История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

31.Римский ордер. Характеристика ордеров:. Ордерная аркада древнего рима


31.Римский ордер. Характеристика ордеров:

Арочно-ордерная ячейка(ордерная аркада и аркада на колоннах)

1 Вариант ответа (более простой)

римская архитектурная ячейка — сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки.

О́рдерная аркада— ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение — антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.

Аркада(от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные, или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.

2 Вариант ответа из книги.

применение

Аркада на колоннах

Ордерная аркада

Пример: Колизей

32. Колизей

Материалы:Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.

Размещение в структуре города:Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр.

Назначение:Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов.

Объемно – пространственная композиция: В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент(веларий).

Декор:Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.

Конструкции: В Колизее нашла свое выражение характерная для римского зодчествасистема многоярусной аркады,составляющей своего рода каркасную конструкцию здания,и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания.

studfiles.net

Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам | Архитектура Древнего Рима | Огюст Шуази

Глава «Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Аркады на импостах. — Главным новшеством римлян в отношении декоративной архитектуры является применение аркады. Римская аркада представляет собой комбинацию греческой колонны с этрусской аркой, причем надо сознаться, что это сочетание небезупречно.

Вместо того, чтобы поставить колонну непосредственно под аркой, ее прислоняют к стене; зачастую она превращается даже в пилястр, и, вместо того, чтобы нести самый свод, несет только антаблемент. В воротах Перузы (рисунок 320) сохранились следы такого расположения, и красота стиля едва искупает в данном случае дефекты принципа.

Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. Римский Табулярий Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. Ворота Перузы
Рис. 299  Рис. 320

В римском Табулярии, построенном около 80 г. до н. э., мы имеем форму аркады (рисунок 299, А), приближающуюся к той форме, которая будет преобладать во время империи; арки опираются на профилированный импост, причем ордер, дополняющий орнаментацию, приблизительно сходен по своему характеру с дорийским ордером храма в Коре.

Единственная разница между аркадой Табулярия и аркадой эпохи империи состоит в различии стилей. Характер аркад этих двух эпох можно иллюстрировать двумя примерами (рисунок 334): первый из них (А) — заимствован из театра Марцелла, другой (В) — из амфитеатра в Арле. Формы первой аркады отличаются суровой простотой; она не имеет даже архивольта; во втором примере формы отягчены, умножились профилированные части и усложнился общий эффект.

Витрувий не обмолвился ни единым словом об аркаде. Табулярий и театр Марцелла являлись, по-видимому, теми новшествами, которым он не сочувствовал; здесь, не без основания, страдали его классический вкус и любовь к структурно осмысленным частям.

Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. театр Марцелла и амфитеатр в Арле
Рис. 334

Аркада на колоннах. — Римской аркаде только что был поставлен упрек в том, что она образует ордер, перекрывающий архитравом полуциркульный пролет. Вместо того, чтобы нагружать на арку почти бессмысленный антаблемент, было бы, казалось, более рациональным опереть арку на самую колонну, уничтожив антаблемент.

Эти возражения, по-видимому, приводились и самими римлянами; незадолго до образования Византийской империи, т. е. в эпоху постройки дворца в Спалато, они отказываются от аркады на импостах, переходя к аркадам на колоннах. Но первые попытки такой конструкции относятся к более древним временам. Мы приводили выше (рисунок 299, В) пример, взятый из Помпеи, засыпанных извержением Везувия уже в 79 г.

Весьма возможно также, что аркада на колоннах применялась до Спалато в римской архитектуре в Галлии. Малые римские ордера из мрамора, вторично использованные для крипты в эпоху Меровингов, завершаются подушками также из мрамора и, по-видимому, одинакового с этими ордерами происхождения.

Не служат ли эти расширяющиеся кверху подушки, похожие на подушки византийской архитектуры, указанием на то, что арки опирались, как и в Византии, непосредственно на колонны? Как бы то ни было, система арки на колоннах получила общее распространение только в IV в. и начала применяться в широком масштабе только в христианской базилике.

Поярусное распределение ордеров. — В фасаде на рисунке 334 разрешена сложная проблема распределения ордеров по ярусам. Стилобат, на который опираются колонны, обычно выступает под каждой из них наподобие пьедестала и разделяет ярусы, облегчая переход от одного к другому. Мощному дорийскому ордеру обычно отводится место в первом ярусе.

Самым замечательным примером поярусного распределения ордеров помимо фасадов с аркадами является Септизоний. Он состоял из трех колоннад, поставленных одна над другой и имевших все более легкие пропорции. Все три принадлежали к коринфскому ордеру; каждый из ярусов опирался на высокие стилобаты; последний ярус поддерживал кессонированный потолок.

Мы отказываемся от репродукции этого здания, дошедшего до нас только по очень несовершенным изображениям. Оно заслуживает, однако, упоминания, так как, по-видимому, оказало значительное влияние на искусство эпохи Возрождения и в частности на архитектуру Браманте.

antique.totalarch.com

Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам | Архитектура и Проектирование

Аркады на импостах. — Главным новшеством римлян в отношении декоративной архитектуры является применение аркады. Римская аркада представляет собой комбинацию греческой колонны с этрусской аркой, причем надо сознаться, что это сочетание небезупречно.

Вместо того, чтобы поставить колонну непосредственно под аркой, ее прислоняют к стене; зачастую она превращается даже в пилястр, и, вместо того, чтобы нести самый свод, несет только антаблемент. В воротах Перузы (рисунок 320) сохранились следы такого расположения, и красота стиля едва искупает в данном случае дефекты принципа.

Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. Римский Табулярий Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. Ворота Перузы
Рис. 299  Рис. 320

В римском Табулярии, построенном около 80 г. до н. э., мы имеем форму аркады (рисунок 299, А), приближающуюся к той форме, которая будет преобладать во время империи; арки опираются на профилированный импост, причем ордер, дополняющий орнаментацию, приблизительно сходен по своему характеру с дорийским ордером храма в Коре.

