Физическая культура древней руси. 1.2. Физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)
Беседа "Развитие физической культуры у народов Древней Руси ". Физическая культура древней руси
Зарождение физкультуры в древней Руси
Зарождение физической культуры у народов Древней Руси
Возникновение физической культуры у народов Древней Руси относится к первобытному обществу.
Различные виды физических упражнений и игр применялись в трудовом и военном воспитании древних людей.
Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов.
У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.
Тяжелые условия существования славян, постоянное преодоление опасностей, связанных с внезапными нападениями кочевых племен, требовало от них хорошей военной выучки, развития физических и морально-волевых качеств: владения оружием, обладания силой, ловкостью, выносливостью,
необходимыми в рукопашной схватке, стойкостью, а также навыками в быстром беге, различного рода прыжках, метаниях, переноске тяжестей, лазании по деревьям, плавании, умении преодолевать водные преграды.
Военное дело и физическая подготовка до изобретения пороха представляя собой единое целое. На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты.
Древнерусские стрелки-лучники имели хорошую выучку, занимаясь обучением стрельбе с детских лет одновременно с обучением верховой езде.
Музыка заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками,
вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, неутомимых. Недаром танцы близки физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси.
Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы)
и встречи весны, а также культом предков.
До наших времен сохранились следы древних игр, таких как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие.
Крупные состязания древних именовались игрищами. На этих состязаниях демонстрировались следующие упражнения: бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука,
кулачный бой, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические трюки скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.
В Киевской Руси племена создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.
Везде была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.
Высоким физическим развитием, силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.
Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.
С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию.
Юноши состязались в метании в цель дротиков, устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.
Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание.
Поэтому в дружинах старшие воины обучали молодых воинов, а при дворах устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.
Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию крупной водной артерии «путь из варяг в греки». Водные пути превосходили в ту пору сухопутные, так как прокладывание последних в те времена было делом очень сложным.
Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать.
Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.
Средства физического воспитания при подготовке знати – князей, бояр и других представителей господ заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно.
Примером может служить княжеская охота, которая была не только забавой и господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни.
Спасибо за внимание!
multiurok.ru
Физическое воспитание на Руси
На широких просторах Приднепровья жили мужественные племена восточных славян, которые занимались земледелием, ремеслами, скотоводством и охотой. На протяжении многих столетий славянам приходилось вести войны против многочисленных кочевых народов (гуннов, аланов, аваров, болгар и др.).Условия жизни славян оказали огромное влияние на развитие самобытных форм физического воспитания. Широкое распространение у них получили игры, в основе которых лежали элементы трудовой деятельности. У восточных славян отмечаются зачатки целенаправленного обучения. Так, например, родители обучали своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и другим видам физических упражнений. Значительное место в воспитании молодежи занимали охота и игрища. Охота являлась важной отраслью хозяйства восточных славян. В процессе охоты приобретались жизненно необходимые качества - сила, выносливость, ловкость, смелость, решительность. Молодежи и взрослому населению, из числа которых формировались военные отряды, нужны были также навыки военного дела. Основной формой физического воспитания являлись игрища, связанные с различными культовыми обрядами. Составными элементами игрищ были песни, пляски, состязания в беге, прыжках, борьбе, метании копья, дротика, стрельбе из лука, кулачном бою и др.. Воспитательное значение этих упражнений и игр было огромно. Они вырабатывали у молодежи сноровку, привычку к трудностям, воспитывали