Основные занятия и промыслы населения Киевской Руси. Занятия древней руси
Культура восточных славян и Киевской Руси — КиберПедия
Материальная культура
Основными занятиями человека в Древней Руси были ремесло, разведение домашнего скота, а также земледелие. Некоторые их жителей существовали за счет рыбалки, охоты или сбора грибов и ягод.
Специализация ремесленников включала: Мастера изготавливали красивые вещи из камня, металла, глины, ткани, костей или дерева, а потом продавали их на базаре. Некоторые ремесленники занимались художественным оформлением предметов труда, игрушек, домов и мебели. Они вытесывали на предметах узоры и рисунки.
«Седельниками», «лучниками», «тулониками», «щитниками» в Древней Руси называли мастеров, которые изготавливали седла, луки, колчаны для стрел, щиты.
«Древоделами» были мастера, которые изготавливали доски для икон.
«Скорняки» и «сафьяники» занимались изготовлением и ремонтом меховых и кожных изделий.
«Скань» («филигрань»), «зернь», «финифть» - различные техники, которые применяли ремесленники-ювелиры
Духовная культура
Каково происхождение термина «язычество»? Что значит слово «язык»? Можно ли сказать, что славянская языческая религия представляла собой сложный мировоззренческий комплекс? Поясните данную мысль примерами.
Термин язычество происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумевались народы или языки, противополагаемые первохристианским общинам. Язык – система фонетических и лексических средств, служащая средством общения. Да, так можно сказать. Модель мира была построена на законах природы. Например, «моления о дожде», «праздник Перуна».
Какой была культовая, а какой — светская архитектура языческого периода?
В культовой архитектуре языческого периода строились в основном храмы, а в светской - жилища и крепости.
В каком году Киевская Русь приняла христианство? Какие последствия имела христианизация для древнерусского государства в целом и для его культуры в частности?
Киевская Русь приняла христианство в 988 году. Это способствовало разделению церкви на западную и восточную. Принятие христианства влекло за собой ликвидацию языческих культов, содействовало развитию зодчества и живописи.
Письменность и летописание
Письменность у восточных славян появилась в Х веке
Кирилл и Мефодий — это братья, славянские первоучители и апостолы, святые не только православной, но и римско-католической церкви, создатели славянской письменности.
Для написания церковных книг они создали на основе знаков греческой азбуки алфавитную систему из тридцати восьми букв, которая называлась «глаголица».
Самые первые рукописные книги на Руси были создавались в ХI веке
Летопись — это историческийжанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Самой древней летописью считается «Повесть временных лет»
Искусство. Архитектура
Древнерусское искусство имеет целый ряд черт, отличающих его от искусства других периодов, среди которых бронзовые подвески, украшенные выемчатой эмалью, найденные в нескольких кладах. Ажурное литье подвесок выполнено в сложных и одновременно гармоничных формах геометрического орнамента. Сложная техника цветных выемчатых эмалей свидетельствует о том, что в этих произведениях мы сталкиваемся уже с искусством, достигшим высокого уровня. Другая существенная черта древнерусского, как и всякого иного средневекового искусства, – следование канону.
Почему зодчество на Руси, в первую очередь, было культовым? Что представлял собой храм? Почему, начиная с X века возведение на Руси каменных храмов представлялось делом государственной важности?
Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии, а в Византии превосходило культовое зодчество. Храм – место поклонения божеству. Потому что, чтобы люди забыли язычество, необходимы были новые места поклонения божеству для распространения христианства.
Какой была роль Византии в храмовом строительстве в Древней Руси?
В церковно-славянской архитектуре греческие мастера передали основу крестово-купольную структуру храма, а также объемно-пространственную композицию с центральным подкупольным пространством, алтарем и его ориентацией.
Этот тип храма стал в Древней Руси основной архитектурной формой
Кресто́во-ку́польный храм.
Когда и кем, в чье княжение были воздвигнуты следующие соборы?
Софийский собор в КиевеСофийский собор в Новгороде
1037 г.1045-1050 гг.
Киев, УкраинаВеликий Новгород, Россия
Ярослав МудрыйЯрослав Мудрый
Есть ли связь между этими соборами и одноименным собором, возведенном в 6 в. в Константинополе императором Юстинианом?
Да, это крестово-купольные храмы.
Живопись
Какова была роль мозаик и фресок в создании интерьера древнерусского храма?
Мозаики и фрески позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную часть храма – центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь». Остальная часть храма украшалась фресками.
Как называется одна из наиболее почитаемых на Руси икон и почему? Как она попала на Русь? Кто является ее автором? Где она находится в настоящее время?
