Письменность древнего востока. 4.Возникновение и развитие письменности на Древнем Востоке и в античности: общие черты и особенности.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изучение темы "Письменность Древнего Востока" на уроках истории в 5-м классе. Письменность древнего востока


Письменность. История Древнего Востока

Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности, шумерийская письменность первоначально возникла из рисунка, причём отдельные картинные знаки служили для обозначения наглядно изображённых слов. Так, древнешумерийский писец, для того чтобы написать слово «птица» рисовал упрощённое изображение птицы

, слово «вода», как многие другие древние народы, изображал при помощи схематического рисунка воды

, слово «звезда» передавал условным рисунком

, который мы найдём во многих древних системах картинного письма и который сохранил это условное значение до позднего времени.

Древнейшие шуиерийглие надписи на так называемых «табличках Блау».

Лондон. Британский музей

Однако эта примитивная картинная письменность не давала возможности при помощи древнейших знаков-рисунков видимых предметов и явлений изображать сложные представления и отвлечённые понятия. Поэтому, чтобы написать такие слова, писец должен был соединить вместе несколько различных знаков. Так, например, для того чтобы написать слово «плакать», надо было соединить знаки «глаз» и «вода». Слово «дождь» можно было написать при помощи сочетания знаков «звезда» (небо) и «вода». Слово «рождать» обычно писали при помощи соединения знаков «птица» и «яйцо». Само собой разумеется, что такая письменность была сложной, громоздкой и неудобной. Усложнение языка и появление большого количества разнообразных слов и грамматических форм требовало упрощения системы письменности. В связи с этим изобразительный принцип, лежащий в основе древней картинной письменности (пиктографии) постепенно заменяется принципом передачи при помощи письменных знаков звуковой стороны слова (фонемы). Так, уже в шумерийской письменности появляется большое количество слоговых знаков и несколько алфавитных знаков, служащих для обозначения гласных звуков. Хотя в шумерийской и в более поздней вавилоно-ассирийской письменности на первом месте стоят слоговые знаки, однако наряду с ними пережиточно сохранялись древние изобразительные идеограммы, что ясно иллюстрирует застойность древневосточной культуры. Так, перед названием горы, написанным обычными слоговыми знаками, ставился картинный знак (детерминатив) «горы», что должно было указывать на то, что данное название есть название горы.

Условия жизни, необходимость быстрого написания документа привели уже в глубокой древности к упрощению этой древнейшей картинной письменности шумерийцев. Так, вместо всего предмета стали рисовать лишь его наиболее характерную часть, постепенно превращая рисунок в линейную схему. Так, например, слово «бык» обычно писали при помощи линейно упрощённого рисунка, изображающего голову быка,

С течением времени необходимость применения скорописи в связи с особым способом начертания знаков на глиняных табличках приводит к ещё большей схематизации знаков письменности и к выработке системы клинописи. Знаки, выжимавшиеся на мягкой глине, теряют свой прежний картинный облик и с течением времени принимают форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.

Древнейшие шумерийские надписи на так называемых «табличках Блау».

Лондон. Британский музей

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. Клинописью пользовались в древнем Аккаде, в Ассирии, в государстве хеттов, в Урарту, в Сирии и в древней Персии.

В середине II тысячелетия до н… э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались даже египетские фараоны, ведшие большую переписку с царями Передней Азии и с князьями Сирии и Финикии.

Шумерийская письменность была заимствована семитскими племенами, населявшими среднюю и северную часть Двуречья, т. е. страну Аккад, Вавилонское государство и Ассирию. Вполне естественно, что семиты приспособили шумерийскую клинопись к особенностям своего языка, причём отдельные клинописные знаки получили новое звуковое значение. Это привело к тому, что клинопись стала полифонической системой письменности, т. е. что отдельные группы клиньев одновременно имели различное звуковое значение, служа для обозначения ряда различных слогов. Только в значительно более поздние времена, в связи с развитием торговли, сперва в северной Финикии в середине II тысячелетия до н. э., а затем в Персии в середине I тысячелетия до н. э. клинопись приобрела более простую фонетическую форму, постепенно превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Изучение темы "Письменность Древнего Востока" на уроках истории в 5-м классе

Разделы: История и обществознание

При изучении истории Древнего Востока в курсе “История Древнего мира” учитель сталкивается с необходимостью объяснения основ письменности древневосточных государств. Сама по себе эта тема достаточно сложна для понимания учениками 5-го класса, да и учителя в большинстве случаев несильны в этом вопросе, ограничиваясь кратким рассказом, основанном на примере иллюстраций из учебника, вписывая эту тему в раздел “культура Древнего Востока. Еще одной проблемой является то, что в учебнике эта тема рассматривается по мере изучения отдельных регионов Древнего мира. Таким образом у учащихся создается довольно поверхностное представление о письменности в некоторых государствах Древнего Востока и, как правило, отсутствует целостное представление о ней для изучаемой эпохи.

Однако на наш взгляд, эта, сложная, на первый взгляд, тема, может быть изучена на уроке в увлекательной для школьников форме. Целью данной статьи является разработка заявленной нами темы для урока истории в 5-м классе, который целесообразно проводить после изучения всего раздела “История Древнего Востока”. Разработка содержит как материал для учителя, так и задания и иллюстрации для школьников.

Данный урок предполагает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока – Египет (иероглифика), Месопотамия (клинопись) и Хеттское царство (рисуночное письмо), т. к. на примере этих государств школьники имеют возможность рассмотреть три основные системы письменности. При этом неохваченной остается только алфавитная система письма (финикийское письмо), но с ней школьники знакомы на примере родного языка.

Важной особенностью данной разработки урока является то, что, познавая особенности той или иной системы письменности, школьники выступают в роли “дешифровщиков”, не только зарисовывая те или иные значки, но и понимая их особенность и значение. Могут попытаться написать простые фразы на том или ином языке и даже придумать свой язык, соответствующий всем нормам той или иной системы письменности. Т. о. у школьников создается яркий образ письма в государствах Древнего Востока, а сами они, при помощи учителя, выступают активными участниками дешифровки древних памятников письменности.

Письменность Древнего Египта (иероглифика)

Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV – III тыс. до н. э. и в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его используют лишь немногочисленные коптские общины.

Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и, прежде всего фараона, жрецов и конечно писцов. На протяжении всей своей истории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, скоропись, коптский период. В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III – II тыс. до н. э.

Как такового алфавита в Египте не существовало, а все иероглифы можно разделить на четыре группы:

1. иероглифы – буквы (фонетические знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлась и местоимениями (рис.1).

рис. 1

2. иероглифы – слоги - это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т. е. слог (рис. 2).

рис. 2

3. иероглифы - слова – один, или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не всегда совпадало с суммой звуков, которые обозначали иероглифы (рис. 3).

рис. 3

[Рассматривая с учениками иероглифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы – буквы. Некоторые из них приводятся в первом рисунке.]

4. иероглифы - определение (детерминативы) - эти иероглифы буквально означают то, что они изображают. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняют (рис. 4). [Рисуя эти иероглифы на доске, учитель может предложить школьникам самим отгадать их значение.]

рис. 4

После того, как рассмотрены основные группы иероглифов, учитель может предложить ученикам “перевести” простые предложения с египетского языка (рис. 5), смотря значение некоторых слов в предыдущих рисунках. [Перевод: а) слушаешь ты совет ее; б) идет осел домой]. В данном разделе излишне, на наш взгляд говорить о папирусе, т . к. это достаточно известный материал.

рис. 5

Месопотамия (клинопись)

Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем, ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык (на один из его диалектов). Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались божественными символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому, независимо от его этнического и социального происхождения.

Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички – таблетки. Каким бы неудобным материалом для письма они нам не казались, именно глиняная таблетка (а не папирус, пергамен и пр.) распространилась вместе с клинописью из Шумера в самые отдаленные районы Передней Азии, в Сирию, Малую Азию, на них писали в доисторической Греции и на острове Крит.

По своей сущности египетская письменность и клинопись очень близки.

1. символы – слова – обозначали только то понятие, которое они изображали, хотя со временем в этом рисунке с трудом можно было узнать первоначальное изображение (рис. 6), так первый значок изображал (и обозначал) звезду, а второй – царя.

рис. 6

2. символы – слоги – (рис. 7)

рис. 7

3. символы – определения (рис. 8)

рис. 8

Хеттская письменность (рисуночное письмо)

Письмо хеттов состоит из уже знакомых нам видов знаков, ее основное отличие от двух предыдущих видов письменности состоит в том, что хетты на письме четко разделяли слова друг от друга, что было очень важно в отсутствие знаков препинания на Древнем Востоке. Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Такую манеру письма греки называли бустрофедон – “как поворачивают волы во время пахоты”.

1. рисунки – слоги (рис. 9)

рис. 9

2. рисунки – определения (рис. 10)

рис. 10

В конце урока, ученикам можно предложить разгадать загадку прошлого. Учитель раздает либо ксерокопии, либо рисует на доске “старинный документ, найденный археологами” (рис. 11). Ученикам сообщается, что это договор, подписанный тремя древневосточными государствами, но смысл его не совсем понятен. Ученикам предлагаются следующие задания и вопросы к этому документу:

рис. 11

  1. Какие государства его подписали и в какой последовательности они это делали?
  2. Могут ли они найти знакомые им группы значков в каждом из видов письменности?
  3. Пусть ученики попробуют “перевести” отдельные значки.

При кажущейся сложности материала, этот урок проводится достаточно легко и с удовольствием воспринимается учениками. Как показывает практика, даже после одного урока, школьники с гордостью обнаруживают знакомые элементы письменности Древнего Востока при посещении соответствующих музеев или просмотре художественных альбомов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

4.Возникновение и развитие письменности на Древнем Востоке и в античности: общие черты и особенности.

http://historic.ru

Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале четвёртого тысячелетия до н. э. Шумерийская письменность первоначально возникла из рисунка, причём отдельные картинные знаки служили для обозначения наглядно изображённых слов.

Клинопись раньше всего возникла именно у шумерийцев, а затем была от них заимствована вавилонянами, которые её в свою очередь передали ассирийцам, а через них древним персам.

Дешифровка клинописи: Гротефенд, Роулинсон, Норрис, Хинкс, Опперт.

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. Клинописью пользовались в древнем Аккаде, в Ассирии, в государстве хеттов, в Урарту, в Сирии и в древней Персии. В середине второго тысячелетия до п. э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались даже египетские фараоны и чиновники, ведшие большую переписку с царями Передней Азии и с князьями Сирии и Финикии. Шумерийская письменность была заимствована семитскими племенами, населявшими среднюю и северную части Двуречья, т. е. страну Аккад, Вавилонское государство и Ассирию. Вполне естественно, что семиты приспособили шумерийскую клинопись к особенностям своего языка, причём отдельные клинописные знаки получили новое фонетическое значение.

Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Для начертания целых предложений (фраз) эти отдельные картинные знаки соединялись в сложный смысловой рисунок.

Эта сложная картинная система письменности была весьма наглядной, но в ю же время и неудобной. Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объясняются тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые были монополистами знания и не были заинтересованы в том, чтобы сделать письменность доступной для народа, достоянием широких масс. Наоборот, жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая её даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов».

Финикия и Сирия – мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Алфавитная система письменности, которая появилась в Финикии в XIII в. до н. э. именно тут потому, что торговля, нужна скорость.

Урарты имели свою собственную древнюю гиероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке.

http://annales.info

Крито-микенская культура

Артур Эванс обнаружил памятники письменности.

критская иероглифика выходит из употребления около середины XVII в. до н.э=>

Линейное письмо А и Б. Тексты линейного А, более ранние по времени бытования, встречались как на табличках с инвентарными записями, так и на иных, весьма разнообразных предметах — каменных жертвенниках, керамике, изделиях из металла. Линейным письмом В была исписана основная масса хозяйственных табличек, найденных в Кноссе. Критское линейное письмо А - результат графического упрощения иероглифического. Дешифровка линейного письма В была осуществлена М. Вентрисом в 1952 г. ему помог Джон Чэдуик. А не расшифровано.

http://www.paxromana.narod.ru

Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих, сабинских и этрусских слов. Возможно, уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII в. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э. Он был реформирован Аппием Клавдием Цеком, цензором 312 г. до н. э.

Историк Дионисии Галикарнасский, живший в конце I века нашей эры, утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.

В 1900 году на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый "Черный камень", который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-то заклятие, потому что встречается слово "царь".

Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов, но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.

studfiles.net

Письменность. История Древнего Востока

Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующее слово, рисуя «воду» в виде трёх зигзагообразных или почти волнистых линий

, изображая «гору» в виде двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье

,представляя «округ, область» в форме прямоугольника пахотной земли, разделённой оросительными каналами на равные участки, —

.

На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные смысловые рисунки уже приближаются к значению знаков и облекаются в упрощённую схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых предложений (фраз) эти отдельные картинные знаки соединялись в сложный смысловой рисунок. На победной шиферной таблице фараона Нармера (см. стр. 155) изображён царь, поражающий своей булавой поверженного и коленопреклонённого врага. При помощи группы тесно связанных между собой знаков изображён сокол, держащий в одной лапе верёвку, продетую в нос человеческой головы и попирающий другой лапой шесть растений, вырастающих из прямоугольника, который образует как бы тело пленника. Эта сложная и замысловатая картинка должна обозначать, что «царь (в образе священного сокола) вывел 6000 пленных из равнинной страны». Название страны «Озеро гарпуны» помещено несколько ниже в виде двух картинных знаков. На этой таблице мы найдем и другую фразу, написанную таким же способом, при помощи картинных знаков: «Царь (в виде быка) разрушает (своими рогами зубчатые стены) крепости, уничтожает (давя лапой поверженного) врага».

Архаическая надпись с именем фараона Хасехемуи

Эта сложная картинная система письменности была весьма наглядной, но в то же время и неудобной. По мере того как в связи с общим развитием культуры язык усложнялся и обогащался формами и словами, писец должен был обозначать особыми знаками множество отвлечённых понятий, собственных имён и форм, которые было крайне трудно, а подчас невозможно передать картинными знаками. Поэтому в связи с усложнением языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. Так, например, картинный знак «канал» (мер) применялся для начертания слога «мер»; картинный знак

— «сиденье» (сет) стал обозначать слог «сет» и т. д. С течением времени картинные знаки, при помощи которых писались односложные слова или двухбуквенные корни — слоги, превратились в алфавитные знаки. Картинный знак, обозначавший задвижку

«са», стал применяться в качестве буквы «с», а другой знак, обозначавший «холм»

«ка», превратился в алфавитный знак «к». Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую из одних лишь алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили в своей письменности большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая многие слова картинными определителями (детерминативами) данной смысловой группы. Так, например, слово «корень» (менит) писалось при помощи слогового знака «мен», алфавитных знаков н — и — т, и соответствующего детерминатива, обозначающего группу «растительных» слов. Таким образом, египетская письменность является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками и детерминативами. Древнеегипетская орфография не знала строгих правил: правописание каждого слова могло изменяться в каждом отдельном случае. Единственным правилом египетского правописания было требование симметричного расположения, т. е. правильного размещения гиероглифов прямоугольниками или квадратами. Писали древние египтяне горизонтальными строчками, которые в большинстве случаев читались справа налево, а иногда вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Материалами для письма служили камень, дерево, черепки, кожа, холст и папирус, который был самым употребительным писчим материалом в древнем Египте. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с частым составлением деловых документов появляется скоропись, которая требует упрощения внешней формы знака. Эту упрощённую систему египетской письменности вслед за греками называют «гиератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая «демотика», напоминающая современную стенографию, появляется в VIII в. до н. э. и получает широкое распространение в позднюю эпоху упадка египетского государства.

Заупокойная стала вельможи Хени с гиероглифической надписью. Известняк.

Среднее Царство. Москва. Госуд. Музей Изобраз. Искусств

Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объясняются тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые были монополистами знания и не были заинтересованы в том, чтобы сделать письменность доступной для народа, достоянием широких масс. Наоборот, жрецы и писцы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая её даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». Перед тем, как начать писать, писец должен был совершить возлияние жертвы богу Тоту и произнести молитву: «Приди ко мне, дабы руководить мною, дай мне быть способным на твоей должности… Твоя должность прекраснее всех других должностей… Приди ко мне, руководи мною… Я слуга твоего дома».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Протоиндийская письменность. Древний Восток

Протоиндийская письменность

Письменность цивилизации долины Инда — центральная проблема в ее изучении. Именно отсутствие достаточно пространных текстов является препятствием для того, чтобы составить полноценную картину жизни этого древнего общества, его общественного и политического устройства, религии и хозяйствования. Краткость и однотипность хараппских надписей препятствует, собственно, и полноценной дешифровке самой письменности. Надписи присутствуют на печатях и каменных пластинах, они предельно коротки и состоят большей частью из нескольких знаков.

В отечественной науке наиболее систематические исследования были предприняты группой Ю. В. Кнорозова, применившей к этому материалу новейшие методы лингвистики. В результате этой работы, а также опыта предшествующих исследований, были сделаны выводы об основных характеристиках письменности и языка Хараппы: направление письма справа налево, иероглифический характер письменности. Применение метода позиционной статистики позволило выявить сочетаемость слов, позицию частей речи в тексте, что помогло составить представление о характерных особенностях языка надписей.

Было высказано предположение о том, что это был протодравидийский язык, т. е. язык, родственный современным языкам дравидов, живущих в Южной Индии. По своему содержанию надписи состоят, предположительно, из имени владельца печати и календарных обозначений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Язык, письменность, образование - История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Древние египтяне говорили особым языком, входившей в афразийской (семито-хамитской) группы языков его лексический фонд составил более 20 тыс. слов, она имела развитую синонимику и оставила богатое лингвистическую наследство. Так, древнеегипетское происхождение имеют имена. Таисия,. Пахом,. Онуфрий,. Сусанна,. Пафнутий, топонимы. Египет,. Ливия,. Асуан, слова папирус, оазис, ибис, эбонит, базальт, натр тощощо.

древнее письмо появилось в. Египте в конце IV тыс. до н е. Оно имело рисуночный форму. Некоторые исследователи считают, что египтяне, скорее, позаимствовали саму идею письма у шумеров, однако большинство ег гиптологив склоняется к мысли, что древнеегипетское письмо имеет местное происхождениеення.

Письмо древних египтян прошло в своем развитии три последовательные стадии: значок (рисуночный письмо), идеограмму (передача абстрактных понятий) и фонограмму (передача звуков). Примером пиктограммы м может служить известная палетка. Нармера, не читалась, а толковалось. В идеограмма изображаемое понятие уже не обязательно совпадало с образом-рисунком (рисунок аиста означал также"находить", рисунок сосуды, из которой выливается вода, -"прохладный"и т п). Впоследствии египтяне стали передавать на письме отдельные звуки и слоги, т.е. изобрели фонему. В XXIII-XV века до н.э, которые считаются классической эпохой развития иероглифики, египтяне 24 согласных (гласных в письме не обозначали) передавали 36 иероглифами, а звуковые склады (две-три согласные рядом) - около 350 знакам0 знаками.

древнеегипетских письмо - сочетание пиктограмм, идеограмм и фонограмм. Египтяне вплотную подошли к созданию алфавита, однако на этом и остановились. Чтобы читать письмо древних египтян, приходилось изучить и менее 700 иероглифов, в целом же их существовало несколько тысяч. Читать и понимать текст помогали детерминативы, которых насчитывалось более 100. Ими служили обычные иероглифы, которые в других случаях м али самостоятельное смысловое или звуковое значение. Так, понятие"дом"и"выходить"передавались на письме одинаковыми знаками. Если у этих знаков ничего не стояло, они означали"дом", если же стоял детермини тив в виде изображения пары шагающих ног, - «выходитьодити".

В. Древнем. Египте постепенно сложились три стиля письма: иероглифика, иератика и где мотыга древними памятниками иероглифического письма (срок иероглифы означал"священные высеченные знаки") является"Т. Тексты пирамид", высеченные на стенах восьми царских пирамид V-VI династий в. Саккара. Хотя иероглифическое письмо просуществовало вплоть до первых веков н.э., пока египтяне не перешли на проще и удобнее в арогрецьке письмо, все же оно постепенно упрощалась ради скоро писания. Около 3000 г до н.э написания иероглифов уже настолько упростилось, что трудно было воспроизвести их древний рисуночный выгля яд. Такое упрощенное письмо назвали иератикою, т.е."жреческим письмом", позже им стали пользоваться преимущественно жрецы. Между монументальным иероглифической и наклонным иератическое стилями письма. Примерно в такое же соотношение, как между нашим печатным и рукописным. С VII века до н.э получил широкого потребления еще проще стиль, названный где мотыгой, т.е."народным письмом"демотике напоминает нашу стенографию и с трудом читается египтологамся єгиптологами.

Писали древние египтяне основном горизонтальными строками справа налево или вертикальными - сверху лонизу, при этом столбики чаще всего располагались справа налево. Писали заостренной камышовой ю щеточкой, которую макали в черное или красное чернила. Основным материалом для письма был папирус, изготовленный из одноименного растения, заросли которой в древности простирались от нильских порогов до дельты и (сейчас они сохранились только на берегах рек. Тропической. Африкии).

Папирус для письма египтяне изготавливали так. Сначала нарезали из стеблей тонкие полоски, затем склеивали их слоями крест-накрест, спресовувалы и просушивали. Выходили свитки плотностью за наш бумага, чернила н на них не расплывались. Длина таких свитков иногда достигала десятков метров. Египтянин держал свиток в левой руке и раскручивал его в процессе чтения. Поэтому античная книга-свиток - потомок древнеегипетского п апирусу, которым пользовались в древности также греки, римляне, копты, византийцы, арамеи и арабы (в VIII в на смену папируса в. Европу пришел дешевый китайский бумагапапір).

Грамоту египтяне добывали в платных школах, которые существовали в основном при храмах. Школьники не только учились читать и писать, но и овладевали тогдашние научные знания. Школы готовили грамотных чиновников-дел ловодив, которым присваивали звание"писца, получивший дощечку"Некоторые выпускники школ достигали вершины чиновничьей карьеры. Любовь к обучению в школах прививали с помощью бамбуковой палки, управляя сь тогдашним"педагогическим"принципу:"ухо парня на спине, и он слушает, когда его бьютють".

сложности древнеегипетского письма вызвала появление в обществе культа грамотности. Грамотность, а не военная доблесть, ценилась в. Египте больше всего, путь к власти"лежал не через меч, а через с перо"Отдельные писцы зажили себе признания и славы, их считали полубогами, их мудрость воспевали поэты. Однако непомерно высокий социальный престиж чиновников-грамотеев способствовал возникновению"социальног в чванства и интеллектуального бессилияля".

Египетское жречество, особенно от эпохи. Нового. Царства, пыталось превратить образование на свою монополию. Даже фараон не мог воспользоваться религиозно-философскими трактатами, которые хранились при храмах без специального разрешения жреческой коллегии. Греки и византийцы, что отождествляли египетского бога мудрости и письма. Тота с античным культом. Гермеса, называли эти книги герметичными, т.е. недоступнымми.

Историческое значение древнеегипетского письма заключается в том, что оно стало родоначальником древнейшего алфавита в. Африке и основой для создания семитских алфавитов, прежде финикийской, с которой почи инаеться биография современного алфавитного письм.

uchebnikirus.com

расскажите о видах письменности в странах древнего востока

расскажите о видах письменности в странах древнего востока

Ответы:

Каждая из цивилизаций Древнего Востока создала свою систему письма. Это было необходимо в связи с непосредственными повседневными нуждами. Одновременно это был очень важный шаг в создании системы хранения информации й передачи накопленного предыдущими поколениями опыта. Без этого было невозможно дальнейшее развитие цивилизаций. Все первоначально изобретенные системы письма были иероглифическими. Иероглифами пользовались египтяне. Изобретенная шумерами клинопись использовалась практически всеми народами Месопотамии и Ближнего Востока. Сравнительно мало изменилась за 4 тыс. лет китайская иероглифическая письменность. Ясно, что первые письменные знаки возникали из рисунков или, точнее, рисуночного письма, сообщение которого заключалось в композиции рисунка. Постепенно иероглифы стали принимать все более упрощенную и стилизованную форму, рассчитанную на письмо. Сначала каждый иероглиф обозначал одно слово. Потом иероглифы стали обозначать отдельные слоги. Но даже слоговое иероглифическое письмо оставалось достаточно сложным. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере современного китайского слогового иероглифического письма. Сейчас в Китае могут употреблять до 80 тыс. иероглифов, хотя практически используются не более 10 тыс. Для чтения достаточно знать 3 тыс. иероглифов, а знание только 500 иероглифов означает фактическую неграмотность. Особо важные надписи государственного значения делали на камнях или металле, что обеспечивало долговечность. В обычных случаях египтяне использовали для письма папирус, в Месопотамии это были глиняные пластины. В Китае долгое время писали на деревянных и бамбуковых длинных пластинках, шелке, пока в 105 г. не была изобретена бумага. Переход к алфавитной системе письма, где каждый знак соответствовал звуку, был совершен в Финикии во 2-м тыс. до н. э. Алфавит состоял приблизительно из 40 знаков. Это расширило возможности письма. Именно финикийское письмо было взято греками за основу при создании своего алфавита, который в свою очередь оказал огромное влияние на все системы европейского письма. Во многих странах древности были открыты специальные школы по обучению письму, которые готовили писцов-профессионалов.

cwetochki.ru


Смотрите также