Единственная разница между аркадой Табулярия и аркадой эпохи империи состоит в различии стилей. Характер аркад этих двух эпох можно иллюстрировать двумя примерами (рисунок 334): первый из них (А) — заимствован из театра Марцелла, другой (В) — из амфитеатра в Арле. Формы первой аркады отличаются суровой простотой; она не имеет даже архивольта; во втором примере формы отягчены, умножились профилированные части и усложнился общий эффект.

Витрувий не обмолвился ни единым словом об аркаде. Табулярий и театр Марцелла являлись, по-видимому, теми новшествами, которым он не сочувствовал; здесь, не без основания, страдали его классический вкус и любовь к структурно осмысленным частям.

Архитектура Древнего Рима. Поярусное расположение ордеров и их применение к аркадам. театр Марцелла и амфитеатр в Арле

 Рис. 334

Аркада на колоннах. — Римской аркаде только что был поставлен упрек в том, что она образует ордер, перекрывающий архитравом полуциркульный пролет. Вместо того, чтобы нагружать на арку почти бессмысленный антаблемент, было бы, казалось, более рациональным опереть арку на самую колонну, уничтожив антаблемент.

Эти возражения, по-видимому, приводились и самими римлянами; незадолго до образования Византийской империи, т. е. в эпоху постройки дворца в Спалато, они отказываются от аркады на импостах, переходя к аркадам на колоннах. Но первые попытки такой конструкции относятся к более древним временам. Мы приводили выше (рисунок 299, В) пример, взятый из Помпеи, засыпанных извержением Везувия уже в 79 г.

Весьма возможно также, что аркада на колоннах применялась до Спалато в римской архитектуре в Галлии. Малые римские ордера из мрамора, вторично использованные для крипты в эпоху Меровингов, завершаются подушками также из мрамора и, по-видимому, одинакового с этими ордерами происхождения.

Не служат ли эти расширяющиеся кверху подушки, похожие на подушки византийской архитектуры, указанием на то, что арки опирались, как и в Византии, непосредственно на колонны? Как бы то ни было, система арки на колоннах получила общее распространение только в IV в. и начала применяться в широком масштабе только в христианской базилике.

Поярусное распределение ордеров. — В фасаде на рисунке 334 разрешена сложная проблема распределения ордеров по ярусам. Стилобат, на который опираются колонны, обычно выступает под каждой из них наподобие пьедестала и разделяет ярусы, облегчая переход от одного к другому. Мощному дорийскому ордеру обычно отводится место в первом ярусе.

Самым замечательным примером поярусного распределения ордеров помимо фасадов с аркадами является Септизоний. Он состоял из трех колоннад, поставленных одна над другой и имевших все более легкие пропорции. Все три принадлежали к коринфскому ордеру; каждый из ярусов опирался на высокие стилобаты; последний ярус поддерживал кессонированный потолок.

Мы отказываемся от репродукции этого здания, дошедшего до нас только по очень несовершенным изображениям. Оно заслуживает, однако, упоминания, так как, по-видимому, оказало значительное влияние на искусство эпохи Возрождения и в частности на архитектуру Браманте.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

ордера др рима

Древний Рим. Ордера и их развитие

В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).

Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карнизимел более развитую поддерживающую часть.

Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. С развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлинённая капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны, ствол которой часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции.

С относительным уменьшением интерколумния (пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре.) за счёт увеличения стройности общих пропорций наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности:

  • тосканский ордер более характерен для небольших сооружений,

  • коринфский и композитный - для относительно крупных.

При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность и величественность или, наоборот, простоту и монументальность) выбирался и соответствующий ордер. Ордерная система приобретает новое выразительное качество, как чисто пластическое средство расчленения стены по законам ордерного строя. В этом сказалось характерное для метода римлян отделение конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два независимых друг от друга компонента.

На основе наложения ордера на арочный проём в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура, так называемая ордерная аркада. Ордер в ней практически не несет конструктивной функции.

Абрис (очертание) арки выделен полуциркульным архивольтом. Архивольт (обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены) своими членениями повторяет архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.

В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее – более лёгкие ордера (ионический, коринфский).

В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура (аркада на колоннах), в которой преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамлённые архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена их конструктивная функция. Истоками арочная система на колоннах восходит к малоазийским и далматийским постройкам императорского периода.

studfiles.net

Римская ордерная система

  • Переложение греко-доричского ордера на римский манер. Соединений греческий и римских традиций.

  • Зарождение теории архитектуры.

  • Деление ордеров на полный и не полный. Если в нижней части колонный есть пьедестал – полный, нет – не полный.

  • Весь ордер делится на 19 частей: 3/19 – антаблемент, 4/19 – пьедестал, 12/19 – колонна. R колонны – модуль.

Тосканский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

Обломы

Обломы— архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии:

  1. полочка (прямоугольное сечение). Для полочки, расположенной в пьедестале колонны, зачастую используется название плинт

  2. полка (более широкое прямоугольное сечение)

  3. валик или торус (полукруглое сечение)

  4. вал или торус (более широкое полукруглое сечение)

  5. четвертной вал (сечение в виде четверти окружности)

  6. каблучок (сечение содержит выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху). Используется в капителях и карнизах

  7. гусёк (очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих рукописную строчную букву Г (г))

  8. выкружка (сечение содержит вогнутую часть окружности или кривой)

  9. слезник (сложный профиль, состоящий из полки и жёлоба)

Композитный ордер – соединение Ионического и Коринфского ордеров.

Римская архитектурная ячейка — композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом. Римская архитектурная ячейка демонстрирует разъединение несущих частей (стена, пилон, арка) и декоративных, оформляющих фасад (колонны с антаблементом).

Акведук – система арок, для поддержания на высоте проложенный водопровод.

Псевдопериптер (от псевдо... и периптер), тип античного храма. В П. интерколумнии наружной колоннады на боковых и заднем фасадах закрыты стеной, из которой колонны выступают наполовину своего диаметра. П. были распространены в Древнем Риме.

Трансформация стереобата в подиум.

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Окулос – окно в крыше Пантеона, диаметр 6м.

Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. В ней стояли статуи богов.

Кессон— элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.

Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») — то же, что и подиум; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведение. Древние римляне использовали пьедесталы как основания для колонн на площадях и форумах (например, колонна Траяна, колонна Марка Аврелия) для придания им большей величественности, а также в качестве подножий колонн триумфальных арок.

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход). Пилястры, расположенные на краях арки.

Антервольт - часть плоскости стены между обрамлением, архивольтом арки и находящимся над ней карнизом, либо между архивольтами двух соседних арок. Похожее на треугольник поле часто заполняется декоративным рельефом, росписью, мозаикой, розетками.

Ризали́т (перевод итал. risalita «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. У древнеримских триумфальных арок – надпись.

Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины.

Древнеримский дом. Дом – домус.

  • Нет архитектурных изысков;

  • Окно – отверстие в кровле;

  • Бассейн под окном – имплювий;

  • Атриум – большой зал.

  • Таберны – лавки.

  • Таблинум – место хозяина дома.

Многоэтажные дома для бедных – инсулы.

Жильё для богатых – загородные виллы.

Табуларий – городской архив.

Трибуна – место выступления ораторов.

Форум -  главная городская площадь, рынок и центр народных собраний в древнеримских городах. Таким главным таким местом в Риме был Forum Romanum, находившийся между Капитолийским и Палатинским холмами. Это был также главный римский рынок.

Субструкция (от лат. substructio – основание) — опорная конструкция, служащая основанием той или иной части сооружения. В древнеримских театрах поддерживали зрительные ряды с местами.

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени.

  • Построен при императоре Веспасиане.

  • Строительство с 72 по 80 г. н.э.

  • В плане эллипс, расчитан на 10.000 зрителей.

  • Фасад разбит на римские ячейки с иерархией ордеров:

4. Пилястры – коринфский ордер на сплошной стене. антаблемент

3. Коринфский

2. Ионический ордер

1. Дорический

Термы - общественные бани в Древнем Риме. Они занимали огромные участки земли и представляли собой сложный комплекс различных строений с большим количеством помещений. Огромные внутренние залы основного здания, имевшего симметричный план, были перекрыты сводами и куполами. Интерьеры терм отличались богатством декора, роскошью архитектурной отделки. Термы, помимо собственно бань, имели и другие помещения: спортивные залы, залы для собраний, места для прогулки под открытым небом или под портиками, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и др.

Искусство раннего Христианства - произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен (нач. 4 в.) и до упрочения византийской культуры в 6 в.

Катакомбное искусство — один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном катакомб Рима. Изображение Христа, как доброго пастыря.

Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

Христианский храм – помещение для молитвы. Богатый интерьер храма, простой экстерьер.

Алтарь - (лат. «возвышенное место») – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Доступен только для священника. Храм – земля, алтарь – Рай.

Престо́л в храме — стол, находящийся в середине алтаря, для совершения на нём Евхаристии.

Нартекс (Притво́р) - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Раннехристианские базилики. Базилика Св. Петра в Риме (на предположительном месте захоронения апостола).

Вход – подобие триумфальной арки. Двор (перестильный двор) – атриум. В центре атриума водоём или фонтан для ритуала омовения. На фасаде нет декора, только ритм окон.

В базиликах был плоский потолок (плоскоперекрытые), видны деревянные стропила.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.

Архитектура Византии.

Строительство новой столицы Константином Великим и перенос резиденции римских императоров в Константинополь. Строительство Константинополя по Римскому образцу.

Новая задача – строительство купольных храмов, для проведения обрядов. Купол на парусах – новое конструктивное решение (Собор Св. Софии в Константинополе – Айя - София).

Купол подчёркивает центр храма.

Собор Св. Софии в Константинополе

Собор Св. Софии – дворцовый собор, включён в территорию дворца Императора. Купольная Базилика (d купола – 51 м., h – 50 м). Строительство велось 6 лет.

Увенчан 1 большим куполом и 2-мя полукуполами – конхами.

Применена конструкция: Купол на парусах. Парус – сферический треугольник.

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Храмы с крестово-купольной системой

Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Крестово-купольный храм с обнажённым крестом:

Церковь-мавзолей в Равенне

Крестово-купольный храм на 2-х опорах с вписанным крестом:

Собор Св. Софии в Салониках

Крестово-купольный храм на 4-х опорах с вписанным крестом:

Церковь 12 апостолов в Салониках

Закома́ра (от др. русского комара — свод) —полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для византийского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Размеры 30х30х4 см.

Икона (перевод. как облик) – условное изображение святого, настраивающее молящегося на молитвенный лад, посредник между человеком и богом.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), возродившийся на основе традиций Древнего Рима. Один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в.

Сходства с Римской архитектурой: цилиндрические своды, циркульная арка, римский колонный (ордера).

Особенности романских храмов:

  • Отказ от деревянных перекрытий

  • Толстые стены (до 6 метров), толстые своды (до 2 метров)

  • Каменные своды

Изменения храмов:

  • Каменные своды

  • Центральные нефы – цилиндрические, боковые – крестовые

  • Трансепт смещён, планы стали более крестообразные

  • Колонны – массивные столбы

  • Световая средокрестная башня (обычно 8 гранная), на пересечении трансепта и центрального нефа

  • Капеллы – маленькие часовенки. Алтарь окружает венок из капелл

  • Под алтарём крипта – подземный храм.

Капелла - (позднелат capella, итал. capella – часовня) – в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – “венец капелл” в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).

Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Пало́мничество (от латин. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от латин. peregrinus «чужеземец, странник»).

Возникновение монастырей на пути паломников к святым местам. Монастыри могли строить храма, т.к. обладали властью и деньгами.

Монастыри начинают собирать реликвии. Места для реликвий, для привлечения паломников в монастырь.

Реликварий (латин. Reliquarium, от reliquiae) — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Реликвариями называются иногда наперсные кресты, заключающие в себе частицы мощей.

Поперечный разрез дороманской базилики:

Крестовый свод:

Запалубка - заполнение пространства над нервюрами свода кирпичом или мелким камнем.

Шелыга (щалыга) — верхняя линия или хребет свода. Также — непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).

Щека свода (люнет) — торец свода, его срез.

Щековая арка — подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.

Щековая стена — торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.

Распалубки — выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезаным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.

Паруса — сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.

Подпружная арка — упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.

Ребристые своды:

Крестовый вспарушенный свод (ребристый, нервюрный, гуртовый):

В диагональном сечении эллипс.

Романская связанная система:

1 большой крестовый центральный свод + 2 малых боковых свода.

Ви́мперг (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.

Портал перспективный - строит. разновидность портала в виде нескольких уходящих в глубину уступов, уменьшающихся в размерах.

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах.

Кубическая капитель (подушка) – тип капителей, использовавшихся при строительстве храмов в Романском архитектурном стиле

Стиль косматеско — декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима.

Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д.) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира. Материалом для работ Косматов часто служили античные колонны.

Слово «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати (итал. Cosmati), представители которой работали в Риме и окрестностях в XII и XIII веках. Мастера использовали классическое наследие в сочетании с византийскими и раннехристианскими традициями. Позднее другие семьи каменотёсов Италии переняли традицию Косматов.

Такие храмы Рима как:

Мозаика в Санта-Мария-Маджоре

Сан-Клименте, пол и канделябр (ок. 1130 года)

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, канделябр (ок. 1170-90 годов)

Санта-Мария-Маджоре

Монастырский храм Сан-Миниато-аль-Монте.

Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω — «крестить», крестильня, крещальня) — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Баптистерии известны не ранее IV века и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины.

Окно тележное колесо – форма окна, использованная в строительстве храмов германии в период романики.

Компонила – в преводе с итальянского – колокольня. Например, Пезанская компонила (Пезанская башня). В италии компонила не была архитектурна связана со зданием храма.

Особенности готических храмов:

  • Соборы стали выше (100 – 160 м)

  • Соборы стали вместительнее. Проведение многочисленных молитв и собраний (10 – 20 тыс.чел)

  • Мысленное разделение пространсва

  • Увеличена площадь остекления

  • Уменьшена площадь перед собором(до минимума)

  • Более дешёвое строительство, в отличие от храмов романского периода.

Новое конструктивное решение – крестовые ребрестые своды. Отказ от циркульной арки. Уменьшение силы бокового распора. Конструкция как декор.

Стрельчатые арки. Стрельчатые своды:

6-ти частные своды:

Звёздчатый свод: Сетчатый свод:

Разрез готического храма:

Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить ее сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Аркбута́н (фр. arc-boutant) — один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.

studfiles.net

Домашняя работа

Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия

Кафедра истории искусств и реставрации

По курсу история искусств

II семестр

Выполнил: ст. гр. 177 Тимонин Евгений

Руководитель: профессор кафедры ИИиР

Голобородский М.В.

Екатеринбург, 2012

Искусство Древнего Рима.

Апсида -  выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собойбрус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор.

а - плинтус; б - импост; в - лоб арки; г - замок; д - архивольт.

Замковый камень - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию.

Кессон - углубленная панель в плоском, сводчатом или купольном потолке, облегчающая конструкцию и служащая дополнительным декоративным элементом.

Композитный ордер -   Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Римская ячейка - композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на пилоны, и обрамляющих ее колонн, обычно на пьедесталах, с антаблементом.

Ретикулат  - облицовочный слой римских бетонных стен, имеющий рисунок в виде правильной сетки под углом к основанию стены. 

Ребро свода - силовой элемент, как правило, имеющий вид тонкой арки, выделенной рельефом, а иногда цветом. Ребра могут играть и чисто декоративную роль, не неся никакой нагрузки.

Свод - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности.

Крестовый свод - образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений.

Цилиндрический свод - образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч.) Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады.

Купол -  пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.

Колизей  - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр.и имеет форму амфитеатра. Колизей в Риме был заложен императором Веспазиано (Виспасиан) в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито.

Пьедестал–художественно-оформленное основание, на котором устанавливают произведения— скульптуру (статуя, скуль-птурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и т.д.

Термы Каракаллы - термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н.э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м

Тосканский ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера.Название связано с архитектурой этрусков (тусков). Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

Триумфальные арки- мемориальные сооружения, предназначенные для увековечивания памяти о каком - либо событии.

Форум Цезаря -  первый из императорских форумов Рима, занимал территорию 170 на 75 метров. Форум был построен Гаем Юлием Цезарем в 54-46 гг до н. э. как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (VenusGenetrix) и Серебряная базилика (basilicaArgentaria). Во II веке, при императоре Траяне, форум полностью перестроили, а после пожара в 283 г., при Диоклетиане, отстроили заново.

Экседра - большая полукруглая ниша с конхой, обычно завершаемая полукуполом.

studfiles.net

Заключение. Итоги развития римской архитектуры времени Республики

101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВРЕМЕНИ РЕСПУБЛИКИ

Пути развития Римской республики от миниатюрного города-государства к мировой рабовладельческой державе и от ограниченной узким кругом римских граждан демократии—к режиму военных диктатур— это одновременно и путь развития римской республиканской архитектуры. Становление римской рабовладельческой Республики обусловливает последовательные этапы развития, внутреннее содержание и художественный облик архитектуры сменяющих друг друга периодов.Территориальный рост Римской республики теснейшим образом связан с развитием ее- хозяйственной и общественной жизни. Захват новых и новых масс рабов стимулировал укрупнение рабовладельческих хозяйств, начинавших все больше производить на рыночный сбыт. Товарообмен охватил все Средиземноморье и принял мировые масштабы, причем в него продолжали вовлекаться все новые и новые районы, ранее жившие почти исключительно натуральным хозяйством. Ограбление завоеванных областей, торговля, спекуляция и всевозможные другие способы обогащения способствовали созданию огромных состояний и делали еще более разительными социальные различия и противоречия между отдельными классами римского общества. Для управления огромной державой, для охраны ее безопасности и, в первую очередь, для поддержания существовавшего рабовладельческого строя потребовалось создание огромного военного и административного аппарата. В качестве центров разрастающейся хозяйственной, государственной и общественной жизни возникло множество новых городов. Столица Рим стала миллионным мировым городом, в котором сходились нити всей экономической и политической жизни и всего управления принадлежавших Римской империи различных стран Средиземноморского бассейна. Общественная жизнь, особенно в столице, чрезвычайно усложнилась и приобрела новые черты.Социальная диференциация, усложнение жизни римского общества, рост государственного аппарата нашли себе отчетливое выражение в многообразном составе и сложном развитии римской архитектуры. Укрупнение римского рабовладельческого хозяйства и соответственно изменение облика его владельца вызвало к жизни богатую римскую виллу, нередко представлявшую собой сложный организм, с жилищем для его обладателя, удовлетворявшим новому спросу верхушки римского общества по части комфорта и роскоши обстановки. Концентрация богатств в руках политических дельцов, торговцев и спекулянтов всякого рода дала толчок развитию богатых особняков и дорогих наемных квартир, составлявших разительный контраст с неприглядностью, антисанитарией и теснотой массового жилища, в особенности беднейших римских кварталов. Появились всевозможные здания для нужд центрального правительственного аппарата и местной администрации: канцелярии, архивы, судебные помещения, казармы, тюрьмы и т. п. Умножились здания государственного культа. Приобрела систематический характер постройка всякого рода военных сооружений, крепостей, военных дорог и мостов. Потребовались новые типы зданий для об-

