Погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальные сооружения древнего китая
Погребальная скульптура Древнего Китая
Изобразительное искусство Древнего Китая проявляется прежде всего в погребальных памятниках, большинство из которых относится к предханьскому и ханьскому периодам.
Наиболее сложной композицией обладают царские (императорские) погребения, состоящие из собственно захоронения и надземной части. Последняя включает в себя архитектурные сооружения — специальные постройки, стены (по модели городской стены), арки и, начиная с I - II вв., каменную монументальную скульптуру, образующую так называемую «дорогу духов». Такая композиция оставалась в силе на всем протяжении всей истории Китая. Императорские погребения сосредоточены в окрестностях гг. Лоян (для Поздней Хань), Чанъань/Сиань (для Ранней Хань и Тан), Нанкина (для эпохи Шести династий и начала минской эпохи) и Пекина (для второй половины минской эпохи и для Цин).
Погребения знати тоже включали в себя надземную часть в виде насыпи, каменного изваяния или стелы. Для позднеханьских погребений восточного прибрежного района характерно наличие специфических надземных сооружений — цытаны, сложенных из каменных плит, покрытых рельефами.
Среди монументальной погребальной скульптуры ханьского времени преобладают изображения (349) фантастических животных — так называемые «крылатые львы», которые в действительности воспроизводят хищного зверя из семейства кошачьих (леопард?) с другими зооморфными деталями: рог на голове, крылья, змеевидный хвост. В дальнейшем «крылатые львы» дополнились рядом других фантастических образов — «крылатый конь», «единорог-цылинь» и т. д. Изображения собственно льва (шицзы) появились в китайском погребальном искусстве в IV -VII вв., причем в двух основных позах: «сидящий» и «идущий» лев. Первые известные образцы антропоморфной каменной скульптуры тоже относятся к Поздней Хань. Впоследствии в погребальный ансамбль входили изображения двух основных типов: воины и гражданские чиновники в траурном (парадном) одеянии.
Начиная с танской эпохи изображения львов-шицзы стали неотъемлемой частью светской монументальной скульптуры: парные изваяния львов (лев и львица, для изображения последней характерно наличие рядом с главной фигурой фигур львят) превратились в стандартную деталь различных архитектурных ансамблей. Однако в целом монументальная скульптура продолжила свое существование в рамках именно погребального искусства — китайская культура практически не знала практики возведения мемориальных памятников в виде скульптурных изображений конкретных исторических лиц.
Погребальная монументальная скульптура — каменные изваяния внушительных (до 3 м высотой) размеров, подчиняющиеся общим иконографическим принципам. Однако стиль их исполнения заметно варьирует в различных регионах. Скульптуры Центрального Китая выполнены, как правило, в строгой и лаконичной художественной манере, тяготеющей к максимальной натуралистичности. Для скульптуры (350) Юга Китая характерна подчеркнутая округлость силуэта и форм, а также обилие факультативных декоративных элементов, что соответствует общим художественно-эстетическим принципам южнокитайского «барокко».
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 349-351.
Начиная ориентировочно с позднечжоуского периода в Китае установилась традиция помещения в погребения глиняных (терракотовых) моделей всего, (351) что окружает человека в жизни: построек, домашних животных, колесниц, людей. Нередко такие модели образуют многофигурные пластические композиции: сцены акробатических представлений, танцев во время пиршественной трапезы, войсковые соединения, архитектурные ансамбли. Следовательно, одним из истоков китайской миниатюрной пластики тоже являлось погребальное искусство.
Самым ярким и одновременно уникальным памятником древнекитайского изобразительного искусства справедливо полагается так называемая «глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди» — огромное число выполненных из обожженной глины фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину, найденных в 1974 г. на подступах (в 1,5 км к востоку от кургана) к погребению императора Цинь, тоже находящемуся в окрестностях г. Сиань. К настоящему времени раскопано 7000 фигур воинов (рядовые солдаты, офицеры, генералы), 600 фигур лошадей и 400 колесниц, занимающих площадь в 14,26 кв. м. Армия изображена на марше: солдаты построены в колонны, разбитые на отделения во главе с офицером. Каждая фигура наделена четкими индивидуальными приметами: анатомические особенности и выражение лица, конфигурация прически, детали одежды (пряжки на поясах), форма кистей (352) рук, пальцев и даже ногтевых пластинок на руках. Одновременно они являются подлинными произведениями искусства — в каждом конкретном случае передаются не только внешние черты портретируемого, но и приметы его внутреннего облика.
История создания, культурная семантика и символика «армии Цинь-ши-хуан-ди» остаются загадками для науки. Древнекитайская культура в известных ее образцах не содержит явных прототипов подобного рода скульптуры и даже намеков на существование в ней художественной традиции, соответствующей по своему уровню развития технологии изготовления и художественно-эстетическим достоинствам «армии Цинь-ши-хуан-ди». В письменных источниках («Ши цзи» Сыма Цяня) подробно говорится о строительстве гробницы циньского императора, в котором участвовали несколько сотен тысяч человек, и об устройстве самого погребения — огромной камеры со сводом, выложенным драгоценными камнями в виде астральных объектов (светила и созвездия), и напольным макетом ландшафта Поднебесной с руслами рек и морским бассейном, наполненными ртутью. Однако о создании и погребении глиняной армии в них умалчивается. И, наконец, известные на сегодняшний день анимистические верования древних китайцев не объясняют причины исполнения погребальных фигур в натуральную величину и наделения их строго индивидуальными приметами.
Таким образом, выносить окончательные оценки уровня развития всего в целом изобразительного искусства Древнего Китая пока что преждевременно. Высока вероятность обнаружения новых археологических материалов, которые не только позволят ответить на вопросы, связанные с «армией Цинь-ши-хуан-ди», но и потребуют решительного изменения принятых в науке точек зрения на характер и типологические особенности древнекитайского изобразительного искусства. (353)
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 351-353.
Скульптура Древнего Египта
Египетская скульптура
Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Функция статуй проистекает из необходимости, чтобы изображение помогало духу усопшего возвращаться к жизни. Они служили приютом для жизненной энергии усопшего, ка, и обеспечивали иную жизнь в случае исчезновения или разложения физического тела. Статуи, таким образом, представляют собой не что иное, как простую копию умершего человека. Пока имелась статуя, будь то большая или малая, жизнь скопированной натуры продолжалась в ее изображении. Ка мог при этом странствовать в потустороннем мире, но ему нужна была конкретная форма, чтобы продолжить жизнь тогда, когда он вернется из своих скитаний. Голова являет собой наиважнейшую часть фигуры, потому что она служит душе усопшего указателем того места, куда она должна помещаться. Однако отсутствует портрет в том виде, в каком мы его понимаем, то есть в качестве верного воспроизведения черт изображаемого. Сердаб служил потайным помещением, прилегавшим к погребальному помещению и предназначавшимся для статуи-опоры ка. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить. Статуи устанавливались также в храмах, чтобы облегчить покойнику наслаждение и участие (88) в животворных ритуалах, поэтому сердаб имел небольшую щель на уровне глаз статуи, делавшую возможным наблюдение за церемонией из прихожей. Этим объясняется тиражирование статуй одного и того же персонажа в различных погребальных подсекциях, поскольку каждое из этих изображений должно было выполнять разные погребальные обряды, требовавшие его присутствия.
Многие из этих статуй были скрыты от глаз посетителей, так как они задумывались вовсе не для созерцания. Итак, для выполнения своего священного предназначения необходимым условием являлось максимальное совершенство отделки творения. Соответствие формы и предназначения выступало основополагающим принципом всей египетской скульптуры. Для достижения взаимоувязки этих целей были установлены определенные нормы, которые подлежали неукоснительному соблюдению во всех скульптурных мастерских. Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства.
Сила слова
Слово увековечивается посредством письменности. Письменность обладает божественным характером, она завещана богами. Слова обладают маной, являющейся сверхъестественным свойством, которое посредством чтения дает усопшему возможность говорить, то есть участвовать в жизни. Отсюда в египетской скульптуре портрет мыслится вовсе не как миметическая копия действительности. Индивидуальность, определенность портрету как таковому придает именно слово, имя, вписанное непосредственно в статую. Идентификация личности осуществляется, таким образом, именно посредством эпиграммы, а не через соответствие форм.
Читайте также:
lektsia.com
Смерть. Первые погребальные обряды. Культы, религии, традиции в Китае
Смерть. Первые погребальные обряды
Смерть старшего, особенно отца семейства, носителя родового культа, его погребение, траур по нему и жертвы в его честь были в старом Китае одним из главных моментов конфуцианского культа предков.
Обряды и церемонии, связанные с этим, были детальнейшим образом разработаны и описаны еще в ранних конфуцианских канонах «Или» и «Лицзи». Позже они обросли многими деталями и некоторыми нововведениями (связанными, например, с появлением буддизма), но в основе своей именно эти древние обряды на протяжении тысячелетий служили образцом, которому старались следовать все китайцы.
Хотя напоминание о смерти считалось неэтичным, забота о покойнике начиналась обычно задолго до его смерти, причем рационалистически мыслящие конфуцианцы не видели в этом ничего неприятного для себя. Если речь шла об императоре – ему загодя строили пышную гробницу. До наших дней в окрестностях Пекина возвышается тринадцать величественных холмов – гробниц императоров династии Мин, правивших Китаем в XIV – XVII веках. С еще большей пышностью была в свое время воздвигнута гробница первого циньского императора, объединителя Китая Цинь Ши-хуанди. Эта гробница строилась несколько десятилетий и, судя по данным «Шицзи» [929, гл. 6, 118], представляла собой роскошный подземный дворец, заполненный редкими изделиями и драгоценностями. Расположенный близ современной Сиани величественный холм с этой гробницей еще не раскопан современными археологами.
Большие подземные усыпальницы, целые семейные склепы сооружались аристократическими семьями. Некоторые из таких подземных мавзолеев были раскопаны археологами, а извлеченные из них произведения искусства сыграли немалую роль в изучении древнекитайской культуры (вспомним, например, замечательные барельефы из гробницы семьи У в Шаньдуне, датируемые эпохой Хань). Но не только знатные и богатые семьи, но даже семьи со средним достатком считали своим долгом позаботиться о достойном погребении покойников, особенно глав семьи и клана.
Важной частью этой заботы являлось изготовление или приобретение гроба. Этот очень существенный элемент погребального обряда стал широко практиковаться уже в предханьском Китае, когда захоронение в гробу стало нормой. В дальнейшем приобретение гроба превратилось в обязательный и наиболее ревностно соблюдаемый обычай. Гроб обычно заранее приобретали или изготовляли в семье, глава которой достигал почтенного возраста. Подарить отцу семейства или его главной жене в день шестидесятилетия гроб считалось одним из самых приятных сюрпризов. Старики с большой радостью принимали этот подарок, помещали его в одной из комнат дома и тщательно следили за его сохранностью. Гроб этот был предметом забот и других членов семьи. Ежегодно его покрывали добавочным слоем шпаклевки и лака, так что год от года он становился все тяжелее и прочнее. На протяжении всего времени пребывания в доме гроб рассматривался как важная часть имущества того или иного из старших членов семьи. Имея собственный гроб, человек был спокоен за будущее: он знал, что и после смерти тело его будет сохранено. Стремление сохранить тело покойника в целости, восходящее к наивно-тотемистическим представлениям о возможности реинкарнации, в условиях культа предков приобрело особый смысл. В Китае считалось, что несоблюдение этого обычая пагубным образом сказывается на посмертном существовании души умершего и может причинить не только неисчислимые бедствия его потомкам, но и беспокойство другим. Вот почему даже самые отъявленные негодяи и закоренелые преступники содрогались при мысли, что им могут отрубить голову или, что еще хуже, изуродовать все тело (четвертование и т. п.). Эти виды казни всегда считались самыми ужасными [589, 145 – 146]. Преступники нередко слезно молили, а их родственники платили немалые деньги за то, чтобы заменить такую казнь более почетной и достойной – удушением, например. В крайнем случае они просили разрешения после казни вновь приставить голову к туловищу и захоронить казненного в «целом» виде. Такое разрешение ценилось недешево и давалось не всякому. Известно, в частности, что отцеубийцам в нем отказывали35.
Зафиксированные еще в «Лицзи» [883, т. XXIV, 1823 – 1892] правила обращения с покойником требовали, чтобы сразу же после того, как человек умер, старший из его родственников, обычно старший сын, совершил первый важный обряд, обращенный к душе покойного: обливаясь слезами, почтительный сын должен был молить ее вернуться обратно в тело горячо любимого отца. Этот призыв повторялся трижды, и только после того, как на возвращение души надежды не оставалось, покойник признавался действительно мертвым. Сразу же вслед за этим следовала серия специальных обрядов, ставивших своей целью сохранить тело от разложения и вплоть до захоронения регулярно и почтительно предоставлять покойнику в его доме все то, на что он, как старший в семье и клане, был вправе рассчитывать. Первым был обряд облачения36. Все члены семьи умершего с момента смерти в доме соблюдали глубокий траур. Первые три дня вообще не полагалось ничего есть, сильные ограничения в еде оставались и в остальное время траура. Женщины распускали волосы, расстегивали платье, снимали обувь, головные украшения, подвески и т. п. В доме закрывали все цветное и блестящее, на долгое время все домочадцы умершего отказывали себе в радостях и увеселениях. Даже спать члены семьи умершего в первые дни после смерти обязаны были близ гроба, чуть ли не на земляном полу или на соломе, с куском земли под головой.
Процесс прощания с покойником, оплакивания его, посещений и соболезнований длился довольно долго, иногда несколько недель. Все это время гроб с телом находился в доме на самом видном месте и весь распорядок жизни домочадцев был организован так, чтобы покойник чувствовал себя как можно лучше. До тех пор пока тело не погребено, усопший продолжал еще по традиции считаться как бы живым. Предполагалось, что в это время тело еще способно воспринимать и ощущать все земное37.
Но и после окончания необходимого срока прощания похороны следовали не сразу. Нередко гроб с телом выносили во двор, и там, под специально сделанным шатром, он мог лежать долгие недели и месяцы, иногда даже годы. Во-первых, эта задержка диктовалась традицией: согласно «Лицзи» [883, т. XX, 566], государя полагалось хоронить через семь месяцев после кончины, аристократов высшего ранга – через пять, остальных рангов – через три. Во-вторых, вопрос обычно упирался в экономические затруднения. Погребальный обряд, захоронение, поминки, иногда и приобретение могильной земли – все это стоило немалых денег. Особенно часто задержка с похоронами случалась в тех случаях, когда социальное положение семьи требовало более богатых и пышных похорон, нежели позволяли ее финансы. Такие случаи были нередки, особенно в семьях шэньши, еще не сдавших полный цикл экзаменов и не имевших должности [145, 68 – 69].
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Допотопные "гробницы" Китая: sibved
Из официальной истории все знают, что истории Китая несколько тысяч лет. Но в последнее время, с возросшим уровнем альтернативных взглядов на традиционную историю, этот возраст Китая ставится под сомнение. Не буду оспаривать то или иное, а лишь хочу высказать и показать здесь, что причиной «молодости» культуры этой страны явился катаклизм, который откатил достижения людей этой территории (впрочем, как и почти всей планеты) на уровень кочевников, занимающихся собирательством.На фотографии выше показана разрытая гробница царства Цинь в провинции Шэньси. Обратите внимание на какой глубине находится захоронение.
Чертеж внутреннего устройства циньской гробницы 4 в. до н.э. Для чего нужно было делать захоронение на такую глубину? Ведь это объем земляных работ, сопоставимый со строительством нового здания. И обратите внимание на цвет грунта. Это не культурный слой. В Китае – это какой-то вид рыхлой рыжей глины.
Официально: Это гробницы государства Чу периода сражающихся царств (5 в.до н.э.) из уезда Цзаоян.
Деревянная погребальная камера, вернее камеры, в гробнице государства Чу в Цзяояне. За 2,5 тысячи лет дерево не сгнило и даже не окаменело! Такого не может быть.
Слои глины над гробницей династии Западная Хань недавно открытая в провинции Шаньдун.
Внутренние помещения гробницы все сделаны из дерева, даже стены коридора, что на фото, сложены из деревянных брусков, хотя может показаться, что это кирпич.
Удивительно, что за 2000 лет все конструкции так хорошо сохранились. Может быть, им и не 2 тыс. лет? А всего пара сотен? Т.к. дерево либо сгнило бы (это же не лиственница), либо окаменело.
Толстые несущие стены тут тоже выложены из кедровых брусков, кирпич не используется вовсе. Проблем с лесом в Китае, значит, тогда не было
Источник и остальные фотографии
Вот старые фотографии китайских гробниц и статуй животных эпохи Тан:
Статуя находтся в грунте. И опять хочу заметить – это не культурные слои. И еще, на фото – нет ни одного дерева или куста.
Раскопали, вытащили, поставили на постамент и посадили дервья. Даже и не скажешь, что что-то страшное ранее могло произойти…
Источник и остальные фотографии
Перейдем к погребальному комплексу Янлин, эпохи Хань
Раскопанные всадники императора Цзин-ди. Фото из музея Янлин. Обратите внимание на плотную глину, которая прочно «впаялась» в структуру статуй. Ее оченьтрудно удалить, китайские археологи даже оставили статуи полуочищенными. Наверное, был рск повредить сами статуи. Культурные слои? Ну, да, конечно…
Очищенные и перенесенные в музей статуи
А на эти не хватило китайского терпения? Или их такими выставили, подчеркнув китайскую «древность»?
Вот в таком состоянии их находят
Глиняно-иловый раствор потопа (или чего-то там) настолько прочно зацементировал все, что очистить, отделить его от статуй практически невозможно.
официальная версия историков: в последний путь императоров провожали не только со статуями людей, но и животных
Обратите внимание на толщи слоев глины над раскопом. Фото из музея Янлин.
Кто будет делать на десятки метров в глубь? По официальной истории - делали
Источник и остальные фото
Мавзолей Янлин
Единственная более-менее раскопанная гробница государства Западная Хань около современного Сианя в Китае.
Вход в мавзолей-музей около одной из китайских пирамид
В мавзолее создан большой и современный музей, где можно через стекло осмотреть основные раскопы в гробнице Цзин-ди. Здесь можно увидеть часть глиняной императорской армии, непосредственно на месте обнаружения оной.
Обратите внимание как повалены статуи. Явно видно, что они стояли, но что-то двигалось по центру, как волна повалила их по стронам.
Воины Цзинди, в отличии от терракотовой армии (про них ниже) Первого императора, имеют не только малые размеры, но много и других отличий. Их руки были сделаны из дерева и могли вращаться, так как крепились специальными стержнями к туловищу, но к сожалению, они в большинстве случаев не сохранились.
Для этих кукол создавали специальную одежду и доспехи из реальных материалов - шелка, кожи, которые плохо сохранились, поэтому большая часть фигур сейчас имеют "костюм Адама".Фото из музея Янлин, воины в истлевших одеждах.
Многих так и не стали откапывать
Статуи лошадей тоже повалены
Как можно было так хорошо закопать все эти статуи? И еще такой вопрос: почему при закапывании так небрежно это сделали? Опрокинули многие статуи, часть побилась. Что за пренебрежение к ритуалу? Может быть – это и не было захоронением? А была мастерская по изготовлению статуй и сосудов?
На это наводит еще вот такой факт: сама погребальная камера императора, если и найдена, что не факт, также недоступна. Скорее всего, ее, как всегда, не стали трогать, чтоб не беспокоить покой великого предка. Т.е. захоронение императора так и не найдено. А то, что есть из официального рассказа для посетителей – это как сказки: никто не видел, но все верят, что это именно так.
Раскопки около пирамиды все-таки были – снят толстый пласт грунта
Макет общего вида мавзолея императора. Пусть пока это называется так
Это макет гробницы с подземными камерами. А может быть, это когда-то не было подземельем, а было строениями около пирамиды. Пирамида – энергоцентр. А это все заводы-мастерские. Представляете объем работы? Если эта площадь - не заваленные грунтом/глиной строения, а подземелья, то это нужно было вначале выкопать котлован, построить внутренние переходы, перекрытия и опять закопать. А из излишка глины построить пирамиду. Даже с современной техникой, можно и в пятилетку не уложиться...
Нетрудно догадаться, что такой же "муравейник", с различными ходами-переходами, находится возле каждой пирамиды около города Сиань и ждет своего часа, чтобы появиться на свет.
Источник
Перейдем к галерее с терракотовыми воинами. Официально – это гробница Первого императора Китая
Глиняные воины, найденные в 1974 году, оттягивают на себя все внимание.
Терракотовая армия датируется 2-3 веком до н.э. и логично приписывается погребальному комплексу императора Цинь Шихуанди , хоть и находится на некотором удалении от него.На данный момент раскопано более 8000 глиняных воинов и их количество постоянно увеличивается. Воины имеют рост 180-190 см (огромный рост для современного китайца), вес одного солдата около 136 кг.
У каждой статуи лицо – индивидуально
Все воинство было снабжено настоящим оружием – арбалетами, пиками и мечами
А вот так их находят. Согласитесь – странная форма погребения. Небрежно засыпали или это все запали не люди, а катаклизм. Отсюда такие разрушения статуй.
Их собирают как конструктор
Все фигуры были очень ярко раскрашены, но краски погибли от контакта с кислородом, когда воинов начали извлекать на поверхность.Фото из музея Терракотовой армии. Почему у них синие носы? :)
Есть много версий, отвечающих на вопрос, зачем понадобились все эти фигуры. Официально, во времена более ранних китайских династий Шан, Чжоу, было принято хоронить живых людей, а здесь их вроде решили, по доброте душевной, заменить глиняными копиями.
Оцените глубину, на которой находят статуи
Полы из керамических плиток
Источник
Археолог starcheolog на основании постов которого я делал статьи про раскопки в Старой Руссе, по приглашению хотел было высказаться и указать в чем я заблуждаюсь, когда пишу подобное. Но пока так и не счел необходимым это сделать. Т.е. немного прояснить ситуацию с позиций официальной археологии, написать несколько строк в блоге с альтернативными взглядами – что это за слои глины - это ниже достоинства самой археологии. Я это понимаю так. Всякие оправдания, ссылаясь на занятость – здесь не в счет.
sibved.livejournal.com
Гробница Цинь Шихуанди - фантазии и археологическая реальность
Так как тема погребения Первого китайского императора вызывает неиссякаемый интерес (я только недавно получил несколько подобных комментариев), я решил ее продолжить, а заодно частично еще раз коснуться вопроса китайских пирамид, тоже весьма актуального.Маловероятно, что китайское правительство даст когда-либо добро на вскрытие захоронений древних императоров, поэтому я постараюсь примерно обрисовать то, что находится внутри погребений - именно этот вопрос, как я заметил, волнует многих любопытствующих больше всего. Я в свое время сделал несколько постов, где можно было видеть китайские пирамиды снаружи, но их внутренней структуры почти не касался. Хотя общую природу китайских курганов попытался раскрыть. Сейчас я попробую рассмотреть эту тему более подробно.
Структуру внутренних помещений в гробницах императоров государств Цинь и Хань можно проследить на примере уже раскрытых погребений высокопоставленных лиц из этих династий. Например, несколько гробниц правителей царства Цинь - гос-ва завоевавшего весь Китай в 3 в. до н.э. сейчас уже раскопано, ведь именно князем Цинь был знаменитый Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая.
Разрытая гробница царства Цинь в провинции Шэньси.
Чертеж внутреннего устройства циньской гробницы 4 в. до н.э.
Гробница весьма проста - на дне огромной ямы находится небольшой деревянный склеп, где упокоился сам князь Цинь и несколько его жен. В этом помещении также находились необходимые покойному погребальные дары: украшения, посуда, оружие, все то, что должно было сделать пребывание правителя на том свете необременительным. Заодно с князем прикопали примерно 150 его сановников, наложниц и просто слуг, их гробы находятся снаружи погребальной камеры. Видимо, чем ближе к императорскому захоронению находился гроб соумирающего, тем выше был его социальный ранг в гос-ве Цинь.
Фото новодела, в который мудрые китайцы превратили императорскую гробницу, зато теперь она доступна для осмотра туристов.
Как видим, ничего сверхъестественного в погребении предшественника Цинь Шихуанди нет. Гробница имеет минимальные внутренние помещения, изначально сделанные из дерева (сейчас китайцы погребальную камеру, как видно на фото, отлили из бетона).Но, деревянные балки склепа циньского вана частично сохранились, и их можно увидеть в музее.
Форма погребения в виде перевернутой пирамиды, уходящей вглубь земли, была характерна для всего древнего Китая (не только для царства Цинь). Она не менялась с времен государства Шан-Инь (1600-1027 гг. до н.э.). Как правило, на поверхности, над погребением, внушительных сооружений тогда не строили, хотя могли быть деревянные заупокойные храмы в виде классических китайских павильонов, естественно со временем они полностью исчезли.
Гробницы государства Чу периода Сражающихся царств (5 в.до н.э.) из уезда Цзаоян.
Длинные прямоугольные ямы внизу - места складирования боевых колесниц, их закапывали вместе с лошадьми, и в приличных количествах. В погребальном комплексе Цинь Шихуанди тоже были подобные ямы, там размещали настоящие колесницы и настоящих лошадей, а не только макеты из терракоты, как принято считать.
Деревянная погребальная камера, вернее камеры, в гробнице государства Чу в Цзяояне (кликабельно).
Погребальные камеры здесь, как и у циньских князей, представляют собой деревянные срубы из бруса, сверху над ними делали настил из таких же обработанных деревянных бревен. Как правило, использовались сосна и кипарис, дерево могли покрывать специальным лаком, чтобы предотвратить гниение. Как мы видим, деревянные стены и балки сохранилось очень хорошо, хотя прошло 2500 лет. Хотя, это скорее заслуга здешних почв, хорошо сохраняющих органику.
Вскрытие гробницы князя И, его княжество входило в состав царства Чу в 5 в. до н.э. На фото хорошо видны мощные бревна перекрытий.
Одна из камер в гробнице князя И.
Погребение князя И не было ограблено и прославилось огромным количеством извлеченных из него предметов. Как и в циньских княжеских могилах здесь с правителем захоронили весь его гарем - несколько десятков наложниц. Но, главная жена князя И имела отдельную гробницу, в сотне метров от могилы мужа.
Раскопки в могиле князя И (кликабельно).
Ну, а теперь мы подходим к ключевому вопросу - так, как же должны выглядеть гробницы Цинь Шихуанди и других великих императоров раннего Китая, что скрываются под огромными земляными пирамидами?
Ответ, я думаю, очевиден - гробницы императоров должны быть похожи на погребения их предшественников, князей царства Цинь, Чу и других. Нет никаких оснований думать, что у Цинь Шихуана погребение будет чем-то принципиально отличаться. Единственное, что мог себе позволить Первый император - это гигантские размеры гробницы, т.е. его мавзолей может отличаться только количественно, но не качественно. Он должен соответствовать всем канонам китайской погребальной архитектуры того времени.
Иногда можно прочитать в популярной литературе, что гробница Цинь Шихуанди - это нечто чрезвычайно роскошное и прогрессивное, в том числе и технически. Хотя, безусловно, гигантский земляной холм и множество деревянных срубов под ним, это то, что могло поражать воображение современников.
В защиту величия Первого императора Китая я могу выдвинуть только гипотезу, основанную на рассказе китайского историка Cыма Цяня, где он упоминает естественную гору Лишань, внутри которой и похоронили Цинь Шихуана.
«В девятой луне [прах] Ши-хуана погребли в горе Лишань. Ши-хуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней [склеп]; объединив Поднебесную, [он] послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнетЭр-ши сказал: “Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно”, и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы"
Если гробницу выдалбливали в естественной горе, то тогда ее внутренняя структура может отличаться от захоронений царства Цинь, расположенных на равнине.
Но, проблема заключается в том, что внутри кургана Цинь Шихуанди так и не были найдены какие-либо существенные естественные скальные образования. Вернее сказать, там было найдено все что угодно, это объясняется спецификой китайских изысканий. Если надо китайские специалисты могут где угодно обнаружить что угодно, также как и наоборот, их результаты могут зависеть от текущей политики партии, фэн-шуй и прочих важных факторов. Достаточно привести пример того, что до сих пор даже нет четкого мнения о высоте кургана Первого императора, вроде бы, что может быть проще - измерить высоту, но данные колеблются от 35 до 80 (!!) метров:) В связи с этим, стоит очень внимательно сортировать всю информацию, получаемую от китайских исследователей.
Общий вид пирамиды императора Цинь Шихуанди, она похожа на естественную гору, поросшую лесом.
Что касается, истории с гробницей, вырубленной в скале, то некоторые специалисты небеспочвенно отмечают, что Лишань (Прекрасная гора), может быть просто красочным названием рукотворного могильного кургана, китайцы любят красивые имена. Тем более этот курган был тогда единственным в своем роде, таких больших насыпей в Китае ранее не возводили, поэтому люди и правда могли наделять его качествами природной горы.
Китайские специалисты, просвечивая курган Цинь Шихуанди, находили в нем (и под ним) множество конструкций. Например, утверждалось, что найдены некие рукотворные объекты на глубине 50 метров под пирамидой, в другом случае на глубине 30 метров, в третьем, что некий большой объект, похожий на ступенчатую пирамиду находится над поверхностью земли в толще насыпи. Утверждалось, что обнаружен некий "подземный дворец" общей площадью аж 180 000 кв.метров. Обнаружено повышенное содержание ртути, что должно свидетельствовать о ртутных реках и морях из рассказа Сыма Цяня. Но, повторяю, на данный момент руководствоваться можно только подтвержденными данными, и анализом погребений предшественников великих китайских императоров.
Я уже писал ранее, что китайские пирамиды - это, по своей сути, продолжение традиции погребений кочевников, прежде всего скифского круга. Фактически, мавзолеи ранних императоров Китая, это усовершенствованные скифские курганы. Не зря, именно полуварварское западное царство Цинь смогло объединить весь Китай и дать ему первого правителя - Цинь Шихуанди. Население Цинь состояло преимущественно из кочевых племен жунов и ди, которые возможно были близки племенам скифского круга, и даже возможно имели европеоидный антропологический тип.
Поэтому, дух гробниц китайских династий Цинь и Хань можно уловить, изучая погребения кочевников южной Сибири того же времени, т.е. конца 1 тыс. до н.э., благо они всесторонне изучались еще советскими археологами.
Например, ниже реконструкция тесинского мавзолея из Сибири. Это обширное деревянное сооружение, сверху присыпанное землей. Мавзолей имел прямоугольную каменную ограду. Весь комплекс в целом напоминает погребальный город китайских императоров, с поправкой на небольшой масштаб сибирского объекта.
Или можно посмотреть прекрасные фото скифских гробниц из урочища Пазырык, сделанные С.И.Руденко во время раскопок.Погребальные камеры скифов из Пазырыка - это деревянные срубы, крытые бревенчатым настилом. Из-за условий вечной мерзлоты склепы и мумифицированные тела хорошо сохранились. Сейчас многочисленные предметы из пазырыкских курганов хранятся в Государственном Эрмитаже.Все фото кликабельны.
Безусловно, китайские императоры обладали большими возможностями в сравнении со скифскими вождями, как материальными, так и технологическими. Но, эти возможности не имели принципиальных различий с технологиями кочевников.
Китайская архитектура 3 в. до н.э., времени правления Цинь Шихуанди - преимущественно деревянно-земляная. Нет никаких данных свидетельствующих, что китайцы во времена становления империи умели качественно обрабатывать камень и соответственно что-то из него строить (исключения здесь только ювелирные изделия из камня и отдельные небольшие фигурки). Я ранее как-то касался этой темы.
Более того, даже использование обожженного кирпича было очень ограниченным. Им, как правило, только мостили полы, иногда кирпич использовали для внешней облицовки сооружений. Кирпичи клали ровными рядами друг на друга, и часто даже без раствора, в лучшем случае применяли глину. Естественно, с подобным низким уровнем техники кирпичной кладки невозможно было даже думать о таких, уже давно известных на Западе элементах, как арки и купола. Все это появилось в Китае только на рубеже нашей эры. Например, в гос-ве Восточная Хань (1-3 вв. н.э.) сводчатые потолки погребальных камер использовались уже широко. Поэтому перекрытия всех китайских построек того времени могли быть только деревянными.
Пирамида императора Юань-ди, правил с 49 до н. э. до 33 до н. э
В 3 в. до н.э. китайская цивилизация была все еще изолированна от тогдашних центров мировой культуры - Европы и Ирана. Великий Шелковый путь начал функционировать только через сотню лет - во 2 в. до н.э. Поэтому западные мастера еще не добрались в китайские дали. В 3 в. до н.э. они только начали обучение индусов в империи Маурьев - там появились первые каменные архитектурные элементы. А Китаю пришлось ждать еще несколько столетий, пока западные технологии были усвоены местными мастерами.
Подземные дворцы Цинь Шихуанди и императоров династии Хань (продолжателей китайского пирамидостроения) могли быть возведены только из дерева и утрамбованной земли, и никак иначе.
Для того, чтобы представить себе гробницу Первого императора Китая внутри, можно воспользоваться уже раскопанными подземными помещениями из его погребального комплекса. Это те залы, в которых находились его знаменитые терракотовые солдаты. Вся глиняная армия Цинь Шихуана располагалась в длинных галереях, вырытых в земле. Стены этих помещений создавались из утрамбованной земли и вертикальных деревянных балок, которые несли крышу-настил из бревен, сверху крытых циновками. Дальше шел слой глины и земли - и все, подземный дворец готов!
Галереи с терракотовыми воинами.
Я более чем уверен, что основное ядро подземного комплекса Цинь Шихуана мало чем отличалось технологически от галерей, где стояло его терракотовое воинство. Возможно, речь может идти только о более обширных залах, крытых бревенчатым настилом. Может быть, там были залы со множеством деревянных колон, характерных для китайской архитектуры. Именно в таком зале строители мавзолея могли украсить потолок картиной звездного неба, а по утрамбованному земляному полу пустить "большие и малые реки и моря из ртути", как об этом писал Сыма Цянь.
Несмотря на поразительную сохранность деревянных конструкций древних китайских гробниц, существует большой риск того, что колоны из сосны и кедра могли не выдержать огромную массу земляной пирамиды, насыпанной сверху, и всепоглощающего времени. Возможно, на данный момент подземный дворец Цинь Шихуана полностью засыпан массами земли и глины. Тем более, есть исторические свидетельства, что гробницу Первого императора неоднократно грабили потомки, и не только грабили, но и жгли. Например, большая часть галерей с глиняными воинами серьезно пострадала от огня.
Но, к счастью, в Китае сейчас раскопано много гробниц с ранними деревянными подземными дворцами, как правило, они все относятся к эпохе Западная Хань
Например, вот гробница династии Западная Хань недавно открытая в провинции Шаньдун.http://www.backchina.com/news/2011/07/21/151671.html
Внутренние помещения гробницы все сделаны из дерева, даже стены коридора, что на фото, сложены из деревянных брусков, хотя может показаться, что это кирпич.
Здесь хорошо видна фактура дерева. Удивительно, что за 2000 лет все конструкции так хорошо сохранились.
Мощные балки потолка.
Еще одная разрытая гробница эпохи Хань (Кликабельно).
Чтобы понять внутреннюю структуру типичного ханьского мавзолея, рассмотрим еще один пример - музеефицированную княжескую гробницу в Дабаотай, в южном пригороде Пекина, князя Лю Цзяня (73-45 гг. до н.э. ) из династии Западная Хань.http://blog.voc.com.cn/blog_showone_type_blog_id_691288_p_1.html
Здесь подземный дворец тоже хорошо сохранился. Он полностью деревянный, видимо в эпоху Хань в Китае не было проблем с лесами, как сейчас. Толстые несущие стены тут тоже выложены из кедровых брусков, кирпич не используется вовсе.
Структура довольна проста - центральный зал, где стоял саркофаг князя, и две обводные галереи вокруг. В гробницу вел такой же деревянный коридор-дромос, где были найдены колесницы со скелетами лошадей.
Предполагаю, что примерно также выглядели все подземные дворцы ханьских императоров, находящиеся под знаменитыми земляными пирамидами. Может быть, там больше комнат, они как-то украшены (здесь, в княжеской гробнице, как видим, отделка почти совсем отсутствует, в лучшем случае доски просто окрашены), но их суть от этого не изменится. Скорее всего, ханьские "подземные дворцы" - это суровые архаичные сооружения, подобные тем, что мы видим на фото.
Мои посты, посвященные "погребенным царствам" Китая:Китайские гробницы эпохи СунКитайские гробницы эпохи Сун. Часть вторая.Гробницы города Лояна.Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 2Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 1Китайские гробницы эпохи Тан.Музей погребального комплекса Янлин в Китае.Карлики китайского императора Цзин-ди.Пирамиды КитаяЭпоха кургановВиктор Сегален и его Китай.Гробница Первого императора КитаяМумии Китая.Китайские гробницы династии Мин.
Изобразительное искусство Древнего Китая проявляется прежде всего в погребальных памятниках, большинство из которых относится к предханьскому и ханьскому периодам.
Наиболее сложной композицией обладают царские (императорские) погребения, состоящие из собственно захоронения и надземной части. Последняя включает в себя архитектурные сооружения — специальные постройки, стены (по модели городской стены), арки и, начиная с I - II вв., каменную монументальную скульптуру, образующую так называемую «дорогу духов». Такая композиция оставалась в силе на всем протяжении всей истории Китая. Императорские погребения сосредоточены в окрестностях гг. Лоян (для Поздней Хань), Чанъань/Сиань (для Ранней Хань и Тан), Нанкина (для эпохи Шести династий и начала минской эпохи) и Пекина (для второй половины минской эпохи и для Цин).
Погребения знати тоже включали в себя надземную часть в виде насыпи, каменного изваяния или стелы. Для позднеханьских погребений восточного прибрежного района характерно наличие специфических надземных сооружений — цытаны, сложенных из каменных плит, покрытых рельефами.
Среди монументальной погребальной скульптуры ханьского времени преобладают изображения (349) фантастических животных — так называемые «крылатые львы», которые в действительности воспроизводят хищного зверя из семейства кошачьих (леопард?) с другими зооморфными деталями: рог на голове, крылья, змеевидный хвост. В дальнейшем «крылатые львы» дополнились рядом других фантастических образов — «крылатый конь», «единорог-цылинь» и т. д. Изображения собственно льва (шицзы) появились в китайском погребальном искусстве в IV -VII вв., причем в двух основных позах: «сидящий» и «идущий» лев. Первые известные образцы антропоморфной каменной скульптуры тоже относятся к Поздней Хань. Впоследствии в погребальный ансамбль входили изображения двух основных типов: воины и гражданские чиновники в траурном (парадном) одеянии.
Начиная с танской эпохи изображения львов-шицзы стали неотъемлемой частью светской монументальной скульптуры: парные изваяния львов (лев и львица, для изображения последней характерно наличие рядом с главной фигурой фигур львят) превратились в стандартную деталь различных архитектурных ансамблей. Однако в целом монументальная скульптура продолжила свое существование в рамках именно погребального искусства — китайская культура практически не знала практики возведения мемориальных памятников в виде скульптурных изображений конкретных исторических лиц.
Погребальная монументальная скульптура — каменные изваяния внушительных (до 3 м высотой) размеров, подчиняющиеся общим иконографическим принципам. Однако стиль их исполнения заметно варьирует в различных регионах. Скульптуры Центрального Китая выполнены, как правило, в строгой и лаконичной художественной манере, тяготеющей к максимальной натуралистичности. Для скульптуры (350) Юга Китая характерна подчеркнутая округлость силуэта и форм, а также обилие факультативных декоративных элементов, что соответствует общим художественно-эстетическим принципам южнокитайского «барокко».
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 349-351.
Начиная ориентировочно с позднечжоуского периода в Китае установилась традиция помещения в погребения глиняных (терракотовых) моделей всего, (351) что окружает человека в жизни: построек, домашних животных, колесниц, людей. Нередко такие модели образуют многофигурные пластические композиции: сцены акробатических представлений, танцев во время пиршественной трапезы, войсковые соединения, архитектурные ансамбли. Следовательно, одним из истоков китайской миниатюрной пластики тоже являлось погребальное искусство.
Самым ярким и одновременно уникальным памятником древнекитайского изобразительного искусства справедливо полагается так называемая «глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди» — огромное число выполненных из обожженной глины фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину, найденных в 1974 г. на подступах (в 1,5 км к востоку от кургана) к погребению императора Цинь, тоже находящемуся в окрестностях г. Сиань. К настоящему времени раскопано 7000 фигур воинов (рядовые солдаты, офицеры, генералы), 600 фигур лошадей и 400 колесниц, занимающих площадь в 14,26 кв. м. Армия изображена на марше: солдаты построены в колонны, разбитые на отделения во главе с офицером. Каждая фигура наделена четкими индивидуальными приметами: анатомические особенности и выражение лица, конфигурация прически, детали одежды (пряжки на поясах), форма кистей (352) рук, пальцев и даже ногтевых пластинок на руках. Одновременно они являются подлинными произведениями искусства — в каждом конкретном случае передаются не только внешние черты портретируемого, но и приметы его внутреннего облика.
История создания, культурная семантика и символика «армии Цинь-ши-хуан-ди» остаются загадками для науки. Древнекитайская культура в известных ее образцах не содержит явных прототипов подобного рода скульптуры и даже намеков на существование в ней художественной традиции, соответствующей по своему уровню развития технологии изготовления и художественно-эстетическим достоинствам «армии Цинь-ши-хуан-ди». В письменных источниках («Ши цзи» Сыма Цяня) подробно говорится о строительстве гробницы циньского императора, в котором участвовали несколько сотен тысяч человек, и об устройстве самого погребения — огромной камеры со сводом, выложенным драгоценными камнями в виде астральных объектов (светила и созвездия), и напольным макетом ландшафта Поднебесной с руслами рек и морским бассейном, наполненными ртутью. Однако о создании и погребении глиняной армии в них умалчивается. И, наконец, известные на сегодняшний день анимистические верования древних китайцев не объясняют причины исполнения погребальных фигур в натуральную величину и наделения их строго индивидуальными приметами.
Таким образом, выносить окончательные оценки уровня развития всего в целом изобразительного искусства Древнего Китая пока что преждевременно. Высока вероятность обнаружения новых археологических материалов, которые не только позволят ответить на вопросы, связанные с «армией Цинь-ши-хуан-ди», но и потребуют решительного изменения принятых в науке точек зрения на характер и типологические особенности древнекитайского изобразительного искусства. (353)
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 351-353.
studopedya.ru
Погребальная пластика эпохи Хань | Синология.Ру
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 05-01-01190а. Погребальная пластика занимает особое место в искусстве и обрядности Древнего Китая эпохи Хань. Знания о духовной и материальной жизни этого периода мы получаем не только из письменных источников, но и благодаря археологическим раскопкам погребений, значительную часть инвентаря которых составляли керамические (в меньшей степени деревянные) фигуры. Как полагают некоторые китайские исследователи, первые находки такого типа появляются ещё в неолите [2, с. 273]. Однако, большинство как китайских, так и российских учёных считает, что истоками погребальной пластики является традиция снабжать усопшего свитой и прислугой, широко распространённая в период Шан-Инь (см.: [3, с. 226]). Эпоха Хань – второй пик развития погребальной пластики в Китае, первый пришёлся на период правления Цинь Шихуанди [2, с. 65–70]. Именно в царстве Цинь в период Чжаньго сформировалась такое культурное явление как погребальная пластика, получившее повсеместное распространение в период Хань. Происхождение данной традиции связано с древней традицией захоронения вместе с усопшим его свиты, поэтому погребальная пластика представлена преимущественно изображениями людей. Наиболее яркими примерами являются глиняные «армии» из Янцзявань и из Янлин (мавзолей императора Цзин-ди (188–141 гг. до н.э.)). Они схожи с циньскими бинмаюнами (фигурами солдат и лошадей), но при этом отличаются не только стилем, но и размерами, являясь промежуточным вариантом между армией Первого императора Цинь и широко распространённой погребальной пластикой эпохи поздней Древности и раннего Средневековья. «Армия» императора Цзин-ди, вероятно, изначально насчитывала 1 688 фигур пехотинцев (из них полностью сохранились только 368, от остальных остались только головы). Высота их всего 62 см, позы статичны, лица и облачение тщательно проработаны, однако лишены индивидуализированных черт. По-видимому, динамичность им должны были придавать двигающиеся руки, которые изготовлялись из дерева и прикреплялись к глиняному корпусу. Все статуэтки из Янцзявань расписаны, разными красками изображены костюмы, обмундирование, конское убранство. Хотя у них, как и у воинов из мавзолея императора Цзин-ди, нет индивидуальных особенностей, однако они отличаются естественностью поз и живостью. Размеры фигур около 50 см [3, c. 229]. В ранний период Западной Хань погребальная пластика была характерна лишь для императорских погребений, а в средний и поздний периоды она широко распространилась среди населения. Это повлекло за собой изменение характера изображений. Во-первых, размеры статуэток становятся значительно меньше [7]. Во-вторых, всё реже встречаются фигурки воинов, появляются изображения женщин, различных слуг, танцовщиков, музыкантов, акробатов. Кроме того, распространяются глиняные модели жилых домов, хозяйственных построек, башен лоу, колодцев и т.д. В поздний период Восточной Хань предметов погребальной пластики становится меньше. Причиной стал экономический упадок империи, также свою роль сыграло проникновение буддизма, который изменил взгляд на смерть и погребальный обряд. Погребальная пластика эпохи Хань в целом может быть разделена на несколько больших групп: фигуры людей и животных, модели предметов быта и обихода, архитектурных сооружений, средств передвижения. Что касается изображений людей и животных, то М.Е. Кравцова [3, с. 226] выделяет две самостоятельные стилистические линии, зарождающиеся ещё в период Чжаньго и соотносящиеся с центральным и южным регионами Китая. Глиняная пластика центральных районов характеризуется миниатюрностью и примитивно-условной манерой, но изображения людей динамичны; а южная, наоборот, более крупная и изготовлялась из дерева. Однако это разделение носит относительный характер. Например, в погребении Фэнхуаншань обнаружено немало как керамических, так и деревянных фигурок людей и животных. Первые выполнены очень аккуратно и естественно в отличие от вторых, которые сделаны довольно схематично [6]. Погребальные фигуры людей чрезвычайно разнообразны, чаще всего встречаются музыканты, актеры, слуги в каких-либо динамичных позах. Изображения животных, также многообразны и красочны: встречаются фигурки собак, лошадей, свиней, домашних птиц и т.д. Они могут быть выполнены как в примитивной манере, так и очень тщательно, вне зависимости от времени изготовления. Например, зооморфная пластика из усыпальницы Цзин-ди выполнена вполне аккуратно и реалистично, тогда как аналогичные фигурки из погребения Бэйюань у г. Гуюань (Нинся-Хуэйский автономный район), датированного эпохой Восточная Хань, сделаны примитивно и схематично. Модели архитектурных сооружений являются, пожалуй, самым интересным видом погребальной пластики. Благодаря им можно восстановить, как выглядели различные здания ханьского Китая, которые в большинстве своём не сохранились до наших дней. Они являются уменьшенными копиями реальных сооружений и передают все их конструктивные особенности, что позволяет представить развитие строительной техники того времени. Яркой особенностью этих предметов является их оригинальность. Многие изображения представляют собой произведения искусства. Ни одно сооружение не повторяется полностью, хотя и имеются отдельные общие черты, которые можно считать архитектурной традицией. Вероятно, каждая модель соответствовала реальному объекту. Со временем выделенные выше группы стали объединяться в единые композиции. Так, например, находят целые усадьбы, которые содержат различные модели сооружений и дополняются зооморфными и антропоморфными фигурками. Набор и число предметов в каждой могиле различались в зависимости от статуса умершего, и были иногда весьма значительными. В «Споре о соли и железе» говорится: «Ныне в могилы кладут много имущества и обильные запасы, и утварь и орудия такие же, как у живых людей» [5, c. 92]. Что касается назначения этих предметов, то большинство исследователей склоняются к той точке зрения, что вся утварь должна была служить умершему в его посмертной жизни. В эпоху Хань «относились к мертвым, как к живым», а порой и более уважительно, даже если это разоряло семьи. Потусторонний мир существовал параллельно с миром живых, и умершие продолжали существовать в ином мире, но с теми же потребностями. В то время широко была распространена идея бессмертия, которое понималось не только как вечная жизнь одного человека, но и как сохранение рода. Бессмертие могло быть как физическим, так и духовным. Первое трактовалось как жизнь в «суетном мире, без болезней, несчастий и страданий». А второе – как сохранение тела после смерти. Идея внеземного бессмертия распространилась очень широко, поэтому требовалось перенести в иное бытиё не только самого умершего, но и всё, что окружало его на земле [4, c. 123, 124]. Некоторые люди, стремясь безболезненно перейти во внеземную жизнь и бессмертие, принимали разные яды с целью победить смерть. Древние китайцы верили, что душа человека после смерти переселяется в обитель духов, которые в фольклоре нечётко отделялись от предков. «Потусторонний мир рассматривался в Китае не просто как отражение, а скорее как непосредственное продолжение мира живых; обитатели царства теней зависели от живущих и, в свою очередь, могли оказывать им помощь» [1, c. 101]. Предметы погребальной пластики могли также выступать оберегом умершего в другом мире и показателем его нового статуса. В дальнейшем всё большую семантическую нагрузку принимают на себя фрески и рельефные изображения на стенах гробниц, изображения на лаковых и шёлковых изделиях. Литература 1. Духовная культура Китая: энцикл.: в 5 т. Т. 2. Мифология, религия. М.: Вост. лит., 2007. 2. Комиссаров С.А., Хачатурян О.А. Мавзолей императора Цинь Шихуанди: Учеб. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2010. 3. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура: История искусства Китая: Учеб. пособие. СПб.: Лань; ТРИАDА, 2004. 4. Лёве М. Китай династии Хань: Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005. 5. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. с кит., коммент. и прил. Ю.Л. Кроля. Т. 2. М.: Вост. лит., 2001. 6. Хубэй цзянлин фэнхуаншань сихань му фацзюэ цзяньбао (Краткий отчёт о раскопках погребения династии Западной Хань в Фэнхуаншань, г. Цзянлин пров. Хубэй) // Вэньу, 1974. № 6. 7. Хэнань чуту Ханьдай цзяньчжу минци (Погребальные модели архитектурных сооружений эпохи Хань, найденные в пров. Хэнань). Чжэнчжоу: Дасян чубаньшэ, 2002. 8. Янь Синьчжи. Гудай таоюн гайлунь (Обзор древних глиняных погребальных статуэток) // Сайт Музея (мавзолея) Ян-лин. (дата обращения 20.09.2012).
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 684 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 8 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 518-521.
www.synologia.ru
Пирамиды Китая: sibved
Название «пирамиды» прижилось за погребальными курганами китайских императоров и их сановников. Это во многом оправдано, так как эти погребальные холмы имели форму усеченной пирамиды, правда были и другие варианты погребений китайской знати. Земляные китайские курганы строились по особой технологии, позволявшей долго сохранять форму этих сооружений. Земля при строительстве пирамид не просто насыпалась – ее тщательно утрамбовывали, поэтому земляная постройка по прочности приближалась к бетону. Это позволяло сохранять четкие грани сооружений даже через тысячелетия. По этой проверенной временем технологии строили не только пирамиды. В Китае большинство построек сооружалось, по сути, из земли - и дворцы, и пагоды, и дома простых людей. Великая Китайская стена, на большем своем протяжении, тоже сделана из утрамбованной земли, только в более поздние времена, ее стали возводить из камня и обожженных кирпичей.
Я уже касался темы Китайских пирамид, в рассказе о гробнице Первого китайского императора - Цинь Шихуана. Это продолжение, здесь речь пойдет об императорских мавзолеях эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.)Пожилые китаянки взирают на гробницы своих великих предков.
Погребальный курган императора Цинь – это отправная точка в строительстве пирамид в Китае. Его пирамида была не только самой первой, но и самой большой. Пирамиды последующих императоров, прежде всего, государства Хань, приближались по размерам к гробнице Цинь Шихуана, но превзойти ее, так никому и не удалось.
Для начала, нужно сделать небольшой экскурс в историю китайских погребений. Хоть Цинь Шихуанди и был строителем самой большой пирамиды, не он обозначил саму идею возведения гигантских земляных насыпей над могилами в Китае. Стоит отметить, что большинство ученых склоняется к мысли, что «курганная тематика» не была присуща китайцам изначально. Погребения древних китайских династий Шан-Инь не имели каких-либо внушительных наземных сооружений, пришедшая им на смену династия Чжоу тоже не очень старалась в этом направлении. Скорее всего, идея погребальных насыпей пришла в Китай с Севера, от многочисленных кочевых племен.
Во всем поясе степной зоны, от Крыма до Алтая, с курганами было все в порядке, кочевники - скифы, саки, возводили их в немалых количествах. Особо здесь стоит отметить, огромные курганы Тагарской культуры 5-6 веков до н.э в современной Хакасии. Внешне они весьма похожи на китайские земляные пирамиды.
Наверно, первой земляной постройкой такого рода в Китае, стала весьма внушительная погребальная насыпь 4 века до н.э. княжества Чжуншань, которая находится чуть южнее Пекина. Чжуншань для китайцев было варварским царством, ибо основу его составляли, так называемые, «белые ди», племена с неизвестной в настоящее время этнической принадлежностью, возможно они были индоевропейцами и были родственны юэчжам и тохарам . Я как-то выкладывал фотографии китайских мумий из Тарима, среди них было немало людей индоевропейского происхождения.
Так или иначе, но именно китайцы довели идею курганостроительства до полного совершенства, понастроив бесчисленное множество погребальных пирамид для своей знати.
Этот рассказ посвящен, преимущественно, пирамидам династии Хань, находящимся вблизи древнего города Сиань.Карта погребений вокруг Сианя.
Погребения эпохи Тан, соответственно - красные значки.
Можно заметить, что Ханьские пирамиды идут дугой с Запада на Восток вдоль реки Вэйхэ. Каждый мавзолей имел свой огромный погребальный город – лин и, примерно такой же в плане, как и у мавзолея Цинь Шихуанди.
В таком городе жило множество людей, во времена Хань императоры , порой насильно, переселяли туда множество аристократов с их челядью. Это делалось в целях контроля последних императорской властью, плюс, они должны были заботиться о мавзолеях прежних ханьских правителей. Туда переселяли воинов, ремесленников и жен, почившего императора, весь гарем. В стародавние времена, их бы всех похоронили заживо вместе с умершим господином, но начиная с династии Хань, человеческие жертвы стали редки, конечно, пару любимых наложниц все равно прикапывали, куда деваться. Но весь императорский гарем и слуги продолжали жить, только уже рядом с пирамидой своего хозяина. Порой численность погребального города могла доходить до 50000 человек, как у императора У-ди в мавзолее Маолин.
И этот «город мертвых» имел крепостные стены, причем самые настоящие. Каждый мавзолей – это отдельная крепость, судя по карте, погребальные города составляли настоящий пояс обороны, крепостные стены больших и малых мавзолеев смыкались, образуя защитную дугу, прикрывающую столицу - город Чанъань с Севера. Именно из северных степей приходили в Китай захватчики гунны. Мертвые императоры продолжали защищать свою столицу, как символически, воздействуя на воображение кочевников своими исполинскими пирамидами, так и фактически, прикрывая стенами мавзолеев всю прилегающую столичную область.
Посетить все пирамиды разом, у меня не было возможности, так как их великое множество и находятся они друг от друга на очень приличном расстоянии.Поэтому я избрал два больших погребальных комплекса для беглого осмотра – это комплекс императора Цзин-ди - Янлин (о нем будет отдельный пост), и поле пирамид императора Сюань-ди – Дулин.Несколько больших пирамид мне попалось в объектив случайно, я снимал их, проезжая мимо на автобусе. Прежде всего, стоит отметить самую большую ханьскую пирамиду – мавзолей Маолин императора У-ди (141 год до н.э. по 87 год до н.э.), этот мавзолей стоило посетить специально, хотя бы ради его размеров.
Пирамида Маолин.
Пирамида Маолин имеет основание 240 на 240 метров и приблизительную высоту в 50 метров. Это самый большой курган, после погребального холма Цинь Шихуана. Ее видно за десятки километров, но лучше конечно подойти поближе, тем более, ее погребальный город имеет самое большое количество сопутствующих погребений, что-то около 175.
Пирамида императора Цзин-ди, ее основание 160 на 160 метров.
И почти одинаковая, по размерам, пирамида императрицы в комплексе Цзин-ди.
Весьма загадочная двухступенчатая пирамида Канлин.
Она вроде предназначалась для малолетнего императора Пин-ди ( правил с 1 год до н.э по 5 год н.э.) Всего 6 лет! В 14 лет Пин-ди уже умер, или ему помогли в этом. Пирамида огромная – основание 220 на 233 метра, верхняя площадка пирамиды 50 на 60 метров.Монструозный курган буквально нависает над пригородом Саньяна.
Начало нашей эры – это правления Ван Мана – великого «временщика» и реформатора, основавшего собственную династию Синь, которая правда на нем и закончилась. Ему приписывали, и не без оснований, отравление малолетнего императора Пин-ди. Возможно, Ван Ман решил загладить свою вину, выстроив для Пин-ди огромную усыпальницу, а может он готовил ее для себя. Кто знает…
Комплекс Дулин императора Сюань-ди, который я решил посетить специально, находится вне основной «защитной» линии погребений Хань, которая проходит северней. Он лежит южнее современного Сианя, но не очень далеко, почти сразу за кольцевой дорогой, поэтому добираться до Дулин проще, чем до всех остальных ханьских пирамид.Сейчас на территории погребального города Дулин разбит парк для китайских трудящихся, даже есть плата за вход – 5 юаней.
Издалека пирамида выглядит внушительно, но подойдя ближе, отыскать ее трудно в густых насаждениях. Парк здесь подымается уступами вверх с севера на юг. Пирамида стоит на вершине плато. Непонятно, насколько естественен окружающий рельеф местности, возможно основание пирамиды тоже рукотворное. Китайские курганы, заросшие деревьями порой искать тяжело - это как в сказочной истории с моряками, которые высадились на спину огромного кита, посчитав, что это остров. Здесь тоже самое, ищешь погребальный холм, не осознавая, что давно бродишь по его заросшим склонам, так как такие масштабные объекты плохо воспринимаются вблизи.
Сам курган лишен растительности и имеет четкую форму усеченной пирамиды.
Вид на парк с вершины пирамиды. Внизу стоят стелы, поставленные поздними китайскими императорами в знак уважения к Сюань-ди.
Пирамида Сюань-ди имеет основание 168 на 168 метров, это много меньше, чем в Маолин и Канлин. Кстати, интересно почему… Ведь Сюань-ди был очень могущественным императором, при нем государство Хань достигло своего расцвета.
Вид с высоты пирамиды императора, вдалеке видна ступенчатая пирамида его жены.
Пирамида жены Сюань-ди много интересней кургана самого императора, хоть она несколько меньше ( основание 150 на 140 ), но выглядит эффектней благодаря хорошо сохранившим форму ступеням. Ступенчатая пирамида императрицы.
Путь наверх.
Ступени хорошо различимы даже через тысячи лет...
По краю верхней площадки, во время моего там пребывания, постоянно ходил забавный человек. Видимо, он выполнял какой-то, одному ему известный ритуал. Вот так ходил и ходил, по квадрату, а он там приличный 48 на 43 метра. При этом он что-то бубнил себе поднос – судя по всему, "двинутых" на пирамидах и в самом Китае хватает. Мусор на вершине свидетельствует о том, что здесь китайцы любят проводить пикники.
Это не степь ковыльная, а вершина ступенчатой пирамиды.
Подъемный кран - маленький муравей, по сравнению с огромным погребальным холмом.
Поле пирамид в Дулин. Здесь похоронены многочисленные родственники, наложницы и сановники императора.
Пирамиды погребального комплекса, уходящие за горизонт.
Круглый курган в комплексе Дулин.
А это руины одной из крепостных башен погребального города Дулин. Как и у всех ханьских императоров, лин и (погребальный город) Сюань-ди был окружен многокилометровыми крепостными стенами и имел многочисленное население, обслуживающие заупокойные храмы бывшего правителя и членов его семьи.
Пирамида императрицы.
В комплекс Дулин входит еще одна большая пирамида. Это захоронение любимой жены императора Сюань-ди королевы Сюй. Она была отравлена при родах, и скорее всего, не без помощи последней императрицы, чья пирамида возвышается рядом с курганом Сюань-ди. Именно поэтому пирамида королевы Сюй находится на приличном расстоянии от главного комплекса, где-то 6,5 километров на юго-восток. Видимо, действующая императрица не позволила хоронить Сюй в главном комплексе. Добраться до пирамиды Сюй у меня не было никакой возможности, уже стало темнеть, и я несколько подустал к тому времени, вернее я уже почти не мог ходить.Поэтому я воспользуюсь снимками китайских фотографов.子午谷
Можно заметить, что пирамида Сюй имеет очень интересную форму, это почти Вавилонский зиккурат. Она имеет три большие основные ступени, которые, в свою очередь, несут на себе еще относительно маленькие ступеньки.
И пирамида велика размерами – основание 136 на 120 метров и высота более 20 метров. Хоть курган и стоит в стороне от главного погребального города, видно, что император не пожалел сил для строительства мавзолея любимой жене…
Вид с верхней ступени пирамиды королевы Сюй.
К западу от погребального комплекса Дулин находятся несколько захоронений 14 века - времен династии Мин. Они меньше размерами ханьских гигантов, это и понятно, императоры во времена эпохи Мин жили в Пекине и Нанкине, там их и хоронили. В Сиане могли погребать лишь только родственников правителей и местную знать.
Во всех захоронениях эпохи Мин, присутствует множество каменных изваяний – это, так называемые, «аллеи духов» шэньдао. Фигуры ближайшей гробницы я снимал уже в надвигающийся темноте.
Один минский курган имеет очень интересную форму, он круглый в основании, и одновременно ступенчатый. Жалко, что из-за темноты я так и не дошел до него.
Это захоронение имеет внушительную «аллею духов» и достойно отдельного посещения. Все китайские пирамиды находятся в сельской местности, поэтому, вовремя поисков погребений, можно ознакомиться с местными поселениями, типа этого.
Местные жители часто посещают могилы своих великих предков, так что вряд ли вы будете осматривать пирамиды в одиночестве.
Грабители присутствуют в полном объеме. За большими императорским курганами еще следят, хотя я все не осматривал. А маленькие почти все разрыты, просто в маленьком кургане норы копателей более заметны. Почти везде эти дырки есть. Я видел пирамиду на крестьянском участке, так он ее под сарай приспособил, прокопал в ней пещеру, такую что не сгибаясь войти можно и хранит там разный скарб - грабли, мешки с удобрениями. Естественно, контролировать, то что он там еще роет практически невозможно.
***
sibved: Благодарю за наводку на эту статью Сергея Изофатова. Он выссказал версию, что грунт для возведения этих пирамид был доставлен сврехцивилизацией при выкапывании Китайских каналов. С одной стороны - объем грунта, который использовался для возведения канала, длина которого 2000 км - слишком мал по сравнению с объемом пирамид. И растояния огромны. Но с другой стороны - где взяли даже этот объем грунта на пирамиды? Мое предположение - этот грунт был снят с поверхности. Возможно, что это глина после катаклизма. Ее сняли с этой территории, т.к. ранее здесь были плодородные поля. Их восстановили и они используются до сих пор. Объем колоссален! Возможно, даже по версии, что делали это Боги: забрали металлы из грунта и соскладировали переработанный грунт в пирамиды.