Изобразительное искусство древней руси. Зодчество, изобразительное искусство и художественное ремесло Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и изобразительное искусство древней Руси. Изобразительное искусство древней руси


Изобразительное искусство Руси IX-XIII вв. — КиберПедия

Древнерусская монументальная живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси (при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром). Она складывалась на основе византийских традиций, однако русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатив европейскую культуру своеобразными стенными росписями и иконописью. Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску.

Систему росписи средневекового храма можно представить на примере самого известного памятника XI столетия - Софийского собора в Киеве. Главные части интерьера (подкуполыюе пространство и апсида) были украшены мозаикой. В куполе в окружении четырех архангелов был изображен Христос Вседержитель (Пантократор). В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов; в парусах, поддерживающих купол, - евангелисты; на столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображается сцена Благовещения. В центральной апсиде на ее верхней вогнутой поверхности предстает Богоматерь в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Это заступница, получившая позднее в народе имя "Нерушимая стена", - образ, восходящий к языческому образу праматери. Ее фигура достигает высоты почти пяти метров. Ниже Богоматери представлена сцена евхаристии - причащения. Еще ниже, в простенках между окнами, изображаются фигуры святителей, отцов церкви. Мозаичные изображения плоскостны, их формы архаичны, овалы лиц удлинены, глаза широко открыты, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Однако торжественная каноническая неподвижность фигур святителей (фигуры, представленные в фас, располагаются на определенном расстоянии друг от друга) не лишает их одухотворенные лица индивидуальности.

Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке - фресками. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии, архангела Михаила, изображения праведников и мучеников. Таким образом, мозаики и фрески русской церкви (как и византийской) знакомили верующих с основными персонажами и событиями из Евангелия.

В Киевской Софии имелись также и фрески светского содержания: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной - его сыновей.

Другими примерами монументальной живописи домонгольской Руси выступают фрески в соборе Святого Дмитрия (1195) во Владимире, Спасо-Преображенского собора Спасо-Мирожского монастыря (середина XII в.). Сравнение фресок в соборе Святой Софии в Киеве и в соборе Святого Дмитрия во Владимире позволяет сделать заключение, что там использовались различные принципы монументальной живописи. На владимирских фресках апостолы - это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом широко открытых глаз. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, подобно античным философам, ведущим тихую ученую беседу. Их лица очень индивидуальны, "портретный. В руках апостолы держат раскрытые Евангелия - это знак, указывающий на начало Страшного суда. Владимирские фрески очень красочны и богаты цветовыми сочетаниями: здесь больше всего золотисто-коричневых тонов, их дополняют желтовато-зеленые, голубые, лиловые, светло-синие и красно-коричневые. Лики святых объемны, переходы от тени к свету плавны.

Ярчайшей страницей древнерусского искусства является иконопись. Икона - это произведение искусства особого рода. По учению Отцов Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т.е. представлял собой не личное восприятие каким-либо художником ветхозаветных или евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину; обладал (в доступных человеку пределах) такой же полнотой знания о сверхъестественном, Божественном мире, как и тексты Священного Писания. А это значило, что художник должен был следовать приемам иконографии, т.е. он не мог изменять композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту церкви.

Так сформировался один из основных признаков средневекового искусства - каноничность, т.е. следование строгим правилам - канону. Особенно это относится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное - типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и церковью. В художественной практике применялись так называемыеобразцы - рисунки, позднее - прориси (контурные кальки), без которых редко обходился средневековый мастер. Они не давали художнику сбиться и уклониться на путь самомышления. Канон - явление сложное и не может быть оценен однозначно. С одной стороны, он сковывал мысль средневекового живописца, ограничивал его творческие возможности. С другой - как неотъемлемая часть средневековой культуры он дисциплинировал художника, направлял его творческий поиск в область тщательной проработки деталей, воспитывал зрителя, помогая ему быстро ориентироваться в сюжетах и внутреннем смысле произведений. Настоящее высокое искусство иконописи начиналось там, где творческая воля мастера, не порывая с каноном (в этом случае художник просто не был бы понят теми, для кого он писал), тем не менее преодолевала его.

Икона как изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она подчеркивала дистанцию и различие между высшим миром и земным бытием. Поэтому икона тяготела к условным формам, к преодолению телесности персонажей и объемности окружающих их предметов. В иконе бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в "обратной перспективе". Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или желтым, красным, зеленым, синим) фоном. Иконописцы называют его светом, потому что это и есть изображение Божественного света (сферы безграничной и сверхпредельной). К сожалению, известно не так уж много имен древнерусских иконописцев. Это объясняется тем, что средневековое восточно-христианское искусство было в основном безымянно. Ведь художник считался не столько творцом, сколько исполнителем произведения. Вот почему гораздо чаще известен заказчик иконописного шедевра, чем его создатель. Сведения о мастерах, по крайней мере до конца XV в., практически единичны. Тем не менее до наших дней дошло не одно и не два имени отечественных художников, уцелевшие на полях и затыльях (оборотах) икон, на стенах храмов, на страницах исторических документов. Например, Киево-Печерский патерик (сборник поучительных церковных повестей) сохранил имя знаменитого русского иконописца XI - начала XII в. печерского монаха Алимпия. На штукатурке Софийского собора в Новгороде были обнаружены автографы его современников: Стефана, Радко, Сежира, Гаги. Таким образом, уже на заре средневековой иконописи открываются имена ее первых творцов. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т.е. в конце XI - первой четверти XII вв.). Это поясное изображение Святого Георгия из соборного храма Юрьева монастыря в Новгороде. В княжеско-дружинной среде Георгий почитался как Победоносец - покровитель ратников и ратного дела. Воин, изображенный на иконе, одухотворен, ему присуще аристократическое изящество. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия - копье. А в левой он держит перед собой меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Типично новгородским можно считать большой по размерам образ святого Георгия в полный рост, также из соборного храма Юрьева монастыря. За спокойной неподвижностью фигуры воина чувствуются его уверенность и мощь.

В одной руке он держит копье как ратный символ, а другой - сжимает меч. Такой образ воина выражал действительность новгородской жизни, связанной с защитой родной земли.

Собственный изобразительный язык, удивляющий изяществом формы, специфической нарядностью, выработался у иконописцев Владимиро-Суздальской Руси. В качестве источника этой школы иконописи можно назвать икону Богоматери с младенцем византийского письма, вывезенную Андреем Боголюбским из Вышгорода в середине XII в. В 1161 году это выдающееся произведение искусства стало главной святыней Успенского собора Владимира и всей владимирской земли, а позднее, перенесенное в Москву, - главной святыней России. Со временем оно получило название"Богоматерь Владимирская". В том месте, где она совершила чудо, впоследствии была построена резиденция князя Андрея - Боголюбово. А безвестный иконописец изобразил явление Богоматери князю Андрею, на верхнем поле которой - деисусх. Эта икона стала называться "Богоматерью Боголюбовской". В этой теме нашла воплощение идея заступничества, способная впитать в себя самые разнообразные жизненные драмы.

