Татарский язык (tatarça / татарча / تاتارچا). Древний татарский язык
История татарского народа
Копировать
Из истории татарcкого народа
Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.
Татары являются вторым по численности этносом (этноc — этническая общность) после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.
Язык, письменность
По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства — Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе» или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.
В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год — латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.
Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в ХIII в. Со второй половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский.
Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации (Консолидация [лат. consolidatio, от con (cum) — вместе, заодно и solido — уплотняю, укрепляю, сращиваю], упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели).
Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность (она варьирует у всех этносов), в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык (состоящий из нескольких диалектов) является в основе единым. С XVIII -по начало XX вв. сложилась общенациональная (так называемая «высокая») культура с развитым литературным языком.
На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. 1/3 астраханских татар состояла из переселенцев, причем многие из них были перемешаны (через браки) с местными татарами. Такое же положение наблюдалось и в Западной Сибири, где уже к концу XIX в. около 1/5 татар были выходцами из Поволжья и Приуралья, также интенсивно смешивавшихся с коренными сибирскими татарами. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно.
Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью — они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар.
Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов.
Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало — Поволжья и в целом России.
Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Татары — один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период «великих строек социализма». Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках — Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, в странах Балтии. Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.
Культура и быт народа
Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.
По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие, а Ислам.
Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.
Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой.
Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность — это неизменная часть татарского национального характера.
goldmuseum.ru
Краткий историко-этимологический словарь татарского языка
УДК 030 + 802/809
ББК 81.2 (2Рос=Тат) -3+92
Ә 86
Китап «Россиянен китап басу Федераль программасы»
ярдәмендә нәшер ителә.
Фәнни редакторлары:
Татарстан фәннәр Академиясенең член-корреспонденты, профессор
Ф. Ә. Ганиев
филология фәннәре докторы, профессор В. Х. Хаков
Рецензентлары:
филология фәннәре докторы Ф. Х. Хәкимҗанов
филология фәннәре докторы Ф. С. Сафиуллина
филология фәннәре докторы Д. Б. Рамазанова
филология фәннәре докторы Г. Ф. Саттаров
Әхмәтьянов Р. Г.
Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. — Казан: Тат. кит. нәшр., 2001. — 272 б.
Ахметьянов Р. Г.
Краткий историко-этимологический словарь татарского языка. — Казань: Тат. книжн. изд-во, 2001. — 272 с.
Китап татар тел гыйлемендә беренче тапкыр татар лексикасының төп фондын этимологик җәһәттән яктырту тәҗрибәсен эченә ала (перев: в книге впервые в татарском языкознании освещается этимология основного фонда татарской лексики).
САБЫР «терпеливый, спокойный» — гар. сабр-ун «сабырлык» сүзеннән (татар телендә башта сабырлы «сабыр» сүзе таралган булган, соңыннан ул сабыр белән алмаштырылган) (перев: от араб. слова сабр-ун «сабырлык» (в татарском языке вначале было распространено слово сабырлы «сабыр», впоследствии оно было заменено сабыр).
Әхмәтьянов Р. Г. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. — Казан: Тат. кит. нәшр., 2001. — Б. 166.
гар. — гарәп теле (арабский язык)
ЮАШ «смирный, тихий» — бор. тат. йубаш, бор. тк. йоба — «тынычлану» (к. ш. ук юан-у, юат-у) йоп «тыныч» сүзеннән. (перев: древний татарский йубаш, древний тюркский йоба — «прям., перен. успокаиваться, успокоиться, утихать, утихнуть, стихать, стихнуть» (смотри также юан-у (утешаться, успокаиваться), юат-у (утешить, успокоить)) йоп от слова «тихий, спокойный, мирный».
Әхмәтьянов Р. Г. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. — Казан: Тат. кит. нәшр., 2001. — Б. 258.
бор. — борынгы (древний)
тк. — тѳрки (тюркский)
к. — кара! (смотри!)
ш. ук — шулай ук (также)
xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai
Татарский язык (tatarça / татарча / تاتارچا)
29Июл Category: Языки мира
татарский язык
Татарский язык относится к тюркским языкам. На нем говорит ок. 7 млн.человек в Татарстане (Россия), а также в Афганистане, Азербайджане, Белоруссии, Китае, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Литве, Молдове, США, Таджикистане, Турции, Туркменистане, Украине, Узбекистане, Финляндии и Эстонии.
Татарский язык использовал в качестве письменности несколько различных алфивитов: до 9-го века от Р.Х. — орхонский алфавит, затем вариант арабского алфавита вплоть до 1920г. В период между 1920г. и 1927г. Использовался адаптированный арабский алфавит, известный как Yaña imlâ или новая орфография. После это был введен адаптированный кириллический алфавит и некоторые варианты латинского алфавита.
Арабский алфавит для обозначения татарских букв
Этот шрифт употреблялся татарами начиная с 9-го века и до 1920г.
арабский алфавит для татарского языка
Латинский алфавит для татарского языка (Jaŋalif)
С 1927г. по 1939г. в татарском языке использовался адаптированный латинский алфавит.
латинский алфавит для татарского языка
Кириллический алфавит для татарского языка (татар әлифбасы)
В 1939г. Сталиным был введен кириллический алфавит.
кириллический алфавит для татарского языка
Примечание:
В татарском языке действует закон гармонии гласных: гласные переднего ряда: ә, э(e), и, ө и ү, гласные заднего ряда: а, ы, ый, о, у
Ударение всегда падает на последний слог, напр., ничек /ni’ɕek/
Ё, Ж, Ц и Щ — встречаются лишь в словах, заимствованных из русского языка. в = /v/ встречается только в русских словах врач /vratɕ/
ф также встречается в большинстве слов, заимствованных из русского языка, однако попадаются и слова татарского происхождения: яфрак, калфак
Латинский алфавит для татарского языка, принятый в 2001г. (tatar әlifbası)
В 2001г. правительство Татарстана приняло решение перейти на адаптированный латинский алфавит.
современный латинский алфавит для татарского языка
Пример текста, записанного кириллическим алфавитом
Барлык кешеләр дә азат һәм үз абруйлары һәм хокуклары ягыннан тиң бупып туапар. Аларга акыл һәм вөҗдан бирелгән һәм бәр-бәрсенә карата туганнарча мөнасәбәттә булырга тиешләр.
Пример текста, записанного латинским алфавитом (Zamanälif)
Все человеческие существа рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.(Статья 1 Всеобщей декларации прав человека)