Музей древнего востока. Музей Востока в Москве. Государственный музей искусства народов Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музей искусства народов Востока: уникальное собрание шедевров. Музей древнего востока


Государственный музей искусства народов Востока

Оценка услуг

Новости

Дорогие посетители! Чайные церемонии проходят ежедневно, кроме понедельника, с 13:00 до 19:00 по вторникам, средам, пятницам и в выходные дни; с 12:30 до 20:00 по четвергам. Запись по телефону 8-926-832-89-02

Читать далее…

Запись на экскурсию «Особая кладовая. Археология»

Уважаемые посетители! Запись на экскурсию «ОСОБАЯ КЛАДОВАЯ. АРХЕОЛОГИЯ» временно не осуществляется. Экспонаты хранящие в «Особой кладовой» можно увидеть на выставке "Калейдоскоп истории".

9 июля 2018 Рерих

Уважаемые посетители, приглашаем Вас посетить экскурсии в составе сборных групп.

Читать далее…

6 июля 2018 Рерих

В дополнение к новости от 5 июля публикуем еще несколько записей Е.И. Рерих. На этот раз предлагаем ознакомиться с машинописными записями бесед с Учителем с 1920 по 1940 гг.

Читать далее…

5 июля 2018 Рерих

Уважаемые посетители, предлагаем вам ознакомится с расписание лекций на 2018 - 2019 гг.

Читать далее…

5 июля 2018 Рерих

Государственный музей Востока продолжает публикацию архивных материалов семьи Рерихов.

Читать далее…

3 июля 2018 Рерих

Уважаемые посетители! Чайная комната в Музее Востока будет закрыта для посещения до 15 июля 2018 г. Приносим свои извинения за причиненные неудобства!

Читать далее…

29 июня 2018 Рерих

Уважаемые посетители, приглашаем Вас посетить экскурсии в составе сборных групп.

Читать далее…

27 июня 2018 Рерих

Государственный музей Востока продолжает публикацию архивных материалов семьи Рерихов.

Читать далее…

26 июня 2018 Рерих

Уважаемые посетители, приглашаем Вас посетить экскурсии в составе сборных групп.

Читать далее…

25 июня 2018

Экспозиция, подобранная сотрудниками музея специально для этого проекта, - представляет увлекательное путешествие в волшебный мир Востока.

Читать далее…

25 июня 2018

Уважаемые посетители, открыта запись в группу 1 года обучения образовательной программы «Школа Востоковеда» для взрослых на сезон 2018 – 2019 гг. 

Читать далее…

25 июня 2018

Уважаемые посетители, Открыта запись в новую образовательную программу «Юный археолог» на сезон 2018 – 2019 гг.

Читать далее…

25 июня 2018

Уважаемые посетители, открыта запись в образовательную программу «Юный востоковед» на сезон 2018 – 2019 гг.

Читать далее…

21 июня 2018 Рерих

Государственный музей Востока продолжает публикацию архивных материалов семьи Рерихов.

Читать далее…

18 июня 2018 Рерих

Уважаемые посетители, приглашаем вас посетить экскурсии в составе сборных групп.

Читать далее…

14 июня 2018 Рерих

Государственный музей Востока публикует копии судебных решений по вопросам разногласий с Международным Центром Рерихов для объективной оценки ситуации вокруг усадьбы Лопухиных.

Читать далее…

9 июня 2018 Рерих

8 июня 2018 года в Государственном музее Востока при поддержке компании «Мицубиси Электрик» и Посольства Японии в Российской Федерации состоялось открытие проекта «Лето Японии в Музее Востока».

Читать далее…

8 июня 2018 Рерих 6 июня в рамках совместного проекта «Мицубиси Электрик» и Государственного музея Востока – «Лето Японии в России» состоялось торжественное открытие произведений искусства японского коллекционера и мецената Сюдо Садаму.

Читать далее…

1 июня 2018 Рерих

Музей Востока примет участие в работе жюри Всероссийского конкурса «Я художник, я так вижу». Конкурс проводит наш партнер — инклюзивный социальный проект «Колесо обозрения» совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и ICOM России.

Читать далее…

30 мая 2018 Рерих

В год Японии в России Государственный Музей искусства народов Востока и компания «Мицубиси Электрик» представляют совместный проект «Лето Японии в Музее Востока».

Читать далее…

22 мая 2018 Рерих

9 мая в филиале Государственного музея Востока – Музее Рерихов открылась экспозиция «Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов»

Читать далее…

27 апреля 2018

Посол Республики Ирак в Российской Федерации г-н Хайдар Мансур Хади выразил благодарность директору Государственного музея Востока Александру Всеволодовичу Седову за помощь в организации выставки «Современная иракская живопись», которая проходила в Музее Востока с 14 по 25 февраля 2018 г.

Читать далее…

24 апреля 2018

С 25 апреля 2018 г. постоянные экспозиции "Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов" и "Мемориальный кабинет Н.К. Рериха" закрываются на демонтаж. Предметы из экспозиций планируется включить в новую экспозицию в филиале "Музей Рерихов".

Читать далее…

27 февраля 2018

Уважаемые посетители! Приглашаем на курсы игры «Го» для детей и взрослых!

Читать далее…

4 октября 2017

Продолжается набор на занятия по обучению икебана «Согэцу»!

Читать далее…

4 октября 2017

Приглашаем на занятия по обучению китайской и японской живописи. Программа курса выстроена таким образом, чтобы участники каждого урока знакомились с тем или иным стилем китайского и японского изобразительного искусства на практике.

Читать далее…

22 сентября 2017

Школа Афродрам объявляет набор в группу обучения игре на африканском барабане джембе "с нуля" !

Читать далее…

21 сентября 2017

В связи с подготовкой музейной библиотеки к переезду, с 25 сентября 2017 года библиотека временно закрыта.

Читать далее…

 

www.orientmuseum.ru

О музее - Государственный музей искусства народов Востока

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬАРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Государственный музей Востока (полное наименование - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей искусства народов Востока"), занимающий «Дом Луниных», создан 30 октября 1918 г. и является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки и т.д. (всего147 500 музейных экспонатов).

Указом Президента РФ музей отнесен к «Особо ценным объектам культурного наследия России». В фондах музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Японии, Китая, Кореи, Ирана, Индии, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, Монголии и многих других стран (свыше 100). Восхищение вызывают уникальные образцы древней и средневековой скульптуры, в том числе буддийской, классической и современной живописи, в том числе на свитках, работы мастеров художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, резьба по дереву и кости, произведения миниатюрной скульптуры, оружие, различные предметы быта.

Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы выдающихся художников, мыслителей, ученых и просветителей — Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся выставки произведений видных отечественных и зарубежных деятелей культуры.

Музей Востока — это не только крупный выставочный комплекс, но и Научно-исследовательский институт, в котором успешно трудятся 2 доктора наук и 30 кандидатов наук.

В музее открыты постоянные экспозиции: «Искусство Кореи», «Искусство Китая», «Искусство Японии», «Искусство Юго-Восточной Азии» (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), «Искусство Кавказа» (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), «Искусство Ирана», «Искусство Индии», «Искусство Средней Азии и Казахстана», «Искусство Бурятии, Монголии и Тибета», «Искусство народов Севера», «Живопись Закавказья и Средней Азии (XIX в. - 1 пол. ХХ в)», «Творчество Н.К. и С.Н.Рерихов».

Музей готов предоставить свои площади для проведения выставок художников, скульпторов, графиков, а также встреч, аукционов, презентаций. 

Задачи и деятельность

В разные моменты своей деятельности Музей решал различные задачи, диктуемые, прежде всего, общественно-политической конъюнктурой страны - годы поиски помещений, кадровые вопросы, собирание коллекций, устройство выставок, экскурсии, научная и лекционная работа, взаимоотношения с вышестоящими инстанциями и другими музеями и организациями, внутренние взаимоотношения – все эти известные общественности или скрытые от ее глаз, но очень важные для самого Музея проблемы решались в невероятно сложных условиях.

Основными задачами Государственного музея Востока являются собирание, учет, хранение и реставрация произведений искусства и материальной культуры, научная, просветительская и редакционно-издательская деятельность; пропаганда культурного наследия народов Азии и Африки.

В Государственном музее Востока, открыты и работают постоянно действующие экспозиции искусства Китая, Кореи, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и Казахстана, Закавказья, экспозиции Н.К. и С.Н. Рерихов, проводятся выставки российских и зарубежных художников. В 1998 году музей открыл третью очередь постоянной экспозиции — «Искусство Тибета», «Искусство Бурятии», «Искусство Монголии», весной 2001 года — четвертую очередь «Искусство Индии» и «Искусство Ирана». В 2007 году открылась экспозиция «Искусство Древнего Египта».

В музее на базе научно-исследовательских отделов ведется научная работа по комплексному изучению художественного наследия, современного состояния и перспектив развития искусства и культуры народов Востока; организуются и проводятся научные конференции и семинары, лекции и творческие сообщения, на которых выступают востоковеды, искусствоведы, историки и археологи.  Среди сотрудников музея трудятся доктора наук, тридцать кандидатов наук, три Заслуженных деятеля искусств РФ, тридцать два Заслуженных работников культуры РФ, многие имеют ордена и медали. Только за последние пять лет состоялось свыше 80 выставок, экспонировавшихся в музейных залах, а также за рубежом и в различных городах Российской Федерации.. Каждая выставка широко освещается в прессе, на телевидении и радио. Традиционно выставки сопровождаются красочными афишами, каталогами и буклетами. По постоянным экспозициям и готовящимся выставкам изданы путеводители.

Особое внимание музеем уделяется творчеству Н.К. и С.Н. Рерихов. Работает научный мемориальный кабинет Рерихов, в котором проводятся встречи с российскими и зарубежными «рериховедами». Музей и издательство «Агни» полностью отсняли коллекцию картин Рерихов для Всемирного каталога, издали альбом «100 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в собрании Государственного музея Востока», CD-ROM и видеофильмы об их творчестве.

Детской аудитории уделяется пристальное внимание. Многие лекции читаются параллельно с учебными программами по истории, географии, истории культуры, во многом восполняя серьезнейший дефицит материала по изучению стран Востока в школьных программах. Для дошкольников и младших школьников в музее работает изостудия, подготавливающая детей к дальнейшему участию в кружках «Юный востоковед», «Юный искусствовед», «Юный археолог» и «Школа юного экскурсовода». Научно-просветительским отделом разрабатываются новые методики проведения тематических и обзорных экскурсий, а в настоящее время готовится специальная методика проведения экскурсий для детей-инвалидов.

С первых лет создания музея одним из основных направлений деятельности стала организация археологических экспедиций в Среднюю Азию и на Кавказ (1926-1928 гг.). Для изучения древних культур Востока в январе 1981 года в музее создан Отдел истории материальной культуры и древнего искусства, начали работать постоянно-действующие археологические экспедиции: Северо-Кавказская, Среднеазиатская и Чукотская.

Задачи, стоящие перед Музеем Востока на ближайшие годы, вряд ли изменятся коренным образом. Все виды его деятельности, обозначенные выше, составляют основу основ любого музея, но формы, в которых они осуществляются, необходимо менять и совершенствовать. Бывшая церковь Илии Пророка на ул. Воронцово Поле, 16, и подъезд в жилом доме на Никитском бульваре, 12, абсолютно непригодны для дальнейшего хранения десятков тысяч ценнейших произведений искусства и истории. Музею крайне необходимо оснащенное современным оборудованием новое большое здание для хранения экспонатов, библиотеки, архивов, размещения реставрационных мастерских, лектория, детских кружков, фотолаборатории и т.д.

Богатейший творческий потенциал Музея позволяет расширить горизонты его научной и экспозиционной деятельности, для чего необходимы лишь терпение, прилежание и достойное финансирование.

Архитектурный комплекс

Главное здание Государственного музея Востока, известное под названием «Дом Луниных», расположено в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре. История этого здания прослеживается с начала XVIII в.

В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала  XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом.  В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома сохранилась только подвальная часть.

Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.

В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

Городская усадьба «Дом Луниных» является наиболее значительной жилой постройкой Жилярди и представляет выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в.

Усадьба имеет ассиметричную композицию, не встречающуюся более на других произведения архитектора. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения. Усадьба с самого начала задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора своими воротами.

Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию - колоннада поставлена в неглубокой эффектной лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный протяженным аттиком, венчает гладкое поле стены. В этом сооружении парадное оформление главного корпуса как бы противостоит простоте решения фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном так, как это делалось в XVIII веке, придавая правой части целостный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус был жилым. В правый двор существовал еще один с Калашного переулка. Во флигеле вдоль Калашного переулка располагались конюшни.

В «Доме Луниных» Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, а рога изобилия - символа торговли и богатства появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья.

В мае 1966 года по предложению ЦК КПСС начались поиски помещений для Государственного музея искусства народов Востока. В ходе рассмотрения различных вариантов было решено остановиться на здание городской усадьбы «Дом Луниных». 30 марта 1970 было вынесено  решение Исполкома Моссовета №15/30 «О передаче ГМИНВ МК СССР помещений в доме №12 по Суворовскому бульвару»  (городской усадьбы «Дом Луниных»).  В начале 1970-х годов началась реставрация здания (главный архитектор проекта Н.В. Сибиряков). Во время реставрационных работ были восстановлены наружная и внутренняя отделка здания, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепные карнизы, мраморные лестницы, раскрыты анфилады больших нарядных залов. Для первых посетителей новое здание музея открылось в 1984 году. В настоящее время в здании расположены залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, лекторий, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала.

Фондохранилище музея, реставрационные мастерские и научная библиотека располагаются в здание бывшей церкви Илии Пророка на ул. Воронцово Поле. Первая каменная церковь в селе Воронцово на этом месте, названня в честь Благовещения, была сооружена в 1514 г. по распоряжению Василия III, жившего здесь летом в великокняжских садах, известным архитектором Алевизом Фрязином. В 1629 г. к ней был пристроен придел во имя пророка Илии, который в 1654 г. заменил небольшой каменный двухшатровый Ильинский храм. В 1702 г. к нему примкнула поставленная на месте церкви 1515 г. большая пятиглавая церковь Ильи Пророка, выстроенная на средства князей И.П. и М.П. Гагариных (в Музее хранятся две литые чугунные плиты с их именами).

В конце 1740-х гг. по линии улицы Воронцово Поле, против нынешнего Подсосенского переулка, была построена трехъярусная надвратная колокольня. По одной оси с ней стояли каменные богадельни и трапезные обеих церквей, которые около 1839 г. были объединены в одну обширную трапезную. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил ее вновь, надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом, а три арки проездов под ней и стену ограды XVIII в. декорировал в "псевдорусском" стиле. Тогда же были разобраны алтари двухшатровой церкви 1654 года.

Распоряжением Моссовета от 27 февраля 1930 г. за № 696 здание церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле было предано Государственному музею искусства народов Востока.  В 1930-1931 гг. во время приспособления памятника для нужд Музея восточных культур были уничтожены шатры и главы обоих храмов, а в 1935 г. разобраны колокольня и ворота. В 1965 г. на месте разобранного трехапсидного алтаря большого храма была возведена 5-этажная пристройка, после чего здание окончательно потеряло свой первоначальный облик.

www.orientmuseum.ru

Искусство Индии - Государственный музей искусства народов Востока

Индийская коллекция Государственного музея Востока немногочисленна (около 3 тысяч единиц хранения), но очень интересна. Наибольшую художественную ценность представляет великолепное собрание миниатюр, среди которых  особое место по праву занимают работы Могольской школы.

Истинным шедевром является миниатюра художника Бальчанда (XVI - нач.XVII вв.) под названием «Сцена состязания акробатов».Сюжет был взят мастером  из повествования Саади  о старом учителе, обучавшим юношей боевым искусствам, и его любимом, но неблагодарном ученике, задумавшим победить учителя на ответственном состязании и занять его место. Известно, что учитель передал ученику 99 основных приемов борьбы, на всякий случай утаив сотый прием. Осторожность, проявленная учителем, оказалась ненапрасной. На состязании ученик начал использовать один прием за другим… Тогда учитель, использовав сотый, несообщенный ученику прием, поднял последнего над головой и кинул на землю. Так были наказаны коварство и неблагодарность.

Шахматы Индия. 1950-е гг. Слоновая кость, дерево.

Астролябия Планисфера. Индия. Г. Лахор. 1587-1588 гг. Латун, литье, гравировка.

Ларец Индия. XVII в. Дерево, кость, металл, инкрустация.

Чрезвычайно ценной частью коллекции являются иллюстрации к историческим мемуарам «Бабур-наме», написанные легендарным индийским императором Бабуром. В музее хранятся замечательные миниатюры, являющиеся очень точными иллюстрациями к тексту. Флора и фауна Индии, внутреннее убранство дворцов, батальные сцены, сцены охоты, роскошных пиров – все  это можно увидеть в залах музея.

 

Посетителей наверняка поразит удивительная сохранность могольских миниатюр, что неудивительно – писались они темперными красками, которые замешивались на яйце с последующим добавлением растительного или животного клея.

Почти в каждом зале музея Востока можно увидеть изделия из лака. Лаки могольского времени очень близки к миниатюрному искусству и также экспонируются в зале, посвященном искусству Индии. Никого не оставят равнодушным изысканные лаковые пеналы-каламданы, предназначенные для хранения тростниковых перьев.

В зале, посвященном искусству миниатюры, также можно увидеть замечательные работы, относящиеся к раджастханской и  деканской школам, а также к школе Пахари.

Важное место в индийской экспозиции занимает бронзовая скульптура. Скульптуры, экспонирующиеся в зале Индии, изготовлены способом литья по восковой модели (техника «утраченной восковой модели»). Удивительное впечатление производит статуарный образ Шивы Натараджи – Танцующего Шивы. Шива – образ на редкость яркий  и многогранный. Он отождествляется и с образом аскета, отрешившегося от всего земного и с образом божества эмоционального и гневливого. У него на редкость много имен. Вот некоторые из них:  Агхора (Ужасный), Бхагават (Божественный), Вишванатха (Повелитель мира), Нилакантха (Синегорлый). Насколько противоречивы его имена, настолько же противоречивы и поступки  – Шива в гневе лишает головы своего сына Ганешу,  и он же  храбро подставляет свою, когда река Ганга, поднявшись в небеса,  падает на землю. Приняв воды реки «на свою голову», Шива спасает все живущее на ней. Он же совершает благородный поступок, выпив страшный яд, предназначенный для богов и людей, но не погибает  – лишь  его горло окрашивается в синий цвет (отсюда – Синегорлый). Во лбу у Шивы горит Третий глаз, обладающий способностью исторгать огонь.

«Пир Бабура в Агре 1525 г.» Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Индия, 1590-е гг. Бумага, темпера.

РАВАНА и ДУРЬЙОДХАНА. Индия. Керала ХХ в. Дерево, пигменты,  лак.

Игрушки: Конь и Верблюд. Индия, Раджастхан. 1970-е гг. Ткань, солома, бусы, пряжа, мишура.

Фигура Шивы Натараджи  на редкость изящна, она развернута в трех грациозных поворотах («трибханга»). В одной из рук Шивы – маленький барабанчик, звук которого обозначает творение, ладонь другой руки поднята в благословляющем жесте, третья рука указывает на поверженного демона, олицетворяющего невежество, в из четвертой руки исторгается огонь. Огненный круг, в центре которого танцует Шива, обозначает Космос.

 

Несомненной художественной ценностью обладает также средневековая металлическая скульптура малой формы, представленная джайнскими и индуистскими персонажами.

Рельефы с храмовой колесницы бога Джаганнатха достойно представляют искусство  деревянной скульптуры Индии. Многие из нас встречали описание этой грозной колесницы в литературе, не подозревая, что фрагменты одной из них, датированные восемнадцатым веком, есть в нашем музее. На рельефах  можно безошибочно узнать богиню Лакшми, олицетворяющую счастье, Раму – героя  древнеиндийского эпоса «Рамаяна», многоголового и многорукого демона Равану, а также Ганешу, имеющего голову слога и тело человека.

В зале, посвященном искусству Индии, можно увидеть  драгоценные легкие муслиновые  ткани, кашмирские шали, оружие, а также удивительно красивые металлические предметы, выполненные  в известной только в Индии технике бидри.

Для тех, кто изучает древнюю и средневековую культуру Востока, посещение зала Индии невозможно переоценить.

www.orientmuseum.ru

Музей Востока в Москве. Государственный музей искусства народов Востока

Музей искусства народов Востока - один из самых богатых и интересных музеев Москвы. В нем можно ознакомиться с многочисленными образцами творчества: предметами быта, оружием, религиозными атрибутами, скульптурой, картинами знаменитых мастеров и безвестных умельцев из восточных стран.

Исторический экскурс

Своим появлением музей Востока в Москве обязан известному купцу и меценату Петру Щукину. Он открыл на Малой Грузинской улице "Щукинский музей", где выставил предметы из своей восточной коллекции. Купец собирал различные "древности" из Персии, Китая, Индии, интересовался старинными гравюрами. Музей не был закрыт даже после его смерти в 1912 году.

музей востока в москве

После революции 1917 года коллекция Щукина стала основой для создания нового музея Ars Asiatica ("Искусство Азии"). Она была дополнена экспонатами из других частных коллекций, экспроприированных у хозяев. Примечательно, что произошло рождение музея 30 октября 1918 года, а уже в следующем году открылась первая выставка.

В дальнейшем фонды музей Востока пополнял и за счет подаренных ценителями искусства экспонатов, и за счет предметов, добытых во время археологических и этнографических экспедиций. Частью материалов с музеем поделились другие государственные учреждения.

В послевоенные годы основным источником поступления новых экспонатов стали страны, выбравшие социалистический путь развития или освободившиеся от колониальной зависимости. В благодарность СССР за поддержку руководители молодых государств преподносили подарки руководителям партии и правительства, среди которых были настоящие шедевры. Расширилась география музея, он несколько раз менял названия и, наконец, в 1992 году был переименован в Государственный музей Востока.

Расположение музея

В первое время музей Востока в Москве не имел постоянного помещения. До 1930 года он успел побывать и в "доме Гиршмана" у Красных ворот, и в Российском историческом музее на Красной площади, и на Рождественке в здании ВХУТЕМАСа, и на Кропоткинской набережной. Первым постоянным местом расположения музея стала церковь Илии Пророка. При переезде на новое место в этом здании осталось фондохранилище. А попозже музей народов Востока разместил в нем свои реставрационные мастерские. Научная библиотека музея также расположена в старом здании.

В июле 1941 года наиболее ценные экспонаты были вывезены в Новосибирск, часть - в Соликамск. Сам музей искусств Востока был закрыт. Однако уже в мае 1942 года в нем была развернута выставка картина художников Казахстана и Узбекистана. В 1944 году экспонаты вернули из эвакуации. А в мае 1945 года уже начали работу первые постоянные экспозиции.

Музей Востока на Никитском бульваре

государственный музей народов востокаНынешнее здание, в котором находится музей, заслуживает интереса само по себе. "Дом Луниных" на Никитском бульваре был передан музею в 1960 году. Этот особняк в классическом стиле был построен для семьи генерал-лейтенанта Лунина после пожара 1812 года. Архитектором главного дома усадьбы был Доменико Жилярди. По его проекту начали возводить здание с большой лоджией и колоннами в коринфском стиле, придававшим торжественный вид парадному входу. Но к окончанию строительства Лунин умер, а дом у вдовы был выкуплен Коммерческим банком. Он и находился в здании до 1917 года.

Строгие и изящные линии здания завораживают своей красотой. Огромные залы и длинные лестницы напоминают о традиционных пышных балах XIX века. Но, как считают многие работники музея, помещение не подходит для устройства выставок и особенно для работы хранилищ. Лучше всего было бы, если бы для богатого фонда удивительнейшего музея было построено новое, большое и благоустроенное здание.

Постоянные экспозиции

музей искусства востокаВ музее собрана богатейшая коллекция произведений искусства самых разных направлений. Всего в фондах находится около 150 тысяч ценнейших экспонатов, большинство из которых являются уникальными произведениями искусства. Музей народов Востока в 1991 году был по Указу Президента России отнесен к "Особо ценным объектам культурного наследия России".

Работают постоянные экспозиции, на которых выставлены шедевры искусства Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, Индии, Ирана. Огромную часть составляют произведения искусства из стран Средней Азии и Казахстана. Большое внимание уделяется буддистскому искусству Бурятии, Монголии, Тибета.

В экспозиции, посвященной живописи Закавказья и Средней Азии, особое место уделено картинам знаменитых мастеров Мартироса Сарьяна и Нико Пиросмани. Эти произведения, не похожие на традиционные картины восточных художников, заставляют понять, что для настоящего творца нет границ и пределов.

Отдельный зал посвящен искусству народов Севера, где особое внимание уделено резьбе по моржовой кости. Трудно поверить, что даже обычные предметы обихода могут быть настолько прекрасными.

Творческое наследие Рерихов

Помимо собственно музейных предметов восточной культуры и искусства в музее особое место занимает отдел, посвященный наследию Николая и Святослава Рерихов. Это два зала, в которых собраны 282 картины знаменитых художников - отца и сына. Коллекция является одной из крупнейших в мире. Путешественник, философ и художник Николай Рерих провел последнее десятилетие своей жизни в маленькой деревушке в Гималаях. За свои удивительные картины, изображающие великолепные виды таинственного и далекого Тибета, он был назван "мастером гор". Большинство полотен, находящихся в музее, относятся как раз к этому периоду. Одни эти яркие и впечатляющие картины оправдывают посещение музея.

музей востока

Николай Рерих стал основателем собственного учения, которое соединило вместе восточный мистицизм, пантеизм и высокую европейскую культуру. Это направление эзотерики нашло в мире множество последователей. Их также влечет к себе музей искусства народов Востока (Москва).

В мемориальном кабинете Рериха представлены также редчайшие книжные издания. Некоторые из них существуют в мире в единичном экземпляре. Кроме этого, он собрал уникальную коллекцию восточных древностей.

Научная работа

Государственный музей народов Востока с первых дней начал научно-исследовательскую деятельность. Все собранные экспонаты необходимо было изучить, установить пути их попадания в Россию, проследить путь в истории, особенности искусства народов, населяющих восточные районы Евразии.государственный музей востока

Начало археологическому направлению было положено в 1926 году, когда под руководством тогдашнего директора В. П. Денике были организованы две важные экспедиции в Термез (Туркменистан). Их результатом стало появление в музее предметов из раскопок дворца XII в.

В 1929 году была проведена первая экспедиция по закупке предметов восточного искусства.

Научная работа не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время почти две трети представленных в музее экспонатов - результаты археологических экспедиций. Возраст их варьируется от неолита до XIV-XV веков.

Научная библиотека музея насчитывает более 80 тысяч книг по искусству народов Востока. Многие из этих изданий очень редки, а есть и абсолютно бесценные раритеты.

С 1987 года при музее существует научно-исследовательский институт. В нем работает более 300 специалистов, среди которых много докторов и кандидатов наук. Кроме чисто научной работы, они часто проводят экскурсии по отдельным залам и читают лекции, посвященные восточной культуре и искусству.

Просветительская работа

Музей Востока в Москве - один из наиболее активно работающих просветительских центров страны. В нем постоянно работает лекторий, лекции в которых читают прекрасные специалисты, увлеченные своим делом. Можно посетить отдельную лекцию или купить абонемент на их цикл по определенной тематике. Часто организуются выставки современного искусства, особенно картин наших современников, вдохновляемых восточными мотивами. Проводятся тематические просмотры кинофильмов, посвященных странам Востока, их прошлому и настоящему. Время от времени демонстрируются коллекции из других музеев мира. Например, большой резонанс получила выставка, посвященная самураям, которая прибыла прямо из Японии.музей искусства народов востока москва

Тех, кто интересуется культурой восточных стран, привлекают в музей народов Востока и различные акции. Например, каждую неделю здесь проводят чайные церемонии, на которые стремятся попасть любители японской культуры. Музей Востока организует работу студий живописи для взрослых и детей. Также уже постоянным партнером музея стал театр индийского танца "Таранг".

При желании здесь можно получить первоначальные умения по игре на восточных инструментах, по восточным танцам, по искусству составления букетов - икэбана.

По предварительной договоренности можно поработать и в читальном зале библиотеки музея, пользуясь богатой научной литературой о восточной культуре и искусстве.

Работа с детьми

Для подрастающего поколения Государственный музей народов Востока также предлагает большой выбор деятельности. Это и тематические экскурсии по залам музея, проводимые прекрасными знатоками восточного искусства, и лекции, дополняющие школьные программы по истории, географии, мировой художественной культуре. Большой популярностью пользуются лекции-концерты, которые наравне со словесной информацией о творчестве народов Востока наглядно ее демонстрируют и имеют занимательную составляющую.

Уже свыше 20 лет в музее Востока существует детская изостудия "Черепаха". В ней школьники изучают живопись, рисунок, графику, декоративно-прикладное искусство. А младшие члены студии с удовольствием занимаются лепкой из пластилина и глины, оригами и аппликацией.

Детские билеты в музей стоят гораздо дешевле взрослых, а для дошкольников вход бесплатный. Для остальных видов услуг - лекций, экскурсий, различных занятий - также предусмотрены различные скидки.

Для любителей старины

При музее создана антикварная галерея "Шон". Она - единственная в своем роде, так как других галерей, занимающихся именно восточным антиквариатом, в нашей стране нет. В основном в ней представлены различные предметы искусства из Японии и Китая. Изделия, изготовленные из различных традиционных на Востоке материалов - бронзы, фарфора, дерева, кости - пользуются большим спросом у коллекционеров. Представлены ювелирные украшения, вышивки, ковры, национальная одежда не только с Дальнего Востока, но и из других стран Азии и Африки.

Наиболее известна коллекция японских миниатюрных статуэток - нэцкэ и окимоно.

Вместе с тем галерея предлагает посетителям музея и сравнительно недорогие изделия, которые можно купить в качестве сувенира, подарка на день рождения или юбилей и для украшения дома. Восточные веера, халаты, браслеты и кольца традиционной чеканки - вот небольшая часть того, что можно здесь приобрести.

На это стоит посмотреть

Конечно, музей народов Востока в Москве представляет огромнейшую коллекцию различных предметов искусства. Но некоторые экспонаты привлекают больше остальных.

К таким предметам относится самая большая в мире фигура орла из слоновой кости. Она была привезена как подарок к коронации Николаю II от японского императора. Удивительно то, что эта работа выполнена в сложной комбинированной технике. Мастера изготовили туловище и крылья орла из дерева. А на оперение пошли полторы тысячи тщательно отполированных пластинок из слоновой кости. А располагается орел на фоне ширмы, на которой изображено бурное море - излюбленный мотив японских художников.

Большое впечатление на посетителей производит коллекция бурятских масок, используемых во время церемоний. Страшные рожи на них призваны отпугнуть злых духов и вполне подошли бы для съемок фильмов ужасов.

Мастерство чеканщиков и граверов представлено в коллекции серебряных украшения из Туркмении и Дагестана (знаменитые кубачинские изделия). Привлекает взгляды тончайшая резьба по моржовой кости, выполненная чукотскими умельцами. А в соседних залах можно увидеть изделия из слоновой кости с другого конца земного шара.

музей народов востокаМногочисленные изображения Будды, привезенные из разных стран, одновременно и похожи, и различаются. Одни из них с суровым выражением лица, другие улыбаются, а третьи отстранены от мира и устремлены в себя. Поражают фигурки Будды с полуострова Индокитай - с оттянутыми до плеч мочками ушей.

Китайские мастера прославились вырезанием из слоновой кости вложенных друг в друга шаров, причем изготовлялись они из единого куска кости, иногда в течение жизни нескольких поколений. Или деревня, вырезанная на слоновьем бивне, где можно различить черты лица каждого жителя и у каждого они индивидуальны! Как тут не вспомнить "глиняную армию" императора Цинь Шихуанди, каждый воин в которой был слеплен с конкретного человека!

Интересно собрание ковров. Здесь имеются древние изделия из натурального шелка ручной работы. В то же время рядом находятся образцы современных ковров из шерсти и других материалов. Есть изделия, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.

В годы советской власти большое место в экспозициях музея занимали изображения В. И. Ленина и других вождей мирового пролетариата, исполненных в самой разной технике: картины, скульптуры, ковры, резьба по дереву и кости... Сейчас подавляющая их часть находится в фондохранилище музея.музей народов востока в москве

Государственный музей искусства народов Востока гордится удивительными образцами восточной живописи. Это различные пейзажи на бумаге или на шелке родом из Японии и Китая. Изготовленные тушью на шелке изображения поражают своими красками и тонкость работы.

Фарфоровые изделия представлены в первую очередь японскими фигурками-нэцкэ. Они использовались как противовес к грузам на поясе, ведь японские кимоно не имеют карманов. Они схожи с другими фигурками, которые ставились в нише дома, где принято было вешать картину или мудрое изречение. Эти миниатюрные скульптурки называются окимоно.

В музее найдется что посмотреть и ученому, и школьнику, и просто любителю таинственного мира Востока. Тем более что и цены на билеты вполне демократичны, а для отдельных категорий посетителей существует система скидок.

Если хочется на время забыть об окружающей обыденности, серых буднях, посетите музей народов Востока в Москве!

fb.ru

Музей посетителям - Государственный музей искусства народов Востока

Как нас найти

Адрес: 119019, Москва, Никитский бульвар, д.12А

Телефон для справок: +7 495 691-02-12Экскурсбюро: +7 495 691-82-19Факс: +7 495 695-48-46Пресс-служба: +7 495 690-05-23    E-mail: [email protected]Библиотека: +7 495 916-34-29

Проезд: - до станции метро «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии), далее пешком вверх по Никитскому бульвару; - до станции метро «Пушкинская», далее автобусами: № А (интервал движения ≈ 10 мин.), № Т15 (интервал движения ≈ 15 мин.), до остановки «Площадь «Арбатские ворота»».

Ближайшие места парковки личного автотранспорта находятся на Никитском бульваре, Тверском бульваре и ул. Большая Никитская. Стоимость одного часа парковки составляет 200 рублей.

Часы работы:  вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 20:00.Касса работает до 19:30. среда, четверг с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30. понедельник – выходной день.

 

Стоимость билетов

ЦЕНЫ НА ВХОДНЫЕ БИЛЕТЫ, ФОТО И ВИДЕОСЪЕМКУ

Наименование Сумма, руб.
Входной билет для граждан Российской Федерации 300,00
Входной билет для иностранных граждан 400,00
Входной билет для: Школьников старше 16 лет Студентов высшего и профессионального образования очной формы обучения Лиц, обладающих международной картой студента ISIC Пенсионеров Лиц, входящих в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Российское военно-историческое общество» 150,00
«Семейный билет» – двое родителей с одним или двумя детьми до 16 лет, граждане Российской Федерации 500,00
Видеосъемка 250,00
Фотосъемка 150,00
Аудиогид 250,00
Аудиогид выдается под залог (1 500,00 руб.) либо в обмен на удостоверение личности (паспорт, водительские права). Аудиогид необходимо вернуть до закрытия кассы музея.

ВХОД В МУЗЕЙ ПО БЕСПЛАТНЫМ БИЛЕТАМ

 • лицам, не достигшим 16–летнего возраста, вне зависимости от гражданства  • ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий  • военнослужащим срочной службы, курсантам высших военных учебных заведений  • инвалидам I, II, III групп  • героям СССР и Российской Федерации, полным кавалерам Ордена Славы  • сотрудникам музеев системы Минкультуры РФ  • членам международного Совета музеев (ICOM)  • членам союзов художников и архитекторов  • посетителям, сопровождающим экскурсионную группу школьников и инвалидов (не более 2 человек), студентов (не более 1 человека)  • Студенты высшего и профессионального образования, осуществляющих обучение на очной форме по специальностям: искусствоведение,    культурология, музеология, музееведение, дизайн, востоковедение, живопись, архитектура, реставрация  • членам многодетных семей

 • День бесплатного посещения для лиц, не достигших 18 лет, а также обучающихся по основным профессиональным образовательным    программам – четвертый четверг каждого месяца.  • День бесплатного посещения для воспитанников Нахимовских и Суворовских училищ - среда.

Стоимость экскурсионного обслуживания

Лекции в лектории

Образовательные программы в лектории

Детские образовательные программы

Чайные церемонии

 

Экспертиза

Внимание!Проведение экспертиз и атрибуций художественных ценностей и произведений искусства стран Востока для частных лиц и коммерческих организаций временно приостановлено!

 

Научная библиотека ГМВ

Уважаемые посетители! с 25 сентября 2017 г. библиотека временно не работает.

Научная библиотека является бесценным источником для изучения искусства и культуры стран Востока. Библиотека хранит ряд особо ценных, раритетных изданий русских и зарубежных книг XVIII-XIX вв. Есть уникальные энциклопедии по искусству, каллиграфии и икэбане.Специально для нашей библиотеки была разработана уникальная система классификации литературы.

Научная библиотека обслуживает читателей-сотрудников музея, выдавая литературу на абонементе и в читальном зале. Для посещения библиотеки необходимо написать обращение на имя генерального директора Музея Востока А.В.Седова. В читальном зале занимаются школьники, студенты, художники, архитекторы, дизайнеры и др.

Выдача изданий из фондов отдела осуществляется только для сотрудников музея.Остальные категории читателей обслуживаются только в читальном зале. Тел.: +8 (495) 916-34-29

 

www.orientmuseum.ru

Археологический музей Стамбула. Музей Древнего Востока. Гении-ангелы города Кальху. Часть 2.

Рельеф из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).Всего 59 фото

Вторая часть моего рассказа об Археологическом музее Стамбула - Музее Народов Востока посвящена в частности удивительным рельефам из дворца царя Ашшурнацирапала II. В этом смысле мы встречаемся с гениями (от лат. genius «дух», также - джинн, араб. جن‎ «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое сокрытие»). В искусстве гений изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. genius loci). По большому счету именно эти рельефы ассирийских гениев (ангелов, демонов) Стамбульского археологического музея в наибольшей степени меня и интересовали перед поездкой в Стамбул.

Вера в существование божеств, духов и демонов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных. Отсюда и происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи. Некоторые альтернативные исследователи считают что на этих рельефах изображены прародители человечества, обращая внимание хотя бы на некие браслеты на руках гениев пронзительно знакомые нам как наручные часы на кожаном ремешке) Ну, в общем, давайте посмотрим, что нам увидится и почувствуется.В ассирийской мифологии гении выполняют охранную роль. Они входят в тело человека или занимают определенное место (например, дворец или храм), чтобы воспрепятствовать проникновению туда злых демонов. «Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений», - пишет в «Ассирийской магии» Ш. Фоссе.02.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.Плиты с рельефами из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).

В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу. Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства: Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью (Шурпу, VII, 20-26). Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.

03.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.Плиты с рельефами из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могу­щества ведущую роль в архитектуре, неизмен­но носило характер подавляющей монумен­тальности, крепостной замкнутости (необходи­мой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности. Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. ча­ще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией царей становит­ся Кальху (современный Нимруд), где сохра­нились остатки роскошного дворца. Нимруд (библ. Калах) - древний город в Месопотамии на территории современного Ирака. Его руины находились к юго-востоку от города Мосул, у реки Тигр.

Раскопанная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг центрального двора. Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II (883-859 гг. до н.э.) в Нимруде (Калахе) вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь – частично естественное, частично искусственное возвышение всеверо-западном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости. Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, золотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекрасен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикально стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями.04.Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе).Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе). Реконструкция О. Лейарда

В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты.

Раскопки в Нимруде явились величашим археологическим открытием XX века. Однако в XXI-м Нимруд, а точнее дворец царя Ашшурназирпала II в Калахе был полностью уничтожен ИГИЛ в марте 2015 года (организация признана в России экстремистской и запрещена).05.Гибнущий Нимруд

Это невосполнимая культурная потеря для всего мирового сообщества. Нам только остается удивляться и восхищаться уцелевшим вывезенным во все главные музеи мира этим удивительным рельефам и скульптурам крылатых быков. Часть этого наследия Нимруда представлена и в Стамбульском Археологическом музее в Музее Народов Востока.

Перед нами крылатый бородатый гений-джинн(с) различными атрибутами, Нимруд, северо-западная часть дворца царя Ashurnasirpal II. 870 год до н.э. Наличие у гения ангельских крыльев нам уже понятно. Остается разобраться некоторыми атрибутами находящимися в руках гениев и что у них находится на запястье.

06.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.07.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Заметим, что большая часть площади рельефов гениев испещрена мелкой четкой клинописью.Обычно бывает около 20-29 рядов строк.08.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.09.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Когда-то эти рельефы были искусно раскрашены. Изредка встречаются небольшие остаточные фрагменты красок.10.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Обращают на себя внимание некие небольшие емкости-ведерки в левой руке гениев-джиннов.Считается что они несут в них чистую священную воду - символ очищения.11.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

В правой же гений-ангел держит сосновую шишку как символ бессмертия или долголетия. Вообще же сосновая шишка, венчающая колонну, - эмблема месопотамского бога Мардука. Кстати, конические прически носили шумерские и египетские цари и священники.12.Рельеф из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).

Если с атрибутами гениев что они держат в руках более или менее ясно, то вот с "наручными часами" находящимися на обоих руках не совсем. Конечно, это скорее всего некий браслет с символами солнца или зарождения всего сущего. Однако аналогия с наручными часами или чем-то необходимым в повседневном быту уж слишком явно бросается в глаза. Оставим пока этот вопрос открытым. Кстати, возможно читатель этого материала и подскажет по-точнее, что это за божественный инструмент гениев и чем он мог являться в действительности для того времени.13.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

По мне так, сам браслет "часов" очень уж напоминает кожаный ремешок для наручных часов прошитый двумя стежками)14.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.15.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Если предыдущие варианты "циферблатов" имеют ободок в окружности как и современные стильные наручные часы, но вот этот (на фото ниже) уже совсем другой. Здесь можно даже рассмотреть детали лучевой структуры рисунка по камню в окружности и без "ободка".16.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Также обращает на себя внимание тончайшая резьба по камню в деталях отделки одежды ангелов и наличия священной символики. В частности в левой верхней части кадра (фото ниже) мы можем видеть символ Древа Жизни (символа изобилия и плодородия) наряду с орнаментами, фигурами гениев-хранителей с орлиными головами, изображениями цветов.17.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

(На фото ниже) уже видны изображения ассирийских божеств - крылатых быков.18.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Здесь тот-же участок рельефа менее крупным планом.19.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Материал из чего сделаны рельефы гениев-хранителей - известняк и мосульский мрамор, так называемый «восточный алебастр» .20.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Около этой группы рельефов можно легко провести пол-дня с полным погружением, при наличии времени конечно)21.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Плита с рельефом из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (совр. Нимруд).Преклоненный гений пред Древом Жизни. Мрамор.22.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Крылатых божеств-быков в музее нет, но есть фрагмент головы такого быка с реконструкцией передней части тела.23.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Продолжим далее осмотр Музея Народов Востока.

Фрагменты бронзовых накладных блях на деревянных воротах дворца Салманаcара III. Новоассирийский период 1243-824 гг. до н.э.24.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.25.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.26.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Часть опоры храма Иштар в Ассуре. 1243-1207 гг. до н.э.27.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Варпалас, царь города Туванува (справа) молит бога грозы Тархуна, VIII век до н.э.28.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.29.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Бел-Харран, управляющий при Салманасаре IV. VIII век до н.э.30.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Рельеф из дворца Тиглатпаласара III, 744-727 гг. до н.э.31.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Портрет из дворца Тиглатпаласара III в Нимруде. 744-727 гг. до н.э.32.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Царские стелы с рельефами и надписями.33.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.34.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Знакомый сюжет, но другие масштабы - Варпалас, царь города Туванува (справа) молит бога грозы Тархуна, VIII век до н.э.35.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела с надписью и рельефом. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Базальт.36.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Алтарь, посвященный богу Sibitti царем Саргоном II. 721-705 гг. до н.э. Dur-Sharrukin. Известняк.37.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Жертвенник времен ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до н. э., сын Салманасара I).38.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Жертвенник времен ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до н. э.).39.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Арамейский алтарь с рельефом и надписями. V век до н.э. Arapsun. Базальт.40.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Основание колонны. Из дворца царя Barrekup. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Базальт.41.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стелы. Вторая стела (справа) со сценой пира. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Marash. Базальт.42.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела со сценой пира. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Karabulshlu. Базальт.43.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела. Поздний хеттский период. IX-VIII век до н.э. Um-Sherahuh. Базальт.44.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Плиты с иероглифическим письмом. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Хама (Сирия). Базальт.45.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.46.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Настенная плита с надписями.47.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Стела с посвятительными надписями.48.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Йемен

Во II веке до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.

Курильницы (кадила), плиты с рельфами, изображения животных, змея и орел, погребальные статуэтки, водоотводные желоба.49.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Рельефные надписи на стенных панелях зданий. II-VI век н.э. Йемен.50.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Плита с надписью, с изображениями флоры и фауны. Йемен. II-й век нашей эры.51.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Фрагмент рельефа колонны. Madain Saleh. II век н.э. Песчаник.52.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Солнечные часы53.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Настенная плита с архитектурным представлением многоэтажного жилого дома Йемена, III - I века до н. э.54.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Головы, маски умерших - могильные камни. Отображение образа погребенных. III век до н.э. – I век н.э. Йемен. Алебастр.55.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.56.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.57.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.58.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.59.Стамбульский Археологический музей. Музей Древнего Востока.

Теперь у нас осталось осмотреть Египетскую коллекцию Музея Народов Востока Археологического музея Стамбула и это будет уже третья часть моего рассказа о нем.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Хетты. Ворота Иштар.Часть 3. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Древнеегипетская коллекция.Часть 4. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Основная экспозиция. Троя, Эллада.Часть 5. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Римский период. Византия.Часть 6. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Византия. Христианство.Часть 7. Археологический музей Стамбула. Археологический парк под открытым небом.

vladimirdar.livejournal.com

Музей Востока в Москве - Музей искусства народов Востока

Государственный музей Востока – это крупнейший музей в России, в котором широко представлено искусство более чем ста восточных стран: Китая, Индии, Японии, Ирана и других стран Центральной и Юго-Восточной Азии.

Этот музей является уникальным в своем роде; равных по ценности коллекций нет ни в одном городе страны. В его фондах находятся сотни неповторимых свидетельств самобытной и тонкой культуры Востока: произведения графики, скульптуры, изобразительного и прикладного искусства различных культурных эпох.

Музей искусства народов Востока

Также он является значительным центром научно-исследовательской работы. Здесь проходят научные семинары и конференции, ведется просветительская и издательская деятельность, популяризируется культура народов азиатского и африканского континентов.

Экспозиции музея Востока

Большинство экспозиций музея являются постоянными. Среди них коллекции искусств Японии, стран Юго-Восточной Азии, Ирана, Индии,  Китая, Кавказа, Казахстана, народов Севера; "Живопись Закавказья и Средней Азии". Периодически здесь проводятся выставки знаменитых деятелей культуры.

Музей искусства народов Востока

В настоящее время в фондах музея находятся более 160 тысяч экспонатов, из которых около 60 тысяч – предметы искусства высочайшей культурной ценности.

Особые экскурсии по музею

Посетить экспозиции можно не только самостоятельно, но и в сопровождении экскурсовода. Кроме обычных тематических экскурсий предлагается довольно интересная программа  "Сказки, мифы и легенды". Помимо этого,  есть возможность прослушать отдельные лекции или цикл по интересующим тематикам в лектории. Эти лекции включают в себя не только познавательную информацию, но и развлекательные элементы. Стоит упомянуть и про уникальную возможность поучаствовать в чайной церемонии – вся философия Востока раскроется прямо в чашке в ваших руках.

Шедевры музея искусств народов Востока, которые обязательно нужно увидеть

Осмотреть все экспозиции Музея Востока за один день просто невозможно. Поэтому при планировании маршрута обратите внимание на некоторые экспозиции, заслуживающие особого внимания.

Прежде всего, это Мемориальный кабинет Рериха, где помимо картин, можно увидеть предметы из личного собрания художника. Еще одна уникальная выставка – «Дары Николаю II японского императора Мэйдзи». Обязательно посетите экспозиции китайского фарфора. Здесь представлены образцы тончайшего фарфора мастеров Поднебесной разных исторических эпох.

Весьма интересна богатейшая коллекция индийских миниатюр.

Музей искусства народов Востока

Бесспорно, не меньшего внимания заслуживают и «Чукотские изделия из моржового клыка» с редкими предметами оригинального искусства народов Крайнего Севера.

Музей Востока для детей

Особое внимание в музее уделяется детской аудитории. Специально для юных посетителей проводятся экскурсии на доступном для них языке. Для малышей работает изостудия «Черепаха», группа оригами, аппликаций и лепки. Весьма популярен кружок индийских танцев "Таранг" и школа восточного танца "Арабески".  Раз в неделю молодежь может участвовать в работе кружка «Юного востоковеда».

Музей искусства народов Востока

Примечательно, что каждую 3-ю среду месяца вся молодежь в возрасте до 18 лет может посещать музей бесплатно.

Из истории музея искусство восточных народов

Музей сегодня расположен в усадьбе, ранее принадлежавшей дяде известного декабриста генерал-лейтенанту П.М.Лунину, – ампирном особняке на Никитском бульваре, в самом центре Москвы. Сам музей был основан в далеком 1918 году. Тогда его началом стала коллекция древностей Востока П.И.Щукина. Впоследствии музей пополнялся экспонатами частных коллекций дворян и предметами искусства, попавшими в его хранилища в результате археологических экспедиций.

Как добраться:

 

mos-holidays.ru


Смотрите также