Мифология древней. Мифология. Мифы Древней Греции (список)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческая мифология (стр. 1 из 7). Мифология древней


Древнегреческая мифология Википедия

Древнегре́ческая мифоло́гия (мифология Древней Греции) — мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Источники[ | код]

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

ru-wiki.ru

Древнегреческая мифология

Федеральное Агентство по Образованию

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Сибирский Федеральный Университет

Контрольная работа

тема: Древнегреческая мифология

Введение

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитие вместе с концом общинно-родового общества. Однако да нас дошло множество произведений античной письменной литературы, из которой можно извлечь и образы, и сюжеты, и факты, свидетельствующие о том, что мифологическая традиция была устойчива, закреплялась в памяти поколений, передавалась от предков к потомкам и с развитием письменной литературы стала фиксироваться и систематизироваться. Мифология – это слепок, отражения человеком освоенной территории в фактических образах. В разделе «Мифологическое сознание» мы рассмотрим как выражается результат бессознательного освоения единства окружающего мира и начала его осознания. В разделе «Поэтика мифа» мы рассмотрим, что поэтика мифологизирования не только организует повествование, но служит средством метафорического описания ситуации в современном обществе (отчуждение, чувство неполноценности и бессилия частного человека перед мистифицированными социальными силами) с помощью параллелей из традиционных мифов, которые порождены иной стадией исторического развития. «Миф» по-гречески означает ничто иное, как «слово».

Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях. «Миф» выражает обобщенно смысловую наполненность слова в его целостности в разделе «Греческая мифология» мы обоснуем, что античный мир основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство, рассвеченое вымыслом. В пятом разделе «Диалектика мифа» мы рассмотрим, что миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Эта не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Мифология дает нечто живое, одухотворенное и прекрасное. Мифического образа нет самого по себе, как нет вещи. Миф многосмыслен. В разделе «Логика мифа» мы рассматриваем, что все что совершается в мифе предопределено. Тайна грядущего явна. Свершение же дело героев. Судьбу героев и смертных, участь стран и городов, миф предваряет.

1. Мифологическое сознание

Слово «миф», древнегреческого происхождения, было многозначным: слово, беседа, слухи, рассказ, повествование, сказание, предание, сказка, басня. Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как миф отсылало к более расплывчатому полю смыслов.

Выделение профессионального искусства из мифологии и фольклора в Древней Греции происходило постепенно – начиная от VIII века и вплоть до V века до н.э. Так Гомер уже не первобытная мифология, но Софокл – еще не вполне авторская литература.

Заслугой мифологической школы в фольклористике является разработка методологических принципов сравнительно-исторического метода, установление коллективной природы народного творчества, органической связи языка, мифологии и народной поэзии.

Двадцатое столетие характеризуется огромным интересом к мифу в связи с ростом его влияния на общественное сознание.

В этнографии распространено представление о мифологии как о языческой религии, народных верованиях.

Миф проходит в своем развитии нескольких этапов, характеризующихся различной степенью осознания и рационализации своего содержания субъектов мифотворчества.

В результате освоения мира формируется опыт. Итогом практического освоения становится практический опыт удовлетворения материальных потребностей. Участие вымысла не осознается и определяется в значительной степени опытом освоения мира, его зрелостью. Чем этот опыт меньше, тем больше вымысла может быть внесено в картину мира, но, с другой стороны, - менее свободно воображение, более просто и примитивно домысливание.

Но в рамках мифологии вызревают потребности более точного, адекватного познания и объяснения мира. Появление этнологических мифов – начало науки, появление счета, календаря.

Мифологическое сознание как процесс, оно сводится на первом этапе к сознанию имен или происхождению вещей.

В мифологическом сознании особенное значение имеют топографическое и хронографическое значения.

Представляет интерес догадка Марра об изначальной мифологической функции звуковой речи. Звуковой речью человек ночью отпугивал врагов, успокаивал себя через самовнушения, а позднее – через молитву к тотему и богу.

Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, осознаются в конкретной предметно – символической форме. Таким общим символом социальной общности является тотем.

