Древнерусское государство Киевская Русь. Образование древней руси дата
Образование Руси : wiki : Факты о России
Начало русской государственности первые летописи относят к IX веку когда славянские племена порешили: «Поищем себе князя, иже бы владел нами и рядил по праву. Пошли за море к варягам и сказали: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нету. Идите к нам княжить и владеть нами...» Были призваны три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Они разделили между собой земли славян и стали править. Согласно летописи, это событие произошло в 862 году.
Образование Руси
Легенда о призвании варягов легла в основу так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецким ученым Байером в XVIII веке. По этой теории выходило, что славяне не могли сами создать государство и потому вынуждены были пригласить варягов-норманнов, то есть германцев.Такой вывод задел патриотические чувства М.В. Ломоносова, выступившего горячим противником норманнской теории. С той поры споры норманистов и антинорманистов не утихают по сегодняшний день.
В 882 году варяжский князь Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем убил в Киеве князей Аскольда и Дира и объявил о создании единого государства. Киев стал столицей, «матерью городов русских». Правление Олега ознаменовалось успешным походом в 911 году на Царьград (Константинополь) — столицу Византийской империи.После смерти Олега такой поход совершил киевский князь Игорь (912—945), подтвердивший договор с Византией, хотя и на менее выгодных условиях. Племена, в свою очередь, платили князю дань. Управление же осуществлялось при помощи народного собрания — веча. Отношения между племенами и князем не всегда были мирными.
Призвание варягов на Русь
В начальную пору правления князя Игоря неоднократно случались восстания древлян. Власть киевских князей в те времена была слабой и носила договорный характер. Главной обязанностью князя и его дружины была защита Русских земель от военной угрозы. Князь выступал в качестве посредника и примирителя межплеменных конфликтов, защищал торговые интересы, ради которых предпринимались походы на Царьград.
В 945 году против Игоря восстали древляне. Собрав дань и отправив свои обозы в Киев, Игорь вернулся обратно в Царьград с небольшим отрядом, «желая больше имения». Собравшиеся на городское вече древляне решили: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину князя и его самого казнили. В ответ жена Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила за гибель своего мужа. Ольга приказала закопать послов живыми в землю, а второе посольство сжечь живьем. Главный древлянский город Искоростень Ольга предала огню. Погибло не менее пяти тысяч человек.
Почти 20 лет Ольга была правительницей при сыне Игоря Святославе. Правление сына Игоря князя Святослава (945—972) историки оценивают по-разному. Одни признают его талант полководца и государственного деятеля, другие считают авантюристом, смыслом и целью жизни которого была только война. Жизнь Святослава прошла в походах. Начиная войну, он предупреждал врага: «Иду на вы». Святослав нанес поражение волжским болгарам, покорил мордву, разгромил Хазарский каганат, захватил Тмутаракань на Таманском полуострове, успешно отражал набеги печенегов.Расширяя границы своего государства, Святослав стремился приблизить их к Византии и перенести на Дунай свою столицу. Он вторгся на Балканы и начал войну с империей. Но удача отвернулась от него. Потерпев поражение от Византии, Святослав с большим трудом вырвался из окружения и ушел на Русь. В 972 году князь попал в засаду и был убит печенегами.
Литература
Российская большая энциклопедия. Издательство "Современный литератор". Минск.
Смотрите также
rufact.org
Древнерусское государство Киевская Русь
Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.
Бердяев Николай Александрович
Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!
В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.
Образование государства Киевская Русь
Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:
норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.
Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.
Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.
Становление государственности
Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.
Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.
Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства
Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.
В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.
Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.
Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.
Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.
Ключевые события
Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:
862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
882 г. – Вещий Олег захватил Киев
907 г. – поход на Константинополь
988 г. – Крещение Руси
1097 г. – Любечский съезд князей
1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого
istoriarusi.ru
Образование древнерусского государства Киевская Русь .
РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ.
В течение VI-VIII вв. сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседней общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины.
На образование древнерусского государства сказалось норманнское влияние, которое выразилось в большой роли варяжских дружин в торговле Руси с Востоком на пути «из варяг в греки», ставшем главной артерией Киевской Руси, в варяжском происхождении княжеской династии и, видимо, самого названия «Русь».
Следует отметить, что на ранней стадии существовали два центра формирующегося государства - Новгород и Киев. Хотя истоки великокняжеской династии связаны с Новгородом, государство возникло в Приднепровье со столицей в Киеве. Решающее значение здесь имел геополитический фактор. Киев стал центром формирующегося государства, поскольку находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом.
Первым достоверным правителем древнерусского государства был князь Олег (879-912), «вещий», как именовал его летописец. Именно с его деятельностью связано формирование ядра государства. Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг, взяв с собой малолетнего Игоря, оставленного отцом Рюриком на его попечение. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882г. Подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира взял Киев. Так произошло объединение двух центров восточных славян - северного и южного.
Значение принятия христианства для государственного развития Руси.
Завершающий этап становления Киевской Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава мудрого (1019-1054).
При сыне Святослава Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Однако объединение было непрочным. Для укрепления его Владимир предпринял ряд важных мер. Во-первых, в отличие от предшественников он больше внимания уделял внутренним проблемам. Летописец пишет, что до Владимира князья думали «о ратях», а он - «о строе землянем и уставе землянем». Обосновавшись в Киеве, он не забыл об обороне Руси, но решал задачу иначе, окружив Русь «заставами богатырскими». Во-вторых, произошли перемены в государственном устройстве. Власть племенных князей была поколеблена, они превратились в посадников великого князя, оказались у него в подчинении. В- третьих, и это самое главное, Русь приняла христианство, которое, превратившись в государственную религию, стало прочной идейной основой молодого государства.
Выбор Русью христианства был предопределен принадлежностью ее к европейскому миру, где он господствовало. Кроме того, эта религия была давно знакома славянам. В родственной Болгарии она уже давно проповедовалась на славянском языке. Христианство пришло на Русь из Византии, так как эта страна была самым передовым государством тех времен и Русь имела с ней тесные экономические и дипломатические связи.
В 988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. Суть ее состояла в том, что христианство стало государственной религией. Важно понять именно этот политический смысл событий, поскольку обычно обращают внимание на его религиозную сторону. Реформа князя Владимира была своевременной и прогрессивной мерой большого исторического значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, упрочившей единое государство, позволило освоить высшие достижения мировой культуры, способствовало расширению связей с другими странами, росту международного авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт- церковь. Во главе ее в масштабе государства стоял митрополит, в областях - епископы, в городах и селах - священники. В пользу церкви население платило налог- десятину (1/10 дохода).
Киевская Русь превратилась в государство, территориально и политическое единство которого обеспечивалось писаными законами и передовой религией. Она стала державой, ни в чем не уступающей другим.
Особенности общественно-политического устройства Киевской Руси.
Это было раннефеодальное государство, в котором феодальная тенденция, сословная структура общества находилась в стадии формирования. Существовало большое число свободных крестьян (смердов), которые не имели над собой бояр, пользовались землей и платили подати государству. Вольная колонизация (освоение новых земель), которую В. О. Ключевский отмечал как характерную черту истории России, особенно была свойственна киевской эпохе. Такое социально- экономическое состояние отражалось в политическом строе.
Политической основой государства являлась великокняжеская власть. Вся Русская земля считалась владением великокняжеского рода, а престол наследовался по старшинству в роду.
Главным органом управления была дружина князя, которая представляла собой сословный, а не родовой орган, что способствовало формированию слоя феодалов.
В политическом управлении еще сохранились племенные элементы. В ряде земель княжескую власть ограничивал вечевой строй, на местах наряду с посадниками существовали старейшины.
Феодальная раздробленность на Руси.
Среди факторов, разрушивших единое Киевское государство, выделяются следующие.
-К этому времени на Руси сформировалось в основном феодальные отношения, возникли крупные земельные владения (боярские вотчины), которые вызвали стремление бояр к самостоятельности, укреплению местной власти. Бояре стали главной силой децентрализации государства; с их помощью устанавливалась власть удельных князе.
- Исчерпал себя родовой порядок княжения по старшинству. В условиях, когда княжеский род разветвился, отношения запутались, он создавал нестабильность власти, обострял борьбу за нее. Необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил.
- Децентрализации государства и созданию удельных княжеств способствовало господство натурального хозяйства, слабость экономических связей.
- К внутренним причинам прибавились внешние. Непрерывные нападения истощали Русь. Судьба ее была решена окончательно после монгольского нашествия и захвата Киева в 1240 г.
Место феодальной раздробленности в истории русской государственности.
В удельной Руси домонгольского периода во многих сферах общественной жизни наблюдалось развитие по восходящей линии. Характерен экономический подъем. Переселение народа на Северо-восток, освоение новых неплодородных, суглинистых земель сопровождались повышением культуры земледелия, распространением трехпольной системы, развитием хлебопашества. Это было время бурного развития на Руси ремесла (около 60 специальностей). Особенно славилась Русь литейным и кузнечным делом, производством оружия, изделий из серебра, черни, эмали, керамики.
Шаг вперед в это время был сделан и в политической сфере. Новый наследственный порядок формирования княжеской власти сделал ее устойчивой. Удельные князья, став хозяевами своих земель, выступали в качестве организаторов строительства городов, укрепления их крепостями, обустройства переселенцев на новых местах.
И наконец, самым ярким свидетельством поступательного развития Руси в это время служит расцвет ее культуры.
Таким образом, феодальная раздробленность- это закономерная форма развития феодального государства, которая сменила устаревшее политическое устройство Киевской Руси.
Древнерусская культура IX- начало XIII вв.
Культуре Древней Руси были свойственны общие черты средневековой культуры: 1) замедленность темпов развития, 2) традиционализм, 3) деление на народную и элитарную, городскую и сельскую, 4) господство религии, хотя всегда имелись светские элементы, отражавшие практическую жизнь людей, их знания.
Древнерусская культура формировалась как синтез язычества и христианства.
На протяжении многих лет существовало двоеверие.
Народное творчество, просвещение, литература.
Появились предания об основании Киева, о призвании варягов, о вещем Олеге и др.
Фундаментальные значение для развития культуры имело распространение грамотности, просвещения. Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Об этом свидетельствуют договор князя Олега с Византией 911г., написанный на русском и греческом языках, владельческие надписи на ремесленных изделиях.
Сохранилось около 150 рукописных книг периода Древней Руси. Древнейшие из них - «Остромирово евангелие» (1057), написанное дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073, 1076).
Основным жанром формирующейся литературы являлось летописание, которое служило не только историческим памятником, но и важным фактором политической и культурной жизни, формирующим общественное сознание. Самая значительная летопись Древней Руси - «Повесть временных лет» (1112) составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Ценный памятник древнерусской литературы - богословский трактат «Слово о законе и благодати». Написавший его священник Иларион стал позднее митрополитом. Главная идея трактата - утверждение церковной самостоятельности Руси, независимости русской церкви от Византии.
Самое яркое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» описывает неудачный поход русских князей во главе с Новгород - северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Неизвестный автор обращается к князьям с призывом прекратить усобицы, объединиться, чтобы защитить Русь, не искать личной славы, а выступать за честь и славу Русской земли.
Художественная культура, зодчество Древней Руси.
Это - одна из наиболее ярких страниц русской культуры. В те времена архитектура являлась главным видом искусства, поскольку включала в себя живопись и декоративно- прикладные изделия. До наших дней сохранились великолепные архитектурные памятники, не уступающие мировым шедеврам. Каменные здания появились на Руси в конце X в.