Музыка древних времен. Музыкальный мир. История развития музыки. Античность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Русская музыка с древних времен по XVII век". 6-й класс. Музыка древних времен


Музыка древних времен

muzyka-drevnih-vremenКак известно, музыка – это особое искусство, в котором тишина преобразуется в звуки. Современный человек без музыки, как рыба без воды. Музыка сопровождает его всю жизнь. С самого младенчества мать поет колыбельные, потом человечек растет и сам пытается издавать какие-то звуки. Многие студенты, не зависимо, связана их специализация с музыкой или они учатся в РФЭИ, практически всегда ходят в наушниках, слушая музыку. Даже учащиеся школ делают музыкальную паузу в перерывах между занятиями.

Одной из составляющих первобытной культуры были различные звуки, которые первые люди пытались воспроизводить с помощью предметов, это делало их жизнь немного веселей и разнообразней. Трудно себе представить, на что была похожа музыка первобытных людей. За отсутствием элементарной письменности и способности каким-то образом записать полученную мелодию, человек просто пытался повторить звуки, которые издавали животные.

Наряду с наскальными рисунками археологами были найдены элементарные музыкальные инструменты, звучание которых слабо напоминает музыку. Но все же, сделан этот инструмент руками человека, а это говорит о том, что человек всегда стремился к чему-то лучшему.

Первобытные люди использовали различные воспроизводимые звуки во время шаманских танцев, упорно надеясь таким образом расположить к себе внимание богов. Музыка сопровождала человека в повседневной жизни все время. Мать баюкала дитя, напевая что-то себе под нос, пастух сзывал стадо звуком, издаваемым из рога и т.д.

Конечно же, древняя музыка, совсем не была похожа на ту музыку, к которой мы привыкли. Но все же чувство ритма было присуще и первобытному человеку. Ритмично хлопая в ладоши и притопывая ногами, человек доносил окружающим, насколько радостно ему в данный момент. Древняя музыка черпала свое вдохновение из звуков природы.

Со временем начали появляться такие виды искусства как поэзия, танцы, театральное искусство, пение. Об этом свидетельствуют разнообразные рисунки и фрески на стенах древних храмов. Постепенно музыка начала приобретать ту форму и содержание, которые мы можем сейчас наблюдать. Совершенствовались даже самые примитивные музыкальные инструменты, сделанные из подручных материалов.

Несомненно, музыка оставила свой глубокий отпечаток в развитии истории человека. До сих пор музыка – вид искусства, при котором дистанционное образование практически невозможно. Это живое искусство, которое не столько изучают, сколько чувствуют.

www.satchmo.ru

Музыка от древних времен до И. С. Баха

Дорогие ребята! В прошлом году у вас уже были уроки му­зыкальной литературы. На них шла речь об основных элементах музыкального языка, о некоторых музыкальных формах и жан­рах, о выразительных и изобразительных возможностях музыки, об оркестре. При этом разговор свободно велся о самых разных эпохах — то о древности, то о современности, то возвращаясь к менее или более далеким от нас столетиям. А теперь пришла пора знакомиться с музыкальной литературой в хронологически последовательном — историческом — порядке[1].

Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира

Производя раскопки, ученые-археологи нашли простейшие по устройству музыкальные инструменты (например, духовые — кости животных с просверленными отверстиями) и определили, что они сделаны около сорока тысяч лет тому назад. Следова­тельно, уже тогда существовало музыкальное искусство. После того как в 1877 году был изобретен фонограф — первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, музыканты-исследователи стали совершать путешествия в те уголки земного шара, где у некоторых племен еще сохранился первобытный жизненный уклад. От представителей таких племен с помощью фонографа они сделали записи образцов пения и инструмен­тальных наигрышей. Но подобные записи дают, конечно, лишь приблизительное представление о том, какой была музыка в те незапамятные времена.

Сведения о ней становятся все более обильными примерно с X века до нашей эры. Развивается изобразительное искусство — и художники изображают музыкантов, которые сопровождают пением и игрой на инструментах религиозные обряды, военные походы, охоту, торжественные шествия, танцы. Такие изображе­ния сохранились, в частности, на стенах храмов и найденных при раскопках керамических вазах. Появляется письменность — и авторы рукописей вносят в них поэтические тексты песен и гимнов, сообщают интересные сведения о музыкальной жизни. Со временем писатели уделяют немало внимания философским рассуждениям о музыке, о ее важной общественной, в том числе воспитательной роли, а также теоретическому изучению элемен­тов ее языка.

Больше всего подобных сведений сохранилось о музыке в некоторых странах Древнего мира, например в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, особенно много в так назы­ваемых античных странах — Древней Греции и Древнем Риме, где были заложены основы европейской культуры[2].

О музыке в Древней Греции

Убедительным доказательством великой культурно-исто­рической роли античности служит то, что в Древней Греции в VIII веке до нашей эры родились общественные спортивные состязания — Олимпийские игры. А двумя веками позднее там начали проводить музыкальные состязания — Пифийские игры, которые можно считать далекими предками современных кон­курсов. Пифийские игры проходили при храме, построенном в честь покровителя искусств, бога солнца и света Аполлона. Со­гласно мифам, он, победив чудовищного змея Пифона, сам уч­редил эти игры. Известно, что однажды на них одержал победу Саккад из Аргоса, сыграв на авлосе, духовом инструменте, близ­ком к гобою, программную пьесу о борьбе Аполлона, с Пифоном,

Для древнегреческой музыки была характерная связь с по­эзией, танцем, театром. Нараспев сказывались героические эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендар­ному поэту Гомеру. Певцы обычно были, подобно мифологиче­скому Орфею, авторами и поэтического текста, и музыки и сами аккомпанировали себе на лире. На празднествах исполнялись хоровые танцевальные песни с пантомимическими жестами. В древнегреческих трагедиях и комедиях большая роль принадлежала хору: он комментировал действие, выражал отношение к поступкам героев.

Современные музыковеды располагают определёнными сведениями о музыке в Древнем мире и тем не менее завидуют историкам других искусств. Ибо сохранилось большое количество великолепных памятников древней архитектуры, древнего изобразительного искусства, особенно скульптуры, обнаружено не­мало рукописей с текстами трагедий и комедий великих антич­ных драматургов. Но музыкальные произведения, созданные в те же эпохи и даже значительно позднее, остаются для нас, по су­ществу, неизвестными.

Почему так случилось? Дело в том, что изобрести достаточ­но точную и удобную систему нотной записи (нотацию), ту, ко­торой каждый из вас овладел, еще только начиная учиться музы­ке, оказалось очень трудной задачей. Чтобы ее решить, потребо­валось много столетий. Правда, древние греки изобрели буквен­ную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов оп­ределенными буквами алфавита. Но ритмические значки (из черточек) добавляли не всегда. Лишь в середине XIX века нашей эры ученые разгадали наконец секреты этой нотации. Однако если соотношение звуков по высоте в древнегреческих музы­кальных рукописях они смогли расшифровать точно, то соотно­шение по длительности — только приблизительно. Да и таких рукописей найдено совсем немного, и они содержат записи всего нескольких одноголосных произведений (например, гим­нов) и чаще — их отрывков.

Вопросы и задания

1.Когда были сделаны, по мнению ученых, древнейшие музыкальные инструменты? О чем это говорит?

2. Что такое фонограф, когда он был изобретен и как стали его использо­вать исследователи?

3. О музыке каких стран Древнего мира сохранилось больше всего сведе­ний? Определите по карте — вокруг какого моря были расположены три такиестраны.

4. Когда и где стали проводиться древние музыкальные состязания — Пифийские игры?

5. С какими искусствами была тесно связана музыка в Древней Греции?

6. Какую нотацию изобрели древние греки? В чем она неточна?

 



infopedia.su

Второй год обучения.

Зарубежная музыка.

В основу строения материала положен хронологически-тематический принцип. Каждая тема содержит рассказ о жизни композитора (биографию), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений. Рассказ о жизненном и творческом пути композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. Рассматриваются формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в профессии композитора.

Тема 1. Введение (1 час). Повторение материала, пройденного на первом году обучения (элементы музыкального языка, формы и жанры, программность в музыке, оркестр, виды, состав, опера).

Тема 2. Музыка от древнейших времён до XVIII века (4 часа).

Музыка в Древнем мире. Археологические находки. Свидетельства существования древней музыки. Расцвет искусств в античную эпоху. Аэды и рапсоды. Мифы Древней Греции и Древнего Рима о великой силе музыки. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель и Платон о лечебном воздействии музыки на организм человека. Зарождение теории музыки.

Музыка Средневековья. Христианство и искусство. Грегорианский хорал. Ранние формы многоголосия. Возникновение нотации. Реформа Гвидо Аретинского и рождение сольфеджио. Светское искусство. Трубадуры и мейстерзингеры. Канцоны и баллады. Музыкальная культура эпохи Возрождения. Развитие церковной и светской музыки.

Музыкальная культура XVIII века. Балет во Франции. Рождение оперы в Италии. Совершенствование инструментов и развитие техники исполнительства. Французские клавесинисты Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Ф.Рамо. Танцевальная сюита и программные миниатюры. Скрипка в Италии. Скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари. Творчество А.Корелли, Дж.Тартини, А.Вивальди. Орган в европейском храме. Музыка И. Пахельбеля, Дж. Фрескобальди и Д. Букстехуде. Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Обзорно.

Музыкальный материал:

  1. Аноним. Kyrie eleison.

  2. Леонин. Двухголосный органум.

  3. Перотин. Трёхголосный органум.

  4. Гийом де Машо. Месса De Nostre Dame (фрагмент).

  5. Ричард Львиное Сердце. Баллада.

  6. Аноним «Вооружённый человек».

  7. К.Монтеверди. Мадригал.

  8. Дж. Палестрина. Месса Папы Марчелло (фрагмент).

  9. К.Жанекен. Пение птиц.

  10. Пьесы для органа (Пахельбель, Букстехуде, Фрескобальди – фрагменты на выбор преподавателя).

  11. Пьесы для клавесина: Л.Дакен. «Кукушка»; Ж.Ф.Рамо. «Тамбурин»,

«Маленькие ветряные мельницы» (на выбор преподавателя).

  1. Дж. Тартини. Соната «Дьявольские трели» (фрагменты).

  2. А.Вивальди. Концерты «Времена года» (фрагменты).

  3. Г.Ф.Гендель. Сюита для клавира соль-минор (фрагменты).

  4. Г.Ф.Гендель. Concerto grosso (фрагмент на выбор преподавателя).

Музыкальный материал в большом количестве содержится на дисках «Фонохрестоматии по западноевропейской музыке» и Фонохрестоматии «Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX веков». Возможен выбор примеров по желанию преподавателя.

studfiles.net

Музыка древних времен - Разное - Каталог статей

Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д. Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей. К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом. Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться. Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины. С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов. Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней. Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

 

kameshmuzschool.ucoz.ru

"Русская музыка с древних времен по XVII век". 6-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Истоки русской музыки (слайд 2) восходят к творчеству восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси до возникновения в IX в. первого русского государства. Русская музыка — это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Ее истоки тесно связаны с песнями, сказками, легендами. Народное искусство всегда было неотделимо как от верований и обрядов (сначала языческих, а позже христианских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни.

Русский народ (слайд 3) всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.

Уже в древние времена (слайд 4) была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелодики, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формировались особенности национального музыкального стиля, который позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки.

Зарождение профессиональной музыки в России (слайд 5) происходило в эпоху создания первого древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христианства в качестве государственной религии (988 год) и укрепление связей с Византией имели огромное значение для его последующего политического и культурного развития. Киевская Русь во время своего расцвета (первая половина XI века) заняла важное место среди стран средневековой Европы. Велика ее роль в истории русской культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас шедевры — архитектура и фрески киевского Софийского собора и знаменитое произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.

Первыми формами профессиональной музыки (слайд 6) стало устное светское искусство сказителей и скоморохов и письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением.

Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси (слайд 7). Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни. Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, “лицедеями” и фокусниками, акробатами и дрессировщиками.

Свои выступления (слайд 8) они сопровождали игрой на различных народных инструментах — дудках, волынках, гуслях, гудках, трубах, бубнах, свирелях. Певцы-сказители воспевали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца воссоздан в “Слове о полку Игореве”, автор которого вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке.

С принятием христианства (слайд 9) начинает развиваться духовная музыка, которая сначала испытывала сильное византийское влияние. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при помощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма. (Невмы (от греч. “дыхание”) — знаки нотного письма, которые применялись в церковном пении в средневековой Европе; помещались над словесным текстом и напоминали певцам лишь о направлении мелодии, то есть служили своеобразной “подсказкой” при пении). Эти знаки могли обозначать как один звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но не указывали их точную высоту. Такой способ записи музыки получил название знаменного письма (от славянского слова “знамя” — “знак”). Его называли также крюковым письмом (по наименованию одного из главных знаков — “крюк”), или знаменный распев (существовавший 700 лет с 11 по 17 века). Это было унисонное мужское пение, отличавшееся строгостью и возвышенностью. Мелодия плавная, волнообразная, распевная, обычно строилась на плавном поступенном движении в диапазоне кварты или квинты, повторении нескольких попевок (мелодических формул) и их вариантном развитии.

Музыкальный пример: Знаменный распев “Господи воззвах...”

(Все музыкальные примеры взяты из Аудиопособия для учебных заведений М.Б. Кушнира)

После распада Киевской Руси, связанного с междоусобицами князей и (слайд 10) нашествием монголо-татарских орд (в 1240 году Киев был взят ханом Батыем), основным хранителем древнерусской культуры становится Новгород — политически независимый (“вольный”), богатый торговый город. Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гусляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочисленные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Новгород был одним из центров инструментальной культуры Древней Руси. Это подтверждается найденными недавно при раскопках гудком (прототипом скрипки) и гуслями. Своим искусством славились новгородские церковные певчие и мастера колокольного звона. Эффектная и разнообразная колокольная музыка” стала еще одним неповторимым видом древнерусского искусства.

Музыкальный пример: Колокольный звон.

С конца XIV века начинается объединение русских земель вокруг Москвы (слайд 11) и создание единого государства. В 1380 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле, а в конце XV века при князе Иване III Русь была полностью освобождена от монголо-татарского ига. Иван III первым из московских князей именует себя “государем всея Руси”. В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присоединяя новые земли. Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.

Эпоха Московской Руси — новый этап в развитии национальной культуры(слайд 12) и искусства. Создают свои шедевры великие художники — Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий, возникают новый архитектурный ансамбль Московского Кремля (К работе над созданием Кремля были привлечены итальянские мастера, в том числе архитектор А. Фиораванти и инженер П. Солари), многочисленные монастыри и соборы.

К середине XVI века (слайд 13) относится и появление первых печатных книг: в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана богослужебная книга “Апостол”.

В песенном фольклоре этого времени (слайд 14) рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая приходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях. Тогда же появляется и лирическая песня с ее глубокими эмоциональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен. С этим жанром связано и развитие особого вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.

При московском дворе (слайд 15) продолжало развиваться светское искусство. При этом, инструментальная музыка постоянно была объектом активных нападок и суровых угроз. Церковь неустанно активно проводила свою политику изгнания инструментов из культурного быта в масштабах всего жизненного уклада страны. Столетие за столетием, в течение семи веков мирян запугивали ее “развращающим”, греховным влиянием. Несмотря на постоянные преследования скоморохов со стороны церкви как “нечестивцев”, творивших “богомерзкие дела”, московские цари любили скоморошьи “забавы” и содержали для них целый штат артистов. Постепенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание “заморской” музыки, исполняемой на органе и клавикордах. В Москве постоянно заботились и о состоянии церковного пения: была проведена большая работа по исправлению ошибок в старинных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения, что привело к созданию в XV веке “Обихода” — певческой книги русской православной церкви.

В конце XV века (слайд 16) при дворе Ивана III учреждается хор государевых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу). Время Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.

XVII век стал рубежом (слайд 17) в истории России: закончилось Средневековье, и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изменения во всех сферах жизни. Тревожное начало века, сложная политическая и социальная обстановка внутри страны были связаны со многими причинами: это “смутное” время междуцарствия с его борьбой за трон, завершившейся приходом к власти в 1613 году династии Романовых, стихийные бедствия и крестьянские бунты, борьба против польской и шведской интервенции. Лишь к середине века укрепляется государственный строй России, восстанавливается ее экономика. Важным событием для дальнейшего развития государства, сближения и тесного взаимодействия культуры славянских народов стало объединение России и Украины в 1654 году. Вместе с тем рост государственных налогов и закрепощение крестьянства приводят во второй половине XVII века к новым социальным потрясениям, среди которых самым значительным стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. А церковные реформы патриарха Никона вызвали движение протеста (раскол) среди крестьянского и городского населения и многочисленные выступления в защиту “старой веры”.

Несмотря на все потрясения, XVII век явился переломным (слайд 18) в области просвещения, культуры и искусства. Усиление международного авторитета России, рост внешней торговли способствуют укреплению ее культурных связей со странами Западной Европы, развитию науки и образования. Успешно развивается книгопечатание, причем издается не только религиозная литература, но и научные и технические книги. В дворянском обществе усиливается тяга к образованию и просвещению: организуются первые школы, дающие среднее образование, а в 1687 году в Москве открывается первая высшая Славяно-греко-латинская академия. В литературном творчестве возникают новые светские жанры — бытовые, исторические, сатирические повести. Большие перемены происходят в живописи. Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был художник, ученый, педагог и богослов Симон Ушаков; уже в иконописи он стремился воссоздать живое человеческое лицо (“как в жизни бывает”). Такое новое понимание основной задачи искусства как отражения действительности приводит к рождению парсунного письма, то есть жанра светского портрета (“Парсуна” — искаженное латинское слово “персона”, что означает “лицо”, “личность”).

Серьезные изменения (слайд 19) произошли в этом столетии и в музыке. Еще в XVI веке возникли такие ранние формы церковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение. Но настоящее утверждение многоголосия в русской духовной музыке происходит во второй половине XVII века, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесное пение (“Партес” (лат.) — “голоса”; партесное пение — пение по голосам, по хоровым партиям). Обычно это были песнопения для четырех, шести, восьми, двенадцати и большего количества голосов. Их запись делалась уже с помощью пятилинейной нотации, которая называлась “киевское письмо” и имела ноты квадратной формы. Наиболее развитой формой партесного многоголосия стали духовные концерты. Они исполнялись во время праздничного богослужения, отличались большой роскошью музыкального письма, а количество голосов могло достигать 24-х, иногда и 48.

Концерт принес с собой новую нотацию, необходимую для точной записи многоголосной музыки. На смену крюку, обозначающему целую группу нот, то есть записи, годной для сугубо мелодической музыки, пришла пятилинейная нотация, каждая нота которой обозначала конкретную высоту и длительность одного звука и могла обеспечить точную запись гармонического многоголосия.

Известны имена более пятидесяти украинских и русских композиторов – создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творческой активностью, Николай Дилецкий, Николай Калашников, и, конечно же, Бортнянский и Березовский.

Что же представляет собой партесный концерт в музыкальном отношении? Прежде всего он поражает необычайно пышным великолепием многоголосия. Словно наверстывая сдерживаемое веками наслаждение гармонией, российские мастера выстраивали сложнейшие композиции, основанные на сочетаниях и сопоставлениях не просто нескольких хоровых партий, а целых хоров, состоящих каждый из четырех голосов. Неистощимая изобретательность и стремление к красоте позволяли им, не теряя чувства целого, украшать его бесконечным количеством затейливых деталей.

Музыкальный пример: Н.Дилецкий. Партесный концерт “Тело Христово”

Параллельно с утверждением в богослужении партесного пения (слайд 20) в быту возникает жанр многоголосной песни, которая исполнялась дома в часы досуга. Это были канты, также пришедшие с Украины. Не будет преувеличением сказать, что кант стал самым любимым, популярным жанром, на многие десятилетия поселившимся в русском быту и оставившим значительный след в отечественной культуре. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.

Музыкальный пример: Кант “Радуйся, росско земле”

По форме кант (слайд 21) представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу. На канте основано знаменитое “Славься” из “Ивана Сусанина” М. И. Глинки, впоследствии он положил начало жанру русского романса.

Музыкальный пример: Кант “Радуйся, радость твою воспеваю”

В XVII веке начинают (слайд 22) постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: так, после широких народных восстаний 1648 года в 1649-м — не без давления церкви — вышел указ Алексея Михайловича верхотурскому воеводе о наказании скоморохов и уничтожении их музыкальных инструментов. Множество скоморохов было выселено из центральных областей на Север и в Сибирь, а их инструменты сожжены. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича первого русского придворного театра. В его репертуаре преобладали представления на библейские сюжеты, причем большую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы. Спектакли с музыкой сделались любимым и обычным увеселением при дворе царя Алексея Михайловича. Все это подготовляло почву для восприятия той струи западноевропейского музыкального влияния, которая хлынула к нам в XVIII веке.

Список использованных источников.

  1. История русской музыки. В.1. С древнейших времён и до середины XIX века. Ред. А. Кандинский. М., “Музыка”,1990.
  2. Келдыш Ю. Проблема стилей в русской музыке XVII-XVIII веков // Советская музыка, 1973, №3.
  3. Козлова Н.П. Русская музыка с древних времён по 18 век.
  4. Келдыш В.Ю. История русской музыки Т. 1.
  5. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России. М., Издательский центр “Академия”, 2008.
  6. Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. 2004.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация "Музыка от древних времён до И.С. Баха"

Музыка от древних времен до И.С. Баха

Музыка от древних времен до И.С. Баха

 К АКИМИ ПУТЯМИ ДОШЛИ ДО НАС СВЕДЕНИЯ О МУЗЫКЕ ДРЕВНЕГО МИРА Производя раскопки, ученые-археологи нашли простейшие по устройству музыкальные инструменты (например, духовые — кости животных с просверленными отверстиями) и определили, что они сделаны около сорока тысяч лет тому назад. Следовательно, уже тогда существовало музыкальное искусство.

К АКИМИ ПУТЯМИ ДОШЛИ ДО НАС СВЕДЕНИЯ О МУЗЫКЕ ДРЕВНЕГО МИРА Производя раскопки, ученые-археологи нашли простейшие по устройству музыкальные инструменты (например, духовые — кости животных с просверленными отверстиями) и определили, что они сделаны около сорока тысяч лет тому назад. Следовательно, уже тогда существовало музыкальное искусство.

После того как в 1877 году был изобретен Томасом Эдисоном фонограф — первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, музыканты — исследователи стали совершать путешествия в те уголки земного шара, где у некоторых племен еще сохранился первобытный жизненный уклад. Записав образцы пения и инструментальных наигрышей, музыканты получили приблизительное представление о том, какой музыка была в первобытные времена.

После того как в 1877 году был изобретен Томасом Эдисоном фонограф — первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, музыканты — исследователи стали совершать путешествия в те уголки земного шара, где у некоторых племен еще сохранился первобытный жизненный уклад. Записав образцы пения и инструментальных наигрышей, музыканты получили приблизительное представление о том, какой музыка была в первобытные времена.

Примерно с X века до нашей эры развивается изобразительное искусство. Сохранившиеся с тех времен изображения на стенах храмов и керамических вазах, дают нам представление о древних инструментах. Изображения на стенах индийских и тайских храмов

Примерно с X века до нашей эры развивается изобразительное искусство. Сохранившиеся с тех времен изображения на стенах храмов и керамических вазах, дают нам представление о древних инструментах.

  • Изображения на стенах индийских и тайских храмов
Изображение музыкальных инструментов на древнегреческих вазах Царь Давид с церкви Покрова на Нерли (г. Владимир)
  • Изображение музыкальных инструментов на древнегреческих вазах
  • Царь Давид с церкви Покрова на Нерли (г. Владимир)
 О МУЗЫКЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Древней Греции в X веке зародились общественные музыкальные соревнования (наподобие олимпийских игр) — Пифийские игры , которые были посвящены победе Аполлона над мифическим чудовищным змеем Пифоном. Эти состязания можно считать далекими предками современных конкурсов. Пифийские игры. Древнегреческая мозаика. Бог Аполлон — покровитель искусств

О МУЗЫКЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Древней Греции в X веке зародились общественные музыкальные соревнования (наподобие олимпийских игр) — Пифийские игры , которые были посвящены победе Аполлона над мифическим чудовищным змеем Пифоном. Эти состязания можно считать далекими предками современных конкурсов.

  • Пифийские игры. Древнегреческая мозаика.
  • Бог Аполлон — покровитель искусств
Для древнегреческой музыки была характерна связь с поэзией, танцем, театром. Певцы обычно были, подобно мифологическому Орфею, авторами и поэтического текста, и музыки и сами аккомпанировали себе на лире. В древнегреческих комедиях и трагедиях большая роль принадлежала хору: он комментировал действие, выражал отношение к поступкам героев.

Для древнегреческой музыки была характерна связь с поэзией, танцем, театром. Певцы обычно были, подобно мифологическому Орфею, авторами и поэтического текста, и музыки и сами аккомпанировали себе на лире. В древнегреческих комедиях и трагедиях большая роль принадлежала хору: он комментировал действие, выражал отношение к поступкам героев.

Древние греки изобрели буквенную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов определёнными буквами алфавита. Дельфийский камень (Дельфы — город, где проходили Пифийские игры), на котором высечен гимн Аполлону. Музыкальная нотация выполнена строкой отдельных символов, стоящих над основной строкой — текстовой.

Древние греки изобрели буквенную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов определёнными буквами алфавита.

  • Дельфийский камень (Дельфы — город, где проходили Пифийские игры), на котором высечен гимн Аполлону. Музыкальная нотация выполнена строкой отдельных символов, стоящих над основной строкой — текстовой.
 СОЗДАНИЕ УДОБНОЙ НОТАЦИИ В Средние века буквенная нотация была почти забыта. В странах Западной и центральной Европы долго пользовались вспомогательными значками — подсказками — невмами. Невмы применялись при записи старинных католических богослужебных песнопений — грегорианского хорала , названных так от имени Папы Римского Грегориуса I. Ранняя невменная запись грегорианского хорала.

СОЗДАНИЕ УДОБНОЙ НОТАЦИИ В Средние века буквенная нотация была почти забыта. В странах Западной и центральной Европы долго пользовались вспомогательными значками — подсказками — невмами. Невмы применялись при записи старинных католических богослужебных песнопений — грегорианского хорала , названных так от имени Папы Римского Грегориуса I.

  • Ранняя невменная запись грегорианского хорала.
Ранние невменные записи невозможно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвидо д,Ареццо («из Ареццо») изобрёл новый способ нотации. Он придумал проводить четыре параллельные линии на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана. Гвидо из Ареццо Грегорианский хорал.

Ранние невменные записи невозможно расшифровать. Но в XI веке итальянский монах Гвидо д,Ареццо («из Ареццо») изобрёл новый способ нотации. Он придумал проводить четыре параллельные линии на одинаковом расстоянии друг от друга и располагать невмы на них и между ними. Так возник предок современного нотного стана.

  • Гвидо из Ареццо
  • Грегорианский хорал.
Звуки, соответствующие линейкам, Гвидо обозначил буквами латинского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизменяться и превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков. Название нот соответствует первым слогам гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. Более поздняя запись грегорианского хорала

Звуки, соответствующие линейкам, Гвидо обозначил буквами латинского алфавита. Их начертания стали впоследствии видоизменяться и превратились в знаки, которые назвали ключами. А невмы, «усевшись на линейки и между ними, со временем превратились в отдельные ноты, у которых головки сначала имели форму квадратиков. Название нот соответствует первым слогам гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

  • Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо.
  • Более поздняя запись грегорианского хорала
 С РЕДНЕВЕКОВЬЕ В XII-XIV вв. появляется множество записей одноголосных песен. Их сочиняли и исполняли средневековые поэты — певцы. На юге Франции их называли трубадурами , на севере Франции — труверами, в Германии — миннезингерами. Позднее, в XIV-XVI немецкие поэты-певцы из среды ремесленников объединились и называли себя мейстерзингерами («мастерами-певцами») Собрание мейстерзингеров Странствующие певцы-поэты

С РЕДНЕВЕКОВЬЕ В XII-XIV вв. появляется множество записей одноголосных песен. Их сочиняли и исполняли средневековые поэты — певцы. На юге Франции их называли трубадурами , на севере Франции — труверами, в Германии — миннезингерами. Позднее, в XIV-XVI немецкие поэты-певцы из среды ремесленников объединились и называли себя мейстерзингерами («мастерами-певцами»)

  • Собрание мейстерзингеров
  • Странствующие певцы-поэты
 В католической церковной музыке самым крупным музыкальным жанром стала месса . Первоначально грегорианский хорал звучал в мессах одноголосно. Но примерно к XV веку месса превратилась в цикл из сложных полифонических частей. Вершина старинной хоровой полифонии строгого стиля — мессы Палестрины, который почтивсю жизнь провёл в Риме и был близок к папскому двору. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525-1594)

В католической церковной музыке самым крупным музыкальным жанром стала месса . Первоначально грегорианский хорал звучал в мессах одноголосно. Но примерно к XV веку месса превратилась в цикл из сложных полифонических частей. Вершина старинной хоровой полифонии строгого стиля — мессы Палестрины, который почтивсю жизнь провёл в Риме и был близок к папскому двору.

  • Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525-1594)
Р ОЖДЕНИЕ ОПЕРЫ, ОРАТОРИЯ И КАНТАТА. В конце XVI в. в итальянском городе Флоренция собирался кружок поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств - «Камерата» . Они увлеклись мыслью создать новый вид выразительного сольного пения с сопровождением и соединить его с театральным действием. Так родились первые оперы, сюжеты которых взяты из античной мифологии - «Дафна» (Я. Пери, О.Ринуччини) — 1597г., «Эвридика» (Я. Пери), «Эвридика» (Дж. Каччини) — 1600г. Флоренция, XVI век Якопо Пери (1561 - 1633)

Р ОЖДЕНИЕ ОПЕРЫ, ОРАТОРИЯ И КАНТАТА. В конце XVI в. в итальянском городе Флоренция собирался кружок поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств - «Камерата» . Они увлеклись мыслью создать новый вид выразительного сольного пения с сопровождением и соединить его с театральным действием. Так родились первые оперы, сюжеты которых взяты из античной мифологии - «Дафна» (Я. Пери, О.Ринуччини) — 1597г., «Эвридика» (Я. Пери), «Эвридика» (Дж. Каччини) — 1600г.

  • Флоренция, XVI век
  • Якопо Пери (1561 - 1633)
Большая заслуга в развитии оперы принадлежит выдающемуся итальянскому композитору - Монтеверди, в произведениях которого музыка стала приобретать всё более самостоятельное и важное значение. В его операх начал складываться напевный ариозный стиль — важнейшее отличительное качество итальянской оперной музыки. «Орфей»(1607) — первая опера композитора Клаудио (Джованни Антонио) Монтеверди (1567-1643)

Большая заслуга в развитии оперы принадлежит выдающемуся итальянскому композитору - Монтеверди, в произведениях которого музыка стала приобретать всё более самостоятельное и важное значение. В его операх начал складываться напевный ариозный стиль — важнейшее отличительное качество итальянской оперной музыки.

  • «Орфей»(1607) — первая опера композитора
  • Клаудио (Джованни Антонио) Монтеверди (1567-1643)
 В XVII в. во Франции возникла своя национальная опера, отличная от итальянской. Её основоположник — Люлли, придворный композитор Людовика XIV. Отличительная особенность французской оперы — большое количество баленых танцев, торжественных маршей и монументальных хоров. В Германии первую оперу создал Генрих Шютц, В Англии — Генрих Пёрселл. Генрих Шютц(1585-1672) Жан Батист Люлли (1632-1687) Генри Пёрселл (1659 -1695)

В XVII в. во Франции возникла своя национальная опера, отличная от итальянской. Её основоположник — Люлли, придворный композитор Людовика XIV. Отличительная особенность французской оперы — большое количество баленых танцев, торжественных маршей и монументальных хоров. В Германии первую оперу создал Генрих Шютц, В Англии — Генрих Пёрселл.

  • Генрих Шютц(1585-1672)
  • Жан Батист Люлли (1632-1687)
  • Генри Пёрселл (1659 -1695)
На рубеже XVI-XVII веков одновременно с оперой и тоже в Италии родились оратория и кантата. Они похожи на оперу тем, что в их исполнение тоже участвуют солисты, хор и оркестр и тем, что в них тоже звучат арии, речитативы, вокальные ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды. Но ни в оратории, ни в кантате нет сценического действия.
  • На рубеже XVI-XVII веков одновременно с оперой и тоже в Италии родились оратория и кантата. Они похожи на оперу тем, что в их исполнение тоже участвуют солисты, хор и оркестр и тем, что в них тоже звучат арии, речитативы, вокальные ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды. Но ни в оратории, ни в кантате нет сценического действия.
Об инструментальной музыке XVII века, её жанрах и формах. Долгое время игрой на инструментах чаще всего дублировали партии голосов в вокальных произведениях или сопровождали танцы. Самостоятельное развитие инструментальной музыки усилилось в XVII веке. Скрипичная музыка — развивается в Италии. Выдающиеся итальянские композиторы А. Корелли и А. Вивальди создали множество инструментальных произведений с участием и ведущей ролью скрипки. Развили жанр концерта. Антонио Вивальди (1678-1741) Арканджело Корелли (1653-1713)

Об инструментальной музыке XVII века, её жанрах и формах. Долгое время игрой на инструментах чаще всего дублировали партии голосов в вокальных произведениях или сопровождали танцы. Самостоятельное развитие инструментальной музыки усилилось в XVII веке. Скрипичная музыка — развивается в Италии. Выдающиеся итальянские композиторы А. Корелли и А. Вивальди создали множество инструментальных произведений с участием и ведущей ролью скрипки. Развили жанр концерта.

  • Антонио Вивальди (1678-1741)
  • Арканджело Корелли (1653-1713)
Ещё в Древнем Египте начал свою многовековую историю орган. К XVII веку он стал очень сложным по конструкции инструментом с широкими художественными возможностями. Органное искусство достигло особенно высокого расцвета в Германии. Основные типы органной музыки того времени — прелюдии, фантазии и токкаты. Один из самых замечательных органистов-композиторов того времени — Д. Букстехуде. Дитрих Букстехуде (1637-1707) Старинный орган

Ещё в Древнем Египте начал свою многовековую историю орган. К XVII веку он стал очень сложным по конструкции инструментом с широкими художественными возможностями. Органное искусство достигло особенно высокого расцвета в Германии. Основные типы органной музыки того времени — прелюдии, фантазии и токкаты. Один из самых замечательных органистов-композиторов того времени — Д. Букстехуде.

  • Дитрих Букстехуде (1637-1707)
  • Старинный орган
Органисты играли также на струнно-клавишных инструментах и сочиняли для них. Первые сведения о струнно-клавишных инструментах относятся к XIV — XV векам. К XVII самым распространённым из них стал клавесин. Особенный расцвет клавесинная музыка получила во Франции. Её отличают изящество, грация, обилие мелких мелодических украшений. Самый известный и плодотворный французский клавесинист — Куперен, прозванный Великим. Он создал около двух с половиной сотен пьес и многим из низ дал программные названия. Франсуа Куперен (1668-1733) Старинный клавесин

Органисты играли также на струнно-клавишных инструментах и сочиняли для них. Первые сведения о струнно-клавишных инструментах относятся к XIV — XV векам. К XVII самым распространённым из них стал клавесин. Особенный расцвет клавесинная музыка получила во Франции. Её отличают изящество, грация, обилие мелких мелодических украшений. Самый известный и плодотворный французский клавесинист — Куперен, прозванный Великим. Он создал около двух с половиной сотен пьес и многим из низ дал программные названия.

  • Франсуа Куперен (1668-1733)
  • Старинный клавесин

Словарик Ф онограф - первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука. Пифийские игры - общественные музыкальные соревнования (наподобие олимпийских игр). Г регорианский хорал - старинное католическое богослужебное песнопение. Невмы - вспомогательные значки для записи мелодии. Трубадуры, труверы, миннезингеры — средневековые певцы-поэты. Мейстерзингеры — германские певцы-поэты из среды ремесленников. Месса — самое крупное католическое многочастное произведение. Прелюдии, фантазии и токкаты - основные типы органной музыки XVII века. Опера — жанр музыки, в котором пение является главным выразительным средством. Многочастное произведение, в котором музыка объединена со сценическим действием. Оратория — Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия. Кантата — отличается от оратории небольшими размерами, камерностью. Концерт — произведение для оркестра и солирующего инструмента. Кончерто гроссо — жанр старинного концерта. Произведение для оркестра и группы солирующих инструментов. Орган — клавишно-духовой инструмент . Имеет сложное строение и очень большой диапазон. Клавирная музыка — музыка для инструментов, которые имеют клавиатуру. Клавесин — клавишно-струнный инструмент, предшественник фортепиано.

У ЗНАЙ КОМПОЗИТОРА

У ЗНАЙ КОМПОЗИТОРА

Список аудиозаписей для презентации: Музыка Древней Греции (реконструкция) Григорианские хоралы (исп. анс. «Schola cantorum») В. фон дер Фогельвейде «Рыцарская песня» (исп. Оркестр «Studio der Truhen muzik» солист — М. Ван Эгмонд Дж. Палестрина «месса папы Марчелло» Agnus Dei (исп. чешский филармонический хор дир. Й Весёлка Я. Пери Фрагмент оперы «Эвридика» (исп. ансамбль «Мадригал») К. Монтеверди. Опера «Орфей». 5 акт. Дуэт Орфея и Аполлона (исп. Оркестр английских солистов барокко. Дир. Дж. Гардингер) Ж.Б. Люлли. Опера «Изида». Пролог (исп. Хор и оркестр Парижской оперы. Дир. Ж. Пайяр Г. Пёрселл. Опера «Дидона и Эней» 3 действие. Ария Дидоны (исп. Английский камерный оркестр. Дир. Р. Леппард Дидона — Дж.Норман) Д. Букстехуде. Фуга фа-диез минор (исп. О. Янченко) И. Пахельбель. Хоральная прелюдия (исп. Г. Гродберг) А. Вивальди. Концерт Ре мажор (исп. Оркестр New Irish Chamber Orchestra) Ф Куперен. «Жнецы» (исп. А. Любимов)
  • Список аудиозаписей для презентации:
  • Музыка Древней Греции (реконструкция)
  • Григорианские хоралы (исп. анс. «Schola cantorum»)
  • В. фон дер Фогельвейде «Рыцарская песня» (исп. Оркестр «Studio der
  • Truhen muzik» солист — М. Ван Эгмонд
  • Дж. Палестрина «месса папы Марчелло» Agnus Dei (исп. чешский филармонический хор дир. Й Весёлка
  • Я. Пери Фрагмент оперы «Эвридика» (исп. ансамбль «Мадригал»)
  • К. Монтеверди. Опера «Орфей». 5 акт. Дуэт Орфея и Аполлона (исп. Оркестр английских солистов барокко. Дир. Дж. Гардингер)
  • Ж.Б. Люлли. Опера «Изида». Пролог (исп. Хор и оркестр Парижской оперы. Дир. Ж. Пайяр
  • Г. Пёрселл. Опера «Дидона и Эней» 3 действие. Ария Дидоны (исп. Английский камерный оркестр. Дир. Р. Леппард Дидона — Дж.Норман)
  • Д. Букстехуде. Фуга фа-диез минор (исп. О. Янченко)
  • И. Пахельбель. Хоральная прелюдия (исп. Г. Гродберг)
  • А. Вивальди. Концерт Ре мажор (исп. Оркестр New Irish Chamber Orchestra)
  • Ф Куперен. «Жнецы» (исп. А. Любимов)
Презентацию подготовила Смирнова Вероника Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин и музыкальной литературы МБУДО «Парфинская детская школа искусств» Список использованных ресурсов: Литература: Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран» «Москва-Музыка», 2007 Интернет сайты: arhiv.orthodoxy.org awaytravel.ru classicalmuzic.ru classicalForum.ru classic-muzic depositphotos Infoclassics.net Konctanciya.info liveinternet.ru peoples.ru visualhistory.livejornal.com www.peoples.ru 273muzic.ru

Презентацию подготовила Смирнова Вероника Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин и музыкальной литературы МБУДО «Парфинская детская школа искусств»

Список использованных ресурсов:

Литература:

Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран» «Москва-Музыка», 2007

Интернет сайты:

  • arhiv.orthodoxy.org
  • awaytravel.ru
  • classicalmuzic.ru
  • classicalForum.ru
  • classic-muzic
  • depositphotos
  • Infoclassics.net
  • Konctanciya.info
  • liveinternet.ru
  • peoples.ru
  • visualhistory.livejornal.com
  • www.peoples.ru
  • 273muzic.ru

multiurok.ru

Музыкальный мир. История развития музыки. Античность

Вернуться на главную

История развития музыки

Музыка Древнего Египта

       С древнейших времен (2635-2155гг. до н.э.) музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Египтяне называли музыку "радость",культивируя это искусство во всех социальных сферах. Они также внеcКартина на гробнице Нархотли вклад в развитие и усовершенствование музыкальных инструментов. Особенно выделяется из числа других арфа. Огромное значение придавалось также человеческому голосу.       Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями - музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов.        Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближенных на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню.       Геродот, собираясь в свое путешествие в Египет, написал гимн тысячелетия (Maneros), в котором использовал хроматические гаммы.Егитяне, как и вавилоняне, установили связь семи нот с семью планетами. Во времена новой империи (1550-1080 гг. до н.э.) наступает расцвет музыкального искусства Древнего Египта. Это эпоха Нефертити, Тутанхамона и Рамзеса II, эпоха постройки монументальных храмов Абу Симбел, Луксора и Карнака.

Музыка древней Индии

       Кришна с флейтойИстоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках - Ригведе, Атхарваведе и Самаведе - есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Трактат "Натьяшастра"(I в. до н.э.) посвящен театру, музыке и танцу.       В индийской музыке применялось семь основных звуков (они соответствуют Европейской гамме). Октава делилась на двадцать два неравных интервала, наименьший из которых именовался "шрути", что в переводе с санскрипта (древнеиндийского языка) означает "то, что может быть услышано". Сама система так же называется шрути.       Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. "цвет") - традиционная устойчивая мелодия. Слово "рага" использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Каждая рага состояла из главного звука ("правитель"), второго по значению звука ("министр"), группы подчиненных звуков ("помощники") и диссонирующего звука ("враг").        Мелодический строй раги подчинялся ее содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определенные состояния и чувства: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т.д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.

Музыка древнего Китая

       Первые упоминания о Китайской музыке встречаются в легендах и мифах,Музыканты. Китай. документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н.э.       В китайской музыке была принята система люй-люй(буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечетные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, четные - темные, пассивные силы Земли. Все вмести они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н.э. из этого было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец",второй - "беседа","совет", третий - "рог", четвертый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, черный, красный, синий, желтый).       Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной традиции способно привести к различным бедам. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н.э. слово "юэ" ("музыка") обозначало также и более широкое понятие - "искусство" (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола).       Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н.э. китайский философ Конфуций (около 551-479 до н.э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Прекрасная музыка обладает строго определенной структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.

Страницы: 1 2 3 4 Hosted by uCoz

ivanikov.narod.ru


Смотрите также