В ярославской школе иконописи сформировался выдающийся по мастерству образ Богоматери Оранты (от лат. огапэ - "молящийся", в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками. В средние века сложился иконографический тип Богоматери, известный под названием "Великая Панагия". "Панагия" - изображение Богородицы типа "Оранта", но в полный рост. На Руси было известно более трехсот иконографических сюжетов изображения Богоматери. Помимо Богоматери Оранты и Богоматери Панагии назовем также Богоматерь Одигитрию (греч. "путеводительница") - когда младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к ее щеке, и смотрит строгим взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест; и Богоматерь Умиление - когда на иконе изображена Богоматерь с младенцем, который прикасается своей щекой к щеке матери. Рассматриваемая икона ярославской школы, связанная с киевской традицией, поражает изысканностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоценности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и аристократизмом форм, торжественной священной неподвижностью, погруженностью в вечность. Здесь воплощен идеал царственной красоты той эпохи, как его понимали высшие слои древнерусского общества. Народ предпочитал искусство более простодушное и ярко декоративное.

Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг. Древнейшей русской рукописью является "Остромирово Евангелие", написанное в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Книжный мастер учился на образцах монументальной живописи: краски миниатюр, изображающих евангелистов, яркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежд прочерчены золотыми линиями, сами фигуры евангелистов сходны с фигурами апостолов Софийского собора в Киеве.

Круглая скульптура в искусстве Древней Руси не получила развития. Однако русские мастера, имеющие богатый опыт резьбы по дереву, перенесли его на изделия мелкой пластики, в искусство алтарных преград, в резьбу по камню, в литье (в том числе монет).

68. Образование и письменность в Древней Руси.Фактором , подготовившим принятие христианства Русью, стало создание во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла (827 -869) и Мефодия (815 -885) , прибывших из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава в 863 году . Они не только создали славянскую азбуку , но и перевели на неё с древнегреческого языка книги Священного Писания. В X в. уже есть свидетельства использования кириллицы на Руси. Договор 911 г. Между Олегом и Византией был написан на двух языках – греческом и славянском.

О широком распространении грамотности среди среди различных слоёв общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Новгородские берестяные грамоты , содержащие записи для памяти , повсеместно встречаются , начиная с XI в.Наиболее распространена грамотность была среди городского населения. Горожане оставили надписи на стенах церквей Новгорода, Киева, Смоленска.С XIв. В семьях богачей стали учить грамоте девочек и мальчиков , Янка, сестра Владимира Мономаха, создала в Киеве женский монастырь , а при нём школу для обучения грамоте девушек.Среди князей и их семей было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей – Ярослава Мудрого, Всеволодовича Ярославовича, Владимира Мономаха , Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях. Так , княгиня Ефросинья Полоцкая «была книжному писанию » обучена и сама писала книги.

Известны имена 39 писцов XI – XIII вв. 15 из них были лицами духовного звания. В XIв. на Руси существовала библиотека, в них были сборники изречений известных поэтов , философов, богословов мира, переводные книги.Проблема обучения в Древней Руси, изучение которой опирается на немногочисленные источники, имеет различные подходы и решения. Летописные известия определенно свидетельствуют о создании великими киевскими князьями школ; о появлении грамотной прослойки в древнерусском обществе говорят не только берестяные грамоты, материалы эпиграфики и граффити на стенах храмов и на бытовых предметах, но и возникновение книжности на русском языке.

Археологические открытия, литературные памятники и зарубежные источники свидетельствуют, что восточные славяне со второй половины IX в. имели школы грамоты, где получали элементарное образование1. Такие школы существовали на Руси до правления князя Владимира. Групповое обучение чтению и письму было первоначальной формой школы.

Параллельное существование языческих и христианских школ известно в период перехода от язычества к христианской религии в Византии и других странах Европы. По-видимому, и Русь на определенном этапе не составляла в этом отношении исключения.

Б.А. Успенский отметил то, что дело князя Владимира - именно в создании русского школьного образования, поскольку Владимир использовал для обучения уже имеющиеся к тому времени на Руси богослужебные церковнославянские книги2. Находка в 2000 г. Новгородской Псалтыри уточнила наше представление об образовании. Найденный триптих содержит текст Священного писания на русском языке. Академик А.А. Зализняк расшифровал надписи, в которых определенно говорилось о том, что эта книга предназначена не для церковной службы, а для привлечения «алчущих знания». Был сделан вывод, что перед нами первый учебник, по которому недавно крещеные новгородцы учились грамоте. Находка Новгородской Псалтыри - древнейшей восточнославянской книги - сделала русскую книжность эпохи Владимира реальностью.

69. Литература в Древней Руси.Возникновение древнерусской книжной культуры

1.1. Фольклор и литература. Предшественником древнерусской литературы был фольклор, распространенный в средневековье во всех слоях общества: от крестьян до княжеско-боярской аристократии. Задолго до христианства это была уже litteratura sine litteris, литература без букв, с особой жанровой системой. В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно, взаимно дополняли друг друга, иногда вступая в тесное соприкосновение. Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всей ее истории (от летописания XI – начала XII в. до «Повести о Горе-Злочастии» переходной эпохи), хотя в целом слабо отразился в письменности.

1.2. Крещение Руси и начало «учения книжного». Принятие христианства в 988 г. при великом князе Киевском Владимире Святом ввело Русь в орбиту византийского мира. После крещения в страну была перенесена от южных и в меньшей степени от западных славян богатая старославянская книжность, созданная солунскими братьями Кириллом Философом, Мефодием и их учениками. Огромный корпус переводных (в основном с греческого) и оригинальных памятников включал в себя библейские и богослужебные книги, патристику и церковно-учительную литературу, догматико-полемические и юридические сочинения и т. д. Этот литературный фонд, общий для всего византийско-славянского православного мира, обеспечивал внутри него сознание религиозного, культурного и языкового единства на протяжении столетий. От Византии славяне усвоили по преимуществу церковно-монастырскую книжную культуру. Богатая светская литература Византии, продолжавшая традиции античной, за немногими исключениями не была востребована ими. Южнославянское влияние в конце X–XI в. положило начало древнерусской литературе и книжному языку.

Древняя Русь последней из славянских стран приняла христианство и познакомилась с кирилло-мефодиевским книжным наследием. Однако в удивительно короткие сроки она превратила его в свое национальное достояние. По сравнению с другими православными славянскими странами Древняя Русь создала значительно более развитую и жанрово многообразную национальную литературу и неизмеримо лучше сохранила общеславянский фонд памятников.

1.3. Художественный метод и жанровая система древнерусской литературы. Древнерусская литература при всем ее своеобразии обладала теми же основными признаками и развивалась по тем же общим законам, что и другие средневековые европейские литературы. Ее художественный метод был обусловлен теоцентрическим и провиденциальным характером средневекового мышления и отличался символическим мировосприятием, историзмом, дидактизмом и этикетностью. Ей были свойственны каноничность, традиционность и ретроспективность.

70. Положение женщин в Древней Руси.Древнерусское общество - типично мужская, патриархальная цивилизация, в которой женщины занимают подчиненное положение и подвергаются постоянному угнетению и притеснению. В то же время русские женщины всегда играли заметную роль не только в семейной, но и в политической и культурной жизни Древней Руси. Достаточно вспомнить великую княгиню Ольгу, дочерей Ярослава Мудрого , одна из которых Анна прославилась в качестве французской королевы, жену Василия I, великую княгиню Московскую Софью Витовтовну , новгородскую посадницу Марфу Борецкую , возглавившую борьбу Новгорода против Москвы, царевну Софью, целую череду императриц XVIII века, княгиню Дашкову и других. Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в "Повести временных лет" сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем "мужских". Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае посессивной, владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу). Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в "Слове о полку Игореве" - Ярославна. Деспотические порядки, получившие широкое распространение в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела. После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их. В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым. В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, "дом свой не строит" и "о своей душе не радеет", и будет "погублен" и "в сем веке и в будущем". Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, Домострой" советовал бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом. Рекомендовалось "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Такие "ограничения" приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись в средствах при "объяснении" с женами. Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их!) и детем поврежение бывает в утробе". Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно!) побить, за руки держа". В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в обществе. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства. Вообще же, на жене лежала вся ответственность за ведение домашнего хозяйства, за воспитание детей младшего возраста. Мальчиков – подростков передавали потом на обучение и воспитание "дядькам" (в ранний период, действительно дядькам по материнской линии - уям, считавшимся самыми близкими родственниками-мужчинами, поскольку проблема установления отцовства, видимо, не всегда могла быть решена).

 

 

cyberpedia.su

Изобразительное искусство

Живопись Древней Руси также достигла высокого уровня. Художники писали иконы, расписывали по сырой штукатур­ке церковные стены (фрески), украшали цветными рисунка­ми (миниатюрами) и затейливыми заглавными буквами (ини­циалами) богослужебные книги и летописи.

К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода можно отнести такие иконы, как «Спас Нерукотворный» (30), «Великая панагия» (31), «Дмитрий Солунский» (32), «Архангел Гавриил» (33), «Ангел Златые Власы» (34), «Богоматерь Владимирская» (35) и др. Все эти иконы написаны разными мастерами и в разное время, но у них много общего: следование византийскому канону иконописи. Византийские традиции в иконописи заключаются в плоскостном изображении, в жестком линейном контуре фигур; в благородстве ликов с миндалевидным разрезом глаз, с тонким прямым носом, маленьким изящным ртом и отрешенным земных страстей взглядом, как бы устремленным внутрь себя; в тонком колористическом соотношении золотисто-желтых, вишневых, синих тонов. Это объясняется тем, что первые христианские храмы Киевской Руси строили и украшали иконами византийские мастера.

Появились оригинальные многофигурные композиции, каких не было в Византии – «Покров Богородицы» (36), «Собор Богородицы» (37), «О тебе дева радуется» (38).

Богато было прикладное искусство, «узорочье», Древней Руси. В Киеве, Новгороде, Галиче, Смоленске и других горо­дах найдено много мастерских, где «кузнецы злату и сереб­ра» создавали шедевры ювелирного искусства. Золотые укра­шения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позоло­той, изящная чеканка, художественная отделка оружия ­все это ставило Русь вровень с развитыми странами Европы. Во время нашествия Батыя жители городов прятали дра­гоценности в землю. До сих пор при земляных работах в Ки­еве и других городах находят эти клады, и по ним ученые восстанавливают облик прикладного искусства 10-13 вв.

Искусство периода феодальной раздробленности (13-нач.15 в.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилиза­ционный период в развитии русской культуры. Но становление собственно русского культурного архетипа произошло на следующем историческом этапе, получившем название Московской Руси. Он на­чался с трагических событий монголо-татарского вторжения (ХIII в.), продолжился во время возвышения Москвы и завершился в 17 в. вместе с окончанием эпохи древнерусской культуры.

Монголо-татарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1248-1480), довольно легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до двухсот пятидесяти.

Самым пагубным образом нашествие сказалось на художествен­ной культуре Руси, так как привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. В наибольшей степени по­тери сказались на ремеслах. Некоторые из них - производство ук­рашений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали - исчезли совсем. На целое столетие - с середины ХIII в. до середины XIV в. - почти полностью прекратилось каменное строи­тельство.

Летописание, устное творчество и литература. Среди жанров русской литературы ведущую роль продолжало со­хранять летописание. После временного упадка, вызванного монгольским нашествием, летописание возобновилось во всех крупнейших политических центрах Руси. В середине XV в. в Москве был создан первый «Хронограф» - краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории. В XIV-XV вв. складывается жанр народных поэтических и исторических песен, в которых воспевались героические подвиги русских людей при защите своей земли. Таковы историческая «Песня О Щелкане», «Сказание О граде Китеже», повести о русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском и Сухмане. В традициях народных «плачей» было написано «Слово о погибели Русской земли», прославлявшее и величие земли русской, и могущество ее князей накануне нашествия. В конце XIV - начале XV в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве: «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «3адонщина», автор которой Софоний Рязанец.

ЖИВОПИСЬ.

Своего наивысшего расцвета в конце 14 - l-й по­ловине 15 в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда называ­ют «русским Возрождением», имея в виду возрождение и дальнейшее развитие нарушенных монголо-татарским на­шествием лучших традиций древнерусской культуры. В творчестве иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева древнерус­ское изобразительное искусство достигло своей вершины. Центральной темой творчества этих и других замечатель­ных мастеров (Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора с Городца и др.) становится возвышенная одухотворенность, идеи согласия и гармонии, выраженные в сюжетах иконописи.

ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — ок. 1410), для которого Русь стала второй родиной, работал в Новгороде. Он соединил в своем творчестве лучшие традиции византийско­го искусства с достижениями русских живописных школ.

В общей сложности им в Новгороде, Нижнем Новгороде и Моск­ве было расписано около сорока церквей, в том числе церковь Спаса Преображения на Ильине (улица в Новгороде) (39-44), часть фресок которой сохранилась до наших дней. По ним мы можем судить о его живо­писной манере. Наиболее характерным в художественной манере Феофана, Грека является энергичный и необычайно выразительный короткий мазок, который он накладывал диагонально и асимметрич­но, рисуя лоб, нос, щеки, подбородок. Усилению выразительности изображений способствовал и суровый колорит его красок: темно-­желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих.

Еще одной идейной основой живописи Феофана является мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказывается настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода безжалостного судии. Поэтому лик Вседержителя его работы являет собой воплощение всеразрушающей карательной силы. Между этим грозным судьей и грешным человечеством по­средниками выступают праведники: праотцы, пророки, подвижники. Все они в изображении Феофана строгие аскеты, их лица суровы, а жесты и позы величественны. Отсюда такой высокий драматизм и экспрессия фресок Грека, не имеющих аналогов ни в русской, ни в византийской живописи.

Лучшие работы, наиболее полно раскрывающие самобытность и мощь его таланта, - это фрески в новгородской церкви Спа­са на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле (45-50), иконы в других церквях (51,52).

studfiles.net

Изобразительное искусство Древней Руси. Иконопись

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Цель урока: знакомство с изобразительным искусством и иконописью Древней Руси.

Задачи урока:

  1. сформировать представление о развитии древнерусской иконописи;
  2. развить умение самостоятельно работать с произведениями искусства, отбирать и обобщать материал;
  3. воспитать культуру восприятия произведений искусства.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-исследование.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. Работа обучающихся в группах. Выявление особенностей творчества. Записи в тетрадь.
  5. Сравнительный анализ иконы Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека «Троица».
  6. Работа в группах: создание краткосрочного проекта. Коллаж «Древнерусская живопись глазами современника» (ассоциации на листках бумаги А4 и интересные факты из жизни иконописцев).
  7. Вывод.
  8.  Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Живописец Павел Дмитриевич Корин писал: «Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…».  Душа – это тонкая материя, тайну которой вряд ли нам удастся постичь до конца. На сегодняшнем уроке мы попытаемся понять и сложить из крупиц её свою картину.

