Политеизм древнего египта. Реферат: Политеизм Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Статья: Политеизм Древнего Египта. Политеизм древнего египта


РАННИИ ПОЛИТЕИЗМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир

РАННИИ ПОЛИТЕИЗМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древнеегипетские источники упоминают примерно 1500 богов, но от большинства сохранились лишь имена. Этот огромный пантеон, включивший и додинастических божеств, сформировался уже в Старом царстве и впоследствии мало пополнялся. В середине II тысячелетия до н. э., со становлением Египта в качестве мировой державы он принял лишь нескольких богов попавших под его власть соседей (нубийских и азиатских). Имена древнейших богов египтян возводятся к афразийским корням, но этимология самого слова нечер (др. — егип. «бог») неясна. На письме оно могло передаваться несколькими разными иероглифами (в зависимости от контекста эпохи), из которых последний — «штандарт» — ?, знак присутствия божества, был наиболее общим.

Вариант «Великой девятки»: слева направо — Ра, Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида и фараон Тутанхамон (как воплощение Хора). Рельеф из гробницы Тутанхамона. XVIII династия

Потребность иерархически упорядочить эту массу божеств (и таким образом «систематизировать» мир) возникла уже в Старом царстве. Жречество крупных религиозных центров пыталось сводить их в подобия «семей» (отец-мать-сын) и иные «нумерические» группы {диады, тетрады, огдоады, эннеады и пр.) вокруг местных богов. Последние при этом часто производились в творцы мира, а их «родной» город претендовал на особое положение.

Главная из соперничающих «теологий» сложилась в Гелиополе (важнейшем культовом центре) вокруг бога Атума (слившегося с Солнцем-Pa). Согласно ей, создав себя сам в акте самотворения, Атум-Ра поднял из вод Первобытного океана (Нуна) Первую землю (холм), а затем сотворил людей и прочих богов: выдохнул воздух — Шу и выплюнул влажность — Тефнут, которые породили небо — Нут и землю — Геба, давших жизнь четырем знаменитым богам-близнецам: Усире (греч. Осирису, богу плодородия, позднее загробного мира), Сету (богу пустынь и хаоса), богине Исет (Исиде, богине-матери и символу трона) и Небетхут (Нефтиде, ее помощнице). Эта Великая Эннеада (Девятка) богов играла центральную роль в религии Египта на протяжении почти всей его истории.

В центре другой важной системы находился Птах — главное божество Мемфиса, ремесленник-демиург. Он сотворил мир, людей и прочих богов «с помощью своего сердца и языка», иначе говоря, «ума» (вместилищем которого, согласно египетским представлениям, служило сердце), и «речи» (называя все создаваемое вслух). «Мемфисская теология» — самая интеллектуальная из возникших в древнем мире, часто сравнивается с ветхозаветной версией сотворения мира и позднейшими учениями о «логосе». Она известна по копии I тысячелетия до н. э. (так называемому «Камню Шабаки»), но несомненно сформировалась много раньше (по крайней мере во II тысячелетии до н. э.).

Существовало много других «локальных» систем: творцами мира выступают, например, «огдоада» первобытных богов (лягушачьеголовых и змееголовых), в других бог-творец воссиял из лотоса, из божественного яйца и др. Различались и версии сотворения человечества: люди могли быть «наплаканы» Ра, вылеплены на гончарном круге бараноголовым богом плодородия Хнумом и др. Различные «сценарии» создания мира и человечества предполагали разные ответы на фундаментальные вопросы бытия, но сознание египтян не воспринимало их противоречивыми. Это отвечало природе мышления человека ранней древности, еще близкого к первобытному (как бы его ни определять — «дологическим» или «иным типом логического»). Оставаясь продуктом мифологического сознания, менталитет древнего человека применял присущий ему способ (множественность чувственно-наглядных ассоциаций) описания связей между объектами и явлениями.

Боги великие и малые. Наряду с великими творцами существовало множество других божеств: городов и областей; рек, порогов и пустынь; общественных явлений и профессиональных умений и так далее, а также тьма малых «сил». Понятие нечер вообще применялось расширительно, обнимая все, что египтянами воспринималось «необычным»: к примеру, «души» умерших (аху), «силы» богов (бау), чудищ, охранявших путь в мир инобытия, двух обожествленных мудрецов (Имхотепа и Аменхотепа — великих строителей, знатоков магии и лекарства), знаки-иероглифы (изобретение бога мудрости Джехути) и даже (в позднее время) утопленников (которых «принимал» к себе бог Хапи).

Главной особенностью египетской религии, поражавшей уже античных авторов, был выраженный полиморфизм богов: почти каждый мог проявлять себя в разных обликах — зооморфном, антропоморфном, символическом и «гибридном». Столь же характерна была их полифункциональность, т. е. нерасчлененность сфер божественной «деятельности». Разливами Нила, к примеру, по-своему управляли три бога — Большой Хапи (бог Нила-половодного), бог-крокодил Себек (повелитель топей и болот) и великий Хнум (хозяин «задвижки» от дверей, «открывавших» разлив). Но «чемпионом» был Джехути (греч. Тот) — одновременно бог мудрости, Луны (и потому времени), вестник и судья богов, изобретатель всех языков на свете и иероглифов, знаток магии и «книжник», покровитель писцов, жрецов и школяров, имевший облик птицы-ибиса, ибисоголового человека или павиана.

Наибольшим (около семи десятков) было число солнечных богов, включавшим местные формы и отдельные аспекты Светила. В результате теологических «ассимиляций» солярные боги сливались друг с другом (и с иными богами), образуя сложные синтетические формы (Атум-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра, Атум-Хепри-Ра и др.), которые получали мифологическое обоснование. К примеру, три важнейших солнечных бога объявлялись разными проявлениями одного Солнца: Ра — его дневной формой, крылатый жук-скарабей Хепер — рассветной, антропоморфный Атум — закатной. Все это дает серьезное основание египтологам обсуждать проблему «единства и множественности» египетских богов (Я. Ассман и др.).

Богиня Исида с младенцем Хором. Бронза

Вокруг богов Эннеады (Девятки) сложились два мифологических цикла и две базовые религиозные концепции — условно «солярная» и «осирическая». Центром первой был Ра-(Атум) — творец мира, первый царь египтян. Состарившись и рассорившись с неблагодарными людьми, он вознесся на спине божественной коровы, облик которой приняла Нут на небо, откуда и правил миром.

В согласии с одной из версий мифа, днем он плывет по небу в окружении Великой Девятки в солнечной ладье, а на закате пересаживается на западной стороне неба в ночную ладью и оплывает царство мрака. Он освещает его и сражается с силами хаоса, воплощением которых служил его извечный враг гигантский змей Апоп.

Центром второй концепции выступал Осирис. Правнук-наследник Ра, он тоже мудро правил Египтом, но из зависти был убит своим братом-близнецом Сетом (Сетхом), бросившим саркофаг с его телом в Нил и захватившим престол. Тело Осириса, принесенное волнами к берегу Библа, было разыскано и погребено его верной женой-сестрой — великой богиней Исидой. Воскреснув, Осирис стал царем и главным судьей в загробном царстве мертвых. Впоследствии сын Осириса и Исиды Хор-младший в 80-летней тяжбе с Сетом вернул отцовский трон. Наиболее полную (грецизированную) версию этого мифа изложил Плутарх (46-119 гг.) в знаменитом трактате «Об Исиде и Осирисе».

Осирис стал символом возрождения не только природных сил, но также главной надеждой на посмертную жизнь, причем если в Старом царстве только царя, то с I Переходного периода (в ходе того, что иногда именуют «демократизацией заупокойного культа», а иногда «узурпацией» царских прерогатив) и каждого усопшего, который тоже начал отождествляться с воскресшим Осирисом. Эти две концепции составляли основу представлений о миропорядке, балансе сил в природе и космосе, жизни и посмертной участи человека, а также мифологическую базу для культа правящего и умершего царя, а также заупокойного культа как такового. С конца Нового царства между концепциями наметилось сближение.

Боги и люди. Боги представлялись сверхъестественными, но вполне материальными силами. Сами по себе незримые, они о своем присутствии оповещали знаками — явлениями природы, благоуханием, о своей воле — «покачиванием» своей статуи (разумеется с помощью жрецов), явлением во сне. Боги имели «человеческие» потребности в еде (жертвах), доме (храме), слугах (жрецах), для удовлетворения которых они и создали людей. Боги проявляли вполне «человеческие» эмоции и проживали «человеческую» жизнь: бывали детьми (как Хор), болели, дряхлели (подобно Ра). Кажется, не отличались они от человека и бессмертием. Впрочем, смерть египтянами вообще не переживалась как конец жизни вообще: возможность ее «повторения» всегда оставалась.

Физически боги от людей отличались: согласно мифам, их кости были из серебра, плоть из золота, волосы подобны лазуриту (соответственно этому раскрашивались или инкрустировались их изображения). Божества обоего пола к тому же выделялись особыми головными уборами (коронами или знаками их занятий), а боги, и подобно им фараоны (даже когда бывали женщинами), еще и непременными искусственными «бородками», признаком божественности и отличия от смертных.

