Традиционное определение полиса как «города-государства» не может считаться вполне удовлетворительным, поскольку полис не всегда имел один городской центр и не всегда являлся государством. Более строгим может считаться определение полиса как гражданской общины античного типа. Главным для полиса являлось не наличие территории (в исключительных случаях полис мог существовать и совсем без территории), а наличие коллектива граждан. Понятия гражданства, участия в управлении, воинской повинности и земельной собственности в полисе были неразрывно связаны. Полисная государственность не предусматривала особых органов власти, оторванных от народа. Высшую власть в полисе (реально или номинально) осуществлял сам гражданский коллектив в форме народного собрания. Граждане противопоставлялись прочему населению, жившему на территории полиса, но не входившему в состав гражданской общины (метекам, рабам и тому подобным). Граждан запрещалось порабощать, они считались равноправными и должны были участвовать в полисном ополчении. При таких условиях греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и численности населения. Средний полис имел территорию, не превышавшую 100-200 км2, и население 5-10 тысяч человек (порой оба показателя были ещё ниже). «Полисы-гиганты», такие как Спарта или Афины, всегда оставались исключениями.
Чаще всего полис включал в себя городской центр и его сельскую округу (хору). Город был центром полиса. Там находились основные общественные здания, храмы, функционировали органы полисного управления и проживало до половины (иногда и более) населения. Однако основой полисной экономики практически всегда являлось сельское хозяйство. В политической жизни греческого полиса впервые в мировой истории сформировалось стабильное республиканское устройство: в теории - с абсолютным политическим участием граждан; на практике в различных полисах на разных этапах их истории степень реального участия рядового гражданского населения (демоса) в общественной жизни не была одинаковой. В связи с этим выделяют несколько типов полисов. В полисах, развивавшихся медленными темпами, с явным преобладанием сельского хозяйства в экономике, по большей части консервировалось аристократическое (олигархическое) устройство (смотреть Аристократия). В более динамично развивавшихся полисах, в которых значительную роль играли торгово-ремесленные структуры, возникала тенденция к складыванию демократии (наиболее яркий пример - Афины). Однако обязательные взаимосвязи экономических и политических факторов не отмечалось. Так, Коринф, один из наиболее развитых торгово-ремесленных полисов, в течение почти всей своей истории управлялся олигархией.
Полисы начали складываться в Греции с начала 1-го тысячелетия до нашей эры, после гибели микенской цивилизации (смотреть Микенская культура, Микены). Полисы формировались на основе сельских общин, зачастую в результате синойкизма. В архаической Греции (VIII-VI веков) полис стал преобладающей формой политической организации. В это же время произошло значительное увеличение количества полисов в процессе Великой греческой колонизации (смотреть Колонии античные): вновь возникавшие греческие поселения практически всегда сразу конституировались как полисы. В V веке, в ходе греко-персидских войн, полисная организация греков показала своё превосходство над государственным устройством Персии. Пережив в V веке свой расцвет, система полисов вступила в IV веке, после Пелопоннесской войны, в полосу кризиса. Кризис классического греческого полиса, в чистом виде изжившего себя и требовавшего перехода к качественно новому типу государственного объединения, имел как внутренние, так и внешние признаки (распад гражданского коллектива, обострение противоречий между отдельными слоями населения, нарастание индифферентизма в политической жизни, вытеснение в войске гражданского ополчения наёмниками, практически не прекращавшиеся межполисные войны, бесплодная и изнурительная борьба крупнейших полисов за гегемонию в Греции). Кризис полиса стал одной из предпосылок эллинизма. В эллинистический период независимые полисы в большинстве своём поглощены или поставлены под контроль «мировыми империями» поздней античности (эллинистическими монархиями, затем - Римом). Однако свойственные полису структуры, образ жизни и система ценностей прочно укоренились в греческом мире и сохранялись вплоть до конца античности, несмотря на утрату политической свободы. Так, эллинистические правители, основывая поселения греков на своих землях, чаще всего придавали им статус полисов. В древне-греческой политической мысли, как и в политической практике, категория полис была ключевой. В частности, Аристотель считал полис наиболее совершенной формой объединения людей, признаком превосходства греков над «варварами».
Античный полис это что такое Античный полис: определение — Философия.НЭС
Античный полис
это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие больших плодородных долин и великих рек) не требовала кооперации в земледелии, однако такая кооперация вызывалась к жизни необходимостью обороны от соседних общин. Полис выступал гарантом существования граждан в экономическом, политическом и военном отношениях. Граждане же были заинтересованы в участии в государственных делах, поскольку любое решение, принятое в государственных органах, могло затронуть их интересы. Понятна и обратная зависимость государства (которое в некотором смысле можно представить как общность вооруженных мужчин), от того, в какой форме они посвящают свое свободное время общине, военному делу и т. д. Общность граждан полиса - достаточно замкнутая общность, и даже в самых критических ситуациях Афины, например, не тли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев, хотя иногда, как это было в битве при Аргенусских островах, рабы привлекались к участию в сражении, а затем получали свободу. В этом отношении полисная культура пошла так далеко, что признаваемое у Гомера различие в совещательной и военной функции почти стирается: все граждане до 60-летнего возраста должны были защищать отечество, и нередко демагог (первоначчльный смысл слова - руководитель народа, пользующийся его симпатиями оратор) становился стратегом. «Военные добродетели» получали в полисе права гражданства, но вместе с тем и некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не исконные военные доблести «аристократии» влияли на ее материальное положение, а сами оказывались зависимыми от него. Уже это обстоятельство позволяет сказать, что вопросы экономического характера необходимым образом перемещались в центр гражданских интересов, поскольку полноправные граждане — воины и участники народного собрания - использовали государство как экономический механизм для эксплуатации рабов, вольноотпущенников, иностранцев и союзников. Обоснованна, на наш взгляд, обнаружившаяся в последнее время тенденция рассматривать полис как своего рода корпорацию. В то же время в связи с перемещением центра общественной жизни в народное собрание важным компонентом полисных добродетелей, наряду с «военными», становятся такие качества, как разум, умеренность и рассудительность. Аргумент, на который опирались гомеровские герои - сила, перестает быть главным. Требовалось умение заставить себя слушать, убедить. Заставить же кого-либо из граждан замолчать силой, как поступил Одиссей с Терситом, было невозможно. И, разумеется, среди всех гражданских добродетелей на первый план выступила справедливость. Однако теперь басилеи перестали быть охранителями справедливости, а идея равной политической одаренности всех граждан нашла свою реализацию в правоохранительных функциях полиса - наличии различного рода государственных органов, к которым граждане получили прямой и непосредственный доступ. Изменилось также представление о славе - важнейшей социальной ориентации гомеровского и гесиодовского грека. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы (народное собрание принимало поэтому поводу специальное решение), так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании (Перикл, например, по мнению современников, даже если бы и быы положен в борьбе на лопатки, сумел бы доказать зрителям, что он не был побежден). Кроме того, слава перестает быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олим-пиоников, ее добиваются поэты, драматурги, философы. Сократ не без оснований доказывал, что он достоин не наказания, а высоких почестей. Главное же состояло в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего — народного собрания. Это было не простое пространственное перемещение. В народном собрании деятельность граждан регламентируется законами. Васи-леи, которые вели свое происхождение от богов и, как считалось, получали от Зевса скипетр (власть) и законы, не могли создать устойчивых политических связей. Власть их была ограничена народным собранием. С окончательным переходом власти от басилеев к собранию и законы потеряли божественный характер, они стали человеческими «установлениями», приняли характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Слава, общественное признание требовали социального новаторства, мобилизации всех внутренних ресурсов. Область общественного признания оказалась не только вне человека, но и внутри его. В этом смысле «есть все основания считать, что сама идея гражданства как некая политическая - точнее морально-политическая категория (даже как некая общечеловеческая ценность!) передана последующим поколениям именно античным полисом» (С, Л. Утченко). Идея человека-гражданина, конечно же, не лишена общечеловеческого содержания и в этом смысле служит конкретным проявлением полисной культуры. Полис и его законы как гуманные решения имели совершенно определенную ориентацию на завершенную социальную модель. Добродетель приобретает значение нравственного совершенства и государственной полезности. Выше всех добродетелей - справедливость, рядом с ней - рассудительность. Добродетельный муж (анерагатос) обладает достижимыми добродетелями, сознательно овладевает ими. Соотнося справедливость («дике»), несправедливость («адикею») и «хюбрис» (дерзость) и принимая решение, человек попадает в сферу осознанного выбора. Вместе с приобретением государственных ориентиров перед личностью открывается путь к осознанию собственной личности. Представляется важным обратить внимание на «эффект миниатюризации», наблюдаемый в греческом полисе в отличие от монументальных восточных деспотий, с их громоздкими структурами управления, учета и сложной системой письменности. У греков структуры управления (совет, суд, народное собрание) приспособлены к возможностям одного человека, но и человек уж в гомеровскую эпоху становится личностью: обретает способность выбора и сознательного отношения к нормам социального контроля. В полисе же этот «поумневший» грек овладевает правом, письменностью (впрочем, так же как и искусством, и философией) для совершенствования общественной жизни, «способности жить сообща». В то же время «культура стыда», так и «культура вины» демонстрируют исключительную привязанность древнего грека к собственной личности и чести. Чуткость к чужому мнению объясняется в этих условиях беспрестанным соперничеством, стремлением утвердиться в общественном мнении. Подлинным импульсом к деятельности остается личность с ее агональными интересами и ревнивым вниманием к успехам других. Рациональные размышления, наблюдательность, экстравертивная направленность в целом, характеризуют культуру античного полиса. Одновременно внутренний мир личности подвергается мучительному осознанию, открываются бездны человеческих желаний и чувств. И все же успех личности связывался обычно с общественной сферой. Греки видели бездонные глубины личности, видели иррациональное в ней, но отводили от него глаза. Античная культурная парадигам а не сводится к полисному рационализму и охватывает весь спектр политического и духовного развития античных полисов. Формирование античного полиса, где каждый афинянин считал обязательным для себя принимать личное участие в народном собрании и суде, с учетом складывающейся расстановки сил и новых обстоятельств, свидетельствовало, конечно, об образовании такого рода рационалистического контекста (полисный рационализм). В то же время тезис о рассудочности греков, равно как и об их приверженности мере и канонам, нередко подвергается сомнению. Исследователи ссылаются на распространенность Элевсинских и Дионисийских мистерий, на трагичность самовосприятия у греков, на превращение личности в священный объект и на непознанность «я». Боги, вообще, неоднократно вводят человека в заблуждение, принимая обманчивый вид, вселяя в него напрасные надежды, посылая ему двусмысленные знамения, лишая его разума как раз в тот момент, когда человек принимает решение. Боги неоднократно «забирают», «разрушают», «околдовывают» человеческий разум. Создается впечатление, что если у людей и были основания жаловаться на богов, то это зависело от беспрестанных попыток богов расстроить человеческий замысел, вторгнуться во внутреннюю (духовную) жизнь человека. Но эти внутренние вторжения составляли часть общего «внешнего» воздействия на человека со стороны демона или бога. Действующие извне на психику человека боги менее всего представляли собой «легкую буффонаду», «внешний прием», не имеющий ничего общего с религиозностью древнего грека или римлянина. Наоборот, боги (и прежде всего Зевс) в столкновении с замыслом людей предстают наиболее «полнокровными», наиболее жизненными. Однако, в отличие от хтонических восточных богов, античные боги живут «эфирной» жизнью мысли и замысла, несравненно превосходящего человеческий. Общий рационалистический контекст характеризует действия богов и людей и выглядит следующим образом: для людей наиболее ощутимо вмешательство богов в их сознание, боги же поражают человека, вызывают религиозное поклонение как неподвластные индивидуальному человеческому разуму силы. С другой стороны, нет оснований говорить о богах и как о всесильных и всемогущих деспотах, полностью подчинявших себе людей. Потеряв власть над судьбой, боги помогают ей, но именно чисто по-человечески размышляя, как это сделать, и воплощая свой замысел в действие с помощью различного рода хитростей и уловок. К историческому рассмотрению антитезы «дионисийское-аполлоновское», «боги —человек» (в противоположность односторонней абсолютизации одного из ее членов) возвращает нам феномен «греческого пессимизма». Одна его сторона — вера и зависть богов, боязнь неведомых сил, способных разрушить человеческий замысел; другая - вера в собственный разум и его способность разобраться в природе вещей. Следует, в этой связи, обратить внимание на то, что античная культура, как и другие древние культуры,- агрокультура. Человек в этих культурах не потерял своей связи с природой, он ее оживотворяет и обоготворяет. Отсюда и вытекает распространенность в древнем мире мифологического сознания. Но из этого единого основания вырастают различного типа культуры. Культура Древней Греции, давшая толчок к культурному развитию Рима, - это культура «агона», состязания, спора, с которым и были связаны притязания на «честь» и «славу». Дело в том, что осмысление всего многообразия античной культуры (эпоса, лирики, драмы, искусства, науки и философии) должно быть перенесено в более широкий контекст античной системы ценностей и размышлений о человеке. Этим контекстом оказывается широкое духовное течение, объединяющее ранних и поздних представителей античной культуры в ориентации на «посюсторонние ценности» - здоровье, молодость, богатство, красота и т. д. и противостоящее мифу и иррациональному в опоре на разум как на высшую ценность. Совесть в античности выступала средством внешней регуляции (но не внутренней ориентации, как у средневекового человека). Хотя античный человек мог быть и антисоциален, но ни человек, ни бог не может быть сверхприроден. Единство человека с природой, возведение природы в труднопостижимый, но не трансцендентный абсолют подразумевало для греков классической эпохи эстетическое видение мира (созерцательность, отмечаемая А. Ф. Лосевым), стремление человека к мере и порядку, т. е. наиболее полной реализации природы. С этим же было связано циклическое переживание времени, неприязнь к непостижимому (тайне) и осуждение человеческой слабости. Гордый самодовлеющий человек стремится к автаркии - независимости и самореализации, он живет «по разуму» и «по природе» (М. Поленц, Г. Г. Майоров). Природа выступает как абсолют, теология — как часть космологии. С крушением античного полиса, выступавшего гарантом личности, и прогрессирующей озабоченностью социумом в эпоху эллинизма возникает потребность в духовном абсолюте как выражение осознаваемой человеком зависимости от неуправляемых им и внешних ему социальных процессов. Но даже в этот период человек рассматривался античностью как гражданин, хотя и не полиса, а космоса — «космополитес». И природа, жизнь по природе структурировала этот космос, в центре которого находился человек со своими заботами, радостями и печалями. Пафос античной культурной парадигмы передает присущий ей способ философствования, который одновременно есть и способ миропонимания, в котором «фюсис» играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком и богов с природой. Но природа при этом не обосабливается как объект самостоятельного и специального рассмотрения и не отрывается от окружающих человека вещей, не изначально трансцендируется, а предстает перед человеком трудно постижимым, но доступным абсолютом и, оказываясь предметом философствования, выступает прежде всего как совокупность окружающих человека вещей. Другое дело, что человек не может и не должен останавливаться на феноменах, «человек философствующий», как отмечал Аристотель, начинает «удивляться», он ищет подлинной природы, которая «любит скрываться», и на этом пути обращается к началам мироздания. Античность завещала непреходящий интерес к человеку, именно на этой основе оказался возможен тот взлет греческой культуры, который позже назвали «греческим чудом». И пусть уже христианство оспаривало рациональное понимание человека («человек "разумное животное»), античный человек, и античная культура в целом, учат нас ценить настоящее, всю полноту проявлений жизни. Может античный мир действительно ужаснулся открывшейся в человеке бездне иррационального. Но античная культура в своем обращении к разуму и мере, создала бессмертные рецепты культурной терапии, катарсиса (очищения), а ее искусство в ориентации на ограничение, меру и порядок продемонстрировало высшие образцы человечности и гуманизма.
Оцените определение:
Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник
terme.ru
1.3. Античный полис как уникальное явление.
Античная цивилизация строится вокруг основной единицы античного мира – «полиса» (переводится как «город»), а в латинском варианте – «цивитаса» («гражданская община»).
Полис был особой формой государственного устройства – городом-государством, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как, например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола.
Поэтому нет ничего страшнее, чем изгнание из родного города, чем то, что римляне называли «лишением огня и воды», т.е. отнятие гражданских прав. Цицерон в своем сочинении «О государстве» утверждал, что «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».
Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина.
В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес»... Перед лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками – ойкономами... Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как равноценные.
В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных лиц. К несомненным достижениям античной демократии следует отнести равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет порабощения собственных граждан.
Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.
Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие законодатели и реформаторы античности. Среди них особое место занимают имена двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным названием «встряхивание бремени» (сейсахтейя).
Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).
Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.
Вместе с тем афинская политическая система была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных помещениях.
Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.
Так, знаменитый философ Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд; Перикл провел последние годы жизни под следствием; величайший скульптор античной эпохи Фидий кончил свою жизнь в тюрьме.
Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).
Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.
Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.
Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.
Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.
Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.
studfiles.net
Древнегреческий полис как исторический феномен
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Древней Греции принадлежит особое место в истории мира и его культуры. В эпоху античности в Древней Элладе, в период появления и расцвета государств-полисов, родилась философия, возникла история как рациональная форма познания.
Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полис в обоих его вариантах: греческом и римско-италийском - представляет собой лишь частный случай, определенную разновидность гораздо более широкой почти универсально распространенной категории городов-государств.
Цель данной контрольной работы - исследовать сущность древнегреческого полиса, выявить причины и пути образования полисной организации. Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть Древнегреческий полис как исторический феномен.
2. Выявить структуру Древнегреческого полиса.
3. Изучить пути развития полиса в Древней Греции.
Изучение Древней Греции началось еще в античную эпоху. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих различные стороны жизни древних греков. Самыми ранними из дошедших до нас литературных памятников являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ряд интересных и ценных сведений по истории древней Греции содержится в трудах Геродота, Фукидида, Платона, Плутарха и др.
В сводном труде «Античная Греция» история возникновения, расцвета и кризиса греческого полиса рассматривается как основа развития всего древнегреческого общества и государства. Хаммонд И., используя труды древнегреческих историков, философов, политиков и данные современной науки, воссоздает важнейшие этапы развития Древней Греции. В работе Яйленко В.А «Архаическая Греция и Ближний Восток» показано сильное и многоплановое воздействие ближневосточных культур на формирование эллинское развитие полисной культуры в архаический период.
Появлению множества полисов способствовали географические факторы Античной Греции. Греция - страна, иссеченная Балканскими горными хребтами, затрудняющими соединение разных частей государства. Что пресекало всякие возможности для политического объединения и определило отсутствие централизованного управления. Так что естественные условия предопределили возникновение и развития многочисленных, небольших изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полис представлял собой закрытое государство со своими священными для жителей формами политического устройства, традициями обычаями, правом. Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. «Возникновение полиса считается с того момента, когда верховная власть переходит в руки коллектива – общего собрания полиса».
Гибель дворцов и цитаделей в конце XIII - начале XII в. сопровождалась распадом группировавшихся вокруг них больших ахейских государств. Отдельные общины освобождались от своей прежней зависимости от дворца и переходили на путь совершенно самостоятельного экономического и политического развития.
Гомеровский полис был в одно и то же время и городом и деревней, так как никаких других соперничающих с ним поселений на подвластной ему территории не существовало. И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы. Как правило, владения отдельной общины не простирались слишком далеко. Чаще всего они были ограничены или небольшой горной долиной, или маленьким островком в водах Эгейского или Ионического моря. «Государственной» границей служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. Обычным явлением были ожесточенные распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны.
Типичная гомеровская община ведет совершенно обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носило по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем второстепенную роль.
В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов – филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. Человек, не принадлежащий ни к какой фратрии, стоит вне общества. Гражданами полиса являлись главы входящих в него патриархальных семей. Каждая семья представляла экономически самостоятельную единицу, что определяло и их политическое равенство. Полис-община выполняла две важные функции: защита земли и населения от притязаний соседей и регулирование внутриобщинных отношений.
«Независимые общины вследствие общих интересов объединялись не в прежние племенные организации, а в небольшие группы соседских деревень. Такая группа и становилась примитивным полисом. По словам Аристотеля «содружество нескольких деревень образует полноценный полис, который уже настолько велик, что обладает практически полной самодостаточностью»
Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. На смену централизованному государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет ломка традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития.
В истории Греции VIII-VI вв. до н.э. называют архаическим периодом. Это время формирования социально-расчлененного общества и государства в виде полисного строя. Происходит интенсивное развитие античного общества. Расширяется добыча рудных ископаемых, железа и меди, совершенствуется обработка металла и изготовляемые из него орудия труда, значительный прогресс наблюдается и в земледелии, ремесле, строительстве, кораблестроении.
Почти все греческие города, за исключением колоний, выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи — полисов, сохранив за собой это древнее название. Между гомеровским полисом и сменившим его полисом архаическим имелось весьма существенное различие. Архаический полис, представлял собой столицу карликового государства, в состав которого кроме него самого входили также деревни (комы), располагавшиеся по окраинам территории полиса и политически от него зависевшие. В сравнении с гомеровским временем греческие полисы архаического периода стали крупнее. Это укрупнение происходило как за счет естественного прироста населения, так и за счет искусственного слияния нескольких поселков деревенского типа в один новый город. К этой мере, называвшейся по-гречески синойкизм, т.е. «совместное поселение», прибегали многие общины для того, чтобы укрепить свою обороноспособность перед лицом враждебных соседей. Но больших городов в современном понимании этого слова в Греции еще не было. Полисы с населением в несколько тысяч человек были исключением: в большинстве городов численность жителей не превышала, по-видимому, и тысячи человек. Пример архаического полиса — древняя Смирна, территорию которой можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Городской центр полиса окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.
У каждого полиса был свой особый покровитель или покровительница. Храм бога - «градодержателя» находился обычно в городской цитадели, которую греки называли акрополем, т. е. «верхним городом». Здесь хранилась государственная казна полиса. Сюда поступали Штрафы, взимавшиеся за различные преступления, и все другие виды доходов государства.
Среди множества греческих городов-государств выделяются два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большой долей труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии (Лакедемон, Спарта). Другой тип представлял собой общество и государство с большой долей ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением труда рабов в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством (Афины).
Архаическая эпоха отмечена таким важнейшим достижением, как Великая греческая колонизация.
Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, культуры.
Классический период в истории Древней Греции / рубеж VI-V вв. до 338 г. до н.э./ время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства социально-экономической и политической организации общества, как полис.
Основной экономический принцип полиса – идея автаркии, т.е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан. Они почитали древние традиции. Но главное – ощущали себя полноправными и свободными людьми.
students-library.com
Ответы на вопрос "16. Понятие полиса, основные типы полисов."
В античной Греции государство, существовавшее в рамках гражданской общины, получило название пoлис. Полисный тип государства отличался рядом особенностей. Важнейшей из них было появление понятия «гражданин». Это был свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав, которые рассматривались в неразрывном единстве с его обязанностями. Государство-полис в лице гражданского коллектива гарантировало соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.
Система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность. На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива. Это означало, что коллективное, общественное благо превалировало над индивидуальным, частным. Но при этом в период расцвета античной цивилизации гражданину были созданы все условия для всестороннего развития своей личности, проявления всех способностей. Это обеспечивало гармоничную и нерасторжимую связь личности и коллектива. Именно гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель (прежде всего крестьянин – собственник и труженик), как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации.
Но кроме полноправных граждан, которых было запрещено порабощать, в античном полисе существовал и антипод свободного гражданина – стоящие вне гражданского общества подневольные работники. Дреанегреческое общество породило наиболее полную и развитую форму зависимости в древнем мире – классическое рабство. Раб не был человеком в Древней Греции, а считался «орудием труда». Но именно благодаря таким орудиям труда стали возможны многие достижения античной цивилизации. поэтому роль рабов в Древней Греции, да и во всём Древнем мире не стоит недооценивать. Они также внесли свой вклад в развитие цивилизации Древней Греции.
Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Знатные образовали сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов. Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание (ареонлаг), никем не выбираемое и никем не контролируемое. Ареопаг осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоявший из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.
Таким образом, полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община.
Типы полисов
Древние авторы чаще всего классифицировали полисы по политическому устройству и делили их на следующие категории: демократия (народовластие), олигархия (власть узкого круга богатых и знатных граждан) и тирания (власть одного).
В современной литературе при классификации полисов учитываются их основные признаки, в частности, античная форма собственности на землю. В зависимости от величины и плодородия обрабатываемой сельскохозяйственной территории полисов их делят на 3 группы:
полисы с достаточно большой и плодородной землей, которая позволяла обеспечивать материальное существование граждан без нарушения полисной автономии. В таких полисах существовал преимущественно аграрный характер экономики и консервативное политическое устройство (чаще олигархическое). Примерами этого типа являются Спарта и полисы Крита.
Полисы, величина и плодородие земли которых удовлетворяла потребности населения до конца архаического периода. Нарушение этого баланса вызвало необходимость выведения колоний, расширения ремесла и торговли. Характер экономики в таких полисах был многоотраслевым, социальная структура довольно пестрая, что обусловило острые формы социальной борьбы и наличие в полисах этого типа различных политических форм (тирании, олигархии и демократии). Однако демократическая тенденция в конечном итоге брала верх. К полисам этого типа относятся Афины, Мегары, Халкида и др.
Полисы с небольшой сельскохозяйственной территорией, недостаточной для обеспечения населения жизненными ресурсами почти с самого начала архаического периода. Это определило исключительно торгово-ремесленный характер их экономики и слабость аристократии. Эти полисы раньше других включились в колонизацию. В них самыми быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения. Примерами таких полисов являются Коринф, Эгина и др.
www.konspektov.net
Полисная система античного мира - Государство, право, экономика, история
Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.
Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов.
Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.
С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.
Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.
Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.
Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.
К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.
В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.
Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.
К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.
Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части черты средневековой государственности.
studentu.info
Полис (античность) — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat
Основные статьи: Античность, Полисная Греция
Содержание (план)
Основу античной истории составлял полис, как называли его греки (или «цивитас» у римлян), — небольшое государство, центром которого, как правило, являлся город. Полисом называлась также община, которую составляли полноправные граждане этого небольшого государства.
Полисы были невелики по размеру и по числу граждан — от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек (в Италии численность населения полисных государств была больше). Древние Афины, Фивы, Спарта, Коринф, Милет, Древний Рим, Капуя и сотни других античных городов представляли собой отдельные государства, которые имели свои законы, армию, органы управления, налоги, деньги, официальный культ, осуществляли самостоятельную внешнюю политику. История Греции развивалась в рамках нескольких сотен полисов, между которыми не было единства, нередко происходили войны. В Италии среди множества небольших государств рано возвысился Рим, который за несколько столетий кровопролитных войн объединил под своей властью общины Италии в федеративное государство.
Гражданская община
Основу полиса составляла гражданская община — замкнутая организация свободных людей, наделённых политическими, экономическими и другими правами и соединённых общими интересами и обязанностями. Граждане полиса по закону были, как правило, формально равны, несли определённые обязанности перед государством — служили в ополчении, проходили военную подготовку, участвовали в управлении государством.
Граждане, среди которых были как знатные и богатые, так и люди простого происхождения, в том числе бедные и разорившиеся, составляли основную часть населения полиса. Статус гражданина давал право владеть землёй. Очень многие граждане действительно обладали земельными участками, хотя не все из них были крестьянами.
В начальный период становления полисов в них преобладала наследственная знать — аристократия. Но в результате длительной социальной борьбы демос в Греции и плебс в Риме добились для себя многих прав. Так, было запрещено продавать свободного гражданина в рабство за долги. Люди рядового происхождения получили право участвовать в политической деятельности — принимать законы и избирать должностных лиц в народных собраниях. Они добились права избираться на государственные должности.
Кроме граждан, в полисах проживало большое число свободных, но неполноправных людей — переселенцев из других полисов или вольноотпущенников, которые сохраняли личную свободу, но, не обладая гражданскими правами, не могли принимать участия в политической жизни государства и не имели права владеть землёй. Многие занимались ремеслом, торговлей, ростовщичеством, мореплаванием. Некоторые из них были богатыми людьми.
Международные отношения
Между полисами Греции и общинами Италии формировались военные и религиозные союзы, заключались договоры о мире и взаимопомощи. Очень важной формой развития международных отношений в Греции была организация спортивных и музыкальных состязаний, среди которых наиболее известными стали Олимпийские игры. На период Олимпийских игр устанавливалось перемирие, прекращались войны. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Политическое устройство полисов
см. Античная демократия
По характеру своего политического устройства полисы были аристократическими и демократическими. В аристократических полисах преобладала наследственная знать, которая не только владела землями, значительными денежными средствами и рабами, но также имела огромное политическое влияние и фактически господствовала в государстве. В демократических полисах в результате длительной борьбы рядовые граждане сумели добиться преобладания над потомственной знатью. Наиболее демократичным из древних государств были Афины в V-IV вв. до н. э.
Кризис полиса
см. Кризис полиса
Картинки (фото, рисунки)
Лео фон Кленце. Акрополь. 1846 г.
Соревнование в беге. Роспись на вазе
На этой странице материал по темам:
Что такое полис и долговой камень в древности
Власть в античном государстве
Отличительные черты полиса какова роль общины в существовании полиса кратко
Географические факторы влиящие на развитие античных обществ
Античны полис
Вопросы к этой статье:
Назовите основные черты и признаки полиса.
Какова роль гражданской общины в существовании полиса?