Основным элементом мифологического сознания многие мифологи считают символ. В отличии от символа художественный образ как способ обобщения ценностных впечатлений имеет конкретную форму, насыщенную эмоционально – ценностным смыслом, чем отличается и от художественного образа, и от понятия.

Символ есть знак, выражающий в обобщенной форме абстракцию ценностной идеи.

Символизация – это установление ассоциативной связи между предметами или явлениями, осознание и переживание этой связи.

Специфические средства и формы освоения мира – это: пространство, время, число, имя, оценка, изображение, ритуал.

Важная особенность мифологического освоения мира – масштаб мифологического пространства. Эту особенность заметил П.А.Флоренский, назвав ее «обратной перспективой», имея в виду ее выражение в иконописи.

При изображении событий на первый план выносились наиболее значимые предметы и фигуры, изображавшиеся крупные менее значимые рисовались как более мелкие, независимо от расположения на изображении.

Понятие числа формировалось различными путями. В мифологии многих народов число «семь» считается магическим, священным.

Отношение ко времени у древнего человека было достаточно сложным, т.е. отсутствие исторического времени. Мифологическое время является субъективным, т.е. отражением времени в мифологическом сознании.

Мифологическое имя – это знак, который фиксирует эмоциональный и целостный образ явления, моделирующий освоение мир и идеально тождественный ему.

Поэтому процесс именования, присвоения имени приобретал особое, сакральное значение.

Имя и слово в мифологическом сознании – два этапа, характеризующие процесс перехода от эмоциональной рефлексии к понятийной. Слово выражает духовную жизнь народа, его ценностный потенциал.

Опыт мифологического освоения мира продолжает жить в нашем сознании и подсознании. На нем базируется способность к творческому перевоплощению.

2. Поэтика мифа

Мифотворчество содержит лишь бессознательно – поэтическое начало, и поэтому применительно к мифу нельзя говорить о собственно художественных приемах, средствах выразительности, стиле и тому подобных объектах поэтики. Однако мифам свойственно претворение общих представлений в чувственно – конкретной форме, т.е. та самая образность, специфична для искусства и которую последнее в известной мере унаследовало от мифологии.

Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях.

В литературном мифологизме на первый план выступает идея вечной циклической повторяемости первичных мифологических прототипов под разными «масками», своеобразной замещаемости литературных мифологических героев, делаются попытки мифологизации житейской прозы писателями и выявления скрытых мифологических основ реализма литературными критиками.

Итальянский ученый Вико, автор «Новой науки», создал первую серьезную философию мифа. Не случайно философия мифа как часть философии истории возникла в эпоху когда начиналось время буржуазной «прозы».

Вико убежден, что древнейшая мифологическая поэзия была в аристотелевском смысле «подражанием природе» но сквозь призму первобытного мифологического воображения. Он высказывает мысль, что можно было бы использовать миф как своего рода исторический источник, с тем чтобы понять, как определенным историческим лицом приписывались по законам мифа родовые качества и деяния, как формировалась на реальной основе мифическая география и космография.

Переходная ступень от просветительского взгляда на миф к романтическому представлена знаменитым немецким просветителем Гердером. Мифы привлекают его своей естественностью, эмоциональностью, поэтичностью и национальным своеобразием.

В общем и целом можно сказать, что если позитивистская этнология второй половины XIX в. видела в мифах лишь «пережитки» и наивный способ объяснения непознанных сил природы, то этнология XX в. доказала, что, во – первых, мифы в примитивных обществах тесно связаны с магией и образом и функционируют как средство поддержания природного, социального порядка и контроля, что во – первых, мифологическое мышление обладает известным логическим и психологическим своеобразием, что, в-третьих, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим «языком», в терминах человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир, общество и самого себя, но что, в-четвертых, своеобразные черты мифологического мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не только глубокой древности, но и других исторических эпох.

Прежде всего, мифологическая мысль сконцентрирована на таких проблемах, как тайна рождения и смерти, судьба и т.д.

Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект.

mirznanii.com

Мифология Древней Греции

Вокруг мифологии в целом, и мифов, в частности, множество научных и околонаучных споров. Причем мифологии не только древнегреческой, но и классической европейской. Так что же это такое мифы? Одни относят их к культуре, другие — к религии, третьи – и к первому, и ко второму как бы в миксе, говоря современным языком. Четвертые считают мифы чуть ли не историческими познаниями.

Скульптуры Богов Древней Греции

Скульптуры Богов Древней Греции

Зачем нужны мифы?

Одно неоспоримо и доказано фактами и артефактами: мифология – древнейшая человеческая сущность. Время появления мифологических образов трудно идентифицировать, но оно связано с происхождением языка и человеческого сознания. Мифология возникла не с богами и иными мифическими существами, а для обоснования и отображения их с той точки зрения и мышления, которые были присущи человечеству на конкретном этапе его развития. Мифы – это ритуалы жизни, повод для поиска смысла жизни.

Но вернемся к нашей теме – мифы Древней Греции и список названий. В Элладе мифология дала сильнейший толчок развитию культуры и искусства (скульптуры), даже религии многобожия и единого бога. Уже тогда возникли жанры современного театрального и кинематографического искусства — трагедия и комедия.

Читайте также: Самые интересные мифы про богов Древней Греции

Важный момент. Боги – не идеальные существа. Среди них, как и у людей, существовали пороки. Это зависть, совершались подлости и убийства, в том числе и детей, а также с целью устранения конкурентов для продвижения в иерархии богов. Только один пример. Гея, богиня земли, подняла восстание против супруга, а после победы олимпийцев над титанами с сыновьями пошла атакой на пантеон Олимпа. Она породила стоглавое чудище — Тифона, на которого возлагала надежды уничтожить человечество.

Кронос

Кронос

Боги Древней Греции

Классифицированы тремя поколениями. Составим список богов третьего этапа. Особенно того состава, который известен как Олимпийцы. Их род пошел от Кроноса (Хронос — время) – первого божеского лидера Греции. По некоторым данным он последний сын Геи. И началась длительная эпоха олимпийских властелинов неба и всего живого на земле.

Зевс-громовержец (рим. Юпитер) — сын отца богов и сам отец богов. Кронос узнал предсказание своей матери, ставшей дельфийской прорицательницей, что его свергнут дети. Чтобы этого не произошло, он их проглатывал.

Супруга Рея спасла только последнего сына -Зевса. Маленьким она передала его на воспитание нимфам на еще неосвоенный остров Крит. Когда тот подрос, то немедленно свергнул отца с его управляемой небесной вотчины.

Кронос и Рея

Кронос и Рея

Тайну, которая помогла громовержцу избежать гибели, раскрыл Прометей. Он предсказал, на ком тому не стоит жениться. Так Зевс стал бессмертным, а его власть на Олимпе — вечной.

Все древнегреческие боги и их зоны ответственности.

Посейдон (Нептун), брат руководителя пантеона на горе Олимп, олицетворял физические силы и характер — мужество и необузданный нрав. Он создавал стихии на воде, топил корабли, вызывал голод на земле. Его олицетворяли с непонятными тогда землетрясениями. Свои вредительства Посейдон компенсировал щедрыми дарами, но потом снова бедокурил.

Гера (Юнона)

Сестра и жена громовержца, поэтому и была главной среди женской группы божеств. Надзирала за крепостью брака и супружеской верностью. Была очень ревнивая, не прощала измен даже Зевсу. Всячески старалась навредить внебрачному его сыну – Гераклу (Геркулес).

Читайте также: Геркулес — самый сильный человек на земле

Зевс и Гера

Зевс и Гера

Аполлон (Феб)

Бог самого яркого света. Позже культ расширился на идеи творческого изящества и врачевания (отец бога врачей Асклепия). Аристократические черты заимствованы из образов Малой Азии. Культ широко распространился в Италии после римских завоеваний Греции.

