Древнегреческая мифология (стр. 1 из 7). Мифология древней
Древнегреческая мифология Википедия
Древнегре́ческая мифоло́гия (мифология Древней Греции) — мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.
Источники[ | код]
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
ru-wiki.ru
Древнегреческая мифология
Федеральное Агентство по Образованию
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Сибирский Федеральный Университет
Контрольная работа
тема: Древнегреческая мифология
Введение
Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до нашей эры и закончила свое развитие вместе с концом общинно-родового общества. Однако да нас дошло множество произведений античной письменной литературы, из которой можно извлечь и образы, и сюжеты, и факты, свидетельствующие о том, что мифологическая традиция была устойчива, закреплялась в памяти поколений, передавалась от предков к потомкам и с развитием письменной литературы стала фиксироваться и систематизироваться. Мифология – это слепок, отражения человеком освоенной территории в фактических образах. В разделе «Мифологическое сознание» мы рассмотрим как выражается результат бессознательного освоения единства окружающего мира и начала его осознания. В разделе «Поэтика мифа» мы рассмотрим, что поэтика мифологизирования не только организует повествование, но служит средством метафорического описания ситуации в современном обществе (отчуждение, чувство неполноценности и бессилия частного человека перед мистифицированными социальными силами) с помощью параллелей из традиционных мифов, которые порождены иной стадией исторического развития. «Миф» по-гречески означает ничто иное, как «слово».
Поэтому и древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях. «Миф» выражает обобщенно смысловую наполненность слова в его целостности в разделе «Греческая мифология» мы обоснуем, что античный мир основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство, рассвеченое вымыслом. В пятом разделе «Диалектика мифа» мы рассмотрим, что миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Эта не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Мифология дает нечто живое, одухотворенное и прекрасное. Мифического образа нет самого по себе, как нет вещи. Миф многосмыслен. В разделе «Логика мифа» мы рассматриваем, что все что совершается в мифе предопределено. Тайна грядущего явна. Свершение же дело героев. Судьбу героев и смертных, участь стран и городов, миф предваряет.
1. Мифологическое сознание
Слово «миф», древнегреческого происхождения, было многозначным: слово, беседа, слухи, рассказ, повествование, сказание, предание, сказка, басня. Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как миф отсылало к более расплывчатому полю смыслов.
Выделение профессионального искусства из мифологии и фольклора в Древней Греции происходило постепенно – начиная от VIII века и вплоть до V века до н.э. Так Гомер уже не первобытная мифология, но Софокл – еще не вполне авторская литература.
Заслугой мифологической школы в фольклористике является разработка методологических принципов сравнительно-исторического метода, установление коллективной природы народного творчества, органической связи языка, мифологии и народной поэзии.
Двадцатое столетие характеризуется огромным интересом к мифу в связи с ростом его влияния на общественное сознание.
В этнографии распространено представление о мифологии как о языческой религии, народных верованиях.
Миф проходит в своем развитии нескольких этапов, характеризующихся различной степенью осознания и рационализации своего содержания субъектов мифотворчества.
В результате освоения мира формируется опыт. Итогом практического освоения становится практический опыт удовлетворения материальных потребностей. Участие вымысла не осознается и определяется в значительной степени опытом освоения мира, его зрелостью. Чем этот опыт меньше, тем больше вымысла может быть внесено в картину мира, но, с другой стороны, - менее свободно воображение, более просто и примитивно домысливание.
Но в рамках мифологии вызревают потребности более точного, адекватного познания и объяснения мира. Появление этнологических мифов – начало науки, появление счета, календаря.
Мифологическое сознание как процесс, оно сводится на первом этапе к сознанию имен или происхождению вещей.
В мифологическом сознании особенное значение имеют топографическое и хронографическое значения.
Представляет интерес догадка Марра об изначальной мифологической функции звуковой речи. Звуковой речью человек ночью отпугивал врагов, успокаивал себя через самовнушения, а позднее – через молитву к тотему и богу.
Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, осознаются в конкретной предметно – символической форме. Таким общим символом социальной общности является тотем.
Основным элементом мифологического сознания многие мифологи считают символ. В отличии от символа художественный образ как способ обобщения ценностных впечатлений имеет конкретную форму, насыщенную эмоционально – ценностным смыслом, чем отличается и от художественного образа, и от понятия.
Символ есть знак, выражающий в обобщенной форме абстракцию ценностной идеи.
Символизация – это установление ассоциативной связи между предметами или явлениями, осознание и переживание этой связи.
Специфические средства и формы освоения мира – это: пространство, время, число, имя, оценка, изображение, ритуал.
Важная особенность мифологического освоения мира – масштаб мифологического пространства. Эту особенность заметил П.А.Флоренский, назвав ее «обратной перспективой», имея в виду ее выражение в иконописи.
При изображении событий на первый план выносились наиболее значимые предметы и фигуры, изображавшиеся крупные менее значимые рисовались как более мелкие, независимо от расположения на изображении.
Понятие числа формировалось различными путями. В мифологии многих народов число «семь» считается магическим, священным.
Отношение ко времени у древнего человека было достаточно сложным, т.е. отсутствие исторического времени. Мифологическое время является субъективным, т.е. отражением времени в мифологическом сознании.
Мифологическое имя – это знак, который фиксирует эмоциональный и целостный образ явления, моделирующий освоение мир и идеально тождественный ему.
Поэтому процесс именования, присвоения имени приобретал особое, сакральное значение.
Имя и слово в мифологическом сознании – два этапа, характеризующие процесс перехода от эмоциональной рефлексии к понятийной. Слово выражает духовную жизнь народа, его ценностный потенциал.
Опыт мифологического освоения мира продолжает жить в нашем сознании и подсознании. На нем базируется способность к творческому перевоплощению.
2. Поэтика мифа
Мифотворчество содержит лишь бессознательно – поэтическое начало, и поэтому применительно к мифу нельзя говорить о собственно художественных приемах, средствах выразительности, стиле и тому подобных объектах поэтики. Однако мифам свойственно претворение общих представлений в чувственно – конкретной форме, т.е. та самая образность, специфична для искусства и которую последнее в известной мере унаследовало от мифологии.
Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях.
В литературном мифологизме на первый план выступает идея вечной циклической повторяемости первичных мифологических прототипов под разными «масками», своеобразной замещаемости литературных мифологических героев, делаются попытки мифологизации житейской прозы писателями и выявления скрытых мифологических основ реализма литературными критиками.
Итальянский ученый Вико, автор «Новой науки», создал первую серьезную философию мифа. Не случайно философия мифа как часть философии истории возникла в эпоху когда начиналось время буржуазной «прозы».
Вико убежден, что древнейшая мифологическая поэзия была в аристотелевском смысле «подражанием природе» но сквозь призму первобытного мифологического воображения. Он высказывает мысль, что можно было бы использовать миф как своего рода исторический источник, с тем чтобы понять, как определенным историческим лицом приписывались по законам мифа родовые качества и деяния, как формировалась на реальной основе мифическая география и космография.
Переходная ступень от просветительского взгляда на миф к романтическому представлена знаменитым немецким просветителем Гердером. Мифы привлекают его своей естественностью, эмоциональностью, поэтичностью и национальным своеобразием.
В общем и целом можно сказать, что если позитивистская этнология второй половины XIX в. видела в мифах лишь «пережитки» и наивный способ объяснения непознанных сил природы, то этнология XX в. доказала, что, во – первых, мифы в примитивных обществах тесно связаны с магией и образом и функционируют как средство поддержания природного, социального порядка и контроля, что во – первых, мифологическое мышление обладает известным логическим и психологическим своеобразием, что, в-третьих, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим «языком», в терминах человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир, общество и самого себя, но что, в-четвертых, своеобразные черты мифологического мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не только глубокой древности, но и других исторических эпох.
