История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История питания в Древней Руси. Питание в древней руси


Чем питались наши предки на Руси в 16 веке, во времена до Петра 1?

Чем питались наши предки на Руси в 16 веке, во времена до Петра 1?

  • Еда была простая, хотя на столе у богатого человека и бедного кушанья отличались. Но щи как старинное русское кушанье знаю все, также варили сбитень , каши и киселя. Кухня крестьян больше была постной, ели хлеб из ржаной муки.

  • Основными блюдами были всякие хлеба и каши. До Петра первого не было сегодняшних овошных культур, таких как картофель, оругцы, помидоры и тому подобное. В основном из овощей была редька и репа, чуть позже появилась свекла. Горох являлся одним из главных употребляемых культур. С него делали лепешки, предварительно размолов на муку, варили каши, варили супы. Хлеба пекли в основном из пшеничной и ржаной муки, а когда было очень голодно или очень бедные семьи то добавляли сухие листья растений. Очень частой была овсяная каша, только не в современном понятии, а каша с очищенного от скорлупы овса. В лесу можно было собирать ягоды и грибы, но не всем. а так-же ловили рыбу кто мог. Так-же варили щи, даже поговорка есть quot; Щи да каша - пища нашаquot;. Те крестьяне кто был немного побогаче держали коров и курей, и тогда их рацион дополняли молочные продукты и яйца.

  • Нормально питались. Сытно и как они считали вкусно. Конечно особого изыска в еде может и не было, но их щи и вареная полба вполне устраивали. Вид еды был привязан к местам проживания. Кто-то ел больше рыбы, а у гоко-то были и молочные продукты на столе, если была корова в доме.

  • Исконно русскими блюдами были щи из кислой капусты, различные каши, а еще блюда из репы, которую стали почти совсем забывать. И напитков это прежде всего квас, для застолий варили медовуху. По большому счету, еда была простая. Понятно, что ели и мясо разное, и рыбу, овощи и фрукты по сезону.

  • Богатые и бедные питались по-разному.

    До Петра Первого, как бы действительно, рацион был скуднейшим. Ведь не было ни картофеля, ни помидоров, ни огурцов, ни моркови по-моему. А также - ни вермишели, ни риса. Вот вспомнил - горох еще был, репа. Про свеклу не помню, кто знает - подскажите.

    Были только злаки: пшеница, рожь, гречиха, овес. Соответственно, популярными были только каши. У некоторых (не у всех) были коровы, куры. Свиней и гусей держали в основном богатеи.

    Если кто жил у реки ловили рыбу. Дичь была доступна только богатым, я думаю. Потому что леса были лично их, и бедные не имели права там ничего бесплатно делать.

    В нашей местности вплоть до 1917 года вход в лес был платный. По билетам. Знаменитый князь Сангушко (поляк) везде поставил охрану, люди должны были покупать право собирать ягоды-грибы. Не у всех были на это деньги.

    Кроме того, купить бедняку ружье в 17-м веке, это все-равно, что сейчас кому-то из нас купить космический корабль.

    Бедняки ели плоховато, по нашим меркам, не только до Петра. Читаю Шолохова quot;Тихий Донquot;. Спокойные, счастливые, довоенные времена донского казачества! Описывается обед казаков, когда они целый день косили траву. Отец и два взрослых сына. Привозит им мать обед в поле. Понятно, что мужики устали вусмерть, жрать хочется. Что ж им привозит на обед матушка? - Крынку кислого молока и по краюхе хлеба! Вот так, уважаемые! Читал это место специально несколько раз (думал, что пропустил что-то).

    Этого людям хватало. А ведь это были не самые бедные казаки!

    Надо думать, что сегодняшние люди просто зажрались - мясо, колбаса каждый день. А ведь раньше - это было по большим праздникам!

    Мы уходим от своих русских корней. Забыта многовековая культура потребления пищи. Она же способствовала здоровому образу жизни. Сейчас же мы просто дохнем от нитратов в овощах, глюконата натрия в колбасе, от мяса животных, выращенных на химических добавках...

