ГлавнаяДревнийСравнительная характеристика древних цивилизаций таблица
Сравнительная характеристика восточной и западной цивилизации таблица. Сравнительная характеристика древних цивилизаций таблица
Сравнительная характеристика восточной и западной цивилизации таблица — PlayGround
Комментарии пользователей Едуард Кочубей 03.02.2018 - 21:48
!
Майкл Седой 06.02.2018 - 10:51
крестоносцы не завоевывали арабский мир. а освобождали то что было византией. это все равно что литовцы завоевывали золотую орду.
Evanescence 08.02.2018 - 05:25
Очень интересная лекция получилась у Вас :)
Сергей Суровнев 10.02.2018 - 11:14
Потрясающе!
panaev 12.02.2018 - 07:34
Не-не-не. В Египте с самого начала очень даже все подписывалось и сохранение имени являлось наиважнейшим в загробном культе. И уж тем более книга мертвых была всегда посвящена конкретному человеку- Оправдан Осирис такой-то перед врагами его. И камни с насеченными именами и множество имен художников, архитекторов, чиновников. Вплоть до надписей на храмах- здесь был вася-имхотеп. Античность тут не при чем.
panaev 13.02.2018 - 17:31
Ну что-ж, может и так. Чтоб вазы подписывали я не слышал. Слишком разные это были цивилизации- греция и египет. Но в гробницах своих похвастаться очень любили. Те, конечно, кто мог себе эту гробницу позволить. Пять художников? Ну естественно Имхотеп- первая пирамида Джосера. Тутмос- автор бюста Нифертити. Аменхотеп, сын Хапу- Луксорский храм Амона. Хемиун- пирамида Хеопса. Сенмут- гробница Хатшепсут.
Вовка Небренчин 16.02.2018 - 04:44
Не было там такой культуры, чтобы на расписной вазе мастер оставил имя. Назови мне 5-ку известнейших художников древнего Египта. Не было там этой ценности соотнесения творческого труд, творческой деятельности и Эго.
panaev 18.02.2018 - 01:32
Насколько я помню в лекции шла речь не об авторском праве, а о сохранении имени в широком смысле. У книги мертвых (правильное название изречения выхода в день) и не могло быть автора. Это сакрально-ритуальный текст посвященный усопшему. Ну и по это сделал именно я извините. Не знаю что там вообще на востоке, а в древнем Египте каждый чиновник, знаменитый художник, не говоря уж о фараонах, если обладали такой возможностью, старались очень скурпулезно записать на стенах своей гробницы все, что они сделали в жизни.
Вовка Небренчин 20.02.2018 - 22:22
Сохранение имени, не есть сохранение авторского права, имя автора Книги Мёртвых неизвестно. На востоке не было ценности Это сделал именно Я! .
Jaraslau S Stasilevich 14.02.2018 - 04:46
+1
Галина 16.02.2018 - 05:54
Здравствуйте, Елена! А в электронном виде в ворде Вы не могли бы скинуть эти лекции? если можно вышлите пожалуйста!
Asya Avetyan 17.02.2018 - 21:27
Что за слово, нигде не нашла: Альканоб? рачительный хозяин
Алексей Дубровин 19.02.2018 - 21:31
ЭКОНОМ (греч. oikonomos, букв. - домоуправитель)
Yakob de Zute 19.02.2018 - 20:47
Касательно экономики в Античные времена. Аристотель в своем трактате Политика различал два вида хозяйственной деятельности: 1. Экономия – хозяйство ради самообеспечения 2. Хрематистика – хозяйство с целью обогащения. Аристотель противопоставлял эти 2 понятия, говорил, что хрематистика - это не экономика, и вообще отрицательно относился к ней :). p.s. Может кому-то будет интересен сей факт).
Arestarx Andreev 21.02.2018 - 05:39
Елена а вы замужем?
Творческая лаборатория экспериментального кино 23.02.2018 - 20:28
В Индии грохнули Индиру Ганди и ее сына. А, Вы говорите, что индусы к властям относятся лояльно.
BookerSK 25.02.2018 - 04:22
Цирк уродов прям. Вы б тоже не позорились) Ни те, ни другие. Это двойное отрицание с усилительной частицей.
Daneel Danayciv 27.02.2018 - 17:23
Не позорьтесь.Ганди была убита сикхами,а не индусами,а её сын Тамильскими Тиграми.Не те, не другие не индусы.
Gladiusspb 28.02.2018 - 18:05
Вы делаете общие выводы, опираясь на недостаточное количество фактического материала и без сравнения ситуации в Индии с подобной ситуацией в других странах. Это уже не наука, а пропаганда.
Творческая лаборатория экспериментального кино 26.02.2018 - 17:25
В буддизме карма определяется как закон причинно следственной связи. В Западной философии такое понятие то же есть. Так зачем же топить в пространном описании кармы суть этого понятия.
Gladiusspb 28.02.2018 - 12:23
Толкование закона кармы как закона причинно-следственной связи это подмена понятий. Это где же в западной философии, и уж тем более в западной религиозной традиции, есть тезис о том, что душа человека рождается в разных телах? Где в западной философии идея нирваны? И т.д. и т.п. Снова вырываете понятие из контекста и пытаетесь толковать в нужном Вам ключе. Это не наука, а пропаганда. Sokrates Gr 28.02.2018 - 15:13
Девушка красивая. Знание философии - на пятёрку. Знание истории - на тройку. Крестоносцы шли на Восток не завоевывать арабов, а освобождать Гроб Господень от неверных, которые до этого оккупировали, с точки зрения христианства, его канонические территории. В Индии полно примеров кровавых войн, убийств политиков (Ганди) и прочих злодейств.
Environmentalismatic 03.03.2018 - 05:58
Sokrates Gr одно другому не мешает)
Gladiusspb 04.03.2018 - 12:02
Это те, кто организовывал крестовые походы рассказывал крестоносцам, что они идут освобождать Гроб Господень. Сдаётся мне, что действительная подоплёка крестовых походов была более прозаичной - новые торговые пути, новые земли и новые подданные. Плюс решение руководством своих внутренних проблем путём сплавления своих смутьянов куда подальше.
Дмитрий Карпеев 07.03.2018 - 00:17
А у тебя знание географии на четверку, а знание военной стратегии на два
Терри Глория 03.03.2018 - 10:28
Отлично, Елена! Присоединяюсь к Stasy, ваши лекции как глоток свежего воздуха. Пожалуйста, не останавливайтесь, хочется встречаться с вами снова и снова! Если у вас есть группа в вк или еще какой ресурс, пожалуйста напишите. Спасибо!
Stasy Orlova 05.03.2018 - 15:07
Спасибо за понятное изложение материала, за уместные и полезные комментарии, за чисто скептическое отношение к предмету, без впадения в крайности. Смотрю ваши лекции и чувствую, что трачу время в интернете совсем не зря) Archik 06.03.2018 - 17:52
Идеи, которые могли привести к научному прорыву и зарождению математического анализа, теории относительности и пониманию строения вещества существовали еще более 2000 лет назад, что же так сильно задержало человечество? От парадоксов Зенона до понятия предела и суммы бесконечного ряда всего шаг. А его идеи о минимально возможных шагах за минимально возможное время, напоминают Планковское время и Планковскую длину, и задачу о двух лучах света идущих к друг другу.
Кыязбек Асилбеков 07.03.2018 - 21:21
Спасибо Вам Елена! Ваша лекция очень понравилась.
Power of Mind thought 10.03.2018 - 06:21
Спасибо! Очень понровилься ваша лекция.
Sasha Polt 12.03.2018 - 02:54
Спаисбо!
Zulya Redzhepova 14.03.2018 - 02:43
Елена, спасибо огромное за ваши лекции, хоть какая-то ясность возникла о философии при подготовке к экзаменам!
brandautospb.ru
Сравнительная характеристика восточной и западной цивилизации таблица вывод
Комментарии пользователей AllatRa Radio 15.02.2018 - 03:41
Дорогие друзья, с радостью сообщаем о выпуске аудиокниги «АллатРа» на нашем канале. В описании всех аудиокниг АллатРа радио вы можете найти активное оглавление, благодаря которому вы можете перейти к интересующему вас отрывку книги. Также по аудиокнигам реализован поиск с помощью функции Ещё->Текст видео -> ctrl+f -> и пишете нужное слово. И с радостью напоминаем о новом знаковом видео на канале АллатРа ТВ: «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЕРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ». Живая беседа с Игорем Михайловичем Даниловым ‒ живая книга. Это следующий шаг после книги «АллатРа».
mike july ua 17.02.2018 - 00:20
Глупцами горда Россия, там все глупцы, они, тоже ценные, но, к сожалению, в России и мире, глупцов не ценят, глупцы всегда = жертвы, поэтому десятки миллионов русских убиты в войнах, репрессиях, голодом, и так далее, а это = вопиющее нарушение прав человека, даже животных в мире ценят больше, чем русских глупцов.
