Дизайн интерьера и архитектура. Мосты древнего рима
Мосты Римской империи | Архитектура Древнего Рима
Глава «Мосты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)
Сходные задачи и близкие методы решения наблюдаются и в римском мостостроении. Несмотря на различия между обычным транспортным мостом и мостом, предназначенным для канала акведука через реку, между ними было много общего, что позволяет рассматривать их эволюцию совместно. Наиболее интересным среди дорожных мостов времени ранней империи был мост в Аримине, пересекающий реку под углом. Строительство его было начато при Августе и закончено в правление Тиберия (14—20 гг. н.э.). Этот мост хорошо сохранился до нашего времени (рис. 159).
159. Аримин (Римини). Мост Августа, 14—20 гг.
Проезжая часть его покоится на пяти невысоких арках пролетом 8—9 м. Легкие пандусы над крайними арками заканчивают горизонтальную линию средней части моста. На устоях поле стены украшено сандриками с нишами, которые обрамлены плоско выступающими коринфскими пилястрами. Своды моста по глубине приблизительно равны пролету арок; пяты арок, как и в других римских мостах, находятся на уровне воды. Более массивные, чем обычно устои моста, составляющие здесь около 1/2 пролета арки, подчеркивают вместе с карнизом и сандриками масштаб и мощность сооружения.
Мосту в Аримине близки два моста, построенные в Испании, — мост в Августе Эмерите и мост в Альконете. Как у всех мостов, построенных через равнинные реки, их композиция развивается по горизонтали. Мост в Августе Эмерите имел ярко выраженный композиционный центр, отмеченный большей по размерам аркой центрального пролета (рис. 160). Опоры его облегчены малыми арками, как в римских мостах республиканского времени. Особенностью моста в Альконете является использование сегментной арки, мало распространенной в римской архитектуре.
160. Августа Эмерита (Мерида, Испания). Мост, II в. н.э. Фрагмент и общий вид
161. Мост Алькантара (Испания). 98—106 гг. Фрагмент и схема построения моста
Примером моста, построенного на горной реке, уровень которой может резко меняться, является мост Алькантара через реку Таг (совр. Тахо) в Испании, построенный в 98—106 гг. Он показывает развитие композиции данного типа сооружений не только по горизонтали, но и по вертикали (рис. 161).
Проезжая часть моста около 200 м длиной и около 8 м шириной находится над водой на огромной высоте — 45 м. В архитектуре моста ясно видны римские традиции позднереспубликанской эпохи, когда в качестве центра композиции выделялась центральная опора и композиция гармонично развертывалась в обе стороны от него. Симметрия композиции подчеркнута и возрастающей к середине величиной арочных пролетов, а также постановкой над средним пилоном триумфальной арки. Крутые берега и высота дорожного полотна подсказали композиционное решение, вполне логичное при горизонтальной верхней линии моста и общем уровне шелыг арок. Пролеты арок уменьшаются к концам моста благодаря рельефу берегов. Пяты соседних арок на одном и том же столбе оказались таким образом расположенными на различных уровнях, а все столбы, за исключением среднего, получились асимметричными. Эта асимметрия не так бросается в глаза благодаря введению контрфорсов на опорах моста, подчеркивающих вертикальный элемент в общей композиции. Размер арок показал (в отличие от других римских мостов, где нарастание размеров пролетов к центру шло в арифметической прогрессии), что здесь мы имеем более тонкую закономерность ритмического нарастания, обусловливающего законченность и пластику этого замечательного памятника *.
* В основу композиции всего моста положен закон гармоничного убывания пролетов соответственно делению полуокружности, построенной на диаметре, равном длине моста (с центром на оси средней опоры), на восемь равных дуг, по 22,5° каждая. Проектируя эти членения на диаметр (длина проезжей части моста), мы получим оси девяти столбов, соответствующие в ортогональной проекции осям столбов при круговой в плане форме аркад с равными пролетами.
Одним из наиболее интересных римских мостов является мост Элия, построенный в 134 г. н.э., подводивший дорогу с Марсова поля к расположенному на другом берегу Тибра мавзолею Адриана (рис. 162). Мост состоял из семи пролетов: трех больших в середине моста и четырех малых (по два на каждом конце). Воспроизводя в несколько усложненном виде схему моста в Аримине, мост Элия также производит впечатление тяжеловесности и монументальности, но основные закономерности его художественного построения определяются не столько его утилитарным назначением, сколько его местом в городском ансамбле. Так, хотя мост построен в период высшего расцвета римского мостостроения, пролеты центральных арок его меньше пролетов целого ряда мостов, построенных ранее. Поскольку мост входил в комплекс мавзолея Адриана, являясь бы его преддверием, слишком большее, арки пролетов были неуместны, ибо они придавали бы облику моста легкость и изящество, слишком резко контрастировавшие с монолитной массой мавзолея. В плане мост расположен так, что его ось ориентирована на центр мавзолея, замыкающего перспективу моста. Той же цели — связать мост с мавзолеем — служит и значительная ширина моста (11 м), большая, чем у обычных римских мостов, к тому же увеличенная мощными контрфорсами.
162. Рим. Мост Элия, 134 г. н.э. Вид моста на гравюре Пиранези; вымостка античной дороги близ моста Элия
164. Гардский мост. Общий вид
163. Галлия. Гардский мост, II в. н.э. Схема пропорций типовой секции
К числу наиболее замечательных инженерных сооружений II в. н.э. относится и так называемый Гардский мост в Южной Франции, являющийся частью акведука, снабжавшего водой город Немауз. Он представляет собой могучую аркаду, несущую водопроводный канал над долиной реки Гар (рис. 163, 164). Поскольку при грандиозной высоте памятника (48, 75 м) ему не угрожали паводковые воды, здесь можно было создать многоярусную крупнопролетную аркаду, которой избегали на горных реках, чтобы не создавать препятствий для прохода воды при ее высоком уровне.
