Педагогика в древние времена. Социологии и права Курс лекций по психологии и педагогике Часть I Учебное пособие Москва 2010 УДК 159 9(075 8) ББК 88 3+74 58 Л 82 Рецензенты доктор педагогических наук профессор кандидат философских наук доцент Курс лекций по психологии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики. Педагогика в древние времена


3. Воспитание и образование в эпоху Античности

Цивилизации Древней Греции и Рима стали новым шагом на пути развития культуры. Создание буквенного письма приводит к бурному распространению знаний. Впервые научное знание отделяется от религии и превращается в самостоятельную область деятельности.

Наука в эту пору универсальна, а деятельность ученых синкретична. Многие выдающиеся философы занимаются педагогической деятельностью: это не только помогает заработать на жизнь, но и служит популяризации их взглядов. Очень по-разному складываются в эту пору в разных регионах Средиземноморья представления о необходимом и достаточном объеме содержания обучения, а также о продуктивных методах обучения. Отметим наиболее характерные варианты.

Спартанская система воспитания.Цель – воспитание воина. Средства:

  • Обеспечение здорового потомства (брачные пары подбираются старейшинами; спортивные занятия для девушек; строгий отбор младенцев).

  • С 7 лет – отлучение от семьи и передача мальчиков в агеллы (военизированные отряды), где они воспитывались до 18 лет.

  • Суровые условия военно-спортивного воспитания и формирование идеалов воина.

  • Сознательное использование элементов педагогического эксперимента для выявления психологических качеств личности.

Интересно, что древняя Спарта не дала миру сколько-нибудь выдающихся деятелей науки или художественной культуры, но ее система стала образцом для подражания для многих последующих эпох.

Афинская система образования.В своем стремлении к лидерству среди греческих полисов Афины впервые в истории педагогики выработали представление об идеальном человеке, в котором гармонически сочетаются физическое и духовное совершенство.

Судьбу ребенка после рождения определял отец. Если его решали растить и воспитывать в семье, до 7 лет он воспитывался на женской половине дома, в гинекее. С 7 до 14 лет мальчики посещали двух учителей –грамматиста и кифариста. По-греческисхола– учение. На занятия мальчиков водил раб-педагог. Школы были платными. Вшколе грамматистаизучали чтение, письмо, счет.

  • Чтение осваивают по «альфабету». Буквы → слоги → слова.

  • Пишут стилемпо навощенной дощечке.

  • Считают с помощью абаки(прообраз счетов)

  • Для развития памяти изучают комплексы выдающихся явлений, каждое по 7. Из них сохранился только комплекс «7 чудес света».

В школе кифаристаучились пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, декламации (для этого заучивали сочинения Гомера).

В 13-14 лет мальчики переходили в палестру. Там осваивали бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание.

Далее наиболее обеспеченные поступали в гимнасии. Там, помимо изучения философии, политики, риторики, юноши совершенствовали свое тело, занимаясь гимнастикой. Занятия начинались с пения гимнов, восхваляющих богов.

Быть образованным человеком, знающим науки, владеющим и спортом и искусством, в Афинах считалось престижным. Как видим, в афинской школе впервые сделана попытка гармонически развить тело, разум и эмоциональную сферу человека.

Однако это относилось только к мальчикам, сыновьям свободных полноправных афинских граждан. Девочки в Древней Греции получали образование лишь в нескольких полисах. Так, известна школа для девочек на острове Лесбос, где преподавала поэтесса Сафо.

Философия античности является носителем недифференцированных научных знаний. Поэтому педагогические идеи и практика выдающихся философов не могут рассматриваться вне контекста их общих мировоззренческих позиций.

Сократ(469-399 гг. до н.э.) считал, что цель воспитания – «познание себя», т.е. самосовершенствование. Истинно научное знание, по его мнению, все подвергает сомнению, а следовательно – изучению и анализу. Своих учеников Сократ учил отысканию истины путем беседы, состоящей из вопросов учителя и ответов учеников. Этот метод получил названиесократической беседы. Афористичные беседы Сократа с учениками дошли до нас в записях самого известного из этих учеников – Платона.

Платон(427-347 гг. до н.э.) считал, что существует мир идей и мир явлений. Идеи вечны и неизменны; вещи преходящи. Сконструировал модель идеального государства, где правят аристократы, защищают его воины, а работают ремесленники и рабы. Соответственно сконструирована была и система воспитания (синтез спартанской и афинской систем). Платон придавал большое значение дошкольному воспитанию в семье: одним из первых он оценил развивающую функцию игры; выдвинул требование воспитания на положительном примере; подчеркивал роль общественного контроля за семейным воспитанием. Занятия с учениками Платон обычно проводил в роще на окраине Афин, называвшейся Академ. Так возникла платоновскаяакадемия.

Аристотель(384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, имевшим к тому же смелость высказывать несогласие с некоторыми идеями учителя. В сочинениях Аристотеля, помимо глубокой разработки основ эстетики, содержится немало педагогических идей, а также сведений, отражающих уровень педагогической теории и практики того времени. Любопытна в этом отношении идея Аристотеля о наличии у человека трех видов души, которые совершенствуются в процессе воспитания:

душа

функции

воспитание

растительная

питание и размножение

физическое

животная

ощущения и желания

нравственное

разумная

мышление и познание

умственное

Именно Аристотель установил возрастную периодизацию детства и юности, основанную на 7-летних отрезках:

Аристотель занимался педагогической деятельностью не только в Афинах: македонский царь Филипп пригласил знаменитого учителя в качестве воспитателя для своего сына Александра. Вернувшись в Афины, Аристотель создает свою школу в роще при храме Аполлона Ликейского, где преподавание ведется «на повышенном уровне» и включает одновременно науки и искусства. Так возникает понятие лицей.

Демокрит(460 - гг. до н.э.) – создатель атомистической теории строения вещества, первый философ-«материалист». Его высказывание «природа и воспитание подобны» стало впоследствии основой педагогического принципаприродосообразности. Одним из первых Демокрит высказал идею о целесообразности соединения воспитания с трудом.

В изобразительном искусстве Древней Греции дети представлены в виде младенцев и «невзрослых». Последние отличаются от взрослых лишь размерами, но не пропорциями. Таковы изображения в скульптуре, вазописи. У поэтов и драматургов дети выступают в виде бессловесных персонажей.

В Древнем Римескладывается система образования, многие черты и элементы которой получат продолжение в следующих культурно-исторических эпохах. В эпоху республиканского правления школы были частными. В Римской империи государство берет образование под свой контроль. Высокая языковая культура, любовь римлян к метким лаконичным высказываниям, регулярная грамматика латинского языка, оказали впоследствии влияние на большинство европейских языков. В эпоху Древнего Рима складывается понятие «7 свободных искусств» как обозначение комплекса учебных предметов, доступного для изучения любому свободному гражданину. Девочек тоже учат, причем на самом элементарном уровне – нередко вместе с мальчиками. Отношение к образованным женщинам также более уважительное, нежели в Древней Греции.

Элементарные школы– тип учебных заведений (частные, платные), где давалось начальное образование детям из небогатых семей. Богачи нанимали частных учителей. Занятия в одной из таких школ запечатлены, вероятно, на одном из римских рельефов.

Грамматические школы– обучали подростков. Изучались греческий и латинский языки, риторика.

Школы риторов– аристократические, дорогостоящие учебные заведения повышенного типа. Помимо того, что изучалось в грамматических школах, давали знания по философии, правоведению, математике, музыке (т.е. те самые 7 свободных искусств).

Марк Фабий Квинтиллиан(42-118 гг.) был преподавателем школы риторов. В своем труде «О воспитании оратора» он выдвигает высокие нравственные требования к учителям, домашним воспитателям, призывает родителей строго относиться к подбору товарищей для своих детей. Его тревога становится понятной, если вспомнить, в какую эпоху он жил: если Октавиан Август стремился быть образцовой личностью на троне, то его преемники Тиберий и Калигула – воплощение порока, а Нерон – апофеоз аморальности: в список злодеяний этого императора входят организация убийства собственной матери и принуждение к самоубийству учителя (одного из лучших умов того времени, Сенеки). Эта обстановка нравственного падения нашла яркое отражение в романе древнеримского писателя Петрония «Сатирикон».

Поиск нравственной опоры приводит многих жителей Римской империи к христианству (см. роман Г.Сенкевича «Камо грядеши?»).

В искусстве Древнего Рима образы детей становятся более достоверными, нежели в искусстве Древней Греции. Художники стремятся (хотя и не всегда успешно) передать пропорции детского тела. Можно отметить первые шаги к индивидуализации детских образов и попытки обозначения ярких эмоциональных состояний.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

  1. Раскройте педагогическую сущность обряда инициаций, используя известные вам фольклорные примеры.

  2. Проследите взаимосвязь содержания и методов обучения в эпоху древних цивилизаций. Сравните положение учителя в разных странах. Сравните также особенности письменности и материалы для письма в Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае.

  3. Проанализируйте взаимосвязь целей и содержания воспитательного процесса в спартанской и афинской системах. Укажите периодизацию детства, принятую в эпоху Античности, и проследите ее взаимосвязь с этапами воспитания и обучения.

  4. Какая цель воспитания впервые начинает реализовываться в античной педагогике?

  5. Укажите вклад выдающихся философов Античности в развитие педагогической науки и практики.

  6. Сравните образовательные системы Древней Греции и Древнего Рима.

  7. Опишите и прокомментируйте своеобразие образов детства в искусстве Античности.

studfiles.net

Лекция 4 История образования и педагогической мысли

Лекция 4. История образования и педагогической мысли

Зарождение образования. Педагогические идеи эпохи Античности. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения. Развитие образования в Новое время. Становление педагогики в России

4.1. Зарождение образования

Возникновение любой науки диктуется определенными общественными потребностями. Поэтому и возникновение цикла воспитательных дисциплин является безусловно оправданным. Можно сказать, что обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом, и практически на всем пути развития социума были одной из ведущих его функций. Подчеркивает социальную значимость педагогики и то, что люди на достаточно ранней стадии развития общества осознали необходимость определенного общественного воспитания, хотя в ходе развития цивилизации оно претерпевало различные и не всегда позитивные изменения. Историю воспитания связывают с зарождением семьи – 5 тыс. лет. до н.э., а историю образования с становлением школ – как общественных институтов – 3 тыс. лет. до н.э.

Первые школы возникли в период Древнейших государств. Школьное дело появилось в государствах Междуречья и приобрело профессиональный оттенок. Обучение во всех древнейших государствах за исключением Израильско-Иудейского царства было платным и касалось только мальчиков. Учиться начинали с 5-7 лет, и продолжалось обучение примерно 5-8 лет. Дети осваивали письмо, чтение, счет, учились распознавать болезни, работать с материалами, делить землю, составлять различные договоры. По окончании школы можно было получить три профессии – жреца, писца и воина. Обучение было тяжелым трудом – телесные наказания считались необходимой его составляющей, начинались уроки с восходом солнца и заканчивались с закатом. Однако несмотря на все сложности учащиеся знали, что обучение - это социальная привилегия и фактически пропуск в более достойную жизнь. Системы обучения в государствах Междуречья, Древнем Египте, Древнем Иране и Древней Индии имели много общего. Обучение в Древнем Китае имело более формализованный характер – там появились первые экзамены – процедуры контроля знаний. В Израильско-Иудейском царстве, имевшем сложную религиозную основу жизни, начальное обучение охватывало и девочек, что было необходимо для чтения ими религиозной литературы и соблюдения обрядов. Обучение там было бесплатным, так как считалось, что слово божие дано человеку бесплатно и передаваться оно должно тоже бесплатно. Учителя за свой труд не получали денег, но были очень уважаемыми людьми, родители приносили им подарки, а детям вменялось в обязанность после уроков помогать учителя по хозяйству.

4.2. Педагогические идеи эпохи Античности

Изначально, в Древнем мире процессы обучения и воспитания не разделялись и непосредственно связывались с жизненным опытом человека: воспитателями и учителями были люди наиболее опытные и взрослые, а сам процесс воспитания, по их мнению, должен был происходить в процессе приобретения других знаний – представлений по организации деятельности.

Человек, знающий, владеющий многими науками – мудрец – философ - во времена античности все это почти синонимы. Педагогика как самостоятельная дисциплина еще не возникала. Прежде всего философы задумывались над проблемой передачи следующим поколениям полезного опыта и знаний, поэтому педагогические школы того времени во многом вырастают из философских учений и способов организации общественной жизни.

В Древней Греции можно выделить две школы, непосредственно занимавшиеся воспитанием молодежи: школа Сократа и спартанская школа.

Школа Сократа – школа досуга, охватывает три поколения: Сократ, Платон, Аристотель. Школой досуга она называлась потому, что свободнорожденные граждане не должны были делать руками ничего, приносящего выгоду, т.е. зарабатывать на жизнь, а учить их следовало тому, как красиво провести досуг, для этого предлагались некоторые ремесла. Греческий идеал образования – математический, над входом в платоновскую академию даже висел лозунг «Не геометр да не войдет». Важно отметить что ученики всех поколений школы досуга уже имели достаточный образовательный уровень, в этой системе проходили своеобразную огранку образования перед тем как поступить в эфебию (ступень социализации, предшествующая отправлению государственных обязанностей). Средний возраст учеников школы досуга 16-18 лет.

Сократ(ок. 469-399 до н.э.) справедливо считается родоначальником педагогики Древней Греции, в Афинах он был известен как крупнейший философ, прославившийся неотразимостью в споре. По роду занятий Сократ был скульптором, и в процессе обучения ваянию он разговаривал со своими многочисленными учениками, обучая их еще и искусству диалога. Философы античности вообще придавали диалогу огромное значение, считая его наиболее разумным способом нахождения правильного варианта ответа на различные вопросы.

Сократ учил своих учеников мыслить логически. Являясь противником догматизма, он стремился все подвергать критическому анализу, т.е. думать, рассуждать, ничего не принимая на веру. После Сократа не осталось ни одного письменного труда, но его ученики Платон и Ксенофонт слушали и записывали обучающие диалоги Сократа. Благодаря им мы можем заключить, что главное в обучающем методе Сократа - это вопросно-ответная система, суть которой - обучение логическому мышлению. Он заставлял своего ученика последовательно развивать некоторое спорное положение, системой вопросов подразумевающих заранее прогнозируемый ответ, доводя это положение до абсурда, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и помогал ему самому найти правильные ответы.

Платон(ок. 428-347 до н.э.) после смерти своего учителя – Сократа много путешествовал, затем под влиянием общения с пифагорейцами, вернувшись в Афины, основал свою школу – академию (по имени мифического героя Академа). Платон читал лекции и написал множество сочинений в форме диалогов. Школа Платона во многом способствовала систематизации знаний в области математики и астрономии. Но в свете развития педагогики особенно важна его образовательная теория, в основе которой лежит идея о том, что восторг и познание неразделимы, познание Платон не отделяет от любви, а любовь от красоты. Памятуя о том, что «школа» в переводе с латинского – досуг, можно представить себе, что идеальный воспитательный процесс должен быть приятным во всех отношениях и полезным для обучаемых одновременно.

Один из учеников Платона – Аристотель(ок. 384-322 до н.э.) – продолжил и развил его педагогические идеи. Аристотель в течение 20 лет был слушателем Платоновской академии. А затем, после смерти Платона, занимался воспитанием Александра Македонского, а после того, как его воспитанник отправился завоевывать страны и континенты, Аристотель вернулся в Афины и создал Ликей – перипатетическую школу. Обучение в Ликее проходило в свободной неформализованной обстановке: во время прогулок. Аристотель имел обыкновение, читая лекции своим ученикам, прогуливаться по берегу моря. Аристотель в своих научных и философских трактатах охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний, внеся многое и в педагогику. Впервые в истории педагогики им была введена возрастная периодизация обучения; он рассматривал воспитание и обучение как средство укрепления могущества государства; считал, что школы должны быть государственными, а воспитание граждан одинаковым; семейное и общественное воспитание он рассматривал как две стороны одного процесса. Кроме того, являясь страстным натуралистом, Аристотель основывал свою воспитательную систему на природолюбии. Важно, что этот принцип, хотя и в преобразованном виде, дошел до наших дней.

Особенное внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, например, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обобщая, можно сказать, что воспитание он рассматривал, как единство физического, нравственного и умственного, причем физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальной компоненте воспитательного процесса.

Таким образом, основой школы досуга можно считать свободное общение учеников и учителя в неформальной обстановке.

Спартанское воспитание. О нем мы имеем представление благодаря Плутарху (ок. 46-127 гг.) – греческому писателю, известному, прежде всего, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Он обратил внимание, что правители Спарты уделяли большое значение рождению здоровых детей, отождествляя физическое здоровье с гражданскими и нравственными добродетелями. Рождение здоровых детей связывалось со здоровьем поколения, подчеркивалась, в связи с этим, важность физического воспитания и для девушек. Интеллектуальная компонента обучения была минимальной – обучение чтению и письму, в остальном основой спартанской школы воспитания являлись беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

Основная заслуга педагогики Древней Греции в том, что она заложила основу для формирования теории и практики обучения молодежи, многое из которой, хотя и в преобразованном виде, сохранилось и в наши дни. Например, можно считать, что вопросно-ответный метод Сократа и теоретические обобщения в разных областях знания заложили основы проблемного метода обучения, а спартанская методика воспитания, в плане приучения к труду в учебном процессе, выносливости и умения побеждать в суровых условиях, недопущение роскоши для обучающихся существует и сегодня в ряде школ и вузов, в частности в Великобритании.

Древний Рим, в отличие от Греции имел грамматический идеал образования. Занятия математикой здесь вытеснила другая идея – идея правового государства, гражданин которого должен был знать законы. Мусическое и гимнастическое воспитание заменили верховая езда, фехтование и плавание. Обучению в школе предшествовало семейное воспитание. Организация семьи была строго патриархальной. Отец – глава семьи в полном смысле слова владел жизнью детей. Отец же нес ответственность за воспитание детей перед общиной, при этом римляне часто брали на воспитание приемных детей, к которым относились так же как и к родным.

В Древнем Риме существовала смешанная культура и школы вели обучение как на латинском, так и на греческом языках. Школьное обучение можно разделить на три ступени: элементарная, грамматическая и риторская школа. В элементарной школе учили и мальчиков и девочек. Набор предметов был небольшим: законы Рима, чтение, письмо и счет. Основная идея элементарной школы - воспитать гражданина правового государства, такого, который в состоянии изучать и соблюдать законы. Именно с этой идеей связано женское начальное образование.

В грамматических школах обучали только мальчиков от 12 до 16 лет. Многие учителя повышенных школ состояли на государственной службе и их труд оплачивало государство. В Римской Империи установился устойчивый школьный канон, регламентировавший содержание образования он выделял девять основных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. Постепенно музыка и архитектура были отсеяны из числа обязательных дисциплин, что дало начало «семи свободным искусствам» - образовательному регламенту эпохи средневековья. Боэций разделил семь свободных искусств на две части: тривиум (грамматическая троица) состоял из грамматики, риторики и диалектики, а квадривиум (математическая четверица) – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Самой высокой ступенью римского образования стали риторские школы, предназначенные для детей аристократов. Основное их назначение состояло в обучении ораторскому искусству. В риторских школах преподавали, в основном государственные деятели, так как искусство говорить красиво и убедительно считалось необходимым атрибутом правителя. Преподавателями риторских школ были Марк Тулий Цицерон, Квинтилиан и другие.

4.3. Педагогикическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения

Педагогические работы, как и в эпоху античности, появились в рамках философии, теологии и художественной литературы. Для средневековой Европы характерна монополия христианской церкви на образование. У этого явления были как положительные, так и отрицательные стороны. Все школы этого периода делились на внешние и внутренние. И те и другие открывались при монастырях и отличались тем, куда должны были пойти воспитанники после окончания обучения – остаться в лоне церкви или применять свои знания в светской жизни. Монастыри, в связи с этим, стали истинными центрами культуры. Существовала даже поговорка, что монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия. Культурное наследие средневековья огромно. Однако двенадцать столетий очень большой исторический период. В рамках средневековья принято выделять три периода: V-X вв. – раннее средневековье, XI-XIII вв. – расцвет средневековья, XIV -XVI вв. – позднее средневековье, которое также называют эпохой Возрождения. Столь обширный исторический пласт объединил неоднородные по уровню развития образования временные отрезки.

Давление церкви в образовании привело к смене идеи о всестороннем развитии личности на главенство аскетизма и религиозной проповеди в воспитании. Религиозные догматы объявили все телесное греховным, что привело, в частности, к отмене физического воспитания. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь, что привело к неразрывной связи образования и духовной культуры. Однако обучение грамоте постепенно свелось к механическому заучиванию фраз на неродной и незнакомой для детей латыни, что значительно обедняло и выхолащивало содержание образования.

Достижением педагогики Средних веков можно считать становление теоретической базы образования и обучения – дидактики, которая занимается, прежде всего, всем, что так или иначе имеет отношение к учебному процессу: обоснование учебных планов и программ, принципы, методы, и организационные формы обучения, дидактические средства обучения. В системе обучения утвердились тривиум и квадривиум. Элементарный уровень обучения охватывал примерно пять лет. На среднем уровне осваивались дисциплины тривиума, а повышенный уровень содержал освоение углубленного тривиума и квадривиума.

Именно в эпоху средневековья появились первые ученые – люди полностью поглощенные познанием. С появлением схоластической философии система обучения усложнилась, выделив два этапа: чрез 6-8 лет можно было получить степень бакалавра богословия, а еще через 5-7 лет – магистра. Появившиеся университеты значительно расширили рамки книжной учености. Первые европейские университеты были частными и платными – их создавали увлеченные какой-либо идеей философы – в нашем понимании они больше всего напоминали научную школу. Университеты далеко не сразу стали центрами культуры и вершиной обучения в сознании современников. Многие родители считали, что путешествие - лучшее завершение образования для молодого человека.

На протяжении всей эпохи образование способствовало социальному продвижению людей даже низкого сословия.

Постепенно определенное образование стали получать и девочки. Они осваивали грамоту, религиозную культуру, музыку и рукоделье дома или при монастырях.

В эпоху средневековья сложилась и система профессионального обучения, она не зависела от церкви и включала в себя ученичество в семье мастера, цеховые и гильдейские школы. Вершиной воспитательного искусства, давшей эстетический идеал последующим эпохам принято считать школу рыцарства.

Однако к XIII в школьное дело пришло в упадок, чему нимало способствовало обучение на неродном для ребенка языке. Образование свелось к толмудизму и начетничеству, а воспитание к заучиванию сочинений назидательного характера. В школе господствовали мрачные нравы и телесные наказания. Образования свелось к двум - трем годам.

В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.) идея о всестороннем развитии личности возникла вновь, но ее связывали с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Так ставили вопрос Томас Мор и Томазо Кампанелла;

Виднейшие деятели этой эпохи: нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), французский философ Мишель Монтень (1533-1592 гг.) выступали за гуманное отношение к детям, критиковали средневековую схоластику и господствующую в образовании зубрежку. Выдвигались идеи гармоничного развития духовных и физических сил человека, отказа от религиозного в пользу светского воспитания, стремления использовать культурное наследие античного мира и достижения бурно развивавшейся в тот период науки.

4.4. Развитие образования в Новое временя

В ХVIIв. обращение воспитания и обучения к человеку; ценность человеческого достоинства, впервые вышедшая на первый план, породила необходимость связи обучения и воспитания, в том числе и обучения умению себя вести;

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) чешский мыслитель, философ и выдающийся педагог. Основное произведение «Великая дидактика» (1627-1638 гг.), где он создал стройную педагогическую систему, актуальную до сих пор. Его девиз - «Никакого насилия над человеком»! Он считал, что путь к вершинам науки нужно пройти без скуки, окриков и побоев, как бы играя и шутя. Школа в соответствии с его ученьем – дом радости. Коменским была создана стройная педагогическая система, прогрессивная по своему основному содержанию. Его работы опираются на многовековой опыт обучения детей и юношества. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания: «всеобщее искусство учить всех всему». Именно Коменским была заложена мысль о непрерывности образования, имеющая продолжение в наше время – учить не на всю жизнь, а через всю жизнь. Он разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет. «…натуры высокоразвитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростью. Надо, однако, следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы». Интересно вспомнить, что «студент» в переводе с латинского означает усердно занимающийся, т.е. приобретение знаний «играя и без скуки» совсем не означает отсутствие каких-либо усилий со стороны студентов, а видимо, означает, что процесс приобретения знаний – это обоюдный труд и учащегося, и преподавателя, а задача преподавателя – сделать этот труд интересным и осмысленным. Любая работа, и учеба в том числе, будет успешной только в том случае если она интересна и обязательно приносит радость и удовлетворение, что не исключает труда, порой тяжелого.

Важным прогрессивным моментом, до которого общество дозрело только в наши дни, являются и запланированные Коменским так называемые «школы зрелого возраста и старости». Традиционно считалось, что образование человека заканчивается с окончанием трудовой деятельности, что порождало значительные психологические трудности.

Многое в современной школе имеет корни в дидактике Коменского: это и всеобщее образование без различия наций, классов, пола, и метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка, существующий режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыкального образования, чередование занятий и отдыха. Метод обучения, предложенный Коменским, в отличие от господствовавшей в то время схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие. Он был убежден, что «академические работы будут продвигаться вперед легче и успешнее, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции… Именно здесь слишком часто делается ошибка, т.к. по своему произволу, не обращая внимания на природную склонность, из каждого чурбана мы хотим сделать гения».

В своей педагогической деятельности Коменский прошел два этапа «всеохватывающего образования» (идея пансофии) и, поняв, что невозможно объять необъятное, начал этап ограничения – «учить не пустому, а полезному». Наверное, сегодня, когда знаний даже самых необходимых стало еще больше, настолько много, что освоить их может уже не каждый, особенно важна идея: «сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удерживаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды». Особенно важно это еще и потому, что преподаватели часто видят свою задачу лишь в том, чтобы передать определенную сумму знаний, не помогая обучаемым систематизировать и дифференцировать ее.

Важно, что Коменский, борясь за разгрузку учащихся, боролся не с количеством наук, а с методами их освоения. Он считал: «что все, имеющее между собой связь, должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» - то, что сейчас называют межпредметными связями. «Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно… Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».

Я.А. Коменский уже при жизни приобрел мировую известность как автор лучших учебников, которые использовались еще в ХIХ в. Он первым ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» 1658г. По этому учебнику учились М.Ю. Лермонтов, Н.И. Пирогов, А.И. Герцен и многие другие известные люди, причем не только в России, но и в Европе. Коменский выделял три источника познания: чувства, разум и веру, но главную роль отводил чувствам, может быть, именно это привело к мысли о неразрывном единстве обучения и воспитания.

Интересно и то, что Я.А. Коменский не был только теоретиком образования, зная этот процесс не понаслышке, он отдавал себе отчет, что образование требует немалых затрат, и часто обращался к властям с просьбой не жалеть денег на образование молодежи, повторяя слова М.Лютера: «Где на построение городов, крепостей, памятников, арсеналов расходуется одна золотая монета, там нужно потратить сто золотых монет на правильное образование одного юноши, который, возмужав, может показать путь другим ко всему честному; он имеет большее значение, чем блестящие дворцы, груды золота и серебра, медные ворота и железные засовы».

Джон Локк (1632-1704 гг.) английский философ, в своем труде «Мысли о воспитании» уделял большое внимание психологическим основам воспитания, нравственному формированию личности и культуре поведения. Воспитательная концепция Дж. Локка базируется на его философской позиции: отрицании врожденных идей. Дж. Локк, являясь оппонентом Р. Декарта, отрицал наличие у человека врожденных идей и утверждал, что личность является продуктом направленного формирования, которое происходит в процессе образования и воспитания. Дж. Локк среди всех качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавал четырем наиболее важным: добродетели, мудрости, благовоспитанности и знанию. «Научите джентльмена господствовать над своими наклонностями и подчинять свои влечения разуму. Если это достигнуто и благодаря постоянной практике вошло в привычку, то самая трудная часть задачи выполнена». Имеется в виду воспитание как задача.

Акцентировалось внимание и на необходимости различать манеры и манерность, подчеркивался приоритет простоты, культурной естественности поведения над лицемерными, искусственно подражательскими нравами. Дж. Локк, в частности, писал: «Изящная манера и форма во всем — вот что украшает человека и делает его привлекательным. В большинстве случаев манера действовать имеет большее значение, чем само действие, и от нее зависит вызываемое последним удовольствие или неудовольствие... Если душа человека, находящегося в обществе, поглощена тем, чтобы беспокойно следить за каждой мелочью в своем поведении, то вместо того чтобы благотворно действовать на его душу, поведение его становится принужденным, неловким и лишенным всякой грации. ...Всякое притворство, откуда бы оно ни проистекало, всегда неприятно... Отсутствие какого-либо светского качества или изъян в наших манерах часто не замечаются. Но всякая неестественность нашего поведения бросает только свет на наши недостатки и всегда привлекает чужое внимание, отмечающее в нас отсутствие здравого смысла или искренности. Манерность есть неловкое и искусственное подражание тому, что должно быть непосредственным и непринужденным, и потому лишена той красоты, которая свойственна только естественному; ибо здесь между внешним действием и внутренним душевным настроем всегда существует разлад».

Конечно, Дж. Локк занимался практически только одной стороной процесса образования – воспитанием, но вклад его в педагогическую теорию достаточно весом.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) Наиболее известен благодаря развитой им идее «свободного или естественного воспитания» - воспитания и обучения с опорой на интересы и склонности ребенка. Педагогические идеи Руссо, проникнутые идеалами гуманизма и демократизма, оказали значительное влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Выходец из семьи часовщика, он служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки, секретарем французского посольства в Венгрии, был дружен с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом о музыке. Педагогические воззрения Ж.Ж. Руссо изложил в книге «Эмиль, или О воспитании» Она занимает промежуточное место между трактатом и художественным произведением. В ней критикуется книжный характер обучения, оторванный от жизни; предлагается учить ребенка тому, что ему интересно, чтобы ребенок был активным участником собственного обучения и воспитания – идеи «свободного воспитания». Интересна мысль Ж.Ж. Руссо о том, что даже положительное воспитание является насилием над личностью ребенка, поэтому он призывал присматриваться к нему и доверять ребенку самовоспитание. В своей книге он не столько уделяет внимание образованию, сколько нравственному воспитанию (что отражает веление времени), которое, естественно, не мыслит без религиозной основы. Однако отношение Ж.Ж. Руссо к религиозному воспитанию достаточно своеобразно, оно во многом способствовало тому, что книгу сожгли, а автор был подвергнут аресту и вынужден был скитаться всю оставшуюся жизнь, скрываясь от властей. Он высказал мысль, что мальчиков не стоит знакомить с идеей бога до того, как пройдет переходный возраст – в детстве они не способны ее принять, а религиозное воспитание девочек хотя и нужно начинать с детства, стараться сделать таким, чтобы женщина могла спокойно сменить религию отца на религию мужа.

textarchive.ru

Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.

История педагогики является одной из научных дисцип­лин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.

Предмет истории педагогики как отрасли педагогичес­кого знания составляет развитие теории и практики воспи­тания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее историчес­кого развития.

История педагогики давно включена в содержание педа­гогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Многие деятели педагогики восприняли известное положе­ние философа Гегеля о том, что без знания прошлого нель­зя понять настоящее и разглядеть будущее. «Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, — писал в начале XX в. русский историк педагогики М. И. Демков, — мы можем вполне понять и оценить значение и роль совре­менной теории воспитания, дидактики и методики, и те цен­ные приобретения, какие они сделали в течение веков».

Во второй половине XIX — начале XX в. был создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы ко­торых от комментированного изложения фактов перешли к попыткам выявления причин, вызывавших изменения в об­ласти практики воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России.

Весьма важен вопрос о структуре истории педагогики как учебного предмета, поскольку характер и логика его изложения могут способствовать или, напротив, ослож­нять усвоение содержания этого курса будущими учите­лями.

Предлагаемая структура курса определяется стремлени­ем представить историю педагогики в едином потоке все­мирной истории человечества. С таким целостным подхо­дом к структуре курса связано синхронное, т. е. одновре­менное, рассмотрение развития воспитания в разных странах и регионах в каждый хронологический период, выделеный согласно общепринятой в исторической науке периодиза­ции: история первобытного общества, древний мир и анти­чность, средневековье, новое и новейшее время. В соответ­ствии с этим курс истории педагогики делится на следую­щие разделы:

воспитание в первобытном обществе;

школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху;

воспитание и шкала в эпоху Средневековья и Возрожде­ния;

школа и педагогика в новое время; школа и педагогика в новейшее время.

  1. Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.

Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продук­тивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно помогает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позволяет более широко взгля­нуть на ставший столь привычным арсенал педагогических средств.

Социальная функция воспитания заключается в пред­намеренной и целенаправленной передаче общественно-ис­торического опыта подрастающему поколению, в овладе-' нии им практическими трудовыми умениями, а также вы­работанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно. Вос­питание является, таким образом, органичной частью об­щего социального развития и неотделимо от всей истории человеческого общества.

Важнейшим источником изучения происхождения человека , его этапов его истории служат материалы археологических раскопок. Восстанов ление историко-культурных процессов, целенаправленного происходивших на ранних этапах истории человечества. На использовании данных этнографии, кото­рая собирает и описывает предметы и явления материаль­ной и духовной культуры разных народов. Особое значение в данном случае имеют труды ученых и путешественников XVIII—XIX — начала XX в., описавших жизнь и быт абори­генных народов Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, индейских племен Южной и Северной Америки и др., которые находились на первобытной стадии развития.. Как ни парадоксально, но и в условиях современной постиндустриальной эпохи сохра­няются оазисы, не тронутые цивилизацией. Этнографичес­кие параллели позволяют по принципу аналогии реконстру­ировать некоторые важные историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных образцов устного народного творчества: песен, ска­зок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которой скон­центрирована и извечная мудрость народного воспитания. Педагогическая мысль и воспитательные традиции каждого народа отражают многообразную историю его духовно-нрав­ственной жизни, являются важным подспорьем в деле вос­становления общей картины воспитания в древнейшие пе­риоды истории человечества.

При рассмотрении вопроса о происхождении воспита­ния в советской историко-педагогической литературе дли­тельное время была традиционна критика таких концепций происхождения воспитания, как эволюционно-биологичес-кая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас), сближающая воспитательную деятельность людей первобытного общест­ва с наблюдаемой у высших животных инстинктивной забо­той о своем потомстве, или психологическая (П. Монро), объясняющая происхождение воспитания присущим детям инстинктивно-бессознательным стремлением подражать взрослым.

Ни в коей мере не отрицая наличие определенной преем­ственности между формами организации рассудочной дея­тельности некоторых высших животных и человека, едва ли можно согласиться с теми из исследователей, которые полага­ют, будто различие между животным и человеком может быть сведено к количественным характеристикам. Они рассужда­ют примерно так: если человек делает и использует орудия труда, то у некоторых животных также наблюдаются зачатки навыков изготовления их; люди строят жилище, плотины — и бобры создают подобные сооружения и т. п. В таких рас­суждениях теряются качественные отличия человека от жи­вотного мира, не принимается во внимание, что количест­венные изменения в данном случае перешли в качествен­ные, обусловившие перерыв постепенности, скачок от жи­вотного к человеку и принципиальное различие проявлений их деятельности. Критика такого рода подходов имеет свои основания, поскольку в них не вскрывается социально-ис­торическая обусловленность происхождения воспитания. Само воспитание как понятие в одном случае излишне био-логизируется, в другом — его происхождение объясняется причинами преимущественно психологического характера. И тем не менее не следует полностью игнорировать упомя-_ нутые концепции. Содержащиеся в них наблюдения и вы­воды целесообразно учитывать при осмыслении пройден­ного человеком огромного естественно-исторического пути: от царства животных — к миру человеческого общества.

Около 3 млн лет тому назад из животного мира — отряда приматов — отпочковалась ветвь гоминид1. Она послужила исходной формой эволюции предков человека — австрало­питека и древних ископаемых людей — архантропов и па­леоантропов.

Размышляя о преодолении человеком на путях своего ста­новления зверинообразных форм жизни, И. П. Павлов от­мечал, что сюда входил и процесс развития воспитания, ко­торый, как и все другие формы существования человека, лишь постепенно пробивался через животнообразные фор­мы в условиях формирования социума. Шаг за шагом на протяжении миллионов лет происходили преобразования присущей инстинктивной заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта следования механизму пере­дачи социального наследования культуры предшествующих поколений.

На этом огромном хронологическом интервале могут быть обозначены лишь основные этапы — своего рода опорные пункты на путях антропогенеза: от 1,5 млн до 300—200 тыс. лет тому назад в праобщинах архантропов и от 300—200 тыс. до 45—35 тыс. лет назад в праобщинах палеоантропов — со­бирателей и охотников — начинается постепенный переход от первичных животнообразных форм деятельности к под­линному человеческому труду.

Эта динамика прослеживается на этапе палеолитическо­го развития человека. В пределах Евроазиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию; 500—300 тыс. лет назад он охватывал также Приднестровье и Сибирь. Первые зачатки собственно тру­довой, орудийной деятельности человека обнаруживаются в нижнем палеолите. Нижнепалеолитические обработки кам­ня отличаются уже стабильностью формы и функциональ­ного назначения орудий, что свидетельствует о совершенст­вовании двигательного аппарата и существенных изменени­ях, происходивших в сознании древнего человека. К этому времени относят и появление примитивной членораздель­ной речи. Следует обратить внимание на взаимодействие биоморфологического развития человека с его орудийной деятельностью: труд приводил в движение все естественные силы человека. Воспитательные отношения с само­го момента своего возникновения базировались на актив­ности и самостоятельности подрастающего поколения.Так начался процесс зарождения собственно человечес­ких форм воспитания с целью передачи не только опыта хозяйственной деятельности, но и воспроизводства необходи­мого типа личности, соответствовавшего складывающемуся опыту хозяйствования. Обучающе направленный с этой це­лью образ действий объективно требовал и определенного способа его организации. В этом формирующемся процессе содержались зародыши последующих собственно педагоги­ческих актов: каждое поколение училось у предшествующе­го, и с этой целью формировалась общественная традиция передачи и преемственности приобретенных навыков. По мере становления общей хозяйственной деятельнос­ти и складывавшихся социальных связей происходило каче­ственное преобразование доставшегося в наследство от жи­вотного мира инстинктивного механизма заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта подражания в социальный механизм наследования человеческого опыта. В общем, можно сделать вывод, что вместе с сознательной целенаправленной орудийно-трудовой деятельностью людей зарождается и воспитание как один из ее видов. Примитивное воспитание в первобытных общинах наби­рало силу. Оно с необходимостью было равным для каждо­го, имея целью подготовку всех без исключения детей и под­ростков к основным видам трудовой деятельности.

В этот исторический период, 45—35 тыс. лет тому назад, процесс антропогенеза выносит на вершину эволюционно­го потока нового человека — неоантропа — человека разум­ного. Народы эпохи верхнего палеолита имели схожую куль­туру на огромной территории Евразии — от Бискайского залива до Байкала.

Изменения в материальном и духовном развитии людей привели к формированию раннепервобытной родовой об­щины охотников и рыболовов, а затем — позднеродовой об­щины земледельцев-скотоводов (8—5-е тысячелетия до н.э.). Динамика социальных отношений родового общества была обусловлена, таким образом, постепенным переходом от при­сваивающих форм хозяйства раннеродовой общины к про­изводящему хозяйству позднеродовой общины. В условиях раннепервобытной, а затем и позднепервобытной родовой общины шла дальнейшая эволюция воспитания, происхо­дили его качественные изменения.Этот обширный хронологический интервал, начавшийся приблизительно 35 тыс. лет тому назад, завершился при­мерно в 5-м тысячелетии до н. э., т. е. в эпоху нового камен­ного века, неолита. *В раннепервобытных общинах сложи­лась материнская родовая организация — матриархат. На­ряду с укреплением хозяйственных отношений осознание кровного родства по материнской линии служило организу­ющим, цементирующим началом социальных связей, утверж­дало ведущее влияние женщин на воспитание детей.

Таким образом, динамика хозяйственного и социального развития приводила и к известной упорядоченности хода воспитания. Именно с этим связана имевшая в то время место, как установили исследователи-этнографы, попытка осмыслить воспитание, так сказать, в потоке «магического образа мысли», обусловленного обрядовым действом тоте­мизма. В этом потоке происходила выработка некоторых приемов передачи традиций, опыта: подражание повадкам животного-тотема, который наделялся человеческими каче­ствами, пример поведения по образу и подобию предка-ге­роя, ритуальная имитация в форме подражания, инсцени­ровки предстоящей охоты, рыбной ловли с распределением ролей и т. д.

Так, наряду с подготовкой к жизни в повседневной прак­тической деятельности возникла передача опыта в ритуаль­но-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли особым культурным пластом в становление воспитания.

В совместном труде дети и подростки наблюдали за дея­тельностью взрослых и постоянно упражнялись, приобретая соответствующие умения. Об этом говорят специально из­готовленные для детей инструменты, оружие (маленькая кор­зина для девочек, детский лук и стрелы, рыболовные снасти и т. д.).

В 10—8-м тыссячелетиях до н. э. наметился переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. Существенные последствия в этом отношении имел про­цесс упорядочения брачных отношений. Запрет браков в пре­делах одной родственной группы (экзогамия) привел к вза­имобрачному взаимодействию двух экзогамных родов и со­ответственно к дуальной (от латинского дио — два) организации родового общества. Таким образом, в поздне-родовой общине групповая форма брака сменилась так на­зываемым парным браком. И хотя супружеская пара еще не составляла хозяйственной ячейки, она стала частью всей организации родового общества. Ее возникновение знаме­новало принципиально новое явление: она стала зароды­шем домашне-семейной формы воспитания. С самого мо­мента ее возникновения семья явилась новым фактором воспитания, заботы о детях.

Переход от присваивающего к производящему хозяйст­ву, совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все области человеческой жизни. В этой исторической эпохе — истоки традиционно-народного воспитания почти всех евразийских народов. Усложнение производства, разделение труда и выделе­ние различных ремесел определили необходимость специали­зированного профессионального обучения. В условиях начав­шегося процесса классообразования и концентрации иму­щества в собственности отдельных семей профессиональное мастерство приобретает общественное значение. Оно стано­вится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», посколь­ку приносит выгоду семье и касте в целом. В результате се­мья ремесленника-мастера становится центром профессио­нально-ремесленного ученичества.

Итак, в результате совершенствования производства, об­щественного разделения труда и расширения эмпирических знаний усложняется содержание воспитания, складываются его организационные формы. Помимо практической трудо­вой, военно-физической и социально-нравственной подго­товки подрастающее поколение приобщается к начаткам специальных знаний. Создаются исторические предпосыл­ки для возникновения школьного обучения и профессио­нального ученичества. В ходе практического решения за­дач зарождавшегося, специально организованного обуче­ния и воспитания начался процесс выработки приемов педагогической деятельности. Воспитание постепенно вы­деляется в самостоятельную область социальной практики. В нараставшем потоке антропогенеза оно играло роль не­обычайно сильного катализатора, активно способствуя эт­нической консолидации и действуя как мощный фактор социального прогресса.

studfiles.net

Педагогика во все времена

Введение

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

История отечественной школы и педагогики советского периода крайне драматична и противоречива. Движение образования по восходящей линии происходило в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, слабого использования опыта российской и зарубежной педагогики. В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и её интересы обществу. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Сомневающихся уничтожали или заставляли молчать. В данной работе будет рассмотрена такая важная тема как ''История педагогики''. Будет дан обзор эпох образования. В отдельной части будет рассмотрена личность А. С. Макаренко.

1. Педагогика в Древней Греции

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э. ), Гераклита (ок. 530—470 гг. до н. э.), Демокрита (460 — нач. TV в. до н. э. ), Сократа (469—399 гг. до н. э.), Платона (427—347 гг. до н. э. ), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341— 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа — философ Платон — основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе " сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели — беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.

2. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то...» В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Виднейшие деятели той эпохи — итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и др. — выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, веем этим человечество обязано ему». Его известность и мировое признание, педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

mirznanii.com

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Следующим после древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. В переводе с латинского antiquus означает «древний». Исторически сложилось, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, античность составила базис развития всей европейской цивилизации.

Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью.

Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней. Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.

И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Лишиться права и возможности стать образованным рассматривалось как одно из больших зол.

 Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек.  Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей.

 Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы.

После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные  учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома. На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.

Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез.

С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.

К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались  в военную общину полноправными ее членами.

Воспитание  девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.

По иному было организовано афинское воспитание. К середине  I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).

Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении.  По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан  исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и  в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

Начальное образование  (с 7 до 13 - 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» - я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» - веду) дословно поводырь. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 - 14 лет, когда мальчики поступали  в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло:  строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.

Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон) не оставили после себя единой школы. Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания).

Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. За довольно высокую плату софисты учили красноречию, умению убеждать и спорить древнегреческую «золотую молодежь». По сути образование, которое давали софисты, было «наукой побеждать» в любом споре. Основное внимание софисты уделяли диалектике (искусству спорить), риторике (искусству говорить) и грамматике (искусству грамотно излагать свои мысли письменно). Со временем к ним этим были добавлены арифметика,  геометрия, астрономия и музыка, что с совокупности составило семичастную «эн (семь) – киклос (часть) – пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшихся символом образованности вплоть до Нового времени. 

Как учителя софисты одни из первых поставили вопрос об определяющей роли воспитания в развитии личности. Большое значение они придавали упражнению. «Для учения, – считал Протагор, нужны и природные задатки и упражнения. Ни теория без практики, ни практика без теории не имеют значения».

Переходя из города в город, софисты были популяризаторами новой философии, естествознания, правоведения, служили носителями оригинальных взглядов и идей. Они стремились к тому, чтобы их ученики, действуя в условиях полисной демократии, умели внушать собеседнику свое мнение, подчинять его своему влиянию.

www.best-pedagog.ru

Понятие педагогики в древние времена

Вместо введения определения педагогики, эту тему можно расскрыть посредством ее исторического развития. Методы, теории и принципы в образовании развивались в течении нескольких столетий, и их применение в системах дистанционного обучения онлайн неизбежно. Систематическое обучение началось более чем тысячу лет назад в старых шумерских, египетских и древних греческих цивилизациях, но проводилось для избранных.

Древний период и высшее образование

Из всех педагогических методов с древнегреческого времени самым известным является, вероятно, так называемое Сократово обучение, иллюстрированные в шедевре Платона “республика”. Сократ – один из самых известных философов древней Греции, и его метод диалога популярен даже сегодня, особенно в образовательной области, которая использует так называемое критическое мышление и законное образование. Ученик Сократа Платон основал Академию в 387 до н.э., с целью создания первого учреждения высшего образования. Самый известный ученик Платона Аристотель предложил разделить знание на специальные области, из которых у каждой области, как предполагалось, были своя собственная методология и тема исследования. В 335 до н.э. Аристотель основал Лицей в Афинах, первое научное исследование и образование “политехникума” в мире. Кроме этого, самая большая библиотека древнего периода была в Александрии и содержала много научных и достижений в области культуры греческой эры.

Алехандро Аменабар снял кинокартину “Агора”. Слоган фильма : «Александрия, Египет 391 год Н. Э. Мир изменился навсегда».Действие фильма разворачивается в городе Александрия Египетская в начале V века нашей эры. Фильм рассказывает о Гипатии Александрийской — первой в истории женщине-ученом, которая была философом, математиком и астрономом. Она была очень умна и известна, к ее словам прислушивались правители. Ее учениками были многие видные деятели, в частности префект города Орест.В то время в городе начались религиозные столкновения, в результате которых христианами была разграблена и уничтожена одна из богатейших библиотек мира. Религия была, и есть в какой-то степени, тормозом для науки. Так случилось и с Гипатией. Она первая поняла, какой формы орбита, по которой движется планета Земля. Но ответив на вопрос о том, к какой религии она относится, Гипатию не приняли и присудили смертную казнь. Гипатия ответила, что она живет философией.

proffi95.ru