Прежде всего, мифологическая мысль сконцентрирована на таких проблемах, как тайна рождения и смерти, судьба и т.д.
Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект.
mirznanii.com
Мифология Древней Греции
Вокруг мифологии в целом, и мифов, в частности, множество научных и околонаучных споров. Причем мифологии не только древнегреческой, но и классической европейской. Так что же это такое мифы? Одни относят их к культуре, другие — к религии, третьи – и к первому, и ко второму как бы в миксе, говоря современным языком. Четвертые считают мифы чуть ли не историческими познаниями.
Скульптуры Богов Древней Греции
Зачем нужны мифы?
Одно неоспоримо и доказано фактами и артефактами: мифология – древнейшая человеческая сущность. Время появления мифологических образов трудно идентифицировать, но оно связано с происхождением языка и человеческого сознания. Мифология возникла не с богами и иными мифическими существами, а для обоснования и отображения их с той точки зрения и мышления, которые были присущи человечеству на конкретном этапе его развития. Мифы – это ритуалы жизни, повод для поиска смысла жизни.
Но вернемся к нашей теме – мифы Древней Греции и список названий. В Элладе мифология дала сильнейший толчок развитию культуры и искусства (скульптуры), даже религии многобожия и единого бога. Уже тогда возникли жанры современного театрального и кинематографического искусства — трагедия и комедия.
Читайте также: Самые интересные мифы про богов Древней Греции
Важный момент. Боги – не идеальные существа. Среди них, как и у людей, существовали пороки. Это зависть, совершались подлости и убийства, в том числе и детей, а также с целью устранения конкурентов для продвижения в иерархии богов. Только один пример. Гея, богиня земли, подняла восстание против супруга, а после победы олимпийцев над титанами с сыновьями пошла атакой на пантеон Олимпа. Она породила стоглавое чудище — Тифона, на которого возлагала надежды уничтожить человечество.
Кронос
Боги Древней Греции
Классифицированы тремя поколениями. Составим список богов третьего этапа. Особенно того состава, который известен как Олимпийцы. Их род пошел от Кроноса (Хронос — время) – первого божеского лидера Греции. По некоторым данным он последний сын Геи. И началась длительная эпоха олимпийских властелинов неба и всего живого на земле.
Зевс-громовержец (рим. Юпитер) — сын отца богов и сам отец богов. Кронос узнал предсказание своей матери, ставшей дельфийской прорицательницей, что его свергнут дети. Чтобы этого не произошло, он их проглатывал.
Супруга Рея спасла только последнего сына -Зевса. Маленьким она передала его на воспитание нимфам на еще неосвоенный остров Крит. Когда тот подрос, то немедленно свергнул отца с его управляемой небесной вотчины.
Кронос и Рея
Тайну, которая помогла громовержцу избежать гибели, раскрыл Прометей. Он предсказал, на ком тому не стоит жениться. Так Зевс стал бессмертным, а его власть на Олимпе — вечной.
Все древнегреческие боги и их зоны ответственности.
Посейдон (Нептун), брат руководителя пантеона на горе Олимп, олицетворял физические силы и характер — мужество и необузданный нрав. Он создавал стихии на воде, топил корабли, вызывал голод на земле. Его олицетворяли с непонятными тогда землетрясениями. Свои вредительства Посейдон компенсировал щедрыми дарами, но потом снова бедокурил.
Гера (Юнона)
Сестра и жена громовержца, поэтому и была главной среди женской группы божеств. Надзирала за крепостью брака и супружеской верностью. Была очень ревнивая, не прощала измен даже Зевсу. Всячески старалась навредить внебрачному его сыну – Гераклу (Геркулес).
Читайте также: Геркулес — самый сильный человек на земле
Зевс и Гера
Аполлон (Феб)
Бог самого яркого света. Позже культ расширился на идеи творческого изящества и врачевания (отец бога врачей Асклепия). Аристократические черты заимствованы из образов Малой Азии. Культ широко распространился в Италии после римских завоеваний Греции.
