Особенности древней живописи. Особенности Древнерусского искусства (архитектура, монументальная живопись).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.2 Особенности Древнерусского изобразительного искусства. Особенности древней живописи


Особенности древнерусской живописи — МегаЛекции

1. Наличие многочисленных религиозных символов, т.е. условных знаков или образов, за которыми скрываются сложные религиозные идеи. Например, самый распространённый символ – нимб – сияющий круг вокруг головы, символизирующий святость, или крест – символ мученической смерти распятого Иисуса Христа и др.

2. Наличие многочисленных религиозных атрибутов, т.е. предметов, принадлежащих какому-либо святому. Например, крест – атрибут мученика, свиток – пророка, связка ключей – атрибут апостола Петра, которому, согласно Священному писанию, Иисус Христос, по вознесению на небо оставил ключи от небесного царства – рая и др.

3. Яркий чистый свет и его определённая символика. Ещё византийцы разработали учение о цвете: белый цвет – символизирует нравственную чистоту и святость; чёрный – смерть, загробное царство, силы зла; зелёный – молодость, юность, надежду; голубой – небесность, божественность; червлёно –красный – мученически пролитую кровь; тёмно-вишнёвый – любовь; золотой – вечность, божественность, это как бы даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир.

4. Своеобразная, специфическая форма изображения. Во-первых, вместо «линейной» перспективы существует «обратная». Если на привычных картинах мысленно провести линии, продолжающие линии предметов, то они должны сойтись в точке на линии горизонта. При помощи такой «прямой» перспективы достигается ощущение глубины картины, которой на самом деле нет, ведь картина плоская. В иконе, фреске – наоборот. Линии, если их продолжить, сходятся впереди, на молящемся. Это и есть «обратная» перспектива. Средневековый живописец словно пытается увидеть предметы не с одной, а с нескольких точек зрения. Такое изображение не просто неумение живописца или неправильность. Икона, фреска будто открываются навстречу человеку, помогают ему войти в свой, особый мир.

Во-вторых, отсутствует трёхмерность пространства, объём в изображении, т.к. не используется светотень, т.е. характерна своеобразная передача объёма и пространства. Персонажи средневековой живописи кажутся помещёнными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Изображение фигур и предметов также остаётся плоскими. Это объясняется тем, что объектом изображения в средневековой живописи является не реальный, а небесный, божественный мир.

В-третьих, характерна своеобразная передача времени – одновременная передача разных событий.

В-четвёртых, статичность, неподвижность изображения. На иконах и фресках фигуры, как правило, лишены какого-либо движения, т.к. изображённые святые, чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые мёртвенно застывшими.

В-пятых, для средневековой живописи характерна условность в изображении. Наиболее значимые персонажи – Христос, Богоматерь – всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Как правило, условен пейзаж, это, скорее всего, некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходит то или иное событие Священного писания. Такая особенность опять же объясняется тем, что средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру, изображает мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы времени, пространства, движения. В нём многое условно и понятно только для посвящённых.

5. Строгое следование канону,т.е. определённым строгим правилам изображения святых в средневековой живописи. Эти правила освящались церковью и были обязательны для исполнения всеми художниками. И церковь строго следила за этим. Создавались специальные прориси или подлинники – контурные рисунки с короткой подписью. В них подробно объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды святых, содержались отрывки богословских произведений, приводились цитаты, которые художники должны были воспроизводить в своих работах.

Но по этой «канве» каждый художник «вышивает» свой узор, в каждое изображение он вкладывает свои переживания, мысли, представления. Поэтому, несмотря на строгую каноничность средневековой живописи, большие мастера умели, не отступая от правил, создавать уникальные, совершенные произведения. Свобода средневекового живописца проявлялась в выборе композиции, ритма. В зависимости от этого икона или фреска получалась драматически напряжённой или спокойной, радостной.

Русская средневековая живопись позаимствовала канон из Византии.

Согласно канону, каждый святой наделялся только ему присущими чертами и деталями. Так, Илья Пророк всегда изображался суровым старцем со строгим взглядом, длинными и прямыми космами и бородой. А Николай Чудотворец наоборот – с добродушным выражением лица, высоким лбом с глубокими залысинами и небольшой курчавой бородой. Богоматерь (Богородица) – всегда изображалась молодой женщиной с огромными миндалевидными глазами, тонким носом, едва обозначенными красными губами, узким, округлым подбородком.

Согласно канону, имя автора того или иного творения, не принято было указывать, поэтому искусство древней Руси было анонимным.

6. Русская средневековая живопись имела специфическое содержание. Она была религиозная по своему характеру, главным образом изображались: Иисус Христос, многочисленные святые и различные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, составляющих Библию. Прежде всего, это «двунадесятые праздники», т.е. 12 самых важных событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богоматери, которые отмечаютежегодно и в определённые дни.

Наиболее распространёнными на Руси были изображения Иисуса Христа (Спас в силах, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный), Богоматери ( Богоматрь Оранта-знамения, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Элеуса-Умиления), Святого Николая Угодника, Святого Георгия, Святой Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых складывался на Руси постепенно заметно расширялся и в тоже время унифицировался для всей страны во времена Ивана Грозного.

Таблица «Виды древнерусской живописи»

Вид живописи Определение Характерные особенности
Мозаика Вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты, керамической плитки. Мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи, пришедшая на Русь из Византии. Исходное сырьё – смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску. Стены и своды церквей в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором, поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Самое ценное качество мозаики – светоносность (игра света и цвета), для чего кубики смальты вдавливались в цемент под разными углами.
Фреска с итальянского - «свежий» Вид монументальной живописи, произведения которой создаются с помощью красок, разведённых на воде, по сырой штукатурке. Фреска – менее сложный и дорогой вид живописи, требующий большого мастерства, быстроты и точности в работе. Исправления не допускались. Испорченное изображение удалялось вместе со штукатуркой. При несомненных достоинствах, существенным недостатком фрески является то, что содержащаяся в штукатурке и краске известь, частично съедает цвет, отчего она выглядит поблекшей, особенно по сравнению с мозаикой.
Икона С греческого – «образ» Произведение иконописи, «живопись на досках» в православии и католицизме. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение. Это как бы окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир.

 

 

Древнерусская живопись

Принятие христианства в 988 году положило начало удивительному явлению духовной и художественной жизни Руси - древнерусской живописи. На протяжении восьми веков (X-XVII вв.) происходила ее эволюция, наполненная поисками наилучшего выражения образов, рожденных византийским богословием. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль. Средневековая живопись Руси стремилась воплотить в себе христианское вероучение, создать «умозрение в красках». Икона немыслима без подписи - для того, чтобы не случалось ошибок в толковании сюжета, зритель всегда мог прочитать имя святого, предстающего перед ним или другие надписи, повествующие об изображении. Первым, наиболее полно сохранившимся до наших дней, памятником древнерусской живописи стали комплекс (1,2)мозаик и росписей храма Святой Софии в Киеве (XI в.). Внутреннее пространство собора Святой Софии было полностью покрыто фресками и мозаиками по подобию византийских церквей. Причем мозаикой выкладывались самые важные части росписей, чтобы еще более подчеркнуть их значение. На центральной абсиде (алтарный выступ, покрытый полукуполом) помещалась икона Богоматери-оранты с раскинутыми вверх руками, она должна была символизировать «земную церковь». Переход от XI к XII веку был отмечен сменой приоритетов. Вместо доминирующей роли государства приходит индивидуализм княжеского и игуменского заказа. В этот период появляются росписи(3) новгородских соборов Рождества Богоматери Антониева монастыря,(4) Георгиевского в Юрьевом монастыре, Софийского, а так же Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве. Появляются и первые иконы,(5) такие как «Святые Петр и Павел» из Софийского собора и «Устюжское Благовещение» в Новгороде. В этот период мастера в основном приходили из Константинополя. В связи с тем, что ранние иконы выполняли функции монументальной живописи, иконы XI века отличаются крупными размерами. В начале XIII века происходит расцвет русской живописи, возникают масштабные по значению стенописи в храмах, создаются иконы нового, монументального стиля. В результате татаро-монгольского нашествия (1234-1480 гг.) культурная жизнь замирает, но, несмотря на это уже во второй половине XIII столетия выявляются два основных центра иконописи - Новгород и Ростов. Появляются произведения с упрощенными приемами письма и преувеличенной тяжеловесностью форм, напряженными ликами. Здесь уже нет прежней гармонии, свойственной искусству домонгольского периода. Первая половина XIV века ознаменована переносом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву и возобновлением связей с Византией. Судя по упоминаниям летописи 1395, 1399, 1405 гг.. ведущую роль в живописи Москвы играл Феофан Грек, чье имя всегда стоит первым в перечне мастеров-его учеников. (6)Феофаном Греком создается роспись церкви(7) Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.). Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. В 1405 году в летописи появляется первое упоминание, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (8)Андреем Рублевым был расписан Благовещенский собор в Московском Кремле. Андрей Рублев — один из тех мастеров, имя которого вспоминается одним из первых при упоминании о живописи XV века. (9)Иконы «Живоначальная Троица», (10)«Спас», (11)«Апостол Павел», (12)«Архангел Михаил», относимые к авторству Рублева, являются важной составляющей наследия всей русской культуры. В конце XV - начале XVI века крупнейшим мастером московской школы живописи становится(13) Дионисий. Вместе с сыновьями он создает иконостас Успенского собора Московского Кремля. Письмо Дионисия отличается легким, ритмичным характером и тонким колоритом. В конце XVI века происходит разделение среды иконописцев на «годуновскую» и «строгановскую» школы, где первая продолжала традиции Дионисия, а вторая искала новые средства выразительности. Следующий, заключительный этап - живопись XVII века. Время перемен и смуты привнесло в живопись стремление освободиться от устаревших традиций, новые жанры и сюжеты. С другой стороны, в этот период появились попытки превратить традицию в догму. Известные мастера этого этапа — Назарий Истомин Савин, Симон Ушаков. С началом последовательной ориентации России на культуру Западной Европы в эпоху Петра I завершается основной этап истории древнерусского искусства. Заключение Икона - это не просто «картина» с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана. Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души и духовность.  
Богоматерь. XIX в.
Богоматерь. Ткань, бисер, жемчуг, темпера, левкас, дерево.XIX в. Фото В.В. Чистякова
Распятие. Дерево, левкас, темпера.XIX в.Фото В.В.Чистякова
Икона Сергия Радонежского. Литье. XIX в. Россия. Фото В.В. Чистякова

 

1)Храм святой софии в киеве(современный вид)

2)фрески храма святой софии в киеве

3)соборов Рождества Богоматери Антониева монастыря

4)Георгиевского в Юрьевом монастыре

5)святые петр и павел икона

6.феофан грек

7.Спаса Преображения на Ильине

8.Андрей Рублев

9. Икона «Живоначальная Троица»

10.спас вседержитель икона андрея рублева

11.Апостол Павел

12. Архангел Михаил

13.Дионисий

megalektsii.ru

1.2 Особенности Древнерусского изобразительного искусства. Древнерусское искусство

Похожие главы из других работ:

Великая буржуазная революция и искусство Франции

1. Особенности изобразительного искусства эпохи Великой Французской революции

В последней четверти XVIII в. -- в период подготовки и свершения буржуазной революции во Франции -- на первый план выдвигается искусство революционного классицизма, насыщенное антифеодальными идеями...

Венецианская живопись

2.1 ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и так далее. По своей природе графическое изображение условное живописного...

Виды и техники изобразительного искусства

1. Виды изобразительного искусства и их особенности

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей...

Виды и техники изобразительного искусства

2. Техники изобразительного искусства

Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств. Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов...

Виды современного искусства

3. Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография)...

Графика и её виды

1.4 Рисунок как средство изобразительного искусства

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение)...

Живопись. Натюрморт. Масло

1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

В изобразительном искусстве натюрморт - ( от франц.) nature morte - «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение...

Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века

3.2 Развитие архитектуры и изобразительного искусства

В эпоху первой четверти XII века в архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер...

Особенности создания иллюстрации как вида прикладной графики

1. Графика как вид изобразительного искусства

...

Периодизация древнерусского искусства. Киевская, Владимиро-Суздальская и Московская культовая архитектура

1. Основные этапы развития древнерусского искусства

Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян -- Киевская Русь; последним его этапом был 17 в...

Современные направления искусства

1.1.2 Вид изобразительного искусства - графика

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография)...

Создание серии композиций в технике коллаж

1.1 Специфика и особенности натюрморта, как жанра изобразительного искусства

Принято называть "натюрмортом - (от англ.)- Still life- "тихая жизнь", (от нем.)- Stilleben - "тихая жизнь", (от фр.)- Nature morte - "мертвая натура" жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило...

Сохранение живописных традиций мастеров прошлого в современном искусстве на примере творчества Д.Д. Жилинского

Глава 2. Обращение к искусству итальянского Ренессанса, Северного Возрождения и к традициям древнерусского иконописного искусства в творчестве Д.Д. Жилинского

...

Технологические особенности выполнения натюрморта в графике

1. Графика как вид изобразительного искусства

...

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

4. Новгородская школа древнерусского искусства

Развитие русской архитектуры в XII в. происходило совершенно по-иному, чем в XI в. В это время вся Русь уже была охвачена процессом феодального дробления. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI - XII вв...

cult.bobrodobro.ru

Монументальная живопись. Виды монументальной живописи :: SYL.ru

Монументальная живопись – это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

Виды монументальной живописи

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи
ТехникаОписаниеПример
ФрескаИзображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.Настенные росписи православных соборов.
Живопись темперойИзображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле.Настенные росписи православных соборов.
МозаикаИзображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня.Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
ВитражИзображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем.В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Монументальная живопись

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, - в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Монументально-декоративная живопись

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

Виды монументальной живописи

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Станковая и монументальная живопись

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте – живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

Монументальная живопись фреска

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

www.syl.ru

Краткий экскурс в историю живописи

Живопись родилась практически одновременно с появлением самого человечества.  Пещерный человек обрел способность ходить прямо, использовать орудия труда и обустраивать для себя элементарное жилище. Вместе с этим он почувствовал потребность изображать окружающий мир.

Первые рисунки были созданы примерно 30 000 – 10 000 лет до н.э. Их нашли археологи в пещерах на Юге Франции и в Испании.  Древние художники рисовали то, что видели вокруг себя – животных, природу, сцены сражений. Уже в те времена они использовали некоторое подобие красок, которые делали из природных материалов, и кисти из волоса животных.

Вслед за периодом древности пришел античный период. Живопись продолжала развиваться. В это время ее рассматривали как нечто общее с другими эстетическими направлениями – скульптурой, архитектурой. Произведения искусства использовались для украшения жилищ, религиозных и погребальных центров. В период античности зародились многие приемы живописи – объемно-пространственное изображение, принцип светотени, элементы перспективы.

Следующий значимый период в истории живописи -  Средневековье. В эту мрачную эпоху любые направления искусства были связаны с религией. Однако полотна, написанные в том время, поражают нас и сегодня своей экспрессией, игрой цвета, выразительностью очертаний. Символика – также характерная черта средневековой  живописи.  Более поздние художники, чье творчество было связано с иконописью и другими религиозными мотивами, черпали вдохновение именно в этом периоде.

На смену мрачному Средневековью пришел светлый период Ренессанса – эпохи Возрождения. В это время появляется множество новых техник и необычных веяний в живописи. Портрет и пейзаж становятся самостоятельными жанрами.  Появляются новые приемы выразительности, которые художники используют для отображения внутреннего мира человека, его эмоций.  

Женский портрет (эпоха Ренессанса)   В 17 – 18 веках живопись становится еще более серьезным искусством.  Это период, когда католическая церковь утрачивает свои позиции. Ее безраздельное господство ставится под сомнение. Художники начинают все больше обращаться к реальным образам.  Они рисуют людей, природу, бытовые сцены и события повседневной жизни.

В это время формируется ряд направлений авторской живописи – маньеризм, барокко, рококо, классицизм.  Появляются национальные школы в Италии, Нидерландах, Германии, России и других крупных странах.

В 19 веке изобразительное искусство становится принадлежностью развитого общества. Особенности того или иного направления живописи зависят от настроений в массах.  Появляется романтизм – стремление к идеалу и совершенству. Позже на смену ему приходит импрессионизм – более реалистичный, беспристрастный, эффектный.

С приходом технического прогресса  в 20 веке,  глобально меняется и живопись. Техничность, жесткость форм, некоторое утрирование – вот характерные черты направлений, возникших в начале  столетия. Абстракционизм, авангардизм, андеграуд  - это течения, которые относятся к абстрактной живописи.

 

К концу 20 века и по сегодняшний день в живописи продолжают происходить изменения. С одной стороны – это появление инновационных цифровых технологий, позволяющих создавать уникальные современные произведения. Но современные художники не менее охотно обращаются и к истокам – масляной и акварельной живописи, потому как классическое искусство, созданное при помощи кисти красок и холста, и по сей день не  утрачивает своей актуальности.

www.letopis.info

Декоративная живопись - краткий экскурс в историю

Декоративная (от лат. "decoro" — "украшаю") живопись является частью архитектурного ансамбля или произведением декоративно-прикладного искусства. Основное ее предназначение – украшение и подчеркивание конструкции здания или функции предмета, поэтому декоративная живопись тесно связана с произведениями прикладного искусства или архитектурными сооружениями. Декоративная живописьВ последнем случае такая живопись называется монументальной, не только вследствие ее размеров, но и в силу связи с архитектурой, носящей чаще всего черты монументализма. И физически, и по содержанию эта живопись неотъемлема от объекта, для которого была исполнена, и в этом ее отличие от станковой живописи. Именно эта функциональная связь обусловливает и сюжет, и технику, и форму, и способы выполнения художественного произведения.

Декоративная живопись в своем развитии насчитывает несколько тысячелетий. Самые древние образцы обнаружены на стенах пещер, и хотя точное время их нанесения пока определить невозможно, ученые считают, что они относятся к палеолиту. Эти сравнительно реалистичные изображения, выцарапанные острыми орудиями или нанесенные черной копотью и красной глиной, уже без сомнения можно назвать живописью. Более разработанный вид имеет жанровая живопись Древнего Египта – росписи погребальных сооружений, изображающие сцены рыбной ловли, охоты, трудовой жизни, военных действий. Несмотря на многие условности изображения фигур, рисунки египтян не лишены реализма и довольно точно передают движения и характерные позы и людей, и животных, и птиц. Античная живописьДекоративная античная живопись Греции и Древнего Рима широко применялась для украшения общественных и жилых зданий, но в то же время она служила и религиозно-политическим целям. Большое развитие получили декоративные композиции и живописный орнамент, размещаемый на стены и своды. Со временем цветные камни мозаики стали дополнять кусочками стекла всевозможных расцветок.

В Западной Европе ранний период Средневековья характеризуется тем, что декоративная живопись на стенах сменяется расписными стеклами – витражами. Связано это с недостатком света: оконные проемы в храмах до 12 века имели малые размеры, и настенная живопись плохо освещалась. Витражи, напротив, светились яркими красками. В гражданских зданиях росписи заменяли ковры, сплошь покрывавшие холодные каменные стены. Сначала их привозили с Востока, а потом начали делать и в Европе. Преимущественно сюжеты воспроизводили религиозные темы, но постепенно стали появляться иллюстрации рыцарских подвигов, символические изображения ремесел и искусств, добродетелей и пороков, постепенно они приобретали художественный реализм. Жанровая живописьНа Руси фресковая декоративная живопись получила свое развитие даже раньше, чем в Западной Европе. Переняв ее практику у Византии, русичи сразу внесли в нее свое видение мира. Русским мастерам был чужд отвлеченный, условный характер византийских мозаик и фресок, они внесли в них ясность и простоту выражения идей. Неслучайно живопись – русское слово, которое указывает на реализм этого искусства, его связь с живыми образами. Монументально-декоративная живопись с древних времен и поныне участвует в оформлении архитектурного пространства и организации идейно-насыщенной среды для человека.

fb.ru

Особенности Древнерусского искусства (архитектура, монументальная живопись).

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 19Следующая ⇒

Заимствования и оригинальность древнерусского искусства. (архитектура, монументальная живопись, иконопись) Влияние Византийской культуры на формирование древнерусского искусства. Искусство Киевской Руси Х – ХI вв. Искусство Древнерусских княжеств XII – ХIII вв. Искусство Северо-Западной Руси XII – XV вв. Искусство Северо-Восточной Руси XIV – XV вв.

● Культура Древней Руси до монгольского нашествия.

Начинается процесс собирания восточнославянских племён под единой княжеской властью с помощью военной силы. Хронологические рамки эпохи Киевской Руси 9 – 12 вв. (от похода Вещего Олега, княжение Ярослава Мудрого, до времени Владимира Мономаха).

Язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства. Для обрядов использовались, как правило, особые места - святилища, в которых, по поверьям, временно или постоянно обитали божества и духи. В каждом доме были священные места для отправления домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение, напоминавшее по своему устройству жилую хоромину. Для отправления совместных священнодействий народ собирался на примечательных участках полей или речных берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах. Существовали и специально обустроенные святилища - капища. Крупные капища обычно имели форму округлой площадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри в самом центре ставились изваяния языческих богов, а чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих ритуальных пиршеств.

Из ремёсел было развито: кузнечное дело, ювелирное дело, гончарное дело, домашнее производство – изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря.

Большое каменное строительство началось в 10в. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных городских зданий

Учителями каменного зодчества были византийцы. В конце 10в. византийские мастера воздвигли в Киеве пятиглавую Успенскую (Десятинную) церковь. К середине 11в. русские зодчие построили в важнейших политических центрах Руси несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в Новгороде.

Искусство Новгорода и Пскова было мужественным, простым и цельным. По сравнению с владимирскими, церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения,

Внутри церкви расписывались. Мозаичная техника, процветавшая в Киеве, дальнейшего развития на Руси не получила, зато приобрела новую жизнь фреска, а со временем самой излюбленной формой живописи стала икона.

Ранние иконы были похожи на монументальные росписи. Они представляли величавые фигуры в человеческий рост: Богоматерь Великая Панагия 12в. с тонким ликом, написанная на золотистом фоне, напоминающая мозаичную Оранту в Киевском Софийском соборе, но более стройная по пропорциям. Потом иконы развиваются в особый жанр средневековой картины: это не только фигуры и лики святых, но и сюжетные изображения «праздников» - событий евангельской истории

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.

Все более отходя от византийского наследия и опираясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом феодального дробления, киевские художники обретали свой собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитектурных кулис проникают местные черты, отражающие русские типы, русский костюм.

Новгородская школа сложилась в 12 – 13 вв. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. До нас дошли: икона "Ангел Златые власы", и "Устюжское Благовещенье".

Ярославская школа прославилась в 13 в. Особенно известна "Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это, прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.

● Искусство Древней Руси 14-15 вв.

В 14 в. центром культуры становится Новгород, где работал и создал целое художественное направление Феофан Грек. Он переселился на Русь из Византии. Кисть Феофана обладает волшебной динамичностью. «Старец Макарий египетский», фреска в церкви Спаса Преображения 14 в., «Троица» там же, «Снятие с креста» - фреска церкви Фёдора Стратилата в Новгороде 14 в. Он воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворённость человека, силу внутренней эмоциональности, страстную волю к возвышенному и прекрасному духовному состоянию человека

Примерно в 14 в. иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас – чисто русское изобретение. Икона в иконостасе располагаются в несколько горизонтальных ярусов. Первый ряд – местный, и включает в себя райские – «царские врата» - по центру, входя в эти двери, попадаешь в алтарь. В местном ряду обязательно находиться икона богоматери – слева от врат, справа – икона Спаса. Вторая справа – икона изображающая сюжет, давший название этому храму. Второй ряд (чин) – деисусный – ряд архангелов и апостолов. В центре этого ряда – Иисус, слева – Богоматерь и святые, обращённые к Христу. Третий ряд – праздничный (Евангельские события). Четвёртый ряд – пророческий – изображены пророки, которые возвестили о рождении Христа. Пятый ряд – праотеческий – прародители человеческие, упоминаемые в Библии.

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры 14 – 15 вв. Рост значения Москвы как центра объединённых русских земель нашёл воплощение в Строительстве нового кирпичного Кремля – с его могучими стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками.

Итальянских архитекторы руководили постройкой соборов в Кремле. Зодчие сохранили национальный русский облик в архитектуре. Демонстрируется новый тип храма – в своей основе крестово-купольный, но становится более стройным, одноглавый, имеет удлинённый барабан, новые декоративные элементы: закомары и кокошники.

Архитектор Фиорованти возглавил строительство Кремля, построил современный Успенский собор. Для строительства стен и башен

Монументальная живопись.Принципы декорировки христианского храма и византийское монументальное искусство Х - ХI вв. Фрагменты росписи Десятинной церкви. Мозаики и фрески киевской Софии. Система расположения изображений на стенах и сводах храма. Композиционные особенности ктиторской композиции Софийского собора. Светские мотивы в живописном убранстве лестничных башен. Монументальная живопись Успенского собора Киево-Печерского монастыря по данным письменных источников. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря. Древняя живопись в церкви Спаса на Берестове.

Стилистическая неоднородность древнерусской монументальной живописи Х - начала ХII вв.

Иконопись.Теория образа в византийской и древнерусской эстетике. Символика иконы. Роль канона в искусстве православного Востока. Легенда о "нерукотворном Образе" и ее место в доктрине иконопочитания.

Русские сумели преобразовать монастырский храм в свойственный только русской архитектуре тип здания с ясной структурой, лаконичной объемной композицией и равноценностью всех четырех фасадов, объединенных непрерывным рядом закомар. Учителями каменного зодчества были византийцы.

Искусство Киевской Руси.

Архитектура:Характерная отличительная черта для искусства – монументализм форм. Многоглавие – национальная черта русского зодчества. Крестово-купольная форма храма: прямоугольный в плане, интерьер делится столбами на продольные части – нефы. Соединяются арками и поддерживают барабан купола через паруса. Центральное пространство храма в плане образует крест. Особенность экстерьера: членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей. Богатое украшение: фрески, мозаики, наборный пол. (Десятинная церковь, Софийский собор)

Архитектурные сооружения преимущественно были деревянными. Из камня строились в основном городские соборы.

Живопись: Монументальная живопись: мозаика, фреска. Живопись выражала связь небесного с земным. Мозаиками украшались главные части интерьера – подкупольное и алтарное пространство (Христос-Вседержитель в окружении 4х ангелов). Язык мозаик прост и лаконичен – изображения плоскостны на золотом фоне, формы архаичны, жесты условны, складки одежд образуют орнамент. Яркие цветовые пятна – синие одежды и красная обувь. Канон заимствован из Византии – удлиненный овал лица, широко открытые глаза. (мозаичный и фресковый цикл Софии Киевской)

Иконопись:В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон. Иконографический тип – «Умиление» (богоматерь держит в руках младенца и прижимается к нему щекой)

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также