Особенности культуры Древней Руси (стр. 2 из 6). Особенности культуры древней руси
Культура Древней Руси IX- XII вв Особенности культуры
Культура Древней Руси IX- XII вв. Особенности культуры Древней Руси 1. Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. 2. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. 3. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. 4. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.
Этапы развития Дохристианский период Культура Киевской Руси Период раздробленности: формирование местных особенностей
Архитектура Типы домов южный срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней северный пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей
Устное народное творчество Что мы подразумеваем под термином УНТ? Песни Былины Сказания А. Васнецов. Три богатыря. Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. Вы узнали отрывок?
Черты и резы восточных славян
Крещение княгини Ольги
Крещение Руси 988 г.
Письменность и грамотность. Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Алфавиты кириллица и глаголица Миниатюра из рукописной книги.
Кирилл и Мефодий Памятник создателям
Создатели славянской азбуки
Славянская азбука Кириллица Глаголица
Кириллица - Старославянская азбука — первая кириллическая азбука из 46 букв, созданная предположительно в IX веке для записи старославянского языка.
Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.
Письменные памятники «Повесть временных лет» Летописи Русская Правда Описание заморских земель русскими путешественниками Устав и «Поучение детям» Владимира Мономаха Житие
Летописание Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н. 12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет» . Страница из летописи Летопись – погодная запись событий Нестор
Литература Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе» «Житие Феодосия Печерского»
Литература «Хождение игумена Даниила в святые места» .
Литература Словоторжественное - «Слово о Законе и Благодати» , автор - первый киевский митрополит Илларион Словонравоучительное - «Поучение Владимира
Богослужебные книги «Остромирово Евангелие» Древнейший памятник русской письменности — Остромирово Евангелие — было написано по заказу новгородского посадника Остромира. Мстиславово Евангелие»
Остромирово Евангелие 1056 -57 гг.
Поучение детям
Повесть временных лет 1113 год Нестор
Летописи • Радзивилловская • Ипатьевская • Новгородская • Лаврентьевская • Повесть временных лет • Троицкая Радзивилловская
Русская Правда Первая редакция Ярослав Мудрый
Устав Владимира Мономаха 1113 год Владимир Мономах
Письменность и грамотность Грамотность была распространена не только среди знати , но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписиграффити на стенах. Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр. Граффити
Берестяные грамоты
Берестяные грамоты От Гостяты к Василю. «Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»
Берестяные грамоты.
Зодчество и живопись. План Киева в середине XII века. Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси. Самый крупный из них – Киев. Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3, 5 километра.
Архитектура Крестово-купольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989996 г)
Десятинная церковь Князь Владимир заложил Десятинную церковь
Фундамент Десятинной церкви X в.
Храм состоит из трех частей:
Архитектура Новгород Использование серого известняка (стены затирали штукатуркой). Декор из кирпича. Приземистость, расширение к основанию, массивность Галицко. Волынское княжество Каменные блоки правильной формы, декор – барельефная скульптура Владимиро. Суздальское княжество Строительство из белого камня, белокаменная резьба, аркатурноколончатый пояс посередине фасада, возвышенность, устремление вверх
Золотые ворота в Киеве Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью Золотые ворота были главным въездом в Киев. Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
Золотые ворота Киева
Софийский собор в Киеве. XI век. Софийский собор в Киеве был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду. Реконструкция.
Софийский собор в Киеве. 1017— 1037. Общий вид
Боковой неф собора.
Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого XI в.
Софийский собор в Новгороде Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13 главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
Софийский собор в Новгороде Выстроена София В Новгороде, расположенном на новгородская в севере страны, основном из камня, и втором по значению и величине городе только арки Киевского порталов, и оконных государства, в 1052 построен собор проёмов выложены Св. Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах. из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.
Софийский собор в Полоцке Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Известно, что в плане он повторял Софийский собор Киева, также как и Софийский собор Новгорода, это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5, 85 метра. К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имела свои главы, что создавала свой композиционный образ общего вида.
Церковь Параскевы Пятницы В Чернигове. Рубеж XII – XIII в.
Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1115 -1119 г. Великий Новгород
Церковь Спаса на Нередице, (Спас на горе Нере дице, Спас-Нере дица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1, 5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.
Спасо-Преображенский собор в Переславле –Залесском. 1152 -1157 гг.
Золотые ворота во Владимире.
Успенский собор во Владимире XII в.
Успенский собор во Владимире • Построен в 1158 – 1160 г. г. • Перестроен в 1185 – 1189 г. г. • В интерьере храма использовались фрески XI – XII в. в. и фрески 1408 г. работы Андрея Рублева и Даниила Черного • В 1862 г. к собору была пристроена колокольня и придел Георгия
Церковь Покрова на Нерли 1165 г.
Церковь Покрова на Нерли близ Боголюба у слияния рек Клязьма и Нерль, построенная в 1165 году, считается едва ли не прекраснейшей из всех белокаменных зданий
Дмитриевский собор во Владимире • 1194 – 1197 г. г. • Поставил его Всеволод Большое Гнездо на своем дворе рядом с дворцом для себя и своей семьи. И посвящен он небесному покровителю князя – Дмитрию Солунскому
Дмитриевский собор во Владимире XII в.
Зодчество и живопись. Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв. м. мозаик и 3 тысячи кв. м. фресок. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаики Софийского собора в Киеве
Живопись Древней Руси Мозаика Икона
Иконопись Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
Иконопись Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками. Канон – свод положений, норм, правил. Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве. Мог быть “лицевым” и “словесным”
Спас Нерукотворный • Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворе нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — неруками-сделанный), чудотворный Мандилио н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ» ) — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице) Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ)
Храмовая живопись • Фреска • Мозаика • Икона
Живопись Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку. Фреска на южном склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире
«Ангел Златые власы» . Архангел Гавриил
Фреска «Богоматерь Оранта» Софийский собор
Икона. Владимирская Богоматерь XII в.
Живопись Миниатюра- красочная иллюстрация
Художественное ремесло • Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – Гривна Владимира Мономаха каменные формочки.
Художественное ремесло Сережкаподвеска ХІ-ХІІІ ст. Шлем Ярослава Всеволодовича Воин в доспехах Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.
Скань • Скань (от др. -рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Перегородчатая эмаль и чернь • Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
Булавки бронзовые и равноплечная фибула.
Развитие ремесла Гончарное Ковка железа Кузнечное Ювелирное
Деньги Древней Руси Гривны Рубль Полтина Дирхема Деньга Пулы Копейка
Дайте определение каждому.
• Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. • Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.
Собор Св. Софии • В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св. Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045— 1050 годах.
present5.com
Особенности культуры Древней Руси
ТОП 10:
Культура Киевской Руси
Понятия:
· Скань, зернь, эмаль, чернь
· Кириллица, глаголица
· Пергамен
· Берестяные грамоты
· Жития святых
· Крестово-купольный храм, апсиды, хоры
· Мозаика, фреска
Культура Московской Руси XIV-XV вв.
Понятия:
· Ересь
· Рационализм
· Нестяжатели
· Иосифляне
· Автокефальность
Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.
Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.
Фольклор
Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.
Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.
Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.
Письменность и литература
Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).
Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.
В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.
В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).
Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).
Общественная мысль
XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.
Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.
Архитектура
В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.
Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.
Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».
Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).
Литературные произведения
Архитектура
иконопись
«Слово о погибели русской земли»
«повесть о разорении Рязани Батыем»
«Задонщина»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Повесть о Петре и Февронии»
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина
Новгородские:
Церковь Федора Стратилата на ручью, церковь Спаса на Ильине улице
Московские: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря,
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти), Благовещенский собор Московского Кремля(Псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо, Антонио Соляри)
Феофан Грек (Богоматерь Донская, росписи церкви Спаса на Ильинее улице)
Андрей Рублев (Троица, росписи Андроникова монастыря)
Церковь Федора Стратилата на ручью
Церковь Спаса на Ильине улице (фрески Феофана Грека)
Успенский собор в Звенигороде
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти)
Благовещенский собор Московского Кремля (Псковские мастера)
Грановитая палата (Марко Руффо, Антонио Солари)
Московский Кремль при Иване Калите
Московский Кремль при Дмитрии Донском
Кремль при Иване III (Пьетро Антонио Солари)
Донская икона Божьей матери (Феофан Грек)
Фрагмент росписи церкви Спаса на Ильине улице
Успение (Феофан Грек)
Троица (Андрей Рублев)
Апостол Павел (Андрей Рублев)
Культура XVI в.