    Раньше люди были намного здоровее. Моя бабушка - ровесник прошлой эпохи - имеет 95 лет и до сих пор работает на огороде, во дворе и в хате. Прожила на щах та каше весь век. Я помню маленьким приезжал к ней на лето (это при советских временах). За целое лето - ни одного куска мяса. Его просто не было. В магазинах оно не продавалось. Самой бабе без мужа-фронтовика, погибшего на войне было тяжело что-то держать. Так и жила. Куры были - это да. А вы говорите - что люди ели до Петра! )) Да, по нашим меркам, ничего не ели! ))

  • Выращивали злаковые ( овес, пшеница)значит была каша и хлеб, была корова - значит ели молочные продукты и мясо, мясо точно было у богатых в основном. Выращивали репу, рыбу кто ловил, тот ею и питался.

    Охота была в те времена на мелкую дичь ( птицы, зайцы)

    Кур выращивали, гусей тоже мясо и яйца были.

    Разнообразие небольшое, но все таки. Сейчас нет колбасы, нет копченостей скучно, тогда мяса не каждый день ели.

  • Питание на Руси имеет очень большую историю,его можно разделить на несколько периодов:древнеславянский, допетровский, послепетровский и современный

    О пище древних славян Н.М.Карамзин пишет в quot;Истории Государства российского: ...quot;славяне питались просом, гречихою и молоком..quot;.Когда научились разводить пчл, появился любимый медовый напиток. Мясо готовили целым куском так, что бы сверху была корочка, а сок внутри.

    Богатые во все времена жили хорошо и ели много.

    Читаю отрывок из произведения Булгакова : quot; На ...тарелках лежали ..ломтики нарезанной смги, маринованные угри. на доске- кусок сыра со слезой, в серебряной кадушке , обложенной снегом- икра.Меж тарелок ...три хрустальных графинчика с разноцветными водками..quot;

    После Петровской реформы появились новые овощи и блюда, такие , как картошка, винегрет, котлеты.

  • Привожу выдержку из меню мелкого купца-разносчика допетровской эпохи:

    Студень с уксусом;

    Щи со свининой;

    Куриные пупки на меду с имбирм;

    Лапша с курой;

    Жареное мясо.

    Кроме того очень большой популярностью пользовались мучные изделия - блины с различными начинками, пироги с рыбой, капустой, грибами.

    Из первых блюд кроме щей, ели уху, а летом - ботвинью.

    На зиму очень много чего квасили - капусту, грибы, ягоды, фрукты.

    Крестьяне, конечно, питались поскромнее, по будним дням ели постные щи, каши с молоком, блины, мясо было только по праздникам.

  • Щи, каши всякие да похлбки, вообщем вс что давала мать земля ну и плюс животноводство и охота, жизнь у большинста прямо скажем была так себе, крепостное право только в 1861 году отменили, поэтому не особо богато, но самогонка была всегда традиционной пищей.

  • Щи да каша - пища наша! Так было и до Петра и после. Щи кстати были с репой и без томата вплоть до середины XIX века, а кое где и до века XX. Из животных белков доступнее всего была птица-курица, яйца, рыба и молоко, но молоко это не всегда и не у всех.

  • info-4all.ru

    Что ели на Руси? - Здоровое питание - Здрава - Наследие Предковъ

    Правило ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ. Если вы здоровы питайтесь преимущественно так, как питались ваши предки, живущие в этой же местности.

    Традиции же питания у разных народов разные, и складывались они на протяжении многих столетий. Поэтому, если механически перенести даже самые лучшие особенности питания одного народа на другой, здоровья это не прибавит, поскольку потребуется достаточно много времени, чтобы желудочно-кишечный тракт человека приспособился и воспринял непривычную пищу как родную. Повсеместно установлено, что долгожители самых различных регионов мира ведут привычный им с детства активный образ жизни. В частности, много ходят в любое время года и в любую погоду.

    Характерно также в подавляющем большинстве случаев их прочное семейное и общественное положение. У долгожителей, у их родных и близких высоко развито чувство целостности семьи и преемственности поколений.

    Идеальная пища это пища родного дома, родного очага, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности, данного народа, данной национальности. Это и будет идеальным питанием здорового человека.

    Итак, самым идеальным питанием для здорового человека является питание, которого придерживались его предки. Наглядным подтверждение [от противногоk является ситуация со здоровьем и питанием в США.

    Это молодая страна, состоящая из эмигрантов, зачастую оторвавшихся от родины и забывших всякие национальные традиции. Своих традиций Америка не имеет! И именно поэтому там столько больных с нарушением обмена веществ. Это самая богатая страна мира, но это и страна самых жирных и больных людей!

