Древней греции эгейский период. Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Крито-микенский (эгейский) период в культуре Древней Греции. Древней греции эгейский период


Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.

Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.

 

Вопросы лекции:

1. Введение в историю Древней Греции.

2. Крито-микенский (Эгейский) период

I. Введение в историю Древней Греции.

Античность.

 

Русское слово «античность» происходит от латинского «antiquus» - «древний». В эпоху Возрождения под античностью в Европе понимали всю древность известную тогда - «греко-римскую». Позже европейским ученым стали открываться и другие «древности»: египетские, вавилонские, шумерские и прочие. С тех пор понятия «античность», «античный мир», «античная цивилизация» употребляются в более узком смысле, для обозначения. истории и культуры Древней Греции и Рима.

Античная цивилизация родилась в бассейне Средиземного моря. Море и острова, горы и долины во многом предопределили не только жизненный уклад греков, а позже и римлян, но повлияли на внешний облик и внутренний этих народов. На протяжении всей античной истории римляне и греки оставались во многом разными этносами. Но со временем они составили историко-культурную общность, представители которой осознавали своё отличие от других народов.

В последние века I тыс. до н. э. два изначально различных пути развития античного общества, греческий и римский, слились в единую греко-римскую цивилизацию. Ее завершающей политической формой стала Римская империя, просуществовавшая до конца V в. н. э.

В истории античности выделяют два больших этапа: греческий и римский. Грекам или эллинам, как они называли себя сами, первыми удалось создать цивилизацию, которая распространилась по всему Средиземноморью. Несколько позже на историческую арену Средиземноморья выходят римляне. Им удалось создать великое государство, надолго объединившее весь античный средиземноморский мир.

В 476 году н. э., когда был низложен последний император Западной Римской империи, она прекратила своё существование. Это событие обычно принимается историками за финал античной истории.

 

Историография истории Древней Греции

Зарубежная историография.

Конец XVIII - первая половина XIX века.Изучение истории Древней Греции поднимается на новый качественный уровень. Этому способст­вовало несколько обстоятельств:

1. Возникновение научно­го источниковедения. Основы его заложили англичанин Ричард Бентли(1662 - 1742), немецкие учёные Фридрих Август Вольф (Фридрих Август Вольф) и Бартольд Георг Нибур(1776 -1831).

2. Введение в научный оборот все большего количества источников, прежде всего археологических и эпиграфических. После образования в 1830 году независимого греческого государства в страну были направлены многочисленные археологические экспеди­ции, Они занимались описанием сохранив­шихся руин важнейших центров древне­греческой культуры и в ряде мест прис­тупили к их раскопкам.

3. Внимание к античной истории широких общественных кругов Европы. Сочинениями древнегреческих писателей зачитывались многие образованные люди, их цитировали политические деятели. Произведения грече­ского искусства ста­ли рассматриваться как ценнейшее достоя­ние лучших европейских музеев.

4. Появляется ряд выдающихся работ по древнегреческой истории. Немецкий ученый Иоганн Винкельман (1717-1768) в 1764 году издал «Истории искусства древности». Его считают основоположником современных представлений об античном искусстве и археологии как науки. Филипп Август Бёк (1785 - 1867) начал собрание и издание сводного корпуса греческих надпи­сей. Его труд «Государственное хозяйство афинян» в 3 томах (1817-1823) дал новый импульс исследованиям в области античной экономики.

Эрнст Курциус (1814-1896) обобщил исследования многих германских ученых в труде «Греческая история» (в 3 т., 1852-1867), доведя его до битвы при Херонее (337 год до н.э.), положившей конец независимости Эллады.

Иоганн Густав Дройзен (1808-1884) первым обра­тился к систематическому исследованию последнего периода древнегреческой исто­рии, начавшегося после походов Александ­ра Македонского на Восток. Он назвал его эллинистическим в своем труде «История эллинизма» (1- 3 т. 1833-1843). Таким образом, хронологические рамки греческой истории были раздвинуты почти на три столетия, до конца I в. до н. э.

В Англии в конце XVIII - первой половине XIX века, ранее, чем в других странах Европы, выходят мно­готомные сводные труды по истории Древ­ней Греции: «Истории Греции» в восьми томах (1784- 1794) Уильяма Митфорда (1744-1827) и «История Греции» в 12 т. (1846-1856) Джорджа Грота (1794-1871).

