Как воспитывали своих детей в Древней Спарте. Образование в древней спарте
Обучение в Спарте и Афинах
Среди городов-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.
Главной целью спартанского воспитания являлась подготовка мужественных и преданных городу-государству людей. Воспитание спартиатов — полноправных граждан Лакедемона — преследовало, по преимуществу, цель подготовить членов военной общины. Новорожденных осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Некоторые источники уверяют, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
На первом этапе дети поступали под начало воспитателя — пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во всякое время года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили скорее символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.
Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены — члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более тщательно. Приемы воспитания становились еще суровее. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а за то, что потерпел неудачу. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивались своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.
Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло, по преимуществу, из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, как у юношей, было сексуальное поведение.
Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. В человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малопродуктивными. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт.Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.
Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал пайдейи сводился к многозначному понятию — совокупности добродетелей (калогатия). По сути речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к подобному идеалу вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. Если у спартиатов воспитание пронизывала идея жестокости, то у афинян — идея личной независимости. Указывая на это, афинский политический деятель Перикл (ок. 490-420 гг. до н.э.) говорил: «Воспитывая, спартиаты готовят мужественных молодых людей. Но мы с нашей жизнью без принуждения не уступаем им, и, если нужно, готовы к грозным сражениям».
Организованное воспитание и обучение основывались на принципе соревнования (агонистика). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб — педагог (дословно — поводырь). Воспитателем часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые порою усваивал и его подопечный.
После 7 лет мальчики — дети свободных граждан — получали возможность учиться в частных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений. Начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы).
В мусических школах учились дети 7-16-летнего возраста, в гимнастических школах — 12-16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений. Мусическая школа давала, по преимуществу, литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Базой программы было изучение поэм Гомера. Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры «Илиады» и «Одиссеи» произносились нараспев под музыкальное сопровождение (игра на струнных инструментах). Кстати, меньшая популярность в Афинах духовых инструментов объясняется именно тем, что их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия. В гимнастических школах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Пеший тяжеловооруженный воин во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство с врагом, пользуясь копьем и мечом. Такому воину полученная в палестрах подготовка была необходима.
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения — гимнасии. В V-IV вв. до н.э. таких гимнасий в Афинах было три: академия, ликей и киносарг. В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях, укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа.
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии — общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды — широкополая шляпа и черный плащ (хламида).
Молодежи привилегированных слоев адресовалось набиравшее силу на рубеже V-IV вв. так называемое новое образование. Его давали мудрецы, которые обучали философии, астрономии, геометрии, естественным наукам, юриспруденции, риторике, поэтике, прививали вкус к утонченным беседам. В итоге развития нового образования к концу IV в. до н.э. возникли два типа высших школ: риторические школы, где готовили ораторов, занимались точными и естественными науками, и философские школы, где обсуждались прежде всего мировоззренческие проблемы.
Более скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя затворническую жизнь, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупностью добродетелей». Ее уделом было домашнее хозяйство.
Заметным неформальным средством воспитания афинских граждан была общественная жизнь, в частности театр. Обращая внимание на это обстоятельство, один из великих философов Греции Аристотель писал, что трагедия обладает силой воздействия на аудиторию для принятия лучшего образа действий и способна расположить к правильным действиям или, по крайней мере, предотвратить неправильные.
studfiles.net
Спартанская система обучения - Античность
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.
Население Спарты резко делилось на спартиатов — господствующий класс (завоеватели), периэков—граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов — порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму — все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.
В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).
Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спар-тиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.
В семье дети оставались до 7 лет, затем их забирали у родителей и распределяли по ос
sites.google.com
Воспитание детей в Спарте
Количество просмотров публикации Воспитание детей в Спарте - 253
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции
Древняя Греция — государство, объединявшее рабовладельческие города-государства — полисы. Особую роль играли два полиса — Афины и Спарта͵ в них сложились своеобразные системы воспитания, обусловленные не только закономерностями рабовладельческого строя, но и особенностями развития данного государства.
Спарта была одним из самых ранних государств Древней Греции, возникшим в начале IX в. до н. э. после вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян. Завоеватели завладели землей и подчинили себе коренных жителей. Население Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс, периэков — граждан имущих и свободных, но лишенных политических прав, а также илотов — людей, лишенных всяких прав, но оставленных на своих землях, ставших собственностью государства. Жестокая эксплуатация илотов приводила к частым восстаниям, что заставляло спартиатов поддерживать свое господство силой. Быт спартиатов имел своеобразную форму, имевшую военизированный характер, — все взрослые мужчины составляли войско, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было предназначено для удержания рабов в постоянном страхе и повиновении.
Такие условия отражались на спартанской государственной системе воспитания, цель ее состояла в подготовке детей к воинской службе, в формировании из них стойких и закаленных граждан. Государство контролировало семейное воспитание детей от их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и здоровых возвращали отцу, а больные и слабые уничтожались.
Младенцев обычно воспитывали матери, привлекая для помощи кормилиц-рабынь, которые, как правило, имели образование и педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, занимались их закаливанием, прививали навыки поведения. У детей воспитывали неприхотливость в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, с которыми те могли встретиться в будущих военных походах.
Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и они начинали обучаться в специальных государственных воспитательных учреждениях до 18 лет. Воспитанием здесь руководили специально выделенные государством люди. Особое внимание уделялось военно-физической подготовке, бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья. В мальчиках воспитывали беспрекословное подчинение старшим, беспощадное отношение и презрение к рабам и физическому труду. Образование в этих учреждениях ограничивалось обучением письму и счету. Развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (ʼʼлаконическая речьʼʼ) отводилось особое внимание. В воспитании участвовала вся община; военачальники, государственные деятели часто посещали школы, вразумляли и наказывали провинившихся детей, вели с ними беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях. В качестве средства воспитания будущего воина и рабовладельца выступало участие подростков 14—15 лет в ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.
С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку и зачислялись в войско. С 30 лет молодые спартиаты становились полноправными гражданами.
Девочки Спарты воспитывались дома, однако и в их воспитании наиболее важным считалось физическое развитие, военная подготовка и привитие навыков управления рабами, чтобы в случае войны женщины могли охранять свой город и держать рабов в повиновении. Спартанские девушки участвовали и в общественных празднествах и в спортивных состязаниях.
referatwork.ru
Как воспитывали детей в Спарте
Каждый человек, хоть раз слышал словосочетание «спартанское воспитание», что воспринимается нами как строгое отношение к ребенку. Но почему мы понимаем это именно так? И действительно ли воспитание детей в Древней Спарте было настолько строгим и суровым?
Из этой статьи вы узнаете
Система воспитания спартанцев
Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.
Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.
Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.
Основные этапы, которые проходили будущие воины
Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.
Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап. Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших. Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.
Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками. Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.
Жизнь спартанца
В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.
Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.
Образ жизни спартанцев:
жизнь как в военном лагере;
постоянные военные действия или подготовка к ним;
дети не принадлежали своим родителям;
полная изоляция от мира;
незнания ремесел, наук.
К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.
Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.
Спартанские девушки
О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.
С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.
В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.
razvitie-vospitanie.ru
1.2 Государственный строй Древней Спарты. Образование и основные этапы развития государственности в Спарте
Похожие главы из других работ:
Государственный строй и право Древней Руси
2. Государственный строй Древней Руси
Древнерусский государственный строй показывает наличие двух периодов: политическое единство и раздробленность (с XII в.). Государственный механизм Древней Руси определялся отношениями вассалитета - сюзеренитета...
Государство и право Древней Греции
5.2. Государственный строй
По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц...
Китай в период раннего средневековья: строй, политика, культура
СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В условиях феодализации Китая государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества стало основой для создания сложной иерархической системы. В обществе как внутри классов...
Местные органы государственной власти Великого княжества Литовского в XVI веке
1.1 Государственный строй
Вопрос государственного строя Великого княжества Литовского, в состав которого входила и Беларусь,- один из наиболее сложных, особенно в раскрытии проблемы государственного устройства...
Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)
1.1 Общественный строй Спарты
В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами...
Особенности развития России в начале ХХ века
3.1 Государственный строй
Российская империя к концу XIX -началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов...
Ранняя Спарта: государство, общество, человек
Глава II. Политический строй Спарты
...
Спартанский полис
III. Государственный строй
...
Спартанское общество и государство
2. Государственный строй Спарты
Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э...
Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте
§1. Право древней Спарты
Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло...
Становление государства в Древнем Риме
2.2. Государственный строй
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти...
Становление феодальных отношений в Японии
СОЦИАЛЬНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Законодательные мероприятия раннефеодального государства после переворота Тайка юридически оформили власть новых феодальных хозяев. В подавляющем большинстве это были потомки глав...
Франкское государство
1.6 Государственный строй
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V-VII вв.)...
Франкское государство
2.3 Государственный строй
Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками -- дворцовым графом Должность палатного мэра (майордома), послужившая для предшественников Карла Великого ступенью к трону, была упразднена....
Эволюция государственного строя Древнего Рима
1.2 Государственный строй
В конце VI в. до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет...
hist.bobrodobro.ru
Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила
Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?
Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.
Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.
В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.
Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.
Система Агогэ
«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.
Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка
При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.
Храм Артемиды
По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.
Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.
Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.
Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.
Воспитание мальчика по-спартански
Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:
Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.
Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым
Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.
Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.