Особенности древнеримской архитектуры. Планировка древнего рима
Строительство Рима в Античность и раннее городское планирование
Римская республика подарила Европе строгие пропорции в планировании городов, однако сам Рим никогда не имел строгого плана. Если не считать планом то, что застраивался он вокруг огромного храма, возвышающегося над городом.
Если верить Тациту, одному из величайших римских историков, “градообразующим предприятием” древнего Рима был храм Юпитера (Jupiter Optimus Maximus) на Капитолийском холме. Описывая пожар в храме в 69 году нашей эры, Тацит говорит, что это бедствие стало знаком для галлов, что город завоеван — таким огромным было символическое значение этого здания. “Пожар дал понять людям, что сами небеса прогневались на римлян, — писал он. — Огонь был предзнаменованием свободы для народов, живущих по другую сторону Альп”.
Но Тацит оказался неправ. Галльский мятеж был подавлен, а храм восстановлен. В последующие годы это случалось еще не раз, пока христианский император Феодосий I не закрыл его в 392 году.
Даже когда в 455 году случилось нашествие вандалов, которые содрали всю позолоту с храмовых ворот, итальянский префект Кассиодор написал, что “Творение на Капитолийском холме смотрит свысока на все остальные плоды человеческого разума”.
Строительство храма началось за 1000 лет до описываемых событий, при последнем римском короле Тарквинии Гордом. Закончен он был, согласно легенде, в год, когда король бы низвергнут, а Рим стал республикой — в 509 году до нашей эры. Для того времени это было огромное здание — самое крупное в этой части мира. Храм стоял на каменном постаменте (плинте) размером 53 на 63 метра. Его широкая красная крыша покоилась на 24 колоннах. Внутри стояли статуи трех богов, наиболее почитаемых в латинском мире — Юноны, Юпитера и Минервы. На самом верху крыши находилась квадрига — явный символ воинственности — четверка лошадей, которой управлял сам Юпитер.
Создав такой центр божественного культа, римские короли надеялись сделать город политическим центром Латинской Лиги (конфедерация, состоящая из более чем 30 городов, в основном расположенных к югу от реки Тибр). Храм внушал чувство неизбежности хода событий и защищенности. Оптимистичности римлянам добавляло то, что в 390 году до НЭ галлы потерпели поражение при попытке захватить Капитул.
Храм «копировался» по всей Римской империи — в новых городах и в захваченных поселениях, которые перестраивались на римский манер. Говорят, что когда Константин основал новую, восточную столицу Империи на семи холмах вдоль Босфора в 330 году нашей эры, он перенес огромную статую Геркулеса, которая стояла перед храмом, чтобы добавить законности своему новому Капитолию. Добавим, что не добейся римляне политического верховенства в Латинской Лиге с помощью храма, возможно, никакой Римской империи бы и не было.
Еще один повод для разного рода мифов — выбор места для строительства Рима в 8 веке до нашей эры. Неважно, кто это был — Ромул и Рем, первые короли этрусков или кто-то еще — важно то, что место на высоком холмистом берегу реки Тибр было выбрано не случайно. Город расположен на реке, в месте ее спокойного течения, а также достаточно близко к морю для ведения морской торговли и достаточно далеко от него, чтобы обезопасить себя от нападения пиратов. Кроме того, это было место, где Via Salaria (Соляная дорога), ведущая к важным точкам добычи соли внутри континента, пересекала главный прибрежный торговый путь.
Строители Рима также осушили малярийные болота в низинах между семью холмами, что позволило людям селиться и торговать здесь. А во время правления предпоследнего короля — Сервия Туллия (правил в 578-534 гг до НЭ) — было закончено возведение стен вокруг холмов.
Римляне не уничтожали побежденные страны, а включали их в свою торговую систему, поэтому во времена Республики деньги потекли в Рим рекой. Город рос вокруг Храма, представляя собой сплетение узких улочек, высоких деревянных зданий, форумов и рынков.
Но был ли какой-то план или хотя бы принцип застройки города? Конечно, у Рима не было своего Дейнократа, которые четко спланировал Александрию. Однако, по свидетельству римского историка Ливия, короли этрусков при строительстве города придерживались строгого плана, похожего на планы греческих городов Родоса, Пеллы и Филиппи, однако после захвата Рима галлами в 390 году до НЭ последовала неудержимая оголтелая застройка без всякого планирования.
Сменявшие друг друга римские императоры не стеснялись вклинивать в уже сложившуюся плотную застройку новые грандиозные здания: Юлий Цезарь приказал заложить рынок, чтобы задобрить население; Помпей построил театр в свою честь, а Сулла — государственный архив.
Риму всегда был присущ высокий уровень индивидуализма его жителей и правителей. Когда в 63 году НЭ, при Нероне, большая часть города сгорела и архитекторы разработали новый городской план с каменными зданиями стандартной высоты и широкими улицами, жители, по свидетельству Тацита, воспротивились, так как ностальгировали по прежнему, такому родному “бардаку” республиканского Рима. В этом, кстати, был и свой резон — узкие улицы и высокие здания защищали город от палящего солнца.
Сегодня республиканский Рим похоронен под слоями Рима средневекового и эпохи Возрождения. В 19 веке, после объединения Италии в 1871 году, наступил еще один период бурного строительства. Семь холмов были практически “выположены” и снова застроены.
Древний Рим, который так быстро завоевал мир, конечно, внес неоценимый вклад в развитие городского планирования. Он дал нам столицы (capital от слова Капитолий), площади-форумы, амфитеатры, базилики, мощеные дороги, тротуары, многоэтажные жилые кварталы.
Но ирония судьбы заключается в том, что знаменитая “решетчатая система” (в Риме называли ее centuriation), которая использовалась римлянами при строительстве городов по всей Европе начиная с 3 века до НЭ, никогда не применялась по отношению к Риму. Этому мешали протесты жителей и холмистая местность.
Когда столица империи в 326 году НЭ была перенесена в Константинополь, все, кто мог позволить себе покинуть Рим, сделали это. Город постепенно угасал и нередко подвергался разграблению. Его “возвращение” случилось только в эпоху Ренессанса. И только к 20 веку Рим воспрянул окончательно и занял территорию, примерно равную той, которую он занимал в Античное время.
В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев —Клавдиев и Флавиев.
Так называемый «римский мир» — время затишья в классовой борьбе, наступившее в начале правления Августа,— стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства
Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции 400 лет до н.э , но естественность греческой классики сменилось рассудочностью, сдержанностью.
Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство.
Город поражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах. Великолепные здания, портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.
Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне.
Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) — время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.
Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.
Градостроительное наследие Рима
Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба.
Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — все то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо(улица, ориентированная с севера на юг) и декуманус (улицей, ориентированной с востока на запад), на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Практический склад римской культуры сказывался во всем — в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича.
Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.
Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.
Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался с I в. до н.э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду.
Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры(полуколонны).
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер.
В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный элемент.
Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.
studfiles.net
Римский город | Архитектура и Проектирование
Попытаемся мысленно объединить памятники римского города. В республиканскую эпоху они группировались вокруг форума, на котором помещались, как описал нам Витрувий, не только базилика, где обсуждались дела и чинилось судопроизводство, но и портики, т. е. склады, где хранились подати, вносившиеся натурой. Древний форум в Риме довольно хорошо соответствует этому описанию, являясь беспорядочным сочетанием базилик, портиков и храмов. Посередине возвышалась открытая трибуна, а в глубине — галерея архивов — Табулярий. Собрания, для которых площадь форума являлась слишком тесной, переносились на Марсово поле, представлявшее контраст с загроможденным форумом обширностью своего свободного пространства.
План центральной части Древнего Рима
Позднее римские императоры стали в свою очередь воздвигать новые форумы, как например Нерва, Траян. В этих случаях симметрия стала абсолютным законом планировки. Общее расположение форума Траяна известно по некоторым развалинам, а главным образом — по древнему плану Рима. Оно показано на рисунке 355.
Вход на главную площадь обозначен триумфальной аркой. Посередине возвышается конная статуя императора; в глубине — базилика Ульпия, позади которой — вторая, более тесная площадь с двумя библиотеками по бокам и храмом Траяна посередине. Между библиотеками возвышается Траянова колонна.
Акрополем Рима являлся Капитолий, увенчанный древним национальным храмом Юпитера Капитолийского. Вокруг теснились, как и на афинском Акрополе, второстепенные вотивные памятники. Напротив Капитолия возвышался Палатин — наподобие второго акрополя, посвященного культу императорской власти.
Вокруг этого двойного центра группировались театры, арены и термы, настолько скученные, что при взгляде на план Рима невольно напрашивается вопрос: где же циркулировала толпа, оживлявшая все эти общественные здания?
Рис. 355 - 356
Перейдем теперь к восточным городам. Мы видим там группы зданий, как например в Баальбеке (рисунок 356), напоминающие своей обширностью план самого Рима. Вообще же характерный отпечаток придают азиатским городам не городские площади и не храмы, а широкие пересекающие их проспекты. Они получили распространение после того, как греки примирили их в Александрии и Дамаске. Примером такого, по существу греческого, расположения является полуримский город Пальмира, соперничавший своей роскошью с самим Римом. Проспект Пальмиры, окаймленный двойной галереей с колоссальными коринфскими колоннами, имеет в длину более километра. Главный проспект Джерака достигает длины более 700 м. На пересечениях улиц воздвигнуты портики о четырех фасадах, перекрывающие перекрестки. Под этими галереями проводит свою жизнь городское население, а вдоль колоннад размещаются общественные здания. Общий вид здесь совершенно другой, чем в Риме, и производит, быть может, еще более поражающее впечатление. Величие Рима нигде не сказалось так ярко, как в этих азиатских городах на самой границе империи.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture
arx.novosibdom.ru
Архитектура Древнего Рима
Поиск Лекций
Культура Древнего Рима
План
· Введение
· Архитектура Древнего Рима
· Скульптура Древнего Рима
· Живопись Древнего Рима
· Литература Древнего Рима
· Религия Древнего Рима
· Заключение
· Список литературы
Введение
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.
На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы
Архитектура Древнего Рима
Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.
При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.
Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.
При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.
В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.