Высшая ценность у древних римлян. 1. Высшее благо в системе ценностей древних греков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Высшее благо в системе ценностей древних греков. Высшая ценность у древних римлян


1.2 Основные ценностные ориентиры древних римлян. Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

Похожие главы из других работ:

Античная культура как основа европейской цивилизации

2) Происхождение греков и римлян.

Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путем. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э...

Быт древних римлян

10. Свободное время римлян

"Отдых - после дел" - говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами", а рассматривали как досуг...

Историческое своеобразие культуры Древнего Рима

2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство

древний рим культура право Система ценностей древних римлян предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу...

Классическая культура античности

1. Основные ценностные доминанты античной культуры

Существует несколько отличительных черт античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во множество богов. Религия - фундамент любой культуры. Если сравнивать античную классику и средневековье...

Костюм как культурный феномен (на примере традиционного костюма Китая и Японии)

1.1 С древних времен до IX в.

В результате становления ранней государственности и активных контактов с материком в Японии появились придворный костюм и связанный с ним регламент, а также некоторые технологии производства тканей...

Культура древних цивилизаций

2. Характеристика древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия...

Особенности древнеегипетской культуры

2. Религия древних египтян

Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма...

Особенности духовной жизни древних народов

1. Верования древних

Вера проходила свой путь развития до нынешних религий сложным, но очень интересным путём. Одним из первых верований можно назвать Культ Богини-Матери...

Особенности духовной жизни древних народов

2.Верования Древних Египтян

Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта...

Особенности духовной жизни древних народов

5. Язычество Древних славян

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания...

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

Глава 2. Основные формы и виды досуга древних римлян

...

Особенности культуры Древнего Рима

2. Искусство и творчество римлян

...

Подростковая субкультура

1.2 Ценностные ориентации старшеклассника и факторы, влияющие на их формирование

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований...

Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации

2.3 Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии...

Технологическая культура

3.2 Социокультурные ориентиры науки. Истина и польза

Истинность открытий проверяется практикой, находит применение в жизни общества...

cult.bobrodobro.ru

Система ценностей культуры Древнего Рима » СтудИзба

Система ценностей культуры Древнего Рима

 

     Римская средиземноморская культура, являясь закономерным продолжением собственно римско-италийской, была во многих своих компонентах новым историческим явлением. Она в значительной степени утратила свой узкий полисный, так сказать, "национальный" характер и приобрела космополитические черты. Ее имперский характер выражался не только в том, что жители Рима и Сиракуз, Александрии и Лугудуна, Фессалоник и Кордовы жили в одном государстве и в целом имели если не одинаковый, то похожий образ жизни. В рамках новой "мировой" культуры сформировалась своя система гражданских ценностей, которая пронизывала составные части и направления культурной жизни, философию и религию, литературу и искусство, архитектуру и науку. Эта система ценностей предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима, апелляцию к некоторым общечеловеческим ценностям. Вместе с тем по мере укрепления имперской власти и ее центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проникновения во все поры общества формируются мировоззрение и психология подданного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданного, его духовные ценности нашли великолепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом carpe diem -"лови день", романе Петрония "Сатирикон" с его жуткой картиной морального разложения общества, в сатирах Ювенала, сформулировавшего главное правило римского паразитизма panem et circenses - "хлеба и зрелищ".

     Для сложившейся в I-II вв. системы культурных ценностей характерно глубокое противоречие между довольно высоким уровнем цивилизации и потребительским характером культуры, ведущем к паразитизму, моральному опустошению и общей  апатии. Конечно, не все слои и классы сложной общественной структуры римского Средиземноморья разделяли такую систему ценностей. В целом можно сказать, что она была приемлема для большей части городских жителей, в то время как сельское население, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей (колонов, должников), а также низшие слои свободного крестьянства руководствовались другой системой жизненных координат, другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.

     В разнородном римском обществе нельзя выделить какую-либо одну ведущую мировоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла философия позднего, или римского, стоицизма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.

