14. РАСЦВЕТ И УПАДОК РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. Формы правления в древнем риме
Основные формы правления в Древнем Риме
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноярский аграрный университет
Основные формы правления в Древнем Риме
Выполнил: студент
Проверил:
Красноярск 98
Содержание
Введение
Период правления рексов
Реформа Сервия Туллия
Политическая организация рабовладельческой аристократической римскойреспублики
Магистратура
Диктатор
«Коллективные» органы
Сенат
Особенности римской аристократической республики
Кризис римской республики и переход к монархии
Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат
Принципат
Доминат
Заключение
Список литературы 3
4
6
7
8
9
10
10
11
13
14
15
16
18
20
Введение.
История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.).Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени– рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всегоцарей было семь – начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.
В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избранконсул Юний Брут. Завершается царский период и начинается периодреспублики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).
С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в своюочередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. – 193г. н.э.) идомината (193-476гг.).
1. Период правления рексов.
Римская община периода военной демократии неоднородна по своейсоциальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции.Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Своепроисхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалуаристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньшерабами.
В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племенсходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции;о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертнойказни и т.д.
Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовываликурию, 10 курий – трибу (племя). Такая организация была и остаетсяпредметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождениебросается в глаза. Это – по сути дела – армия, рационально устроенная,на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченнуюземлю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.
Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичиносили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального илимифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.
Как член рода и племени римский гражданин:
являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного емуи его семье надела;
получал право на наследование надела и родового имущества вообще;
мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;
участвовал в общих религиозных празднествах
и т.д.
В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать откаждого гражданина исполнения его военных и других публичныхобязанностей. Права и обязанности граждан находились до известноговремени в своеобразной гармонии.
Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времениприобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки,они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всехтех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведалмногими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов былосначала 100, затем 300 человек.
Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшеепервоначально собранием римских курий. По куриям же производилось иголосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем иверховным военачальником был рекс – царь. То была выборная должность,подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя,верховного жреца и иногда верховного судьи.
Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковымсобранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оностроилось и голосовало.
Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаряросту производительных сил, появлению патриархального рабства ивозникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлянразвивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. Впротивовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельныезнатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, атакже на исключительное право вступать в сенат, становиться военнымивождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев.Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей,находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным спатриархальным рабством.
Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем,что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалосьновое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городечужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс,т.е. множество.
Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю,занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они былинеоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрееразвивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела,а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеине входили в родовые организации коренных римлян, были политическибесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественнымпатрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношениязависимости – «клиентелы». Патрон – покровитель-патриций принималклиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищалего в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону,обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелысчитались священными и нерушимыми.
В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи,но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.
В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо зналонеравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали местоклассовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.
Реформа Сервия Туллия.
Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которуюримская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При немплебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибынесколько потеснили родоплеменные.
Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское населениеРима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критериемимущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менеечем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса былоимущество в 75000 ассов; для 3-го – 50000, для 4-го – 25000, для 5-го –11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс – пролетариев, богатствомкоторых было лишь их потомство.
Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц –центурий (сотен): 1 класс – 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурийвсадников, всего 98 центурий; 2 класс – 22; 3 – 20; 4 -22; 5 – 30центурий легковооруженных и 6 класс – 1 центурию, в общем 193 центурии.Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самыхбогатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтомупри согласованном голосовании первых двух разрядов остальных неспрашивали.
Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых изнатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.
Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество кнесомненной выгоде плебеев: терр
ukrreferat.com
Основные формы правления в Древнем Риме
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноярский аграрный университет
Основные формы правления в Древнем Риме
Выполнил: студент
Проверил:
Красноярск 98
Содержание
Введение
Период правления рексов
Реформа Сервия Туллия
Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики
Магистратура
Диктатор
Коллективные органы
Сенат
Особенности римской аристократической республики
Кризис римской республики и переход к монархии
Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат
Принципат
Доминат
Заключение
Список литературы3
4
6
7
8
9
10
10
11
13
14
15
16
18
20
Введение.
История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.
В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).
С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).
1. Период правления рексов.
Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.
В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.
Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.
Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.
Как член рода и племени римский гражданин:
являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;
получал право на наследование надела и родового имущества вообще;
мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;
участвовал в общих религиозных празднествах
и т.д.
В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.
Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.
Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.
Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.
Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.
Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселен
www.studsell.com
Основные формы правления в Древнем Риме
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноярский аграрный университет
Основные формы правления в Древнем Риме
Выполнил: студент
Проверил:
Красноярск 98
Содержание
Введение
Период правления рексов
Реформа Сервия Туллия
Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики
Магистратура
Диктатор
«Коллективные» органы
Сенат
Особенности римской аристократической республики
Кризис римской республики и переход к монархии
Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат
Принципат
Доминат
Заключение
Список литературы
3
4
6
7
8
9
10
10
11
13
14
15
16
18
20
Введение.
История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.
В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).
С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).
1. Период правления рексов.
Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.
В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.
Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.
Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.
Как член рода и племени римский гражданин:
являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;
получал право на наследование надела и родового имущества вообще;
мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;
участвовал в общих религиозных празднествах
и т.д.
В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.
Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.
Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.
www.wikidocs.ru
14. РАСЦВЕТ И УПАДОК РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка
14. РАСЦВЕТ И УПАДОК РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В VI–IV вв. до н. э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди свободного населения. В 494 г. до н. э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов). В IV в. до н. э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В I в. до н. э. римское гражданство получили италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму).
Центральные органы гос. власти. 1. Народные собрания были полномочны выносить решения имевшие юридическую силу. Главный вид народных собраний – центуриатные комиции: принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров), обладали судебными полномочиями. 2. Сенат: его члены в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э. – цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах: утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору. С сер. V в. до н. э. в состав сената были допущены плебеи. 3. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения Принципы организации и деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом безвозмездность исполнения государственной службы. Виды магистратов: обладающие высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающие такими полномочиями.
Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. В V в. до н. э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107 г. до н. э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, которую и установил Сулла в 82–79 гг. до н. э.
Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось консулами (позже – также преторами). По закону Валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима).
I в. до н. э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы В 27 г. до н. э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции
План:
1. Введение………………………………………………………………2
2. Нетипичные (смешанные) формы правления………………………4
3. Кризис римской республики и переход к монархии……………….6
4. Государственная организация Рима в период империи:
принципат и доминат…………………………………………………..8
5. Политические и правовые учения в Древней Греции……………..14
6. Заключение…………………………………………………………...19
7. Список литературы…………………………………………………..20
Введение
Форма государства определяется в юридической науке достаточно просто. Обычно под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом. Вместе с тем форма государства является достаточно сложной и по этому понятие форма государства раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке.
Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке.
Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима – наиболее широко распространена в отечественной науке.
Существует ещё одна точка зрения, согласно которой форма государства состоит из: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, и политической динамики – не получила распространения в отечественной науке.
Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму государства влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.
Нетипичные (смешанные) формы правления
В связи с тем, что идеальных форм правления не существует, в современных государствах возникают нетипичные (смешанные) формы правления. К смешанным формам правления относятся: Монархическая республика, Республиканская монархия, Полупрезидентская (полупарламентарная) республика.
Монархическая республика - это, когда в республиканскую форму правления привнесены некоторые элементы монархии. Чаще всего к монархическим республикам относят суперпрезидентские республики. В них президент несменяем и обладает очень широкими полномочиями. По своему положению он приближается к монарху (ранее Индонезия), вообще не переизбирается (Ранее Тито - Югославия). Северная Корея – относится к смешанной форме правления, т.к. должность президента наследственная. Центральная африканская республика (60-70е годы) – президент провозгласил себя императором (Каннибал).
Республиканская монархия – характеризуется тем, что монарх переизбирается раз в несколько нет (не населением, а привилегированными слоями). 1 раз в 5 лет в ОАЭ, и в Малайзии монарх переизбирался.
Полупрезидентская (полупарламентская) республика (иногда называется дуалистической республикой). К дуалистическим республикам относят Франция, Австрия, Финляндию, Ирландию. В этих государствах президент избирается населением, а правительство формируется парламентом.
