Исследователи прошлого, так или иначе, сталкиваются с проблемами хронологии и периодизации. В своей работе историк имеет дело как с представлениями времени, которые разделяет сам, принадлежа к определённой культуре и профессии, так и с разнообразными историческими взглядами на способы измерения времени, соотношение событий. Обыденный человеческий опыт позволяет воспринимать время как непрерывный движущийся поток, и при этом подразделяет его на условные периоды. В современной западной культуре распространены взгляды, восходящие к иудео-христианскому образу мира, где история – это последовательность событий, направленных из прошлого в будущее. Согласно христианскому учению, земная история человечества имеет начало, конец и подчинена цели – достижению Царства Божьего. Сходным образом строятся теории социального прогресса, где история понимается как однонаправленное развитие человечества в сторону более совершенного общественного устройства. Похожее представление об истории как ограниченном во времени непрерывном линейном процессе поддерживается и многими современными естественнонаучными теориями.
39
В современной культуре наряду с линейным видением истории присутствуют элементы циклических хронологических представлений, основанных на естественных природных циклах, – например, на смене дня и ночи или времен года. Впрочем, они также подчинены идее линейного движения: так, считается, что каждый год является новым по отношению к предшествующему. Подобные идеи не вытекают непосредственно из природы времени. Иначе, к примеру, было устроено циклическое время в представлении древних греков: вечный космос периодически погибал в огне и возрождался вновь, что вело к очередному повторению событий истории.
В различных культурах существовала потребность датировать события. Способы соотнесения события со временем были весьма разнообразными: они могли основываться на принятых в культуре методах измерения времени, лунных и солнечных календарях, агрикультурных циклах, периодах правления династий и т. п. Летосчисление, как правило, велось от какого-то значимого символического события – основания Рима или Сотворения мира, первого года после смерти Будды или Рождества Христова. Проблемы изучения различных хронологических систем составляют предмет исследования такой дисциплины, как историческая хронология.
Если вопросы летосчисления, или образов исторического времени, лишь отчасти зависят от истории как дисциплины, то проблема периодизации прямо связана с историческим знанием.
Периодизация – подразделение прошлого на отрезки времени (исторические периоды, века, эпохи и т. п.) – одна из сложных проблем историописания. Необходимость такого деления для упорядочивания и анализа исторических событий не ставится исследователями под сомнение. Однако практика построения периодизаций нередко вызывает споры. Историки обращают внимание на значительную долю условности вычленения целостных фрагментов прошлого.
Распространённая в историческом знании XIX в. идея объективности времени как среды, в которой существуют события, в XX в. уступила место представлениям об относительности времени. Историческое время мыслится как сложная конструкция, в большой степени «учрежденная» событиями или группами событий прошлого. Сама возможность периодизации основывается на достаточно условном видении истории как непрерывной и единой. Исходя из идеи общности процесса развития человечества, можно выделять в нем какие-либо этапы, сравнивать одну эпоху с другой.
Для изучения истории важно не только датировать, соотнести произошедшее с неким моментом времени, но и очертить границы периодов, когда проявлялось типическое сходство исторических феноменов между собой.
40
На основании этого сходства можно выделить исторические периоды, например, эпоху Возрождения или век Просвещения и т. д.
В культурах, мифологии и религии прошлого бытовали разные способы периодизации истории, например – деление прошлого по аналогии с сезонами года, с возрастами человека. Греческий поэт Гесиод в VII в. до н. э. писал о четырёх прошедших веках – золотом, серебряном, бронзовом и железном. Периодизация в соответствии с поколениями, политическими правлениями, династиями принадлежит к древнейшим способам упорядочивания истории.
В средние века на Западе в трудах Отцов Церкви были выдвинуты две большие системы периодизации всемирной истории. Одна связывала прошлое и настоящее человечества с четырьмя монархиями. Согласно этой системе, развитой в IV в. Евсевием Кесарийским и Иеронимом Стридонским на основе ветхозаветной «Книги пророка Даниила», всего в человеческой истории сменилось четыре империи. Римская империя рассматривалась как последнее государство на земле, после которого наступит конец истории. Последовательная смена монархий отражала Божественный замысел, согласно которому люди шли к политическому и религиозному единству. В XI–XII вв. немецкими историками была обоснована теория «переноса монархии получившая широкое распространение на средневековом Западе. Согласно этой концепции, после гибели Римской империи. Бог передал власть римских императоров вначале Карлу Великому (и Государству франков), а затем Германской империи.
Большинство средневековых историков предпочитало периодизацию истории по шести возрастам, описанную Аврелием Августином. Века, прошедшие с момента создания мира, уподоблялась возрастам человека и дням Творения. Шестой и последний возраст – старость человечества – начался со времени рождения Христа. У ранних хронистов каждый день Творения соответствовал тысяче лет в истории; шестой век должен был завершиться светопреставлением и «седьмым днём вечной субботы», днем воскресения из мертвых. На этом основании в Европе в 1000 г. ожидали конца света; после этой даты историкам пришлось корректировать вычисления длительности каждого возраста» мира.
Понятие исторической эпохи, которое используется в настоящее время, возникло сравнительно недавно. Оно утверждалось в контексте культуры Возрождения и Реформации, в тот период, когда в обществе стало ослабевать влияние христианской эсхатологии, ожидания скорого конца света.
41
Гуманистами было предложено такое видение истории, согласно которому важнейшей вехой, отделявшей древнюю историю от новой, считалось утверждение христианства и падение Западной Римской империи. Определение «средние века» входило в историографию постепенно, по мере отдаления в сознании настоящего от недавнего прошлого. В европейской науке представление о средних веках утвердилось после того, как в конце XVII в. профессор немецкого университета X. Келлер назвал одну их трех книг своего учебника «Историей средних веков», подразделив историю на «древнюю» – до Константина Великого, «средневековую» – до 1453 г., даты завоевания турками Константинополя, центра христианского мира, и «новую», наступившую после этой даты.
Деление истории на большие эпохи способствовало формированию исторического сознания в обществе, в котором происходил процесс секуляризации, позволяло различать прошлое, настоящее и будущее как качественно различные периоды, и в то же время связывало воедино исторический процесс. Подразделение всемирной истории на древность, средние века и новое время стало господствующим в работах историков Просвещения (XVIII в.). Впоследствии этот способ периодизации, с известными поправками, был закреплен в профессиональной историографии XIX–XX вв.
Подобная схема подразделения весьма условна. О границах каждой эпохи ведутся споры, так что рубежи древности, средневековья и нового времени колеблются в пределах двух или трех столетий. Помимо этого, в основании такой периодизации всемирной истории помещена история Европы, события которой не могут служить ориентирами для описания прошлого Китая или Индии.
С середины XIX в. популярность приобрели различные экономические теории, в соответствии с которыми проводилась и периодизация мировой истории. В XX в. в марксистской литературе утвердилась схема пяти общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической), восходящая к трудам К. Маркса и Ф. Энгельса. После Второй мировой войны теории индустриализации и модернизации, предложенные в сферах социальной и экономической истории, были распространены на исторический процесс в целом. Всемирная история рассматривалась как смена разных типов общества – доиндустриального (аграрного, традиционного), индустриального (модернизированного), постиндустриального (информационного). В работах современных историков и социальных философов большое внимание уделяется изучению постиндустриального этапа истории.
42
В XVII в. берет своё начало периодизация по столетиям. Этот способ подразделения времени предполагает, что каждое столетие обладает внутренним единством, собственной идентичностью.
При переносе одной из характеристик эпохи на сущность целого периода возникают обобщения («век барокко» или «век Либерализма»), которые используются как метафоры. Но они требуют известной осторожности, поскольку подразумевают, что, например, весь способ жизни в XVII в. характеризуется чертами стиля барокко. Теории глобальных эпох также могут рассматриваться критически, поскольку строятся на посылке, история – некое мировое целое – постигается в соотношении с тем, что человек узнает из собственного опыта.
Таким образом, эпохи и периоды – плод работы историков. Эти конструкции помогают в изучении феноменов прошлого, они не должны восприниматься буквально. Как писал Дж. Коллингвуд, всем приходится читать о хороших или дурных периодах в истории, но та или иная оценка больше говорит том, как историки изучают прошлое, чем о том прошлом, которое они исследуют.
studfiles.net
Хронологическая таблица - История Европы с древнейших времён до конца XV века - Олег Усманович Девлетов - Ogrik2.ru
4 млн. лет – 2 тыс. Каменный век в Европе.
Более 1,5 млн. лет – появление человека в Европе.
900 тыс. – 170 тыс. – ашельская эпоха (нижний палеолит).
Ок.100 тыс. – до 40 тыс. – эпоха мустье (средний палеолит).
Около 40– 35 тыс. лет – появление в Европе кроманьонца, человека разумного разумного Homo sapiens sapiens.
40–37 тыс. – 10 тыс – верхний палеолит.
9 тыс. до н.э. – 6 тыс. до н.э. – мезолит в Европе.
7– 6 тыс. до н.э. – начало неолита в Европе (Балканский полуостров).
6 – 5 тыс. до н.э. – неолитизация Европы, переход к производящему типу хозяйства.
5 – 4 тыс. дон.э. – энеолитические земледельческо-скотоводческие культуры на юго-востоке Европы.
3 тыс. до н.э.– 2 тыс. до н.э. – Бронзовый век в Европе.
с 1 тыс. до н.э. – Железный век в Европе.
XX – середина XVIII в д. н. э. – время существования на Крите мелких государств с центрами в Кноссе, Фесте, Маллии.
Конец III – начало II тыс. д. н. э. – вторжение на Балканы греческих племен ахейцев.
XVIII – XI вв. д. н. э. – бронзовый век в Италии.
сер. XVIII– XV вв. д. н. э. – единое государство с центром в Кноссе на Крите.
сер. XVIII– XV вв. д. н. э – возникновение первых государств на Балканах.
Cep. XV в. д. н. э. – вторжение на Крит ахейцев.
XV – XIII вв. д. н. э. – расцвет Микенской цивилизации.
1240 —1230 гг. д. н. э. – Троянская война (принятая дата).
XII – IX вв. д. н. э. – вторжение северных племен (дорийцы), носителей культуры железного века на Балканы и последующее их проникновение на Крит.
ок. 1000 г. д. н. э. – начало железного века в Северной и Центральной Италии.
776 г. д. н. э. – проведение первых Олимпийских игр.
754—753 г. д. н. э. – традиционная дата основания Рима.
754/53– 509 г. д. н. э. – царский период римской истории
VII – VI вв. до н. э. – расцвет этрусских городов–государств.
621 г. д. н. э. – законы Драконта в Афинах.
594 г. д. н. э. – реформы Солона в Афинах.
сер. VI в. д. н. э. – реформа Сервия Туллия в Риме.
560 —527 д. н. э. – тирания Писистрата в Афинах.
ок. 550 д. н. э. – создание Пелопоннесского союза.
509 г. н. э. – реформы Клисфена в Афинах.
510 (509) г. д. н. э. – изгнание из Рима Тарквиния Гордого, установление республики.
500–449 д. н. э. гг. – греко–персидские войны.
494 г. д. н. э. – первая сецессия (удаление на Священную гору плебеев).
492 г. д. н. э. – первый поход персов на Грецию.
490 г. д. н. э. – второй поход персов на Грецию. Марафонская битва.
485 г. д. н. э. – создание Фемистоклом афинского военного флота.
480 г. д. н. э. – Битва в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.
479 г. д. н. э. – победы греков в сухопутном сражении при Платеях.
478 г. д. н. э. – образование I Афинского морского союза.
451/50 г. д. н. э. – децемвиры; законы XII таблиц в Риме.
449 г. д. н. э. – Каллиев мир завершивший греко-персидские войны.
444 – 429 г. д. н. э. – правление Перикла в Афинах.
431 – 404 г. д. н. э. – Пелопоннесская война между Афинским морским и Пелопоннесским союзами.
413 – 404 г. д. н. э. – второй период Пелопоннесской войны.
406 – 396 г. д. н. э. – последняя война Рима с этрусским городом Вейи.
395 – 387 г. д. н. э. – Коринфская война антиспартанской коалиции Коринфа, Афин и Фив против Спарты.
390/387 г. д. н. э. – галльское нашествие на Рим. Захват Рима галлами.
378– 338 г. д. н. э. – образование II Афинского союза.
359 – 337 г. д. н. э. – правление Филиппа II в Македонии. Превращение Македонии в сильнейшее государство.
357– 355 г. д. н. э. – Союзническая война против Афин. Распад морского союза.
355 – 346 г. д. н. э. – Священная война в Греции.
340 – 338 г. д. н. э. – Латинская война. Подчинение Риму Лация.
338 г. д. н. э. – битва при Херонее. Утрата Грецией независимости.
336 – 323 г. д. н. э. – правление Александра Македонского.
334 – 324 г. д. н. э. – восточные походы Александра Македонского.
332 – 331 г. д. н. э. – основание Александрии Египетской.
327– 304 г. д. н. э. – Вторая Самнитская война.
326 г. д. н. э. – закон трибуна Петелия, отменивший долговое рабство в Риме.
323 – 281 г. д. н. э. – войны полководцев-преемников Александра (диадохов), образование эллинистических государств.
298 – 290 г. д. н. э. – Третья Самнитская война.
265 г. д. н. э. – подчинение Римом этрусских Вольсиний, завершающее завоевание Римом Италии.
264 – 241 г. д. н. э. – Первая Пуническая война.
218 – 201 г. д. н. э. – Вторая Пуническая война.
215 – 205 г. д. н. э. – Первая Македонская война.
200 – 197 г. д. н. э. – Вторая Македонская война.
171– 167 г. д. н. э. – Третья Македонская война.
149 – 146 г. д. н. э. – Третья Пуническая война.
148 г. д. н. э. – образование провинции Македонии.
146 г. д. н. э. – разрушение Карфагена, Коринфа. Образование провинции Африка и Ахайи.
138 – 132 г. д. н. э. – Первое восстание рабов в Сицилии.
133 г. д. н. э. – трибунат и аграрная реформа Тиберия Гракха.
133 г. д. н. э. – выделение из нобилитета в ходе борьбы против Гракха партии оптиматов; создание в противовес оптиматам партии популяров.
123 – 122 г. д. н. э. – трибунат и реформы Гая Гракха.
121 – 115 г. д. н. э. – экспедиция Чжан-Цяня. Начало торговых и культурных сношений античного мира с Китаем.
113 г. д. н. э. – вторжение кимвров и тевтонов в Северную Италию.
107 г. д. н. э. – военная реформа Мария.
105 г. д. н. э. – введение гладиаторских игр в число публичных зрелищ.
104 – 101 г. д. н. э. – второе восстание рабов в Сицилии.
90 – 88 г. д. н. э. – Союзническая война.
88 г. д. н. э. – захват Рима Суллой.
82 —79 г. д. н. э. – диктатура Суллы.
74—71 г. д. н. э. – восстание Спартака.
70 г. д. н. э. – консульство Помпеея и Красса.
66 – 62 г. д. н. э. – восточные походы Гнея Помпея.
63 г. д. н. э. – заговор Катилины.
60 г. д. н. э. – первый триумвират.
59 г. д. н. э. – первое консульство Цезаря.
58 – 50 г. д. н. э. – галльские войны Цезаря.
55 г. д. н. э. – консульство Помпея и Красса.
49 – 45 г. д. н. э. – гражданская война Цезаря с Помпеем и помпеянцами.
48 г. д. н. э. – битва при Фарсале. Бегство и гибель Помпея.
44 г. д. н. э. – избрание Цезаря пожизненным диктатором.
44 г. д. н. э., 15 марта – убийство Цезаря.
43 г. д. н. э. – Примирение Октавиана с Антонием. Второй триумвират.
42 г. д. н. э. – битва при Филиппах. Гибель Брута и Кассия.
31 г. д. н. э. – битва при Акции.
30 г. д. н. э. – вступление Октавиана в Александрию. Самоубийство Антония и Клеопатры. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание эпохи эллинизма.
27 г. д. н. э.– 14 г. н. э. – принципат ОктавианаАвгуста.
13 – 9 – войны Рима в Германии.
12 – 9 – покорение Паннонии.
4 – 5 – Германский поход Тиберия. Образование провинции Германия.
9 – разгром римлян в Тевтобургском лесу. Гибель трех римских легионов.
14 – 38 – правление Тиберия.
17– 18 – превращение Армении в зависимое от Рима царство.
37– 41 – правление Калигулы.
41 – попытка восстановления республики после убийства Калигулы.
41 – 54 – правление Клавдия.
43 – завоевание Британии.
46 – превращение в римскую провинцию Фракии.
54 – 68 – правление Нерона.
64 – грандиозный пожар в Риме, уничтоживший большую часть города.
64 – первое зафиксированное источниками преследование христиан, обвиненных в поджоге Рима.
66 —73 – Иудейское восстание в Палестине.
68 – 69 – гражданская война в Риме и приход к власти Веспасиана Флавия.
69 – 96 – династия Флавиев.
69 —79 – правление Веспасиана Флавия.
79– 81 – правление Тита Флавия.
79 – эпидемия чумы; извержение Везувия, уничтожившее Помпеи и Геркуланум.
81 – 96 – правление Домициана Флавия.
96 – 192 – династия Антонинов.
96 – 98 – правление Нервы.
98 —117 – правление Траяна.
98 – 100 – война Траяна с германцами на рейнской границе.
101 – 102 – Первая Дакийская война Траяна.
105 – 106 – Вторая Дакийская война Траяна.
106 – захват Набатейского царства. Образование провинции Аравии.
113 —117 – война с Парфией.
114 – оккупация Армении и объявление ее римской провинцией.
117– 138 – правление Адриана.
117 – возвращение Сирии и Месопотамии Парфии – объявление Армении зависимым от Рима царством.
138 – 161 – правление Антонина Пия.
161 – 180 – правление Марка Аврелия.
163 – 166 – война с Парфией.
166 —167 – вторжение маркоманнов, квадов, лангобардов и языгов в пределы Римской империи.
180 – 192 – правление Коммода.
192 – 193 – гражданская война.
193 – 235 – династия Северов.
193 – 211 – правление Септимия Севера.
211 —217 – правление Каракаллы.
212 – эдикт Каракаллы о даровании прав римского гражданства свободным жителям империи.
218 – 222 – правление Гелиогабала.
222 – 235 – правление Александра Севера.
235 – 284 – кризис III в. Эпоха «солдатских императоров».
235 – 238 – правление первого из «солдатских императоров» Максимина Фракийца.
284 – 305 – правление Диоклетиана.
285 —297 – войны Диоклетиана и его соправителя Максимиана с персами, арабами, франками, алеманнами и другими племенами.
296 —297 – фискальная реформа Диоклетиана.
305 – 306 – борьба за власть после Диоклетиана.
306 – приход к власти Константина и Лициния.
324 —337 – единоличное правление Константина.
313 – Медиоланский эдикт о веротерпимости.
325 – Никейский собор.
330 – перенесение столицы в Константинополь.
337– 353 – борьба за власть после смерти Константина.
История АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ
Количество просмотров публикации АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ - 63
Наименование параметра
Значение
Тема статьи:
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ
Рубрика (тематическая категория)
История
ТАБЛИЦА № 2
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ТАБЛИЦА № 1
Шляхи укріплення фінансової системи України.
Удосконалювання бюджетного устрою та бюджетного процесу
Підвищення ролі Міністерства фінансів шляхом перетворення його в координаційний центр, головною функцією якого повинна стати розробка фінансової політики та створення умов для фінансового забезпечення її реалізації
Антропология –наука, изучающая происхождение и развитие человеческого рода. В основу антропологической периодизации положена физическая эволюция человека.
Период
Характеристика
4 млн. лет назад
Австралопитеки (южная обезьяна) - первые человекообразные существа, которые считаются непосредственными предками современного человека. Начали ходить на двух ногах. Появились в Африке.
2,5-2 млн. лет назад
Человек умелый (homo habilis)- первые умелые существа, начавшие изготавливать орудия труда. Появились в Африке.
1,5 млн. лет назад
Человек прямоходящий (homo erectus), или архантропы (древнейшие люди),- были первыми людьми, научившимися использовать огонь. Появились в Африке и расселились за ее пределами. Около 800 тыс. лет назад архантропы пришли на территорию современной Украины с юга Европы.
150-100 тыс. лет назад
Неандертальцы, или палеонтропы (древние люди), - первые люди, которые стали хоронить своих умерших. Появились в Азии, Африке и Европе. Древнейшие человеческие останки на украинских землях (пещера Киик-Коба в Крыму) принадлежат палеонтропам.
40-30 тыс. лет назад
Человек разумный (homo sapiens) появились во многих регионах нашей планеты. С появлением неоантропов (новых людей), или кроманьонцев, -людей современного физического типа- завершился процесс антропогенеза на Земле и началась история человечества.
Период
Хронологические рамки
Каменный век
Палеолит, или древний каменный век.
Выделяют три этапа палеолита:
- ранний, или нижний
- средний, или мустье
- поздний, или верхний
Мезолит, или средний каменный век.
Неолит, или новый каменный век.
Около 80-11 тыс. лет назад
Завершился 150 тыс. лет назад
150-35 тыс. лет назад
35-11 тыс. лет назад
10-8 тыс. лет назад
5-4 тыс. лет назад
Энеолит, или медно-каменный век
4-3 тыс. лет до н. э.
Бронзовый век
2тыс. лет до н. э.- VIII в. до н. э.
Ранний железный век
VIII в. до н. э. – IV в. н. э.
Археология -историческая наука, изучающая прошлое по сохранившимся вещественным памятникам.
Археологи используют периодизацию истории человеческого общества, в основу которой положены изменения базовых материалов, из которых изготавливались орудия труда, предметы быта͵ оружие и т. п. Единой для всех народов периодизации не существует, т. к. темпы развития человечества в разных регионах в одно и тоже время были разными.
Археологическая культура -большая группа археологических памятников, датируемых одной исторической эпохой, имеющих общие признаки и находящихся на определенной территории.
Археологический памятник -группа найденных в одном месте вещей, являющихся материальными остатками деятельности человека или измененных их трудом.
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ" 2014, 2015.