О японской музыке: некоторые музыкальные термины. Музыка древней японии
национальные инструменты, песни и танцы
Традиционная музыка Японии сформировалась под влиянием Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Те формы музыки, которые существовали в Японии до вторжения соседних традиций, практически не сохранились.
Поэтому японскую музыкальную традицию смело можно считать синтезом всех проникавших в нее явлений, которые со временем приобрели уникальные национальные черты.
Главные темы в содержании фольклора
В японском фольклоре наблюдается влияние двух религий: буддизм и синтоизм. Основные темы японских преданий – сверхъестественные персонажи, духи, животные с магическими способностями. Также важной частью фольклора являются поучительные истории о благодарности, жадности, грустные повести, остроумные притчи и юморески.
Задача искусства – преклонение перед природой, задача музыки – стать частью окружающего мира. Поэтому композиторская мысль подчинена не выражению идеи, а передаче состояний и природных явлений.
Символы японской культуры
Первая ассоциация с Японией – сакура (японская вишня). В стране существует специальная церемония любования ее цветением – ханами. Дерево неоднократно воспето в японских стихах хокку. Японские народные песни отображают схожесть природных явлений с жизнью человека.
Не уступает в популярности сакуре журавль – символ счастья и долголетия. Неспроста японские искусство оригами (складывание фигур из бумаги) стало популярно во всем мире. Сделать журавлика означает привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символизм японской культуры – символизм природный.
Основные песенные и танцевальные жанры
Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:
религиозная музыка,
театральная музыка,
придворная музыка гагаку,
народные бытовые песни.
Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.
К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.
Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.
Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.
Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.
Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):
СКАЧАТЬ НОТЫ — СКАЧАТЬ
Музыкальный инструментарий
Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.
Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.
Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).
Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.
Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.
Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.
Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.
Стилевые черты японской музыки
Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.
Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.
Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.
Народные музыканты и традиции
Из первых упоминаний (8 век) о музыке в Японии мы узнаем, что правительство ориентировалось на изучение традиций Китая и Кореи. Были проведены специальные реформы, определявшие репертуар придворного оркестра гагаку. Музыка же японских композиторов не была популярной и исполнялась в менее почетных концертных залах.
В 9-12 веках китайские традиции претерпевают изменения, в музыке появляются первые национальные особенности. Так, японская традиционная музыка неразрывна с литературой и театром. Синкретизм в искусстве – основное отличие японской культуры. Поэтому народные музыканты чаще всего не ограничиваются одной специальностью. Например, исполнитель на кото является еще и певцом.
В середине 19 века начинается освоение европейских музыкальных тенденций. Однако Япония не использует западную музыку как основу для развития своей традиции. Два течения развиваются параллельно, не смешиваясь. Сохранение культурного наследия – одна из главнейших задач японского народа.
На прощание хотим порадовать вас ещё одним замечательным видео.
Японские поющие колодцы
Автор – Sorpresa
Читайте также на эту тему:
muz-teoretik.ru
Национальная японская музыка и инструменты
Страна Восходящего Солнца Япония имеет самобытную и неповторимую культуру. Наследие великой нации тесно связано с музыкой. Национальная японская музыка является таким же самобытным явлением, которое было обусловлено изолированностью страны.
Народ Японии всегда бережно и с уважением относится к памяткам культуры своей родины. Любая музыка невозможна без музыкальных инструментов. Музыкальная культура Японии имеет свой собственный неповторимый жанр. Это объясняет разнообразие инструментов, которые используются для создания музыкальных шедевров.
Известные музыкальные инструменты
Одним из наиболее известных японских музыкальных инструментов является сямисен, который является аналогом лютни. Он принадлежит к разряду трехструнных щипковых инструментов. Он произошел от сансина, который, в свою очередь, произошел от сансяня, родиной которого является Китай.
Японские музыка и танцы не обходятся без сямисена, который и на сегодняшний день почитается на Японских островах и часто используется в японском театре Бунраку и Кабуки. Важен, также, тот факт, что игра на сямисене входит в программу обучения для гейш — майко.
Фуе
Национальная японская музыка, также, неразрывно связанна с флейтами. Музыкальный инструмент фуе принадлежит к семейству флейт, которые известны своим высоким звучанием. Их делают из бамбука. Эта флейта появилась из китайской свирели — «пайсяо«.
Самой известной флейтой из семейства фуе является сякухати, которая используется как музыкальный инструмент дзен буддийских монахов. По легенде, сякухати изобрел обычный крестьянин. Когда он перевозил бамбук, то услышал дивную мелодию, которая исходила из бамбука когда в него дул ветер.
Флейту фуэ, также как и сямисен, часто используют для аккомпанемента в театрах Банраку и Кабуки, и разного рода ансамблях. Отдельные из фуэ могут быть настроенными на западный лад, и таким образом становиться солирующими. Интересно, что ранее игра на фуэ была характерной только для японских бродячих монахов.
Суйкинкуцу
Еще одним инструментом, который представляет японскую культуру является суйкинкуцу. Он имеет форму перевернутого кувшина, сверху над которым течет вода. Попадая во внутрь через определенные отверстия она заставляет инструмент издавать звук, который очень похож на звон колокольчика. На этом инструменте играют перед чайной церемонией, а также используют в качестве атрибута традиционного японского сада.
Кстати говоря, чайная церемония для удобства может проходить именно в саду. Звук инструмента повергает человека в необъяснимое чувство релаксации, создает созерцательное настроение. Подобное состояние очень подходит для погружения в дзен, поскольку отдых в саду во время чайной церемонии является частью дзен традиций.
Тайко
Более понятным для нашего восприятия является инструмент тайко, что в переводе на русский обозначает «барабан». Тайко прославился в военном деле, кстати говоря, также, как и его аналоги в других странах. Как говорится, в хрониках Гундзи Есю девять по девять ударов обозначало призыв к бою, а в свою очередь девять по три означало, что врага необходимо преследовать.
Необходимо учитывать, что во время выступления барабанщика, обращают внимание на эстетичность предлагаемого им представления, поскольку важны не только мелодия и ритм исполнения, но и внешний вид инструмента на котором воспроизводится мелодия.
Жанры японской музыки
Народная музыка Японии прошла довольно долгий путь своего развития. У ее истоков были магические песни, позже на развитие и становление музыкального жанра повлияли конфуцианство и буддизм. Таким образом, японская музыка, так или иначе, связанна с обрядами, традиционными праздниками, представлениями театра и прочими действиями. Японская этническая музыка, слушать онлайн которую, в современном мире, можно в любое время суток и в любом месте стала важной частью культурного наследия страны.
Существуют два основных наиболее популярных вида национальной японской музыки.
Первый это сёмё, который представляет собой буддийские песнопения.
Второй — гагаку, который представляет собой оркестровую придворную музыку.
Но, также, существуют и такие жанры, которые не имеют древних корней. К ним принадлежат ясуги буси и энка.
Наиболее популярным жанром народных японских песен является ясуги буси, который назван в честь города Ясуги. Тематика жанра связанна с древней историей и мифо-поэтическими сказаниями. Но ясуги буси это не только песни, но и танец додзё сукуи, а также искусство жонглирования под музыку дзени дайко, в котором как музыкальный инструмент используются стебли бамбука, которые наполнены монетами.
Энка, как жанр, возник сравнительно недавно, в послевоенное время. В нем народные японские мотивы переплетаются с джазовой и блюзовой музыкой. Таким образом, японская музыка имеет свои национальные особенности, и, таким образом, отличается от других музыкальных жанров других стран. Так, существуют музыкальные инструменты, которые называют как поющие колодцы, которые вы не увидите нигде на земле, разве что на Тибете.
Японская музыка характеризуется постоянно меняющимся темпом и ритмом. Часто в ней отсутствует размер. Японская музыка приближена к звукам природы, что делает ее еще более загадочной и необычной.
Окарина в виде Тоторо японского мастера Такеичи Такаши
2016-01-15
Окарина – древнейший музыкальный духовой инструмент, родственный флейте. В коллекции японского мастера Такеичи Такаши – изготовленные им самим окарины в форме знаменитого персонажа студии Гибли - Тоторо.
…
Японские гитары IBANEZ – история, музыканты, видео
2015-12-19
Японские гитары Ibanez – одними из первых достигли высоких объемов продаж в США и Европе. Как звучат электрогитары Ibanez? Кто из мировых музыкантов играет на них? Какова история всемирно известного бренда?
…
Японская традиционная музыка. Древний период: Музыка из глубины веков
2014-06-19
Одна из важнейших составляющих японской культуры и японского мировоззрения – музыка.
Данной работой мы открываем цикл статей, посвященных уникальной традиционной музыкальной культуре древней и современной Японии.Японска …
Канон – голос легендарных Final Fantasy и Guin Saga
2014-05-14
Канон (カノン) – японская певица и композитор, известная своим совершенным чистым высоким голосом и выдающимся талантом автора музыкальных произведений. Она окончила Консерваторию в Квинсленде (Австралия), получив степень б …
Кто такие айдолы?
2014-05-07
Айдолы (от англ. «idol») – это феномен и часть современной японской культуры, сложное социо-культурное явление. Как понятие возникло еще в 70-х годах XX столетия. Сегодня определение «Айдору или Японский идол» (アイドル, от …
yumenohikari.ru
Как полюбить японскую традиционную музыку • Arzamas
Минимальные знания для того, чтобы научиться слушать классическую японскую музыку — гагаку
Японская традиционная музыка гагаку была заимствована в VIII веке у континентальных государств, прежде всего у Китая В настоящее время в самом Китае эта традиция практически отсутствует. — вместе с буддизмом и желанием японцев установить сложный императорский дворцовый церемониал, ни в чем не уступающий китайскому. Название «гагаку» — «совершенная музыка» (калька наименования китайской церемониальной музыки яюэ, что означает «изящная, элегантная музыка») — было ей присвоено не вполне обоснованно: китайская храмовая музыка была музыкой древних национальных культов и не имела отношения ни к буддизму, ни к собственным древним верованиям японцев.
Экспаты из Китая и отчасти из Кореи обеспечивали поначалу музыкальное сопровождение торжеств и обучали японцев игре на инструментах, заложив основу профессионального музыкального образования. Поскольку гагаку была для японцев совершенно новым явлением и по содержанию, и по типу мышления, заложенному в ней, для ее прививания в культуре оказался важен длительный этап правительственного насаждения и поддержки. Заимствованная извне, традиция со временем видоизменялась в соответствии с эстетическими пристрастиями японцев, а также потому, что механизм передачи традиции был изустным, от учителя к ученику.
Развитие гагаку продолжалось вплоть до ХII века, после которого уже существенных изменений в ней не происходило в силу исторических обстоятельств: самурайское сословие стало создавать новую культуру, отличную от утонченной, аристократической культуры предшествующих эпох. Пышная и изысканная музыка гагаку отодвигается на задний план, музыкальное искусство приобретает мужественные черты. Гагаку долгое время находилась в упадке — возрождение ее началось в 1868 году с началом эпохи Мэйдзи и реставрации императорской власти.
В настоящее время гагаку — это в числе прочего символ непрерывности императорской власти, важный для поддержания идеи монархии.
У каждой группы инструментов — своя функция: духовые ведут мелодию; барабаны — это ритм-секция; струнные задают ритмико-мелодические формулы, играя не постоянно, но в строго определенные моменты времени (например, обозначая ритмические ударения). В гагаку используются все три традиционных вида инструментов — ударные, струнные и духовые. В оркестре гагаку на первой линии находятся ударные: маленький гонг сёку, подвешенный в раме барабан цуридайко и маленький барабанчик в виде песочных часов какко. На второй — струнные: кото — щипковый инструмент и бива — четырехструнная грушевидная лютня, на которой играют плектром Плектр — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец. в виде листа дерева гинкго. На последней линии — духовые: поперечная флейта рютэки, губной орган сё и гобой хитирики с резким пронзительным звуком.
1. Ритм в гагаку уловить достаточно сложно. Он не отбивается регулярно ударными, с той частотой, к которой привык европейский слушатель.
2. В ней нет мажора и минора. В гагаку есть восемь различных ладов, но на европейский слух они все минорные.
3. В гагаку нет развития мелодии, нет четко выраженного финала. Музыканты прекращают играть по-одному; когда сыграно определенное количество квадратов (проведений мелодии) — звуковой поток как бы начинает истаивать.
4. В этой музыке нет эмоциональности, нет технических средств, которыми она обычно выражается — перепадов громкости, скорости, динамики.
5. В гагаку не стоит вопрос о гениальности исполнения — здесь нельзя выразить свои чувства и эмоции, свое видение произведения: музыка играется не для слушателя и не для себя, а для богов. Каждый звук здесь подчинен строгим правилам, его нельзя искажать собственными представлениями о нем или настроением. Лучшим считается музыкант, наиболее точно повторяющий своего учителя.
6. Нет слаженной, одновременной игры инструментов: музыканты оркестра принадлежат разным школам, то есть учились у разных учителей. Таким образом, музыканты играют не как собственно музыканты, а как представители учения своего сэнсэя. Поэтому договориться здесь очень сложно: никакой сэнсэй не может быть главнее другого, и музыканты в оркестре совпадают всегда примерно.
На что обращать внимание, слушая гагаку
1. Произведение гагаку имеет определенную длину, может исполняться быстрее или медленнее, но в целом длится около десяти минут.
2. Оно всегда начинается с небольшой интродукции или настроечной, начальной пьесы: концертмейстер каждой группы инструментов пробует свой инструмент, символически очищая пространство.
3. Каждый музыкальный сегмент появляется либо три раза, либо количество раз, кратное трем (три — сакральное число).
4. Музыку гагаку можно сравнить с беспрерывным потоком, к которому слушатель подключается на время.
5. Гагаку не относится ни к сакральной, ни к светской музыке — это музыка церемониальная. Ближайший, но не совсем точный аналог для подобной музыки в нашей культуре — гимн.
Музыка гагаку
Этэнраку. 1993 годИсполнитель — оркестр гагаку музыкального общества Университета Тэнри.
Этэнраку (в переводе — «музыка высокого неба») — основополагающая мелодия в гагаку. Ее играют с разными вариациями, на нее кладут стихи и танцы. Она исполняется чаще всего и известна практически всем. В наши дни этэнраку периодически играется на свадебных церемониях.
«Этэнраку»Исполнитель — Сугаи Эри.
Обработка мелодии этэнраку современной певицей и композитором Сугаи Эри.
Фантазия на тему этэнраку Тоги Хидэки — музыканта из знаменитой династии, играющей на хитирики и известной еще с XV века. Тоги Хидэки дает новую жизнь инструменту хитирики, играя на нем самую разную, в том числе современную музыку.
Мацудайра Ёрицунэ. Тема с вариациями для фортепиано с оркестром. 1951 год Исполнитель — Osaka Century Orchestra, дирижер — Итиро Нодайра.
Композитор Мацудайра Ёрицунэ написал гагаку для традиционных европейских инструментов симфонического оркестра.
«Nihonjin». 1973 год Исполнитель — Far Out.
Композиция «Nihonjin» («Японец») японской краут-рок-группы Far Out с одноименного альбома «Nihonjin». На шестнадцатой минуте можно различить тему, отсылающую к гагаку.
arzamas.academy
О японской музыке: некоторые музыкальные термины
В этой статье будет небольшой обзор того, о чем раньше не особо, возможно, упоминалось. А именно, о некоторых музыкальных терминах Японии.
Итак, попробуем. Что вы представляете, услышав словосочетание ЯПОНСКАЯ МУЗЫКА. Что-то японское народное и классическое, к примеру, исполнения на струнном щипковом инструменте сямисэн или на бамбуковой флейте сякухати? Несомненно, классическая японская музыка превосходна, однако в современной Японии достаточно много различных музыкальных стилей: рок, электро, панк, фолк, метал, регги, сальса, танго, кантри и хип-хоп. По объемам продаж музыкальный рынок Японии занимает второе место в мире, уступая лишь США. Недаром огромной популярностью среди японцев пользуются караоке-бары.
Классическая музыка Японии создавалась при непосредственном влиянии культур Китая, Индии, государств Корейского полуострова. Заимствовав многое из этих стран, и с течением времени придав собственный национальный колорит сформировалась традиционная музыка Японии, к которой, в первую очередь, относятся буддийские песнопения сёмё и придворная оркестровая музыка гагаку. Японская традиционная музыка близка к звукам природы, зачастую в ней слышется трель птиц, дуновение ветра, шум дождя.
Гагаку является древнейшим уникальным исполнительным искусством при императорском дворе Японии и включает в себя музыкальные и танцевальные стили различных стран Востока. Музыка гагаку подразделяется на инструментальную кангэн, танцевальную бугаку и вокальную утаимоно. Буддийские песнопения сёмё появились в Японии с приходом буддизма более 1000 лет назад, исполнялись буддийскими монахами и оказали огромное влияние на образ японской национальной музыки.
Современная музыка Японии не менее разнообразна и интересна и включает в себе все популярные музыкальные стили от рока, рэпа и т. д. до поп музыки. Для слушателя из России наиболее понятен и приятен для восприятия японский рок, в силу того, что остальная современная японская музыка довольно своебразна. Японский рок сложился из американского рока, который японцы переняли и переделали на на свой лад, в результате получился ни на что не похожий национальный рок. Японский рок отличается очень качественной музыкой и качественным подходом к исполнени музыкантов, в силу жесткой конкуренции в музыкальном мире в Японии. «В музыканте все должно быть прекрасно» – под таким девизом выходят на сцену японские рокеры. Поэтому и макияж, и временами сумасшедшие стрижки, накрашенные ногти или эффектные костюмы точно такие же атрибуты шоу, призванные развлечь зрителя.
Теперь же подробнее о традиционной японской музыке.
Музыкальный жанр Энка
Энка (яп. 演歌) — жанр японской песни, появившийся в послевоенный период Сёва (1926—1989), схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри и португальским Фаду. В настоящее время под энка подразумеваются традиционные песни романтического содержания.
Энка — заглавие этого обычного песенного жанра Японии можно перевести на российский язык как «песнь печали». В мировой музыкальной культуре воспевание печали типично и для южноамериканского блюза, и для французского шансона, и для российского романса.
У жанра энка достаточно туманная родословная, существует много различных версий его происхождения. Согласно одной из версий, прародителями энка были бродячие актеры. В собственных странствиях по Японии они демонстрировали моноспектакли, знакомя население с новенькими песнями.
Исполнители энка воспользовались всем богатством японского фольклора, заимствовав почти все из обычных синтоистских песен кагура, ритуально-обрядовых буддистских песен, театрального искусства Кабуки, Да и Кёгэн. Используя такую колоритную гамму, певцы печали подобно живописцам делали свои неподражаемые по форме и содержанию баллады. Индивидуальностью новейшего стиля было тонкое сочетание разных певческих приемов. Например, подчеркивая драматизм лирики, исполнители просто перескакивали с больших тонов на низкие либо, выделяя чувственность того либо другого куплета в пении, переходили от вокала к мелодекламации. Эти приемы выполнения потрясающе сочетались с элементами актерской игры, при всем этом любая песня подобно целому театральному спектаклю говорила слушателю о катастрофы людской жизни.
Сценический образ исполнителей был небогат колоритными одеждами, и традиционно певцы являлись перед слушателями в ординарном кимоно. Это, к слову, соответствовало стилю страдающего от безответной любви простолюдина. Сначало выполнение романсов сопровождалось аккомпанементом на разных народных музыкальных инструментах, таковых как сямисэн, кото, барабаны, флейты синобуэ и сякухати, но с течением времени музыкальную гамму выполнения дополнили разные европейские музыкальные инструменты.
До первой мировой войны романсы энка были только народными. Колоритные лучи шоу-бизнеса коснулись этого жанра лишь в 1914-м, когда композитор Симпэй Накаяма написал песню «Katyusha no uta» («Песня Катюши») для театральной постановки по мотивам «Воскресения» Л.Н. Толстого. В спектакле ее исполнила популярная драматическая актриса Сумако Мацуи (1888-1919). Песня была написана по канонам энка и сходу захватила широкую популярность, мелодию просто схватили по всей стране, и она стала одним из первых хитов звукозаписи. С большой популярности «Песни Катюши» начался постепенный процесс, разрушающий барьеры, отделявшие энка от японской эстрады.
Существенно позже, в 1921 году, С. Накаяма пишет другую, более известную песню «Sendo kouta» («Песня лодочника»). Романс был записан в классической европейской пентатонической нотной системе, став для композиторов будущих поколений моделью для сочинения романсов в стиле энка.
После окончания 2-ой мировой войны стране пришлось пережить сумрачные годы разрухи и бедности. Потому и песни печали были на устах почти всех японцев, а почти все пользующиеся популярностью звезды эстрады тех пор были исполнителями энка. Сделав шаги на эстраде, жанр начал занимать место в репертуарах звезд эстрады тех лет. Пластинки с записями энка становились хитами и занимали достойное место в фонотеке японцев.
Яркой звездой посреди исполнителей энка стала Хибари Мисора (1937-1989). Она также была великолепной эстрадной певицей и профессиональной киноактрисой. В 60-е годы на японскую эстраду оказывал воздействие заморский сосед, и выполнение энка стало в определенной степени противоборством южноамериканскому поветрию. Иными звездами энка были Харуми Мияко, Тиёко Симакура, Акэми Мисавара, Киёко Суйдзэндзи, Эйко Сэгава, Аки Ясиро, Сатико Кобаяси (фото www.sachiko.co.jp), Саюри Итикава, Ясими Тэндо, Рэйко Кано, Каори Кодзай и остальные. Посреди мужчин — исполнителей энка следует упомянуть Хасиро Касуга, Мития Михаси, Харуо Минами, Хидэо Мурата, Синити Мори, Сабуро Китадзима.
С уходом в прошлое сумрачных послевоенных лет и постепенным проникновением западной пользующейся популярностью музыки на японскую эстраду музыкальные критики все почаще писали о том, что у японцев стало меньше поводов для печали, а поэтому, мол, жанр энка стал себя изживать. Пессимистические прогнозы предсказывали ему скорую кончину, но в 70-е годы с ростом популярности караоке романсы вновь обрели популярность.
Подобно хоть какому музыкальному стилю энка меняется не лишь под воздействием моды, ее исполнители также заносят в нее свою авторскую трактовку и видение. Певица Акэми Мисавара числилась достаточно эксцентричной исполнительницей. У нее была маленькая стрижка, и она представляла кимоно классической одежкой исполнительницы энка. Она попробовала наполнить старый песенный жанр оптимистической энергией.
Скромность народного костюмчика исполнителей энка стала уступать веяниям шоу-бизнеса, обретать колоритные краски и тона. Так, выступления Киёси Хикавы, который выходил на сцену в ярчайшем костюмчике, больше пригодном для поп-звезды, чем для исполнителя грустных романсов, вызывали у одних почитателей энка бурю негодования, остальные же считали его новатором этого направления. Но посреди молодежи у Хикавы нашлось много поклонников. В 2006 году его творчество было удостоено Премии японской государственной звукозаписи.
Образ менестреля, поющего оду печали, завлекал и продолжает завлекать внимание японского кинематографа собственной живописностью, ведь энка — это не только лишь романс, это к тому же образ мысли и образ жизни, драматизм которой потрясающе воплощался на экране бессчетными звездами японского кино. В стремлении захватить внимание массовой аудитории к данной теме обращаются телевизионные каналы, снимая разные телесериалы и киноленты, где главными героями выступают певцы печали. Хитом телевидения 2007 года был комедийный сериал «Царица энка», в нем популярная японская кино- и театральная актриса Юки Амами с изрядной толикой юмора и артистизма показала парадоксы сценической и ежедневной жизни певицы.
Романсы энка как и раньше находят путь к сердечку слушателей различных поколений и пополняют армию собственных почитателей не только лишь в Японии, да и за ее пределами. В России в конце 60-х песни в выполнении Харуо Минами, Тиёко Симакура, Мития Михаси нередко звучали на радио и воспользовались большой популярностью у русских слушателей. Но никто из исполнителей энка никогда не выступал с концертами в России. Первой эту традицию нарушила Дзюнко Исихара. В 2007 году в рамках фестиваля японской культуры «Японская весна в Санкт-Петербурге» она выступила с сольным концертом перед русской публикой, и результатом фуррора ее выступления стало пополнение стана почитателей этого старого жанра. Этот фуррор в очередной раз показал, что в истории энка рано ставить точку, актуальная энергия этого старого искусства велика и сумеет пробиться через годы и столетия. К слову, за гастролями разных исполнителей следит афиша концертов MusicAfisha.ru. Можно быть в курсе кто, где, когда, и успеть посетить.
Японские музыкальные инструменты: кото
Кото — общее название различных длинных японских цитр. Конструкция кото такова. Толстая передняя доска-дека (186 см длиной и 48 см шириной) изготавливается из особо мягкой породы дерева (павлония). Задняя дека имеет два резонаторных отверстия. Тринадцать струн одинаковой толщины натянуты между двумя тонкими, низкими мостиками, установленными ближе к концам корпуса инструмента. Высота звучания каждой струны меняется при помощи передвижных колков-кобылок. Звук извлекается при помощи надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки «когтей» из слоновой кости.
Музыка для кото носит название сокёку по имени старейшей разновидности кото, входящей в состав оркестра гагаку (со или гаку-со). Инструменты этого типа известны с давнейших времен, о чем говорят, в частности, глиняные фигурки музыкантов, датируемые III в до н.э., а также упоминание о «Говорящем Небесном Кото» в «Кодзики»). Тип длинной цитры занимает особое место в дальневосточных музыкальных культурах, являясь важнейшим репрезентантом высокой классической музыкальной традиции. Такое положение является уникальным именно для Дальнего Востока, поскольку ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. По-видимому, это обусловлено соответствием природы музыкального мышления, базирующемся на 5-ступенном структурном архетипе, в его различных проявлениях, природе и техническим возможностям длинных цитр.
Когда партии кото стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел упоминаемый ниже инструментальный стиль тэгото-моно. Особой популярностью пользовались ансамбли, состоящие из кото и сямисэна или двух кото. Первый раздел партии кото в этом стиле назывался хон-тэ, второй, в котором чаще всего использовалась более сложная и изысканная мелодическая линия — каэ-дэ. Если к композиции для двух кото добавляется третий раздел, то для него характерен прием бурдонирущего или остинатного звучания. С конца периода Эдо вертикальная бамбуковая флейта сякухати стала третьим инструментом, добавляемым к ансамблю кото и сямисэна. Этот стиль камерной инструментальной музыки назвали санкёку (дословно — «композиция трех»), что в этом случае означало звучание трех инструментов.
Музыка гагаку принадлежит к одной из самых сложно организованных музыкальных систем в мировой культуре, и именно она имела основополагающее значение для развития японской музыки и, в частности, для традиции игры на кото.
Японские музыкальные инструменты: сякухати
Сякухати это продольная флейта из бамбука, которая, по мнению некоторых исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте (там флейта называлась «саби»), оттуда саби через Ближний Восток и Индию попала в Китай и стала называться «чи-ба», а уж из Китая этот музыкальный инструмент добрался и до берегов Японии.
Как правило, длина сякухати равняется 54,5 см, ширина обычно равняется 4,5 см и первоначально инструмент имел 6 отверстий – 5 в передней части и 1 – в задней. Современный вид и 5 отверстий флейта приобрела несколько позднее, для чего примером стала китайская продольная флейта сяо.
Существуют следующие разновидности сякухати:
1. гагаку сякухати использовалась в составе оркестра гагаку и является одной из наиболее ранних разновидностей, пришла в Японию из Китая. Этот вид сякухати имеет 6 игровых отверстий. В императорской сокровищнице в Наре до сих пор хранится несколько замечательно сохранившихся образцов.
2. тэмпуку отличается от классической сякухати несколько иной формой отверстия для рта и получила распространение на территории современной префектуры Кагосима в XII-XV вв. Этот вид сякухати изготовляется из тонкого и длинного отрезка бамбука и имеет 5 игровых отверстий.
3. хитоёгири вырезается из одного колена бамбука и также имеет 5 игровых отверстий. Со второй половины XVII в. хитоёгири постепенно выходила из употребления и до нашего времени исполнение на этом виде музыкального инструмента не сохранилось.
4. фукэ сякухати тоже имеет 5 отверстий для игры и отдельно выделяется тяжёлым и широким концом, который образуется корнем бамбука. В течение периода Эдо фукэ сякухати находилась в исключительном ведении монахов секты Фукэ, поэтому очень часто этот вид флейты называется комусо сякухати.
5. отдельно можно выделить нестандартные сякухати – с 7 и 9 отверстиями для игры, а также гибрид восточной и западной флейты – флейту с ротовым отверстием сякухати и клапанным механизмом флейты с Запада.
Изготовление сякухати
Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука определённого сорта (Phyllostachys bambusoides) и все операции до сих пор выполняются вручную и согласно всем существующим в этой области традициями. Сначала выбирается бамбук и выкапывается из земли вместе с корешками – необязательно выкапывать корни на всю длину, достаточно нескольких сантиметров.
Разумеется, отобранный бамбук должен отвечать определённым критериям, поэтому зачастую поиск подходящего ствола весьма затягивается. Плюс ко всему, в 1965 г. было отмечено, что численность сорта бамбука, подходящего для изготовления сякухати, значительно сократилась – жизненные циклы ряда рощ подошли к концу. В связи с этим многие исполнители были вынуждены обратиться к поставщикам бамбука, что привело к снижению качества материала.
После того, как ствол выкопан, его нужно прогреть на слабом огне, при этом выделяются натуральные масла и ствол меняет свой цвет с зелёного на светло-коричневый. После этой процедуры бамбук высушивают в течение недели под прямыми лучами солнца, а затем оставляют в тёмном месте на срок от трёх до шести лет. Высушивают бамбук как правило зимой, когда солнечный свет не такой интенсивный.
Затем отрезается корневая часть нужной длины, снова прогревается и разрезается на две части – внутри удаляются перегородки, зачищается внутренняя часть заготовки, плюс высверливаются отверстия для игры. Из оставшегося отрезка бамбука вырезается соединительная муфта, а из рога вытачивается рассекатель воздуха (утагути). Изнутри канал покрывается смесью из лака уруси и мелкого-мелкого песка тоноко, после чего стенки канала покрываются несколькими слоями лака.
Музыка кабуки
Театр кабуки возник в XVII веке, и в представление входили танцы, которые потом выделились в отдельный жанр сценического искусства нихонбуё. Музыка кабуки включает 4 основных жанра музыки для сямисэна: гидаю, произошедшее из сказового жанра дзёрури, токивадзу и киёмото, – другие стили дзёрури, нагаута – лирические песни, исполняются в танцевальной части, кагэ-баяси – музыка, исполняемая вне сцены ансамблем для нагаута и многими ударными инструментами. Музыканты, не входящие в кагэбаяси, располагаются на сцене и относятся к дэбаяси (музыка на сцене) Также присутствует ансамбль хаяси из трех барабанов и одной флейты. На сцене располагается ансамбль для нагаута, перед ним – ансамбль хаяси, а перед ним происходят танцы. Сказители располагаются на возвышенной платформе слева, а музыканты киёмото и токивадзу – дополнительных платформах по обеим сторонам сцены. В специальном помещении, загороженном от зрителя, находится ансамбль кагэ-баяси, где особенно много ударных (трещотки, гонги, колокольчики) и духовых инструментов. Этот ансамбль исполняет звуки падения дождя, снега и создает другие необходимые звуковые эффекты. Также деревянные трещотки, оповещают о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля.
Музыка бунраку
Театр бунраку (кукольный театр) также возник на основе популярных представлений и достиг расцвета в период Эдо. Представления сопровождаются речитативами дзёрури и аккомпанементом сямисэна. Сказители таю и музыканты располагаются на специальном помосте, отходящем от правой (со стороны зрителя) части сцены. Во время спектакля говорит или поет только сказитель, он отвечает за все роли и за основной текст. Сказитель исполняет свою партию в трех стилях: речь (котоба), сказ (дзиай) и пение (фуси). Эти стили чередуются, обычно диалоги исполняются в котоба, повествование ведется сказом, а особенно эмоциональные моменты выделяются пением. Рассказчик может выступать как один, так и в группе, повествование ведется и одним сказителем, и хором. Сямисэн вступает во время сказа или пения, а также в паузах. Существуют особенные обозначения героев определенными мелодиями, поэтому по проигрышу сямисэна можно понять, какая кукла сейчас войдет и какой у нее характер. Звуки сямисэна передают эмоции героев, подчеркивают характер происходящих событий, выделяют определенные кульминационные моменты.
Впервые значительную эволюцию в своей истории японская музыка претерпела в период Хэйан (794–1185). По мере того как музыка, которая пользовалась популярностью среди простых людей, все более усложнялась, усваивались и модифицировались все виды музыки предшествующих двух столетий из различных стран Азии, явственно приобретая японские характерные черты. Гагаку стала той музыкой, которая исполнялась главным образом при дворе перед аристократией и высшим сословием.
Гагаку подразделяется на три категории: оригинальная иностранная музыка, чисто японская музыка и музыка, сочиненная в Японии с использованием веяний других стран. Характерный жанр гагаку уходит своими корнями в Китай, Корею и другие страны, расположенные в Юго-Восточной или Южной Азии, и подразделяется на два типа, а именно: тогаку, или музыку китайского происхождения, и комагаку, или музыку корейского происхождения. Это оркестровая музыка без какой-либо вокальной партии. Музыка, сопровождаемая танцем, называется бугаку.
Чисто японская музыка, называемая кокуфу-кабу, или японский песенный танец, является вокальной музыкой, исполняемой под аккомпанемент инструментов. Она основана на весьма древней музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний. Последняя категория включает в себя саибара, ведущую свое происхождение от народных песен, и роэи, используемую как сопровождение при декламации китайских поэм.
Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник, инструментов флажолетного типа, флейт, барабанов и цитры. Аранжировка этих инструментов различается в зависимости от жанра музыки.
В дополнение к гагаку в период Хэйан сформировался другой важный музыкальный стиль — сёмё. Он представляет собой вокальную музыку, использовавшуюся в ходе буддистских служб, которая стала весьма значительным источником японской вокальной музыки, развившейся позже.
В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдался неуклонный рост народного театрального искусства, произраставшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в связи с посадкой риса. К концу ХIV в. получила развитие художественная драма но со своей собственной музыкой, носящей название хогаку, и танцем, известным как симаи. Но — это высокостилизованная символическая драма, которая обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли.
В хогаку имеется два элемента: вокальный и инструментальный. Вокальная часть, носящая название утаи, исполняется обоими актерами и хором из восьми певцов и повествует о каком-либо событии. Эта вокальная часть, которая происходит от сёмё (буддистского сказа), включает в себя песнопение и речь, стилизованные под определенный образец интонации. Пение не всегда сопровождается исполнением на музыкальных инструментах. Инструментальная часть, известная как хаяси, состоит из бамбуковой флейты и трех барабанов.
Хогаку пользовалась покровительством высшего военного сословия. После Реставрации Мэйдзи, когда старая иерархия была отброшена, были сделаны попытки завоевать поддержку и среди широкой публики.
Период Адзути-Момояма (1568–1600) важен с точки зрения исторического развития нескольких инструментов. Примитивная флейта претерпела модификацию, превратившись в художественную сякухати, в то время как старая дворцовая цитра стала более звучной кото. Сямисэн (трехструнная гитара типа балалайки) также приобрел свой нынешний вид. Все три инструмента различными путями стали крайне популярными в эпоху Эдо (1600–1868).
Сякухати первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов. Хотя сякухати превратилась в чисто музыкальный инструмент, исполнение на котором ведется музыкантами, сольные номера с сильным религиозным значением до сих пор считаются наиболее важными из музыки, исполняемой на сякухати. Началось также использование ее вместе с сямисэном и кото для чисто музыкального исполнения без выделения религиозной подоплеки.
Сямисэн используется как аккомпанемент в двух типах вокальной музыки — мелодичном пении и сказительном пении. Первый тип имеет два отличных друг от друга направления — дзиута и нагаута. Дзиута давала удовольствие как чистая музыка, музыка сама по себе. Нагаута сформировалась как аккомпанемент для танца в традиционных драмах Кабуки.
Сказительное пение также имеет несколько музыкальных стилей, таких как гидаю-буси, киёмото, токивадзу и синнай. Гидаю-буси используется главным образом в кукольном театре Бунраку в качестве повествовательной его части. Киёмото и токивадзу часто используются в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки. Но они также исполняются и как отдельная музыка, как это делается в случае с синнай.
Во времена эпохи Эдо сямисэн стал любимым инструментом для развлечений как в небольших районах, так и в крупных городах.
Сякухати, кото и сямисэн часто сводятся в трио для исполнения чисто музыкальных произведений.
Огромное число народных песен существует в различных районах Японии. Большинство этих песен первоначально ассоциировалось с религиозными событиями или ежедневным трудом, таким как обработка земли, рыболовство, работа в горах, извоз. Впоследствии, поскольку стиль жизни, который генерировал такие песни, резко изменился, они утратили свою связь с первоначальными функциями и теперь в основном исполняются либо как произведения фольклорного искусства, либо на досуге, для развлечения. К тому же и региональная принадлежность каждой песни была почти утрачена вследствие развития средств массовой информации. Подавляющее большинство народных песен, поющихся сегодня, было сложено в эпоху Эдо и период после нее. Хотя происхождение народных песен, по существу, анонимно, в двадцатых годах ХХ столетия некоторые одаренные поэты и композиторы, заинтересовавшись фольклорным искусством, создали ряд произведений в традиционном стиле. Существует два основных музыкальных стиля народных песен — один со свободным ритмом и другой с десятичным ритмом. Первый тип песен исполняется одним певцом, иногда под аккомпанемент сякухати. Другой тип теперь часто сопровождается барабанами или сямисэном. Народные песни пользуются популярностью главным образом среди старших поколений.
Японская популярная музыка, естественно, пользуется поддержкой наибольшего числа горячих поклонников, но есть и любители американского джаза и поп-музыки, французских песенок, латинской музыки из Южной Америки, серенад Италии… В последнее время рок, соул и народная музыка из США завоевали широкую популярность, в особенности среди более молодых поколений.
Песни, ставшие хитами в Европе и США, почти мгновенно получают распространение и в Японии, а записи их оперативно поступают в продажу. Широкий спектр иностранных исполнителей постоянно и очень успешно гастролирует в Японии. Их песни затем иногда исполняют и японские популярные певцы — либо на языке оригинала, либо в переводе на японский.
Музыкой, которая пользуется самой широкой поддержкой со стороны публики вообще, является японская оригинальная популярная музыка, прозванная каёкёку. Людям нравится не только слушать песни каёкёку на концертах в живом исполнении, по радио и телевидению, но также и петь их под записанный оркестровый аккомпанемент в барах или дома. Основные стили каёкёку появились в 10–20-е гг. ХХ столетия. Они проистекали из музыкальных стилей тех песен, которые обычно сочинялись для целей школьного образования. Гаммы, используемые в школьной музыке и каё-кёку, представляют собой смесь западной и японской гаммы. Мелодии, основанные на пятитональных гаммах, часто характеризуются трелями и фиоритурами, которые обычно встречаются в традиционных народных песнях более раннего времени. Сохраняя такого рода базовый стиль в качестве главного элемента каёкёку, ее форма в то же время была в значительной мере расширена под влиянием западных популярных песен. В подборках нового стиля мелодии становятся более сложными, а ритм более четко выраженным путем громко отбиваемого такта.
В шестидесятых годах английская рок-группа «Битлз» и американские певцы стиля кантри, такие как «Питер, Пол и Мэри», «Четверо Братьев», Джоан Баэз, оказали огромное влияние на молодежь тех дней. Молодое поколение начало сочинять свои собственные мелодии и лирику и само их исполнять. Было образовано немало самодеятельных групп, различные оркестры, выступавшие в стилях рок и народная песня, начали проводить концерты во всех концах Японии, не только завоевывая множество последователей, но в равной мере и рафинируя свою собственную музыку, а в конечном счете обретая возможность привлекать широкие слои почитателей. Произведения, сочиненные теми, кто шел следом за поколением «Битлз», в музыкальном отношении являются более вестернизированными, чем когда бы то ни было раньше.
Японские детские песни могут быть подразделены на традиционные и современные. Имеются различные типы традиционных песен для детей в Японии, включая колыбельные, сценические песни, праздничные песни. С давних времен в песнях для маленьких детей поется о том, как прыгают через веревочку, запускают воздушного змея, баюкают кошку, играют в волан, в прятки.
В ходе движения за новые детские песни, которое началось в конце первой мировой войны, появилось множество песен, отражающих радости дней детства. Знаменитые писатели и поэты сочиняли в тот период большое число великолепных песен. Писательские воспоминания о собственном детстве были излюбленными темами этих современных детских песен. Сегодня поэты и композиторы создают для детей такие песни, в которых больше внимания уделяется чувствам и устремлениям самих детей.
Реставрация Мэйдзи (1868) вывела Японию из феодальной изоляции и открыла новую эру в музыкальном искусстве страны.
В те дни западная музыка внедрялась интенсивным образом, в особенности в общественное образование, выступая как часть согласованных усилий, направленных на то, чтобы модернизировать страну. Для того чтобы поощрять музыкальное образование, в 1880 г. был основан Институт по музыкальному исследованию, а также изданы первые учебники по музыке, соединяющие западный музыкальный стиль с японским. Инструментальная музыка Запада распространялась в те годы посредством концертов, устраивавшихся военными оркестрами армии и флота, которые организовывались благодаря сотрудничеству с такими иностранными государствами, как Великобритания, Франция и Германия. Собственно и сейчас часто идет прозападно оформленная музыкальная кампания и ее реклама на радио стоимость которой окупает насаждение музыки Запада на остов японской культуры и в результате синтеза музыкальных направлений получается весьма специфический и оригинальный продукт современной японской эстрады.
Что касается подготовки профессиональных музыкантов, то в 1887 г. была основана Токийская музыкальная школа (которая в 1949 г. превратилась в музыкальный отдел Токийского национального университета изящных искусств и музыки), за чем последовало открытие частных музыкальных школ, предшественниц нынешних частных музыкальных институтов, в таких основных городах, как Токио и Осака. Профессиональное музыкальное образование уходит своими корнями в широко распространенное домашнее музыкальное обучение детей, и существует множество частных курсов, больших и малых, для оказания помощи такого рода домашнему обучению. Наиболее заметными среди них являются Исследовательский институт воспитания таланта Судзуки Синъити и Музыкальный класс Тохо.