коллективизм, самостоятельность, смелость. Современники отмечали, что славяне - народ храбрый и выносливый, смелый и сильный. Так, император Византии Маврикий (582 - 602) писал: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лессом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками (прим. - засадами), хитростями и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей». Готский писатель Прокопий Кесарийский характеризовал славян как смелых людей, обладающих незаурядной физической силой. «Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками (прим. - топорами) в руках. Они очень высокого роста и огромной силы». По свидетельству современников, славяне владели оружием лучше, чем римляне (прим. - византийцы). Славянским набегам неоднократно подвергалась столица Византии, а их флот плавал по Черному морю и доходил даже до острова Крит в Средиземном море. На рубеже VIII и IX вв. складывается одно из первых государств восточных славян — Киевская Русь, сразу обратившая на себя внимание современников. Она воспевалась в былинах, скандинавских сагах, половецких песнях, описывалась арабскими и персидскими географами, византийскими и русскими летописцами. Во главе Киевской Руси стоял великий князь, который управлял государством при помощи либо подручных князей, либо «мужей», посаженных в качестве «посадников» в отдельных городах. У каждого князя и его «мужей» имелась своя дружина. В период военных действий войско набиралось из населения со всех частей Киевского государства. Дружинники, как правило, были конные, войско - пешее. Такое комплектование войска предопределило некоторую заинтересованность князей в военно-физической подготовке ополчения, основное место в которой занимали народные формы и методы физического воспитания. У русских князей и княжеской знати физическое воспитание носило в определенной мере организованный характер. Князь и каждый дружинник не мыслили себе жизни без военных походов. Поэтому если у простого народа наиболее распространенными были кулачные бои, борьба, различные игры и развлечения, то у господствующего класса главное место занимали состязания в верховой езде, стрельбе из лука и охота. Даже знаменитые пиры феодальной знати перемежались торжественными смотрами войск, состязаниями в стрельбе из лука по мишеням, длительными скачками и «потехами» - своеобразными рыцарскими турнирами (играми). На основании былинного эпоса и летописей можно судить о том, что «потехи» русских богатырей носили характер тренировок и являлись элементами самобытной военно-физической подготовки. Так, например, Ипатьевская летопись сообщает, что в 972 Г. киевлянин сумел выйти из осажденного печенегами города, переплыть Днепр и сообщить князю Святославу об осаде Киева. «Повесть временных лет» упоминает о том, что в 992 г. печенежский князь предложил князю Владимиру решить исход войны поединком двух борцов. Ремесленник Никита Кожемяка (кожевенник) победил печенежского воина-великана. Перед схваткой с печенегом князь Владимир решил проверить физические качества русского богатыря в единоборстве с разъяренным быком. Поединками борцов или кулачных бойцов часто решался не только исход войны, но и личные споры. Феодальная знать заимствовала для своей военной подготовки народные формы физического воспитания, дополняя. их новыми элементами, зародившимися при княжеском дворе и получившими широкое распространение в среде приближенных князя. Среди княжеской, знати и дружинников проводились различные состязания. Так, князь Изяслав Мстиславович устроил в Киеве (1150) соревнования в верховой езде — конские ристания (состязания, развлечения). В «Ипатьевской летописи» упоминаются военные игры (турниры) княжеской знати. Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» (XI в.), говоря о важных занятиях на каждый день, рекомендует заниматься верховой ездой, охотой, которые являются хорошей школой мужества и своеобразной подготовкой для профессиональных воинов. Борьба против половцев, печенегов и татаро-монголов, которую вела Русь в период XI—XIV вв., требовала от народа высоких морально-волевых качеств, хорошей военной подготовки. Воспитанию этих качеств способствовали многие физические упражнения и игры, имеющие прямую связь с трудовой деятельностью и военным делом. Такие игры-хороводы, как «Лен», «Просо сеяли», «Заплетися, плетень», были широко известны на Руси. Праздник Купалы, Перуна (бога грозы, войны и оружия), Ярилы (бога животворящих сил природы) и другие неизменно сопровождались играми и состязаниями в борьбе, кулачном бою, беге, прыжках через костер. К XI в. на Руси усилились классовые противоречия. Дальнейшее развитие феодальных отношений, выразившееся в росте крупного землевладения, в усилении экономического и политического могущества городов по мере развития производительных сил, привело Русь в конечном счете к политической раздробленности и бесконечным междоусобным войнам. После смерти князя Ярослава Мудрого (1054) практически перестала существовать единая держава Русь, она распалась на ряд княжеств. Однако феодальная раздробленность не оказала особо губительного влияния на последующую экономическую жизнь Руси. Даже в условиях феодальной раздробленности на Руси сохранялась определенная территориальная общность, развивалась самобытная единая основа русской культуры. В наиболее трудный период жизни русского народа - период татаро-монгольского ига - продолжали развиваться самобытные формы физического воспитания. В конце XIV в. Москва, возглавив выступление русских войск против Мамая, подтвердила свое главенствующее положение в объединении русских княжеств. В стране происходил процесс образования русского централизованного государства. Это сказывалось на развитии всей русской культуры, в том числе и физической культуры. Народ был истинным ценителем и хранителем самобытных игр. В состязаниях развивались сила (борьба, кулачный бой), меткость (метание мяча), ловкость („веревочка", „ладошки"), скорость (бег вперегонки, бег в мешках) и другие качества, столь необходимые в повседневной жизни и прочно вошедшие в жизненный уклад народа. Среди самобытных форм физических упражнений, получивших повсеместное распространение, был кулачный бой. Различались два вида кулачных боев: одиночный (сам на сам) и групповой (стенка на стенку). Уже в то время существовали неписанные правила кулачного боя, сущность которых очень метко отразилась в поговорках: «лежачего не бьют», «биться лицом к лицу» и др. Ареной кулачных боев очень часто становились покрытые льдом реки или озера. Подлинно классическим примером изображения кулачного боя в русской художественной литературе является поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», созданная М. Ю. Лермонтовым в стиле старинных народных песен. В физическом воспитании юных феодалов значительное место занимали всевозможные игры и развлечения, способствующие физическому развитию и закаливанию. Наиболее распространенными были игры с мячом, а также качели, катание на санях и коньках. Физические упражнения и игры, требовавшие большой тренированности, в те далекие времена проводились как на специальных площадках, так и в открытом поле. В быту и военном деле широкое применение получили лыжи, которые были распространены в северных и средних районах страны, на Урале и в Сибири. При археологических раскопках древнего Новгорода были обнаружены лыжи, напоминающие по форме современные. Использовались лыжи и в военном деле. В русском войске существовали лыжные отряды, известные под названием «лыжная рать». Так, в Никоновской летописи за 1444 г. рассказывается об успешном походе Московской лыжной рати против татар, напавших на Рязань. О подобных походах лыжной рати сообщается в Архангелогородской (1499 г.), Псковской (1535 г.) и других летописях. Русский полководец М. В. Скопин - Шуйский, который ввел военное обучение крестьянского ополчения, сформировал в 1608 - 1610 гг. отряд лыжников, успешно сражавшийся против поляков. Развитию и совершенствованию народных видов физических упражнений препятствовала религия. В Русском государстве реакционной силой по отношению к народным играм и развлечениям выступала русская православная церковь, рассматривающая физические упражнения и развлечения народных масс как проявление язычества и объявляющая их греховными. «Стоглав» (1551) — свод церковных законов, написанный в виде ответов на вопросы царя о церковном «строении», - запрещал, например, народные гуляния, увеселения и игры, а относительно кулачного боя предписывал, что бы «то эллинское бесование... попрано было до конца». В кодексе моральных и житейских правил - „Домострое'' (1580), предназначенном для зажиточных кругов городского населения, - перечислялись религиозно-нравственные обязанности каждого человека, давались наставления по вопросам семейной жизни, много места уделялось воспитанию детей. «Домострой» требовал воспитания людей в «страхе божии», выполнения религиозных обрядов, запрещал всевозможные увеселения, игры (даже шахматы), поощрял телесные наказания. Особый запрет налагался на кулачные бои. Так, в 1648 г. царь Алексей Михайлович специальным указом запретил их. Указы светской власти продолжили выступления против кулачных боев., начатые церковью, которая видела в них «богомерзкую забаву», а светские власти —еще и «вредную забаву», нарушающую тишину и спокойствие. Но ни церковные, ни правительственные меры, направленные против народных форм физических упражнений и игр, не могли повлиять на здоровое стремление народа к физическому совершенствованию. В народе по-прежнему продолжали заниматься любимыми упражнениями. Но, к сожалению, противодействие церковной и светской власти не позволили самобытным формам физического воспитания оформиться в стройную систему.
Тридцатая школа
Другие статьи о развитии физического воспитания в России.
Физическое воспитание в России в 18 и первой половине 19 веков.
Физическое воспитание в учебных заведениях дореволющионной России.
Спортивно-гимнастическое движение и начало развития спорта в России.
Материалы по теме
< Физическое воспитание во второй период новой истории
30school.ru
1.2. Физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)
В IX веке на территории Восточной Европы возникало государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси стало переходом славянских и иных племен, проживающих на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, характеризующийся разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс.
Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, у всех были военные дружины. Во время участия в военных походах и отражения набегов враждебных племен к основному составу княжеских дружин, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и нередко сами занимались ею.
В XI-XIV веках Русь вела длительную борьбу за свою независимость с половцами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, татаро- монголами, всего более 160 войн, не считая междоусобных. Это борьба требовала от народных масс высоких физических качеств — выносливости, силы, ловкости, умения бороться, владеть оружием. Все это и определило военно-прикладную направленность физического воспитания, но наряду с военными, в народе широко бытовали физические упражнения, связанные с трудом, зимними и летними развлечениями и играми. Ценными источниками, дающими представление о распространенных на Руси физических упражнениях и играх, являются Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, литературные памятники: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», былины и сказания о русских богатырях, пословицы и поговорки. Из них мы узнаем, что на Руси широко популярна была борьба, кулачные и фехтовальные бои, стрельба из лука, поднятие и метание камней, бег, ходьба на лыжах, плавание, гребля, верховая езда. В Лаврентьевской летописи описывается игра с домашним быком.
Популярны в народе были разнообразные приемы ратоборства. Они включали фехтование на палицах, с копьями, обоюдоострыми мечами, рубку саблями. В фехтовальных поединках применялись дубинки - «ошарашники». Ратоборцы обучались приемам защиты телом, подножкам, уходам и уверткам от ударов. Особой популярностью на Руси пользовались кулачные бои - поединки - «сам на сам» и групповые - «стенка на стенку». Участники делились на «стены» по возрасту - подростки, юноши, взрослые, причем подростки дрались с подростками и не имели права биться с юношами, а юноши- со взрослыми. Существовал целый ряд и других неписанных правил и этических норм, которые строго соблюдались. Например, «лежачего не бить», «подножек не ставить», « биться лицом к лицу», «со спины не нападать», «заначку в рукавицу не класть», «на чужую сторону не переходить» и др. В приемах кулачного и фехтовального боя было много сходного с тактическими приемами, используемыми во время боевых действий княжеских дружин.
В зимнее время были распространены катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, «взятие снежных крепостей». Летом играли в бабки, городки, чурки, свайки, набивные мячи, бытовали игры с элементами погони и поиска (бег взапуски, «прятки») и др.
В народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имеющиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в прорубе.
Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись парусом. В скандинавских сагах говорится, что славянский флот из 160 ладей в 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. В одну ладью помещалось по 44 война и 2 лошади.
Несмотря на то, что после крещения Руси официальной религией стало христианство, во многих местах продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Судя по летописным записям, игрища носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев.
Своя система военно-физической подготовки сложилась у княжеской дружины. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовали бег на большие расстояния, упражнения в лазанье, борьба и кулачный бой.