Кроме дуалистических есть и др. Существуют президентская, парламентарная республики в которых присутствуют определенные элементы либо парламентарной, либо президентской республики. Пример современная Россия.
Кризис римской республики и переход к монархии
Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников, трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей.
В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на предоставление римского гражданства всему населению Италии.
Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории и раньше всего конец республики.
Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскую конституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.
Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшую жреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получил титул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя и продолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниям императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности.
Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском и казной государства, право распределять провинции между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д.
Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат.
Принципат.
После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана - над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнес ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установился государственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепс сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называли первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римской конституцией - пост императора.
Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый - период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век нашей эры.
Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.
Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т.д.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр.
Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их былых компетенций.
Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.
Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те из всадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперским институтом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силу закона».
Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.
Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно двор принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство не выказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения как этому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не было столь многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов.
Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.
Доминат.
В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи - императора.
Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.
Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.
Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров Диоклетиана и Константина.
Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. ( 284-305 ). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею.
Реформа эта может быть сведена к следующему:
Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи».
Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности.
Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120).
Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12.
Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи).
Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых людей на военную службу в императорскую армию.
Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.
Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.
Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.
Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отношений. Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий, наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма – период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом.
Кризис полисных учреждений и утрата государствами независимости породили среди граждан настроения упадничества, неуверенности, аполитизма. Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход общественных событий. В сознании рабовладельческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь морального освобождения соседствует с преклонением перед государством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изучение политики деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии.
Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается”. Право и государство суть продукты договора, результат соглашения.
Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, Эпикур настойчиво подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств. “В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же”. Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно говорить лишь применительно к договору, который служит пограничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому, одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным образованиям.
Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил “жить незаметно”. Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизма.
Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336– ок. 264 гг. до н.э.).
Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.
Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные установления и государство коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества, стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Они отказались от узкополисной трактовки общественной жизни. Естественное право мыслилось ими как универсальный, общемировой закон, государство – как мировое сообщество. В духе космополитических представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства.
В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность. Благо государства ценилось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль, навеянную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству.
В философии и этике стоицизма нашли свое преломление взгляды аристократической верхушки рабовладельческого общества периода образования эллинистических монархий. Религиозные искания стоиков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время созвучными настроениям, охватившим широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса. Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200–120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им “Истории” в 40 книгах – путь римлян к мировому господству.
Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.
Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства. “Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца”. Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.
Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство “неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия”. Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей “почти весь известный мир”.
Заключение
Теоретические взгляды Полибия на развитие государства противоречили его же собственным наблюдениям над конкретными фактами из истории возникновения различных видов государственной власти. Его построения, как и предшествующие теории “смешанного государства” (Платона, Аристотеля), были призваны обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям.
Политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.
Учебник под ред. В.С. Нерсесянца – М., 2000,2001гг.
3. «История политических учений»
Учебник под ред. О.В. Мартышина - М., 1994,1996,2000гг.
www.referatnatemu.com
Основные формы правления в Древнем Риме
3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат.Принципат.
После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана - над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнес ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установился государственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепс сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называли первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римской конституцией - пост императора.Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый - период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век нашей эры.
Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.
Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т.д.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр.
Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их былых компетенций.
Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.
Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те из всадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперским институтом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силу закона».
Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.
Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно двор принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство не выказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения как этому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не было столь многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов.
Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.
Доминат.
В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи - императора.
Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.
Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.
Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров Диоклетиана и Константина.
Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. ( 284-305 ). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею.
Реформа эта может быть сведена к следующему:
1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи».
2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности.
3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120).
4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12.
5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи).
Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых людей на военную службу в императорскую армию.
Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.
Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.
Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.
Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.
Заключение.
С переводом столицы в Константинополь завершается история римской государственности и начинается уже история Византии. Случалось, что западная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляются окончательно.
Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемников Одоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной части империи. Что касается Восточной римской империи, то она просуществовала еще около 1000 лет.
Список литературы.
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М.: Наука,1996.
2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Наука,1996.
3. Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина, 1997.
4. История древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1994.
5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Норма, 1996. - Ч.I.