Контрольное тетирование по истории 5 класс к главе "Древние цивилизации Азии". Древние цивилизации 5 класс
Trojden | Древнейшие цивилизации Индии и Китая: Михайловский Ф. А.
1. Цивилизации в долинах Инда и Хуанхэ. Первые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до н.э., то есть на 1000 лет позднее, чем в Междуречье или Египте. В Китае цивилизация возникла ещё через 500 лет. В Индии цивилизация возникла в долине Инда, в Китае — в долине Хуанхэ. Реки играли такую же важную роль в жизни древних индийцев и китайцев, как в жизни египтян и шумеров. Их плодородные наносы постоянно обновляли почву. Она не истощалась и давала богатый урожай. Но только упорный труд многих поколений людей по сооружению плотин, дамб и каналов позволил обуздать речные разливы.
Например, в Китае во время разливов Хуанхэ нередко разрушала берега и прокладывала себе новое русло. Поселения обрушивались в воду. Гибли люди и скот. Китайцы называли Хуанхэ «бичом Китая, горем Китая, рекой тысячи бедствий, рекой, надрывающей сердце». Не случайно герой китайских мифов Великий Юй прославился сооружением плотины и запруды (см. с. 65).
1. Каким было главное занятие населения Индии и Китая?
2. Какие природные условия благоприятствовали, а какие препятствовали развитию хозяйства?
3. Сравните отношение египтян к разливам Нила и отношение китайцев — к разливам Хуанхэ. Дополните свой ответ, прочитав миф о Великом Юе (с. 65).
2. Хараппская цивилизация — древнейшая в Индии. В долине Инда археологи раскопали несколько древнейших городов. Первым был изучен город возле селения Хараппы. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мёртвых (Мохенджо-Даро в современном Пакистане). Под холмом оказались широкие, прямые улицы с двухэтажными кирпичными домами. На перекрёстках улиц углы домов закруглены — так было удобнее пешеходам и транспорту. Вдоль улиц проложены глиняные трубы для стока грязной воды. Почти в каждом доме была комната для омовения с кирпичным полом и стоком для воды. Ни в Египте, ни в Междуречье до сих пор не обнаружено столь же древних и благоустроенных городов.
В домах найдены золотые>и серебряные украшения, оружие и инструменты из меди и бронзы, глиняная посуда и статуэтки, детские игрушки. Самыми ценными находками стали прямоугольные каменные печати с надписями. Вот только разгадать эти надписи учёные пока не могут.
Раскопки городов позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в XXV (25) — XVIII (18) веках до н.э.
Цивилизация Хараппы
1. Каменная скульптура, найденная при раскопках Холма мёртвых (совр. Мохенджо-Даро)
2. Улица древнеиндийского города, раскопанного археологами под Холмом мёртвых
3. Древнеиндийская печать с надписью
1. Найдите на карте древнейшие города в долине Инда. Определите, какие ещё города, кроме Мохенджо-Даро, раскопали археологи. Как вы думаете, почему цивилизация получила название Хараппской?
2. Чем отличались постройки в Мохенджо-Даро от зданий в городах Египта и Междуречья?
3. Первые государства в Китае. О древнейшей речной цивилизации в долине Хуанхэ известно немало, потому что о ней рассказывают не только вещественные, но и письменные памятники. Китайскую письменность не пришлось дешифровывать. И в наше время китайцы пишут иероглифами, которые произошли от иероглифов древности.
На берегах Хуанхэ раскопаны богатые захоронения знатных людей, целые подземные дома. Вместе с умершим хоронили десятки вещей из бронзы и золота, колесницы с лошадьми, рабов, которых приносили в жертву.
Ко II (2) тысячелетию до н.э. относятся и самые древние памятники китайской письменности — гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Жрец-гадатель выцарапывал на них острым орудием своё обращение к богам и обжигал на огне. Появлялись трещины, по ним жрец якобы определял ответ богов. Гадательных надписей найдено много, более 100 тысяч. Вот некоторые из них:
Река Хуанхэ
1) Царь приказал всем обрабатывать поле.
2) Гадание подтвердило, что надсмотрщикам пора дать приказ рабам убирать просо.
3) Принести в жертву тридцать человек, десять быков.
4) Гадание показало, что правильно отпустить рабов, а не приносить их в жертву.
5) Правильно ли принести в жертву военнопленных?
6) Гадали на черепахе, захватим ли много пленных и раковин.
Значит, во II (2) тысячелетии до н.э. в среднем течении Хуанхэ жили уже не первобытные племена. Здесь существовали письменность, неравенство между людьми, государственная власть. Население занималось земледелием, скотоводством, ремёслами, торговлей. Как и в других странах Древнего Востока, в Китае вначале возникло множество небольших государств.
Древнекитайские гадательные надписи на панцирях черепах
Бронзовый ритуальный сосуд. II (2) тыс. до н.э.
1. О каких признаках цивилизации свидетельствуют китайские гадательные надписи? Назовите их и найдите подтверждение в текстах надписей.
2. Что вы узнали из гадательных надписей о занятиях жителей Древнего Китая, об источниках рабства и положении рабов?
1. Чем можно доказать, что уже в III (3) тысячелетии до н.э. в Индии и во II (2) тысячелетии до н.э. в Китае существовали цивилизации?
2. Совершите экскурсию по Мохенджо-Даро. Расскажите об увиденном вами на улицах и внутри жилых зданий. Что бы вас удивило там как жителя, к примеру, шумерского города Ур?
3. Предположите, какие тайны, возможно, откроет учёным Хараппская цивилизация, если они смогут расшифровать древнеиндийскую письменность.
МИФ О ВЕЛИКОМ ЮЕ
Давным-давно случилось в Китае страшное бедствие: вся страна была затоплена, только холмы и возвышенности выступали из воды. А царь был дряхлым, и помощники не знали, что делать. Прошло девять страшных лет, а вода не спадала. Люди забирались в горы, но там им грозил голод.
Тогда назначили начальником строительных работ Великого Юя. Принёс он в горах жертвы в честь богов, а потом осмотрел всю страну. По суше Юй ехал на колеснице, по воде плыл на лодке, болота преодолевал на ходулях, на горы взбирался в башмаках с шипами.
А затем Великий Юй взялся за работу. Он углублял каналы и русла рек. Для свободного течения Хуанхэ прорубил гору. Если проходил Юй мимо своего дома, то затыкал уши, чтобы не слышать, как плачет его маленький сын. Он не позволял себе заходить домой, чтобы не прерывать работу. Много лет трудился Юй — пока вода не направилась в море. И народ спустился с гор.
Как в мифе показаны масштабы стихийного бедствия? Что в китайском мифе о потопе совпадает с мифом шумеров? Сравните поступки главных героев этих мифов во время наводнения.
Вопросы и задания к главе 3
1. Расположите перечисленные ниже древние государства по мере вашего путешествия с востока на запад: Вавилонское царство, Египет, Индия, государства Китая...
2. Определите, на территории каких стран находились в бронзовом веке следующие города: Мемфис, Чанху-Даро, Ур, Хараппа, Вавилон, Мохенджо-Даро. Впишите их в таблицу.
Египет
Междуречье
Индия
Китай
3. Каковы основные источники по истории стран Древнего Востока? '
4. Какие признаки объединяют древние государства Египта, Междуречья, Индии, Китая?
trojden.com
Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Цивилизации Древнего Востока»
Автор: Курдюмова Елена Васильевна, учитель истории
Муниципального казённого образовательного учреждения «Москаленский лицей» Москаленского муниципального района Омской области
Повторительно - обобщающий урок
Тема «Цивилизации Древнего Востока»
Цели урока:
1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока.
2. Продолжить формировать умения работать с картой, сравнивать, сопоставлять исторические факты, явления.
3. Развивать умения работать в команде.
4. Выявить общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю.
Оборудование:
Карточки с заданиями, контурные карты, мультимедиа.
Ход урока
- Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках?
(Цивилизации Древнего Востока)
- А если тема завершена, то у нас сегодня какой урок?
(Повторительно - обобщающий). Сформулируем тему нашего урока.
(Повторительно - обобщающий урок «Цивилизации Древнего Востока».
- А что обозначает слово «цивилизация»? Мы изучали два значения этого слова.
Первое значение – ступень развития общества, следующая после первобытного строя, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Второе значение – объединения людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
- Какое определение мы используем сегодня на уроке, первое или второе? Почему?
Давайте определим цели нашего путешествия. (Называют.)
3.Обобщение и конкретизация знаний в форме путешествия по странам.
Цели нашего путешествия мы определили, теперь давайте узнаем название команд.
Отгадайте историческую загадку и узнаете название вашей команды.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла,
И ею фараоны управляли,
Восстание рабов здесь подавляли.
Назови, что за страна.
В мире есть сейчас она. (ЕГИПЕТ)
Расскажите- ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Где из глины повсеместно всё лепили мастера. (Междуречье)
В этой стране, в джунглях
Исполинское дерево проросло.
Да так, что не видно
За ним и слонов.
Его как бога почитали.
«Царь леса» все и называли. (Индия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили стену строить,
Чтобы не было войны. (Китай)
Ставятся таблички с названиями команд.
Итак, начинаем наше путешествие.
1-я станция «Географическая».
Определите по очертаниям свою страну и найдите её на контурной карте, обведите маркером (1 минута на работу). После выполнения работы 1 человек от группы выходит к доске и показывает, что сделала группа, объясняет.
Если работа завершена - поднимаем руку. Молодцы! Продолжаем работу с контурными картами. Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями. На берегах каких рек возникло ваше государство? Реки обведите синим фломастером и подпишите. (Египет- Нил, Междуречье- Евфрат и Тигр, Индия- Инд и Ганг, Китай- Хуанхэ и Янцзы)
Проверяем.
Команда Египет.
Команда Междуречье.
Команда Индия.
Команда- Китай.
Молодцы. Все группы с работой справились.
Путешествуем дальше.
Следующая станция «Угадайка». Активно работаем, поднимаем руки. Какая команда будет самой активной?
- На чём писали египтяне? (папирус)
- Как называли сплав меди и олова? (бронза)
-Какой металл научились обрабатывать ассирийские ремесленники в 10 веке до н.э.? (железо)
-Каково расстояние между Двуречьем и Междуречьем? (одна страна)
- Как называется приспособление для подъёма воды в Египте? (шадуф)
-Кто впервые стал использовать конницу в боевых действиях? (ассирийцы)
- Приспособление для разрушения стен крепостей (таран)
-Они первыми изобрели алфавит (финикийцы)
- Какие часы применяли в Египте для измерения времени? (водяные)
- Островки зелени в пустыне (оазисы)
-Повелитель Древнего Египта (фараон)
- Служители богов в храмах (жрецы)
Молодцы, все активно отвечали. Всем спасибо. Вы все – лучшие.
Наше путешествие продолжается.
Следующая станция «Поймай дату». В каждом государстве были правители, происходили судьбоносные события. В зелёном конверте даты и события. Необходимо соотнести дату с событием. 1 минута на работу. Проверяем.
Проверка. Команда Египет, были ошибки? Индия? Китай? Междуречье?
Следующая станция «Исторический словарь».
Каждое государство характеризуется особенностями и мы постараемся их определить.
Надо дописать предложение (у каждой группы они разные). На ваших столах листы бумаги, переверните их и выполняйте задание. 1 минута на работу.
1.Вера в сверхъестественные силы ( религия)
2. Правила, по которым надо жить (заповеди)
3.Способ письма в Двуречье (клинопись)
4.Поселение, захваченное или вновь основанное для организации торговли (колонии)
Значки, которыми писали в Египте (иероглифы)
Священная книга христиан (библия)
Знатные люди, царские советники, военачальники( вельможи)
Непроходимые леса в Индии (джунгли).
1.Гробница египетских фараонов (пирамида)
2. Правила поведения, установленные государством (законы)
3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)
4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство)
1.Денежный сбор в пользу государства (налоги)
2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс)
3. Большое сильное государство (держава)
4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые)
Проверяем.
Немножко отдохнём. Физкультминутка. Под восточную музыку.
Наше путешествие продолжается.
А сейчас вы станете настоящими археологами.
Следующая станция «Археологическая».
В конвертах лежат «осколки древних памятников». Их необходимо собрать из частей изображений и объяснить в какой стране они найдены и что вы о них знаете. На работу 1 минута.
Проверяем.
Сфинкс- Египет
Пирамида - Египет
Великая китайская стена - Китай
Столб из твёрдого чёрного камня – Междуречье (Вавилон).
Наше путешествие продолжается,
следующая станция «Узнай меня».
Каждая команда- это какая-то страна. Я вам раздам слова. Из них нужно выбрать только те, которые относятся к вашей стране. Вам страны говорят «Узнай меня». 1 минута на работу.
Междуречье (клинопись, глиняные таблички, Вавилон, законы Хаммурапи, Евфрат и Тигр),
Бог Брахма , пирамиды – лишние слова.
Все команды хорошо поработали.
4. Выявление общих особенностей, свойственных большинству стран – Египту, Междуречью, Индии и Китаю.
Ребята, вы сегодня выявили отличительные черты цивилизаций Древнего Востока. А как вы думаете, есть ли у них общие черты? Сформулируем проблему :
- Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своим своеобразием?
Я вам раздаю вопросы, команда Египет отвечает на вопросы , связанные с хозяйством, команда Междуречье –вам вопросы относящиеся к власти, Индия- группы населения. Китай- культура. Ответы писать на геометрических фигурах, которые я вам раздам. Как только ответ готов - прикрепляем его на доске под своим вопросом.
Хозяйство (теплый климат, великие реки, орошаемое земледелие, земля в собственности государства)
Власть (обладатель власти царь или фараон, большинство должностных лиц назначалось )
Группы населения (бесправны, место человека в обществе определялось его происхождением
Культура ( люди ценили общественный порядок , приветствовали богатство, наличие рабов)
Какой вывод мы сделаем?
Цивилизации Древнего Востока имеют много общих черт во всех сферах общества, и при этом каждая из них является своеобразной, необычной цивилизацией.
Подведение итогов урока. Анализ работы в группах.
doc4web.ru
Контрольное тетирование по истории 5 класс к главе "Древние цивилизации Азии".
« Древние цивилизации Азии»
Вариант 1
1.древнейшее население Двуречья:
1)аккиды; 2)шумеры; 3) ассирийцы; 4) египтяне.
2. шумерская письменность называлась:
1)клинопись,2)иероглифы,3)алфавит, 4)скоропись.
3. вавилонское "чудо света":
1)пирамиды,2)Зевс Олимпийский, 3) храм Артемиды, 4)висячие сады.
рабовладельческим строем называется ------------,при котором одни люди--------------------другими людьми и распоряжаются не только их ---------------------------,но и -----------------------------.
9. религии Древней Индии:
1)конфуцианство,2)буддизм,3)ислам.4)язычество.
10.ассирийцы издавна занимались:
1)охотой и скотоводством,2)земледелием и рыболовством
11.с каким мифом связаны эти слова:"Поднял на корабль всю семью и род мой"? 1)о вавилонской башне, 2)сотворении мира,3)о всемирном потопе.
рабовладельческим строем называется ------------,при котором одни люди--------------------другими людьми и распоряжаются не только их ---------------------------,но и -----------------------------.
9. Ассирийцы первыми создали новый вид войска. Укажите его:
1)колесничное войско 2)конница 3)тяжеловооружённая пехота 4)легковооружённая пехота
10. Назовите имя бога, которого почитали в Вавилонском царстве:
1)Шамаш 2)Син 3)Себек 4)Анубис
11. Что было выбито на камне , который был найден на территории Вавилонского царства:
1) описание военных походов фараонов 2) "Книга Мёртвых" 3) законы Хаммурапи
Ответы к тесту « Древние цивилизации Азии»:
Вариант 1: 1-2;2-1;3-4;4-2;5-1;6-3;7-1,3;8-строй, эксплуатируются, собственность, жизнью; 9-2;10-1;11-3;
Вариант 2: 1-2;2-4;3-1;4-2;5-1,3;6-1,3,5;7-2;8-строй, эксплуатируются, собственность, жизнью; 9-2;10-1;11-3.
infourok.ru
Конспект урока по истории "Древнейшие цивилизации Индии и Китая" 5 класс
Здесь Вы можете скачать Конспект урока по истории "Древнейшие цивилизации Индии и Китая" 5 класс для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
МБОУ «Чувашско – Бродская СОШ» Алькеевского МР РТ
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
В 5 КЛАССЕ ПО ИСТОРИИ
ТЕМА:
«Древнейшие цивилизации Индии и Китая»
Учитель истории и обществознания
Низамова М.Х.
2014-2015 уч.год
Курс: История Древнего мира
Класс: 5
Урок № 18
Дата: 29.10.2014
Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
Цель урока:
Создавать условия для:
- открытия учащимися новых знаний по теме «Древнейшие цивилизации Индия и Китая» с выявлением причинно-следственных связей между особенностями природных условий и уровнем развития занятий, культуры, верований жителей этих стран
- развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с древнейшими цивилизациями Индии и Китая: географическим положением этих стран, основными занятиями жителей, свидетельствами о развитии культуры и формировании государств.
2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.
3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: способности к анализу, наблюдательности, внимания, памяти речи, творческого мышления.
Оборудование: политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай», учебник, тетрадь, исторический документ.
Ход урока.
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Хорошо! Тогда начинаем наш урок.
1 мин
Проверка домашнего задания 5 -6 мин
Фронтальный опрос:
- О каком государстве мы говорили на прошлом уроке? (Междуречье)
( Работа с картой).
- Какие города Междуречье были самыми крупными ? (Ур, Урук.)
- На какие группы делилось население ? (Рабы, ремесленники и земледельцы.)
- Какие металлы обрабатывали жители Междуречье? (Золото, серебро.)
- Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
- Кем был Хаммурапи? (Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.)
- Чем прославился Хаммурапи? (он издавал первые законы)
- А кто скажет, что такое законы?
- Какие вы законы знаете?
- Существует ли сейчас Междуречье?
- А какие государства существует сегодня на этой территории?
- Давайте найдем эту страну на политической карте мира.
- Какие реки протекали на территории Междуречья?
- Находим реки Тигр и Евфрат, какая страна находится на этой территории?
- Правильно это страна – Ирак. Вы слышали об этом государстве?
3. Переход к изучению нового материала.
-Какой раздел мы с вами изучаем? (Древний Восток)
- Какие страны Древнего Востока мы уже изучили?
Учитель: Правильно, ребята! Мы изучили цивилизации Древнего Египта и Междуречья.
Посмотрите на карту. Какие государства мы будем сегодня изучать?
Это древнейшие государства, возникшие на территории Индии и Китая.
4.Изучение нового материала. 20 мин
Учитель сообщает тему урока. Запись в тетрадях.
Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
- А вы знакомы этими государствами?
- А что вы знаете об Индии?
- Что знаете о Китае?
- А кто покажет на карте эти государства?
- А сегодня существует эти государства?
- Правильно, ребята эти государства сохранились до сегодняшнего дня.
-Древнейшие цивилизации появились в Египте, Междуречье, Индии и Китае, там, где протекают крупные реки.
- На этом уроке мы должны найти ответ на вопрос:
- Почему древние государства Индии и Китая считаются цивилизованными?
На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны знать особенности местоположения и природы, занятия жителей этих государств.
Работа в группах. (2 группы)
Группы получают задание.
Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы
Выяснить местоположение и природу Древней Индии.
Ответить на вопросы:
- На каком полуострове находится Индия?
- Как Индия отделена от других государств северной части ?
- Покажите на карте горы Гималаи
- Назовите две реки, протекающие по ее территории.
- Какой металл индейцы добывали и что из него изготавливали?
-Что выращивали индейцы?
- Какой город был самым крупнейшим городом в Индии? (Мохенджо-Даро)
3. Сообщение учащегося. Хараппская цивилизация - древнейшая в Индии.
Вопрос к классу.
- Почему цивилизация получила название Хараппской? (первым был изучен город возле селения Хараппы.)
- Какие дома строили индейцы?
- Встречали ли мы такие города в Древнем Египте и Междуречье?
(Запись в тетрадях.) Вот эти раскопки позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в 25 - 18 веках до.н.э.
Делаем итог.
Физкультминутка. (если ответ правильный - встаем) (1-2 мин)
Фараон - правитель Египта. +
Хаммурапи правил 1792-1750 годах +
Письменность в Египте- это клинопись –
Зиккурат – храм – башня в виде ступенчатый пирамиды+
Тигр и Евфрат это реки Египта-
Гималаи находится на севере Индии+
Мемфис это столица Древнего Египта+
Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне+
Шамаш – бог солнце и правосудие в Междуречье +
Мохенджо-Даро самый красивый город Междуречье -
Работа в группах. Выяснить местоположение и природу Древнего Китая.
Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы
- На какой равнине находится Китай?
- Какие реки протекают в Китае?
- Какую реку и почему китайцы называют «блуждающая», «горе Китая»
- Чем занимались древние китайцы? Что было хорошо развито в Китае?
- Когда появилась первое государство в Китае?
Делаем итог. Первые поселения в Индии и Китае появились в долинах рек.
Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, ремесло.
Запись в тетрадях. Первое государство на территории Китая возникло в 18 веке. до.н.э
5. Работа с учебником. Стр. 65. Миф о великом Юе. (5 мин)
Анализ документа.
- Что в китайском мифе о потопе совпадает с мифом шумеров? Сравните главных героев этих мифов во время наводнения.
Теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
- Почему Древнюю Индию и Китай считают цивилизованными государствами?
(Появление земледелия, появление государств, появления городов, появление письменности приводит к цивилизацию.)
Слайд. Соврем. Индия. и Китай (2 мин)
Закрепление изученного.
Тест на слайде. 5 мин
Взаимопроверка.
Рефлексия. 2 мин.
- Что вы нового узнали сегодня на уроке? Было ли вам интересно узнать об этом?
7. Домашнее задание. Инструктаж д/.з. Стр. 66. Вопросы и задания к главе 3. воп.2 –письменно. Сообщение на тему «Пирамиды Египта»*. Выставление оценок.
Итог урока (2 мин)
docbase.org
История Древнего мира. 5 класс
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12Следующая ⇒
Жизнь первобытных людей
Около 4 млн лет назад – появление человекоподобных существ – «австралопитеков» («южные обезьяны»).
2 млн лет назад – 10 тыс. лет назад – эпоха палеолита (древний каменный век). Д елит-ся на д ревний (нижний) палеолит – время существования древнейших людей, средний и поздний (верхний) палеолит – время возникновения человека современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.
Около 2 млн лет назад – появление «человека умелого» (Homo habilis).
Около 1,6–1 ,5 млн лет назад – появление «человека прямоходящего» (Homo егесtus).
Около 700 тыс. лет назад – расселение древнейших людей на территории России – на Северном Кавказе и в районе р. Кубань, в ледниковый период – на территории Среднего и Нижнего Поволжья.
40 тыс. лет назад – формирование человека разумного (Homo sapiens). Возникновение родовых общин, искусства и религиозных верований.
Около 10-5 тыс. лет назад (для Европы), 12-9 тыс. лет назад (для Ближнего Востока) – эпоха мезолита, средний каменный век, эпоха перехода от палеолита к неолиту. Появление лука и стрел, микролитических (миниатюрных) каменных и костяных орудий, приспособлений для рыболовства и охоты на морского зверя. При переходе от мезолита к неолиту появление глиняной посуды, приручение собаки и некоторых других видов животных (свинья, овца, коза).
Около VIII–III тыс. до н. э. – эпоха неолита, новый каменный век. «Неолитическая революция» – переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). Появление прядения, ткачества, новых способов обработки орудий труда (шлифовка, сверление). Развитие оседлости, резкое увеличение численности населения, формирование древнейших классовых образований и государств, появление первых цивилизаций на территории Междуречья, Египта, Китая и древней Америки.
Около VIII тыс. до н. э. – появление земледелия и скотоводства.
Около VII тыс. до н. э. – начало обработки металлов – медно-каменный век (энеолит).
Около IV тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее) – начало бронзового века. Появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности, рабовладения (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и др.).
Около IV тыс. до н. э. – переход от эпохи варварства к эпохе цивилизации. Признаки цивилизации: наличие городов, государства и письменности.
Древний Восток и Азия
Конец IV тыс. до н. э. – образование первых государств в Египте и Двуречье.
Начало IV тыс. до н. э. – появление пи сьмен-ности в Египте; на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. – в Шумере (Двуречье).
Около I тыс. до н. э. – создание фи никийского алфавита. Содержал 22 буквы, обозначающие на письме согласные звуки, текст записывался справа налево. На его основе созданы все алфавиты мира.
X в. до н. э. – ц арство Д авида и Соломона в П а-лестине.
VIII–VII в. до н. э. – могущество Ассирии. Государство возникло в Северном Двуречье на территории современного Ирака), подчинило всю Переднюю Азию кроме Урарту) и Египет. В 612 г. до н. э. объединенное войско вавилонян и мидийцев захватило и сожгло столицу Ассирии город Нинению.
Около 3000 г. до н. э. – образование единого государства в Египте по течению Нила от первого порога до Средиземного моря). Столица – город Мемфис. Около 2600 г. до н. э. – постройка пирамиды Хеопса в Египте.
1792–1750 гг. до н. э. – правление Хаммурапи в Вавилонском царстве подчинил территорию Ассирии, южную и среднюю части Междуречья, создал древнейшие из дошедших до нас письменные законы)
Около 1500 г. до н. э. – завоевательные походы фараона Тутмоса III (подчинение Сирии, Финикии, Палестины, территорий к западу от Евфрата, Ливии, Нубии).
1419–1400 г. до н. э. – правление фараона Аменхотепа IV (Эхнатон – «полезный Атону»). Проведение религиозной реформы запрещение культа Амона, провозглашение нового государственного культа бога Атона). Столица государства – город Ахетатон (совр. Эль-Амарна). После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии.
Около 1400-1 392 гг. до н. э. – правление египетского фараона Тутанхамона из XVIII династии (эпоха Нового царства).
538 г. до н. э. – взятие Вавилона персами во главе с царем Киром.
525 г. до н. э. – захват Египта персами во главе с царем Камбизом.
III тыс. до н. э. – образование древнейших городов в Индии в долине р. Инд.
II тыс. до н. э. – образование первых государств в Китае.
V в. до н. э. – возникновение буддизма в Древ-ней Индии. Основатель – Сиддхартха Га-утама Шакьямуни, которого называли Буддой («Просветленным»). Буддиз м отрицает жертвоприношения и деление на касты. В III в. до н. э. стал государственной религией Индии.
III в. до н. э. – объединение Индии в единое государство при царе Ашоке. Границы государства охватывали территорию почти всей Индии и части современного Афганистана и Пакистана. Распространение буддизма, развитие индийской культуры, архитектуры, распространение письменности.
Около 551 г. до н. э. – 479 г. до н. э. – годы жизни Конфуция (Кун-цзы), древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства. Конфуцианство характеризуется отсутствием жречества, мистики, строгим соблюдением обрядов, культом предков, обожествлением императоров, почтительностью и уважением к старшим по возрасту и положению. Во второй половине II в. до н. э. становится государственной религией Китая.
221 г. до н. э. – объединение Китая правителем Цинь в единое государство (император Цинь Шихуан. Введение единой системы письма, мер и весов, денежной единицы; строительство Великой Китайской стены, гонения на сторонников конфуцианства. Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуана.
Древняя Греция
III тыс. до н. э. – середина II тыс. до н. э. – существование на о. Крит минойской цивилизации (названа в честь легендарного царя Миноса).
II тыс. до н. э. – образование первых городов-государств в Греции (Микены, Ти-ринф, Пилос, Афины).
XV в. до н. э. – гибель Критского ц арства в результате извержения вулкана на острове Фера в Эгейском море совр. – Санторини).
Согласно последним исследованиям, это произошло между 166 и 1613 гг. до н. э.
Около 1200 г. до н. э. – Троянская война между Троей и коалицией ахейских царей под главенством царя Микен Агамемнона. Причина войны: соперничество между греческими городами-государствами и Троянским царством за господство в Эгейском море и в Малой Азии. После 1 – летней осады Троя пала. Поражение троянцев облегчило переселение части ахейцев в Малую Азию после их вытеснения из Греции дорийцами.
VIII в. до н. э. – создание Г омером п оэм «Илиада» и «Одиссея».
VIII в. до н. э. – создание греческого алфавита. Состоял из 24букв, обозначающих на письме согласные и гласные звуки.
VIII–V I вв. – массовая колонизация греками побережья Средиземного и Черного морей.
753 г. до н. э. – основание Рима. Согласно римскому преданию основателем Рима и первым царем был Ромул, сын весталки Реи Сильвии и бога Марса.
753–509 гг. до н. э. – царский период истории Римского государства. Цари: Ромул и Тит Таций, Нума Помпилий, Тулл Гости-лий, Анк Марций и этрусская династия Тарквиниев – Тарквиний Древний, Сер-вий Туллий, Тарквиний Гордый.
776 г. до н. э. – начало Олимпийских игр в Греции греческое летосчисление велось от первых Олимпийских игр). Устраивались
в честь бога 3евса в Олимпии 1 раз в 4 года. Проходили в течение 5 дней; в программу игр входили состязания в езде на колесницах, пятиборье бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т. д. Отменены с победой христианства римским императором Феодосием I в 394 г. н. э.
594 г. до н. э. – реформы Солона в Афинском государстве уничтожение долгового рабства, выкуп и возвращение на родину проданных в рабство за долги афинян, аннулирование поземельных долгов, установление свободы завещания, введение новых весов и мер, разделение граждан на 4 разряда по количеству доходов с земли и наделение их политическими правами и обязанностями в соответствии с размером имущества, усиление роли народного собрания). Реформы Солона способствовали ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, заложили основы афинской рабовладельческой демократии.
509 г. до н. э. – установление республики в Риме (власть принадлежит двум ежегодно избиравшимся консулам, сенату, народному собранию).
490 г. до н. э. – Марафонская битва во время греко-персидских войн (500–449 гг. до н. э.) у селения Марафон (северо-восточнее Афин). Войска афинского стратега Миль-тиада разбили персидскую армию.
480 г. до н. э. – Саламинская битва (греки под началом Фемистокла разбили персидский флот). После поражения персидский царь Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть своей сухопутной армии.
Древний Рим
443 г. до н. э. – избрание Перикла первым стратегом (главнокомандующим). Во главе государства Перикл находился с 443 по 429 г. до н. э. (кроме 43 г.). Осуществил дальнейшую демократизацию афинского государственного строя (отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам, создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, создание военно-земледельческих поселений на территории подчиненных или союзных государств). Строительство Парфенона, Пропи-лей, Одеона. Расширение и укрепление афинской морской державы.
390-3 87 гг. до н. э. – нашествие галлов на Рим; захват и пожар Рима.
338 г. до н. э. – битва при Херонее (разгром македонской армией царя Филиппа II союзных войск Афин и Беотии). Установление гегемонии Македонии в Греции.
334–325 гг. до н. э. – поход македонского войска во главе с Александром Македонским на Восток. Создание державы Александра Македонского. 280 г. до н. э. – начало войны римлян с эпир-ским царем Пирром.
Середина III в. до н. э. – установление римского господства над Италией.
264–241 гг. до н. э. – первая война Рима с Карфагеном (Первая Пуническая война) за господство в Средиземноморье. Завершилась победой Рима и утверждением римского господства в Сицилии.
218–201 гг. до н. э. – вторая война Рима сКарфагеном Вторая Пуническая война). Установление римского господства во всем Средиземноморье.
168 г. до н. э. – битва при Пидне между римским и македонским войсками. Уничтожение Македонского царства.
146 г. до н. э. – разрушение римлянами Коринфа и подчинение Греции.
146 г. до н. э. – разрушение Римом Карфагена в ходе Третьей Пунической войны (149–146 гг. до н. э.).
133 г. до н. э. – земельный закон Тиберия Гракха в Риме ограничение пользования государственной землей, изъятие излишков за особое вознаграждение и передача бедным гражданам небольшими участками без права продажи). Цель реформы: приостановить разорение римского крестьянства социальной и военной основы римского государства).
123–122 гг. до н. э. – трибунат Гая Гракха. Восстановление аграрного законодательства Тиберия Гракха, возобновление деятельности аграрной комиссии; проведение демократических реформ. Гай Гракх предложил закон о предоставлении италийским союзникам прав римского гражданства.
74–71 гг. до н. э. – восстание рабов под руководством Спартака.
59 г. до н. э. – избрание Гая Юлия Цезаря консулом.
58–56 гг. до н. э. – завоевание Гаем Юлием Цезарем Галлии.
49–31 гг. до н. э. – гражданские войны в Римском государстве.
49–44 г. до н. э. – диктатура Гая Юлия Цезаря в Риме годы жизни Цезаря – 100-44 гг. до н. э.). Обладал полномочиями пожизненного диктатора, цензора, консульской властью, постоянной властью трибуна, главы римской религии, префекта нравов и др. Сохранил римские республиканские формы правления.
45 г. до н. э. – реформа календаря, проведенная Гаем Юлием Цезарем.
31 г. до н. э. – битва у мыса Акции во время гражданской войны в Риме. Результатом поражения флота Антония и египетской царицы Клеопатры явилось установление безраздельного господства Октавиана и провозглашение Римской империи.
30 г. до н. э. – 14 г. н. э. – правление Октавиана Августа в Риме принципат Августа). Формальное сохранение некоторых республиканских учреждений при сосредоточении всей власти в руках принцепса.
30 г. до н. э. – завоевание Римом Египта и превращение его в римскую провинцию.
I в. н. э. – возникновение христианства.
54–68 гг. н. э. – правление римского императора Нерона. Проводил политику репрессий и конфискаций, сжег большую часть Рима, преследовал христиан. Покончил жизнь самоубийством.
79 г. н. э. – извержение вулкана Везувий, уничтожение городов Помпеи, Геркуланума и Стабии.
98-117 гг. н. э. – правление римского императора Траяна. Максимальное расширение границ Римской империи в результате завоевательных войн (завоеваны Дакия, Аравия, Великая Армения, Двуречье).
284–305 гг. н. э. – правление римского императора Диоклетиана. Установление режима неограниченной монархии – домината. Исчезновение старых республиканских учреждений, сосредоточение управления империей в руках нескольких основных ведомств. Проведение реформ по стабилизации положения империи. Усиление преследования христиан.
306–337 гг. н. э. – правление римского императора Константина Великого. 3авершение формирования режима домината, усиление императорской власти.
313 г. н. э. – указ римского императора Константина о предоставлении гражданам империи свободы вероисповедания. Христианство становится «дозволенной религией».
330 г. н. э. – перенесение столицы Римской империи в Константинополь (совр. Стамбул).
395 г. н. э. – разделение Римской империи на 3ападную Римскую империю и Восточную Римскую империю.
410 г. н. э. – взятие Рима вестготами во главе с Аларихом.
455 г. н. э. – взятие Рима вандалами.
476 г. н. э. – падение 3ападной Римской империи. Конец Древнего мира и начало Средневековья.
Читайте также:
lektsia.com
Презентация для урока Всеобщей истории в 5 классе по теме "Древнейшие цивилизации Индии и Китая"
Цель урока:изучение истории ранних цивилизаций Индии и Китая, их сравнение.
Учебное оборудование: карта "Индия и Китай"
Урок полностьюпосвящен новому материалу, так как изучаются сразу две страны, в самом материале заложен элемент повторения общих условий возникновения речных цивилизаий
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока Всеобщей истории в 5 классе по теме "Древнейшие цивилизации Индии и Китая" »
Древнейшие цивилизации Индии и Китая 5 класс
Вспомните , что мы называем цивилизацией?
При затруднении с ответом вы можете обратиться к § 5 - 4 пункту
Производящее хозяйство
Города
Письменность
Цель урока
Изучить историю ранних цивилизаций Индии и Китая
Проблема урока
Почему страны Индию и Китай мы можем назвать цивилизациями?
План урока
1.Речные цивилизации.
2.Древнейшая цивилизация в Индии.
3.Первые государства в Китае.
Работа с линией времени
Первые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до нашей эры , а в Китае цивилизация возникла еще через 500 лет.
Задание: Отметьте на линии времени эти события и подсчитайте , сколько лет назад это произошло
Реши задачу
При раскопках в Индии были найдены города, построенные по определенному плану. Здесь же нашли сосуды для хранения зерна, гири, останки животных.
Предположи, какие занятия были у жителей Индии?
Природные условия Индии
Рассмотрите карту Индии. Попытайтесь описать его природные условия
Как вы думаете, чем могли заниматься жители Древней Индии ?
Заполните таблицу
Вопросы для сравнения
Индия
Реки
Китай
Занятия жителей
Письменность
Хараппская цивилизация- древнейшая в Индии
Развалины
Мохенджо-Даро
В долине реки Инд археологи раскопали несколько древнейших городов. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мертвых-Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро
ВТОРАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ХАРАППА. (РИСУНОК-РЕКОНСТРУКЦИЯ.)
Дома с современным комфортом: в каждый подведена вода и канализация.
В домах найдены золотые и серебряные украшения, оружие и инструменты из меди и бронзы , глиняная посуда и статуэтки, детские игрушки.
К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры.
К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того, надписи найдены на керамике, металлических предметах.
Общее число знаков на печатях доходит почти до 400.
Надписи относительно невелики но размерам.
В течение многих десятилетий ученые стараются разгадать тайны этой письменности.
ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ ГАДАТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ НА ПАНЦИРЯХ ЧЕРЕПАХ
Китайскую письменность не пришлось дешифровывать. И в наше время китайцы пишут иероглифами.
Гадательных надписей найдено много , более 100 тысяч.
ЖЕЛТАЯ РЕКА ХУАНХЭ.
На берегах этой реки раскопаны богатые захоронения знатных людей, целые подземные дома. Вместе с умершим хоронили десятки вещей из бронзы и золота, колесницы с лошадьми, рабов, которых приносили жертву.
Природные условия Китая
Используя карту Китая , опишите его природные условия.
Как вы думаете какие занятия были здесь распространены?
Занятия Китая
Сравните развитие Индии и Китая в древности, Выявите общие черты и различия
Проблема урока
Почему страны Индию и Китай мы можем назвать цивилизациями?
Ответьте на вопросы
В чем трудность дешифровки древнеиндийской письменности?
Чем можно доказать, что уже в III тыс. до н.э. в Индии и во II тыс. до н.э. в Китае существовали цивилизации?
Домашняя работа
§ 10
Выполнить задание 3 в рабочей тетради;
Работа по контурной карте ( задание 1-2)
kopilkaurokov.ru
Историческая викторина Древние цивилизации | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей
Историческая викторина для 5-х классов «Древние цивилизации» Игра представляет собой викторину, которая разработана для проверки знаний обучающихся 5 классов по истории. Рассчитана на 45 минут. Учащимся предстоит выбрать правильный ответ на вопрос, назвать имена древнегреческих героев и богов, провести анализ незнакомого текста, решить кроссворд, узнать по описанию исторического деятеля. решить задачи на сёт лет в истории и т.д. Цель игры: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала, обобщение и систематизация знаний через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного. Задачи: 1.Закрепить знания, полученные в ходе изучения материала формирование познавательной активности при изучении предмета; 2. Развивать познавательные способности, способствовать развитию мышления и логики; развивать навыки публичных выступлений, продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде работать с картой, документами. 3. Способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества,воспитывать интерес к исторической науке. Вид игры : викторина Оборудование: 1. Мультимедийный проектор. 2. Ноутбук (программное обеспечение Word, Power Point). 3. Мультимедийная презентация. Участники игры: 1. Формируются три команды (одна команда от класса)по пять человек в каждой. 2. Совет консультантов (болельщики команд). 3. Ведущие – учителя истории. Подготовительная работа: Конкурс проводится между командами 5 классов. Необходимо сформировать команды. Заранее команды выбирают себе название, девиз. Команды выбирают капитана. Учитель контролирует ход подготовки команд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры. Правила игры: 1. В викторине участвуют 3 команды(по 5 человек в каждой). Участники занимают место за своим столом. 2. У каждой команды должен быть Совет консультантов из числа болельщиков. 3. К помощи Совета могут прибегать команды, если у них есть затруднения с ответом. Совет может помогать командам: отвечать на поставленные вопросы, при этом жюри присуждает команде половину причитающихся баллов. Внимание на экран!!! Правила 1 раунд. Разминка В течение 3 минут командам задаются вопросы. Их задача: правильно и быстро ответить на 4 вопроса для каждой команды. Вопросы задаются по одному и по очереди. За правильный ответ присуждается 1 балл. В случае если команда затрудняется, право ответа переходит к другой команде. Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия). Строительный материал в Двуречье (Глина). Значки для письма в Финикии и Греции (Буквы) Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (Знатные люди) Знатные правители в Афи