К самым известным каменным историко-археологическим памятникам, созданным человеком, относятся пирамиды Гизы, Стоунхендж, дольмены, истуканы острова Пасхи и каменные шары Коста-Рики.
Сегодня хочу предложить вашему вниманию подборку не столь известных, но не менее интересных каменных историко-археологических сооружений древности.
Долина кувшинов в Лаосе
Долина кувшинов – это группа уникальных площадок, хранящих в себе необычные историко-археологические памятники – огромные каменные кувшины. Находятся эти загадочные объекты в провинции Сиангкхуанг, в Лаосе. Среди густой тропической флоры разбросаны тысячи исполинских каменных сосудов. Размер кувшинов колеблется от 0,5 до 3 метров, а вес самых крупных достигает 6 тысячи кг. Большинство гигантских каменных горшков имеет цилиндрическую форму, но также встречаются овальные и прямоугольные кувшины. Рядом с необычными сосудами нашли круглые диски, которые предположительно использовались как крышки для них. Изготавливали эти горшки из гранита, песчаника, скальных пород и кальцинированного коралла. Ученые предполагают, что возраст каменных чаш составляет 1500 – 2000 лет.
Территория долины включает в себя более 60 площадок, на которых расположены группы исполинских сосудов. Все площадки вытянуты вдоль одной линии, что может быть свидетельством того, что раньше здесь был древний торговый путь, который обслуживали площадки с кувшинами. В городе Пхонсаван сосредоточено наибольшее количество кувшинов, это место называют “Первой площадкой”, на которой насчитывается около 250 сосудов самых разных размеров.
Существует огромное количество теорий и предположений касательно того, кем и для каких целей были созданы столь своеобразные сосуды. По мнению ученых, эти кувшины использовались древним народом, обитающим на юго-востоке Азии, культура и обычаи которого до сих пор остаются неизвестными. Историки и антропологи предполагают, что огромные кувшины могли быть погребальными урнами их использовали в похоронных ритуалах. Существует версия, что в них хранили продукты, другая версия гласит, что в сосудах собиралась дождевая вода, которой пользовались торговые караваны. Лаосские предания говорят, что этими исполинскими кувшинами пользовались как обычной посудой, проживавшие здесь в древние времена великаны. Ну а версия местных жителей гласит, что в кувшинах-мегалитах изготавливали и хранили рисовое вино. Сколько бы версий и теорий не выдвигалось Долина кувшинов, бесспорно, остается неразгаданной загадкой.
Национальный историко-археологический заповедник «Каменная могила»
Историко-археологический заповедник «Каменная могила», который находится вблизи г. Мелитополя на берегу реки Молочная и является мировым памятником древней культуры на Украине. Это остатки песчаника Сарматского моря, вследствие природных преобразований постепенно на этом месте сформировался уникальный каменный монолит, в котором на протяжении тысячелетий образовывались пещеры и гроты, которые древние люди использовали в культовых целях. До наших дней сохранились наскальные рисунки и каменные таблички с древними письменами, загадочные знаки и изображения, датируемые XXII – XVI тыс. до н.э.
Каменная могила расположена в 2 км от посёлка Мирное Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (укр. могила), отсюда и происходит её название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием
Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище
Аркаим
Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.
Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа - таких в степной зоне раньше не находили. В ходе изучения выяснилось, что памятник представлял собой поселок, созданный по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией.
В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 20 таких поселений, что позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название “Страна городов”.
В науке эта археологическая культура называется аркаимско-синташтинской. Значимость открытия Аркаима и других укрепленных поселений этого типа, является бесспорной, так оно дало совершенно новые данные о путях миграции индоевропейцев и позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. Аркаимцы занимались металлургией и металлообработкой, ткачеством, гончарством. Основу их хозяйства составляло скотоводство.
Укрепленные поселения аркаимско-синташтинской культуры датируются рубежом III-II тысячелетий до н.э. Они древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий, современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы.
Каменные памятники в горах Улытау
Горы Улытау – уникальный археологический заповедник Казахстана. Здесь, на относительно небольшой территории, находится огромное количество исторических и культурных памятников VI - VIII вв.
Археологами обнаружены группы каменных изваяний и наскальных рисунков с изображениями сабель, кинжалов, посуды и многое другое.
Особо уникальными являются каменные изваяния – балбалы, котрые ставились перед каменными изваяниями батыров, полководцев ставится вереница балбалов. Иногда количество их достигает 200.
Наряду с мужскими изваяниями устанавливались и женские. В зависимости от возраста человека они называются "девушка-камень", "женщина камень", "старуха-камень". Именно поэтому существует еще одно, славянское название балбалов – каменные бабы.
Археологический комплекс Гунунг Паданг
Священная гора Гунунг Паданг (Gunung Padang) находится в р-не Бандунг, Западная Ява.«Гора Света» (или «Гора Просветления») представляет собой гору, на вершине и склоне которой было обнаружен многоярусный комплекс сооружений с главной пирамидой на вершине.
Первыми обратили внимание на нее голландцы в 1914 году. В своем отчете сотрудники колониальной Археологической службы упомянули ее как гору Гунунг-Паданг (Гора Просветления), на вершину которой местные жители поднимаются для медитаций. Вторично она мелькнула в 1949 году, после чего пропала ровно на 30 лет. Только в 1979 году на ее вершину поднялись ученые – географы и геологи.
На макушке горы они нашли сотни каменных глыб правильной формы, расставленных в определенном порядке.
Помимо явного разделения Горы Паданг на пять уровней, мегалитов, разбросанных по всей высоте горы, на площади в 900 кв м, андезитовых колон и т.д., исследования показали наличие полой камеры. Размер камеры 10 м в ширину, высоту и длину.
Широко распространено мнение, что она находиться в "сердце Горы".
Расстояние до полости - 25 метров от повернности. Пробы грунта, извлечённые методом бурения, указывают возраст сооружения в диапазоне от 20 000 до 22 000 до н.э.
Подробнее об археологическом комплексе Гунунг Паданг здесь: http://fishki.net/1585958-arheologicheskij-kompleks-gunung-padang-indonezija.html?mode=profile:883426:posts
Древние камни Великобритании
Мен-Эн-Тол, Корнуэлл – таинственный камень, который, казалось бы, уже вечно стоит в болотах Пенвите.
Калланиш, расположенный на острове Льюис архипелага Большие Гебриды, является на данный момент крупнейшим памятником мегалитической культуры Британских островов. Реконструированная форма «камней Калланиша» была установлена предположительно в период неолита, примерно между 2,9 и 2,6 тыс. лет до нашей эры. Специалисты отмечают, что ранее (до 3000 года здесь располагалось святилище).
Калланиш образован тринадцатью вертикально стоящими монументами или группами камней, которые образую круги диаметром до тринадцати метров. Средняя высота камней составляет 4 метра, но может варьироваться в пределах 1-5 метров. Камни вырублены из местного гнейса. По популярности камни Калланиша могут по-соперничать со Стоунхенджем.
Эйвбери, Уиттшир. Местные фермеры привычно пасут овец среди ровесников Стоунхенджа, которые датируются 2500 г. до н.э.
Круг Бродгара, Стромнесс, Оркнейские острова – Британский ответ пирамидам Египта. Период камней датируется 3000 до н.э. Изваяний осталось всего 27 из 60.
Камни Роллайт, Оксфордшир.
Брин Селли, Англси, Уэльс. Уэльс богат на старинные россыпи камней, однако известнейшее языческое сооружение - это, конечно же, Брин Сели («Курган темной комнаты»). На острове Англси он появился в период неолита (4000 лет тому назад).
Арбор-Лоу, Мидлтон-на-Йолгрив, Дербишир. 50 камней безмолвно стоят на плато Арбор-Лоу, что в нескольких минутах езды от Бейквелла.
Каслригг, Кесвик, Озёрный край
Девять камней, Дартмур.
Мегалиты Урала
Остров Веры на озере Тургояк.
Мегалиты острова Веры — комплекс археологических памятников (мегалитов — камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Остров расположен около западного берега озера и при низком уровне воды соединяется с берегом перешейком, превращаясь в полуостров.
Мегалиты сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э
Культовая площадка Остров Веры.
Самым большим сооружением острова является мегалит № 1 — каменная конструкция размерами 19×6 м, врезанная в скальный грунт и перекрытая массивными каменными плитами. Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков. Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров. В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями. Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс.
Архитектурный комплекс на дне китайского озера Фусянь
Пирамида была найдена на дне китайского озера Фусянь (юго-западная провинция Юньнань).
Высота ее составляет 19 м, длина стороны основания – 90 м. Сооружение построено из каменных плит и имеет ступенчатую структуру. На дне озера имеется еще около десятка подобных объектов и около 30 сооружений других видов. Площадь всего архитектурного комплекса составляет около 2,5 кв. км.Со дна озера археолагами поднят глиняный сосуд, который, как утверждают специалисты, изготовлен в период Династии Восточная Хань, которая правила в 25 - 220 годах нашей эры, передает «Синьхуа».
Отстроились на века. Древнейшие сохранившиеся монументы на земле
Уже тысячи лет человечество с восхищением смотрит на пирамиды Гизы, загадочный Стоунхендж, скрытые в потаенных уголках планеты дольмены и задается одними и теми же вопросами. Зачем, а главное, каким образом были построены эти удивительные монументы? На протяжении тысяч лет они противостоят стихиям и продолжают удивлять своими правильными архитектурными формами. Старинные монументы остаются одной из главных загадок планеты. Многие из них поражают своими внушительными масштабами, поэтому сложно представить, каким образом древнейшим цивилизациям удавалось возводить такие конструкции без использования специальной техники. Каждый древнейший монумент имеет свои удивительные особенности. Некоторые из них строго ориентированы по сторонам света, а другие имеют прямое отношение к важным астрономическим явлениям. Какие же из древнейших монументов скрывают больше всего тайн?
Стоунхендж, Англия
Одним из самых известных и загадочных монументов в мире остается Стоунхендж. Он расположен в 130 км от Лондона и представляет собой комплекс из огромных камней, расставленных по кругу. Точный возраст сооружения современным ученым установить так и не удалось, по их предположениям, он составляет не менее 3 000 лет. Одной из главных удивительных особенностей Стоунхенджа является его расположение, монумент находится на пустынной английской равнине, вдали от горных массивов и скал.
Комплекс насчитывает более ста каменных блоков, минимальный вес которых составляет 5 тонн, а максимальный – 50 тонн. Каким образом представителям древнейших цивилизаций удалось перенести на равнину такое количество мегалитов, остается загадкой. Назначение столь грандиозного сооружения предположить еще сложнее. По распространенным версиям, Стоунхендж мог быть древнейшей в мире обсерваторией, посадочной площадкой для инопланетных кораблей и даже порталом, позволяющим заглянуть в параллельное измерение. Согласно одной из красивых легенд, строил монумент сам волшебник Мерлин. Исследование окрестных районов монумента непрерывно ведется уже много лет. Ученым удалось обнаружить на равнине массу старинных руин и даже захоронений, но все они гораздо «младше» главного археологического памятника этих мест. В 1986 году Стоунхендж был признан памятником мирового значения и сегодня привлекает сотни тысяч туристов со всего мира. Далее - Пирамида Джосера Использование этого авторского материала сайта приветствуется. Ссылка на www.orangesmile.com - обязательна.
Пирамида Джосера, Египет
Расположенная в Саккаре пирамида Джосера является самой старой в мире, она почти на 200 лет старше всемирно известной пирамиды Хеопса. Гробница для фараона Джосера была построена примерно 6 700 лет назад, она состоит из шести ступеней и устремлена ввысь на 62 метра. Постройка отлично сохранилась спустя тысячи лет, но поскольку была сильно занесена песком, оценить ее точные параметры было непросто. Длина сторон прямоугольного основания пирамиды составляет примерно 121 и 109 метров. Открыть полностью
Ньюгрейндж, Ирландия
Уникальная гробница Ньюгрейндж, расположенная в Ирландии, тоже входит в число древнейших монументов мира, она была построена не позднее 2 500 года до н.э. Находится древнейшая коридорная гробница недалеко от Дублина, ее высота составляет 13,5 метров. Диаметр кургана тоже довольно внушительный и достигает 85 метров. Открыть полностью
Большой Сфинкс, Египет
Статую Большого Сфинкса смело можно назвать самым известным и узнаваемым старинным монументом. Расположенный в Гизе, недалеко от пирамиды Хеопса, он привлекает сотни тысяч туристов и продолжает оставаться одним из самых загадочных сооружений в мире. Одной из главных загадок Сфинкса остается история его происхождения. По одной из версий, строили его в честь фараона Хефрена, но официального подтверждения данной версии нет. Открыть полностью
Сокровищница Атрея, Греция
Расположенная в Микенах сокровищница Атрея была построена не позднее 1250 года до н. э., первые серьезные исследования этого сооружения были проведены лишь во второй половине 19 столетия. В числе других толосов, которые в многообразии представлены на территории Средиземноморья, старинная гробница выделяется своей монументальностью. Как удалось рассчитать ученым, первоначальная длина входа в камеру гробницы составляла 36 метров. Открыть полностью
Храм Эль-Хазне, Иордания
Среди пустынных пейзажей Иордании скрыт старинный город Петра, который был основан еще в доисторическую эпоху коренными жителями этих мест – народом набатеев. Петру часто называют «городом розовых скал», поскольку его многочисленные сооружения были высечены прямо в скалах. Сегодня во время прогулки по удивительному городу можно увидеть уникальные храмы, некрополи и алтари, возраст которых составляет более 3 000 лет. Открыть полностью
Пирамиды Калакмуль, Мексика
Расположенные в древнейшем городе майя Калакмуль пирамиды носят условные названия «Структура I» и «Структура II», а всего на территории города сохранилось порядка ста уникальных сооружений. Пирамиды являются самыми масштабными в их числе, их высота составляет порядка 45 метров. Длина стороны более крупной пирамиды достигает 140 метров. Эпоха расцвета древнего города Калакмуль пришлась на период со 2 по 7 века н.э., именно в это время и проходило строительство величественных сооружений. Открыть полностью
Каменные круги Гёбекли-Тепе, Турция
Каменные круги Гёбекли-Тепе, Турция Описание В Турции тоже есть удивительный монумент, полный загадок – каменные круги Гёбекли-Тепе, название которых дословно можно перевести как «Пузатый холм». Этот древнейший монумент представляет собой ничто иное как храмовый комплекс, выстроенный одной из древнейших цивилизаций. Уже много лет ученые стараются определить приблизительный возраст сооружения, и каждый раз результаты исследований становятся неожиданными. Открыть полностью
Храм царицы Хатшепсуп, Египет
Уникальный храм царицы Храм царицы Хатшепсуп, расположенный в районе Дейр-Эль-Бахри, входит в число древнейших архитектурных сооружений мира. Если верить историческим данным, то его строительство было завершено в 1473 году до н.э. Автор проекта постройки остается неизвестным, тогда как его удивительный талант просто поражает. Огромный храм поддерживают многочисленные колонны, комплекс выглядит невероятно гармонично. Открыть полностью
Гробница Навета-де-Тудонс, Испания
Гробница Навета-де-Тудонс, Испания Описание В Испании на острове Менорка находится старинная гробница Навета-де-Тудонс, возраст которой, по предположениям ученых, составляет около 3 200 лет. Выстроена она из больших каменных блоков и по форме напоминает перевернутую вверх дном лодку, обнаружить уникальную гробницу ученым удалось совсем недавно, в 1975 году. При исследовании ее внутренних помещений были найдены старинные керамические пуговицы и браслеты из бронзы, в настоящее время гробница полностью восстановлена и открыта для посещения. Открыть полностью
Мегалитические храмы Мальты, Мальта
Мегалитические храмы Мальты, Мальта Описание На островах Мальты учеными были обнаружены удивительным образом сохранившиеся старинные храмы, возраст которых составляет более 5 500 лет. Семь мегалитических храмов, которые сегодня входят в число исторических объектов мирового значения, использовались более тысячи лет и рассматриваются как единый архитектурный комплекс. Во время исследования храмов были обнаружены бесценные исторические артефакты, которые позволили пролить свет на определенные периоды древнейшей истории островов. Открыть полностью
Древнейшие сохранившиеся монументы на земле - интерактивная карта
orangesmile.com
Какие самые древние памятники культуры известны человечеству?
Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.
Рюриково городище в Новгороде
Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город — богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья — Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.
2. Костенки
Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны — древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок — орудия труда и произведения искусства.
3. Гнездово
По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства — Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII—X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.
Шлемы, найденные в Гнездовских курганах
4. Фанагория
Фанагория — одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI — первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.
5. Херсонес
В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.
6. Селитренное городище (Сарай-Бату)
На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды — город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий — общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.
Реконструкция жилищ города Сарай-Бату
7. Городище Старая Рязань
Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке — кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.
8. Аркаим
За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.
Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».
thequestion.ru
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. 100 знаменитых памятников архитектуры
София Киевская
С принятием в 988 г. христианства, пришедшего в Древнюю Русь из Византии, славянские народы приобщились и к новому способу художественного мышления, который наиболее ярко выразился в иконописи и зодчестве.
Византийская цивилизация была знакома Киевскому княжеству еще с X века, и в последующие столетия только укреплялись вновь созданные формы архитектурного творчества. Князья и посольства присутствовали на богослужениях в константинопольских храмах, где их завораживали и красота обряда, и величие храмов: по словам свидетелей этого чуда, «мы не знали, на земле ли мы или на небе».
Важно и другое: Византия в X веке была единственным великим хранителем античного наследия, фундамента всей европейской культуры. С этой традицией и соприкоснулась Киевская Русь, а потому в ее памятниках зодчества, скульптуры и живописи слились воедино и европейские традиции, и древнерусская культура.
В те времена на Руси шло интенсивное строительство городов, коих вскоре насчитывалось около 300. Воздвигались оборонные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри, соборы. Летописи и былины передают, что наиболее богатые деревянные жилища были украшены росписями и включали разнообразные композиции из многочисленных башен, переходов и крылечек.
Возникает и монументальное строительство. Древнейшие сохранившиеся до нашего времени каменные постройки культового назначения относятся к середине XI в., то есть ко времени правления Ярослава Мудрого, когда Киевская Русь приближалась к вершине своего расцвета. В те годы были построены самые величественные храмы, в числе которых Спасо-Преображенский в Чернигове и собор Святой Софии в Новгороде.
Строил князь Ярослав храмы и в Киеве, почитавшемся «матерью городов русских». Один – Георгиевский, поскольку христианское имя Ярослава звучало как Георгий; другой именовался Ирининским – так звали жену Ярослава, шведскую принцессу Ингигерду, которую на Руси окрестили Ириной.
А главную церковь земли Русской великий князь посвятил мудрости – Софии. Древние греки чтили мудрость в образе богини Афины, в Византии ей поклонялись в образе Богоматери, а вот на Руси возобладала иная традиция, восходящая к древним христианским представлениям о том, что крещение есть приход «премудрости богини», то есть Софии.
Собор был заложен в 1037 г. на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Это был самый высокий холм близ Днепра, а потому путнику, через какие бы ворота он ни вошел в город, храм открывался сразу во всей своей красе и величественности. Это давало возможность не возносить храм высоко, а свободно выстроить его на земле, гармонично расположив его и вширь, и в длину, и ввысь. Кстати, первоначально София не была выбелена, как сейчас. Кирпич, из которого она вся была выложена, чередовался с розовой цемлянкой (т. е. тонко размолотым боем кирпича), что придавало стенам особую нарядность и живописность.
Из летописей известно, что появление киевского архитектурного шедевра – не случайное явление: в древности были и пятиглавые храмы, и даже деревянная тринадцатиглавая София в Новгороде. Софийский собор в Киеве первоначально также был увенчан тринадцатью куполами. Невиданное по масштабам строительство осуществлялось в несколько этапов. Сначала возвели основное ядро собора, окруженное с трех сторон открытой одноярусной галереей. Затем у западного фасада построили две башни для входа на хоры. И наконец построили арк-бутаны и внешние открытые галереи, а над внутренними галереями был надстроен второй этаж. Строительство такого грандиозного сооружения, требовавшее огромных расходов, было, тем не менее, весьма рациональным и экономичным.
Как уже говорилось выше, в основе замысла Софийского собора лежат традиции константинопольской архитектуры, однако он превосходит современные ему византийские образцы и размерами, и структурной сложностью. Число нефов крестовокупольного собора доведено до пяти. Опорами служат двенадцать мощных крестообразных столбов. Надо всем доминирует центральная глава с ее двенадцатиоконным барабаном, свет заливает и обширные княжеские хоры, над которыми расположено еще двенадцать световых глав.
Таким образом, в плане Софийский собор – это пятинефный (т. е. с главным пространством, разделенным пятью рядами колонн на части) крестовокупольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей. Именно такие галереи плюс многокупольность и отличали Киевскую Софию от константинопольского собора.
Особо сильное впечатление на современников производили размеры сооружения. Его ширина равна 55 м, длина 37 м, высота – примерно с 13-этажный дом. Храм вмещал до 3 тысяч человек – почти все взрослое население Киева того времени. Не удивительно, что горожане считали свое святилище одним из чудес света.
Над перекрестьем центрального нефа выше всех поднимается главный купол, а над помещенными между рукавами пространственного креста возведены еще четыре купола, вокруг них и ниже расположены следующие восемь куполов.
При входе в собор зрителю открываются арочные просветы внешних, а затем полутемных внутренних галерей, утопающее в торжественном и таинственном полумраке пространство с вереницей внутренних столбов. Изумляет залитое ярким светом центральное полукупольное пространство, украшенное многоцветными мозаиками и фресками.
Почти весь второй ярус храма был занят хорами – огромными полатями для князя и его свиты. В центре пространство развивалось свободно, продуманно подчиняясь архитектурному решению. В этом пространстве хоры открывались тройными арками, что приводит на ум параллель с триумфальными сооружениями римских императоров.
Под главным куполом совершались важнейшие государственные церемонии. В самом алтаре располагалось высшее духовенство, наверху на хорах стояли князь и его приближенные, а внизу собирался народ, с благоговением взиравший на сверкающие золотом мозаики и на поверхность главного купола с изображением Христа-Вседержителя. На центральной же апсиде – полукруглом выступе стены – царила гигантская фигура Софии-Богоматери. Она склонялась над людьми на вогнутом своде, словно обнимая молящихся распростертыми руками. В таком образе София олицетворяла не только мудрость, но и Небесную Заступницу, хранительницу и опору мира. Не зря в годы испытаний народ называл ее «нерушимой стеной».
Во внутреннем убранстве собора, как уже говорилось, главную роль играли мозаики. Первоначально они занимали огромную площадь, около 650 кв. м, из которых сохранилась лишь треть, правда, дошедшая до нас в первозданном виде. На самом почетном месте (на плоскости арки, очерчивающей апсиду) в трех круглых медальонах помещена композиция «Моление». Плоскость этой арки находится в глубине и хуже освещена, поэтому внимание мастеров было больше обращено на силуэты подгрудных изображений в медальонах и на колорит одежды. Пурпурный хитон и синий плащ Христа, одежды Богоматери и Иоанна Предтечи гармонируют с золотым мозаичным фоном. Золотые аметисты, темно-красные и синие камни, золото оклада Евангелия в руках Христа и четырехцветное окаймление медальонов (белое, красное, изумрудно-зеленое и коричнево-красное) подчеркивают богатство и колорит фигур «Моления».
Вся архитектура храма, его живописное убранство внушали молящимся, что государство должно покоиться на авторитете верховной власти, такой же незыблемой, как власть самого Вседержителя, царящего высоко в куполе в окружении архангелов, которых один греческий богослов назвал «небесными чиновниками, блюдущими страны, земли и языки». Так небесное и земное переплеталось в высшей славе и навеки утвержденном владычестве.
Возведение Софии было не только великим национальным явлением, укреплявшим на Руси христианскую веру. Храм играл огромную роль в светской и культурной жизни Древней Руси, а также служил резиденцией правителям «митрополии русской». При соборе был создан центр летописания и основана первая на Руси библиотека. Тут происходили торжественные церемонии, как то: восшествие князя на великокняжеский престол, приемы послов и пр.
С исторической точки зрения важно и то, что в течение многих лет Софийский собор был местом погребения великих князей и митрополитов. В 1054 г. в нем был похоронен основатель храма князь Ярослав Мудрый; в 1093 г. – его сын Всеволод и внук Ростислав Всеволодович; в 1125 г. – Владимир Мономах, а в 1154 г. – его сын Вячеслав Владимирович.
В архитектурном плане особый интерес представляет мраморная гробница Ярослава Мудрого, размещенная в апсиде левого бокового нефа. Это белый мраморный саркофаг, напоминающий античное здание, покрытое двухскатной крышей. Все плоскости саркофага покрыты рельефным орнаментом, выполненным с необычайным мастерством.
Говоря в целом о строениях, подобных Софии Киевской, стоит заметить, что строители в XI в. накопили немалый опыт деревянного зодчества и, возможно, в то время были лучшими в своем ремесле. А вот что касается возведения построек из камня, то здесь отечественные мастера многому научились у иноземных специалистов, проявив при этом природную смекалку, напористость и здоровое честолюбие.
Что касается внешнего вида Софийского собора, то надо отметить, что позднейшие пристройки и надстройки сильно изменили его облик. В конце XVII в., когда над собором построили шесть новых куполов, были изменены и пять древних куполов, которым придали грушевидную форму, характерную для украинской архитектуры XVII–XVIII веков, а окна были украшены наличниками, близкими к московской архитектуре XVII века.
В дальнейшем собор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В 1744–1748 годах при митрополите Рафаиле Забаровском фронтоны и барабаны собора были украшены лепными орнаментами, а столетие спустя, в 1848–1853 годах, были возобновлены утраченные лепные украшения, позолочен центральный купол и главки остальных куполов.
Впрочем, перестройки Софии ни в коей мере не лишили ее ощущения главного: зодчие Киевской Руси сумели в оригинальной художественной форме выразить понимание триумфальности вступления государства в круг народов и цивилизаций, столь ярко выраженное в многочисленных памятниках того времени, ставшего легендарным.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Памятники древности (искусство Египта и Востока)
Памятники древности (искусство Египта и Востока)
Памятники древности Лувра – это фактически отдельный музей, занимающий большую часть крыла Сюлли (кроме верхнего этажа), а также крыла Денон и Ришелье на нижних этажах.
Экспозиция музея производит ошеломляющее впечатление на посетителей. Великолепная египетская коллекция отражает давний интерес Франции к египтологии, тогда как основу греческой и римской коллекций составили удачные приобретения Франциска I.
Отдел восточных древностей с работами мастеров Ближнего Востока не самый большой, однако весьма интересный и запоминающийся.
Искусство Древнего Египта музея Лувра
Первым хранителем коллекции Египетского искусства Лувра, ныне признанного самым большим и значимым в мире после Египетского музея в Каире, был французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, расшифровавший древнеегипетские иероглифы, начертанные на Розеттском камне.
Экспозиция египетских произведений искусств начинается на первом этаже крыла Сюлли. После посещения впечатляющей крипты Сфинкса (зал № 1) посетители экспозиции попадают к реке Нил, которая всегда была для Египта главным источником жизни, и тут знакомятся с предметами повседневной жизни египтян, времён правления фараонов.
Это могут быть ювелирные украшения, музыкальные инструменты, образцы иероглифической письменности, саркофаги, а также множество мумифицированных кошек. Помимо этого, в экспозиции египетского музея представлены десятки работ изысканного изображения природы, столь характерного для египетского прикладного искусства, например стенная мозаика, изображающая скачущую по полю с папирусом пегую лошадь либо же взлетающую с болота утку.
На втором этаже, справа, в хронологическом порядке находятся главные шедевры коллекции, а слева - многочисленные гончарные статуэтки, представляющие интерес скорее для специалистов, чем для туристов.
К наиболее важным и впечатляющим экспонатам египетской экспозиции музея Лувр можно отнести памятник древности «Великий Сфинкс», высеченный в огромной глыбе розового гранита, раскрашенную статую «Сидящий писец», поражающую воображение и выполненную в натуральную величину, деревянную статую советника Нахти, бюст Аменхотепа IV и барельефные изображения царя Сети I, а также богини Хатор.
Следует отметить, что на нижнем ярусе первого этажа крыла Денон демонстрируется искусство Египта после фараоновского периода. Наследство эпохи фараонов отчётливо прослеживается в поминальных украшениях Египта эпохи греко-римского владычества, хотя на лицах мумий уже ощущается поразительный натурализм.
Искусство Древнего Востока музея Лувра
В экспозиции отдела Древнего Востока (первый этаж, крыло Ришелье) демонстрируются скульптуры, высеченные на камне письмена, гончарные изделия, а также другие монументальные памятники древности, в том числе таких цивилизаций, как Шумер, Месопотамия, Ассирия, Вавилон и Финикия, плюс искусство Древней Персии.
Наиболее значимую и примечательную часть коллекции составляет каменная скульптура, в основном рельефы. Главное внимание следует обратить на бюсты и статуи, изображающие молодого шумерского правителя Гудеа, а также на двухметровую чёрную стелу, на которой начертан так называемый «Свод законов Хаммурапи».
Данная стела, возвышающаяся как предостерегающий перст, приблизительно относится к 1800 году до нашей эры и представляет собой Месопотамскую цивилизацию. Она полностью покрыта клинописью, содержащей царские наставления («Кодекс»), и увенчана рельефом, на котором изображен царь Хаммурапи перед богом солнца Шамашем, вершителем правосудия.
Соседний Двор Хорсабад практически полностью заставлен статуями двух огромных ассирийских крылатых быков (одна из них копия), которые некогда охраняли вход во дворец царя Ассирии Саргона II, откуда было привезено в Лувр достаточно много и других не менее значимых памятников древности востока.
На нижнем ярусе первого этажа, находится удивительная по своей красоте коллекция исламского искусства. По иронии судьбы искусно выполненный сирийский латунный таз XIV века впоследствии стал известен как «Купель Святого Людовика» и в XIX столетии многократно использовался во время проведения большинства королевских крестин.
Больше фотографий памятников древности (искусства Египта и Востока) тут: Фотогалерея
www.vparis.net
Древние памятники Египта | Культура
Рубрика: Египет
Трехтысячелетняя история развития древнеегипетской цивилизации подарила современному миру богатое историко-культурное наследие. Третья часть известных миру памятников культуры и архитектуры расположена в Египте.
Египет, прежде всего, известен как страна пирамид. Более ста пирамид сохранились на левом берегу Нила, где был древний город Мемфис.
Самые известные и большие пирамиды расположены в Гизе, это пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса одно из чудес света, ее высота достигает 146 метров, а на строительство потребовалось больше 2 миллионов каменных блоков. Чтобы обойти эту пирамиду вокруг, нужно прошагать целый километр.
Вокруг этих трех пирамид расположены несколько пирамид гораздо меньших размеров, в которых погребены супруги фараонов, жрецы и знать.
Покой погребенных оберегает огромный загадочный сфинкс: вырубленная в скале огромная фигура льва с человеческой головой. История происхождения сфинкса неизвестна до сих пор. В древние времена он вызывал у людей чувство страха, поэтому его пытались уничтожить. Однако сфинкс и в наши дни продолжает величественно возвышаться на плато Гизы.
Сохранились пирамиды в поселении Саккара в 30 км от Каира, в Абусир эль-Мелеке в нескольких километрах от Саккары, некрополь фараонов Древнего и Среднего царства в Дахшуре.
Не одними только пирамидами исчисляются памятники Древнего Египта. До наших времен сохранились некоторые величественные храмы, возводимые в честь древнеегипетских богов. Наиболее сохранившимся храмом является храм Хатхор, богини женственности и материнства. В этот храм приходили паломники в поиске защиты от болезней и благословения родов, а также традиционно отмечали в нем встречу Нового года.
Сохранились фрагменты величественных храмов в городе Луксор, возведенных в честь бога Амона — Луксорский и Карнакский храмы. Здесь сохранились могучие двадцатиметровые статуи фараона Рамсеса II и его супруги, фрагменты галереи из сфинксов, соединяющей оба храма. Интересны храмы Рамсеса II в Абу-Симбеле, храм богини Исиды на острове Филе.
В Долине мертвых в Луксоре сохранились более 60 древних захоронений царей, жрецов, знати. Наиболее известной и уцелевшей могилой является гробница Тутанхамона. Гробницы древне египтяне вырубали прямо в скалах, стены и потолки были расписаны сценами из жизни погребенного.
Говоря про древние памятники Египта нельзя не упомянуть Фаросский маяк. Возведенный около Александрии120-метровыймаяк был самым гениальным изобретением александрийских ученых того времени. К сожалению, до наших дней сохранился только цокольный ярус маяка.
Видео:
Похожие записи
Нет комментариев для записи Древние памятники Египта
hochunaotdyh.ru
Археологические памятники древних Русов - К чему стадам дары свободы...
Памятники древности свидетельствует о том, что египетская цивилизация никогда не была «молодой», ибо со времени первых династий фараонов (3200 г. до н.э.), т.е. с момента своего возникновения, она уже была сложившейся цивилизацией высокой культуры и зрелости, воспринявшей чьи-то знания «в готовом виде» и зафиксировавшей их как конечные выводы в виде наставлений.
Первые египетские жрецы уже знали достаточно точно окружность и радиус Земли, умели вычислять размеры своей страны с точностью до одного локтя и определять координаты главнейших городов мира.
Понятно, что для этого нужно было располагать инструментами, позволяющими рассчитывать точную широту и долготу, уметь вычертить карты с густой координатной сеткой и т.д. Отсюда следует, что в глубокой древности, задолго до строительства пирамид, существовал народ, располагавший этими знаниями и передавший египтянам свой богатейший опыт.
Значительные познания в точных науках не только египтян, но и шумеров, персов, индусов и китайцев могли быть получены лишь в результате накопления опыта исследований в течение многих веков.
В частности, отдельные небесные явления (затмения, появление комет, метеоритный дождь и др.), которые умели предсказывать шумерские жрецы, могли быть вычислены лишь в том случае, если регулярные и точные наблюдения за Луной, Солнцем, планетами и звёздами велись на протяжении, по крайней мере десяти тысяч лет, из чего также следует, что все эти цивилизации опирались на знания и опыт иной, более древней культуры.
Доктор исторических наук В.Е. Ларичев в статье «Находки в Сибири» пишет, что в 1982 году на севере Хакасии, в долине Белого Июса, были открыты святилища бронзового века (середина III-II тысячелетия до н.э.), представляющие из себя каменную обсерваторию типа известной обсерватории Стоунхендж, также датируемой бронзовым веком.
В итоге исследований обсерватории Белого Июса был сделан вывод: «...люди бронзового века Сибири обладали прекрасно разработанным лунно-солнечным календарём и умели с исключительной точностью фиксировать время в течение суток, недель, месяцев и лет…» (Ларичев В.Е. «Остров пурпурной ящерицы». М., 1984).
Наиболее древний календарь найден археологами в Сибири при раскопках Ачинского поселения древнекаменного века. Ему около 18 тысяч лет.
Он представляет из себя миниатюрный жезл, вырезанный из бивня мамонта. На его поверхности мастер эпохи палеолита с ювелирной точностью и тонким изяществом нанёс спиральный узор, составленный из 1065 различных по очертаниям лунок, змеевидные полосы которого прерываются ниже средней части выпуклым пояском кольца, обычным атрибутом священных жезлов мудрецов Древнего Востока.
Кропотливые исследования с помощью микроскопа выявили, что лунки продавлены разнофигурными каменными штампами; обнаружилось и то, что спирали рассекаются на извивающиеся зигзагами строчки, которые состоят из определённого количества точечных вдавлений, числовые сочетания сумм которых в каждой из лент составляют ряды, полные глубокого смысла.
Первое, на что обращает внимание В.Е. Ларичев, это кратность трём количества лунок в отдельных лентах спиралей. Такой закономерности не подчинены лишь ленты 173 и 187. Но у основания они совмещены, то есть общая сумма их лунок (360) всё же подчинена той же закономерности.
Вторая особенность – количество лунок спиралей, если так можно выразиться, календарно по характеру. Например: лента 45-я отражает продолжительность полутора лунных месяцев и восьмую часть солнечного года… Здесь просматривается не только математическая ритмика, но и календарная.
Например, все строчки, начиная с той, в которой размещено 43 лунки, и кончая той, где их 70, являются числами, составляющими блоки лунного календаря от полутора до двух и одной трети лунного месяца. Спирали с развилкой (слева) и простые спирали с указанием количества лунок в строчках каждой из их лент…
Наложение современного астрономического календаря на строчки лент спиралей выявляет, что при соблюдении вышеназванных условий трёхлетний лунный календарь древнего человека Сибири начинался с трёх дней полной Луны ленты 45 в июне и через 1062 суток завершался в мае тремя днями полной Луны, которые приходились на ленту 3.
Любой лунный календарь сам по себе не может долго использоваться, поскольку отставание его от солнечного вскоре окажется настолько губительным, что начнется непоправимая путаница с сезонами, и стабильность систем счёта времени разрушится до основания.
Целесообразности и остроумию древнейшего календаря ведунов Сибири, дающим выход из этого положения, трудно не отдать должное! А выход предлагается такой: после трёх лунных лет к календарю следует добавить один дополнительный лунный месяц, но сделать это надо так, чтобы полная Луна вновь пришлась на первую лунку.
Жезл может быть понят, как модель Вселенной, наглядно поясняющая причину солнечного (2) и лунного (3) затмений...
Общий вывод исследования Ачинского жезла говорит о том, что наши предки, проживавшие в Сибири 18 тысяч лет назад, т.е. задолго до образования шумерской, египетской, персидской, индусской и китайской цивилизаций, имели совершеннейший лунно-солнечный календарь.
Обладали российские ведуны и уникальным инструментарием для астрономических наблюдений. Так, например, найдены руины каменных комплексов солнечно-звёздных обсерваторий и на Куликовом поле, и под Епифанью, и под Остряковом. На берегу бывшего ручья Курцы на Куликовом поле был обнаружен стоячий камень из белого песчаника в форме черепа гигантской лошади, имеющий сквозное конусообразное отверстие, в которое можно было наблюдать за восходяще-заходящим Солнцем, Луной, звёздами или неподвижным участком звёздного неба.
Уменьшенная модель этого сорокатонного каменного телескопа, изготовленная из пластилина, легко поворачивается вокруг вертикальной, и ещё легче – вокруг горизонтальной осей от малейшего нажима концом спички. В результате дальнейшего изучения обсерватории Куликова поля стало очевидным, что перед нею тускнеет слава широко известного Стоунхенджа с его вкопанными в землю гигантскими триглитами (Триглит – три каменные плиты, составленные вертикально в «П»-образную форму).
В той же лощине Курцы обнаружены и другие каменные инструменты по слежению за восходом Солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Были найдены не только солнечные часы с указателем типа вертикального стержня, вставленного в скважину на камне рядом с углублением для водяного уровня, но и наклонные, или «полярные», часы с указателем тени – стержнем, направленным на полюс мира, а также шаблон, по которому изготавливались треугольные плиты, представляющие собой круговую плиту с концентрическим кольцевым вырубом в её геометрическом центре.
Этот шаблон использовался и как солнечные часы, и как указатель пределов угла между точками восходов Солнца в дни зимних и летних солнцестояний. Длина выруба оказалась равной одной шестой части окружности, а его диаметр – в шесть раз меньше диаметра плиты, что даёт приближение к удвоенному числу «Пи». И подобными знаниями россияне обладали в эпоху, отодвинутую от нас на несколько тысячелетий!
Дальнейшие исследования этого шаблона выявили, что верёвка, толщиной в полпальца, трижды закольцованная в вырубе плиты и затем предложенная как новый радиус, выполняла роль пантографa (Пантограф – приспособление в виде раздвижного шарнирного параллелограмма для перечерчивания (копирования) чертежей, планов в измененном (обычно более мелком) масштабе) по расчерчиванию треугольных плит.
Три таких плиты (с углом в 120 градусов при вершине и 30 градусов при основании), составленные между собой основаниями, образуют шестиугольник, являющийся «громовым знаком» со вписанным в него равносторонним треугольником. Этот шестиугольник являлся определителем направлений на солнцевосходы и солнцезаходы в особенные дни.
Появление громового знака относится к IX тысячелетию до н.э. Что же касается шаблонной плиты лощины Курцы, то она насчитывала три хордовых среза. Один из срезов, отшлифованный и отмеченный треугольными зарубками, давал сторону уже не шести, а восьмиугольника, являющегося «знаком Солнца», ещё более раннего, чем «громовый» шестиугольник.
Первый серьёзный исследователь места Куликовской битвы – тульский писатель И. Афремов, побывавший на вершине Красного холма ещё до начала строительных работ по воздвижению памятной колонны в честь Куликовского сражения, видел, а затем в книге «Куликово поле» отметил, что «...по самому темю вершины Красного холма проходят семь земляных владельческих меж как радиусы круга в разные стороны…»
Как показали современные исследования, все каменные инструментарии, обнаруженные на Куликовом поле, разместились на основных или половинных лучах этого семиугольника. Примечательно, что луч, идущий от вершины Красного холма до устья Непрядвы (где в овраге Рыбий были обнаружены три каменных инструментария, в том числе и треугольная плита, оказавшаяся при проверке указателем тени «вечных» каменных солнечных часов), равен семи верстам.
Если взять это расстояние за единичный радиус, то получаются последовательно круги Земли, Венеры, Марса и Меркурия. При этом все значительные объекты Куликова поля укладываются «на круги своя»: Ясная Поляна и станция «Лев Толстой» ложатся на круг Сатурна, круг Юпитера захватывает город Тулу, а круг Солнца – почти всю центральную часть Восточной Европы.
Из всего вышеизложенного явно прослеживается мистическое значение каменного комплекса солнечно-звёздной обсерватории Куликова поля, созданного российскими ведунами более десяти тысяч лет назад.
У славян – «солнцепоклонников», почитающих Солнце не как Всевышнего Бога, а как животворный источник нашего планетарного космоса, все предметы культа и быта имели «солнечное» происхождение и так же украшались избы.
Известно, что на Руси избы издревле строились с покатой крышей, в отличие от западноевропейских домов. Торец крыши славянской избы, представляющий собой равнобедренный треугольник с углом в 120 градусов при вершине, имел небольшое круглое оконце, служившее для прохождения солнечного луча. В дни зимнего солнцестояния появление круглого солнечного пятнышка на противоположной стене говорило владельцу дома о том, что «солнце пошло на лето, зима – на мороз». Сами же кровли изб были украшены шести- и восьмиугольниками, будучи изначально ни чем иным, как солнечными меридианальными календарями, с помощью которых славяне организовывали свой быт в гармоничном соответствии с Божественным бытием Космоса.
Русско-украинский современный писатель А.С. Иванченко в неопубликованной главе из романа-исследования «Путями великого россиянина» (домашний архив) пишет: «Как подтвердили недавние археологические раскопки, произведённые в Горчаковском лесу у села Медвин – такого же большого на Богуславщине, как Мисайловка – в середине I тысячелетия до н.э. именно там находилась, очевидно, легендарная административная столица россичей Голунь.
Кроме остатков различных строений, могильников и т.д., богуславские археологи-энтузиасты обнаружили во время раскопок два некогда врытых в землю прямоугольных столба...», на которых были выбиты письмена и карта звёздного неба, совмещающая лунный и солнечный календари с той частью зодиакального, которая приходится на страдную пору с мая по август, т.е. изображён календарь крестьянина, где показаны приметы времён года и периоды сезонных работ в поле.
Далее Иванченко пишет, что этот календарь «был вытесан никак не позднее середины II тысячелетия до н.э., так как уцелевшие на нём части письма (выполненного праславянскими буквами) выбиты спиральной строкой и ещё не разделены на слова. Писать прямой строкой слева направо и разделять письмена на отдельные слова наши пращуры начали в XV-XIV веках до н.э... Надпись гласит: «будиа голуниа серциа серцисимиа насимиа» – «Будет Голунь (Голунь – календарь-ежемесячник. Ибо «го» – лунорогая корова; «луниа» – лунные; отсюда – «рога луны», т.е. месяц) сердцем сердца нашего».
Индийские волхвы рассказали известному французскому астроному Ж.Н. Делилю (1688-1768) о находящейся на севере прародине арьев, стране благородных – Арьяварте, откуда арийская культура – мать 15 народов, разошедшихся по всей индоевропейской территории – распространилась по всему северному полушарию, охватив его своим светлым культом. Указали они ему и координаты древнейшего арийского города – храма-обсерватории.
Для того чтобы найти этот город, Делиль в 1725 году переезжает жить в Россию, и, будучи академиком, становится первым директором астрономической обсерватории. Он потратил более двух десятков лет на поиски протогорода (Протогород – первогород. «Прото» (греч.) – первоначальный, первичный, предшествующий), находился совсем рядом с ним, но так его и не нашёл. В 1747 году Делиль был вынужден покинуть Россию, став лишь иностранным членом Петербургской Академии наук (скорее всего, этот «академик» искал Асгард Ирийский. – Д.Б..).
Подобными поисками занимался не только Делиль, но и Пётр I, и Екатерина II, а казаки ещё в прошлом веке знали сокровенную тайну протогорода, но не выдавали её. Наконец, в 1987 году в месте, указанном Делилем, которое находится на Южном Урале, где пролегают Рифейские горы, протогород был найден.
Своё название город получил, благодаря своему расположению вблизи горного хребта, называемого Аркаим. В прошлом веке на старых казачьих картах вся долина, в которой расположен город, называлась Аркаимом, что в переводе означает «двойник неба» («ар» – небо; «ка» – суффикс принадлежности или уменьшительный, т. е. «маленькое небо»; а «им» – имеющий, соответствующий). И действительно, Аркаим по своей форме является точным воспроизведением Зодиака: он напоминает огромный гороскоп, построенный на Земле…
Специалисты, изучившие планировку протогорода, утверждают, что его геометрия совершенна. Сохранность руин позволяет измерить с точностью до сантиметра и минуты дуги большинство деталей. Ключ к расшифровке и пониманию этих деталей, к тайне и замыслу строителей Аркаима дал Стоунхендж. Стоунхендж расположен на 51 градусе 11 минутах с.ш., Аркаим – на 52 градусе 39 минутах с.ш.
Оба сооружения – геометрические круги, а радиус кольца лунок Стоунхенджа до сантиметра равен радиусу внутреннего кольца Аркаима. Точно совпадают и главные оси, и ряд более мелких деталей. Обсерваторным инструментарием Аркаима служат стена внутреннего круга и его горизонт, где до сих пор сохранилось не менее тридцати восьми геодезических и астрономических объектов…
Возможности же горизонта Аркаима уникальны: на нём есть объекты с удалением от 1,5 до 35 километров. В этой связи конструкция Аркаима столь ясна, что позволяет построить теорию обсерваторий такого типа и расшифровать, наконец, многие загадки Стоунхенджа.
Вокруг Аркаима были обнаружены другие древние города – всего 21 город (Синташта, Исиней, Родники, Аландское и др.), что даёт возможность говорить о «Стране городов», которая располагалась на территории между реками Урал и Тобол в их верхних течениях. Аналогом этой страны является мегалитическая культура Британии и Атлантического побережья Европы, а также уже упомянутый Стоунхендж, датируемый началом III тысячелетия до н.э. – более древний, нежели египетские пирамиды.
Из всего сказанного становится ясно, что ни о каком влиянии восточного Средиземноморья на культуру севера Евразии уже не может быть и речи, ибо при всей её древности она появилась значительно позже культуры северных ариев.
Другие, не менее важные в прошлом объекты также расположены по 51-53 градусам с.ш. Например, известный в археологических кругах курган Аржан лежит ровно на 52 градусе с.ш. (Алтай, верховья реки Енисей). Его возраст определяют VIII веком до н.э., сооружён он по тем же правилам, что и Аркаим, и Стоунхендж.
На Украине на 52 градусе с.ш. расположен Киев, а немного южнее этой линии находится неолитическое поселение Майданское-1, принадлежащее к трипольской культуре IV тысячелетия до н.э.
Это поселение в сто раз больше Аркаима, рассчитанного на две с половиной тысячи жителей; в нём есть канализация, самые большие по площади дома центрально-евразийского типа, вмещающие до 50 человек и имеющие в длину до 20 метров; оно имеет единую стройную планировку укреплений, домов, улиц и площадей.
Города, построенные по типу Аркаима, сейчас стали открывать в Прибалтике, в Печорах, в Сибири, в Крыму, на Кавказе.
В последние годы в Южном Предуралье были обнаружены поселения рубежа VII-VI тысячелетия до н.э. – Мулино II, Давлеканово II, где было найдено большое количество костей животных. Анализ показал, что около 30% этих животных были домашними: козы, овцы, лошади, коровы. Такие же останки уже найдены более чем в двадцати древних поселениях.
Ещё в 1956 году военными была произведена аэрофотосъемка Аркаима, и он, как и многие подобные объекты, был нанесён на карты. Тогда на фотоснимках были видны три кольца Аркаима. Теперь же на снимках, сделанных в 80-х годах, видны только два, ибо в благородный план освоения целины тёмные силы, не желающие разглашения Российского наследия, включили задачу – сравнять протогород с землёй.
Не удалось. Тогда, чтобы Аркаим всё же не имел заслуженного мирового триумфа, они зажали его в кольцо информационной блокады и решили затопить (По проекту Минводхоза СССР о создании Караганского водохранилища Аркаим подлежал затоплению в 1988 году). Поэтому раскопки Аркаима, в связи с постоянной угрозой затопления, велись торопливо и небрежно, что ещё хуже самого затопления.
Все эти преступные действия по уничтожению одного из древнейших городов, найденных археологами, а также информационная блокада Аркаима, Ачинского жезла, обсерватории Куликова поля и всех других памятников, свидетельствующих об истинном источнике знаний всех цивилизаций современного мира, являются актами вандализма, перед которым меркнут сожжение библиотеки в Александрии, иконоборчество в Византии и воинствующий атеизм в России, вместе взятые.
В романе-исследовании «Путями великого россиянина» (Журнал «Славяне», вып. 2, 1991) А.С. Иванченко помещает чертёж строения Земли, взятый им из книги «Лад Сварожья», написанной славянской руницей около трёх тысяч лет назад (рис.1), и сравнивает его с современным чертежом Земли, выполненым американскими учёными с помощью широкомасштабных съёмок и зондирования чуткими приборами из космоса (рис.2): разница между ними оказалась незначительной! Но если современные учёные лишь сейчас узнали истинную форму Земли (она имеет ярко выраженную форму яйца), то российские ведуны не только прекрасно знали, но и подробно объясняли, почему Земля имеет именно такое строение.
С глубочайшими астрологическими знаниями было неразрывно связано всё мировоззрение древних россиян. Ярким примером тому может служить поэма Славомысла «Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре», написанная примерно в тот же период, что и «Слово о полку Игореве», но впервые опубликованная лишь в 1847 году в Варшаве. В ней есть следующие строки:
Упрёк троянцам в утрате мужества – пустое:доблесть человека с лучом Эмита (Урана – прим. авт.)в тригоне с Парсом (Марсом)не ровняй (Парс – барс, гепард).Вересница (Венера) с Гаруном (Меркурием) там блудила,сына же Студенца (Сатурна) родилаПарсу (Марсу) в утешение.В ночи я вижу полымя,пожаром Русь обагрена...
Российские ведуны считали, что Перун (Юпитер) – планета, покровительствующая Земле. При благоприятном влиянии Перуна отмечались большие урожаи, быстрый рост привеса скота, хорошее развитие плодовых саженцев и т.д. Они называли Перуна громовержцем.
К изумлению современных учёных было обнаружено, что это именно так. Американские космические аппараты (Вояджер-1) и (Вояджер-2), прошедшие в 1979 и в 1981 году вблизи Юпитера и Сатурна, обнаружили, что между Юпитером и его ближайшим спутником Ио периодически происходит электрический разряд. Сила одной такой молнии во много раз превышает мощность всех современных электростанций. Астрофизики установили, что эти разряды производят электромагнитные излучения, благоприятно влияющие на атмосферу Земли.
Сатурн российские ведуны считали опасной для Земли планетой – Студенцем, который студит, т.е. морозит, морит всё живое, что также нашло подтверждение в наши дни. Оказалось, что Сатурн и его кольца играют роль гигантского космического синхрофазотрона, который разгоняет ионы газов до скоростей, близких к космическим, и бомбардирует ими окружающее пространство. Эти ионы достигают не только Земли, но и самых отдалённых планет. А когда это воздействие усиливается, на Земле происходят разные катаклизмы: общее ухудшение здоровья людей, мор, душевные расстройства, войны, революции и т.д.
Ещё одним материальным (археологическим) подтверждением единства культуры ариев Урала, Европы, Средиземноморья, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, Двуречья, Египта, Индии и т.д. являются микролиты (Микролит (греч.) – микрокамень).
Геометрические микролиты – это очень маленькие, не более одного сантиметра в ширину, тонкие и очень острые пластинки из кремния, имевшие геометрическую форму трапеции, треугольника, ромба и т.д. Лезвия микролитов в 100 и более раз острее самых совершенных современных стальных скальпелей. Они режут дерево, кость и даже стекло и по твёрдости уступают лишь алмазу и корунду (Ранов В.А., Матюшин Г.Н. «Эти загадочные микролиты». Журнал «Знание – сила», № 11, 1991).
Долгое время учёные не знали их назначения, но недавно были найдены деревянные и костяные серпы с лезвиями из микролитов. Оказалось, что это – самые древние в мире стандартизированные вкладышевые лезвия. На стоянке Янгелька на Южном Урале при раскопках нашли древний жатвенный нож: хотя его оправа истлела за десять тысяч лет, микролиты лежали, сохраняя изогнутую форму серпа.
Их геометрическое строение было рассчитано так, чтобы при резании один пологий край лезвия прижимал такой же край другого, и они крепко держались в оправе, а если во время работы они выскакивали или ломались, то наготове были другие, точно такие же. Образец выдерживался неукоснительно: один край их был всегда скошен на 25-35°, другой – на 45-55°. Точность углов поразительна, и где бы ни встречался микролит – на Урале, в Иране, в Ираке или на Лазурном берегу Франции – они одинаковы.
Дошедшие до нас изображения египетских жнецов свидетельствуют о том, что 4300 лет назад они пользовались арийскими серпами с микролитами: стандартные вкладыши позволяли быстро собрать урожай.
Микролиты применялись ариями не только для сельскохозяйственных инструментов, но использовались также для охотничьего и боевого оружия. Высокие трапеции служили наконечниками стрел, сегментами оснащались гарпуны, треугольниками – дротики и т.п.
Микролиты вставлялись в специальный паз на костяной или деревянной оправе и закреплялись смолой, битумом или иным способом. Микролиты, найденные на Урале, можно вставить в нож, изготовленный на Ближнем Востоке, при этом зазор между ними будет почти не виден. Таким ножом можно работать долго: он лёгкий, удобный, но главное – в запасе всегда есть кремниевые вкладыши, которыми в любой момент можно заменить выпавшие или сломавшиеся.
Подведём первые итоги сказанному: наши предки, проживавшие на земле России, уже 18 тысяч лет назад имели совершенный лунно-солнечный календарь, солнечно-звёздные обсерватории удивительной точности с поразительным каменным инструментарием; у них были древние города-храмы; они не только дали человечеству совершенные орудия труда и заложили основы животноводства, но и передали своё ведическое мировоззрение, неразрывно связанное со всевышней соразмерностью космического бытия.