Известный баснописец древней греции. Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Известный баснописец древней греции
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед
Исходный текст.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем другдруга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу. (181 слово)
Сжатое изложение
Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.
В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:
из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;
вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;
выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
изменить текст, используя возможные виды сжатия.
Как сжимать (производить компрессию) текста:
выделение опорных слов
Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.
1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
Пуганая ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.
Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
5 Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
замена сложного предложения простым с однородными членами;
4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)
11 Задание. Замените сложные предложения простыми.
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.
Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.
Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).
Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.
СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:
Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.
Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.
Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.
ТЕКСТ.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)
14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.
Представим эту цепь в виде электрической.
СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.
15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:
свертывания грамматических структур;
обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.
16 Задание. Обобщите и сократите тексты.
Исходный текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Возможный вариант
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
Исходный текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Возможный вариант
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора.
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»
ЛОЗИНА (Быль)
На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».
Использованная литература:
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
refdb.ru
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф - страница №1/1
Исходный текст. Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу. (181 слово)
Сжатое изложение
Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.
В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:
из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;
вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;
выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
изменить текст, используя возможные виды сжатия.
Как сжимать (производить компрессию) текста:
выделение опорных слов
Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов. 1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
Пуганая ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.
Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
____________________________________________________________________________________ 5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
_____________________________________________________________________________________________ 5 Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
замена сложного предложения простым с однородными членами;
4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
__________________________________________________________________________________________ 8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.
10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)
11 Задание. Замените сложные предложения простыми.
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
__________________________________________________________________________________________ 12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.
Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.
Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).
Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.
СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:
Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.
Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла. Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.
ТЕКСТ.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев) 14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.
Представим эту цепь в виде электрической.
СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют. 15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:
свертывания грамматических структур;
обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.
16 Задание. Обобщите и сократите тексты.
Исходный текст Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Возможный вариант
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
Исходный текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Возможный вариант
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора.
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»
ЛОЗИНА (Быль)
На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».
Использованная литература:
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
pismo.netnado.ru
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед
Исходный текст.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем другдруга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу. (181 слово)
Сжатое изложение
Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.
В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:
из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;
вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;
выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
изменить текст, используя возможные виды сжатия.
Как сжимать (производить компрессию) текста:
выделение опорных слов
Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.
1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
Пуганая ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.
Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
5 Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
замена сложного предложения простым с однородными членами;
4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)
11 Задание. Замените сложные предложения простыми.
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.
Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.
Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).
Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.
СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.
Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.
Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.
ТЕКСТ.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)
14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.
Представим эту цепь в виде электрической.
СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.
15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:
свертывания грамматических структур;
обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.
16 Задание. Обобщите и сократите тексты.
Исходный текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Возможный вариант
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
Исходный текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Возможный вариант
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора.
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»
ЛОЗИНА (Быль)
На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».Использованная литература:
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
referat.znate.ru
ЭЗОП (баснописец) - это... Что такое ЭЗОП (баснописец)?
ЭЗОП (баснописец) ЭЗОП (баснописец)
ЭЗО́П, древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами — от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
Энциклопедический словарь. 2009.
ЭЖЕРЕНАЙ
ЭЗОТЕРИКА
Смотреть что такое "ЭЗОП (баснописец)" в других словарях:
Эзоп (баснописец) — Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639 1640) Эзоп (др. греч. Αἴσωπος) полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.. Содержание 1 Биография … Википедия
Эзоп, баснописец — родоначальник названной по его имени Эзоповой басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI В. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эзоп (древнегреч. баснописец) — Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639 1640) Эзоп (др. греч. Αἴσωπος) полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.. Содержание 1 Биография … Википедия
Эзоп — (Эсоп) (VI в. до н.э.) легендарный баснописец, по происхождению фригиец Когда ты при царском дворе, то все, что ты слышишь, пусть в тебе и умрет, чтобы тебе самому не пришлось безвременно умереть. С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей… … Сводная энциклопедия афоризмов
баснописец — притчеписатель, эзоп Словарь русских синонимов. баснописец сущ., кол во синонимов: 4 • басенник (3) • … Словарь синонимов
эзоп — обманщик, врун, баснописец, болтун Словарь русских синонимов. эзоп сущ., кол во синонимов: 4 • баснописец (4) • … Словарь синонимов
Эзоп (значения) — Эзоп: Эзоп древнегреческий баснописец. Эзоп горный хребет на Дальнем Востоке России. «Эзоп» фильм спектакль режиссёра Олега Рябоконя «Эзоп» спектакль БДТ им. Горького … Википедия
Эзоп (древнегреч. баснописец) — Эзоп (Áisopos), древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. По преданию, Э. был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильственной смертью в Дельфах. Биографические сведения о нём легендарны. Ему… … Большая советская энциклопедия
Эзоп — Эзоп, Aisopos, ок. VI. до н. э., греческий баснописец. Ему приписывается подавляющее большинство написанных прозой греческих басен. У нас нет никаких достоверных сведений о его жизни. Первое упоминание об Э., причисленном позднее к семи мудрецам … Античные писатели
ЭЗОП — ЭЗОП, древнегреческий баснописец (6 в. до н.э.), считавшийся создателем (или канонизатором) басенного жанра. Легенды рисуют Эзопа хромым рабом, юродивым народным мудрецом, сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в… … Современная энциклопедия
Книги
Эзоп. Басни, Эзоп. Легендарный баснописец Эзоп, по свидетельству Геродота, жил в VI веке до нашей эры на острове Самос в Греции и по рождению был рабом. Предание наделило его талантом сочинителя, смекалкой и… Подробнее Купить за 193 грн (только Украина)
Басни (7 класс), Эзоп. Легендарный баснописец Эзоп, по свидетельству Геродота, жил в VI веке до нашей эры на острове Самос в Греции и по рождению был рабом. Предание наделило его талантом сочинителя, смекалкой и… Подробнее Купить за 161 руб
Басни, Эзоп, Лафонтен Ж.. Жан Лафонтен выдающийся французский баснописец, сатирик, мыслитель, в творчестве которого особое значение имеют его знаменитые "Басни" . Читателю предлагается уникальная книга, поскольку она… Подробнее Купить за 91 руб
Другие книги по запросу «ЭЗОП (баснописец)» >>
dic.academic.ru
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед
Исходный текст.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем другдруга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу. (181 слово)
Сжатое изложение
Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.
В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:
из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;
вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;
выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
изменить текст, используя возможные виды сжатия.
Как сжимать (производить компрессию) текста:
выделение опорных слов
Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
^ ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
^
Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
5 Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
замена сложного предложения простым с однородными членами;
4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
^
На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.
Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.
Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.
^
Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.
^
Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.
ТЕКСТ.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)
^
Представим эту цепь в виде электрической.
СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
^
15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:
свертывания грамматических структур;
обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.
^
Исходный текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
^
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
^
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
^
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора.
^
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»
ЛОЗИНА (Быль)
На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».
Использованная литература:
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
do.gendocs.ru
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед
Исходный текст.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем другдруга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу. (181 слово)
Сжатое изложение
Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.
В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)
В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:
из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;
вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;
выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
изменить текст, используя возможные виды сжатия.
Как сжимать (производить компрессию) текста:
выделение опорных слов
Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.
1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.
3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
Пуганая ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.
Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
5 Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:
исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
замена сложного предложения простым с однородными членами;
4) замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)
11 Задание. Замените сложные предложения простыми.
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.
Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.
Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).
Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.
СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:
Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.
Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.
Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.
ТЕКСТ.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)
14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.
Представим эту цепь в виде электрической.
СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.
Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.
Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.
15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?
СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:
свертывания грамматических структур;
обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.
16 Задание. Обобщите и сократите тексты.
Исходный текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Возможный вариант
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
Исходный текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Возможный вариант
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора.
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»
ЛОЗИНА (Быль)
На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».
Использованная литература:
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 24 .- Л.М. Пулялина,
Щелковская гимназия, Московская обл.
Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык» № 23 .- Л.М. Пулялина,