс на голубках, 4 класс на вырезанной ладошке.
8. Рефлексия.
- Второклассники запускают голубков, прикрепив их к доске. Четвероклассники приклеивают ладошки в солнышко, увеличивая количество лучиков.
_ А что у нас получилось? Прочитайте её(один читает вслух).
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ.
Молодцы! Раньше наши предки угощали гостей пирогами, а я предлагаю угостить наших гостей.
infourok.ru
схема, изготовление. Как сделать макет дома своими руками?
Макет дома и его архитектурная модель - чем они отличаются? Первый можно сделать из доступных материалов: бумаги, картона или дерева. Он необязательно должен повторять формы какого-то определенного строения. Архитектура постройки может быть какой угодно, лишь бы результат вашего творчества понравился и вам, и окружающим.
Архитектурная модель - это точная копия какого-либо здания с повторением всех основных и второстепенных признаков. Она строится из дорогих материалов, и ее создание может занять несколько месяцев упорного труда. Поэтому мы предлагаем для начала построить макет дома из подручных материалов. Не знаете как? В этой статье вы найдете рекомендации и подробные инструкции о том, как сделать макет дома своими руками из бумаги, картона и дерева.
Миниатюрный дом из бумаги
Макет дома из бумаги, схема которого прилагается в данной статье, является несложной постройкой, хотя работа по его созданию может стать интересным творческим процессом, требующим внимания и усидчивости. Бумага понадобится плотная, газетная или упаковочная не подойдет.
Лучше взять стандартный лист А4 размером 29х21 см. В случае если контуры вашего будущего дома не вмещаются в размер листа, можно склеить два по методу "стык в стык" с наложением полоски шириной в 2 сантиметра. После того как заготовка нужного размера получена, необходимо сделать разметку. Мы предлагаем построить макет дома из бумаги, который будет прямоугольный в плане, двухэтажный, с тремя дверями, окнами и двускатной крышей.
Чертеж
В первую очередь рекомендуем скопировать нашу схему, которую вы видите на фотографии, для того чтобы обозначить размеры будущей постройки. Затем нужно решить, какая у макета будет длина и ширина. Напишите эти цифры на схеме. Далее определите высоту первого и второго этажей, а также крыши. Теперь можно перенести полученный чертеж на лист-основу с помощью линейки и карандаша, отмерив все параметры будущего дома. На следующем этапе необходимо начертить окна и двери. Их расположение можно изменять как угодно, полагаясь на свой вкус. Макет дома из бумаги позволяет вносить конструктивные изменения на любой стадии постройки.
Сборка макета
На следующем этапе необходимо прочертить все "крылышки", которые вы видите на схеме. Они будут играть роль монтажных кронштейнов при сборке макета, поддерживать крышу и соединять стены. Далее следует самая ответственная часть работы, требующая аккуратности и внимания. Пройдите по всем линиям чертежа шариковой ручкой по линейке и с нажимом. Это делается для того, чтобы можно было сгибать бумагу в нужном месте.
Макет дома из бумаги требует точных линий сгиба. После того как прочерчены все границы, можно вырезать ножницами окна и двери, а также "крылышки". Следующий ответственый момент: необходимо правильно согнуть всю конструкцию и склеить ее в нужных местах. Для этого рекомендуем клей ПВА. Когда макет высохнет, можно приступать к раскраске.
Макет дома из картона
Такие постройки выполняют не только из бумаги. Макет дома своими руками можно сделать также из картона, материала достаточно прочного для того, чтобы строение выглядело "по-настоящему", с открывающимися дверями, окнами, полами и потолком, внутренним убранством и даже обитателями, сидящими внутри на миниатюрных диванчиках и стульях.
Все зависит от того, насколько "строитель" заинтересован в конечном результате. Он может построить любой макет дома своими руками. Однако его выполнение - это сложный творческий процесс, требующий аккуратности и усидчивости. Инструмент понадобится обычный: ножницы, канцелярский выдвижной нож, шило, линейка (лучше металлическая) и клей ПВА.
Гофра как основной материал
Картон для изготовления макета лучше взять двух типов: гладкий и гофрированный трехслойный. Второй пойдет на несущие стены, пол и потолок, а первый - на изготовление уголка для соединения отдельных частей конструкции, мелких деталей наружного и внутреннего оформления. Макет дома из картона нуждается в основе. Это может быть пластина, склеенная из двух слоев гофры или вырезанная из фанеры. Основа или подошва макета расчерчивается по размерам будущего дома и может быть заставлена декоративными миниатюрными цветочными клумбами, садовыми вазами, скамеечками.
Далее необходимо начертить на основании схему расположения стен, крыльца и пристроек. После этого можно приступать к изготовлению главных деталей: стен с вырезанными дверными и оконными проемами, потолка и пола второго этажа (если дом двухэтажный). Для сборки конструкции необходимо заготовить уголки из тонкого гладкого картона. Чем длиннее будет уголок, тем прочнее соединение. Оптимально длина его должна быть не менее 70% длины соединения. Ширина картонного уголка - 1,5-2,0 см.
Макет дома из дерева
Макет дома своими руками из дерева можно изготовить только при участии взрослых, так как работа связана с деревообрабатывающими станками для домашнего пользования. Они достаточно опасны, если нет рабочих навыков. Ручной инструмент для обработки древесины также требует осторожности при работе с ним. Лезвия ножей, рубанков, пилочек и штихелей имеют остро заточенные режущие кромки.
Заготовки
Макеты деревянных домов своими руками требуют аккуратности в процессе работы. Их создание - это увлекательное творческое занятие, в процессе которого мастер может проявить сообразительность и смекалку. Сначала необходимо сделать чертеж будущего дома. Затем изготовить основание для макета. После этого можно приступить к созданию деталей.
Стены и полы лучше делать из тонких дощечек шириной 1,5-2,0 сантиметра и толщиной 5,0-7,0 мм. Заготовки располагаются на ровной поверхности вплотную друг к другу и скрепляются такими же рейками, которые накладываются перпендикулярно сверху и прижимаются каким-либо грузом. Предварительно все детали промазываются клеем ПВА. После того как изготовленный блок просохнет, его можно подгонять по чертежу и стыковать с другими деталями.
Отделка
Собранный макет необходимо зашкурить и прошлифовать. Это делается вручную стеклошкуркой марки 25-Н на тканевой основе. Затем поверхности шлифуются вчистую шкуркой марки 8-Н до полной гладкости. После обработки макет можно раскрашивать, устанавливать двери, вставлять окна и производить отделочные работы.
Макет дома, своими руками созданный, как правило, имеет съемную крышу. Это нужно для того, чтобы был свободный доступ к внутренним помещениям, так как в миниатюрном здании придется устанавливать игрушечную мебель и другие предметы внутреннего убранства. Поверхность стен оклеивается "обоями", т. е. раскрашенными полосками бумаги. Пол необходимо покрасить в коричневый цвет или застелить его линолеумом - его можно изготовить из клеенки.
fb.ru
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Жилище человека в древности"
Мотивационно – побудительный этап
Круг приветствия:
Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Удач, успехов и везения!
Чтоб обрести сегодня вам
Прекраснейшее настроение!
Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме - в нашем детском саду.
Вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Ответ на этот вопрос вы получите, отгадав загадку.
В нем живёт моя семья,
Туда бегу всегда и я,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом.
Ведь это мой родимый… (дом).
Билингвальный компонент: дом – үй, человек – адам.
Становятся в круг, приветствуют воспитателя и друг друга.
Проявляют интерес.
Слушают и отгадывают загадку.
Повторяют: дом – үй, человек – адам.
Организационно – поисковый этап.
Постановка исследовательской задачи.
Где жил человек в древние времена?
Было ли это безопасное жилище? Как вы себе его представляете?
А кому ещё нужен дом? Дом необходим всем, но самое большое разнообразие у человека. Ещё в древности люди освоили профессию строителя. Увидеть разнообразные дома прошлого нам поможет машина времени.
(Появляется машину времени)
Чтобы она заработала, нужно сказать волшебные слова.
Повторяйте за мною:
Раз, два, три – покружись,
В древнем мире окажись.
Вот мы и в древнем мире. А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?
Когда - то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя люди стали искать себе убежище в пещерах.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Выполнение эксперимента.
Предложить детям создать макет «древнего» дома. В картонной коробке с помощью ножниц вырезать вход в пещеру, оклеить ее снаружи кусочками скомканной бумаги (для создания рельефа местности). Окрасить коробку коричневой краской, как с внутренней, так и с внешней стороны. Наклеить мох, древесные опилки - растительный покров почвы вокруг пещеры, укрепить веточки деревьев возле входа. Ребята, вылепите из пластилина семью первобытных людей и поселите ее в этой пещере.
Отвечают на вопросы.
Слушают.
Повторяют слова.
Пещера.
Слушают.
Выполняют движения по тексту физкультминутки.
Проявляют интерес.
Берут картонную коробку, вырезают вход в пещеру.
Оклеивают коробку кусочками скомканной бумаги.
Окрашивают коробку.
Наклеивают опилки и мох.
Лепят из пластилина семью первобытных людей, селят её в пещере.
intolimp.org
Жилище человека в древности — МегаЛекции
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, уметь реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением разнообразных типов домов, картон, бумага, клей, кисточки, веточки деревьев, мох, краски, картонные коробки, древесные опилки.
Ход: Взрослый побуждает детей к поиску ответа на вопросы о том, где жил человек в древние времена; было ли это безопасное жилище; как дети себе его представляют. Предлагает детям создать макет «древнего» дома. В картонной коробке с помощью ножниц вырезают вход в пещеру, оклеивают ее снаружи кусочками скомканной бумаги (для создания рельефа местности). Окрашивают коробку коричневой краской как с внутренней, так и с внешней стороны. Наклеивают мох, древесные опилки — растительный покров почвы вокруг пещеры, укрепляют веточки деревьев возле входа. Можно предложить вылепить из пластилина или глины семью первобытных людей и поселить ее в этой пещере. Макет может быть использован на занятиях познавательного цикла и в театрализованной деятельности.
Ледяной дом (Север)
Задачи: Совершенствовать умения работать со снегом, используя необходимые инструменты; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять активное стремление преобразовывать объект.
Материалы и оборудование: Снег, вода, лопатки, ведра, свеча.
Ход: В ходе предварительной работы взрослый рассказывает о том, в каких домах живут люди на Севере. Предлагает детям принять на себя роль строителей и построить ледяной дом на участке детского сада. Для этого каждый ребенок должен сделать несколько кирпичей из снежного теста (снег и вода). Когда будет готово более 10 кирпичей, можно приступить к сооружению здания: разметить круг диаметром 1,5 м, прочертить борозду и укладывать подготовленные кирпичи. Каждый ряд кирпичей должен содержать в себе на 3—4 кирпича меньше, чем предыдущий (для получения полусферы). Когда здание будет закончено, внутрь нужно внести зажженную свечу, чтобы подтаявшие стены дома прочно скрепились между собой. Постройку можно использовать в течение холодного периода для сюжетных и театрализованных игр.
Дом на курьих ножках
Задачи: Творчески подходить к решению поставленной задачи, совершенствовать умение работать с различными материалами, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.
Материалы и оборудование: Картонные коробки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.
Ход: Дети рассматривают иллюстрации с изображением домов на сваях. Взрослый спрашивает у детей, почему человек поднял свой дом на специальные опоры, в какой части Земли такие дома необходимы и почему. Сообщает, что такой тип жилища появился в Африке, где частые засухи сменяются обильными дождями. Предлагает выполнить макет такого дома. Дети по иллюстрации определяют последовательность работы, взрослый направляет их действия. Коробка является основой дома, в ней прорезают окна и дверь. Основание крыши делают из картона (в виде треугольника), обклеивают соломкой и веточками деревьев. Опоры для дома изготавливают из картона, свернутого в трубочку и окрашенного под дерево. Макет устанавливается на картон голубого цвета, имитирующий воду.
Дом из ткани
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять стремление преобразовывать предмет.
Материалы и оборудование: Пять больших деревянных рамок, 5 кусков тонкой ткани или 5 прозрачных платков, декоративные гвозди, молоток.
Ход: Взрослый с детьми беседует о климатических условиях, характерных для восточных стран, и спрашивает о том, какие дома должны быть у жителей таких районов; какие функции они должны выполнять; из какого материала они могут быть сделаны. Предлагает изготовить модель японского дома из ткани и оставить ее в группе для игр. Демонстрирует деревянные рамки, спрашивает, каким образом можно прикрепить ткань к ним. Вместе с детьми, которые натягивают ткань на рамки, прибивает ее гвоздиками. Затем располагают четыре рамки в виде четырехугольника (стены), а пятой накрывают его сверху (крыша). Дети заходят внутрь, оценивают достоинства и недостатки дома из ткани.
Дом, в котором я живу
Задачи: Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи, придавать работе законченный характер.
Материалы и оборудование: Коробки, бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, краски.
Ход: Взрослый предлагает каждому ребенку сделать из подручного материала дом, похожий на тот, в котором он сейчас живет. Уточняет, что из этих макетов зданий в группе будет составлена улица родного города. Рассматривает с детьми обобщенную схему жилого дома. Просит вспомнить характерные особенности собственного жилища и в соответствии с ними подобрать необходимый материал, для работы. Если дети живут в одном доме, то могут вместе строить многоквартирный дом, распределив между еобой обязанности. Основой дома служит коробка, которую можно покрасить или оклеить бумагой подходящего цвета. Окна вырезают из цветной бумаги и наклеивают, двери в подъезд вырезают из коробки, балконы делают из спичечных коробков, которые приклеивают к основной части дома. После выполнения работы все здания располагают в виде улицы города.
Дом будущего
Задачи: Самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, проявлять стремление к преобразованию.
Материалы и оборудование: Альбомные листы, краски, кисточки, карандаши, фломастеры.
Ход: Дети рассматривают ранее выполненные макеты зданий, определяют их положительные и отрицательные стороны. Взрослый предлагает детям придумать дом будущего, в котором было бы заложено все, что может понадобиться человеку в XXI веке. Изобретение необходимо зарисовать. Основное условие — всем проживающим в нем должно быть удобно. Взрослый организует выставку детских работ.
Мы пишем книгу
Задачи: Совершенствовать графические умения, участвовать в коллективном создании книги, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.
Материалы и оборудование: Бумага, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, картон, клей, ткань, нитки, игла.
Ход: Взрослый предлагает детям «написать» книгу «Это интересно». Для этого каждый должен нарисовать два самых интересных для него явления и подписать рисунки. После этого взрослый организует работу типографии: распределяет обязанности между детьми, помогает в сшивании (переплетении) книги. Обложка должна представлять собой коллективную работу детей (аппликация, рисунок). Взрослый обращает внимание на то, что книга получилась интересной и красочной только потому, что все дети отнеслись к работе серьезно, добросовестно.
Покорение космоса
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, самостоятельно определять алгоритм деятельности, совершенствовать умения работать с различными материалами, проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.
Материалы и оборудование: Пластиковые бутылки, краски, кисточки, бумага, клейстер, клей ПВА, вода, нитки, предметы шарообразной формы разной величины (мячи), план-схема Солнечной системы.
Ход: В ходе предварительной работы детям дают фотографии, иллюстрации с изображением планет, ракет, спутников, космонавтов. Взрослый проверяет знания детей о Солнечной системе, о полетах человека в космос и предлагает сделать космические корабли и модель Солнечной системы. Для этого всю группу делит на две подгруппы: одна изготавливает ракеты, вторая —■ модели планет. Ракеты делают из раскрашенных пластиковых бутылок, а планеты (сферы) — из папье-маше.
Так как дети хорошо освоили изготовление поделок из папье-маше, взрослый не объясняет последовательность работы, помогая им лишь в случае необходимости. После просушивания сфер все внимательно изучают внешнее описание каждой планеты и окрашивают модели в соответствии с реальным объектом. Каждая сфера подвешивается на нить. Дети в роли космонавтов осваивают Солнечную систему.
megalektsii.ru
История макетирования. Изготовление макетов от древности до наших дней. | Архитектон
С древних времён миниатюрный образ использовался для проверки архитектурных и конструктивных решений, поиска совершенного облика и безупречной структуры задуманного сооружения. В то же время, одной из ключевых функций макета была, демонстрация будущего объекта, подтверждение этого дошли до нас из разных времён и мест:
Византийская империя
Киевская Русь
Средневековая Европа
Итальянское возрождение
Одними из самых древних сохранившихся макетов, являются трипольские макеты жилья и культовых сооружений. Обнаруженные в раскопках на территории Украины они датируются шестым – третьим тысячелетием до нашей эры.
Модели домов и храмов находят в раскопках древнего Египта и Месопотамии X-V века д.н.э. На широкое применении макетов в древней Греции, для оценки архитектурных и конструктивных параметров сооружений указывают свидетельства Аристотеля и Архимеда (IV-II век д.н.э)
Сохранились ритуальные и архитектурные макеты из древней Индии и Китая датируемые X-ХII веком:
В Перу находится уникальный макет времен доколумбовской Америки, археологический артефакт Сайвите (Sayhuite stone). В нем смоделирован город с действующей ирригационной системой. Предположительно созданный мастерами Империи Инков в X-ХV веке, макет высечен из цельного гранитного валуна диаметром около 4 метров. Предполагается, что для точного моделирования гидродинамических свойств воды, в нем использовалась ртуть. Существует достаточно сомнительная версия, согласно которой, артефакт изготовлен высокотехнологичной цивилизацией доинковской эпохи одновременно с монументами из полигональной кладки и имеет значительно больший возраст.
В эпоху Возрождения несмотря на появление новых возможностей в изобразительном искусстве (развитие линейной перспективы и технологии живописи) архитектурное макетирование не утрачивает своих позиций, а наоборот переживает период своего расцвета. Начиная, с середины XIV века появляются архивные материалы указывающие на привлечение итальянскими архитекторами скульпторов, плотников и столяров для создания макетов. Именно в период итальянского возражения, были созданы такие шедевры, как макет собора Святого Петра в Риме и макет купола кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре.
Значительный вклад в развитие макетирования сделан мастерами работавшими над комплексом французских фортификационных макетов изготовленных на протяжении ХVII-XIX веков. Основным назначением моделей было планирование и реконструкция фортификационных сооружений. Всего было создано порядка 260 макетов, из которых сейчас сохранилось около сотни. Макеты изготавливались преимущественно в едином масштабе 1:600, некоторые из них достигали площади более 150 м.кв. Благодаря вниманию со стороны короля Людовика XIV, они выполнялись с высочайшим качеством и детализацией, многие из этих макетов считаются настоящими произведениями искусства.
В конце ХIХ века одним из пиков развития архитектурного макетирования стали произведения Каталонского архитектора Антонио Гауди именно благодаря макетам, на которых он проводил исследования статических нагрузок стало возможно возведение таких шедевров мировой архитектуры как собор Саграда Фамилия в Барселоне.
Сейчас, как и тысячелетия, назад, не взирая на все достижения 3D графики, архитектурные и технические макеты остается ключевым элементом презентации проектов. Основным, наиболее понятным и убедительным аргументом.
www.architektonix.com
Урок МХК "Дом - жилище человека"
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся об архитектуре народов мира.
Задачи:
образовательная – расширение и закрепление знаний о художественной культуре народов мира;развивающая – развитие творческих и исследовательских способностей, воображения; расширение кругозора;
воспитательная – прививать интерес к самобытной культуре народов мира, воспитание нравственности, патриотизма, чувства прекрасного.
Форма занятия: игра – аукцион.
Подготовительный этап: создание 3-х творческих групп, составление плана исследований «Изба – традиционный дом русского народа», «Жилище народов мира», «Дом будущего».
Оформление урока: выставка детских творческих и исследовательских работ, рисунки, макеты домов, кроссворды, стихи, музыка, пословицы, поговорки, загадки, мультимедиа оборудование для просмотра презентаций, компьютер, жетоны.
Ход работы
I. Организационный момент.
1. Объявление темы, цели занятия. Приложение 1.
II. Основная часть занятия
2. Чтение отрывка из басни И.А.Крылова «Попрыгунья стрекоза».
Почему так важно любому живому существу иметь свой дом?
3. Первый этап игры – аукциона: загадки.
(проводит педагог).
- Не драгоценный камень, а светиться. (Лед).
- На середине поля белая чайка сидит. (Это жилище народов Севера – чум, покрытый берестой).
- Четыре брата годами равные, один главный.
(Углы дома).
- Кум с кумом видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок).
- Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна).
- Что в избе мерзнет, а на улице нет. (Оконные стекла).
- Маленький Захарчик всем под ноги заглядчик. (Порог).
- По сеням так и сяк, а в избу никак. (Дверь).
- Без рук, без ног, а в избу не пускает. (Замок).
- Белая старуха на одном месте сидит. (Печь).
- В лесу родился, в лесу рос, в дом пришел всех вокруг себя собрал. (Стол).
- С ногами – без рук,
- С боками – без ребер,
- Со спиной – без головы. (Стул).
- Книга раздвига о четыре листа, а середка пуста. (Изба).