Понятия
· Москва- Третий Рим
· Книгопечатание
· Шатровый стиль
Фольклор
В XVI веке расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.
В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.
Литература и общественная мысль
В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.
Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.
Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой», написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.
Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).
Культура XVII в.
Понятия
· Обмирщение культуры
· Нарышкинское (московское) барокко
· Парсуна
· Нравоучительная повесть
· Сатира, драма, поэзия
Образование и письменность. Литература
Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.
Архитектура
В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.
Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.
Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.
При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».
В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.
Культура XVIII в.
Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.
Просвещение и наука
1701 - Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее - Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.
Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".
Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.
Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.
1700 году - летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.
1702 - первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.
1708 - переход на гражданский шрифт.
1755 - по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.
Екатерина II - создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.
1764 - Смольный институт благородных девиц.
Петр I открыл первый в России музей - Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.
1741 - экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.
Известный изобретатель петровского времени - Андрей Константинович Нартов.
1718 - Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.
Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".
В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.
Знаменитый изобретатель-самоучка - Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.
Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.
Литература. Общественная мысль
Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".
Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин "Бедная Лиза".
Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы "Трутень", Живописец".
Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность". Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".
Архитектура и изобразительное искусство. Скульптура. Театр.
Для петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Архитектурным стилем эпохи стало "русское (петровское) барокко" с характерной пышностью, торжественностью, причудливостью форм. Крупнейшие архитекторы эпохи: Доменико Трезини (Летний дворец Петра, Петропавловский собор, здание 12 коллегий в Петербурге), Иван Коробов (Гостиный двор в Москве).
В середине XVIII века преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архитектором этого времени был Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.
Во второй половине XVIII века классицизм. Василий Баженов, Матвей Казаков и Иван Старов. Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Матвей Казаков: здания Московского Университета, Сената в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей. Иван Старов - автор Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре в Петербурге.
В начале XVIII века окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи - портрет. Крупнейшие живописцы эпохи: Иван Никитин (портреты Петра I, Натальи Алексеевны), Андрей Матвеев (автопортрет с женой).
Вторая половина XVIII века - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Крупнейшими портретистами XVIII века были Федор Рокотов (портрет Екатерины II, Павла I, портрет Струйской), Дмитрий Левицкий (портреты смолянок) и Владимир Боровиковский (портрет Лопухиной).
Выдающимся мастером скульптуры был Федот Иванович Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Этьен Морис Фальконе - автор "Медного всадника".
В первой четверти XVIII века появляется общедоступный русский театр. Во второй половине XVIII века был открыт первый государственный театр (труппа Федора Волкова из Ярославля) в Петербурге, создавались крепостные театры в помещичьих имениях (актриса Прасковья Жемчугова-Ковалева).
Б. Ф. Растрелли. Собор Смольного монастыря
Б.Ф. Растрелли Пятый (существующий) Зимний дворец
В.И.Баженов Дом Пашкова
И.Е. Старов Таврический дворец
А. Ф. Кокоринов Ж. Б. Валлен-Деламот Академия художеств
Доменико Трезини Петропавловский собор
Культура Киевской Руси
Понятия:
· Скань, зернь, эмаль, чернь
· Кириллица, глаголица
· Пергамен
· Берестяные грамоты
· Жития святых
· Крестово-купольный храм, апсиды, хоры
· Мозаика, фреска
Особенности культуры Древней Руси
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Письменность.Летописи.Литература.
Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица.
Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:
рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)
граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)
эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)
берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)
Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).
Летописание.
«Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
Литература.
устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).
проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха
жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)
героический эпос – «Слово о полку Игореве», написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)
публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)
Зодчество Древней Руси.
первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)
крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы
Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)
Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)
Изобразительное искусство.
мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)
фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)
иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))
Прикладное искусство.
зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла
гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле
филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки
Литературные произведения
Архитектурные памятники
Церковная живопись
Остромирово Евангелие
Повесть временных лет
«Слово о полку Игореве»
«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона
Сказание о Борисе и Глебе (Житие Бориса и Глеба)
«Хожение» игумена Даниила
«Моление (слово) Даниила Заточника»
«Поучение Владимира Мономаха»
Киевские: Десятинная церковь, Софийский Собор, Золотые ворота
Новгородские: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице, церковь Николы на Липне, церковь Параскевы Пятницы на торгу
Владимирские: Успенский собор, Дмитриевский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, Церковь покрова на Нерли
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Оранта
Святой Георгий
Спас нерукотворный
Ангел Златые власы
Софийский собор в Киеве
Золотые ворота в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Георгиевский собор Юрьева монастыря
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Николы на Липне
Церковь Параскевы Пятницы на торгу
Успенский собор во Владимире
Дмитриевский собор во Владимире
Золотые ворота во Владимире
Княжеский замок в Боголюбово
Церковь Покрова на Нерли
Богоматерь Владимирская Богоматерь оранта
Ангел златые власы Святой Георгий
Спас Нерукотворный
infopedia.su
Особенности культуры Древней Руси - часть 2
Однако пантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Созданный искусственно на основании фрагментарных мифологический представлений, культ был узкогрупповым, сословным: он отражал корпоративные властные интересы, воинственную идеологию князя и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии.
Сохраняя первобытную аморфность картины мира, хаотичность природно-социальных отношений и связей, усугубленные фрагментарностью искусственно модернизированной мифологии, новый культ не мог трасформироваться в системный, соответствующий задачам и целям централизованного и иерархически организованного государства и не мог способствовать становлению цивилизации.
Крупнейшей политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.
Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной религии.
Характер исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточно-славянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения. Византия вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).
Русские люди значительно выросли духовно за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли (Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством (это вылилось в форме летописного рассказа «испытания вер») – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.
Наиболее понятными были догматы и теология христианства, которое славянская Болгария приняла от Византии на сто лет раньше. Болгарский язык был настолько близок к русскому, что болгарские книги не переводились, а просто переписывались. На Руси греками и болгарами велась миссионерская деятельность. Во всех городах Причерноморья, с какими приходилось иметь дело русским – Херсонесе, Судаке, Керчи, Тмутаракани господствовало христианство.
С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия).
Христианская церковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной частью в этот класс. В то же время она очень умело, во всеоружии разнообразных средств церковной литературы, искусства, театрализованного богослужения противодействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям вне закона божеского и человеческого.
Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.
Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.
Воздействие христианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Греческая церковь располагала большим фондом богослужебной, богословской, исторической литературы и высокоразвитым искусством (архитектура, живопись). Для Руси благоприятным обстоятельством было то, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке (а не на греческом или латинском) и к концу Х в. создала большой запас переводов христианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, явившиеся «узлами прочности» церковной организации.
Обращение к Византии, христианизация Руси, а отсюда непосредственное соприкосновение со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема.
Христианство как мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.
Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.
Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым – христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга.
В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.
Значительная роль в развитии культуры Киевской Руси принадлежит Крестителю Руси Владимиру, князьям Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. Их можно назвать культурными политиками, реформаторами общественной и религиозной жизни народа. Они руководили масштабными социокультурными процессами, имевшими место в Древней Руси и оказали большое влияние на многие феномены ее культуры.
Однако было бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры.
Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.
2. ФОРМИРОВАНИЕ НА РУСИ ОСОБОГО ТИПА ДУХОВНОСТИ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ, ИКОНОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ФОЛЬКЛОРЕ, НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ
Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и началом русской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церковных историков, утверждая, что до принятия христианства восточные славяне не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания, ни самобытной культуры. По их мнению, только с принятием христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа.