История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитание детей В древней Руси и Русском государстве. Особенности воспитания в древней руси


Тема 2.1. Особенности обучения и воспитания в Древней Руси

Педагогика Тема 2.1. Особенности обучения и воспитания в Древней Руси

просмотров - 114

Резюме

История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. По этой причине говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определœенной страны.

В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всœем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет.

Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям.

Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах:

• в историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека;

• в рамках культурологической парадигмы высшего образования;

• в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы;

• как модели мирового и национального университетского образования:

• через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов;

• подготовки квалифицированных специалистов;

•описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;

• через раскрытие специфики университетской среды;

• обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете;

• через инновационные процессы в системе высшего образования.

К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателœей: одну — для оценки вуза в рамках страны и всœей системы высшего образования, другую — для оценки особенностей и динамики развития вуза.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте основные этапы развития школы и школьного образования.

2. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функцио­нируют в современной России?

3. Назовите основные тенденции развития школы в XX веке.

4. Чем отличаются современные школьные системы образования наиболееразвитых стран?

5. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы?

6. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов разви­тия общества?

7. Назовите первые в мире высшие учебные заведения.

8. Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений?

9. Каковы основные признаки университета?

10. Что важнее для современного выпускника университета научная зрелость или про­фессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль. Каково соотношение между ними?

11. Может ли университетская политика ориентироваться только на потребности на­стоящего?

12. Какие парадигмы образования прошел университет в своем развитии?

13. Как меняется социальная ценность университетского образования в России и дру­гих странах?

14. По каким критериям оценивают деятельность современных высших учебных заве­дений?

Литература:

1. Бордовскаяв Н. В. Педагогика : учебник / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2003.

2. Подласный, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласный. – М. : Высшая школа, 2006.

3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавания : учеб. пособие / И. Ф. Исаев. – М. : Академия, 2002.

4. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М. : ИКЦ «Март», 2005.

Интернет-ресурсы

1. http://web.redline.ru/education/valdorfru.html - Сервер по Вальдорфской педагогике.

2. http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm - Век образования.Cайт журнала “Education+”.

3. http://biblio.narod.ru/gyrnal/montes/mont_sod.htm - О Монтессори-педагогике. Cайт журнала “Education+”

4. http://hist-ped.chat.ru - История педагогики: педагогические концепции и воззрения российских и зарубежных деятелœей педагогики и народного образования

5. http://antonmakarenko.narod.ru - Международная ассоциация Макаренко А.С.

6. http://gymn-edu.narod.ru/index.html - Гимназическое образование

7. http://pedagogics.narod.ru Педагогика российского зарубежья. Сайт Российского гуманитарного научного фонда.

8. http://museum.edu.ru/ Коллекция: история образования. Раздел Российского общеобразовательного портала.

9. http://www.gala-d.ru/ История педагогики.

10. http://www.lib.tsu.ru/win/produkzija/gimnazii/1_1istor.html Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России. Краткий библиографический справочник.

11. http://www.pedobzor.ru/ Педагогика и образование прошлых лет. Электронная библиотека.

Раздел 2. Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до XXVII в.

Характеристика Киевского периода (Х – XIII вв.) как периода становления древнерусской народности и государственности. Выбор православия (византийской ветви христианства) как официальной религии Киевской Руси. Смешение язычества и христианства, определившее психологию и мирочувство русичей. Педагогические идеи, нашедшие отражение в «Изборнике» Святослава, произведениях Иоанна Златоуста͵ «Поучении» В.Мономаха, сочинœениях К. Туровского.

Открытие школ книжного учения. Система начального образования на территории древнерусского государства в ХI – ХIII вв. Воспитание и обучение в Московской Руси (XIV – ХVI вв.)

Влияние татаро-монгольского ига на мирочувство и воспитание на Руси. Письменные памятники ХIV–ХV вв., в которых нашли отражение педагогические идеалы того времени и способы воспитания.

«Домострой» - выразитель воспитательных воззрений Московской Руси ХУ в. Особенности семейного воспитания.

Просветительские идеи И.Федорова, Ф.Ртищева, С.Полоцкого, С.Радонежского и др.

Развитие обучения и воспитания при Иване Грозном и Борисе Годунове. Обучение и воспитание в Русском государстве ХVII в.

Состояние просвещения в Русском государстве ХУП в. Основные подходы к обучению и воспитанию во второй половинœе ХУП в. Философско-педагогические взгляды протопопа Аввакума.

Школы конца ХУП в. Славяно-греко-латинская академия братьев И. и С. Лихудов.

Образование в период Киевской Руси.Зарождение русской педагогики принято относить к периоду Киевской Руси – первого государства восточных славян (9-11 вв.), когда и начала складываться национальная система воспитания. На протяжении многих веков она обогащалась опытом, в ней появились теоретические обоснования, веками происходило становление народной педагогики. Важность и крайне важность учета в педагогической практике сложившейся национальной системы воспитания были обоснованы в XIX - XX вв. отечественными философами и педагогами; они же сформулировали и принципы народности.

Под народностью в воспитании принято понимать:

• каждый народ имеет свой идеал и стремится воспроизвести его в отдельных личностей;

• каждый народ имеет свою собственную систему воспитания;

• система воспитания "произрастает" из глубины веков и вырабатывается самим народом;

• самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа;

• всœеобщего и единого стандарта воспитания не существует;

• имеются и общие для всœех народов педагогические идеи, к примеру идея общего воспитания, некоторые общие

Рассматривая характер воспитания народе в определœенный исторический период, крайне важно особое внимание уделить таким понятиям, как 'этнос', "этно культуру", "этнопедагогика'. Этнос может быть представлен родом, племенем, народом или нацией. Существенными характеристиками этноса являются:

• этнос это устойчивая, исторически сложившаяся группа людей, имеющая общую страну происхождения, свою Родину;

• члены этнической группы обладают общим языком общения и осознают себя носителями ее культуры;

• члены этнической группы осознают свое отличие от других;

В качестве отличительных характеристик этноса выступают: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представление о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное искусство, воспитание.

Этнокулыпура представлена тем, что создано людьми: техническими изделиями, шедеврами искусства, научными открытиями, мифами о прошлом, воспитанием молодежи, способами приготовлениями пищи и другие. Этническая культура вела к формированию генотипа и стала одним из механизмов защиты этноса.

Система воспитания есть неотъемлемая часть этноса и его этнокультуры.

Состав семьи и взаимоотношения ее членов Основными типами семьи были простые (малые: родители-дети) и сложные (неразделœенные 2-4 поколения) семьи.

Во главе семьи стоял большак, эта роль передавалась от отца- к сыну. Старший по возрасту, мужчина управлял всœей г жизнью и укладом семьи. Он собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные * дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, женитьба и т.д. Дети получали наглядный урок совместного решения дел и почтения к старшим. Распределœением домашних работ среди женской части семьи руководила болъшух (старшуха) - жена большака. Женщины в крестьянской семье находились в разном положении. На особом положении находились девушки: они были более свободны в выборе одежды, причесок.

Почтением и особым уважением была окружена мать. "Муж голова, жена душа".

Отношение главы семьи с домочадцами строгие, такой стиль предписывала церковь.

Особые отношения между зятем и тещей: уважение, внимание. (А в городе - ироничное).

Особенность крестьянской семьи - широкий круг родства.

В семье дети не только овладевали практическим умением, но и осознавали свои в будущей - взрослой жизни.

Особенность семьи - микроклимат; теплые чувства,

любовь, душевность а, следовательно, особая лексика: утречко, водичка, курочка, миленький, душечка). Имена: Анюта͵ Ванюша. Но не только ласкали, но и наказывали: в детстве пугачи фантастическими существами; строгое отсчитывание, порка. Не наказывали трудом! Т.к. труд должен быть сопряжен с радостью, тогда не будет в тягость.

В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей среды. Открытость семейной жизни в деревне, благодаря которой многие события семейного характера становились достоянием всœех, способствовала саморегулированию поведения сельчан, заботе о собственной репутации.

Принципиально важным шагом в русской общественно-политической истории, развитии культуры и образования явилось создания государство Киевская Русь. В 988 году Русь приняла православное христианство. Подобный исторический выбор, определивший дальнейшую судьбу русского народа и русской культуры не был результатом своеволия одного правителя или стечения обстоятельств, а имел основательный исторические предпосылки.

Славянские племена были связанны культурными торговыми связями, как между собой, так и с Византией, Языковая общность различных славянских народов получило особенно устойчивое основание. Важную роль в особенностях славянского, в том числе древне русского образования, сыграло использованием и для богослужений, и для литературы, и для обучения единого старославянского языка, чего не .было в западной Европе. В итоге слияния славянской языковой традицией и восточного христианства произошло достаточно органично, без разрушения культурной самобытности, древних корней. Благодаря языковой общности славян, когда в X веке Болгария и ее столица прислав, были разорены болгарские книжники нашли приют в Киеве, фактически подготовив первое поколение книжно образованных людей на Руси из Болгарии пришли первые учебные книги. Уже в XI веке появились «Жития» Борисом и Глеба где изложены достоверные исторические сцены и бытовые детали, имеются яркие диалоги и монологи. «Жития Бориса и Глеба» показывали пагубность княжеских междоусобиц, крайне важность сильной центральной власти. Широкое распространения получил «Изборник» Святослава основанный на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса»).

Важным документом «философии образования» древней Руси стал В. Мономах. Владимир Мономах(1053-1125) убеждает не отлынивать от работы, вести деятельную жизнь, творить добро, постоянно учится. Высоко ценя тех, кто «владел учением книжным», Мономах ссылается на пример своего отца, знавшего пять языков. Был создан и первый летописный свод, как бы вводящий Русь во всœемирную историю, «Повесть временных лет». Развитие идеи единства русской земли последовательно проводилось в «Слове о полку Игоре» (конец XII в.), наиболее значительном памятнике древнерусской литературы. Оно не предназначалось для чтения в церквах (как жития и поучения) или исторических справок (с чего и начинались «летописи»). Это первый на Руси образец художественного произведения, литературные достоинства которого как раз усиливали его воспитательное значение. Разрушительным ударом для культуры и образования Древней Руси оказалось татаро-монгольское иго. Был сожжен Киев, уничтожены памятники культуры, книги, истреблены наиболее ученые и образованные люди. Завершился Киевский этап русской государственности.

oplib.ru

Воспитание детей В древней Руси и Русском государстве

Воспитание  детей  В  древней Руси и Русском государстве

 Письменные свидетельства южных  соседей Руси рисуют в ней традиционное родоплеменное общество. Так, Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) подметил ряд черт «славен и антов», в которых косвенно отражена и особенность воспитания у них детей. Некоторые из этих черт подтверждаются и другими источниками, например археологическими, этнографическими и этимологическими данными: обостренное чувство общности и справедливости; религиозность, устойчивая вера в верховного Бога; вера в магию; добронравие; воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность: «легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Восточные славяне  находились в постоянных контактах  с античным миром, были знакомы с  греческим и римским письмом, которым пользовались для записей. Жрецы же издревле для гаданий  и вычислений применяли «черты и  резы», разновидность пиктографического  письма. Латинскими и греческими буквами  записывали разговорную речь, звуковое своеобразие и богатство которой  не позволяло перенять в готовом  виде алфавиты и грамматики южных  соседей.

Воспитание в  ту эпоху осуществлялось в соответствии с представлениями о добрых и  злых силах, отыскивались средства, побуждающие  детей к добру, предостерегающие от злых дел. Цель воспитания мыслилась  как поэтапное следование к человеку, соответствующему родовому обществу, и воспринималась образно: положительный  персонаж детской сказки, добрый витязь былины, эпический богатырь, предок — герой мифов и родовых  преданий. Появляются слова, обозначающие возрастные группы: «дитя», т. е. тот, кто вскармливается грудью; «молодой» — ребенок 3-6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» — 7-12 лет, начинающий обучаться; «отрок» — подросток 12-15 лет, проходящий специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены рода или общины. Роль матери в деле воспитания детей была высока на протяжении всего периода взросления не только девочек, что понятно, но и мальчиков. Не случайно, на Руси человека, достигшего полной зрелости, называли словом «матерый», т. е. воспитанный матерью.

Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось  на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и  даже государственным контролем. Родители в законодательном порядке были наделены обязанностями по подготовке детей к трудовой и семейной жизни. Так, в «Уставе князя Ярослава»  предусматривалась ответственность  родителей за подготовку сыновей  и дочерей к будущей жизни.

Методы и приемы семейного, воспитания детей чрезвычайно  богаты, они отражены в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных  праздниках и играх. Следует отметить эмпирически обнаруженную людьми того времени опору на детскую самодеятельность как движущую силу развития ребенка.

В многочисленных русских  пословицах нашло отражение образное осознание необходимости организации процесса воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается», «Ученье в детстве, как резьба по камню», «Учить — ум точить» и др.

Школьное обучение в народе считалось делом важным. Былинные сказители восхваляли героев, прошедших школьную науку, наделяя их качеством «вежества ученого». В устной народной словесности те родители, которые заботятся об обучении детей, неизменно являются достойными подражания, о них пелось в былинах: «А и будет Волх семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волху в наук пошла».

В древнерусском  изобразительном искусстве устойчив иконописный сюжет «Приведение  в учение». На иконах мы видим изображения матери и отца, которые заботливо подводят мальчика 6-7 лет к учителю, восседающему на возвышении. Они вручают сына учителю, в облике которого средствами живописи подчеркнута высокая духовность. Ученик, как правило, держит в руке книгу, азбуку с полным алфавитом.

Начальное обучение на Руси чаще всего осуществляли «мастера грамоты», основным ремеслом которых было обучение чтению, письму и счету. Обучали они грамоте подобно тому, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев хитростям профессии.

Благодаря археологическим  раскопкам было обнаружено множество  надписей X-XI вв. кириллическими буквами  на различных бытовых изделиях, стенах (граффити) и, главное, были обнаружены берестяные «грамотки скорописчатые». Судя по этим источникам, в Древней Руси грамотность проникла практически во все слои населения. Можно считать, что по распространению грамотности Русь была близка Византии того времени и опережала Западную Европу.

Обучение грамоте  в средневековой Руси осуществлялось в частных, платных, как говорилось тогда, «за мзду», училищах, а иногда и просто на дому у мастера грамоты. Корпус учительства формировался из среды низшего духовенства (певчие, чтецы, дьяконы), а также светских лиц — мелких служителей канцелярий разных ведомств, приказных изб и  т. п., грамотных ремесленников, отставных  воинов, разорившихся торговцев. Родители договаривались с мастером грамоты, чему, в какой срок и за какую  плату он обучит их ребенка.

stud24.ru

Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа

В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие человека – повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность - охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей.

Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины. Каждый ее член приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, нести ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников была естественной сутью духовного развития и воспитания.

Восточные славяне отличались определенным характером, поведением, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству Прокопия Кесарийского (VI в.), других источников, "славам" были присущи вера в высшее божество и магию, добронравие, воинское умение. Византиец Маврикий говорил и о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закаленность ("легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище").

В воспитании детей и подростков у восточных славян было много сходного. Вместе с тем у различных социальных групп проявлялись и свои особенности.

Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: "молодой" (3-6-летнее дитя), "чадо"(7-12-летний ребенок), "отрок" (подросток 12-15 лет).

  1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 вв.). Христианизация Руси. Начало формирования православной педагогики.

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской учености"). Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Когда в 70-х гг. X в. Болгария и ее столица Преслав были опустошены войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно-образованных людей на Руси, в приобщении русичей византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: "Азбучная молитва", "О письменах" Черноризца Храбра, "Шестоднев" Иоанна Экзарха и др.

Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди ("трудись - и тебе воздастся", "возлюби ближнего своего" и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. Из "житий святых" известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. "Жития..." прославляли аскетический идеал воспитания.

В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса – сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: "Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы").

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение..." требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто "владел учением книжным". Он приводит в пример своего отца - князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по "Поучению", был весьма начитан и образован для своего времени.

Суждения Владимира Мономаха, несмотря на то, что были оформлены в религиозные тексты, побуждали к практическому мышлению, деятельности. Такую же направленность имели и философско-педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только "Священное писание", но и природа – творение божественной мудрости.

Проблемы познания и обучения усиленно разрабатывались и другими древнерусскими мыслителями (Кирилл Туровский, Кирик Новгородский).

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать. Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей .

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Поначалу книжное учение вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание. Как гласит летопись 988 г., матери, отдававшие чад в учение книжное, "аки по мертвеци плакахуся". Постепенно однако отношение к школьному обучению изменяется. Былины восхваляют героев, прошедших книжную науку ("вежество ученое"). Родители, заботившиеся об обучении детей, рассматривались как образцы для подражания: "А и будет Волхв семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волхву в наук пошла".

Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019–1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – "учите людей". Так, в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., "учились книгам" до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 "младых девиц" учились "писанию.., ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам".

На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Турове, Галиче, Ростове и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь.

Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали "мзду").

Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).

В состав арифметических действий, которые изучали школьники, входили нумерация, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение и деление.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю.

При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке.

Книжная мудрость осваивалась по "изборникам" (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, "Изборник Святослава" (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.

studfiles.net