Боги от людей были далеки, но в целом дружелюбны. Впрочем, согласно мифам, Ра вместе с дочерью-львицей Сехмет чуть не погубил род человеческий, а Хнум, обидившись на невнимание, погрузил Египет на семь лет в смертельный голод. Волю великих богов исполняли младшие «силы», добрые и злые. Последние, подобно «стрелам», несли болезни, пожары, смерть. От них египтяне спасались амулетами, магическими заклинаниями (написанными на клочках папируса и носимыми в ладанках на шее), наконец письмами с жалобами умершим родственникам на тот свет.

Культ царя — как правящего, так и усопшего, и в той или иной степени уподобляемого богам, — в религии египтян занимал центральное место: он сопровождал становление самого государства, составлял его идеологическую базу, являлся одновременно стимулом и формой организации верховной власти. Сама концепция божественности царя и его власти была чрезвычайно сложна и изменялась в течение долгой истории Египта. Еще с додинастического периода правитель воспринимался живым воплощением Хора, небесного и солярного божества — бога-сокола, владыки неба, чьими глазами были Солнце и Луна, пестрые перья на груди — звездами, а взмахи крыльев рождали ветер. Возможно, лик каждого царя воспринимался как «человеческое проявление» бога Хора (А.О. Большаков). С возвышением в правление IV династии Ра Хор (и соответственно царь) стал сыном-наследником Ра, позднее Амона-Ра — главного государственного божества Египта.

Царь в представлении египтян «воссиявал» подобно светилу, всходя на трон, и «заходил за горизонт», когда умирал. Плоть его была золотой, как у Солнца, и испускала невидимое сияние. При жизни он обладал магической силой, благодаря которой управлял страной и влиял на природу: перед разливом бросал в Нил дощечку с приказом разлиться, перед севом — проводил мотыгой первую борозду, «обеспечивая» урожай. Его главная задача — творить маат (букв, «правда») — «земной порядок», приводить его в соответствие с порядком космическим, установленным богами и нарушаемым силами хаоса.

Крылатая душа-ба усопшего (покидающая и возвращающаяся в гробницу) и его тень. Текст и виньетка из Книги мертвых. Роспись гробницы Иринефера. Новое царство. XIX династия. Ок. 1200 г. до н. э.

После смерти царь, с одной стороны, соединялся с Солнцем и пребывал в его небесной ладье, с другой — воплощался в Осириса, владыку царства мертвых. Эта сложнейшая богословская концепция «держалась» на двоякости фигуры Хора (как одновременно сыне-наследнике вечно живущего Ра и усопшего и воскресшего Осириса). Таким способом объяснялась двойственная (божественная и человеческая) природа царя.

Хотя «посмертное возрождение» стояло в центре жизненных интересов египтян, взгляды на его достижение были путаными, притом изначально развивались применительно к царю, и лишь позднее — к простому человеку. Вообще о царстве мертвых (Дуате), месте, лишенном света, воздуха, воды и пищи, египтяне упоминали нечасто. Высказывается гипотеза (А.О. Большаков), что существовало много «дуатов», собственный в каждой гробнице.

Согласно египетским представлениям, человек состоял из нескольких проявлений (физических и метафизических): тела (хеш), имени (рен), тени (шут), а также ба (жизненной силы), анх (духа), ка (букв, «двойника»), вероятно, его изображения (О.Д. Берлев), значение которых все еще составляет предмет обсуждения. Они так или иначе имели важнейшее значение для его посмертных превращений. Тем не менее в любом случае посмертная участь прямо зависела и от ее материального обеспечения. Надеяться на «повторение» жизни мог лишь тот, чье тело было сохранено (мумифицировано), кто построил «дом для вечности» (гробницу), снабдил ее собственным изображением (двойником-ка) и обеспечил его постоянной едой-питьем (жертвоприношениями). Размер и ценность этой «подготовки» были различны, но в изначальном виде доступны лишь верхушке общества (прежде всего вельможам-чиновникам, состоявшим на царской службе), поэтому каковы были «посмертные ожидания» египтянина из низов (которого ждала яма в песке и плошка с едой) — не вполне ясно. Скорее всего, они связывались с причастностью к посмертной жизни его «хозяина».

Другим обязательным условием являлось знание бесконечного числа магических формул, помогающих преодолевать опасный путь в загробном царстве Осириса (география которого отличалась чрезвычайной сложностью), а также миновать его многочисленных кровожадных стражей (которых необходимо было опознать и назвать по именам). Именно ритуально-магические формулы составляли содержание трех главных собраний религиозной литературы: Текстов пирамид (Старое царство), Текстов саркофагов (Среднее) и Книги мертвых (Новое) — генетически связанных между собой и образующих самый большой в мире корпус заупокойной литературы. Эти тексты и соответствующие им изображения египтяне высекали на стенах гробниц, писали на папирусах и погребали с усопшим в сакрофагах, полагая, что мертвец использует их по назначению.

Суд Осириса. В эпоху Среднего царства миф об Осирисе получил широчайшее распространение, а в Новом царстве окончательно сформировалась идея посмертного суда, как главного события, определяющего дальнейшую участь усопшего. Суд мыслился происходящим в загробном царстве Осириса, в Великой палате «двух истин» пред самим Осирисом, другими членами Великой Девятки и 42 свирепыми богами-судьями (по числу номов, а также проступков). Усопший защищал себя сам, повторяя перед каждым из богов клятву о несвершении им каждого из проступков. Суд сверял его «клятву-отрицание» с показаниями личных богов — свидетелей жизни человека (повитухи, кормилицы, бога судьбы Шаи). В завершение его сердце (после мумификации всегда остающееся в теле человека) взвешивалось богами на Весах Истины. «Гирькой» при этом служило легчайшее перо страуса, символ богини-истины Маат. Неизвестно, было ли сердце лгуна легче или тяжелее пера. Но если умерший говорил правду, он попадал в египетский рай — поля Пару, где вновь обретал свой дом, родственников, слуг, если лгал — его сердце пожирала сидевшая рядом с весами Аммут (чудище с лапами крокодила и телом льва-гиппопотама). Тем самым он лишался возможности возрождения.

Однако идея возрождения как воздаяния за земную праведную жизнь, идея праведности как пути к достижению посмертного существования в Египте так не получила полного признания и оформления. Древние египтяне никогда не переставали верить в то, что с помощью магии они могут обвести богов и преодолеть испытания «последнего суда».

Текст «клятвы-отрицания» помещался в главе 125 Книги мертвых — главном сборнике магических «заупокойных» текстов Нового царства. Перечень 42 проступков, в несовершении которых клянется усопший перед богами, небезынтересен, так как позволяет понять, «что такое плохо» в представлении египтянина II тысячелетия до н. э.: «…Я не лгал людям. Я не разорял ближних. Я не принуждал работать больше нормы. Я не лишал сироту его имущества. Я не чинил людям зла. Я не заставлял их голодать и плакать. Я не убивал. Я не принуждал убивать. Я никому не причинял страданий… Я не забывал жертвовать мясо богам… Я не отводил воду с участка другого. Я не подпиливал гири… Я чист. Я чист. Я чист».

Культ животных. Геродот заметил, что в Египте «все животные, которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными». Он не преувеличивал: египтяне действительно поклонялись множеству живых существ, веря, что в их облике проявляли себя боги. Более других почитались птицы (особенно соколы, связанные с солнцем и культом царя), коровы и быки (символы производящих сил природы), бараны (животные Амона), кошки (животные богини Бастет), змеи, львы (царские животные), жуки-скарабеи (символ восходящего солнца), крокодилы (воплощение силы), даже скорпионы (воплощение скорпиона-Селкет, богини — защитницы усопших). Редкими исключениями «нелюбимых» существ были, кажется, осел (за дикий нрав и голос, роднящие его с Сетом) и черепаха (за ее какие-то мифологические провинности перед Ра). Священные животные жили при храмах «своих» богов; после смерти мумифицировались, помещались в сакрофажцы и погребались с почестями. Огромный некрополь священного быка Аписа («душа» Птаха, воплощение мощи фараона) находился в Саккаре. Зоолатрия (греч. «поклонение животным»), восходившая к тотемистическим представлениям, широко распространенная на протяжении всей истории Египта, к ее концу даже усилилась. Поклонялись также священным растениям, мифологически связанным с богами и часто бывшими их символами: лотосу (связанному с солнцем), тамариску и иве (растениям Осириса), смоковнице (древу богини красоты Хатхор) и др.

Храм — священное пространство. Развитие религиозных идей и практики вело к усложнению искусственного культового пространства, главным выражением которого являлся храм. В Египте существовало два главных вида храмов, впоследствии сблизившихся, — заупокойные (где совершались ритуалы для усопшего царя) и храмы богов. Сохранились в основном храмы Нового царства, самые впечатляющие культовые сооружения, которые дошли до нас. Стандартный египетский храм — это цепь открытых дворов и гипостильных залов, ведущих от врат к главной точке — святилищу с культовой статуей главного бога. Храм служил «домом» бога, местом и средством прямой связи с ним и вместе с тем — «гигантской метафорой» мира в момент его создания богами. Потолок был небом-Нут, колонны — связками нильского папируса или лотоса, пол — водами первобытного Океана, святилище — Первохолмом. Гармония, царившая внутри храма, противостояла хаосу за его стенами. Эту идею выражала декоративная программа храма: на рельефах внутренних стен всегда изображались мирные сцены (ритуалы, подношения царями даров богам), на внешних — война, триумф царей над врагами и дикими зверями.

Однако египетский храм (как и другие в древности) не был местом, специально предназначенным для богомольцев. Моленья приносились, как правило, вне его стен: перед колоссальными статуями у врат, у внешних стен (в том числе в часовнях с изображениями больших ушей — символом услышанности богом). Самые массовые из приношений богам — вотивные статуэтки из разных материалов и различной ценности. Большинство простых египтян поклонялись богам в маленьких часовнях, а также дома, где в «нишах» стояли глиняные фигурки малых «домашних» богов — например, покровительницы материнства богини-гиппопотама Таурет или карлика Бэса, отпугивающего своим страшным видом злые силы и потому считавшегося защитником женщин и детей.

Городской храм представлял собой также средоточие учености, хранилище папирусных свитков и вообще центр жизни любого поселения. Крупные храмы главных богов были богатейшими хозяйствами, которым фараоны жертвовали огромные ценности — пахотную землю, рабов, значительную часть военной добычи. Представление о размерах подобных жертвований дает знаменитый папирус Харрис. К самым прославленным храмам принадлежали комплексы Луксор и Карнак (егип. «Ипет сут», букв. «Самое избранное из мест») с главными храмами Амона-Ра и других богов (Мут, Хонсу, Маат, Монту). Эти храмовые комплексы в Фивах (месте наибольшей концентрации храмов в мире) создавались несколько сотен лет усилиями многих фараонов (в Новом царстве прежде всего Аменхотепа III и Рамсеса И). Их архитектура и оформление воплощали собой сложные религиозные концепции, решающие в том числе идеологические задачи. Храмы становились оплотом или, напротив, главным оппонентом власти. С середины II тысячелетия до н. э. начинается непомерное возвышение Карнака и его жречества, которое к I тысячелетию до н. э. фактически управляло государством.

Вплоть до Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) храмовые обязанности выполняли обычные люди, совмещавшие их с прочими, не относящимися к храмам занятиями. Они служили по договору, «сменами», получая плату (в том числе натуральными жертвами, «несведенными» богами), возвращаясь по окончании срока к своим обычным делам. Произнеся нужную формулу и облачившись в особый наряд (шкуру пантеры), совершить обряд приношения жертвы усопшему мог вообще любой египтянин.

В Новом царстве жречество превратилось уже в профессиональное, наследственное и замкнутое сословие, образовывавшее закрытую «корпорацию» со своей иерархией и дисциплиной. Жречество выступало хранителем не только религиозных, но и культурных традиций, в том числе положительных знаний своего времени. Именно с этой категорией связано изобретение, развитие и хранение письменности, астрономии и медицины.

Главным жрецом всех богов считался фараон, но фактически от его имени служили богам храмовые жрецы, которым царь «делегировал» свою функцию. Суть каждодневных храмовых ритуалов составляло обслуживание статуи бога, которая находилась в святилище. Статую божества умывали, одевали в чистые одежды, украшали, «кормили и поили»; «несъеденное» передавалось младшим богам, а потом распределялось между жрецами. Статуи (др. — егип. тут, букв, «образ») воспринимались «телами» богов, их «проявлениями». К статуям относились, как к живым, само изготовление статуи уподоблялось акту творения. Во время религиозных праздников статуи выносились из храма на переносных священных ладьях. Статуя Амона плавала по Нилу «в гости» в близлежащий Луксор для свершения важных ритуалов. Для народа это была единственная возможность видеть богов, поэтому статуи встречали толпы людей. Жрецы и жрицы носили белые льняные одеяния и соблюдали чистоту — личную и ритуальную. Верховные жрецы являлись образованными людьми и пользовались в Египте огромным уважением и влиянием.

Политеистический мир египетских богов конструировался по образцу земного государства, при этом роль верховного владыки пантеона и «царя» богов в разные эпохи египетской истории принадлежала разным богам. Как правило, она «доставалась» местному божественному покровителю новой династии земных царей, утвердившихся на троне.

«Верховный» бог получал известные преимущества (новые храмы, включение своего имени в теофорные имена династов и прочее), однако остальные члены божественного пантеона тем самым не исключались и не затмевались (за исключением краткого «правления» Атона). Эта особая роль принадлежала в свое время Хору, Ра, Монту, Атону и другим. Начиная с середины II тысячелетия до н. э. особое положение стал занимать Амон. Изначально местное малое божество Фив, в правление XVIII–XIX династий он поднялся до положения общеимперского божества, чья власть простиралась не только на весь Египет «до пределов его», но и вообще на все, что «окружает солнечный диск» — весь известный тогда мир. Его власть защитника распространялась не только на всех египтян (как царей, так и простолюдинов), но также и на все сохраняющее ему верность покоренное чужеземное население. К концу Нового царства фиванским жречеством была разработана теологическая концепция, делавшая именно Амона (а не законно правящего династа) единственным истинным фараоном Египта, который правил без посредников (в том числе царя). Интересен, однако, не только масштаб проявления его власти, но ее суть. Следует отметить неоднократно высказываемые идеи о возможной трансцендентности Амона (букв, значение имени «Сокрытый»), а также «всеохватности» его бытия, его «пантеистической» универсальности, что сближает его в гораздо большей степени, чем Атона, с позднейшими идеями монотеизма.

Вотивная фигурка Амона. Раскра шенное и позолоченное дерево бронза. Новое царство. XIX/XX династия. Фивы (?). Хильдесхайм Пелициус-музей

* * *

Древнеегипетская религия начала создаваться ранее египетского государства и просуществовала более 3 тыс. лет (дольше, чем какая-либо другая, и чем само государство), вместив предельно архаические верования с самыми изощренными «теологиями». В будущем некоторые ее идеи и иконографические образы (прежде всего связанные с Осирисом и Исидой) и идеи (например, посмертного суда) сыграли важную роль в более поздних религиях, в том числе христианства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

РАННИИ ПОЛИТЕИЗМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

znachДревнеегипетские источники упоминают примерно 1500 богов, но от большинства сохранились лишь имена. Этот огромный пантеон, включивший и додинастических божеств, сформировался уже в Старом царстве и впоследствии мало пополнялся. В середине II тысячелетия до н. э., со становлением Египта в качестве мировой державы он принял лишь нескольких богов попавших под его власть соседей (нубийских и азиатских).

Имена древнейших богов египтян возводятся к афразийским корням, но этимология самого слова нечер (др. — егип. «бог») неясна. На письме оно могло передаваться несколькими разными иероглифами (в зависимости от контекста эпохи), из которых последний — «штандарт» — ᛩ, знак присутствия божества, был наиболее общим.

im 94

Вариант «Великой девятки»: слева направо — Ра, Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида и фараон Тутанхамон (как воплощение Хора). Рельеф из гробницы Тутанхамона. XVIII династия

Потребность иерархически упорядочить эту массу божеств (и таким образом «систематизировать» мир) возникла уже в Старом царстве. Жречество крупных религиозных центров пыталось сводить их в подобия «семей» (отец-мать-сын) и иные «нумерические» группы {диады, тетрады, огдоады, эннеады и пр.) вокруг местных богов. Последние при этом часто производились в творцы мира, а их «родной» город претендовал на особое положение.

Главная из соперничающих «теологий» сложилась в Гелиополе (важнейшем культовом центре) вокруг бога Атума (слившегося с Солнцем-Pa). Согласно ей, создав себя сам в акте самотворения, Атум-Ра поднял из вод Первобытного океана (Нуна) Первую землю (холм), а затем сотворил людей и прочих богов: выдохнул воздух — Шу и выплюнул влажность — Тефнут, которые породили небо — Нут и землю — Геба, давших жизнь четырем знаменитым богам-близнецам: Усире (греч. Осирису, богу плодородия, позднее загробного мира), Сету (богу пустынь и хаоса), богине Исет (Исиде, богине-матери и символу трона) и Небетхут (Нефтиде, ее помощнице). Эта Великая Эннеада (Девятка) богов играла центральную роль в религии Египта на протяжении почти всей его истории.

В центре другой важной системы находился Птах — главное божество Мемфиса, ремесленник-демиург. Он сотворил мир, людей и прочих богов «с помощью своего сердца и языка», иначе говоря, «ума» (вместилищем которого, согласно египетским представлениям, служило сердце), и «речи» (называя все создаваемое вслух). «Мемфисская теология» — самая интеллектуальная из возникших в древнем мире, часто сравнивается с ветхозаветной версией сотворения мира и позднейшими учениями о «логосе». Она известна по копии I тысячелетия до н. э. (так называемому «Камню Шабаки»), но несомненно сформировалась много раньше (по крайней мере во II тысячелетии до н. э.).

Существовало много других «локальных» систем: творцами мира выступают, например, «огдоада» первобытных богов (лягушачьеголовых и змееголовых), в других бог-творец воссиял из лотоса, из божественного яйца и др. Различались и версии сотворения человечества: люди могли быть «наплаканы» Ра, вылеплены на гончарном круге бараноголовым богом плодородия Хнумом и др. Различные «сценарии» создания мира и человечества предполагали разные ответы на фундаментальные вопросы бытия, но сознание египтян не воспринимало их противоречивыми. Это отвечало природе мышления человека ранней древности, еще близкого к первобытному (как бы его ни определять — «дологическим» или «иным типом логического»). Оставаясь продуктом мифологического сознания, менталитет древнего человека применял присущий ему способ (множественность чувственно-наглядных ассоциаций) описания связей между объектами и явлениями.

Боги великие и малые. Наряду с великими творцами существовало множество других божеств: городов и областей; рек, порогов и пустынь; общественных явлений и профессиональных умений и так далее, а также тьма малых «сил». Понятие нечер вообще применялось расширительно, обнимая все, что египтянами воспринималось «необычным»: к примеру, «души» умерших (аху), «силы» богов (бау), чудищ, охранявших путь в мир инобытия, двух обожествленных мудрецов (Имхотепа и Аменхотепа — великих строителей, знатоков магии и лекарства), знаки-иероглифы (изобретение бога мудрости Джехути) и даже (в позднее время) утопленников (которых «принимал» к себе бог Хапи).

Главной особенностью египетской религии, поражавшей уже античных авторов, был выраженный полиморфизм богов: почти каждый мог проявлять себя в разных обликах — зооморфном, антропоморфном, символическом и «гибридном». Столь же характерна была их полифункциональность, т. е. нерасчлененность сфер божественной «деятельности». Разливами Нила, к примеру, по-своему управляли три бога — Большой Хапи (бог Нила-половодного), бог-крокодил Себек (повелитель топей и болот) и великий Хнум (хозяин «задвижки» от дверей, «открывавших» разлив). Но «чемпионом» был Джехути (греч. Тот) — одновременно бог мудрости, Луны (и потому времени), вестник и судья богов, изобретатель всех языков на свете и иероглифов, знаток магии и «книжник», покровитель писцов, жрецов и школяров, имевший облик птицы-ибиса, ибисоголового человека или павиана.

Наибольшим (около семи десятков) было число солнечных богов, включавшим местные формы и отдельные аспекты Светила. В результате теологических «ассимиляций» солярные боги сливались друг с другом (и с иными богами), образуя сложные синтетические формы (Атум-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра, Атум-Хепри-Ра и др.), которые получали мифологическое обоснование. К примеру, три важнейших солнечных бога объявлялись разными проявлениями одного Солнца: Ра — его дневной формой, крылатый жук-скарабей Хепер — рассветной, антропоморфный Атум — закатной. Все это дает серьезное основание египтологам обсуждать проблему «единства и множественности» египетских богов (Я. Ассман и др.).

im 95

Богиня Исида с младенцем Хором. Бронза

Вокруг богов Эннеады (Девятки) сложились два мифологических цикла и две базовые религиозные концепции — условно «солярная» и «осирическая». Центром первой был Ра-(Атум) — творец мира, первый царь египтян. Состарившись и рассорившись с неблагодарными людьми, он вознесся на спине божественной коровы, облик которой приняла Нут на небо, откуда и правил миром.

В согласии с одной из версий мифа, днем он плывет по небу в окружении Великой Девятки в солнечной ладье, а на закате пересаживается на западной стороне неба в ночную ладью и оплывает царство мрака. Он освещает его и сражается с силами хаоса, воплощением которых служил его извечный враг гигантский змей Апоп.

Центром второй концепции выступал Осирис. Правнук-наследник Ра, он тоже мудро правил Египтом, но из зависти был убит своим братом-близнецом Сетом (Сетхом), бросившим саркофаг с его телом в Нил и захватившим престол. Тело Осириса, принесенное волнами к берегу Библа, было разыскано и погребено его верной женой-сестрой — великой богиней Исидой. Воскреснув, Осирис стал царем и главным судьей в загробном царстве мертвых. Впоследствии сын Осириса и Исиды Хор-младший в 80-летней тяжбе с Сетом вернул отцовский трон. Наиболее полную (грецизированную) версию этого мифа изложил Плутарх (46-119 гг.) в знаменитом трактате «Об Исиде и Осирисе».

Осирис стал символом возрождения не только природных сил, но также главной надеждой на посмертную жизнь, причем если в Старом царстве только царя, то с I Переходного периода (в ходе того, что иногда именуют «демократизацией заупокойного культа», а иногда «узурпацией» царских прерогатив) и каждого усопшего, который тоже начал отождествляться с воскресшим Осирисом. Эти две концепции составляли основу представлений о миропорядке, балансе сил в природе и космосе, жизни и посмертной участи человека, а также мифологическую базу для культа правящего и умершего царя, а также заупокойного культа как такового. С конца Нового царства между концепциями наметилось сближение.

Боги и люди. Боги представлялись сверхъестественными, но вполне материальными силами. Сами по себе незримые, они о своем присутствии оповещали знаками — явлениями природы, благоуханием, о своей воле — «покачиванием» своей статуи (разумеется с помощью жрецов), явлением во сне. Боги имели «человеческие» потребности в еде (жертвах), доме (храме), слугах (жрецах), для удовлетворения которых они и создали людей. Боги проявляли вполне «человеческие» эмоции и проживали «человеческую» жизнь: бывали детьми (как Хор), болели, дряхлели (подобно Ра). Кажется, не отличались они от человека и бессмертием. Впрочем, смерть египтянами вообще не переживалась как конец жизни вообще: возможность ее «повторения» всегда оставалась.

Физически боги от людей отличались: согласно мифам, их кости были из серебра, плоть из золота, волосы подобны лазуриту (соответственно этому раскрашивались или инкрустировались их изображения). Божества обоего пола к тому же выделялись особыми головными уборами (коронами или знаками их занятий), а боги, и подобно им фараоны (даже когда бывали женщинами), еще и непременными искусственными «бородками», признаком божественности и отличия от смертных.

Боги от людей были далеки, но в целом дружелюбны. Впрочем, согласно мифам, Ра вместе с дочерью-львицей Сехмет чуть не погубил род человеческий, а Хнум, обидившись на невнимание, погрузил Египет на семь лет в смертельный голод. Волю великих богов исполняли младшие «силы», добрые и злые. Последние, подобно «стрелам», несли болезни, пожары, смерть. От них египтяне спасались амулетами, магическими заклинаниями (написанными на клочках папируса и носимыми в ладанках на шее), наконец письмами с жалобами умершим родственникам на тот свет.

Культ царя — как правящего, так и усопшего, и в той или иной степени уподобляемого богам, — в религии египтян занимал центральное место: он сопровождал становление самого государства, составлял его идеологическую базу, являлся одновременно стимулом и формой организации верховной власти. Сама концепция божественности царя и его власти была чрезвычайно сложна и изменялась в течение долгой истории Египта. Еще с додинастического периода правитель воспринимался живым воплощением Хора, небесного и солярного божества — бога-сокола, владыки неба, чьими глазами были Солнце и Луна, пестрые перья на груди — звездами, а взмахи крыльев рождали ветер. Возможно, лик каждого царя воспринимался как «человеческое проявление» бога Хора (А.О. Большаков). С возвышением в правление IV династии Ра Хор (и соответственно царь) стал сыном-наследником Ра, позднее Амона-Ра — главного государственного божества Египта.

Царь в представлении египтян «воссиявал» подобно светилу, всходя на трон, и «заходил за горизонт», когда умирал. Плоть его была золотой, как у Солнца, и испускала невидимое сияние. При жизни он обладал магической силой, благодаря которой управлял страной и влиял на природу: перед разливом бросал в Нил дощечку с приказом разлиться, перед севом — проводил мотыгой первую борозду, «обеспечивая» урожай. Его главная задача — творить маат (букв, «правда») — «земной порядок», приводить его в соответствие с порядком космическим, установленным богами и нарушаемым силами хаоса.

im 96

Крылатая душа-ба усопшего (покидающая и возвращающаяся в гробницу) и его тень. Текст и виньетка из Книги мертвых. Роспись гробницы Иринефера. Новое царство. XIX династия. Ок. 1200 г. до н. э.

После смерти царь, с одной стороны, соединялся с Солнцем и пребывал в его небесной ладье, с другой — воплощался в Осириса, владыку царства мертвых. Эта сложнейшая богословская концепция «держалась» на двоякости фигуры Хора (как одновременно сыне-наследнике вечно живущего Ра и усопшего и воскресшего Осириса). Таким способом объяснялась двойственная (божественная и человеческая) природа царя.

Хотя «посмертное возрождение» стояло в центре жизненных интересов египтян, взгляды на его достижение были путаными, притом изначально развивались применительно к царю, и лишь позднее — к простому человеку. Вообще о царстве мертвых (Дуате), месте, лишенном света, воздуха, воды и пищи, египтяне упоминали нечасто. Высказывается гипотеза (А.О. Большаков), что существовало много «дуатов», собственный в каждой гробнице.

Согласно египетским представлениям, человек состоял из нескольких проявлений (физических и метафизических): тела (хеш), имени (рен), тени (шут), а также ба (жизненной силы), анх (духа), ка (букв, «двойника»), вероятно, его изображения (О.Д. Берлев), значение которых все еще составляет предмет обсуждения. Они так или иначе имели важнейшее значение для его посмертных превращений. Тем не менее в любом случае посмертная участь прямо зависела и от ее материального обеспечения. Надеяться на «повторение» жизни мог лишь тот, чье тело было сохранено (мумифицировано), кто построил «дом для вечности» (гробницу), снабдил ее собственным изображением (двойником-ка) и обеспечил его постоянной едой-питьем (жертвоприношениями). Размер и ценность этой «подготовки» были различны, но в изначальном виде доступны лишь верхушке общества (прежде всего вельможам-чиновникам, состоявшим на царской службе), поэтому каковы были «посмертные ожидания» египтянина из низов (которого ждала яма в песке и плошка с едой) — не вполне ясно. Скорее всего, они связывались с причастностью к посмертной жизни его «хозяина».

Другим обязательным условием являлось знание бесконечного числа магических формул, помогающих преодолевать опасный путь в загробном царстве Осириса (география которого отличалась чрезвычайной сложностью), а также миновать его многочисленных кровожадных стражей (которых необходимо было опознать и назвать по именам). Именно ритуально-магические формулы составляли содержание трех главных собраний религиозной литературы: Текстов пирамид (Старое царство), Текстов саркофагов (Среднее) и Книги мертвых (Новое) — генетически связанных между собой и образующих самый большой в мире корпус заупокойной литературы. Эти тексты и соответствующие им изображения египтяне высекали на стенах гробниц, писали на папирусах и погребали с усопшим в сакрофагах, полагая, что мертвец использует их по назначению.

Суд Осириса. В эпоху Среднего царства миф об Осирисе получил широчайшее распространение, а в Новом царстве окончательно сформировалась идея посмертного суда, как главного события, определяющего дальнейшую участь усопшего. Суд мыслился происходящим в загробном царстве Осириса, в Великой палате «двух истин» пред самим Осирисом, другими членами Великой Девятки и 42 свирепыми богами-судьями (по числу номов, а также проступков). Усопший защищал себя сам, повторяя перед каждым из богов клятву о несвершении им каждого из проступков. Суд сверял его «клятву-отрицание» с показаниями личных богов — свидетелей жизни человека (повитухи, кормилицы, бога судьбы Шаи). В завершение его сердце (после мумификации всегда остающееся в теле человека) взвешивалось богами на Весах Истины. «Гирькой» при этом служило легчайшее перо страуса, символ богини-истины Маат. Неизвестно, было ли сердце лгуна легче или тяжелее пера. Но если умерший говорил правду, он попадал в египетский рай — поля Пару, где вновь обретал свой дом, родственников, слуг, если лгал — его сердце пожирала сидевшая рядом с весами Аммут (чудище с лапами крокодила и телом льва-гиппопотама). Тем самым он лишался возможности возрождения.

Однако идея возрождения как воздаяния за земную праведную жизнь, идея праведности как пути к достижению посмертного существования в Египте так не получила полного признания и оформления. Древние египтяне никогда не переставали верить в то, что с помощью магии они могут обвести богов и преодолеть испытания «последнего суда».

Текст «клятвы-отрицания» помещался в главе 125 Книги мертвых — главном сборнике магических «заупокойных» текстов Нового царства. Перечень 42 проступков, в несовершении которых клянется усопший перед богами, небезынтересен, так как позволяет понять, «что такое плохо» в представлении египтянина II тысячелетия до н. э.: «…Я не лгал людям. Я не разорял ближних. Я не принуждал работать больше нормы. Я не лишал сироту его имущества. Я не чинил людям зла. Я не заставлял их голодать и плакать. Я не убивал. Я не принуждал убивать. Я никому не причинял страданий… Я не забывал жертвовать мясо богам… Я не отводил воду с участка другого. Я не подпиливал гири… Я чист. Я чист. Я чист».

Культ животных. Геродот заметил, что в Египте «все животные, которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными». Он не преувеличивал: египтяне действительно поклонялись множеству живых существ, веря, что в их облике проявляли себя боги. Более других почитались птицы (особенно соколы, связанные с солнцем и культом царя), коровы и быки (символы производящих сил природы), бараны (животные Амона), кошки (животные богини Бастет), змеи, львы (царские животные), жуки-скарабеи (символ восходящего солнца), крокодилы (воплощение силы), даже скорпионы (воплощение скорпиона-Селкет, богини — защитницы усопших). Редкими исключениями «нелюбимых» существ были, кажется, осел (за дикий нрав и голос, роднящие его с Сетом) и черепаха (за ее какие-то мифологические провинности перед Ра). Священные животные жили при храмах «своих» богов; после смерти мумифицировались, помещались в сакрофажцы и погребались с почестями. Огромный некрополь священного быка Аписа («душа» Птаха, воплощение мощи фараона) находился в Саккаре. Зоолатрия (греч. «поклонение животным»), восходившая к тотемистическим представлениям, широко распространенная на протяжении всей истории Египта, к ее концу даже усилилась. Поклонялись также священным растениям, мифологически связанным с богами и часто бывшими их символами: лотосу (связанному с солнцем), тамариску и иве (растениям Осириса), смоковнице (древу богини красоты Хатхор) и др.

Храм — священное пространство. Развитие религиозных идей и практики вело к усложнению искусственного культового пространства, главным выражением которого являлся храм. В Египте существовало два главных вида храмов, впоследствии сблизившихся, — заупокойные (где совершались ритуалы для усопшего царя) и храмы богов. Сохранились в основном храмы Нового царства, самые впечатляющие культовые сооружения, которые дошли до нас. Стандартный египетский храм — это цепь открытых дворов и гипостильных залов, ведущих от врат к главной точке — святилищу с культовой статуей главного бога. Храм служил «домом» бога, местом и средством прямой связи с ним и вместе с тем — «гигантской метафорой» мира в момент его создания богами. Потолок был небом-Нут, колонны — связками нильского папируса или лотоса, пол — водами первобытного Океана, святилище — Первохолмом. Гармония, царившая внутри храма, противостояла хаосу за его стенами. Эту идею выражала декоративная программа храма: на рельефах внутренних стен всегда изображались мирные сцены (ритуалы, подношения царями даров богам), на внешних — война, триумф царей над врагами и дикими зверями.

Однако египетский храм (как и другие в древности) не был местом, специально предназначенным для богомольцев. Моленья приносились, как правило, вне его стен: перед колоссальными статуями у врат, у внешних стен (в том числе в часовнях с изображениями больших ушей — символом услышанности богом). Самые массовые из приношений богам — вотивные статуэтки из разных материалов и различной ценности. Большинство простых египтян поклонялись богам в маленьких часовнях, а также дома, где в «нишах» стояли глиняные фигурки малых «домашних» богов — например, покровительницы материнства богини-гиппопотама Таурет или карлика Бэса, отпугивающего своим страшным видом злые силы и потому считавшегося защитником женщин и детей.

Городской храм представлял собой также средоточие учености, хранилище папирусных свитков и вообще центр жизни любого поселения. Крупные храмы главных богов были богатейшими хозяйствами, которым фараоны жертвовали огромные ценности — пахотную землю, рабов, значительную часть военной добычи. Представление о размерах подобных жертвований дает знаменитый папирус Харрис. К самым прославленным храмам принадлежали комплексы Луксор и Карнак (егип. «Ипет сут», букв. «Самое избранное из мест») с главными храмами Амона-Ра и других богов (Мут, Хонсу, Маат, Монту). Эти храмовые комплексы в Фивах (месте наибольшей концентрации храмов в мире) создавались несколько сотен лет усилиями многих фараонов (в Новом царстве прежде всего Аменхотепа III и Рамсеса И). Их архитектура и оформление воплощали собой сложные религиозные концепции, решающие в том числе идеологические задачи. Храмы становились оплотом или, напротив, главным оппонентом власти. С середины II тысячелетия до н. э. начинается непомерное возвышение Карнака и его жречества, которое к I тысячелетию до н. э. фактически управляло государством.

Вплоть до Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) храмовые обязанности выполняли обычные люди, совмещавшие их с прочими, не относящимися к храмам занятиями. Они служили по договору, «сменами», получая плату (в том числе натуральными жертвами, «несведенными» богами), возвращаясь по окончании срока к своим обычным делам. Произнеся нужную формулу и облачившись в особый наряд (шкуру пантеры), совершить обряд приношения жертвы усопшему мог вообще любой египтянин.

В Новом царстве жречество превратилось уже в профессиональное, наследственное и замкнутое сословие, образовывавшее закрытую «корпорацию» со своей иерархией и дисциплиной. Жречество выступало хранителем не только религиозных, но и культурных традиций, в том числе положительных знаний своего времени. Именно с этой категорией связано изобретение, развитие и хранение письменности, астрономии и медицины.

Главным жрецом всех богов считался фараон, но фактически от его имени служили богам храмовые жрецы, которым царь «делегировал» свою функцию. Суть каждодневных храмовых ритуалов составляло обслуживание статуи бога, которая находилась в святилище. Статую божества умывали, одевали в чистые одежды, украшали, «кормили и поили»; «несъеденное» передавалось младшим богам, а потом распределялось между жрецами. Статуи (др. — егип. тут, букв, «образ») воспринимались «телами» богов, их «проявлениями». К статуям относились, как к живым, само изготовление статуи уподоблялось акту творения. Во время религиозных праздников статуи выносились из храма на переносных священных ладьях. Статуя Амона плавала по Нилу «в гости» в близлежащий Луксор для свершения важных ритуалов. Для народа это была единственная возможность видеть богов, поэтому статуи встречали толпы людей. Жрецы и жрицы носили белые льняные одеяния и соблюдали чистоту — личную и ритуальную. Верховные жрецы являлись образованными людьми и пользовались в Египте огромным уважением и влиянием.

Политеистический мир египетских богов конструировался по образцу земного государства, при этом роль верховного владыки пантеона и «царя» богов в разные эпохи египетской истории принадлежала разным богам. Как правило, она «доставалась» местному божественному покровителю новой династии земных царей, утвердившихся на троне.

«Верховный» бог получал известные преимущества (новые храмы, включение своего имени в теофорные имена династов и прочее), однако остальные члены божественного пантеона тем самым не исключались и не затмевались (за исключением краткого «правления» Атона). Эта особая роль принадлежала в свое время Хору, Ра, Монту, Атону и другим. Начиная с середины II тысячелетия до н. э. особое положение стал занимать Амон. Изначально местное малое божество Фив, в правление XVIII–XIX династий он поднялся до положения общеимперского божества, чья власть простиралась не только на весь Египет «до пределов его», но и вообще на все, что «окружает солнечный диск» — весь известный тогда мир. Его власть защитника распространялась не только на всех египтян (как царей, так и простолюдинов), но также и на все сохраняющее ему верность покоренное чужеземное население. К концу Нового царства фиванским жречеством была разработана теологическая концепция, делавшая именно Амона (а не законно правящего династа) единственным истинным фараоном Египта, который правил без посредников (в том числе царя). Интересен, однако, не только масштаб проявления его власти, но ее суть. Следует отметить неоднократно высказываемые идеи о возможной трансцендентности Амона (букв, значение имени «Сокрытый»), а также «всеохватности» его бытия, его «пантеистической» универсальности, что сближает его в гораздо большей степени, чем Атона, с позднейшими идеями монотеизма.

Вотивная фигурка Амона. Раскра шенное и позолоченное дерево бронза. Новое царство. XIX/XX династия. Фивы (?). Хильдесхайм Пелициус-музей

* * *

Древнеегипетская религия начала создаваться ранее египетского государства и просуществовала более 3 тыс. лет (дольше, чем какая-либо другая, и чем само государство), вместив предельно архаические верования с самыми изощренными «теологиями». В будущем некоторые ее идеи и иконографические образы (прежде всего связанные с Осирисом и Исидой) и идеи (например, посмертного суда) сыграли важную роль в более поздних религиях, в том числе христианства.

 

znaew.ru

КУЛЬТЫ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ. Содержание - Политеизм Древнего Египта

    • Жанры
      • Фантастика и Фэнтези
      • Детективы и Триллеры
      • Проза
      • Любовные романы
      • Приключения
      • Детские
      • Поэзия и драматургия
      • Старинная литература
      • Научно-образовательная
        • Биология 328
        • История 7482
        • Культурология 713
        • Математика 100
        • Медицина 517
        • Политика 896
        • Прочая научная литература 1438
        • Психология 1705
        • Религиоведение 259
          • КУЛЬТЫ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
            • Страницы
            • Содержание
              • Вступление ПРОБЛЕМА КУЛЬТОВ В НАШИ ДНИ
              • Об авторе
              • Николай Порублёв КУЛЬТЫ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Содержание
              • Признаки активизации последователей культов
              • Новые проблемы
              • Великое поручение Христа и Его забота как Доброго Пастыря
              • Борьба Церкви против лжеучений
              • Почему стало необходимым появление этой книги
              • Ответственность всех верующих
              • Ответственность служителей Церкви
              • Часть I РЕЛИГИИ МИРА — ИСТОЧНИКИ ИДЕЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТОВ Глава 1 КОМПОЗИЦИОННЫЕ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ I ЧАСТИ
              • Не спасутся из-за органной музыки в церквах
              • Пить «святую воду» и есть слизь из носа
              • Глава 2 ВО ЧТО ВЕРЯТ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ
              • Пробовал остановить поезд
              • Крестилась тридцать тысяч раз
              • Суеверное отношение к Библии
              • Застрелила сына, потому что поверила астрологу
              • Назад по лестнице эволюции
              • Нечистое число 10
              • Защита от жажды
              • Блаженнее умирать, держась за коровий хвост
              • Пробовала прекратить дождь
              • И в заключение ...
              • Без документов, имени и фамилии
              • Пробовал воскресить свою жену
              • Умерли, отказавшись от прививки
              • Учения разных культов о Христе
              • Глава 3 КУЛЬТЫ НАШИХ ДНЕЙ Определение термина
              • Категории культов
              • Фетишизм и тотемизм
              • Глава 4 Анимизм: религии примитивных народов Отличительные черты анимизма
              • Глава 5 ДРЕВНИЙ ПОЛИТЕИЗМ:РЕЛИГИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ Первоначальный монотеизм и возникновение политеизма
              • Факторы, приведшие к возникновению политеизма
              • Вера во Всевышнего
              • Заключение
              • Шаманство и манны
              • Политеизм древней Месопотамии
              • Политеизм Древнего Египта
              • Политеизм Палестины
              • Политеизм Рима и Греции
              • Политеизм древних славян
              • Политеизм народов древней Европы
              • Глава 6 Индуизм: религия самого долгого пути Общий характер индуизма
              • Заключение
              • Учение о перевоплощении
              • Закон кармы
              • Воплощения Вишну
              • Происхождение, священные книги и божества
              • Ужасный бог Шива
              • Спасение
              • Почитание священной коровы
              • Понятие вечности в индуизме
              • Можно ли есть мясо и убивать животных?
              • Кастовая система общества
              • Особенности джаннистского учения
              • Заключение
              • Глава 7 ДЖАЙНИЗМ: РЕЛИГИЯ СТРОГОГО АСКЕТИЗМА Причина возникновения
              • Основатель джайнизма и его подвиги
              • Заключение
              • Трудный путь дхайнизма
              • Глава 8 БУДДИЗМ:РЕЛИГИЯ СРЕДНЕГО ПУТИ Причина возникновения буддизма
              • Другие идеи Будды
              • Самоотверженность Будды
              • Ответ, который нашел Будда
              • Тибетский буддизм
              • Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия
              • Священная книга
              • Заключение
              • Основатель сикхизма
              • Видение Нанака и его деятельность
              • Смерть Нанака и ее значение
              • Учение Нанака о Боге
              • Материальными мир, карма и этика
              • Предвестники сикхизма
              • Глава 10 ДАОСИЗМ: РЕЛИГИЯ ПАССИВНОГО ПОДХОДА К ЖИЗНИ Происхождение и основные идеи
              • Противоположные принципы инь и Ян
              • Дальнейшая история
              • Заключение
              • Древнекитайская идея Дао
              • Лао-цзы — основоположник даосизма
              • Учение Лао-цзы
              • Принципы акупунктуры и акупрессуры
              • Превращение даосизма в суеверие
              • Заключение
              • Глава 11 КОНФУЦИАНСТВО: РЕЛИГИЯ МОРАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Конфуцианство и христианские миссии в Китае
              • Преподавательская и философская деятельность Конфуция
              • Ранняя жизнь Конфуция
              • Учение Конфуция
              • Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»
              • Правила пяти великих взаимоотношений
              • Взгляды Конфуция на политику
              • Отношение Конфуция к религии
              • Отношение Конфуция к предкам
              • Сыновнее благочестие и осознание своего места
              • Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
              • Глава 12 СИНТОИЗМ: Религия национального превосходства Определение и мифологическая основа
              • Заключение
              • Культ Конфуция в Китае
              • Божественность императорской власти и божественное происхождение нации
              • Религиозные идеи синтоизма
              • История синтоизма
              • Государственный синтоизм
              • Принципы осквернения и очищения
              • Заключение
              • Глава 13 Зороастризм:религия космологического дуализма Ранние религиозные идеи иранской мифологии и основатель религии зороастризма
              • Видение Зороастра
              • Учение Зороастра
              • Дальнейшая история зороастризма
              • Изменения в зороастризме
              • Заключение
              • Видения Мухаммеда
              • Глава 14 Ислам:религия монотеистического кредо Религия монотеистического кредо Основатель ислама
              • Проблема хронологии коранского текста
              • Пять столпов веры
              • Традиции и некоторые постулаты веры
              • Учение Корана о Христе
              • Священная книга Коран
              • Деления и секты в исламе
              • Краткая история ислама
              • Народный ислам
              • Глава 15 Иудаизм:религия праведности от закона
              • Разрушение национальной жизни в VIII и VI вв. до Р. X.
              • Заключение
              • Закон и пророки
              • Обещание Мессии
              • Междузаветный период еврейской истории
              • Дальнейшая история
              • Отвержение Мессии и разрушение Иерусалима
              • Сохранение иудаизма
              • Мистика каббализма
              • Деятельность Маймонида
              • Современный иудаизм
              • Гонения в истории еврейского народа
              • Сионизм и возвращение в Палестину
              • Заключение
              • Часть II Актуальные проблемы культов Глава 16 Введение ко второй части
              • Гностицизм
              • Глава 17 Ереси и культы в истории церкви
              • Еретики среди христиан-евреев
              • Маркионизм
              • Манихейство
              • Митраизм
              • Арианство
              • Павликианство
              • Богомилы
              • Катары, или альбигойцы
              • Хлысты
              • Скопцы
              • Духоборы
              • Заключение
              • Молокане
              • Монизм и пантеизм
              • Эволюционизм и эманационизм
              • Перевоплощение души
              • Глава 18 Идеи главных религий в культах
              • Карма
              • Обожествление природы и ее явлений
              • Обожествление человека
              • Йога и медитация
              • Вегетарианство
              • Аскетизм
              • Тайные общества и тайные церемонии
              • Обожествление плодородия
              • Ложные пророки и мессии
              • Астрология, «наука о числах» и другие формы гадания
              • Природный и этический дуализм
              • Заключение
              • Глава 19 Происхождение культов: Откровения, видения, пророчества, голоса, «постижение истины» и «научные открытия»
              • Откровение Монтану
              • Откровения, видения, пророчества и голоса
              • Пророчества крайних анабаптистов
              • Видения основательниц сект шекеров и прыгунов
              • Видения предводительницы адвентизма
              • Хлыстовское явление
              • Видения Сведенборга
              • Явления основателя мормонства
              • Явление основателю Церкви единения
              • Небесный глас, обращенный к Виктору Уирвиллу
              • Спиритические откровения в каодаизме
              • Формирование взглядов Уклеина
              • Видение Гаю Балларду
              • Видение Джону Стивенсу
              • Инструкции духа-наставника
              • «Постижение истины» путем исследования Писаний
              • «Искания» Рассела
              • Осознание своего мессианства Бахауллой
              • Подкрепление убеждения Джосея Тоды
              • Открытие Армстронга
              • Происхождение культов на основе «научных открытии»
              • Терапевтический культ Силвы
              • Создание новой личности по методу Эрхарда
              • Терапевтический культ Роя Мастерса
              • Фантастическая религия Хаббарда
              • Заключение
              • Неприятие учения о Святой Троице
              • Глава 20 Характерные признаки культов
              • Верховный авторитет основателей и лидеров культов
              • Отрицание исторической непрерывности существования Церкви Христа
              • Авторитетность книг основателей культов
              • Нарушение прав человека и жестокое обращение с людьми
              • Крайности и преступления в половых отношениях
              • Эксплуатация рядовых членов и обогащение вождей
              • Обожествление человека
              • Методы привлечения новых членов и появление положительных лидеров
              • Оккультизм и тайные обряды
              • Толкование пророчеств и назначение дат второго пришествия Христа
              • Превратное толкование Библии
              • Предсуществование, перевоплощение и карма
              • Заключение
              • Спасение собственными силами
              • Всеобщее спасение
              • Часть III Религиозные культы как примеры современных еретических движений Глава 21 Введение к третьей части
              • Глава 22 Мормонизм: культ обожествления человека Основатель мормонизма и его первое видение
              • Вопрос о достоверности «Книги Мормона»
              • Золотые плиты и «Книга Мормона»
              • Роль «откровений» в деятельности Иосифа Смита
              • Бригхам Янг и переселение мормонов в штат Юта
              • Новые группы мормонов
              • Устранение полигамии
              • Учение мормонизма
              • Роль лидеров и миссионерская деятельность
              • Заключение
              • Деятельность и предсказания Рассела
              • Глава 23 СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ:ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТИТРИНИТАРНЫЙ КУЛЬТ Основатель культа: его время и «открытия»
              • Неудачи Чарлза Рассела
              • Реформы Иосифа Ратерфорда
              • Рост организации при Натане Кнорре
              • Свой перевод Библии
              • Неисполнившееся предсказание Кнорра
              • Фредерик Франц и его проблемы
              • Проблемы бесед со Свидетелями Иеговы
              • Вероучение Свидетелей Иеговы
              • Мнение Свидетелей Иеговы о себе
              • Изменения в вероучении
              • Миссионерская деятельность
              • Заключение
              • Глава 24 Хари Кришна:индуистский монотеистический культ Его индуистская основа
              • Легенды и исторические сведения
              • Прабхупада — миссионер культа на Западе
              • Первые успехи культа Кришны в бывшем Советском Союзе
              • Причины быстрого роста культа
              • Заключение
              • Пункты веры кришнаитов
              • Миссионерская деятельность
              • Глава 25 Трансцендентальная медитация:индуистский культ успеха Ответ на все проблемы?
              • Кто такой Махариши Махеш Йоги?
              • Деятельность Махариши и его метод
              • Основная идея культа ТМ
              • Скрытая религиозность ТМ
              • ПУДЖА (молитва)
              • Заключение
              • Глава 26 Теософское общество:спиритический культ Исторические корни теософских идеи
              • Основатели Теософского общества
              • «Чудеса» Е. П. Блаватской и ее обман
              • Преемницы Блаватской
              • Теософское понятие о жертве Христа
              • Система вероучения
              • Три принципа человека
              • Эволюция души, карма и перевоплощение
              • Долгий путь к совершенству
              • Основные признаки теософии
              • Заключение
              • Глава 27 Экстрасенсорика и феномен А. М. Кашпировского: оккультные методы исцеления Деятельность целителей в СНГ
              • Как понять такое явление
              • Что такое экстрасенсорика
              • Основные идеи экстрасенсорики
              • Кто такой Кашпировский
              • Феномен А. М. Кашпировского
              • Телевизионные и публичные исцелительные сеансы
              • Положительные мнения о его деятельности
              • Отрицательные мнения врачей и корреспондентов
              • Уважительные слова о Евангелии
              • Отрицательное отношение служителей Церкви
              • Защита себя Кашпировским
              • Оставшиеся вопросы
              • Оценка в свете Нового Завета
              • Заключение Причины распространения культов. выводы Причины развития культов
              • Рекомендации деноминациям
              • Рекомендации на уровне личной жизни
              • Рекомендации отдельным церквам
              • БИБЛИОГРАФИЯ
        • Технические науки 548
        • Физика 185
        • Философия 1437
        • Химия 51
        • Юриспруденция 290
        • Языкознание 377
        • Государство и право 165
        • Литературоведение 190
        • Геология и география 41
        • Альтернативная медицина 10
        • Педагогика 57
        • Военная история 318
        • Астрономия и Космос 47
        • Шпаргалки 8
        • Иностранные языки 81
        • Психотерапия и консультирование 38
        • Учебники 158
        • Биохимия 2
        • Экология 9
        • Зоология 18
        • Детская психология 12
        • Ботаника 63
        • Обществознание 22
        • Секс и семейная психология 26
        • Ветеринария 3
        • Рефераты 7
        • Биофизика 1
        • Физическая химия 1
        • Органическая химия 2
      • Компьютеры и Интернет
      • Справочная литература
      • Религия и духовность

www.booklot.ru

Статья - Политеизм Древнего Египта

Древний Египет имел собственный пантеон богов, несмотря на то, что идеи Востока проникали и в эту страну. Главным богом Египта был Птах, чей храм был в городе Мемфисе. Его считали творцом мира и называли отцом и матерью. Птах был двуполым богом. В городе Гермополисе почитались брачные пары и других богов, котЬрые в представлении людей были связаны с процессом творения. Этих богов было четыре пары: Нун и Наунет — боги воды и хаоса, Нух и Наухет — боги бесконечности, Кук и Каукет — боги тьмы и Амун и Амаунет — боги, непроницаемые для зрения. Творение живых существ приписывается богу искусства — Кхнуму, который сотворил людей из глины.

Что касается всеобщего почитания, главными богами Египта были Нил и бог солнца Ра. Ежегодный разлив Нила и благотворное сияние солнца были важными факторами для земледелия и обильного урожая. Поэтому люди считали реку Нил и солнце богами и усердно им поклонялись. Вместе с Нилом и Ра высокое почтение оказывали Осирису, богу растительности и загробного мира, а также злым богам Сету и Апофи. Кроме вышеперечисленных, египтяне почитали бога луны и богов разных звезд. Звезда Сириус, называемая богиней Сотис, предвещала полноводие Нила и символизировала растительность, которая произрастала после разлива вод реки Нил.

Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса, который, подобно богине Иштар, управлял временами года. Согласно дошедшему до нас мифу, Осирис будучи великим фараоном, был предательски убит своим братом Сетом, который положил тело Осириса в ящик и бросил его в Нил. Водой тело прибило к дереву. Оно вросло в дерево вместе с ящиком. Дерево было срублено по приказу царя города Библос, и из него сделали колонну при постройке дворца. Когда жена Осириса Исида узнала, где покоится ее муж, она выпросила колонну у царя и, вынув тело, вернула его в Египет. Связь Осириса с плодородным деревом и стала причиной того, что он стал считаться богом растительности. Несмотря на то, что Осирис оставался в загробном мире, фараоны Египта считались его воплощениями, хотя Осирис в то же самое время почитался как правитель загробного мира. Египтяне верили в загробную жизнь в Стране мертвых, которой управлял Осирис. Для вечной жизни в Стране мертвых требовалось, чтобы человек жил на земле справедливо и был правильно мумифицирован после смерти.

