Общественный строй древних славян. ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общественный строй древних славян: от задруги до копного права. Общественный строй древних славян


Общественный строй древних славян

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………. 3

Глава 1. Общественный строй славян по античным и византийским источникам ……………………………………….......…. 7

Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян …………………………………...…………………….. 15

Заключение ………………………………………………….. 17

Список источников и литературы …………………………. 19

Примечания ………………………………………………….. 21

ВВЕДЕНИЕ

Изучение общественного строя славян не потеряло актуальности до сих пор, несмотря на то, что по этой проблеме существуют серьезные исследования. При написании данной работы были изучены труды таких исследователей, как работы М. Б. Свердлова «Общественный строй славян в VI – начале VII в.»[1] и «Эволюция социальных структур у славян в VII – первой половине Х в.»,[2] лекция Н. В. Пигулевской «Византия и славяне»,[3] в которых охарактеризованы процессы эволюции общественного строя древних славян. Тем не менее, в этой теме остается еще много неясного спорного и противоречивого, обобщающего труда по проблеме не имеется, в связи с этим тема данной работы представляется весьма актуальной.

Ее цель – анализ и изучение общественного строя древних славян и его институтов. Для этого предлагаются следующие задачи:

1) проанализировать свидетельства античных и византийских источников по данному вопросу;

2) дать общую характеристику общественного строя древних славян;

3) представить основные позиции историков по этим вопросам.

Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из двух глав, заключения, списка источников и литературы, научно-справочного аппарата.

Поскольку хронологическую глубину истории славянства определяют от III – II тысячелетия до н. э. до распада славянских группировок в VI – VII вв.

Охарактеризуем источники по рассматриваемой проблеме.

Во-первых, это сочинения античных, византийских, арабских и других историков, географов и путешественников: Геродота (V в. до н. э.), Страбона, Плиния, Тацита (I в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), Йордана, Прокопия, Маврикия (VI в. н. э.) и т. д.[4] Огромное значение их трудов состоит в том, что они донесли до нас первые письменные сведения о славянах. Хотя это были уже не те праславяне, какие скрыты дымчатым покрывалом глубокой древности, а их более поздние потомки в основном из первого тысячелетия нашей эры, но они определённо были славянами. На это прямо указывали названные древние авторы, именовавшие их антами и склавинами. Византийцы VI в. н. э. Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег писали о них: «У тех и других один и тот же язык... и по внешнему виду они не отличаются друг от друга...», они «сходны по своему образу жизни» и «по своим нравам».[5]

Но еще Тацит причислял славян к германцам. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германским народностям.[6]

По свидетельству готского историка VI в. н. э. Йордана, земли склавинов располагались по Днестру, Прикарпатью, доходя на западе до Среднего Дуная и на севере до верховья Вислы. Земли антов он расположил от Днестра до Днепра, а в некоторых частях и до бассейна Дона, следовательно, и до наших мест. Он же, Йордан, указал на генетическую связь склавинов и антов с венедами, земли которых находились севернее, в бассейне Вислы: «От истоков реки Вистулы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различия племён и местностей, однако, главным образом, они именуются склавинами и антами...».[7]

Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в.[8] Прокопий Кесарийский жил в первой половине VI века. Он был ближайшим советником полководца Велисария, возглавлявшего армию императора Юстиниана. Вместе с войсками Прокопий побывал во многих странах, переносил тяготы походов, переживал победы и поражения. Однако его главным делом было не участие в боях, не набор наемников и не снабжение армии. Он изучал нравы, обычаи, общественные порядки и военные приемы народов, окружавших Византию.Тщательно собирал Прокопий и рассказы о славянах, причем особенно внимательно он анализировал и описывал военную тактику славян, посвятив ей многие страницы своего знаменитого труда "История войн Юстиниана". Рабовладельческая Византийская империя стремилась покорить соседние земли и народы. Византийские правители хотели поработить и славянские племена. В мечтах им виделись покорные народы, исправно платящие подати, поставляющие в Константинополь рабов, хлеб, меха, лес, драгоценные металлы и камни. При этом византийцы не желали бороться с врагами сами, а стремились ссорить их между собой и с помощью одних подавлять других. В ответ на попытки поработить их славяне неоднократно вторгались в пределы империи и опустошали целые области. Византийские военачальники понимали, что бороться со славянами трудно, и поэтому тщательно изучали их военное дело, стратегию и тактику, искали уязвимые места. В том числе в этих сочинениях нашло отражение и описании общественного строя славян.

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов). По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германцам.

Известны и другие ранние известия письменных источников о славянских племенах, которые относятся к I – II векам н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем "венедов" (до сих пор "venalainen" - по-фински означает "русские") славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II – V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод.

Об общественном устройстве славян сообщают источники более позднего времени (византийские авторы VI в). "Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим", - писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский . Особенно поразило византийца свободолюбие славян. "Племена антов сходны по своему образу жизни, - отмечал он, - по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране".[9]

У славян господствовал еще первобытнообщинный строй. Но уже начался процесс его разложения. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др.

Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече). В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» Прокопий Кесарийский пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». [10]

Но постепенно на вече тон задавать стала все больше родоплеменная знать. В ее образовании сказалась роль как появления определенных излишков в производстве сельскохозяйственной продукции, так и распределение богатой военной добычи, которая не раз доставалась славянам – так, по свидетельству источника, захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь. Благодаря захватам золота, драгоценностей, лошадей, скота появлялись более богатые члены племени, как правило, прославленные воины и военные вожди. Большим влиянием пользовались князья, имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти.[11]

Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира. К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкосновение со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократией, то самое, что наблюдал Прокопий Кесарийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения.

По мнению Н. В. Пигулевской, массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян. Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распространение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй.[12]

Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений. В то же время у древних славян имелось рабство, но имело оно исключительно патриархальный характер. По словам Прокопия Кесарийского, славяне, доброжелательно относятся к прибывающим к ним в страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями. Не мстят они и врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении свободных людей.

mirznanii.com

Общественный строй древних славян - часть 2

По мнению Н. В. Пигулевской, в VI в. намечаются формы государственного устройства славян, в VII в. можно с уверенностью говорить о больших и дифференцированных государственных образованиях у славян.[13]

Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.[14]

С другой стороны, постепенно разлагалась родовая система, уступая место общинной. Родовые старейшины имели большую власть в своем роде; а, сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Прокопий Кесарийский оставил существенное замечание: «В древности оба эти племени назывались спорами, думаю, потому, что они жили, занимая страну рассеянно, отдельными посёлками».[15] Этот факт крайне важен для нас характеристикой уклада жизни славян. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменялась собственностью семейною.

Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задугу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.[16]

Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Так бывало в тех местах, где рядом друг с другом располагались различные племена, или же в тех местах, куда одновременно шла колонизация от нескольких племен.

Как уже говорилось, распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей – князей и родоплеменной знати – лучших мужей.

Появление городов, а с ними торговых иноземцев еще больше поколебало старый племенной быт. Люди, собиравшиеся в города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иные сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников. Вместо патриархального соединения родичей нарождались общественные классы в нашем смысле слова: людей военных, торговых, промышленных, которые зависели уже не от родовладык, а от городских властей – князей и хозяев.

И те люди, которые оставались в волостях на своих пашнях и лесных угодьях, тоже чувствовали на себе влияние городов с их торговлею и промыслами. В прежнее патриархальное время каждый род и даже каждая семья, жившая особым двором, имела свое обособленное хозяйство. Каждый для себя пахал землю и охотился, сам себя обстраивал своим лесом, одевался и обувался в ткани и кожи своего собственного изделия; каждый сам для себя изготовлял все необходимые орудия. Со стороны ничего не покупалось и на сторону ничего не продавалось. Запасалось и готовилось впрок только то, что необходимо было для своей семьи или рода. Такое хозяйство, не зависимое от других и не знающее торгового обмена продуктов, называется "натуральным". Когда на Руси развилась торговля и выросли города, на городские рынки стал требоваться товар, всего более мед, воск и меха, бывшие главными предметами русского вывоза. Эти предметы добывались в лесах деревенским людом. Под влиянием спроса из городов их стали добывать уже не только для себя, но и на продажу: из предмета домашнего потребления их обратили в товар и меняли на другие ценности или продавали на деньги, которых раньше не знали. Там, где прежде всего производили сами для себя и сами же все потребляли, понемногу начали многое покупать со стороны и запасать товары для продажи, или копить доходы за проданные товары, иначе говоря, образовывали капиталы.

Впрочем, это уже относится скорее ко второй половине I тысячелетия, хотя имеются свидетельства об образовании славянских городов (или, по крайней мере, протогородов) и в V в. – того же Киева, например.