При дворах Великого и удельных князей устраивались « конные ристания», в программу которых входили скачки, рубка на скаку, вольтижировка, стрельба из лука, метания копий, фехтование и борьба. О так называемых «турнирах знати» - «господарских утехах», организуемых в княжеских дворах, упоминается в Ипатьевской летописи.
Представление о физическом воспитании и физической подготовки феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже зубрами. Митрополит Никифор в одном из писем упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Мономах со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В «Поучении детям своим» Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться «ни рати, ни зверя». «Поучение» - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания господствующего класса.
Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти обострились междоусобицы, феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом легло монгольское иго. Русичи были оттеснены различными завоевателями на северо- восток, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены контактов с Европой. Но в этих условиях Русь смогла сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе и в области физической культуры.
studfiles.net
Беседа "Развитие физической культуры у народов Древней Руси " страница 2
Удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых». Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России былискоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. А вот еще одно свидетельство, может быть самое яркое, широкого распространения в Древней Руси многообразных национальных средств физического воспитания: «Народные игры и потехи, – отмечает историк, – доныне единообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятниками их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».
Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы) и встречи весны, а также и культом предков.
До наших времен сохранились следы древних игр в виде восклицаний «чур, не я!», когда первобытные люди искали защиту у пращура – родоначальника. Такие народные игры, как «просо», «лен», «гуси-лебеди» и многие другие, своими корнями уходят в первобытное общество.
Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Волоса.
Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.
Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.
Физическое воспитание в Киевской Руси
Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.
Киевское государство обладало богатой по тем временам материальной и духовной культурой. Успешно развивались кузнечное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла, которые выделяются в самостоятельные отрасли производства; появляются эмаль, стекло.
В одном из женских монастырей Киева в конце XI века было создано женское училище, где преподавалось чтение, письмо, пение и швейное дело. Позднее подобное училище было учреждено в Суздале.
infourok.ru
Беседа "Развитие физической культуры у народов Древней Руси " страница 3
О чем говорят эти фрески? Прежде всего о широком распространении на Руси различных видов физических упражнений. Иначе подобные фрески не могли бы появиться в главном храме страны.
Во-вторых, благодаря им мы можем судить о том, что церковь не была противницей народных игр и физических упражнений. Правда, некоторые представители церкви выступали против народных форм физического воспитания как пережитка язычества. Но критика была направлена главным образом против грубых, опасных не только для здоровья, но и для жизни людей занятий.
Церковь, следуя православному вероучению, стремилась облагородить, гуманизировать народную физическую культуру. Кроме того, многие монастыри стояли на страже российских городов, а их воспитанники нередко выступали в поединках с вражескими воинами, стремясь принести таким образом победу русскому воинству.
Для этого надо было обладать достаточно высокой физической подготовкой. В более позднее время церковь принимала меры по улучшению постановки физического воспитания в духовных семинариях и других духовно-учебных заведениях.
Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.
Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.
Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.
С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, гребле. Юноши состязались в метании в цель дротиков. Устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.
Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание и др. Поэтому в дружинах «старшими воями» проводилось обучение молодых воинов – «гридней», а при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, вольтижировке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.
Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию такой крупной, особенно по тем временам, водной артерии, как известный «путь из варяг в греки». Водные пути сообщения намного превосходили в ту пору в количественном отношении сухопутные, ибо прокладывание последних в те времена было делом очень сложным. Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать. Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом.
Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.
infourok.ru
Физическая культура в России с древнейших времен
(с VI в.) до в.п. XIX в.
Народные формы ФВ.
Историю развития ФКС в нашей стране можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие ФКС в СССР и развитие ФКС в РФ после 1991 г.
Возникновение ФУ у восточных славян происходило практически также, как и в других регионах мира. Практика ФВ начала складываться у них в VI-IX вв.
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Также существовали и специальные формы воспитания, со временем превратившиеся в ритуалы (например, инициации).
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).
По мере распада родовой общины воспитательные функции переходят к семье.
В VI-IX вв. у восточных славян сформировались четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Для каждой социальной группы общая направленность воспитания была связана с образом идеального героя. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания. Каждому периоду исторического развития соответствовал свой образ героя-богатыря. Идеальный образ богатыря-воина показывают старинные русские былины и сказки (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никиты Кожемяки, Ивана крестьянского сына и др.). Богатырь предстает не только как физически непобедимая личность, но и как человек в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами. По описанию поединков богатырей можно судить об арсенале их воинского мастерства. Они владели приемами и борьбы и рукопашного боя, мастерски использовали холодное оружие, умели стрелять из лука, играть в шахматы. Есть описания установившейся динамики схватки. Сначала соперники сражаются на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок продолжается в рукопашной борцовской схватке.
В своем развитии некоторые народы миновали рабовладельческий период и от первобытно-общинного перешли к феодальному. Что в значительной степени предопределило своеобразный путь развития ФК.
Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье.
К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
С 7 лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап его воспитания. Мальчики переходили в возрастную группу отроков. У восточных славян слово «отрок» означало мальчика 7-14 лет. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать и др.
Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения и мировоззренческие представления общины. Идеологической основой воспитания на Руси были языческая, а затем христианская религии. Христианство формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводство, образование, социальная жизнь (всякое деяние требовало обязательного церковного благословения). Интересы церкви и государства были практически едиными.
По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.
Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI-IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.
Известный русский историк С.М. Соловьев писал о военно-физических качествах древних славян: «...особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках… Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом».
Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть вpeмeнныx лет». Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этой книге (написана она была в начале ХII в.) говорится, что предки русских - радимичи, вятичи и северяне - жили в лесах, но в свободное от работы время ими «...устраивались игрища между сел, на которые сходились почти все люди от мала до велика». Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, «медвежьей борьбе», играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках и др.
Главными же действующими лицами древнеславянских летописей быликнязья. В их образах авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.
Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г., когда во Владимире был построен Дмитровский собор. В нем имеется барельеф, изображающий сценку борьбы. Специалисты по спортивной борьбе, изучив это изображение, уверенно утверждают, что в то время уже существовали такие виды, как борьба «в обхват» и «поясная», в которой былизапрещены броски с помощью ног.
Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении длительного времени. В результате запрет на удары в борьбе стал общепринятым положением. В результате такого «смягчения» борьба, с одной стороны, что-то теряла в прикладном боевом отношении, с другой открывала более широкие пути для ее развития в спортивном направлении, для совершенствования уже чисто борцовской техники и тактики.
Традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если письменные свидетельства говорят о существовании у нас кулачного боя в Х в., то имеются и другие сведения - о том, что они были непременной частью древних игрищ. Со временем у западных и южных славян обычай кулачного боя исчез.
Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один («сам на сам»), «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».
Бой «сам на сам» былблизок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно былозапрещено только в 1743 г.).
Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои «стенка на стенку».
«Сцеплялка-свалка» - массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он перестал существовать уже очень давно.
Правила кулачных боев формировались долгое время. Первым важным шагом было полное размежевание с палочным боем. Кулачный бой стал исключительно безоружной схваткой. Далее были запрещены удары ногами и использование ног для бросков. Во многих местностях существовали свои особенности в правилах, но со временем они стали едиными для всей России. Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». Имелось правило, согласно которому боец, обычно тот, кто получил слишком сильный удар, мог присесть на корточки, и его, как лежачего, уже никто не смел трогать. Очень строго соблюдалось правило ведения боя только кулаками, без каких-либо металлических «закладок». Уличенные в этом наказывались беспощадно: их жестоко били не только чужие, но и свои.
Вместе с тем в высших слоях общества утвердилось отрицательное и презрительное отношение к кулачным боям. Большинство русских царей пытались запретить их проведение, но все попытки оказались тщетными. Для этого были объективные причины.
За ХIII первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн. В XVIII в. она воевала 60 лет. Поэтому в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой.
Русская православная церковь выступала против народных игрищ и ФУ. С с. XVI в. (1551 г.) церковными законами кулачные бои были запрещены, а в с. XVII в. (1648 г.) они были запрещены и светской властью, когда царь Алексей Михайлович (отец Петра I) под давлением духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав.
Но народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои национальные традиции, игры, упражнения. Целый ряд первых наших боксеров до своего прихода в этот вид спорта уже имел определенный опыт в «стеношном» кулачном бое.
Конные и пешие состязания, единоборства формировали нравственные черты и развивали двигательные качества. Народ особенно ценил смелость и решительность, физическую силу при поднятии тяжестей. Были особые правила рукоборства сидя, стоя и различных видов борьбы. Развлечения были составной частью всех праздников, и те, кто хотели для увеселения участвовать в кулачном бою выбирали между собой «главных», которые должны были явиться в полицию, где их имена записывались и указывались места для боев. И только в этих местах под присмотром «тех сотских, пятидесятских и десятских» могли проводиться бои. Тем самым дворянская монархия в лице Екатерины I, издавшей указ «О кулачных боях» (1726), стремилась к регламентации популярных единоборств. Однако этот указ не был подкреплен соответствующим механизмом контроля и финансирования и на деле не всегда работал.
Елизавета Петровна также пыталась усовершенствовать «регламент» Петра I в Невской флотилии, но, к сожалению, регламентация гребного и парусного спорта, бокса в России не удалась.
Изобретения народных умельцев способствовали ускоренному развитию прикладных, технических видов спорта.
У народов России высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство – «волки и овцы», «гуси-лебеди», «коршун», «котел», «шаровки» и др.
Народные формы физического воспитанияособенно интересны у такого сословия на Руси, как казачество. Его можно считать системой прикладной физической подготовки. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любовь к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель – подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, т.е. было представлено разнообразие форм и средств физической подготовки. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежал эмпирический подход – пример, подражание, копирование, опыт.
Казачество как военное сословие в России начало складываться с XIV в., это были вольные люди, работавшие по найму и несшие военную службу в пограничных районах. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны своих границ и в войнах. В XVIII в. оно подчинило казаков, превратив в привилегированное военное сословие. К началу ХХ в. в Российской империи существовало 11 казачьих войск (территорий).
Военно-физическое воспитание казаков (например, в Донском казачьем войске) начиналось с рождения, когда младенцу приносили в дар воинские символы – стрелу, порох, лук, ружье и т.п. Когда у него прорезывались зубы, родители сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен, чтобы их сын стал храбрым казаком. Трехлетние дети уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять скакали по улицам и участвовали в детских военных играх. Девятнадцатилетних парней (малолеток) записывали в служилые казаки. Войсковой атаман назначал место, куда собирались из 20-30 и более станиц атаманы со стариками и все малолетки на лучших породистых конях, в полном вооружении: с пиками, длинными ружьями, шашками, луками и пр. Там в течение от двух недель до месяца устраивался смотр молодых казаков, в ходе которого проверялась резвость лошадей в скачке, умение на полном скаку стрелять в цель, скакать во весь опор с шашкой или ружьем, подхватывать на полном скаку с земли монету или плеть. Были также испытания в поединках двух казаков на конях в бое плетьми, а также массовые переправы всадников через реку в полном вооружении. Отличившиеся молодые казаки награждались войсковым атаманом уздечками, оружием и т.п., что считалось очень почетным. К вечеру обычно устраивались кулачные бои.
В праздничные дни казаки устраивали соревнования по борьбе, различные виды бега, игры с мячом, в чехарду, в бабки и пр., но особенно популярны были стрельба и скачки. Любимыми занятиями казаков были охота и рыбная ловля.
ФВ девочек и девушек-казачек никто специально не занимался. Необходимую закалку и сноровку они приобретали, работая по хозяйству, а также в играх (в кремешки, в жмурки, в лапту).
Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Часто в этих играх участвовали и девочки.
Т.о., при практически отсутствующих государственных формах ФВ в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения, связанные с двигательной деятельностью. Содержание народных ФУ было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Практически у всех национальностей, населявших нашу страну, культивировались свои народные виды ФУ, которые не могли уничтожить ни запреты духовенства, ни указы царского правительства.
infopedia.su
20. Развитие рабочих спортивных организаций вначале XX веке.
Возникновение самостоятельных рабочих спортивных организаций как часть рабочего движения, непосредственно связано с ростом промышленного производства и концентрацией пролетариата на заводах и фабриках, созданием самостоятельных политических рабочих партий, ростом профсоюзов → политизированность, борьба между политическими течениями за влияние на рабочее спортивное движение.
1892-1893 гг. образование "Германского рабочего спортивного союза". В момент создания 9.000 человек, в 1908 г. - 124.000, в 1913 - 187.000.
В начале XX века рабочие спортивные организации созданы во Франции, Бельгии, Венгрии и других странах.
В 1913 г. в Генте (Бельгия) попытка создать международную организацию по руководству рабочим спортом.
Накануне I Мировой войны.
Задолго до начала военных действий принимаются меры к усилению боеспособности армий, улучшению военно-физической подготовки резервов.
Германия.
Гимнастические и спортивные организации в 1915 г. - 1.800.000 членов.
С 1911 г. требования программ и инструкций усилить идеологическую и физическую подготовку в милитаристском духе: военно-спортивные игры, форсированные марши, создание стрелковых и моторизованных клубов. В школах вводится военно-физическая подготовка (3 часа в неделю), ежедневная 10-минутная гимнастика и 30-минутная маршировка.
Франция.
Ж.Эбер (1875-1957 гг.) - новый метод физической подготовки, основанный на естественных движениях человеческого тела.
Подбор упражнений по ускоренной физической подготовке солдат: ходьба, бег, прыжки, метания, переползания, лазание, плавание, борьба, нападение и защита.
"Кодекс силы" для молодежи: нормы + правила гигиены + закаливание → преодоление усталости, развитие мускулатуры, выполнение естественных и прикладных упражнений, воспитание храбрости и мужества.
В подготовку солдат вводятся: владение винтовкой, шпагой, пистолетом, умение ездить верхом, править запряженной лошадью, управлять мотоциклом или автомобилем, грести на лодке и ставить парус, пользоваться топором, лопатой, ломом, пилой и молотком.
Клубы стрелкового спорта, фехтования, плавания, бокса, велосипедного, авто- и мотоспорта, аэроклубы > 500.000 членов. Военное ведомство предоставляет бесплатно помещения для занятий и плацы для маршировок.
Англия и США.
Стрелковые союзы и клубы, введение военной подготовки в школах.
В 1916 г. физическое воспитание в школах, колледжах и университетах США заменено военной подготовкой, приняты законы в отдельных штатах о физической подготовке молодежи.
21. Физическая культура древних славян и Киевской Руси.
Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не получили полного развития, как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI – VII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.
Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек – женщины. По некоторым данным, у славян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделялось физической подготовке молодых славян. По мере распада родовой общины воспитательные функции переходили к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славянам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это требовало военной подготовки молодежи и взрослых.
В воспитательной системе славян особое место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. Молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).
В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового общества у древних славян, создались предпосылки для возникновения феодальной общественно-экономической формации.
В Киевском государстве (IX – XI вв.), в период феодальной раздробленности на Руси (XII – XIV вв.) и в эпохуРусского централизованного государства (XV – XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания.
Широкой популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулачные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить.
Были распространены такие виды упражнений, как плавание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака.
Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений. Свод церковных постановлений «Сто глав» (1551) и «Домострой» (1580) отдельными положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но поощряли телесные наказания.
Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народных игр и забав.
Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражнений и игр, и они передавались из поколения в поколение.