Аполлон
Артемида (Диана)
Сестра Аполлона. Как и культ брата, уважение к ней занесено в Грецию извне. Артемида ассоциируется с лесами, вообще же она покровительствует всему, что произрастает и плодоносит. Приветствовала рождения и половые отношения.
Артемида
Афина (Минерва)
Богиня, у которой непонятно каким образом уживались душевный комфорт и мудрость, воинственность и удивительная женственность. По мифологии, у Зевса (из его кудрявой головы) она родилась уже вооруженной копьем. И только ей, как богине, позволялось вести так называемые справедливые войны. Видимо, олимпийцы полагали, что подобные военные захваты чего-либо можно оправдать.
Трудно перечислить все, чему Афина покровительствовала: от земледелия до наук и искусства, и еще дальше распространялось ее влияние. От ее имени создавались города. Не зря столица Греции названа в честь этой богини. Во всей ее красе изобразил древнегреческий скульптор Фидий.
Афина. Копия древней скульптуры
Гермес (Меркурий).
Если собрать в один список все, что попадало под покровительство богов, то станет понятно, чем были обеспокоены древние греки. Ведь богов создавали, если говорить прямо, они. Вот и в связи с Гермесом видно, что греки были обеспокоены строительством дорог, купеческой торговлей внутри страны и с соседями, раз наделили Гермеса этими полномочиями по покровительству.
Он слыл изворотливым богом, способным хитрить, когда надо, но и обладал знаниями иностранных языков. Очевидно, в земной жизни должны были быть и такие специалисты, раз бог ставился над ними.
Гермес с младенцем Дионисом. Мраморная статуя, 4 век до н.э.
Афродита (Венера или Киприда)
Хранительница любви и женской красоты. Известен эпос о ней и Адонисе, перенятый из мифов Древнего Востока. Ее сын Эрот (Амур) изображался на картинах, где он стрелами зажигает в людях пламя любви.
Афродита. Бюст II век н.э.
Гефест (Вулкан).
Уже из римского имени понятно, чем бог занимался: создавал огонь и грохот. Так показано в мифах. Но как общеизвестно, деятельность вулкана неподвластна ни людям, ни богам. Позже Гефест «переквалифицировался» и стал покровителем ремесленников, в кузнечном деле. Ведь там тоже всегда полыхает огонь для плавки металла. Хотя и был хромоногим, но стал супругом Афродиты.
Гефест
Деметра.
В отличие от Афродиты, которая олицетворяла необузданную силу природы, богиня направляла природу на службу земледельцам. Под началом Деметры находилась жизнь человека вплоть до смерти.
Деметра
Арес (Марс).
В отличие от Афины этот бог действовал путем обмана, измены и хитрости. Любил войну кровавую и ради войны. Гомер писал как о вояке с очень опасным оружием, но не классифицировал оружие. Ареса, как и всех членов пантеона, любили ваять древние скульпторы. Вояка изображался голым, но со шлемом на голове и с мечом.
Арес
Гестия.
Ее культ – огонь домашнего очага. Алтарь богини должен был находиться в каждом доме, где пылал очаг.
Читайте также: Как звали сына Зевса.
Мы показали мифы Древней Греции, список и описание двенадцати божеств Олимпа. Ниже еще коротко о боге, который являлся братом Зевса и был близок к членам пантеона. Но поскольку выполнял особые функции, то не попал в список двенадцати.
Гестия. Богиня домашнего очага
Аид (Плутон).
Этого бога боялись даже олимпийцы. А древние греки не произносили имя. Это был самый незримый повелитель, требования которого исполнялись. Ведь это была смерть! Из царства Аида обратная дорога отсутствовала. Аид — единственный бог из пантеона, который никогда не появлялся на Олимпе.
Аид
Tags: мифы древней греции список, мифы древней греции список и описание, мифы древней греции список названий Последние статьи на сайте