Как можно оценить общественное устройство славян по сравнению с другими племенами, стоящими на догосударственной или протогосударственной степени развития? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, потому что надо сравнивать отдельные славянские народы с отдельными неславянскими. Примером может служить ситуация с тюркскими кочевниками – венграми и болгарами[17] (этот пример, конечно, несколько выходит за принятые во введении хронологические рамки). С. А. Плетнева пишет, что, как и болгары в Дунайской Болгарии, венгры слились здесь со славянами, но при этом сохранили свой язык. Исследователь видит причину этого различия в особенностях конкретной исторической обстановки: во-первых, в Болгарии славянское население было во много раз большим, чем протоболгарское, а в Венгрии — напротив, численно преобладали завоеватели; во-вторых, уровень развития венгров в Х в. был значительно выше, чем у протоболгар в VII в., отстававших, видимо, в общественном развитии от местных славян.[18]

ГЛАВА II . СВИДЕТЕЛЬСТВА АРХЕОЛОГИИ

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена – носители археологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине III – II тысячелетий до н. э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. в лесостепной зоне этой территории жили племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах – Урнах на кладбищах. Они жили общинным строем, в первой половине I тысячелетия н. э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия а с другой – о начале разложения родо-племенного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.[19]

Устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни древних славян в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. Так, для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной линии, известной под именем "Змиевых валов" и охватывающей все Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во II – IV веках говорят, в частности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборонительных укреплений у всех сел и находка клада римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общей оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного начала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве», как писал Прокопий Кесарийский. Хотя у древних славян имелось рабство, оно носило патриархальный характер. Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.

Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию.

Но уже начался процесс его разложения. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей – князей и родоплеменной знати – лучших мужей.

Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др.

Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.

mirznanii.com

Происхождение и общественный строй древних славян

КУЗНЕЦОВ И.В.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)

Муром 2005

История как наука

История как наука зародилась еще в Древнем мире. «Отцом истории» считается греческий ученый Геродот. Долгое время задачу истории видели в том, чтобы фиксировать события и собирать поучительные истории из жизни великих людей прошлого. В Средние века история развивалась путем составления хроник и летописей, куда год за годом записывались сведения о прошедших событиях. Только в XVIII-XIX веках изучение истории стало превращаться в подлинную науку; были разработаны научные методы сбора и анализа фактов.

В настоящее время история является важной частью гуманитарных наук, которые изучают человеческое общество. От других наук история отличается своим предметом. Предметом исторической науки является развитие человеческого общества, его политических и социальных институтов, духовной и материальной культуры от прошлого к настоящему. Историческая наука не только описывает этот процесс развития, но и стремится установить его закономерности.

Как и всякая наука, она имеет свои особенности. Главная особенность состоит в том, что закономерности исторического развития в отличие от законов естественных наук носят стохастический характер. Однако закономерности развития общества устанавливаются исторической наукой на основе общенаучных принципов познания. Поэтому нет оснований отрицать научный характер данной дисциплины.

Современная историческая наука использует самые разнообразные методы как гуманитарных, так и естественных наук. На современном этапе существует два подхода к изучению исторического процесса: цивилизационный и формационный. Формационный подход получил распространение благодаря марксизму. В советское время он являлся господствующим. Согласно ему, человечество проходит в своем развитии несколько социально-экономических формаций. Однако этой теории подчинялись далеко не все факты. Цивилизационный подход рассматривает исторический процесс как развитие отдельных цивилизаций, каждая из которых имеет свои особенности. Большой вклад в его развитие внесли русский ученый Н.Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби.

Широкое распространение среди отечественных историков на современном этапе получила теория модернизации. Эта теория рассматривает исторический процесс как постепенный переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В поисках новых подходов историческая наука активно обращается к опыту других наук, что приводит к возникновению междисциплинарных наук и расширению тем исторических исследований.

Проблема происхождения или этногенеза славянских народов не решена учеными окончательно. Очевидно, далекие предки славян вместе с другими индоевропейскими народами во II тысячелетии до н.э. пришли в Европу из центральной Азии. Дальнейшее движение предков славян ученые реконструируют по-разному.

Сторонники автохтонной теории утверждают, что славяне уже в середине I тысячелетия до н.э. заселили территории между Карпатами и Днепром и были коренным населением данного региона. Однако существует и миграционная теория, которая доказывает, что предки славян пришли в Восточную Европу из других районов. Наиболее популярными являются теории о Дунайской и Висло-Одерской прародине восточных славян.

Примерно в середине I века до н.э. славянская общность разделилась на 3 ветви: восточных, западных и южных славян. К IX веку восточные славяне заселили обширную территорию от Балтийского до Черного моря и объединились в несколько крупных племенных союзов. Часть славянских племен попала в зависимость от более развитых соседей. Контакты с более развитыми народами способствовали развитию общественного строя славян.

Первой формой общественной организации у славян являлась родовая община. Родовая община объединяла кровных родственников, связанных единством происхождения. Родовая община характеризуется коллективной собственностью на средства производства и произведенную продукцию. Разделение труда практически отсутствовало.