Вторая половина XIX века – начало XX века.Это время ознаменовано крупными археологическими открытиями. Прежде всего, следует отметить раскопки Генриха Шлимана (1822-1890) и Вильгельма Дёрпфельда (1853-1940) в Трое, Микенах и Тиринфе, Артура Эванса (1851-1941) на Крите (с 1900 г.). Если ранее греческую историю начинали с гомеровско­го периода, то после раскопок этих раскопок ее стали изу­чать с III тысячелетия до н. э.

Большой резонанс в европейской науке второй половины XIX века имели исследова­ния античной гражданской общины или полиса, которые проводил французский историк Фюстель де Куланж (1830-1889). В работе «Античная гражданская община» (1864), он объяснял сущность античного по­лиса, исходя из религиозных воззрений гре­ков.

Швейцарский ис­торик Яков Буркхард (1818-1897) в своем труде «История грече­ской культуры» (т. I-IV 1893-1902 гг.) исследовал греческую цивилиза­ции как сложный культурно-религиозный комплекс. В отличие от большинства историков XIX века, считавших определяющей силой развития политические учреждения, он выдвинул на пер­вый план историю духовной культуры.

XX век.В этот период появляются многотомные коллективные труды обобщающего характера, в которых греческая история рассматривается в контексте общего развития Древнего мира. Наиболее известна из таких работ «Cambridge Ancient History» («Кембриджская древняя история»), первые тома которой вышли в 1923 году.

Изучая историю архаической Греции, ученые детально рассматривали такие проблемы, как значение Великой греческой колонизации, влияние связей с древними цивилизациями Востока на формирование античной цивилизации, особенности греческой тирании. Лучшее на сегодняшний день исследование о древнегреческих тиранах принадлежит немецкому ученому Гельмуту Берве (1896-1979). Был издан ряд трудов по истории классических Афин и Афинской морской державы – крупнейшего военно-политическое объединения полисов в древнегреческой истории.

В 80-х годах исследования проводились по различным периодам, по многим аспек­там и практически по всем регионам грече­ского мира. Получила широкое распространение организация симпозиумов и конференций, на которых специали­сты научных центров, археологи­ческих институтов и университетов подводили итоги последних научных разра­боток.

Как правило, итогом таких интерна­циональных конференций становится издание трудов, многотомных изданий, сво­его рода коллективных монографий, пред­ставляющих серьёзный вклад в исто­риографию проблемы.

II. Крито-микенский (Эгейский) период

Крито-микенский период датируют III-II тысячелетиями до н.э. Центрами греческой цивилизации в это время были остров Крит, Микены и другие города материковой Греции.

В эгейский период выделяют две цивилизации или культуры – Минойскую (Критскую) и Микенскую (Ахейскую или Элладскую). Часто к ним добавляют Кикладскую, развивавшуюся на островах Эгейского моря.

Минойская цивилизация.

Официальной датой открытия Микенской цивилизации считается 16 марта 1900 года. В этот день английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносса, древнего города, находившегося на северном берегу Крита около современного Ираклиона, в 4 км от моря. Был исследован первый дворец-храм цивилизации, построенный около 2000-1700 г. до н. э. На материалах этих раскопок ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации.

Хронология минойских периодов:

1 Раннеминойский (XXX-XXIII вв. до н. э.) - господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н. э.) - образование государственной структуры, возникновение социальных групп и письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII-XII вв. до н. э.) -объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет государственности и культуры, завоевание острова ахейцами.

 

Раннеминойский период(XXX–XXIII вв. до н.э.).

Население древнего Крита, создавшее развитую культуру, принято именовать минойцами. В начале III тысячелетия до н.э. жители осваивают производство меди, а несколько позже и бронзы. В середине III тысячелетия до н.э. появляется гончарный круг. Изготовленные с его помощью сосуды с тонкими стенками свидетельствуют о высоком мастерстве гончаров. Началось строительство длинных быстроходных гребных судов. Развивается каботажное (прибрежное), плавание.

Со второй половины III тысячелетия на Крите появляется частная собственность. О наличии ее судят по каменным печатям с грубыми пиктограммами. Возникают города. На Крите начинают править первые цари, жившие в Кноссе, Маллии и Фесте.

Среднеминойский период(XXII–XVIII вв. до н.э.).

На Крите разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз. Развивается земледелие, ориентированное на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур (так называемая средиземноморская триада) - злаковых (главным образом ячменя), винограда и оливы.

В Кноссе, Маллии и Фесте в центральной части Крита, Закрое на восточном побережье острова строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов».

К сожалению, от этих сооружений уцелело лишь немногое. Позднейшая застройка почти повсюду стёрла их следы. Только в Фесте сохранился большой западный двор старого дворца и часть примыкающих к нему внутренних помещений.

На Крите развивается бронзолитейное дело. Высокого уровня достигает ювелирное производство. Создаются прекрасные украшения в виде золотых цветков и насекомых, используется техника эмали. Совершенствуется строительное дело.

Из керамики этого периода наибольший интерес представляют глиняные расписные вазы стиля Камарес.Название дано по пещере Камарес неподалёку от Феста, где были найдены их первые образцы. Характерной особенностью ваз является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. Эти три цвета составляли сдержанную, но очень красивую гамму. Узор создаёт впечатление безостановочного движения сочетающихся друг с другом геометрических фигур: спиралей, дисков, розеток и т. п.

Возникшее в начале этого периода пиктографическое письмо (оно известно главным образом по кратким, из двух-трёх знаков, надписям на печатях) постепенно уступило своё место более совершенной системе слоговой письменности - линейному письму А.

Интересная особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены. Это связано либо с осознанием критянами собственной морской силы, не нуждавшейся в дополнительных оборонных сооружениях, либо, что менее вероятно, с поразительным миролюбием жителей острова на фоне всеобщих войн того времени.

Внешние связи Крит в основном осуществлял с Восточным Средиземноморьем, Малой Азией и Египтом. В Восточном Средиземноморье критяне торговали с Кипром и сирийскими царствами, через которые на Крит попадали предметы из Вавилона. В Малой Азии - с населением Трои и хеттами. С Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX-XVIII вв. до н.э.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на остров послов и имели своё постоянное представительство.

Религия древнего Крита.

О религии Крита III–II тысячелетий до н.э. известно очень мало. Предположительно существовало поклонение богине-матери, отождествлённой с силами природы. Этот вывод сделан по находкам статуэток женщин («богинь»), держащих в руках извивающихся змей. У богини-матери были спутники - существа с головами животных и человеческими телами. Видимо, одним из них был Минотавр, получеловек - полубык. При раскопках на Крите найдено много изображений головы и рогов быка.

С культом быка были связаны особые религиозные церемонии, для которых существовали специальные площадки. На них навстречу друг другу выходили бык и акробат. Бык бежал с низко опущенной головой, а акробат, изловчившись, хватался за его рога и перекидывался на спину животного, где проделывал различные движения, и затем спрыгивал. Священные игры с быками требовали от людей совершенной техники, достигавшейся долгими тренировками.

На Крите при раскопках найдены гигантские двусторонние топоры лабрисы, высотой выше человеческого роста, что говорит о поклонении жителей этому оружию.

На Крите почиталась змея как хранительница дома и воплощённая мудрость. Существовал культ мёртвых, который прослеживается по гробницам, глиняным саркофагам и сосудам, в которых хоронили покойников.

Элладская Греция.

Хронология Элладской (Ахейской, Микенской ) цивилизации:

1. Раннеэлладский период (XXX- XXI вв. до н. э.) - догреческое население, господство первобытных отношений.

2. Среднеэлладский период (XX- XVII вв. до н. э.) - расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, разложение родо-племенных отношений.

3. Позднеэлладский или микенский (XVI-XII вв. до н. э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее гибель.

Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.

 

Вопросы лекции:

1. Введение в историю Древней Греции.

2. Крито-микенский (Эгейский) период

lektsia.com

Эгейская цивилизация. Крито-микенский период: barucaba

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века (от 3000 до 1000 гг. до н. э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации. В III—II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря — на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены, Пилос, Тиринф).

Берег Эгейского моря

Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.

Микены. Руины города

Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эванса на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале, что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт,

Дедал и Икар

Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца

и о герое Тесее, что победил жителя лабиринта Минотавра и нашёл обратный путь с помощью «нити Ариадны».

Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425—410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Bambini, Niccolo - Ariadne and Theseus

Микены открыты Генрихом Шлиманом после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство — талассократия (подтип государства, вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого так или иначе связанной с морем), которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладала сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей.

Кувшин в морском стиле. Археологический музей, Ираклион

По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе. Он представлял собой многоэтажное сооружение, большинство помещений которого соединены сложной системой переходов, коридоров, которые никогда не имели внешних окон, а освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшены фресками. Одна из самых знаменитых — «Парижанка» (в настоящее время в коллекции Археологического музея Ираклиона) — так Артур Эванс назвал изображение молодой женщины с темными вьющимися волосами.

«Парижанка»

Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметре, ей служила верховная жрица — дочь Миноса, которую могут изображать большая и малая статуэтки Богиня со змеями.

Богиня со змеями (большая)

Другие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка как олицетворение Посейдона — бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов, в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком — Таврокатапсия.

Таврокатапсия на фреске из Кносса

Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира, и Крит потерял свое доминирующее положение.

Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населенные греками-ахейцами.

Маска ахейского царя

Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц.

Барельеф со львами

Генрих Шлиман нашёл также золотую усыпальницу микенских царей — гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами.

Вход в Гробницу Атрея

Микены возглавили ахейцев в Троянской войне, воспетой в «Илиаде», которая приписывается авторству Гомера.

Троянский конь, Джованни Доменико Тьеполо

Рукопись «Илиады» V века

бюст Гомера в Лувре

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых всё ещё господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемое критское письмо).

Табличка с надписью Линейным письмом (Археологический музей Ираклиона,Крит)

barucaba.livejournal.com

Крито-микенский (эгейский) период в культуре Древней Греции



Крито-микенский (эгейский) период в культуре Древней Греции.

 

     В начале XX в. английский археолог А. Эванс начал свои раскопки на острове Крит, которые он продолжал и в дальнейшем. Им была открыта критская культура, относящаяся к культуре древней Греции. Вся культурная жизнь на острове была сосредоточена вокруг дворцов. Эванс открыл в центральной части о. Крит (Кносс) самый древний из дворцов, который получил название « Дворец царя Миноса».

   С 1874 по 1885 г. Генрих Шлиман работал на территории Балканского полуострова — в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культура древней Греции.

Работы на Балканском полуострове были продолжены греко-американской экспедицией под руководством К. Курониотиса и Блегена, которые потом в западной части Пелопоннеса, около древнего Пилоса, нашли большой Пилосский дворец.

   Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией в Пилосском дворце были найдены глиняные таблички с неизвестными надписями. Их исследовал сначала Эванс, который назвал их «линейным» письмом и разделил на более древнее письмо «А» и более позднее письмо «Б» (линейное письмо «А» так и не было расшифровано).

Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установить цифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог. Прочел крито-микенские надписи письма «Б» в 1952—1953 гг. Молодой английский архитектор М. Вентрис.

   Критское царство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами. Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Крупнейшие города Кносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружественные отношения, поэтому стен вокруг поселений не возводили.

   Как уже было сказано, вся культурная жизнь на острове была сосредоточена вокруг дворцов. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи — главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер.

   Создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. Обязательный атрибут-квадратный внутренний двор. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворца отводится для женщин. Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием.

   Во второй половине XVIII в до н. э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени — Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие ниже, третьи — на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах.

   Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища и оружие.

 

Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого, давящего.

   Главным украшением дворца была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески — росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило, располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы.

   Стены парадных помещений дворца украшены монументальными картинами. Фрески знакомят с жизнью и развлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком — любимое развлечение юношей и девушек.

   Расцвет критской живописи относится к XVI в до н. э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.

  Критское государство погибло в конце XV в. До н. э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г. до н. э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.

   Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критяне залюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которой видели высший смысл жизни.

 

С угасанием цивилизации Крита в XIV в. до н. э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы — одноглазые великаны.

   Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

   Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.

   К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц — толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» — мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.

   Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.

   В середине XII в. до н. э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции — эллины — создали свою собственную культуру.

stud24.ru