Посмотрите репродукции известных картин и творенья великих зодчих, при этом будьте внимательны! (в презентации по первым буквам фамилий великих русских художников, изображавших Древнюю Русь, скрыто слово «иконопись»)

Презентация «Русь православная»

4. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите: о каком государстве и времени идёт речь (Древняя Русь от язычества до принятия христианства). В каком году Русь приняла христианство? (988, при князе Владимире).

2015 год ознаменован 1000-летием со дня представления князя Владимира – Крестителя Руси.Итак, из всего вышесказанного и увиденного, попробуйте сформулировать тему нашего занятия: (Древняя Русь. Иконопись. Живопись Древней Руси. Иконопись. Как мы можем ещё назвать живопись?)  «Изобразительное искусство Древней Руси. Иконопись». (Слайд1). Учитель: Перед вами две репродукции. Что их объединяет и, что отличает? (Объединяет: это произведения живописи, искусства; отличает: это портрет, а это икона). Назовите характерные особенности портретной живописи. (Портрет в переводе с фр. означает «воспроизводить что-либо черта в черту». На портрете изображается внешний облик человека, а через него и внутренний мир). А теперь назовите характерные особенности иконописи (изображение библейских сюжетов, образов…).

Учитель: Только лишь изображение библейских сюжетов и образов является особенностью иконописи? (Затрудняемся ответить).Чтобы выйти из затруднения, какую цель мы должны поставить на сегодняшнем уроке: выявить основные особенности иконописи на примере мастерства великих иконописцев Древней Руси: Феофана Грека, Андрея Рублева. (Слайд 2).

Учитель. Конец 14-начало 16 века называют золотым веком Древней Руси. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Новгорода, Владимира и Пскова. (Слайд 3-5) Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. В это благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое происхождение (Слайд 6). Все поражало современников в личности Феофана: и масштаб его дарования, и его творческая свобода, и необычная манера письма. !!!!Работа с текстом учебника: откройте стр. 142 (один из учеников зачитывает стихотворение поэта Н.И. Рыленкова «Изограф Феофан Грек»). Учитель. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства, внутренней чистоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70-1430гг). (Слайд 7).  То немногое, что известно о Рублеве, искусствоведам, известно и нам. А каковы же характерные особенности этих гениев и их манеры письма?

4. Работа обучающихся в группах.

Используя план (он у вас находится на парте), текст учебника (гл.14) и изображения фресок (Слайд8-10), выявите основные особенности живописи Ф.Грека и А.Рублёва.

Итак, какие особенности живописи Ф. Грека можно выделить? Сформулируйте, пожалуйста.

Выявление особенностей творчества Ф.Грека. Сверка со слайдом (Слайд 11). Запись в тетрадь.

Какие особенности живописи А.Рублёва можно выделить?

Выявление особенностей творчества А. Рублёва. Сверка со слайдом (Слайд 12). Запись в тетрадь.

5. Сравнительный анализ. 

С помощью интерактивной доски проецируются изображения иконы Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека «Троица». (Слайд 13). На прошлом уроке вам было предложено выполнить опережающее задание: провести небольшое исследование и представить «Троицу» А.Рублёва и Ф.Грека. Готовились два докладчика и консультант, прошу к доске.

Докладчик 1. Всмотримся в «Троицу» Рублева, икону 15 века, еще ничего не зная о библейском сказании. В ней есть что-то располагающее к длительному созерцанию. Трое прекрасных юношей сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что видишь каждого в отдельности и всех вместе.

Докладчик 2. Теперь переведем взгляд на «Троицу» Феофана Грека. Эта фреска, написанная в 14 веке, в несколько поврежденном виде сохранилась в Троицком приделе собора Спаса Преображения в Новгороде. 

Д.1. В рублевской «Троице» - мир тишины и покоя, покоя просветленного, благотворного.

Д.2.  «Троица» же Феофана Грека полна трагизма, мрачного напряжения.

Консультант. Библейская история рассказывает, как к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба МаМврийского, догадываясь, что в них воплотились три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.

Д.2. Феофан Грек, следуя византийской традиции, передает этот эпизод с большей обстоятельностью. Он изображает уставленный яствами стол, Сарру, подающую блюда. Левая нижняя часть фрески утрачена, но искусствоведы считают, что там был изображен Авраам. Для Феофана Грека это прежде всего событие, произошедшее в определенном месте и в определенный час.

Д.1. В иконе Андрея Рублева отброшено все второстепенное. Остались три фигуры ангелов, евхаристическая чаша, дуб Мамврийский, дом и скала. Почему?

Ученики. Рублев оставил то, что помогало передать главное, - не событие, а состояние души: любовь, согласие, единение.

Учитель. В сравнении с тихой светлой «Троицей» Андрея Рублева фреска Феофана Грека воспринимается как грозное видение. Иконописцы противостоят друг другу, как стремительная молния и ясное солнце, скорбь и радость…

Продолжите сравнения, выстроив для каждого из них ассоциативный ряд слов. (Учащиеся выстраивая словесный ассоциативный ряд, называют: огнедышащий вулкан - зажженная свеча; бушующий океан - гладь озера; водопад - родник и т.д.).

6. Работа в группах.

Учитель. Первая группа уже предварительно проводила исследовательскую работу по поиску интересных фактов из жизни и творчества Ф.Грека. Вторая группа по поиску интересных фактов из жизни и творчества А. Рублёва. (Факты заранее внесены в вырезанные из бумаги купола храмов). Попытайтесь определить, какие цветовые и фигурные ассоциации возникают у вас при произнесении имени Ф. Грека и А. Рублёва. Приступайте.

Как только группы будут готовы, они по очереди: демонстрируют цветовые и фигурные ассоциации и приводят интересные факты из жизни и творчества Ф. Грека и А. Рублёва.

Учитель. Теперь предлагаю вам оформить коллаж «Древнерусская живопись глазами современника…». После оформления: У вас получились необычные храмы, а вот как изобразил храм Василия Блаженного художник нач. 20 в. Аристарх Васильевич Лентулов (стр.137 учебника). Своеобразный храм, правда?

Как вы думаете, что объединяет творчество этих иконописцев? (любовь к богу, вера в негасимый огонь, тепло и любовь душ человеческих).

Учитель прикрепляет «горящую» свечу - символ соединения и крепости взаимной любви, тепла и мира среди христиан. А если искать ассоциации в колокольных звонах?

Ученики. Набат-благовест.

Учитель.  Воспользовавшись словарями, дайте определение названиям звонов. Вывести на экран определение этих понятий.

Учитель. Предлагаю вашему вниманию звучание звонов. Воспользовавшись найденной данной информацией, определите, какой звон звучит.Как и эти звоны, иконы Рублева и Феофана Грека вызывают разные чувства и разное настроение.

7. Вывод.

Учитель. Развитие древнерусской живописи шло по пути от страстного душевного порыва, выраженного в творчестве Феофана Грека, к самоуглублению, созерцанию той внутренней красоты, которая заключена в душе человека. Это мы можем наблюдать в живописи Андрея Рублева.

8. Рефлексия. 

Вспоминая звучание «Набата» и «Благовеста», скажите: с каким звоном ассоциируется ваше впечатление, от сегодняшнего урока. Объясните почему? - Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

Ученики, например: («Благовест» – это музыка нежная, спокойная, светлая, слушая которую обретаешь душевное равновесие. «Набат» будоражит, тревожит, держит в напряжении.)

Ученик, например: (А у меня перекликаются эти звоны: вначале «Набат», затем «Благовест».)

Учитель: Позвольте закончить нашу встречу словами Микеланджело:

Творенье может пережить творца:Творец уйдет, природой побежденный,Однако образ, им запечатленный,Веками будет согревать сердца…

9. Домашнее задание.

  1. Глава 14.
  2. Записи в тетрадях.

Список использованной литературы.

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2010. 
  2. Емохонова Л. Г., Учебник. МХК. 10 класс. - М., Академия. 2009.
  3. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времён до XVII века / Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

  1. CD-ROM For Windows And MacOS Шедевры русской живописи.
  2. Фонограммы музыкальных произведений.
  3. Урок по МХК «Развитие древнерусской живописи». Ларина Т.В.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Архитектура и изобразительное искусство древней Руси — МегаЛекции

Большинство известных нам памятников древнерусской архитектуры и живописи представляют церковное искусство. Поскольку русская Церковь входила в лоно Византийской, русское церковное искусство, безусловно, должно было следовать византийским канонам. Наше знание о древнерусском искусстве неполно. большинство жилищ строилось из дерева и поэтому было менее долговечно, чем церковные здания. В Византийском искусстве было несколько школ и необходимо разделять, например, между архитектурным стилем Константинополя и византийских провинций, таких как Фракия и Македония, с одной стороны, и Анатолия – с другой.

Начнем с проблемы дохристианской архитектуры на Руси. Приблизительно в 1908 г. в Киеве археологи обнаружили овальный фундамент постройки, который сочли остатками языческого капища, хотя тому и нет прямого доказательства. На этом основании было высказано предположение, что языческие капища на Руси имели овальную форму.[354] Нет конкретных свидетельств для такого общего заключения. Если рассмотреть параллели в других славянских странах, увидим, что, например, капище Святовита на острове Рюген квадратной формы.

Очевидно первые христианские церкви были построены для русских не ими самими, вскоре после их первого крещения в 866 г. Вероятно одна находилась в Тмутаракани. В 1022 г. князь Мстислав Тмутараканский возвел там другую церковь, послужившую образцом для собора в Чернигове, заложенного тем же князем. К моменту его смерти, в 1036 г., собор был еще не закончен, но позже его достроили.[355]

 

Первым из роскошных киевских храмов была, так называемая, «Десятинная» церковь, заложенная Владимиром Святым и законченная в 1039 г..Два самых впечатляющих памятника русской архитектуры одиннадцатого века – Софийский собор, построенный в Киеве в 1037‑1100 гг., и второй новгородский собор того же имени, заложенный в 1045 г. Киевский собор дошел до нас в плохом состоянии, искаженным пожарами и перестройками. Новгородский несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно поврежден немцами перед отступлением 1944 г.Судя по всему, Св. София Киевская в ее первоначальном виде была величественным собором. тринадцать куполов; огромный – в центре и двенадцать, поменьше, – вокруг него. Собор был великолепно украшен внутри стенными росписями, мозаиками и иконами.

Вторая Св. София Новгородская была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром 1045 г. Новгородская Св. София более строга и менее роскошна, чем киевская, но прекрасна по‑своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, и, хотя главный объем храма прямоугольной формы, она не квадратная. У собора шесть куполов.

Вторая половина двенадцатого и начало тринадцатого века были периодом расцвета суздальской архитектуры.[362]

Как мы знаем, в это время Владимиро‑Суздальское княжество вышло на первый план, руководимое такими одаренными правителями как Андрей Боголюбский и Всеволод III. Оба были увлеченными строителями. Андрей приглашал в Суздаль архитекторов из разных стран.

Два выдающихся архитектурных памятника периода княжения Андрея – Успенский собор во Владимире (построен в 1158 – 1161 гг., восстановлен в 1185 ‑1189 гг., перестроен в 1194 г.) и изумительная миниатюрная церковь Покрова Богородицы на берегу реки Нерль недалеко от Боголюбова (1165 г.). В княжение Всеволода во Владимире возвели Димитриевский собор (1194 – 1197 гг.), известный декоративной отделкой внешних стен. Не менее замечателен Георгиевский собор в Юрьеве‑Польском, построенный сыном Всеволода Святославом (1230 ‑1234 гг.). Его фасады тоже украшены резьбой, даже более эффектной, чем на Димитриевском.Кроме церквей и Андрей, и Всеволод возвели для себя роскошные дворцы. Согласно летописцу, и иноземцы, и русские съезжались в Боголюбове, чтобы полюбоваться палатами Андрея. Ничего не осталось от этого дворца на земле

В то время как и церковь и князья финансировали развитие архитектуры, церковь выступала против скульптуры, считая ее языческим искусством. Предубеждение против скульптуры в древней Руси было столь велико, что не только в церковном, но и в светском искусстве для нее не было места

Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой Церкви,

Первые живописцы, работавшие на Руси, были «греки», то есть Сохранились также цирковые сцены с акробатами, охотниками, музыкантами и жонглерами. В работе над фресками двенадцатого века (такими как росписи в церквях двух киевских монастырей – Св. Михаила и Св. Кирилла, а также в так называемой церкви на Нередице недалеко от Новгорода), безусловно, вместе с греками принимали участие и русские живописцы. На Нередице, возможно, работали и армянские художники. Церковь на Нередице стала одной из самых болезненных потерь, понесенных во время немецкого нашествия.

История иконописи сходна с историей фресковой живописи. Сначала иконы или привозили готовыми из Византии, или на Руси писались греческими мастерами. Позже были обучены свои художники. Первым прославился у современников некий Алимпий, упоминаемый в «Патерике» Печерского монастыря. Мозаикииспользовались в убранстве Софийского собора и некоторых других церквей Киева и Чернигова[370]. Искусство эмали стало чрезвычайно популярным – русские художники киевского периода достигли высочайшего технического уровня в изготовлении перегородчатой эмали.

Нет никаких сомнений, что искусство вышивки Киевской Руси тоже было высоко развито, хотя до нас дошло совсем немного его образцов. Орнамент- звериный,пиродный.

 

megalektsii.ru

Архитектура и изобразительное искусство древней Руси

Большинство известных нам памятников древнерусской архитектуры и живописи представляют церковное искусство. Поскольку русская Церковь входила в лоно Византийской, русское церковное искусство, безусловно, должно было следовать византийским канонам, по крайней мере в начальный период распространения христианства на Руси. Поэтому часто говорят, что с точки зрения истории искусства, Киевская Русь была частью Византии.

Невозможно отрицать сильное византийское влияние в древнерусской архитектуре и живописи. Но, однако, реальный процесс русского художественного развития был чересчур сложным, чтобы его можно было описать в рамках теории «византинизации» Руси или какой‑либо другой строгой доктрины подобного рода. Во‑первых, наше знание о древнерусском искусстве неполно. Если некоторые церковные сооружения сохранились, то памятники светской архитектуры – нет, так как большинство жилищ строилось из дерева и поэтому было менее долговечно, чем церковные здания. Более того, за исключением немногих фундаментов, до нас не дошли постройки дохристианского периода, и, таким образом, у нас нет возможности проследить связь между языческой и христианской архитектурой. К тому же само понятие «византийское искусство» требует толкования. В нем было несколько школ и необходимо разделять, например, между архитектурным стилем Константинополя и византийских провинций, таких как Фракия и Македония, с одной стороны, и Анатолия – с другой.

Начнем с проблемы дохристианской архитектуры на Руси. Приблизительно в 1908 г. в Киеве археологи обнаружили овальный фундамент постройки, который сочли остатками языческого капища, хотя тому и нет прямого доказательства. На этом основании было высказано предположение, что языческие капища на Руси имели овальную форму.[354] Нет конкретных свидетельств для такого общего заключения. Если рассмотреть параллели в других славянских странах, увидим, что, например, капище Святовита на острове Рюген квадратной формы.

Очевидно первые христианские церкви были построены для русских не ими самими, вскоре после их первого крещения в 866 г. Вероятно одна находилась в Тмутаракани. В 1022 г. князь Мстислав Тмутараканский возвел там другую церковь, послужившую образцом для собора в Чернигове, заложенного тем же князем. К моменту его смерти, в 1036 г., собор был еще не закончен, но позже его достроили.[355]

Хотя черниговский собор несколько раз перестраивали, его первоначальные архитектурные особенности были сохранены. Он организован по византийскому плану – базилика с пятью нефами; в нем также очевидно определенное влияние архитектурного стиля закавказских храмов.[356]

Первым из роскошных киевских храмов была, так называемая, «Десятинная» церковь, заложенная Владимиром Святым и законченная в 1039 г. Согласно К. Дж. Конант эту церковь начали строить по плану византийской базилики с тремя нефами, по позже план изменили, и появилось двадцать пять отдельных объемов, предназначенных для возведения свода, но не двадцати пяти куполов, как считают некоторые.[357]

Еще раньше, приблизительно в 989 г., Владимир повелел построить собор в Новгороде. Из летописи мы узнаем, что первая Св. София Новгородская, построенная из дерева, была о тринадцати верхах .Некоторые археологи готовы видеть в этом термине купола, по более правдоподобным кажется, что «верхи» можно объяснить просто как элементы крыши.[358]

По Конант, один из архитекторов этого собора, видимо, был из Азии. Этот стиль, несомненно, повлиял на стиль других ранних русских церквей, и в Новгороде и в Киеве.

Два самых впечатляющих памятника русской архитектуры одиннадцатого века – Софийский собор, построенный в Киеве в 1037‑1100 гг., и второй новгородский собор того же имени, заложенный в 1045 г. Киевский собор дошел до нас в плохом состоянии, искаженным пожарами и перестройками. Новгородский несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно поврежден немцами перед отступлением 1944 г.

Судя по всему, Св. София Киевская в ее первоначальном виде была величественным собором. В плане она представляла собой квадрат, внутренний объем делился колоннами на нефы. Собор имел пять апсид – все на восточной стороне – и тринадцать куполов; огромный – в центре и двенадцать, поменьше, – вокруг него. Собор был великолепно украшен внутри стенными росписями, мозаиками и иконами.

Как целое, Св. София Киевская – выдающееся произведение византийского стиля, но она не была простой копией какого‑либо храма, существовавшего тогда в Византии. Считается, что так называемая «Новая церковь» (Nea Ecclesia) в Константинополе, законченная в 881 г., послужила исходным образцом для создателей Софии и некоторых других киевских храмов, построенных при Ярославе Мудром. Однако Киевская Св. София значительно сложнее по своей архитектуре, чем ее прототип. В ней заметны также художественные мотивы византийских провинций (в этом случае Анатолии). Кроме того не исключается возможность определенного влияния новгородского деревянного зодчества, особенно если принять во внимание количество куполов, совпадающее с количеством новгородских «верхов».

Вторая Св. София Новгородская была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром 1045 г. Новгородская Св. София более строга и менее роскошна, чем киевская, но прекрасна по‑своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, и, хотя главный объем храма прямоугольной формы, она не квадратная. У собора шесть куполов.

Согласно А. И. Некрасову, некоторые архитектурные черты этого храма принадлежат романскому стилю.[359] В течение двенадцатого века с ростом местных культурных центров, большинство столиц удельных княжеств украсились церквями, каждая из которых, если и была меньше киевского Софийского собора, но имела свой собственный особый стиль.[360]

Показательно, что в художественном стиле церквей как западной Украины (Галиция и Волынь), так и восточной Руси (Суздаль и Рязань) переплетаются и романские и закавказские (грузинские и армянские) стилистические влияния. Как показывают последние археологические изыскания, рязанская церковь начала двенадцатого века имела форму так называемого «армянского креста».[361]

Вторая половина двенадцатого и начало тринадцатого века были периодом расцвета суздальской архитектуры.[362]

Как мы знаем, в это время Владимиро‑Суздальское княжество вышло на первый план, руководимое такими одаренными правителями как Андрей Боголюбский и Всеволод III. Оба были увлеченными строителями. Из летописей известно, что Андрей приглашал в Суздаль архитекторов из разных стран. Историк В. Н. Татищев утверждает, что однажды император Фредерик Барбаросса посылал Андрею мастеров‑строителей из Германии.[363] Татищев не указывает источника этого сообщения, но обычно его информация достоверна. Нам известно, что суздальские князья поддерживали дружественные отношения и с Византией, и со Священной Римской империей. Возможно, Андрей Боголюбский нанимал некоторых грузинских и армянских архитекторов, а также строителей из Западной Руси (Галиции).

Присутствие такого большого количества иностранных архитекторов в пятидесятые‑шестидесятые годы двенадцатого века, видимо, стимулировало художественную активность местных суздальских мастеров, и в 1194 г. летописец замечает, что Всеволод пригласил только русских мастеров подновлять соборы Суздаля и Владимира.[364]

Два выдающихся архитектурных памятника периода княжения Андрея – Успенский собор во Владимире (построен в 1158 – 1161 гг., восстановлен в 1185 ‑1189 гг., перестроен в 1194 г.) и изумительная миниатюрная церковь Покрова Богородицы на берегу реки Нерль недалеко от Боголюбова (1165 г.). В княжение Всеволода во Владимире возвели Димитриевский собор (1194 – 1197 гг.), известный декоративной отделкой внешних стен. Не менее замечателен Георгиевский собор в Юрьеве‑Польском, построенный сыном Всеволода Святославом (1230 ‑1234 гг.). Его фасады тоже украшены резьбой, даже более эффектной, чем на Димитриевском.

Хотя каждая из этих церквей отличается индивидуальностью, все они принадлежат одному общему архитектурному стилю, «Суздальскому», для которого характерна гармоничная композиция и изящество линий и отделки. В архитектурных и декоративных деталях прослеживаются поразительные параллели между суздальскими, армянскими и грузинскими церквями, суздальскими и западными романскими. Однако, едва ли было бы правильным без оговорок называть суздальский стиль и церкви романскими, как это часто делается. По справедливому замечанию Н. П. Кондакова, романское искусство само развивалось под влиянием Византии, и в византийском искусстве одиннадцатого и двенадцатого веков можно найти много «романских» элементов. Искусство некоторых восточно‑европейских стран, таких как Западная Украина, Сербия и Венгрия, принадлежит к этому романо‑византийскому типу и, с точки зрения Кондакова, именно к Западной Украине (Галиция и Волынь) мы должны обращаться в попытках обнаружить источники суздальского искусства.[365]

В любом случае, если и существуют романские элементы в суздальских церквях, то сами они выглядят совсем не так, как романские церкви Богемии, Германии и Франции. В общем, трудно отрицать, что, соединяя различные элементы византийского, закавказского и романского искусства, архитекторы – и иностранные, и русские, приглашенные суздальскими князьями, создали новый и совершенный стиль в русском искусстве. К. Конант называет его «подлинно классическим» и «достойным эллинистического духа вместе с чувством чистоты и покоя, которые всегда присутствуют в самых великих произведениях искусства».[366] Впоследствии суздальские храмы, в свою очередь, послужили образцом для московских церквей пятнадцатого столетия, построенных итальянскими мастерами.

Кроме церквей и Андрей, и Всеволод возвели для себя роскошные дворцы. Согласно летописцу, и иноземцы, и русские съезжались в Боголюбове, чтобы полюбоваться палатами Андрея. Ничего не осталось от этого дворца на земле, но его фундаменты, недавно раскрытые археологами, дают некоторое представление об этом грандиозном архитектурном ансамбле, который включал в себя палаты, несколько теремов и собор, все соединенное галереями.[367]

В то время как и церковь и князья финансировали развитие архитектуры, церковь выступала против скульптуры, считая ее языческим искусством. Предубеждение против скульптуры в древней Руси было столь велико, что не только в церковном, но и в светском искусстве для нее не было места. В результате скульптура в Киевской Руси самостоятельно не развивалась, и даже барельефы использовались в основном в декоративных целях.[368] Среди немногих образцов русской скульптуры этого периода можно упомянуть мраморные саркофаги в Софийском соборе в Киеве, один из них – саркофаг Ярослава Мудрого – богато украшен. Из каменных барельефов святых можно назвать барельефы Св. Георгия и Св. Михаила на стене монастыря Св. Михаила, датируемые двенадцатым веком, они хотя и грубой работы, однако не лишены определенной выразительности. Резьба по камню и декоративные украшения на стенах Димитриевского собора во Владимире и Георгиевской церкви в Юрьеве‑Польском исключительно разнообразны и декоративны. Кроме разнообразных изображений Христа и святых в них присутствуют фигуры реальных и фантастических животных и птиц, включая кентавров и грифонов.

Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой Церкви, и ее развитие не ограничивалось искусственно, как это случилось со скульптурой. С другой стороны, произведений русской живописи киевского периода сохранилось не так много, как образцов архитектуры, поэтому наше знание о ней, неизбежно, страдает неполнотой.[369]

Первые живописцы, работавшие на Руси, были «греки», то есть византийцы. Большинство из них, вероятно, приехали из Анатолии. К счастью, сохранилась, по крайней мере, часть стенных росписей Софийского собора в Киеве. Эти фрески иллюстрируют жизнь Богоматери, Христа, Св. Георгия – покровителя Ярослава Мудрого.

На стенах лестницы, ведущей на хоры, изображены сцены из жизни Константинополя. Из них до нас дошли изображения возниц и колесниц на ипподромных бегах. Сохранились также цирковые сцены с акробатами, охотниками, музыкантами и жонглерами. В работе над фресками двенадцатого века (такими как росписи в церквях двух киевских монастырей – Св. Михаила и Св. Кирилла, а также в так называемой церкви на Нередице недалеко от Новгорода), безусловно, вместе с греками принимали участие и русские живописцы. На Нередице, возможно, работали и армянские художники. Церковь на Нередице стала одной из самых болезненных потерь, понесенных во время немецкого нашествия.

История иконописи сходна с историей фресковой живописи. Сначала иконы или привозили готовыми из Византии, или на Руси писались греческими мастерами. Позже были обучены свои художники. Первым прославился у современников некий Алимпий, упоминаемый в «Патерике» Печерского монастыря. Византийские иконы исключительной красоты время от времени привозили в течение всего двенадцатого столетия. Видимо, именно Юрий Долгорукий привез из Константинополя знаменитую икону Богоматери, которую его сын Андрей поместил в Успенский собор Владимира и которая под именем иконы Владимирской Божьей Матери, стала одним из священных символов Древней Руси.

Мозаики использовались в убранстве Софийского собора и некоторых других церквей Киева и Чернигова[370]. Искусство эмали стало чрезвычайно популярным – русские художники киевского периода достигли высочайшего технического уровня в изготовлении перегородчатой эмали. В кладах, подобных найденным в Рязани в 1822 г. и Киеве – в 1889 г., находятся несколько замечательных ювелирных изделий из золота и эмали, датируемых двенадцатым столетием. Расцвет этого вида прикладного искусства свидетельствует о художественной зрелости Киевской цивилизации.[371]

Нет никаких сомнений, что искусство вышивки Киевской Руси тоже было высоко развито, хотя до нас дошло совсем немного его образцов. И в монастырях, и в княжеских дворцах обучались искусные вышивальщицы, а княгини особо покровительствовали этому искусству, распространение которого, однако, ни в коем случае не ограничивалось княжескими палатами. Почти каждая хозяйка и в городах и в деревнях, очевидно, была знакома, по крайней мере, с азами вышивания, которое, таким образом, можно считать видом народного искусства в самом широком смысле этого слова. Корни искусства вышивания уходят в глубь веков. Примечательно, что основные мотивы русской крестьянской вышивки датируются скифскими и сарматскими периодами.[372]

В этой связи несколько слов необходимо сказать о роли орнамента в русском искусстве. Популярными были и «растительный» и «звериный» стили. Первый, по‑видимому, пришел на Русь из Византии. Последний, как нам известно, был характерен для скифского и сарматского искусства. В раннем средневековье он распространился по всей Европе. Судя по всему, распространение звериного орнамента в средневековом русском искусстве было результатом как традиций сарматского периода, так и влияния западных образцов, которые по сути дела были вариантом тех же традиций. Видимо следует признать также значительное влияние на русское искусство декоративного искусства исламского Ближнего Востока. Разнообразие орнаментальных форм характерно для всех проявлений русского художественного духа, особенно в прикладных искусствах. Он проявляется в украшении рукописей, вышивки, в эмалях, в резьбе по дереву и так далее. Он влияет не только на искусство высших классов, но также и на народное искусство; те же традиции сохраняются и в русском крестьянском искусстве более современных периодов.

Киевская Русь. Оглавление.

www.protown.ru

Зодчество, изобразительное искусство и художественное ремесло Древней Руси

Зодчество, изобразительное искусство и художественное ремесло Древней Руси.

(Урок истории в 6 классе)

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с зодчеством, изобразительным искусством и художественным ремеслом Древней Руси, выделить их характерные особенности.

2.Показать, что в XII веке культура Киевской Руси достигла высшего расцвета, проследить влияние христианства на развитие культуры.

3.Развивать у учащихся умение выделять особенности зодчества Киевской Руси, характерные черты изобразительного искусства и художественного ремесла, умение выступать перед аудиторией, делать выводы и сравнения.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы начали говорить о культуре Киевской Руси. Давайте вспомним:

-Что такое культура? Каковы были особенности древнерусской культуры?

1. Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян (мифы, сказания, резьба по дереву и камню)

2. Древнерусская культура впитывала достижения культуры проживающих рядом народов (угрофинов, балтов и др.)

3.Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

4. Русская культура не копировала культуру других народов, а стремилась к оригинальности.

5. Главным мотивом русской культуры был патриотизм.После запуска программы появляется 1 слайд. Объявляется и записывается в тетрадь тема урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о культуре Киевской Руси, о том духовном наследии, которое оставили нам наши предки. Давайте ещё раз отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в культуру Древней Руси. Мы познакомимся с изобразительным искусством и художественным ремеслом Древней Руси. Запишите в тетрадь тему урока.

Переходим к слайду «Задание на урок»

Внимательно рассматривайте изображения на экране, слушайте выступления одноклассников, делайте выводы. Обратите внимание на то, что строили, какие здания, как строили, как украшались постройки, какова была тематика сюжетов на изображениях и т.д. Старайтесь увидеть даже мелкие детали. От этого будет зависеть ваша оценка за урок.

Переходим к рассмотрению основного материала урока.

1.Архитектура.

Древнерусская культура концентрировалась в Киеве, Новгороде Великом, Суздале, Ярославле. В каждом были храмы, которые делали облик города неповторимым, непохожим на все города. Принятие Русью христианства способствовало подъёму русской культуры. Безусловно, это нашло отражение и в архитектуре, зодчестве.

- Что такое зодчество?

(искусство постройки различных зданий)

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строились крестьянские избы. Это были полуземлянки или наземные срубные постройки, княжеские и боярские терема, городские крепости.Слайды «Деревянное зодчество»Внимательно рассмотрите эти постройки и выделите особенности деревянного зодчества.Слайд «Каковы были особенности деревянного зодчества?» Работа с классом. Выделение особенностей деревянного зодчества.

(после ответов учащихся на сладе появляется правильный ответ)Каменное строительство началось на Руси в конце X века после принятия христианства. Опыта возведения каменных построек у русских не было, поэтому первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. Здания строились по типу крестово - купольного храма.

- Что вам известно о данном типе храма и каноне его оформления?

(учащиеся отвечают)

При строительстве средневековых русских храмов широко использовались такие материалы, как известняк, плинфа (тонкий розовый кирпич), гранит, мрамор, дерево. Большинство храмов данного периода не дошло до наших дней по разным причинам: некоторые были разрушены в ходе многочисленных войн, которые вело Русское государство, значительная часть разрушилась, т.к. русские мастера не обладали достаточными знаниями для возведения храмов.Переходим к слайдам, посвящённым каменному зодчеству.Самая ранняя из достоверно известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная церковь. Она посвящена Успенью Богородицы.Слайд «Десятинная церковь»Эта церковь была построена в 989 – 996гг. византийскими мастерами, а в 1240 году разрушена во время осады Киева монголами. Её заложили при князе Владимире. На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов – отсюда и её название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в неё природного камня, богато украшенное резным мрамором. Церковь была построена в строгом соответствии крестово – купольного храма.

Слайд «Софийский собор в Киеве»Выступление ученика о Софийском соборе.

(Собор построен при Ярославе Мудром в 1037 году, на том месте, где была одержана победа над печенегами)Слайд «Софийский собор в Новгороде Великом»Выступление ученика о Софийском соборе в Новгороде Великом.

(Собор построен при Ярославе Мудром в 1045 – 1050гг.)

- Что такое собор?Слайд «Каковы особенности древнерусской каменной архитектуры?Работа с классом. Выделение особенностей каменной архитектуры.

(после работы с классом на слайде появляется правильный ответ)Храм был центром нескольких видов искусства: иконопись, фрески, мозаика, церковное пение составляли единство и гармонию. Он олицетворял Вселенную. Под куполом – небом разворачивалось литургическое действо. Находившиеся в храме люди чувствовали особую близость к Богу – в этом была сила древнерусского искусства. 2. Изобразительное искусство.Развитие древнерусского изобразительного искусства неразрывно связано с интенсивным каменным строительством. Оно представлено иконами, фресками, мозаикой.

- Что такое икона? (изображение Бога или святых по строго определённым правилам)Переходим к слайду «Иконопись»

Выступление ученика об иконописи.- Что такое фреска? (живопись водяными красками по сырой штукатурке)Переходим к слайду «Фрески»Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Штукатурка быстро сохнет, от художника требовалось большое искусство, чтобы точно и быстро наносить краски. Через века фрески доносят до нас колорит своей эпохи. Сцены из Библии, кулачный бой, цирковые состязания, скоморохи и ряженые, сцены княжеской охоты – таков далеко неполный перечень сюжетов древнерусского художника. Это были религиозные сюжеты и сцены из жизни людей.Переходим к слайду «Мозаика»- Что такое мозаика? (это картинка из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных цветных камешков)

Выступление ученика о мозаике.Переходим к слайду «Книжная миниатюра»Древнерусские рукописные книги были украшены миниатюрами.

- Что такое книжная миниатюра? (небольшие, изящные картинки, которыми иллюстрировали тексты)Переходим к слайду «Художественное ремесло»Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров – мастеров по обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления этих изделий использовалась сложная техника, например, зернь (с.62 учебника А.А.Данилова. На изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков – зёрнышек), скань (с. 62 учебника А.А.Данилова. Рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность), эмаль (с. 62 учебника А.А.Данилова. Промежутки между перегородками заполнялись разноцветной эмалью, получалась т.н. перегородчатая эмаль). Русские мастера – оружейники изготовляли разное оружие и доспехи (с.67 учебника А.А.Данилова)

Обратимся к выводу параграфа 9 на с.62, прочитаем его.Переходим к слайду «Задание на урок»Отвечаем на вопросы, поставленные в начале урока. Делаем вывод о развитии культуры Киевской Руси. Выполняем проверочное задание.Домашнее задание: повторить весь пройденный материал (параграфы 1 – 8), подготовиться к контрольному тестированию по теме «Русь Древняя».

Проверочное задание

1) Расположите постройки в хронологической последовательности их создания.

А.Софийский собор в Новгороде;

Б.Десятинная церковь;

В. Софийский собор в Киеве;

2) Приведите в соответствие термины и их значения.

А.Скань; Б.Зернь; В.Эмаль;

1.Рисунок, нанесённый тонкой золотой или серебряной проволокой на металлическую поверхность;

2.Рисунок, созданный разными красками;

3.Узор, состоящий из множества мелких шариков;

3)Кто был автором «Повести временных лет»?

А.Ярослав Мудрый; Б.Нестор; В.Иларион;

4)Назовите основные жанры древнерусской литературы.

А.Повесть; Б.Житие; В.Летопись; Г.Хождение; Д.Слово; Е.Публицистика;

5)Приведите в соответствие термины и их значение.

А.Икона; Б.Фреска; В.Мозаика;

1.Рисунок из вдавленных в штукатурку цветных камешков;

2.Изображение Бога или святых;

3.Рисунок водяными красками по сырой штукатурке;

6)Какую роль в развитии русской культуры сыграло принятие христианства?

Проверочное задание

1) Расположите постройки в хронологической последовательности их создания.

А.Софийский собор в Новгороде;

Б.Десятинная церковь;

В. Софийский собор в Киеве;

2) Приведите в соответствие термины и их значения.

А.Скань; Б.Зернь; В.Эмаль;

1.Рисунок, нанесённый тонкой золотой или серебряной проволокой на металлическую поверхность;

2.Рисунок, созданный разными красками;

3.Узор, состоящий из множества мелких шариков;

3)Кто был автором «Повести временных лет»?

А.Ярослав Мудрый; Б.Нестор; В.Иларион;

4)Назовите основные жанры древнерусской литературы.

А.Повесть; Б.Житие; В.Летопись; Г.Хождение; Д.Слово; Е.Публицистика;

5)Приведите в соответствие термины и их значение.

А.Икона; Б.Фреска; В.Мозаика;

1.Рисунок из вдавленных в штукатурку цветных камешков;

2.Изображение Бога или святых;

3.Рисунок водяными красками по сырой штукатурке;

6)Какую роль в развитии русской культуры сыграло принятие христианства?

5-bal.ru