Аполлон

Аполлон

Артемида (Диана)

Сестра Аполлона. Как и культ брата, уважение к ней занесено в Грецию извне. Артемида ассоциируется с лесами, вообще же она покровительствует всему, что произрастает и плодоносит. Приветствовала рождения и половые отношения.

Артемида

Артемида

Афина (Минерва)

Богиня, у которой непонятно каким образом уживались душевный комфорт и мудрость, воинственность и удивительная женственность. По мифологии, у Зевса (из его кудрявой головы) она родилась уже вооруженной копьем. И только ей, как богине, позволялось вести так называемые справедливые войны. Видимо, олимпийцы полагали, что подобные военные захваты чего-либо можно оправдать.

Трудно перечислить все, чему Афина покровительствовала: от земледелия до наук и искусства, и еще дальше распространялось ее влияние. От ее имени создавались города. Не зря столица Греции названа в честь этой богини. Во всей ее красе изобразил древнегреческий скульптор Фидий.

Афина. Копия древней скульптуры

Афина. Копия древней скульптуры

Гермес (Меркурий).

Если собрать в один список все, что попадало под покровительство богов, то станет понятно, чем были обеспокоены древние греки. Ведь богов создавали, если говорить прямо, они. Вот и в связи с Гермесом видно, что греки были обеспокоены строительством дорог, купеческой торговлей внутри страны и с соседями, раз наделили Гермеса этими полномочиями по покровительству.

Он слыл изворотливым богом, способным хитрить, когда надо, но и обладал знаниями иностранных языков. Очевидно, в земной жизни должны были быть и такие специалисты, раз бог ставился над ними.

Гермес с младенцем Дионисом. Мраморная статуя, 4 век до н.э.

Гермес с младенцем Дионисом. Мраморная статуя, 4 век до н.э.

Афродита (Венера или Киприда)

Хранительница любви и женской красоты. Известен эпос о ней и Адонисе, перенятый из мифов Древнего Востока. Ее сын Эрот (Амур) изображался на картинах, где он стрелами зажигает в людях пламя любви.

Афродита. Бюст II век н.э.

Афродита. Бюст II век н.э.

Гефест (Вулкан).

Уже из римского имени понятно, чем бог занимался: создавал огонь и грохот. Так показано в мифах. Но как общеизвестно, деятельность вулкана неподвластна ни людям, ни богам. Позже Гефест «переквалифицировался» и стал покровителем ремесленников, в кузнечном деле. Ведь там тоже всегда полыхает огонь для плавки металла. Хотя и был хромоногим, но стал супругом Афродиты.

Гефест

Гефест

Деметра.

В отличие от Афродиты, которая олицетворяла необузданную силу природы, богиня направляла природу на службу земледельцам. Под началом Деметры находилась жизнь человека вплоть до смерти.

Деметра

Деметра

Арес (Марс).

В отличие от Афины этот бог действовал путем обмана, измены и хитрости. Любил войну кровавую и ради войны. Гомер писал как о вояке с очень опасным оружием, но не классифицировал оружие. Ареса, как и всех членов пантеона, любили ваять древние скульпторы. Вояка изображался голым, но со шлемом на голове и с мечом.

Арес

Арес

Гестия.

Ее культ – огонь домашнего очага. Алтарь богини должен был находиться в каждом доме, где пылал очаг.

Читайте также: Как звали сына Зевса.

Мы показали мифы Древней Греции, список и описание двенадцати божеств Олимпа. Ниже еще коротко о боге, который являлся братом Зевса и был близок к членам пантеона. Но поскольку выполнял особые функции, то не попал в список двенадцати.

Гестия. Богиня домашнего очага

Гестия. Богиня домашнего очага

Аид (Плутон).

Этого бога боялись даже олимпийцы. А древние греки не произносили имя. Это был самый незримый повелитель, требования которого исполнялись. Ведь это была смерть! Из царства Аида обратная дорога отсутствовала. Аид — единственный бог из пантеона, который никогда не появлялся на Олимпе.

Аид

Аид

Tags: мифы древней греции список, мифы древней греции список и описание, мифы древней греции список названий Последние статьи на сайте

nosecret.com.ua


Смотрите также