Bauyrzhan KZ 19.02.2018 - 02:42
это долгая
Анастасия 21.02.2018 - 00:42
Название действительно мотивирует послушать. Сергей Русин 23.02.2018 - 08:54
Очень интересная и глубокая книга. Описаны очень невероятные факты, которые, тем не менее, находят подтверждения. Спасибо!
Дмитрий Тарасенко 24.02.2018 - 13:16
олень оглянись!ты в дерьме
Lina Lysenko 25.02.2018 - 08:44
Благодарю за активное оглавление. Переслушиваю, и словно половину не читала)
Алое Вера 27.02.2018 - 10:36
спасибо большое,очень полезная книга, интересно познавать и расширять знания
Дмитрий Тарасенко 01.03.2018 - 04:52
у тебя мозг с горошину-да пару слов расширит твоё сознание очень сильно
Vladymyr Uzhvenko 01.03.2018 - 01:52
Эта часть книги перевернула конкретно мировоззрение)) Я помню тот бум в поиске всевозможной информации о Граале, тамплиерах и всего, что с этим связано) Сколько книг и передач прочитал. А, как оказалось, всё это пустое и ни капельки правды не нашёл в этих поисках. Книга Сэнсэй. Исконный Шамбалы -уникальная серия книг, к которой периодически возвращаюсь. Благодарю, за Ваш труд!
Дмитрий Тарасенко 03.03.2018 - 01:13
выйди на улицу там жизнь
Дмитрий Тарасенко 04.03.2018 - 12:45
ты просто ебенутый.ты и баб ебёшь по порно в интернете.просто пойди дрочни пользы будет больше
по курсу «Культурология»Тема: Культура древних цивилизацийВыполнил: студентка Киселева Е.А.
Принял: доцент, к.ф.н. Павлова Т.П.МОСКВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел 1. Развитие науки и мифологии Древнего Египта 4
1.1. Развитие науки Древнего Египта 4
1.2. Боги и богини Древнего Египта 7Раздел 2. Шумерская мифология 11
Раздел 3. Культ героев в мифологии древних цивилизаций 14
Раздел 4. Культура Вавилонии 16
4.1. Развитие материальной культуры Вавилонии 16
4.2. Развитие науки Вавилонии 16
4.3. Мифология Вавилонии 19
4.4. Художественная культура Вавилонии 20Раздел 5. Античный мир Греции. Быт и нравы древней Греции 23
5.1. Гомеровский период, или "Темные века". 23
5.2. Архаическая Греция. 24
5.3. Социально-политическая структура Архаической эпохи. 25
5.4. Культура Архаической эпохи. 27
5.5. Классическая Греция. 30
5.6. Экономика Греции классической эпохи. 30
5.7. Культура классической Греции. 30Раздел 6. Культура Древнего Рима 35
6.1. Религия и мифология. Греко-римский пантеон богов. 35
6.2. Римская философия. 38
6.3. Развитие естественных наук Древнего Рима. 39
6.4. Юридическая наука Древнего Рима. 41
6.5. Историческая наука Древнего Рима. 43
6.6. Литература Древнего Рима. 45
6.7 Театр. 47
6.8 Музыка Древнего Рима. 49
6.9 Архитектура, изобразительное и декор.-прикладное искусство 50Заключение 56
Список литературы 57
Приложения 58
ВВЕДЕНИЕ
Что же такое Древний мир? В Большой советской энциклопедии дается следующее определение: «Древний мир - принятое в историографии обозначение периода раннеклассовых обществ на Древнем Востоке, в Греции и Риме»
Развитие общества неотъемлемо связано с развитием культуры.
Культура (от лат. Cultura-возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.
Первоначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формировало уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «Культура», зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивавший городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации (от лат. civilis - гражданский, государственный). Слово «Культура» стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного.
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И МИФОЛОГИИ
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1. Развитие науки Древнего Египта.
Цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. — IV в. до н.э.
Термин "Египет" (Aigyptos) происходит от финикийского "Хикупта" - искаженного египетского "Хаткапта" ("Храм Птаха"), названия древнеегипетской столицы Мемфиса. Сами египтяне называли свою страну "Кемет" ("Черная земля") по цвету черноземной почвы в Нильской долине в противоположность "Красной земле" (пустыня).
Наиболее ранние следы сознательной деятельности человека, обнаруженные в долине Нила,— палеолитические рубила из кремня и роговика.
В эпоху неолита (5-е тыс. до н. э.) появляются более специализированные шлифованные орудия, позднее - с 4-го тыс. до н. э. (культура Негада II) используется обсидиан. С переходом от охотничьего хозяйства к скотоводству, а затем и земледелию применяются первые с.-х. орудия - мотыги, серп и т. п. Материалом для их изготовления служили камень, дерево, кость; появляются более сложные по форме, но вылепленные ещё от руки сосуды: сосуды высверливаются также из камня (алебастр). С 4-го тыс. начинает обрабатываться медь (герзейская культура), залежи которой имелись в Восточной пустыне и на Синайском полуострове, появляется гончарный круг, развивается керамическое и ткацкое производства, вырабатывается фаянс, а с 3-го тыс. и стекло. Медь распространяется повсеместно. Со 2-го тыс. входит в употребление бронза. Первые отдельные железные изделия, обнаруженные в Египте, датируются около середины 2-го тыс. до н. э.; лишь тысячелетием позднее железо стало применяться широко. Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.
Т. к. земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, то ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль и позднее - водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства.
Основные пути сообщения страны проходили по Нилу. Большие ладьи различных форм и назначения строились ещё с додинастической эпохи. Для сношений с др. странами (Сирией, Пунтом) использовались морские суда, размеры которых увеличивались со временем. По суше грузы перевозились вьюками и салазками. Колёсный транспорт вошёл в употребление лишь с 18 в. до н. э.
Для строительства на всём протяжении истории Древнего Египта основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпич-сырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). В обработке камня египтяне достигли поразительного совершенства. Каменные блоки отбивались от скал деревянными клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит с предельной точностью производились песком и медными свёрлами, что было возможно при неограниченной дешёвой рабочей силе. Для подъёма тяжестей применялись рычаги, качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже — быки.
Потребности ирригации, строительства и государсчвенного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Греции. Ежегодные разливы Нила, начало которых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляло следить за движением небесных тел, что привело к зарождению астрономии и возникновению, возможно ещё в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 мес. по 30 дней, по истечении которых добавлялись ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономическим годом и календарным. Жрецы и писцы, накапливавшие в течение столетий научные знания и опыт, определяли с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд, группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематические примитивные карты с учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.
Дошедшие до нас математические папирусы, в основном сборники задач с решениями, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель - единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны арифметические и геометрические прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают элементарные алгебраические представления, решаются уравнения с двумя неизвестными. Высоки были познания египтян и в области планиметрии и особенно стереометрии: исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга, поверхность и объём простой и усечённой пирамид.
Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.
Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.
Торговые, а затем и военные экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства в Сирию и по Нилу в Куш и в экваториальные районы Африки, по Красному морю в Пунт, обусловили накопление и расширение географических познаний. Представления о шарообразности Земли египтяне, однако, не имели.
Насколько известно, исторических трудов в Египте до эпохи эллинизма создано не было. События фиксировались лишь в погодных летописях и сводились затем иногда в каноны. Велись анналы походов отдельных фараонов или составлялись реляции с описанием их побед.
Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной и, следовательно, европейские науки. Греки всегда смотрели на Египет, как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.
1.2. Боги и богини Древнего Египта
Среди египетских мифов центральное место занимали основные циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе змея Апопа, смерть и воскресение Осириса и др. Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, который появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди.
По другой версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в египетских мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями.
Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма, обожествления растений. Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса (бог смерти) почитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога Тота (бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства) - в виде ибиса или павиана, бога Гора (бог солнца, считавшийся покровителем власти фараона, который объявлялся его земным воплощением) - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот — в виде человека с головой ибиса, и т. д. (См. приложение № 1). Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.
У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религиозным представлениям, у каждого человека было несколько душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - ответчики). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" — неотъемлемой части погребального инвентаря, 125-я глава "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия — взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай — "поля Иалу".
Первоначально в каждом номе чтили своего главного бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах — Амону и т. д. Образовывались божественной триады (например, фиванская: Амон — бог солнца, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два государства (Верхний Египет и Нижний Египет), а затем в единую деспотию (около 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегосударственых культов, унификацию религии. Главное место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей государства стали Фивы, фиванский бог Амон стал главным божеством Египта, и египетские жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.
Иерархия богов во главе с царём богов представляет собой отражение порядков восточной деспотии. Верховный бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Официальная религия объявила фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, которое начало оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (конец 15 — начало 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменен. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Египта и установили теократию.РАЗДЕЛ 2. ШУМЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯШумерийцы - племена неизвестного происхождения, в кон. 4-го тыс. до н. э. освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества - покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца. Из первых письменных источников (конец 4 - начало 3-го тыс.) известны имена богов Инанны, Энлиля и др., а с 27- 26 вв. - теофорные имена и наиболее древний список богов.
В каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция. До кон. 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль (владыка воздуха, царь богов и людей), Энки (владыка подземных пресных вод и мирового океана, позднее божество мудрости), Наина (лунный бог), бог-воитель Нингирсу, и др.
Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в т. ч. и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее типичных образов - образ богини-матери, которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах (Мах), Нинту. Мама, Мами. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов».
См. приложение № 2.
В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура (кон. 3-го тыс. до н. э.) говорится о любви жрицы Лукур к царю Шу-Суэну и подчёркивается священный и официальный характер их соединения. Гимны обожествлённым царям III династии Ура и I династии Исина также показывают, что между царём и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица - богини Инанны. Содержание произведений включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов, нисхождения богини в подземное царство и замену её героем, гибели героя и плача по нему и возвращения героя на землю. Все произведения цикла оказываются преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно воплощавшей метафору «жизнь - смерть - жизнь».
Мифы, имеющие отношение к культу плодородия, дают сведения о представлениях шумерийцев о подземном царстве. О местонахождении подземного царства чёткого представления нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»; границей подземного царства служит подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети. Участь мёртвых под землёй тяжела. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьём могут служить и помои). Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели, «как птицы, одеты одеждою крыльев». Представления о «ниве душ» нет, как нет и сведений о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали. Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна. Непогребённые души мёртвых возвращаются на землю и приносят беду, погребённые переправляются через «реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мёртвых. Реку пересекает лодка с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби или демоном Хумут-Табалом.
О сотворении людей дошло несколько мифов, но полностью самостоятелен из них лишь один - об Энки и Нинмах. Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и привлекают к процессу создания богиню Намму - «мать, давшую жизнь всем богам». Цель создания человека - трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек изготовлен, боги определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Нинмах начинают снова лепить людей, но у них получаются уроды: женщина, неспособная рожать, существо, лишённое пола, и т. д.
Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в шумерской мифологии культурные герои. Творцами-демиургами выступают в основном Энлиль и Энки. Согласно разным текстам богиня Нинкаси - зачинательница пивоварения, богиня Утту - ткацкого ремесла, Энлиль - создатель колеса, зерна; садоводство - изобретение садовника Шукалитудды. Некий архаический царь Энмедуранки объявляется изобретателем разных форм предсказания будущего, в т. ч. предсказаний при помощи излияния масла. Изобретатель арфы - некий Нингаль-Папригаль, эпические герои Энмеркар и Гильгамеш - создатели градостроения, а Энмеркар - ещё и письменности.
Разнообразна и степень активности и пассивности каждого божества. Так, наиболее живыми оказываются Инанна, Энки, Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные божества. Самый пассивный бог - «отец богов» Ан.
en.coolreferat.com
Civilization III: Conquests - Таблица: Особенности цивилизаций