Вопрос о праведности земной жизни умершего решался в зале суда на весах. На одну чашу весов клалось сердце ожидающего решения своей судьбы, на другую — птичье перо. В Страну мертвых попадал лишь тот, чье сердце было легче пера, т. е. на счету которого было больше добрых дел. Запись о всех делах умершего хранил бог Тоф. Нельзя сказать, что египтяне были мучимы страхом в ожидании своего судного дня, потому что, во-первых, надеялись на ходатайство своих богов перед Осирисом и, во-вторых, верили, что Осирис смилуется над ними. В XII в. до Р. X. культ Осириса распространился в Сирии, а оттуда пришел в Грецию, где стал известен как культ Дионисия.

www.ronl.ru

Реферат - Политеизм Древнего Египта

Древний Египет имел собственный пантеон богов, несмотря на то, что идеи Востока проникали и в эту страну. Главным богом Египта был Птах, чей храм был в городе Мемфисе. Его считали творцом мира и называли отцом и матерью. Птах был двуполым богом. В городе Гермополисе почитались брачные пары и других богов, котЬрые в представлении людей были связаны с процессом творения. Этих богов было четыре пары: Нун и Наунет — боги воды и хаоса, Нух и Наухет — боги бесконечности, Кук и Каукет — боги тьмы и Амун и Амаунет — боги, непроницаемые для зрения. Творение живых существ приписывается богу искусства — Кхнуму, который сотворил людей из глины.

Что касается всеобщего почитания, главными богами Египта были Нил и бог солнца Ра. Ежегодный разлив Нила и благотворное сияние солнца были важными факторами для земледелия и обильного урожая. Поэтому люди считали реку Нил и солнце богами и усердно им поклонялись. Вместе с Нилом и Ра высокое почтение оказывали Осирису, богу растительности и загробного мира, а также злым богам Сету и Апофи. Кроме вышеперечисленных, египтяне почитали бога луны и богов разных звезд. Звезда Сириус, называемая богиней Сотис, предвещала полноводие Нила и символизировала растительность, которая произрастала после разлива вод реки Нил.

Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса, который, подобно богине Иштар, управлял временами года. Согласно дошедшему до нас мифу, Осирис будучи великим фараоном, был предательски убит своим братом Сетом, который положил тело Осириса в ящик и бросил его в Нил. Водой тело прибило к дереву. Оно вросло в дерево вместе с ящиком. Дерево было срублено по приказу царя города Библос, и из него сделали колонну при постройке дворца. Когда жена Осириса Исида узнала, где покоится ее муж, она выпросила колонну у царя и, вынув тело, вернула его в Египет. Связь Осириса с плодородным деревом и стала причиной того, что он стал считаться богом растительности. Несмотря на то, что Осирис оставался в загробном мире, фараоны Египта считались его воплощениями, хотя Осирис в то же самое время почитался как правитель загробного мира. Египтяне верили в загробную жизнь в Стране мертвых, которой управлял Осирис. Для вечной жизни в Стране мертвых требовалось, чтобы человек жил на земле справедливо и был правильно мумифицирован после смерти.

Вопрос о праведности земной жизни умершего решался в зале суда на весах. На одну чашу весов клалось сердце ожидающего решения своей судьбы, на другую — птичье перо. В Страну мертвых попадал лишь тот, чье сердце было легче пера, т. е. на счету которого было больше добрых дел. Запись о всех делах умершего хранил бог Тоф. Нельзя сказать, что египтяне были мучимы страхом в ожидании своего судного дня, потому что, во-первых, надеялись на ходатайство своих богов перед Осирисом и, во-вторых, верили, что Осирис смилуется над ними. В XII в. до Р. X. культ Осириса распространился в Сирии, а оттуда пришел в Грецию, где стал известен как культ Дионисия.

www.ronl.ru

Политеизм Древнего Египта. «КУЛЬТЫ И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ»

 

Древний Египет имел собственный пантеон богов, несмотря на то, что идеи Востока проникали и в эту страну. Главным богом Египта был Птах, чей храм был в городе Мемфисе. Его считали творцом мира и называли отцом и матерью. Птах был двуполым богом. В городе Гермополисе почитались брачные пары и других богов, которые в представлении людей были связаны с процессом творения. Этих богов было четыре пары: Нун и Наунет — боги воды и хаоса, Нух и Наухет — боги бесконечности, Кук и Каукет — боги тьмы и Амун и Амаунет — боги, непроницаемые для зрения. Творение живых существ приписывается богу искусства — Кхнуму, который сотворил людей из глины.

Что касается всеобщего почитания, главными богами Египта были Нил и бог солнца Ра. Ежегодный разлив Нила и благотворное сияние солнца были важными факторами для земледелия и обильного урожая. Поэтому люди считали реку Нил и солнце богами и усердно им поклонялись. Вместе с Нилом и Ра высокое почтение оказывали Осирису, богу растительности и загробного мира, а также злым богам Сету и Апофи. Кроме вышеперечисленных, египтяне почитали бога луны и богов разных звезд. Звезда Сириус, называемая богиней Сотис, предвещала полноводие Нила и символизировала растительность, которая произрастала после разлива вод реки Нил.

Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса, который, подобно богине Иштар, управлял временами года. Согласно дошедшему до нас мифу, Осирис будучи великим фараоном, был предательски убит своим братом Сетом, который положил тело Осириса в ящик и бросил его в Нил. Водой тело прибило к дереву. Оно вросло в дерево вместе с ящиком. Дерево было срублено по приказу царя города Библос, и из него сделали колонну при постройке дворца. Когда жена Осириса Исида узнала, где покоится ее муж, она выпросила колонну у царя и, вынув тело, вернула его в Египет. Связь Осириса с плодородным деревом и стала причиной того, что он стал считаться богом растительности. Несмотря на то, что Осирис оставался в загробном мире, фараоны Египта считались его воплощениями, хотя Осирис в то же самое время почитался как правитель загробного мира. Египтяне верили в загробную жизнь в Стране мертвых, которой управлял Осирис. Для вечной жизни в Стране мертвых требовалось, чтобы человек жил на земле справедливо и был правильно мумифицирован после смерти. Вопрос о праведности земной жизни умершего решался в зале суда на весах. На одну чашу весов клалось сердце ожидающего решения своей судьбы, на другую — птичье перо. В Страну мертвых попадал лишь тот, чье сердце было легче пера, т. е. на счету которого было больше добрых дел. Запись о всех делах умершего хранил бог Тоф. Нельзя сказать, что египтяне были мучимы страхом в ожидании своего судного дня, потому что, во-первых, надеялись на ходатайство своих богов перед Осирисом и, во-вторых, верили, что Осирис смилуется над ними. В XII в. до Р. X. культ Осириса распространился в Сирии, а оттуда пришел в Грецию, где стал известен как культ Дионисия.

litresp.ru

Лекция - Политеизм Древнего Египта

Древний Египет имел собственный пантеон богов, несмотря на то, что идеи Востока проникали и в эту страну. Главным богом Египта был Птах, чей храм был в городе Мемфисе. Его считали творцом мира и называли отцом и матерью. Птах был двуполым богом. В городе Гермополисе почитались брачные пары и других богов, котЬрые в представлении людей были связаны с процессом творения. Этих богов было четыре пары: Нун и Наунет — боги воды и хаоса, Нух и Наухет — боги бесконечности, Кук и Каукет — боги тьмы и Амун и Амаунет — боги, непроницаемые для зрения. Творение живых существ приписывается богу искусства — Кхнуму, который сотворил людей из глины.

Что касается всеобщего почитания, главными богами Египта были Нил и бог солнца Ра. Ежегодный разлив Нила и благотворное сияние солнца были важными факторами для земледелия и обильного урожая. Поэтому люди считали реку Нил и солнце богами и усердно им поклонялись. Вместе с Нилом и Ра высокое почтение оказывали Осирису, богу растительности и загробного мира, а также злым богам Сету и Апофи. Кроме вышеперечисленных, египтяне почитали бога луны и богов разных звезд. Звезда Сириус, называемая богиней Сотис, предвещала полноводие Нила и символизировала растительность, которая произрастала после разлива вод реки Нил.

Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса, который, подобно богине Иштар, управлял временами года. Согласно дошедшему до нас мифу, Осирис будучи великим фараоном, был предательски убит своим братом Сетом, который положил тело Осириса в ящик и бросил его в Нил. Водой тело прибило к дереву. Оно вросло в дерево вместе с ящиком. Дерево было срублено по приказу царя города Библос, и из него сделали колонну при постройке дворца. Когда жена Осириса Исида узнала, где покоится ее муж, она выпросила колонну у царя и, вынув тело, вернула его в Египет. Связь Осириса с плодородным деревом и стала причиной того, что он стал считаться богом растительности. Несмотря на то, что Осирис оставался в загробном мире, фараоны Египта считались его воплощениями, хотя Осирис в то же самое время почитался как правитель загробного мира. Египтяне верили в загробную жизнь в Стране мертвых, которой управлял Осирис. Для вечной жизни в Стране мертвых требовалось, чтобы человек жил на земле справедливо и был правильно мумифицирован после смерти.

Вопрос о праведности земной жизни умершего решался в зале суда на весах. На одну чашу весов клалось сердце ожидающего решения своей судьбы, на другую — птичье перо. В Страну мертвых попадал лишь тот, чье сердце было легче пера, т. е. на счету которого было больше добрых дел. Запись о всех делах умершего хранил бог Тоф. Нельзя сказать, что египтяне были мучимы страхом в ожидании своего судного дня, потому что, во-первых, надеялись на ходатайство своих богов перед Осирисом и, во-вторых, верили, что Осирис смилуется над ними. В XII в. до Р. X. культ Осириса распространился в Сирии, а оттуда пришел в Грецию, где стал известен как культ Дионисия.

www.ronl.ru


Смотрите также