Сегодня в Японии на вершине всех музыкальных концертных групп находится симфонический оркестр Эн-ЭйЧ-Кэй в Токио (Японская радиовещательная корпорация). В Токио и других крупных городах насчитывается достаточно большое число профессиональных оркестров, немало также и любительских.
Существует множество концертных коллективов, исполняющих камерную музыку, у которых имеется большое число последователей. Участие в хоровых выступлениях и духовых оркестрах также весьма популярно. Подсчитано, что несколько сотен тысяч человек самых разных возрастов занимаются пением в качестве участников хора в начальных средних школах и университетах, а также в других самодеятельных хоровых коллективах.
В Японии имеются и любители оперы, однако постановка оперы является нелегким делом, поскольку японские театры, как правило, не имеют подходящих условий для такого рода мероприятий.
Что же касается сочинения музыки в западном стиле, то в японском музыкальном мире в этой области активно действуют многие композиторы, включая такие всемирно известные имена, как Такэмицу Тору.
Международное признание получили и некоторые японские дирижеры, например Одзава Сэйдзи, нынешний музыкальный директор Филармонии Бостона в Соединенных Штатах, и Вакасуги Хироси, дирижировавший многими европейскими оркестрами, а также Иваки Хироюки и Акияма Кадзуёси. Не менее известны за пределами Японии пианисты Сонода Такахиро и Утида Мицуко, скрипачи Это Тосия и Усиода Масуко, вокалист Адзума Ацуко.
> Галерея красивых фотографий • ЛЮДИ В КИМОНО
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
Музыка древней Японии - реферат
Указатель категорий › Культурология › Музыка древней Японии
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался
Описание.
Презентация
Выдержка из работы.
Выполнил
студент 18 группы
Дудкевич
Виктор
Музыка
древней Японии
История
развития японской музыки отчётливо
делится на несколько этапов, соответствующих
важным периодам экономического и культурного
развития Японии. В ходе археологических
раскопок на Японских островах были обнаружены
окарина и каменный свисток. Эти
инструменты датируются периодом Дзёмон.
Не исключается и применение в качестве
ударных инструментов керамических сосудов.
Общество того времени характеризуется
как общество рыболовов, собирателей и
охотников, в духовной жизни которых господствовала
магия. Музыка, естественно, являясь частью
магических ритуалов.
История
В 710
году при дворе японского императора
образуется специальная служба, ведающая
вопросами дворцового церемониала
и сопровождающей его музыки, - гагакурё.
Одной из функций гагакурё было приобщение
феодальной аристократии к музыкальной
культуре континента и в первую очередь
к дворцовым традициям средневековых
государств.
Почти
всё многообразие музыки императорского
двора с наступлением новейшего времени
было объединено термином гагаку. В настоящее
время обучение традициям гагаку, как
одному из видов национально музыкальной
классики, ведётся в Токийском университете
искусств и Государственной консерватории,
существуют общества любителей гагаку.
Гагакурё
Городская
культура
В городской
культуре наряду с дворцовой музыкой
популярностью у различных слоёв
населения пользовались песенки
на современный лад, исполнявшиеся
профессиональными певцами и
танцорами, развлекательные сценки,
представления дэнгаку, тесно связанные
с земледельческими обрядами.
Традиционная
музыка
Традиционная
японская музыка - музыка Японии исполняемая
на традиционных японских музыкальных
инструмантах среди которых бамбуковая
флейта сякухати, японская цитра, сямисен
и т.д.
1.
Кото – японская арфа – завезена
в Японию из Китая около одной тысячи лет
назад; игра на ней считается обязательным
атрибутом аристократически образованного
человека; сегодня кото органично вписывается
в современную японскую музыку и используется
в двух вариантах в зависимости от размера:
- длиной 1 м. (7 струн) для сольного исполнения;
- длиной до 2 м. (от 13 струн) для оркестрового
исполнения.
2. Сякухати – японская флейта
из бамбука – также начинает свою историю
в Китае; ее длина – чуть больше 50 см; позиционируется
как народный инструмент, поскольку проста
и недорога в исполнении; использовалась
дзэнскими монахами во время медитаций.
3. Сямисэн – японский аналог лютни
– трехструнный инструмент, история которого
насчитывает лишь пять столетий; игра
на сямисэне – показатель глубины образования
гейши, а также обязательный аксессуар
и участник японских театральных представлений.
4. Суйкинкуцу – перевернутый кувшин,
зарытый в землю, над которым течет вода,
а попадая внутрь через отверстия, она
издает звук, похожий на колокольчик. Наиболее
красивый звук получается при использовании
керамических кувшинов, но в настоящее
время все чаще применяют металлические.
Суйкинкуцу – частый атрибут японского
сада и даже используется для создания
необходимого настроения перед проведением
чайной церемонии.
Традиционные
музыкальные инструменты
Эстетические
характеристики
Японская
музыка приближена к звукам природы
и часто передает дуновение ветра,
шум дождя, течение реки. Это стремление
слиться с природой, передать ее
звуки в их истинном звучании без
искажения отдаляют музыку от человеческой
мысли, она не становится выражением
идеи, где господствует воля композитора,
а преклоняется перед природой и
становится ее частью, растворяется в
ней.
Сущность
японской музыки, как и всей японской культуры,
можно выразить через понятие ва-кэй-сэй-дзяку
(????), то есть четыре принципа: «гармония»,
«уважение», «чистота» и «тишина» или
«простота».
Основные
жанры
Большинство
классификаций японской традиционной
музыки выделяет следующие жанры:
Религиозная
музыка – буддийская музыка, синтоистская
музыка Музыка театра – Но, Кабуки, Бунраку Гагаку – бунгаку, кангэн, утаимоно Песни с аккомпанементом
музыкальных инструментов
– бива, кото, сямисэн, сякухати Народные песни
– рабочие, праздничные, торжественные,
детские
Заключение
В современной
Японии самыми значительными из таких
событий являются Дайдзёсай, т. е. церемония
по случаю восшествия на престол нового
императора, и Найсидокоро микагура, названная
так по месту императорского дворца, где
она проводилась в прежние времена, а с
конца XI в. стала ежегодным представлением.
Дайдзёсай раньше проводилась в 11 лунном
месяце, а Найсидокоро микагура — в 12 лунном
месяце (сейчас они проводятся соответственно
в ноябре и декабре).