(Правильные ответы детей оцениваются жетонами).
4. Защита проекта «Изба – традиционный рубленый дом русского народа».
План.
Этимология слова «изба».
Территория распространения жилища.
Многообразие внешнего вида.
Особенности возведения избы.
Декоративное убранство.
Интерьер.
Приложение 2.
- Оцените, пожалуйста, защиту творческой группы: полнота ответа, порядок изложения, правильность речи, оригинальность защиты.
5. Блиц-опрос.
- Что такое дом? Как вы понимаете значение этого слова?
- Каким было самое первое жилище человека? Когда оно появилось? (1млн. 750тыс. лет назад – пещеры, 400 тыс. лет назад – первые постройки).
- Назовите известные вам древнейшие жилища человека?
(Шалаш из ветвей, шатры из звериных шкур, инсулы, виллы, дома-ульи, дом с коридорной системой, глинобитная изба, китайский дом, хижина, землянки и др.)
- Какую функцию выполнят дом?
- Из каких материалов можно построить жилище?
- Какие по форме и величине бывают дома?
- Как вы понимаете такое выражение: «Дом – это образ мира»?
- В чем заключается своеобразие жилищных построек народов мира?
- Как в архитектуре народов мира учитывается природно-климатические условия и образ жизни человека?
- Прогресс шагнул далеко вперед, но почему многие народы продолжают жить и строить традиционные дома, характерные для своего народа?
6. Защита проекта «Жилищные постройки народов мира».
План.
Какому народу присуще данное жилище?
Внешнее его описание. Строительство дома.
Внутреннее убранство.
Почему именно данный тип жилища характерен для этой местности и народа?
Презентация 3.
Презентация 4.
- Анализ проекта «Жилищные постройки народов мира».
7. Отгадай кроссворд.
/Каждая из трех творческих групп получает задание. Оценивается быстрота и правильность ответа./
См. приложение - кроссворд.
8. Физкультминутка.
Игра «Глухой телефон».
/Группы встают в проходе между парт, первый учащийся получает пословицу от учителя и далее по цепочке передаёт её на ухо следующему ученику. Чья команда быстрее и точнее передаст пословицу, а последний ученик правильно объяснит её значение, та творческая группа и выигрывает конкурс/.
а) Изба Ильинским тёсом крыта (т. е. соломой)
б) И стены в доме помогают.
в) Изба елова, да сердце здорово.
9. - Американский фантаст Теодор Старджон так описывает жилой дом на порожденной его воображением планете Ксанаду, где создано идеальное, с его точки зрения, общество:
«… Они уже наполовину прошли парк, когда Брил наконец понял, что это и есть жилище Уонайна. Никаких стен и границ не заметно. В одном месте дом поднимается высоко, в другом это просто площадка между двумя цветочными клумбами; там комната становится террасой, здесь лужайка служит ковром; над ней, оказывается, крыша. Дом разделен не столько на комнаты, сколько на открытые пространства – то подобием сквозной садовой решетки, то просто иной цветовой гаммой. И нигде ни одной стены. Негде спрятаться, укрыться, запереться. Вся округа, всё небо без помехи заглядывают в дом, видят его насквозь, и весь этот дом – одно огромное окно в мир.
10. - Мы слушаем защиту проекта «Дом будущего».
План.
Внешний вид жилища.
Материалы и особенности архитектуры.
Интерьер.
Дом будущего – идеал гармонично развитого общества.
Творческий компонент проекта.
- Анализ защиты проекта «Дом будущего».
11. Обратимся к эпиграфу занятия, записанному на доске.
Архитектура – летопись мира, которая говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.Н. В. Гоголь
- Согласны ли вы с мнением Н. В. Гоголя? Почему архитектура является летописью мира?
12. Вывод.
- Из чего бы ни строилось жильё и как бы ни выглядело, у всех народов оно считается центром, вокруг которого располагается весь мир. Словом, для каждого из нас жилище – маленькая планета, подобная нашему большому общему дому.
III. Рефлексия.
/Оформление группами листа самоконтроля. Подведение итога игры – аукциона/
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какое открытие сделали?
/ Тихо играет музыка /.
Список литературы.
Львова Е.Л., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. (Очерки истории). – СПб.:Питер, 2006.
Мировая художественная культура. 7 – 8 классы. Под ред. Даниловой Г.И. – М.:Дрофа, 2006.