    И совершенно логично, что большинство новомодных диет и теорий питания появляется в Америке они просто не знают, к какой традиции прибиться, часто выхватывают различные места из различных традиций, получая в итоге совершенно не перевариваемый результат.

    Именно поэтому там и могли появиться дикие на взгляд диетолога теории П. Брэгга и Г. Шелтона, Н. Уокера и т.п.

    Традиционное питание

    Чтобы проиллюстрировать всю важность этого вопроса я хочу привести некоторые результаты исследований.

    Ещё при Советском Союзе во время изучения проблемы долгожительства одна геронтологическая экспедиция проводила исследование в двух расположенных рядом сёлах в Нагорном Карабахе. Одно село было русским, второе азербайджанским.

    Выяснилось, что среди азербайджанцев много долгожителей, а в русском селе люди умирали рано, несмотря на то, что жители этого села были членами религиозной общины и вели чрезвычайно правильный образ жизни.

    Подобные исследования было проведены совсем недавно в Украине. Было выявлено, что на юге Украины (Херсонская область, Крым) в благодатном месте, где, казалось бы, жить лучше всего, у населения самая короткая продолжительность жизни.

    Зато самая высокая продолжительность жизни наблюдалась в западных районах Украины. А всё дело в том, что на юге живёт пришлое население, а в западных районах коренное.

    Вывод, сделанный геронтологами однозначен дольше живут те, кто соблюдает традиционный образ жизни. Традиционное питание, характерное для данной местности и для каждой местности своё, и является тем фактором, которые сохраняет здоровье и увеличивает продолжительность жизни.

    Объясняется это тем, что тип питания у каждой этнической группы формируется в течение нескольких поколений, которые длительное время отбирали продукты, адаптированные именно к этой местности и позволяющие выжить именно на этой территории.

    Именно поэтому, здоровый человек должен питаться так, как питались его предки, а не так, как пишет Геннадий Малахов, Поль Брэгг, Герберт Шелтон и многие другие.

    Но, подчеркну это касается здорового человека.

    Нельзя забывать, что подавляющая часть нашего населения это люди, имеющие те или иные заболевания. Как питаться им?

    Я тут не скажу ничего нового. Больной человек должен подстраивать своё питание под свою болезнь. В этом ему очень поможет любой учебник диетологии, где подробно расписываются режимы питания, состав продуктов и общая калорийность рациона в зависимости от каждого конкретного заболевания.

    Такое питание будет действительно лечебным. Ну а как только вы избавитесь от своей болезни, то можете переходить к традиционному для вашей местности питанию.

    История древнерусской кухни чётко прослеживается начиная с IX века.

    В целом русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, в первую очередь полбяной, овсяной, ржаной (так называемая [зелёная кашаk) и национального русского квасного (то есть кислого) хлеба из ржаной муки.

     

    Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню. Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки.

    Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно крахмальных киселей.

    В самом начале древнерусского периода сложилиcь и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.

    Хотя рецептура медов, медков и квасов усложнялась и дополнялась на протяжении последующих веков, сами по себе эти изделия стойко оставались на русском столе вплоть до XVIII века.

     

    Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они также отличались  разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие).

    Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.

    Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно рыбно грибной) и скоромный (молочно мясо яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.

    Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).

    Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).

    На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.

    Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.

    Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.

    Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто [рыбойk. Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.

    Таким образом, количество блюд по названиям было огромно, но технологические отличия между ними были невелики.

    Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.

    Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.

    В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название [хлёбоваk. Особенное  распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.

    Обработка мясных и молочных продуктов не отличалась особой сложностью. Мясо, как правило, варили в щах и кашицах, молоко пили сырое, но чаще топлёное и очень редко скисшее. Кислым молоком чаще заправляли кашицы и щи (забеливали их).

    Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

    Национальный сладкий стол состоял из ягодно мучных и ягодно медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.

    Источник 

    В Мой Мир

    Обсудить на нашем форуме

    rodobozhie.ru

    История питания в Древней Руси

    История питания на Руси

    Питание русских в древности              Обширная область народного питания до сих пор остается одной из наиболее выразительных сторон бытовой культуры русских. Несмотря на смену нескольких социально-экономических формаций, национальное своеобразие ей придают многочисленные и стойко сохраняющиеся на протяжении истории народа традиции.              Основные формационные особенности питания, связанные главным образом с производством и распределение продовольствия, являются одним из жизненно важных факторов, влияющих на эту область народной культуры. Однако народные традиции, благодаря органически присущим им свойствам стабильности и изменчивости, продолжают сохраняться в постоянно меняющихся условиях, передаваясь из поколения в поколение либо в неизменном их виде, либо все в новых и новых вариантах, приспособленных к действительности.              Основные традиционные особенности пищи русских, как и других народов, восходят к глубокой древности. Формирование их в первую очередь связанное со специфической направленностью хозяйственной деятельности, во многом определяется природными условиями мест обитания этих народов. Как известно, хозяйство русских со времен средневековья характеризуется преобладанием зернового земледелия, развитием огородничества и дополняющего земледелие животноводства. Заметную роль вплоть до XIX века играл промысел рыбы, а также собирательство дикорастущих плодов, грибов и трав, а отчасти и охота на диких животных, которая с течением времени сильно сокращалась.              Комплексный характер хозяйства русских уже в период феодализма определил в основном довольно широкий круг пищевых продуктов, потреблявшихся всеми слоями общества. Естественно, потребление это было далеко не одинаковым. У знатных и богатых, имевших возможность широко пользоваться местным и межобластным обменам, пища была более разнообразной. Ассортимент ее увеличивался еще и за счет привозных из-за границы съестных продуктов. Основное же население страны, крестьянство, при господстве натурального уклада питалось тем, что само производило и отчасти могло приобрести на местном рынке. Потому пища крестьян в большей степени, чем пища господствующих классов, отличалась единообразием и имела достаточно выраженные местные, локальные черты.              Немногочисленные еще тогда горожане, среди которых общественное разделение труда было значительно глубже, чем в деревне, отчасти также добывали пищу в своем хозяйстве, которое вели в меньшем, чем крестьяне, размере, отчасти же зависели в питании от окрестного сельского населения, и в меньшей степени - от иноземного привоза.              Изменения в пище были связаны с социально-экономическими изменениями, непосредственно с переменами в хозяйственной деятельности населения, особенно в связи с освоением новых территорий, в частности, в связи с введением новых культур, с развитием или затуханием той или иной отрасли хозяйства, а также с расширением общественного разделения труда и интенсификацией обмена. Однако на протяжении всего средневековья изменения в пище протекали медленно, особенно в крестьянской среде.                     Питание в городе и на селе              Для повседневного питания городской семьи почти все приходится приобретать через сеть государственной торговли. Рынок из-за его слабого развития и дороговизны до сих пор служит лишь дополнительным источником обеспечения семей съестными продуктами, главным образом сезонными, для заготовок впрок, а также для удовлетворения потребностей срочной необходимости (для больных, детей и др.) или любительских вкусов. Подспорьем для части городского населения (в Центральной России примерно1/3 семей) служит подсобное хозяйство значительно меньших размеров, чем в селе. Получаемая продукция (чаще всего овощи, яблоки и ягоды) пополняет и разнообразит стол горожанина, но обычно потребляется в течение летне-осеннего периода, особенно в семьях с детьми. Существенное добавление натуральных сельскохозяйственных продуктов в питание имеют городские жители, поддерживающие тесные связи со своими сельскими родственниками. Компенсируется это горожанами в силу семейной кооперации трудовой помощью сельчанам и снабжением недостающими им "городскими" товарами.              Несколько иначе дело обстоит в сельской местности. Ассортимент продуктов, которые можно приобрести в сельских магазинах, значительно уже, чем в городе. Недостаток их возмещается за счет индивидуального подсобного хозяйства, которое ведет здесь за редким исключением каждая семья. В своем хозяйстве сельские жители получают часто не только овощи и фрукты, но и мясо, молоко, яйца. Некоторые возможности для отпуска сельскохозяйственных товаров для желающих имеются обычно и общественных хозяйствах.              В селе почти безраздельно господствует домашнее питание. Общественное питание развито слабо. Да оно и не имеет здесь особенно глубоких корней. Лишь в больших селах, в базарных и притрактовых, в прошлом имелись трактиры, иногда с постоялыми дворами, в которых можно было закусить и даже пообедать, выпить чаю. По мере развития товарно-денежных отношений трактиров становилось в сельской местности все больше. Но посетителями этих торговых заведений в основном были проезжие "деловые" люди (торговцы, прасолы, разносчики товаров, прогонщики скота и т.п.) и очень редко - местные крестьяне, зашедшие "обмыть" покупку - выпить "магарыч".                     Русская еда 19 - начала 20 веков              Пища русских в XIX - начале XX в. в своем развитии продолжала стойко сохранять традиционные особенности. Перемены в социально-экономической жизни, в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, которое имело место в это время (нарастание товарно-денежных отношений, развитие торгового земледелия, усиление расслоения деревни, рост отходничества, увеличение численности рабочих, оторванных от сельского хозяйства и т.п.) приводили к существенным трансформациям в питании сельского, и особенно городского, населения. Изменения были разнообразны, но в целом выражались, с одной стороны, в расширении состава пищи в связи с введением новых сельскохозяйственных культур и распространением покупных продуктов, с другой - в некотором оскудении рациона питания широких слоев крестьянства и горожан, в замене многих калорийных продуктов, производившихся в своем хозяйстве, менее питательными (своими же или покупными).              Питание почти любой семьи в городах с более или менее развитым городским образом жизни в XIX - начале XX в. базировалось на покупных продуктах - так называемых торговых. В оборот городского рынка были включены самые разнообразные съестные товары, вплоть до деликатесов, в том числе, например, лимоны, апельсины, виноград, которые привозили издалека, однако они были в продаже почти круглый год. Покупали продукты все слои горожан, но количество покупок, состав и качество продуктов определялись прежде всего их материальными возможностями. Городской рынок чутко реагировал на потребности всех социальных групп. Крестьяне окрестных сел и деревень также пользовались городскими базарами, и как продавцы, и как покупатели.              Большую роль в сбыте продуктовых товаров на базарах и в лавках играла дифференцированная их сортность и, следовательно, цена. Рынок чутко реагировал на спрос богатых и бедных, учитывая возможности тех и других. Наличие в продаже продуктов не только высоких, но и низких сортов было своего рода экономической компенсацией беднякам. Они могли, например, купить по дешевке мясные обрубки, рыбьи головы, колбасные обрезки и т.п. Однако в условиях весьма оживленного обмена сравнительно большая роль натурального уклада в хозяйстве русских крестьян, а отчасти и горожан и традиционность российской экономики в целом способствовали сохранению старых традиций.                     Традиции питания на Руси в 19 - начале 20 веков              К концу XIX - началу XX в. продолжали сохраняться многие специфические традиционные особенности пищи. Одни из них были общерусским, другие - местными, с более или менее ограниченным ареалом.              После Октябрьской революции в стране сложилась неблагоприятная обстановки для развития питания русских, как впрочем, и других народов. В первые годы советской власти в условиях разрухи, гражданской войны и борьбы с иностранной интервенцией первостепенной стала задача, как удовлетворить самые насущные потребности в питании и целесообразно для того времени распределить ограниченные пищевые ресурсы.              Эти проблемы стояли остро и позже - в период создания социалистической промышленности и колхозов.              Стабилизация народного питания происходила медленно. Лишь в конце 30-х годов появились возможности для планомерного развития сферы питания, но процесс этот очень скоро был прерван Великой Отечественной войной. Лишь после восстановления народного хозяйства начался новый этап развития народного питания. Однако в настоящее время в связи с перестройкой всей экономической системы страны эта сфера народной культуры вновь переживает большие трудности.              На характер современного питания русских в последние 75 лет повлияло его значительное обобществление, точнее, превращение его в известной мере в особую отрасль планового хозяйства. Создание множества отраслей пищевой промышленности, сети общественного питания и бытового обслуживания, централизации снабжения населения продовольствием, - все это до сих пор определяет многие черты питания современной семьи. Эти факторы особенно действенны в условиях города, где обобществление и централизация сказываются более, чем в селе.              В отличие от прошлого, когда питание населения базировалось на собственном хозяйстве и частной торговле, в настоящее время главным источником обеспечения продуктами постоянного потребления стала государственная централизованная торговля. С одной стороны, сложилась стабильная форма снабжения разнообразными товарами в рамках всесоюзного рынка. На ней сравнительно слабо отражается сезонность (в том числе, сезонное отсутствие тех или иных видов продовольствия), и она избавляет потребителей от стихийности рыночных цен. Но с другой стороны, монополия централизованного снабжения, если даже оно достаточное, ставит людей в жесткие условия полной от нее зависимости, ограничивает кулинарную инициативу семьи и способствует стандартизации и унификации пищи в целом. Особенно остро чувствуется это в городах, численность населения которых в течении XX в. значительно увеличилась, так что в пределах Российской Федерации оно в настоящее время превышает половину числа всех ее жителей.                     Общественное питание              В настоящее время столовые, закусочные и чайные имеются в больших селах и у дорожных магистралей, но население, занятое сельским трудом и прежде и теперь даже при наличии крупных обобществленных хозяйств, в большинстве своем имеет возможность питаться дома, независимо от графика работ. В городе же в силу особенностей современных профессиональных занятий, связанных главным образом с работой на крупных промышленных предприятиях и в учреждениях, расположенных чаще всего вдали от жилья, рабочие и служащие, как правило, ежедневно в течение многих часов бывают обособленными от домашнего быта. Для многих положение осложняется еще и тем, что они работают посменно - в разное время суток. В таких условиях общественное питание призвано поддержать в меру необходимости исстари сложившийся привычных режим питания городских жителей.              Развитие общественного питания, т.е. учреждений питания общественного пользования, в городе можно считать традиционным. В XIX - начале XX в. в городах значительно больше, чем в сельской местности, население питалось в трактирах, ресторанах, чайных, буфетах, кухмистерских, кофейнях. Подобные заведения имелись во всех городах, особенно много их было там, где бойко развивалась торговля и было большее число приезжих. Но, кроме торговых людей, сюда заходили мастеровые, ремесленники, служащие, особенно одинокие или работающие далеко от дома. В воскресенье и в праздничные дни в эти заведения охотно шли мещане и купцы средней руки, для которых эти заведения служили своего рода деловым клубом. Как правило, это были одни мужчины. Рестораны посещались обычно чиновниками и городской буржуазией. Все торговые учреждения были рассчитаны на определенные круги посетителей, и вся обстановка в них и набор кушаний и напитков должны были соответствовать их вкусам.              Мастеровые, чернорабочие и прочий бедный городской люд широко пользовались "обжорными" рядами, которые функционировали почти круглосуточно. Кроме того, торговки недорогой снедью подносили горячую пищу к воротам промышленных предприятий во время обеденного перерыва или пересменки. На улицах в особенно бойких местах шла торговля с лотков вразнос.              Питание населения вне дома в современных городах имеет свою историю. Сеть общественного питания начала роздаваться здесь еще в первое послереволюционное десятилетие и особенно активно развивалась в 30-е годы, когда рост в городах промышленности сильно увеличил число их жителей. В условиях большого притока людей, как правило, плохо устроенных в бытовом отношении и оторванных от семей, общественное питание было одним из наиболее рациональных каналов распределения скудных пищевых ресурсов. Тесно размещенные в бараках и полуземлянках, рабочие часто не имели возможности вести свое домашнее хозяйство и, как правило, питались в столовых, буфетах, так называемых "цехах питания", которые открывались на самих предприятиях. В то же время в городах были слабо развиты общедоступные формы общественного питания.              Сильно развилось общественное питание со второй половины 1950-х годов. Однако и в настоящее время оно не достигло той широты и гибкости в обслуживании, как это было в предреволюционные годы. Наиболее распространенными продолжают оставаться так называемые рабочие столовые, т.е. столовые на промышленных предприятиях. Они стали неотъемлемой частью современного производственного быта.              Общественное питание оказывает заметное влияние на домашний быт. Редко какая городская семья теперь не пользуется обедами или завтраками вне дома (на работе, в учебном заведении, в детском учреждении), не покупает полуфабрикатов и готовых кулинарных изделий. Менее распространен обычай брать готовые обеды на дом или посещать столовые (кафе, рестораны) всей семьей. При проведении различных торжеств, когда требуется обслужить большее число гостей, горожане иногда прибегают к помощи ресторанов и кафе. Однако традиционный обычай домашнего приема гостей продолжает сохраняться как в городе, так и в селе. 

    www.coolreferat.com