8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации. Достижения древнего запада
8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации. Средневековая цивилизация Запада
Похожие главы из других работ:
"Рыночный социализм" и особенности современной модернизации КНР
3. Достижения и проблемы экономических преобразований
В условиях бурного роста производства, который "архитекторы" китайских реформ стремились соединить с рывком в технической модернизации хозяйства, важную роль сыграл поток иностранных инвестиций и технологий...
Анализ социалистической перестройки
2. Замыслы и достижения
Следуя оценкам, высказываемым в СМИ по-российски демократического толка, мы всегда натыкаемся на констатацию того, что перестройка свершилась. Что существует список безусловных побед, то есть достигнутых по замыслу перестройки целей...
Вклад В.В. Бартольда в изучение древних тюрков
1.1 Исторические источники о тюрках Средней Азии и Туркестана в западноевропейской исторической науке
К началу 19 века в русской и западноевропейской истории о тюркских народах многие вопросы остаются недостаточно выясненными. Это объясняется тем, что изучение истории тюрок по первоисточникам требует таких знаний...
Город Рим периода империи (I-V вв. н.э.)
Достижения в строительстве Рима III - IV вв. н.э.
Идеал всесторонне развитой личности, воспринятый римлянами от греков, был воплощен в строительстве грандиозных терм. Самые большие термы для своего времени построил император Каракалла в 212-217 гг. Термы строили еще греки в эллинистическую эпоху...
Достижения арабских ученых
Достижения арабских ученых
IX-XII вв. - расцвет науки в арабоязычных странах. Багдад, ставший столицей халифата, превратился в крупный научный центр. Здесь трудилась большая группа ученых, переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона, Аристотеля...
Древнекитайская цивилизация
4. Научно-культурные достижения китайского народа.
Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э...
Жизненный путь и деятельность Л.Д. Троцкого
Главные достижения Троцкого в политической деятельности
Троцкий Лев Давидович являлся основателем троцкизма - враждебного ленинизму течения в рабочем движении. Первоначально троцкизм возник как леворадикальный оттенок меньшевизма и российская разновидность центризма...
Западная цивилизация
2. Основные этапы становления цивилизации
...
Коллективизация сельского хозяйства
Методы достижения цели.
Задачам и способам социалистического преобразования мелкокрестьянского сельского хозяйства было уделено много внимания на VIII съезде РКП (б), который состоялся в марте 1919 года...
Наука и техника эпохи Просвещения
2. Достижения деятелей науки в эпоху Просвещения
В 18 в. исторический процесс перехода от феодализма к капитализму развивается с нарастающей силой. В первой половине столетия во Франции шла напряженная борьба "третьего сословия" против дворянства и духовенства...
Научно-технические достижения СССР в 50-60-е гг.
2. Достижения в различных научных областях
...
Научно-технические достижения СССР в 50-60-е гг.
2.1 Достижения в области космоса
На протяжении шестидесятых годов, несмотря на сохранение внутренних проблем и международной напряженности, и Советский Союз, и Соединенные Штаты энергично продолжали развивать программы освоения космического пространства...
Русская культура в первой половине ХIX века
2. Научные достижения
В первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). В XIX -- начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии...
Средневековая цивилизация Запада
4. Становление института западноевропейской средневековой демократии
Наиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия в ряде ее разновидностей: империя, королевство, княжество, герцогство и т.д...
Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени...
hist.bobrodobro.ru
23. Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития
Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э.. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
- раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;
- классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;
- позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.
studfiles.net
8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизацииявляется то, что она в своем становлении и развитии впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала античное наследие,цивилизациюварварского мира и христианство. ТеологФома Аквинский, соединяющий учениеАристотеляс христианской догматикой, был столь же естественен для этого времени, как Песнь оНибелунгах, построенная на древнегерманских легендах, рядом с Песней о Ролланде, рассказывающей о походеКарла Великогов Испанию. Обе Песни стали неотъемлемой частью культуры Средневековья. Христианство в этом сплаве выступало той основой мировосприятия, которое пронизывало все стороны жизни человека, утверждало примат духовного начала. В лице христианства идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором развитияцивилизации.
Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу вареалцивилизационного развития, включило в орбиту мировыхцивилизацийнародыБарбарикума. Подсчитано, что около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов, ставших позже столицами государств, важнейшими промышленными и культурными центрами, именно в средние века были основаны (Бремен, Гамбург, Магдебург, Кембридж, Оксфорд и др.) или превращены в города из поселений (Венеция,Генуя, Марсель,Тулуза, Париж, Страсбург, Кёльн, Вена, Будапешт и др.). Самым крупным западноевропейским средневековым городом был Париж, в котором к XV в. проживало 250-280 тыс. жителей. Средневековая Европа демонстрирует новые примеры межцивилизационного взаимодействия, когда, помимо войн, захватов, грабежей, прослеживается обмен культурными и духовными ценностями.Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые умусульман, они везли знания о достиженияхарабскоймедицины, математики, естествознания, они возвращали в Европу ту часть античного наследия, которая была утеряна на Западе, но сохранилась на Востоке.
Средневековье стало временем, когда в сложном переплетении экономических, политических и этнических процессов в Европе начинают формироваться нации, национальныегосударства, национальные языки и национальная культура. По сути политическая карта современной Западной Европы стала формироваться уже тогда, как и названия многих современных европейских государств. Западноевропейская средневековаяцивилизация заложила основы более поздней государственностипарламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великаяхартиявольностей.
Средневековая цивилизацияЗапада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародиласьнациональная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась нацерковную, культуру феодальной знати (рыцарскую культуру), городскую, крестьянскую и т.д. И в то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого для ряда самостоятельных государств духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.
Развитие цивилизациишло непростым путем. В период ее становления наблюдается полный упадок культурной жизни. Однако уже в VIII в. начался культурный подъем воФранкскомгосударствеприКарле Великом, так называемое Каролингское возрождение, центром которого стал Аахен. ЭпохаРазвитого средневековьявремя развития светской, городской культуры, возрождения наук и искусства. Важный рубеж в интеллектуальной жизни - появлениесхоластики (от греч. схола - школа), метода познания, основанного на логике. Даже путь постижения Бога схоласты видели не в мистическом откровении, а в логике, рассуждении. Разум стал инструментом постижения истины. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья. В 1450 г.Иоганн Гутенбергв Майнце (Германия) издал первую полнообъемную печатную книгуБиблию.
Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию, грамматику, риторикуи музыку. Старейшими из них были Болонский университет (Италия), основанный в конце XI в., и Сорбонна в Париже (XII в), однако к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов. Складывается трехуровневая система обучения бакалавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора (доктор права) было присвоено на юридическом факультете Болонского университета в XII веке.
Помимо многочисленных теологическихтрактатов и трудов религиозного содержания (Жития святых и др.) Западноевропейское средневековье оставило нам замечательные образцы светского искусства. Ванналымировой культуры вошел героический эпос тех времен Песнь о Ролланде, Песнь оНибелунгах, Песнь о Сиде, лирическая легенда о Тристане и Изольде, записанная в XII в. Кретьеном де Труа, легенды о королеАртуре, Роман о Розе и др. В них авторы не только восхваляли мужество и добродетели героев, их верность долгу, но обращались к миру человеческих чувств. Великолепные образцы любовной лирики дала поэзиявагантов и трубадуров, воспевающих любовь к Прекрасной даме. Но их же произведения полны порой едкой насмешки над человеческой жадностью, глупостью, чванством, отрицанием таких христианских добродетелей как смирение, послушание, аскетизм. И, может быть, связующим звеном между ними и поэтами Возрождения стало творчество великого французского поэта XV в.Франсуа Вийона, Большое завещание и Малое завещание которого вошли в сокровищницу мировой литературы.
Своеобразное отражение развитие духовных начал в человеке нашло в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскуюбазилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. В этом стиле построены соборы в Сантьяго-де-Компостелла (Испания), Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия) и других городах, рядрыцарскихзамков и монастырей. Сменивший егоготический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь (собор Парижской Богоматери во Франции, Миланский собор в Италии, Вестминстерскоеаббатствов Англии, Венсенский замок в Париже, ратуша в Брусселе и др.).
Особый вклад в развитие Западноевропейской средневековой цивилизациивнесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. Горожане были носителями этических представлений и норм, отличавшихся как от аскетической религиозной морали, так и отрыцарскойкультуры. С возникновением университетов в города переносится центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не толькорыцарейи духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. Одна из вершин средневековой городской культуры весьма популярный в те времена Роман о Лисе, где в образах животных (Лис горожанин, Волкрыцарь, Медведьфеодал, Осел священник) представлена весьма едкая сатира на людские пороки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла. Средневековый город стал родиной театра, дух которого впитал в себя городские праздники, карнавалы, городской фольклор. И те забавные фарсы, и реалистические сценки, которые разыгрывались на городских площадях, были далеки от прообраза театра религиозныхмистерий.
Ученые спорят до сих пор, когда кончается Западноевропейская средневековая цивилизация, и когда начинаетсяцивилизацияПрединдустриальная. Наверное, это один из самых сложных вопросов в историицивилизаций. Какую бы временную грань мы не избрали, нельзя не видеть, что при всей противоречивости, при всем трагизме Средневековья, первые ростки Нового времени мы можем рассмотреть и в Каролингском возрождении, и в поэзии вагантов, и в попытках средневековых схоластов испробовать силу разума для постижения не только мира Божьего, но самого Бога.
studfiles.net
Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
Количество просмотров публикации Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации - 449
Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизации является то, что она в своем становлении и развитии впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала античное наследие, цивилизацию варварского мира и христианство. Теолог Фома Аквинский, соединяющий учение Аристотеля с христианской догматикой, был столь же естественен для этого времени, как Песнь о Нибелунгах, построенная на древнегерманских легендах, рядом с Песней о Ролланде, рассказывающей о походе Карла Великого в Испанию. Обе Песни стали неотъемлемой частью культуры Средневековья. Христианство в данном сплаве выступало той основой мировосприятия, которое пронизывало все стороны жизни человека, утверждало примат духовного начала. В лице христианства идеология в её религиозной форме впервые стала доминирующим фактором развития цивилизации.
Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу в ареал цивилизационного развития, включило в орбиту мировых цивилизаций народы Барбарикума. Подсчитано, что около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено ещё средневековыми крестьянами. Значительная часть городов, ставших позже столицами государств, важнейшими промышленными и культурными центрами, именно в средние века были основаны (Бремен, Гамбург, Магдебург, Кембридж, Оксфорд и др.) или превращены в города из поселений (Венеция, Генуя, Марсель, Тулуза, Париж, Страсбург, Кёльн, Вена, Будапешт и др.). Самым крупным западноевропейским средневековым городом был Париж, в котором к XV в. проживало 250-280 тыс. жителей. Средневековая Европа демонстрирует новые примеры межцивилизационного взаимодействия, когда, помимо войн, захватов, грабежей, прослеживается обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, они везли знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания, они возвращали в Европу ту часть античного наследия, которая была утеряна на Западе, но сохранилась на Востоке.
Средневековье стало временем, когда в сложном переплетении экономических, политических и этнических процессов в Европе начинают формироваться нации, национальные государства, национальные языки и национальная культура. По сути политическая карта современной Западной Европы стала формироваться уже тогда, как и названия многих современных европейских государств. Западноевропейская средневековая цивилизация заложила основы более поздней государственности парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великая хартия вольностей.
Средневековая цивилизация Запада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародилась национальная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальной знати (рыцарскую культуру), городскую, крестьянскую и т.д. И в то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого для ряда самостоятельных государств духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.
referatwork.ru
рождение, основные этапы развития. Технические достижения древних земледельческих цивилизация.
Первый период – донаучный, когда технические знания существовали как эмпирическое описание средств трудовой деятельности и способов их применения. Он охватывает длительный промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения.
Второй период - генезис технических наук – охватывает промежуток времени, начиная со второй половины XV в. до начала XIX в. Это тот этап в истории науки и производства, когда для решения практических задач начинают использовать научное знание. На стыкепроизводства и естествознания возникает научное техническое знание, которое призвано непосредственно обслуживать производство.
Третий период – классический -в истории естествознания и технических наук по времени охватывает XIX в. и продолжается вплоть до середины XX в. Технические науки представляют собой сформировавшуюся и развитую область научных знаний, имеющую свой предмет, средства, методы и четко очерченную сферу исследования.Именно в данный период сложились довольно устойчивые формы взаимосвязи естествознания и технических наук.
Четвертый период в развитии науки вообще и технических наук в частности, начинаетсяв середине XX столетия. Определяющим фактором здесь является развертывающаяся научно-техническая революция, нацеленная на становление автоматизированного производства. Одной из особенностей НТР является интеграция естественнонаучного и технического знания как проявление общего процесса интеграции в науке. Образовались и развиваются такие гигантские комплексы наук, как информатика, космонавтика и др.
Первоначально основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга; в IV тыс. до н. э. был изобретен плуг, в который запрягали волов. Позже человек впервые создал искусственные материалы – керамику и текстиль. Земледельцы жили в домах, первые дома строили из необожженных кирпичей; потом кирпич стали обжигать в гончарных печах, но обожженный кирпич был дорог и применялся, в основном, для облицовки зданий. В IV тысячелетии в Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая быками четырехколесная повозка. Еще одним открытием этого времени было создание первых медных орудий. Позже, в III тысячелетии, было обнаружено, что добавка олова позволяет получать более твердую, чем медь, бронзу. Из бронзы стали изготовлять оружие и некоторые важные технические детали, например втулки боевых колесниц – однако бронза была еще дороже меди, и ее появление не привело к распространению металлических орудий труда. Освоение мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей неолитической революции. Вторым этапом стало освоение ирригационного земледелия. Поливное земледелие в условиях жаркого климата оказалось очень успешным. Гончарный круг для изготовления глиняной посуды и специальные печи для ее обжига были изобретениями шумеров. На рубеже II-I тысячелетий один из семитских народов, финикийцы, усовершенствовал клинопись и создалалфавит из 22 букв. (Финикийцам принадлежат так же два замечательных открытия: стекло и пурпурная краска.) Уже к концу III тысячелетия была создана позиционная система счисления для записи чисел, на основе этой системы были составлены таблицы умножения, деления, возведения в степень. Наследники шумеров, вавилоняне, умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора». Древние египтянетакже умели сооружать систему каналов и бассейнов, плавить медь. Они изобрели водоподъемное колесо, строили пирамиды. Наивысших успехов в области ткачества в древние времена достигли индийцы. В начале нашей эры индийские крестьяне освоили технологию выращивания заливного риса. Древние китайцы владели искусством выплавлять бронзу, изготовляли керамическую посуду, имели развитую письменность, знали секреты выделки шелковых тканей, ювелирных изделий. Китайцы научились ткать шелк, во II веке они изобрели бумагу, а в VI веке – фарфор. Самым замечательным достижением китайской цивилизации было создание доменных печей и получение чугуна.Крупнейшим техническим достижением Древнего Востока было освоение плавки металлов. Настоящая техническая революция произошла лишь с освоением металлургии железа, в конце II века до н. э. Железная руда встречается гораздо чаще, чем медная, – поэтому железо стало широко распространенным металлом. Огромные перемены произошли и в военном деле.
Техника понимается следующим образом:
– как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
– как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
– как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
Этапы развития технических знаний:
– донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно
– зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук.
– классический (до середины XIX века): характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.
– современный: характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.
К техническим достижениям древности, использованных в землевладельчестве , можно отнести изобретение колеса и колесных повозок, мотыги и плуга, системы орошения и каналы.
studfiles.net
Средневековая цивилизация Западной Европы История
Средневековье, принятое в исторической науке обозначение периода, следующего
за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется
концом V века — серединой XV столетия. Условной датой начала средних веков считается взятие
Рима Одоакром в 476 году, с датой окончания Средних веков связывают падение
Константинополя в 1453 году, или иногда открытие американского континента Христофором Колумбом в 1492 году.
Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества,
который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и
христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи,
понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства
средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От
христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой
фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.
Само определение «средневековая» производно от понятия «средние века» (medium
aevum), введенного около 1463 года итальянским гуманистом Флавио Бьондо. «Средние века», «средневековый период», по
оценке гуманистов, просветителей и позитивистов – это время тотального упадка
культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных
войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции,
преследования еретиков.
Иную оценку «средним векам» и «средневековью» давали
романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества,
совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в
средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли
были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим
возвышенными мотивами и устремлениями.
Историки материалистической направленности рассматривали средневековое общество
как неразвившееся настоящее, как эмбриональное состояние современности. Они
отыскивали в средних веках зачатки «парламентаризма», «конституции», «частной
собственности», «классов» и «классовых антагонизмов». Такой модернизирующий
подход лишал средневековую цивилизацию специфики, оригинальности и
неповторимости и возводил, по существу, барьер непонимания той эпохи.
Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений
французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала
«Анналы» и представленной именами М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в
том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно
отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и
отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.
Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили
понятие «ментальности», или «менталитета», под которым имелись в виду
мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд,
ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания,
основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой.
Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации
и человека современного, историки школы «Анналов» открыли «другие средние века»
(так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). «Средние века» оказались
не «безвременьем», не «провалом» в истории человечества, но временем
интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой
духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.
Нам еще предстоит выяснить специфику и достижения средневековой цивилизации Запада.
Сейчас же мы ограничимся указанием на то, что под таковой мы понимаем
королевства: Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон,
Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское
королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.),
Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические
государства X – XV веков, оставляя за собой право освещения предыстории
важнейших из них с V века. Объединяющими признаками цивилизации средневековья являются
католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система,
иерархическая структура общества, феодальное право.
История древних цивилизаций →
Факторы становления средневековой цивилизации →
godsbay.ru
Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века
Века, называемые Средними, в истории каждой страны занимают разный период. В общем случае, как правило, подобным образом именуют промежуток с V по XV века, отсчитывая его от 476 года, когда пала Западная Римская империя.
Культура Античности погибала под натиском варваров. В этом одна из причин того, почему Средние века так часто называют темными или мрачными. Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства. Однако научные открытия и изобретения в Средние века - отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их. Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.
Восточная Римская империя
Наука в Средние века в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.
На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.
Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология. Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна. Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.
Наука в арабских странах
Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы. Арабский халифат, развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.
На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.
Цифры и движение планет
Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их. Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить размеры планеты. Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.
Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).
Торговые взаимоотношения
Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян.
Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории исламских государств она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.
Богословская и светская наука
Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые семь свободных искусств) первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества. К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты. Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.
Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.
Неумолимое движение прогресса
Технические открытия и изобретения в XI–XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц. На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас. Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.
В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.
Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Нового времени. Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.