Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции. Полис древней греции это
ПОЛИС В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ЭТО, Греческий полис - Энциклопедия - Фонд знаний «Ломоносов»
Полис — (греч. рolis) – город государство, форма социально экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Хронологическими рамками, которые охватывают данный период, являются 8-6 века до н.э. Эта эпоха занимает особое место в истории Греции. ПОЛИС — (фр., от греч. polys многий).
В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.
Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре.
Смотреть что такое «Полис» в других словарях:
История ряда древнегреческих государств и история Рима на определенной ступени его развития — это история отдельных полисов. В период римского господства полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства.
Были и более крупные полисы: в Афинах проживало до 200 тысяч человек, хотя граждан в нем было не более 35 тысяч человек
М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Полноправным членом П. в классич. V в. до н. э.) мог быть только тот, кто имел родителями граждан данного П., обладал земельным участком и был способен обеспечить себя за собств.
Кризис афинского П. в IV в. до н. э. был связан в первую очередь с падением его воен. потенциала и переходом к системе наемного войска. Страховое свидетельство, выдаваемое страховым обществом, с обозначением качества и ценности страхуемого имущества, а также срока и суммы застрахования.
Типичная форма п. — городское или крупное сельское поселение как политический, идеологический и культурный центр и близлежащая территория (хора). И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. В это время возникает мировоззрение, отличающееся рациональным взглядом на окружающий мир, развивается греческое искусство, воплощающее в себе высокие эстетические идеалы. Но главным феноменом, определяющим суть эпохи, было становление греческого полиса.
Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т.е. сельскохозяйственную территорию), достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 — 10 тысяч человек, из которых не более 2000 имели права гражданства. Могли существовать и очень мелкие полисы, где проживало всего несколько сотен человек. Но каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство, свои законы и свои органы управления.
Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, где впервые оказалось возможным существование понятий «гражданин», «гражданское общество». В эпоху архаики одновременно со становлением греческого полиса формируется представление о гражданском статусе. Первым качеством гражданина был его статус свободного человека. После повсеместной отмены долгового рабства гражданин в своем государстве ни при каких условиях не мог быть обращен в рабство.
В 5 в. до н.э. Афины становятся одним из ведущих полисов Греции
Земледелие долго оставалось основным занятием граждан, и именно оно рассматривалось как самое подобающее дело для свободного человека. В силу этого труд ремесленника, торговца, менялы считался менее престижным, поскольку делал человека зависимым от рыночной стихии. Наемный труд, труд на другого человека для гражданина был вообще невозможным.
Каждый гражданин был воином. Поскольку полисы как очень небольшие политические образования не могли содержать постоянную армию, защищать свою родину от внешней угрозы должно было все мужское население.
Теперь в греческом войске основной фигурой становится гоплит — тяжеловооруженный пехотинец. Патриотизм был важной составляющей в системе духовных ценностей граждан. Житель греческого полиса защищал не какую-то отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу, свой гражданский статус.
В полисе источником правовых норм был сам народ, а высшим законодательным органом — народное собрание. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было важным правом гражданина полиса. Убежденность в том, что лично от тебя, твоего решения зависит и судьба государства, и твое личное благополучие, стимулировала политическую активность граждан.
Именно участие в политической жизни государства делало человека гражданином, что принципиально отличало, по мнению Аристотеля, греков от варваров. Таким образом, триединство понятий: землевладелец, воин, участник политической жизни, — характеризует статус гражданина полиса. Данный период заканчивается тем, что дарийские племена вторгаются на материковую Грецию, в результате чего происходит гибель крито-микенской цивилизации.
М., 1983; Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. е. «города-государства». Совокупность граждан полиса и есть гражданское общество.
Также смотри:
Боль в сосках Иногда боли в сосках проходят быстро, в других случаях они связаны с серьезными болезнями, которые требуют специального лечения. Боли в сосках могут сопровождать различные заболевания и […]
Интернет-магазин Nikken — (Никкен, Никен, Niken) Фирма Никкен - Лидирующий производитель в индустрии здоровья. Фирма Никкен дает твердую гарантию качества своим покупателям и дистрибьюторам. С 1975 года компания Никкен представляет собой […]
Лицензия на продажу алкоголя: как получить? В получении лицензии часто отказывают и вот почему. В связи с чем, получением алкогольной лицензии озадачивается большинство владельцев кафе/бара/ресторана. Работая с нашей юридической […]
kwakret.ru
Греческий полис как социально-политический организм
Первое определение полиса – город-государство.
Греческий полис был очень небольшим по занимаемой территории – 100-200 км. В
таком полисе проживало 5-10 тыс. человек. Но были и более крупные полисы: Спарта
(8400 км), Афины (2500 км с населением в 120-150 тыс. человек). Могли
существовать и маленькие полисы.
Более подробно о совете 500 см. в афинской демократии.
Каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство свои
законы и органы управления.
Аттика
Центром полиса являлся город. Город был укрепленным пунктом, центром ремесла,
торговли, культуры, религиозной и политической деятельности. В крупном афинском
полисе включавшего, помимо города, сельские поселения, потребности экономической
и политической жизни заставляли крестьян часто бывать в городе. Город стоял в
нескольких километров от морского берега, но на берегу моря имел гавань (гавань
Фалеры была расположена в 5 км от Афин).
Второе определение полиса – гражданская община, базирующаяся на античной
форме собственности (т.е. права на участок земли и принадлежность к гражданской
общине были взаимно обусловлены). Гражданский коллектив полиса мыслился как
совокупность свободных, политически равноправных, экономически независимых
граждан-землевладельцев. В условиях ограниченной территории полиса это вело к
господству мелкого хозяйства свободных, самостоятельно обеспечивающих себя
крестьян.
Полис являлся совокупностью города окружавшей его хоры (сельской территории).
Экономическое единство жителей, занимающихся сельским хозяйством и ремеслом,
было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии (самообеспечения,
экономической самостоятельности). Город становится местом сосредоточения
ремесленного производства.
Только наличие двух взаимосвязанных групп населения – землевладельцев и
ремесленников – могло обеспечить автаркию полиса в целом.
Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, где
впервые оказалось возможным существование понятий гражданин, гражданское
общество.
По своему политическому устройству, структуре государственных рганов
греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с
демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие
демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было
случайностью, а отражало существенные различия в социально-экономических в
отношениях, сложившихся внутри этих полисов.
Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым
ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного
устройства.
Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и совершенной
формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской
демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4 в. до н.э.
Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом
длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.
Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на
регулирование отношений между классами, социальными группами, в том числе и
между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из
примеров) основой всей социально-экономической и политической организации
выступал коллектив граждан, образующих античную общину. Кроме граждан в античном
обществе находились многочисленные рабы, которые составляли более половины всего
населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина.
Достижением греческой политической мысли и полисного миро – воззрения была
выработка понятия "гражданин".
Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми правами,
составляющими основу его жизнедеятельности.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя
которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся
в демах – низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и
девушки по достижении 18-летнего возраста после проведенной проверки специальной
комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со
всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали
определенное воспитание. Это воспитание проводилось под руководством специальных
учителей – софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под
руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука,
метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям.
Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.
После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном
собрании. Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских
обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под
пристальным наблюдением Народного собрания и властей.
К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения
и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало
совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными
правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо
другого человека, право на земельный участок на полисной территории и
экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на
ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т.е.
участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и
защиту и отечественных богов, на защиту и покровительство афинских законов.
Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был
обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на
помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с
оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное
участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского
полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и
обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший
определенное воспитание.
biofile.ru
Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции
В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.
В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.
Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.
Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.
Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.
Афины
Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.
Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).
Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.
Реформы Солона
В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.
В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!
Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.
Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.
Тирания в Афинах
Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.
Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.
Завершение формирования Афинского полиса
Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.
Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.
Спарта
Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).
В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.
Государственное устройство
Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.
Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.
Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.
Быт спартанцев
Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.
Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.
Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.
загрузка...
aikido-mariel.ru
Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции
В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.
В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.
Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.
Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.
Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.
Афины
Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.
Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).
Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.
Реформы Солона
В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.
В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!
Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.
Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.
Тирания в Афинах
Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.
Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.
Завершение формирования Афинского полиса
Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.
Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.
Спарта
Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).
В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.
Государственное устройство
Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.
Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.
Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.
Быт спартанцев
Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.
Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.
Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.