102

служивания различных нужд, потребностей и вкусов городского населения: общественные центры — форумы, термы, театры, амфитеатры, цирки и т. д. Разросшаяся торговля породила склады, рынки, здания для торговых сделок, гавани, магазины. Сосредоточение больших масс населения в городах вызвало потребность в различных сооружениях городского благоустройства, в первую очередь — в акведуках и в канализации. Немалую роль стали играть и такие сооружения монументального характера, как триумфальные арки. Надгробные сооружения также отразили на себе социальную и имущественную диференциацию римского общества.

Типы архитектурных сооружений

Таким образом в период Республики созданы все ведущие типы архитектурных сооружений, которые неотделимы от нашего представления в римской культуре в Италии и об ее экспансии по всему античному миру.Новые архитектурные формы и типы отвечали новым заданиям, вытекающим из все усложняющейся общественной жизни и все усиливающегося классового расслоения римского общества, с разительным контрастом — неисчислимых богатств старой, родовой и новой, денежной знати, с одной стороны, и безысходной нужды не только среди рабов, но и в низших слоях свободного населения, с другой.Жилище. В жилищном строительстве италийских городов с незапамятных времен тип массового жилища сосуществовал с типом индивидуального дома богачей. Массовое жилище уже в ранний период Республики достигало высоты двух и более этажей и соединялось с табернами или лавками, в которых жители дома занимались торговлей и ремеслом. В конце эпохи Республики дома с табернами уже могли строиться из кирпича и достигали большой высоты — более 20 м. От домов с табернами ведут свое происхождение многоэтажные инсулы императорского периода.Основным типом индивидуального дома времен ранней Республики был атриумный дом, повидимому, аналогичный домам этрусских богачей. Со второго века эллинизированная знать предпочитает жить в атриумно-перистильных домах, более отвечающих ее требованиям в отношении комфорта, наличия света и воздуха.Террасные дома впервые нарушают замкнутый характер городского дома античности, связывая его с природой.Виллы. Загородные, пригородные и городские виллы дают громадное число вариантов в зависимости от характера их связи с сельскохозяйственным производством, от богатства владельцев, от строительной программы, от характера участка и т. д. Сады античных вилл распадались на партер перед домом и на тенистый парк за ним; сложный план партера, подстриженные деревья и искусственные трельяжи, фонтаны с бьющей струей и искусственные ключи, громадное число павильонов, корпусов и разных затей сочетались в неописуемом разнообразии в этих древних, характерных для быта и вкусов римской знати, загородных комплексах.Форумы. Из рыночной площади, на которой возвышались храмы богов-покровителей, родился форум италийского города. Постепенно обстраиваясь портиками и общественными зданиями, италийский форум приобрел характер громадного парадного двора перед главным храмом, но не терял своей первоначальной связи с торговлей, Двойственное значение форума, как торжественного двора перед храмом и как места торговых сделок, ясно выражено в форуме Цезаря, последнем из форумов Республики и вместе с тем — первом форуме императорского Рима.Базилики. Местом торговых сделок и вместе с тем местом суда служила также базилика. Главный зал базилики обычно разделялся рядами колонн (а иногда арок) на нефы и перекрывался деревом. Базилики были, повидимому, самыми освещенными и самыми просторными из общественных сооружений раннего Рима. В период поздней Империи базилики стали также перекрываться сводами, как и храмы.Храмы. Храм периода Республики тесно связан с храмом царского Рима времен этрусской гегемонии. Италийская основа республиканского храма всегда сквозит через эллинистическую декорацию и проявляется в постановке храма на подии с доступом только с передней стороны, в значительной глубине переднего портика и в отсутствии заднего, в постановке культовой статуи в глубине целлы или даже в

103

особой абсиде, наконец,— в отодвинутости храма в самую глубину лежащей перед ним площади, будь то форум или священная ограда. Созданный при Республике псевдопериптер внешне обнаруживает некоторое сходство с греческим периптером, но по существу является италийским простильным храмом, у которого стены разбиты пилястрами или полуколоннами, продолжающими метрический ряд колонн портика главного фасада.Театры. Театр, как таковой, был создан не в Риме, а в Греции, но в Риме он вышел из земли и обратился в единое театральное здание, в котором разъединенные в греческом театре сцена и места для зрителей слились в единый, целостный объем, причем кулуары часто включались в субструкции «зрительного зала» и могли служить для эвакуации массы зрителей. Во многих римских театрах сохранялось, однако, расположение мест на склоне холма, когда это было оправдано местными условиями.Амфитеатры. Чисто римским типом архитектурных сооружений является амфитеатр, родившийся из соединения двух театров и служивший для проведения боев гладиаторов и «игр» с животными.Термы. Значительного распространения и развития достигли уже при Республике термы, представлявшие собой соединение бань и греческой палестры. Уже в республиканский период в состав терм входили не только различные помещения для омовения, но также портики и экседры для бесед и чтений. Термы республиканского периода были, однако, еще далеки от соответствующих грандиозных сооружений императорского времени. Они не имели уравновешенной симметричной композиции, и понадобилось еще более ста лет, чтобы приблизиться к классическому архитектурному решению плана терм в эпоху Флавиев и Траяна.Инженерные сооружения. К числу важнейших архитектурных произведений Республики принадлежат ее инженерные сооружения: оборонительные стены, мосты и надземные акведуки. Все эти инженерные сооружения первоначально выполнялись из тесаного камня, а впоследствии также и из бетона.Арки римских мостов уже к середине I века до н. э. достигали пролета 24 м. В мостах и акведуках в наиболее чистом иничем не замаскированном виде выступает принцип арки и свода, который лежит в основе всего грандиозного строительства Древнего Рима.В так называемых триумфальных арках полуциркульная арка и полуциркульный свод даются в наиболее богатом декоративном наряде. По смыслу «триумфальные арки» вернее было бы называть мемориальными, так как они воздвигались не только для того, чтобы увековечить триумф полководца: сооружением арки отмечалось, например, возвышение города в ранг колонии, установление границы области, постройка нового моста или, наконец, просто военные или гражданские заслуги той или иной знатной семьи. Мемориальные арки Республики до нас не дошли, но известны по описаниям.Дороги и гробницы. Ко времени Республики относится строительство и ряда римских монументальных дорог, предназначавшихся для движения легионов и должностных лиц. От этрусков римляне восприняли обычай ставить по обеим сторонам дорог, у входа в город, надгробные памятники. К концу Республики вошло в обычай строить под землей громадные коллективные колумбарии с тысячами ниш для урн рабов и вольноотпущенников богатых родов (табл. 36, фигуры 4, 5) по принципу этрусских камер позднего времени. Место погребения богатых и знатных людей отмечалось надгробными памятниками самой разнообразной формы и размеров. Это могли быть увенчанные конусом цилиндры на круглом и квадратном основании; кубические монументы, чаще всего с высоким завершением в виде пирамиды, или полукруглые экседры со скамьей для посетителя и вознесенной на колонну погребальной урной. Они тянулись иногда вдоль дороги на многие километры, напоминая путнику о знатности и богатстве похороненных в них граждан.

Материалы и конструкции

Нарастающий — в связи с неуклонной экспансией Рима — от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков.

104

Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала-бетона. Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма.В результате упорных исканий к концу периода римской Республики сложились основные конструктивные принципы и приемы, которые составляют техническую базу строительства Римской империи.Тесаный камень. Заимствовав у этрусков искусство обработки камня и технику квадровой кладки насухо, римляне изобрели «нормальную» кладку из универсальных блоков квадратного сечения и кратной длины, которые могут служить и ложками, и тычками. Эта разрезка камней одинаково характеризует римское строительство как при Республике, так и при императорах; стандартность квадров допускала широкую заготовку материалов и быстрое проведение работ огромного размаха. «Нормальная» кладка рациональна и красива, и, благодаря стандартности, ее легко приспособить для всевозможных архитектурных сооружений начиная с городских стен и кончая наиболее парадными зданиями. Чаще всего встречаются форматы камней около 60 X 60 х 120 см.Тесаный камень меньшего формата был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Тесаный камень, близкий по формату к плоскому квадратному кирпичу, встречается в постройках поздней Республики, но сочетается только с бетоном, а не с кирпичом, как это стало обычным в эпоху Августа. Наконец, из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока. Ни один блок дорогого камня не затрачивался там, где мог быть применен материал более дешевый. И, наоборот, дешевому, но недостаточно прочному материалу не поручалась роль, не отвечающая его качествам. Последнее могло иметь место лишь в случаях ошибки, обусловленной отсутствием соответствующего опыта. На последующих постройках такая ошибка исправлялась, и приобретенный опыт делался законом для строителей.Раннее италийское строительство характеризуется применением всевозможных туфов («туфовый период» в Помпеях) и известняков. Чем дальше, тем чаще в строительстве республиканского Рима и его окрестностей применяется травертин, который представляет собою особый вид прекрасного твердого известняка теплого тона, добывавшийся около Тиволи. Заморский мрамор применялся в виде исключения, например, для колонн, в интерьерах самых богатых доимое и базилик. Архитектура Республики в целом построена не на применении драгоценных материалов, а на безупречной обработке местных пород, и на рациональности композиции и конструкции.Бетон. Широкое применение при Республике нашел себе римский бетон, который, как указано выше, уже тогда приобрел свои замечательные технические качества. При бетонной кладке как стен, так и сводов сначала укладывали слой балласта и лишь потом заливали его раствором и трамбовали так, что вся бетонная масса получала сплошное строение, а своды не отличались от массы стен. Облицовкой бетона изредка служили крупные квадры тесаного камня, но обычно его поверхность покрывалась лишь легкой одеждой, которая за время Республики прошла стадии: грубого инцерта во II веке до н. э., точно подогнанного мелкого инцерта или псевдоретикулата (начало I века до н. э.) и раннего мелкого ретикулата в постройках середины I века до н. э. В основе инцерта и ретикулата (табл. 13, фиг. 7, 8) лежит принцип усеченных пирамид, уходящих в бетон своим узким концом; тот же принцип нашел себе широкое применение в бетоне с облицовкой из треугольных кирпичей, которым характеризуется строительст-

105

во Империи. К концу Республики значение бетона в монументальном строительстве уже превышает значение тесаного камня.Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны — возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Эти особенности бетона приобрели важное значение отчасти благодаря тому обстоятельству, что частное и государственное строительство более значительного масштаба велось в Риме преимущественно при помощи крупных подрядчиков, увеличивавших свои прибыли путем предельного сокращения затрат на рабочую силу, ускорения работ и сроков их оплаты заказчиками.Кирпич. Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич квадратной формы и различного размера появляется с начала I или даже с конца II века до н. з. и вскоре вытесняет сырец из городского строительства; известен также пятиугольный и круглый кирпич для кладки колонн, относящийся к этому времени. Но обожженный кирпич не получил при Республике сколько-нибудь широкого распространения и еще не встречается ни в сочетании с бетоном, ни в комбинации с тесаным камнем мелкого формата, что стало обычным позднее, при Империи.Арки и своды. Арка и свод полуциркульного очертания так же характерны для римско-италийской архитектуры, как колонна с антаблементом — для греческой. Клинчатая арка и свод были известны в архитектуре Древнего Востока и Греции; тем не менее арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Арки и своды применялись в самых разнообразных сооружениях и доводились до грандиозности уже при Республике.Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон — этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики.Купол. Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. В Стабианских термах Помпей круглый фригидарий еще покрыт усеченным конусом. В термах конца Республики (или времени Августа), около Бай, развалины которых (рис. 64, табл. 39) недавно (1930) подробно изучены и реставрированы, круглый зал диаметром 21,55 м покрыт уже настоящим полусферическим куполом, конструкция которого, при вдвое меньшем диаметре, предваряет схему и конструкцию купола Пантеона.Применение стука. Сочетание бетона с тесаным камнем типично для республиканской конструкции и для фасадной или внутренней стены того времени, будь то в Риме или в Помпеях. Тончайший слой известкового стука не скрывал, а только подчеркивал тщательно вытесанные из камня или выложенные из бетона формы. Конструкция республиканских зданий может быть с полным основанием названа реалистической: она выступает часто в почти неприкрытом виде и играет

64. План купольного зала в термах около Бай (I век до н. э.). По Паоли

106

роль главного средства в архитектурном решении. Поэтому развалины римских республиканских зданий, несмотря на исчезновение стука, прекрасны даже в своей обнаженной конструкции.

Композиция

Основные черты римской рабовладельческой державы и римского рабовладельческого общества определяют и основные композиционные черты архитектуры Республики.Композиционные приемы. Композиция планов отдельных зданий и вновь создаваемых ансамблей времени Республики подчинена, как правило, строгой симметрии относительно одной, сильно выраженной оси; эта ось имеет обычно одностороннюю направленность, так что все решение приобретает четко выраженную фронтальность, с подчеркнутым главным входом и фасадом. В римско-италийской архитектуре этот основной принцип, восходящий к этрускам, находит свое органическое развитие во всех вполне сложившихся архитектурных типах и планировках.Римский храм, сохраняя фронтальность этрусского, иногда обогащается внутри абсидой; фронтальность усиливается постановкой храма в глубине двора и особенно в глубине вытянутого форума. Привлеченное с эллинистического Востока перистильное обрамление форума перерабатывается, таким образом, на италийский лад. В жилом доме с атрием принцип этрусско-италийской осевой симметрии и фронтальности проведен от вестибула до завершающего ось таблинума; самый атрий имеет одну только ось, благодаря наличию крыльев, расположенных симметрично по сторонам, но в глубине атрия.Введение эллинистического перистиля помогало римлянам еще больше подчеркнуть тот же принцип обращенной в одну сторону главной оси и обогатить лежащий в основе композиции принцип фронтальности, создав из перистиля новое звено в композиционной цепи, развертывающейся ь глубину дома. Введение второго атрия рядом с первым и легкое смещение перистиля обычно не снижают значения главной оси, выявленной рядом дополнительных приемов. Даже при постановке основного помещения поперек главной оси, последняя бывает так сильно выражена, что не теряется и при такой композиции.Планировкам Республики, как и наилучшим планировочным решениям Империи, чужд, однако, схематизм, который мог бы привести к геометрической симметрии за счет недоучета местных условий.Ранняя римско-италийская архитектура всегда сохраняет органическую связь с профилем участка и рельефом местности. Особенно четко это выражено в террасных домах, максимально использующих возможность ступенчатого решения, с раскрытием вида на пейзаж, к солнцу и к морю. В храмовых комплексах (Габии, Тиволи) тот же принцип осуществлен путем присоединения к храму театра с местами для зрителей, врытыми в понижающуюся часть участка. Таким образом, пересеченный характер участка используется здесь для создания монументального подхода к храму, поставленному в верхней точке всего ансамбля. Создается композиция с постепенным нарастанием значительности снизу вверх: от театра — к культовой статуе в храме. Используя естественный рельеф и художественно оформляя его соответствующими архитектурными сооружениями — террасами, портиками, парапетами и т. п., римляне обнаруживали трезвость и практицизм, свойственные вообще их искусству и другим областям их духовной культуры: они не создавали мертвых архитектурных массивов и глухих террас; объем террасы вводился ими, как правило, в основной объем здания или ансамбля, ее фасад входил органической составной частью в фасадное решение жилого дома, виллы, административного здания, храмового комплекса. Подъем здания на глухой искусственный массив, т. е. принцип подия, применялся лишь в традиционном решении храма, да изредка в виллах, где высокая терраса заменяла стену, требуемую по соображениям безопасности.В отмеченных двух существенных композиционных чертах этой архитектуры находят своеобразное отражение и как бы кристаллизуются четкая регулярность римского военного и административного строя и тяга к природе, к нестесненному комфорту и роскоши у представителей римской рабовладельческой верхушки. Осевое построение архитектурного комплекса и композиционное использование террасообраз-

107

ного рельефа почвы не представляют собой новых явлений в мировой архитектуре: достаточно вспомнить о строго симметричных и подымающихся террасами ансамблях древнего Египта. Новым словом является, однако, многообразная разработка и синтетическое применение обоих этих композиционных принципов не только в культовых, но и в гражданских сооружениях самого различного назначения.Сильный практический уклон отражается и в некоторых других сторонах римской архитектуры как республиканского, так и последующего императорского периода: таберны, т. е. лавки и мастерские, включались в состав патрицианского дома, храмового комплекса и главной площади города; простые по своей архитектуре сводчатые субструкции входили в композицию самых торжественных и нарядных ансамблей. При этом римляне умели избегать противоречия в сочетании деловой и технической стороны с парадной стороной своей архитектуры. Так, например, храм, вырастая из сводчатых субструкций, приобретал от них лишь еще большую монументальность.Ордера. Захлестнувшая римский мир волна эллинизма была наиболее мощной в ряду волн различных культур, которые проникали с Востока, и, начиная с VIII века до н. э., помогали формированию культуры и, в частности, архитектуры древней Италии. Эллинизм помог развитию того архитектурного языка, на котором италийскому искусству суждено было сказать новое веское слово. Архитектура восприняла от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров (табл. 40).В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие. Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, и преобладание того или иного ордера не всегда является результатом эволюции предшествующих форм.Тосканский ордер является первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр; часто он характеризуется наличием развитой базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Витрувий описывает тосканский ордер, как обладающий деревянным антаблементом. Фактически же уже при республике появились варианты с каменным антаблементом.Дорический ордер (табл. 40, фиг. 1—4) выступал в период Республики в вариантах, близких то к эллинистическому, то к классическому ордеру Греции. В свободно стоящих колоннах дорический ордер чаще имел при Республике очень легкие пропорции; иногда, наоборот, когда он выступал в роли полуколонны на ордерной аркаде, — пропорции его бывают довольно тяжелы. База отсутствует или слабо выражена.Часто встречаются варианты, промежуточные между тосканским и дорическим ордером. Дорический ордер императорского времени чаще всего является гибридом дорического и тосканского.Ионический ордер (табл. 40, фиг. 5, 6) применялся в двух основных вариантах. В одном — капитель имеет две стороны с волютами, при двух сторонах с балюстрами; в другой — все четыре стороны одинаковы, а волюты вытянуты по диагонали (табл. 20, фиг. 6). Первый тип, в схеме более близкий к нормальной греческой капители, получил перевес лишь к концу Республики; он классически выражен в так называемом храме Фортуны Вирилис в Риме. Второй преобладал при Республике и является родоначальником композитного ордера.Коринфский ордер стал излюбленным ордером римской архитекторы уже во II веке до н. э.; на Востоке он имел в это время еще весьма ограниченное применение.Коринфский ордер применялся во времена Республики, главным образом, в своеобразном итало-коринфском варианте, лучшим образцом которого могут служить туфовые колонны Круглого храма в Тиволи (табл. 40, фиг. 7; табл. 31, фиг. 1—3). Крупные волюты и цветок, сближенные ряды и реалистическая трактовка сочного аканта, подчеркнутое разделение геометрически решенных и независимых от аканта завитков и волют — вот характерные черты капители этого ордера. К концу республиканского времени встречался и другой тип, из которого позднее образовался классический римско-коринфский ордер (храм Кастора и Поллукса в Кори, круглый храм на Тибре в Риме; табл. 37, фиг. 2; табл. 40, фиг. 8—10).Как в ионической колонне с четырех-

108

сторонней капителью, гак и в итало-коринфском ордере капитель подчеркнута гладкой шейкой, под которой каннелюры завершаются горизонтально. Такое решение особенно характерно для колонны «туфового» периода, т. е. для периода с начала II века до середины I века до н. э. Наоборот, в более близких к классической Греции образцах, получивших преобладание во второй половине I века, каннелюры завершаются полукругом под самым астрагалом (храм на Тибре), как в ордерах императорского времени.Общей чертой эволюции ордеров в период Республики является постепенная утрата первоначального конструктивного смысла отдельными частями, как элементами стоечно-балочной системы. Так, венчающая карниз сима перестала играть роль жолоба. Фриз часто вытесывался из одних блоков с архитравом.Полуколонна и пилястра, которые в восточном эллинизме встречались лишь изредка, при Республике сделались обычным средством расчленения стены; чаще всего они или отвечают колоннам (например, в перистилях), или продолжают колоннады портика (например, в псевдопериптере). Иногда полуколонны и пилястры, а потом, при Империи, и пристенные колонны применяются и независимо от портика и становятся самостоятельным декоративным средством. Ордерная аркада и аркада по колоннам. Создавая свои замечательные сводчатые конструкции, римляне оставались все же учениками греков в оформлении декоративной стороны своих архитектурных сооружений. От греков ими было воспринято твердое убеждение в неотъемлемости ордера от подлинной, в особенности от монументальной, архитектуры. Отсюда — поиски нового синтеза своих национальных арочно-сводчатых конструкций с формами заимствованных у греков ордеров. Римская архитектура нашла два основных вида этого синтеза: так называемые ордерную аркаду и аркаду по колоннам. В ордерной аркаде ордер применяется как средство декоративного и масштабного оформления стены с рядом арочных проемов, причем он целиком или частично теряет свое конструктивное значение; колонна, превращаясь в полуколонну, перестает быть несущей опорой; антаблемент, входя в состав стены, перестает быть балочным перекрытием пролета. В республиканский период части ордера еще выступали в роли хотя и не полноценных, но все же реально-конструктивных элементов: полуколонна — в роли контрфорса, антаблемент — в роли разгрузочной перемычки; позднее части ордера утратили и эту второстепенную функцию. Несмотря на несовпадение реальной и изображенной конструкции, ордерная аркада является важнейшей композиционной формой римской архитектуры, примененной в таких первостепенных ее памятниках, как, например, Табуларий, театр Марцелла и Колизей.Римские триумфальные арки чаще всего тоже построены на сочетании арки и ордера, но без метрического повторения основного элементаДругим видом синтеза арки и ордера оказывается аркада по колоннам, представляющая собою не что иное, как художественно оформленную стоечно-арочную конструкцию. В аркаде по колоннам арки опираются на колонны, причем применяются два варианта: арка ложится или непосредственно на капители, или на соответствующие отрезки антаблемента над ними. Являясь, в отличие от ордерной аркады, реальным конструктивным приемом, аркада по колоннам далеко не играла в архитектуре времени Республики той роли, которую в ней играла ордерная аркада. Лишь при Империи она получила более значительное распространение.Родственный мотив арочного антаблемента над одним лишь центральным пролетом портика нашел себе довольно широкое применение в монументальной архитектуре Империи.Таким образом, исходя из греческого ордера, римско-италийская архитектура создала такие совершенно новые формы, как ордерная аркада и аркада по колоннам.Освоив художественное наследие классической Греции и эллинизма и вступив на самостоятельный путь, римская архитектура времени Республики составила важную стадию в развитии античного зодчества.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д. Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.

www.sno.pro1.ru