При проектировании подобного моста были возможны и другие композиционные схемы помимо осуществленной, но автор этого произведения избрал схему трехъярусной аркады, в которой крупные пролеты арок двух нижних ярусов он стремился по высоте сделать равными и завершить их вверху низкой аркадой, родственной соседней аркаде на трассе.
В этой схеме в наибольшей степени выявляются горизонтальность и масштабность, которые вместе составляют основные художественные черты сооружения. Огромную роль в создании художественного образа Гардского моста играет динамическая ритмика. Аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину, уже в силу природных условий получает ритмическую структуру: ее средняя часть, наиболее высокая, получает значение композиционного центра, а боковые сходят на нет, служа завершением развитой композиции.
В трехъярусном Гардском мосте основная роль в композиции сооружения принадлежит средней аркаде. Низкая верхняя аркада с ее стереотипными арками, по величине пролетов, сопоставимыми со столбами, в композиции играет роль аттика. Нижняя аркада, в силу условий рельефа почти невидимая (за исключением центра) и повторяющая в уменьшенных по горизонтали размерах среднюю, также не может композиционно отчетливо выразить идею сооружения. Поэтому более важная роль принадлежит средней аркаде, определяющей собой весь образ грандиозного сооружения.
Целостная ритмическая композиция аркады и удачный выбор пропорций, связавших воедино не только разноразмерные арки одной аркады, но и все три яруса Гардского моста, определили успех архитектора, создавшего это неповторимое сооружение.
Можно думать, что при разработке проекта за основу была взята типичная для римской архитектуры трехчастная схема с ясно выраженным постепенным нарастанием к центру композиции. При симметрично отлогих берегах реки она выглядела бы таким образом:
А2-А2-А2-А1-А1-А1-А-А1-А1-А1-А2-А2-А2 *.
* А — арка с пролетом 24,5 м; А1 — тоже, 19,5 м; А2 — то же, 15,5 м.
Однако сложный рельеф берегов, более крутых с северной стороны, требовал видоизменения этой простой схемы. Изменение было проведено не только путем приспособления к рельефу, но и путем некоторого усложнения самой композиции посредством введения принципа «золотого сечения» и перенесения центра композиции ближе к северному берегу. В окончательном виде схема выглядит следующим образом:
* Почти скрытая рельефом местности арка в месте соединения аркады с акведуком.
Различный рельеф берегов и смещение ложа реки к северу относительно средней оси долины подсказали зодчему этот способ превращения элементарной симметрии в ритмическое целое.
В методе пропорционирования важнейшим элементом является выбор исходного размера. Если в аркаде Аква Марциа им была ширина канала, то в более сложном по рисунку Гардском мосте, где сочеталось значительно большее число разновеликих элементов, выбор исходного размера был неизмеримо более сложен. Архитектор Гардского моста проявил большое остроумие, избрав в качестве модуля высоту клина арки (1,55 м). Это был наиболее стандартный элемент конструкции, лучше всего подходивший для этих целей. Отсчет всех остальных размеров шел от него. Так, толщина Гардского моста поверху (ширина канала вместе со стенами) равна двум высотам клиньев. Ширина свода моста в нижних ярусах состоит из трех и четырех соседних арок, т.е. в свою очередь они кратны исходному размеру. Кратными модулю являются размеры и других элементов сооружения: толщина столбов равна 3 модулям, пролет главной арки равен 16 модулям, пролеты двух меньших арок равны 12,5 м и 10 модулям. Высотные размеры получены, по-видимому, геометрическим способом, будучи производными от «золотого сечения», хотя здесь для достижения кратности приходится дробить модуль на четверти. Высота верхнего яруса 4,75 м, высота среднего яруса 12,5 м, высота столба 4,75 м, высота тимпана 7,75 м.
Сложные цифровые отношения определяют и динамику нарастания арочных пролетов по длине моста. Здесь нет простейшей закономерности нарастания, которая встречается, например, в мосте в Альконете через р. Тахо — арифметической прогрессии, в которой следующий элемент образуется за счет постоянной разности. В Гардском мосту разность непостоянна, она меняется, образуя следующий ряд: 15,5 м — 19,5 м — 24,5 м.
Между первым и вторым элементом она равна 4 м, а между вторым и третьим — 5 м. Здесь закономерность определена тоже «золотым сечением»:
24.5 / 19.5 = 19.5 / 15.5 = 1,258.
При выборе пропорциональных отношений между вертикальными членениями моста, а также между его вертикальными членениями, с одной стороны, и горизонтальными членениями, с другой, за основу был принят тот фрагмент фасада, который встречается наибольшее число раз, т.е. средний по размерам пролет — 19,5 м. Это г пролет стал «типовым», на основе которого разработана вся дальнейшая система пропорций моста, построенная на «золотом сечении».
Верхняя малая аркада состоит из примерно одинаковых арок. Каждый третий столб малой аркады (за исключением отрезка над средней и над крайней левой аркой) стоит на оси столба нижней аркады.
Из архитектурных деталей в Гардском мосту применены только одни гуськовые тяги, причем проведено утяжеление и увеличение размеров профилей сверху вниз: размер нижнего доходит до 60 см, что сообщает памятнику особо укрупненный масштаб и усиливает впечатление его грандиозности. Мастерство каменной кладки достигло здесь небывало высокого уровня. То же самое верно и в отношении всех технических задач, стоящих перед строителем при сооружении этого грандиозного памятника.
Гардский мост является одним из самых ярких произведений римской архитектуры. В нем достигнуто органическое выражение функциональной обоснованности в художественной форме. Мощный, лаконичный и в то же время легкий образ этого сооружения может служить символом инженерного искусства Рима.
antique.totalarch.com
Мосты Римской империи | История архитектуры
Сходные задачи и близкие методы решения наблюдаются и в римском мостостроении. Несмотря на различия между обычным транспортным мостом и мостом, предназначенным для канала акведука через реку, между ними было много общего, что позволяет рассматривать их эволюцию совместно. Наиболее интересным среди дорожных мостов времени ранней империи был мост в Аримине, пересекающий реку под углом. Строительство его было начато при Августе и закончено в правление Тиберия (14—20 гг. н.э.). Этот мост хорошо сохранился до нашего времени (рис. 159).
159. Аримин (Римини). Мост Августа, 14—20 гг.
Проезжая часть его покоится на пяти невысоких арках пролетом 8—9 м. Легкие пандусы над крайними арками заканчивают горизонтальную линию средней части моста. На устоях поле стены украшено сандриками с нишами, которые обрамлены плоско выступающими коринфскими пилястрами. Своды моста по глубине приблизительно равны пролету арок; пяты арок, как и в других римских мостах, находятся на уровне воды. Более массивные, чем обычно устои моста, составляющие здесь около 1/2 пролета арки, подчеркивают вместе с карнизом и сандриками масштаб и мощность сооружения.
Мосту в Аримине близки два моста, построенные в Испании, — мост в Августе Эмерите и мост в Альконете. Как у всех мостов, построенных через равнинные реки, их композиция развивается по горизонтали. Мост в Августе Эмерите имел ярко выраженный композиционный центр, отмеченный большей по размерам аркой центрального пролета (рис. 160). Опоры его облегчены малыми арками, как в римских мостах республиканского времени. Особенностью моста в Альконете является использование сегментной арки, мало распространенной в римской архитектуре.
160. Августа Эмерита (Мерида, Испания). Мост, II в. н.э. Фрагмент и общий вид
161. Мост Алькантара (Испания). 98—106 гг. Фрагмент и схема построения моста
Примером моста, построенного на горной реке, уровень которой может резко меняться, является мост Алькантара через реку Таг (совр. Тахо) в Испании, построенный в 98—106 гг. Он показывает развитие композиции данного типа сооружений не только по горизонтали, но и по вертикали (рис. 161).
Проезжая часть моста около 200 м длиной и около 8 м шириной находится над водой на огромной высоте — 45 м. В архитектуре моста ясно видны римские традиции позднереспубликанской эпохи, когда в качестве центра композиции выделялась центральная опора и композиция гармонично развертывалась в обе стороны от него. Симметрия композиции подчеркнута и возрастающей к середине величиной арочных пролетов, а также постановкой над средним пилоном триумфальной арки. Крутые берега и высота дорожного полотна подсказали композиционное решение, вполне логичное при горизонтальной верхней линии моста и общем уровне шелыг арок. Пролеты арок уменьшаются к концам моста благодаря рельефу берегов. Пяты соседних арок на одном и том же столбе оказались таким образом расположенными на различных уровнях, а все столбы, за исключением среднего, получились асимметричными. Эта асимметрия не так бросается в глаза благодаря введению контрфорсов на опорах моста, подчеркивающих вертикальный элемент в общей композиции. Размер арок показал (в отличие от других римских мостов, где нарастание размеров пролетов к центру шло в арифметической прогрессии), что здесь мы имеем более тонкую закономерность ритмического нарастания, обусловливающего законченность и пластику этого замечательного памятника *.
* В основу композиции всего моста положен закон гармоничного убывания пролетов соответственно делению полуокружности, построенной на диаметре, равном длине моста (с центром на оси средней опоры), на восемь равных дуг, по 22,5° каждая. Проектируя эти членения на диаметр (длина проезжей части моста), мы получим оси девяти столбов, соответствующие в ортогональной проекции осям столбов при круговой в плане форме аркад с равными пролетами.
Одним из наиболее интересных римских мостов является мост Элия, построенный в 134 г. н.э., подводивший дорогу с Марсова поля к расположенному на другом берегу Тибра мавзолею Адриана (рис. 162). Мост состоял из семи пролетов: трех больших в середине моста и четырех малых (по два на каждом конце). Воспроизводя в несколько усложненном виде схему моста в Аримине, мост Элия также производит впечатление тяжеловесности и монументальности, но основные закономерности его художественного построения определяются не столько его утилитарным назначением, сколько его местом в городском ансамбле. Так, хотя мост построен в период высшего расцвета римского мостостроения, пролеты центральных арок его меньше пролетов целого ряда мостов, построенных ранее. Поскольку мост входил в комплекс мавзолея Адриана, являясь бы его преддверием, слишком большее, арки пролетов были неуместны, ибо они придавали бы облику моста легкость и изящество, слишком резко контрастировавшие с монолитной массой мавзолея. В плане мост расположен так, что его ось ориентирована на центр мавзолея, замыкающего перспективу моста. Той же цели — связать мост с мавзолеем — служит и значительная ширина моста (11 м), большая, чем у обычных римских мостов, к тому же увеличенная мощными контрфорсами.
162. Рим. Мост Элия, 134 г. н.э. Вид моста на гравюре Пиранези; вымостка античной дороги близ моста Элия
164. Гардский мост. Общий вид
163. Галлия. Гардский мост, II в. н.э. Схема пропорций типовой секции
К числу наиболее замечательных инженерных сооружений II в. н.э. относится и так называемый Гардский мост в Южной Франции, являющийся частью акведука, снабжавшего водой город Немауз. Он представляет собой могучую аркаду, несущую водопроводный канал над долиной реки Гар (рис. 163, 164). Поскольку при грандиозной высоте памятника (48, 75 м) ему не угрожали паводковые воды, здесь можно было создать многоярусную крупнопролетную аркаду, которой избегали на горных реках, чтобы не создавать препятствий для прохода воды при ее высоком уровне.