     Согласно Сенеке, весь видимый мир есть порождение вселенского божественного разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в котором так или иначе заключена частица мирового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневными делами, погоней за внешними благами, властью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от божественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование. с Лишь лучшие люди, особенно познавшие законы природы, устройства мира, как бы разжигают искры заключенного в них божественного разума, освобождаются от давления жизненных обстоятельств, затягивающей трясины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование. Мудрец должен стремиться к преодолению внешних соблазнов, быть равнодушным как к привалившему счастью, так и терпеливо сносить обрушившееся на него несчастье, бедность, болезни, даже порабощение. Согласно учению стоиков, мудрый человек не может отделяться от мира, он должен жить в обществе и выполнять свои обязанности, ревностно и ответственно рассматривая их как свой нравственный долг. Не имеет значения, какое место в обществе занимает человек: является ли он вельможей, как Сенека, жалким  отпущенником, как Эпиктет, или всемогущим императором, как Марк Аврелий, он должен выполнять свой жизненный долг на том месте, которое указано ему божественным промыслом. Понятия божественного разума - создателя мира, единства человеческого рода как его творения, законности зла в мире и необходимость выполнения нравственного долга - важнейшие мировоззренческие установки римского стоицизма, оказавшие влияние на многие сферы культурной жизни высших классов имперского общества.

Для большинства римских подданных, принадлежащих к средним классам, стоицизм был слишком абстрактной, оторванной от жизни, сложной системой. Их мировоззрением была официальная идеологическая доктрина, которая стала вырабатываться еще при Августе и представляла собой своеобразную смесь римского эпикурейства, философии наслаждения настоящей жизнью и официальной религии, предполагающей почитание царствующего императора и богини Ромы как олицетворения могучего и процветающего Римского государства. Именно эта практическая философия потребительства и политической лояльности к существующему правительству ближе всего подходила к господствующей системе культурных ценностей и была как бы выражением наиболее типичной античной идеологии I-II вв. Далекие от сложных проблем античной философии, тонкостей рафинированного искусства, Наиболее глубоких творений античной литературы, средние прослойки римского населения как носители практической мировоззренческой системы были образованны, обладали достаточно высоким благосостоянием, психологической уверенностью в будущем. Именно они диктовали господствующее направление развития античной культуры и были в то же время основными потребителями создаваемых в Империи культурных ценностей. В целом мировоззрение средних слоев, к которым относились широкие круги муниципальных собственников, рабовладельцев и землевладельцев, отличалось известным оптимизмом, ясностью своих идеологических установок, направленностью на уверенное наслаждение жизненными благами. Их оптимизм основывался на уверенности в провиденциальном назначении Рима, благодетельности и прочности императорской власти, на известном личном благосостоянии, которое им обеспечивала Империя.

     Иной была мировоззренческая система (или, вернее сказать, системы) низших классов римского общества. Отмеченное известное процветание и стабильность Римской империи I-II вв., благосостояние высших и средних классов общества базировались на тяжелом труде основных производителей материальных благ, рабах, колонах, крестьянах, ремесленниках, близких им низших прослоек античной интеллигенции. Для этих слоев как абстрактные истины стоицизма, утонченные представления о благом вселенском разуме, противоречивое представление о внутренней свободе и тяжелом внутреннем долге, так и официальный оптимизм и радостная лояльность к предержащим властям, сугубо потребительское отношение к жизни и погоня за материальными благами оказались в конечном счете неприемлемыми. Занятые тяжелым трудом на полях и в мастерских основные производители римского общества, создавали свою систему мировоззренческих ценностей, в которой преобладали черты здравого смысла и народной религии. Народные массы разных провинций огромной Империи верили в своих традиционных богов как под местными, так и под римскими именами, среди которых были особенно популярными такие божества-труженики, как Геркулес, Меркурий, Сильван, или близкие природе человека божества добра и милосердия (Добрая Богиня). В целом можно говорить об интенсификации религиозных начал в системе народного мировоззрения низших слоев в I - II вв.

     В народной среде пользовались большим уважением традиционные моральные ценности - уважение к своей семье, дому, соседям. Среди низших слоев трудового населения были широко распространены воззрения, согласно которым трудовая нравственная жизнь угодна богам и получит с их стороны посмертное воздаяние, не говоря о памяти оставшихся потомков. В своей повседневной жизни трудившиеся бок о бок свободные крестьяне и ремесленники, зависимые колоны и вольноотпущенники, бесправные юридически рабы познавали несложную истину о природном равенстве людей, об относительности юридических перегородок между ними, приходили к познанию высшей ценности добродетели, милосердия, нравственных отношений между людьми, истин, к которым римские стоики приходили сложным умозрительным путем.

     Живущие в условиях жестокого имперского управления со своими повседневными заботами, связанные с ближайшими муниципальными, а зачастую с сельскими, как правило, избираемыми ими же самими, властями, простые труженики воспринимали власть провинциального наместника, а тем более божественного императора в Риме, как далекую абстракцию и относились к ним как к некому чуждому символу, власти которого нужно подчиняться, но какого-либо горячего чувства поклонения, конечно, не испытывали. Именно в этой среде постепенно вызревали и укреплялись первые элементы христианской религии, которая стала аккумулятором различных народных мировоззренческих систем.

 

     Большое значение в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание  городов Южной Италии. Заимствуется греческий алфавит, вводится медная монета. Соединение многих начал - этрусского, исконно римского, итальянского, греческого - что обусловило ее эклектизм. Переход к индивидуализма к от гражданственности.  В архитектуре: Как и в греческой - подчеркивалась сила, величие, подавляющее человека, пышная отделка, множество украшений, монументальность, симметрия. Но главное отличие в том, что вся римская архитектура стремилась к сооружению не храмовых комплексов, а зданий для практических целей. Функциональна, эстетична. Особые округлые формы - арки, своды, купола. Это объясняется различием строительного материала. Долго не было мрамора, строили из вулканического туфа.  Во 2-1 вв. до н.э. - бетон. Потом кирпичь, карский мрамор.

      Появляются новые типы зданий: базилики (торгов. сделки и суд), амфитеатры (гладиаторские бои), цирки (для соревнования колесниц), термы (бани), триумфальная арка. Римский архитектор Витрувий написал трактат «Об архитектуре». Памятника архитектуры: Колизей, Пантеон, Храм Юпитера, Триумфальная арка, Золотой дворец Нерона.

      В скульптуре: создали портретные статуи «тогатус», изображавшей ора-тора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов (бюсты Цице-рона и Цезаря, «Брут»). С развитием военного дела и рас-пространением колесниц римляне начали усиленное строительство дорог. Римская поэзия: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций. Проза: Катон Старший «О сельском хозяйстве», Варрон «Древности дел божеских и человеческих», Цицерон. Историография: Саллюстий «Заговор Каталины», Гай Юлий Цезарь «Записки о Гальской войне», Тит Ливий, Тацит, Корнелий. Характерной чертой мышления был практицизм, любовь к прикладным наукам. Астрономия, ораторское искусство, география, военное дело, феномен римского права.

     Римское военное искусство. Главная цель - завоевание. Девиз: «devide et impera» (разделяй и властвуй). Отсюда большое внимание к военному искусству. Обязательная воинская повинность от 17 до 46 лет. Структура: 4 легиона (в каждом 4200 ч. пехоты и 300 конницы). 1 легион=2 манипулы, которые делятся на центурии (по 100 ч.). 3 разряда центурий: 1 - от 17 до 24 лет; 2 - от 24 до 30 лет; 3 - от 30 до 46 лет.  Во главе войска - консул, легиона - легат, помощника - квесторы. Ордена - медные дощечки или браслеты. За спасение римского гражданина в бою спаситель венчался лавровым венком, а победитель, поднявшийся на вражескую стену получал золотой венец. Дисциплина была очень жесткая. Питание скудное: раз в день 1 кусочек черствого хлеба.

 

studizba.com

1. Высшее благо в системе ценностей древних греков

Контрольное тестирование по теме «Античные цивилизации»

1 вариант

1.Высшее благо в системе ценностей древних греков:

а) олигархия; б) участие в Олимпийских играх; в) полис

2. Основной принцип в полисной экономике Древней Греции:

а) автаркия; б) эксплуатация; в) внешняя торговля

3. Высший орган власти в древнегреческих полисах:

а) жрецы; б) стратеги; в) народное Собрание

4. Древнегреческие мыслители искали первооснову мира в:

а) божестве; б) природе; в) идее

5. Своего апогея античное рабство достигло в Древнем Риме. Рабов использовали везде: они трудились на земле, работали в мастерских, прислуживали в доме, лечили, учили, развлекали. Бедняки и те старались иметь рабов-слуг. У кого же их не было, того считали просто нищим:

а) верно; б) неверно

6. Общее название законов, издававшихся римскими императорами:

а) право б) конституция; в) рескрипты

7. Римский оратор, в трудах которого красноречие достигло своего апогея

а) Сенека; б) Демосфен; в) Цицерон

8. Подвластные Риму завоёванные территории:

а) губернии; б) провинции; в) полисы

9. Форма правления в период перехода от республики к империи:

а) диктатура; б) консульство; в) сенат

Контрольное тестирование по теме «Античные цивилизации»

2 вариант

1. В основе представлений греческих философов о мире-космосе:

а) мир полиса; б) мир Греции; в) мир средиземноморских цивилизаций

2. Древнегреческий философ, создавший идеал справедливого государства:

а) Аристотель; б) Сократ; в) Платон

3. Древнегреческий полис представлял собой:

а) родовую общину; в) территориальную общину; в) гражданскую общину

4. Древними греками осуждалось:

а) трудолюбие; б) накопительство; в) соперничество

5. Закон почитался римлянами как высшее связующее начало общества, обеспечивающее космический порядок:

а) верно; б) неверно

6. Высшая ценность у древних римлян:

а) война; б) Рим; в) конституция

7. Систему ценности древних римлян определяло:

а) соперничество; б) патриотизм; в) накопительство

8. Денежная аристократия в Риме:

а) патриции; б) народные трибуны; в) всадники

9. Самое выдающееся достижение римской цивилизации:

а) юриспруденция; б) кодекс; в) конституция

cat.convdocs.org

1. Высшее благо в системе ценностей древних греков

Контрольное тестирование по теме «Античные цивилизации»

1 вариант

1.Высшее благо в системе ценностей древних греков:

а) олигархия; б) участие в Олимпийских играх; в) полис

2. Основной принцип в полисной экономике Древней Греции:

а) автаркия; б) эксплуатация; в) внешняя торговля

3. Высший орган власти в древнегреческих полисах:

а) жрецы; б) стратеги; в) народное Собрание

4. Древнегреческие мыслители искали первооснову мира в:

а) божестве; б) природе; в) идее

5. Своего апогея античное рабство достигло в Древнем Риме. Рабов использовали везде: они трудились на земле, работали в мастерских, прислуживали в доме, лечили, учили, развлекали. Бедняки и те старались иметь рабов-слуг. У кого же их не было, того считали просто нищим:

а) верно; б) неверно

6. Общее название законов, издававшихся римскими императорами:

а) право б) конституция; в) рескрипты

7. Римский оратор, в трудах которого красноречие достигло своего апогея

а) Сенека; б) Демосфен; в) Цицерон

8. Подвластные Риму завоёванные территории:

а) губернии; б) провинции; в) полисы

9. Форма правления в период перехода от республики к империи:

а) диктатура; б) консульство; в) сенат

Контрольное тестирование по теме «Античные цивилизации»

2 вариант

1. В основе представлений греческих философов о мире-космосе:

а) мир полиса; б) мир Греции; в) мир средиземноморских цивилизаций

2. Древнегреческий философ, создавший идеал справедливого государства:

а) Аристотель; б) Сократ; в) Платон

3. Древнегреческий полис представлял собой:

а) родовую общину; в) территориальную общину; в) гражданскую общину

4. Древними греками осуждалось:

а) трудолюбие; б) накопительство; в) соперничество

5. Закон почитался римлянами как высшее связующее начало общества, обеспечивающее космический порядок:

а) верно; б) неверно

6. Высшая ценность у древних римлян:

а) война; б) Рим; в) конституция

7. Систему ценности древних римлян определяло:

а) соперничество; б) патриотизм; в) накопительство

8. Денежная аристократия в Риме:

а) патриции; б) народные трибуны; в) всадники

9. Самое выдающееся достижение римской цивилизации:

а) юриспруденция; б) кодекс; в) конституция

lib5.podelise.ru

ВЕДОВСТВО У ДРЕВНИХ РИМЛЯН. Величайшие загадки и тайны магии

ВЕДОВСТВО У ДРЕВНИХ РИМЛЯН

После смерти Александра Македонского созданная им огромная империя немедленно распалась и в результате длительных войн была поделена между его полководцами. Возник ряд новых государств, в которых происходило скрещивание греческих и восточных элементов культуры. А вскоре вновь образовавшиеся государства стали один за другим попадать под римское владычество. II и I века до н. э. стали периодом интенсивной экспансии Рима на восток, в Грецию и другие страны. В 148 году до н. э. добычей Рима становится Македония, в 133 году до н. э. — Пергам, в 74 году до н. э. — Вифиния, в 64 году до н. э. — Сирия и, наконец, в 30 году до н. э. — Египет.

В завоеванных странах римляне столкнулись с высокоразвитой культурой, которую принялись жадно впитывать. Особенно сильное влияние оказала на Рим Греция. Выработанные там мировоззренческие и идеологические нормы оказались весьма пригодны для римского общества. Поэтому «заимствование» у греков сыграло очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в том числе в религии, философии и ведовстве.

Иногда полагают, что магические приемы были полностью заимствованы римлянами у покоренных народов. На самом деле уже в древнейшие времена римлянам было известно ведовство. Так, подобно другим древним народам, римляне поклонялись некоторым животным, почитали возвышенности и камни, а также водные источники, как имевшие определенное божество — Тибр, Ютурна, Кармента, Камены, так и оставшиеся безымянными.

Огромную роль у древних римлян играл культ рощ и деревьев. По словам Плиния Старшего, у них почитался каменный дуб, более древний, чем Рим, и три такие же дерева были священными в Тибуре. Священной была и смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема, и еще во времена Тацита (около 55 — около 120 гг. н. э.) признаки ее увядания считались предвестниками угрожавшей Риму опасности: «В том же году у древа богини Румины на форуме, за восемьсот тридцать лет перед тем прикрывавшего своей тенью младенцев Рема и Ромула, стали отмирать ветки и сохнуть ствол, что было. сочтено дурным предзнаменованием, но дерево ожило и пустило молодые побеги» (Тацит. Анналы, XIII, 58). «Счастливыми» считались дубы разных видов, бук, смоковница, олива, грушевое дерево, яблоня, слива и финиковое дерево. Из ветвей изготовлялись и древнейшие изображения богов.

Большое значение придавали римляне обрядам очищения, люстрации, которые производились по самым различным поводам. В праздник Амбарвалий, например, коллегия Арвальских братьев очищала территорию города, обходя ее и довершая жертвоприношения в роще. Считалось, что очищение можно производить огнем, водой и воздухом. Взятое у врага оружие очищалось сожжением в честь бога огня Вулкана. А при святилищах обычно были резервуары воды для очищения приходивших туда.

Существовал у римлян и культ предков. Известно, что роды и фамилии имели свои святилища, а в домах хранились маски предков, выносившихся во время похорон члена рода. На пирах же восхвалялись великие деяния усопших. К культу предков примыкал культ основателей городов и родоначальников племени, похожий на культ греческих героев и обожествленных царей. Об этом культе свидетельствует, например, Тит Ливий: когда в 343 году до н. э. послы кампанцев пришли просить у римлян помощи против самнитов, они, между прочим, сказали, если римляне им помогут, то «мы будем чтить вас, как чтим основателей города, предков, богов бессмертных» (Тит Ливий, VII, 30, 19). Самым же известным культом такого рода был культ Ромула.

По–видимому, древние римляне прибегали к магическому искусству довольно часто и не всегда с благовидными целями. Так, о преемнике Ромула, Нуме Помпилии, известно, что он занимался теургией, то есть различными действиями, при помощи которых мог даже заставить богов появляться в видимом образе. Его преемник Тулл Гостилий, по преданию, был поражен молнией за то, что во время одного из таких действий обманул богов. Римляне верили также, что при помощи магии можно переманить урожай с чужого поля на свое, и древнейшие римские законы, Законы двенадцати таблиц, датируемые около 450 года до н. э., содержали воспрещение такого рода действия.

Когда же римляне расширили свое господство, они переняли у покоренных народов многие религиозные представления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru