Периодизация древней литературы. Экзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация или характеристика основных этапов развития древнерусской литературы
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Периодизация русской литературы 19-20 веков: таблица. Периодизация древней литературы
1. Периодизация или характеристика основных этапов развития древнерусской литературы.
Экзаменационные вопросы по древнерусской литературе.
Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор окончательно не решен. Несомненно этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия идей, оригинальных и переводных произведений, основных жанров и стилей, можно выделить в истории развития древнерусской литературы (помимо начального) четыре периода:
- Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литературы, как канонической, церковной, так и апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной. В этот период зарождается и развивается оригинальная древнерусская литература. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.
- Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века). Россия распадается на ряд самостоятельных феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной характер. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).
- Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.
В этот период Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»).
В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина».
Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.
- Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 – 17 века). В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Последняя начинает появляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание. Яркое свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная» и «Повесть о Ерше Ершовиче»). Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.
Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре – бытовой повести, в которой появляется новый герой – купеческий сын или безродный дворянин. Вместе появляется силлабическая поэзия, придворный и школьный театр, что свидетельствует о торжестве новых начал, что подготавливало появление классицизма в русской литературе.
studfiles.net
Задачи палеографии.
Задача палеографии заключается в том, чтобы на основании данных рукописей датированных (в которых означено время и место, когда и где они написаны), определять время и место написания рукописей не датированных. Не следует думать, что палеография в состоянии давать более или менее точные определения и указывать на десятилетия или четверти столетий, как на время написания рукописей. При обилии данных, она может говорить лишь о полустолетиях; при скудости данных, ей приходится ограничиваться столетиями. Принятые в палеографии определения в роде: “XIV век” обозначают, что рукопись могла быть написана и в начале, и в конце названного столетия; определения в роде: “XIV—XV век” говорят о возможности относить рукопись ко второй половине XIV и к первой половине XV века; такие определения, как “начало XIV века”, указывают, что рукопись может быть относима к последнему десятилетию XIII века и первым четырем десятилетиям XIV века.
Осторожность в определении времени написания необходима в виду одного уже того обстоятельства, что один и тот же писец свободно мог работать в течение целого полустолетия, сохраняя в общем одни и те же особенности письма.
Сверх того, палеография может давать указания на особенности оригинала, к которому восходит рукопись, и отвечать на вопрос о происхождении текста, находящегося в рукописи.
Данные, которыми пользуется палеография, — писчий материал, письмо (или начертания букв), орнамент и орфография рукописей.
Наши предки различали книгу, свиток и грамоту.
Вопрос 3
Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти. 2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства. 3)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. 4)Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» . 5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Объединяющие 1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. 2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков. 3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях. 4)Патерик – описание жизни святых отцов. 5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.
Вопрос 4 Периодизация древнерусской литературы
В развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода:
1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)
Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.
В Киеве и других русских городах с конца XI в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.
2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)
Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».
3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)
В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).
Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».
Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.
Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существующих людях: чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но не новых произведений на явно вымышленные сюжеты.
Литература огромным потоком сопровождает русскую действительность, русскую историю, следует за ней по пятам. Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах, которыми считают и всю предшествующую письменность.
Литература Древней Руси - свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы.
Литературу 11 - первой трети 13 века можно рассматривать как единую литературу Киевской Руси. Это век единого древнерусского государства. Век первых русских житий - Бориса и Глеба и первого дошедшего до нас памятника русского летописания - "Повести временных лет".
Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, "Слово о погибели Русской земли" и "Житие Александра Невского". Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.
Следующий период, конец 14 века первая половина 15 века - это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли в годы, непосредственно предшествующие и последующие за Куликовой битвой 1380 года. Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания и исторического повествования.
Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников: "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.
Во второй половине 15 века в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной литературы, развивается публицистика.
С середины 16 века в литературе все больше сказывается официальная струя.17 век - век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального начала во всём: в самом типе писателя и его творчестве, век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности.
Такова периодизация истории древней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники, бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе.
studfiles.net
Лекция - Проблема периодизации древнерусской литературы.
Существует внутренняя и внешняя периодизация ДРЛ. Итак,
внешние границы:
1. 11в. – нижняя граница ( «Слово о законе и благодати» Иллариона – 1076г., «Изборник» Святослава, «Сказание о Борисе и Глебе»).
— А.И. Лазарев предложил считать точку отсчёта 10 в. (он считает, что произведения 10в. не дошли потому, что растворились в более поздних произведениях, забылись или сгорели в ходе татаро-монгольского нашествия).
— Академик Рыбаков предложил считать точку отсчёта 9 в. – 867 г. (крещение Руси Аскольдом и Диром)
— Асов предлагает 8 в. ( переводит рунические тексты этого века).
2. Верхняя планка – 17 в. (Профессор Николаев считает последним 16 в., а 17 – век лит-ры перехода).
Внутренняя:
-Периодизация Лихачёва
I. – 11 – нч 12 вв. – период относительного единства литературы (едино т.к единое гос-во – Древняя Русь). Но единство не во всём, т.к было 2 книжных центра: Киев и Новгород. У Киева больше напыщенности и витиеватости; Новгород – стиль, близкий к разговорному.
В этот период начал формироваться 1ый стиль – монументального историзма.
Слово о законе и благодати, Изборник Святослава, Киево-Печерский 1ый и 2ой летописные своды, Житие Бориса и Глеба, Житие Феодосия Печерского, Повесть временных лет (3 редакции), Поучение В. Мономаха, Хождение Игумена Даниила.
II. – сер. 12 – 1ая треть 13 вв. Период появления новых литературных центров. Центры: Ростов, Суздаль, Смоленск, Галич, Владимир Волынский.
Лит-ра становится более злободневной, оперативной.
Слово о князьях, Слово о полку Игореве, Моление Даниила Заточника, Повесть о битве на реке Калке, Киево-печерский патерик.
III. – 1ая треть 13 в. – 70-е гг. 14 в. Литература периода татаро-монгольского нашествия и ига.
Повесть о разорении Рязани Батыем, Житие Александра Невского, Слово о погибеди Русской земли, Галицко-волынская летопись, Повесть о тверском восстании.
IV. – конец 14 – 1ая половина 15 вв. – предвозрождение. Происходят процессы, напоминающие европейское возрождение. Появляется интерес к человеку как к личности. Было много антицерковной литературы. Появляется жанр исторической повести и панигилической агеографии.
Повести Куликовского цикла: Задонщина, краткая и пространная летописные повести о куликовской битве, Сказание о мамаевом побоище, житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского.
V. –2ая половина 15 – середина 16 вв. Период формирования централизованного государства.
Появляются 1ые образцы светской литературы ( Повесть о Дракуле, Повесть об Асорге и сыне его Борзосмысле)
Повесть о взятии Царьграда, Сказание о Вавилоне, Житие Михаила Клопского, Хождение за 3 моря Афанасия Никитина, Повесть о Петре и Февронии, Домострой.
VI.2ая половина 16в — период 2ого монументализма.
Грозный подавляет индивидуальные начала в лит-ре.
Послание И. Грозного, Казанская история, Сказание о царе Константине.
VII.17в. – период перехода к лит-ре нового времени. Появляется чувство авторской собственности, поэзия, национальный театр.
Новая повесть о преславном Российском царстве, Житие Юлиании Лазаревской, Калязинская Челобитная, Повесть о шемякинском суде, Житие протопопа Аввакума
— Кускова
1) 11 – ½ 13 вв. – лит-ра Киевской Руси
2) 2/2 13 – ½ 15 вв. – лит-ра периода феодальной раздробленности за объединение северовосточной Руси
3) конец 15 – 17 вв. – лит-ра создания и развития централизованного гос-ва.
— Водовозова
1) 11-12 вв
2) 13-15 вв
3) 16-17 вв.
Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Явление трансплантации.
Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания раннефеодального государства. Развитие экономических, торговых и политических связей вызывало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы.
Данные советской лингвистической и исторической науки свидетельствуют о том, что письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла».
Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян.
Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 г., которое помогло закрепить идеологически новые общественные отношения складывающегося феодального общества.
Для развития самобытной древнерусской культуры немаловажное значение имело то обстоятельство, что Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры. Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской католической (формальное разделение церквей произошло в 1054 г.), давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры.
С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси — «книжного учения».
Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси.
В 30—40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые переводят книги непосредственно с греческого языка на «словенский».
В развитии книжной образованности, в том числе и литературы, большую роль играли монастыри, являвшиеся в первые годы своего существования очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия.
Итак, образование раннефеодального древнерусского государства и возникновение письменности явились необходимыми предпосылками появления литературы.
Следует говорить не о влиянии византийской литературы на древнеболгарскую, а этой последней на русскую или сербскую. Речь может идти о своеобразном процессе трансплантации, когда литература как бы целиком переносится на новую почву, но и здесь, как подчеркивает Д. С. Лихачев, ее памятники «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому, как пересаженное растение начинать жить и расти в новой обстановке»
www.ronl.ru
Периодизация древнерусской литературы
Академическая наука использует периодизацию древнерусской литературы, основанную на историческом принципе, начиная с XI века:
· Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
· Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв.)
· Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
· Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
· Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)
Этапами в данной периодизации древнерусской литературы стали важнейшие исторические события, такие, как нашествие татаро-монгол в 1237-1240 годах,
§ возникновение удельных княжеств на постпространстве Киевской Руси,
§ объединение северо-восточных земель,
§ возвышение Москвы и создание Московского государства, его дальнейший расцвет и выделение русской нации.
Но мнения и на этот счет у историков литературы расходятся. Все существующие периодизации похожи, но вместе с тем и отличаются. Количество этапов колеблется от 4 до 7. Были попытки Д.И. Чижевского, Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера выделить периоды в древнерусской литературе, исходя из стиля эпох. Но к единому мнению ученые так и не пришли.
Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)
Возникшая с введением на Руси христианства литература этого периода тесно связана с церковью. Первыми летописцами были монахи Софийского собора и Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» – древнейший письменный источник того времени. Она состоит из летописных материалов, написанных и переписанных несколькими авторами Х-XI веков. Дошла «Повесть временных лет» в виде Лаврентьевского, Ипатьевского и Радзивилловского списков, созданных в последующие столетия. В летописях в хронологической последовательности излагались главные события в государстве и в мире, описывались династии князей, вооруженные походы, библейские истории, использовались рассказы и легенды из устного народного творчества и Священного Писания. Историю Киевской Руси многие трактуют именно по этому источнику.
Другими образцами литературы этого периода были: ораторская проза «Слово о законе и благодати» (1037 — 1050 гг. XI века) Иллариона, свод юридических правил «Русская правда» (1019—1054 гг.) Ярослава Мудрого, жизнеописание «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI века) неизвестного автора, педагогическая проза «Поучение детям» Владимира Мономаха, образец паломнических записей «Хождение игумена Даниила», «Моление» Даниила Заточника (1213 – 1236 гг.), философские размышления «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века).
В 2000 году новгородскими археологами были найдены три деревянные навощеные дощечки с нацарапанными письменами. Эту находку назвали Новгородским кодексом и датируют ее не позднее 1-й четверти XI века. На дощечках написаны псалмы, но под воском «спрятаны» более древние тексты. Разгадать эту загадку, как и загадку «Велесовой книги», ученым еще только предстоит.
Литература периода раздробленности (середина XIII–XIV вв.)
В период отсутствия единого центра летописание в отдельных княжествах велось у каждого свое. До нас дошли киевские, новгородские и псковские летописные сборники. Легендарное «Слово о полку Игореве» (около 1185 г.) стало апогеем развития литературы периода раздробленности. Написанное образным языком, впитавшее в себя народные верования «Слово о полку Игореве» поведало о походе русских князей в 1185 году против половцев, завершившемся неудачей. Слово пропитано патриотизмом и стремлением объединить разрозненные русские земли.
Возникает такой жанр, как воинская повесть: «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора», «Повесть о разорении Рязани Батыем». И в «Слове о погибели русской земли», и в «Житии Александра Невского», написанных после смерти великого князя, воспевается величие и могущество Русской земли, храбрость и слава русских воинов.
Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)
В литературе господствует экспрессивно-эмоциональный стиль и патриотическая тематика. После татаро-монгольского периода во многих больших городах возрождается летописание, появляются произведения исторического характера и панегирической агиографии. На волне восхищения от победы в Куликовской битве возникают воинские повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)
Развивается переводная литература, публицистика, историческая проза.
«Хождение за 3 моря» (1468—1474 гг.) Афанасия Никитина, историческое повествование «Казанская история» (1564—1566 гг.), публицистика Максима Грека – знаковые произведения упомянутого периода. Распространяется в этот период и беллетристика (светская повествовательная литература, переведенная с других языков): «Повесть о Дракуле» и «Повесть о Басарге».
Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)
В этот период доминируют традиционные формы, ощущается официальное влияние на литературу со стороны правителей, подавляются индивидуальные стили.
«Житие протопопа Аввакума», написанное ним самим, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, сборник духовных правил и наставлений «Домострой», приписываемый священнику Благовещенского собора Сильвестру, сборник религиозного содержания «Великие Четьи-Минеи», путевые записи послов «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград» и «Повести о преставлении и погребении М.В. Скопина- Шуйского» — самые яркие произведения того времени.
XVII век считается последним в древнерусской литературе. В этот период осуществился переход к новой литературе, основой которой стал профессионализм каждого конкретного автора, его личное восприятие действительности, протесты и предпочтения.
№ 3 Средневековая литература
Введение
Средневековая литература - это период в истории мировой литературы, который начинается в недрах поздней античности ( 4 - 5 века), а завершается в 15 веке. Первыми признаками средневековой литературы стали появление христианских евангелий
(1 век), религиозных гимнов Амвросия Медиоланского ( 340 - 397), произведений Августина Блаженного ("Исповедь", 400 год, "О граде Божием", 410 - 428 года), перевод Библии латинском языке, осуществлен Иеронима (до 410 года).
Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурными влияниями античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в 12 - 13 веке. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура ( Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход ее в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в 14 веке, в остальных странах Западной Европы - в 15 веке. Этот переход осуществляется через так называемую словесность средневекового города, что в эстетическом плане имеет вполне средневековый характер и переживает свой расцвет в 14 - 15 и 16 веках.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Периодизация и особенности античной литературы
Создали прежде всего поколенье людей золотоеВечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,Горя не зная, не зная трудов.Гесиод «Труды и дни»
Слово antiquus в переводе с латинского означает «древний». Однако античной называется не всякая древняя литература, а только литература Древней Греции и Древнего Рима, которая развивалась на протяжении 14 веков.Выделение античной литературы среди других литератур древности не случайно. Культура Древней Греции, переданная затем Древнему Риму, стала фундаментом, базой культуры европейской. Создание философии, мифологии, театра и истории как науки принадлежит грекам. Наши представления о месте человека в мире, о языке и его грамматике восходят также к античности, и именно в античную эпоху сложились литературные роды (эпос, лирика и драма) и основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль).
Периодизация античной литературы
Античная литература прошла в своем развитии огромный путь, и сейчас осмысливается как литература 4-х основных культурных периодов:1. Долитературный – характеризуется созданием основных мифов, на основе которых впоследствии были написаны выдающиеся произведения.2. Архаический (8-6 вв. до н.э.) – именно в этот период зарождаются математика, философия и письменная греческая литература, главной задачей которого стало создание идеала человека-героя (герой обязательно полубог). Формой общественного сознания в этот период становится эпос, который оформляется в крупный литературный род, и появляются поэмы «Илиада» и «Одиссея». В конце периода (в 6 веке) оформляется род лирики.3. Классический или аттический (5 в. до н.э.) – это время культурного первенства Афин после греко-персидской войны. Этот век связан с появлением демократии (впервые в мировой истории). Складывается род драмы.4. Эллинистический (римско-эллинистический) – продолжается с 4-3 в. до н.э. по 4-5 вв. н.э. После завоеваний Александра Македонского происходит греко-восточный синтез. Классическим строем становится военно-бюрократическая монархия. В 3 в. до н. э. рождается литература древних латинян (римская), которая развивается под влиянием греческой литературы. Закат античной литературы в 4-5 вв. н.э. связан с разрушением Рима в 476 году после нашествия готов и вестготов.
Особенности античной литературы
1. Мифологическая тематика – была связана с первобытнообщинным строем. Мифология – это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю, то есть все явления природы одухотворяются, и их взаимные отношения осмысливаются как родственные, подобные человеческим. Например, Уран (Небо) и Гея (Земля) – это муж и жена. Мифологическая тематика очень прочно держалась в античной литературе, и по сравнению с ней всякая другая отступала на второй план. Историческая тематика допускалась только в исторический эпос, да и то с многочисленными оговорками. Бытовая тематика допускалась в поэзию только в младшие жанры (комедия, эпиграмма) и всегда воспринималась на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно специально подчеркивался насмешками в адрес надоевших всем мифологических сюжетов и героев. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но она обязательно должна была накладываться на тематику мифологическую.
2. Традиционализм – связан с медленным развитием рабовладельческого общества. Современники почти не ощущали перемен в общественной жизни, а когда перемены были слишком явными, они воспринимались как вырождение и упадок. Все эти представления переносились и на литературу. Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, образец для подражания: для эпоса – Гомер; для лирики – Анакреон; для трагедии – Эсхил, Софокл и Еврипид. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше оно походило на образец.
3. Поэтическая форма была доминирующей в античной литературе. Прозы не было долгий период, так как искусство не считалось делом повседневным. Песни должны были уподобляться речи богов, то есть быть торжественными, высокими и обладать ритмом. Творя, поэт уподоблялся божеству, становился богом-творцом. По мнению греков, рукой поэта водили боги, поэтому все древние поэмы начинались с обращений к божествам, которые должны будут выполнить всю работу. Например, «Илиада» начинается словами «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына».
mosliter.ru
Экзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация или характеристика основных этапов развития древнерусской литературы
Экзаменационные вопросы по древнерусской литературе.1. Периодизация или характеристика основных этапов развития древнерусской литературы.
Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор окончательно не решен. Несомненно этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия идей, оригинальных и переводных произведений, основных жанров и стилей, можно выделить в истории развития древнерусской литературы (помимо начального) четыре периода:
- Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной литературы, как канонической, церковной, так и апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной. В этот период зарождается и развивается оригинальная древнерусская литература. Формируются важнейшие жанры – житие, дидактическая и торжественная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской земле.
- Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века). Россия распадается на ряд самостоятельных феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной характер. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, торжественного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).
- Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и укрепления Русского государства, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.
В этот период Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования, усиливается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»).
В 15 веке своего расцвета достигает новгородская литература, а также литература Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина».
Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе. Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души.
- Литература периода укрепления Русского централизованного государства (16 – 17 века). В 16 веке происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. Строго прослеживаются две тенденции: одна - соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада, другая – нарушение этих правил. Последняя начинает появляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую систему, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются принципы художественного метода средневековой литературы – символичность, этикетность. Житие превращается в бытовое жизнеописание. Яркое свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в 1641 году». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии («Казанская челобитная» и «Повесть о Ерше Ершовиче»). Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.
Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре – бытовой повести, в которой появляется новый герой – купеческий сын или безродный дворянин. Вместе появляется силлабическая поэзия, придворный и школьный театр, что свидетельствует о торжестве новых начал, что подготавливало появление классицизма в русской литературе.
2. Основные особенности древней русской литературы и её художественного метода. Работа И.П. Ерёмина «О художественной специфике древнерусской литературы».
Своеобразие древнерусской литературы:
Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Нам известны лишь несколько отдельных авторов, писателей книг, которые скромно ставили свое имя в конце рукописи. При этом свое имя писатель снабжал такими эпитетами, как «худый». Но в большинстве случаев, писатель желал оставаться неизвестным. Как правило, авторские тексты до нас не дошли, а сохранились более поздние их списки. Зачастую переписчики выступали в роли редакторов и соавторов. При этом они изменяли идейную направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами и запросами времени. В результате создавались новые редакции памятников. Таким образом, исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения, установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций, вариантов списков, а также определить, в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту. В помощь могут прийти такие науки как текстология и палеография (изучает внешние признаки рукописных памятников – почерк, начертание букв, характер писчего материала).
Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо". Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Еще одна особенность – анонимность.
Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе. И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.
В 11 – первой половине 12 века основным писчим материалом был пергамент, изготовляющийся из кожи телят или ягнят. Береста играла роль ученических тетрадей.
Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись и только абзацы рукописи выделялись красной буквицей. Часто употребляемые широко известные слова, писались сокращенно, под особым надстрочным знаком – титлом. Пергамент предварительно разлиновывался. Почерк с правильным почти квадратным начертанием букв назывался уставом.
Написанные листы сшивали в тетради, которые переплетали в деревянные доски.
Проблема художественного метода:
Художественный метод древнерусской литературы неразрывно связан с характером миросозерцания, мировосприятия средневекового человека, которое вбирало в себя религиозные умозрительные представления о мире и связанное с трудовой практикой конкретное видение действительности. В сознании средневекового человека мир существовал в двух измерениях: реальном, земном и небесном, духовном. Христианская религия твердила, что жизнь человека на земле временна. Цель земной жизни – приготовление к жизни вечной, нетленной. Эти приготовления должны состоять в нравственном совершенствовании души, обуздании греховных страстей и т.п.
С двойственным характером мировосприятия средневекового человека связаны две стороны художественного метода древнерусской литературы:
1) воспроизведение единичных фактов во всей их конкретности, чисто эмпирической констатации;
2) последовательное преображение жизни, то есть идеализация фактов реальной жизни, изображение не сущего, а должного.
С первой стороной художественного метода связан историзм древнерусской лит-ры в его средневековом понимании, а со второй – ее символизм.
Древнерусский писатель был убежден, что символы скрыты в природе, в самом человеке. Он считал, что исторические события также исполнены символического смысла, поскольку полагал, что история движется и направляется волей божества. Писатель рассматривал символы в качестве основного средства раскрытия истины, обнаружения внутреннего смысла явления. Как многозначны явления окружающего мира, так многозначно и слово. Отсюда проистекает символический характер метафор, сравнений в древнерусской литературе.
Древнерусский писатель, стремясь передать образ истины, строго следует факту, свидетелем которого он был сам или о котором узнал со слов очевидца, участника события. Он не сомневается в истинности чудес, сверхъестественных явлений, верит в их реальность.
Как правило, героями произведений древнерусской литературы выступают исторические личности. Лишь в отдельных случаях героями оказываются представители народа.
Средневековой литературе еще чужда какая-либо индивидуализация человеческого характера. Древнерусские писатели создают обощенно-типологические образы идеального правителя, воина, с одной стороны, и идеального подвижника – с другой. Эти образы резко противопоставлены обощенно-типолгическому образу злого правителя и собирательному образу беса-дьявола, олицетворяющему зло.
В представлении древнерусского писателя жизнь является постоянной ареной борьбы добра и зла.
Источник добра, благих помыслов и поступков – бог. На зло же людей толкают дьявол и бесы. Однако древнерусская лит-ра не снимает ответственности с самого человека. Каждый волен избирать себе путь сам.
В осознании древнерусского писателя категории этического и эстетического сливались. Добро всегда прекрасно. Зло связано с тьмой.
Свои произведения писатель строит на контрасте добра и зла. Он доводит читателя к мысли о том, что высокие моральные качества человека – результат упорного морального труда.
Поведение и поступки героев определяются их общественным положением, их принадлежностью к княжеским, боярским, дружинным, церковным сословиям.
Строгое соблюдение ритма, заведенного предками порядка составляет жизненную основу этикетности, церемониальности древнерусской литературы. Так летописец, прежде всего, стремился положить числа по ряду, то есть, отобранный им материал выстроить в хронологической последовательности.
Произведения древнерусской литературы носили дидактический, нравоучительный характер. Они были призваны помочь избавиться от пороков.
Итак, средневековой историзм, символизм, ритуальность и дидактизм являются ведущими принципами художественного изображения в произведениях древнерусской литературы. В различных произведениях, в зависимости от жанра и времени их создания, указанные особенности проявляли себя по-разному.
Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения целостности ее метода, освобождения от христианского символизма, ритуальности и дидактизма.3 – 6. «Повесть временных лет».
Основные идеи начальной летописи. Уже в самом названии — «Се повести времянъных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» — содержится указание на идейно-тематическое содержание летописи. Русская земля, ее исторические судьбы, начиная с момента возникновения и кончая первым десятилетием XII в., стоят в центре внимания летописи. Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, ее политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии постоянно руководит летописцем, когда он вносит в свой труд «преданья старины глубокой» и подлинно исторические события недавнего прошлого.
Летописные сказания необычайно злободневны, публицистичны, исполнены резкого осуждения княжеских усобиц и распрей, ослабляющих могущество Русской земли, призыва блюсти Русскую землю, не посрамить земли Русской в борьбе с внешними врагами, в первую очередь со степными кочевниками — печенегами, а затем половцами.
Тема родины является определяющей, ведущей в летописи. Интересы родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, являются мерилом его славы и величия. Живое чувство Русской земли, родины и народа сообщает русскому летописцу ту небывалую широту политического горизонта, которая несвойственна западноевропейским историческим хроникам.
Из письменных источников летописцы заимствуют историческую христианско-схоластическую концепцию, связывая историю Русской земли с общим ходом развития «мировой» истории. «Повесть временных лет» открывается библейской легендой о разделении земли после потопа между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Яфетом. Славяне являются потомками Яфета, т. е. они, как и греки, принадлежат к единой семье европейских народов.
Наконец, удается «установить» первую дату—6360 г.— (852 г.) — упоминания в «летописаньи гречьстемь» «Руской земли». Эта дата дает возможность положить «числа по ряду», т. е. приступить к последовательному хронологическому изложению, точнее, расположению материала «по летам» — по годам. А когда они не могут прикрепить к той или иной дате никакого события, то ограничиваются простой фиксацией самой даты (например: «в лето 6368», «в лето 6369»). Хронологический принцип давал широкие возможности свободного обращения с материалом, позволял вносить в летопись новые сказания и повести, исключать старые, если они не соответствовали политическим интересам времени и автора, дополнять летопись записями о событиях последних лет, современником которых был ее составитель.
В результате применения погодного хронологического принципа изложения материала постепенно складывалось представление об истории как о непрерывной последовательной цепи событий. Хронологическая связь подкреплялась генеалогической, родовой связью, преемственностью правителей Русской земли, начиная от Рюрика и кончая (в «Повести временных лет») Владимиром Мономахом.
В то же время этот принцип придавал летописи фрагментарность, на что обратил внимание И. П. Еремин.
l.120-bal.ru
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Периодизация русской литературы 19-20 веков: таблица
Искусство и развлечения 30 ноября 2015
Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).
Общая информация
В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.
Периодизация русской литературы выглядит следующим образом:
Подэтапы внутри периода
Литературные стили
Яркие поэты и писатели
Долитературный период
До 11-го века н. э.
Сказания, былины
Авторство утерялось
Период церковно-религиозной литературы
11-17-й века
Изобретение письменности
Каноническая школа письменности
Исторические летописи. “Слово о полку
Игореве”
Монахи Кирило и Мефодий
Монахи Антоний и Феодосий (Киево-Печерская лавра)
Монах Нестор
Период Просвещения
18-й век
Развитие поэзии и теории
стихосложения
Становление русской драматургии
Гражданская публицистика
Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир
Фонвизин
Радищев
Нач. 19-го века – 90-е гг. 19-го века. Век Золотой русской литературы
Трехстилевое литературное творчество (до 20-х гг. 19-го века)
Сентиментализм
Классицизм
Романтизм
Карамзин
Державин
Рылеев
Пушкинский этап (20–30-е гг. 19-го века)
После смерти Пушкина, продолжили Лермонтов и Гоголь
Новый стиль – русский реализм
Русский язык адаптируется под поэзию своей ритмичностью
Развиваются такие стили: романтизм (в форме фэнтези, боевика, хоррора), реализм (блоггерство, публицистика, современный детектив), постмодерн (большинство современных романов)
Пелевин, Улицкая, Акунин, Лукьяненко, другие
Цель данной статьи - представить краткое описание этапов развития РЛ, представленных в таблице.
Русская литература в древности
Долитературный этап, он характеризуется отсутствием письменности и формированием устного эпоса (былин и сказаний, передаваемых устно от поколения к поколению). Закончился данный период изобретением древнерусской письменности в рамках принятия христианства (10-й век н. э.).
Древнерусская литература (11-17-й века). Основными жанрами были летописи, а также церковно-религиозные тексты.
Подробнее о древнерусской литературе. Заря творчества
Созданию древнерусской литературы (ДРЛ) как культурному феномену способствовало два события: изобретение письменности и перевод христианских религиозных текстов (первоначально ДРЛ имела строго канонический характер). Иными словами, периодизация русской литературы имеет на временной шкале свою отправную точку.
Письменность была создана древнегеческими монахами - братьями Кирилом и Мефодием по просьбе моравского (область нынешней Чехии) князя Ростислава и благословению сто седьмого Папы Римского Адриана II в конце IX века. Практически тогда же на новый язык были переведены Псалтырь, Евангелие. Через коммуникацию монастырей в конце IX века письменность проникла на территорию Древней Руси, где первыми писателями стали монахи: Нестор, Иларион, Поликарп и Симон, Кирилл Туровский, протопоп Аввакум и другие. Периодизация древней русской литературы может быть разделена на пять этапов:
Период создания школы канонической православной ДРЛ в Киево-Печерской Лавре монахами Антонием и Феодосием. Написание монахом Нестором в XII веке “Повести Временных лет”.
При монастырях (города Владимир-Залесский, Суздаль, Смоленск и др.) создаются новые центры ДРЛ. Ощутимо развитие литературного процесса.
Периодизация древней русской литературы содержит период насильственной деформацией общества: этап татаро-монгольского ига. В первой половине века создаются “Житие благоверного князя Александра Невского”, “Слово о погибели Русской Земли”. На втором этапе, заканчивающемся Куликовской битвой 1380 г., летописания приобретают героико-панегирический характер.
Период упадка ДРЛ, длящийся до конца XVI века. Читательский круг ограничен монастырями и немногочисленной грамотной знатью, кстати, обученной теми же монахами.
Последний этап ДРЛ подготовил окончательный переход от литературы канонической к литературе авторской. Его характеизует появление новых жанров: исторического, автобиографического повествования, поэзии. Предметом ДРЛ постепенно становится бытовая сфера деятельности человека, более ощутимо личностное начало. Эпоха преобразований Петра I затрагивает и литературный процесс.
Какими же бесценными литературными произведениями характеризуется на этапе ДРЛ периодизация русской литературы? Таблица, представленная ниже, системно показывает эти сочинения.
Литература Российской империи
Позитивное влияние государства на литературный процесс демонстрирует история Российской империи. Нельзя утверждать, что писателей там пестовали. Однако в стране существовало гражданское общество. Существовал определенный плюрализм мнений. При сформированной государственности специалисты выделяют в истории литературы:
Период русского Просвещения. Он представляет собой принципиально важный этап, хронологически охватывающий 18-й век. В литературе основную нишу занимают классики, закладывающие фундамент дальнейшего ее развития.
Особый сверхпродуктивный "золотой этап", которым дополнилась периодизация русской литературы в 19 веке. Она, наконец, в полный голос заявила о себе, активно влияя на мировую литературу. Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова стали любимой классикой и для зарубежного читателя.
XVIII век в периодизации русской литературы
Этап русского Просвещения хронологически коррелируется с просвещением европейским, тон которому задавала Франция.
Первый российский император Петр I и императрица Екатерина II системно внедряли европейскую светскость в литературу. Будущие писатели стали получать университетское образование. Указом Петра I был открыт Академический университет и Академия художеств, указом же Екатерины II - МГУ.
Ученый, поэт и публицист Ломоносов, поэт Василий Тредиаковский, языковед и писатель Дмитрий Кантемир стали ранними русскими просветителями. Была разработана русская силаботоническая система стихосложения. Через столетие она заявила о себе в блеске и харизме творчества Пушкина и Лермонтова. Однако мы их упомянем позже, когда нами будет обсуждаться периодизация русской литературы 19 века.
Во второй половине XVIII ст. направления литературного процесса России определяли первый драматург Денис Фонвизин (трудно недооценить влияние его "Недоросля" на образованность дворянства) и первый писатель - оппонент власти, которого можно назвать совестью народной, - Александр Радищев.
Даже прозорливая Екатерина II тогда не осознала, что гений писателя и философа показал ей как подсказку болевые точки Российской империи, которые следует реформировать. Но она тогда выступила как главный апологет крепостнического строя, назвав Александра Николаевича за его идеи, изложенные в “Путешествиях из Петербурга в Москву”, “бунтовщиком похлеще Пугачева”.
К сожалению, правители часто не слышат голоса Кассандры, звучащего в произведениях классиков!
Эпоха российского Просвещения заложила хороший фундамент дальнейшего взлета творчества. Гордость за Родину, сломившую Наполеона, покорителя Европы, также послужила стимулом грядущих интеллектуальных прорывов.
Предыстория и рождение русского реализма XIX ст.
Периодизация русской литературы 19 века отражает процесс становления новой классической мировой литературы. Как трудно писать сжато о литературе этого столетия!
Первые два десятилетия золотого русского века литературы можно назвать взаимодействием и конкуренцией различных стилей.
В стиле сентиментализма творил историк и писатель Николай Карамзин. Поэт-классицист Гавриил Державин создавал величественные оды (например, “Фелица” - в честь Екатерины II), ставшие титульными имперскими произведениями.
Классицизм и прогосудаственная позиция характерны для поэта Василия Жуковского, автора первого гимна России (“Молитва русских”).
Казненный декабрист и поэт Кондратий Рылеев писал в стиле гражданского романтизма.
Второй этап, которым славна периодизация русской литературы 19 века, можно по праву назвать пушкинским. Действительно, тудно переоценить вклад в русский язык и русскую поэзию волшебника рифм Александра Сергеевича Пушкина. Его слова о себе, создавшем “памятник нерукотворный”, оказались пророческими.
Творчество гения было многогранным. Поэт начинал писать в стиле романтизма (поэмы “Цыганы”, “Бахчисарайский фонтан“). Затем, после подавления восстания декабристов, в его творчестве все мощнее стали проявляться историзм и гражданственность, свойственные классицизму (трагедия “Борис Годунов”, поэма “Полтава“).
Затем Александр Сергеевич выходит в своем творчестве на совершенно новый стиль - русский реализм. Его роман в стихах “Евгений Онегин” и сборник прозы “Повести Белкина” полны правды о социальном состоянии людей, жизненной достоверности.
Третий этап золотой русской литературы 19 века
Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.
И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века. Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1990 г., содержит известные во всем мире имена.
Все эти светочи русской литературы осознали, какое бесценное творческое наследие они получили от своих предшественников. И они сумели им правильно воспользоваться. Согласитесь, что впечатляет украшенная именами не забытых и ныне в мире классиков, периодизация русской литературы 19 века. Таблица эта, заметим, нами искусственно ограничена десяткой наиболее ярких лиц, являющихся создателями целых творческих направлений.
XX век. Периодизация литературы
Серебряным веком русской литературы называется недолгий период: с 1892 по 1921 г. Его отличает мощный подъем поэтического творчества, настоящее созвездие творцов рифм. Посудите сами: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Что породило его? Революционный утопический романтизм, которым переболела творческая элита российского общества?
Советский период русской литературы характеризуется противоборством сложившегося после 1921 года формального, канонически-"совкового" социалистического реализма и отдельных мастеров, рискнувших выйти своими произведениями за рамки. Почему-то считается, что периодизация русской литературы XX века констатирует исключительно системный упадок от повсеместного диктата идеологических штампов.
Можно лишь сожалеть, что литературные критики, проповедующие этот взгляд, отразили реальность лишь в черно-белом цвете. Так ли было на самом деле?
Антагонизм литературы и тоталитаризма
Да, в целом массовая советская литература была упаднической. Да, настоящим творчеством занимались единицы. Однако литература все же не вошла в кризис. Зомбирующему влиянию коммунистов не последовал Борис Пастернак, пойдя против течения и написав языком “дымящейся совести” правду о своем поколении, став изгоем на своей Родине. Так поступил умирающий Михаил Булгаков, когда вопреки всему он, не издаваемый по воле Сталина, писал “Мастера и Маргариту” в стол.
А иногда перо автора необъяснимо и властно вела любовь к своей малой Родине, не дававшая ни лгать, ни пресмыкаться. Так однажды случилось с коммунистом Михаилом Шолоховым, когда он писал свой “Тихий Дон”. Несмотря на нападки и “настоятельные рекомендации“, он не изменил под советский стандарт образ Григория Мелехова. Нередко в стол писали братья Стругацкие, чьи произведения также не имели с пресловутым социалистическим реализмом ничего общего.
Впрочем, следует признать, что периодизация русской литературы, в зависимости от политической заангажированности ее толкующих лиц, неоднозначно характеризует данный период.
Новая русская литература
Новая русская литература родилась в 1991 году, после краха СССР. Старт ей задали произведения обличающие, среди которых выделяется “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, а также ставшие разрешенными на родине произведения эмигрантов: Владимира Набокова, Ивана Шмелева, Андрея Белого, Константина Бальмонта.
Затем, в перестроечное время, в русской литературе была инициирована новая волна писателей: Виктора Пелевина, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Сергея Лукьяненко. Данных писателей-романистов характеризует композиционное мастерство классика, уникальное художественное видение проблем современности, мастерское построение сюжета, увлекательность повествования.
Очевидно, что в состоянии развития постоянно находится и историко-культурный процесс, и периодизация русской литературы. Кто знает, может мы и ныне находимся в начале временного промежутка, когда русская литература опять входит в новое качество. Одно не вызывает сомнений: новые подходы в ней, как и новые веяния, без сомнений, еще впереди.
XX век - кризис русской литературы
Периодизация русской литературы 20 века предполагает три периода:
Серебряный век - непродолжительное время на изломе веков.
20-е - средина 50-х годов 20-го века.
Вторая половина 50-х - 90-е годы 20-го века.
Серебряный век начался в 90-е годы 19-го века. Творчество поэтов, чей расцвет пришелся на этот период, наполнено предчувствием революционного кризиса. Полны грусти стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Мастера художественного слова сентиментальны и утонченны, как осенние цветы, предчувствующие приближение морозов...
С 1917 года, с нарастанием классовой борьбы в обществе, начинается переход к следующему этапу русской литературы 20-го века. Как отражение этого процесса следует воспринимать чеканные строки Владимира Маяковского, которы мрачно предрекают "последний час" "буржую".
В 1921 году первый этап закончился. Русская литература разделилась на две части: писатели, проживающие в советской России, и их эмигрировавшие коллеги. Первые пытались старый мир "разрушить до основания", вторые - сберечь традиции. Поводом разделения стал выход в свет пропартийных литературных журналов "Печать и революция" и "Красная новь".
В 1932 году эти журналы бодро констатировали факт создания нового стиля художественной литературы социалистического реализма. Писатели-эмигранты изначально отторгли концепцию партийного творчества, впервые прозвучавшего в романе М. Горького "Мать".
Среди поэтов второго периода выделяются М. Волошин, Н. Клюев, В. Ходасевич, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Среди писателей - Е. Замятин, М. Пришвин, И. Бабель, А. Грин.
Смерть И. В. Сталина (1953 г.) знаменует собой качественно новый этап в литературе. Ослаб партийный диктат. Писатели надеются на свободу творчества. Однако вместо этого Генсек Хрущев объявляет травлю лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака за роман "Доктор Живаго". Из СССР эмигрируют поэты, писатели (например, Иосиф Бродский). Честные произведения находят читателей через "самиздат".
Однако уже в 60-е годы знаменуют "оттепель" молодые поэты: эмоциональный Евгений Евтушенко, лиричная Белла Ахмадулина, склонный к новаторству Андрей Вознесенский, патетично-гражданственный Роберт Рождественский.
Также появляется глубокая, незаангажированная проза о современниках, об их движениях души, страданиях от таких писателей: Василия Шукшина, Юрия Казакова, Валентина Распутина. Александр Солженицын и Анатолий Рыбаков пишут романы-эпопеи о страшном времени культа личности. В драматургии появляются пьесы, освещающие внутренний мир человека (например, “Утиная охота” и "Старший сын" драматурга Александра Вампилова).
Заключение
Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.
В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Новости и общество Русская философия 19-20 века и место Серебряного века в культуре России
Русская философия 19-20 века (вернее, самого его начала) - это очень значительное явление как в разрезе культуры, так и истории России. Недаром этот период назван «Серебряным веком». Интересно, что исключи...
Искусство и развлечения Украинские художники 18, 19, 20 веков и современные, их картины
В живописи украинская культура последовательно пережила этапы барокко, рококо и классицизма. Это влияние сказывается уже в двух портретах 1652 года детей Б. Хмельницкого, Тимофея и Розанды. Вместе с тем стилистика нач...
Искусство и развлечения Русские поэты 20 века. Творчество поэтов 19-20 веков
Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 19...
Искусство и развлечения Художники-авангардисты. Русские художники-авангардисты 20 века
В начале ХХ века в России появилось одно из течений, взявшее начало от модернизма и получившее название «русский авангард». Дословно звучит как avant - «впереди» и garde – «охрана&r...
Искусство и развлечения Биография Лескова, русского писателя 19-го века
Николай Семенович Лесков (1831-1895 гг.) - замечательный русский писатель, автор...
Новости и общество Экономическое развитие России в начале 20 века: таблица. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 веков
Экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось формированием капитализма. Это было выражено в росте предпринимательства, совершенствовании производств, увеличении объема наемного труда, технологическом ...
Образование Каковы достижения русской науки начала 20 века? Научные открытия 20 века
Покинув пещеры каменного века, человеческое общество прошло великий путь умственного и духовного развития. Это позволило людям сесть за экраны компьютеров и общаться друг с другом на любом расстоянии, проникнуть в тай...
Искусство и развлечения Периодизация древнерусской литературы. История и особенности древнерусской литературы
Периодизация древнерусской литературы – это явление, которое было неизбежным при развитии литературной стороны русской культуры. Именно это явление мы рассмотрим в данной статье, все периоды и те предпосылки, ко...
Духовное развитие Псалтырь И Другая Духовная Литература В Интернет-магазине 'русский Паломник'
Перефразируя известное изречение философа Дария, можно сказать, что деньги не могут сделать человека богатым, на это способна только духовность. Лишь высокая нравственность и следование Божественным принципам преображ...
Искусство и развлечения Образ дома в русской литературе 19 и 20 веков (сочинение)
Русская литература 19 и 20 веков - источник сильных драматичных сюжетов, ярких персонажей, богатых красочных символов. Образ дома в русской литературе - один из сильных, эталонных, привлекающих внимание и заставляющий...