При проектировании подобного моста были возможны и другие композиционные схемы помимо осуществленной, но автор этого произведения избрал схему трехъярусной аркады, в которой крупные пролеты арок двух нижних ярусов он стремился по высоте сделать равными и завершить их вверху низкой аркадой, родственной соседней аркаде на трассе.
В этой схеме в наибольшей степени выявляются горизонтальность и масштабность, которые вместе составляют основные художественные черты сооружения. Огромную роль в создании художественного образа Гардского моста играет динамическая ритмика. Аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину, уже в силу природных условий получает ритмическую структуру: ее средняя часть, наиболее высокая, получает значение композиционного центра, а боковые сходят на нет, служа завершением развитой композиции.
В трехъярусном Гардском мосте основная роль в композиции сооружения принадлежит средней аркаде. Низкая верхняя аркада с ее стереотипными арками, по величине пролетов, сопоставимыми со столбами, в композиции играет роль аттика. Нижняя аркада, в силу условий рельефа почти невидимая (за исключением центра) и повторяющая в уменьшенных по горизонтали размерах среднюю, также не может композиционно отчетливо выразить идею сооружения. Поэтому более важная роль принадлежит средней аркаде, определяющей собой весь образ грандиозного сооружения.
Целостная ритмическая композиция аркады и удачный выбор пропорций, связавших воедино не только разноразмерные арки одной аркады, но и все три яруса Гардского моста, определили успех архитектора, создавшего это неповторимое сооружение.
Можно думать, что при разработке проекта за основу была взята типичная для римской архитектуры трехчастная схема с ясно выраженным постепенным нарастанием к центру композиции. При симметрично отлогих берегах реки она выглядела бы таким образом:
А2-А2-А2-А1-А1-А1-А-А1-А1-А1-А2-А2-А2 *.
* А — арка с пролетом 24,5 м; А1 — тоже, 19,5 м; А2 — то же, 15,5 м.
Однако сложный рельеф берегов, более крутых с северной стороны, требовал видоизменения этой простой схемы. Изменение было проведено не только путем приспособления к рельефу, но и путем некоторого усложнения самой композиции посредством введения принципа «золотого сечения» и перенесения центра композиции ближе к северному берегу. В окончательном виде схема выглядит следующим образом:
* Почти скрытая рельефом местности арка в месте соединения аркады с акведуком.
Различный рельеф берегов и смещение ложа реки к северу относительно средней оси долины подсказали зодчему этот способ превращения элементарной симметрии в ритмическое целое.
В методе пропорционирования важнейшим элементом является выбор исходного размера. Если в аркаде Аква Марциа им была ширина канала, то в более сложном по рисунку Гардском мосте, где сочеталось значительно большее число разновеликих элементов, выбор исходного размера был неизмеримо более сложен. Архитектор Гардского моста проявил большое остроумие, избрав в качестве модуля высоту клина арки (1,55 м). Это был наиболее стандартный элемент конструкции, лучше всего подходивший для этих целей. Отсчет всех остальных размеров шел от него. Так, толщина Гардского моста поверху (ширина канала вместе со стенами) равна двум высотам клиньев. Ширина свода моста в нижних ярусах состоит из трех и четырех соседних арок, т.е. в свою очередь они кратны исходному размеру. Кратными модулю являются размеры и других элементов сооружения: толщина столбов равна 3 модулям, пролет главной арки равен 16 модулям, пролеты двух меньших арок равны 12,5 м и 10 модулям. Высотные размеры получены, по-видимому, геометрическим способом, будучи производными от «золотого сечения», хотя здесь для достижения кратности приходится дробить модуль на четверти. Высота верхнего яруса 4,75 м, высота среднего яруса 12,5 м, высота столба 4,75 м, высота тимпана 7,75 м.
Сложные цифровые отношения определяют и динамику нарастания арочных пролетов по длине моста. Здесь нет простейшей закономерности нарастания, которая встречается, например, в мосте в Альконете через р. Тахо — арифметической прогрессии, в которой следующий элемент образуется за счет постоянной разности. В Гардском мосту разность непостоянна, она меняется, образуя следующий ряд: 15,5 м — 19,5 м — 24,5 м.
Между первым и вторым элементом она равна 4 м, а между вторым и третьим — 5 м. Здесь закономерность определена тоже «золотым сечением»:
24.5 / 19.5 = 19.5 / 15.5 = 1,258.
При выборе пропорциональных отношений между вертикальными членениями моста, а также между его вертикальными членениями, с одной стороны, и горизонтальными членениями, с другой, за основу был принят тот фрагмент фасада, который встречается наибольшее число раз, т.е. средний по размерам пролет — 19,5 м. Это г пролет стал «типовым», на основе которого разработана вся дальнейшая система пропорций моста, построенная на «золотом сечении».
Верхняя малая аркада состоит из примерно одинаковых арок. Каждый третий столб малой аркады (за исключением отрезка над средней и над крайней левой аркой) стоит на оси столба нижней аркады.
Из архитектурных деталей в Гардском мосту применены только одни гуськовые тяги, причем проведено утяжеление и увеличение размеров профилей сверху вниз: размер нижнего доходит до 60 см, что сообщает памятнику особо укрупненный масштаб и усиливает впечатление его грандиозности. Мастерство каменной кладки достигло здесь небывало высокого уровня. То же самое верно и в отношении всех технических задач, стоящих перед строителем при сооружении этого грандиозного памятника.
Гардский мост является одним из самых ярких произведений римской архитектуры. В нем достигнуто органическое выражение функциональной обоснованности в художественной форме. Мощный, лаконичный и в то же время легкий образ этого сооружения может служить символом инженерного искусства Рима.
Глава «Мосты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Рим: Тибр и мосты - Carpe diem!
Тибр, Tevere, Tiberis.Без этой реки Рим – не Рим. Как и без мостов, соединяющих ее берега.Истоки Тибра в Аппенинах, в области Эмилия-Романья, дальше путь лежит через Перуджу, Умбрию, Лацио и заканчивается в Тирренском море.В 753 году до нашей эры именно на берегу этой реки, в 25 км от Остии (места впадения Тибра в Тирренское море), был основан Рим.
По легенде, в воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем.«Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал». Спустя годы, братья Ромул и Рем выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.Легенду о Ромуле, Реме и основании Рима читайте здесь.
В пределах Рима мостов через Тибр по данным, мною найденным в сети, насчитывается двадцать один.Как элементы мозаики, они, как и каждый римский камень, фонтан, улица или камень, создают то самое привычное лицо Рима, которое нам знакомо. Или таковым кажется.
Все мосты я вам не покажу.Можно, конечно, задаться целью, совершить марш-бросок вдоль Тибра, осуществить фотофиксацию всех мостов и о каждом рассказать. Но Рим меня к этому не располагает. Идешь по придуманному маршруту, и вдруг поворот в какую-то улочку, а за ней еще, и так до бесконечности…А потом, уткнувшись в карту, ты судорожно пытаешься вернуться к исходной точке. Римский творческий беспорядок.
Так, блукая из улицы в улицу, мы подошли к мосту Умберто I (Ponte Umberto I), соединяющему Площадь судов (Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия с Площадью моста Умберто I (piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона (до Пьяцца Навона от этого места 5-7 минут пешком.
Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год.На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого был назван мост, с женой Маргаритой Савойской.
Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом.
Рассказывают, что в 1450 году во время одного из праздников паломники шествовали в Собор Святого Петра через Мост Ангелов. Но напор людей был так силен, что перила обрушились, и несколько сотен пилигримов утонуло в водах Тибра. Примерно столько же погибло в образовавшейся давке. До сих пор одна из улиц возле моста называется via di Panico.
Начиная с XVI века для устрашения населения на нем стали вешать казненных арестантов.И в это же время на Ponte Sant’Angelo появились изваяния апостолов Петра и Павла. Позже к ним присоединились десять ангелов работы учеников Бернини.
Современные источники сообщают, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой - отсюда
Вид на Мост Святого Ангела с купола Собора Святого Петра. С использованием зума, конечно.
Ныне мост облюбован не только туристами, но и торговцами, художниками. Гости Рима со всех концов света вальяжно прогуливаются среди палаток с сувенирами, безделушками и рядами поддельных сумок, выстроившимися у стен Замка Святого Ангела.
Вид на мост Святого Ангела со смотровой площадки Замка Святого Ангела.
Мост
Витторио Эмануэле II (Ponte Vittorio EmanueleII) - рядом с мостом Святого Ангела. Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.
Этот же мост в ноябре 2012 года. Фото отсюда.
Вода поднялась до отметки 13,50 метров.
В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки.Набережные рассчитаны на подъем воды 18,45 метровУлицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).
Несколько мостов пропускаем и оказываемся над островом Тиберина (Isola Tiberina) – небольшим островом на Тибре.Фото не мое (летать не умею), а взято отсюда.В верхней части фотографии – действующий мост Ponte Palatino и рядом с ним разрушенный мост Ponte Rotto, к которым мы вернемся чуть позже.А сейчас внимание к тем мостам, что в центре, соединяющим остров Тиберина с противоположными берегами Тибра: Ponte Fabricio и Рonte Cestio.
Мост Фабричо (Ponte Fabricio) один из самых старейших и хорошо сохранившихся мостов Рима. Он соединяет остров Тиберина с восточной частью города. Мост был построен в 60-50 годах до н.э.Название мост получил в честь Лучио Фабричио, римского попечителя мостов. Мосты в Риме значение имели стратегическое, поэтому начальники мостов, отвечавшие за их функционирование и сохранность, были людьми уважаемыми, имеющими вес.
Мост Честио (Ponte Cestio) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.Мост соединяет остров Тиберина с Трастевере. Построен он был около 40 - 50 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием (братом Гая Цестия), впоследствии несколько раз реставрировался.
Мост Эмилио или так называемый Разрушенный Мост (il Ponte Emilio – Ponte Rotto) – первый полностью каменный мост (142 год до н. э. постройки).Поиски информации об этом мосте навели меня на упоминание о статье "Мост и город" в журнале "Архитектура СССР" за 1938 год советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979).
Выдержка: «О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия».Статья здесь
А на Разрушенный мост можно смотреть с Ponte Palatino (построен 1886 - 1890 годах), чем я и занимаюсь.
И слегка удалившись от центра – Тибр, в районе Тестаччо.Поедете на римскую барахолку – увидите.
В завершении прогулки по берегам Тибра вспомним о Бенито Муссолини.Уроженец области Эмилия-Романья, откуда берёт своё начало Тибр, отметил его исток античной мраморной колонной, на которой высечена надпись QUI NASCE IL FIUME SACRO AI DESTINI DI ROMA («Здесь рождается река, освящённая судьбой Рима»).Поедете в Рим – гуляйте у Тибра, у реки, "освященной судьбой Рима".
fluger19.livejournal.com
Римские мосты, часть 3 - Yelkz
И ещё одна подборка мостов через Реку Тибр, которые попались мне на глаза во время моих многочисленных прогулок по Вечному городу. На этот раз это группа мостов расположенных в районе острова Тиберина (о котором уже рассказывал)
И начать пожалуй хочется с моста Гарибальди (Ponte Garibaldi). Это первый мост итальянского Рима. Когда в городе появился железнодорожный вокзал, старые мосты уже не справлялись с потоками людей и транспорта. Новый мост открыли 5 июня 1888-го года и назвали в честь Джузеппе Гарибальди, поскольку недалеко находится холм Яникул, где «герой двух миров» сражался за Римскую Республику.
Мост Гарибальди стал частью проекта по застройке правого берега Тибра. После Второй мировой его перестроили, расширив проезжую часть. Мост соединяет улицу виа-Аренула на левом берегу Тибра с площадью Джузеппе Джоаккино Белли на правом.
Центральный пилон моста опирается на мыс острова Тиберина. Отсюда же открывается отличный вид как на сам остров, так и на два моста, соединяющих этот остров с берегами Тибра. Это древнейшие мосты Рима: с правого берега мост Фабричо (62 г до н. э.), а с левого мост Честио (46 г до н. э.):
Мост Фабричио (итал. Ponte Fabricio, лат. Pons Fabricius) — мост I века до н. э., старейший сохранившийся мост в Риме. Историк Дион Кассий рассказывает, что мост был построен в 62 году до н. э. куратором дорог (лат. curator viarum) Луцием Фабрицием взамен старого деревянного уничтоженного пожаром моста. Он соединяет Тиберину с левым берегом Тибра. Мост длиной 62 метра, ширина арок — до 24,5 метров:
Мост Честио или мост Святого Варфоломея (итал. Ponte Cestio, Ponte San Bartolomeo, лат. Pons Cestius) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима. Мост соединяет Тиберину, остров на Тибре, с городским районом Трастевере. Сооружение было возведено около 60 — 40 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием, братом Гая Цестия (см. пирамида Цестия):
В 370 году при Валентиниане I отреставрирован. Мост был полностью обновлён в 1888—1892 годах в связи с проведением канализации. С XV века мост называется в честь церкви святого Бартоломея на острове Тиберина — Ponte San Bartolomeo:
Оба античных моста (и Фабричио, и Честио) в данный момент являются пешеходными (также кстати как мост Святого Ангела:
С моста Гарибальди кстати если смотреть выше по течению хорошо виден ещё один римский мост: Понте Систо или мост Сикста (итал. Ponte Sisto, лат. Pons Sixti). Это ещё один пешеходный мост в центре Рима. Он пролегает от улицы Петтинари в районе Регола до площади Трилусса в районе Трастевере. На месте нынешнего в древности находился мост Аврелия, известный с IV–V веков. Позднее упоминался под названиями «Мост Антония», «Мост Антония в Аренуле» и «Pons Ianicularis id est pons ruptus vulgariter nominatus et Tremelus et Antoninus». Мост Антония был частично разрушен в 772 году. Указание восстановить мост в этом месте дал папа римский Сикст IV, именем которого и был назван мост. Работами руководил архитектор Баччо Понтелли. Мост был построен в 1473–1479 годах:
Ну а южнее Тиберины расположен мост Палатино и развалины моста Эмилия:
Мост Эмилия (итал. Ponte Emilio) или По́нте Ро́тто (итал. Ponte Rotto) — самый старый каменный мост в Риме, Италия. Его предшественник был деревянным и был перестроен в камне во II веке до н. э. Когда-то он соединял Бычий форум с районом Трастевере. На сегодняшний день от него осталась лишь одна арка посередине, давшая современное название мосту — Понте Ротто («Сломанный мост»)
Мост Эми́лия (итал. Ponte Emilio) или По́нте Ро́тто (итал. Ponte Rotto) — ещё один старый каменный мост в Риме, Италия. Его предшественник был деревянным и был перестроен в камне во II веке до н. э. Когда-то он соединял Бычий форум с районом Трастевере. На сегодняшний день от него осталась лишь одна арка посередине, давшая современное название мосту — Понте Ротто («Сломанный мост»):
Первые опоры моста были заложены, вероятно, в середине III века до нашей эры, когда была построена Аврелиева дорога. Каменные причалы и деревянные надстройки были добавлены в 179 году до н.э. Ответственными за строительство были Марк Эмилий Лепид и Марк Фульвий Нобилиор. Почти 30 лет спустя в 142 году до н. э. мост был установлен и простирался шестью каменными арками. В 12 году до н. э. император Август полностью обновил мост из туфа и бетона:
Повреждённый и отремонтированный несколько раз, мост существовал до 1598 года, пока его восточная часть не обрушилась во время наводнения. Другая его половина была разобрана (вместе с некоторыми постройками в Трастевере) в 1887 году при расширении русла Тибра и строительстве нового моста Понте Палатино, так что от моста остался лишь один пролёт:
Ну а в конце XIX-го века по соседству с разрушенным мостом был спроектирован мост Палатино (назван так в честь Палатинского холма - который начинается сразу за мостом):
Ещё одно из названий этого моста - Английский мост (Ponte Inglese) - мне уже указывали в комментариях, что есть в Риме мосты с левосторонним движением (как в Англии) - вот этот мост как раз является примером такой организации движения:
yelkz.livejournal.com
Древние римские мосты
До наших дней сохранилось немало сооружений, построенных римскими строителями и инженерами. Среди них можно назвать участки участки дорог, древние акведуки — водопроводы, а также мосты через реки и горные ущелья.
Ярким примером может служить мост через реку Тахо, который называется Алькантара. Этот мост был построен в 98 — 106 годах нашей эры. Длина его проезжей части составляет около двухсот метров, а высота над поверхностью реки равна 105 метров.
До наших дней прекрасно сохранилось это сооружение, которое характеризуется чрезвычайной прочностью и надежностью. У путешествующих по мосту может появиться чувство страха только от большой высоты.
Также служит в нынешнее время мост, построенный римлянами во французском городке Сен — Шама через реку Тулбур. Единственный пролет этого моста имеет длину около 9 метров. Пешеходы и в наше время используют крупный мост римского времени, переброшенный через реку Гард в южной Франции.
Однако это не самые большие мосты, построенные римскими инженерами преимущественно в военных целях. До наших дней, к сожалению, не сохранились многие мосты, о которых стало известно по их описаниям в трудах историков и сохранившимся изображениям.
Громадным сооружением был мост через реку Дунай, который располагался недалеко от современного города Турну — Северина. Он был построен в 104 — 105 годах нашей эры во время войны римского императора Траяна с даками.
Известно и имя спроектировавшего этот мост инженера — архитектора. Это был грек Аполлодор Дамасский. Длина этого грандиозного сооружения составляла 1070 метров, и стоял он на двадцати могучих основах — быках, которые и сохранились до наших дней. Высота каждой опоры достигает 44 метра, а толщина равняется 18 метрам.
design-fly.ru
Мосты Рима — 39Rim.ru
Anna CapitolinaМосты Рима
Понте Ротто: первый каменный мост в Риме
Здесь ежедневно останавливаются сотни туристов, чтобы в который раз запечатлеть себя у стоящего посреди реки громадного обломка древнеримской истории. Многие сотни лет он возвышается над неспокойными водами Тибра в том месте, где река делает последний поворот, прежде чем покинуть район исторического центра Вечного города. Это сохранившиеся до сих пор остатки древнего моста, называемого сегодня Понте Ротто
Anna CapitolinaМосты Рима
Мост Гарибальди в Риме
Построенный по проекту архитектора Анджело Весковали в период 1884-1888гг., двухарочный мост через Тибр соединил Трастевере, в районе площади Джузеппе Джоаккино Белли, с историческим центром Вечного города в районе набережной Lungotevere Dei Cenci. Мост Гарибальди в Риме был открыт 6 июня 1888 года и назван в честь героя итальянского Рисорджименто Джузеппе Гарибальди – одного из главных архитекторов объединения Италии.
Anna CapitolinaМосты Рима
Мост Умберто I в Риме
Трехарочный мост через Тибр, спроектированный итальянским архитектором Анджело Весковали (Angelo Vescovali), соединяет район Прати ди Кастелло с центром Рима на левом берегу реки. Он был открыт 22 сентября 1895 года в присутствии короля Италии Умберто I и его супруги королевы Маргариты Савойской, спустя 10 лет после начала строительства.
Anna CapitolinaМосты Рима
Мост Виктора Эммануила II в Риме
Последние изменения: Май 4, 2018Многие мосты Рима имеют свою историю. Перекинувшись через Тибр, этот мост, спроектированный в 1886 году архитектором Эннио Де Росси, является как бы естественным продолжением широкой Corso Vittorio Emanuele II. Его открытие состоялось 6 июня 1911 года,…
Anna CapitolinaАрхитектура, Мосты Рима
Мост Субличио (Ponte Sublicio) – деревянный и каменный
Последние изменения: Июль 12, 2018От самого основания Рима Тибр являлся естественным барьером, охраняющим жителей города от нападения вражеских племен с западной стороны. Незаметно переплыть реку с бурным течением было довольно сложно, а мосты, связывающие правый берег с левым, не строились.…
Древнейший мост в Риме, сохранившийся до наших дней – мост Эмилио (Ponte Emilio), называемый сегодня мост Ротто (Ponte Rotto). Первые упоминания о нем восходят к III веку до н.э. Построенный, по оценкам историков в период 179-142гг. до.н.э., сегодня от него осталась единственная арка реконструкции XVI века с оригинальными римскими пилонами.
Каждый мост в Риме имеет свою историю – возведенные в разные эпохи, они являются такими же, как и прочие архитектурные памятники, достопримечательностями Вечного города и свидетелями его эволюции.
39rim.ru
Прогулки по Риму. Мосты и набережная Тибра
Многие достопримечательности Рима известны во всем мире. К ним также относятся и мосты Вечного города. На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Обойти их все довольно утомительно, да и в этом нет необходимости, а вот совершить прогулку по набережной Тибра и посмотреть на самые знаменитые и старинные мосты, являющиеся произведением архитектурного искусства, очень даже интересно. Я предлагаю маршрут, который не займет много времени, и который включает самые древние Римские мосты, сохранившиеся до наших дней.
Из всех древних мостов через Тибр в Риме к настоящему времени сохранилось всего четыре:
Мост Святого Ангела, украшенный крылатыми скульптурами, держащими в руках реликвии собора Святого Петра, был создан архитектором Бернини. Долгое время этот мост был единственным, по которому паломники переходили с левого берега на правый к Ватикану. В 1450 юбилейном году мост не выдержал потока людей и обвалился. В результате погибло более 200 человек, причем очень многие были раздавлены в результате паники, возникшей на разрушенном мосту. С тех пор улица, ведущая от моста к площади Навона называется via del Panico.
Чтобы трагедии больше не повторялись, папа Сикст IV принял решение построить новую переправу, вскоре мост построили и назвали его в честь папы Сикстинским. Таким образом, папа Сикст IV вошел в историю Рима, как первый строитель мостов.
Мостам Фабричио и Честио, ведущим на остров Теберина, повезло больше – они полностью сохранились до наших дней.
В Риме есть еще так называемый Разрушенный мост или Ponte Rotto. В 179 году был построен Эмилиев мост, но его быстро не стало - он разрушился во время наводнения. Несколько раз предпринимались попытки его восстановить, особенно усердствовал Папа Павел III. Сначала заказ на строительство был дан Микеланджело, но потом решили, что мост построит Баччо Биджо. К сожалению, сооруженная переправа была столь изящной, что простояла всего пять лет. На дорогостоящие реконструкции не хватало денег и рядом был построен железный Палатинский мост. Сейчас мы видим только остатки Эмилиева моста, получившего название Ponte Rotto – Разрушенный мост.
Наша прогулка по набережной Тибра является продолжением предыдущей прогулки, связанной с Устами истины, поэтому мы начнем ее с Bocca della Verita, и закончим у моста Святого Ангела.
Мост Палатино (перед ним развалины Ponte Rotto, не показаны на схеме, но присутствуют на фотографиях), 2. Мост Фабриция, 3. Мост Цестия (Честио), 4. Мост Гарибальди, 5. Мост Систо, 6. Мост Мадзини, 7. Мост Принца Амадео Савойского, 8. Мост Витторио Эммануэле Второго, 9. Мост Святого Ангела (Элиев мост).
Я обозначил цифрами на карте все мосты, которые нам встретились по пути, приведу их фотографии, а о самых интересных мостах добавлю информацию, собранную из различных источников интернета.
Первый мост на нашем пути - мост Палатино. Он построен на места старинного моста Эмилио. На нижней фотографии сохранившаяся часть этого моста скрыта зеленой веткой слева.
Мост Эмилио или Разрушенный Мост (по-итальянски Ponte Rotto) дошел до нас только в виде развалин одного пролета моста. И все же, принято считать, что именно мост Эмилио – самый старейший каменный мост в Риме через Тибр. За остатками этого моста на втором плане виден железный мост Палатино.
Пройдя по набережной буквально сотню метров, перед нами открывается остров Тибирина
У острова интересная история. Когда-то, в ранние времена Древнего Рима, у Тиберины была дурная репутация. Согласно легенде, из плывшей по Тибру лодки вылезла змея, которую считали символом бога–врача Эскулапа. Римляне устроили здесь святилище Эскулапа, а острову придали форму лодки, опоясав «борта»-берега травертином. С высоты птичьего полета он, действительно, похож на рыбацкую лодку. С 1584 года на Тиберине находится крупная больница Святого Варфоломея под названием Фатебенефрателли: это сложное слово состоит из трех — fate bene fratelli, то есть «творите добро, братья».
Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео
Самый древний из всех сохранившихся мост в Риме— мост Фабричо. Он был возведен в 62 году до нашей эры и соединил остров Тибирина, находящимся на реке Тибр, с берегом. Надписи на аркадах моста гласят: мост был возведен Лючио Фабрицием – куратором улиц и отреставрирован Марко Лоллио и Квинто Лепидо в 23 году.
Мост Фабричо состоит из двух больших арок и примечателен тем, что посередине имеет круглое окно. Именно оно сохраняло опоры моста от разрушения бурными водами Тибра. Вода проходила сквозь это отверстие, и не причиняло мосту никакого вреда. Длина моста 57,30 метра, ширина – 5,6 метра.
Сейчас на мосту Фабричо уютно расположились художники
Другой мост, соединяющий остров с правым берегом Тибра – это Мост Честио (Ponte Cestio). Назван мост в честь знатной римской фамилии – Честио, которая и построила этот мост. Построен мост Честио сразу же после моста Фабрицио, который сохранился практически в первозданном виде. Но в отличии от него, мост Честио за все время существования много раз перестраивался, поэтому в той постройке, которую мы можем видеть сейчас, от древнего моста 62-27гг до н.э. сохранилась лишь общая структура.
Мы обошли остров по периметру
Утомленные туристы отдыхают на берегу
На острове встретили единственного рыболова
Так выглядит мост Честио с южной стороны
А это еще один вид с южной точки острова Тиберины на упоминавшийся выше Ponte Rotto и железный мост Палатино за ним.
Выходим с острова по мосту Фабрицио на левый берег Тибра, и продолжаем путь по набережной.
Мост Сикста (Ponte Sisto) — пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной.
Набережная Тибра утопает в зелени платанов
На противоположном берегу стены набережной расписаны сюжетами древнего Рима.
Проходим Мост принца Амадео Савойского, который был построен в 1942 году, и подходим к мосту Витторио Эмануэле II
Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.
Мост Витторио-Эммануэле II был спроектирован архитектором Эннио Де Росси в 1886 году, но в эксплуатацию пущен лишь в 1911 году. По мосту Витторио Эммануэле можно пройти к Ватикану, расстояние от него до площади Святого Петра займет по времени не более пяти минут.
Вход на мост Витторио Эмануэле II
Справа от этого моста расположен мост Святого Ангела.
Мост Святого Ангела, или мост Элио был построен в 136 году для того, чтобы соединить мавзолей Август, находящийся справой стороны Тибра с левым берегом. Конструкция моста настолько прочная, что ни разу за время своего существования мост не был разрушен.
Мост рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – Замок Святого ангела. В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики дополнили декор 10 статуями ангелов.
"Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом". [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]
Мост Святого ангела относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения.
На этой мажорной ноте можно завершить сегодняшнюю экскурсию по набережной Тибра
Апрель, 2016
"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"
Джузеппе Верди
Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"
ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ
Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:
Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.
Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.
Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.
В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.
Цена книги 100 рублей
Автор Михаил Назаров
Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!
♦ Рубрика: Италия. ♥ Метки: Италия > мосты Тибра > Рим
Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.