Казанская икона Божией Матери. По преданию этот образ был написан с натуры св. апостолом евангелистом Лукой. Икона обретена в 1579 году в Казани. В настоящее время находится в Москве.
cyberpedia.su
Занятия русского народа
«Занятия русского народа»
Введение
I. Социальная организация
II. Земледелие и скотоводство
III. Ремесла
1. Кузнечное дело
2. Ювелирное дело
3. Гончарное дело
IV. Бортничество
V. Охота и рыболовство
VI. Торговля
Заключение
Список литературы
Введение
Культура русского народа слишком обширна для того, чтобы уместиться на малочисленных страницах подобной работы. Поэтому, мы постараемся лишь в общих чертах разобраться в том, чем жили наши предки, от чего зависел выбор того, или иного вида деятельности. Благо, данная тема широко, и не раз освещалась историками и этнографами нашей страны и их зарубежными коллегами. Целью данной работы является определение узкого круга основных занятий, характерных для жителей Руси, их зависимость от географического местоположения, предпосылки к возникновению…
I . Социальная организация
Древнерусское государство возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Оно было настолько обширно, что представить, будто на всей его территории быт жителей был одинаковым – просто невозможно! Естественно, что род деятельности очень сильно привязывался к месту обитания. На берегах рек и морей – рыболовство, в степной зоне – земледелие и скотоводство, в лесах – охота, бортничество. Категоричного разделения, конечно же, не было – в любой местности хозяйство было комплексным. Однако окружающая среда все же оказывала огромное влияние. Поэтому предпочтение отдавалось большей частью виду деятельности, более соответствующему таким факторам как условия обитания, климат и т.д.
Жилые местности в старой России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок. Возведение городов и поселков было вызвано расширением пределов русского мира. Города заводились раньше, чем поселения; в местах незаселенных, чтоб дать возможность жителям существовать на новоселье, надобно было приготовить для них обороны - возвести ограду, т.е. город. [3, стр.112]
Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств.
В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров).
Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения.
Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов - дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.
Рассмотрим, как пример - племенное объединение полян, которое составило основу Древнерусского государства. Прежде всего - более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство, основанное на плужном земледелии и домашнем скотоводстве, наличие сети укрепленных поселений с развитым ремеслом и существовавший уже несколько столетий племенной союз, внутри которого шли процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры, имущественной и социальной дифференциации, выделения из недр первобытнообщинного строя феодального класса дружинников и сложения аппарата власти.
Нельзя не учитывать и выгодное географическое положение Киева как центра племен полян на Днепре. Определенную роль играл внешний фактор - постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых народов. Все это привело к сложению единого Древнерусского государства с центром в Киеве.
Из выше описанного мы видим, что под воздействием внешних факторов (внешняя военная угроза) из общества выделяется целый класс, призванный решать подобную проблему. Это военные – «служилые» люди, нанимавшиеся на службу к князю, составлявшие его дружину и служившие большую часть жизни. Соответственно, в крупных городах, вроде Киева, процветали ремесленные занятия, сопутствующие военной службе: кузнечное дело (изготовление оружия, доспехов), шорное дело (лошадиная упряжь, одежда) и т.д. Это подтверждается результатами многочисленных археологических раскопок. Набор вещей, найденных в различных дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м., с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка - кровосток. Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Эти каролингского типа мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси.
II . Земледелие и скотоводство
Основным населением Древней Руси были земледельцы. Поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Основой хозяйства являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы.
В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень.
Из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится большое количество найденных археологами, древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена [2, стр. 103].
III . Ремесла
Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно, и эта неравномерность была обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп развития. Само единство Руси, будучи категорией исторической, возникло лишь в преодолении областных различий.
«Первой формой промышленности, отрываемой от патриархального земледелия, является ремесло, т. е. производство изделий по заказу потребителя... Будучи необходимой составной частью городского быта, ремесло распространено в значительной степени и в деревнях, служа дополнением крестьянского хозяйства...» [5, стр. 286].
1. Кузнечное дело
Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. [11, стр. 47] Совершенно естественно, что с ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, что именно их, творцов металла, народ окружил множеством различных легенд и поверий: кузнец-колдун, «хитрец», находится под покровительством русского Гефеста - бога Сварога; он может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.
Металлургия того времени состоит из двух частей: 1) выплавка железа из руды и 2) кузнечная обработка железа. Оба процесса были связаны между собой, но, по всей вероятности, давно уже произошло разделение на домников и кузнецов. Древние домники работали на особом виде сырья - болотной руде, которая вплоть до XVIII в. сохраняла промышленное значение. Полученная тем или иным способом руда промывалась и подвергалась предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее и легком обжиге, способствующем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи так называемого сыродутного процесса.
mirznanii.com
Основные занятия и промыслы населения Киевской Руси
Охота была любимой забавой русских князей киевского периода.
В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих
подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:
"В Чернигове своими руками я вязал диких коней в
пущах по десять и по двадцать, и, кроме этого, я поймал столько же у реки Роси.
Два тура метали меня рогами вместе с конем. Один олень бодал меня; из двух
лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь сорвал меч с бедра моего.
Медведь мне у колена потник укусил, а другой лютый зверь вскочил ко мне на бедро
и коня со мною опрокинул. И все же Бог соблюдал меня невредимым". [185]
Рассказывая о животных и птицах, населяющих леса и поля
Руси, Владимир говорит: «Все эти благословения Господь даровал нам для
услады и пропитания и удовольствия мужеского» .[186]
Даже для князей охота являлась не только развлечением, но и
важным промыслом. Еще более важной она была для простых людей, особенно в
лесной зоне Северной Руси. Во‑первых, охота доставляла пищу значительной
части населения, во‑вторых, она обеспечивала мехами, нужными для
изготовления теплой одежды, уплатыналогов (вместо денег) и торговли; в‑третьих,
давала шкуры для кожевенных работ.
На животных и птиц охотились при помощи стрел и копий или
ловили живьем в сети и ловушки разных типов. Небольшие силки использовались для
ловли птиц. Огромные сети развешивали в лесах между деревьев для ловли
животных, которых поднимали и направляли в них загонщики. Очень популярной была
также псовая охота. У некоторых князей были даже охотничьи леопарды. Тогда как
простолюдины охотились самостоятельно или создавали охотничьи общины, князья и
бояре нанимали профессиональных охотников различных специальностей:
выжлятников, сокольничих и так далее. Княжеская охота была, чаще всего, очень
сложным мероприятием.
В связи с важностью охоты как промысла, охотничьи угодья
охранялись законом. У каждого князя были собственные места для охоты, но
угодья, принадлежащие представителям других классов, а также церквям и
монастырям, тоже упоминаются в источниках. В «Русской Правде» предусмотрены
суровые наказания за охоту в чужих угодьях, а также за кражу или порчу
охотничьих сетей и убийство охотничьей собаки.
Бортничество являлось другим распространенным видом лесного
промысла. Оно было довольно примитивным: пчелы содержались в дуплистых стволах
лесных деревьев. Такая колода (борт)
могла быть природного происхождения, но чаще всего их специально вырубали
в стволах для этой цели. Стволы затем метились специальным знаком пчеловода (знамя). Часть леса, в которой находились помеченные
деревья с ульями, охранялась, и права владельца защищались законом. Штраф в три
гривны был установлен в «Русской Правде» за снос чужого улья и в двенадцать
гривен за удаление с дерева знака владельца. В источниках того периода
упоминаются угодья с пчелиными ульями, принадлежащие как князьям, так и простым
людям. Монахи тоже занимались пчеловодством, и князья нередко жаловали часть
своих угодий епископам и монастырям. Так, в 1150 г., князь Ростислав из
Смоленска даровал епископу того же города лес с ульями и обслуживающим
пчеловодом (бортником).
Продукция бортничества – воск и мед – пользовались огромным
спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Воск, кроме всего прочего,
был необходим для производства церковных свечей; он экспортировался в большом
количестве в Византию и на запад, а после Крещения Руси стал использоваться
также русскими церквями и монастырями.
Христианизация Руси должна была увеличить спрос также и на
рыбу, так как рыбная диета теперь предписывалась на время постов, особенно на
время Великого поста (пасхальный пост). Однако даже в двенадцатом столетии
русские плохо соблюдали посты, а князья по любому поводу старались получить
освобождение от них. Только в монастырях посты являлись строгим правилом.
Несмотря на то, что религиозный мотив для предпочтения рыбной диеты дал меньшие
результаты, чем можно было ожидать, рыбу на Руси ели и до и после крещения, и
рыболовство, следовательно, играло не последнюю роль в русской экономике.
Товарное рыболовство развивалось преимущественно на больших реках и озерах.
Рыболовецкие артели на севере Руси, такие как на реке Волхов и озере Белом (Белоозеро), упоминаются в источниках двенадцатого века.
Тогда же галицкие рыбаки обосновались в низовьях Дуная. Самой ценной рыбой
считался осетр.
Самостоятельные рыболовы ловили рыбу на удочку на малых
реках и прудах, а в товарном рыболовстве преимущественно использовали различные
неводы и сети. На севере Руси распространенным был способ перегораживания малой
реки частоколом. В этом случае в частоколе оставляли несколько отверстий, к
которым привязывали плетеные корзины для ловли рыбы (верши). Хотя этот способ не упоминается в источниках
до четырнадцатого века, вряд ли можно сомневаться, что он применялся и раньше.[187]
Берега рек и озер, пригодные для рыболовства, могли
находиться в частном владении. Монастыри особенно старались получить
собственные рыбные угодья, чтобы обеспечить братию необходимым запасом рыбы на
время Великого поста.
В связи с рыболовством можно также упомянуть ловлю моржей в
Северном Ледовитом океане и на Белом море. Моржей в основном добывали из‑за
их клыков, называемых по‑древнерусски «рыбий зуб». Новгородцы торговали
ими уже в начале двенадцатого века.
Киевская Русь. Оглавление.
www.protown.ru
Занятия и быт населения Руси. Особенности экономического развития
Занятия и быт населения Руси. Особенности экономического развития
Еще до IX столетия на территории будущей Киевской Руси сложились свои хозяйственные традиции, особенно в агротехнике и торговле, что стало результатом контактов с более развитыми культурами — арабской и греческой. Объединение земель с различной специализацией, плодородием земли, минеральными ресурсами, несомненно, ускорило экономическое развитие. В течение X–XIII веков хозяйство Руси стало преимущественно аграрно-коммерческим, а охота и рыболовство отошли на задний план (кроме южных и восточных регионов). К тому же охота на дичь носила нерегламентированный, варварский характер, как и ловля рыбы, особенно лососевых, что явилось основной причиной постепенного исчезновения целых видов животных и рыб. Только с XIV столетия охотничий промысел несколько уменьшился в масштабах из-за введения религиозных постов. К XV веку уничтожение пчел бортниками при взятии меда и воска привело к резкому снижению их запасов.
Долгое время территория Украины являлась северной пограничной областью византийско-римской цивилизации, что предопределило некоторые формы бытия ее населения.
Главным источником национального дохода Руси служило сельское хозяйство, постоянно продвигавшееся к югу и востоку. Но в XII веке колонизация земель приостановилась из-за сопротивления степных и лесных племен, часть пахоты оказалась утерянной, а праукраинский этнос начал отступать на север. Из-за низкого плодородия почвы на Черниговщине, Полесье, Волыни, Галиции, даже на Киевщине изменилась агрокультура, ставшая более интенсивной.
На юге больше всего культивировались пшеница, гречиха, полба (двухзернистая пшеница), а на севере — рожь, овес, ячмень. Именно на северных территориях Руси было впервые внедрено дву- и трехполье, применены удобрения, глубокая вспашка. На Полесье и Волыни, видимо, ранее, чем в других землях, стали использовать железный плуг, железную мотыгу, бороны, лопаты, серпы, косы, вилы.
Хроники и летописи отмечают наличие на Руси крупных запасов зерна, особенно в центре. Отсюда его поставляли в Новгород, Владимиро-Суздальское княжество, Великое княжество Литовское, города Германии. Например, в 1141 году в Новгороде разразился голод из- за отсутствия экспортного зерна из южных регионов Руси, а в 1270 году ятвяги (племя южной Литвы), страдавшие от голода, обратились с просьбой о помощи к Галицко-Волынскому княжеству. Суда с зерном были отправлены Львом Даниловичем в Прибалтику по Бугу и Нарве, но их атаковали польские воины и разграбили припасы, что явилось поводом для войны Галиции против Польши.
Отметим, что значительные поставки зерновых Новгород импортировал из германских земель, расплачиваясь серебром и пушниной.
Сельскохозяйственное производство Руси страдало от периодических засух, переувлажнения, паводков, резких похолоданий. С X века наблюдались нашествия саранчи, особенно в южные земли. Обычно такие катастрофические явления приводили к локальному недоеданию населения или даже к голоду.
Поблизости городских строений жители Киевской Руси заводили сады и огороды, где издавна произрастали разнообразные плодовые деревья, орехи, виноград и овощи. Профессиональные садовники имели собственные организации, что свидетельствовало о большом значении их труда для экономики. Пионерами садоводства и огородничества часто являлись монастыри.
Руководство отраслями сельского хозяйства находилось в руках тиунов, зачастую происходивших из рабов. Животноводством чаще ведали тюрки или их потомки, смешавшиеся со славянами.
Центрами ремесленного производства являлись, естественно, города, в которых проживало в XII веке примерно 15 процентов населения. Одновременно горожане активно занимались торговлей и сельским хозяйством. На Руси существовали центры по обработке железа, где изготовлялось не менее двадцати наименований сельскохозяйственных и ремесленных орудий, более сорока видов изделий бытового и хозяйственного назначения. Киевские металлурги владели методами сварки, литья, ковки, наварки и закалки, использовали усовершенствованную чугунолитейную домницу. Ассортимент изделий из железа насчитывал около 150 наименований.
Расширялась деревообработка, в начале X века почти исчезла лепная керамика, и ей на смену пришел ручной гончарный круг. Расцветает ювелирное искусство, но исключительно из импортного материала. В XI веке началось производство изделий из стекла, созданы мастерские эмалей, возникли профессии каменьщиков, штукатуров, специалистов по изготовлению плинфы (кирпича), извести. К XIII столетию существовало около 60 ремесленных специальностей. Добывалась железная руда, разрабатывались залежи соли и глины.
Самым крупным городом на Руси в XI веке был Киев, насчитывавший более 50 тысяч жителей. За ним по ко-личеству населения и значению шел Чернигов, остальные городские поселения имели по 3–5 тысяч жителей,
Согласно данным академика П. Толочко, древний Киев застраивался по системе модульной планировки, а в роли архитектурной доминанты выступали собор святой Софии, Десятинная церковь и другие храмы. Верхняя часть города имела радиально-кольцевую планировку — от ворот в оборонительных валах (они достигали 25 м высоты и более 3500 м длины) улицы сходились к центру — Софийскому собору. На Подоле же расположение улиц в основном зависело от особенностей рельефа. «Главным архитектором» выступал скорее всего князь, а его замыслы исполняли специалисты— городники. Улицы средневекового Киева были неширокими — примерно 3,5 метра, мостились они колотыми бревнами, сверху которых укладывали толстые доски. Эти конструкции заменялись через каждые 20 лет.
Жили горожане в своеобразных двухэтажных домах, где часть, заглубленная в землю (подклет), служила вспомогательным хозяйственным помещением, в котором держали орудия труда, посуду, продовольствие. Углы домов ориентировали по сторонам света, чтобы обеспечить оптимальное проникновение солнечных лучей. Строились жилища наполовину из дерева, на 34 процента — из глины, на 16 процентов — из камня, окружались, как правило, живой или деревянной изгородью, внутри которой зачастую располагались фруктовые деревья, хозяйственные постройки, загон для скота.
Дома обычно закрывались довольно сложными (до 40 деталей) замками трубчатой конструкции, иногда с секретом. В некоторых местах археологи находят костяные шахматные фигурки, деревянные коньки, шашки, медные пластинки от книжных переплетов, серьги из дешевых сплавов свинца с бронзой или серебром.
Печи у бедных жителей топились по-черному, а зажиточные горожане возводили печи с дымоходом. Круглые по форме окна у богатых киевлян стеклились, у других — затягивались тщательно выделанными бычьими пузырями. Спали жители на широких деревянных полатях, имущество хранили в сундуках и ларях.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Путешествие по Древней Руси
Автор:
Надежда Витальевна Галактионова
Внеурочное занятие для 6 классов.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Тема занятия: Древняя Русь и политическая раздробленность на Руси.
Оборудование: Карта; 4 человечка раскрашенных под цвет команды;4 таблички с названиями команд: вятичи, радимичи, кривичи, словене; карточки с заданиями разной сложности: рыба – 34 шт., репа – 15 шт., колоски – 16 шт., облака – 14 шт., птицы – 8шт.; оценочный лист, в котором также указаны сколько баллов дается за то или иное задание.
Цель:
образовательная – закрепить материал по темам разделов Древняя Русь и политическая раздробленность на Руси;
воспитательная – уважение к истории своей страны, сплочение шестых классов между собой;
развивающая – интерес к истории, память, внимание, мышление.
Название игры: Путешествие по Древней Руси.
Суть игры: игра проводится между шестыми классами 6 «А» и 6 «Б». Классы смешиваются и делятся на 4 команды. Команды, это славянские племена, которые путешествуют по Руси (с юга на север). Команды по очереди бросают кубик, каждая остановка это вопрос на который команда должна ответить, если они на него не отвечают, значит вперед не двигаются. Первое место займет та команда, которая первая доберется до финиша. Второе и третье места – по баллам. Жюри во время игры считает баллы и проверяет, правильно ли ответила команда. Ведущие могут отнять баллы за нарушение дисциплины.
Орг.момент.
Ведущие рассаживают учеников по местам, предварительно поделив на команды. Разделение проходило следующим образом: когда ученики входили в класс они вытягивали карточки на которых было написано название команды.
2. Игра
Ведущие рассказывают суть игры и правила.
Первый ведущий вызывали одного представителя от команды к столу.
Второй ведущий двигает по карте человечков, которые обозначает команды. (Ученик кидал кубик и вытягивал задание, если знал ответ, то отвечает сразу, если нет, советуется с командой (не более 20 секунд)
3. Подведение итогов
Жюри считает баллы и называет победителей 2 3 места. Вручает грамоты.
Задания:
(рыбки)
№1
1.К главным государственным центрам восточных славян относятся:
а) Новгород
б) Киев
в) Смоленск
2. Владимир Святославич пришел к власти:
а) в результате междоусобной войны
б) по завещанию Святослава
в) его выбрали в княжение братья
г) его пригласило на княжение вече
3. Прозвище Окаянный получил:
а) Борис
б) Глеб
в) Святополк
г) Ярослав
4. Убийство Бориса и Глеба – это результат:
а) междоусобной войны за власть
б) трудного утверждения христианства на Руси
в) и то и другое
5. Ярослав НЕ правил с помощью:
а) наместников
б) вече
в) посадников
г) чиновников
6.Что лишнее в ряду?
а) былины
б) летописи
в) житие
г) заговоры
7. Из Византии Русь НЕ заимствовала:
а) каменную архитектуру
б) национальную кухню
в) церковную музыку
г) книжное дело
8. К жанрам древнерусской литературы НЕ относится:
а) роман
б) былина
в) житие
г) летопись
9. Какое слово лишнее в этом ряду?
а) зернь
б) скань
в) эмаль
г) фреска
10. какое событие относится к Х в.?
а) съезд князей в Любече
б) принятие христианства
в) первое упоминание о Москве
11.Любечский съезд русских князей принял решение:
а) о порядке замещения киевского стола
б) о порядке взимания полюдья
в) каждому князю владеть своей отчизной
12. Роспись по сырой штукатурке называется:
а) сканью
б) фреской
в) иконой
13. Кто был автором «Повести временных лет»?
а) Иларион
б) хан Куря
в) Нестор
14. Начало русскому письменному законодательству положил:
а) Игорь
б) Ярослав
в) Владимир Мономах
15. Судебный штраф за совершенное преступления:
а) вервь
б) вира
в) полюдье
16. Современником Владимира Мономаха был:
а) Иларион
б) хан Куря
в) Нестор
17. Легенда о призвании варягов содержится:
а) в «Повести временных лет»
б) в «Слове о Законе и Благодати»
в) в «Поучении Владимира Мономаха
18. Злым городом Батый назвал
а) Муром
б) Козельск
в) Москву
19.Князь, который считается основателем правящей династии древнерусских князей:
а) Рюрик
б) Аскольд
в) Кий
г) Олег
20.Последствием крещения Руси НЕ было:
а) смягчение нравов
б) возникновение церковного искусства
в) появление письменности, литературы и школы
г) ухудшение международного положения Руси
21. К внешней политике Ярослава НЕ относится:
а) прекращение набегов печенегов
б) династические браки
в) издание Правды Ярослава
г) неудачная война с византийской империей
22. Формированию единого народа НЕ способствует:
а) общий язык
б) общая религия
в) общее государство
г) деление людей на богатых и бедных
23. Владение младших членов княжеского рода – это
а) удел
б) вотчина
в) вервь
24. Имя новгород-северского князя, который без помощи других князей совершил поход против половцев. События этого похода легли в основу эпического произведения.
а) Святослав
б) Игорь
в) Олег
25. На Руси их называли «погаными», но некоторые князья в XII в. приглашали их для участия в военных походах против своих политических соперников, а некоторые князья породнились с их ханами.
а) печенеги
б) половцы
в) монголы
26. Город, в IХ в. столица Древнерусского государства:
а) Москва
б) Киев
в) Новгород
27. Вооруженное объединение соплеменников с целью самообороны:
а) войско
б) ополчение
в) вече
28. Плата покоренных племен победителям:
а) дань
б) полюдье
в) погост
29.Объезд земель князем с дружиной для сбора дани:
а) погост
б) полюдье
в) колонизация
30. Последовательный ряд правителей одного рода:
а) общество
б) вервь
в) династия
31. Место сбора дани из числа установленных княгиней Ольгой:
а) уроки
б) погост
в) полюдье
32. Изображение из множества стекловидных камешков, вдавленных в штукатурку называется:
а) мозаикой
б) иконой
в) фреской
33. Металлическая рубаха из проволочных колец:
а) шишак
б) кольчуга
в) щит
34. Любовь к Родине, преданность своему народу называется:
а) слободой
б) эксплуатацией
в) патриотизмом
(репа)
№2
1. Военачальник из варягов, призванный ильменскими славянами княжить в Новгороде. Из летописей следует, что ОН был женат на соотечественнице и у них родился сын Игорь.
2.Согласно разным версиям, ОН был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником специально прозванным править за малолетством Игоря.
3. Этот князь подчинил и обложил данью древлян и уличей. Совершил поход на Византию, правда, он был неудачным. Однако более известен обстоятельствами смерти в земле древлян.
4. Первая известная в истории женщина-правительница на Руси. Ее имя указывает на скандинавское происхождение. После смерти мужа упорядочила размеры и сроки сбора дани.
5.Князь-воин, совершил целый ряд победоносных походов. Воинская слава этого князя побудила печенежского князя Курю изготовить из его черепа чашу.
6. Старший сын Святослава Игоревича. Вел ожесточенную борьбу за киевский престол со своими братьями Олегом и Владимиром. Борьба закончилась его гибелью.
7. Путь к власти этого князя был кровавым, однако княжество при нем процветало. Он вошел в историю как князь-креститель.
8. Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха, внук Ярослава Мудрого. Вошел в историю как собиратель русских земель и защитник от половцев.
9.Монах Киево-Печорского монастыря. Древнейший из известных русских летописцев. Создатель «Повести временных лет».
10. Сын Владимира Мономаха. Трижды захватывал Киев. Благодаря ему Москва впервые появляется в летописях.
11.Этот князь захватывал Киев, но княжить в нем отказался. Своей столицей сделал Владимир, куда согласно преданию перенес чудотворную икону. Он отличался большой набожностью, за что и получил свое прозвище.
12.При этом князе Владимиро-Суздальское княжество достигло пика своего могущества. А прозвище получил как отец 12 детей.
13. Основатель Монгольской империи, создатель сильного войска отличавшегося дисциплиной. Он объявил курс на завоевание всего мира.
14. Русский князь, полководец. В 16 лет стал новгородским князем. За свою победу в Невской битве получил свое прозвище.
15. Внук основателя Монгольской империи. Совершил поход на Северо-Восточную и Южную Русь. Также нашествию подверглись Польша, Венгрия, Чехия, Болгария.
(колосья пшеницы)
№3
1097 г.
1223 г.
1240 г.
1242 г.
988 г.
1019—1054 гг.
980-1015 гг.
1125—1157 гг.
1113—1125 гг.
10. 1157—1174 гг.
11. 1185 г.
12. 1147 г.
13. 882-912 гг.
14. 912-945 гг.
15. 945-957 гг.
16. 957-972 гг.
(облачки)
№4
1. Бог грома и грозы, войны и оружия. Изображался в виде старца с бородой.
2.Бог отвечавший за единство и продолжение рода, а также верховное божество неба и земли, распоряжавшегося стихиями.
3.Бог богатства, покровитель домашних животных.
4. Бог неба, повелевал ветрами.
5. Бог – податель благ, опекун имущества, сын Сварога.
6. Бог огня.
7. Бог солнца.
8. Женское божество, олицетворяла женское начало в хозяйстве...
9. Как правило это вредоносные существа, в которых превращались
умершие девушки (утопленницы)
10. Тень предка, которая осталась в доме охранять потомков от бед.
11. Лесной дух обитающий в чаще темного леса.
12. Дух живший в глубине озера.
13. Как назывались деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов?
14. Как у славян назывались люди, которые могли общаться с богами, творить заклинания, предсказывать будущее?
(птички)
№5
1.
. Новгородский мальчик оставил на бересте начало азбуки (от А до К), свое имя Онфим и автопортрет. Как он себя изобразил? О чем мечтал маленький новгородец?
2.
1. В народных песнях часто упоминаются серебряные подковы. Это не метафора. Чтобы лошадь не скользила на льду, подковы делались из серебра.
2. На Руси существовало поверье, что человеку, нашедшему подкову, сопутствовали удача и успех во всех начинаниях, а все члены его семьи были здоровы. Найденная подкова становилась его талисманом.
Какое из представлений о подкове нами забыто, а какое отчасти разделяется?
3. Валентин Рич пишет: «Несложный расчет показывает,что в Древней Руси одно ЭТО животное можно было обменять на трех сивок-бурок, или на четырех буренок, или на 30 (целое стадо!) овец, или на 60 поросят».
Вопрос
Что же это за животное?
4. Статья Русской Правды. «А кто украдет утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи (штрафа князю). Среди домашних птиц был упомянут журавль. Вас это не удивило? Судя по цене, он был в числе дорогих птиц.
Вопрос
Как мог использоваться журавль в домашнем хозяйстве?
5. Почему наши предки очень высоко ценили голубя?
6. Монголы были хорошими конниками. Любопытно, что число лошадей в их войске в несколько раз превосходило число всадников
Вопрос
Как вы это объясните?
7. Батый предложил русским князьям скрепить договор династическими браками.
Вопрос
Почему русские князья отказались от предложения Батыя, но не избегали династических браков с европейскими дворами?
Ответы и оценочный лист
ngal.ru
Занятия населения Киевской Руси по Русской Правде - Справочные материалы - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - Каталог статей
1. Сельское хозяйство. Основным земледельческим орудием оставалась соха; в южных районах применялись плуг и близкое к сохе рало; употреблялась и борона. Поля имели определенные границы и вспахивались систематически. Основной системой земледелия была переложная или залежная, когда вспахиваемая земля время от времени получала передышку на 2 – 4 года.
В северных лесных районах существовала подсека, лесной перелог. Сеяли на Руси пшеницу, рожь, горох, ячмень и просо. Хлеб был яровой и озимый. Было широко распространенно выращивание льна, известен был и хмель. Урожай собирали серпом и косой. Зерно мололось на ручных жерновах и хранилось в ямах.
В крупных феодальных хозяйствах имелись огороды и сады – из овощных и плодовых культур были известны репа, капуста, яблоки; здесь обработка земли производилась лопатой – «рыльцем» или «мотыгой»
Княжеские и монастырские хозяйства владели огромными стадами рогатого скота и табунами лошадей. Судя по Правде Ярославичей более всего ценились верховые кони. В том же памятнике упоминается и рабочий скот, волы, коровы, овцы, козы, свиньи, а из птиц – куры, гуси, утки, лебеди, голуби. Производились заготовки кормов для стойлового содержания скота.
Масса земледельческого населения была далеко не обеспечена рабочим скотом. Коней забирали для войны, широко известны были феодальные поборы скотом.
Древнерусский смерд зачастую лишенный рабочего скота и орудий труда, шел в зависимость к феодалу за пользование его скотом или сельскохозяйственным инвентарем. Хозяйство смерда включало небольшое жилище, часто типа землянки, к которому примыкала клеть, где содержался скот: лошадь, корова, 2 –3 овцы, куры. Имея одного коня, крестьянин применял только соху.
2. Промыслы. Из помыслов была распространена охота, главным образом с целью добычи пушнины. В обширных лесах водились рысь, тур или зубр, лось, олень, кабан, медведь, заяц. На внешний рынок шли меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц. Орудиями охоты служили лук со стрелами, различные сети и другие виды ловушек. Дикую птицу ловили с помощью перевесов – больших сетей, которые натягивались высоко над землей в местах перелета.
В IХ – ХII веках охотничьи угодья становятся собственностью князей, бояр, монастырей. Охота ( «ловы») составляла излюбленное развлечение князей. Популярностью пользовалась спортивная охота с ловчими птицами (соколы, ястребы).
3. Город был сосредоточием культурной жизни. Здесь складывались мировые торговые и культурные связи, трудом массы городских ремесленников создавались шедевры искусства. Ремесленники составляли основную часть населения города. Основой развития городов было ремесленное производство, а не торговля. Отделение ремесла от сельского хозяйства началось в среде сельского населения. Деревенское ремесло продолжало играть значительную роль и с развитием городов. Одно из распространенных ремесленных специальностей – гончарское дело. К концу Х века посуда делалась на ручном гончарном круге. Работа на котором требует довольно сложных приемов и навыков, доступных только специалистам. Ранее же посуду лепили от руки, очевидно в каждом доме для собственной надобности. Изделия из обожженной глины были необходимы для ряда производств, особенно для литейного дела, где льячки, тигли, а зачастую и литейные формы были керамические. Большое значение имели керамический строительный и отделочный материал – кирпич («плинора»), черепица, изразцы и плитки.
Распространено было и металлургическое производство. Железо получали из болотных, озерных и дерновых руд, залежи которых были почти везде. Было развито кузнечное дело. Изготовляли топоры, лопаты, плужные лемехи, стальные лезвия.
Большую роль и в городе и в деревне играло ремесло вотчинное и ремесло городское, здесь разделение труда зашло далеко.
Рыбаков Б.А. на основе анализа источников выделяет 42 различные ремесленные специальности. Это профессии он объединил в 11 больших отраслей: мастера по обработке железа, цветных металлов, дерева, камня и так далее.
Для обозначения различных ремесленных специальностей связанных с добычей и обработкой железа употреблялись названия: домники, замочники, оружейники, бронники.
Производство оружия, было связано прежде всего с ковкой железа, к примеру, мастера, делавшие защитное оружие – шлемы, кольчужные рубахи назывались бронниками.
Обработка цветных металлов составляла важнейшую отрасль городского ремесла в Древней Руси, обслуживающую главным образом быт. Процесс литья цветных металлов и прежде всего меди в городе был значительно совершеннее, чем в деревне.
Отдельные детали каменных здании в Х – ХI веках делались не из кирпича, а из камня. Поэтому началась развиваться обработка камня, а с ним связанное еще одно ремесло – производство шиферных пряслиц.
Городам были хорошо известны и деревообделочники. Плотники, мостники – были специалистами по сооружению домов, мостовых и оград крепостных стен; лодейники строили корабли, тесияры (столяры) делали мебель, бочары и ковшечники – деревянную посуду.
В деревнях прядение и ткачество были домашним занятием женщин. В городах же производством тканей занимались специалисты – ремесленники - ручечники, ткачи, портные швецы.
Существовали также книжные писцы, иконники и «гребенщики» (косторезы).
4. Торговля. Древнерусский город был не только ремесленным, но и торговым. Крупные русские города – Киев, Новгород и другие – были международными торговыми центрами. Говоря о развитии торговли, нельзя забывать, что в стране господствовало натуральное хозяйство. Сельскохозяйственные продукты поступавшие на рынок представляли собой в большинстве случаев оброк, собираемый феодалами со смердов, и что привозимые на Русь предметы роскоши распространялись лишь в сравнительно узком кругу феодальной верхушки общества. Торговля города с окружающими его областями много способствовала развитию товарного хозяйства и обращения. Но были на Руси товары, которые находили себе постоянно широкий сбыт и являлись объектом межобластной торговли (хлеб, соль и т.д.).
Находимые во многих русских областях в большом количестве клады восточных монет преимущественно в IХ веке, говорят об оживленных торговых связях Руси с землями, подчиненными арабскому халифату. Можно говорить о том, что в этот период преобладает русский вывоз над ввозом.
В Х – ХI веках на вывоз шли ремесленные изделия – литейные, ювелирные, кожи, пряслица, замки, резные изделия. В летописях имеются указания на продажу военнопленных в рабство и стремление воюющих сторон захватить в плен побольше женщин и детей, так как рабыни ценились на международном рынке дороже, чем рабы.
Что касается ввоза иноземных товаров, то здесь преобладали предметы роскоши – дорогие ткани, дорогое оружие, церковная утварь, ювелирные изделия, драгоценные камни, благовония, пряности, вина, фрукты, очень редко - хлеб и соль.
Основными торговыми путями были большие и малые реки. Едва ли не древнейшим из речных торговых путей был Волжский путь, соединявший русские земли с прикаспийскими землями и средним Востоком. Также одним из важных был Днепровский путь в Константинополь. Развивались торговые связи с Югорской землей, с прирейнскими народами. Образуются купеческие общества.
istorik.ucoz.com
Воспитание и обучение в Древней Руси
Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами. Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Воспитание и обучение в Древней Руси
На Руси сформировался особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения.
Например «кормильство» - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв.,своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками. Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей.
Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.
Прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники». Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.