У р о к 4 Древние цивилизации Европы Цель. Древнейшая цивилизация в европе
У р о к 4 Древние цивилизации Европы Цель
У р о к 4
Древние цивилизации Европы
Цель: сформировать и конкретизировать знания учащихся о западном типе цивилизации на примере античного общества, особенностях и характерных чертах древнегреческой цивилизации.
У развивающейся цивилизации поле действия перемещается из внешнего окружения во внутреннюю социальную систему растущего общества.
Арнольд Тойнби
I. Повторение.
Ответьте на вопросы на с. 32 (1–3).
II. Изучение нового материала.
План
1. Зарождение античной цивилизации.
2. Расцвет древнегреческой цивилизации.
3. Цивилизация эллинизма.
4. Ценности древнеримской цивилизации.
Работа по учебнику.
Класс делится на 4 группы (по количеству пунктов плана).
I группа – изучает первый раздел «Зарождение античной цивилизации» и дает краткую характеристику важнейших этапов истории Древней Греции.
II группа – изучает второй раздел «Расцвет древнегреческой цивилизации» и объясняет специфику полисной организации общества.
III группа – изучает третий раздел «Цивилизация эллинизма» и раскрывает особенности эллинистических обществ IV–I вв. до н. э.
IV группа – изучает четвертый раздел «Ценности древнеримской цивилизации» и определяет значимость ценностей древнеримской цивилизации.
– Можно ли прежнюю систему ценностей перенести в настоящее время? Актуальна ли она сейчас?
Основные этапы истории Древней
Греции
Основные периоды истории Древнего Рима
I – цивилизация минойского Крита (конец III–II тыс. до н. Э.)
II – Ахейская Греция. Микенская цивилизация (конец III–II – тыс. до н. Э.)
I – царский период (VIII –VI вв. до н. э.) – зарождение римской цивилизации, становление Римского государства
II – период Республики (конец VI в. – 30 г. до н. э.) –
III – гомеровский период или темные века, или предполисный период (ХI–IХ вв. до н. Э.)
IV – архаическая и классическая Греция (VIII–IV вв. до н. Э.)
V – эллинистическая Греция (30-е годы IV в. – 30 г. I в. до н. Э.)
подчинение Риму огромных территорий в Европе,
Азии, Африке, складывание гражданской общины (эпоха расцвета – III в. до н. э.), расцвет древнеримской цивилизации
III – период империи: эпоха Ранней (30 г. до н. э. – 284 г. н. э.) и эпоха Поздней (284–476 гг.) империи – обострение всех проблем, гибель античной цивилизации
Западный тип цивилизации – тип развития, при котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика, светское правовое государство, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения.
Полис – возникшая форма государственного устройства, где была устранена власть царей и аристократии.
Полис – политическая общность, к которой каждый принадлежит естественным образом и которая каждого воспитывает, поддерживает и предоставляет для него поле деятельности.
Полис как город-государство
Полис как гражданская община
1
2
1. Обладает небольшой территорией, на которой находились город и сельская округа
1. Является определенной формой общности людей, объединявшей полноправных свободных граждан
2. Является самостоятельным государством с определенной системой органов власти и управления, внутренней и внешней политикой
2. Основой гражданской общины является античная форма земельной собственности, собственником земли могут быть только полноправные граждане
3. Полисы по форме правления бывают демократические, алигархические, тиранические, монархические, аристократические
3. Вне зависимости от формы правления, существовавшей в полисе, члены гражданской общины обладали правами на участие в его политической жизни
4. Полис имеет постоянное население
4. Члены общины обязаны были участвовать в полисном ополчении
5. Полис характеризовался наличием полноправных граждан, свободных, не имевших гражданских прав и рабов
5. Гражданин полиса обладал правом на земельную собственность, на участие в политической жизни и на защиту государства
6. Основой экономики является сельское хозяйство. Полис стремился к автаркии
– Назовите условия, при которых человек считался членом общины:
1. Принадлежность к числу коренных жителей.
2. Наличие частной собственности (владение наследственным земельным участком).
3. Обладание политическими правами.
Автаркия – (греч. аutarkeia – самоудовлетворение) – независимость от вещей внешнего мира или других людей; в хозяйстве – экономическая независимость страны, освобождающая ее от ввоза наиболее важных предметов потребления.
– Охарактеризуйте понятие «рабство» по схеме.
Рабство и его особенности
Права гражданина: на свободу и независимость; на земельный участок; на экономическую помощь государства в случае материальных затруднений; на ношение оружия и службу в ополчении; на участие в делах государства; на почитание и защиту отечественных богов; на защиту и покровительство афинских законов.
Обязанности афинских граждан: беречь свое имущество; трудиться на земельном участке; приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах; защищать родной полис от врагов с оружием в руках; повиноваться законам и избранным властям; принимать активное участие в общественной жизни; почитать отеческих богов.
Система ценностей
Полисная система ценностей
Ценности древнеримской цивилизации
1. Полис – высшая ценность для греков, гордость за принадлежность к нему, существование человека вне полиса невозможно.
2. Приоритет общественных интересов над личными.
3. Защита полиса – высший долг гражданина.
4. Идея гражданского служения.
5. Понимание необходимости экономической независимости полиса.
1. Патриотизм.
2. Представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.
3. Рим рассматривался как высшая ценность.
4. Долг гражданина служить Риму всеми силами.
5. Общее дело – выше личного (коллективный характер решения всех политических и военных вопросов.
6. Приоритет земледельческого труда как основы благополучия и процветания, неприемлемость накопительства.
7. Личная свобода граждан, единство гражданского коллектива – основа полисной системы ценностей
6. Замкнутый характер жизни земледельческих общин.
7. Особый стиль жизни, уровень благосостояния, гордость за великую державу
Ученые утверждают, что ценности античной цивилизации – полисные в своей основе. Они выросли из сознания и осмысления специфики полисной жизни, обязанностей, которые она накладывала на полноправного члена гражданского коллектива.
Задание: проанализируйте перечень важнейших ценностей древних греков и римлян. Подтвердите или опровергните мнение историков.
1. Гордость за принадлежность к полису.
2. Приоритет общественных целей и интересов над личным.
3. Идея гражданского долга и гражданского служения.
4. Ценность личной свободы и гражданского полноправия, глубокое уважение к праву.
5. Почитание традиций, обычаев, богов, общепризнанного образа жизни.
6. Убеждение в превосходстве «Эллинского» и «римского» над социально-культурным укладом жизни других народов.
7. Почитание прошлого, высокий авторитет опыта истории.
8. Осознание необходимости экономической независимости полиса.
9. Высокая оценка занятий сельским хозяйством как основы благополучия и процветания.
Эллинизм – период в истории стран Восточного Средиземноморья, Передней и Средней Азии.
Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств, более качественный этап развития.
Основные достижения эллинизма:
1. Развитие эллинистической экономики.
2. Установление регулярных морских связей.
3. Рост торговли и денежного обращения.
4. Строительство городов, превращение их в крупные ремесленные, торговые, культурные центры.
5. Развитие ремесла.
6. Особенности рабства.
7. Греческий язык как международный язык.
8. Религия.
9. Наука (развитие математики, физики, астрономии, биологии, географии, медицины, филологии).
10. Литература, архитектура, скульптура.
III. Закрепление.
1. Что такое полис и каковы его характерные черты?
2. Какое влияние оказали достижения культуры Древней Греции на развитие мировой культуры?
3. Сравните политические системы Древней Греции и Древнего Рима.
4. Какова роль эпохи эллинизма в истории человечества?
5. Каковы важнейшие достижения культуры Древнего Рима и их значение?
6. В чем особенности древнегреческой цивилизации?
Домашнее задание: § 4. Заполнить таблицу «Вклад греческой и римской цивилизации».
Греция
Рим
1. Алфавитное письмо и т. д.
1. Право и т. д.
textarchive.ru
1 лекция. Древнейшая цивилизация Европы
Древнейшая цивилизация Европы
Зарождение ранних цивилизаций на Востоке: 10-8 тысячелетие до н.э.
Зарождение первых цивилизаций на территории Европы: 3-2 тысячелетие до н.э.
Почему? В чём причина отставание древней Европы от Востока?
Факторов, способствовавших формированию этого разрыва, несколько:
Природно-климатические условия. Если на территории, например, Египта или Месопотамии, среднегодовая температура составляет +20-22 градуса, а в северной Италии или Греции +8-11 градусов. Короче говоря, регионах восточных – зимы не бывает. В Европе же (даже в южных регионах) как минимум есть два-три месяца, когда занятие сельским хозяйством невозможно.
Плотность населения (количество людей, проживающих на одном квадратном километре) на Востоке в несколько раз превышала плотность населения в древней Европе. А чем больше население, тем выше хозяйственные возможности, тем быстрее идёт развитие цивилизации, возникает государство (чем больше людей, тем раньше появляется необходимость появления системы управления).
В Древности есть два типа цивилизации:
- Восточная
- Античная
Под восточными подразумеваются все цивилизации Востока без исключения (от Египта до Японии)
Античная цивилизация представлена двумя основными составными частями:
Древнегреческая цивилизация (11-4 век до н.э.; в 3м веке Греция потеряла независимость, но не перестала существовать)
Цивилизация Древнего Рима (середина 8 века (753 год до н.э. – основание Рима) до н.э. – 476 год н.э. (дата гибели Римской империи – но погибло государство, а не цивилизация, а затем трансформируется в византийскую цивилизацию и пр. цивилизацию Италии, Испании…; заканчивается эпоха античности, начинаются средние века)
Современная цивилизация во многом базируется на культуре Греческой (с учётом христианства).
Римская цивилизация тоже кое-что дала современной, например, римское право, римское законодательство (оно было частично заимствовано в законодательствах (только нормы гражданского права, не уголовного) европейских стран. В сфере политической много было заимствовано из Рима (различные государственные теории, системы власти).
Эти две цивилизации (греческая и римская) не погибли, а трансформировавшись через средние века донесли до нас свои достижения, поэтому и представляют собой большой интерес.
До появления греческой цивилизации
О древнейшем населении Европы известно очень немного. Единственный источник информации – археологические исследования, т.к. письменности не было (появилась только на рубеже 1-2 тысячелетия до н.э.). Первобытные населения располагались как правило в тех местах, где в позднее время находились тоже населённые пункты, поэтому памятников, дошедших до нас, очень мало.
Современное европейской население и древнейшее европейское население ничего общего между собой не имеют. Это две совершенно разные этнические группы. Древнейшие европейцы – это не предки современных европейцев. Древнейшее население Европы принято называть средиземноморской расы (её нет в наши дни, она больше не существует). Сформировалась эта группа первобытных племён на территории северной Африки, а затем через Испанию они попали в страны южной Европы. Это очень редкое немногочисленно население и занимало территорию Европы многие тысячи лет. То, как выглядели эти люди, даёт представление находка, сделанная на территории Швейцарии (в одной из пещер было обнаружено вмёрзшее в лёд тело человека. Его стали называть Мицци. Жил он в пятом тысячелетии до н.э.. Учёным удалось выяснить, что он умер от смертельного ранения стрелы в спину. Лёд и снег законсервировали его тело в пещере).
Археологическая культура – территория, на которой население использует примерно одинаковые бытовые предметы, орудия труда, украшения, кроме того, на этой территории единый (одинаковы) обряд погребения умерших).
Культурно-археологическая общность – когда несколько разных археологических культур сосуществуют рядом в одно время.
! Археологическая культура – это не государство, и не один народ. Это разные племена, возможно, даже не родственные, но у них ест вышеприведённые общие признаки.
6-5 тысячелетие до н.э. – время, когда существовала т.н. Дунайская археологическая культура. Северо-восточная часть современной Болгарии, район города Варна. Площадь, этой археологической культуры затем растёт, и поглощает весь балканский полуостров, часть центральной Европы, часть юго-восточной Европы.
Дунайская археологическая культура – первая земледельческая культура на территории Европы. Очевидно, что земледелие было заимствовано ими на Востоке (вероятнее всего с территории малой Азии – современной Турции).
Несмотря на то, что Дунайская культура земледельческая, само земледелие не могло быть таким, как в Шумере (и уж тем более, как в Египте). Дунай не мог стать оросительной рекой (как Евфрат или Нил). Сам характер земледелия в Европе был совершенно иным. На первый план выходит следующая проблема: на востоке земля почти не истощалась (и поэтому земледелие быстро развивалось) из-за разлива рек. Но в Европе реки не развивались, и поэтому земля постоянна истощалась. Максимум одно поле можно было использовать 3-5 лет (потом урожайность резко снижалась, приходилось менять территорию, обрабатывая её). А если районы, где проживали люди, были не равнинными, а лесными? Поэтому люди постоянно переходили на новые места (этим же объясняется огромные территориальные масштабы дунайской культуры и отсутствие крупных городов).
Варнинский могильник (4500 лет до н.э.). Был почти разрушен в 70 годы 20 века из-за строительства дороги. Были найдены предметы из золота (самые ранние золотые украшения не только для Европы, но для всего мира) – самый древний металл, обработанный человеком. Но здесь не было металлургии. Люди находили слитки и использовали как «мягкий камень», получая из них фольгу, с помощью которой изготавливали украшения. Это украшения есть свидетельство того, что захоронение – захоронение вождей. И такое захоронение свидетельствует о том, что в обществе уже не было равенства, а существовала какая-то группа людей управлявших.
Могильник Нитра на территории современной Словакии (пятое тысячелетие до н.э.). Захоронения там проводились примерно 400 лет. Было найдено около 300 захоронений. Это дало возможность выяснить среднюю продолжительность жизни (17-18 лет из-за очень высокой детской смертности). К примеру, из-за также низкого уровня медицины средняя продолжительность жизни мужчины в Римской империи 35-37 лет. Примерно 90% захоронения без инвентаря. Остальные 10% - с золотыми и пр. украшениями. Это подтверждение того, что общество уже начинает разделяться и начинается разложение первобытного строя.
Дунайская археологическая культура расцветает примерно 4500 г. до н.э.
Трипольская археологическая культура (Триполье, недалеко от Киева, территория южной и центральной Украины – самые плодородные земли в Европе). Культура времён развитого земледелия. У этой культуры совершенно иной уровень развития – постоянные долговременные поселения. Некоторые из них непрерывно на одном месте существовали 300-400 лет. Гораздо более сложная у них была и культура, и религиозные представления. Население широко использовало керамику и начинается использование металлов (меди, потом бронзы). Время наивысшего расцвета Трипольской культуры: 3500-3000 гг. до н.э.
Этой культуре, считают учёные, оставался один шаг до возникновения цивилизации. Но большинство поселений по непонятным причинам погибли одномоментно, быстро (возможно, из-за пожаров во время военных действий).
В это время (примерно 3000 лет до н.э.) с Востока на территорию, где проживали племена трипольской культуры, вторгаются кочевники. Возникает извечная вражда земледельцев и кочевников. Северное Причерноморье – регион, просто идеально подходящий для жизни кочевников. Этот регион ограничивают реки (восточная граница – река Дон, а западная – река Дунай). Между Доном и Дунаем вдоль Чёрного, Азвоского моря тянется полоса степей – наиболее благоприятная для проживания скотоводческих кочевых племён территория.
Василий Алексеевич Городцов. Разработал методику исследования памятников, связанных с кочевниками (ведь у них поселений, единственные памятники, которые они оставляют – курганы, захоронения). Разработал хронологию кочевых археологических культур.
Городцов сделал важные выводы:
Постепенно кочевники продвигаются с Востока на Запад (поначалу ими были заселены лишь восточные районы) из-за роста численности населения. Наступает момент, когда они оказываются на территориях, населённых земледельцами. Начинается война. Земледельцы в этой ситуации очень уязвимы – у них поселения постоянны, в них сосредоточены ценности. А у кочевников поселений нет, они могут просто уйти на другую территорию, причинить им ущерб очень трудно. Т.е. у кочевников было преимущество. Но был ещё один момент: кочевники видели, что у земледельцев уровень жизни значительно лучше. Поэтому, хотя жить лучше, часть кочевников, тоже стала земледельческой. Постепенно начинают перемешиваться эти две общности. Земледельческие племена трипольской, дунайской культуры начинают перемешиваться с кочевниками, пришедшими с Востока. В итоге этого долго процесса на юго-востоке Европы формируется большая общность племён, называемой Индо-Европейской.
Индо-Европейская проблема:
Эта проблема важна, поскольку почти все современные народы Европы – потомки индо-европейцев (почти все, кроме Венгров).
Ещё в середине 19 века появились теории, объясняющие индо-европейскую проблему.
Немецкими филологами были выдвинуты следующие предположения (по изучению названий населённых пунктов). Они чётко выделили, что названия относятся к двум разным группам. Вторая группа больше первой. Вывод сделали эти учёные такие: они сумели выделить регион, откуда происходит большинство названий – юго-восточная Европа. Затем археологи подтвердили выводы филологов раскопками.
Вывод:
Индо-Европейская общность племён сформировалась в 3и тысячелетии до н.э. на территории юго-восточной Европы. Два основных компонента, участвующих в ее формировании: коренное земледельческое население трипольской и дунайской культуры; кочевники, пришедшие с Востока.
Каждый компонент что-то внёс в формирование общности племён. Главное, что было заимствовано у коренного населения – земледелие, многочисленные ремёсла, планировка поселений (одна центральная улица, площадь, поселение разделено на кварталы; на востоке же поселения строились сегментами, лучами, отходящими от храма). От кочевников был взят язык (древний индо-европейский язык). Современные европейские языки происходят от древнейшего индоевропейского языка. Кроме языка, кочевники дали индо-европейской общности религию. Ранняя индо-европейская религия – поклонение богу Солнца, были найдены различные солярные (солнечные) знаки, символические изображения Солнца. От кочевников также была взята система военной организации.
С середины 3 тысячелетия до н.э. от общности стали отделяться группы племён. Причины, по которым они отделялись, неизвестны. Они стали отделяться и переходить на другие Европейские территории, стали осваивать территорию всего европейского континента. Постепенно индо-европейцы континент заселили. В процессе заселения сформировались отдельные индо-европейские группы:
Раньше всего отделяется Древнейшие предки греков – Ахейцы (ахейские племена).
Через продолжительный период времени отделяется ещё одна группа племён – Италийцы (одно из них – латины, т.е. римляне)
Кельты (1е тысячелетие до н.э.) (кельты, поселившиеся во Франции назывались галлы; кельты, заселившие западные острова, назывались бритты)
Древнегерманские и древнеславянские племена остались на месте. (их расселение произойдёт, но уже позже, в конце эпохи древности и в средние века).
freedocs.xyz
Цивилизация Европы
Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.
Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?
Поверьте — вам очень повезло
До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда — она гораздо менее… хм… благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.
Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. Теперь я понимаю князя Мышкина, который говорил, что «католичество — еще хуже, чем атеизм».
Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.
К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Герцог Норфолк
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
король Людовик ХIV
В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…
Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.
Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!» Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.
Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».
Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.
Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.
Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.
Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции.
Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.
Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху.
Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.
В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.
Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.
Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.
Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.
Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение.
Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.
Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. Здоров.
Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.
Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови». Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю. «Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации». Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения — если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один — крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума.
Была в средневековой европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро — а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: «Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро» — то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом позабыли.
Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость.
Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому обычаю, широко распространенном в Европе еще в 18-ом веке:
«Трудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание». Но удивляться тут особенно нечему — у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.
Для языческой культуры это было неприемлемым явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами языческого храма Сераписа: «они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но …. собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними». Этим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась того, что народ в Европе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток.
Выражение «переплет из человеческой кожи» скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде «абажуров из кожи в Бухенвальде» и «мыла из евреев». Но если на пресловутые абажуры посмотреть нигде не получится ввиду их отсутствия, то прототипы этого «навета» вполне реальны. Книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно. Книги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, появились в средневековье, когда стало широко практиковаться дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела). Эти книги до нас не дошли, хотя есть некоторые исторические сообщения касательно Библии XIII-ого века и текста Decretals (Католическое церковное право), написанных на человеческой коже.
Среди других переплетенных в человеческую кожу документов — копия Прав Человека и нескольких копий французской Конституции 1793 г.
Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священной борьбой с еретиками, стал своеобразным «лицом Инквизиции», наряду с Крамером и Шпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое — сколько человеческого материала «врагов народа» было использовано более рационально. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее количество «общественно полезных» приговоров образовавшейся в Испании «экономической инквизиции». Например, тем же Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. Именно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом. Томас Торквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни).
В отношении «истинных» врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать свою вину или посмел не «заложить» свою семью, родственников и друзей) Инквизиция была непримирима — только костер. У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая — сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной — большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончания второго года заключения.
No related links found
tainy.net
Между Атлантидой и Шумером. Древнейшая цивилизация в центре Европы
Около 3 лет немецкие археологи во главе с профессором Харальдом Штойблом из Института археологии Саксонии, сохраняя нордическую выдержку, скрывали от мира грандиозную сенсацию. Все это время они вели кропотливые раскопки на территории Германии, Австрии, Чехии и Словакии. И только недавно немецкий журнал Der Spiegel известил жителей Старого Света о европейской цивилизации, которая на тысячу лет древнее Шумера и Египта.
На сегодняшний день ученым удалось обнаружить более 150 древних построек. Самая внушительная оказалась под нынешним Дрезденом. Как утверждают археологи, они обнаружили огромное святилище круглой формы, огороженное четырьмя рвами, тремя земляными валами и двумя заборами. Люди здесь не жили. Их поселения находились поодаль. Самое большое из них обнаружено в окрестностях современного города Айтра, где на площади в 25 га располагаются 200 домов, размером от 40 кв. м и более. Все они возведены при помощи инструментов из камня и кости, а в качестве строительного материалы использовались грунт и дерево. Как выяснилось, древние разводили коров, коз, овец и свиней и обладали при этом довольно развитой культурой. При раскопках были найдены многочисленные фигурки людей и животных и остатки керамических сосудов, украшенных геометрическими узорами.
Ученых поразила громадная разница между размерами маленьких домов и колоссальными храмами. Это говорит о набожности древних строителей, однако кому они поклонялись и как остается пока неизвестным. Свои находки археологи датируют 4800-4600 гг. до н.э. До сих пор древнейшими цивилизациями Евразии считались шумерская и египетская, которые возникли в конце IV тысячелетия до нашей эры. Примерно в тот же период обрел свои каменные формы и знаменитый Стоунхендж. Как считает московский астроархеолог Тамила Потёмкина, ранний Стоунхендж был относительно простым замкнутым сооружением из земляных и деревянных конструкций. Он был сооружен более чем на тысячу лет раньше каменного Стоунхенджа, сохранившегося до наших дней. С первым этапом существования Стоунхенджа достоверно связывают следующие сооружения: два кольцевых вала; ров между валами; группа столбовых ямок в разрыве между рвом в проходе; два камня в проходе между концами внутреннего вала; четыре мощных столба напротив прохода за пределами валов. Таким образом, сходство святилищ налицо.
Просуществовала загадочная цивилизация не более 200 лет. Куда она исчезла — остается пока неразрешимой загадкой для ученых умов. Ведь до появления новой монументальной архитектуры в Европе оставалось еще 3 тысячи лет, когда наступил так называемый Бронзовый век.
Тем временем, следы подобных древних поселений разбросаны по всей территории современной Евразии. Их объединяют храмовые комплексы округлой, квадратной и даже пятиугольной формы. Потёмкина также подтверждает, что известны подобные памятники этого же времени, с угловыми формами, но они пока единичны. Например, энеолитический культовый объект Макотржаси в 15 км к северо-западу от Праги имеет квадратную форму с длиной сторон 300 м. Так что круглая форма — вовсе не правило. Тем не менее, все святилища сориентированы четко по сторонам света, и ни у кого из исследователей не возникает сомнений, что одна из функций этих построек — наблюдение за циклом Солнца. Именно поэтому иногда их называют обсерваториями, которые выполняли функции календарей. Наиболее известные из них — уже упоминавшийся британский Стоунхендж и российский Аркаим. Оба они построены в одно и тоже время и, как считают ученые, абсолютно независимо друг от друга. Причем Аркаим, состоящий из более чем 20 городов, также как и найденные немецкими археологами поселения, был оставлен его обитателями внезапно. И куда они делись, также пока неизвестно. Наиболее близко к разгадке этой тайны подошли российские ученые. Но об этом немного позже...
Андрей Поляков
Фото из журнала Der Spiegel
Ссылки по теме:А была ли Атлантида?
www.pravda.ru
Древнейшая цивилизация в европе — GemesBox
Комментарии пользователей Igor Diuzev 25.02.2018 - 03:01
Согласен, движения мало. зато информации много. Спасибо Вам за труд и стремления. Скляров великая утрата. Тем больше ответственности на последователям. Отнеситесь к этому с пониманием. Можно и материально помочь, а не только критикой. С уважением жму руку.
Да надоели уже эти доклады и отчеты. Хочется посмотреть сами экспедиции, как раньше было, при Андрее Склярове. Египет, Перу, Боливия, Мексика. Вот где было интересно! Когда лазили по пирамидам, забирались туда, куда обычно никого не пускают, прячась от местных сторожей, и интересно все это комментировали. Эх.
Уэс Стьюди 05.03.2018 - 03:01
КРОМЕ ПОСТОЯННЫХ СПЕКУЛЯЦИЙ НА ИМЕНИ СКЛЯРОВА - НИЧЕГО НОВОГО НЕ БУДЕТ.
roman kurunov 06.03.2018 - 18:45
повторно ехать на уже довольно хорошо изученые места мало смысла.или Вы хотите дать денег на экспедицию?
Alien Scientia 08.03.2018 - 05:25
Вообще-то на канале ЛАИ висит новая серия по Ломаной пирамиде за 2017 год, и будут ещё фильмы.
panorama-auto.ru
Цивилизационные мифы Европы
Миф 1.
Западная цивилизация – преемница эллинской цивилизации
«Каждый немец может думать
о чем угодно и что угодно,
но пусть только посмеет
сказать это вслух!»
Бисмарк.
Канцлер Германии.
Если спросить в Западной Европе взрослого образованного человека: является ли Западная цивилизация преемницей Древней Греции и Рима? – утвердительный ответ мы услышим практически от 99% опрошенных. Все исторические кинофильмы и книги прямо связывают Западную цивилизацию и Древнюю Грецию и Рим.
В средние века наглецов, вопрошающих в поисках истины или сжигали, или рубили на части. В современном толерантном западном обществе, инакомыслящих и несогласных изолируют игнорированием. Этаким своеобразным джентльменским отсутствием реакции. Время показало эффективность такого подхода к диссидентам.
И, наоборот, любого, кто хвалит западные ценности или «умирает» за них, элита западного общества превозносит, помогает материально, награждает призами и даже дает политическое убежище. Мы же, «мучимые искушением» поиска истины, все же будем придерживаться принципа Платона, воплощенного в словах: «Запад мне друг, но истина – дороже».
Итак, начнем задавать неприятные вопросы, с надеждой, что нас за это не накажут. Может ли быть колыбелью Запада политеистическая греко-римская цивилизация, если она жестоко преследовала христиан в течение пяти веков до того момента, когда христианство в Европе стало доминирующей религией? Могут ли быть языческие ценности базой для христианской цивилизации Запада, если христианство физически уничтожало не только языческие ценности, но даже память об этих ценностях более полутора тысяч лет?
Почему христианство преследовало сторонников идеи политеизма так же жестоко, как жрецы и императоры Рима преследовали сторонников Христа до V века н.э.? Получается, что родители (то есть греко-римский мир) пытались уничтожить свое дитя, а потом уже выросший ребенок уничтожал память о своих родителях?
Если Западная Европа – преемник Древней Греции и Рима, почему более тысячи лет в Западной Европе уничтожались все проявления этой цивилизации: памятники, здания, сооружения, письменные источники, традиции? Почему только в XVII веке люди «проснулись» и стали замечать несомненное сходство, а позже – и «безусловное родство»?
Почему в стороне от дискуссии о преемственности стоит Византийская империя – прямой преемник греко-римского мира, – которая сохраняла древние римские традиции вплоть до XVI века?
Тем, кто сегодня видит истоки Западной цивилизации в древней Греции, повезло жить в дали от инквизиции и «милостей» Римских Пап. Их фантазии не ограничивает страх наказания. Бедного Галилея, который предположил то, что греки знали за две тысячи лет до его «открытия», католическая инквизиция замучила, предварительно добившись отречения от истины. «И все-таки она вертится» твердил бедный старик, не зная, что он потомок тех, кто эту истину знал давно.
Мы, в отличие от цивилизованного Запада, никого мучить не будем, и даже не будем добиваться, что бы кто-то отказался от своего мнения. Мы расскажем о своих сомнениях и предоставим аргументы, которые убеждают нас, что научные истины, тем более, исторические, всегда относительны.
Основой персидской цивилизации являются идеи зороастризма. Основой Египетской цивилизации – политеистические идеи жрецов и фараонов, взятые ими неизвестно откуда. Основой Древней китайской цивилизации были идеи Конфуция, странным образом перемешанные с буддизмом. Основой индусской цивилизации были веды и упанишады. Основой древнегреческой цивилизации были политеистические культы и философские мистерии провидцев, актуальность которых заметна до сих пор.
Таким образом, в основе любой цивилизации лежат представления, идеи, мифы, навыки и способы производства, которые составляют в совокупности целостное мировосприятие, объясняющее мир и процессы, происходящие в нем. Становление цивилизационной парадигмы является основой цивилизации. Отражением цивилизационной парадигмы являются традиции, на базе которых развивается культура народов, принадлежащих к данной цивилизации. С этой точки зрения, культуру можно рассматривать как зеркало, в котором отражаются способы приспособления человека к себе и к окружающему миру.
Напомним, что цивилизационная парадигма есть совокупность особых способов и методов решения жизненных проблем, выработанных обществом за длительный промежуток времени, которые передаются из поколения в поколение посредством традиций и подражания. Конечно, и климат, и климатические зоны, и особенности развития соседних обществ, и природные катаклизмы, и даже вспышки на солнце влияют на цивилизационные процессы. Но главное отличие цивилизаций друг от друга является нечто, что находится внутри человека и общества – это культура, идеи, представления, идеалы, мифы, принципы, своеобразие традиций и понятий.
Для того чтобы продемонстрировать истоки сомнений, возьмем самый известный исторический миф, ставший непререкаемой истиной: Греция является колыбелью европейской (западной) цивилизации.
Сомнения возникают из простых рассуждений, что древнегреческая цивилизация располагалась на трех континентах – Европе, Азии и Африке. Это скорее средиземноморская цивилизация, чем европейская. Но главное противоречие в идее преемственности заключается в том, что в Греции была религия политеизма, то есть культ многих богов. Цивилизационная парадигма западных народов сформирована на канонах католического христианства, основанного на единобожии. Древнегреческая цивилизация имеет такое же отношение к западной цивилизации, как орфические культы на дионисийских празднествах – к христианской Пасхе.
Продолжением греческой цивилизации являлась Римская империя, которая также располагалась на территориях Азии, Европы и Африки. То же самое многобожие, как и в Греции. Та же форма предсказания на внутренностях принесенных в жертву животных. Та же самая нелюбовь: у греков – к евреям, как к единобожникам и чудикам, а у римлян – ненависть к христианам, которые были не просто единобожники, как евреи – чужие в общем-то люди, а свои знакомые и когда-то близкие люди. Представьте себе, что давно вам знакомый сосед оказался инопланетянином, а потом выяснится, что он шарлатан и фокусник, и вам станут понятны чувства обычных римлян по отношению к христианам.
Таким образом, очевидно, что цивилизационные парадигмы народов западной Европы и эллинов скорее противоположны, чем связаны как причина и следствие. И об этом свидетельствуют практически все исторические факты. И нет ни одного исторического свидетельства, которое бы говорило о преемственности
Второе сомнение проистекает из критического рассмотрения утверждения, что европейская цивилизация переняла демократию как форму правления у греков и римлян. Демократия Греции так же похожа на европейскую демократию, как восковые фигуры мадам Тюссо – на их живые оригиналы. Следует пояснить почему.
Демократия Древнего Рима и Греции базировалась на рабстве. Рабство было стержневой основой общества и пронизывало все его грани, начиная от производства и заканчивая особенностями религии.
Европейские народы средних веков базировали свое сознание на христианстве, где ключевым представлением о жизни было понятие, что перед Богом все равны. Странно, но это христианское убеждение не отменило рабства в Европе. Однако, со временем оно воплотилось в буржуазный принцип «все равны перед законом». И далее – в права человека, равенство возможностей, свободу выбора и неприкосновенность частной собственности.
Даже на первый, поверхностный взгляд отчетливо видна разница между буржуазной демократией новейшего времени, основанной на правах человека и Греко-римской демократией, основанной на рабстве и гражданстве. И пусть никого не смущает одинаковость терминов и слов, объясняющих, что такое демократия – смыслы этих терминов наполнены принципиально различным содержанием.
Если бы вы волшебным образом переместились во времени в древнюю Элладу и Рим и стали бы утверждать, что все равны перед богами, все имеют равные возможности, а раб имеет такие же права, как и свободные граждане, вас сочли бы за сумасшедшего. Именно так относились к христианам.
Удивительно, но в Западной Европе, с одной стороны, существует демократия как форма управления государством, а с другой стороны, никто не отменял тысячелетнюю автократию римского папы как наместника Бога на земле. Удивительно, потому что демократия, как форма управления полностью противоречит классическим устоям католической церкви. Известно, что если Папа Римский изречет что-то троекратно и на публике, оное изречение становится истиной, оспаривать которую опасно для карьеры, а в средние века – и для жизни. Судьба Джордано Бруно тому пример.
Да и скажи эллинам о наместнике Бога на земле – расхохотались бы от этой глупости: несколько римских императоров попытались стать таковыми и очень быстро закончили свой земной путь, тем самым, опровергая свое божественное происхождение.
Все что касается способов усиления власти, проистекает от лукавого, а не от Бога. Когда кто-то утверждает, что западная демократия имеет свои истоки в Древней Греции, только без рабства, это производит такое же впечатление как утверждение, что люди произошли от обезьян.
Теперь поговорим о наследии римского права. Римское право базировалось на рабстве, как и форма правления. К тому же оно было и при демократии, и при правлении царей, и при диктаторах, и при императорах. Римское право распространялось только на граждан Рима. О каких принципах демократии, правах человека, свободе и прочих западных ценностях может идти речь, когда бóльшая часть человечества находилась вне законов Рима?!
Но самое главное: римское право противоречит христианским канонам о равенстве всех перед Богом. Равенство перед Богом всех людей не тождественно равенству всех людей перед законом. Бог есть любовь и милосердие, а государство есть насилие и ограничение свободы личности. Бог воплощается в духовности, прорастающей изнутри человека в его душе, а государство олицетворяет общечеловеческие компромиссы, закрепленные в законах, неисполнение которых карается насилием.
Таким образом, преемственности права не было, как не было преемственности демократии. Что же было? Были взяты за основу форма управления и форма права. Эти формы были наполнены новым содержанием, имеющим мало общего с цивилизационными парадигмами греков и римлян.
Цивилизационная парадигма Запада базируется на христианских (католических и протестантских) принципах, понятиях и традициях. Ее своеобразие создавалось веками, но, начиная примерно с 9 века, христианской эры произошел окончательный раскол христианства на католическую и православную традиции. Именно с этого времени и нужно рассматривать Запад как особый конгломерат народов, который в последствии сформирует западноевропейскую цивилизационную парадигму.
Расхождение во взглядах в христианской религии было всегда. И это естественно: произвольное толкование учения Христа приводило к столкновению и разночтению канонов христианства. Вселенские соборы были посвящены как раз разработке и воплощению в жизнь едино понимаемых канонов веры. Не получилось! В христианстве, помимо православной и католической, оформилась грегорианская, коптская, армянская ветви. Последователи Ария и Нестора еще долгие века будоражили своим отличным видением истины многие христианские умы.
Но догмы влияли не только на формирование особого миропонимания и ощущения, но и на особенности поведения людей.
Западная цивилизация окончательно сформировалась примерно к 15 веку. Католицизм, наука, буржуазия, и город стали определяющими факторами рождения и развития Западной цивилизации. Католицизм, который на протяжении всей своей истории старался быть во главе светских отношений, является фундаментом европейской цивилизации. А наука и капиталистические отношения привнесли в европейскую цивилизацию оригинальность, которая, прежде всего, характеризуется эффективностью.
В той мере, в какой древний мир Средиземномория способствовал рождению и становлению христианства, в такой же мере и потребно рассматривать историю Средиземномория как фактор развития Западной цивилизации. Не более того. Если мы рассматриваем древнюю Грецию и Рим, как прародину западной Европы, то почему мы игнорируем другие народы, жившие вокруг Средиземного моря? Такие как финикийцы, евреи, египтяне, персы.
Все согласны, что христианство лежит в основе западной цивилизации. Но христианство возникло на основе иудаизма. Почему же тогда никто не связывает зарождение западной цивилизации с еврейским народом? Ведь такая связь наиболее приемлемая с точки зрения схожести взглядов на мир. И традиций. Например, пасхи. Или принципов бытия, основанных на заповедях Моисея и Христа. Так же нет, ученые парадоксально выводят западную цивилизацию от многобожников Греции и Рима, совершенно не связанных с христианством, и утверждают, что именно греки заложили основы западной цивилизации.
Язычники, которые жили на севере Европы: германцы, галлы, кельты всегда были ярыми врагами Рима. Они не только ничего не переняли от Римских традиций, культуры и обычаев, но, став христианами, полностью стерли из памяти современников все, что относилось к Риму и Греции. Их генетическая ненависть к Риму и Греции сконцентрировалась на отношении к восточным приемникам римской империи – Византии.
Менталитет современных западных народов в большей степени противоположен менталитету древних греков и римлян. Совпадения возможны, но не принципиальны. Принципиальны различия. В той мере, в какой христианство отличается от политеизма Греции и Рима, в такой же степени отличается менталитет современного западного человека от менталитета жителей Афин и Коринфа.
Современный итальянец так же похож на древнего римлянина, как масляный светильник на диодную лампочку. Египтянин 20 века отличается от своих предков также как песчаные кубики на пляжах Шар-маль-Шейха на пирамиду Хеопса. Современный монгол отличается от воина Чингисхана как овца от тигра. А менталитет китайца 21 века отличается от менталитета своих предков, как забор вокруг загородной дачи отличается от Великой китайской стены.
Конечно, при желании можно найти общее между Великой китайской стеной и забором, или между монголом и евреем, но в данном исследовании для нас представляет интерес очевидные различия, а не сходства. Для менталитета человека западного общества, с детства воспитанного на научных принципах системности, типично видеть причинно следственные отношения и обосновать преемственность своей цивилизации от Греко-римского мира.
Отсутствие причинно-следственных связей в области исторической преемственности приводит к внутреннему дискомфорту, потому что нарушается принцип целостности. Понятно, что ощущать себя потомками Великой Римской империи гораздо приятнее, чем потомками диких варваров, две трети из которых имеют славянские корни.
Приведем несколько примеров, чтобы продемонстрировать отсутствие преемственности и в мелочах быта и в специфических областях жизни человека.
В римской империи врачи широко использовали хирургические инструменты, которые европейцы «изобрели» как нечто новое за последние двести лет. Например, скальпели или иглы для зашивания швов. Этот факт, открытый археологами не так давно реально показывает, что более тысячи лет европейцы не пользовались тем, что было нормой для римских врачей.
Бетон, который широко использовался римлянами и египтянами в строительстве, вновь был «открыт» европейцами к началу девятнадцатого века.
Двойные стекла стали евростандартом относительно недавно, хотя для римлян это было нормой.
Европейцы сотнями лет мерзли не только из-за окон, но из-за каменных полов, для обогрева которых римляне изобрели сложную конструкцию из воздуховодов, пара и водяного котла. Да и здания из камня и кирпича западноевропейцы начали строить лишь к 10 веку. Здания и сооружения из камня, построенные римлянами, и неразрушенные варварами, использовались европейцами, но сами они такие здания уже не могли создавать. Чаще всего для жилья использовались деревянные постройки, наполовину вкопанные в землю.
Бассейны и ванны стали нормой в Европе за последние двести лет. И только для аристократии, то есть – для избранных. Хотя тысячу лет назад эта норма распространялась даже на простых римских и византийских граждан. И не только в Риме, но и в многочисленных провинциях, включая Францию и Англию, где археологи недавно обнаружили развалины римских бань и водопроводы.
Еще в шестнадцатом веке «просвещенный» европеец, посетивший Россию, называл русских варварами еще и потому, что они ходили в баню и «били друг друга ветками от деревьев». Чистота тела и профилактика заболеваний в глазах европейцев еще долгое время (до 19 века) оставались варварскими обычаями. И это понятно, потому что они еще не знали ни о профилактике, ни о чистоте тела.
Поэтому на протяжении сотен лет в Париже выливали нечистоты прямо на улицы, которые напоминали сточные канавы. По Милану аристократки ходили в туфлях, платформы которых доходили до 75 сантиметров, чтобы избежать соприкосновения ноги и нечистот на улице. А в туалет европейские аристократы ходили за шторы – «по малому» и под лестницы на первых этажах – «по большому». Париж стал «цивилизованным» городом при Наполеоне 3, во второй половине 19 века. Проблемы с экологией и профилактикой заболеваний в европейских городах были решены только к двадцатому веку.
Римляне же делали общественные туалеты, нечистоты в которых смывались проточной водой доставляемой в город водопроводом и отводимой из города канализацией. И того и другого и третьего европейцы не знали тысячу лет и вновь «открыли» и усовершенствовали, только начиная с восемнадцатого века.
Если считать римские дороги наследием, о чем неоднократно упоминается в исследованиях по истории Европы, то тогда надо считать наследием и Колизей, и Пантеон, и другие римские храмы, сооружения и скульптуры. Но «наследники» почему-то методически уничтожали храмы, скульптуры и другие римские сооружения на протяжении тысячи лет. Уничтожали до тех пор, пока память о «предках» не была стерта окончательно из сознания поколений. Сохранилось только то, что невозможно было уничтожить или употребить по другому назначению. Европейцы пользовались римскими дорогами, но делать их так, как римляне, они уже не могли.
Главным и абсолютно неоспоримым наследием греко-римского мира, которое на Западе не подвергается сомнению, считается римское право и демократия. Однако, на этот счет существует иная точка зрения.
Во-первых, если считать католическое христианство главным источником Западной цивилизации, то говорить о демократии по отношению к церковной структуре, по крайней мере, противоестественно.
Естественно утверждать, что демократия не присуща церкви как социальному институту. И тем более странно утверждать, что католическая церковь, которая столь многие усилия приложила к уничтожению античного наследия, является наследницей того мира, который сначала пытался уничтожить христианство, а потом сам был уничтожен христианством.
Во-вторых, на протяжении темных веков и в средние века, ни о какой демократии не могло быть и речи. В Европе была единственная форма в управлении обществом – абсолютная монархия. Нет нужды доказывать, что суды инквизиции слабо напоминают демократию и римское право, даже если при их деятельности использовались такие термины как презумпция невиновности, доказательства, право защиты, законы.
Очевидно, что в Европе использовались некоторые средства, которые позволяли власти эффективно влиять на граждан, используя так называемые законные методы воздействия – суды, выборы, парламенты. Но эти формы появились значительно позже и скорее вопреки политике и воле Ватикана, а не благодаря позиции церкви. Светские власти использовали «демократические» процедуры, как средство борьбы с церковью за власть. Но никогда, ни в одном государстве свобода народа не была целью политической борьбы.
Когда английскому королю по имени Генрих Восьмой Ватикан не разрешил в очередной раз жениться, он «послал подальше» католическую церковь и стал во главе Английской церкви. Так возникла англиканская церковь.
А когда Папа Римский заставил французского короля пешком идти на покаяние в Рим, он не предполагал, что это унижение будет начало конца господства католической церкви в Европе.
В-третьих, демократия в современном ее понимании стала «править» Европой только в 19 веке и то не во всех странах. Демократия возникла, как эффективное (компромиссное) средство борьбы частных собственников (буржуазии) за свои права управлять и наследовать собственность, а не как результат наследования традиций Греции и Рима.
Развитие городов и увеличение городского населения привело к тому, что демократические средства стали потребностью и необходимостью, с помощью чего можно было обуздать произвол, как абсолютной власти, так и произвол толпы. Демократия в Европе возникла вопреки воле католической церкви, а не благодаря преемственности традиций и обычаев.
Западная демократия также отличается от древнегреческой и римской демократий, как восковые фигуры мадам Тюссо от живых оригиналов.
В-четвертых, демократия Греции и Рима базировалась на пантеистических представлениях и идеях, которые проецировались на реальную жизнь и естественным образом «одобрялись» жрецами и священнослужителями. Богов было много, они боролись друг с другом, создавали коалиции, группы, интриговали между собой, но, в конечном счете, ладили и управляли небом и землей. Все это естественным образом проецировалось на реальную жизнь людей (а может и наоборот) и утверждалось в законах и правилах жизни. Что и порождало особую цивилизационную парадигму древнего мира средиземноморья.
Демократия Европы базировалась на христианских представлениях о смысле жизни, происхождении мира и равенстве всех людей перед единым Богом. Не случайно поэтому началом современной европейской (западной) демократии надо считать не греко-римское наследие, а «развитие» католических идей, преломленных городским (буржуазным) образом жизни, в протестантские идеи равенства, братства и справедливости.
Трудно не заметить неодинаковый фундамент, на котором базировались римская демократия и демократия современной Европы.
Истоки Западной цивилизации находились в «мозгах» их предков, а не в интерпретации внешних событий потомками. Разруха, как говорил профессор Преображенский в известной книге «Собачье сердце» проистекает из мозгов, а не из внешних трудностей. Точно также как и порядок. Мозги западным народам, на протяжении сотни веков сначала «промыли» христианские идеи, а в последние пятьсот лет – научное мировоззрение, посредством системы научного просвещения. Буржуазные революции потому и называются буржуазными, потому что изменили христианские ценности, поменяв христианское милосердие и любовь на выгоду и прибыль.
Представление о том, что менталитет Западной цивилизации не только не совпадает с менталитетом греков и римлян, но и по большому счету – противоположен им, шокирует западное сознание. Почему? Потому что сознание западных граждан «воспитано» на идеях превосходства и исключительности. Десять поколений западноевропейцев воспитывались на фактах западной экспансии по всему миру, в атмосфере интеллектуального и культурного превосходства, что подтверждалось фактами научных достижений и все возрастающим материальным благополучием.
Если отвергнуть преемственность западного мира от древнего Рима, значить признать, что Европа возникла там и тогда, где и когда соединились варвары и христианские идеи. И вроде бы ничего страшного в этом нет, но тогда исчезает основание изначального превосходства. А претензия на всемирное господство становится очевидным оправданием разбоя и насилия. Политическая толерантность, которая «неожиданно» появилась во второй половине двадцатого века, скорее свидетельствует о страхе перед будущим возмездием, за грехи предков, чем преемственность политики за последние триста лет.
Если христианство проповедует равенство перед Богом всякого человека, то наука доказывает естественное неравенство на земле. Неслучайно, когда научные достижение дали несравнимое материальное преимущество Западу, в подавляющем большинстве научных исследований, посвященных истории, прямо или косвенно, сознательно или непроизвольно, открыто или исподволь доказывалось превосходство западной цивилизации над всеми существующими и существовавшими цивилизациями мира. Такая точка зрения является, в том числе, одной из целей политики римских пап: подчинить другие народы посредством распространения католической веры.
Христианство, как критическая реакция на иудейские догмы возникло в Палестине, но окончательно оформлялось и в Азии, и в Африке, и на юге Европы. Поэтому правильнее говорить, о влиянии христианской истории народов Средиземноморья включая египтян, финикийцев, евреев, персов, а не только греков и римлян на становление Западной цивилизации. Раскол на православие и католицизм произошел, чуть ли не через тысячу лет после зарождения христианства. И этот раскол скорее стал следствием, чем причиной процессов, которые происходили в западной Европе того времени.
Запад не является преемником Римской империи ни по культурному наследию, ни по мироощущению, ни по государственному устройству, ни по преемственности традиций и обычаев.
Если перевести эти слова на понятия известного историка Ясперса, можно сказать так: становление западной цивилизации является вторым осевым временем в истории человечества. Западная цивилизация – это качественно новое образование, не похожее ни на что предыдущее, потому что в основе ее возникновения лежит христианство, современная наука и городской образ жизни.
Если этот процесс определить в терминах Тойнби, то получится следующее: варварский «вызов» хаоса темных веков, ведущих к самоуничтожению, и христианизация сознания западных европейских народов, ведущая к упорядочиванию жизни, породила эффективный ответ, название которому – современная наука. А следствие – новая цивилизация, мало что имеющая общего с Римом и Грецией.
Основными носителями цивилизационной парадигмы Запада является буржуазия. Поэтому капитализм можно и нужно назвать вторым осевым временем в истории человечества. А цивилизационную парадигму Запада есть все основания называть и капиталистической, и социалистической, и националистической, и буржуазной.