Развитие орудий труда и частые миграции славянских племен вели к тому, что родовая община стала вытесняться соседской общиной. Соседская община объединяет людей уже не по кровнородственному, а по территориальному принципу. Основной производственной единицей становится отдельная семья, которая самостоятельно ведет хозяйство. В общей собственности остаются только земли, леса и пастбища.

При переходе к соседской общине увеличивается накопление излишков, развивается торговля и обмен, происходит отделение ремесла от земледелия. Среди общинников возникает имущественное неравенство, которое постепенно перерастает в социальное неравенство. Усложнение общественной организации создает потребность в особом аппарате управления, который обеспечивал бы поддержание порядка и защиту от внешних врагов. Поэтому переход к соседской общине сопровождался складыванием предпосылок для возникновения государств. Этот процесс происходил у восточных славян в VII-IX веках.

Появление первых форм политической власти у восточных славян было связано с активными военными походами, которые они вели в V-VI веках. В это время у них складывается военная демократия. Взрослые мужчины, составлявшие ополчение, избирали военного предводителя – князя. Князю доставалась большая часть добычи, что обеспечивало ему власть и авторитет и в мирное время. Князь опирался на свою дружину, которая выделялась из племенного ополчения. Князь и дружина отделяются от остальной части общинников и живут за счет военной добычи и дани.

Современные ученые на основании археологических данных и изучении письменных источников пришли к выводу о том, что к IX веку славянские племена уже достигли высокого уровня развития и у них сложились необходимые предпосылки для возникновения государства. Однако этот вопрос до сих пор вызывает споры ученых историков.

studfiles.net

Хозяйственный и общественный строй древних славян

Содержание

Введение................................................................................................. 2

1. Хозяйственный и общественный строй древних славян.................. 4

1.1. Общая характеристика древних славян........................................ 4

1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян........... 7

1.3. Хозяйственный и общественный строй западных славян........... 14

1.4. Хозяйственный и общественный строй южных славян............... 16

Заключение........................................................................................... 19

Литература........................................................................................... 20

Введение

Славянские народы разделяется на три группы:

1. Восточные славяне − это русские, белорусы и украинцы.

2. Западные славяне − это поляки, чехи, словаки, лужичане.

3. Южные славяне – это болгары, македонцы, сербы, хорваты, словены.

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы и аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.

Российский ученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась в бассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскую и славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

Есть и другие мнения о прародине славян. Еще в «Повести временных лет» (XII в.) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога. В XIX в. чешский ученый П. Ша-фарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

В XX в. американские исследователи Г. Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существовала древнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейской общности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученый Л. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

В VI−VII вв. происходит постепенное формирование трех этнических групп − западных, южных и восточных славян. К этому времени относится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одни ученые подразумевают всех восточных славян, а другие − лишь юго-западную их часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Некоторые исследователи считают, что слово «анты» тюркского происхождения и переводится как «союзник». Другие полагают, что это иранское слово и переводится как «край».

В работе «Хозяйственный и общественный строй древних славян» дана характеристика трех этнических групп древних славян − западных, южных и восточных.

1. Хозяйственный и общественный строй древних славян

1.1. Общая характеристика древних славян

Слово «славяне» упоминается византийскими писателями довольно часть в VI в.н.э. Но они были известны римским и греко-римским авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов почти одновременны с известиями о древних германцах. Так, Тацит, Плиний и Птолемей не раз упоминали о венедах (или венетах), живших в бассейне Вислы и далее к востоку, вплоть до Балтийского моря на севере и до Карпат и Дуная на юге. С VI в. у византийских писателей для этих племён появляется название «славинов» или «склавинов». Одновременно с этим появляются известия о родственных им племенах, живущих в Причерноморье, а также по Днепру и Днестру. Эти племена обозначаются общим названием «антов».

Анты и племена, жившие к северу от них по верхнему Днепру, Западной Двине, верхней Оке и Волге, − это восточнославянские племена.

К концу VI в. славяне занимали уже огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийского поморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря. В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров. Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали начало западным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие к востоку от Эльбы многочисленные племена лугиев. В областях к югу от Дуная славяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев.[1]

С общественным строем и бытом славян нас знакомят главным образом восточноримские (византийские) писатели, в первую очередь историки VI в. − Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Иоанн Эфесский, и военный трактат конца VI − начала VII в., так называемый «Стратегикон» Псевдо-Маврикия. Особенно ценными являются сведения, содержащиеся в III книге «Готской войны» Прожигая. Немало интересных сведений о славянах имеется у готского писателя VI в. Иордана. По данным источников, земледелие у славянских племён было издавна основной отраслью хозяйства; наряду с земледелием славяне занимались и скотоводством. Известное значение в хозяйственной жизни славян имели также рыболовство, охота и бортничество. Псевдо-Маврикий прямо указывает на наличие у славян многочисленных стад скота и большого количества «плодов земли», «в особенности ячменя и проса». О занятии славян земледелием говорят и другие источники.

Археологические находки советских учёных показывают, что славянам издавна был известен плуг с железным лемехом. У славян были искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду.

Основной хозяйственной единицей у славян была домашняя община, которая впоследствии у южных славян называлась «задругой».

Задруга представляла собой единый хозяйственный организм, состоявший иногда из нескольких десятков человек, живущих вместе и владеющих всем имуществом сообща. Энгельс указывает, что эта патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли была необходимой «переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или марка, с обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов» Наряду с домашней общиной у славян распространяется и соседская община. Несколько общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных и западных славян носил название «жупы».[2]

Прокопий даёт нам представление об общественном строе древних славян. «Эти племена, славяне и анты, − говорит он, − не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим». Однако тот же Прокопий и другие историки говорят о выделении у славян аристократической верхушки общества, родовой знати, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или союза нескольких племён. Но власть князей была ограничена народным собранием − вечем. Первобытно-общинный строй был для славян VI − VII вв. уже пройденным этапом, и они теперь подходили к истокам своей государственности. Источники говорят о наличии у славян в этот период рабства, однако рабство носило ещё патриархальный характер. По словам византийских писателей, славяне не держали военнопленных в вечном рабстве, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться, где они находятся, на положении свободных и друзей». Таким образом, в это время у славянских племён, находившихся на стадии военной демократии, начинается процесс классообразования и складывания государства.

Для общих предприятий славянские племена объединялись под предводительством выбранного князя. Уже в IV в. у антов был большой союз племён, во главе которого стоял князь Бож. Один византийский писатель говорит: «Так как у них много князей и они между собой несогласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону или посредством обещаний или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и не поступили под начальство одного».

Вооружение славян первоначально было довольно примитивным. Каждый воин был вооружён двумя дротиками, иногда щитом; были у них и луки со стрелами, смазанными ядом. Любимой тактикой славян было заманивать врагов в леса и болота и там истреблять их внезапными нападениями. Но византийские писатели указывают, что славяне скоро превзошли римскую военную технику, научились осаждать и брать укреплённые города. В своих маленьких лодках-однодревках они смело пускались в отдалённые морские походы.[3]

Славяне издавна были знакомы с земледелием, которое было их основным занятием. Археологические данные свидетельствуют о наличии у них обширных зерновых запасов, особых кладовых зерна.

По Маврикию, славяне особенно много сеяли ячменя и проса, уже в первые столетия нашей эры разводили домашний скот; им были известны и различные домашние ремесла.

У славян, живших в районе Вислы и Верхнего Днепра, большую роль, кроме земледелия и скотоводства, играли рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество).

mirznanii.com

Происхождение и общественный строй древних славян

КУЗНЕЦОВ И.В.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)

Муром 2010

История как наука

История как наука зародилась еще в Древнем мире. «Отцом истории» считается греческий ученый Геродот. Долгое время задачу истории видели в том, чтобы фиксировать события и собирать поучительные истории из жизни великих людей прошлого. В Средние века история развивалась путем составления хроник и летописей, куда год за годом записывались сведения о прошедших событиях. Только в XVIII-XIX веках изучение истории стало превращаться в подлинную науку; были разработаны научные методы сбора и анализа фактов.

В настоящее время история является важной частью гуманитарных наук, которые изучают человеческое общество. От других наук история отличается своим предметом. Предметом исторической науки является развитие человеческого общества, его политических и социальных институтов, духовной и материальной культуры от прошлого к настоящему. Историческая наука не только описывает этот процесс развития, но и стремится установить его закономерности.

Как и всякая наука, она имеет свои особенности. Главная особенность состоит в том, что закономерности исторического развития в отличие от законов естественных наук носят стохастический характер. Однако закономерности развития общества устанавливаются исторической наукой на основе общенаучных принципов познания. Поэтому нет оснований отрицать научный характер данной дисциплины.

Современная историческая наука использует самые разнообразные методы как гуманитарных, так и естественных наук. На современном этапе существует два подхода к изучению исторического процесса: цивилизационный и формационный. Формационный подход получил распространение благодаря марксизму. В советское время он являлся господствующим. Согласно ему, человечество проходит в своем развитии несколько социально-экономических формаций. Однако этой теории подчинялись далеко не все факты. Цивилизационный подход рассматривает исторический процесс как развитие отдельных цивилизаций, каждая из которых имеет свои особенности. Большой вклад в его развитие внесли русский ученый Н.Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби.

Широкое распространение среди отечественных историков на современном этапе получила теория модернизации. Эта теория рассматривает исторический процесс как постепенный переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В поисках новых подходов историческая наука активно обращается к опыту других наук, что приводит к возникновению междисциплинарных наук и расширению тем исторических исследований.

Происхождение и общественный строй древних славян

Проблема происхождения или этногенеза славянских народов не решена учеными окончательно. Очевидно, далекие предки славян вместе с другими индоевропейскими народами во II тысячелетии до н.э. пришли в Европу из центральной Азии. Дальнейшее движение предков славян ученые реконструируют по-разному.

Сторонники автохтонной теории утверждают, что славяне уже в середине I тысячелетия до н.э. заселили территории между Карпатами и Днепром и были коренным населением данного региона. Однако существует и миграционная теория, которая доказывает, что предки славян пришли в Восточную Европу из других районов. Наиболее популярными являются теории о Дунайской и Висло-Одерской прародине восточных славян.

Примерно в середине I века до н.э. славянская общность разделилась на 3 ветви: восточных, западных и южных славян. К IX веку восточные славяне заселили обширную территорию от Балтийского до Черного моря и объединились в несколько крупных племенных союзов. Часть славянских племен попала в зависимость от более развитых соседей. Контакты с более развитыми народами способствовали развитию общественного строя славян.

Первой формой общественной организации у славян являлась родовая община. Родовая община объединяла кровных родственников, связанных единством происхождения. Родовая община характеризуется коллективной собственностью на средства производства и произведенную продукцию. Разделение труда практически отсутствовало.

Развитие орудий труда и частые миграции славянских племен вели к тому, что родовая община стала вытесняться соседской общиной. Соседская община объединяет людей уже не по кровнородственному, а по территориальному принципу. Основной производственной единицей становится отдельная семья, которая самостоятельно ведет хозяйство. В общей собственности остаются только земли, леса и пастбища.

При переходе к соседской общине увеличивается накопление излишков, развивается торговля и обмен, происходит отделение ремесла от земледелия. Среди общинников возникает имущественное неравенство, которое постепенно перерастает в социальное неравенство. Усложнение общественной организации создает потребность в особом аппарате управления, который обеспечивал бы поддержание порядка и защиту от внешних врагов. Поэтому переход к соседской общине сопровождался складыванием предпосылок для возникновения государств. Этот процесс происходил у восточных славян в VII-IX веках.

Появление первых форм политической власти у восточных славян было связано с активными военными походами, которые они вели в V-VI веках. В это время у них складывается военная демократия. Взрослые мужчины, составлявшие ополчение, избирали военного предводителя – князя. Князю доставалась большая часть добычи, что обеспечивало ему власть и авторитет и в мирное время. Князь опирался на свою дружину, которая выделялась из племенного ополчения. Князь и дружина отделяются от остальной части общинников и живут за счет военной добычи и дани.

Современные ученые на основании археологических данных и изучении письменных источников пришли к выводу о том, что к IX веку славянские племена уже достигли высокого уровня развития и у них сложились необходимые предпосылки для возникновения государства. Однако этот вопрос до сих пор вызывает споры ученых историков.

Возникновение государства у восточных славян

Главной проблемой изучения процесса возникновения древнерусского государства остается вопрос о соотношении славянского и варяжского элементов в этом процессе. Еще в XVIII веке появились норманнская и антинорманнская теории, по-разному отвечавшие на данный вопрос. Норманнская теория связывала образование государства с летописным свидетельством о призвании в 862 году славянами варяжского князя Рюрика. Антинорманнская теория утверждала, что древнерусское государство создавалось славянами, а роль варягов была незначительна.

Споры двух теорий нередко превращались из научных в идеологические. С позиции современных знаний, очевидно, что ни та, ни другая не являются полностью удовлетворительной. Во-первых, образование государства у славян было длительным процессом, который нельзя ограничивать только 862 годом. Во-вторых, образование государства опиралось на внутренние предпосылки, которые складывались в среде славянских племен. В-третьих, призвание варягов не было единичным явлением. Варяжские князья, имевшие постоянные укрепленные пункты, активно действовали среди славян. Участие варягов позволило ускорить процесс создания государства.

Варяжские князья и дружины стали той публичной властью, в которой нуждались славянские общины. Поэтому современная наука не может отрицать значение варягов в образовании древнерусского государства. Но при этом нельзя недооценивать роль самих славян, которые на равных участвовали в этих процессах.

Государственный и общественный строй

Киевской Руси

В процессе образования древнерусской государственности в IX-X веках сложилось крупное государственное образование с центром в Киеве, получившее название Киевская Русь. В начальный период своего существования государственное единство и структура управления были ещё не прочными, и это вызывает трудности в определении характера этого государства.

Общественный и государственный строй Киевской Руси имел ряд особенностей, обусловленных переходом общества от первобытнообщинных к раннеклассовым отношениям. В общественном строе древнерусского государства происходило сочетание элементов различных систем: первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной.

В исторической науке предлагались различные теории, определяющие природу социального стоя Древней Руси. Наличие рабства у славян стало основой для тезиса о существовании в Киевской Руси рабовладельческого строя. Однако эта теория не получила распространения, т.к. рабство здесь заметно отличалось от классического античного. Рабский труд не стал основой производительных сил в обществе. Таким образом, развитая рабовладельческая формация в Древней Руси не сложилась.

Большинство ученых признает, что главным направлением формирования классового общества было развитие феодальных отношений. Феодальный строй предполагает наличие двух основных классов:

· феодалы-землевладельцы

· крестьяне, лишенные земли.

Отсутствие у крестьян земли, основного средства производства в доиндустриальной экономике, позволяет феодалам эксплуатировать крестьянское население и получать доход в форме феодальной ренты.

Ученые расходятся во мнениях о том, когда началось развитие феодализма не Руси. В советское время господствующей была точка зрения о том, что феодальные отношения стали возникать уже в X веке, а дань, которую общинники платили князьям, являлась феодальной рентой. Основным феодалом в тот период выступало государство, поэтому эту теорию следует называть теорией господствующего капитализма.

Противники этой точки зрения утверждают, что в X веке еще нельзя говорить о феодализме, а дань являлась налогом на содержание государственного аппарата. В это время еще не сложилось княжеское хозяйство и княжеское землевладение. Имеющиеся источники позволяют с уверенностью говорить о существовании княжеских вотчин только к середине XI века, а полноценные феодальные отношения сложились позже.

mirznanii.com

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ. Общественный строй древних славян

Похожие главы из других работ:

Волжская болгария в IX-XIII вв.

2. Общественно-политический строй

Волжская Болгария до монгольского завоевания представляла собой раннефеодальное общество. Развивавшиеся феодальные отношения переплетались с сильными пережитками родового строя и элементами рабовладения...

Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян

3. Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян

Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и так далее...

Предсказание будущего в традиционной культуре восточных славян

2. ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Отдельную и довольно большую группу составляют предсказания будущего, связанные со здоровьем. В их основе лежат заговоры, которые были направлены на излечение разных болезней. Как правило, заговоры сопровождали человека всю жизнь...

Предсказание будущего в традиционной культуре восточных славян

3. ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО В СЕМЕЙНОМ БЫТУ И СЕМЕЙНОЙ ОБРЯДНОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Большинство примет, связанных с предсказанием будущего у восточных славян, были связаны с семейным бытом и семейной обрядностью. Русские, украинцы и белорусы, пытаясь постигнуть тайну своего появления на свет...

Традиционная культура чукчей

Общественный строй

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности...

Традиционная материальная культура восточных славян

Глава 1 Жилище восточных славян

...

Формирование древнерусского этноса

Глава 1. Этногенез восточных славян

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э...

Этногенез восточных славян

2. Источники, сообщающие о происхождении славян: письменные свидетельства, историческая справка, данные археологии

Самым первым названием славян было "скифы-сколоты", которое употребил Геродот в V в. до н.э. Русские историки и писатели ХVIII в. В.Н. Татищев и В.К. Тредиаковский развили взгляд о русскости древнегреческого наименования "скифы"...

Этногенез восточных славян

3. Теории происхождения славян

...

Этногенез восточных славян

4. Концепция этногенеза славян по Б. А. Рыбакову

Б. А. Рыбаков - советский археолог и историк, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1958 года). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Создал сновные труды по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси...

Этногенез восточных славян

5. Формирование государственности восточных славян. Образование древнерусского государства -- Киевской Руси

На формирование Древнерусского государства повлияли многие внутренние, внешние, социальные, экономические, политические аспекты. Прежде всего, необходимо брать во внимание те события, которые имели место у славян в 8 -- 9 веках...

etno.bobrodobro.ru

Общественный строй славян политический и хозяйственный- "Радогост"

Общественный строй и культура древних славян представляет собой сложную и обширную тему, изучение которой ограничивается двумя факторами. Во-первых, в действительности существует крайне мало исторических свидетельств, реальных документов и археологических артефактов, которые могут пролить свет на общественный строй славян глубокой древности (до так называемой «Эпохи Викингов»). Во-вторых, сегодня множество «недоисследователей», полагаясь на несуществующую фактологическую базу, предоставляют тонны материала, который не имеет ничего общего с реальным положением дел, и поэтому может лишь запутать неискушенного читателя.

Общественно-политический строй восточных славян мы можем проследить по сочинениям Тацита (древнеримского историка), а также основываясь на сведениях, полученных из византийского трактата «Стратегикон», котому условно приписывают авторство Псевдо-Маврикия. Собственно, в обоих случаях речь идет в большей степени об антах и венедах, хотя в том же «Стратегиконе» встречаются формулировки типа «племена антов и славян», то есть автор текста почему-то разграничивает эти понятия. Но важно другое. Здесь мы можем почерпнуть сведения о том, что общественно-политический строй славян во многом отличался от позиций, привычных западному миру. В частности, Псевдо-Маврикий с восхищением пишет о славянах: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению!»

Общественный строй восточных славян формировался на основе оседлого образа жизни наших Предков. Скотоводство и земледелие были основой хозяйства славянских племен на протяжении тысячелетий, и в этом нет ничего удивительного. Постепенное развитие бортничества, охоты и рыболовства позволяло славянским племенам существовать интенсивно, а не экстенсивно (что свойственно раннему Риму, а также многим азиатским народам). Именно поэтому восточные славяне (верования, общественный строй – все это в действительности прочно связано между собой) всегда тяготели к родовым, семейным общинам.

Как бы сейчас сказали, «ячейкой общества» у древних славянских народов являлась задруга (ее также называли кучей), то есть община, единство которой основано на семейных, родственных узах. Занятия и общественный строя славян достаточно обширно отражены в работах Энгельса, например, вот, что он пишет о задруге: «Она (задруга) охватывает несколько поколений одного отца вместе с их женами, причем все они живут в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина, который представляет ее перед внешним миром. Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старейшим».

Общественный строй древних славян кратко можно было бы описать как демократическую систему, но в современном мире понятие «демократии» утеряло свой первоначальный смысл. Речь идет о свободном выборном праве, когда община, представленная родичем, взаимодействует с другими общинами и формирует, таким образом, племенные союзы. Разумеется, такие формирования (например, вышеупомянутые анты и венеды) объединяются не только на основе территориального фактора. Они совместно выступают против общего врага, вместе защищают свои границы, ведут оживленную торговлю, и что немаловажно – создают межродовые семейные союзы. То есть схема достаточно проста: семьи (общины) объединяются в рода (что естественно), а рода объединяются в племена. Племена заключают союзы и создают единое национальное пространство.

Важно отметить, что здесь мы говорим о том, каким был общественный и хозяйственный строй восточных славян. Западные племена (в частности, лютичи) обладали своими характерными особенностями, потому что на определенном этапе своего развития фактически отказались от славянских корней, предпочтя стать частью западной цивилизации (этому вопросу мы посвятим отдельный материал). Северные племена (вроде Вагрии) зачастую представляли собой во многом уникальные союзы, которым также стоит посвятить целую статью (хотя, скорее речь идет о цикле статей). А вот южный и восточные племена исконно практически не отличались друг от друга, исключая особенности, обусловленные спецификой климатических условий.

Важно отметить, что хозяйство и общественный строй древних славян подразумевали исключительно миролюбивые, жизнеутверждающие позиции. К примеру, так Маврикий пишет о врагах, захваченных славянами в плен: «находящихся у них в плену они не держат их в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие народы, но ограничивая им срок, предлагают на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или оставаться там, где находятся, на положении свободных и друзей». Обратите внимание на формулировку «как прочие народы».

Собственно, общественный строй славян (назывался он у разных исследователей по-разному) не меняется на протяжении веков. И лишь в царствование Алексея Михайловича устанавливается то самое, абсолютно бесчеловечное крепостное право, которое отрицает любой гуманизм. Тем не менее, копное право, которое, по всей видимости, начинает формироваться еще при Ярославе Мудром, сохраняется вплоть до XVIII столетья. Речь идет о системе самоуправления, которая подразумевает круговую поруку, а также по необходимости формирует коллегиальные судебные органы. Копное право, характерное исключительно для древнеславянских племен, многими исследователями справедливо называется одной из наиболее прогрессивных самоуправленческих систем. По существу, это та самая демократия, власть народа, абсолютное равенство всех перед законом, к которому тысячи лет стремится «весь прогрессивный мир». Парадокс, не правда ли?..

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru